Молитва повару ефросину

Молитва повару ефросину в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Память преподобного Евфросина

Память 11 сентября

Преподобный Евфросин 5745 происходил от незнатных родителей, но своими добродетелями превзошел и всех благородных по происхождению. Многие при знатности своего рода не имеют никаких добродетелей, и посему впадают в глубину ада. Напротив нередко люди простого происхождения, при своем благодетельном смирении, возносятся в рай Божий. Так и сей преподобный Евфросин был узрен в видении находящимся в раю, который он и наследовал своим святым житием.

В монастыре Евфросин служил братии в поварне, и служил не как людям, но как бы Богу, – в великом смирении и повиновении. Трудясь день и ночь на послушании, он никогда не оставлял молитвы и поста. Терпение его было изумительно: ибо он претерпевал большие неприятности, поношения, поругания и частые досаждения. Возжигая в поварне огонь вещественный, он распалялся духовным огнем любви к Богу, и к Нему пламенело сердце его. Приготовляя пищу братии, он своим добродетельным житием уготовлял себе трапезу в Царствии Божием, дабы насытиться там небесным блаженством с теми, о которых сказано: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием» ( Лк.14:15 ). Он служил Господу втайне, дабы воздано ему было явно, как это действительно и исполнилось.

Вот каким образом показал Господь то, чего заслужил раб Его Евфросин.

Некий иерей, живший в одном монастыре с Евфросином, всегда молил Бога показать ему в чувственном виде те будущие блага, которые уготованы любящим его. И вот в одну ночь он имел такое видение: ему представилось, что он стоит в раю, со страхом и радостью созерцая его неизреченную красоту; там он увидал повара своего монастыря Евфросина.

Приблизившись к нему, иерей спросил:

– Брат Евфросин, – что это? Неужели это рай?

– Да, отче, это рай.

Иерей опять вопросил его:

– По великой милости Божией я поселился здесь жить, ибо сия есть обитель избранных Божиих.

– Имеешь ли ты какую-нибудь власть над этими красотами?

– Сколько могу, столько и даю из того, что видишь.

– Не можешь ли и мне дать что-нибудь из сих благ?

– По благодати Бога моего, возьми, что хочешь.

Тогда иерей, указав рукою на яблоки, попросил их. Евфросин, сорвав три яблока, положил их иерею в платок, говоря:

– Возьми то, чего просил, и насладись.

В это время начали ударять в церковное било к утрене. Иерей, проснувшись и придя в себя, счел виденное за сон, но, протянув руку к платку, нашел в нем те яблоки, которые получил в видении от Евфросина, и ощутил неизреченное благоухание от них и посему находился в изумлении. Встав с постели и положив на нее яблоки, он пошел в церковь и увидел там Евфросина стоящим на утренней службе. Подойдя к нему, иерей клятвенно упрашивал его открыть ему, где он был в нынешнюю ночь.

– Прости меня, отче, в нынешнюю ночь я был там, где ты меня видел.

– Потому-то я и заклял тебя объявить дела Божии, чтобы ты не утаил правды.

Тогда смиренномудрый Евфросин сказал:

– Ты, отче, просил у Господа показать тебе в чувственном виде воздаяния избранникам Его, и Господь благоизволил твоему преподобию показать сие чрез меня, худого и недостойного, и вот ты увидел меня в раю Бога моего.

– А что ты дал мне, отче, в раю, когда я просил у тебя?

– Я дал тебе три яблока – те самые, которые ты положил в келлии своей на одре, но прости меня, отче, ибо я червь есмь, а не человек.

По окончании утрени, иерей собрал братию и, показав ей три райских яблока, подробно рассказал то, что видел. Тогда все ощутили от тех яблок неизреченное благоухание и радость духовную и в умилении дивились тому, о чем поведал иерей. Они пошли в поварню к Евфросину, дабы поклониться рабу Божию, но уже не нашли его, ибо он вышел из церкви и скрылся, избегая славы человеческой, и никак не могли его найти. А куда именно он скрылся, – об этом нет нужды много допытываться: ибо если для него был открыт рай, то куда же он мог скрыться? Яблоки те братия разделили между собою и раздавали многим на благословение, в особенности же – для исцеления: ибо больные, вкушавшие от них, исцелялись от своих болезней. И много пользы все получили от такого дара святого Евфросина и, сохраняя описанное дивное видение не только на хартиях, но и в сердцах своих, стремились к великим подвигам и благоугождали Богу.

Молитвами преподобного Евфросина да сподобит Господь и нас райских обителей! Аминь.

Жил и подвизался в IX веке в странах Амморейских, в Палестине, близ Иордана.

Евфросин Палестинский, прп.

