Пояснение молитвы взбранной воеводе

Пояснение молитвы взбранной воеводе в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Пояснение молитвы взбранной воеводе

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша.

Перевод: Преславная Вечнодева, Матерь Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет через Тебя души наши.

Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.

Перевод: Все упование мое на Тебя возлагаю, Матерь Божия, сохрани меня под кровом Твоим.

Богородице Дево, не презри мене, грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.

Перевод: Богородица Дева, не презри меня, грешного, требующего Твоей помощи и Твоей защиты, ибо на Тебя уповает душа моя, помилуй меня.

Научиться понимать молитвы — кондак Богородице

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти; радуйся, Невесто Неневестная.

Тебе, непобедимой Военачальнице, как избавившиеся от зла, благодарственную песнь воспеваем, рабы Твои, Богородица. Но Ты, как имеющая силу непобедимую, от всех бед нас освободи, да взываем к Тебе: радуйся, Невеста Вечнодевственная.

Взбранной Воеводе – непобедимой Воеводе (взбранной – непобедимой в бранях – сражениях), Предводительнице, Военачальнице.
Победительная – победная (триумфальная) благодарственная песнь.
Яко избавльшеся от злых – так как избавились (буквально: как избавившиеся) от зла (бед).
Благодарственная – благодарственное (благодарственную песнь).
Восписуем Ти – воспеваем (буквально: пишем) Тебе.
Яко имущая державу – (Ты), как имеющая силу (могущество).
Свободи – освободи (спаси).
Да зовем Ти – да взываем к Тебе.
Неневестная – не вступившая в брак (буквальный перевод греческого слова).

Акафист Пресвятой Богородице, начинающийся этим кондаком, написан в VII веке в Константинополе. Это – первый (и прекраснейший) из акафистов, ставший образцом для всех последующих. Все 12 икосов акафиста заканчиваются многократными “перепевами” Архангельского приветствия Пресвятой Деве – “радуйся!”, заключительное из которых – Радуйся, Невесто Неневестная! Мы величаем небесную чистоту Неискусобрачной Девы, неизреченно родившей Христа Бога нашего, и в Своей чистоте “Честнейшая Херувим” Невеста Неневестная предстает перед нами как величайшая воительница с силами зла – Взбранная Воевода, имущая державу непобедимую.

Радуйся, Невесто Неневестная! Если мы обратимся к греческому языку, на котором написан акафист, то увидим, что все эти три слова, с буквальной точностью переведенные на церковнославянский язык и вошедшие в наше религиозное сознание, должны были восприниматься греками несколько иначе, чем воспринимаем их мы.

Радуйся – приветствие Архангела Гавриила, донесенное до нас Евангелием, – и до Рождества Христова, и после него было на греческом языке обычным приветствием – тем же, что наше “здравствуй”. В явлении Ангела, в его дивных и таинственных словах внутренний смысл приветствия, забываемый в обыденной жизни, конечно, обновился и засиял со всею силой; акафист Пресвятой Богородице (и всякий позднейший вдохновенно сочиненный акафист), весь пронизанный этими “радуйся!” и искрящийся радостью величания, также воскрешает дремлющее в обыденном языке значение греческого слова. Но в русском (и древнерусском) языке приветствовали друг друга не словом “радуйся”, а словом “здравствуй” (в котором мы обычно забываем пожелание здоровья). “Радуйся” остается для нас словом всегда более насыщенным, особенным – осознанным словом о радости, неповторимым приветствием для Пречистой Девы Марии и святых Божиих.

Невесто Неневестная – прямой, буквальный перевод двух греческих слов. Церковнославянскому невеста соответствует греческое слово νύμφη “нимфа”, которое означает не только девушку-невесту, но и новобрачную жену, и молодую женщину. Новый Завет (и греческий перевод Библии) придал этому слову огромную мистическую глубину: Невеста Агнца в Откровении Иоанна Богослова (Откр.19, 7; 21, 9; 22, 17) не только предназначена Ему, но и состоит с Ним в таинственном браке; это образ и Богоматери, и Церкви (в ней мы узнаем невесту Песни Песней и пророческих книг Писания). А греческое слово ανύμφευτος, переведенное славянским словом неневестная – это отрицательная форма от первого слова, означающая “не вступившая в брак”; это слово было вполне обычно для греческого языка. Для греческого, но не для славянского! Ведь в славянском невеста – это именно не-ведомая, непознанная (то есть как раз то, чему соответствует греческое неневестная) девушка, не вступившая в брак, хотя и предназначенная к нему; слово само несет в себе значение чистоты. Внутри славянского языка слово неневестная труднообъяснимо. Оно вносит новый оттенок смысла в выражение акафиста: Чистая Невеста, но – Неневестная, не обыкновенная, не сопоставимая ни с какой иной невестой.

Другие славянские эпитеты Богородицы, соответствующие слову Неневестная, – Неискусобрачная, Неискусомужняя.

Взбранной Воеводе победительная… Эти слова почти все мы привыкли на слух воспринимать как единое целое, поэтому не чувствуем структуру фразы (достаточно простую): (кому?) Взбранной Воеводе (мы) восписуем (что?) победительная благодарственная, то есть победную благодарственную песнь, (почему?) яко избавльшеся от злых – так как избавились от бед.

