Содержание
Память преподобного Евфросина
Память 11 сентября
Преподобный Евфросин 5745 происходил от незнатных родителей, но своими добродетелями превзошел и всех благородных по происхождению. Многие при знатности своего рода не имеют никаких добродетелей, и посему впадают в глубину ада. Напротив нередко люди простого происхождения, при своем благодетельном смирении, возносятся в рай Божий. Так и сей преподобный Евфросин был узрен в видении находящимся в раю, который он и наследовал своим святым житием.
В монастыре Евфросин служил братии в поварне, и служил не как людям, но как бы Богу, – в великом смирении и повиновении. Трудясь день и ночь на послушании, он никогда не оставлял молитвы и поста. Терпение его было изумительно: ибо он претерпевал большие неприятности, поношения, поругания и частые досаждения. Возжигая в поварне огонь вещественный, он распалялся духовным огнем любви к Богу, и к Нему пламенело сердце его. Приготовляя пищу братии, он своим добродетельным житием уготовлял себе трапезу в Царствии Божием, дабы насытиться там небесным блаженством с теми, о которых сказано: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием» ( Лк.14:15 ). Он служил Господу втайне, дабы воздано ему было явно, как это действительно и исполнилось.
Вот каким образом показал Господь то, чего заслужил раб Его Евфросин.
Некий иерей, живший в одном монастыре с Евфросином, всегда молил Бога показать ему в чувственном виде те будущие блага, которые уготованы любящим его. И вот в одну ночь он имел такое видение: ему представилось, что он стоит в раю, со страхом и радостью созерцая его неизреченную красоту; там он увидал повара своего монастыря Евфросина.
Приблизившись к нему, иерей спросил:
– Брат Евфросин, – что это? Неужели это рай?
– Да, отче, это рай.
Иерей опять вопросил его:
– По великой милости Божией я поселился здесь жить, ибо сия есть обитель избранных Божиих.
– Имеешь ли ты какую-нибудь власть над этими красотами?
– Сколько могу, столько и даю из того, что видишь.
– Не можешь ли и мне дать что-нибудь из сих благ?
– По благодати Бога моего, возьми, что хочешь.
Тогда иерей, указав рукою на яблоки, попросил их. Евфросин, сорвав три яблока, положил их иерею в платок, говоря:
– Возьми то, чего просил, и насладись.
В это время начали ударять в церковное било к утрене. Иерей, проснувшись и придя в себя, счел виденное за сон, но, протянув руку к платку, нашел в нем те яблоки, которые получил в видении от Евфросина, и ощутил неизреченное благоухание от них и посему находился в изумлении. Встав с постели и положив на нее яблоки, он пошел в церковь и увидел там Евфросина стоящим на утренней службе. Подойдя к нему, иерей клятвенно упрашивал его открыть ему, где он был в нынешнюю ночь.
– Прости меня, отче, в нынешнюю ночь я был там, где ты меня видел.
– Потому-то я и заклял тебя объявить дела Божии, чтобы ты не утаил правды.
Тогда смиренномудрый Евфросин сказал:
– Ты, отче, просил у Господа показать тебе в чувственном виде воздаяния избранникам Его, и Господь благоизволил твоему преподобию показать сие чрез меня, худого и недостойного, и вот ты увидел меня в раю Бога моего.
– А что ты дал мне, отче, в раю, когда я просил у тебя?
– Я дал тебе три яблока – те самые, которые ты положил в келлии своей на одре, но прости меня, отче, ибо я червь есмь, а не человек.