Преподобный Евфросин, инок одного из Палестинских монастырей, нес послушание на кухне, работая поваром. Трудясь для братии, преподобный Евфросин постоянно думал о Боге, молился и постился. Он всегда помнил, что послушание – первая обязанность монаха, и потому смиренно повиновался монастырскому начальству. Терпение инока изумляло всех: когда его укоряли, он не роптал, а невозмутимо переносил все увещевания. Своей внутренней, скрытой от людей добродетелью святой Евфросин угодил Господу, который однажды открыл монастырской братии духовную высоту их скромного собрата…
Читайте так же:  Молитвы для лечения горла

Один из монастырских пресвитеров в молитве просил Бога показать ему блага, уготованные праведникам в вечной жизни. Как-то во сне увидел он, что находится в раю и созерцает со страхом и радостью его неизреченную красоту. Там же священник узрел и инока своей обители, повара Евфросина. Удивившись этой встрече, пресвитер спросил Евфросина, как он здесь оказался, и тот ответил, что находится в раю по великой милости Божией. Тогда старец поинтересовался: может ли Евфросин дать ему на память что-нибудь из окружающих красот. Преподобный Евфросин предложил священнику выбрать то, что ему хочется. Старец показал на прекрасные яблоки, росшие в райском саду. Преподобный сорвал три яблока, завернул их в платок и подал собеседнику.

Проснувшись до начала утрени, священник принял видение за обыкновенный сон, но вдруг заметил около себя платок с завернутыми в нем райскими плодами, издававшими дивное благоухание. Тогда он нашел в церкви преподобного Евфросина и спросил его, где он был ночью. Святой ответил, что находился там же, где и священник. Затем преподобный сказал, Что Господь, исполняя молитву пресвитера, показал ему рай и подал райские плоды через него, «худого и недостойного раба Божия Евфросина».

После утренней молитвы священник рассказал обо всем братии монастыря, подчеркивая особо духовную высоту инока Евфросина, сокровенного угодника Божия, и показал благоухающие райские плоды. Глубоко растроганные услышанным, иноки пошли в поварню, чтобы поклониться преподобному Евфросину, но не застали его там – избегая славы человеческой, святой ушел из обители. Место, куда он скрылся, осталось неизвестным, но иноки всегда помнили, что их собрату, преподобному Евфросину, был открыт рай, и они, если на то будет милость Божия, встретят его там. Райские яблоки монахи свято хранили и частичками раздавали верующим на благословение и исцеление.

Преподобному Евфросину молятся при приготовлении пищи: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами преподобного Евфросина-повара помоги мне приготовить пищу сию во славу Твою. Аминь.

Редкие Богослужебные тексты

здесь выкладываются редкие Богослужебные тексты, переводы Богослужебных текстов на церковно-славянский язык. Пока еще не все они утверждены Боголсужебной комиссией. Публикуем только службы, тропари, кодаки и акафисты.

Евфросин Повар прп. Тропарь

Преподобному Евфросину Повару

Тропарь, глас 5.
Подобен: Собезначальное Слово:
Смире=нием се=рдца, отче Евфроси=не,/ в пова=рне принося=й служе=ние твое,/ испо=лнися вои=стину Святаго Духа,/ сего= ради священником преподобным/ яви= нам твою славу Бог,/ ея=же и нас, богоно=се,/ прича=стники покажи молитвами твоими.

  • 2193 3
  • 2

Здравствуйте, а не подскажете, где найти акафист Евфросину-повару? Заранее благодарю.

Здравствуйте, а не подскажете, где найти акафист Евфросину-повару? Заранее благодарю.

к сожалению нет, и сомневаюсь, что он существует.

Преподобный Евфроси ́ н Псковский , Спасо-Елеазаровский

Дни памяти

28 июня (переходящая) – Собор Псковских святых

Житие

Краткое житие преподобного Евфросина Псковского, Спасо-Елеазаровского

В ми­ру Еле­азар, ро­дил­ся око­ло 1386 г. в се­ле Ви­де­ле­бье близ Пско­ва. Он в со­вер­шен­стве изу­чил Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние и сам со­став­лял соб­ствен­ные по­учи­тель­ные со­чи­не­ния. Ро­ди­те­ли хо­те­ли же­нить его, но он тай­но ушел в Сне­то­гор­ский мо­на­стырь и, при­няв ино­че­ство, стал рев­ност­но под­ви­зать­ся, уго­ждая Бо­гу. Чтобы из­бе­жать сла­вы че­ло­ве­че­ской, око­ло 1425 г. св. Ев­фро­син ис­про­сил у ду­хов­ни­ка бла­го­сло­ве­ние по­се­лить­ся в уеди­не­нии на ре­ке Тол­ве близ Пско­ва. Здесь пре­по­доб­но­му яви­лись три свя­ти­те­ля: Ва­си­лий Ве­ли­кий, Гри­го­рий Бо­го­слов и Иоанн Зла­то­уст и ука­за­ли ме­сто для по­стро­е­ния хра­ма.

Впо­след­ствии свя­той ос­но­вал здесь мо­на­стырь. Не из­ме­няя по­движ­ни­че­ско­го об­ра­за жиз­ни, пре­по­доб­ный до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти и скон­чал­ся в 1425 г. Те­ло св. Ев­фро­си­на бы­ло по­гре­бе­но в ос­но­ван­ном им мо­на­сты­ре. За­ступ­ле­ни­ем пре­по­доб­но­го оби­тель его бы­ла не раз со­хра­ня­е­ма от ра­зо­ре­ния непри­я­те­лем.