Читайте так же:  Молитва о жилье

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша.

Преславная Приснодева, Матерь Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Твоим заступничеством души наши.

Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.

Всю надежду мою на Тебя возлагаю, Матерь Божия, сохрани меня под покровом Твоим.

Богородице Дево, не презри мене грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.

Богородица Дева, не презри меня, грешного, нуждающегося в Твоей помощи и в Твоем заступничестве, ибо на Тебя надеется душа моя, и помилуй меня.

Приснодева – всегда Дева.
Тобою – здесь: через Тебя, Твоим заступничеством.
Под кровом – под покровом, защитой.
Не презри мене грешнаго – не пренебрегай (не гнушайся) мною, грешным.
Требующа Твоея помощи и Твоего заступления – нуждающегося в Твоей помощи и Твоей защите.
На Тя бо упова – ибо на Тебя уповает, надеется.

Молитвы “Преславная Приснодево…” и “Все упование мое…” – творения преподобного Иоанна Дамаскина.

Акафист Пресвятой Богородице

Кондак 1

В збрáнной Воевóде победи́тельная, я́ко избáвльшеся от злых, благодáрственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богорóдице; но я́ко иму́щая держáву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зовéм Ти: рáдуйся, Невéсто Неневéстная.

Икос 1

А нгел предстáтель с небесé пóслан бысть рещи́ Богорóдице: рáдуйся, и со безплóтным глáсом воплощáема Тя зря, Гóсподи, ужасáшеся и стоя́ше, зовы́й к Ней таковáя: Рáдуйся, Еюже рáдость возсия́ет; рáдуйся, Еюже кля́тва исчéзнет. Рáдуйся, падшаго Адама воззвание; рáдуйся, слез Евиных избавлéние. Рáдуйся, высотó неудобовосходи́мая человéческими пóмыслы; рáдуйся, глубинó неудобозри́мая и áнгельскима очи́ма. Рáдуйся, я́ко еси́ Царéво седáлище; рáдуйся, я́ко нóсиши Нося́щаго вся. Рáдуйся, Звездó, явля́ющая; рáдуйся, утрóбо Божéственнаго воплощéния. Рáдуйся, Еюже обновля́ется тварь; рáдуйся, Еюже покланя́емся Творцу́. Рáдуйся, Невéсто Неневéстная.

Кондак 2

В и́дящи Святáя Себé в чистотé, глагóлет Гаврии́лу дéрзостно: преслáвное твоегó глáса неудобоприя́тельно души́ Моéй явля́ется: безсéменнаго бо зачáтия рождествó кáко глагóлеши, зовы́й: Аллилу́иа.

Икос 2

Р áзум недоразумевáемый разумéти Дéва и́щущи, возопи́ к служáщему: из боку́ чи́сту, Сы́ну кáко есть роди́тися мóщно, рцы Ми? К Нéйже он речé со стрáхом, обáче зовый сице: Рáдуйся, совéта неизречéннаго Таи́ннице; рáдуйся, молчáния прося́щих вéро. Рáдуйся, чудéс Христóвых начáло; рáдуйся, велéний Егó глави́зно. Рáдуйся, лéствице небéсная, Еюже сни́де Бог; рáдуйся, мóсте, преводя́й су́щих от земли́ на нéбо. Рáдуйся, Ангелов многослову́щее чу́до; рáдуйся, бесóв многоплачéвное поражéние. Рáдуйся, Свет неизречéнно роди́вшая; рáдуйся, éже кáко, ни еди́наго же научи́вшая. Рáдуйся, прему́дрых превосходя́щая рáзум; рáдуйся, вéрных озаря́ющая смы́слы. Рáдуйся, Невéсто Неневéстная.

Кондак 3

С и́ла Вы́шняго осени́ тогдá к зачáтию Браконеиску́сную, и благоплóдная Тоя́ ложеснá, я́ко селó показá слáдкое, всем хотя́щим жáти спасéние, внегдá пéти си́це: Аллилу́иа.

Икос 3

И му́щи Богоприя́тную Дéва утрóбу, востечé ко Елисавéти: младéнец же óноя áбие познáв Сея́ целовáние, рáдовашеся, и игрáньми я́ко пéсньми вопия́ше к Богорóдице: Рáдуйся, óтрасли неувядáемыя рóзго; рáдуйся, Плодá безсмéртнаго стяжáние. Рáдуйся, Дéлателя дéлающая Человеколю́бца; рáдуйся, Сади́теля жи́зни нáшея рóждшая. Рáдуйся, ни́во, растя́щая гобзовáние щедрóт; рáдуйся, трапéзо, нося́щая оби́лие очищéния.

Р áдуйся, я́ко рай пи́щный процветáеши; рáдуйся, я́ко пристáнище душáм готóвиши. Рáдуйся, прия́тное моли́твы кади́ло; рáдуйся, всегó ми́ра очищéние. Рáдуйся, Бóжие к смéртным благоволéние; рáдуйся, смéртных к Бóгу дерзновéние. Рáдуйся, Невéсто Неневéстная.

