Содержание
О молитве
В Греции увидел свет VI том «Слов» старца Паисия Святогорца «О молитве». AgionOros.ru предлагает Вашему вниманию первые две главы этого издания.
ОБЩЕНИЕ С БОГОМ
Молитва есть разговор с Богом
Блаженны установившие связь с Небом
— Батюшка, что значит для Вас молитва?
— Посылаю сигнал, прошу помощи. Постоянно прошу помощи у Христа, у Божией Матери, у святых, для себя самого и для других. Если не буду просить, то и не получу.
Помню, во время гражданской войны нас окружили мятежники, тысяча шестьсот человек. Наших было только сто восемьдесят. Мы укрепились за горой. Если бы мятежники нас захватили, то поубивали бы всех. Я пытался установить антенну, чтобы связаться с центром. Но ничего не получалось: её сбивало огнем. Капитан кричит: «Бросай, давай сюда, помогай таскать гранаты». Иногда он отбегал к пулеметам, проверить как там дела. И только уходил, я тут же бежал к рации. Пока он отдавал приказы, я пробовал установить антенну, а потом снова бежал помогать таскать ящики, чтобы командир не ругался. В конце концов, с помощью палки и саперной лопатки я смог поднять антенну и установить связь. Сказал всего два слова. И всё, этого было достаточно! Утром подоспела авиация, и нас спасли. Шутка, сто восемьдесят человек были в окружении у тысячи шестисот и смогли выбраться?
Тогда-то я понял великую миссию монаха — помогать молитвой. Мирские говорят: «Чем занимаются монахи? Почему не идут в мир помогать людям?» Это все равно, что говорить радисту: «Ты чего возишься с рацией? Бросай ее, бери винтовку и иди стреляй».
Даже если мы установим связь со всеми радиостанциями мира, не будет нам от этого никакой пользы, если не будем иметь небесного общения с Богом, просить и получать от Него помощь. Блаженны установившие связь с Небом и по благочестию пребывающие в общении с Богом.
Христос даёт нам возможность общения с Ним
— Батюшка, моя боль и печаль это молитва. Я сильно в ней отстаю. Что мне делать?
— Говори со Христом, Божией Матерью, ангелами и святыми просто и не задумываясь, на любом месте, и проси чего хочешь. Говори: «Господи, или, Матерь Божия, Ты знаешь мой настрой. Помоги мне!» Вот так просто и со смирением говори с Ними о том, что тебя беспокоит, а уже потом произноси молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
— Батюшка, я не молюсь со вниманием.
— Когда молишься, думай, с кем говоришь. Ты говоришь с Богом! Неужели это неважно? Когда кто-то говорит с каким-нибудь высокопоставленным чином, то с каким вниманием произносит каждое слово! Следит, чтобы не сказать какой глупости, порой даже дар речи теряет от смущения. Если с человеком мы с таким вниманием говорим, то с каким вниманием надо говорить с Богом? Малое дитя, когда идёт говорить с отцом или каким-либо взрослым человеком, испытывает смущение. А когда собирается сказать что-то учителю, которого к тому же немного побаивается, то смущается ещё больше. А мы говорим с Самим Богом, Божией Матерью, святыми и этого не понимаем?
— До прихода в монастырь, батюшка, я монашество связывала с молитвой. А теперь мне трудно молиться и я считаю, что молитва это самое тяжёлое и утомительное дело.
— Ты вроде филолог по образованию? Тебе нравится говорить, и ты не устаёшь от разговоров с людьми. А со Христом, Который удостаивает тебя беседы, тебе говорить трудно. Это уж как-то слишком. Всё равно, что сказать: «Ох, нужно идти говорить с царём. Неохота, да делать нечего. Придётся идти». Христос даёт нам возможность общаться с Ним постоянно в молитве, а мы этого не хотим? Вот это да! И удивительно то, что Он Сам хочет нам помогать, лишь бы мы к Нему обращались, а нам лень!
— Батюшка, я часто впадаю в пустословие, а потом огорчаюсь.
— Разве не лучше разговаривать со Христом? Кто говорит со Христом, никогда не раскаивается. Конечно, пустословие — страсть, но если пользоваться им в духовных целях, то оно может стать началом молитвы. Другим даже лень говорить. А в тебе есть сила и порыв к разговору. Если будешь использовать это в духовных целях, то твоя душа освятится. Постарайся с людьми говорить только о необходимом, и всё время говорить со Христом. Стоит тебе завести с Ним смиренную беседу, как перестанешь замечать, что происходит вокруг: таким сладким и интересным будет это общение. Меня разговоры даже и на духовные темы утомляют, а я в молитве по-настоящему отдыхаю.
Молитва — это разговор с Богом. Я иногда завидую людям, жившим во времена Христа, ведь они видели Его своими глазами и слышали своими ушами, даже могли с Ним говорить. Но думаю, что мы находимся в лучшем по сравнению с ними положении, потому что они не могли часто беспокоить Его своими нуждами, а мы можем в молитве постоянно общаться со Христом.
— Батюшка, как нужно молиться?
— Себя ощущай маленьким ребёнком, а Бога своим Отцом и проси Его обо всём, в чём имеешь нужду. Беседуя таким образом с Богом, тебе не захочется потом от Него отходить, потому что только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединённую с божественной нежностью.