Полное житие преподобного Евфросина Псковского, Спасо-Елеазаровского

Пре­по­доб­ный Ев­фро­син Псков­ский, в ми­ру Еле­азар, ро­дил­ся око­ло 1386 го­да в се­ле Ви­де­ле­бье, близ Пско­ва, из это­го же се­ла был ро­дом и прп. Ни­кандр Псков­ский (па­мять 24 сен­тяб­ря/7 ок­тяб­ря). Ро­ди­те­ли бы­ли про­стые по­се­ляне Псков­ско­го края. По до­сти­же­нии воз­рас­та Еле­аза­ра от­да­ли в на­уче­ние Бо­же­ствен­ным кни­гам, и он вско­ре на­столь­ко яс­но ура­зу­мел Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние, что мог не толь­ко сло­вес­но изъ­яс­нять их, но и со­став­лять соб­ствен­ные по­учи­тель­ные со­чи­не­ния. При этом он изу­чил и фило­соф­ские на­у­ки, так что да­же ста­ри­ки удив­ля­лись его муд­ро­сти и с по­хва­лой от­зы­ва­лись о нем. Ни­ко­гда он не об­на­ру­жи­вал склон­но­сти ни к иг­рам, ни к зре­ли­щам, но боль­ше все­го лю­бил чте­ние Бо­же­ствен­ных Пи­са­ний и цер­ков­ные пес­но­пе­ния, при­чем с юных лет стал пре­да­вать­ся стро­го­му воз­дер­жа­нию, от­ка­зав­шись со­всем от упо­треб­ле­ния в пи­щу слад­ко­го. Ко­гда ро­ди­те­ли, ви­дя та­кой су­ро­вый об­раз жиз­ни сы­на сво­е­го, го­во­ри­ли, чтобы он не из­ну­рял те­ло и этим не при­чи­нял им скорбь, то от­рок от­ве­чал: «В Пи­са­нии ска­за­но, что пи­ща и пи­тие не при­бли­жа­ют нас к Бо­гу (1Кор.8,8), а толь­ко пост, мо­лит­ва, чи­сто­та те­лес­ная и воз­дер­жа­ние – вот что при­бли­жа­ет нас к Бо­гу».

Читайте так же:  Сильная молитва от беды

По­сле се­го ро­ди­те­ли Еле­аза­ра по­же­ла­ли со­че­тать его за­кон­ным бра­ком, но рас­су­ди­тель­ный от­рок убе­жал от ро­ди­те­лей сво­их, скрыв­шись в Сне­то­гор­ском мо­на­сты­ре (на Снят­ной го­ре, те­перь в са­мом Пско­ве). Дол­го по­всю­ду со сле­за­ми разыс­ки­ва­ли его и ни­где не мог­ли най­ти, ибо бла­го­дать Бо­жия хра­ни­ла его. В том мо­на­сты­ре от игу­ме­на он при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние с име­нем Ев­фро­син.

При­няв ино­че­ство, пре­по­доб­ный Ев­фро­син стал рев­ност­но под­ви­зать­ся в по­сте, бодр­ство­ва­нии, мо­лит­ве и все­нощ­ных мо­лит­вен­ных сто­я­ни­ях и в то же вре­мя неле­ност­но слу­жил бра­тии и в по­варне, и в пе­карне, и на всех дру­гих мо­на­стыр­ских ра­бо­тах, как это бы­ло при­ня­то в мо­на­сты­ре, чем при­об­рел рас­по­ло­же­ние к се­бе всех жив­ших в оби­те­ли ино­ков. Вско­ре сло­во о пре­по­доб­ном вслед­ствие та­кой доб­ро­де­тель­ной жиз­ни его ста­ло рас­про­стра­нять­ся по­всю­ду. Но с огор­че­ни­ем узнал он об этом, ибо от­вра­щал­ся сла­вы люд­ской и счи­тал ее гре­хом и по­срам­ле­ни­ем для се­бя. Пре­по­доб­ный Ев­фро­син стал по­мыш­лять о пу­стын­ной и без­молв­ной жиз­ни, чтобы под­ви­зать­ся толь­ко для Бо­га.

Око­ло 1425 го­да в по­ис­ках бо­лее глу­бо­кой со­сре­до­то­чен­но­сти в мо­лит­ве пре­по­доб­ный Ев­фро­син с бла­го­сло­ве­ния на­сто­я­те­ля по­се­лил­ся в оди­но­кой кел­лии на ре­ке Тол­ве, в 30 вер­стах от Пско­ва. Он по­ста­вил се­бе здесь ша­лаш и с усер­ди­ем стал пре­да­вать­ся ино­че­ским по­дви­гам, от­ра­жая коз­ни неви­ди­мо­го вра­га по­стом, бодр­ство­ва­ни­ем, мо­лит­вой, все­нощ­ным сто­я­ни­ем и зем­ны­ми по­кло­на­ми. Од­на­жды в лег­ком сне яви­лись ему все­лен­ские учи­те­ли и свя­ти­те­ли: Ва­си­лий Ве­ли­кий, Гри­го­рий Бо­го­слов и Иоанн Зла­то­уст и ука­за­ли ме­сто для по­стро­е­ния хра­ма во имя их в той мест­но­сти, где он под­ви­зал­ся.

