Молитва златоуста мысленный волк

Молитва златоуста мысленный волк в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Диалог с Протоиереем Андреем Ткачевым

Как в молитве понимать термин «мысленный волк»?

Отец Андрей, поясните выражение из из молитвы перед причастием святого Иоанна Златоуста: «да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду». Что святой понимает под «мысленным волком»? По смыслу молитвы — человек, удаляющийся от Причастия («общения Твоего»), т.е.

Отец Андрей, поясните выражение из из молитвы перед причастием святого Иоанна Златоуста: «да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду». Что святой понимает под «мысленным волком»? По смыслу молитвы — человек, удаляющийся от Причастия («общения Твоего»), т.е. причащающийся редко или недостойно, рискует быть уловленным собственными неправыми мыслями, запутаться в них.

О том, что если кто медлит причащаться, то доставляет себе этим большой вред

Все противоположное преждесказанному доставляет христианам редкое Причащение, ибо тот, кто откладывает Причащение, тот не делает никакой подготовки, не бывает внимателен, не имеет тщательного предохранения от злых помыслов. Промедление в Причащении становится причиной того, что он впадает в нерадение, и тепло благоговения и Божественной любви охлаждается. Протяженность времени позволяет ему идти по жизни беспечно и небрежно, не иметь страха в своей душе, сдержанности в чувствах и осторожности в своих движениях, а также разрешает ему полную вольность и в еде, и в словах, и в неподобающих зрелищах и слушаниях, так что он делается подобным коню, который, не имея узды, соскальзывает во всякую пропасть греха. И это истина, что все это случается у откладывающих Причащение, как то в ежедневном опыте и практике мы испытываем сами.

У меня вызывают удивление те христиане, которые бывают, насколько это возможно, достойными, однако причащаться не спешат. Как смогут они получить освящение и радость от Божественных Тайн, как сказал Кавасила, слова которого мы приводили вначале? Как смогут они угасить огонь страстей, если не причащаются Пречистых Тайн, которые изгоняют всякую немощь, усмиряют дикую войну плоти и умерщвляют страсти, согласно священному Кириллу?

Как могут они очистить свой ум, просветить свой разум, удобрить все силы души, не причащаясь Тела и Крови нашего Господа, которые есть истинное очищение, истинная красота, истинное просвещение и благородство души, как прежде сказал нам божественный Златоуст?

Или как возможно убежать им от мысленного фараона и из Египта, горького и преследующего их греха, когда они не запечатаны и не знаменованы Честной Кровью Христовой, как говорил Григорий Богослов? Или каким образом они зажгут в своем сердце Божественную любовь, духовную радость, Божественный мир и остальные плоды и дарования Святого Духа, не причащаясь Тела и Крови возлюбленного Сына Отчего и единосущного Святому Духу, Который есть наша подлинная радость и мир, согласно Апостолу (См. Еф.2,14 ), и источник всех благ?

Я недоумеваю и удивляюсь, как христиане нынешних времен могут праздновать или воскресенья, или другие праздники в течение года и духовно радоваться истинной радостью, если не причащаются постоянно Божественного Приобщения, которое есть причина и повод всякого праздника и торжества.

Итак, безусловно, те, кто не причащается постоянно, те лишаются (о горе!) всех этих небесных и Божественных благ, а ко всему этому являются еще и преступниками заповедей и Владычних повелений Господа, как мы сказали, и Апостольских Правил, и соборных Канонов, и [наставлений] всех святых, свидетельства которых мы приводили. И они подпадают под наказание отлучения, которое налагают божественные апостолы и Антиохийский собор, как мы прежде подробно изложили.

Таковые к тому же дают позволение и место диаволу своей задержкой Причащения повергать их в различные грехи и иные многие искушения, как говорит божественный Кирилл Александрийский: «Удаляющие себя от Церкви и Причащения делаются врагами Бога и друзьями бесов».

И божественный Златоуст говорит: «Да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду» 29 . То есть потому, Господи, я приступаю часто к Таинству и причащаюсь, что боюсь, если буду отдаляться на долгое время от Святого Твоего Приобщения, то, оказавшись непокрытым благодатью 30 , буду уловлен мысленным волком, диаволом, и он меня умертвит.

