Содержание
Библия. Псалтирь
Псалом 62
1 Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
2 Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,
3 чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище:
4 ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя.
5 Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои.
6 Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои,
7 когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи,
8 ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь;
9 к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.
10 А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;
11 сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам.
12 Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.
Библия. Псалтирь
Псалом 37
1 Псалом Давида. В воспоминание [о субботе].
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,
3 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.
4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,
5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,
6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.
7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,
8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.
9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.
10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.
11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих,- и того нет у меня.
12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.
13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;
14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;
15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,
16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.
17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.
18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.
19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.
20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;
21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.
22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;
23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!
Ветхий Завет
Псалтирь
Псалом 52.
1 Начальнику хора. На духовом орудии. Учение Давида.
2 Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро.
3 Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
4 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
5 Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога?
6 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их.
7 Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Бог возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Предыдущая книгаСледующая книга
Библия. Псалтирь
Псалом 52
1 Начальнику хора. На духовом орудии. Учение Давида.
2 Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро.
3 Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
4 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
5 Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога?
6 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их.
7 Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Бог возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Псалом 82
Псалом написан в боевых условиях, когда коалиция враждебных держав ополчилась против Израиля. Автор псалма получил откровение от Бога о победе и поделился с евреями обещанием Господа оказать чудесную помощь войску Израиля.
Текст молитвы псалом 82
На церковнославянском языке с ударениями
2 Бо́же, кто уподо́бится Тебе́? Не премолчи́ ниже́ укроти́, Бо́же.
3 Яко се врази́ Твои́ возшуме́ша, и ненави́дяшии Тя воздвиго́ша главу́.
4 На лю́ди Твоя́ лука́вноваша во́лею, и совеща́ша на святы́я Твоя́.
5 Ре́ша: прииди́те и потреби́м я́ от язы́к, и не помяне́тся и́мя Изра́илево ктому́.
6 Яко совеща́ша единомышле́нием вку́пе, на Тя заве́т завеща́ша:
7 селе́ния Идуме́йска, и Исма́илите, Моа́в и Ага́ряне:
8 Гева́л и Аммо́н и Амали́к, иноплеме́нницы с живу́щими в Ти́ре,
9 и́бо и Ассу́р прии́де с ни́ми, бы́ша в заступле́ние сыново́м Ло́товым..
10 Сотвори́ им я́ко Мадиа́му и Сиса́ре, я́ко Иави́му в пото́це Ки́ссове.
11 Потреби́шася во Аендо́ре, бы́ша я́ко гной земны́й.
12 Положи́ кня́зи их, я́ко Ори́ва и Зи́ва, и Зеве́а и Салма́на, вся кня́зи их,
13 и́же ре́ша: да насле́дим себе́ святи́лише Бо́жие.
14 Бо́же мой, положи́ я́ я́ко ко́ло, я́ко трость пред лице́м ве́тра.
15 Яко огнь попаля́яй дубра́вы, я́ко пла́мень пожига́яй го́ры,
16 та́ко пожене́ши я́ бу́рею Твое́ю, и гне́вом Твои́м смяте́ши я́.
17 Испо́лни ли́ца их безче́стия, и взы́щут и́мене Твоего́, Го́споди.
18 Да постыдя́тся и смяту́тся в век ве́ка, и посра́мятся и поги́бнут.
19 И да позна́ют, я́ко и́мя Тебе́ Госпо́дь, Ты еди́н Вы́шний по всей земли́.
На русском языке
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмем себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
История написания
Во время написания псалма 82 в дни правления царя Иосафата против иудеев ополчилась целая коалиция языческих племён, среди которых главными были филистимляне – давние враги рода Израиля. К тому же к язычникам примкнули потомки Лота, того самого, которого вывели Ангелы из Содома. Предательство оказалось полной неожиданностью для израильтян, в войске нарастало смятение. И в этот момент пророк поделился откровением Создателя и переложил его в песню, чем приободрил войско царя Израиля. Именно поэтому псалом 82 был включен в Псалтырь царя Давида от имени Асафа — предка пророка Иозиила.
Для чего читают псалом 82?
Псалом 82 звучит в храме во время пасхального богослужения, на полиелее после величания некоторых святых. Также текст псалма звучит в составе 11-й кафизмы, которую читают на вечернем богослужении.