Кондак 4

Б у́рю внутрь имéя помышлéний сумни́тельных, целому́дренный Иóсиф смятéся, к Тебé зря небрáчней, и бракоокрáдованную помышля́я, Непорóчная; увéдев же Твоé зачáтие от Ду́ха Свя́та, речé: Аллилу́иа.

Икос 4

С лы́шаша пáстырие Ангелов пою́щих плотскóе Христóво пришéствие, и тéкше я́ко к Пáстырю ви́дят Сегó я́ко áгнца непорóчна, во чрéве Мари́ине упáсшася, Юже пою́ще рéша: Рáдуйся, Агнца и Пáстыря Мáти; рáдуйся, двóре словéсных овéц. Рáдуйся, неви́димых врагóв мучéние; рáдуйся, рáйских дверéй отверзéние. Рáдуйся, я́ко небéсная срáдуются земны́м; рáдуйся, Яко земнáя сликóвствуют небéсным. Рáдуйся, апóстолов немóлчная устá; рáдуйся, страстотéрпцев непобеди́мая дéрзосте. Рáдуйся, твéрдое вéры утверждéние; рáдуйся, свéтлое благодáти познáние. Рáдуйся, Еюже обнажи́ся ад; рáдуйся, Еюже облекóхомся слáвою. Рáдуйся, Невéсто Неневéстная.

Кондак 5

Б оготéчную звезду́ узрéвше волсви́, тоя́ послéдоваша зари́, и я́ко свети́льник держáще ю́, тóю испытáху крéпкаго Царя́, и дости́гше Непостижи́маго, возрáдовашася, Ему́ вопию́ще: Аллилу́иа.

Икос 5

В и́деша óтроцы халдéйстии на руку́ Деви́чу Создáвшаго рукáма человéки, и Влады́ку разумевáюще Егó, áще и рáбий прия́т зрак, потщáшася дарми́ послужи́ти Ему́, и возопи́ти Благословéнней: Рáдуйся, Звезды́ незаходи́мыя Мáти; рáдуйся, зарé тáинственнаго дне. Рáдуйся, прéлести пещь угаси́вшая; рáдуйся, Трóицы таи́нники просвещáющая. Рáдуйся, мучи́теля безчеловéчнаго изметáющая от начáльства; рáдуйся, Гóспода Человеколю́бца показáвшая Христá. Рáдуйся, вáрварскаго избавля́ющая служéния; рáдуйся, тимéния изымáющая дел. Рáдуйся, огня́ поклонéние угаси́вшая; рáдуйся, плáмене страстéй изменя́ющая. Рáдуйся, вéрных Настáвнице целому́дрия; рáдуйся, всех родóв весéлие. Рáдуйся, Невéсто Неневéстная.

Кондак 6

П роповéдницы богонóснии бы́вше волсви́, возврати́шася в Вавилóн, скончáвше Твоé прорóчество, и проповéдавше Тя Христá всем, остáвиша Ирода я́ко буеслóвна, не вéдуща пéти: Аллилу́иа.

Икос 6

В озсия́вый во Еги́пте просвещéние и́стины, отгнáл еси́ лжи тьму: и́доли бо егó, Спáсе, не терпя́ще Твоея́ крéпости, падóша, сих же избáвльшиися вопия́ху к Богорóдице: Рáдуйся, исправлéние человéков; рáдуйся, низпадéние бесóв. Рáдуйся, прéлести держáву попрáвшая; рáдуйся, и́дольскую лесть обличи́вшая. Рáдуйся, мóре, потопи́вшее фараóна мы́сленнаго; рáдуйся, кáменю, напои́вший жáждущия жи́зни. Рáдуйся, óгненный стóлпе, наставля́яй су́щия во тьме; рáдуйся, покрóве ми́ру, ши́рший óблака. Рáдуйся, пи́ще, мáнны приéмнице; рáдуйся, слáдости святы́я служи́тельнице. Рáдуйся, землé обетовáния; рáдуйся, из нея́же течéт мед и млéко. Рáдуйся, Невéсто Неневéстная.

Читайте так же:  Молитва усопшему о помощи

Кондак 7

Х отя́щу Симеóну от ны́нешняго вéка престáвитися прелéстнаго, вдáлся еси́ я́ко младéнец тому́, но познáлся еси́ ему́ и Бог совершéнный. Тéмже удиви́ся Твоéй неизречéнней прему́дрости, зовы́й: Аллилу́иа.

Икос 7

Н óвую показá тварь, я́влься Зи́ждитель нам от Негó бы́вшим, из безсéменныя прозя́б утрóбы, и сохрани́в Ю, я́коже бе, нетлéнну, да чу́до ви́дяще, воспои́м Ю, вопию́ще: Рáдуйся, цвéте нетлéния; рáдуйся, вéнче воздержáния. Рáдуйся, воскресéния óбраз облистáющая; рáдуйся, áнгельское житиé явля́ющая. Рáдуйся, дрéво светлоплодови́тое, от негóже питáются вéрнии; рáдуйся, дрéво благосенноли́ственное, и́мже покрывáются мнóзи. Рáдуйся, во чрéве нося́щая Избáвителя пленéнным; рáдуйся, рóждшая Настáвника заблу́ждшим. Рáдуйся, Судии́ прáведнаго умолéние; рáдуйся, мнóгих согрешéний прощéние. Рáдуйся, одéждо наги́х дерзновéния; рáдуйся, любы́, вся́кое желáние побеждáющая. Рáдуйся, Невéсто Неневéстная.