Молитва означает поместить Христа к себе в сердце, возлюбить Его всем своим существом. «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим» (Лк. 10, 27), — говорит Священное Писание. Когда человек любит Бога и имеет общение с Ним, ничто земное его не прельщает. Он делается словно безумный. Поставь безумцу самую лучшую музыку: она его не трогает. Покажи самые прекрасные картины: он и внимания не обратит. Дай самые вкусные блюда, самую лучшую одежду, самые прекрасные ароматы: ему всё равно, он живёт в своем мире. Так и человек, имеющий общение с миром небесным: он весь там и ни за что не хочет с ним расстаться. Как нельзя ребёнка оторвать от объятий матери, так нельзя оторвать от молитвы человека, который понял её смысл. Что чувствует ребёнок в объятиях матери? Только тот, кто почувствует присутствие Бога, а себя почувствует маленьким дитём, может это понять.
Я знаю людей, которые, когда молятся, ощущают себя маленькими детьми. И если кто-то услышит, что они говорят во время молитвы, то скажет, что это маленькие дети. А если увидит, какие делают при этом движения, то скажет, что эти люди сошли с ума! Как дитя бежит к отцу, хватает его за рукав и говорит: «Не знаю как, но ты должен сделать, что я прошу». С такой же простотой и дерзновением эти люди просят Бога.
— Батюшка, может ли желание молитвы родиться от некоей эмоциональной потребности в общении, в утешении?
— Даже если оно родится от какой-нибудь доброй эмоциональной потребности в Боге, разве это плохо? Однако, похоже, что ты всё пребываешь в забывчивости и только в нужде обращаешься к молитве. Ясно, что Бог для того попускает случаться у нас разным нуждам и затруднениям, чтобы мы прибегали к Нему, но лучше, когда по любви ребёнок бежит к своему отцу или матери. Возможно ли представить ребёнка, знающего, как его любят родители, которого приходилось бы силой заставлять идти на руки к матери или отцу?
Бог есть нежный Отец, и Он любит нас. Поэтому нужно с нетерпением ждать часа молитвы и никогда не насыщаться общением с Ним.
Будем чувствовать потребность в молитве
— Батюшка, у меня нет крепкой веры и я чувствую себя слабой.
— Знаешь, что сделай? Прилепись к Богу, как ребёнок хватается за шею отца, обними Его и не отпускай, чтобы Он не мог тебя от Себя отдалить. Тогда ты будешь чувствовать надежность и силу.
— Батюшка, я чувствую потребность опереться на Бога, но затрудняюсь.
— Тяни руки вверх, так они у тебя постепенно вырастут, и ухватишься за Бога.
— Батюшка, когда мало времени, и я молюсь торопливо, может, ворую время, которое должна посвятить Христу?
— У Христа всего много, сколько ни воруй, Он ни в чём не имеет нужды, а ты вот не получаешь пользы. Не Христу нужна наша молитва, а нам нужна Его помощь. Мы молимся, потому что так общаемся с Богом, Который нас сотворил. Если не будем этого делать, то впадём в руки диавола, и тогда горе нам. Видишь, что говорит авва Исаак? «Бог не спросит с нас, почему мы не молились, но почему не пребывали с Ним в общении и таким образом дали право диаволу мучить нас» 1 .
— Батюшка, как мне полюбить молитву?
— Почувствуй потребность в молитве. Как телу, чтобы жить, нужна пища, так и душа, чтобы жить, должна питаться. Если она не будет питаться, то ослабеет, а потом наступит духовная смерть.
— Батюшка, что нам мешает в молитве?
— Нам трудно молиться только тогда, когда мы не чувствуем в молитве потребности. Кто не понимает смысла молитвы, не ощущает потребности в ней, тот считает её повинностью, уподобляется неразумному дитю, которое отворачивается от материнской груди, материнской нежности и потому растет слабое и болезненное.
Молитва — это защита
— Батюшка, как почувствовать необходимость в молитве?
— Нужно было бы вам побывать на войне, чтобы мы могли понять друг друга! На фронте во время войны, если мы постоянно находились на связи с центром, то чувствовали себя в большей безопасности. Когда выходили на связь каждые два часа, чувствовали себя в безопасности. Если связывались всего два раза в день, утром и вечером, то чувствовали себя покинутыми. То же и с молитвой. Чем больше человек молится, тем больше чувствует духовной уверенности. Молитва — это защита.
Если мы постоянно находимся «на связи» с Богом, то будем предупреждать любое зло. Как-то раз в автобусе ехал один монах 2 , он молился с закрытыми глазами, и поэтому все думали, что он спит. Вдруг грузовик, который ехал по встречной полосе, врезался в столб, машины с разных сторон начали сталкиваться и произошла серьезная авария. Автобус же каким-то образом оказался в нескольких метрах от дороги, как будто его перенесла какая-то невидимая рука, и никто из пассажиров не пострадал. Молитва монаха их спасла.
— Батюшка, часто миряне спрашивают, как приобрести навык постоянной молитвы.
