Молитвы по окончании литургии

Молитвы по окончании литургии в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Молитвы разные на все случаи жизни

Благодарю Тя, пренебесный Царю, и всем телом и душею молю, хвалю, славлю, почитаю и превозношу Тя, яко сподобил еси мене, грешнаго, в день сей в Божественном сем Храме Божественную Твою и благоприятную, безкровную и словесную, Твоими священнослужительми о наших согрешениях Тебе принесенную и пожертую видети жертву, в воспоминание пречистых Страстей, преславнаго Воскресения, на небеса Восшествия и страшнаго паки Пришествия Господа нашего Иисуса Христа ихже ради молю Тя: вся моя согрешения омый, очисти и прости, и даждь ми во вся дни живота моего поминати Твоя благодеяния и в чистой совести благодарения и мольбы Тебе приносити, Безначальному Отцу со Единородным Твоим Сыном и Всесвятым Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Окончание Литургии

Окончание Литургии

По окончании заамвонной молитвы певцы поют трижды: Буди имя Господне благословенно отныне и до века и затем читается (в некоторых местах принято петь) — 33–ий псалом: «Благословлю Господа на всякое время…» Во время чтения или пения этого псалма священник выходит из алтаря и раздает верующим Антидор, то есть остатки той просфоры, из которой был вынут на проскомидии Агнец. Слово «Антидор» от греческого . — значит: «вместодар». По объяснению Симеона Солунского, Антидор и дается вместо причастия тем, которые не удостоились за этой Божественной литургией св. причащения Тела и Крови Христовых. Антидор дается для освящения душ и телес верующих, а потому называется еще «Агиасмой», то есть «Святыней». Вошло в обычай раздавать Антидор с тех пор, как ревность верующих ослабела, и они перестали причащаться за каждой литургией, как это было в первые века христианства. Взамен причащения им и стал даваться Антидор. Антидор вкушается неядшими, то есть натощак.

Похожие главы из других книг

Окончание собора 680–681 гг.

Глава 92 Окончание субботы

Глава 92 Окончание субботы 1. Галаха предписывает начать субботу немного раньше захода солнца в пятницу (см. выше, 76:5), а заканчивать субботний отдых несколько позже захода солнца, чтобы некоторое время будней тоже освятилось субботней святостью. Поэтому принято молиться

ГЛАВА 11. ВСЕНОЩНАЯ, ОКОНЧАНИЕ

ГЛАВА 11. ВСЕНОЩНАЯ, ОКОНЧАНИЕ Наверное, в какой-то момент, я всё-таки отключился, но, кажется на этот раз не упал. Встряхнувшись, я обнаружил себя сидящим на скамеечке около колокольни, с расстёгнутым воротом и в окружении сидящих по бокам Клавдии Ивановны и подтянутого

Глава VII Мифология (окончание)

Окончание проповеди

Окончание проповеди После взятия Мекки в 630 году самый непримиримый противник Мухаммада и ислама, Абу Суфьян, заключил мир с Мухаммадом и принял ислам. После этого Мухаммад вернулся в Медину, где провёл остаток своей жизни.Одно из последних сражений под руководством

III Продолжение и окончание

III Продолжение и окончание 15. Прошу извинить меня за то, что я, пытаясь очертить дух картезианства, так подробно остановился на ангелологии. Необходимо было показать, что слово — не просто красочное сравнение, но в метафизическом плане как раз характеризует

2. Смерть как окончание жизни

2. Смерть как окончание жизни Хотя царствование смерти слишком часто приводит к неестественному прерыванию жизни, как, например, в случае смертельной болезни, роковой аварии или высшей меры наказания, не менее часто она просто прерывает обычное течение жизни посредством

Е. Окончание борьбы

Е. Окончание борьбы 1. Характер последней борьбы вокруг Закона Божьего «С самого начала великой борьбы на небе намерением сатаны было свергнуть Закон Божий. Именно с этой целью он и восстал против Творца и, будучи изгнан с неба, продолжает ту же борьбу на земле. Обольщать

Собор 1675 г. (Окончание)

Собор 1675 г. (Окончание) На наведение чиновного порядка среди вверенного ему духовенства Иоакима толкали два сильных мотива, ярко выраженных в приготовленном к собору деле об осуждении Иосифа, архиепископа Коломенского. Патриарх одновременно наносил удар по роскоши

