Александр пересвет молитва

Александр пересвет молитва в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Молитвы святым

Память: 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), одиннадцатая неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (Собор Московских святых), 7 / 20 сентября, 22 сентября / 5 октября (Собор Тульских святых)

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя — легендарные монахи, воевавшие в Куликовом сражении. Оба в прошлом опытные воины. Александр Пересвет сразился в поединке с вражеским богатырем, оба погибли, при этом на преподобном были только монашеские одежды. Его подвиг оказал сильное воодушевляющее действие на русские войска. Их участие в этом эпохальном сражении, как и молитвенное соучастие преподобного Сергия Радонежского, стало на веки символом Божьего благословения в битве. Преподобные — небесные покровители воинов.

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Икона

Тропарь преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе, глас 1

Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии, Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, Сергия игумена благодатные наследницы, Куликовския брани ратницы духовнии, вы бо змия агарянскаго победисте. Но и нас своим заступлением не остависте, телами в храме Рождества Богородицы почиваете, душею в превышнем селении пребываете. Молите за весь род русский православный, преподобнии сродницы наши.

Кондак преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе, глас 7

На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся, преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческаго побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.

Молитва преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе

Воини небеснии, ангели досточтимии, сокрушенно к вам припадаем и с плачем умиленным просим: Не оставите землю русскую, напасти от врагов терпящу, изменами исполненну, лицемерством диавольским задавленну. Умолите Бога Вседержителя о спасении народа нашего, в подвизех монахов укрепите, Церковь русскую от расколов, ересей, лжеучений уберегите, народу русскому православное единство, праведное, о Бозе, умолите, войско русское в Православии утвердите, победы оному на полях сражения даруйте. Святии преподобнии воини Александре Пересвете и Андрее Ослябя, молите Бога о нас, грешных. Аминь.

Величание

Ублажаем вас, святии преподобномученицы Александре и Андрее, и чтим святую память вашу, воинов Христолюбивых наставницы и ангелов собеседницы.

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя

Память: 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), одиннадцатая неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (Собор Московских святых), 7 / 20 сентября, 22 сентября / 5 октября (Собор Тульских святых)

Александр был брянским боярином, Андрей был боярином любутским (г. Любутск на Оке). 18 авг. 1380 г. св. блгв. кн. московский Димитрий испросил у прп. Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов — братьев Пересвета и Ослябю, принявших постриг в обители с именами Александр и Андрей (слово «братья» могло иметь разные значения: родные братья, побратимы, братья по иночеству; какое значение имелось в виду — определенно сказать нельзя).

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Икона

Александр и Андрей были опытными ратниками, однако их призвание в ряды войска имело не столько военное, сколько духовное значение. Прп. Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя». Передав воинов-схимников в распоряжение князя, прп. Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».

Перед началом Куликовской битвы (в день праздника Рождества Богородицы) Александр принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения прп. Сергия и воодушевил рус. войска. Древнейший рассказ о битве — «О побоище, иже на Дону» (в Рогожском летописце — ПСРЛ. М., 1965. Т. 15. Стб. 139-141, Симеоновской летописи — ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 129-131), а также летописная Повесть о Куликовской битве (в Новгородской IV (ПСРЛ. Пг., 1915. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 311-320; Л., 1925. Вып. 2. С. 321-325) и Софийской I (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 90-98) летописях) сообщает о гибели на Куликовом поле только Александра.

Преподобные Андрей Ослябя, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский и Александр Пересвет (слева на право). Икона

Наиболее полный рассказ об Александе и Андрее, начиная с посещения св. кн. Димитрием Донским Троице-Сергиева мон-ря, изложен в «Сказании о Мамаевом побоище» (основной редакции), однако и здесь не упоминается смерть Андрея в бою. О смерти обоих иноков в битве говорится в «Задонщине», изображающей иноков-воинов как былинных богатырей, и в «Повести о Мамаевом побоище». «Задонщина», кроме того, сообщает о гибели в битве сына Осляби Иакова.