По окончании утрени, иерей собрал братию и, показав ей три райских яблока, подробно рассказал то, что видел. Тогда все ощутили от тех яблок неизреченное благоухание и радость духовную и в умилении дивились тому, о чем поведал иерей. Они пошли в поварню к Евфросину, дабы поклониться рабу Божию, но уже не нашли его, ибо он вышел из церкви и скрылся, избегая славы человеческой, и никак не могли его найти. А куда именно он скрылся, – об этом нет нужды много допытываться: ибо если для него был открыт рай, то куда же он мог скрыться? Яблоки те братия разделили между собою и раздавали многим на благословение, в особенности же – для исцеления: ибо больные, вкушавшие от них, исцелялись от своих болезней. И много пользы все получили от такого дара святого Евфросина и, сохраняя описанное дивное видение не только на хартиях, но и в сердцах своих, стремились к великим подвигам и благоугождали Богу.
Молитвами преподобного Евфросина да сподобит Господь и нас райских обителей! Аминь.
Жил и подвизался в IX веке в странах Амморейских, в Палестине, близ Иордана.
Евфросин Палестинский, прп.
Преподобный Евфросин, инок одного из Палестинских монастырей, нес послушание на кухне, работая поваром. Трудясь для братии, преподобный Евфросин постоянно думал о Боге, молился и постился. Он всегда помнил, что послушание – первая обязанность монаха, и потому смиренно повиновался монастырскому начальству. Терпение инока изумляло всех: когда его укоряли, он не роптал, а невозмутимо переносил все увещевания. Своей внутренней, скрытой от людей добродетелью святой Евфросин угодил Господу, который однажды открыл монастырской братии духовную высоту их скромного собрата…Один из монастырских пресвитеров в молитве просил Бога показать ему блага, уготованные праведникам в вечной жизни. Как-то во сне увидел он, что находится в раю и созерцает со страхом и радостью его неизреченную красоту. Там же священник узрел и инока своей обители, повара Евфросина. Удивившись этой встрече, пресвитер спросил Евфросина, как он здесь оказался, и тот ответил, что находится в раю по великой милости Божией. Тогда старец поинтересовался: может ли Евфросин дать ему на память что-нибудь из окружающих красот. Преподобный Евфросин предложил священнику выбрать то, что ему хочется. Старец показал на прекрасные яблоки, росшие в райском саду. Преподобный сорвал три яблока, завернул их в платок и подал собеседнику.
Проснувшись до начала утрени, священник принял видение за обыкновенный сон, но вдруг заметил около себя платок с завернутыми в нем райскими плодами, издававшими дивное благоухание. Тогда он нашел в церкви преподобного Евфросина и спросил его, где он был ночью. Святой ответил, что находился там же, где и священник. Затем преподобный сказал, Что Господь, исполняя молитву пресвитера, показал ему рай и подал райские плоды через него, «худого и недостойного раба Божия Евфросина».
После утренней молитвы священник рассказал обо всем братии монастыря, подчеркивая особо духовную высоту инока Евфросина, сокровенного угодника Божия, и показал благоухающие райские плоды. Глубоко растроганные услышанным, иноки пошли в поварню, чтобы поклониться преподобному Евфросину, но не застали его там – избегая славы человеческой, святой ушел из обители. Место, куда он скрылся, осталось неизвестным, но иноки всегда помнили, что их собрату, преподобному Евфросину, был открыт рай, и они, если на то будет милость Божия, встретят его там. Райские яблоки монахи свято хранили и частичками раздавали верующим на благословение и исцеление.
Преподобному Евфросину молятся при приготовлении пищи: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами преподобного Евфросина-повара помоги мне приготовить пищу сию во славу Твою. Аминь.
Редкие Богослужебные тексты
здесь выкладываются редкие Богослужебные тексты, переводы Богослужебных текстов на церковно-славянский язык. Пока еще не все они утверждены Боголсужебной комиссией. Публикуем только службы, тропари, кодаки и акафисты.
Евфросин Повар прп. Тропарь
Преподобному Евфросину Повару
Тропарь, глас 5.
Подобен: Собезначальное Слово:
Смире=нием се=рдца, отче Евфроси=не,/ в пова=рне принося=й служе=ние твое,/ испо=лнися вои=стину Святаго Духа,/ сего= ради священником преподобным/ яви= нам твою славу Бог,/ ея=же и нас, богоно=се,/ прича=стники покажи молитвами твоими.