Окончание Литургии

Окончание Литургии По окончании заамвонной молитвы певцы поют трижды: Буди имя Господне благословенно отныне и до века и затем читается (в некоторых местах принято петь) — 33–ий псалом: «Благословлю Господа на всякое время…» Во время чтения или пения этого псалма

Окончание молитв

Окончание молитв Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.От Пасхи до Вознесения вместо

Окончание молитв

Окончание молитв Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша. * * *Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый! Троице Святая, слава Тебе. Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу,

Окончание школы

Окончание школы Зима 42-43-го года была нелегка. Здание экстерната не отапливалось, мы сидели на уроках в ватных пальто, шапках, валенках. В замороженных зданиях — ни воды, ни туалета. Писать в варежках невозможно, и бумага — ледяная. У брата Серёжи и у меня была отморожена

Окончание Гражданской войны

Окончание Гражданской войны К концу 1920 года политическая обстановка в Советской России существенно изменилась. В европейской части страны Гражданская война закончилась победой Советов, а остающиееся ее фронты все далее и далее откатывались за Урал — в Сибирь и на

Окончание молитв

Окончание молитв Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.Слава… и ныне…Господи, помилуй

Заупокойная Литургия

Заупокойной называется Литургия, совершаемая специально для поминовения, когда на ней возносятся особые молитвы об усопших. В современной богослужебной практике эта служба по разным причинам почти не совершается. Одна из канонических причин этого – Уставные запрещения совершать заупокойные молитвы на Литургии (в части, конечно, изменяемых песнопений) в значительную часть дней церковного года. Изменяемых же песнопений на Литургии немного:

1. Тропари или ирмосы канона (читавшегося накануне на бдении), которые канонарх произносит на «блаженных»[38].

2. Тропари и кондаки после Малого входа.

3. Прокимны (краткие стихи из Писания) перед чтением Апостола.

4. Апостольские чтения. Все они берутся из книг Нового Завета – из той части, которая идет после четырех Евангелий. В число этих книг не входит Апокалипсис, стихи из которого на православном богослужении не читаются.

5. Евангельские чтения. Евангельских и, соответственно, апостольских чтений не может быть больше чем по два (даже когда их должно читаться три, одно из них читается «под зачало» – то есть слитно с предыдущим).

Устав жестко регулирует, что из изменяемых песнопений может быть допущено на Литургии и всякая самодеятельность здесь излишня. В первую очередь это должно касаться заупокойных песнопений. Лишь в дни, когда на повечерии полагается кондак «Со святыми упокой», поется он и на Литургии. Также обстоит дело и с заупокойными Апостолом и Евангелием, которые присоединяются к рядовым[39] лишь тогда, когда Уставом разрешается присоединение заупокойных песнопений.

Читайте так же:  Псалом 24 молитва

Апостол и Евангелие праздника или святых всегда находятся в связи с соответствующими песнопениями, в частности, с тропарями и кондаками. Поэтому Уставом не допускается чтение на Литургии особых Апостола и Евангелия, не имеющих никакого отношения к службе данного дня и к бывшим на вечерне, утрени и Литургии тропарям и кондакам. Ни для каких особых поминовений, ни для каких «заупокойных» и «заказных» Литургий Устав не предусматривает возможности произвольного прибавления заупокойных молитвословий.

Впрочем, прибавление этих молитвословий не является тем решающим фактором, который делает Литургию заупокойной. Вот что говорит об этом епископ Афанасий (Сахаров): «Литургия становится заупокойной не от пения на ней заупокойных тропаря и кондака, не от чтения заупокойных Апостола и Евангелия, не от возглашения заупокойной ектении. Литургия бывает заупокойной тогда, когда она соединяется с молитвенным трудом священнослужителей и мирян, подъятым ради усопших и по любви к ним, когда она сопровождается милостыней, творимой в память поминаемых. Понимаемая так заупокойная Литургия может быть и в великие праздники, и в первый день Пасхи, хотя ничего заупокойного на ней не будет возглашено».

Здесь стоит отметить стремление некоторых верующих к тому, чтобы поминание «их» усопших совершалось отдельно от всех других, либо на особой ектенье на Литургии, либо на отдельной панихиде. Происходит это из-за непонимания цели заупокойного богослужения, которая состоит в облегчении участи умерших посредством живой общей молитвы о нем к Богу. Об этом недвусмысленно свидетельствует Евангелие: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18; 19). Как для живых особенно сильны и действенны общие молитвы, так и для усопших особенно полезно, когда имена их поминают не каждое в отдельности, а вместе с другими братьями во Христе. Таким образом, совместное поминовение усопших только усиливает всякую вообще молитву о них. Кроме того, если среди поминаемых есть уже угодившие Богу, но неведомые миру праведники, то своим предстательством ко Господу они усилят молитвы живых о поминаемых вместе с ними.