Преподобный Сергий благословляет святого Димитрия Донского на Куликовскую битву. Роспись, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

В документах, относящихся к 1390-1393 гг., встречаются упоминания «чернеца Андрея Ослябя» в числе бояр митр. всея Руси Киприана, «чернец Родион Ослябя» назван в числе послов от вел. князя в Царьград в 1398 г., а его сын Акинф — в числе бояр у свт. Фотия, митр. Киевского, в 1425 г. (Арсений, иером. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878. Ч. 2. С. 30). Кроме того, в летописных списках убиенных на Куликовом поле и в синодиках обыкновенно приводится имя лишь одного Александра. Но все это лишь косвенно может свидетельствовать о том, что Андрей остался жив после Куликовской битвы и служил у Московских митрополитов. Др. объяснение упоминаний Осляби в документах после 1380 г. может заключаться в том, что его род, вероятно, традиционно нес службу у Московских митрополитов и потому имена представителей рода — Андрей (Адриан?), Родион, Иакинф (Иаков?) — встречаются на протяжении неск. десятилетий.

Александр и Андрей вместе погребены в приделе Цекрви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Первоначально они были похоронены у церкви, затем над их останками были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 г. вновь сооружены и в XIX в. обустроены приделом ц. Рождества Богородицы. В 1928 г. церковь была закрыта и оказалась на территории завода «Динамо», надгробия были уничтожены. После открытия храма в 1989 г. надгробия восстановлены.

Надгробие преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби. Фото Александра Исиченко, 1989 год

Читайте так же:  Упокой Господи душу раба твоего молитва

В наст. время в исторической экспозиции РГИАМЗ находится посох, по преданию принадлежавший Александру. Он сделан из цельного яблоневого дерева (в XIX в. посох был урезан; совр. размеры: высота — 138 см, окружность — 16 см). До передачи в музей посох хранился в алтаре соборной ц. Димитриевского мон-ря близ г. Скопина (Рязанской обл.). Мон-рь находился в 45 верстах от Куликова поля и был посвящен вмч. Димитрию Солунскому — небесному покровителю св. блгв. кн. Димитрия Донского (точная дата основания мон-ря неизвестна). Согласно монастырскому преданию, Александр по дороге на битву остановился в келье отшельника, жившего на месте буд. мон-ря. Облачившись в воинские доспехи, Александр отдал отшельнику свой дорожный посох.

Преподобный Сергий благословляет преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби). Миниатюра Лицевого Летописного свода, XVI в

Изображения Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии прп. Сергия (XVI в.; РГБ), в Лицевом летописном своде (2-я пол. XVI в.; РНБ), на житийной иконе прп. Сергия 1680 г. (ЯХМ. № И-394), а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона Александра и Андрея (совместно с прп. Сергием и блгв. кн. Димитрием) была написана в 1980 г. Время местной канонизации преподобных неизвестно. В XVII в. их имена были внесены в святцы, в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион (так! — и. А.), нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша» (РГБ. МДА. № 201. Л. 333, день памяти не указан). В кон. XVII в. имена Александр и Андрей как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых» (Барсуков. Источники агиографии. С. IV); в 1896 г. их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»), в 1981 г.- в Соборе Радонежских святых, установленном по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова).

Молитвы Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе)

Тропарь Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе) Радонежским


глас 1

Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии,
Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый,
Сергия игумена благодатные наследницы,
Куликовской брани ратницы духовнии.
Вы бо змия агарянскаго победисте,
но и нас своим заступлением не остависте.
Телами в храме Рождества Богородицы почиваете,
душею в превышнем селении пребываете.
Молите за весь род русский православный,
преподобнии сродницы наши.

Кондак Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе), Радонежским

На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.

Виктор Васнецов, «Пересвет и Ослябя»

День памяти отмечается 7 сентября, а также на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Святой Троицы), в день Всех Московских святых (воскресенье перед 8 сентября), Всех Тульских святых (22 сентября), Всех Брянских святых (3 октября), Всех Радонежских святых (6 июля) и 24 августа.

Служба прпп. Александру Пересвету и Андрею Ослябе Радонежским >>
Текст службы утвержден решением Священного Синода от 28 декабря 2018 года (журнал № 126).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Поминовение православных воинов, погибших на поле брани (11 сентября 1969 г.)

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став Человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку; и это бывает постоянно, но часто еле заметно, или вовсе остается нами незамеченным. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит: что бы мы ни сделали доброго для какого бы то ни было человека — мы для Него сделали, призывая этим нас быть как бы на Его месте.

А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках: пророк Амос говорит, что пророк — это человек, с которым Бог делится мыслями Своими; но и не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исаию, который в видении созерцал Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? — и пророк встал и сказал: Меня, Господи!.

