Перезвоны и молитва рисунки

Перезвоны и молитва рисунки в полной и расширенной версии, специально для Вас.

6 класс. Перезвоны. Молитва
презентация к уроку по музыке (6 класс) на тему

Презентация к уроку музыки в 6 классе на тему «Перезвоны. Молитва», рассматривается произведение В. Гаврилина «Перезвоны», а так же обращение к жанру «молитва» разных композиторов.

Скачать:

Вложение Размер
6_klass_gavrilin_perezvony._molitva.ppt 1.55 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

« Перезвоны » Валерий Александрович Гаврилин( 1939- 1999) Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

« Перезвоны»- так назвал свою симфонию- действо, произведение для солистов, хора и ударных инструментов, современный композитор Валерий Александрович Гаврилин. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

В основе этого сочинения- впечатления композитора от рассказов известного писателя, актёра и режиссёра Василия Макаровича Шукшина Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

В рассказе В. Шукшина « Слово о малой родине» есть такие слова: Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет… Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько. Красота её, ясность её поднебесная, редкая на земле. Дело, наверное , в том, что даёт родина- каждому из нас- в дорогу. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

А вот что говорил Валерий Александрович Гаврилин о своём сочинении: Всё, написанное В. Шукшиным предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле. Об этом я приглашаю поразмыслить своих слушателей. Так и выстраивается « действо»: начало и конец – трудная дорога. А в середине – свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть , как велика и прекрасна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

«Молитва» В «Молитве» человек, а из контекста симфонии-действа мы видим, что это бывший разбойник, обращается к Богу и просит помиловать его. Это не просто молитва, это осмысление человеком своего жизненного пути. Сопровождает молитву звучание колокола. Это звучание воспринимается как биение человеческого сердца, как удары часов жизни. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

П. Джогин « На Валааме» Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

И. Левитан « Над вечным покоем» Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

Б. Кустодиев « Осенний сельский праздник» Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

Булат Окуджава «Молитва» Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

Иеромонах Роман (Александр Матюшин) «В минуту трудную сию» поэт, песнопевец . Имя иеромонаха Романа хорошо известно миллионам русских людей. Автор духовных стихов и песен, член союза писателей России. Кассеты с записями его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные певцы, хорошо известны они и за рубежом. Быкова А.В. учитель музыки МОУ СОШ № 131, г. Карталы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок построен на основе творческих исканий, использован интересный музыкальный материал.

конспект урока по музыке «Перезвоны. Молитва.» по УМК Сергеевой — Критской 6 класс.

Конспект урока по музыке, тема: «Перезвоны» Молитвы.

Презентация у уроку музыки в 5 классе «Перезвоны».

Методическая разработка мастер-класса «Пасхальный перезвон. Гжель». Составлена на основе педагогического опыта Юдиной З.М. с целью расширения кругозора знаний о традиционных промыслах Росс.

Занятие «Птичий перезвон – птица-веснянка» относится к серии мероприятий эстетического цикла. В воспитательной системе занятие является клубным часом, включающим в себе мастер-класс. Актуальность за.

Музыка. 6 класс

Конспект урока

Сюжеты и образы фресок. «Перезвоны» В. А. Гаврилина.

Молитва как музыкальный жанр

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— влияние на творчество современных композиторов произведений других видов искусства (литературы и живописи);

— тема молитвы в русской музыке;

— музыка современных композиторов: Кикты, Окуджавы, Гаврилина.

Фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку.

Соло – это произведение или партия, предназначенная для исполнения одним инструментом или певцом.

Орнамент – узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы.

Солист – это певец, музыкант, исполняющий сольную партию, выступающий соло.

Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов.

1. Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Значительное влияние на композиторов оказывает среда, в которой они родились и выросли, а также впечатления, полученные от других видов искусства: литературы, живописи архитектуры.

Читайте так же:  Молитвы от страсти

На современного композитора Валерия Григорьевича Кикту сильное впечатление произвели фрески Софийского собора в Киеве.

Собор был построен Ярославом Мудрым в XI веке. Уникальность собора заключается в том, что внутри сохранилось большое количество подлинных мозаик и фресок, росписи водяными красками по сырой штукатурке. Цветовая палитра фресок в соборе насчитывает 177 оттенков.

