Содержание
- 1 Месяц Май. 2-й день Послушание паче поста и молитвы
- 2 Превыше послушания, поста и молитвы
- 3 Превыше послушания, поста и молитвы (записки настоящей послушницы)
- 4 Откуда взялось изречение: послушание превыше поста и молитвы?
- 5 Послушание выше поста и молитвы
- 6 Как понимать выражение «Послушание выше поста и молитвы»?
- 7 Послушание превыше поста и молитвы кто сказал
- 8 Послушание важнее поста и молитвы
- 9 Почему послушание выше поста и молитвы?
- 10 Послушание превыше поста и молитвы кто сказал
Месяц Май. 2-й день
Послушание паче поста и молитвы
(Слово от Патерика, яко послушание боле есть постного жития и пустынного. Прол. Мая 2)
Говорят, что послушание паче поста и молитвы. Можно ли верить сему?
Так, братие, как сейчас слышали, подлинно послушание паче поста и молитвы; да иначе и не может быть. Послушание вносит в монастырь мир и тишину. А мир и тишина суть первые условия к процветанию обителей. Подумайте, что же бы было, если б в монастырях каждый захотел жить по своей воле и вышел бы из послушания настоятелю? Тогда бы ссорам и смятениям не было конца, и монахи жили бы в монастыре, как в аду. Ведь хорош только тот дом, где хозяин один; а когда хозяев много, там никогда нет ни порядка, ни лада. Так и в монастыре. Да и в монастыре это особенно. Монах всегда должен быть сосредоточен в себе, всегда должен иметь ум и сердце устремленными к Богу, всегда должен быть благоспешен к молитве. А какая тут может быть сосредоточенность, какое богомыслие, какая молитва, когда вокруг тебя самоволие и разнузданность? Тут ничего при таких условиях не может быть хорошего, а могут следовать тьма за тьмою и нечистота за нечистотою. Помните же это, братие, и держитесь послушания, как самого надежного якоря для спасения себя и других. Аминь.
Превыше послушания, поста и молитвы
Один пустынник пришел на некоторое время в скит. Он не нашел для себя кельи, и один из скитских старцев, имея у себя лишнюю келью, предложил ему занять ее, доколе он не найдет себе другой. К пришельцу стали приходить для беседы.
Это не понравилось старцу, который дал ему свою келью. Он начал роптать и даже злословить о нем. «Я столько лет провел здесь в великом посте, – сказал он своему ученику, – и никто не приходил ко мне, а этот пришелец только несколько дней живет здесь, и все идут к нему. Пойди и скажи ему, чтобы он оставил нашу келью, потому что она нам нужна».
Ученик же, придя к пустыннику, сказал: «Отец мой желает знать, здоров ли ты?» – «Скажи отцу своему, – отвечал пустынник, – чтобы он помолился обо мне, я немного болен». Ученик, придя к своему старцу, сказал, что пустынник нашел себе келью и скоро уйдет. Спустя несколько дней старец опять посылает ученика сказать гостю, что если тот скоро не выйдет, то он выгонит его.
Ученик, придя к пустыннику, сказал: «Отец мой слышал, что ты очень болен, и послал меня навестить тебя». Пустынник отвечал: «Скажи отцу своему, что я, по молитвам его, теперь здоров». Возвратившись, ученик сказал старцу, что гость на этой неделе уйдет. Прошла неделя, а пустынник не уходил, тогда старец взял посох и пошел выгонять его. Но ученик сказал: «Подожди, я пойду вперед и посмотрю, нет ли там кого из посторонних, чтобы не сделать соблазна». И, придя к пустыннику, сказал ему: «Отец мой идет звать тебя на ужин».
Услышав это, гость поспешил навстречу к старцу и, кланяясь ему издали, сказал: «Не трудись, отче, я приду к тебе». Умиленный его кротостью и добросердечием, старец обнял и целовал его, как будто бы ничего не произошло между ними, и ввел его в свою келью.
Угостив и проводив гостя, старец спросил ученика: «Ты не говорил ему, что я тебе приказывал?» – «Нет», – отвечал ученик. Обрадовавшись и познав в своей неприязни к пришельцу действие вражеской зависти, старец упал к ногам ученика и сказал: «Отныне ты отец мой, а я ученик твой, потому что через твое мудрое и благое действие спасены души обоих нас».
