Содержание
Псалом 132
В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду. Происхождение его можно относить ко времени перенесения Кивота Завета в Иерусалим, когда последний делался не только административным центром для всего еврейского народа, но и религиозным, долженствовавшим служить связующим звеном для всех колен и тем сплотить весь еврейский народ в сильную и могучую нацию. Такое значение Иерусалима с перенесением в него Кивота Завета Давид хорошо понимал и написанный им псалом был не только выяснением этого значения, но и приглашением всех недовольных перенесением сюда Ковчега (а такие были, см. Пс. 67:16–17 см. объяснение) к братскому единению.
Жизнь в единении между братьями так же хороша и благодетельна, как елей, вылитый на голову Аарона, или как роса Ермона, оживляющая Сион.
Пс.132:1 . Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!
Пс.132:2 . Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его;
При посвящении Аарона в первосвященники на его голову было излито миро в таком количестве ( Лев. 8:12 ), что оно стекало на края одежд. Под последними разумеются, вероятно, нижние полы, что отвечает смыслу образа: как миро, излитое на Аарона, стекая с его головы дошло до нижнего края одежд, так и Иерусалим объединяет между собою самые разъединенные и удаленные части народа еврейского.
Пс.132:3 . как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки.
С горы Ермон очень богатой влагой и сильными росами, последние часто доносились ветрами и до Сиона, освежая и поддерживая на последнем растительность. Как ценно миро на главе Аарона, как благодетельна роса Ермонская, так ценно и благодетельно объединение всех евреев около Иерусалима, нового центра религиозной и административной жизни.
Псалом 74
В тексте псалма 74 идет речь об окончании существования мира и пророчество о наступлении праведного суда Божьего, когда будут наказаны грешники и возвеличены праведники.
Текст молитвы псалом 74
На церковнославянском языке с ударениями
При проведении богослужений все молитвы звучат на старославянском (церковнославянском) языке, что позволяет донести мольбы верующих до Господа.
1 В коне́ц, да не растлиши, псалом. песни Асафу,
2 Испове́мыся Тебе́, Бо́же, испове́мыся Тебе́, и призове́м и́мя Твое́; пове́м вся чудеса́ Твоя́.
3 Егда́ прииму́ вре́мя, Аз правоты́ возсужду́.
4 Раста́яся земля́ и вси живу́щии на ней, Аз утверди́х столпы́ ея́.
5 Рех беззако́ннующым, не беззако́ннуйте: и согреша́ющым, не возноси́те ро́га,
6 не воздвиза́йте на высоту́ ро́га ва́шего, и не глаго́лите на Бо́га непра́вду:
7 я́ко ниже́ от исхо́д, ниже́ от за́пад, ниже́ от пусты́х гор.
8 Яко Бог судия́ есть: сего́ смиря́ет, и сего́ возно́сит.
9 Яко ча́ша в руце́ Госпо́дни, вина́ нерастворе́на, испо́лнь растворе́ния, и уклони́ от сея́ в сию́: оба́че дро́ждие Его́ не истощи́ся, испию́т вси гре́шнии земли́.
10 Аз же возра́дуюся в век, воспою́ Бо́гу Иа́ковлю:
11 и вся ро́ги гре́шных сломлю́, и вознесе́тся рог пра́веднаго.
На русском языке
Если верующий не может прийти в храм и принять участие в службе, он может читать псалом 74 на русском языке в домашних условиях (келейно). Переведенная на русский язык молитва помогает понять смысл ее содержания, глубже прочувствовать слова молитвы и пропустить ее через свое сердце.
1 К исполнению. Не погуби. Псалом, песнь Асафа.
2 Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои.
3 «Когда изберу время, Я произведу суд по правде.
4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее».
5 Говорю безумствующим: «не безумствуйте», и нечестивым: «не поднимайте рога,
6 не поднимайте высоко рога вашего, не говорите на Бога жестоковыйно»,
7 ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,
8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;
9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.
10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,
11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.
История написания
Считается, что написание псалма 74 относится ко временам правления царя Езекии, готовившегося к отражению атак ассирийского правителя Сеннахирима. В этот период евреи чувствовали свою полную беззащитность и очень волновались по этому поводу. Помимо сильной армии, ассирийский царь отличался еще пренебрежительным отношением к Господу и заносчивостью.
Молитва обращена к Богу с просьбой о защите и спасении от врагов. Уже в надписании прочитывается мольба о защите.
Для чего читают псалом 74?