За­бо­та о спа­се­нии ближ­них за­ста­ви­ла пре­по­доб­но­го на­ру­шить свое пу­стын­но­жи­тель­ство, и он стал при­ни­мать всех, кто нуж­дал­ся в опыт­ном стар­це-на­став­ни­ке. При­хо­див­ших к нему пре­по­доб­ный Ев­фро­син бла­го­слов­лял жить по скит­ско­му уста­ву, со­став­лен­но­му им са­мим.

Устав пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на пред­став­ля­ет со­бой об­щее на­став­ле­ние ино­кам о до­стой­ном про­хож­де­нии мо­на­ше­ско­го пу­ти – «ка­ко по­до­ба­ет ино­кам пре­бы­ва­ти». Он не со­дер­жит стро­го­го рас­по­ряд­ка всей жиз­ни мо­на­сты­ря, как, на­при­мер, устав пре­по­доб­но­го Иоси­фа Во­лоц­ко­го; бо­го­слу­жеб­ной ча­сти в нем нет со­всем.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вот за­ме­ча­тель­ные мыс­ли уста­ва. На­сто­я­тель не дол­жен иметь ни­че­го лиш­не­го про­тив бра­тии, «ни ри­зы бо­лее на­ряд­ной и мяг­кой, ни пи­щи бо­лее вкус­ной» (гл. 3). Бра­тия долж­ны слу­шать­ся на­сто­я­те­ля со всей по­кор­но­стью. «По­слу­ша­ние – ле­стви­ца на небо, оно вы­ше по­ста и пу­стын­но­го по­дви­га. Ан­гел Гос­по­день хо­дит за по­слуш­ли­вым, счи­та­ет ша­ги по­слу­ша­ния и пред­став­ля­ет их ли­цу Бо­жию как бла­го­во­ние при­ят­ное: ес­ли же ви­дит кап­ли по­та его, то при­но­сит как кровь му­че­ни­че­скую» (гл. 5). Ку­да бы на­сто­я­тель ни по­слал на служ­бу, долж­но ид­ти без вся­ких от­го­во­рок и ослу­ша­ния; «без бла­го­сло­ве­ния же на­сто­я­те­ля и осо­бен­но по сво­им ка­ким-ли­бо на­доб­но­стям ни­ку­да не сле­ду­ет от­лу­чать­ся» (гл. 16). Стран­ни­ков пи­тать в оби­те­ли три дня, не тре­буя от них ра­бо­ты или пла­ты (гл. 23).

В 1447 го­ду по прось­бе бра­тии пре­по­доб­ный устро­ил храм в честь трех свя­ти­те­лей – Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Гри­го­рия Бо­го­сло­ва и Иоан­на Зла­то­усто­го, ко­то­рые удо­сто­или его сво­е­го яв­ле­ния, и в честь пре­по­доб­но­го Онуф­рия Ве­ли­ко­го (па­мять 12/25 июня). Оби­тель впо­след­ствии по­лу­чи­ла на­зва­ние Спа­со-Еле­аза­ров­ской.

Пре­по­доб­ный от­ли­чал­ся су­ро­вой стро­го­стью к се­бе и да­же от­ка­зал­ся от сви­да­ния со сво­ей ма­те­рью, ко­то­рую убе­дил при­нять ино­че­ство. По сми­ре­нию и из люб­ви к уеди­нен­но­му по­дви­гу пре­по­доб­ный не при­нял зва­ния игу­ме­на и, предо­ста­вив на­сто­я­тель­ство сво­е­му уче­ни­ку пре­по­доб­но­му Иг­на­тию, жил в ле­су близ озе­ра. Бла­го­го­вей­ные уче­ни­ки по­чи­та­ли ме­сто уеди­нен­ных его по­дви­гов: ка­мен­ный крест со­хра­ня­ет па­мять о мо­лит­вах в ле­су.

Пре­по­доб­ный Ев­фро­син с бра­ти­ей сво­ей оби­те­ли не толь­ко усерд­но со­вер­шал бо­го­слу­же­ние, но и мно­го тру­дил­ся на рас­чист­ке ле­са для воз­де­лы­ва­ния ни­вы. В оби­те­ли все бы­ло об­щее. Стран­ни­ков и бед­ных при­ни­ма­ли с лю­бо­вью и пи­та­ли без­мезд­но, хо­тя са­ми пу­стын­но­жи­те­ли ино­гда нуж­да­лись в на­сущ­ном хле­бе. Бог не остав­лял оби­те­ли свя­то­го. Од­на­жды Ев­фро­син раз­дал ни­щим все мо­на­стыр­ские за­па­сы, и бра­тия роп­та­ли за это на стар­ца, но тот уте­шал их тем, что Гос­подь не оста­вит Сво­их ра­бов. И дей­стви­тель­но, вско­ре псков­ский по­сад­ник Афа­на­сий по­слал в оби­тель две под­во­ды с хлеб­ны­ми за­па­са­ми. Пе­ред хра­мо­вым празд­ни­ком 30 ян­ва­ря в оби­тель со­бра­лось мно­го на­ро­да, а в мо­на­сты­ре нечем бы­ло уго­стить бо­го­моль­цев. Пре­по­доб­ный Ев­фро­син со сво­им уче­ни­ком Мер­ку­ри­ем от­пра­вил­ся с се­тя­ми на озе­ро и на­ло­вил мно­же­ство ры­бы.