Кондак 8

С трáнное рождествó ви́девше, устрани́мся ми́ра, ум на небесá прелóжше: сегó бо рáди высóкий Бог на земли́ яви́ся смирéнный человéк, хотя́й привлещи́ к высотé Тому́ вопию́щия: Аллилу́иа.

Икос 8

В есь бе в ни́жних и вы́шних никáкоже отступи́ неопи́санное Слóво: снизхождéние бо Божéственное, не прехождéние же мéстное бысть, и рождествó от Дéвы Богоприя́тныя, слы́шащия сия́: Рáдуйся, Бóга невмести́маго вмести́лище; рáдуйся, честнáго тáинства двéри. Рáдуйся, невéрных сумни́тельное слы́шание; рáдуйся, вéрных извéстная похвалó. Рáдуйся, колесни́це пресвятáя Су́щаго на Херуви́мех; рáдуйся, селéние преслáвное Су́щаго на Серафи́мех. Рáдуйся, проти́вная в тóжде собрáвшая; рáдуйся, дéвство и рождествó сочетáвшая. Рáдуйся, Еюже разреши́ся преступлéние; рáдуйся, Еюже отвéрзеся рай. Рáдуйся, ключу́ Цáрствия Христóва; рáдуйся, надéждо благ вéчных. Рáдуйся, Невéсто Неневéстная.

Кондак 9

В ся́кое естествó áнгельское удиви́ся вели́кому Твоегó вочеловéчения дéлу: непристу́пнаго бо я́ко Бóга, зря́ше всем присту́пнаго Человéка, нам у́бо спребывáюща, слы́шаща же от всех: Аллилу́иа.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Икос 9

В ети́я многовещáнныя, я́ко ры́бы безглáснии ви́дим о Тебé, Богорóдице, недоумевáют бо глагóлати, éже кáко и Дéва пребывáеши, и роди́ти возмоглá еси́. Мы же, тáинству дивя́щеся, вéрно вопиéм: Рáдуйся, прему́дрости Бóжия прия́телище; рáдуйся, промышлéния Егó сокрóвище. Рáдуйся, любому́дрыя нему́дрыя явля́ющая; рáдуйся, хитрословéсныя безсловéсныя обличáющая. Рáдуйся, я́ко обуя́ша лю́тии взыскáтеле; рáдуйся, я́ко увядóша баснотвóрцы. Рáдуйся, афинéйская плетéния растерзáющая; рáдуйся, рыбáрския мрéжи исполня́ющая. Рáдуйся, из глубины́ невéдения извлачáющая; рáдуйся, мнóги в рáзуме просвещáющая. Рáдуйся, кораблю́ хотя́щих спасти́ся; рáдуйся, пристáнище житéйских плáваний. Рáдуйся, Невéсто Неневéстная.

Кондак 10

С пасти́ хотя́ мир, Иже всех Украси́тель, к сему́ самообетовáн прии́де, и Пáстырь сый, я́ко Бог, нас рáди яви́ся по нам Человéк: подóбным бо подóбное призвáв, я́ко Бог слы́шит: Аллилу́иа.

Икос 10

С тенá еси́ дéвам, Богорóдице Дéво, и всем к Тебé прибегáющим: и́бо небесé и земли́ Творéц устрóи Тя, Пречи́стая, всéлься во утрóбе Твоéй, и вся приглашáти Тебé научи́: Рáдуйся, стóлпе дéвства; рáдуйся, дверь спасéния. Рáдуйся, начáльнице мы́сленнаго наздáния; рáдуйся, подáтельнице Божéственныя блáгости. Рáдуйся, Ты бо обнови́ла еси́ зачáтыя сту́дно; рáдуйся, Ты бо наказáла еси́ окрáденныя умо́м. Рáдуйся, тли́теля смы́слов упраждня́ющая; рáдуйся, Сéятеля чистоты́ рóждшая. Рáдуйся, чертóже безсéменнаго уневéщения; рáдуйся, вéрных Гóсподеви сочетáвшая. Рáдуйся, дóбрая млáдопитательнице дéвам; рáдуйся, невестокраси́тельнице душ святы́х. Рáдуйся, Невéсто Неневéстная.

Кондак 11

П éние вся́кое побеждáется, спрострéтися тщáщееся ко мнóжеству мнóгих щедрóт Твои́х: равночи́сленныя бо пескá пéсни áще принóсим Ти, Царю́ Святы́й, ничтóже совершáем достóйно, я́же дал еси́ нам, Тебé вопию́щим: Аллилу́иа.