Но вот, среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и которого Христос назвал величайшим среди рожденных на земле.

И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной. Вся судьба его была в том как бы, чтобы не быть, для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть: Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: Он глас, вопиющий в пустыне… Он только голос, он настолько уже неотличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его, как человека плоти и крови, человека, который может тосковать, и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, — словно этого человека нет. Он и его призвание — одно и то же; он — голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты — потому что вокруг Иоанна были люди, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше. Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он — Друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он — друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было.

Читайте так же:  Иоанну новому Сочавскому молитва

И дальше говорит он о себе по отношению к Господу: Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос… Надо, чтобы обо мне забыли, а помнили только о Нем, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, как Андрей и Иоанн на берегу Иордана, и последовали неразделенным сердцем за Ним только: я живу лишь для того, чтобы меня не стало!.

И последнее — страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда вокруг него суживалось кольцо смерти, когда у него уже не было выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась… Шла на него смерть, кончалась жизнь, в которой у него не было ничего своего: в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди — мрак.

И в тот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали?. Если Тот — то стоило в юных летах заживо умереть; если Тот — то стоило умаляться из года в год, чтобы его забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей; если Тот — тогда стоило и теперь умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего он жил, исполнено и совершено.

Но вдруг Он не Тот?. Тогда потеряно все, погублена юность, погублена зрелых лет величайшая сила, все погублено, все бессмысленно. И еще страшнее, что случилось это, поскольку Бог будто обманул: Бог, призвавший его в пустыню; Бог, отведший его от людей; Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?.

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: Ты ли Тот? — он не получает ответа прямого, утешающего; Христос не отвечает ему: Да, Я Тот, иди с миром!. Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет — ничего, кроме одного грозного предупреждения: Блажен тот, кто не соблазнится о Мне; пойдите, скажите Иоанну…

И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца; верь, не требуя ни знамений, ни свидетельств, ни доказательств; верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей глас Господень, повелевающий творить дело пророка… Другие каким-то образом могут опереться на Господа в их порой величайшем подвиге; Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и для того явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых.

И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения его главы. Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как «радость», но оно значит «оставаться без дела». И без дела можно остаться потому, что захлестнет душу радость и уже не до обычных дел, а может случиться, что руки опустились от горя и ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека. После того как вы приложитесь ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, — вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца!» Аминь.

РЫЖЕНКО Павел Викторович (1970-2014) «Победа Пересвета». 2005 г.

Православные акафисты

Память: 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), одиннадцатая неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (Собор Московских святых), 7 / 20 сентября, 22 сентября / 5 октября (Собор Тульских святых)

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя — легендарные монахи, воевавшие в Куликовом сражении. Оба в прошлом опытные воины. Александр Пересвет сразился в поединке с вражеским богатырем, оба погибли, при этом на преподобном были только монашеские одежды. Его подвиг оказал сильное воодушевляющее действие на русские войска. Их участие в этом эпохальном сражении, как и молитвенное соучастие преподобного Сергия Радонежского, стало на веки символом Божьего благословения в битве. Преподобные — небесные покровители воинов.

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Икона

Кондак 1

Избрании от рождения ратницы духовнии, воспеваем вам умиленно, воспоминающе о подвизе вашем, и глаголы благодарные возносим:

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии

(Радуйтеся, Александре и Андрее, преподобнии воини русскии).

Икос 1

Ангелам небесным подобно, из воинства духовнаго явленнии войску русскому во укрепление, подвижницы Христовы, смиренно послушание исполнившии и венцы духовнии победно приявшии. Мы же, грешнии, к вам припадаем, подвиг ваш духовный сице славим:

Радуйтеся, воини праведнии.

Радуйтеся, русския победы знамение.

Радуйтеся, монаси благонравнии.

радуйтеся, послушницы славнии.

Радуйтеся, ратницы непобедимии.

радуйтеся, Духом Божиим хранимии.

Радуйтеся, монашеский хитон избравшии.

радуйтеся, на поле брани просиявшии.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 2

Видел есть Господь, яко раби вернии во святей обители подвигами возрасте, примером иноческому житию бысте, волю Божию исполнившии, святыми молитвами окрепшии, Богу Вседержителю вопияше: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом не вместити высоту подвига вашего, сердце же его радостно приемлет, и мы недостойнии, святих молитв ваших вопрошающе, о подвизе вашем знаменном с радостию возглаголем:

Радуйтеся, поклонницы Царя Христа.

