Во иордане молитва

Во иордане молитва в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Во иордане молитва

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова (Отчего). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Знаменася на нас — открылся нам.

В разуме — сознательно.

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять (Пс. 113, 3).

1. Глубины открыл есть дно и сушею Своя влечет, в ней покрыв противныя, крепкий во бранех Господь, яко прославися.

Перевод: Неодолимый в войне Господь явил дно глубины (морской) и по нему, как по суше, провел народ Свой, а сопротивных потопил. Славно имя Его!

3. Крепость даяй царем нашим Господь и рог помазанных Своих возносяй, от Девы раждается, грядет же ко крещению. Тому вернии возопиим: несть свят, яко Бог наш.

Перевод: Господь, дающий силу царям нашим и возвеличивающий могущество помазанников Своих, рождается от Девы и приходит принять крещение. Мы, верные, воскликнем Ему: нет святого, кроме Тебя, Бог наш!

4. Услышах, Господи, глас Твой, егоже рекл еси глас вопиющаго в пустыни, яко возгремел еси над водами многими, Твоему свидетельствуяй Сыну, весь быв сошедшаго Духа, возопи: Ты еси Христос, Божия мудрость и сила.

Перевод: Я услышал, Господи, голос Твой, который Ты назвал голосом вопиющего в пустыне (Предтечу), когда Ты возгремел над многими водами (Иордана), свидетельствуя о Твоем Сыне, он (Предтеча), исполнившись явившегося Духа, воскликнул: Ты — Христос, Божия Премудрость и Сила!

5. Иисус, живота начальник, разрешити осуждение грядет Адама первозданнаго, очищений же яко Бог не требуя, падшаго очищает во Иордане; в немже вражду убив, преимущь всяк ум мир дарует.

Перевод: Иисус, начальник жизни, идет разрешить осуждение первосозданного Адама и, как Бог не имея нужды в очищении, для падшего очищается в Иордане, где, убив вражду, дарует мир, превосходящий всякое разумение.

6. Глас Словесе, светильник Света, денница Солнца, Предтеча в пустыни, покайтеся, всем вопиет людем, и предочиститеся: се бо предстоит Христос, от тли мир избавляяй.

Перевод: Голос Слова, светильник Света, заря Солнца, Предтеча восклицает в пустыне всем людям: покайтесь и заблаговременно очиститесь, ибо вот предстоит Христос, избавляющий мир от истления.

7. Юноши благочестивыя, пещи огненней приобщившияся, шумящь дух росный невредимы сохрани и Божия Ангела снизхождение. Темже в пламени орошаеми, благодарственно воспеваху: препетый отцев Господи и Боже, благословен еси.

Перевод: Благочестивых юношей, находившихся в огненной печи, сохранили невредимыми шумный ветер с росою и сошествие Ангела Божия. Посему, быв орошаемы среди пламени, они с благодарностию воспевали: благословен Ты, Преславный Господи и Боже отцов.

8. Тайну преславную Вавилонская показа пещь, источившая росу, яко струями имяше невещественный Огнь восприяти Иордан и объяти плотию крещаема Зиждителя, Егоже благословят людие и превозносят во вся веки.

Перевод: Вавилонская печь, источив росу, изобразила то чудное таинство, что Иордан имел принять в струи (свои) невещественный Огонь и объять крещающегося плотию Творца, Которого люди благословляют и превозносят во все веки.

Величай, душе моя, честнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу.

9. Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице. Обаче, благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем.

Перевод: Никакой язык не в силах достойно восхвалить Тебя, Богородица, и даже горний ум недоумевает, как воспеть Тебя. Но, как благая, приими веру, потому что любовь нашу Божественную Ты знаешь, ибо Ты предстательница христиан, Тебя мы величаем.

Nav view search

Навигация

Искать

Слово Патриарха

Благодарим за пожертвование

О храме

О богослужении

Рубрика настоятеля

Новомученики

Приходская жизнь

«Киприановский источник»

Библиотека

Объяснение главных молитв Богоявления, или Крещения Господня


Крещение Господне. Икона храма Троицы в Троицком-Голенищеве Тропарь, глас 1:

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди, / Тро́ическое яви́ся поклоне́ние: / Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́, / возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я, / и Дух, в ви́де голуби́не, / изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние; / явле́йся, Христе́ Бо́же, / и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди — когда Ты, Господи, крестился во Иордане.