Находясь под впечатлением от внутреннего убранства и величия собора, от причастности к древности, Валерий Григорьевич написал концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской».

О сюжетах фресок можно судить по названиям номеров: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Борьба ряженых», «Скоромохи», «Музыкант», «Зверь нападает на всадника».

Не случайно композитор выбирает в качестве солирующего инструмента арфу, имитируя тем самым старинный музыкальный инструмент – гусли.

Музыкальная тема «Орнамент» звучит в симфонии несколько раз и скрепляет музыкальные сюжетные зарисовки.

Слово «орнамент» означает узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы. Термин актуален и для музыки. Поскольку ритм является одним из средств выразительности этого вида искусства.

Былинное сказание предстаёт перед нашими глазами, герои древней старины оживают, бьют копытами кони на площади, звонят колокола Киевской Софии.

На другого современного композитора, Валерия Александровича Гаврилина, оказали влияние произведения русского писателя Василия Макаровича Шукшина.

Симфония-действо для солистов, хора и ударных «Перезвоны» Гаврилина даже имеет подзаголовок: «По прочтении Шукшина».

Бесконечной любовью к Родине, русскому человеку, проникнуты произведения этих двух творцов: Шукшина и Гаврилина.

Само название «перезвоны» говорит нам о том, что композитор обратился к древнерусской традиции звонить в колокола.

«Перезвоны» отражают различные сферы жизни народа: будни и праздники, трагические и комические события. Затрагивают общечеловеческие вопросы: жизни и смерти, любви и разлуки, человека и природы, семейных ценностей и религии.

Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов. Молитва – очень личное обращение к Богу с благодарностью, просьбой о помощи, покаянием.

Гаврилин включил в «Перезвоны» молитву, когда умирающий разбойник обращается к Богу с раскаянием и благодарностью.

К молитве, как к музыкальному жанру, обращались многие композиторы.

Петр Ильич Чайковский включил пьесу «Утренняя молитва» в сборник «Детский альбом».

Поскольку, молитва – это личное обращение, она может быть любой: произнесённая вслух или про себя. Наш современник, поэт и композитор Булат Шалвович Окуджава, написал песню «Молитва». Она исполняется под гитарное сопровождение.

Церковная музыка оказала большое влияние на композиторов всех эпох. Отечественные и зарубежные авторы обращались к религиозным текстам и жанрам, использовали интонации церковной музыки в светских сочинениях. К самой известной молитве «Аве Мария» обращались в своем творчестве Ф. Шуберт, Ш. Гуно и многие другие.

Композиторы часто пользовались приёмами стилизации и цитирования, имитировали звучание народных инструментов.

В. Кикта с этой целью использовал многоликость тембров симфонического оркестра. В. Гаврилин – богатство хоровых тембров смешанного хора и изобразительные возможности ударных инструментов.

На уроке мы узнали, как звучание древних музыкальных инструментов, народные и церковные традиции композиторы использовали в своих произведениях. Музыка Чайковского, Гаврилина, Кикты, Окуджавы подчёркивает, благодаря этому, самобытность культуры нашей страны.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№1. Что вдохновило композитора написать симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»?

Варианты ответа: внутреннее убранство собора; город Киев; церковная литература.

Достаточно вспомнить, что фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку. Из определения следует, что росписи внутри собора впечатлили композитора на создание произведения с аналогичным названием.

№2. Какой инструмент использовал Валерий Кикта для имитации звучания гуслей?

Варианты ответа: арфу; гитару; скрипку; рояль.

Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить, что Кикта написал концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». А также обратить внимание на строение инструментов. Гусли и арфа – щипковые инструменты. На скрипке тоже можно играть щипковым способом, однако, более распространено исполнение смычком. Фортепиано хоть тоже струнный инструмент, но имитировать на нём аутентичную игру на гуслях непросто.

«Перезвоны» симфония-действо В.А.Гаврилин. Молитва. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемНикита Чернявский

Похожие презентации

Презентация на тему: » «Перезвоны» симфония-действо В.А.Гаврилин. Молитва.» — Транскрипт:

1 «Перезвоны» симфония-действо В.А.Гаврилин. Молитва.

2 Всю жизнь несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько. В.Шукшин

3 Валерий Александрович Гаврилин советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам.