Преподобный Палладий рассказывает об авве Макарии Египетском, что, после того как он исцелил ту женщину, которая по диавольскому содействию казалась людям лошадью, он дал ей такой совет и сказал: «Женщина, никогда не отсутствуй на Приобщении Тайн Христовых, но причащайся часто, ибо это диавольское действие случилось с тобой потому, что ты не причащалась пять недель, и от этого диавол нашел место и досадил тебе» 31 .

Подобным образом и божественный Златоуст в тот день, когда был рукоположен, исцелив одного бесноватого, наставлял его часто ходить в церковь и приступать к Божественным Тайнам с постом и молитвами, дабы бес не искушал его впредь. Так об этом пишет в житии Святого Симеон Метафраст: «Некий безумный муж, будучи одержим нечистым бесом, вбежал внутрь церкви, испуская изо рта пену, с высунутым наружу языком, так что все видели это отвратительное зрелище. И тогда все стали молить святую эту душу – божественного Златоуста, дабы он помолился об исцелении страждущего. Он сказал этому человеку приблизиться, с любовью посмотрел на него и, знаменовав его своей рукой и призвав Имя Святой Троицы, повелел лукавому бесу выйти. И сразу, когда это говорилось, слово стало делом, и человек мгновенно освободился от ужасной бесовской болезни. После этого Святой, подняв его, посоветовал ему быть прилежным в посещении церкви и Приобщении Божественных Святынь, быть внимательным к посту и молитвам. «Ибо, если так ты будешь поступать, – сказал он, – враг никогда тебе больше не досадит, и не будешь ты уловлен в его сети».

Читайте так же:  Православные молитвы да воскреснет Бог

Слышите, братья мои, какие беды претерпевают те, которые не причащаются часто, но удаляют себя от Тайн? Слышите, что они и бесноватыми становятся, и видом своим в неразумных животных превращаются, как в древнее время преобразился в быка царь Навуходоносор? И справедливо они это претерпевают, ибо могут стать из людей богами по благодати благодаря непрестанному Божественному Причащению, и не хотят, но, удаляясь от Божественного Причащения, теряют и человеческий облик, который имеют, и превращаются в неразумных животных, и предаются во власть сатаны, как говорит Псалмопевец: «Се удаляющий себе от Тебе погибнут» ( Пс.72,27 ). То есть, Господи, вот как совершенно погибают те, которые удаляют себя от Твоей благодати.

Не говорю уже о том, что с теми, которые не спешат причащаться, случается внезапная смерть и застает их неподготовленными, ибо они остаются без Божественного Причащения. Что будет с ними, несчастными? Смогут ли они свободно миновать бесов-мытарей в воздухе? Какой страх и ужас испытает душа, тогда как могла бы при частом Приобщении освободиться от всего этого, как сказал выше божественный Златоуст. Смилуйся, Боже, над ними!

Итак, братья мои, поскольку редкое Причащение причиняет нам столь великие и неизъяснимые беды, а частое Приобщение дарует нам столь высокие, столь большие, столь небесные и вышеестественные блага и в этой жизни, и в будущей, почему мы так медлим причащаться? Почему не готовимся с должной подготовкой приобщаться Божественных Тайн, если не каждый день, то хотя бы каждую субботу или воскресенье и каждый праздник? Следовало бы нам с великой радостью часто прибегать ко Священной Трапезе и приобщаться нашего Сладчайшего Иисуса Христа, Который есть вся наша жизнь, дыхание, бытие наше и вся надежда и спасение наше, дабы быть нам всегда с Ним соединенными и неразлучными и в этой жизни, и в иной. Мы же, однако, соглашаемся и сильно радуемся тому, чтобы медлить и удалять себя от Него.

Если нас кто-нибудь лишит хотя бы на один день трапезы, состоящей из телесной пищи, то мы печалимся и тревожимся, и нам это кажется большим злом; если же мы лишаемся на день, и на два, и на целые месяцы духовной и небесной Трапезы Божественных Тайн, то злом это не считаем. О великое безрассудство, совершаемое нынешними христианами, не видящими различия между телесным и духовным! Ибо они первое со всей любовью принимают, а второго совершенно не желают.

Многие боголюбивые христиане вкладывают большие деньги, претерпевают великие труды, переносят многие опасности и в море, и на суше, чтобы пойти поклониться в Иерусалим живоносному Гробу Господню и иным святым местам. И затем радуются, когда их называют паломниками этих святынь. Многие, слыша, что в некоем далеком месте находятся святые мощи какого-нибудь святого, бегут с большой готовностью, чтобы поклониться им и получить благодать и освящение.

