VIDEO
Main page / Статьи по Селекции / Исаак Сирин – о чистой молитве
Сначала я приведу полный текст Исаака «О чистой молитве», а затем прокомментирую его.
Как из многих тысяч едва находится один, исполнивший заповеди и все законное с малым недостатком и достигший душевной чистоты, так из тысячи разве один найдется сподобившийся при великой осторожности, достигнуть чистой молитвы, расторгнуть этот предел и приять оное таинство; потому что чистой молитвы никак не могли сподобиться многие; сподобились же весьма редкие; а достигший того таинства, которое уже за сею молитвою, едва, по благодати Божей, находится и из рода в род.
Вопрос. Почему же сей неизглаголанной благодати, если она не есть молитва, дается наименование молитвы.
Ответ. Причина сему, как утверждаем, та, что благодать сия дается достойным во время молитвы, и начало свое имеет в молитве, так как, по свидетельству Отцев, кроме подобнаго времени, нет и места посещению сей достославной благодати. Наименование молитвы дается ей потому, что от молитвы путеводится ум к оному блаженству, и потому, что молитва бывает причиною онаго; в иныя же времена не имеет оно места, как показывают отеческия писания. Ибо знаем, что многие Святые, как повествуется и в житиях их, став па молитву, были восхищены умом.
Вопрос. Когда же кто сподобляется всей этой благодати?
Ответ. Сказано: во время молитвы. Когда ум совлечется ветхаго человека, и облечется в человека, новаго, благодатнаго, тогда узрит чистоту свою, подобную небесному цвету, которую старейшины сынов Израилевых наименовали местом Божиим (Исх. 24, 10), когда Бог явился им на горе. Посему, как говорил я, дар сей и благодать сию должно называть не духовною молитвою, но порождением молитвы чистой, ниспосылаемой Духом Святым. Тогда ум бывает там — выше молитвы, и с обретением лучшаго молитва оставляется. И не молитвою тогда молится ум, но бывает в восхищении, при созерцании непостижимаго, — того, что за пределами мира смертных, и умолкает в неведении всего здешняго. Сие-то и есть то неведение, о котором сказано, что оно выше ведения. О сем-то неведении говорится: блажен постигший неведение, неразлучное с молитвою, котораго да сподобимся и мы, по благодати единороднаго Сына Божия. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков! Аминь.»
На основании этого текста я предполагаю, что Исаак Сирин имел опыт ОзВ, имел представление о методе, которым можно их достигать. Судя из других его текстов, он перенимал свой опыт у других практикующих, которых относят к течению под названием «исихазм», и передавал его другим, таким образом можно предполагать, что среди исихастов был целый ряд людей, которые испытывали ОзВ и работали над совершенствованием технологии достижения их в меру своей огромной ограниченности догмами и правилами секты.
1) Сильно резонирует с ОзВ осознание того, что даже если кто-то жил очень давно, выражал свой опыт с помощью почти незнакомых терминов, к настоящему времени получивших совершенно иные оттенки значений, все равно можно без труда распознать в его сообщениях свидетельство его опыта испытывания ОзВ, сопоставить его со своим, перенять его опыт. Первое, что привлекло мое внимание в этом тексте, когда я его бегло просмотрел, — возникший резонанс с целым рядом ОзВ – упорство, ясность, восторг, чувство тайны и др. После этого я внимательно прочел текст, стараясь выявить максимально точно значения используемых слов, поскольку многие из этих слов в современно церковной окраске обозначают нечто совершенно противоположное ОзВ.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
2) Молитва – центральный термин в этом тексте, поэтому я прежде всего разобрался в его значении.
«Молитва есть моление и попечение о чем-либо и желание чего-либо, как-то: избавления от здешних или будущих искушений, или желание наследия Отцев; моление-это то, чем человек приобретает себе помощь от Бога. Сими движениями и ограничиваются движения молитвенныя».
Таким образом ясно, что метод, избранный Исааком для достижения желаемых им состояний, состоит в «молитве» — т.е. в сосредоточении на а) желании не испытывать нежелаемые состояния и б) желании испытывать желаемые состояния.
Легко увидеть, что слово «молитва» в современном обыденном языке зачастую означает нечто совершенно иное – когда молятся, то обычно просят о чем-то – чаще о «прощении грехов», о «спасении», т.е. при этом испытывается чувство вины. Это именно просьба, сопровождаемая чувством вины, а не интенсивное радостное желание испытывать желаемые состояния и не испытывать нежелаемые.