Отдельное от других поминовение кого-либо из усопших может иметь место лишь тогда, когда поминаемый является особо значимой для данного прихода или для Церкви вообще личностью. Например – духовный отец большинства присутствующих за богослужением, архипастырь или известный всем подвижник благочестия. В данном случае будет лучше не присоединять других имен к этому имени. Подобным образом может быть выделено одно имя и тогда, когда поминовение совершается около находящегося в храме гроба с телом поминаемого.

Служение панихиды после Литургии. К сожалению, почти всеобщей стала практика совершения панихиды непосредственно по отпусте Литургии. Обычай этот не имеет никаких оснований в Уставе. Типикон не предусматривает возможности совершения тотчас после Литургии ни водосвятных молебнов, ни заупокойных треб, ни каких-либо еще богослужений. Литургия является завершением всего круга суточного богослужения, исполнением всех прошений и поминовений. После того как живые соединились в Таинстве Евхаристии с Самим Господом, а частицы, вынутые о усопших и не присутствующих за богослужением живых, были омыты Христовой Кровью, – всякое иное поминовение и прошение уже бессмысленны. Господь дарует Своим людям Себя – выше этого дара нет ничего ни на земле, ни на Небе.

Устав подразумевает, что все без исключения молитвы суточного круга должны быть окончены до Литургии или отложены до окончания вечерни. В конце Литургии, после заамвонной молитвы, может быть совершен только краткий чин над кутией в честь праздника или в память усопших. Такая практика существовала в Древней Руси, где даже так называемые царские молебны в дни тезоименитств и рождений совершались накануне, после вечерни. В Уставе дается точное и определенное указание относительно того, что по окончании Литургии не может быть никакого другого богослужения: по отпусте Божественный литургии исходит настоятель и братии последующим по нем два (то есть попарно) и глаголют псалом 144… Достигше же в трапезу, и кончену бывшу псалму, глаголем молитву трапезы «Отче наш…». То есть сразу по окончании Литургии должна начинаться трапе за, являющаяся, кстати, продолжением главной христианской службы.

Кроме того, само название «панихида» переводится с греческого как «всенощная». Такая этимология недвусмысленно дает понять, что панихида должна совершаться после вечерни, по примеру того, как всенощное бдение начинается после малой вечерни. Она может быть и во время, близкое тому, когда должна совершаться утреня, так как панихида по своему строю есть сокращенная утреня. В некоторых храмах она совершается до Литургии, что нисколько не противоречит Уставу. Но в обеденное время – в час окончания Литургии она служиться не должна.

Понимание этого дало начало возрождению древней практики служения молебнов и панихид утром перед совершением Таинства Таинств – Евхаристии.

Окончание молитв

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Господи, помилуй (трижды).

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и Богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Посем помысли об обязанностях, делах, которые тебе предстоит исполнить сегодня и сотвори твердое намерение следовать Христу.

Похожие главы из других книг

Окончание собора 680–681 гг.

Глава 92 Окончание субботы

Глава 92 Окончание субботы 1. Галаха предписывает начать субботу немного раньше захода солнца в пятницу (см. выше, 76:5), а заканчивать субботний отдых несколько позже захода солнца, чтобы некоторое время будней тоже освятилось субботней святостью. Поэтому принято молиться

Окончание Литургии.

Окончание Литургии. По окончании заамвонной молитвы певцы поют трижды: «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века» (Пс. 112:2 [789]), — и затем псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время…». Этот псалом почти нигде, кроме монастырей и церквей, в которых соблюдается

Глава XIV Анимизм (окончание)

Окончание проповеди

Окончание проповеди После взятия Мекки в 630 году самый непримиримый противник Мухаммада и ислама, Абу Суфьян, заключил мир с Мухаммадом и принял ислам. После этого Мухаммад вернулся в Медину, где провёл остаток своей жизни.Одно из последних сражений под руководством

III Продолжение и окончание

III Продолжение и окончание 15. Прошу извинить меня за то, что я, пытаясь очертить дух картезианства, так подробно остановился на ангелологии. Необходимо было показать, что слово — не просто красочное сравнение, но в метафизическом плане как раз характеризует