Тро́ическое яви́ся поклоне́ние — явилось поклонение Святой Троице.

Свиде́тельствоваше Тебе́ — свидетельствовал о Тебе, засвидетельствовал Тебя.

Изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние — подтвердил истину, достоверность этого слова.

Явле́йся, просвеще́й — явившийся, просветивший (причастия).

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди. — пример дательного самостоятельного, характерного оборота церковнославянского языка (см. перевод).

Яви́лся еси́ днесь вселе́нней, / и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас, / в ра́зуме пою́щих Тя: / прише́л еси́ и яви́лся еси́, / Свет Непристу́пный.

В ра́зуме — сознательно.

Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося от Иоа́нна в вода́х Иорда́нских.

Припев: Велича́й, душе́ моя́, Честне́йшую го́рних во́инств Де́ву Пречи́стую Богоро́дицу.

Читайте так же:  Голос 5 сезон молитва за родителей

Ирмос 9-й песни канона: Недоуме́ет всяк язы́к благохвали́ти по достоя́нию, изумева́ет же ум и преми́рный пе́ти Тя, Богоро́дице; оба́че Блага́я су́щи, ве́ру приими́, и́бо любо́вь ве́си боже́ственную на́шу: Ты бо еси́ христиа́н Предста́тельница, Тя велича́ем.

Недоуме́ет — не имеет средств, беден.

Благохвали́ти — благоговейно восхвалять.

Изумева́ет — недоумевает, изумляется, выходит за пределы свои.

Преми́рный — надмирный, горний.

Ве́си — Ты знаешь.

Боже́ственную — внушенную Богом, вдохновенную.

Канон на Богоявление, из которого взят этот задостойник — творение прп. Космы Маиумского. Второй канон праздника создан прп. Иоанном Дамаскиным.

Событие Крещения Господня

Вот полное название этого праздника: Святое Богоявление — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

До Своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Пресвятой Богородицей и праведным Иосифом в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотнической работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали его за одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время Ему начать Свое общественное служение. Тогда Бог в особом видении повелевает пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов. Место на западном побережье Иордана и Мёртвого моря, где пророк Иоанн начал служение, называлось «пустыней Иудейской».

Евангелист Лука сообщает ценные исторические сведения этого переломного исторического момента, а именно, что в то время Палестина, которая входила в состав Римской Империи, управлялась четырьмя правителями, тетрархами. Императором тогда был Тиверий, сын и преемник Октавиана Августа, при котором родился Христос. Тиверий вступил на престол после смерти Августа в 767-м году от основания Рима, но ещё за два года до этого, в 765-м, он стал уже соправителем и, следовательно, пятнадцатый год правления его начинался в 779-м году, когда Господу исполнилось 30 лет — возраст, требуемый учителю веры.

Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния. Люди входили в воды Иордана, исповедуя свои грехи, и вода реки как бы смывала эти исповеданные грехи — в этом состояло крещение покаяния.

Вот какое Евангелие читается в сам день праздника:

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,— и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Мф. 3, 13–17)

Христос настоял на крещении не потому, что Сам имел нужду в нем, но для того, чтобы «исполнить всякую правду» — т. е. исполнить закон, «водами погребсти человеческий грех», освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения.

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13­–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седя́щих во тме и сени смертней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

Великое водоосвящение

Особенность этого праздника составляют два великие водоосвящения, так называемые в отличие от малого (которое может совершаться во всякое другое время). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Читаются удивительные по силе и красоте молитвы, а освященную на молебне крещенскую (Богоявленскую) воду православные христиане хранят дома в течение всего года и употребляют по малой капле, а в случае болезни или тяжелых искушений — и помногу. Окропляем мы этой водой и жилище, включая «скаредные», то есть скрытые и даже «нечистые» места, и святыня пронизывает нашу жизнь.

Первое великое водоосвящение бывает накануне Праздника в храме, а другое — в самый Праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах.

Во время крестного хода на водосвятие поются следующие тропари:

Глас Господень на вода́х вопие́т, глаголя: прииди́те, приими́те вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, я́вльшагося Христа.

Вопие́т, глаголя — взывает, говоря.