- 2193 3
- 2
Здравствуйте, а не подскажете, где найти акафист Евфросину-повару? Заранее благодарю.
Здравствуйте, а не подскажете, где найти акафист Евфросину-повару? Заранее благодарю.
к сожалению нет, и сомневаюсь, что он существует.
Преподобный Евфроси ́ н Псковский , Спасо-Елеазаровский
Дни памяти
28 июня (переходящая) – Собор Псковских святых
Житие
Краткое житие преподобного Евфросина Псковского, Спасо-Елеазаровского
В миру Елеазар, родился около 1386 г. в селе Виделебье близ Пскова. Он в совершенстве изучил Божественное Писание и сам составлял собственные поучительные сочинения. Родители хотели женить его, но он тайно ушел в Снетогорский монастырь и, приняв иночество, стал ревностно подвизаться, угождая Богу. Чтобы избежать славы человеческой, около 1425 г. св. Евфросин испросил у духовника благословение поселиться в уединении на реке Толве близ Пскова. Здесь преподобному явились три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и указали место для построения храма.
Впоследствии святой основал здесь монастырь. Не изменяя подвижнического образа жизни, преподобный достиг глубокой старости и скончался в 1425 г. Тело св. Евфросина было погребено в основанном им монастыре. Заступлением преподобного обитель его была не раз сохраняема от разорения неприятелем.
Полное житие преподобного Евфросина Псковского, Спасо-Елеазаровского
Преподобный Евфросин Псковский, в миру Елеазар, родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова, из этого же села был родом и прп. Никандр Псковский (память 24 сентября/7 октября). Родители были простые поселяне Псковского края. По достижении возраста Елеазара отдали в научение Божественным книгам, и он вскоре настолько ясно уразумел Божественное Писание, что мог не только словесно изъяснять их, но и составлять собственные поучительные сочинения. При этом он изучил и философские науки, так что даже старики удивлялись его мудрости и с похвалой отзывались о нем. Никогда он не обнаруживал склонности ни к играм, ни к зрелищам, но больше всего любил чтение Божественных Писаний и церковные песнопения, причем с юных лет стал предаваться строгому воздержанию, отказавшись совсем от употребления в пищу сладкого. Когда родители, видя такой суровый образ жизни сына своего, говорили, чтобы он не изнурял тело и этим не причинял им скорбь, то отрок отвечал: «В Писании сказано, что пища и питие не приближают нас к Богу (1Кор.8,8), а только пост, молитва, чистота телесная и воздержание – вот что приближает нас к Богу».
После сего родители Елеазара пожелали сочетать его законным браком, но рассудительный отрок убежал от родителей своих, скрывшись в Снетогорском монастыре (на Снятной горе, теперь в самом Пскове). Долго повсюду со слезами разыскивали его и нигде не могли найти, ибо благодать Божия хранила его. В том монастыре от игумена он принял иноческое пострижение с именем Евфросин.
Приняв иночество, преподобный Евфросин стал ревностно подвизаться в посте, бодрствовании, молитве и всенощных молитвенных стояниях и в то же время неленостно служил братии и в поварне, и в пекарне, и на всех других монастырских работах, как это было принято в монастыре, чем приобрел расположение к себе всех живших в обители иноков. Вскоре слово о преподобном вследствие такой добродетельной жизни его стало распространяться повсюду. Но с огорчением узнал он об этом, ибо отвращался славы людской и считал ее грехом и посрамлением для себя. Преподобный Евфросин стал помышлять о пустынной и безмолвной жизни, чтобы подвизаться только для Бога.
Около 1425 года в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве преподобный Евфросин с благословения настоятеля поселился в одинокой келлии на реке Толве, в 30 верстах от Пскова. Он поставил себе здесь шалаш и с усердием стал предаваться иноческим подвигам, отражая козни невидимого врага постом, бодрствованием, молитвой, всенощным стоянием и земными поклонами. Однажды в легком сне явились ему вселенские учители и святители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и указали место для построения храма во имя их в той местности, где он подвизался.