Но чтобы причаститься Пречистых Тайн и удостоиться получить не животворный Гроб, не святые места, не мощи святых, но Царя всего и Святого святых, они или малое желание имеют, или их это совершенно не волнует. Чтобы пойти во святые места – и деньги тратят, и длинные дороги проходят пешком, и многие опасности переносят, тогда как, чтобы причаститься, не требуется ни трата денег, ни длинные пешеходные путешествия, ни перенесение опасностей. Достаточно только сделать сокрушенную исповедь, исполнить по-настоящему епитимию и подготовку, как сразу можно это получить и стать сотелесниками и сокровниками Христу. И, несмотря на всю эту простоту, опять же все нерадят по отношению к этому, все сразу отступают.

Ах, братья мои, если бы мы хотя бы один раз видели мысленными очами нашей души, каких высоких и каких великих благ мы лишаемся, не причащаясь непрестанно, тогда, конечно, мы приложили бы все свои силы, чтобы подготавливаться и причащаться, если бы была возможность, каждый день.

Итак, если до сих пор мы проявляли большое нерадение по отношению ко Святому Приобщению, отныне и впредь, прошу вас из глубины по-братски любящего сердца, да проснемся от тяжкого сна лености, приложим готовность и старательность. И если кто-нибудь из имеющих духовную власть попытается нам воспрепятствовать в этом богоугодном деле, да не охлаждаем сразу теплоту нашей решимости и да не унываем, нет, но да падем на колени и будем целовать, как блудница, его ноги, и будем настоятельно стучать в дверь и просить позволения. И, конечно, я не верю, чтобы нашелся кто-нибудь настолько жестокосердый, что, видя нашу горячую готовность приступить ко Святому Приобщению, воспрепятствовал бы нам. Более того, я уверен, что каким бы он ни был суровым, как бы он ни боялся нарушить вредный обычай, который установился в этом деле, сердце его приклонится, чтобы дать нам позволение совершить то, чего мы желаем.

Молитва 2-я ко Святому Причащению.

Буквально – «обнаженным от благодати». – Прим. пер.

Мысленный волк

Ключевая вода — первое, что представляешь, перевернув последнюю страницу романа. Смешанный лес, солнечный день, запах хвои и прели, темный мох — и чистый-чистый родник, утоляющий жажду души.

Алексей Варламов написал вещь пронзительную и мудрую, до ужаса современную и совершенно классическую по стилю, продолжающую традиции Грина и Паустовского и абсолютно самобытную одновременно. Он воссоздал Россию начала прошлого века — с предчувствием революции и войны, с хлыстами и революционерами, чистыми девушками и грешными женщинами, с рефлексирующими интеллигентами и мудрецами из простонародья.

Мистическая Уля, мягкий и непреклонный механик Комиссаров, чудаковатый писатель Легкобытов (в чьем образе легко угадывается Михаил Пришвин, о котором Варламов ранее написал отдельную книгу в серии ЖЗЛ), страстный Распутин (еще один ЖЗЛ-овский герой Варламова), безвольный Алеша — живые люди, когда-то бывшие. И одновременно символы, буквы эзопова языка автора — он пытается донести сложные мысли обыденной человеческой речью, заставить вникнуть в откровение, осознать горький опыт смутного времени.

Читайте так же:  Молитва начинание нового дела

Мысленный волк — образ, возникший из молитвы перед причастием святого Иоанна Златоуста («да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду»). В концепции писателя это зверь-искуситель, отравляющий сомнением, излишним умствованием, поиском смысла, подобным поиску жемчужины в куче отбросов — без возможности видеть, что драгоценность уже унес кто-то другой.

Россия времен Первой мировой переполнялась исканиями и искателями, предчувствиями катастрофы; при этом ни святые, ни провидцы, ни поэты не поняли, как далеко заведет страну прелестный зверь, каким кровавым кошмаром обернутся поиски смысла, каким поражением станут громкие победы войны.

Варламов не судит, не дает оценок, он отражает действительность, как и всякий настоящий писатель, высвечивая не только старые раны, но и актуальные диагнозы общества. И «Мысленный волк» помогает справиться с современными чудищами, различить их под белыми овечьими шкурками и изгнать — в глушь, в леса!