Икос 11

С ветоприéмную свещу́ су́щим во тьме я́вльшуюся, зрим Святу́ю Дéву, невещéственный бо вжигáющи огнь, наставля́ет к рáзуму Божéственному вся, зарéю ум просвещáющая, звáнием же почитáемая, си́ми: Рáдуйся, лучé у́мнаго Сóлнца; рáдуйся, свети́ло незаходи́маго Свéта. Рáдуйся, мо́лние, ду́ши просвещáющая; рáдуйся, я́ко гром враги́ устрашáющая. Рáдуйся, я́ко многосвéтлое возсиявáеши просвещéние; рáдуйся, я́ко многотеку́щую источáеши реку́. Рáдуйся, купéли живопису́ющая óбраз; рáдуйся, грехóвную отъéмлющая сквéрну. Рáдуйся, бáне, омывáющая сóвесть; рáдуйся, чáше, чéрплющая рáдость. Рáдуйся, обоня́ние Христóва благоухáния; рáдуйся, животé тáйнаго весéлия. Рáдуйся, Невéсто Неневéстная.

Кондак 12

Б лагодáть дáти восхотéв, долгóв дрéвних, всех долгóв Реши́тель человéком, прии́де Собóю ко отшéдшим Тогó благодáти, и раздрáв рукописáние, слы́шит от всех си́це: Аллилу́иа.

Икос 12

П ою́ще Твоé рождествó, хвáлим Тя вси, я́ко одушевлéнный храм, Богорóдице: во Твоéй бо всели́вся утрóбе содержáй вся рукóю Госпóдь, освяти́, прослáви и научи́ вопи́ти Тебé всех: Рáдуйся, селéние Бóга и Слóва; рáдуйся, Святáя Святы́х бóльшая. Рáдуйся, ковчéже, позлащéнный Ду́хом; рáдуйся, сокрóвище животá неистощи́мое. Рáдуйся, честны́й вéнче царéй благочести́вых; рáдуйся, честнáя похвалó иерéев благоговéйных. Рáдуйся, Цéркве непоколеби́мый стóлпе; рáдуйся, цáрствия неруши́мая стенó. Рáдуйся, Еюже воздви́жутся побéды; рáдуйся, Еюже низпадáют врáзи. Рáдуйся, тéла моегó врачевáние; рáдуйся, души́ моея́ спасéние. Рáдуйся, Невéсто Неневéстная.

Кондак 13

О , Всепéтая Мáти, рóждшая всех святы́х Святéйшее Слóво! Ны́нешнее приéмши приношéние, от вся́кия избáви напáсти всех, и бу́дущия изми́ му́ки, о Тебé вопию́щих: Аллилу́иа.

Э тот кондак читается трижды, затем 1-й икос: А нгел предстáтель. и 1-й кондак: В збрáнной Воевóде.

Икос 1

А нгел предстáтель с небесé пóслан бысть рещи́ Богорóдице: рáдуйся, и со безплóтным глáсом воплощáема Тя зря, Гóсподи, ужасáшеся и стоя́ше, зовы́й к Ней таковáя: Рáдуйся, Еюже рáдость возсия́ет; рáдуйся, Еюже кля́тва исчéзнет. Рáдуйся, падшаго Адама воззвание; рáдуйся, слез Евиных избавлéние. Рáдуйся, высотó неудобовосходи́мая человéческими пóмыслы; рáдуйся, глубинó неудобозри́мая и áнгельскима очи́ма. Рáдуйся, я́ко еси́ Царéво седáлище; рáдуйся, я́ко нóсиши Нося́щаго вся. Рáдуйся, Звездó, явля́ющая; рáдуйся, утрóбо Божéственнаго воплощéния. Рáдуйся, Еюже обновля́ется тварь; рáдуйся, Еюже покланя́емся Творцу́. Рáдуйся, Невéсто Неневéстная.

Читайте так же:  Очень сильная молитва на работу

Кондак 1

В збрáнной Воевóде победи́тельная, я́ко избáвльшеся от злых, благодáрственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богорóдице; но я́ко иму́щая держáву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зовéм Ти: рáдуйся, Невéсто Неневéстная.

Молитвы

О , Пресвятáя Дéво Мáти Гóспода, Цари́це Небесé и земли́! Вонми́ многоболéзненному воздыхáнию душ нáших, при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с вéрою и любóвию покланя́ющихся пречи́стому óбразу Твоéму. Се бо грехми́ погружáемии и скорбьми обуревáемии, взирáя на Твой óбраз, я́ко живéй Ти су́щей с нáми, принóсим смирéнныя молéния нáша. Не и́мамы бо ни ины́я пóмощи, ни инáго предстáтельства, ни утешéния, тóкмо Тебé, о, Мáти всех скорбя́щих и обременéнных. Помози́ нам немощны́м, утоли́ скорбь нáшу, настáви на путь прáвый нас, заблуждáющих, уврачу́й и спаси́ безнадéжных, дáруй нам прóчее врéмя животá нáшего в ми́ре и тишинé проводи́ти подáждь христиáнскую кончи́ну, и на Стрáшнем Судé Сы́на Твоегó яви́ся нам милосéрдая Засту́пница, да всегдá поéм, величáем и слáвим Тя, я́ко благу́ю Засту́пницу рóда христиáнскаго, со всéми угоди́вшими Бóгу. Ами́нь.