4 Шукшина интересовала одна тема: судьбы русского крестьянства. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в души. Шукшина интересовала одна тема: судьбы русского крестьянства. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в души. Земля – поэтически многозначительный образ в искусстве Шукшина: дом родной, пашня, степь, родина, мать – сыра земля… Земля – поэтически многозначительный образ в искусстве Шукшина: дом родной, пашня, степь, родина, мать – сыра земля… Василий Макарович Шукшин

5 Симфония «Перезвоны» имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина». Это размышления композитора о любви к человеку, к родной земле о том чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин. Симфония «Перезвоны» имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина». Это размышления композитора о любви к человеку, к родной земле о том чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин.

6 У Шукшина описания почти отсутствуют, даже портретные; так, бросит одну деталь, но речь персонажа так выразительна, что человек живет и виден. У Шукшина описания почти отсутствуют, даже портретные; так, бросит одну деталь, но речь персонажа так выразительна, что человек живет и виден.

7 «Перезвоны» — это: Голос народной жизни Голос народной жизни Древняя традиция колокольности в русской музыке Древняя традиция колокольности в русской музыке Диалог-раздумье композитора о жизни и смерти, любви и разлуки, печали и радости, грехе и раскаяние, о матери и сыне, человеке и природе, Отчизне, душе, совести. Диалог-раздумье композитора о жизни и смерти, любви и разлуки, печали и радости, грехе и раскаяние, о матери и сыне, человеке и природе, Отчизне, душе, совести.

Читайте так же:  Молитва на любовь конкретного парня

8 О чём эта музыка? О чём эта музыка?

9 Молитва. Обращение к Богу поддержать его в трудную минуту поддержать его в трудную минуту Помочь найти верное решение Помочь найти верное решение Покаяние о своих грехах Покаяние о своих грехах В «Молитве» В.Гаврилина умирающий человек, в прошлом разбойник, завершая свой жизненный путь, смиренно обращается к Богу и с раскаянием, и с благодарностью.

10 «Сидели некоторое время, подавленные чувством, которое вызвала песня. Грустно стало, не грустно, а редкая это, глубокая минута: вдруг озарится человеческое сердце духом ясным, нездешним любовь ли его коснется, красота ли земная, или охватит тоска по милой родине и опечалится в немоте человек. Нет, она всегда грустна, эта минута, потому что непостижима и прекрасна» «Сидели некоторое время, подавленные чувством, которое вызвала песня. Грустно стало, не грустно, а редкая это, глубокая минута: вдруг озарится человеческое сердце духом ясным, нездешним любовь ли его коснется, красота ли земная, или охватит тоска по милой родине и опечалится в немоте человек. Нет, она всегда грустна, эта минута, потому что непостижима и прекрасна» В. Шукшин В. Шукшин

конспект урока по музыке «Перезвоны. Молитва.» по УМК Сергеевой — Критской 6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

конспект урока по музыке «Перезвоны. Молитва.» по УМК Сергеевой — Критской 6 класс.

Скачать:

Вложение Размер
perezvony._molitva._urok_muzyki_6_klass.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Перезвоны. Молитва».

Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

  • дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В. Гаврилина;
  • осмысление интонационного богатства народной музыки;
  • дальнейшее знакомство с жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;
  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;
  • развитие музыкального и эстетического вкуса.
  • «Смерть разбойника» В.Гаврилина.
  • «Ерунда» В.Гаврилина.
  • «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.
  • С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».
  • «Молитва» Б.Окуджавы.
  • «В минуту скорбную сию…» иеромонаха Романа.
  1. Организация детей на работу.
  2. Распевка.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Работа над новым материалом.

1. Прослушивание и характеристика произведения «Смерть разбойника» В.Гаврилина .

-Что вы услышали? (Обращение к Богу.)

— О чём просит этот человек? (О спасении, защите, помиловании…)

— Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.

— Какая это музыка, старинная или современная? (Современная).

2. Знакомство с творчеством Гаврилина В.А.

Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина».

«Перезвоны» — это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин. Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.

3. Прослушивание и характеристика произведения. «Ерунда» В.Гаврилина.