Не из­ме­няя по­движ­ни­че­ско­го об­ра­за жиз­ни, пре­по­доб­ный до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти и скон­чал­ся 95-ти лет 15 мая 1481 го­да. При­чис­лен к ли­ку свя­тых на Мос­ков­ском Со­бо­ре 1551 (1547) г. На его гроб­ни­це по по­ве­ле­нию Нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Ген­на­дия был по­став­лен об­раз, на­пи­сан­ный еще при жиз­ни пре­по­доб­но­го его уче­ни­ком Иг­на­ти­ем, и по­ло­же­но за­ве­ща­ние пре­по­доб­но­го бра­тии на лос­ку­те пер­га­мен­та, скреп­лен­ное свин­цо­вой пе­ча­тью Нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Фе­о­фи­ла. Это од­но из очень немно­гих ду­хов­ных за­ве­ща­ний, на­пи­сан­ных соб­ствен­но­руч­но по­движ­ни­ка­ми.

Впо­след­ствии мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на был пе­ре­не­сен на го­ру, а на преж­нем ме­сте устро­е­но клад­би­ще с цер­ко­вью в его имя. В но­вой оби­те­ли по­стро­е­на ка­мен­ная со­бор­ная цер­ковь трех свя­ти­те­лей, в нее бы­ли пе­ре­не­се­ны мо­щи пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на, по­чи­ва­ю­щие под спу­дом близ сте­ны за пра­вым кли­ро­сом. За­ступ­ле­ни­ем пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на оби­тель его бы­ла не раз со­хра­ня­е­ма от ра­зо­ре­ния при весь­ма ча­стых на­па­де­ни­ях (в те­че­ние 300 лет) ли­тов­цев, ли­вон­ских ры­ца­рей, по­ля­ков и дру­гих непри­я­те­лей. Пре­по­доб­ный Ев­фро­син, на­чаль­ник псков­ских пу­стын­но­жи­те­лей, воз­рас­тил мно­гих слав­ных уче­ни­ков, ко­то­рые так­же со­зда­ва­ли мо­на­сты­ри и нес­ли бла­го­дат­ные се­ме­на по­движ­ни­че­ства по всей Псков­ской зем­ле.

Читайте так же:  Молитвы при суициде

Пер­вым со­жи­те­лем пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на в пу­сты­ни был инок Се­ра­пи­он.

Пре­по­доб­ный Се­ра­пи­он скон­чал­ся 90 лет от ро­ду, 8 сен­тяб­ря 1480 го­да, в день празд­ни­ка Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Так как день пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Се­ра­пи­о­на сов­па­да­ет с дву­на­де­ся­тым празд­ни­ком, па­мять его тво­рит­ся 7/20 сен­тяб­ря.

Пре­по­доб­ный Ев­фро­син сам пре­дал зем­ле те­ло сво­е­го уче­ни­ка, ко­то­рое от усерд­ных по­дви­гов пре­вра­ти­лось в «ко­сти, об­тя­ну­тые ко­жей». Со сво­им ду­хов­ным от­цом пре­по­доб­ный Се­ра­пи­он не раз­лу­чал­ся и по­сле смер­ти: пре­по­доб­ным Ев­фро­си­ну и Се­ра­пи­о­ну, свя­тые мо­щи ко­то­рых бы­ли по­ло­же­ны ря­дом, со­став­ле­на об­щая служ­ба на 15/28 мая, где пре­по­доб­ный Се­ра­пи­он про­слав­ля­ет­ся как пер­вый спо­движ­ник, «спост­ник и друг» пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на.

В чис­ле уче­ни­ков пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на Сав­ва Кры­пец­кий (28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря), До­си­фей Верх­не­ост­ров­ский (8/21 ок­тяб­ря), пре­по­доб­ный Онуф­рий Маль­ский (12/25 июня), Иоаким Опоч­ский (9/22 сен­тяб­ря), Ила­ри­он Гдов­ский (21 ок­тяб­ря/3 но­яб­ря), Ха­ри­тон Ку­дин­ский – ос­но­ва­тель и игу­мен мо­на­сты­ря на озе­ре Ку­дине, ря­дом с То­роп­цом (XVI); мест­но по­чи­та­е­мые род­ные бра­тья из Пско­ва Иг­на­тий, Ха­ра­лам­пий и Пам­фил, по­гре­бен­ные в Спа­со-Еле­аза­ров­ском мо­на­сты­ре.