Пояснение молитвы взбранной воеводе

«Взбранной Воеводе»

Пресвятой Богородице посвящено множество прекрасных церковных песнопений. Самые возвышенные и восторженные слова приносим мы в дар Матери Божией, почерпнув их у святых церковных поэтов. В одном из богослужебных текстов, который звучит в самом конце Всенощного бдения, мы услышим обращение к Пресвятой Деве как Воеводе, то есть, Военачальнице. Постараемся подробно рассмотреть этот поэтический текст, чтобы понять, почему именно он завершает Первый час и всё вечернее богослужение.

«Взбранной Воеводе» — это кондак (краткое праздничное песнопение) праздника Благовещения. Однако, его особенность состоит в том, что в нем не столько говорится о празднике, сколько о той несокрушимой силе, которую получила Пресвятая Богородица в ответ на Свое смирение. Этой силой Она защищает всех, кто просит помощи, обращаясь к Пресвятой Деве в молитве.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

«Тебе, сильной в брани (борьбе, войне), Военачальнице» — так можно перевести первые слова песнопения. Слово «победительная» обозначает «победные возгласы, песни, слова». В церковнославянском тексте слово «победительная» — множественного числа, — и поэтому оно не относится к Самой Богородице.

Слова «победительная» и «благодарственная (также множественного числа)» относятся к слову «восписуем», то есть, «посвятим». Итак, первую половину кондака можно перевести так: «Тебе, сильной в брани, Военачальнице, мы, Твои рабы, избавившись от бед и несчастий («от злых»), приносим победные и благодарственные песни, Богородица!»

Во второй части текста мы с верой просим ограждать нас от бед и в будущем. Слово «держава» переводится как «сила, власть». Таким образом, заключительные фразы можно перевести так: «…Но, имея власть и силу непобедимую, Ты защити нас от всяких бед, да воззовем к Тебе: «Радуйся, Невеста Неневестная».

В связи с текстом этого победного, воинского гимна хочется вспомнить историю о том, как после обретения чудотворной Иверской иконы Божией Матери на Афоне, святой образ несколько раз чудесно исчезал из храма, куда был поставлен, и появлялся над вратами обители (отсюда и его второе название — «Вратарница»). Явившись одному из иноков, Пресвятая Богородица сказала, что не хочет быть хранимой, но желает Сама охранять и оберегать чад Своих.

Любовь Божией Матери к человеческому роду обладает могущественной силой. И ответная любовь к Ней, Взбранной Воеводе, делает нас сильнее. Ведь после окончания службы мы выйдем из храма, как бы спустившись с небес на землю, где нас ждут повседневные дела и заботы. Сможем ли мы сделать что-то доброе без помощи Божией Матери.

Взбранной воеводе победительная

Из книги «Отец Арсений»

Молодые мы все смелые. Иду и думаю: мама сердиться будет, что поздно пришла, а завтра вставать рано к ранней обедне, а потом дел невпроворот. Иду быстро, улицы прошла и вбежала в лесок. Темно, мрачно и, конечно, страшно, но ничего, тропка широкая, не раз хоженная. Вошла и чувствую: домашним духом тянет, а людей – никого. Бегу, и вдруг меня кто-то сзади схватил за руки и на голову что-то накинул. Вырываюсь, крикнуть хочу, но мне рукой через тряпку рот зажали. Борюсь, вырываюсь, пытаюсь ногами ударить напавших, но от сильного удара по голове на какие-то мгновения затихла. Оттащили с тропинки в сторону, с головы материю сняли, потом я поняла, что это был пиджак, но рот тряпкой зажимают еще. Мужской голос сказал: “Пикнешь – зарежем!” – и нож перед глазами появился. “Ложись, дура, будешь тихо себя вести, не убьем”, – смотрю на человека, один низкий, другой высокий, и от обоих вином пахнет. “Ложись!” – рот разжали и толкают на землю, а я шепотом говорю им: “Отпустите, пощадите!” – и рванулась, а высокий приставил нож к груди и колет. Поняла, что ничто меня не спасет. Высокий парень сказал второму: “Пойди шагов за 30 к тропке. Справлюсь с ней, тебя крикну”, – невысокий ушел.

Я стою и отчетливо понимаю, что нет мне сейчас спасения, никто помочь не может. Что делать? Как защититься? И вся мысль ушла к Богу: “Помоги, Господи!” Молитв вдруг никаких не помню, и откуда-то внезапно возникла только одна, к Богородице, и я поняла – одна Матерь Божия может меня спасти, и стала в исступлении читать: “Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная” – а в это время высокий повалил меня и стал рвать одежду. Сорвал, наклонился надо мной, нож в руке держит. Я это отчетливо вижу и в то же время исступленно молюсь Богородице, повторяя одну и ту же молитву и, вероятно, молилась вслух. Наклонился высокий и вдруг спросил меня: “Ты что там бормочешь?” – а я все молюсь и в этот момент услышала свой голос, а парень опять сказал: “Спрашиваю, чего?” – и тут же выпрямился и стал смотреть куда-то поверх меня. Посмотрел внимательно, взглянул на меня и со злобой ударил в бок ногой, поднял с земли и сказал: “Пойдем отсюда”, – и, держа нож в руке и сорванное с меня белье, повел куда-то в сторону. Дошли, бросил меня на землю, опять наклонился надо мною, а я молюсь и молюсь.