Днесь вод освяща́ется естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвраща́ет струи, Владыку зря креща́ема.

Яко человек на реку прише́л еси́, Христе Царю́, и рабское крещение прия́ти тщи́шися, Блаже, от Предте́чеву руку́, грех ради наших, Человеколю́бче!

От Предте́чеву руку́ — от рук Предтечи.

Слава отцу и Сыну и Святому Духу.

Ко гласу вопию́щаго в пустыни, угото́вайте путь Господень, прише́л еси́, Господи, зрак рабий прии́м, крещения прося́, не ве́дый греха. Ви́деша Тя воды и убоя́шася, тре́петен бысть Предтеча, и возопи́ глаго́ля: ка́ко просветит светильник Света, како руку́ положи́т раб на Владыку? Освяти́ мене́ и воды, Спасе, взе́мляй ми́ра грех.

Читайте так же:  Пантелеймон целитель икона молитва

Зрак рабий прии́м — — приняв вид раба.

Ка́ко просветит светильник Света? — как светильник может осветить Свет? Светильником назвал Предтечу позже Сам Спаситель: Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его (Ин. 5, 35).

Подготовила Елена Тростникова

Молитвы на Крещение Господне

Молитвы на Крещение Господне

Дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Поздравляем Вас с праздником Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Перед Вами праздничная Крещенская публикация, которая содержит в себе молитвы, читаемые в Крещенский праздник! Также под Тропарем и Кондаком размещена аудио запись, которую Вы можете прослушать для поднятия духовного — праздничного настроения!

Также не забывайте заходить на Крещенскую рубрику, в которой размещены интересные и познавательные публикации!

Тропарь (главная молитва праздника)

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Аудио запись тропаря (тропарь поется хором Сретенского монастыря — 3 раза)

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Перевод с церковно-славянского языка: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

Кондак Крещению Господню (вторая главная молитва праздника)

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Перевод: Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Тропарь на водоосвящение

Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.

Перевод: Глас Господа взывает на водах, говоря: «Все придите и примите явившегося Христа, — Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия».

Молитва Богоявлению (Крещению Господню)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Глава 22. После́дование вели́каго освяще́ния воды́ святы́х богоявле́ний

По е́же рещи́ свяще́ннику заамво́нную моли́тву, исхо́дим вси́ ко крести́льнице, предъиду́щым свещено́сцем, по ни́х же диа́коном и свяще́нником, со ева́нглием и кади́лом, бра́тии пою́щым настоя́щыя тропари́. Гла́с 8:

Г ла́с Госпо́день на вода́х вопие́т, глаго́ля: прииди́те, приими́те вси́ ду́ха прему́дрости, ду́ха ра́зума, ду́ха стра́ха Бо́жия, я́вльшагося Христа́. Три́жды.

Д не́сь во́д освяща́ется естество́, и разделя́ется иорда́н, и свои́х во́д возвраща́ет струи́, Влады́ку зря́ креща́ема. Два́жды.

Я́ ко челове́к на реку́ прише́л еси́ Христе́ Царю́, и ра́бское креще́ние прия́ти тщи́шися бла́же, от предте́чеву руку́, гре́х ра́ди на́ших, человеколю́бче. Два́жды.

Сла́ва, и ны́не, гла́с то́йже:

К о гла́су вопию́щаго в пусты́ни, угото́вайте пу́ть Госпо́день, прише́л еси́ Го́споди, зра́к ра́бий прии́м, креще́ния прося́, не ве́дый греха́: ви́деша тя́ во́ды, и убоя́шася. тре́петен бы́сть предте́ча, и возопи́ глаго́ля: ка́ко просвети́т свети́льник све́та? ка́ко ру́ку положи́т ра́б на Влады́ку? освяти́ мене́ и во́ды спа́се, взе́мляй ми́ра гре́х.

И а́бие ста́в у крести́льницы, глаго́лет диа́кон: П рему́дрость.

Проро́чества Иса́иина чте́ние: [глава́ 35.]

Проро́чества Иса́иина чте́ние: [глава́ 55.]

Проро́чества Иса́иина чте́ние: [глава́ 12.]