Нельзя не отметить любовность, энергию, целомудренную телесность книги. На контрасте со многими нынешними откровениями даже греховные сны Веры Константиновны, томления заневестившейся Ули и падение Алеши читаются образно, как в Песне песней. И отдельная звез­дочка для внимательных — турецкий корабль с парусами из алого шелка (якобы так на самом деле перевозили контрабанду).

Книга порадует всех любителей и ценителей русской словесности и русской старины, поклонников Пришвина и Бунина, неспешных и вдумчивых читателей. Перелистывать ее следует медленно — как пьют холодную воду маленькими глотками. Доброго чтения!

Берегитесь волка: Эдуард Бояков назвал одну из главных русских книг последнего десятилетия

Фото Владимира Ештокина

«Мысленный волк» — одна из главных книг, написанных в последние десять лет. Этот роман не просто связан с темой православия. Алексей Варламов написал настолько религиозную книгу, насколько ее вообще можно сегодня написать. Думаю, не ошибусь, если предположу, что она явно создавалась именно к столетию Октябрьской революции, и здесь Варламов делает прорыв в совершенно новое пространство. Эта книга удивительно затягивающая, с очень необычным языком повествования. 1917 год, Февральская революция, царь, Распутин — ты словно живешь внутри истории.

Многие не знают, что означает словосочетание «мысленный волк». Это из второй молитвы святого Иоанна Златоуста в Последовании к причащению: «да не на мнозе удаляяйся от общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду». «Мысленный волк» — это корень любого искушения, любого дурного помысла, любого зла, которые вторгаются в разум и сердце человека. В этой молитве — просьба защитить от «мысленного волка». Поймать этого «зверя» — вот задача христианина. Ничего более глубокого, серьезного и важного про Россию в последнее время я, наверное, не читал. Это главная книга о событиях 1917 года. Это роман о России, о том, насколько страшные события произошли с нашей страной. Я жду не дождусь возможности перечитать этот удивительный, очень серьезный и очень глубокий роман.

Автор

Фото Владимира Ештокина

Алексей Николаевич Варламов — прозаик, публицист, филолог, исследователь русской литературы ХХ века, автор ряда биографий писателей в серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»), в том числе Михаила Булгакова, Александра Грина и Василия Шукшина.

Время написания

Варламов начал работать над романом летом 2010 года. Он вышел под названием «Мысленный волк» в 2014 году.

О чем роман?

Первая мировая война

Роман «Мысленный волк» состоит из четырех частей. Его действие начинается летом 1914 года, перед самой Первой мировой войной, и заканчивается Октябрьской революцией 1917 года. Автор и его герои рассуждают о причинах возникновения в умах и душах людей той смуты, которая привела к войне и трагическому предреволюционному и революционному времени. Сто лет назад в сознание народа проник «мысленный волк», став причиной множества бед. «Вот от этого волка убегают и на него охотятся мои герои», — говорит автор романа. Взаимоотношения народа и истории, отдельного человека и истории, судьба людей в переломное время, предчувствия войны и революции, идеологические споры героев о прошлом, настоящем и будущем страны — об этом книга «Мысленный волк».

Протоиерей Максим Козлов: «Прекрасный русский язык, отсутствие всякого постмодернизма, и при этом роман написан автором, учитывающим опыт и знающим тексты русской и зарубежной литературы XX века».

Варламов о своей книге:

“Сожжение гербов во дни революции”

«Серебряный век — мутное, насыщенное, богатое, невероятно увлекательное время, которое было разрушено не внешними силами, как обыкновенно принято считать — революцией, смутой, тоталитарной властью, но подорвало себя само, отдало на растерзание хищному, злому, завистливому зверю, взломавшему границы русской мысли и русского сердца. Как и почему это произошло, кем был этот зверь, как любили, к чему стремились, чего боялись люди Серебряного века, с чем сражались, кому и почему проиграли — вот примерно об этом моя книга».

«Мне представляется, что самые ощутимые корни нашего сегодняшнего бытия относятся к эпохе 100-летней давности, когда в головах людей зарождалась новая смута, революция».

Интересные факты

В романе действуют вымышленные и невымышленные персонажи. Среди реально существовавших встречаются герои биографических книг Варламова — Михаил Пришвин, Александр Грин и Григорий Распутин. Автор вывел их под другими именами, но прототипы легко угадываются.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Facebook Twitter Google + VK

Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.