— Видишь ли, раньше некоторые из тех, кто посвящал себя монашеству и имел твёрдый характер, уходили и подвизались на неприступных скалах, в пещерах, в языческих гробницах или в жилищах демонов. Там им угрожало множество опасностей — мог сорваться камень со скалы, рычали бесы и т. д. — и страх вынуждал их постоянно вопиять: «Христос, Матерь Божия…». Так в них постоянно жил добрый навык непрестанной молитвы. Сегодня, с ночными увеселениями, наркотиками и пр., многие из тех, кто садятся за руль, себя не контролируют. Отправляется человек на работу и не знает, вернётся ли домой живым или окажется покалеченным в больнице. Разве это не повод, чтобы постоянно вопиять: «Христос, Матерь Божия…»? Если бы миряне использовали во благо страх тех опасностей, что им угрожают, то они бы и нас монахов превзошли в молитве и самих бы опасностей избежали.
Как-то пришёл ко мне в каливу один человек. Он был сильно расстроен, потому что по невнимательности сбил на дороге ребёнка. «Я преступник», — повторял он. «А ты молился в это время?», — спросил я его. «Нет», — ответил он. «Ты виноват не столько в том, что сбил ребёнка, сколько в том, что не молился». И я рассказал ему один случай. Я знал одного человека, служащего, который достиг большой меры добродетели. Он молился постоянно – и на работе, и в дороге, везде. Молитва у него стала самодвижущаяся, и вслед за славословиями у него лились слезы радости. В офисе, где он работал, все бумаги орошал слезами. Поэтому он подумывал оставить работу, уйти на пониженную пенсию, и приехал ко мне в каливу за советом. Я ему сказал: «Не уходи, а когда товарищи по работе станут тебя спрашивать, почему ты плачешь, отвечай, что подумал о своем умершем отце». Так вот, однажды он ехал за рулем и вдруг на дорогу выскочил ребёнок. Он стукнул его так, что тот отлетел как мячик, но при этом ничуть не пострадал. Бог сохранил, потому что в это время человек молился.
— Батюшка, будет война?
— Вы молитесь? Я с весны по осень провожу мобилизацию молитвы, без шума, молюсь, чтобы Бог нас помиловал, чтобы нам избежать войны и мобилизации. Мне было такое извещение 3 : «Усиленно молитесь, чтобы туркам помешали, потому что в воскресенье 16 октября они собираются на нас напасть». Слава Богу, пока Богородица нас хранит, будем надеяться, что будет нас хранить и дальше.
— Батюшка, теперь, когда у нас опасность миновала, нужно продолжать молиться об этом?
— Что, в других местах нет войны? Что значит «у нас» и «у них»? И там, где сейчас война, наши братья. Разве все мы люди не от Адама и Евы? Но семья наша разделилась: одни люди здесь, другие там. С другими православными мы братья и по плоти и по духу, а с остальными людьми братья только по плоти. Значит, ещё один повод больше за них молиться, потому что они несчастней нас.
— Батюшка, сейчас в трудное для Греции время я больше молюсь, но в то же время думаю, что спасение Греции не зависит от моей молитвы.
— Не в том дело, что спасение Греции зависит от твоей молитвы, но в том, что, если ты думаешь о трудностях, которые переживает Греция, значит болеешь за родину и просишь Бога о помощи; и только Он один может помочь.
Молитесь, чтобы Бог явил людей духовных, Маккавеев 4 , потому что в них большая потребность. Пришло время борьбы добра со злом, потому что беззаконие возведено в закон, а грех сделался модой. Но, когда вы увидите беды в Греции; правительство станет издавать безумные законы и начнётся всеобщая нестабильность, не бойтесь — Бог поможет 5 .
— Судя по тому, что Вы говорите, батюшка, нам нужно всё оставить и все силы направить на молитву.
— Конечно, как же ещё! Весь мир кипит, как большой котёл. Церковь, государство, народы — всё перевернулось вверх дном! И к чему всё это ведёт, не знает никто. Будем надеяться на помощь Божию! Монахам нужно усиленно молиться. Им нужно оставить все свои, даже срочные, дела и заняться молитвой.
По мере сил молитесь со смирением за мир, который дал лукавому большие права над собой и страдает. Не забывайте, что мы стали монахами и ради спасения своей души и для того, чтобы помогать миру молитвой. Будем стараться стать добрыми монахами, будем молиться, творить поклоны за себя и за мир, потому что монах этим помогает людям.
Детям о православии: 5 вопросов о молитве
Зачем нужно молиться? Почему Бог не слышит молитву? Какая молитва самая главная? О том, как на эти и другие вопросы ответить ребенку, вы узнаете, прочитав книгу «Детям о Православии. О молитве» . Делимся отрывками из нее!
1. Зачем нужно молиться?
Когда я учился в семинарии (так называется школа будущих священников), то должен был вместе с другими студентами молиться утром и вечером. Помню, как некоторые из нас жаловались. Говорили: «Как так? Нельзя молиться по расписанию!»
Меня этот вопрос тоже мучил. И я спросил одного старого священника, что он думает о молитве по расписанию? Ответ меня удивил. Тот батюшка сказал, что молитва не должна быть в тягость. Пусть она станет похожа на разговор с родителями, по которым соскучился. Помню, что в семинарии я каждый день звонил домой — в одно и то же время, как раз по расписанию. Но это и мне, и маме было только в радость. С того момента молитва для меня тоже стала «звонком» — Отцу Небесному — и перестала быть обузой.
«Если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности), как же ты хочешь, чтобы Бог услышал её?» Святитель Иоанн Златоуст
2. Какая молитва самая главная?