Читайте так же:  Молитва для чего она нужна

Стоит около меня и опять поверх вглядывается, а я все время призываю Божию Матерь и в то же время чувствую, что ничего почему-то не боюсь. Парень стоит и смотрит куда-то в лес, потом взглянул на меня и сказал: “Чего ей здесь, в лесу, ночью надо?” Поднял меня, отбросил нож и повел в лес. Идет молча, я молюсь вполголоса и ничему не удивляюсь и ничего уже не боюсь, помню только, что Божия Матерь со мною. Конечно мысль дерзновенная, но я тогда так думала. Шли недолго. Вижу – мелькают между деревьями огни станции. Не выходя из леса, парень сказал мне: “На! Оденься! – и бросил мои вещи.- Я отвернусь”. Отвернулся, я оделась. Пошли, взял он билет до Москвы, подвел к бачку с питьевой водой и платком вытер мне лицо. Кровь у меня от удара была на голове.

Сели в поезд, вагоны пустые, поздно, мы только вдвоем в вагоне. Сели, молчим, а я все время молюсь про себя, беспрерывно повторяя: “Взбранной Воеводе победительная…”

Доехали, вышли из поезда, он спросил: “Где живешь?” Я ответила. Доехали трамваем на задней площадке до Смоленской площади, а потом пошли в Неопалимовский переулок ко мне домой. Я молюсь, он идет молча, только на меня изредка поглядывает.

Дошли до дома, поднялись по лестнице, я ключ доставала и опять на меня страх напал. А зачем он здесь? Дверь не открываю, стою. Посмотрел парень на меня и стал спускаться по лестнице. Открыла я дверь, бросилась в комнату и перед иконой Божией Матери Владимирской упала на колени. Благодарю Ее, плачу. Сестра проснулась и спрашивает: “Что с тобой?” – молюсь и не отвечаю, молюсь…

Прошел год. Сижу я дома и занимаюсь. Окна открыты, жарко, душно. В квартире мама да я. Звонок, мама кому-то открывает и говорит: “Проходите. Дома!” – и мне из коридора кричит “Мария, к тебе”. Подумала я – вот некстати, но крикнула: “Входите!” Встала, решила, что кто-нибудь из товарищей-студентов. Дверь открылась, и я замерла. Он, тот парень из леса. Спросили бы меня минуту тому назад – какой он, я не смогла бы сказать, а тут мгновенно узнала.

Стою словно одеревенелая, а он вошел, почему-то осмотрел комнату и, не обращая на меня внимания, рванулся в угол, где у меня висела цветная литография, с иконы Владимирской Божией Матери. Иконы мы с мамой держали в маленьком шкафчике, а Владимирскую повесили под видом картины на стене.

Подошел, посмотрел и сказал: “Она”, – постоял некоторое время и подошел ко мне. “Не бойтесь меня, я пришел попросить у Вас прощения. Простите меня, виноват я перед Вами страшно. Простите!” А я стою, окаменевшая, растерянная, а он подошел ко мне близко, близко, и еще раз сказал: “Простите меня!” – повернулся и вышел. Эта встреча произвела на меня страшно тяжелое впечатление. Зачем приходил? Что хотел этот бандит? В голову пришла мысль – надо бы милицию позвать, задержать его, но вместо этого открыла шкафчик с иконами и стала молиться.

В голове все время неотвязчиво стояла мысль, почему, взглянув на икону Владимирскую, сказал: “Она”.

Потом все раздумывала. Почему его тогда не разглядела, почему такой бандит прощения просил, зачем это ему нужно? И совсем он не высокий, и глаза его смотрят пытливо и пристально и не по-бандитски.

…Началась война, был 43-й год. Голодали мы ужасно. Я работала в госпитале сестрой и пыталась учиться в медицинском институте, сестра болела, но училась в седьмом классе, а мама еле-еле ходила от слабости.

Жизнь была тяжелой, но я все-таки успевала иногда забегать в церковь. Прошли бои под Москвой, на Кавказе, под Сталинградом, начиналась весна 43-го года. Дежурила я эти дни два дня подряд. Пришла усталая, есть нечего, сестра лежит, мама тоже. Ослабли обе.

Разделась, разжигаю печку, руки трясутся, болят. Пытаюсь молиться, читаю акафист Божией Матери по памяти. Слышу, стучат в дверь, открываю, стоит лейтенант с палкой и большим вещевым мешком: “Я к Вам!”

Спрашиваю: “Кто Вы?” Он не отвечает и втаскивает в комнату мешок, потом говорит: “Тот я! Андрей!’ – и тогда я мгновенно узнаю его. Мама приподнимается и смотрит на него.