Пре­по­доб­ный Иг­на­тий, несмот­ря на цве­ту­щую мо­ло­дость был не толь­ко по­стри­жен прп. Ев­фро­си­ном, но и по­чтен са­ном пре­сви­тер­ства. Ру­ко­по­ло­жен­ный Нов­го­род­ским ар­хи­епи­ско­пом, Иг­на­тий был пер­вым игу­ме­ном оби­те­ли при жиз­ни пре­по­доб­но­го ее ос­но­ва­те­ля и ду­хов­ным от­цом его. Иг­на­тий был лю­би­мый уче­ник пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на, и ему толь­ко од­но­му пре­по­доб­ный пе­ре­дал о чуд­ном ви­де­нии, быв­шем ему. По­сле усерд­ной мо­лит­вы к Бо­гу о при­зре­нии сво­ей оби­те­ли, ко­то­рую он по­ру­чал Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це и трем свя­ти­те­лям и прп. Онуф­рию, свя­той вздрем­нул и в тон­ком сне слы­шал сле­ду­ю­щие сло­ва: «Се услы­ша­на бысть мо­лит­ва твоя, еже о бра­тии, и Аз неот­ступ­на бу­ду от оби­те­ли сея с Сы­ном Мо­им и Бо­гом, снаб­дя­щи и по­кры­ва­ю­щи от вся­ких зол, и не иметь оску­де­ти оби­тель сия во век».

Вско­ре по­сле Иг­на­тия в оби­тель к Ев­фро­си­ну при­шли и дру­гие два его бра­та – пре­по­доб­ные Ха­ра­лам­пий и Пам­фил; оба они так­же удо­сто­и­лись свя­щен­ства. Эти три бра­та бы­ли как бы три ду­хов­ные стол­па оби­те­ли, в ко­то­рой и на­сто­я­тель­ство­ва­ли впо­след­ствии один за дру­гим. На имя игу­ме­на Ха­ра­лам­пия пре­по­доб­ный Евф­ро­син пи­сал свое пред­смерт­ное за­ве­ща­ние бра­тии. Игу­мен Пам­фил из­ве­стен сво­им по­сла­ни­ем про­тив язы­че­ских суе­ве­рий.

В день памяти преподобного Евфросина Палестинского.

«Трапеза прекрасная и вся сплошь расписана чудною живописью, на окнах стоят цветы. Особенно мне понравилась одна великая картина, на которой изображен повар Ефросин, дающий в сонном видении своему игумену 3 яблока. Изображен чудный райский сад, цветы, дивные растения, и написано очень хорошо и поучительно» — писал об Оптинской трапезной насельник Валаамского монастыря иеромонах Маркиан (Попов), совершивший в 1911 году паломничество в Святую Землю и на обратном пути, наряду с Афоном и Ново-Нямецким монастырем, Почаевской и Киево-Печерской Лаврами, Глинской и Софрониевской пустынями, посетивший и Оптину пустынь.

Из жития преподобного Евфросина

Молитва повару ефросину

О т ю́ности твоея́ впери́в ум твой к Бо́гу, / блаже́нне Евфроси́не, / ми́ра же отве́ргся, / всели́лся еси́ в пусты́ню непроходи́мую, / и та́мо, от Го́спода укрепля́емь, / в моли́твах и поще́ниих до́блественне пожи́л еси́, / и жизнь твою́ страда́льчески / убие́нием от сыно́в противле́ния сконча́л еси́, / сего́ ра́ди со преподо́бными и му́ченики венча́лся еси́, / с ни́миже и ны́не предстои́ши Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы. / Сию́ моли́, мо́лим тя, / оставле́ние пода́ти согреше́ний на́ших // и дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 1:

О т ю́ности впери́в ум свой к Бо́гу, / блаже́нне Евфроси́не, / и бе́гая суеты́ ми́ра сего́, / дости́гл еси́ в пусты́ню непроходи́мую, / иде́же Бо́гу, тя укрепля́ющу, / а́нгельское житие́ стяжа́в, / порабо́тал еси́ дово́льно Влады́це своему́ Христу́ / в поще́нии, и в моли́твах, и во всено́щных бде́ниях / и сподо́бился еси́ да́ра Ду́ха Пресвята́го, / е́же прорица́ти бу́дущая, / наставля́я на стезю́ покая́ния / притека́ющих к тебе́ и послу́шающих тя. / Те́мже Всеблаги́й Бог, ви́дя вели́кую твою́ к Себе́ ве́ру, / нелицеме́рную любо́вь и несумне́нную наде́жду, / дарова́ тебе́ не то́чию е́же ве́ровати в Него́, / но е́же и страда́ти по Нем, / егда́ от проти́вных сыно́в в то́йже пусты́ни кровь твоя́ неща́дно излия́ся. / И досе́ле, я́ко А́велева, вопие́т к Бо́гу, / свиде́тельствующу о сем нетле́нием моще́й твои́х. / На ня́же взира́юще, уми́льно вопие́м: / сла́ва Христу́, дарова́вшему тебе́ благода́ть толи́ку, // Его́же и моли́ о нас.