Роман вошел в шорт-лист «Большой книги» — одной из ведущих литературных премий России.

Изначально никакого «мысленного волка» в книге не было. Поначалу роман представлял собой историю писателя Легкобытова, прототипом которого является Михаил Пришвин, и девушки Ульяны. Но со временем появились новые герои и новые смыслы. «Мысленный волк пришел ко мне сам», — заметил Варламов.

Мысленный волк — это не только образ, но еще и герой книги, который появляется на страницах романа в различных воплощениях.

Отрывок из книги А. Н. Варламова “Мысленный волк”

П росьба зверя не кормить

Никто не знает, когда и где зародился мысленный волк, из каких пропастей и бездн небытия возник зверь, способный принимать любые обличья и пробираться внутрь человеческого существа. Иные из святых отцов полагали, что мысленный волк и есть сатана, другие считали его порождением диавола и блудницы, третьи распознавали в нем одного из самых темных, злобных и льстивых духов, но каждый благочестивый сын Церкви читал в последовании ко Святому причащению молитву, составленную святителем Иоанном Златоустом: да не на мнозе удаляйся общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду. Однако не каждому древняя молитва помогала, не все умели быть чистыми в своих помыслах, ее творя (…).

Читайте так же:  Молитва на выплату денег

Сколько таких оболочек по земле ходит, и никто не подозревает, что они съедены до основания. А между тем тронь чуть сильнее такого человека, самое малое испытание, неудобство ему пошли, вся пустота его обнаружится, и диву будут даваться те, кто еще вчера считал его независимым, почтенным господином. (…)

…что-то стало меняться, мутиться в бесконечных пределах России, какая-то поначалу едва заметная трещина образовалась в этом целомудренном существе. Она случалась и прежде, но время тогда двигалось медленно, и трещинка успевала зарасти до того, как мысленный волк мог, сжавшись до размеров ящерки, через нее проникнуть. Однако по мере того, как ускорялось течение лет, становились короче минуты и часы, быстрее катилось по небу солнце и торопливей сменяли друг друга зимы и весны, трещина увеличивалась, не успевала затягиваться, волк грыз ее, расширял, заполнял собой и среди людей, Россию населявших, все чаще появлялись умы нетерпеливые, не знающие жалости, свою родину презирающие и считающие отсталой, темной и несчастной, страстно мечтающие ее преобразовать и берущие себе в учителя тех, кто с юности сделал свое тело и душу вместилищем мысленного волка, был им поглощен и ему уподоблен.

Заголовок отрывка дан редакцией.

Фото Эдуарда Боякова на заставке – Владимир Ештокин

Мыслить по-волчьи. Беседа с Алексеем Варламовым

– Расскажите о «Мысленном волке». Почему Вы решили отойти от документального жанра в пользу художественной прозы?

– Идея этого романа вызревала давно. Поскольку последние годы я занят написанием биографий деятелей Серебряного века для серии «ЖЗЛ», работая в документальном жанре, я все время оставлял чистыми поля, а на полях моих книг сам собой складывался этот роман. Я не знал изначально, о чем он будет и кто из моих описываемых персонажей в эту книгу попадет – в нем есть как реальные, так и вымышленные герои. Работая в проекте «ЖЗЛ», я проводил такой своеобразный кастинг, определяя, кого же взять в свой будущий роман. Сам по себе, без моего вмешательства, он рос, складывался, и вот вышло так, что он был готов к столетию Первой мировой войны.

– Почему Вы выбрали именно такое название для романа, что значит «мысленный волк»?

– «Мысленный волк» – это словосочетание, взятое из молитвы Иоанна Златоуста, которая читается перед причастием. Там есть такие слова: «от мысленного волка звероуловлен буду», и вот этот «мысленный волк» всегда поражал меня как писателя своей образностью. Сам волк – это, говоря прямым текстом, сатана. И этот образ зла, этого волка, который, как ментальный вирус, заражает умы людей, – это диагноз, который можно поставить России век тому назад. Культура Серебряного века будто бы впустила его в себя, и он разрушил Россию, поставив ее на порог катастрофы. О том, как это произошло, об этой ментальной эпидемии во многом мой роман.

– Действие Вашей книги происходит в период Первой мировой войны. Успели ли сложиться о ней какие-либо мифы, которые Вы хотели бы объяснить или опровергнуть?