Читайте так же:  Молитва о помощи Святому Трифону

2. Смерть как окончание жизни

2. Смерть как окончание жизни Хотя царствование смерти слишком часто приводит к неестественному прерыванию жизни, как, например, в случае смертельной болезни, роковой аварии или высшей меры наказания, не менее часто она просто прерывает обычное течение жизни посредством

Е. Окончание борьбы

Е. Окончание борьбы 1. Характер последней борьбы вокруг Закона Божьего «С самого начала великой борьбы на небе намерением сатаны было свергнуть Закон Божий. Именно с этой целью он и восстал против Творца и, будучи изгнан с неба, продолжает ту же борьбу на земле. Обольщать

Окончание ветхозаветного периода

Окончание ветхозаветного периода После Ездры и Неемии о еврейском народе почти ничего неизвестно вплоть до второго столетия до н. э. Малахия жил примерно в этот период; его пророчество изображает картину общего религиозного упадка и, возможно, материальной нищеты. Книги

Окончание Литургии

Окончание Литургии По окончании заамвонной молитвы певцы поют трижды: Буди имя Господне благословенно отныне и до века и затем читается (в некоторых местах принято петь) — 33–ий псалом: «Благословлю Господа на всякое время…» Во время чтения или пения этого псалма

Окончание Евангелия от Иоанна

Окончание Евангелия от Иоанна Структура заключительных частей Евангелия от Иоанна стройна и логична: имеется завершение повествования (21:1–23), обрамленное заключением, разделенным на две хорошо продуманные и простроенные «ступени» (20:30–31 и 21:24–25). Одна из причин того,

Окончание молитв

Окончание молитв Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша. * * *Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый! Троице Святая, слава Тебе. Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу,

Окончание школы

Окончание школы Зима 42-43-го года была нелегка. Здание экстерната не отапливалось, мы сидели на уроках в ватных пальто, шапках, валенках. В замороженных зданиях — ни воды, ни туалета. Писать в варежках невозможно, и бумага — ледяная. У брата Серёжи и у меня была отморожена

Окончание Гражданской войны

Окончание Гражданской войны К концу 1920 года политическая обстановка в Советской России существенно изменилась. В европейской части страны Гражданская война закончилась победой Советов, а остающиееся ее фронты все далее и далее откатывались за Урал — в Сибирь и на

Окончание молитв

Окончание молитв Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.Слава… и ныне…Господи, помилуй

Молитвы по окончании литургии

После приглашения оглашенным удалиться из храма, произносятся две краткие ектении и поется Херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды) «.

По-русски эта песнь читается так: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!» Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе — таинственно изображая или таинственно представляя из себя; животворящей — жизнь дающей; припевающе — воспевая; отложим — оставим; житейское попечение — заботу о житейском; яко да — чтобы; подымем — поднимем, прославим; дориносима — торжественно носимого, прославляемого ( «дори» — слово греческое и значит копье, так что «дориносима» значит копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить ларей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, причем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми — ангельскими чинами; аллилуиа — хвала Богу.

С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания Литургии. Насколько предосудительно нарушать это требование, видно из 9-го апостольского правила: «Всех верных, входящих в церковь. и не пребывающих на молитве до конца, как бесчиние в церкви производящих, подобает отлучать от общения церковного». После Символа веры возгласом «Станем (будем стоять) добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» обращается внимание верующих на то, что наступило время приносить «святое возношение» или жертву, то есть совершать святое таинство Евхаристии, и с этого момента надлежит стоять с особенным благоговением. В ответ на этот возглас поется: «Милость мира, жертву хваления» , то есть будем приносить с благодарностью за даруемую нам свыше милость небесного мира единственно доступную нам жертву хваления. Священник благословляет верующих словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога и Отца и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами» , и, призывая к благоговейному предстоянию, возглашает: «горе имеим сердца» , то есть будем иметь сердца устремленными вверх — к Богу. На это певчие от лица молящихся благоговейно отвечают: «Имамы ко Господу» , то есть мы уже имеем сердца устремленными ко Господу.

Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, вспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил таинство причащения, произносит вслух слова Спасителя: «Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов» и «Пийте от нея вси, сия (эта) есть Кровь Моя Новаго Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» . После этого священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие и вслух произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии).

Далее идет следующая часть Литургии верных.

По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» и «пийте от нея вси» в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста).