Т а́ко глаго́лет Госпо́дь: почерпи́те во́ду с весе́лием, от исто́чник спасе́ния. И рече́ши в де́нь о́н: испове́дайтеся Го́сподеви, и призови́те и́мя его́, возвести́те во язы́цех сла́ву его́: помяни́те, я́ко вознесе́ся и́мя его́. По́йте и́мя Госпо́дне, я́ко высо́кая сотвори́: возвести́те сия́ по все́й земли́. Ра́дуйтеся и весели́теся живу́щии в сио́не, я́ко вознесе́ся святы́й изра́илев посреде́ его́.

Диа́кон: П рему́дрость.

Чте́ц, проки́мен, гла́с 3:

Г оспо́дь просвеще́ние мое́, и спаси́тель мо́й, кого́ убою́ся?

Сти́х: Г оспо́дь защи́титель живота́ моего́, от кого́ устрашу́ся?

Апо́стол к кори́нфяном, зача́ло 143, от полу́:

Б ра́тие, не хощу́ ва́с не ве́дети, я́ко отцы́ на́ши вси́ под о́блаком бы́ша, и вси́ сквозе́ мо́ре проидо́ша: И вси́ в моисе́а крести́шася, во о́блаце и в мо́ри: И вси́ то́жде бра́шно духо́вное ядо́ша: И вси́ то́жде пи́во духо́вное пи́ша: пия́ху бо от духо́внаго после́дующаго ка́мене: ка́мень же бе́ Христо́с.

Аллилу́иа, гла́с 4.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сти́х: Г ла́с Госпо́день на вода́х, Бо́г сла́вы возгреме́, Госпо́дь на вода́х мно́гих.

Ева́нглие от Ма́рка, зача́ло 2:

В о вре́мя о́но, прии́де Иису́с от назаре́та галиле́йскаго, и крести́ся от Иоа́нна во иорда́не. И а́бие восходя́ от воды́, ви́де разводя́щася небеса́, и ду́х я́ко го́лубь сходя́щь на́нь. И гла́с бы́сть с небесе́: ты́ еси́ Сы́н мо́й возлю́бленный, о не́мже благоволи́х.

Диа́кон же глаго́лет ектению́:

М и́ром Го́споду помо́лимся.

О свы́шнем ми́ре:

О ми́ре всего́ ми́ра:

О святе́м хра́ме се́м:

О вели́ком господи́не и отце́ на́шем святе́йшем патриа́рхе Кири́лле:

О пособи́ти и покори́ти:

О гра́де се́м: [ А́ще в монастыре́: о святе́й оби́тели се́й: ]

О благорастворе́нии возду́хов:

Читайте так же:  Друзей обрести молитва

О пла́вающих, путеше́ствующих:

О е́же освяти́тися вода́м си́м, си́лою и де́йствием и наи́тием Свята́го Ду́ха, Го́споду помо́лимся.

О е́же снизходи́ти на во́ды сия́ очисти́тельному пресу́щныя Тро́ицы де́йству, Го́споду помо́лимся.

О е́же дарова́тися и́м благода́ти избавле́ния, благослове́нию иорда́нову, си́лою и де́йством и наи́тием Свята́го Ду́ха, Го́споду помо́лимся.

О е́же сокруши́тися сатане́ под нога́ма на́шима вско́ре, и разори́тися вся́кому сове́ту лука́вому дви́жимому на ны́, Го́споду помо́лимся.

Я́ ко да Госпо́дь Бо́г и́змет на́с от вся́каго наве́та, и искуше́ния сопроти́вника, и досто́йны соде́лает обеща́нных бла́г, Го́споду помо́лимся.

О е́же просвети́тися на́м просвеще́нием ра́зума и благоче́стия, наи́тием Свята́го Ду́ха, Го́споду помо́лимся.

О е́же низпосла́ти Го́споду Бо́гу благослове́ние иорда́ново, и освяти́ти во́ды сия́, Го́споду помо́лимся.

О е́же бы́ти воде́ се́й, освяще́ния да́ру, грехо́в избавле́нию, во исцеле́ние души́ и те́ла, и на вся́кую по́льзу изря́дную, Го́споду помо́лимся.

О е́же бы́ти воде́ се́й ска́чущей в жи́знь ве́чную, Го́споду помо́лимся.

О е́же яви́тися се́й отгна́нию вся́каго наве́та ви́димых и неви́димых вра́г, Го́споду помо́лимся.