Превыше послушания, поста и молитвы (записки настоящей послушницы)
В монастырях часто любят повторять эту формулу: «послушание превыше поста и молитвы». Но может быть в монашеской жизни есть что-то еще? Что-то выше самого такого «послушания»? Воспоминания схимонахини Леонтии, настоящей, не «бывшей» Послушницы:
В обители жила Катя Протопопова (в монашестве матушка Евгения), духовная дочь владыки Варфоломея. Протопопова была дочь священника отца Василия Протопопова, окончила Московское епархиальное училище и по благословению владыки Варфоломея поступила в Аносино. В обители с Катей мы были дружны, но разность характеров навсегда помешала нам сблизиться. Помню такой случай: приехал владыка Варфоломей и, как всегда, остановился в ограде, в маленьком архиерейском домике. Живя в обители, он никого не принимал. Протопопова написала откровение помыслов Владыке, на которое он не ответил. Прошла неделя, вторая, Владыка не отвечал. В разговоре со мной она поделилась своей скорбью, молчание Владыки волновало ее.
— Катя, ты хочешь, чтобы Владыка принял тебя? — спросила я ее.
— Конечно, хочу, — ответила Катя. — Разве ты можешь это устроить?
— Могу, — ответила я. — Пиши письмо, я отнесу Владыке.
Катя написала письмо и, не передавая мне, сказала: «Как ты идешь без благословения матушки?»
Во время всенощной после «Величит» я незаметно вышла из храма и направилась к архиерейскому домику. В одном из окон светился огонек. Подойдя к двери, тронула ручку, дверь приоткрылась, я очутилась в передней. Остановившись перед другой дверью, ведущей в столовую, я громко произнесла: «Молитвами святого Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!»
— Аминь, — ответил Владыка.
Я вошла, поклонилась Владыке, прося его благословить меня.
— Простите, Владыка, что я без Вашего благословения пришла к Вам. Прошу Вас, простите сестру Екатерину, благословите ее прийти к Вам, вот ее откровение помыслов. Ради Бога, простите ее!
— Кто ты, что пришла так смело, без благословения?
— Я, Владыка? Я — Любовь! — быстро ответив, выскочила я из покоев Архиерея.
На другой день вызвал Катю Владыка, но был строг и суров. Меня вызвала к себе моя духовная мать.
— Как ты смела без благословения Владыки входить к нему? — встретила она меня вопросом.
— Владыка требует тебя к себе, — сказала она, когда я стала просить прощения.
И вот я снова у Владыки. На этот раз нет у меня храбрости, стою смиренно.
— Вот так перец! — сказал, смеясь. Владыка. — Садись сюда, побеседуем с тобой.
Смущение прошло, и полилась задушевная беседа. Владыка умел завладеть вниманием собеседника, пошутить, а иногда прозорливо сказать. Так произошло мое знакомство с владыкой Варфоломеем. В келлии я все же была наказана и стояла на коленях. Под его руководством я была около трех лет. Много духовных вопросов было решено, многое было пережито, перевоспитано. Владыка любил простоту, искренность. Служа в храме, он требовал истового церковного пения и чтения. Службы его отличались торжественностью. Наступила масленица. В трапезе пекли блины. Владыка благословил меня написать реферат на тему «Труды апостола Павла по книге Деяний святых Апостолов». Приходилось много читать, писать, службы церковные и послушание, как правило, занимали все время. Дни бежали. В Прощеное воскресение Владыка благословил меня с Катей прийти к нему.
Советую всем почитать эти записки полностью
Откуда взялось изречение: послушание превыше поста и молитвы?
Что сам в себе представляет из себя пост? Это ведь и есть упражнение в подчинении своей воли, воле Божией, воле Матери Церкви. Имеется в виду пост установленный Церковью. Именно с нарушения поста и началось непослушание, родившее первородный грех, а соблюдение поста это как раз и есть попытка через послушание вернуться в свободу чад Божиих, утерянную Адамом. Послушание выше поста это абсурд, масло масляное.