3) Исаак вводит понятия «чистой молитвы» и «нечистой молитвы».
«Чистота и не чистота молитвы зависят от следующего: как скоро в то самое время, как ум приуготовляется принести одно из сказанных нами движений своих, примешивается к нему какая-либо посторонняя мысль или беспокойство о чем-нибудь, тогда молитва сия не называется чистою»
Отсюда ясно, что «чистая молитва» — такая, в которой возникает как можно меньше хаотических отвлечений и негативных эмоций. Вполне естественно для любого практикующего Селекцию, что чем «чище молитва», тем эффективнее эта практика приводит к желаемому результату.
4) «Ибо и воздыхания, и коленопреклонения, и сердечные прошения, и сладчайшие вопли, и все виды молитвы, как сказал я…»
Здесь перечисляются действия, которыми сопровождают сосредоточенное переживание желания (это способ борьбы с хаотическими отвлечениями), и проявления, возникающие в результате всплесков ОзВ.
5) «Как скоро мысль переступила этот предел, не будет уже иметь она ни молитвы, ни движения, ни плача, ни власти, ни свободы, ни прошения, ни вожделения, ни услаждения чем-либо из уповаемаго в сей жизни или в будущем веке, и поэтому после чистой молитвы иной молитвы нет».
После того, как проявились интенсивные ОзВ, уже нет желания применять какие-либо методы, нет желания и испытывать желания в этот момент.
6) «А за сим пределом будет уже изумление, а не молитва; потому что все молитвенное прекращается, наступает же некое созерцание, и не молитвою молится ум.»
Исаак Сирин выбирает слово «изумление» как слово, резонирующее с тем состоянием, которое наступает после наступления ОзВ.
7) «Разсмотри же внимательнее, один ли из сих видов молитвы, или прошение чего-либо, бывает, когда ум переступает свой предел, и входит в оную область? Спрашиваю же о сем того, кто ведаешь истину. Но не у всех сия разсудительность, а только у тех, которые соделались зрителями и служителями дела сего, или учились у таковых Отцев, и из уст их познали истину, и в сих, и подобных сим изысканиях провели жизнь свою.»
Как видим, и в те времена было немало людей, готовых почесать языком о просветлении и о Боге, но не имеющих ни желания испытывать ОзВ ни такового опыта.
8) «чистой молитвы никак не могли сподобиться многие; сподобились же весьма редкие; а достигший того таинства, которое уже за сею молитвою, едва, по благодати Божей, находится и из рода в род».
Это указание на редкость тех, кто достиг значительного опыта испытывания ОзВ, у меня вызывает радость – ведь это означает, что по его мнению такие люди все же существовали. Среди текстов Сирина есть и другие, где он передает содержание своих бесед со «старцами», и содержание это указывает на то, что у тех старцев есть реальный опыт практики, есть ясность, устремленность, упорство.
9) «Поэтому, когда ведение души возвысится из видимаго мира, тогда Отцы в означение онаго ведения употребляют, какия хотят, названия, так как точных именований оному никто не знает»
Практикующим приходилось придумывать новые термины для обозначения тех состояний, которые они открывали в результате своей практики достижения ОзВ.
10) «Как же скоро достигнет туда, и не возвращается вспять, или оставляет молитву, — молитва делается тогда как бы посредницею между молитвою душевною и духовною.
Я предполагаю, что под «посредничеством» молитвы Сирин имеет в виду то, что когда практикующий достигает ОзВ, это состояние еще неустойчиво, поэтому при ОзВ средней интенсивности целесообразно использовать страховку в виде периодического продолжения использования формальных практик.
11) «И когда ум в движений, тогда он в душевной области; но как скоро вступает он в оную область, прекращается и молитва. Ибо Святые в будущем веке, когда ум их поглощен Духом, не молитвою молятся, но с изумлением водворяются в веселящей их славе.»
Отсюда ясно – как именно Исаак разграничивает «душевную» и «духовную» области. Душевное – действия, желания, мысли, эмоции, различения, т.е. то, что я называю «личностные восприятия (скандхи)». «Духовное» – область ОзВ.
12) «И где тогда будет молитва, когда природа не в силах иметь над собою власти, но иною силою путеводится, сама не знает куда, и не может совершать движений мысли, в чем бы ей хотелось, но овладевается в тот час пленившею ее силою, и не чувствует, где путеводится ею?»