О че́рплющих и е́млющих ю́ во освяще́ние домо́в, Го́споду помо́лимся.

О е́же бы́ти се́й, во очище́ние ду́ш и теле́с, все́м ве́рою че́рплющым же и причаща́ющымся от нея́, Го́споду помо́лимся.

О е́же сподо́битися на́м испо́лнитися освяще́ния, во́д си́х причаще́нием, неви́димым явле́нием Свята́го Ду́ха, Го́споду помо́лимся.

О е́же услы́шати Го́споду Бо́гу гла́с моле́ния на́с гре́шных, и поми́ловати на́с, Го́споду помо́лимся.

О изба́витися на́м от вся́кия ско́рби:

З аступи́, спаси́, поми́луй:

П ресвяту́ю, пречи́стую, преблагослове́нную:

Си́м глаго́лемым, свяще́нник та́йно моли́тву сию́ глаго́лет:

И ре́к в себе́: А ми́нь.

Диа́кону же испо́лншу ектению́, начина́ет свяще́нник велегла́сно моли́тву сию́:

В е́лий еси́ Го́споди, и чу́дна дела́ твоя́, и ниеди́но же сло́во дово́льно бу́дет к пе́нию чуде́с твои́х. Три́жды.

И сие́ у́бо свяще́нник глаго́ля три́жды, и во́ду руко́ю благословля́ет на ки́йждо сти́х:

С а́м у́бо человеколю́бче Царю́, прииди́ и ны́не наи́тием Свята́го Твоего́ Ду́ха, и освяти́ во́ду сию́.

И да́ждь е́й благода́ть избавле́ния, благослове́ние иорда́ново: сотвори́ ю́ нетле́ния исто́чник, освяще́ния да́р, грехо́в разреше́ние, неду́гов исцеле́ние, де́монов губи́тельну, сопроти́вным си́лам непристу́пну, а́нгельския кре́пости испо́лнену: да вси́ почерпа́ющии и причаща́ющиися име́ют ю́ ко очище́нию ду́ш и теле́с, ко исцеле́нию страсте́й, ко освяще́нию домо́в, и ко вся́кой по́льзе изря́дну. Ты́ бо еси́ Бо́г на́ш, и́же водо́ю и ду́хом обнови́вый обетша́вшее грехо́м естество́ на́ше. ты́ еси́ Бо́г на́ш, водо́ю потопи́вый при но́и гре́х. ты́ еси́ Бо́г на́ш, и́же мо́рем свободи́вый от рабо́ты фарао́ни моисе́ом ро́д евре́йский. ты́ бо еси́ Бо́г на́ш, разрази́вый ка́мень в пусты́ни, и потеко́ша во́ды, и пото́цы наводни́шася, и жа́ждущыя лю́ди твоя́ насы́тивый. ты́ еси́ Бо́г на́ш, и́же водо́ю и огне́м премени́вый илие́ю изра́иля от пре́лести ваа́ловы. Са́м и ны́не Влады́ко, освяти́ во́ду сию́ ду́хом твои́м святы́м. Три́жды.

Д а́ждь же все́м прикаса́ющымся е́й и причаща́ющымся, и ма́жущымся е́ю, освяще́ние, здра́вие, очище́ние и благослове́ние.

И спаси́ Го́споди раба́ твоего́ вели́кого господи́на и отца на́шгом святе́йшего патриа́рха Кири́лла, и господи́на и отца на́шего блаже́ннейшего митрополи́та Влади́мира, и преосвяще́ннейшего митрополи́та [или архиепи́скопа, или епи́скопа ] имярек, и всю во Христе́ бра́тию на́шу.

И сохрани́ и́х под кро́вом твои́м в ми́ре, покори́ и́м вся́каго врага́ и супоста́та, да́руй и́м вся́ я́же ко спасе́нию проше́ния и жи́знь ве́чную: да и стихи́ами, и челове́ки, и а́нгелы, ви́димыми и неви́димыми сла́вится твое́ пресвято́е и́мя, со отце́м и святы́м ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Свяще́нник: М и́р все́м.

Ли́к: И ду́хови твоему́.

Диа́кон: Г лавы́ ва́шя Го́сподеви приклони́те.

Ли́к: Т ебе́ Го́споди.