Послушание выше молитвы? Что такое молитва? Молитва, это средство соединения человека с Богом, средство исполнения заповеди: возлюби Бога всем сердцем! То есть автор изречения «послушание выше поста и молитвы» подготавливал для себя почву, чтобы с помощью этого изречения отменить исполнение заповеди Божией. И предотвратить своё изгнание, которое, как учит нас Евангелие и совершается именно молитвою и постом. Спаситель, во время своей земной жизни, высказал своё отношение к таким манипуляциям, обличая фарисеев: «оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (МК.7:8)
В житиях святых встречаются упоминания о том, что они употребляли это изречение, но так же несомненно и то, что они использовали его совсем не с теми целями и употребляли не в том смысле, в котором его употребляют современные фарисеи, желающие быть не пастырями овец Христовых, а их безраздельными владельцами.
Святой Серафим Саровский, наставляя дивеевских сестер, говорил о том, что нельзя отказываться от монастырского послушания, имея в виду некий физический труд, однако он же всех благословлял и на непрестанную молитву, и что всякое послушание необходимо ей сопровождать, и о том, что монахи, не имеющие внутренней молитвы, это не суть монахи, а обожжённые головешки. В его случае, говоря о том, что послушание выше молитвы, он имел в виду внешнюю молитву, вычитывание правила. Что, если монах сидит в кельи, то надо упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири, а если зовут на послушание, то (оставив это чтение) надо идти на оное (не оставляя при этом непрестанной внутренней молитвы).
Под словом послушание он ни в коем случае не имел, и не мог иметь в виду, нарушение заповедей Христа или канонов Святой Церкви.
«Без Мене не можете творити ничесоже»(Ин.15:5) говорит Христос, то есть и вторая часть исследуемой фразы «послушание выше молитвы» так же бессмысленна, как и первая, если употреблять ее в отрыве от учения Христа в целом, как его собственно и употребляют современные книжники и фарисеи, с целью добиться послушания себе в своих административных целях, далеко отстоящих от истинной цели Святой Матери Церкви, состоящей единственно в спасении душ чад Божиих, а отнюдь не в превращении их в бессловесных рабов, употребляемых для удовлетворения своих книжно-фарисейских нужд.
Без помощи Божией мы не можем делать ничего, в том числе и быть истинными послушниками, помощь же Божия подаётся в молитве, а пост, это и есть упражнение в послушании воле Божией, поэтому враг не может пребывать там, где имеет место такое сочетание добродетелей, именно поэтому он так на них и ополчился, используя свои излюбленные орудия: ложь, лукавство и лицемерие.
Послушание выше поста и молитвы
Моя знакомая не верила в Бога, но и не отрицала, пока не заболела. Врачи у нее ничего не находили и считали ее симулянткой. Здоровье ухудшалось с каждым днем. Родственники посоветовали сходить в церковь и рассказать о своем состоянии священнику. Священник посоветовал ей поститься, исповедаться, причащаться. Она так и сделала. Почувствовала себя на много лучше, силы прибавлялись, здоровье улучшалось. Ей захотелось узнать больше о христианстве, так как понятия ни о чем не имела. Никогда не была в монастырях, в святых местах, на св. источниках. Ей посоветовали недельку пожить в монастыре, потрудиться, помолиться, узнать монашеский образ жизни. Она осталась там, постилась, молилась, а вот слушаться было сложно. Если ей священник говорил, что-то сделать она обязательно с ним спорила. Потом она осознавала, что его надо слушаться. Просила прощения, а на второй день делала то же самое. Ей было стыдно, но измениться она не могла сама. Когда она это поняла, попросила священника о помощи, что бы быть послушной. Он ответил, что надо потерпеть немного, скоро все изменится.
И правда, через некоторое время и она стала четко выполнять его поручения. Но до этого было много протестов. Вот, например, на праздник Ильи пророка решили посетить святой источник, до которого было сорок километров. Священник поручил ей проводить женщину с больными ногами до трассы, остановить частную легковую машину и отправить ее на источник. Она помогла ей дойти до трассы и стала останавливать легковые машины. Какие угодно машины останавливались, но только не легковые. Прошел час, полтора, а женщина не соглашалась ехать на другой машине. И говорила, что тебе батюшка сказал, на какой машине ехать? На частной, вот и останавливай частную. Уже темнело, у моей знакомой закончилось терпение. И она сказала женщине, ну и сиди, жди частную машину, а я пойду и скажу отцу, что машины не останавливаются. И, что ты не хочешь ехать на другой машине. И ушла, оставив на трассе эту женщину. Когда священник пришел на трассу, этой женщины там уже не было. Ну, думает моя знакомая, куда она делась за пятнадцать минут?