– Вы знаете, я не могу назвать себя специалистом по Первой мировой войне, поскольку основная моя стезя – это Серебряный век. Конечно же, без Первой мировой войны Серебряный век не существует и понят быть не может, эти темы взаимосвязаны. Но, что интересно, вокруг Серебряного века миф есть, – да еще какой! – а вот вокруг Первой мировой миф не успел сложиться. Она оказалась настолько задвинута всеми последующими событиями, настолько забыта и замолчана, что, я думаю, нам эту войну еще предстоит как бы «открывать».

– Не сложно ли нашему поколению будет вернуться к этой теме из-за разрыва культур? Насколько Ваша книга – попытка вновь актуализировать эти события?

– Я не ставил перед собой такой задачи – мне просто нравится Серебряный век, но он же меня и пугает: Блок, Белый, Мережковский, целая плеяда имен – и все это величие русской культуры было опрокинуто в войну… Что же касается настроений общества в то время, то Василий Васильевич Розанов, который также является персонажем моей книги, в свое время написал книгу под названием «Великая война 1914 года и русское возрождение». То есть все были свято уверены в том, что эта война приведет к триумфу, к возрождению России. Вся страна, год назад праздновавшая 300-летие дома Романовых, объединилась в любви к России и ненависти к немцам – и вот буквально через пару лет люди ждут немцев как избавителей от большевиков! Маятник общественного мнения качнулся в противоположную сторону, и как раз такие перемены, такие ловушки для увлекающегося разума я и называю «мысленным волком», и в свете нынешних событий это и предостережение для нас сегодняшних.

Как мне кажется, выход моей книги, случайно совпавший с такой знаменательной датой, – хороший повод поразмышлять, что такое Первая мировая война в истории России. Мы застряли в спорах о советском прошлом, все время пытаемся выяснить свое отношение то к Ленину, то к Сталину, то к диссидентам. Но, на мой взгляд, барахтаемся в каком-то мелком бассейне и не выходим на глубину – в 1914 год.

Читайте так же:  От внезапной смерти молитва

– Недавно Вы написали книгу про Распутина, вышедшую в серии «ЖЗЛ», – и в «Мысленном волке» он снова один из главных персонажей?

– Да, это правда, я написал про него целых 800 страниц, где собрал все мыслимые и немыслимые документы, пытаясь разгадать этого противоречивого персонажа. Когда та книга была написана, Майя Кучерская в «Ведомостях» опубликовала рецензию на мою книгу с заголовком «Снова ускользнул», где утверждает, что за всеми этими документами самого Распутина как бы и не видно. Сначала я, конечно, расстроился, но потом понял, что правда в этом есть – документы настолько противоречат друг другу, что да, ускользнул. И поэтому единственный способ как-то его «поймать» – это обратиться к художественной прозе.

Когда я писал эту книгу, я все больше убеждался в том, что Григорий Распутин, в сущности, был хорошим человеком. Не святым, конечно же, нет, – но на него наводили напраслину, когда он действительно хотел добра России и царской семье. И не предал их в тот момент, когда все предавали. И потому, может быть, в художественной книге он вышел чуть добрее, чем я изображал его в «ЖЗЛ». Более того, именно Распутину в моем романе принадлежит это понятие «мысленного волка», которое он вбрасывает в сознание персонажей и читателей, заставляя их задуматься, размышлять, в чем же состоит угроза целой стране – России.

Берегитесь волка

«Мысленный волк» — одна из главных книг, написанных в последние десять лет. Этот роман не просто связан с темой православия. Алексей Варламов написал настолько религиозную книгу, насколько ее вообще можно сегодня написать. Думаю, не ошибусь, если предположу, что она явно создавалась именно к столетию Октябрьской революции, и здесь Варламов делает прорыв в совершенно новое пространство. Эта книга удивительно затягивающая, с очень необычным языком повествования. 1917 год, Февральская революция, царь, Распутин — ты словно живешь внутри истории.