Преподобный Арсений Капакодийский благословил чтение 82 псалма в домашних условиях для того, чтобы предотвратить смертоубийство. Это актуально для тех, кто находится вблизи «горячих точек», а также для тех, кому грозит смертельная опасность от злых людей.
Толкование псалма 82
Автор обращается к Богу за помощью в борьбе с племенами язычников, которые наметили себе цель уничтожить народ Израиля.
- Стих 1: Пророк сообщает о великой опасности со стороны объединившихся племен язычников и молит Господа о помощи.
- Стих 2-9: Второй стих псалма 82 содержит текст мольбу о нужде в неотложной помощи. Далее автор перечисляет все народы, которые объединились с единой целью – полностью уничтожить Богом избранный народ. Потомки Лота: аммонитяне и моавитяне, измиальтяне и агаряне, народы гор Сеир, финикийцы и ассирийцы.
- Стих 10-13: Автор псалма просит Бога о помощи, вспоминая о прошлых победах, перечисляя бывших врагов Израиля, которые были разбиты наголову и превратились в прах.
- Стих 14-19: Содержит воззвание к Господу, чтобы он уничтожил врагов нынешних, как и прежних, обратил их в пепел. Чтобы всем нападавшим грешникам было понятно, что только Бог — победитель всех и всегда. И никто не может одолеть избранный народ.
Псалом 52
Отрицание существования Господа является главной причиной любого греха и беззакония. У атеиста потерян морально-нравственный ориентир, он не понимает, что все его помышления и дела видит Бог, вследствие чего постепенно начинает служить дьяволу. В псалме 52 подразумевается, что верующего человека держит в рамках духовных законов ощущение постоянного присутствия Господа.
Текст молитвы псалом 52
На церковнославянском языке
В конец, о маелефе, разума Давиду
1 Рече безумен в сердце своем: несть Бог, растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое.
2 Бог с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога?
3 Вси уклонишася, вкупе непотребни быша, несть творяй благое, несть до единаго.
4 Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба, Господа не призваша.
5 Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх, яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их.
6 Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Бог пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
На русском языке
К исполнению на маелефе. Учение Давида.
1 Сказал безумный в сердце своём: «Нет Бога!» Они развратились и стали гнусны в беззакониях; нет делающего благое.
2 Бог с неба взглянул на сынов человеческих, увидеть, есть ли разумеющий или ищущий Бога.
3 Все уклонились, вместе стали негодными, нет делающего благое, нет ни одного.
4 Неужели не познают все творящие беззаконие? Съедающие народ мой, как едят хлеб, Господа не призвали.
5 Там устрашились они страха, где не было страха, ибо Бог рассыпал кости человекоугодников. Они устыдились, ибо Бог презрел их.
6 Кто даст с Сиона спасение Израилю? Когда возвратит Бог плен народа Своего, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
История псалма 52
Толкование псалма 52 перекликается с 13 песнью. Они оба были написаны, когда Давида преследовал царь Саул, который понимал, что псалмопевеца назначил сам Господь в качестве его преемника. Однако смириться с этой мыслю не мог, и жаждал уничтожить потенциального соперника.
Цель псалма – обличить нас в грехах, заставить покаяться и трепетать, вспоминая о них.
Текст псалма 52 содержит сокрушение великого царя Израиля не о своих бедствиях, а об отсутствии благочестия и веры у рода человеческого. Воспевая псалом, мы должны оплакивать бедственное вырождение мира, порочность человеческой природы, и в то же время радоваться, надеясь на великое спасение.
Толкование
Чтобы лучше понять смысл песни, нужно разобрать толкование псалма 52 по каждому стиху:
Для чего читают псалом 52?
Псалом 52 читают:
- для защиты от тайных врагов;
- чтобы Господь благословил сети, и в них было много рыбы.
В храмах используют вариант песни на церковнославянском языке, он звучит при пении более мелодично и считается традиционным. Но читать псалом 52 на русском языке не возбраняется, особенно если делать это дома. Это позволит лучше понять смысл текста. Обращаться к Богу рекомендуют перед образами, оставив все мирские заботы и погрузившись в смысл псалма. Женщине желательно покрыть голову платком. При чтении молитвы стоит не отвлекаться, а полностью сосредоточиться на смысле текста, чтобы просьба была услышана.
Псалом 2
Основное содержание псалма 2 доносит мысль о том, нападение врагов на царя бессмысленно: помазанник Божий находится под его защитой и покровительством. В молитве выражается уверенность в том, что власть Мессии распространится от Сиона по всему миру.