Псалом 74 призывает грешников покаяться перед судом Господним и не усугублять свое земное существование грехами.
Толкование
Чтобы содержание молитвы было более близким и понятным, необходимо толкование каждого стиха:
- Стих 1-2: рассказывает о том, что приближение врагов евреи встретили не плачем и скорбью, а прославлением Господа, который не бросит свой народ в опасности.
- Стихи 3: написан от лица самого Господа, который обещает провести праведный суд, когда придет назначенный час. Он не отдаст врагам на поругание святой Иерусалим.
- Стихи 4-5: в них богохульники предупреждаются о том наказании, которое получат за свое мнение о великой силе и непобедимости.
- Стихи 7-8: отмечается, что помощь и защиту нужно ждать не от народов, живущих в разных концах света, а от Бога, который одних может уничтожить, а других – возвысить.
- Стих 9: чаша вина, которая фигурирует в молитве, подразумевает чашу гнева Господня, из которой будут пить враги Иерусалима.
- Стихи 10-11: гнев Божий велик, и испивший из его чаши получит погибель, а языческие народы придут на поклон Езекии и принесут дары Господу.
Псалом 132
Считается, что псалом 132 относится к песням восхождения и несет в себе похвалу еврейскому народу, который объединяется и хранит верность заповеди Господней держаться всем вместе. Когда вынужденно евреи жили разрозненно, они стали невольными нарушителями этой заповеди, поэтому главное их желание – воссоединение их разоренной земли и живущих на ней детей Израиля.
Текст молитвы псалом 132
Содержание песни наполнено радостью, связанной с объединением евреев на их земле. Текст псалма 132 – это похвала тем, кто объединяется, кто понимает, что жизнь в единении наполнена счастьем и милостью Божьей.
На церковнославянском языке с ударениями
Чтение псалма звучит как гимн прославления Господа. Его исполнение на церковнославянском (старославянском) языке позволяет обратить к Богу слова радости и благодарности за возможность объединения.
1 Се что́ добро́, или́ что́ красно́, но е́же жи́ти бра́тии вку́пе?
2 Яко ми́ро на главе́, сходя́щее на браду́, браду́ Ааро́ню, сходя́щее на оме́ты оде́жды его́,
3 я́ко роса́ Аермо́нская сходя́щая на го́ры Сио́нския, я́ко та́мо запове́да Госпо́дь благослове́ние и живо́т до ве́ка.
На русском языке
Если душа переполнена радостью и благодарностью Господу, а попасть на богослужение в храм нет возможности, можно читать псалом 132 на русском языке в домашних условиях, то есть – келейно. Это нисколько не снижает эффективность его исполнения. Наоборот, псалом 132 на русском языке дает возможность проникнуться красотой и радостью песни:
1 Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!
2 Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его;
3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки.
История написания
Происхождение псалма относят к периоду переноса Ковчега Завета в Иерусалим, когда город приобрел не только статус административного, но и религиозного центра для всего еврейского народа, способствующего братскому единению.
Толкование псалма 132
Чтобы понять, для чего читают псалом 132, важно разобраться в смысле каждой его строки и получить необходимое толкование.
- Стих 1: выражает радость по поводу объединения народа.
- Стих 2: содержит восторг от единения разрозненных народов и сравнивает благодать этого события с миром, излитым на голову Аарона.
- Стих 3: Как свежа и благодатна роса, которую ветер доносит до Сиона, так ценно объединение еврейского народа вокруг Иерусалима, что было завещано Господом.
Библия. Псалтирь
Псалом 36
1 Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,
2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,
6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.
7 Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему.
8 Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,
9 ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.
10 Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.
11 А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.
12 Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими:
13 Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его.
14 Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем:
15 меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся.
16 Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых,
17 ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.
18 Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:
19 не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты;
20 а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут.
21 Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,
22 ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.
23 Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его:
24 когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку.
25 Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:
26 он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет.
27 Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:
28 ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.
29 Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.
30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.
31 Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его.
32 Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его;
33 но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим.
34 Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь.
35 Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву;
36 но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу.
37 Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;
38 а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.
39 От Господа спасение праведникам, Он — защита их во время скорби;
40 и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают.
Псалом 133
Песнь степеней
Песнь ступеней.
1 Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего,
1 Вот, благословляйте ныне Господа, все рабы Господни, стоящие во храме Господнем, во дворах дома Бога нашего.
2 В нощех воздежите руки ваша во святая, и благословите Господа.