Забота о спасении ближних заставила преподобного нарушить свое пустынножительство, и он стал принимать всех, кто нуждался в опытном старце-наставнике. Приходивших к нему преподобный Евфросин благословлял жить по скитскому уставу, составленному им самим.
Устав преподобного Евфросина представляет собой общее наставление инокам о достойном прохождении монашеского пути – «како подобает инокам пребывати». Он не содержит строгого распорядка всей жизни монастыря, как, например, устав преподобного Иосифа Волоцкого; богослужебной части в нем нет совсем.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Вот замечательные мысли устава. Настоятель не должен иметь ничего лишнего против братии, «ни ризы более нарядной и мягкой, ни пищи более вкусной» (гл. 3). Братия должны слушаться настоятеля со всей покорностью. «Послушание – лествица на небо, оно выше поста и пустынного подвига. Ангел Господень ходит за послушливым, считает шаги послушания и представляет их лицу Божию как благовоние приятное: если же видит капли пота его, то приносит как кровь мученическую» (гл. 5). Куда бы настоятель ни послал на службу, должно идти без всяких отговорок и ослушания; «без благословения же настоятеля и особенно по своим каким-либо надобностям никуда не следует отлучаться» (гл. 16). Странников питать в обители три дня, не требуя от них работы или платы (гл. 23).
В 1447 году по просьбе братии преподобный устроил храм в честь трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, которые удостоили его своего явления, и в честь преподобного Онуфрия Великого (память 12/25 июня). Обитель впоследствии получила название Спасо-Елеазаровской.
Преподобный отличался суровой строгостью к себе и даже отказался от свидания со своей матерью, которую убедил принять иночество. По смирению и из любви к уединенному подвигу преподобный не принял звания игумена и, предоставив настоятельство своему ученику преподобному Игнатию, жил в лесу близ озера. Благоговейные ученики почитали место уединенных его подвигов: каменный крест сохраняет память о молитвах в лесу.
Преподобный Евфросин с братией своей обители не только усердно совершал богослужение, но и много трудился на расчистке леса для возделывания нивы. В обители все было общее. Странников и бедных принимали с любовью и питали безмездно, хотя сами пустынножители иногда нуждались в насущном хлебе. Бог не оставлял обители святого. Однажды Евфросин раздал нищим все монастырские запасы, и братия роптали за это на старца, но тот утешал их тем, что Господь не оставит Своих рабов. И действительно, вскоре псковский посадник Афанасий послал в обитель две подводы с хлебными запасами. Перед храмовым праздником 30 января в обитель собралось много народа, а в монастыре нечем было угостить богомольцев. Преподобный Евфросин со своим учеником Меркурием отправился с сетями на озеро и наловил множество рыбы.
Не изменяя подвижнического образа жизни, преподобный достиг глубокой старости и скончался 95-ти лет 15 мая 1481 года. Причислен к лику святых на Московском Соборе 1551 (1547) г. На его гробнице по повелению Новгородского архиепископа Геннадия был поставлен образ, написанный еще при жизни преподобного его учеником Игнатием, и положено завещание преподобного братии на лоскуте пергамента, скрепленное свинцовой печатью Новгородского архиепископа Феофила. Это одно из очень немногих духовных завещаний, написанных собственноручно подвижниками.
Впоследствии монастырь преподобного Евфросина был перенесен на гору, а на прежнем месте устроено кладбище с церковью в его имя. В новой обители построена каменная соборная церковь трех святителей, в нее были перенесены мощи преподобного Евфросина, почивающие под спудом близ стены за правым клиросом. Заступлением преподобного Евфросина обитель его была не раз сохраняема от разорения при весьма частых нападениях (в течение 300 лет) литовцев, ливонских рыцарей, поляков и других неприятелей. Преподобный Евфросин, начальник псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле.