Текст молитвы псалом 2
На церковнославянском языке с ударениями
Во время богослужения текст псалма 2 читается на церковнославянском (старославянском) языке. Он позволяет создать особую атмосферу, чтобы донести слова молитвы до Бога:
Видео (кликните для воспроизведения). |
1 Вску́ю шата́шася язы́цы, и лю́дие поучи́шася тще́тным?
2 Предста́ша ца́рие зе́мстии, и кня́зи собра́шася вку́пе на Го́спода и на Христа́ Его́.
3 Расто́ргнем у́зы их и отве́ржем от нас и́го их
4 Живы́й на Небесе́х посмее́тся им, и Госпо́дь поруга́ется им.
5 Тогда́ возглаго́лет к ним гне́вом свои́м и я́ростию Свое́ю смяте́т я́
6 Аз же поста́влен есмь Царь от Него́ над Сио́ном, горо́ю свято́ю его́,
7 возвеща́яй повеле́ние Госпо́дне. Госпо́дь рече́ ко Мне: Сын Мой еси́ Ты, Аз днесь роди́х Тя.
8 Проси́ от Мене́, и дам Ти язы́ки достоя́ние Твое́, и одержа́ние Твое́ концы́ земли́.
9 Упасе́ши я́ жезло́м желе́зным, я́ко сосу́ды скуде́льничи сокруши́ши я́.
10 И ныне, ца́рие, разуме́йте, накажи́теся вси судя́щии земли́.
11 Рабо́тайте Го́сподеви со стра́хом и ра́дуйтеся Ему с тре́петом.
12 Приими́те наказа́ние, да не когда́ прогне́вается Госпо́дь и поги́бнете от пути́ пра́ведного, егда́ возгори́тся вско́ре я́рость Его́. Блаже́ни вси наде́ющиеся Нань.
На русском языке
Чтобы уменьшить сложность восприятия и понимания отдельных строк молитвы для современного верующего, а также возможности чтения молитвы в домашних условиях (келейно), молитва переведена на русский язык. Если читать псалом 2 на русском языке, его содержание более глубоко проникает в душу:
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их.
4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
История написания
Так как псалом 2 относится к вступительным песням Псалтыри, возможно было предположить, что его происхождение относится к наиболее ранним, написанным Давидом. Исследования показали, что написание относится приблизительно к периоду правления Давида, когда случилась самая большая война за всю историю его правления. На это же время приходится, предположительно перенос Ковчега завета на Сион.
Для чего читают псалом 2?
Главный посыл псалма 2 обращен к царям и сильным мира сего: повиноваться Господу и почитать его. Та ответственность, которая лежит на их плечах, обязывает заботиться о людях, вникать в их проблемы, а не относиться к ним свысока, пренебрегая в своей жизни решением их проблем.
Псалом 2 используется при богослужении в храмах. Эта песня звучит обычно при всенощных воскресных бдениях с прибавлением троекратного «Аллилуиа». Проводится в Великую пятницу Страстной недели (Великий пяток). Этот день является скорбным, так как вспоминается смерть и погребение Спасителя.
Толкование псалма 2
Чтобы понять содержание каждой строки молитвы, необходимо их толкование, что позволит понять глубину его содержания, если читать псалом 2 на русском языке.
Псалом 53
В конец, в песнех разума Давиду, внегда приити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас;
К исполнению, по образу гимнов. Учение Асафа. Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Вот, не Давид ли скрылся у нас?»
1 Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.
1 Боже, именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня.
2 Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.
2 Боже, услышь молитву мою, вникни в слова уст моих.
3 Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою.
3 Ибо чужие восстали на меня, и сильные искали душу мою, и не представили Бога пред собою.
4 Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей.
4 Но вот, Бог помогает мне, и Господь – заступник души моей.
5 Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их.
5 Обратит Он зло на врагов моих: истиною Твоею истреби их.
6 Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи,
6 Я усердно принесу жертву Тебе, прославлю имя Твоё, Господи,
7 яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.
7 ибо оно благо, ибо от всякой скорби Ты избавил меня, и на врагов моих смотрело око моё.
Боже, во Имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Се бо Бог помогает ми, и Господь заступник души моей. Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.
Псалом 52
В конец, о маелефе, разума Давиду
К исполнению на маелефе. Учение Давида.
1 Рече безумен в сердце своем: несть Бог, растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое.