-Какой характер музыки? (Шуточный, весёлый…)

-Какое исполнение? (Хор, используются ударные.)

4. Прослушивание и характеристика произведения. «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.

— Какое исполнение? (хор – пример народной музыки. Озорные частушки.)

В музыке В. Гаврилина возникает голос народной жизни во всём её многообразии. Многочисленные звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни.

5. Обобщение учителем.

6. Прослушивание и характеристика произведения С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».

-Охарактеризуйте прослушанное произведение. (Напевно, мягко, тихо, нежно и т.д., хоровое исполнение.)

— К какому жанру можно отнести музыку? (К жанру духовной музыки: молитва.)

— Какие чувства испытывает человек во время молитвы?

(Он волнуется, переживает, просит, мучается, страдает, радуется и т.д.)

-Можно ли это произведение назвать молитвой? ( Да. )

7. Обобщение учителем.

Это обращение к Богу современного человека со своими сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудную минуту жизни, помочь найти верное решение жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях.

8. Исполнение песни «Молитва» Б.Окуджавы учащимися .

9. Прослушивание и характеристика произведения «В минуту скорбную сию…» в исполнении иеромонаха Романа.

К жанру молитвы в своём творчестве обращается иеромонах Роман, который поёт свои духовные стихи и молитвы под … гитару.

— Охарактеризуйте эту молитву.

— Какая это молитва? Почему?

В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.

— Что нового узнали на уроке?

-Какие произведения мы прослушали?

— Какие средства музыкальной выразительности позволяют композитору Гаврилину выявить контрастность образов?

— Как музыкальные образы песен раскрывают лирические чувства поэтических высказываний?

— Назовите особенности музыкального языка каждого произведения, которые подчеркивают их принадлежность к жанру молитвы.

2. Обобщение ответов.

4. Оценка работы детей.

  1. Организованное окончание урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языку разработан по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения . М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса.

Конспект урока с презентацией на тему » Виды словочосетаний». 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему .

Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.

Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.

Читайте так же:  Молитва рыбака на удачную рыбалку православная

Конспект урока по русскому языку «Слова-приятели» для 7-9 классов. Тип урока: проверка знаний, умений, навыков.

План — конспект урока c ЭОР. УМК «Английский в фокусе. 5 класс». Н.И. Быкова, Дж. Дули. Модуль №8, урок 8a.

Конспект урока по физической культуре (по ФГОС) для 5 классаТема урока: Техника спринтерского бега. Бег на 30 и 60 метровФ.И.О. педагога:Пастухов Сергей АлександровичПредмет: физическая культураКласс.

Музыка. 6 класс

Молитва в музыке

П. И. Чайковский «Молитва» («Детский альбом»)

Российская культура уходит корнями в глубокую древность. Колокола извещали жителей о радостных и печальных событиях. Гусли сопровождали сказания. С молитвой обращались люди к Богу. Композиторы, вдохновлённые древнерусской культурой, нередко включали национальные элементы в свои произведения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Крестный ход в Ярославле». Художник Алексей Боголюбов

Цели и задачи
  • углубить представления о религиозных сюжетах и образах в творчестве В. Кикты, В. Гаврилина, Б. Окуджавы.
  • различать характер музыкальных произведений (симфонических, вокальных, вокально-инструментальных);
  • научиться узнавать элементы древнерусской музыки в современных музыкальных произведениях.
Узнаем, научимся, сможем
  • что такое светская и духовная музыка;
  • находить общее и особенное в жанре духовной музыки – молитве – и её интерпретации в произведениях современных композиторов;
  • анализировать древнейшую традицию колокольности в русской музыке композиторов XX века.
Музыкальные инструменты

С помощью какого инструмента на Руси оповещали народ о важных событиях? Выберите подходящее изображение.

«Пастушья дудочка». Художник С. Андерсон

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Концерт на гуслях». Художник Н. П. Богданов-Бельский

«Царь-колокол в Московском Кремле». Художник Е. Гильбертзон

« Перезвоны » Валерий Александрович Гаврилин( 1939- 1999) — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЛеонид Амплеев

Похожие презентации

Презентация на тему: » « Перезвоны » Валерий Александрович Гаврилин( 1939- 1999)» — Транскрипт:

1 « Перезвоны » Валерий Александрович Гаврилин( )

2 « Перезвоны»- так назвал свою симфонию- действо, произведение для солистов, хора и ударных инструментов, современный композитор Валерий Александрович Гаврилин.

