Содержание
Текст молитвы ныне отпущаеши
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.
Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.
Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.
Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Текст молитвы ныне отпущаеши
Русский текст:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
А вот так эту музыку пел Федор Иванович Шаляпин:
А вот такую музыку на эти слова сочинил Сергей Васильевич Рахманинов:
Комментарии (6) Оставить комментарий
1. Инкогнито | Сентябрь 18th, 2011 в 3:19
Радует разброс тем (см. предыдущую)
А Жарова нет?
2. Александр Филюрин | Сентябрь 18th, 2011 в 17:10
Широк человек.
(Это я про себя).
А кто такой Жаров?
3. Инкогнито | Сентябрь 18th, 2011 в 21:10
Донской хор Жарова. Погугли, это того стоит. Пишется Jaroff.
4. Александр Логинов | Сентябрь 20th, 2011 в 12:16
Хороший пост. Спасибо, Александр! Вообще церковные вещи в исполнении Шаляпина — это чтио-то потрясающее. Например, «Верую», «Сугубая ектемия» и др.
5. Иван | Февраль 15th, 2012 в 9:33
…Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней ЯЗЫК,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык… (с) А.С. Пушкин
Если употребить Вашу версию перевода слова «язык» в данном случае, то получается, что Пушкин мечтал просветить всех названных язычников.
6. Светлана. октябрь 15. 2014 | Октябрь 15th, 2014 в 14:31
Слово «язык» в современном Пушкину обществе употреблялось неоднозначно (См. словарь р/яз Даля). И всё гениальное, в отличие от рекламы, — сочетает многие смыслы.
Комментарии
Немного HTML кода:
Сретение Господне
По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения, приносить в храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву. Закон этот был установлен в память исхода евреев из Египта – освобождения от рабства, спасения тогда первенцев еврейских от смерти.
Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.
В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон. Он был человек праведный и благочестивый и ожидал пришествия Спасителя. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. По преданию, он жил около 300 лет. И вот, в этот день, по внушению Духа Святого, он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон встретил Младенца (сретение значит встреча), взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, – свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».
Этими словами Симеон с радостью говорит: «теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».
Родившегося Господа Симеон называет: «светом во откровение (для просвещения) языков (язычников), то есть всех племен и народов, и «славою для народа своего», то есть Израиля. – Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный. В Ветхом Завете то был избранный народ еврейский или израильский, а в Новом Завете – весь верующий мир христианский.
Иосиф же и Матерь Божия дивились словам Симеона. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу», это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Сына Своего, когда Он будет страдать.
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.
Исполнивши все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и Иосиф возвратились домой.
Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, т. е. встречи Господа; и празднуется св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 2-го февраля (15 февр. н. ст.).
Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Луки ( Лк.2:22–39 ).
Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Радуйся, благодатная Богородице Дева, потому что из Тебя воссияло солнце правды – Христос Бог наш, Просвещающий находящихся во тьме (заблуждений и нечестия); веселись и ты, праведный старец, взявший на руки Того, Кто освободил наши души (от смерти) и даровал нам воскресение.
XV. Ныне отпущаеши. Трисвятое. Отче наш. Богородице
Нынe отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, Свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. †.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, – возгласил Симеон, старец праведный: ныне отхожду с миром от жизни земной. Блаженная кончина! Даждь и мне, Господи, христианскую кончину жития моего, безболезненну, непостыдну, мирну. Очи мои видели Спасителя всех людей! – Радостная песнь Сретения Господня. Даждь и мнe, Господи, в час кончины моея прияти Тя во святых Тайнах от руки иерея, в залог вечнаго спасения. Христос есть Свет к просвещению язычников и слава людей Своих Израиля. Даждь и мне пред кончиною моею видети вокруг себя отраду сердца моего: в детях, в знаемых, в ближних: просвещение христианское, Bеру, благочестие, благоустроение Церкви, единение всех христиан – новаго Израиля, – чтобы спокойно мне закрыть очи мои, Владыко, по глаголу Твоему, с миром. †.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (3). †.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и нынe и присно, и во вкки вековъ, аминь.†.
Пресвятая Троице, помилуй нас, Господи, очисти грехи наша, Владыко, прости беззакония наша, Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. †.
Господи, помилуй. (3). Слава, и ныне. †.