Читайте так же:  Православные молитвы о благополучии в жизни

Андрей развязывает мешок, неуклюже отставляет ногу, садится на стул без приглашения и начинает вынимать что-то из мешка.

На столе появляются банки с тушенкой, сгущенным молоком, сало, сахар, и еще, и еще что-то. Вынув, завязывает мешок и говорит “Ранен я был тяжело, три месяца с лишним по госпиталям валялся, думал, не выживу, сейчас в клиниках ногу долечивают. Лежал. Вас вспоминал и Матери Божией молился, как Вы тогда. Говорили врачи, что умру, безнадежен. Выжил, живу, а эти продукты братень мне притащил от радости, что в госпитале разыскал, он тут под Москвой в председателях колхоза ходит. Наменял – и ко мне”.

Встал, подошел к шкафчику с иконами, открыт он был, перекрестился несколько раз, приложился к иконам, подошел ко мне и опять, как прошлый раз, сказал: “Простите меня, Бога ради. Прошу. Гнетет меня прошлое беспрерывно. Тяжело мне”, – а я посмотрела на его продукты, на него самого, стоящего с палкой около стола и закричала: “Возьмите, возьмите все сейчас же. Убирайтесь вон!” – и расплакалась. Стою, реву, мама лежит, ничего понять не может, сестра из-под одеяла голову высунула. Андрей посмотрел на меня и сказал: “Нет, не возьму”, – подошел к печке, разжег ее, положил полешки, постоял минут пять около нее, поклонился и вышел, а я все время навзрыд плакала.

Мама спрашивает. “Маша, что с тобой, и кто этот человек?” Я ей тогда все рассказывала. Выслушала она меня и сказала: “Не знаю, Маша, почему ты тогда спаслась, но что бы ни было, хороший и очень хороший Андрей. Молись за него”.

Спас нашу семью в 1943 году Андрей своей помощью. Недели две его не было, а потом к маме приходил раз пять без меня и каждый раз приносил бездну всякого, всякого и часами с мамой разговаривал.

Много Андрей мне рассказывал о себе.

Мама моя была человеком исключительной души и веры, и еще до прихода Андрея последний раз говорила мне: “Мария! Матерь Божия явила этому человеку великое чудо. Не тебе, а ему. Для тебя это был страх и ужас, и ты не знала, почему Господь отвел от тебя насилие. Ты верила, что тебя спасла молитва, а его сама Матерь Господа остановила. Поверь мне, плохому человеку такого явления не было бы. Матерь Божия никогда не оставит Андрея, и ты должна простить его”. Андрей маме тоже все рассказал.

Сестра моя Катерина была от Андрея без ума, а у меня до самой последней встречи с ним к нему жило чувство брезгливости и даже ненависти, и продукты, которые он приносил, я старалась не есть… Когда же разговорилась с ним, то поняла многое, взглянула на него по-другому и успокоилась. Подошла я тогда к Андрею и сказала. “Андрей! Вы изменились, другим стали. Простите меня, что долго не могла я победить в себе чувства ненависти к Вам”, – и подала ему руку.

Прощаться стал – уезжал в батальон выздоравливающих, а после на фронт должны были отправить.

Мама сняла со своей крестовой цепочки маленький образок Божией Матери с надписью: “Спаси и сохрани”, благословила им Андрея, перекрестила и по русскому обычаю трижды расцеловала. Расстегнул он ворот гимнастерки, снял ее, и мама куда-то зашила ему образок. Катька, прощаясь, порывисто обняла Андрея и поцеловала в щеку. Подошел ко мне, низко поклонился и, как всегда, сказал: “Простите меня Бога ради и ради Матери Божией, молитесь обо мне”, – подошел к иконе Владимирской Божией Матери, приложился к ней несколько раз, поклонился всем нам и, не оборачиваясь, вышел.

Хлопнула дверь, мама и Катя заплакали, а я потушила в комнате свет, подняла светомаскировочную штору и вижу в лунном свете, как он вышел из дома, обернулся на наши окна, перекрестился несколько раз и пошел.

Больше никогда его не видела, только в 1952 г, была я уже замужем, получила письмо от него на старый адрес, мама мне письмо передала. Письмо было коротким, без обратного адреса, но по почтовому штемпелю увидела, что оно послано из-под Саратова.

‘Спасибо, спасибо Вам всем. Знаю, страшен я был для Вас, но Вы не отбросили меня, а в одну из самых тяжелых минут поддержали прощением своим. Только Матерь Божия была Вам и мне помощницей и покровительницей. Ей и только Ей обязаны Вы жизнью, а я еще больше – верой дающей две жизни – человеческую и духовную. Она даровала веру и спасла меня на военных дорогах. Спаси и сохрани Вам Матерь Божия. Наконец-то я живу христианином. Андрей”.

Это последнее, что мы узнали о нем. Я рассказала отцу Арсению об Андрее, и он сказал: “Великая милость была дана этому человеку, и он оправдал ее. Хранил его Господь для больших и хороших дел”.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

(Из книги “Отец Арсений”, М.,1994 г.)

Пояснение молитвы взбранной воеводе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here