3 В основе этого сочинения- впечатления композитора от рассказов известного писателя, актёра и режиссёра Василия Макаровича Шукшина

4 В рассказе В. Шукшина « Слово о малой родине» есть такие слова: Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет… Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько. Красота её, ясность её поднебесная, редкая на земле. Дело, наверное, в том, что даёт родина- каждому из нас- в дорогу.

5 А вот что говорил Валерий Александрович Гаврилин о своём сочинении: Всё, написанное В. Шукшиным предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле. Об этом я приглашаю поразмыслить своих слушателей. Так и выстраивается « действо»: начало и конец – трудная дорога. А в середине – свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда.

6 П. Джогин « На Валааме»

7 И. Левитан « Над вечным покоем»

8 Б. Кустодиев « Осенний сельский праздник»

9 К какой из картин подходят эти музыкальные произведения? « Весело на душе» «Вечерняя музыка» « Молитва»

10 « Перезвоны» Домашнее задание: Записать в тетради стихи русских поэтов, близкие по настроению музыки и этим картинам.

Доклад про валерия гаврилина Что такое перезвоны,сколько их там. определение. и т.д

Что ты хочешь узнать?

Ответ

CD 1
1. Весело на душе
2. Смерть разбойника
3. Дудочка
4. Ерунда
5. Дудочка
6. Посиделки
7. Дудочка
8. Ти-ри-ри
9. Дудочка
10. Воскресенье

CD 2
1. Дудочка
2. Вечерняя музыка
3. Дудочка
4. Скажи, скажи, голубчик
5. Страшенная баба
6. Белы-белы снеги
7. Молитва
8. Матка-река
9. Дудочка
10. Дорога
По прочтении В. Шукшина. Хоровая симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя, ударных и чтеца. Московский камерный хор под управлением В. Минина.

«Особенно широкий резонанс получило многочастное хоровое сочинение — симфония-действо «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина) — большая музыкальная фреска народной жизни, ставшая сенсацией сезона. Звоны в ней — как символ жизни в её разных ипостасях. Одно из самых масштабных и значительных произведений композитора, «Перезвоны», по словам О. Беловой, «прозвучали, как громкий набат, взывающий к совести, к памяти, к человечности: береги, не убей в себе духовное, не завидуй лукавым и преуспевающим, твори добро, возлюби красоту».

Это сочинение в форме оратории, действа (хоть и без сценического решения), что ставит слушателя перед задачей его осмысления. Однако словесный текст не дает повода для связывания всего в логически выстроенный сюжет. Масштаб содержания: от современной песни до древнего знаменного пения.

Первым исполнил «Перезвоны» известный Московский камерный хор под управлением Владимира Минина. Но прежде фрагменты звучали в театре имени Вахтангова в Москве в постановке спектакля «Степан Разин». Тема Степана Разина (его величественной души, в которой соединились бесшабашная удаль с высоким порывом духа и нежными воспоминаниями о детстве) и стала главной темой «Перезвонов». «Это написано кровью сердца; живая, современная музыка, глубоко народного склада и современного мироощущения, рожденная на наших просторах», — так отозвался о «Перезвонах» композитор Г. Свиридов.

Урок музыки в 6 классе Прыткова Лариса Александровна учитель музыки высшей категории МБОУ СОШ 45 г. Челябинска. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемСергей Паршин

Похожие презентации

Презентация 6 класса по предмету «Музыка, Хореография» на тему: «Урок музыки в 6 классе Прыткова Лариса Александровна учитель музыки высшей категории МБОУ СОШ 45 г. Челябинска.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Урок музыки в 6 классе Прыткова Лариса Александровна учитель музыки высшей категории МБОУ СОШ 45 г. Челябинска

Читайте так же:  Молитва ПреСвятой Богородице скоропослушнице

2 по теме : Русская духовная музыка («Перезвоны»: «Молитва»)

4 Валерий Александрович Гаврилин 1939 – 1999 гг. В своём творчестве композитор постоянно обращается к вокальной музыке. Именно песенная природа русской музыки композитора пленяет слушателей своим обаянием, мелодичностью.