Наверное, тебе это вопрос покажется странным. Но представляешь, существует молитва, автором которой является не человек, а Сам Бог. Молитва эта называется по первым своим словам — «Отче наш. ». Её впервые произнёс Спаситель Иисус Христос по просьбе Своих учеников — апостолов. Апостолы были простыми рыбаками, людьми не слишком образованными. Им хотелось узнать, как правильно обращаться к Богу. И вот Христос дал им молитву. Она начинается с удивительного выражения — «Отец наш». До Христа никто из людей не смел называть Бога Отцом. Спаситель открыл людям, что Господь любит их совсем как отец. Поэтому и называть Его нужно именно так — «Отче наш», или «наш Отец».
У одного юноши спросили: «Как ты думаешь, есть на свете такая молитва, которая была бы важнее и нужнее других?» — «Конечно, есть! — не задумываясь, ответил тот. — Это молитва, которой научил людей Сам Господь: «Отче наш»». — «Какие же слова тут важнее других?» — «Да будет воля Твоя». — «Отчего ты так думаешь?» — «Оттого что никогда не знает человек, что для него лучше, что полезнее. Поэтому мы и просим, чтобы воля Господа была и на Небесах, и с человеком на земле».
3. Когда Бог не слышит молитву?
Случается, что Бог не слышит молитву человека. Так происходит не потому, что Господь упрямится или у Него на нас не хватает времени. Совсем нет. Бог не отвечает на молитву, если мы на кого-то злимся и не хотим этого человека простить. Помнишь, мы выяснили — молитва произносится не только губами, ртом. Прежде всего, она идёт из сердца. Как ты думаешь, сможет ли сердце, охваченное обидой, хорошо молиться? Приятно ли Богу разговаривать с таким сердцем? Чтобы Господь слышал нашу молитву, нам надо жить в мире с собой и окружающими людьми. Учиться прощать и не держать зла. Тогда и с Богом общение прерываться не будет.
Один монах был кем-то сильно обижен. Он пришёл к старцу и сказал: «Меня обидел один человек, и я хочу отомстить за себя». Старец отвечал ему: «Нет, сын мой, пусть Бог Сам всё рассудит. А ты прости своего обидчика». Но монах никак не мог успокоиться. Тогда старец сказал: «Давай помолимся Богу вместе». Во время молитвы старец начал говорить вслух: «Боже! Ты больше нам не нужен. Мы сами станем судить людей и мстить им за обиды!» Услышав это, монах испугался. Он понял свою ошибку и сказал: «Прости меня! Бог для меня дороже всего. Если нужно выбирать между Господом и местью, то я прощу своего обидчика. И не буду мстить за себя».
4. Где лучше молиться — дома или в храме?
Помнишь, мы говорили, что молитва — это разговор. Разговор человека с Богом. Как ты прекрасно понимаешь, общаться с кем-то можно по-разному. Например, ты решил поговорить с другом. Ты можешь позвонить ему по телефону, а можешь пойти к нему в гости. По телефону слышен будет только голос человека, а при личной встрече общение будет совсем другим. Более полным и цельным. Так и в молитве. Конечно, Господь с радостью слушает домашние молитвы, но ещё с большей радостью принимает всех нас в гости, когда мы приходим в храм. Храм ведь — это дом Бога. Там Его присутствие ощущается яснее всего. Поэтому обязательно молись дома (утром и вечером), но и в храм не забывай приходить. Господь приглашает тебя в гости.
Рыбак перевозил на лодке человека. Пассажир увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом — «трудись». «Зачем это?» — спросил он. «Для памяти, — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться». — «Ну, трудиться, понятно, всем надо, а вот молиться. это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву?» — «Не нужно?» — спросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. «Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперёд».
5. Литургия — общая молитва
Есть такая молитва, которую нельзя произносить одному. Когда Христос жил в нашем мире, Он оставил Своим ученикам-апостолам задание. Спаситель попросил их молиться вместе и вспоминать о Его жизни и смерти. Эта общая молитва со временем стала целым богослужением. Называется оно литургия. Это слово греческое и переводится на русский язык так: «общее дело». На литургии священник молится вместе со своими прихожанами. Вместе они вспоминают подвиг Христа. Во время литургии совершается главное таинство Церкви — Святое Причастие, когда хлеб и вино таинственным образом становятся Телом и Кровью Христовыми. Это чудо происходит только по общей молитве. В ней и ты можешь принять участие, если придёшь на литургию.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Цитаты и иллюстрации из книги «Детям о Православии. О молитве» священника Антония Борисова.
О молитве
Николаев Сергий, священник
Дыхание соединяет нас с миром, в котором мы живем. Прерывается эта связь — и прерывается жизнь. Молитва — дыхание нашей души, она соединяет нас с Богом. Когда нет этой связи, душа наша страдает, и, хотя, будучи бессмертной, не может умереть, можно говорить о духовном небытии.
Сочетая в себе природу материальную и духовную, мы не можем все свои заботы сосредоточить на одном лишь физическом теле. Неразрывно связанные в земной жизни душа наша и тело, естественно, оказывают друг на друга влияние. И неизбежно страдания забытой нами души влекут за собой скорби плоти. Первая и главная наша забота о душе — молитва. Ей мы и посвятим сегодняшнюю беседу.