Что это, если это не описание начала путешествия в ОзВ? Характерно указание на «сама не знает куда» — когда возникают ОзВ, то проявляются новые, совершенно неизвестные тебе ранее, о которых невозможно было ни узнать заранее, ни предположить, ни свести к чему-то уже известному. В процессе движения к желаемым восприятиям проявляются новые, таким образом и осуществляется путь.
13) «Тогда человека не будет иметь и хотения; даже, по свидетельству Писания, не знает, в теле он, или вне тела». «И тогда не будет там различия между душею и телом, ни памятования о чем-либо»
Разве это не описание остановки механического различающего сознания, проявления «Единства»?
14) «Но таковы и все видения, являвшияся Святым во время молитвы.»
Приведенные Сирином описания «видений» — не похожи ли они на описания Рамакришны его видения Кали и прочих богов? Появление резонирующих с ОзВ зрительных образов – вполне характерная особенность устойчивых ОзВ.
15) «тот же Григорий говорить: «чистота ума есть воспарение мысленнаго. Она уподобляется небесному цвету, в ней во время молитвы просиявает свет Святыя Троицы»».
Невозможно не отметить указание на цвет неба – признак тех ОзВ, которые проявляются как золотое сияние в небесно-голубых просторах. Возможно, именно этот цвет, схожий с пронзительно-голубым цветом неба, и породило впоследствии все эти расхожие концепции о «боге, живущем на небе»?
Слова Григория, приведенные в цитате Сирина, также сильно резонируют с ОзВ – с решимостью, ясностью, восторгом и нерушимостью. Совершенно определенно – эти люди и, судя по всему, многие другие, добивались устойчивых ОзВ.
Что касается метода «молитвы» — я считаю его хоть и эффективным, но крайне недостаточным. Применяя только этот метод ты уподобишься перекошенному лифту, который хоть со рвением и тянется вверх, но скрипит и цепляется всеми углами. Для того, чтобы движение стало стремительным, я предлагаю свою Селекцию, где работа идет на всех фронтах – ты не только сосредотачиваешься на желаниях испытывать ОзВ и не испытывать омрачения, но также работаешь в меру своего интереса и над прямым устранением НЭ, и над догмами, и над поиском радостных желаний, над исследованиями, прекращениями механических желаний и т.д.
Этот текст Сирина, написанный старым языком, но в котором незамутненно проявляется свет испытываемых им ОзВ, в котором слова звучат мощно, точно и неудержимо, является для меня таким же мощным озаренным фактором, как и памятование о Рамакришне.
Автор всех текстов — Рудашевский Всеволод (иностранный агент и махровый отщепенец) [email protected]
Ник — Бодхи, более коротко — «Бо» или «Бодх» 🙂
Исаак Сирин О молитве, поклонах, слезах, чтении, молчании и псалмопении
Не называй праздностью продолжительность молитвы невысокопарной, собранной и долгой, потому что оставил ты при этом псалмы. Но паче упражнения в стихословии возлюби на молитве поклоны. Молитва, когда подает тебе руку, заменяет собою Божию службу. И когда во время самой службы дано тебе будет дарование слез, услаждение ими не называй праздностью в молитве, потому что благодать слез есть полнота молитвы.
В то время как ум твой рассеян, паче молитвы занимайся чтением. Но, как сказано, не всякое писание полезно. Возлюби безмолвие гораздо более
1 ) Смысл, повидимому, тот, что можно бы и больше сказать об этом, но для слов есть мера.
дел. Если можно, чтение предпочитай стоянию. Ибо чтение – источник чистой молитвы. Ни под каким видом не предавайся нерадению, трезвись же от парения ума. Ибо псалмопение – корень жития. Впрочем, знай и то, что дела телесные много полезнее стихословия, совершаемого с парением ума. А печаль умная 1 ) превосходит и телесный труд. Во время нерадения трезвись и возбуждай в себе понемногу ревность, потому что она сильно пробуждает сердце, и согревает душевные мысли. Против похоти, во время нерадения, помогает природе раздражительность, ибо прекращает холодность души. По сим-то причинам нерадение обыкновенно приходит на нас или от обременения чрева, или от множества дел.