5 Любим ли мы наших мам так, как они любят нас?

6 В.А. Гаврилин Симфония – действо «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»

7 В «Перезвонах» композитор обратился к древней традиции колокольности в русской музыке. Звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны жизни: — набат – сигнал тревоги; — трезвон – звон во все колокола одновременно, аккордом; — благовест – колокольная мелодия; — «Малиновый звон» – что это?

8 Исаак Левитан «Вечерний звон»

9 Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974 гг.) писатель, актёр, кинорежиссёр, посвятивший своё творчество размышлениям о любви к человеку, родной земле, природе, матери, душе, совести – простым и сложным истинам. «Всю жизнь несу родину в душе, Люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, Когда случается трудно и горько». В. Шукшин.

10 О. Романова «Семья В.М. Шукшина»

11 СИМФОНИЯ – ДЕЙСТВО «ПЕРЕЗВОНЫ» ДЛЯ СОЛИСТОВ, ХОРА И УДАРНЫХ (ПО ПРОЧТЕНИИ В.М. ШУКШИНА): «МОЛИТВА» КОМПОЗИТОР В.А. ГАВРИЛИН В трудные минуты жизни человек обращается к Богу со словами молитвы. Существует такой жанр и в музыке – жанр молитва.

12 Слушание, определить: эмоциональное состояние человека, который обращается к Богу; какие особенности музыкального языка произведения подчёркивают принадлежность к жанру молитвы? ощущение присутствия в храме

13 В наше сложное время произведения духовной музыки приглашают поразмышлять о вечных истинах, каких? «В горнице» Поэт, (1936 – 1971 гг.) Композитор Александр Морозов

Доклад по теме Валерий Гаврилин симфония-действо »Перезвоны»молитва
СРОЧНО.

Что ты хочешь узнать?

Ответ

В 1981 году Гаврилину была заказана музыка к пьесе Василия Шукшина (1929—1974) «Степан Разин». Позднее он вспоминал: «. Шукшин — это явление, которое трудно переоценить. Для меня, как для работающего композитора, явление такой личности в искусстве было просто событием. Это было мне подспорьем, опорой, поддержкой в том, что можно и нужно так работать. Шукшин остается и долго будет могучей фигурой и движущей силой в нашем искусстве. »

В течение 1981—1982 годов, вдохновленный творчеством Шукшина, Гаврилин создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо. «В «Степане Разине» Шукшина в постановке Михаила Ульянова был опробован материал, который впоследствии вошел в мою большую работу «Перезвоны», — рассказывал композитор. — Но это сочинение имеет у меня подзаголовок. Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо. Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией. И вот к этому сочинению в подзаголовке я написал: «По прочтении Василия Шукшина»». Именно работа над произведением Шукшина дала толчок для появления «Перезвонов».

Образы русской народной и духовной музыки. «Перезвоны». «Молитва».

Класс: 6. Учитель музыки: Егорова Татьяна Фёдоровна.

Цель урока: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, фортепиано (синтезатор).

Музыкальный материал урока:

1) «Свете тихий»- знаменный распев.

2) В.А. Гаврилин «Симфония-действо» «Перезвоны» (по прочтении Шукшина), «Молитва» (фрагмент);

3) Авторская песня: Юлия Славянская, слова — П. А.Вяземский «Молитва Ангелу-Хранителю»);

4) «Житейское море» -русский народный духовный стих ( современный вариант- Отец Силуан).

Художественный материал:

Михаил Васильевич Нестеров «Князь Александр Невский» 1894.

Скачать:

Вложение Размер
perezvony._molitva._urok.doc 218.2 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок музыки по теме: « Образы русской народной и духовной музыки». «Перезвоны». «Молитва».

Тип урока : урок углубления темы .

ГОУ СОШ №345 Невского р-на г. Санкт-Петербурга

Дата проведения : 08.12.2011 г. Конспект с изменениями по ФГОС.

Класс : 6. Учитель музыки: Егорова Татьяна Фёдоровна.

Цель урока : развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

компьютер, проектор, экран, фортепиано (синтезатор).