Многие не знают, что означает словосочетание «мысленный волк». Это из второй молитвы святого Иоанна Златоуста в Последовании к причащению: «да не на мнозе удаляяйся от общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду». «Мысленный волк» — это корень любого искушения, любого дурного помысла, любого зла, которые вторгаются в разум и сердце человека. В этой молитве — просьба защитить от «мысленного волка». Поймать этого «зверя» — вот задача христианина. Ничего более глубокого, серьезного и важного про Россию в последнее время я, наверное, не читал. Это главная книга о событиях 1917 года. Это роман о России, о том, насколько страшные события произошли с нашей страной. Я жду не дождусь возможности перечитать этот удивительный, очень серьезный и очень глубокий роман.

Автор

Алексей Николаевич Варламов — прозаик, публицист, филолог, исследователь русской литературы ХХ века, автор ряда биографий писателей в серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»), в том числе Михаила Булгакова, Александра Грина и Василия Шукшина.

Время написания

Варламов начал работать над романом летом 2010 года. Он вышел под названием «Мысленный волк» в 2014 году.

О чем роман?

Роман «Мысленный волк» состоит из четырех частей. Его действие начинается летом 1914 года, перед самой Первой мировой войной, и заканчивается Октябрьской революцией 1917 года. Автор и его герои рассуждают о причинах возникновения в умах и душах людей той смуты, которая привела к войне и трагическому предреволюционному и революционному времени. Сто лет назад в сознание народа проник «мысленный волк», став причиной множества бед. «Вот от этого волка убегают и на него охотятся мои герои», — говорит автор романа. Взаимоотношения народа и истории, отдельного человека и истории, судьба людей в переломное время, предчувствия войны и революции, идеологические споры героев о прошлом, настоящем и будущем страны — об этом книга «Мысленный волк».

Протоиерей Максим Козлов: «Прекрасный русский язык, отсутствие всякого постмодернизма, и при этом роман написан автором, учитывающим опыт и знающим тексты русской и зарубежной литературы XX века».

Варламов о своей книге:

«Серебряный век — мутное, насыщенное, богатое, невероятно увлекательное время, которое было разрушено не внешними силами, как обыкновенно принято считать — революцией, смутой, тоталитарной властью, но подорвало себя само, отдало на растерзание хищному, злому, завистливому зверю, взломавшему границы русской мысли и русского сердца. Как и почему это произошло, кем был этот зверь, как любили, к чему стремились, чего боялись люди Серебряного века, с чем сражались, кому и почему проиграли — вот примерно об этом моя книга».

«Мне представляется, что самые ощутимые корни нашего сегодняшнего бытия относятся к эпохе 100-летней давности, когда в головах людей зарождалась новая смута, революция».

Интересные факты

В романе действуют вымышленные и невымышленные персонажи. Среди реально существовавших встречаются герои биографических книг Варламова — Михаил Пришвин, Александр Грин и Григорий Распутин. Автор вывел их под другими именами, но прототипы легко угадываются.

Роман вошел в шорт-лист «Большой книги» — одной из ведущих литературных премий России.

Изначально никакого «мысленного волка» в книге не было. Поначалу роман представлял собой историю писателя Легкобытова, прототипом которого является Михаил Пришвин, и девушки Ульяны. Но со временем появились новые герои и новые смыслы. «Мысленный волк пришел ко мне сам», — заметил Варламов.

Мысленный волк — это не только образ, но еще и герой книги, который появляется на страницах романа в различных воплощениях.

Отрывок из книги А. Н. Варламова “Мысленный волк”

Просьба зверя не кормить

Никто не знает, когда и где зародился мысленный волк, из каких пропастей и бездн небытия возник зверь, способный принимать любые обличья и пробираться внутрь человеческого существа. Иные из святых отцов полагали, что мысленный волк и есть сатана, другие считали его порождением диавола и блудницы, третьи распознавали в нем одного из самых темных, злобных и льстивых духов, но каждый благочестивый сын Церкви читал в последовании ко Святому причащению молитву, составленную святителем Иоанном Златоустом: да не на мнозе удаляйся общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду. Однако не каждому древняя молитва помогала, не все умели быть чистыми в своих помыслах, ее творя (…).