Свяще́нник прикло́нься мо́лится:

П риклони́ Го́споди у́хо твое́, и услы́ши ны́, и́же во иорда́не крести́тися изво́ливый, и освяти́вый во́ды, благослови́ все́х на́с, и́же преклоне́нием своея́ вы́и назна́менающих рабо́тное воображе́ние: и сподо́би на́с испо́лнитися освяще́ния твоего́, воды́ сея́ причаще́нием: и да бу́дет на́м Го́споди, во здра́вие души́ и те́ла.

Возглаше́ние: Т ы́ бо еси́ освяще́ние на́ше, и тебе́ сла́ву и благодаре́ние и поклоне́ние возсыла́ем, со безнача́льным твои́м отце́м и пресвяты́м, и благи́м, и животворя́щим твои́м ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

И а́бие благословля́я во́ду крестови́дно честны́м кресто́м, погружа́ет и́ пра́во, низводя́ в во́ду, и возводя́, держа́ его́ обе́ма рука́ма, поя́ настоя́щий тропа́рь, во гла́с 1:

В о Иорда́не креща́ющуся тебе́ Го́споди, Тро́ическое яви́ся поклоне́ние: роди́телев бо гла́с свиде́тельствоваше тебе́, возлю́бленнаго тя́ Сы́на имену́я: и ду́х в ви́де голуби́не изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние. Явле́йся Христе́ Бо́же, и ми́р просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Певце́м то́же пою́щым.

Па́ки второ́е, та́коже кресто́м зна́менует во́ды. И тре́тие та́кожде. И взе́м свяще́нник свяще́нную во́ду на блю́до, и обрати́тся на за́пад лице́м, в ле́вой руце́ держа́ кре́ст, в пра́вой же василки́.

И прихо́дит пре́жде настоя́тель, и целу́ет честны́й кре́ст, и зна́менует его́ свяще́нник по лицу́ василко́м со свяще́нною водо́ю.

Та́же свяще́нницы прихо́дят по чи́ну своему́. По тому́же чи́ну и вся́ бра́тия.

Пое́тся же тогда́ тропа́рь: В о Иорда́не креща́ющуся тебе́ Го́споди: мно́гащи, до́ндеже освятя́тся вся́ бра́тия водны́м кропле́нием.

И а́бие вхо́дим во хра́м, пою́ще самогла́сен, гла́с 6:

В оспои́м ве́рнии, е́же о на́с Бо́жия благодея́ния вели́чество: о на́шем бо прегреше́нии бы́в челове́к, на́шим очище́нием очища́ется во иорда́не, еди́н чи́стый и нетле́нный, освяща́яй мене́ и во́ды, и главы́ змие́в сокруша́яй в воде́. почерпе́м у́бо во́ду с весе́лием, бра́тие: благода́ть бо ду́ха ве́рно почерпа́ющым, неви́димо подава́ется от Христа́ Бо́га, и спа́са ду́ш на́ших.

Читайте так же:  Заговоры молитва от алкоголизма

Та́же, Б у́ди и́мя Госпо́дне благослове́но: три́жды.

И псало́м 33: Б лагословлю́ Го́спода на вся́кое вре́мя.

И пре́жде пи́вше освяще́нную во́ду, взе́млем от свяще́нника анти́дор.

И быва́ет соверше́нный отпу́ст:

И́ же во Иорда́не крести́тися изво́ливый от Иоа́нна, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с и́стинный Бо́г на́ш, моли́твами пречи́стыя своея́ ма́тере, и все́х святы́х, поми́лует и спасе́т на́с, я́ко бла́г и человеколю́бец.

[глава 23] Моли́твы в нача́ле поста́ святы́я четыредеся́тницы

я́же свяще́нник свои́м парохиа́ном в понеде́льник пе́рвый свята́го вели́каго поста́ или́ во ины́й де́нь пе́рвыя по́стныя седми́цы, в це́ркви по у́трени, или́ по часе́х, взе́м на себе́ епитрахи́ль, чте́т моли́твы сия́ со вся́ким умиле́нием

Г о́споду помо́лимся.