Утром они встретились на св. источнике и она ей говорит: «Ты только ушла, подъехала легковая машина, и водитель спросил, куда бабушка тебе надо? Я сказала. Он довез меня прямо до источника и денег не взял». Вот так-то. Я запомнила рассказ знакомой на всю жизнь.
Даже, после этого случая ей все равно было трудно слушаться. Вот второй пример. Нужно было клеить обои на стенку отштукатуренную глиной. Монашка подошла к моей знакомой и говорит, что им двоим, священник поручил это сделать. Знакомая посмотрела на стену, и говорит, кто же на глину клеит обои? Намажешь клеем на глину, приклеишь обои, а завтра они «шубой» все станут. Сначала надо стенку подготовить. Пусть высохнет, а потом клеить.
На, что монашка ответила, раз ты такая умная — не делай, а мне отец сказал, я и буду делать. Тут и священник подошел. Ты опять споришь? Знакомая объяснила ему, если нужно выполнить послушание, я наклею. А если, что бы было качественно, то я считаю надо так-то и так-то. Он согласился с ее мнением. Потом ей легче было выполнять послушание, высказывая свое мнение и находить согласие. Так, что очень трудно дается послушание.
Духовные наставники по послушанию судят о духовном состоянии человека. В, будущем, этому человеку легче будет приобрести смирение и терпение. Которое, очень тяжело дается. Гордыня мощно сопротивляется. Знаю по себе. Когда нет, не нужного умствования, человек выполняет то, чему учат его наставники и приобретает свой личный опыт. Ему не надо поститься и усердно молиться, что бы найти ответ на ту или иную ситуацию. Но, а когда нет послушания, тогда молись, постись и проси, что бы получить ответ на тот или иной жизненный вопрос. Это тоже полезно потому, что придет время и у тебя не будет наставника. И тогда придется самому принимать правильные решения.
Послушание выше поста и молитвы. Таким путем легче идти. А поститься и молиться трудновато, но зато потом легче ориентироваться в жизни. Ты знаешь, что надо делать, что бы принять правильное решение. Выбор всегда остается за человеком. Дерзайте. Приобретайте во всем личный опыт. Я встречала людей которые занимались йогой по пять лет. Но пороки так и не уходили. А какие там прекрасные методики, комплексы упражнений, интересная информация. Просто восхитительно. Но нужно сорок дней подряд выполнять комплекс упражнений , чтобы избавиться от какого ни будь одного порока. Редко у кого хватало терпения на сорок дней. Следовательно порок оставался в человеке. Хотя он вегетарианец и много занимается, а сознание меняется медленно и не значительно. Выполняет много комплексов, но не по сорок дней, такой и результат.
Как понимать выражение «Послушание выше поста и молитвы»?
Аудио
— Есть такое выражение: «Послушание выше поста и молитвы». Как его воспринимать?
— Хорошее выражение, которое можно назвать «монастырским фольклором», — в Писании этого нет. Однако можно и неправильно его понять. Например, представим себе обитель, больше похожую на трудовой лагерь, чем на монастырь: множество людей, которые не ходят на службы Божии, а только работают, работают и работают. Человек не может все время работать. Он должен работать, молиться, отдыхать. А ему говорят: «Послушание превыше поста и молитвы», — здесь можно перегнуть палку. Это монашеское определение, в миру трудно пристроить эту присказку.
А в монастыре при богомудром игумене, который переживает о духовном состоянии своих пасомых и не является властным человеком, стремящимся перво-наперво доказать свое, это выражение будет к месту — если для игумена главное, чтобы монахи, ему Богом вверенные, вели духовную жизнь, чтобы они были монахами, у которых есть время для молитвы, келейного правила, чтения духовной литературы. Если игумен видит целью духовный рост своих духовных детей, то он поставит все на свои места: они будут трудиться, слушаться игумена и молиться. Но если он волюнтарист и хочет, чтобы было все только по его воле, тогда он при помощи этой поговорки может загнать людей. Монахи будут скорбеть, страдать, жаловаться, а то и разбегаться.