П одража́я житию́ дре́вних отце́в, / Богому́дре о́тче Евфроси́не, / красоту́ ми́ра сего́ возненави́дел еси́, / и, в пусты́ню всели́вся, / ве́ру Христо́ву, я́коже щит, в се́рдце твое́ прия́л еси́, / с не́юже изше́л еси́, я́ко до́бр во́ин Царя́ Небе́снаго, / не на брань проти́ву пло́ти и кро́ве, / но на брань проти́ву ко́зней неви́димаго врага́, / и сего́ вознесе́нную горды́ню, / по да́нней тебе́ от Ду́ха Свята́го благода́ти, / глубо́ким смире́нием твои́м низложи́л еси́, / и от Небе́снаго Мздовозда́теля неувяда́емым венце́м побе́ды венча́лся еси́. / Сего́ ра́ди, соше́дшеся любо́вию, вопие́м ти: // ра́дуйся, о́тче Евфроси́не, пусты́нное украше́ние.

Читайте так же:  Молитва Ангелам на удачу

О святы́й преподобному́чениче Евфроси́не! Услы́ши усе́рдное на́ше, приноси́мое тебе́ моле́ние. Огради́ и сохрани́ святы́ми моли́твами твои́ми весь сию́ и вся ве́си и гра́ды правосла́внаго оте́чества на́шего от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников, междоусо́бныя бра́ни и смертоно́сныя я́звы, от вся́кия беды́, ско́рби и зла. Умоли́ Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего дарова́ти мир Це́ркви Его́, под зна́мением Креста́ во́инствующей, архипа́стырем и па́стырем на́шим пра́во пра́витии сло́во и́стины Ева́нгельския хада́тайством твои́м помози́ и всем правосла́вным христиа́ном проще́ние согреше́ний их во́льных и нево́льных испроси́, в неду́зех же пребыва́ющим пода́ждь предста́тельством твои́м от неду́гов исцеле́ние, да тебе́ ра́ди сла́вится пречестно́е и великоле́пое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

После обеда молитва

Полное описание: После обеда молитва — в детальных подробностях для наших читателей.

Молитва перед едой и после еды (православная) — читать и слушать

Быть христианином — это не просто ходить в храм одни раз в неделю. Должна измениться вся жизнь человека. Каждое дело надо осенять молитвой, читают ее и перед едой. Это очень символичное действие, которое, по вере православных батюшек, делает пищу особенно вкусной и полезной. Какие же молитвы произносятся перед трапезой?

Зачем освящать еду перед употреблением

Прием пищи кажется самым обыденным делом, современные люди не видят в этом ничего сакрального. Однако, это не так. Обращение к Богу перед обедом очень значительно:

  • освящает пищу;
  • выражает благодарность за все Божии дары;
  • уберегает от греха чревоугодия;
  • помогает не лишиться благодати и в дальнейшем.

Сегодняшний ритм жизни превратил обед в нечто не столь значительное — надо успеть «закинуть в топку» что-нибудь вкусненькое. Мы не думаем о том, какую пользу или вред могут нанести продукты, тем более не вспоминаем о Боге. И совершенно напрасно. По словам Серафима Вырицкого, от этого происходят многие болезни.

Раньше наши предки все делали с молитвой: сеяли, пахали, собирали урожай и готовили. Сегодня же мы не знаем, какие бранные слова звучали над пищей, какую энергетику вложили повара в то, что мы едим. Поэтому еду надо окропить крещенской водой, произнести над ней молитвы. Тогда можно смело кушать.

Разнообразные блюда — это проявление заботы Господа о нас, людях. Так проявляется Его благословение. Сама природа, а через нее Ангелы выполняют Божье поручение, заботясь о том, чтобы человек получил свое пропитание. Именно поэтому и принято выражать благодарность чтением «Отче наш» — самая главная молитва, имеющая глубокий духовный смысл. Не лишним будет пропеть также «Богородице Дево, радуйся» — ведь Божия Матерь везде, где благодать.

Призывать благословение могут не только духовные лица, но и обычные люди — миряне. Для этого составлено специальное краткое прошение, которое читают перед принятием пищи.

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И перекрестить пищу и питие)

Воспитательное значение молитвы

Современный мир не учит детей ничему доброму. Они видят вокруг себя лишь пропаганду развлечений, им внушают, что для счастья необходимо покупать дорогую одежду, иметь роскошный автомобиль. И только семья может противостоять этому потоку безбожной ереси.

Если ребенок видит с малых лет, как родители молятся перед обедом или ужином, они начинают воспринимать события по-другому. Они бережно относятся к продуктам, уважают труд родителей. Чадо привыкает обедать за столом неспешно, общаясь со всей семьей — бабушкой, дедушкой, родителями, братьями и сестрами. Поддерживается связь между поколениями, передаются традиции.

Молитва перед едой — текст

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Вариант молитвы перед едой:
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения
«Молитва на благословение еды и пития мирянам»

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (И перекрести пищу и питие).

Как правильно молиться перед едой

При каждом храме имеется трапезная. Тот, кто хоть раз помогал в церкви, работал в монастыре, бывал и в том месте, где обедает духовенство и клир (мирские сотрудники). Когда наступает время, все собираются в зале, встают лицом к образам. Старший священник (это может быть архиерей или настоятель) читает молитву. Перед едой также принято петь «Отче наш», праздничные тропари. Когда духовник благословит пищу, все садятся и приступают к трапезе.