Отче наш, Иже еси на небесех, да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь , и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. †.
Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки вековъ. †.
Аминь. Богородице Дево, радуйся, Благодатная Mapиe, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (3).†. Радуйся, Благодатная! Соделай и нас причастниками быти святой радости Благовещения, светлаго праздника спасения нашего. Да презрим радости греховные, да возлюбим благочестиe, слово Божие, молитву, чистоту и воздержание. Детей наших возрасти в здравии и спасении. †.
Источник: Молитва христианина во время воскресной всенощной. — [Сергиев Посад] : Свято-Троиц. Сергиева лавра, 1915. — 67 с.; 18. — (Троицкая народная беседа; Кн. 75).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Текст молитвы ныне отпущаеши
По окончании Богородична поется удивительная по своей умилительности и глубине песнь «Свете тихий» (в часослове она обычно значится как творение святителя Софрония, патриарха Иерусалимского, но история гимнографии свидетельствует, что появилась она все же значительно раньше).
Однако кто бы ни был автором этого песнопения, оно, как выражался замечательный афонский подвижник XX столетия старец Ефрем Катунакский, является «великим умозрением». К сожалению, это «умозрение» для многих верующих людей, не знающих хорошо церковнославянского языка и не имеющих усердия заглянуть лишний раз в соответствующий словарь, остается практически непонятным.
А смысл его таков.
«Свете тихий святыя славы бессмертного Отца Небеснаго, святаго, блаженнаго…» — это о Господе Иисусе Христе, Сыне и Слове Божием, являющемся как бы «тихим светом» неизреченной славы Своего Небесного Отца.
«Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний…» — это уже о нас, людях, которых Господь вновь сподобил дожить до солнечного заката, увидеть его неяркий, «тихий» вечерний свет. И мы, исполненные чувства благодарности, «поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога». И вместе с тем свидетельствуем, обращаясь ко Христу, непреложную истину: «Ты, Сын Божий, Податель жизни, достоин быть воспеваем во все времена голосами святых; потому весь мир славит Тебя».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Эта песнь по смыслу непосредственно связана с пропетыми перед этим стихами псалмов: если в них содержится пророчество о пришествии Господа на землю, то здесь говорится об Его явлении уже совершившемся. О том явлении, в котором Он ради немощи людей умерил свет Своей Божественной славы (сошел с небес, вочеловечился и именно так стал «тихим Светом») и сделался доступным для каждого кающегося грешника. Сделался доступным — как солнце, на которое невозможно взирать, когда оно находится в зените, и на которое мы, тем не менее, спокойно смотрим, когда оно склоняется к закату.
«Вонмем, премудрость, вонмем…»
Далее на вседневной вечерне звучит прокимен, представляющий собой специально выбранный псаломский стих. Дословно в переводе с греческого это слово означает «предлежащий», и таким образом объясняется богослужебное назначение прокимна: первоначально он всегда предшествовал чтению книг Нового и Ветхого Завета (на это же указывают и возгласы перед прокимном: «Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем». Вонмем — то есть будем внимательны. Преподание мира — преподание благодати Божией, без которой невозможно по-настоящему уразуметь Священное Писание. «Премудрость, вонмем» — будет изречена некая премудрость, которой необходимо внимать). Однако сейчас такое чтение предусматривается уставом не на каждом вечернем богослужении, а только в те дни, когда на утрени совершается полиелей или когда служится всенощное бдение. А вот прокимен и предшествующие ему возглашения на вечерне, тем не менее, сохраняются. Причем на каждый день седмицы полагается свой прокимен (скажем, в субботу вечера — «Господь воцарися, в лепоту облечеся», в воскресенье вечера — «Се ныне благословите Господа вси раби Господни» и т.д.). И хотя, кажется, они не выполняют в таком случае своего непосредственного назначения, их глубокий смысл все равно требует и должного внимания, и отношения к ним, как к «премудрости».