радуйтеся, усерднии Христовы ратницы.

Радуйтеся, молитвенницы обильнии.

радуйтеся, Христовым Духом сильнии.

Радуйтеся, в сонме святых российстих просиявшии.

радуйтеся, за веру Богу жизнь предавшии.

Читайте так же:  Отче наш молитва Богородице

Радуйтеся, молитвами благоухавшии.

радуйтеся, ими врагов отгнавшии.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 3

Силою Божию просвещеннии, елеем благодатным помазаннии, на подвиг ратный благословеннии, в духовней брани землю русскую отстоявшии, святых наставников наследницы, со ангели ныне славословите Бога: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще любовь Христову, вси блага мирстии ни во что вменисте, вси богатства и имения раздасте, на подвиг ради спасения духовнаго ушедшии, его же во страданиих обретшии, спустя столетия на победу вашу взираем и благодарно возопиим:

Радуйтеся, монаси досточтимии.

радуйтеся, ангели, облаченнии в схимы.

радуйтеся, за Русь святии молитвенницы.

радуйтеся, веры Христовыя светильницы.

радуйтеся, духовно умиленнии.

радуйтеся, на поле брани упокоеннии.

радуйтеся Царствия Божия наследницы.

радуйтеся, Ангелов святии собеседницы.

радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 4

На бурю вражиих напастей с духовным плачем взирали есте, да спасет Господь Русь православную, вашими молитвами и ныне спасаемся, с любовию ко Господу припадаем: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше Слово Божие, велие оное приемше, спасения шлем обретосте, во иночестве страсти низложивше, ножем духовным врагов спасения отметавше, молитвы непрестаннии ко Господу возносивше, победу достойно обретшии, и ныне мы победе вашей радуемся:

Радуйтеся, схимницы смиреннии.

радуйтеся, Святым Духом исполнении.

Радуйтеся, воини русскии.

радуйтеся, шедшии тропы узкия.

Радуйтеся, защитницы усерднии.

радуйтеся, победительницы нерукотвореннии.

Радуйтеся, Светом Христовым просиявшии.

радуйтеся, победу над смертию приявшии.

радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Преподобный Сергий благословляет святого Димитрия Донского на Куликовскую битву. Роспись, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Кондак 5

Боготечною звездою победа ваша просияла есть, за веру Христову с любовию постояли есте, землю русскую от неверных языков очищающе, и ныне Бога победно хвалите: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше Света Истины, к Солнцу Правды сердце обратисте, обителию Бога души соделавшии, и врага духовнаго не убоясте и врагу ратному не вмале ниже предасте, твердость духа вашего, яко урок усердный, со умилением прославляем:

Радуйтеся, Евангелия любители.

радуйтеся, воинам ратным покровители.

Радуйтеся, Христа и Бога зрители.

радуйтеся, смирению учители.

Радуйтеся, воини мужественнии.

радуйтеся, насельницы дружественнии.

Радуйтеся, сомолитвенницы славнии.

радуйтеся, семена засеявшии на Руси державнии.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 6

Проповеданием незримым ныне сияете, землю русскую духом прозресте, святым праотцам воспевающе, и Отечеству меру измеристе, Божиим даром его восприимше, и мы ныне с усердием с Вами припадаем и с покаянием Богу глаголем: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял есть Христос в сердцах праведних, святих ликов узреть начертания не возмогли бы, аще послушание не бысте исполнили, сердцем ко Господу горесте, жизнь за веру сложити готовии, и мы укрепления духовнаго просим и со смирением восклицаем:

Радуйтеся, благодатнии послушницы.

радуйтеся Христовы ратницы.

Радуйтеся, Богом хранимии.

радуйтеся, земнии Херувими.

Радуйтеся, Силу Божию приявшии.

радуйтеся, за спасение жизнь отдавшии.

Радуйтеся, Христа во славе сретившии.

радуйтеся, в сонме праведнем светящии.

радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 7

Хотевше спасения единого, награды земнии с покаянием отвергшии, с усердием к Богу припадосте, во святой обители иноческаго образа сподобльшии, окормляемии благодатным наставничеством, награды небеснии обретосте, к Богу одесную молите: Аллилуиа.