Музыкальный материал урока:

  1. «Свете тихий»- знаменный распев.
  2. В.А. Гаврилин «Симфония-действо» «Перезвоны» (по прочтении Шукшина), «Молитва» (фрагмент);
  3. Авторская песня: Юлия Славянская, слова — П. А.Вяземский «Молитва Ангелу-Хранителю»);
  4. «Житейское море» -русский народный духовный стих ( современный вариант- Отец Силуан).

Михаил Васильевич Нестеров «Князь Александр Невский» 1894.

Техническое обеспечение : компьютер, проектор, электронное пианино.

Информационное обеспечение : -CD диск (фонохрестоматия к программам «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Мин-обрнауки РФ (М.: Просвещение, 2011)

-CD диск с записью видеофрагмента из концертного зала Мариинского театра

  • Уметь объяснить смысл «русская народная и духовная музыка»;
  • Уметь находить характерные особенности различных жанров духовной православной музыки;
  • Овладевать приемами анализа, сравнения;
  • Овладевать исследовательскими навыками;
  • Уметь рассуждать о духовной православной музыке как о неотъемлемой части русской духовной культуры, музыкальном образе, средствах музыкальной выразительности;
  • Овладеть знаниями о творчестве композитора В.А.Гаврилина на примере духовных образов, запечатлённых в его симфонии-действе «Перезвоны» («Молитва»), о роли молитвы в христианстве, о симфонии-действе как жанровой разновидности музыки, о духовном стихе как разновидности духовной (чаще всего анонимной) православной песни, о русских композиторах, являющихся создателями духовных музыкальных произведений (Д.C.Бортнянский, М.C.Березовский, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, П.Г.Чесноков и др.), о духовных образах, воплощённых в жанре авторской песни (Юлия Славянская, П. А.Вяземский «Молитва Ангелу-Хранителю»), о связи истории, литературы, изобразительного искусства, духовно – нравственной культуры России и музыки, о большом эмоциональном воздействии музыки на человека, о созвучии с его чувствами и мыслями, что делает более глубоким восприятие любых жизненных ситуаций.
  • Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать;
  • Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе, выражать свое мнение о музыке;
  • Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в групповом взаимодействии.
  • ориентироваться в нравственном содержании поступков;
  • научится сотрудничать в ходе решения коллективных творческих задач.

«Свете тихий» -знаменный распев.

1.Организационный момент . Создание эмоционального настроя.

2. Анализ слушания и выявление с помощью наводящих вопросов темы урока.

Читайте так же:  Сильные молитвы на примирение с любимым

— Музыка какого жанра сейчас прозвучала?

-По каким особенностям вы определили?

-Значит, об образах какой по жанру музыки мы сегодня продолжаем рассуждать? (духовной)

-На примере ярких музыкальных произведений углубим свои знания об особенностях и разновидностях этого жанра.

Ответы на вопросы учителя и выявление темы урока.

3 . Проверка усвоения пройденного материала .

-На предыдущих уроках мы с вами рассуждали о народной культуре Древней Руси и о том, как духовные православные традиции воплотились в музыке русских композиторов.

-Имена каких композиторов вы запомнили? Назовём их.

-Перед тем, как мы познакомимся ещё с одним ярким музыкальным примером, озвучим: что означает понятие «Духовная музыка »?

— Духовная музыка имеет свои разновидности и жанры. Если говорить о православной музыке, следует уточнить, что: православная музыка — просторечное словосочетание, обычно обозначающее музыку, связанную в первую очередь с богослужением византийского обряда в Православной Церкви. Как правило, речь идет о православном пении или певческом искусстве.

-Какой вид духовной (церковной) музыки был распространён в Древней Руси?

-Каковы его особенности?

-Затем, позднее, в хvш веке, в России было распространено партесное пение.

–Вспомним, что это означает?

-Каковы его особенности?

Ответы на вопросы учителя.

Д.C.Бортнянский, М.C.Березовский, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, П.Г.Чесноков и др.),

— Духовная или церковная музыка — музыка религиозного характера, предназначенная для исполнения во время молитв , богослужений и в быту. Духовная (церковная) музыка, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания (напр.: Библии).

Ответы на вопросы учителя.

-Термин «Знаменный распев» происходит от слова «знамя» — знаки особой древнерусской безлинейной нотации — крюки (певческие знамена, похожие на крючки);

-исполнялся в церквях мужским хором без сопровождения (a capella).