1 Сказал безумный в сердце своём: «Нет Бога!» Они развратились и стали гнусны в беззакониях; нет делающего благое.
2 Бог с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога?
2 Бог с неба взглянул на сынов человеческих, увидеть, есть ли разумеющий или ищущий Бога.
3 Вси уклонишася, вкупе непотребни быша, несть творяй благое, несть до единаго.
3 Все уклонились, вместе стали негодными, нет делающего благое, нет ни одного.
4 Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба, Господа не призваша.
4 Неужели не познают все творящие беззаконие? Съедающие народ мой, как едят хлеб, Господа не призвали.
5 Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх, яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их.
5 Там устрашились они страха, где не было страха, ибо Бог рассыпал кости человекоугодников. Они устыдились, ибо Бог презрел их.
6 Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Бог пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
6 Кто даст с Сиона спасение Израилю? Когда возвратит Бог плен народа Своего, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Рече безумен в сердце своем: несть Бог, растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое. Бог с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога? Вси уклонишася, вкупе непотребни быша, несть творяй благое, несть до единаго. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба, Господа не призваша. Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх, яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Бог пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Псалом 27
Псалом Давиду
Псалом Давида.
1 К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене, да не когда премолчиши от мене: и уподоблюся низходящым в ров.
1 К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня, никогда не промолчи, презрев меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров.
2 Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молити ми ся к Тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому Твоему.
2 Услышь, Господи, глас моления моего, когда я молюсь к Тебе, когда поднимаю я руки мои ко храму святому Твоему.
3 Не привлецы мене со грешники и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих.
3 Не привлеки меня вместе с грешниками, и с делающими неправду не погуби меня, говорящими мирно с ближними своими, злое же – в сердцах своих.
4 Даждь им, Господи, по делом их, и по лукавству начинаний их: по делом руку их даждь им: воздаждь воздаяние их им.
4 Дай им, Господи, по делам их и по злым поступкам их, по делам рук их дай им, воздай им воздаяние их.
5 Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я, и не созиждеши я.
5 Ибо не вникли они в дела Господа и в дела рук Его; Ты разоришь их и не воздвигнешь их.
6 Благословен Господь, яко услыша глас моления моего.
6 Благословен Господь, что услышал глас моления моего.
7 Господь Помощник мой, и Защититель мой: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему.
7 Господь – помощник мой и защитник мой, на Него уповало сердце моё, и получил я помощь; и расцвела плоть моя, и я усердно прославлю Его.
8 Господь утверждение людей Своих, и Защититель спасений христа Своего есть.
8 Господь – твердыня народа Своего и Защитник, спасающий помазанника Своего.
9 Спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, и упаси я, и возми я до века.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё, и паси и вознеси их до века.
К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене, да не когда премолчиши от мене: и уподоблюся низходящым в ров. Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молити ми ся к Тебе, внегда воздети ми руце мои к храму святому Твоему. Не привлецы мене со грешники и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих. Даждь им, Господи, по делом их, и по лукавству начинаний их: по делом руку их даждь им: воздаждь воздаяние их им. Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я, и не созиждеши я. Благословен Господь, яко услыша глас моления моего. Господь Помощник мой, и Защититель мой: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему. Господь утверждение людей Своих, и Защититель спасений христа Своего есть. Спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, и упаси я, и возми я до века.
Толкование текста псалма 52
Толкование православного псалма 52 заметно перекликается с толкованием псалма 13. Оба они написаны во времена преследований Давида царем Саулом, который знал, что молодой псалмопевец назначен Самим Богом в качестве его преемника, но не смог смириться с этой мыслью, и желал уничтожить потенциального соперника.
Христианский текст 52 псалма содержит сокрушение будущего великого царя Израиля не столько о собственных бедствиях, сколько об отсутствии веры и благочестия у всего человеческого рода.
Когда принято читать молитву псалом 52?
В тексте христианского псалма 52 прослеживается основная мысль: главной причиной всякого беззакония и греха является отрицание человеком существования Бога. Человек неверующий не имеет морально-нравственного ориентира, у него отсутствует ощущение того, что все его дела и помышления видит Господь, потому он постепенно переходит на сторону служения зла. В псалме подразумевается и то, что верующий человек, напротив, чувствует постоянное присутствие Божие, и это держит его в рамках духовных законов. Читать и слушать онлайн 52 псалом рекомендуется рыбакам, чтобы был хороший лов.