Вечерняя молитва
После прокимна полагается чтение (или, в зависимости от традиции данного храма) молитвы, которая кратко обычно озаглавливается как «Сподоби, Господи». Она, так же как песнопение «Свете тихий», очень важна для понимания сути вечернего богослужения. Если в «Свете тихий» мы благодарим Бога за то, что нам был дарован еще один день и воспоминаем Его милостивое к нам нисхождение, то здесь — просим, чтобы в оставшееся время уходящего дня Господь сподобил «без греха сохранитися нам». Мы молим, чтобы Господь не лишил нас своей милости, потому что мы уповаем на Него и более ни на кого, и при этом со смирением говорим: «Дел руку Твоею (то есть дела рук Твоих — нас) не презри». Испрашиваем как дара, чтобы Он научил нас «оправданием» Своим (то есть повелениям, заповедям Своим, их исполнению). И снова славим единого в Троице Бога — Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Можно сказать, что это моление полнее раскрывается в следующей затем просительной ектении. В просторечии ее иногда называют «Исполним», поскольку начинается она призывом «Исполним (в значении дополним, довершим) вечернюю молитву нашу Господеви».
Ее отличительная особенность — завершение каждого из прошений пением хором слов: «Подай, Господи». Блага, о подаянии которых мы просим в это время у Бога,— вечер «совершенный, святый, мирный и безгрешный», присутствие в нашей жизни «Ангела мирна, верна наставника душ и телес наших», «прощение и оставление грехов и прегрешений», все, что может быть «доброго и полезного душам нашим», в том числе и скончание «прочего времени живота нашего (то есть жизни нашей) в мире и покаянии». И затем — достойной христианской кончины, «безболезненной, непостыдной мирной», а за ней и самого главного — «добраго ответа на Страшнем Судищи Христове».
Завершается эта ектения тем же увещанием, что и мирная: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше» (то есть воспомянув их непрестанное предстательство о нас и молитвенно обратившись к ним), и самих себя, и друг друга, и вообще всю жизнь свою предать как бы в самые руки Христа.
Завершение дня. завершение жизни
По окончании ектении и заключившего ее возгласа священника снова поются так называемые «стихиры на стиховне». Фактически по своему характеру они почти не отличаются от стихир на «Господи, воззвах», единственная разница — в их расположении в последовании вечерни. Точно так же пению каждой из них предшествует провозглашение канонархом определенного уставом псаломского стиха (только перед первой стихирой провозглашается не псаломский стих, а ее первые слова). Только в данном случае стихиры всего три (в воскресный день — четыре), а затем так же следует «славник», то есть стихира на «славу», и на «и ныне» — Богородичен.
В стихирах на стиховне вновь воспеваются прославленные Богом святые или же воспоминается какое-либо спасительное для людей священное событие. Этим самым Церковь возбуждает в душе верующего человека желания искать и действительно обрести то блаженство, которое уготовано Господом для праведников.
После стихир мы слышим ставшую неотъемлемой частью каждой вечерни молитву одного из таких угодников Божиих — Симеона Богоприимца (в зависимости от степени торжественности богослужения или местных традиций она так же может либо петься, либо читаться). «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…». Праведному Симеону было открыто, что он не умрет, пока сам не увидит пришедшего на землю Христа. Это обетование исполнилось, и Господь «отпускает» его из жизни скорбной земной в блаженную жизнь вечную, чтобы так же, как принял Его в образе Младенца на руки Симеон, принять в объятия Своей любви его святую душу.
«Яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля»,— свидетельствует далее Симеон. То есть увидели мои глаза Тебя, пришедшего спасти весь мир, каждого человека, Свет, Который просветит познанием истины язычников и явится славой для верных Богу из числа иудеев.
Эта песнь — как бы голос всех праведников Ветхого Завета, духовными очами своими также узревших чаемого ими Спасителя. Но вместе с тем она и напоминание для нас о конце нашей собственной жизни, побуждение к тому, чтобы задуматься о том, с чем будем отходить в вечность мы: сможем ли сказать, подобно праведному Симеону «Ныне отпущаеши … с миром», или же скорбь от сознания своей неготовности к смерти овладеет нами.
После этого звучат отпустительные тропари — особые краткие песнопения, посвященные воспоминаемым в этот день года святым или празднику, которые завершает тоже Богородичен, тропарь в честь Божией Матери.
Затем произносится еще одна ектения, которая именуется сугубой — на каждое ее прошение хор отвечает уже не единичным, но троекратным пением «Господи, помилуй». Ее характер во многом определяет первое прошение: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй». Милости Божией мы просим нашему священноначалию и всей своей «во Христе братии», стране, ее народу, властям и воинству, создателям храма, в котором совершается служба, всем тем, кто трудится в нем и благотворит ему.