Первым сожителем преподобного Евфросина в пустыни был инок Серапион.
Преподобный Серапион скончался 90 лет от роду, 8 сентября 1480 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Так как день преставления преподобного Серапиона совпадает с двунадесятым праздником, память его творится 7/20 сентября.
Преподобный Евфросин сам предал земле тело своего ученика, которое от усердных подвигов превратилось в «кости, обтянутые кожей». Со своим духовным отцом преподобный Серапион не разлучался и после смерти: преподобным Евфросину и Серапиону, святые мощи которых были положены рядом, составлена общая служба на 15/28 мая, где преподобный Серапион прославляется как первый сподвижник, «спостник и друг» преподобного Евфросина.
В числе учеников преподобного Евфросина Савва Крыпецкий (28 августа/10 сентября), Досифей Верхнеостровский (8/21 октября), преподобный Онуфрий Мальский (12/25 июня), Иоаким Опочский (9/22 сентября), Иларион Гдовский (21 октября/3 ноября), Харитон Кудинский – основатель и игумен монастыря на озере Кудине, рядом с Торопцом (XVI); местно почитаемые родные братья из Пскова Игнатий, Харалампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре.
Преподобный Игнатий, несмотря на цветущую молодость был не только пострижен прп. Евфросином, но и почтен саном пресвитерства. Рукоположенный Новгородским архиепископом, Игнатий был первым игуменом обители при жизни преподобного ее основателя и духовным отцом его. Игнатий был любимый ученик преподобного Евфросина, и ему только одному преподобный передал о чудном видении, бывшем ему. После усердной молитвы к Богу о призрении своей обители, которую он поручал Пресвятой Богородице и трем святителям и прп. Онуфрию, святой вздремнул и в тонком сне слышал следующие слова: «Се услышана бысть молитва твоя, еже о братии, и Аз неотступна буду от обители сея с Сыном Моим и Богом, снабдящи и покрывающи от всяких зол, и не иметь оскудети обитель сия во век».
Вскоре после Игнатия в обитель к Евфросину пришли и другие два его брата – преподобные Харалампий и Памфил; оба они также удостоились священства. Эти три брата были как бы три духовные столпа обители, в которой и настоятельствовали впоследствии один за другим. На имя игумена Харалампия преподобный Евфросин писал свое предсмертное завещание братии. Игумен Памфил известен своим посланием против языческих суеверий.
В день памяти преподобного Евфросина Палестинского.
«Трапеза прекрасная и вся сплошь расписана чудною живописью, на окнах стоят цветы. Особенно мне понравилась одна великая картина, на которой изображен повар Ефросин, дающий в сонном видении своему игумену 3 яблока. Изображен чудный райский сад, цветы, дивные растения, и написано очень хорошо и поучительно» — писал об Оптинской трапезной насельник Валаамского монастыря иеромонах Маркиан (Попов), совершивший в 1911 году паломничество в Святую Землю и на обратном пути, наряду с Афоном и Ново-Нямецким монастырем, Почаевской и Киево-Печерской Лаврами, Глинской и Софрониевской пустынями, посетивший и Оптину пустынь.