Слушать на видео православную молитву псалом 52 на русском языке
Читать церковный текст псалма 52 на русском языке
Начальнику хора. На духовом орудии. Учение Давида.
Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро. Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога? Там убоятся они страха, где нет страха, ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их. Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Бог возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Христианский Псалтырь, текст псалма 52 на церковно славянском языке
Рече безумен в сердцы своем; несть Бог. Растлеша и омерзишася в беззаконiих, несть творяй благое. Бог с небесе приниче на сыны человечeскiя, видети, аще eсть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе непотребни быша; несть творяй благое, несть до eдинаго. Ни ли уразумеют вси делающiи беззаконiе, снедающiи люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх; яко Бог разсыпа кости человекоугодников; постыдешася, яко Бог уничижи их. Кто даст от Сiона спасенiе Израилево? внегда возвратит Бог плененiе людiй своих, возрадуется iаков и возвеселится Израиль
Псалом 52
В конец, о Маелефе 333 , разума Давиду. С Еврейского: «Начальнику хора. На духовом орудии. Учение Давида». «Слово о Маелефе, – говорит бл. Феод., – Феодотион перевел: «для ликования»; Симмах: «с помощию лика»; Акила: «при ликовании». Псалом сей заключает в себе одну и ту же мысль с псалмом предыдущим, равно как и псалмом 13-м; ибо содержание сих псалмов одно. В обоих охуждается хула Сеннахирима и Рапсака, а также провозвещается гибель злочестивых. Почему и в надписании упомянуто ликование, какому, без сомнения, предались улучившие спасение и песнословящие Бога. Присовокуплено же: в конец, потому что пророчество пришло в исполнение на последок времен». По св. Афанасию, «псалом сей воспевает о лике Апостолов н уверовавших во Христа; они возвеселились и возрадовались. Маелеф же толкуется: лик или ликование». Другие относят к Антиоху Епифану или к антихристу. Калмет – к плену Вавилонскому, что, по видимому, подтверждает 7 стих сего псалма.
Ст. 1–6. Эти стихи сходны с стихами 13 псалма 1–6.
6. Яко Бог рассыпа кости человекоугодников. С Евр.: «Там убоятся они страха, где нет страха; ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их». Бл. Феод. под человекоугодниками или противниками Богу разумеет Ассириан, коих кости Бог рассыпал, избив их чрез Ангела, и в частности – «Рапсака, который, происшедши от Евреев, произнес хульные слова на Бога всяческих, думая тем угодить Ассирианам».
7. Внегда возвратит Бог пленение людей Своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль. Можно разуметь Евреев 10-ти колен Израилевых, которые были пленены и отведены за Евфрат, и Иудеев, которые также пленены были Ассирианами, или Халдеями 334 . Тогда и возрадуется Иаков и возвеселится Израиль, когда увидят возвращение в отечеcтво сих пленников. См. Пс. 13 .
О Маелефе – υπερ Μαελεθ . В Еврейском: махалет. Махалет (от махалат) означает: хор, лик, а по другим – музыкальный инструмент.
Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 52
В конец, о Маелефе
(о ликовании), разума Давиду.
Сей псалом подобен 13-му псалму, двумя стихами только больше его. Посему их только мы и изъясним здесь, так как изъяснение прочих стихов сделано в 13-м псалме. Два стиха здесь прибавлены, чтобы не показалось, что этот псалом по ошибке считается дважды; но чтобы видно было, что хотя оба сии псалма по произношению слов составляют один, а по мысли различаются, потому что первый осуждает ярость и злобу Сеннахерима и Рапсака, которые они показали против Иезекии, а последний псалом обвиняет неистовство иудеев против Христа.
Если бы сей псалом не различался по мысли от 13-го, то он не считался бы дважды и не был бы повторен, и как 70 толковников, которые переводили его, так и изъяснявшие его отцы, не сделали бы такой погрешности. Сверх того сей псалом имеет и надпись другую, отличную от надписи 13-го псалма, указывающую читателю конец по причине содержащихся в нем пророчеств об иудеях, которые исполнились в конце. Надпись о «Маелефе» , значит то же что о лике, где предлог οπερ употреблен вместо περι по переношению. Читая этот псалом, мы христиане ликуем по причине исполнения того, что в нем предсказано (1).