Читайте так же:  Молитвы Святой Варваре

  • Иногда священник может сделать объявление, прочитать небольшую проповедь, поздравить присутствующих с церковным праздником.
  • За столом следует избегать смеха, пустословия. Надо вести себя так, словно Сам Христос сидит рядом.
  • Каждый, кто посещал монастырскую трапезу, знает, что даже скромная постная пища — без масла, приправ, очень хорошо насыщает и не тяжелит желудок. Все это следствие благословения.

Еще одна благочестивая православная традиция — слушать во время пребывания за столом жизнеописания святых. Таким образом как бы продолжается богослужение. Если же обед проходит дома, то все собираются на кухне. Там обязательно должен находиться образ Господа Иисуса Христа, можно и святых угодников, Матери Божией. Глава семьи произносит молитву, все повторяют за ним вслух или про себя, как удобней. Конечно, жития читать необязательно, это уже по желанию.

После еды тоже говорится молитва — благодарственная. При храме она может читаться (петься) совместно, либо частным порядком. Человек, которому необходимо уйти пораньше, встает к образам и произносит текст про себя, крестится. Затем желает всем Ангела за трапезой, только потом выходит. Аналогичную традицию можно завести и дома. В некоторых семьях обращения к Господу произносят по очереди.

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ» — так начинается молитва, которую читают после того, как встают из-за стола. Человек выражает Спасителю признательность за то, что он посылает пищу. Далее следует просьба о том, чтобы Господь не лишил и Царства Небесного, но незримо явился посреди присутствующих и послал мир в душе, спас от адский мучений.

Молитва после еды

«Молитва после вкушения пищи»
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Пища всегда воспринималась верующими как дар от Бога. Именно об этом свидетельствует традиция чтения благодарственных молитв после еды. В Афонских монастырях, например, существует особый обычай. Когда братия заканчивает ужин, игумен совершает специальный чин освящения — он проводится для того, чтобы благословить избытки (то если излишки, которые остались). Пища никогда не выбрасывается: все, что не было съедено, монахи подают на стол на другой день.

Особенно актуально бережное отношение к еде, продуктам сейчас, когда вокруг экономический кризис. Старики не могут себе позволить нормальную трапезу, питаясь лишь самым дешевым, что можно найти на магазинных полках. Сегодня можно наблюдать пренебрежение пищей во многих зажиточных семьях. Они и не подумают о том, чтобы поделиться с нуждающимися, и это очень печально. А ведь существуют благотворительные организации, которые кормят бездомных, голодных детей.

  • Поминки на 9 дней после смерти — правила проведения;
  • Смотрите тут утреннее правило молитвы;
  • Молитва на 40 день после смерти: https://bogolub.info/pominalnye-molitvy/.

Благодарность в православии

Вспомните евангельский сюжет о том, как Иисус Христос накормил несколько тысяч людей всего лишь пятью хлебами. Чему он учит? Тому, что Господь силен восполнить наши нужды. Но также и тому, что сами люди не всегда на это способны. Поэтому так важно уметь поблагодарить даже за кусок хлеба, который кажется скудным. Но ведь у многих и этого нет!

  • Хлеб также является символом той великой жертвы, которую принес за нас Спаситель. Недаром он называется Хлебом жизни.
  • В Евхаристии, главном таинстве христианства, Тело Христово подается верующим под видом хлеба.
  • Само значение слова евхаристия — Благодарение.

Общая трапеза для христиан всегда имела некое сакральное значение. Для Бога мелочей нет, для Него существенно даже то, как проходит у верных принятие пищи. Обед может состоять из любых блюд, главное не в этом. Важно, в каком настроении человек совершает это действие.

У большинства из нас дневной прием пищи проходит на службе, но прочитать молитву всегда есть возможность. Пусть даже кратко, про себя, без совершения крестного знамения, если это смущает коллег. Находят же многие несколько минут, чтобы выбежать в курилку. Так не лучше ли их посвятить выражению благодарности Творцу?

Очень короткая молитва «Благодарим Тя, Христе Боже наш», на самом деле полна глубокого смысла. О чем же в ней говорится?

  • Мы приносим свою признательность за то, что Творец позаботился о том, чтобы мы утолили свой естественный голод. Это так называемые земные блага.
  • Заметьте, что молитва читается не от единственного лица. Подразумевается, что трапеза совершается всей семьей, то есть люди живут и трудятся сообща. Это тоже один из заветов Бога.
  • Во второй части произносится прошение о более важном, чем еда. Там верующий просит для себя и своей семьи милости Божией. Он хочет войти в Царство небесное, где сможет вечно пребывать с Создателем, созерцая Его совершенство.

Таким образом обыденное действие — утоление голода — превращается в частное молитвенное общение, которое несет пользу не только телу, но и душе. Да пошлет вам Господь свои дары в изобилии и подаст спасение!

Видео (кликните для воспроизведения).
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here