протоиерей Андрей Ткачев
Поделиться:
Нравится:
Помощь телеканалу
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
«Православная газета»
Мы в контакте
Последние телепередачи
- 14 декабря 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)
Мульткалендарь. 14 декабря
14 декабря 2019 г. Прогноз погоды
Прогноз погоды. 15 декабря
14 декабря 2019 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)
14 декабря. Рождественский пост. Праведный Филарет Милостивый
14 декабря 2019 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»
14 декабря. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий
14 декабря 2019 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)
Читаем Апостол. 14 декабря
Вопросы и ответы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .
Видео (кликните для воспроизведения). |
© 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр
Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Послушание превыше поста и молитвы кто сказал
Духовный цветник Серафима Саровского. Избранные наставления
Автор-составитель Ирина Булгакова
Великий святой земли Русской
Возьмите время расцвета подвигов наиболее высоких в аскетизме великих египетских отцов, прибавьте к этому ту глубокую задушевность, какой отмечены в большинстве случаев личности наших преподобных; представьте себе человека, уже на земле живущего как бы вне плоти, небесной жизнью; человека, для которого уже как бы упразднились условия, связывающие других людей, которому возвращены все те дары, что при конце мироздания обильно были уделены Богом первому, богоподобному, человеку; представьте себе человека, словом одним исцеляющего застарелые тяжкие недуги, человека, пред взором которого одинаково обнажено неведомое будущее и сокровенное прошлое, которого видят то ходящим над землею, то подымающимся на воздух во время молитвы, как некогда Мария Египетская в пустыне.
Представьте душу, сжигаемую огнем любви божественной и в то же время расширяемую самым безграничным, греющим, трогательным сочувствием к людям; душу, возвышавшуюся еще на земле до созерцания самых великих тайн Божества, какие лучшим и праведнейшим людям откроются лишь за заветной гранью, в иной жизни; представьте человека, для которого мир надземный был родным, своим; к которому, окруженная несказанной славой, Владычица мира сходила для беседы как с близким человеком; одним словом, представьте себе спустившееся на землю торжествующее небо, воплотившуюся самую смелую, дерзновенную мечту о том, как далеко в земных условиях может пойти победа духа; представьте себе слетевшего к людям на утешение им пламенного серафима, представьте себе высшее, совершеннейшее, прекраснейшее выражение того сложного понятия, какое определяется словом «святой», – и вы получите приблизительный намек на то, чем был здесь, на земле, отец Серафим.
Преподобный Серафим Саровский с житием. Икона. Начало XX в. Москва. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Где Бог, там нет зла
Мы как копеечные свечи. А он – как пудовая свеча – всегда горит пред Господом как прошедшей своей жизнью на земле, так и настоящим дерзновением пред Святой Троицей.
Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. Икона
Какое едва ли когда виданное откровение любви к людям явил старец! Он весь как бы трепетал этой любовью, этой безграничной силой сочувствия и сострадания. Она сияла в его глазах, звучала в тех ласковых, нежных словах и обращениях его к людям. Так умилительно тепло звал он всех: «Радость моя!»
«Радость моя» точно слышится и теперь от его могилы; точно стоят, навсегда оставшись неизгладимыми в воздухе мест, освященных присутствием святой его души, эти драгоценные слова – «Радость моя!» И верится, что неисчислимые сокровища благодати и радостей прольются на верующих людей при прославлении отца Серафима. Уже и теперь точно тот покров горя и страдания, что обычно заволакивает собой жизнь, – точно покров этот исчез, и что-то светлое озарило всю жизнь. На душе так светло, так хорошо и надежно, как не было, кажется, еще никогда, разве в раннем детстве.
…И как хочется вспоминать, говорить, слышать, писать о нем, хочется выйти к народу и возглашать его имя: «Знаете ли, какое великое ждет вас счастье, – бегите к благодатному новому источнику, просите, зовите его, требуйте помощи – он всех услышит, он всем вымолит нужное для жизни и для спасения!»
Камень храма Божия
Вера, по учению преподобного Антиоха, есть начало нашего соединения с Богом: истинно верующий есть камень храма Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою Иисуса Христа, то есть Крестом, с помощию вервия, то есть благодати Духа Святого.