Молитвы по окончании литургии

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

  • Главная
  • История
  • Святыни Храма
  • Устройство Храма
  • Фото
  • Проповеди
  • Видео
  • Контакты
  • День за днем
    Православный календарь
    Расписание богослужений
    Газета «Колокол»
    Библейская группа
    Вопрос священнику
    Просьбы молитв
    Наши священники
    Паломнические поездки
    Нужды Храма
    Объявления
    Православная кухня
    Новое на сайте
    О смысле
    Читаем Евангелие
    Таинства
    Богослужения
    Пост
    Библиотека
    Библиотека Храма
    Молитвослов
    Акафисты
    Жития святых
    Духовная сокровищница
    Статьи
    Словари
    Психология
    Воскресная школа
    История
    Расписание занятий
    Милосердие
    Дети-сироты
    Сервисы сайта
    Экспресс-связь
    Карта сайта
    Ссылки
    Главная >>Иконы Храма >>Иконостас >>Праздничный ярус >>Икона «Тайная вечеря» >> Молитва благодарственная после Божественной Литургии

    Молитва благодарственная после Божественной Литургии

    Читайте также:
    • Икона «Тайная вечеря»
    • Акафист благодарственный по причащении Святых Таин
    • Церковно-славянский словарь

    Молитва благодарственная, приносимая после Божественной Литургии

    Благодарю Тя, пренебесный Царю,
    и всем телом и душею молю, хвалю, славлю, почитаю и превозношу Тя,
    яко сподобил еси мене, грешнаго,
    в день сей в Божественнем сем храме Божественную Твою и благоприятную, безкровную и словесную,
    Твоими священнослужительми о наших согрешениих Тебе принесенную и пожертую видети Жертву,
    в воспоминание пречистых страстей, преславнаго воскресения,
    на небеса восшествия и страшнаго паки Пришествия
    Господа нашего Иисуса Христа, ихже ради молю Тя:

    вся моя согрешения омый, очисти и прости, и даждь ми во вся дни живота моего
    поминати Твоя благодеяния и в чистой совести благодарения и мольбы Тебе приносити,
    Безначальному Отцу со Единородным Твоим Сыном,
    и Всесвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом,
    ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!


    © 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
    (03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

    По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

    Главный редактор — протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор — Елена Блайвас, Технический редактор — Александр Перехрестенко

    Чинопоследование литургии верных

    Херувимская песнь

    По раскрытии антиминса и ектении о оглашенных начинается литургия верных. В это время диакон в ектении вновь обращается к верным, напоминая выполнить необходимое для дальнейшего участия в богослужении условие — примирение друг с другом. «Елицы вернии, паки и паки миром (в мире) Господу помолимся. «

    Священник читает тайно первую молитву верных, вознося Богу благодарение за то, что Господь удостоил его предстать Святому Жертвеннику, и просит его благодатной помощи достойно совершить святую службу сию с чистой совестью.

    На литургии св. Иоанна Златоуста

    Благодарим Тя, Господи Боже сил, сподоби΄вшаго нас предстати и ныне Святому Твоему Жертвеннику и припа́сти ко щедротам Твоим о наших гресе́х и о людских неве́дениих. Приими΄, Боже, моление наше, сотвори΄ ны достойны быти, е́же приносити Тебе моления и мольбы и жертвы безкровныя о всех людех Твоих, и удовли΄ нас, и΄хже положил еси΄ в службу Твою сию΄, силою Духа Твоего Святаго, неосужденно и непреткновенно, в чи΄стем свидетельстве совести нашея, призывати Тя на всякое время и место. Да, послу́шая нас, милостив нам будеши во множестве Твоея благости.

    На литургии св. Василия Великого

    Ты, Господи, показал еси нам великое сие спасения таинство. Ты сподобил еси нас, смиренных и недостойных раб Твоих, быти служителем (здесь: дат. мн. ч.) святаго Твоего Жертвенника. Ты удовли΄ нас силою Святаго Твоего Духа в службу сию, да, неосужденно ставше пред святою славою Твоею, принесем Ти жертву хваления, Ты бо еси де́йствуяй вся во всех. Даждь, Господи, и о наших гресе́х, и о людских неве́дениих приятней быти жертве нашей и благоприятней пред Тобою.

    Диакон от лица верных произносит: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

    Хор: Господи, помилуй.

    Священник, заканчивая первую молитву верных, возглашает: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

    Диакон вновь произносит:

    Паки и паки миром Господу помолимся.

    Хор: Господи, помилуй.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.

    Хор: Господи, помилуй.

    Диакон: О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся.

    Хор: Господи, помилуй.

    Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.

    Хор: Господи, помилуй.

    Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и ну́жды Господу помолимся.

    Хор: Господи, помилуй.

    Священник во время второй ектении читает тайно вторую молитву верных, повторяя в ней прошения первой молитвы, и просит Господа даровать верным преуспеяние в доброй жизни, духовное разумение и сподобить всех неосужденно причаститься Святых Тайн для стяжания вечной жизни.

    На литургии св. Иоанна Златоуста

    Паки и многажды Тебе пpипа́дaeм и Тебе молимся, Благи΄й и Человеколюбче, яко, да, призре́в на моление наше, очи΄стиши наша души и телеса́ от всякия скверны плоти и духа и да́си нам непови΄нное и неосужденное предстояние святаго Твоего Жертвенника.

    Даруй же, Боже, и молящимся с нами преспе́яние жития, и веры, и разума духовнаго. Даждь им, всегда со страхом и любовию служа́щим Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых Твоих Таин и Небеснаго Твоего Царствия сподобитися.

    На литургии св. Василия Великого

    Боже, посети΄вый в милости и щедро́тах смирение наше, поста́вивый нас, смиренных и грешных, и недостойных раб Твоих, пред святою славою Твоею, служити святому Жертвеннику Твоему, Ты укрепи нас силою Святаго Твоего Духа в службу сию и даждь нам слово во отверзе́ние уст наших, во еже призывати благодать Святаго Твоего Духа на хотящия предложи΄тися Да́ры.

    Если священник служит без диакона, то он произносит только первое прошение: «Паки и паки. » и последнее: «Заступи, спаси, помилуй. «, тайно читая вторую молитву верных.

    Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

    Хор: Господи, помилуй.

    Диакон произносит: Премудрость, благоговейно поклоняется и входит в алтарь северной дверью.

    Священник по окончании второй молитвы верных возглашает: Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

    Хор: Аминь; и поет Херувимскую песнь:

    Иже Херувимы тайно образу́юще и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложи΄м попечение.

    Во время возгласа священника «Яко да под державою Твоею. » отверзаются царские врата. Диакон, взяв кадильницу и получив на каждение благословение от предстоятеля, кадит, читая про себя 50-й псалом, престол с четырех сторон, жертвенник, алтарь, затем царскими вратами выходит на солею и кадит иконостас; входит в алтарь, кадит священника и предстоящих; опять выходит на амвон и кадит лики (хоры) и молящихся. Окончив каждение, по обычаю, становится рядом со священником, молящимся пред престолом.

    Это каждение, совершаемое диаконом во время пения Херувимской песни, выражает молитвенное стремление верующих к Богу и желание их принять благодать Святаго Духа.

    Священник во время каждения читает тайно молитву Херувимской песни (она — одна и та же для обеих литургий), в которой, сознавая всё свое недостоинство, просит Господа соделать его достойным священнодействия, причем исповедует, что он, священник, есть лишь видимое орудие, чрез которое невидимо тайнодействует Сам Господь Иисус Христос:

    Никто́же досто́ин от связа́вшихся плотски΄ми похотьми΄ и сластьми΄ приходи΄ти, или прибли΄житися, или служи΄ςи Тебе, Царю славы, е́же бо служити Тебе велико и страшно и саме́м небесным Силам. Но обаче, неизреченнаго ради и безмернаго Твоего человеколюбия, непреложно и неизменно был еси Человек и Архиерей нам был еси, и служебныя сея и безкровныя Жертвы священнодействие предал еси нам, яко Владыка всех. Ты бо един, Господи Боже наш, влады΄чествуеши небесными и земными, Иже на престоле Херуви΄мсте носи΄мый, Иже Серафимов Господь и Царь Изра́илев, Иже Един Свят и во святых почива́яй.

    Тя у́бо молю΄, Единаго блага́го и благопослушли΄ваго: при΄зри на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, и очисти мою душу и сердце от совести лукавыя, и удовли΄ мя, силою Святаго Твоего Духа, облече́нна благодатию священства, предстати святей Твоей сей трапезе и священнодействовати Святое и Пречистое Твое Тело, и Честну́ю Кровь. К Тебе бо прихожду́, приклонь мою вы΄ю, и молю Ти ся, да не отврати΄ши лица Твоего от мене́, ниже́ отри΄неши мене от отрок Твоих. Но сподоби принесенным Тебе быти мною, грешным и недостойным рабом Твоим, Даро́м сим. Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    По окончании чтения священником этой молитвы, а диаконом каждения оба они со умилением трижды вполголоса читают Херувимскую песнь, молясь об отрешении от житейских попечений. (В Великий четверг читают «Вечери Твоея Тайныя. «, а в Великую субботу «Да молчит всякая плоть человеча. «)

    Священник, молясь, произносит: «Иже Херувимы тайно образу́юще и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложи΄м попечение.