Солнце всходит и утро наступает для всех: для верующих и неверующих, для язычников и христиан. И так же как все люди, христианин, пробудившись от сна, встанет, оденется, приведет себя в порядок. Но далее, прежде чем отдаться заботам дня, верующий человек освятит свой день молитвой. С молитвой он сядет за трапезу, с молитвой покинет дом, с молитвой приступит к дневным занятиям. Память о Боге сопутствует ему весь день. И перед тем как отойти ко сну, Ему же. Всемилостивому, предаст христианин заботу о себе в молитве “В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой…”
Молитва есть благоговейное собеседование человека с Богом. Именно в общении с Господом состояло райское блаженство первого человека. Об утрате этого счастья плакал всю свою жизнь Адам. Молитва помогает нам вернуть утраченное. И нужна она прежде всего нам. Наивно полагать, что наши славословия прибавят что-либо к совершенной славе Господа. Или что Ему неведомы наши нужды. Наши слова ничего не прибавят и не убавят от Бога. Не сообщат неведомую Ему информацию. Но в наших словах — наше сердечное расположение, а именно оно есть залог спасения. Залог будущей жизни с Господом.
Как дитяти свойственно обращаться к отцу (а все мы усыновлены Богу нашему единением с Иисусом Христом, Сыном Божиим и Сыном Человеческим), так и нам должно быть свойственно обращаться к Богу в радости и печали, с благодарением и просьбой, славя Его, Небесного Отца и принося обещания, ища у Него утешения в скорбях и испрашивая прощения за грехи. И как дитя воспитывается в общении с родителями, так воспитанию “внутреннего человека”, нашей души, помогает молитва. Она помогает и усвоить истину, и устоять в ней.
Есть ли у вас близкий человек постоянно заботящийся о вас, всегда щедрый, неизменно милосердный, неизмеримо богатый, всемогущий, справедливый, любящий вас независимо от обстоятельств? Вряд ли кто-то обладает всеми этими качествами. Но именно такого собеседника имеем мы в молитве — Господа. И Он нам ближе, чем кто-либо. Господь, по словам св. праведного Иоанна Кронштадтского, ближе к нам, чем наша собственная рубашка.
Вспоминаю слова пятилетней малышки, обращенные к подруге: “Ты только начни молиться, а Господь тут как тут. Тут как тут”. Такое ощущение реального присутствия Господа должно всегда сопутствовать нашей молитве. И вера. Безусловная и непоколебимая вера в то, что Он не только в силах разрешить любую нашу заботу и нужду, но обязательно исполнит это самым лучшим образом для нас. “По вере вашей да будет вам”, — говорит Христос Спаситель ( Мф. 9:29 ). Каковы же должны быть время, место и предмет молитвы?
Домашние молитвы христианина состоят из обязательных утренних и вечерних молитв, так называемого молитвенного правила, молитвы перед едой и по окончании трапезы, а также призывания помощи Божией на всякое дело. Кроме того, многие личные обстоятельства, как то — болезнь близких, предстоящая дорога, притеснение или нужда, страх за родных мог стать причиной особой молитвы. Христианин не забывает и поблагодарить Бога за Его благодеяния. Ведь, согласно словам святых отцов, благодарение за благодеяние — это рука, протянутая за новым благодеянием. Господь не оставит ее пустой.
В воскресные и праздничные дни христиане посещают храм, участвуют в общественной молитве. Такова еще одна обязанность верующего человека. Приходилось не единожды слышать скептическое возражение: “Если так молиться, то и работать некогда”.
Царь Алексей Михайлович ежедневно кроме утренних и вечерних молитв выстаивал двух-трехчасовую службу. А Великим постом и по пять-шесть часов. Клал по тысяче и более поклонов в день. А между тем труд царя в России был всегда личным трудом. Любое государственное дело, будь то политический шаг, закон, новшество в экономике, обдумывалось и наблюдалось в исполнении самим государем. А потому личный труд царя превышал труд любого подданного. У Алексея Михайловича же находилось время и для семьи, и для занятий музыкой, и для охоты.
Александр Данилович Меншиков, губернатор Санкт-Петербурга и ближайший соратник Петра Первого, каждый день начинал с того, что отстаивал церковную службу. Каждый день… До конца жизни не отставал он от этого правила. А дел у всемогущего министра было столько, что хватило бы на современный парламент. Время он ценить умел.
Михаил Васильевич Ломоносов был человеком очень религиозным, читал наизусть не только обычные молитвословия, но и всю Псалтирь. А его недаром назвали “Российской академией”.
Александр Васильевич Суворов почитал церковную службу и сам пел на клиросе, а для воинов при любых обстоятельствах не сокращал молитвенного правила.
Русский министр и поэт Гаврила Романович Державин, также человек действия, немало потрудившийся на благо Отечества, оставил нам много духовных стихов и поэтических переводов псалмов, из которых видно, что молитва часто была предметом его размышлений, а имя Божие не редко было на устах.
Не нехватка времени, не обремененность делами не позволяют некоторым из нас обратиться к Богу с молитвой — а маловерие, нерадение о себе, душевная лень. Несколько минут для молитвы всегда можно найти даже при самом плотном житейском графике. Но…
Люди, которые молятся, знают, как по-разному складывается день в зависимости от утренней молитвы. Одна православная женщина рассказывала: “Если я помолюсь утром как положено, то у меня в сутках как будто часов прибавляется. А если молюсь на ходу, кое-как, то день сокращается часов до пяти-шести. Да и дела идут вкривь и вкось”.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал не оставлять вечернего молитвенного правила, даже если очень устали. Пусть вы отнимите у сна несколько минут, но все же потрудитесь помолиться, и сон ваш будет более полноценным, и проснетесь вы отдохнувшими. Испытайте этот совет.