2 По ночам возносите руки ваши ко святыням и благословляйте Господа.
3 Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю.
3 Да благословит тебя Господь с Сиона, Сотворивший небо и землю.
Слава:
Слава:
Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящие в храме Господни, во дворех дому Бога нашего, В нощех воздежите руки ваши во святая, и благословите Господа. Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю.
Псалом 132
Пс.132:1 . Песнь степеней. Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе?
Сей псалом, как кажется, сложен в некоем роде поздравления или наставления Иудеям, когда они по возвращении из плена, и по возобновлении града и храма, начали совокупно жить в мире, и составлять один народ, оставя разделение или раскол, бывший прежде пленения между царством Израилевым и царством Иудиным. Но приличествует и всякому обществу, где пребывает взаимное согласие и любовь.
Пс.132:2 . Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его:
Пс.132:3 . яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века.
Пророк объясняет здесь приятность и пользу живущих вкупе двумя подобиями: и, во-первых, приятность сравнивает с драгоценным миром, которым помазуема была глава великаго первосвященника, и которое имело наиприятнейший запах, как явствует из 30 главы Исхода. Сие миро, излиянное на главу первосвященника, стекало прежде на браду, а с брады на ометы, то есть, на края одежды его. Отсюду делает следующее сравнение, что как глава не сообщает мира, разве токмо частям соединенным с нею: (ибо ежели бы брада несоединялася с главою, то без сомнения не имела бы участия в мире); и паки, ежели бы одежда не соединялася с телом, то не могла бы также напаяться миром: так равно и братия, ежели не будут жить вкупе, и иметь между собою взаимнаго любви союза, то и милость Божия, сходящая свыше, не будет на них изливаться. Потом сравнивает пользу тех же братий, живущих вкупе, с росою сходящею на горы, которыя, хотя от росы никакой приятности не чувствуют, однако приобретают великую пользу: ибо будучи напояемы росою, делаются плодоносными.
Откуда выводит следующее сравнение, что как роса Аермонская, сходящая на горы Сионския, делает их плодоносными, тако милость Божия, сходящая на людей, живущих вкупе, творит их благополучными. За сим присовокупляет: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века. Сими словами ясно подтверждает, что истинный союз братий имеет начало от Бога; и что главный конец онаго есть тот, чтоб все чтили Бога и единодушно призывали Его. Чего бо ради Пророк заимствует подобие от священнаго помазания первосвященника, ежели не для того, чтоб благочестие всегда занимало первое место, и что мир будет безполезен, ежели не будет издавать вони Богопочитания? Наконец заключает, что Бог там только благословение Свое заповедает, то есть, свидетельствует изобилием всех благ, ниспосылаемых свыше, где хранится взаимное согласие и мир. Сию мысль другими словами выразил апостол Павел тако: мир имейте, и Бог любве и мира будет с вами ( 2Кор. 13:11 ).
Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. — Изд. 7-е. — Москва : в Синодальной тип., 1882. — 25 см.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 131
Песнь степеней
Песнь ступеней.
1 Помяни, Господи, Давида и всю кротость eго:
1 Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его,
2 яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю:
2 как поклялся он Господу, дал обет Богу Иакова:
3 аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея,
3 «Не войду я в шатёр дома моего, не взойду на устланное ложе моё,
4 аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима,
4 не дам сна очам моим, и векам моим – дремоты, и покоя вискам моим,
5 дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю.
5 пока не найду места Господу, обители Богу Иакова!»
Видео (кликните для воспроизведения). |
6 Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы.
6 Вот, мы услышали о ней в Ефрафе, нашли ее на равнинах дубравных,
7 Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его.
7 войдём в обители Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его.
8 Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея.
8 Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей, –
9 Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются.
9 священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются.
10 Давида ради раба Твоего не отврати лице помазаннаго Твоего.
10 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.
11 Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем.
11 Клялся Господь Давиду в истине и не отречётся от неё: «От плода чрева твоего посажу на престоле твоём;
12 Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем.
12 если сохранят сыны твои завет Мой и эти свидетельства Мои, которым научу их, и их сыны до века будут сидеть на престоле твоём».
13 Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе.
13 Ибо избрал Господь Сион, назначил его в жилище Себе:
14 Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и.
14 «Это покой Мой во век века, здесь поселюсь, ибо Я избрал его.
15 Ловитву eго благословляяй благословлю, нищыя eго насыщу хлебы,
15 Добычу его благословением благословлю, нищих его насыщу хлебом,
16 священники eго облеку во спасение, и преподобнии eго радостию возрадуются.