Бог являет нам Свое человеколюбие не только в тех случаях, когда мы добро делаем, но и тогда, когда оскорбляем грехами и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония, и когда наказывает, как благоутробно наказывает!
Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, – мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению.
Бог есть огнь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Итак, если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенной любовию не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты убежит хлад доброненавистника.
В дому Отца Моего обители мнози суть
Одному иноку выпало на долю счастье слышать рассказ о. Серафима о восхищении его в райские обители. Старец говорил так: «Вот я тебе скажу об убогом Серафиме. Я усладился словом Господа моего Иисуса Христа, где Он говорит: в дому Отца Моего обители мнози суть. На этих словах Христа Спасителя я, убогий, остановился и возжелал видеть оные небесные обители и молил Господа Иисуса Христа, чтоб показал мне эти обители. Господь не лишил меня Своей милости. Вот я был восхищен в эти небесные обители. Только не знаю – с телом ли, или кроме тела, Бог весть: это непостижимо. А о той радости и сладости, которые я там вкушал, сказать тебе невозможно».
О. Серафим замолчал. Он поник головой, водя рукой около сердца. Лицо его до того просветлело, что нельзя было смотреть на него. Потом снова заговорил: «Если б ты знал, какая радость ожидает душу праведного на небе, ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения, клевету; если бы келья наша была полна червей и черви эти ели бы плоть нашу, всю временную жизнь нашу, то надобно бы было на это согласиться, чтоб только не лишиться той небесной радости. Если сам святой апостол Павел не мог изъяснить той небесной славы, то какой же другой язык человеческий может изъяснить красоту горнего селения?»
Отцы написали, когда их спрашивали: «Ищи Господа, но не испытуй, где живет».
Поколику человек совершенствуется здесь пред Богом, потолику вслед Его ходит; в истинном же веке Бог явит ему лице Свое. Ибо праведные, по той мере, как входят в созерцание Его, видят образ Его как в зерцале, а там удостоятся зреть явление истины.
Если ты не знаешь Бога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Нему. Ты не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его, ибо созерцание Его не предшествует познанию Его.
О делах Божиих не рассуждай по насыщении своего чрева: при наполненном чреве какое может быть ведение тайн Божиих?
Послушание важнее поста и молитвы
Накануне Рождества 1997 года я была в Оптиной пустыни. День моего рождения 7 января, и я хотела причаститься в монастыре. Столько накопилось в душе вопросов, недоумений, обид, раздражений. Вспоминаю все домашние недоразумения, споры на работе. Надо помолиться на службах, исповедаться, причаститься. А из головы не выходят жизненные вопросы, житейские ситуации.День первый
Паломникам дают послушание. Меня определили в прачечную. Руководит работами служительница монастыря Катя. Невысокая, строгая, говорит мало.
Пришла я в прачечную. Катя провела меня в комнату, где идет стирка, но пока никого нет. Здесь стоят две чугунные эмалированные ванны, до верха наполненные замоченным постельным бельем, и три стиральные машины.
– Прополоскай замоченное белье.
– Катя, так лучше два раза пропустить через машинку. Я же не смогу прополоскать хорошо! – предлагаю я. Немного постояв, Катя, молча уходит.
С ужасом смотрю на полные ванны и думаю, как бы рациональнее прополоскать. Надо переложить часть белья в другую ванну, освободить место для большого количества воды в другой. Пытаюсь вытащить пододеяльники. С водой переложить не получается. Начинаю выжимать и перекладывать. На третьем пододеяльнике спина не разгибается, а белья не уменьшилось. Выделываю разные движения, чтобы облегчить напряжение в спине и продолжаю перекладывать. Всё, место освободилось. Пускаю воду. Присела на край ванны, но спина всё равно немеет. Опять согнулась и полощу в воде простыни, наволочки, пододеяльники. Прополоснутое белье складываю на край ванны. Нет, это не дело. Сейчас всё свалится. Тазиков не видно. Открываю пустой бак стиральной машины и заполняю его прополоснутым бельем.
– Вот пять подрясников – постирайте и повесьте сушить. Завтра нужно погладить и отдать.