Икос 7

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Новии избранницы Христовы, стремена духовнии одернусте, видевше немощь человеческую, Богом на пути подъятии и за усердие возрадованнии:

Радуйся, Александре, Челубея-злаго победивший.

Радуйся умерщвление от онаго приявший.

Радуйся, венец за подвизи от Бога получивший.

Радуйся, Андрее, на поле ратнем главу победно сложивший.

Радуйся, обретый упокоение.

Радуйся, во святых прославление.

Радуйтеся, блазии ратницы.

радуйтеся, Христовы подвижницы.

радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 8

Странное чудо зрим умиленно, Царица Преблагая, на подвиг воинов своих ты обличила еси, слыша молитвы русския и прошения. Русь святую ты не оставила еси, Христовых воинов во обители раиския приимшая, тамо они ныне благодарственно Богу взывают: Аллилуиа.

Икос 8

Вси святии дивятся, яко архангели небеснии отсупников диаволских низвергосте, тако воини преподобнии сразисте языков неправедних, с Именем Божиим на устах, Его заступничество призывающе. И мы, недостоинии и грешнии, с замиранием сердечным молим:

Радуйтеся, ратницы непобедимии.

радуйтеся, человецы, духовною скверною неопалимии.

Радуйтеся, Богородице молитвенницы.

радуйтеся, Христа ученицы.

радуйтеся, войнам Христовым пристанище.

радуйтеся, воинам ратным прибежище.

Радуйтеся, молитвенницы знаменнии.

радуйтеся, схимницы праведнии.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 9

Вси помышления свои к Богу возносите, спасители земли русския, и ныне нас не оставляете, с плачем святым сердечным к Отцу Небесному взываете: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии, яко рыбы безгласныя, не возмогут возрещи высоту подвига вашего, для пределов русских знаменнаго, мы же, окамененнии, Духа Божиего просим и с покаянием сердечным восклицаем:

Радуйтеся, в битве духовней победу земную одержавшии.

радуйтеся, за веру Христовую пострадавшии.

Радуйтеся, воини победители.

радуйтеся, от страстей омытии.

Радуйтеся, скорбями иноческими очищеннии.

радуйтеся, Христовым Духом просвещеннии.

Радуйтеся, небеснии послушницы.

радуйтеся, за Россию святии заступницы.

радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Преподобный Сергий благословляет преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби). Миниатюра Лицевого Летописного свода, XVI в

Кондак 10

Спасти хотите, премилосердно, души русския, защитницы всем с верою к вам прибегающим и молитвенно к заступничеству вашему взывающим. И мы, разумеюще ваше успеяние, к Богу возопиим: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси людем русским, славное чудо явил еси, Господи, на поле брани Куликовом, духовных воинов ратниками земными соделал еси, прославляя землю русскую, и мы благочестно к сим воинам взываем и их усердно славим:

Радуйтеся, русския Церкви украшение.

радуйтеся, русския земли спасение.

Радуйтеся, всадницы святии.

радуйтеся, защитницы Руси.

Радуйтеся, князем святим избрании.

радуйтеся, Богом утверждении.

Радуйтеся, Евангелие приявшии.

радуйтеся, в вере твердо постоявшии.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 11

Пение благодарно приносим о воинех земных и небесных. Силою свыше укрепляемии, на подвизе ратнем просиявшии, дружину русскую прослависте, в убиении жизнь приемше, непрестанно ныне глаголете: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарною свещею молитва святых отец ваших от натиска диаволскаго вас ограждала есть; и вы покорливии в послушании, суровии ко врагу иноверному, на нас с плачем взираете, а мы усердно взываем:

Радуйтеся, святии праведницы.

радуйтеся, благочестия ратницы.

Радуйтеся, победы вместилище.

радуйтеся, заветов Христовых хранилище.

Радуйтеся, трудов покаяния стяжатели.

радуйтеся, победы русской зачинатели.

Радуйтеся, плодов велиих показатели.

радуйтеся, процветания Руси благовестители.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 12

Благодати двери отверзшии, Христа во страданиих вопрашасте, молитвы ваши Господь приял есть, и вы возмогли есте с чистым сердцем славословити: Аллилуиа.

Читайте так же:  Молитва отчитка за род

Икос 12

Поюще смирение ваше, его же с умилением славим. Души не отдав погибели, в подвизе усердном пребывасте, и камения с души низложивше, в Небесных Землях во веки радуетеся. И мы к вам припадаем и в сокрушении сердечном взываем сицевая:

Радуйтеся, ратницы святии.