На этом вечерня завершается, и если она не соединяется с утреней, то произносится отпуст (то есть слова священника, после которых народ «отпускается», может оставить храм): «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных апостол, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец». На отпусте поминаются также обычно святой храма, святые, чья память совершается в этот день, и святые дня седмицы. Для двунадесятых Господских праздников и для некоторых дней Великого поста отпусты существуют особые.
Благодарственные молитвы по Святом Причащении
С лáва Тебé, Бóже. Слáва Тебé, Бóже. Слáва Тебé, Бóже.
Б лагодарственная молитва, 1-я
Б лагодарю́ Тя, Гóсподи Бóже мой, я́ко не отри́нул мя еси́ грéшнаго, но óбщника мя бы́ти святы́нь Твои́х сподóбил еси́. Благодарю́ Тя, я́ко менé недостóйнаго причасти́тися пречи́стых Твои́х и небéсных Даро́в сподóбил еси́. Но Влады́ко Человеколю́бче, нас рáди умéрый же и воскресы́й, и даровáвый нам стрáшная сия́ и животворя́щая Тáинства, во благодея́ние и освящéние душ и телéс нáших, даждь бы́ти сим и мне во исцелéние души́ же и тéла, во отгнáние вся́каго сопроти́внаго, в просвещéние óчию сéрдца моегó, в мир душéвных мои́х сил, в вéру непосты́дну, в любóвь нелицемéрну, во исполнéние прему́дрости, в соблюдéние зáповедей Твои́х, в приложéние Божéственныя Твоея́ благодáти, и Твоегó Цáрствия присвоéние: да во святы́ни Твоéй тéми сохраня́емь, Твою́ благодáть поминáю всегдá, и не ктому́ себé живу́, но Тебé нáшему Влады́це и благодéтелю; и тáко сегó жития́ изшéд о надéжди животá вéчнаго, в присносу́щный дости́гну покóй, идéже прáзднующих глас непрестáнный, и безконéчная слáдость, зря́щих Твоегó лицá добрóту неизречéнную. Ты бо еси́ и́стинное желáние, и неизречéнное весéлие лю́бящих Тя, Христé Бóже наш, и Тя поéт вся тварь во вéки. Ами́нь.
М олитва святого Василия Великого, 2-я
В лады́ко Христé Бóже, Царю́ векóв и Содéтелю всех, благодарю́ Тя о всех, я́же ми еси́ подáл благи́х, и о причащéнии пречи́стых и животворя́щих Твои́х Тáинств. Молю́ у́бо Тя, Блáже и Человеколю́бче: сохрани́ мя под крóвом Твои́м, и в сéни крилу́ Твоéю; и дáруй ми чи́стою сóвестию, дáже до послéдняго моегó издыхáния, достóйно причащáтися святы́нь Твои́х, во оставлéние грехóв и в жизнь вéчную. Ты бо еси́ хлеб живóтный, истóчник святы́ни, Подáтель благи́х, и Тебé слáву возсылáем со Отцéм и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.
М олитва Симеона Метафраста, 3-я
Д áвый пи́щу мне плоть Твою́ вóлею, огнь сый и опаля́яй недостóйныя, да не опали́ши менé, Содéтелю мой; пáче же пройди́ во уды моя́, во вся состáвы, во утрóбу, в сéрдце. Попали́ тéрние всех мои́х прегрешéний. Ду́шу очи́сти, освяти́ помышлéния. Состáвы утверди́ с костьми́ вку́пе. Чу́вств просвети́ просту́ю пятери́цу. Всегó мя спригвозди́ стрáху Твоему́. При́сно покры́й, соблюди́ же, и сохрани́ мя от вся́каго дéла и слóва душетлéннаго. Очи́сти, и омы́й, и украси́ мя, удобри́, вразуми́, и просвети́ мя. Покажи́ мя Твоé селéние еди́наго Ду́ха, и не ктому́ селéние грехá. Да я́ко Твоегó дóму, вхóдом причащéния, я́ко огня́ менé бежи́т всяк злодéй, вся́ка страсть. Моли́твенники Тебé приношу́ вся святы́я, чиноначáлия же безплóтных, Предтéчу Твоегó, му́дрыя апóстолы, к сим же Твою́ несквéрную чи́стую Мáтерь, и́хже мольбы́, Благоутрóбне, приими́, Христé мой, и сы́ном свéта содéлай Твоегó служи́теля. Ты бо Еди́н еси́ и освящéние нáших, Блáже, душ и свéтлость; и Тебé лепоподóбно, я́ко Бóгу и Влады́це, слáву вси возсылáем на всяк день.