Мы же еле-еле успеваем первый объем работ закончить! Какие подрясники! Не выключая машины, Мария скоро развязывает узел и достает подрясники. Она вынимает первый, растягивает низ по скамейке и говорит мне:
– Бери хозяйственное мыло, вот щетка. Намочи и намыль низ подола и манжеты. И так каждый подрясник. Делай быстро один за другим, чтобы мы еще успели прокрутить их в машине с порошком и прополоскать. Я делаю. Как автомат – разложила, намочила, натерла мылом подол, манжеты – в сторону. Следующий! Разложила, намочила, натерла мылом подол, манжеты – в сторону. Следующий.
Мария с Леной освобождают одну машину, и мы запускаем первые два подрясника. Звонят колокола. Входит Катя. «На службу идите!» Никто ни слова. У нас процесс, который не прервать. Всё! Хватаем постиранные и выжатые подрясники и белье в кастрюлях, одеваемся и выходим на улицу. За нами сразу же выходит Катя, запирает дверь и говорит: «Завтра к девяти часам». Мы втроем вывешиваем подрясники и белье на веревку. Мороз. От белья идет пар. Руки стынут, прищепки падают. Развесили. Кастрюли поставили за домик.
Почему послушание выше поста и молитвы?
– Почему послушание считается паче поста и молитвы?
На вопрос отвечает протоирей Михаил Шаталов
– Я сколько ни искал, у кого ни спрашивал, так и не нашел ссылочки, кто же сказал, что «послушание паче поста и молитвы». А пост и молитва – разве не послушание? Чепуха получается: «послушание паче послушания». Зачем противопоставлять одно другому?
Мне кажется, это излюбленное высказывание 1990-х, когда нужны были руки в храмах, монастырях, всё надо было возрождать, возводить, строить – тогда послушание и подняли на стяг.
Пришел в церковь – живи по заповедям! Конечно, надо советоваться с опытными людьми – с теми, кто живет опытно, применяет в своей жизни заповеди Евангелия и правила Святых Отцов. Слышал от одного батюшки: Священник – это профессионал высокого класса. Я могу, конечно, быть профессионалом высокого класса, служить красиво, проповедовать, а опытно духовной жизнью могу не жить.
Очень трудный вопрос – пастырство. Столько здесь дров наломано! Конечно, задача священника как старейшины – пасти стадо. Конечно, лучше человеку по духовным вопросам посоветоваться со священником, потому что он постоянно занимается своим делом, есть образование, опыт. Только священнику нужно быть очень аккуратным в вопросах духовного руководства. Господь через всякого человека может до нас достучаться. А что священник? Он просто человек. Конечно, ему благодать дается в таинстве священства. Но свт. Игнатий говорил: когда формы чисто монашеского послушания переносят в приходскую жизнь – это «кривляние и пагубное актерство».
Обязательно должно быть послушание в нашей жизни: и отцу-настоятелю, и обычному батюшке, и жене и чадам, и всем-всем, всякому человеку ближнему. Но как в монастыре – невозможно. В миру нужно самому принимать решения – возникает ответственность, а это тоже послушание перед многими людьми.
Я против слепого послушания, которое порой принимает самые неприятные формы на приходах между некоторыми верующими и некоторыми священниками. Часто усматривается в этом корысть священнослужителей или тщеславие. На самом деле часто люди вынуждают священника быть таким – это искушение очень сильное.
Не надо ничего искать. Послушание у всех есть, просто мы его не замечаем и не исполняем. Бегают в поисках послушания по старцам, по каким-то особым батюшкам или даже по простым батюшкам. А дома муж и или жена есть – так и слушайся! «А он пьяница», «А батюшка у нас слишком простой», «Духовник у меня не такой»… Это послушание? Избавление от гордости житейской? Да это, наоборот, раздувание этой гордости.
Сколько можно ссылаться на Варсонофия Великого? «Воля Божья видна в складывающихся обстоятельствах нашей жизни». Какого еще послушания искать? У всех родители есть – послушание. Идем в школу, там учителя – еще послушание. Представители власти, друзья, коллеги, начальники – перед всеми обязанности, перед всеми послушание. Зачем искать-то искусственно? Поиск как можно более продвинутого духовника, наставника, старца – это убегание от своего креста, от своего послушания.