радуйтеся, попечители блазии.

Радуйтеся, за Россию молитвенницы.

радуйтеся, небеснии праведницы.

Радуйтеся, подвижницы статнии.

радуйтеся, мученицы благодатнии.

Радуйтеся, Духа Святаго приятели.

радуйтеся, блаженнаго покоя получатели.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 13

О воини святии, Александре и Андрее, христолюбивым смирением вашим вы Русь с колен подъяли есте, Россию прослависте, православную силу в земном бою показавше, знамением народу нашему бысте, умолите и нам, грешным, спасение и днесь Руси очищение и укрепление в твердыне веры православныя, мы же о вас всехвально Бога славим: Аллилуиа.

Сей Кондак глаголи трижды.

Икос 1

Ангелам небесным подобно, из воинства духовнаго явленнии войску русскому во укрепление, подвижницы Христовы, смиренно послушание исполнившии и венцы духовнии победно приявшии. Мы же, грешнии, к вам припадаем, подвиг ваш духовный сице славим:

Радуйтеся, воини праведнии.

радуйтеся, русския победы знамение.

Радуйтеся, монаси благонравнии.

радуйтеся, послушницы славнии.

Радуйтеся, ратницы непобедимии.

радуйтеся, Духом Божиим хранимии.

Радуйтеся, монашеский хитон избравшии.

радуйтеся, на поле брани просиявши.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 1

Избрании от рождения ратницы духовнии, воспеваем вам умиленно, воспоминающе о подвизе вашем, и глаголы благодарныя возносим:

Радуйтеся, Алекснадре и Андрее, воини преподобнии.

Молитва Пересвета

Господи, помилуй! Господи, спаси!
Помоги дорогу в темноте найти.
Боже, дай мне силу, твою благодать.
Защищает веру поднебесья рать.
Топчет вражья сила нивы и поля,
Разорит могилы, кровь допьёт земля.
Буде бой великий, насмерть в нём стоять,
Жив ли я останусь. Мне не нужно знать.
Схима вместо шлема, не нужна броня,
Боже, будь со мною, не оставь меня.
Пусть копьё длиннее не в моей руке,
Смерть врага достанет, если налегке.
Лезет злая сила, дух — моя броня,
Воина молитва вынесет меня.
Господи помилуй! Господи прости!
Только Бог поможет Крест сей донести.

Иллюстрация: Галерея. Копьеносцы. Павел Рыженко. Молитва Александра Пересвета перед битвой.

Александру Пересвету и Андрею Ослябе

В холодный ранний час, когда Непрядва
Покрыла инеем осенним берега.
Великий Пересвет, великий Родион Осляба
Пришли сюда, что выйди на врага.

На них привычных шлемов нет и брони
Лишь облаченья схимников с крестом.
На бой благословил их Преподобный,
Который ратует иным мечом.

Из многочисленной орды выходит
Громадный Челубей Тимир Мирза.
Он страшен, лют, непобедим и грозен,
За ним не только видима орда.

Исход сраженья с ним – исход всей битвы
Молчит Димитрия Донского рать
Вдруг Пересвета глас: «Простите, если чем обидел, брат Осляба, помяни в молитве
С крестом и Богом не боюсь я пасть!».

Но шепот: «Победишь ли Александр,
На метр же длинней того копье?»
В ответ спокойный взгляд монаха,
На битву он имеет свой расчет.

Несутся всадники один сильней другого,
Громадный Челубей, за ним огонь и дым
За Пересветом облака – покровы
И сотни-тысячи святых…

Немало не задумываясь мечет
Тимир Мирза громаднейшим копьем
Вот Пересвет…удар… рассечен…
На землю льется праведника кровь.

Но что, как будто, и не чуя смерти
Монах подался на копье вперед.
Чтоб выиграть и Тимир Мирзы коварный метр
Удар в ответ… и Челубей сражен.

Неторопливо конь везет монаха
С останком древа в гаснущей груди,
К своим, где плач и радость.
Ведь вот уже победа впереди.

А Пересвет с Ослябей лягут в Симонове
Их посетит последний царский род.
Для новомученников воинов могилы,
Как эстафета рубежа времен.

Потом у новой власти хватит рвенья
Разрушить даже этот монастырь.
Про подвиг иноков будут писать в учебниках
Станки поставят вместо их могил.