Н аде́яние все́м конце́м земли́, и су́щым в мо́ри дале́че, Бо́же, пронареки́й святы́я дни́ сия́ по́стныя зако́ном и проро́ки, и евангели́сты, сподо́би все́х в чистоте́ тече́ние по́стное прейти́, ве́ру неразлу́чну соблюсти́, и за́поведи твоя́ сохрани́ти во вся́ дни́ живота́ на́шего. А́нгелу ми́рну запове́ждь соблюда́ти вхо́ды на́шя и исхо́ды на вся́кое де́ло благо́е и спослу́шающу, и соугожда́ющу к соверше́нному причаще́нию пречи́стых твои́х та́ин. Приими́ же Влады́ко, коле́нное поклоне́ние и по́ст рабо́в твои́х, подая́ и́м благослове́ние духо́вное, и все́м на́м, о Христе́ Иису́се Го́споде на́шем: с ни́мже благослове́н еси́, с пресвяты́м, и благи́м и животворя́щим твои́м ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Моли́тва втора́я тому́жде.

Г о́споду помо́лимся.

Посе́м благословля́ет и́х десни́цею, глаго́ля:

Б лагослове́ние Госпо́дне на ва́с, того́ благода́тию и щедро́тами, и человеколю́бием, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Источник: Тексты приводятся по изданию: Тре́бник. В дву́х частя́х. — Москва́. Синода́льная типогра́фия. 1906.

Готовимся к богослужению: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

Упоминание о начале празднования Богоявления относится уже к III веку. Изначально празднование Богоявления («Явление Бога во плоти») включало в себя целый спектр воспоминаний: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение.

Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики – гностики, потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Они учили, что именно в момент Крещения на Иордане в человека Иисуса вселился Бог, соделав его Богочеловеком-Христом. Такой взгляд на природу Христа будет осужден Церковью на III Вселенском соборе в 431 году.

Но ничто так не увлекало христиан в ересь, как их богослужение, полное гармонических и красивых песен. Нужно было этому празднику еретиков противопоставить свой такой же. И вот, Православная Церковь установила торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая ту мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти.

Воспоминание отдельного празднования Рождества Христова стало постепенно выделяться под влиянием римской практики со второй половины IV века. Ввиду некогда единого воспоминания Богоявления, промежуток времени от Рождества Христова до Крещения стал периодом особого празднования, который получил название Святки. Этот период соединяет оба праздника как бы в одно торжество.

Рассмотрим события, предшествовавшие Крещению. Когда настало для Иисуса Христа время спасительной проповеди, Иоанн Предтеча по глаголу Божию предвозвещает во всей окрестности иорданской, что приблизилось царство небесное, и грядет чаемый Мессия. Предтеча проповедует покаяние, необходимое для достойного вступления в царство Его и исповедующих грехи свои крестит в Иордане.

Крещение, давшее Иоанну наименование Крестителя, было, по словам святителя Иоанна Златоуста, только приготовлением к святому таинству, а не самым еще таинством. Желая установить Таинство Крещения Иисус Христос пред вступлением своим в открытое, всенародное служение спасению мира пришел также на Иордан к Иоанну креститься. Предтеча никогда не видал Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что это Мессия. Иоанн возлагает руку на главу Господа и погружает Его. О том, что происходило в сам момент Крещения, красноречиво свидетельствует нам всем тропарь праздника.

Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже / и мир просвещей, слава Тебе.

При крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе!

Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение:

В событии Крещения Господня явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – снисшествием на Иисуса Христа в виде голубя. Празднуя Крещение Господне, Православная Церковь утверждает веру нашу в высочайшую, непостижимую тайну Трех лиц единого Божества, исповеданную первым и вторым Вселенскими Соборами. Этим празднованием она научает нас «Тройческому поклонению», то есть научает равночестно исповедать и прославлять Святую Троицу, Единосущную и Нераздельную.

Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя.

Бог Отец явился, из отверзстых небес гласом свидетельствуя о Христе крестившемся: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17).

Читайте так же:  Молитва Матроне о поиске работы

Эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг служения ради спасения человечества. Святой Лука передает, что «Иисус крестившись, молился» (Лк. 3:21), несомненно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.

. и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение.

Дух Святый явился из отверзстых небес в виде голубя, подтверждая глас Отчий. «… и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3:16). По словам святого Иоанна Златоуста, целью сошествия Святого Духа было указать Божество Спасителя при крещении Его и народу, и Крестителю, как говорит Предтеча о Спасителе: «…но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:31).