Молиться можно во всякое время и на всяком месте. Святитель Иоанн Златоуст советует не смущаться никаким местом. Князь Владимир Мономах в своем поучении предлагает и в дороге, если нет дела, повторять молитву “Господи, помилуй”, что, конечно же, лучше, нежели “думать безлепицу ездя”. “Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия”(1 Фее. 5, 18), — учит Апостол.
Не надо ждать некоего “молитвенного настроения” или “внутренней потребности” молиться, на которые ссылаются некоторые ленивые молитвенники. Так можно прождать всю жизнь. Или обратить молитву в тщеславный монолог, о котором Спаситель сказал: “…чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня” ( Мф. 15:8 ). Пусть молитва будет трудовой, с понуждением. “Царство Небесное силою берется” ( Мф. 11:12 ), то есть дается с трудом.
За личной или частной молитвой не следует забывать молитвы общественной, храмовой. “Помни день субботний (день покоя), чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему” ( Исх. 20:8 ), — говорит заповедь. Воскресный день, сменивший ветхозаветную субботу, называли прежде “неделей”, в отличие от “седмицы”, которую мы сейчас называем неделей. В церковном календаре эти названия сохранились и поныне. “Неделя”, то есть время, когда “не делают”, посвящалась всегда церковной службе и различным богоугодным делам: посещению больных родственниками; стариков-родителей детьми; острога, для раздачи милостыни.
Пребывание в храме по воскресным и праздничным дням обязательно для верующих. “Ибо здесь есть нечто большее — соединение многих, союз любви, молитвы священников, — говорит о церковной молитве святитель Иоанн Златоуст. — Для того и поставлены священники, чтобы молитвы народа, которые могут быть слабыми, соединяя с более сильными, возносить на небо”. Домом молитвы называет храм Спаситель.
Церковно дисциплинированные люди знают, как отзывается на душевном состоянии, на ходе всех дел пропуск воскресного богослужения. “Нет радости, нет праздника в душе”, говорят многие в таком случае.
Посещая церковь, мы покупаем и зажигаем перед иконами свечи. Не надо забывать, что свеча — это лишь символ нашей молитвы, нашего горения к Богу. Дело же молитвы остается за нами.
Предметом молитвы может быть любая наша просьба, благодарение или прославление Имени Божия. Чаще всего мы обращаемся к Богу с просьбой, помня Его обещание: “И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне” ( Иоан. 14:13 ). “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят” ( Мф. 7, 7—8 ).
Правда, полезно помнить и то, что “уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно” (св. Ефрем Сирии). А потому “с великой осмотрительностью должно делать прошения, сообразуя их с волей Божией” (св. Василий Великий).
Нередко случается слышать вопрос: “Можно ли молиться своими словами или нужно использовать только установленные, обязательные тексты?”. Можно молиться и своими словами. В этом нет ничего плохого. Но прочтите молитвы, содержащиеся в Молитвослове. Разве сможем мы так выразить свою любовь к Богу? Свою веру в Его всемогущество, милосердие, человеколюбие? Веру в то, что он простит наши грехи и исполнит наши просьбы? Молитвы эти написаны святыми людьми. Читая их, мы становимся единомысленны с этими святыми. И, кроме того, мы имеем их как бы ходатаями за нас перед Господом. Все равно как если бы в каком-то прошении мы поставили свое имя рядом с именем очень знаменитого и заслуженного человека.
Слова молитв, составленные Божиими угодниками, способны не только выразить наши мысли, но и направить их, способны усилить и развить молитвенное чувство, укрепить в сознании многие понятия. Такие молитвы подобны школе. Но при некоторых обстоятельствах естественнее молиться своими словами.
Есть молитвы, слова которых мы просто обязаны знать. Это молитва Господня — “Отче наш…”, данная нам самим Господом. Это, конечно, молитва “Богородице Дево, радуйся…”, в основу которой легли приветственные слова Архангела Гавриила и праведной Елисаветы. Это молитва “Верую”, в ней в краткой форме содержится то, что составляет основу христианского вероучения.
Удивительную историю о молитве пришлось мне слышать от одной родительницы. Женщина рассказала, что раньше она была довольно равнодушна к религии. Молиться или ходить в церковь ей было, скажем, не интересно. Но однажды ее семилетней девочке приснился сон. “Мне снилось, — рассказала дочка маме, — что я стою на каком-то празднике. Рядом стояли мама, бабушка, дедушка и много знакомых. Я увидела очень красивого человека с длинными светлыми волосами на прямой пробор и с бородой. Я думаю, что это был Иисус Христос. Он подошел ко мне и взял меня и мою подругу Таню за руки. Мы пришли в какую-то комнату. Там стояли парты, почти как в школе, за ними сидели дети. Этот человек стал учить нас. Мы выучили две молитвы”. И здесь девочка без ошибок прочла “Отче наш…” и “Богородице Дево, радуйся…”, которые раньше не слышала. Сейчас это церковная и религиозно образованная семья. Не показывает ли этот случай еще раз нам, что есть молитвы, текст которых имеет божественное, небесное происхождение.