Великий Прересвет, великий Родион-Андрей Осляба
От края и до края как святых Вас чтут
Смирение и святость – Ваше знамя
Пусть роды в роды пронесут.

Покуда стоит Россия

С детства каждому известна картина: поединок Пересвета с Челубеем. Однако, художник Васнецов несколько неверно изобразил воинов. Пересвет сражался не в доспехах. Почему? Вот об этом и речь ниже.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя – земляки. По одним данным они брянские бояре, по другим данным – Родион (в миру) Андрей (в монашестве) Ослябя был родом из города Любутска, находящегося всё в том же Брянском княжестве. Оба рода – и Пересвета, и Осляби – княжеские. Воспитание молодых княжичей, да и вообще воспитание мальчиков на Руси было не таким как сейчас. С молоком матери внушалось: муж (мужик – это не воин, уменьшительный суффикс «ик» указывает на несколько уничижительное значение) – так вот, муж – это воин Царя Небесного. А смерть — всего лишь рождение в Жизнь Вечную. Потому смерти не боялись.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя уже были известными, прославленными воинами. Они были не молоды. У Осляби был сын Иаков, который вместе с отцом сражался в Куликовской битве. Оба – Александр и Андрей – радонежские иноки; незадолго до сражения сам игумен Сергий постриг их в схиму и сказал, что даёт ми, воинам, вместо тленного оружия – нетленное.

Витал миф, что татары владеют мистической силой и победить их в честном бою невозможно. Сейчас в интернете можно найти даже такие версии: Челубей или Темир-мурза (печенег) – принадлежал к древнейшей буддистской секте воинов – «бон-по», был в самой высокой степени посвящения. Так это или нет, но Темир-мурза – известнейший в то время поединщик. Из 300 боёв не проиграл ни одного. Знал ли он какие-то мистические тайны или нет, но мирским, земным он не пренебрегал однозначно: копьё у него было на целый метр длиннее. Так что обычно противник просто не мог нанести ему удар.

Молитва Пересвета перед поединком
худ. П. Рыженко

Перед боем Андрею Осляби было дано видение: в Куликовской битве погибнет его сын Иаков и его друг – инок Александр. Вероятно и сам Пересвет знал свою кончину. Перед битвой он долго молился в часовне Дмитрия Солунского и ушёл , оставив там свой яблоневый посох. Перед боем он простился со всеми и у всех попросил прощения. Все воины молились о Пересвете, поминая царя Давида, вступившего в поединок с Голиафом.

Читайте так же:  Молитва утренняя на старославянском языке

После молитвы Александр снял доспехи и оставил на себе только схиму – нетленное оружие.

На поединок
худ. П. Рыженко

Друзья говорили, что у Александра был свой расчёт. Кроме торжества веры, кое являла собою схима, у Александра

тоже был земной расчёт. Как потом скажет А.В.Суворов: «Удивил – победил». Увидев перед собою богатыря без доспехов, Челубей дрогнул духом. Если он действительно был монах, то он не мог не понимать, что значит выход поединщика в одежде схимника. Кроме того, когда воин был в доспехах, удар получался такой силы, что выбивал всадника из седла. Когда же копьё пробивает лишь мягкие ткани человеческого тела, есть шанс остаться в седле. На это у Пересвета и была надежда. В одной из летописей говорится кратко: поединщики ударили друг друга одновременно и скончались. Однако из-за разности в длине копий одновременного удара быть не могло. Летописец всего происходящего не видел. Предание же рассказывает то, что видели очевидцы. Александр Пересвет метнул своё копьё. Удар был смертельным. И вышиб одетого в доспехи Челубея.

В те секунды, пока копьё Александра летело, более длинное копьё Темир-мурзы пронзило тело русского монаха. Копья вонзились фактически одновременно. Но Александр остался в седле. Его руки сжимали по-прежнему поводья. Конь поскакал к нашим рядам. Знавшие о расчёте Александра, русские воины расступились, образовав коридор и, пропустив коня, вновь сомкнулись. Татары так и не увидели, как снимали с коня бездыханное тело инока. В татарских рядах началась паника: в смятении переспрашивали друг друга: неужто русский поединщик жив? Такого прежде не случалось. Русские воины не замедлили воспользоваться этой деморализацией. В то время у татар бытовало поверье: кто победит в поединке – на стороне того Бог. Татары вообще относились к вере уважительно. Это был указ самого Чингиз-хана: уважать все религии. Отсюда веротерпимость татар к покорённым народам: нарушать Великую Ясу Чингиз-хана никто не смел.