Явлейся Христе Боже…

Итак, Крещение Господне было событием явления Бога Триединого для явления миру Сына Божия, обещанного Спасителя людей.

…и мир просвещей, слава Тебе.

День Крещения Господня или Богоявления называется также Просвещением, потому что Бог есть Свет и явился просветить седящих во тьме и сени смертней (Мф. 4:16), то есть язычников, находящихся во тьме греха и неведения. А также потому, что в древности в навечерие Богоявляения были крещаемы оглашенные. Поскольку крещение по своим спасительным действиям есть просвещение, то и праздник Крещения именуется Просвещением.

Кондак праздника как всегда более краток, чем тропарь, но в своем содержании он более указывает на внутренний смысл праздника более, чем на внешнюю его сторону.

Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный.

Явился Ты в сей день вселенной, / и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, / в полноте знания воспевающих Тебя: / «Пришел, явился Ты, / Свет неприступный!»

Явился еси днесь вселенней.

Во время Крещения Иисуса Святая Троица была явлена не прикровенно и образно, как это было в Ветхом Завете, а явно и открыто всем людям, всей вселенной. Употребляя слово «днесь» (в сей день), песнописец открывает перед нами важный принцип церковного Устава. Участие в церковном богослужении для нас не является просто воспоминанием прошедших событий или созерцанием богословских идей, все в устроении богослужения направлено на то, чтобы события, воспоминаемые и празднуемые Церковью, были нами пережиты по существу и стали фактом нашей христианской жизни.

. и свет Твой, Господи, знаменася на нас,

После Крещения и искушения от диавола Иисус Христос всенародно вступил в свое открытое служение для искупления мира. С этого дня он просвещал мир светом учения, чудес, благодати. По вознесении же Господь послал на землю Духа Святого, и его ученики получили возможность исполняться, запечатлеваться нетварным светом, благодатию Святого Духа, как, например, первомученик и архидиакон Стефан в синедрионе, где «видели лице его, как лице Ангела» (Деян. 6:15).

. в разуме поющих Тя:

После открытого явления Святой Троицы мы можем разумно, в полноте знания воспевать Господа.

. пришел еси и явился еси.

Слова «пришел если» относятся преимущественно к Рождеству Христову, которое совершилось тайно, как говорит об этом блаженный Иероним: «в рождении своем Сын Божий явился Миру сокровенно». Слова же «явился еси» – к Крещению Господню, совершившемуся явно для людей. В одной из своих бесед святитель Иоанн Златоуст свидетельствует, что «не тот день, в который родился Христос, называем Богоявлением, но тот, в который Он крестился».

В этой строчке гимнограф указывает, что Христос и родился, и крестился как Бог («Свет Непреступный») в опровержение гностиков, утверждавших, что Христос родился как человек (подробнее об учении гностиков смотри в начале статьи).

Апостол Павел так называет Бога в своем послании к Тимофею: «Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:15-16).

Участвуя в праздничном богослужении, мы призваны не просто вспоминать события Крещения Господня. Давайте постараемся во время богослужения пережить тайну явления Бога Слова в нашем мире, ведь, как это отмечает протоиерей Александр Шмеман: «празднования Рождества и Крещения в отдельности друг от друга развились в христианском мире в эпоху жарких христологических споров и, бесспорно, помогли усвоению веры, закрепленной в постановлениях первых вселенских соборов. А, следовательно, смысл литургических воспоминаний событий не столько в истории, сколько в догматическом значении и усвоении фактов Боговоплощения, дабы пережить, насколько это возможно, тайну Слова, ставшего плотью».

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

  1. Перевод богослужебных текстов, выполненный о. Амвросием (Тимротом).
  2. Архимандрит Иоанн (Маслов). Лекции по литургике.
  3. Свящ. Константин Щербак. Богоявленские праздники и Рождественский пост.
  4. Прот. Григорий Дебольский. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви.
  5. Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.
  6. Песнопения братии Валаамского монастыря

В Валаамском монастыре на праздничном богослужении одно и то же песнопение может исполняться разными напевами. Это придает красоту и особую торжественность службе.

Тропарь праздника. Киевский распев.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Тропарь праздника. Знаменный распев.

Во иордане молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here