М олитва 4-я
Т éло Твоé святóе, Гóсподи Иису́се Христé Бóже наш, да бу́дет ми в живóт вéчный, и Кровь Твоя́ честнáя во оставлéние грехóв: бу́ди же ми благодарéние сиé в рáдость, здрáвие и весéлие; в стрáшное же и Вторóе Пришéствие Твоé сподóби мя грéшнаго стáти одесну́ю слáвы Твоея́, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Мáтере, и всех святы́х.
М олитва 5-я, ко Пресвятой Богорóдице
П ресвятáя Влады́чице Богорóдице, свéте помрачéнныя моея́ души́, надéждо, покрóве, прибéжище, утешéние, рáдование моé, благодарю́ Тя я́ко сподóбила мя еси́, недостóйнаго, причáстника бы́ти пречи́стаго Тéла и честны́я Крóве Сы́на Твоегó. Но рóждшая и́стинный Свет, просвети́ моя́ у́мныя óчи сéрдца; Яже истóчник безсмéртия рóждшая, оживотвори́ мя умерщвлéннаго грехóм; Яже ми́лостиваго Бóга любоблагоутрóбная Мáти, поми́луй мя, и даждь ми умилéние, и сокрушéние в сéрдце моéм, и смирéние в мы́слех мои́х, и воззвáние в пленéниих помышлéний мои́х; и сподóби мя, до послéдняго издыхáния, неосуждéнно приимáти пречи́стых Тáин освящéние, во исцелéние души́ же и тéла. И подáждь ми слéзы покая́ния и исповéдания, во éже пéти и слáвити Тя во вся дни животá моегó, я́ко благословéнна и препрослáвленна еси́ во вéки. Ами́нь.
Н ы́не отпущáеши рабá Твоегó, Влады́ко, по глагóлу Твоему́ с ми́ром: я́ко ви́деста óчи мои́ спасéние Твоé, éже еси́ уготóвал пред лицéм всех людéй, свет во откровéние язы́ков и слáву людéй Твои́х Изрáиля.
С вяты́й Бо́же, Святы́й Крéпкий, Святы́й Безсмéртный, поми́луй нас. (Трижды)
С лáва Отцу́ и Сы́ну и Святóму Ду́ху, и ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.
П ресвятáя Трóице, поми́луй нас; Гóсподи, очи́сти грехи́ нáша; Влады́ко, прости́ беззакóния нáша; Святы́й, посети́ и исцели́ нéмощи нáша, и́мене Твоегó рáди.
Г óсподи поми́луй. (Трижды)
О тче наш, Иже еси́ на небесéх! Да святи́тся и́мя Твоé, да прии́дет Цáрствие Твоé, да бу́дет во́ля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и остáви нам дóлги нáша, я́коже и мы оставля́ем должникóм нáшим; и не введи́ нас во искушéние, но избáви нас от лукáваго.
Т ропарь святому Иоанну Златоустому, глас 8-й:
У ст твои́х, я́коже свéтлость огня, возсия́вши благодáть, вселéнную просвети́; не сребролю́бия ми́рови сокрóвища снискá, высоту́ нам смиренному́дрия показá, но твои́ми словесы́ наказу́я, óтче Иоáнне Златоу́сте, моли́ Слóва Христá Бóга спасти́ся душáм нáшим.
К ондак, глас 6-й
С лава: О т небéс прия́л еси́ Божéственную благодáть, и твои́ми устнáми вся учи́ши покланя́тися в Трóице Еди́ному Бóгу, Иоáнне Златоу́сте всеблажéнне, преподóбне, достóйно хвáлим тя: еси́ бо настáвник, я́ко Божéственная явля́я.