С самого начала боя монголы были деморализованы.

Так же существует предание о подвиге Осляби. Дмитрий Донской был ранен. Инок Ослябя подхватил раненого князя и отвёл в безопасное место, чтобы князю перевязали рану. Сам же немедленно переоделся в доспехи князя и возглавил бой, пока Дмитрий не мог командовать сражением. Эта подмена была недолгой, в ходе боя её никто не заметил. Если бы не этот подвиг Осляби, русские были бы в унынии, а боевой дух татар, естественно, окреп. Но ничего подобного не случилось. Князь Дмитрий после перевязки вернулся к командованию войсками. О судьбе Осляби достоверно неизвестно. По одной версии он погиб в бою. По другой – был жив, ещё потрудился во славу Отечества, как дипломат, и был похоронен рядом со своим боевым другом Александром Пересветом позже.

Историки говорят, что значение Куликовской битвы было велико. Дело не только в военной победе. Куликовская битва объединила Русь. Ушли воевать – москвичи, ростовцы, суздальцы… и так далее. А вернулись они с поля боя единым неделимым русским народом.

Восемь дней русские хоронили своих товарищей. Тела убитых героев забрали с собою. С поля боя князь Дмитрий поехал не в Москву, а в Радонеж. Игумен Сергий встретил его словами: «Радуйся, господин князь великий, и веселись твоё христолюбивое войско». По убиенным сотоварищам отслужили Великую Панихиду. С той поры и стала служиться Дмитриевская поминальная суббота. Из года в год, «покуда стоит Россия», — как предсказано.

К сожалению, не все из наших современников правильно понимают смысл этого дня. Большинство из нас поминают умерших родственников. И только. Но в этот великий день поминают не только умерших родителей, бабушек, дедушек – но всех, кто отстоял Россию, кто в разные времена «положил живот» за Веру и Отечество. Этот день исполнен не столько поминальной скорби, сколько преисполнен благодарности. Мы благодарим всех павших на полях боёв за их подвиг.

При захоронении воинов Дмитрий Донской сказал: «Да будет вечная память всем вам, братья и друзья, православные христиане, пострадавшие за православную веру и за всё христианство, между Доном и Мечей. Это место суждено вам Богом! Простите меня и благословите и в этом веке и в будущем и помолитесь за нас, ибо вы увенчаны нетленными венцами от Христа Бога».

О судьбе мощей Пересвета и Осляби так же точно не известно. Одни утверждают, что мощи были уничтожены в 1920г. По другой версии мощи иноков, как и было предсказано, никогда не будут найдены.
Не раз становилось горько, когда искала в интернете материал об иноках- воинах. Пишут о том, что церковь «примазалась» к победе на Куликовом поле. Схимников Пересвета и Ослябю называют «язычниками». А о другом воине – Сергии, Радонежском игумене, сражавшимся оружием нетленным, молитвой – некоторые не вспоминают и вовсе. Бог всем судья. А нашим павшим героям – вечная память и слава.

Похоронены иноки в Москве в Симоновом монастыре. Сергий Радонежский благословил своего племянника Фёдора основать монастырь на Москве и сам срубил там первую церковь – Рождества Богородицы.

Другие герои Куликовской битвы, имена которых мы несправедливо забыли: Григорий Капустин, Семён Мелик, Игнатий Крень, Фома Тынин, Пётр Горский, Карп Олексин, Петруша Чуриков.

«Сказание о Мамаевом побоище» рассказывает ещё об одном герое битвы – разбойнике благоразумном: Фома Кацибей, разбойник, которому однако же князь доверил охрану. Ночью Фома видел виденье: как на облаке явились два юноши и посекли татар небесными мечами». Фома рассказал о видении князю. Князь попросил до времени ничего не рассказывать. Сам же стал усердно молиться Борису и Глебу. Разбойник же Фома после того видения совершенно уверовал в Господа, стал целомудрен и благоразумен и ничем не запятнал своей чести.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Всех имён нам теперь уже не узнать и не найти. Однако же, приходя в храм в Дмитриевскую субботу, помяните, вспомните о них, проливших кровь за Отечество.

Александр пересвет молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here