16 священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.
17 Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему.
17 Там возращу рог Давиду, приготовил Я светильник помазаннику Моему:
18 Враги eго облеку студом, на немже процветет святыня Моя.
18 врагов его облеку стыдом, а на нём расцветёт святыня Моя».
Помяни, Господи, Давида и всю кротость его: яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю: аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима, дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю. Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы. Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея. Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются. Давида ради раба Твоего не отврати лице помазаннаго Твоего. Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем. Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем. Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе. Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и. Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы, священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются. Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему. Враги его облеку студом, на немже процветет святыня Моя.
Псалом 132
Песнь степеней
Песнь ступеней, Давида.
1 Се что добро, или что красно? Но еже жити братии вкупе.
1 Вот, что так прекрасно или что так приятно – как только жить братьям вместе!
2 Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды eго,
2 Как миро на голове, сходящее на бороду, бороду Ааронову, сходящее на кайму одежды его;
3 яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския, яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века.
3 как роса Аэрмонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь навеки.
Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его, яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския, яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века.
Псалом 132
Пс.132:1 . Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе
Предузнав совершенное восстановление единоплеменников своих Иудеев, что они, по освобождении своем от восстававших на них соседственных народов, имели построить храм и город Иерусалим и жить под управлением одного начальствующего, или вождя Давида, советует им настоящим псалмом не разделяться, как прежде отделились было десять колен и поставили себе особого царя, раба Соломонова, Иеровоама, и переселились из Иерусалима в Самарию; а два колена Иудово и Вениаминово имели особого царя в Иерусалиме, как написано в 12-й гл. 3 Царств, каковое разделение было причиною для Иудеев многих преступлений закона и войн и бедствий, советует, говорю, Давид братьям единоплеменникам своим не разделяться, но всем вместе жить под управлением одного главноначальствующего. Что другое, говорит, столь хорошо и столь радостно, как жить братьям и единоплеменникам совокупно в одном ли и том же месте, или, если и не могут жить совокупно по месту, по крайней мере жить совместно по единомыслии и любви и в единодушии!
(1) Сие совокупное сожительство братьев, говорит, есть вместе дело радостное; так как много вещей хороших, но не все в то же время радостны, и наоборот, есть много вещей приятных, которые не могут быть в то же время названы хорошими, т. е. полезными для души. А сожительство и единомыслие братий есть, но Златоусту, в совокупности хорошо; но и то и другое весьма не легко соединить, и даже трудно; (2) далее он уясняет такое сожительство следующим сравнением:
(1) Слова Феодорита: При царе Ровоаме, сыне Соломоновом, колена разделились, и десять из них следовали Иеровоаму, а два пожелали остаться в царстве Давидовом; а по возвращении из Вавилона, опять совокупились и возлюбив согласие и единоначалие, жили под одним главным вождем и совокупно совершали законное богослужение.
(2) Златословесного: В сожительстве братий две вещи совокупляются и удовольствие и красота. Сим то особенно изобилует любовь: кроме пользы она имеет легкость и приятность, что и здесь похваляет. Ибо не просто упомянул о жительстве и не о единении посредством обитания в одном доме, но о совокупном ( επι το αυτο ) жительстве, т. е. в согласии и любви, ибо это составляет единодушие. Феодорита: Мы самым опытом дознали, что нет ничего приятнее братского согласия. Братьями называет колена; так как соименные им племеноначальники были дети одного отца Иакова. Сим также стихом Давид, по словам Никиты в Своде, предсказал и о общинах, т. е. общежительных монахах, речением: что так хорошо, изобразив испытание в жизни, а что так прекрасно – происходящее из единомыслия и единения веселие. Безыменного: По прямому смыслу, вытекающему из слов, хорошо бывает тогда, когда единоверны; а когда согласны и в делах, то это составляет красоту. А под братиями, живущими совокупно, можешь разуметь три душевные силы (т. е. мысль, слово и дух), или душу и тело. Итак, когда они согласны касательно познания божественных предметов, то это хорошо; а когда согласны и в добрых делах, то это прекрасно.