Из жития преподобного Евфросина
Молитва повару ефросину
О т ю́ности твоея́ впери́в ум твой к Бо́гу, / блаже́нне Евфроси́не, / ми́ра же отве́ргся, / всели́лся еси́ в пусты́ню непроходи́мую, / и та́мо, от Го́спода укрепля́емь, / в моли́твах и поще́ниих до́блественне пожи́л еси́, / и жизнь твою́ страда́льчески / убие́нием от сыно́в противле́ния сконча́л еси́, / сего́ ра́ди со преподо́бными и му́ченики венча́лся еси́, / с ни́миже и ны́не предстои́ши Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы. / Сию́ моли́, мо́лим тя, / оставле́ние пода́ти согреше́ний на́ших // и дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Ин тропарь, глас 1:
О т ю́ности впери́в ум свой к Бо́гу, / блаже́нне Евфроси́не, / и бе́гая суеты́ ми́ра сего́, / дости́гл еси́ в пусты́ню непроходи́мую, / иде́же Бо́гу, тя укрепля́ющу, / а́нгельское житие́ стяжа́в, / порабо́тал еси́ дово́льно Влады́це своему́ Христу́ / в поще́нии, и в моли́твах, и во всено́щных бде́ниях / и сподо́бился еси́ да́ра Ду́ха Пресвята́го, / е́же прорица́ти бу́дущая, / наставля́я на стезю́ покая́ния / притека́ющих к тебе́ и послу́шающих тя. / Те́мже Всеблаги́й Бог, ви́дя вели́кую твою́ к Себе́ ве́ру, / нелицеме́рную любо́вь и несумне́нную наде́жду, / дарова́ тебе́ не то́чию е́же ве́ровати в Него́, / но е́же и страда́ти по Нем, / егда́ от проти́вных сыно́в в то́йже пусты́ни кровь твоя́ неща́дно излия́ся. / И досе́ле, я́ко А́велева, вопие́т к Бо́гу, / свиде́тельствующу о сем нетле́нием моще́й твои́х. / На ня́же взира́юще, уми́льно вопие́м: / сла́ва Христу́, дарова́вшему тебе́ благода́ть толи́ку, // Его́же и моли́ о нас.
П одража́я житию́ дре́вних отце́в, / Богому́дре о́тче Евфроси́не, / красоту́ ми́ра сего́ возненави́дел еси́, / и, в пусты́ню всели́вся, / ве́ру Христо́ву, я́коже щит, в се́рдце твое́ прия́л еси́, / с не́юже изше́л еси́, я́ко до́бр во́ин Царя́ Небе́снаго, / не на брань проти́ву пло́ти и кро́ве, / но на брань проти́ву ко́зней неви́димаго врага́, / и сего́ вознесе́нную горды́ню, / по да́нней тебе́ от Ду́ха Свята́го благода́ти, / глубо́ким смире́нием твои́м низложи́л еси́, / и от Небе́снаго Мздовозда́теля неувяда́емым венце́м побе́ды венча́лся еси́. / Сего́ ра́ди, соше́дшеся любо́вию, вопие́м ти: // ра́дуйся, о́тче Евфроси́не, пусты́нное украше́ние.
О святы́й преподобному́чениче Евфроси́не! Услы́ши усе́рдное на́ше, приноси́мое тебе́ моле́ние. Огради́ и сохрани́ святы́ми моли́твами твои́ми весь сию́ и вся ве́си и гра́ды правосла́внаго оте́чества на́шего от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников, междоусо́бныя бра́ни и смертоно́сныя я́звы, от вся́кия беды́, ско́рби и зла. Умоли́ Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего дарова́ти мир Це́ркви Его́, под зна́мением Креста́ во́инствующей, архипа́стырем и па́стырем на́шим пра́во пра́витии сло́во и́стины Ева́нгельския хада́тайством твои́м помози́ и всем правосла́вным христиа́ном проще́ние согреше́ний их во́льных и нево́льных испроси́, в неду́зех же пребыва́ющим пода́ждь предста́тельством твои́м от неду́гов исцеле́ние, да тебе́ ра́ди сла́вится пречестно́е и великоле́пое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
После обеда молитва
Полное описание: После обеда молитва — в детальных подробностях для наших читателей.
Молитва перед едой и после еды (православная) — читать и слушать
Быть христианином — это не просто ходить в храм одни раз в неделю. Должна измениться вся жизнь человека. Каждое дело надо осенять молитвой, читают ее и перед едой. Это очень символичное действие, которое, по вере православных батюшек, делает пищу особенно вкусной и полезной. Какие же молитвы произносятся перед трапезой?