Партесное- многоголосное пение, исполнялось также при богослужении в церкви.

Компьютер, проектор, экран.

Показ портретов названных композиторов.

Ответы учащихся — по наводящим вопросам учителя. — Если быть точнее, духовная музыка служит своеобразным инструментом для соединения с духом, божественным. Духовная музыка позволяет почувствовать свою сущность, осознать свой дух и его смысл. Духовная музыка — это бесценный пласт культуры каждого народа и всего человечества в целом.

Ответы учащихся — по наводящим вопросам учителя .

Показ изображения знаменной нотации.

До сих пор по знаменным нотам поют в Старообрядческой Церкви. Существуют отдельные энтузиасты, пытающиеся возродить знаменные распевы. Партесное пение (от лат. partes — голоса) — тип церковного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое исполнение композиции. Количество голосов может быть от 3 до 12, а может достигать 48. Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы, например — Д. С. Бортнянский, Рахманинов (знаменита его «Всенощная») и др.

В.А.Гаврилин «Симфония- действо «Перезвоны» «Молитва».

Авторская песня: Юлия Славянская, слова — П. А.Вяземский «Молитва Ангелу-Хранителю»

« Житейское море» -русский народный духовный стих (современный вариант- Отец Силуан).

« Житейское море» -русский народный духовный стих (современный вариант- Отец Силуан).

4 . Связка- переход к слушанию и восприятию предложенного музыкального материала урока.

— Сегодня на уроке мы послушаем фрагмент из произведения композитора Валерия Александровича Гаврилина симфония-действо «Перезвоны».

«На свете нет печальней повести,

Чем жить по совести. »

«По моему замыслу, – говорил композитор, – сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека – от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу – бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни. »

В центре «Перезвонов» – история человеческой души, духовное возрастание человека. От коллективного языческого ритуала – к молитвенному преображению личности. От веселого буйства языческих по природе игрищ – к христианскому покаянию. Хоровая симфония-действо Гаврилина предполагает элементы театрализации при исполнении. Это монументальное сочинение, в котором поразительным образом слились в неразделимое целое музыка поющаяся и музыка играемая. Изумляет своей подлинной симфоничностью хоровая «оркестровка» Гаврилина, полная ярких красок и остроумных деталей.

Не случайно главному делу своей жизни Валерий Гаврилин дал имя «Перезвоны».

И все эти перезвоны — знаки Событий, Дома, Дороги — то сливаются в один грандиозный символический звон несущейся вдаль. Академик Д.С. Лихачев на склоне лет вспоминал об одном старинном русском обычае: «Вызвонить грех» – отлить колокол, чтобы он своим звоном вымолил у Бога прощение. Или отлить колокол в чью-либо память». Тогда «по прочтении» и «перезвоны» — синонимы памяти, традиции и преемственности, синонимы нескончаемого пути жизни.

— Музыка В.А. Гаврилина современна. В концертном зале Мариинского театра не редко звучит это замечательное произведение выдающегося композитора ХХ века.

-Сейчас каждому из вас я раздам «Программы», скопированные по образцу

оригинальной из концертного зала Мариинского театра. Дома вы ознакомитесь с полным содержанием произведения.

-А сейчас мы послушаем одну из частей и ответим на вопросы:

— Какой образ запечатлён в музыке?- Почему вы так решили?;

-Как называется эта часть? (воспользуйтесь «Программой» и выберете из перечисленных в ней частей одну, название которой подходит по запечатлённому в музыкальном фрагменте образу;

-Каков характер музыки?

-Какими средствами музыкальной выразительности воплощён образ?;

-Кто является исполнителем?

5 . Настрой на слушание музыки. (Слушаем как в театре).

6.Анализ слушания музыки.

— Какой образ запечатлён в музыке?- Почему вы так решили?;

-Как называется эта часть?

-Что такое молитва?

-Какими средствами музыкальной выразительности воплощён образ?;

-Кто является исполнителем?

-Какая была молитва? (о чём?)

— Христианство дает человеку непосредственный доступ к Богу, Который слышит человека, помогает ему, любит его. В христианской молитве человек ощущает присутствие Бога Живого.

Перезвоны и молитва рисунки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here