Есть у нас чудотворная Иисусова молитва. О ней написаны книги, она виновница многих замечательных чудес. Слова ее: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного” — привычны многим верующим. Именно об этой молитве М.Ю. Лермонтов написал замечательное стихотворение, которое хотелось бы напомнить:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучъи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Молитвенный опыт, переданный в стихотворной форме, принадлежит двадцатипятилетнему светскому офицеру. Михаил Юрьевич не определил на дело молитвы и покаяния годы старости, как некоторые из нас. Старости у него не было, он погиб двадцати семи лет. А можем ли мы быть уверены, что доживем до таких лет, когда физическая немощь сделает для нас невозможными развлечения и труд, и мы, как нам кажется, сможем всецело посвятить себя молитве? Не будет ли поздно? Не желая в этом мире отдать несколько минут в день общению с Богом, смеем ли мы надеяться на это общение в будущем? Наша будущая жизнь начинается здесь. Всего несколько слов молитвы. И они у нас есть.
Сколь содержательна и выразительна такая короткая молитва, как “Господи, помилуй”. В ней исповедание Господа нашим Владыкою и Начальником, признание Его могущества и милосердия, осознание нашей немощи и греховности, и вера, что Господь переменит нашу участь, в ней надежда на спасение. Все это в двух словах, сказанных от сердца.
Плоды молитвы трудно переоценить. Вот что говорит о ней святитель Иоанн Златоуст: “Кто может усердно молиться, тот богаче всех, хотя бы он был беднее всех. Напротив, кто не прибегает к молитве, тот, хотя бы сидел на царском престоле, слабее всех”.
Веря, что молитва — это великое благо, повторим и мы вслед за учеником Христовым “Господи! научи нас молиться” ( Лк. 11:1 ). Аминь.
Практические советы о молитве
Практические советы о том, как правильно молиться.
И еще небольшое объявление
Дорогие! Я хочу сказать, что всем благодарен за добрые слова, за терпимое отношение, за знаки любви, которые вы мне и моей семье иногда оказываете.
У меня же самого бывает очень мало времени на общение с вами. Кто-то грустно сидит на скамейке в храме, пока я занят, кто-то ждет моего ответа на письмо, на СМС-ку… Хочется всех обнять, ко всем прийти в гости, со всеми усесться за добрый стол и пообщаться… Но ловишь себя на мысли, что это невозможно. И как ни пытаюсь, не получается.
Последнее время я много думал: как отблагодарить вас? И мне пришла вот какая идея. Я с радостью возьму на себя послушание молиться за вас и ваших близких весь Великий пост. Как говорится, и мне полезно, и вам приятно
Итак, вы можете написать имена ваших близких (пожалуйста, только самых дорогих людей, потому что писем может быть много) и прислать мне по известному адресу: [email protected]
Я из этих имен составлю списки, которые распечатаю. Один список будет в храме, и я буду поминать его за каждым богослужением во время Великого по ста, другой список будет храниться дома, и я ежедневно буду поминать его на вечерней молитве.
Списки будут о здравии и о упокоении, поэтому прошу писать и ваших живых, и ваших усопших.
Несколько мыслей в дополнение к этой акции:
1. Имена принимаются в течение недели до 21 часа 26 февраля, то есть вечера Прощеного воскресенья. В 21 час я перестаю принимать записки и занимаюсь их распечатыванием и оформлением в свой синодик. Простите, пожалуйста, но потом мне подшиванием отдельных записок заниматься будет сложно.
2. Благодарить меня не надо! Мне было бы удобней, если бы вы написали просто записку с именами: о здравии и о упокоении.
3. Не пишите имена в комментарии к этой записи! Пишите их в почту, которую я дал чуть выше.
4. Свой список имен может прислать любой человек. Подписываться под письмом необязательно. Единственная просьба, чтобы это был верующий человек и его список имен не был насмешкой, издевательством, именами, взятыми, смеха ради, из головы. Нам часто приходится банить таких насмешников, которые пишут гадости на сайт. Если кто-то дерзнет так поступить, гнев Божий падет на головы кощунников.
А чтобы продолжить тему молитвы, я предложу вам интересную главу из книги «О молитве», вышедшей ровно 10 лет назад. Написана эта глава моей женой Елизаветой Пархоменко.
Скоро я размещу на сайте всю нашу книгу, а пока – глава…
Беседа о том, как научиться молиться правильно Некоторые практические советы
Один пожилой священник рассказывал о том, как когда-то в юности получил важный совет, которому успешно следовал всю свою жизнь. Он обратился к опытному священнику с просьбой дать совет, как правильно молиться. Молодой человек ожидал, что тот прочитает ему краткую лекцию о молитве, даст конкретные указания на этот счет. Священник же ответил несколькими словами, он сказал: «Просто разговаривай с Богом». И тот священник, которому был дан этот совет, говорил, что всю жизнь, начиная молиться, он вспоминал этот предельно простой совет, и всю жизнь это помогало ему и вдохновляло его на молитву. Этот предельно простой совет хорошо и нам тоже всегда помнить. Если каждая наша молитва будет беседой с Богом, пусть не сразу полноценной, но искренней, то, безусловно, мы сможем достичь в деле молитвы больших высот. Мы знаем примеры многих святых, которые, едва обратившись к Богу, уходили в безлюдные места и всю оставшуюся жизнь взывали к Господу. В минуты радости они благодарили и славили Творца, в минуты отчаяния взывали о помощи. Когда наваливалась усталость – просили сил и усердия, когда случались беды – умоляли подать терпения и смирения, во время бесовских нападений просили защиты. Так вся их жизнь проходила в постоянном общении с Господом, и они достигали высот святости.