Зачем освящать еду перед употреблением
Прием пищи кажется самым обыденным делом, современные люди не видят в этом ничего сакрального. Однако, это не так. Обращение к Богу перед обедом очень значительно:
- освящает пищу;
- выражает благодарность за все Божии дары;
- уберегает от греха чревоугодия;
- помогает не лишиться благодати и в дальнейшем.
Сегодняшний ритм жизни превратил обед в нечто не столь значительное — надо успеть «закинуть в топку» что-нибудь вкусненькое. Мы не думаем о том, какую пользу или вред могут нанести продукты, тем более не вспоминаем о Боге. И совершенно напрасно. По словам Серафима Вырицкого, от этого происходят многие болезни.
Раньше наши предки все делали с молитвой: сеяли, пахали, собирали урожай и готовили. Сегодня же мы не знаем, какие бранные слова звучали над пищей, какую энергетику вложили повара в то, что мы едим. Поэтому еду надо окропить крещенской водой, произнести над ней молитвы. Тогда можно смело кушать.
Разнообразные блюда — это проявление заботы Господа о нас, людях. Так проявляется Его благословение. Сама природа, а через нее Ангелы выполняют Божье поручение, заботясь о том, чтобы человек получил свое пропитание. Именно поэтому и принято выражать благодарность чтением «Отче наш» — самая главная молитва, имеющая глубокий духовный смысл. Не лишним будет пропеть также «Богородице Дево, радуйся» — ведь Божия Матерь везде, где благодать.
Призывать благословение могут не только духовные лица, но и обычные люди — миряне. Для этого составлено специальное краткое прошение, которое читают перед принятием пищи.
Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И перекрестить пищу и питие)
Воспитательное значение молитвы
Современный мир не учит детей ничему доброму. Они видят вокруг себя лишь пропаганду развлечений, им внушают, что для счастья необходимо покупать дорогую одежду, иметь роскошный автомобиль. И только семья может противостоять этому потоку безбожной ереси.
Если ребенок видит с малых лет, как родители молятся перед обедом или ужином, они начинают воспринимать события по-другому. Они бережно относятся к продуктам, уважают труд родителей. Чадо привыкает обедать за столом неспешно, общаясь со всей семьей — бабушкой, дедушкой, родителями, братьями и сестрами. Поддерживается связь между поколениями, передаются традиции.
Молитва перед едой — текст
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Вариант молитвы перед едой:
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения
«Молитва на благословение еды и пития мирянам»
Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (И перекрести пищу и питие).
Как правильно молиться перед едой
При каждом храме имеется трапезная. Тот, кто хоть раз помогал в церкви, работал в монастыре, бывал и в том месте, где обедает духовенство и клир (мирские сотрудники). Когда наступает время, все собираются в зале, встают лицом к образам. Старший священник (это может быть архиерей или настоятель) читает молитву. Перед едой также принято петь «Отче наш», праздничные тропари. Когда духовник благословит пищу, все садятся и приступают к трапезе.
- Иногда священник может сделать объявление, прочитать небольшую проповедь, поздравить присутствующих с церковным праздником.
- За столом следует избегать смеха, пустословия. Надо вести себя так, словно Сам Христос сидит рядом.
- Каждый, кто посещал монастырскую трапезу, знает, что даже скромная постная пища — без масла, приправ, очень хорошо насыщает и не тяжелит желудок. Все это следствие благословения.
Еще одна благочестивая православная традиция — слушать во время пребывания за столом жизнеописания святых. Таким образом как бы продолжается богослужение. Если же обед проходит дома, то все собираются на кухне. Там обязательно должен находиться образ Господа Иисуса Христа, можно и святых угодников, Матери Божией. Глава семьи произносит молитву, все повторяют за ним вслух или про себя, как удобней. Конечно, жития читать необязательно, это уже по желанию.