И ныне: П редстáтельство христиáн непосты́дное, ходáтайство ко Творцу́ непрелóжное, не прéзри грéшных молéний глáсы, но предвари́, я́ко Благáя, на пóмощь нас, вéрно зову́щих Ти: ускори́ на моли́тву, и потщи́ся на умолéние, предстáтельствующи при́сно, Богорóдице, чту́щих Тя.
Е сли совершалась литургия святого Василия Великого, читай тропарь Василию Великому, глас 1-й:
В о всю зéмлю изы́де вещáние твоé, я́ко приéмшую слóво твоé, и́мже боголéпно научи́л еси́, естествó су́щих уясни́л еси́, человéческия обы́чаи украси́л еси́, цáрское свящéние, óтче преподóбне, моли́ Хри́ста Бóга, спасти́ся душáм нáшим.
К ондак, глас 4-й
С лава: Яви́лся еси́ основáние непоколеби́мое Цéркве, подая́ всем некрадóмое госпóдство человéком, запечатлéя твои́ми велéньми, небоявлéнне Васи́лие преподóбне.
И ныне: Предстáтельство христи́ан…
Е сли совершалась литургия Преждеосвященных Даров, читай тропарь святому Григорию Двоеслову, глас 4-й:
И же от Бóга свы́ше Божéственную благодáть восприéм, слáвне Григóрие, и Тогó си́лою укрепля́емь, евáнгельски шéствовати извóлил еси́, отону́дуже у Христá возмéздие трудóв прия́л еси́, всеблажéнне: Егóже моли́, да спасéт ду́ши нáша.
К ондак, глас 3-й
С лава: П одобоначáльник показáлся еси́ Начáльника пáстырем Христá, и́ноков чреды́, óтче Григóрие, ко огрáде небéсней наставля́я, и отту́ду научи́л еси́ стáдо Христóво зáповедем Егó: ны́не же с ни́ми рáдуешися, и лику́еши в небéсных крóвех.
И ныне: П редстáтельство христиáн.
Г óсподи поми́луй. (12 раз)
Ч естнéйшую Херуви́м.
П осле причащения да пребывает каждый в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы достойно сохранить в себе Христа принятого.
О Всенощном бдении. Часть 3
Благословение
Во время богослужения мы часто произносим благословения. Это не просто благие, т.е. добрые слова вообще. Это наши добрые слова, обращенные к Богу. Вы можете спросить: «а зачем столько слов? Разве они нужны Богу?»
Нет, конечно. Бог не имеет нужды ни в чем: ни в нашем пении, ни в красивых словах. Один христианский писатель середины ХХ века предлагает нам такое сравнение. Красивая картина не нуждается в нашей похвале. Но если мы не заметим её красоту, не восхитимся ею, не воздадим должное мастерству художника, мы обкрадём себя, сделаем себя беднее духовно. Так и в нашей жизни. Мы можем не замечать Бога, не благодарить и не прославлять Его за красоту сотворенного мира, за нашу жизнь. Но это не просто обеднит нас духовно, но и не позволит нам стать людьми в полной мере. Прославляя Бога, мы становимся человечнее, а забывая о Нём, больше напоминаем человекообразных животных, живущих лишь инстинктами, борьбой за выживание и смутными надеждами.
Поэтому мы благословляем Бога и благословляем нашу жизнь от имени Бога и именем Бога. И это наполняет нашу жизнь высоким смыслом.
Усиленное моление
После сугубой и просительной ектений, где христиане молятся о самом насущном для жизни и спасения души, по крупным праздникам совершается лития, что можно перевести как «усиленное моление».
Хор поёт особые стихиры, посвященные празднику или святому, который вспоминается в этот день, духовенство выходит из алтаря к входу в храм. Воздух снова наполняется ароматом каждения, которое совершает диакон. На столик посередине храма выносят особый, сложно устроенный поднос, на котором в чашах помещено небольшое количество вина, горстка пшеницы, немного растительного масла и пять круглых пшеничных хлебцев. Над всем этим возвышаются три зажженные свечи.
Под слабо освещенными сводами храма раздаются диаконские молитвы. Они содержат мольбу о спасении людей, о церковной и гражданской власти, о душах христиан, о городах, о нашей стране и живущих в ней верующих, об усопших, просьбу об избавлении от нашествия врагов, междоусобной брани.
Призываются все святые, многие из которых перечисляются поименно.