    Диакон: Яко да Царя всех поды΄мем, ангельскими невидимо дориноси΄ма чи΄нми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

    И, делая крестное знамение, они трижды благоговейно поклоняются пред престолом.

    Во время чтения Херувимской песни священник руки возвышает горе́ (кверху), а диакон держит орарь в поднятой руке, так же, как и при чтении ектений. Затем священник целует антиминс, а диакон — престол, и отходят к жертвеннику: священник — непосредственно налево, а диакон чрез горнее место.

    Ответы на вопросы

    Церковная молитва – общая молитва всех прихожан

    Духовная жизнь христианина не исчерпывается индивидуальной домашней молитвой. Для того, чтобы не только называться христианином, но и быть им на деле, необходимо регулярно участвовать в общей, то есть церковной молитве. Объединяясь в общей молитве, христиане образуют Церковь, и только в Церкви нам дается спасение.

    Значение и смысл церковной молитвы

    Иисус Христос говорил: «там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них». В храме перед Богом стоят не просто несколько человек, но вся Церковь в ее духовном единстве. Христос постоянно присутствует в жизни Церкви, и знаком Его присутствия являются церковные таинства, совершать которые может только священник. Участие в таинствах — важнейшая часть духовной жизни христианина.

    Совместная общая молитва людей в храме

    В храме во время богослужений верующие совершают общую молитву. В совместной молитве все молятся о каждом и каждый – обо всех: когда отвлекся один, другие продолжают молиться, и молитва не ослабевает. Поэтому совместная молитва важнее (и сильнее) частной.

    Богослужение совершает священник, ему помогает диакон. В храме слова молитв от имени всех собравшихся произносят или поют чтецы и певцы. Остальные молящиеся должны внимательно слушать то, что читается и поется. Чтобы лучше понимать слова, можно следить за богослужением с текстом в руках. Можно при этом подпевать хору, лишь бы пение не мешало другим молящимся.

    Богослужения суточного круга, кроме Литургии, могут совершаться верующими без священника, так называемым мирянским чином. Для этого не нужен храм, а достаточно часовни.

    Богослужебные молитвы

    Существует огромное множество богослужебных молитв — тропарей, кондаков, стихир. Некоторые из них читают только священники во время богослужений: светильничные молитвы, евхаристическая молитва, молитва Ефрема Сирина, молитвы для совершения таинств и треб. Такие молитвы называются иерейскими или священническими, и содержатся они в богослужебных книгах (Октоихе, Минее, Триоди, Часослове).

    Некоторые молитвы собравшиеся на службе прихожане поют вместе со священниками и церковным хором, и мирянам необходимо знать их наизусть:

    • Символ Веры («Верую…»), молитву «Отче наш…» и причастный стих «Тело Христово приимите, источника безсмерного вкусите» — на Божественной Литургии;
    • песнь «Воскресение Христово видевше…» — на воскресном всенощном бдении;
    • возглас «Воистину воскресе!» в ответ на возглас священника «Христос воскресе!» — на пасхальной службе.

    Молитва идущих в храм

    Верующие освящают молитвой каждое свое действие. Тем более без нее не может обойтись такое важное дело, как путь в храм. Какие же молитвы читают, когда идут в церковь? Существует специальная молитва идущего в храм, и ее нужно про себя или тихим шепотом произносить по дороге. Если не помните ее наизусть, можно читать «Отче наш» или Иисусову молитву.

    Входя в церковь, нужно трижды перекреститься и сделать поясной поклон.

    Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок

    Фото: Фотобанк Лори

    Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме. Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.

    Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.

    Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.

    Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.

    Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:

    • Суточный круг: каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
    • Седмичный, или недельный круг: каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
    • Годовой круг: каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.

    Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.

    Литургия и таинство Евхаристии

    Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается главное таинство православной Церкви – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.

    В последовании Литургии можно выделить три этапа:

    • проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
    • литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
    • литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).

    Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.

    Евхаристическая молитва

    Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.

    В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.

    Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.

    Каждение в храме

    Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.

    Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются.

    Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.

    Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны

    Во время молитв в храме нужно креститься и совершать поклоны в соответствии с церковным Уставом:

    Крестное знамение без поклона:

    • в начале чтения Священного Писания (Апостола, Евангелия, Ветхого Завета)
    • на отпусте в конце службы, когда священник возглашает «Христос, истинный Бог наш. »
    • на вечерней службе в начале Шестопсалмия на словах «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (три раза) и посередине, на слове «Аллилуия» (три раза)
    • на Литургии во время пения Символа веры

    Крестное знамение с поясным поклоном (три раза):

    • при входе в храм и при выходе из него
    • при чтении «Приидите, поклонимся. »
    • при чтении «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя»
    • при чтении «Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный. »
    • при возгласе священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. »
    • на словах «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»
    • на словах «Сподоби, Господи, в сей день (вечер) без греха сохранитися нам»
    • на литии после первых двух прошений ектении

    Крестное знамение с поясным поклоном (один раз):

    • на словах «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
    • на литии во время ектении после всех прошений, кроме первых двух
    • во время ектений на остальных службах на словах «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи»
    • во время любой молитвы, когда звучат слова «поклонимся», «припадем», «помолимся»
    • на Литургии на словах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих Тебе приносяще»
    • после «Честнейшую херувим. » перед «Именем Господним благослови, отче. » (низкий поясной поклон)
    • на утрене после чтения Евангелия
    • на вечерне и утрене после окончания каждой стихиры
    • на утрене на каноне на каждом припеве и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому духу», «и ныне и присно и вовеки веков, аминь»
    • на молебне с акафистом в начале каждого кондака и икоса

    На Литургии в воскресенье и в период с Пасхи до Пятидесятницы, когда не совершаются земные поклоны, делается крестное знамение с поясным поклоном:

    • после песнопения «Тебе поем»
    • после «Достойно есть»
    • при возгласе «Святая святым»
    • при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш»
    • при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите»
    • затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

    Поясной поклон без крестного знамения:

    • на возгласе священника «Мир всем. »

    Земной Великий поклон

    Для земного поклона становятся на колени и касаются пола руками и головой.

    Земные поклоны совершаются:

    • во время поста при входе в храм и перед выходом из него (три раза)
    • во время поста на утрене во время Песни пресвятой Богородице по окончании припева «Честнейшую херувим. »
    • Великим постом во время чтения молитвы Ефрема Сирина (на каждой фразе)
    • Великим постом на великом повечерии на каждом чтении стиха «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»
    • Великим постом на вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся. » (три раза)
    • на Литургии в будний день (не в праздник): после песнопения «Тебе поем», после «Достойно есть», при возгласе «Святая святым», при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш», при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите», затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

    По воскресеньям и в период с Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны заменяются поясными.

    Как правильно молиться в церкви перед иконой

    В храм нужно прийти за некоторое время до начала службы, чтобы приложиться к иконе дня или чудотворным иконам.

    Икона дня — это изображение святого или события Священной истории, память о котором отмечается в этот день. Икона дня лежит посередине храма на аналое (небольшом наклонном столике). Если в этот день нет праздника и не вспоминается какой-либо святой, то иконой дня является икона святого или праздника, в честь которого освящен храм.

    Перед иконой нужно дважды перекреститься с поясным поклоном.

    При этом про себя произносят молитву:

    • у иконы Христа — Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»
    • перед ликом Богородицы — «Пресвятая Богородице, спаси нас»
    • у образа святого — «Святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (имя), моли Бога о нас»

    После этого нужно приложиться губами к определенному месту иконы:

    • у Христа целуют благословляющую руку, ноги или край одежды
    • у Богородицы и святых — руку или одежду
    • на иконе Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя — волосы

    Церковнославянский язык — значение и роль

    Богослужение в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях ведется на церковнославянском языке. На русском языке могут читаться только отрывки из Священного Писания. Церковнославянский язык на слух воспринимается не всегда легко, поэтому на службы с собой можно брать распечатку текста с переводом.

    Часто спрашивают: можно ли молиться по-русски и почему не переводят богослужение на русский язык?

    По-русски молиться можно, в русском, как и в любом национальном языке, нет ничего скверного или недостойного молитвы. Однако в настоящее время полный перевод богослужения на русский невозможен: нормы и стилистика современного русского литературного языка постоянно меняются, язык очень быстро устаревает. К тому же, в русском языке попросту нет многих слов, которые используются в молитвенной поэзии.

    Молитвы по окончании литургии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here