Нам все кажется, как будто у нас есть одна жизнь в семье, другая жизнь на работе, третья жизнь на улице, четвертая – в транспорте, пятая – еще где-то, а самая главная жизнь – в церкви, в отношениях с батюшкой. Но жизнь – одна и та же.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Послушание превыше поста и молитвы кто сказал
Послушание превыше поста и молитвы?
Послушание превыше поста и молитвы?
Видео (кликните для воспроизведения). |
Я впечатлен фильмом о. Тихона (Шевкунова) о вашей благословенной обители. Там был рассказ из жизни схиигумена Мелхиседека, который сейчас вызывает у меня замешательство. Если не ошибаюсь, то основным послушанием отца Мелхиседека были резные работы по дереву. И в видении он увидел плоды своего послушания, как не имевшие духовной ценности, а в противу этому был укорен за немолитвенную жизнь. Как же это соотнести с выражением «послушание превыше поста и молитвы»? Или дело было в отношении к молитве не как формальным обязанностям и правилам, а как к дыханию монаха?
В выражении «послушание выше поста и молитвы» словом «послушание» обозначается то состоянии, о котором Спаситель сказал: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5, 30). Именно эта готовность отсекать свою волю ради исполнения воли Божией есть первая монашеская добродетель, о которой старец Софроний (Сахаров), автор книги о старце Силуане писал: «Самое большое дело в монашестве – через послушание предаться на волю Божию. Тогда Господь дает то, чего не познают никакие академики – чистую молитву» (Духовные беседы).
О том, что превыше поста и молитвы.
Для многих из православных вполне понятен заголовок. У нас на слуху известная поговорка: «Послушание превыше поста и молитвы». Мы привыкли к ней, мы многократно повторяем ее в нашей речи по поводу и без, нам напоминают ее в трудные минуты братья и сестры озабоченные нашим спасением. Только вот понимание этих не сложных слов оказывается совершенно не похожим у разных людей.
Так что же превыше поста и молитвы?
Тут ведь как получается, человек совершает пост и молитву для своего спасения, так ведь? Значит, то что выше поста и молитвы, то выше частного спасения. А что выше частного спасения?
Любовь. Причем любовь жертвенная. Об этом сказано в Евангелии, что «нет больше той любви, чем положить душу свою за други своя». Т.е. выше поста и молитвы может быть только жертвенное служение ближнему.
А как же быть с послушанием?
Все дело в том, что этим термином определяются два, довольно отличных друг от друга, понятия. В первом случае это послушание действие, послушание «глагол». Как пример — «послушался старца и пошел». А второе — послушание существительное. Этим термином называют различный род деятельности в монастыре. Послушанием может быть приготовление пищи для братии, священнослужение, настоятельство и т.д. То есть послушание — это род занятий, выполняемый для блага братии или сестер. Оно может быть при храме или даже в семье. В тоже семье у каждого свое послушание.
По моему глубочайшему убеждению знаменитая фраза «послушание превыше поста и молитвы» относится ко второму пониманию этого слова. Именно там, где нужно проявить любовь ради ближнего, послушание превосходит необходимые для личного спасения дела. Конечно, необходимость заботы о ближнем не должна лишать нас вообще молитвы и поста, но и чрезмерной скорби оттого, что нет времени на вычитывание особо благодатных акафистов, псалтыри или дополнительных глав Священного Писания, тоже быть не должно. Всему своя мера.
А как же быть с первым значением? Может ли в нем послушание быть превыше поста и молитвы? Может, если оно послушание любви.
Но гораздо чаще такое послушание становится причиной порабощения себе, а не Христу. Разрушает внутреннее устроение человека. Не менее знаменитая фраза — «иди, сделай за послушание то-то и то-то. «, может ли она быть достаточным основанием для оставления личного спасения в забвении?
В данном случае это всего лишь один из тренингов, совершенно равнозначный посту и молитве, он помогает человеку в деле спасения. И он не может быть выше поста и тем более молитвы. К тому же даваемые указания необходимо постоянно проверять Евангелием и совестью. Лично мне приходилось встречаться с довольно страшными проявлениями бездумного «послушания старцам», вплоть до совершения смертных грехов «по благословению, чтобы познать бездны ада». Да избавит нас Господь от подобных сетей лукавства.
Нет, и не может быть оправдания греху послушанием кому-то очень великому и важному. Только подлинное послушание=служение может превзойти молитву и пост.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.