Среди прочего мы услышим и просьбу к Богу избавить наш город и всякий город и страну
«от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани; о еже милостиву и благоуветливу быти благому и человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев на ны движимый, и избавити ны от належащаго и праведнаго Своего прещения».
И если глад (=голод), потоп, нашествие иноплеменников и междоусобная брань (=борьба) еще ясны, то причем тут трус? Конечно, это не молитва о том, чтобы среди нас было больше храбрых, а не трусливых людей. Трус – по церковнославянски означает землетрясение, огонь – понятно, пожар, губительство – мор, моровое поветрие, Благоуветливый – благосклонный, належащее и праведное прещение – угрожающее нам справедливое наказание, нужда – это насилие и т.д.
Заканчиваются эти прошения многократным пением «Господи, помилуй».
В конце литии читается длинная молитва с перечислением многих святых христианской Церкви вообще и, в частности, тех, кто был прославлен в наших краях. Мы просим у Бога:
«благоприятной сделай молитву нашу, даруй нам прощение согрешений наших, покрой нас кровом крыл Твоих, отгони от нас всякого врага и неприятеля, умиротвори нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой и спаси души наши, как благой и Человеколюбец».
“Ныне отпущаеши”
После этой молитвы снова поются стихиры, имеющие загадочное название «на стиховне», но по сути мало отличающиеся от других. Священнослужители переходят ближе к центру храма, к столику с хлебами.
Наступает время исполнения еще одного древнейшего христианского песнопения, текст которого сохранился в Евангелии – «Ныне отпущаеши».
Фото Валентина Мюкина
Оно было произнесено св. Симеоном Богоприимцем, когда он в Иерусалимском храме принял на свои руки Богомладенца Христа в сороковой день после Его Рождения. В этой молитве Ветхозаветный старец благодарит Бога за то, что Он сподобил Симеона перед смертью увидеть Спасение всего мира — Христа, которое дано Богом во славу Израиля и для просвещения язычников и всего мира. Вот русский перевод этой молитвы:
«Ныне отпускаешь (меня) раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо глаза мои видели спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех народов, – свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
Обычно хор поёт что-то невероятно красивое и музыкально торжественное, поэтому слова разобрать сложно, так что тексты основных песнопений хорошо бы прочитать заранее, перед приходом в храм.
Тут мы можем вспомнить о том, что с Рождеством Христовым, со времени рождения Богородицы начинается новозаветная эпоха, а Ветхий завет теряет свою обязательную силу. Включаются паникадила (а мы уже помним – это такие люстры в центре храма), торжественно поется тропарь праздника или трогательная молитва к Богородице, тоже частично основанная на Евангельских словах. Вот её русский перевод:
Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.
Диакон трижды кадит вокруг столика с хлебами, пшеницей, вином и маслом, а затем священник благословляет их, молясь о том, чтобы изобилие этих основных продуктов, символизирующих достаток и удовлетворенность во всем, необходимом для жизни, не прекращалось в нашем храме, в нашем городе, стране и всем мире.
Священник подходит к центральным дверям алтаря, столик с хлебами уносится в алтарь, чтобы там служители разрезали хлеб на мелкие кусочки и окропили вином. Чуть позже их раздадут верующим в напоминание о Евангельском чуде, когда Господь накормил 5000 человек пятью хлебами, а также в напоминание о древней практике молитвы в течение всей ночи, когда эти хлебы служили подкреплением сил для молящихся.
А пока мы слушаем, как хор поёт слова 33-го псалма.
– «Буду благословлять Господа во всякий час, хвала Ему всегда на устах моих…
– Я искал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня…
– Придите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся…
– Вот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его…
– Вкусите, и увидите, что благ Господь, – счастлив тот, кто уповает на Него.
– Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды ни в каком благе!»
Священник поворачивается к нам, совершает в воздухе рукой знак креста и призывает на всех нас благословение Божие от имени воплотившегося Бога: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Хор поёт древнее утверждающее Аминь, что значит Истинно! Звучит ангельское славословие: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”, и храм снова погружается в темноту и тишину, нарушаемую лишь мерным чтением шести псалмов, напоминающих нам о долгом ожидании всем человечеством прихода в наш мир Христа Спасителя.
Началась утреня.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.