Пс.132:2 . Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его
Столь, говорит, хорошо и столь приятно жить братьям совокупно и иметь между собою согласие, как и приятно законное миро, которым помазывали священников чрез возлияние на главу их. Ибо как миро оное было хорошо, как святое, и приятно, как благовонное: так хорошо и свято и приятно и благовонно сожительство и единомыслие братьев в добром. Оно хорошо потому, что сего требует и природа и закон Божий, а оно же прекрасно, как полезное для жизни и души. поелику же оное миро, которое изливалось на главу священника, скатывалось на браду его, то посему он и говорит здесь: сходящее на браду его; на браду, т. е. браду Аарона; поколику он первый помазан законным помазанием. Или Аароном называет каждого священника, как происходившего от Аарона. А как означенное миро с бороды Аарона спускалось на край одежды, т. е. на край священнической одежды, то посему он говорит: сходящее на ометы одежды его. Другие вместо ометы переводят отверстие одежды, на которое опускалось миро. (1)
Пс.132:3 . Яко роса Аермонская, сходящая на горы Сионския
Аермон есть гора, близкая к горе Ливанской, по замечанию Дидима. И гора Аермон зимою собирает к себе много снега, который и хранит; а из сего снега, во время летних жаров поднимаются пары, которые, сгущая воздух на Сионе, производят тогда великую росу. Итак, как роса сия хороша, поелику необходима для земли и вместе приятна, поелику тихим схождением своим доставляет, людям приятность, так хорошо и приятно сожительство и единодушие братьев. А как роса сия получает начало и бытие свое от горы Аермона, то посему Давид и назвал ее росою Аермонскою. (1)
(1) Слова Дидима: Так как на Аермоне много собирается снега, который здесь назвал росой; а снег сей, собираясь из многих каплей, в одно плотское тело превращается; то прилично уподобляет сему согласие Церкви. Кирилла: Снисходит на Церковь утучняющая ее небесная роса, разумеется, мысленная, духовная, Феодорита: Столь великая роса бывает от Аермона, что с кирпичных крыш текут капли. А Аермон есть также гора палестинская, принадлежавшая земле Израильской; о чем смотри слова: помяну о тебе от земли Иорданской и Ермонитской ( Псал. 41:7 ); также: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются ( Псал. 88:13 ). Оригена: Горы Сионские суть святые, смотрящие на высоты; и на них то сходить роса. Аермон же значит: отвращение от зверей. Говорят также, что там начало свое получает и Иордан. А это означает благодать святого крещения; так как она всегда сходит на святых и чрез нее производится отвращение от мысленных зверей.
Яко тамо заповеда Господь благословение
Там; где? где, по Златоусту, сожительство братьев, и где единодушие, братолюбие и любовь, которая есть глава добродетелей, там, говорит, Бог послал благословение. А благословение, если оно дается людям от Бога, есть прославление и хвала, если же от людей произносится к людям, есть молитва и прошение к Богу о людях. (1)
(1) Златословесного: Самое единодушие есть благословение, как противное ему есть проклятие. Посему некто, похваляя его, говорит: прекрасно пред Господом и человеками единомыслие братьев и дружество между ближними, когда жена и муж вместе живут ( Сир. 25:2 ). Это загадочно похваляет и другой: когда два спят, то им тепло ( Ек. 4:11 ); потом и силу любви: тройная веревка не скоро разорвется (там же 12); и брат, получающий помощь от брата, как город укрепленный ( Прит. 18:19–20 ); и Христос: где собраны два или три во имя Мое, там и Я посреди их ( Матф. 18:20 ). Ибо где любовь, там великая прочность, великое Божие благоволение; – она мать благ; она корень и источник; она прекращает брани; почему и сказано: жизни до века.
И живот до века
здесь подразумевается общее выражение: так повелел быть, т. е. там в братолюбии и любви Бог повелел быть жизни долголетней до определенного века, или времени, т. е. во все определенное каждому время жизни. Ибо как брань и возмущение бывает причиною смерти; так напротив мир и любовь доставляют людям, по словам Златоуста, жизнь, потому что имеющие между собою мир и любовь, и не убивают друг друга, и от врагов не получают вреда и погибели, как охраняющие друг друга и укрепляющее посредством единодушия, единения и любви.(1)
(1) Феодорита: Там повелел быть благословению, не на Ермоне, говорит, а на Cионе, на котором ниспослана на святых апостолов и животворящая роса всесвятого Духа, чрез которую все верующие приобретают вечное благословение: потому что у них одно сердце и одна душа; а подаваемая Святым Духом благодать есть залог всех благ и жизни вечной.
Библия. Псалтирь
Псалом 37
1 Псалом Давида. В воспоминание [о субботе].
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,
3 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.
4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,
5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,
6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.