После еды тоже говорится молитва — благодарственная. При храме она может читаться (петься) совместно, либо частным порядком. Человек, которому необходимо уйти пораньше, встает к образам и произносит текст про себя, крестится. Затем желает всем Ангела за трапезой, только потом выходит. Аналогичную традицию можно завести и дома. В некоторых семьях обращения к Господу произносят по очереди.
«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ» — так начинается молитва, которую читают после того, как встают из-за стола. Человек выражает Спасителю признательность за то, что он посылает пищу. Далее следует просьба о том, чтобы Господь не лишил и Царства Небесного, но незримо явился посреди присутствующих и послал мир в душе, спас от адский мучений.
Молитва после еды
«Молитва после вкушения пищи»
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Пища всегда воспринималась верующими как дар от Бога. Именно об этом свидетельствует традиция чтения благодарственных молитв после еды. В Афонских монастырях, например, существует особый обычай. Когда братия заканчивает ужин, игумен совершает специальный чин освящения — он проводится для того, чтобы благословить избытки (то если излишки, которые остались). Пища никогда не выбрасывается: все, что не было съедено, монахи подают на стол на другой день.
Особенно актуально бережное отношение к еде, продуктам сейчас, когда вокруг экономический кризис. Старики не могут себе позволить нормальную трапезу, питаясь лишь самым дешевым, что можно найти на магазинных полках. Сегодня можно наблюдать пренебрежение пищей во многих зажиточных семьях. Они и не подумают о том, чтобы поделиться с нуждающимися, и это очень печально. А ведь существуют благотворительные организации, которые кормят бездомных, голодных детей.
- Поминки на 9 дней после смерти — правила проведения;
- Смотрите тут утреннее правило молитвы;
- Молитва на 40 день после смерти: https://bogolub.info/pominalnye-molitvy/.
Благодарность в православии
Вспомните евангельский сюжет о том, как Иисус Христос накормил несколько тысяч людей всего лишь пятью хлебами. Чему он учит? Тому, что Господь силен восполнить наши нужды. Но также и тому, что сами люди не всегда на это способны. Поэтому так важно уметь поблагодарить даже за кусок хлеба, который кажется скудным. Но ведь у многих и этого нет!
- Хлеб также является символом той великой жертвы, которую принес за нас Спаситель. Недаром он называется Хлебом жизни.
- В Евхаристии, главном таинстве христианства, Тело Христово подается верующим под видом хлеба.
- Само значение слова евхаристия — Благодарение.
Общая трапеза для христиан всегда имела некое сакральное значение. Для Бога мелочей нет, для Него существенно даже то, как проходит у верных принятие пищи. Обед может состоять из любых блюд, главное не в этом. Важно, в каком настроении человек совершает это действие.
У большинства из нас дневной прием пищи проходит на службе, но прочитать молитву всегда есть возможность. Пусть даже кратко, про себя, без совершения крестного знамения, если это смущает коллег. Находят же многие несколько минут, чтобы выбежать в курилку. Так не лучше ли их посвятить выражению благодарности Творцу?
Очень короткая молитва «Благодарим Тя, Христе Боже наш», на самом деле полна глубокого смысла. О чем же в ней говорится?
- Мы приносим свою признательность за то, что Творец позаботился о том, чтобы мы утолили свой естественный голод. Это так называемые земные блага.
- Заметьте, что молитва читается не от единственного лица. Подразумевается, что трапеза совершается всей семьей, то есть люди живут и трудятся сообща. Это тоже один из заветов Бога.
- Во второй части произносится прошение о более важном, чем еда. Там верующий просит для себя и своей семьи милости Божией. Он хочет войти в Царство небесное, где сможет вечно пребывать с Создателем, созерцая Его совершенство.
Таким образом обыденное действие — утоление голода — превращается в частное молитвенное общение, которое несет пользу не только телу, но и душе. Да пошлет вам Господь свои дары в изобилии и подаст спасение!
Видео (кликните для воспроизведения). |
Видео (кликните для воспроизведения). |