Благочиние в делании есть свет мудрования. Это не иное что, как ведение. Всякая молитва, которую совершаем ночью, да будет в очах твоих досточестнее всех дневных деяний. Не обременяй чрева своего, чтобы не помутился ум твой, и не быть тебе в смятении от парения мысли, когда встанешь ночью, и не расслабли члены твои, и тебе самому не оказаться исполненным женского расслабления, а сверх сего, чтобы душа твоя не омрачилась, и не стали помутневшими разумения твои, и чтобы, по причине омрачения, не прийти тебе в совершенную невозможность собрать их воедино для стихословия, и чтобы не попортился в тебе вкус ко всему, и не перестало услаждать тебя стихословие псалмопения, тогда как ум, при легкости и светлости мысли, с удовольствием обыкновенно вкушает его разнообразие. Ибо когда возмущено ночное благочиние, тогда и в дневном делании ум бывает смущен, и ходит в омрачении, и не услаждается, по обычаю, чтением, потому что, обратится ли ум к молитве или к поучению, на мысли находит как бы буря. Сладость, подаваемае подвижникам днем, истекает в чистом уме из света ночного делания. Всякий
1 ) О грехах и неисправностях своих.
человек, который опытом не изведал продолжительного безмолвия, пусть не ожидает сам собою узнать что-либо большее о благах подвижничества, хотя он и велик, и мудр, и учителен, и имеет много заслуг.
Остерегайся, чтобы не изнемогло слишком тело твое, и оттого не усилилось против тебя нерадение и не охладило в душе твоей вкуса к ее деланию. Всякому надлежит как бы на весах взвешивать житие свое. В то время, когда насыщаешься, остерегайся давать себе и в малом свободу. Да будет целомудренно сидение твое во время удовлетворения потребностей. Наипаче же, во время сна своего будь целомудрен и чист и строго наблюдай не только за помыслами, но и за членами своими. Храни себя от самомнения во время добрых в тебе изменений. Немощь свою и невежество свое относительно тонкости сего самомнения рачительно открывай Господу в молитве, чтобы не быть тебе оставленным и не искуситься в чем-либо срамном, потому что за гордостью следует блуд, а за самомнением – обольщение.
Рукоделием занимайся по мере нужд своих, лучше же сказать, для удержания тебя в безмолвии твоем. Не изнемогай в уповании на Промыслителя своего, потому что дивно Домостроительство Его в присных Ему. Ибо в необитаемой пустыне не человеческими руками устрояет Он дела живущих упованием на Него. Если Господь посетит тебя в телесном без твоего труда, когда подвизаешься в попечении о душе своей, то по ухищрению убийцы-диавола возникает тогда в тебе помысл, что причина всего этого промышления, без сомнения, в тебе самом 1 ). И тогда вместе с сим помыслом прекращается промышление о тебе Божие, и в тот самый час устремляются на тебя весьма многие искушения или от оставления тебя Промыслителем, или от возобновления болезней и недугов, восстающих
в теле твоем. Бог прекращает попечение Свое не за одно возникновение помысла, но за то, что ум останавливается на сем помысле. Ибо не наказует и не судит Бог человека за невольное движение, если и согласимся на время с помыслом. Ежели в тот же час прободем 1 ) в себе страсть и явится в нас сокрушение, то Господь не взыскивает с нас за такое нерадение, взыскивает же за нерадение, которому действительно предается ум так, что взирает на это бесчувственно и признает это чем-то должным и полезным, а не почитает сего опасной для себя заботой.
Будем же всегда молиться Господу так: «Да воссияет в сердцах наших истина Твоя, Христе, полнота истины, и да познаем, как по воле Твоей ходить путем Твоим!»
Когда посевается в тебе лукавый некий помысл или из числа сих издалека приходящих, или из числа предзанятых 2 ) тобою прежде, и часто появляется в уме твоем, тогда за верное признай, что скрывает он тебе сеть. Но ты пробудись и отрезвись вовремя. А если помысл из части десных и добрых, то знай, что Бог хочет дать тебе некоторый образ жизни, и потому помысл сей, сверх обычая, возбуждается в тебе. Если же помысл омрачен, и ты сомневаешься в нем, и не можешь ясно постигнуть, свой он или тать, помощник или наветник, скрывающийся под доброю личиною, то вооружимся на него усильной и самой скорой молитвою со многим бдением и день и ночь. Ты и не отревай его от себя, и не соглашайся с ним; но со тщанием и горячностью сотвори о нем молитву и не умолкай, призывая Господа. Он покажет тебе, откуда сей помысл.
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Номера страниц идут после текста.
Исаак сирин молитва
Оценка
5 проголосовавших:
1
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.