7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,
8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.
9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.
10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.
11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих,- и того нет у меня.
12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.
13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;
14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;
15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,
16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.
17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.
18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.
19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.
20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;
21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.
22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;
23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!
Псалом 87
Псалом 87 исполняли «сыны Кореевы». Многие исследователи полагают, что он был написан одним из потомков Корея – Еманом, современником Давида. Время и повод его написания неизвестны.
Текст молитвы псалом 87
Весь текст псалма 87 наполнен величайшей скорбью, ощущением безысходности его собственной жизни. Относится к покаянным псалмам, когда страхи верующего через покаяние помогают вернуться в правильное жизненное русло.
На церковнославянском языке с ударениями
Любой псалом, даже такого «личного» содержания, предназначен для произношения в ходе проведения храмового богослужения. Он исполняется на церковнославянском (старославянском) языке, чтобы как можно скорее мольбы верующих дошли до Господа:
1 Песнь псалма сыном Кореовым, в коне́ц, о Маелефе е́же отвещати, ра́зума Еману Изра́ильтянину,
2 Го́споди Бо́же спасе́ния моего́, во дни воззва́х, и в нощи́ пред Тобо́ю.
3 Да вни́дет пред Тя моли́тва моя́: приклони́ у́хо Твое́ к моле́нию моему́,
4 я́ко испо́лнися зол душа́ моя́, и живо́т мой аду прибли́жися.
5 Привмене́н бых с низходя́щими в ров, бых я́ко челове́к без по́мощи,
6 в ме́ртвых свобо́дь, я́ко я́звеннии спя́щии во гро́бе, и́хже не помяну́л еси́ ктому́, и ти́и от руки́ Твоея́ отринове́ни бы́ша.
7 Положи́ша мя в ро́ве преиспо́днем, в те́мных и се́ни сме́ртней.
8 На мне утверди́ся я́рость Твоя́, и вся во́лны Твоя́ наве́л еси́ на мя.
9 Уда́лил еси́ зна́емых мои́х от мене́, положи́ша мя ме́рзость себе́: пре́дан бых и не исхожда́х.
10 Очи мои́ изнемого́сте от нище́ты, воззва́х к Тебе́, Го́споди, весь день, возде́х к Тебе́ ру́це мои́.
11 Еда́ ме́ртвыми твори́ши чудеса́? Или́ вра́чеве воскреся́т, и испове́дятся Тебе́?
12 Еда́ пове́сть кто во гро́бе ми́лость Твою, и и́стину Твою в поги́бели?
13 Еда́ позна́на бу́дут во тьме чудеса́ Твоя́, и пра́вда Твоя́ в земли́ забве́нней?
14 И аз к Тебе́, Го́споди, воззва́х и у́тро моли́тва моя́ предвари́т Тя
15 Вску́ю, Го́споди, отре́еши ду́шу мою, отвраща́еши лице́ Твое́ от мене́?
16 Нищ есмь аз, и в труде́х от ю́ности моея́; возне́с же ся, смири́хся, и изнемого́х.
17 На мне преидо́ша гне́ви Твои, устраше́ния Твоя́ возмути́ша мя,
18 обыдо́ша мя я́ко вода́, весь день одержа́ша мя вку́пе.
19 Уда́лил еси́ от мене́ дру́га и и́скренняго, и зна́емых мои́х от страсте́й.
На русском языке
Чтение молитвы возможно не только в храме, но и келейно, в домашних условиях. Псалом 87 на русском языке позволяет глубоко прочувствовать его содержание, выразить свои мысли и чаяния:
1 Песнь-псалом, сынам Кореевым, к исполнению на маелефе, для ответа. В научение, Емана Израильтянина.
2 Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою:
3 да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему,
4 ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней.
5 Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы,
6 между мертвыми брошенный, — как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.
7 Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну.
8 Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня.
9 Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти.
10 Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои.
11 Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?
12 или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления?
13 разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою?
14 Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.
15 Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня?
16 Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю.
17 Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня,
18 всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе.
19 Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно.
Для чего читают псалом 87?
Читать псалом 87 на русском языке можно во время тяжелых испытаний, которые выпадают на долю человека. Обращаясь с молитвой к Господу, он облегчает свою душу, а Бог дает возможность пути решения возникших проблем.
Толкование
Видео (кликните для воспроизведения). |
Глубокий смысл, скорбь и страдание певца наиболее четко понимаются, если понятно толкование 87 псалма:
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.