Ибо возрадуется, говорит, Иаков и возвеселится Израиль; а это мы – новый Израиль, как мы сие изъяснили в 13-м псалме. Выражение: разума, означает, что читающим сей псалом нужно разумение, чтобы знали, что хотя он по словам имеет сходство с 13-м псалмом, но по мыслям имеет таинственное различие. Итак, только сии два различные стиха станем изъяснять, так как псалом сей превышает ими 13-й псалом, как мы сказали.
Пс.52:2 . Рече безумен в сердце своем: несть Бог; растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое (1).
Изъяснения сих слов ищи в 13-м псалме; а выражение «в беззакониих» , находящееся здесь, там заменяется словом: «в начинаниих» (в стремлениях) своих, – «несть творяй благое» , в 13-м псалме стоит: «несть творяй благостыню» .
Пс.52:3 . Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога
Пс.52:4 . Вси уклонишася, вкупе непотребни Быша : несть творяй благое, несть до единаго (ни одного, – там имеется: несть творяй благостыню).
Пс.52:5 . Ни ли уразумеют вси делающи беззаконие, снедающие люди моя в снеде хлеба, Господа не призваша.
Пс.52:6 . Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх
Изъяснение сих слов можно видеть в 13-м псалме. Но там написано «убоялись» , а здесь «устрашились» .
Яко Бог разсыпа кости человекоугодников
Человекоугодниками Давид называет здесь иудеев, каковое имя и Христос многократно ставил им в укоризну, когда называл их лицемерами и судящими по наружности. Ибо по человекоугодничеству иудеи говорили в удовольствие, или угодность кесарей: всякий делающий себя царем – противник кесарю; также: нет у нас царя, кроме кесаря ( Иоан.19:12–15 ); и к Пилату говорили: если Его отпустишь, то ты не друг кесарю ( Иоан.19:12 ). Итак, сих то человекоугодливых иудеев кости, или племена, из которых состоит род иудейский, как из костей состоит тело, – сих, говорю, колена рассыпал и рассеял Бог, чтоб были рабами и подвластными всем народам. Или и так, что, когда иудеи истреблены были оружием римлян, мертвые тела и кости их были разорваны дикими зверями, коршунами и другими плотоядными птицами (1).
(1) Слова Феодорита: Не погрешить тот, кто назовет человекоугодником и Рапсака, который, будучи из рода евреев, изощрял язык свой в богохульстве, думая сим угодить ассирианам. (А равно) некоторые, при Юлиане отступнике, царствовавшем после сего, оставя Бога, были оставлены взаимно и от Него.
Постыдешася, яко Бог уничижи их
Евреи, говорит, у всех народов обратились в стыд и срам, потому что ведут жизнь самую бедственную и суеверную, сделавшись несчастнее всех людей сего мира. А сему они подверглись за то, что Христос уничижил их, сделав их предметом поношения всего мира (1).
(1) Слова св. Кирилла: О каких костях говорит? о силах учения еллинов и нечестивцев, которые они заключили в своих писаниях. Ибо они находили удовольствие в блеске выражений и в составе слов, за что и называет их человекоугодниками. Но сила учения их, которая выражена именем костей, совершенно истреблена Христом, показавшим ее бездейственною и уничижившим их, то есть, писателей еллинских догматов.
Пс.52:7 . Кто даст от Сиона спасение Израилево; внегда возвратит Бог пленение людей своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль
Изъяснение сих слов смотри в 13-м псалме. А слова настоящего псалма: когда возвратит «Бог» , там читаются: когда возвратит «Господь» .
Псалом 52 — слушать и читать текст. Толкование.
Ветхий Завет
Псалтырь
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 52
Толкование Псалма 52
Этот псалом почти идентичен Пс. 13. Иначе звучит в нем лишь стих 6, который начинается, однако, с тех же слов, что стих 5 в Пс. 13, и словом «Бог» (Элохим) заменено в нем слово «Господь» (Яхве); стих 3 и 5.
Объяснение каждого из стихов Псалма 52 вы найдете в комментариях на Псалом 13. Что же касается Пс. 52:6, то в нем — вариант мысли, изложенной в Пс. 13:5-6. Наряду с причиняющими зло народу Божиему (52:5), тут подразумеваются те, которые «ополчаются» против Давида лично.
Господь поразит их страхом, который станет преследовать их даже там, где нет причин для страха. И, в конечном счете, Бог… рассыплет… кости их. Псалмопевец настолько уверен в том, что ему дано будет «постыдить» ополчающихся против него, что говорит об отвержении их Богом как о факте, уже совершившемся.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.