Однако Предание Церкви хранит множество советов касательно молитвы. За две тысячи лет существования Церкви, множество святых прошли сложный и опасный путь молитвы. И нам незачем начинать с нуля. Гораздо разумнее будет прислушаться к голосу Церкви и идти по пути молитвы не на ощупь, путем проб и ошибок, которые могут стоить нам психического здоровья или даже гибели души, а по дороге, проторенной великим множеством святых. Наверное, особенно важен этот опыт для нас, людей, живущих в миру, нагруженных множеством обязанностей и не имеющих возможности день и ночь без устали взывать к Богу. Да и зачем пытаться найти тропу в глухом, опасном лесу, когда множество лучших проводников предлагает нам в помощь свой опыт, свои знания. Попытаемся привести здесь основные рекомендации, которые помогут нам успешно продвигаться в деле молитвы.
Святые подвижники настоятельно советуют нам молиться умом. На определенном этапе нашего духовного роста ум под действием благодати соединится с чувствами. Тогда чувства будут участвовать в молитве во всей полноте. Они займут положенное им, правильное место в человеческом естестве и будут под надзором духа восходить к Богу. Это будет молитва преображенными чувствами, и в ней не будет и тени того надрыва и напряжения, которые так свойственны нашей страстной душе.
Если чувства рождаются сами, мы, конечно, не должны их гнать совсем. Но должны внимательно следить, чтобы не возникало состояния эмоциональной напряженности. Для этого необходимо стараться, как уже говорилось, все чувства переживать умом. Эта рекомендация кому-то может показаться не вполне понятной. Но существуют и более конкретные указания, как избежать опасности оказаться во власти чувственной молитвы. Вот они.
Во-первых, не должно быть напряжено тело. Оно и не должно быть расслаблено, конечно. Нужно держать его в спокойном, собранном состоянии. И молитва не должна отражаться ни в теле, ни на лице. То есть, недопустимы никакие заламывания рук или страстное прижимание их к груди и т.п. То же касается состояния лица: мышцы не должны никак участвовать в молитве, лицо должно быть совершенно спокойно, а не напряжено.
Во-вторых, молимся ли мы вслух или про себя, надо стараться произносить слова ровно и спокойно, с минимальным интонационным выражением. Вспомним древнерусское богослужебное чтение на одной ноте и медленное, однообразное знаменное пение. Все это должно было помочь молящемуся войти в правильный, душевно трезвенный, строй молитвы.
И, наконец, важно следить, чтобы в нашем сознании во время молитвы не возникало никаких образов. Нельзя представлять себе Бога, святых, и вообще ничего. Это бывает особенно трудно выполнимо для одаренных в этой области людей, к примеру, художников. Однако образы, которые рождаются в нашем сознании, не отражают достоверно Божественную реальность, а чаще всего и искажают ее. Кроме того, они могут вызвать неправильный отклик в наших чувствах, которые очень трудно сохранять в состоянии относительного бесстрастия.
В молитве чрезвычайно важно быть в той же мере рассудительными и практичными, в какой и ревностными . Особенно актуально это правило для мирского человека. Суета и множество повседневных обязанностей так и жаждут погасить первоначальное рвение христианина, переключить его внимание с предметов вечных на временные и преходящие. Бесчисленные развлечения, которые предлагает мир, так и манят при первых же сложностях отказаться от молитвы и отдать им все свое свободное время. Не то у монахов, весь строй жизни которых помогает снова и снова приниматься за дело молитвы, если оно было на какое-то время оставлено. Мирскому же человеку при неудаче гораздо сложнее не забросить молитву совсем, поэтому ему особенно важна в деле молитвы рассудительность.
В жизни мы можем пустить на самотек второстепенные дела, выполнение которых не так уж обязательно для нас. Но если необходимо добиться результата, то придется постоянно трудиться, независимо от того, есть в данный момент настроение, или его нет. Так, если хозяйка хочет чтобы в ее квартире был порядок, она должна постоянно его поддерживать. Если же она будет заниматься уборкой только когда захочется, то лишь иногда в квартире будет чистота, обычно же грязь и беспорядок. И в целом пользы квартире от такой уборки по вдохновению будет мало.
Итак, чтобы наша молитва не осталась бесплодной, а навела порядок в душе, распланируем заранее день и выделим определенное врем я для молитвы. В православной аскетике установленный заранее распорядок молитвы называется молитвенным правилом. Молитвенное правило имели и исполняли даже великие подвижники. Потому что правило организует, не дает расслабиться и облениться, с одной стороны, с другой же, словами свт. Феофана Затворника, позволяет «ревность держать в своей мере».
Чтобы не отвлекаться и не поглядывать все время на часы, удобно завести на определенное время будильник. И в эти минуты постараться отключиться от всего постороннего и предельно внимательно произносить слова молитвы. Но об этом – в следующей беседе.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою.
Молитва вечерняя
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.