Читайте так же:  Праздничные молитвы православные

Сколько таких оболочек по земле ходит, и никто не подозревает, что они съедены до основания. А между тем тронь чуть сильнее такого человека, самое малое испытание, неудобство ему пошли, вся пустота его обнаружится, и диву будут даваться те, кто еще вчера считал его независимым, почтенным господином. (…)

…что-то стало меняться, мутиться в бесконечных пределах России, какая-то поначалу едва заметная трещина образовалась в этом целомудренном существе. Она случалась и прежде, но время тогда двигалось медленно, и трещинка успевала зарасти до того, как мысленный волк мог, сжавшись до размеров ящерки, через нее проникнуть. Однако по мере того, как ускорялось течение лет, становились короче минуты и часы, быстрее катилось по небу солнце и торопливей сменяли друг друга зимы и весны, трещина увеличивалась, не успевала затягиваться, волк грыз ее, расширял, заполнял собой и среди людей, Россию населявших, все чаще появлялись умы нетерпеливые, не знающие жалости, свою родину презирающие и считающие отсталой, темной и несчастной, страстно мечтающие ее преобразовать и берущие себе в учителя тех, кто с юности сделал свое тело и душу вместилищем мысленного волка, был им поглощен и ему уподоблен.

tanya_mass

Дневник русской француженки

Отрывок из книги А. Н. Варламова “Мысленный волк”

П росьба зверя не кормить

Никто не знает, когда и где зародился мысленный волк, из каких пропастей и бездн небытия возник зверь, способный принимать любые обличья и пробираться внутрь человеческого существа. Иные из святых отцов полагали, что мысленный волк и есть сатана, другие считали его порождением диавола и блудницы, третьи распознавали в нем одного из самых темных, злобных и льстивых духов, но каждый благочестивый сын Церкви читал в последовании ко Святому причащению молитву, составленную святителем Иоанном Златоустом: да не на мнозе удаляйся общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду. Однако не каждому древняя молитва помогала, не все умели быть чистыми в своих помыслах, ее творя (…).

В мыслях люди могут быть и благороднее, и подлее самих себя, мысль передается от человека к человеку по каким-то неведомым путям, заражает как чума, разносится по воздуху, живет в почве и воде, мысль материальнее всего на свете, и вот ты чувствуешь, что зависишь от мыслей, да только свои ли они или чужие, кем-то тебе внушенные, — как узнать? Мысли гонят тебя, истязают и еще сильнее будут мучить там, где ты останешься без телесной оболочки. Мысль и есть энергия, которой люди не овладели и, до тех пор покуда будут оставаться людьми, не овладеют, мысль — это огонь, ветер, кровь, семя, дым. Она могучей человека, потому что за свои мысли он ни перед кем не отвечает. За поступки — да, за слова — да, но как ответишь за мысли, если они могут прийти извне и захватить тебя всего? А вот если научишься ими управлять, а еще лучше — научишься не думать вообще, не пускать их в голову, тогда станешь властелином своей жизни.

Тогда не будет страшных искушений, к тебе приходящих, не будет соблазнов, власти женского взгляда над тобой, не придется, скрежеща зубами, подавлять глупую похотливую плоть, потому что с нею сладить еще как-то можно, а вот как сладить с собственной головой, как спасти ее от мысленного волка и не позволять ему рыскать по твоим мозгам и рисовать в воображении картины соблазнительные и страшные, имеющие несчастие сбываться? Стоит человеку послать неконтролируемый сигнал, слабый импульс от своего мозга, как мысленный волк этот сигнал улавливает, и нельзя от волка убежать, нет такого дерева, на которое можно забраться, нет такого убежища, в которое можно спрятаться, ни в доме, ни в храме, ни на площади, ни в глухом лесу или посреди моря, везде он тебя настигнет, а как только завладеет хотя бы частью человечьей души, то алчет и требует еще пищи и человеку приходится скармливать ему самого себя до тех пор, покуда не останется от несчастной жертвы одной оболочки.

Сколько таких оболочек по земле ходит, и никто не подозревает, что они съедены до основания. А между тем тронь чуть сильнее такого человека, самое малое испытание, неудобство ему пошли, вся пустота его обнаружится, и диву будут даваться те, кто еще вчера считал его независимым, почтенным господином. (…)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

…что-то стало меняться, мутиться в бесконечных пределах России, какая-то поначалу едва заметная трещина образовалась в этом целомудренном существе. Она случалась и прежде, но время тогда двигалось медленно, и трещинка успевала зарасти до того, как мысленный волк мог, сжавшись до размеров ящерки, через нее проникнуть. Однако по мере того, как ускорялось течение лет, становились короче минуты и часы, быстрее катилось по небу солнце и торопливей сменяли друг друга зимы и весны, трещина увеличивалась, не успевала затягиваться, волк грыз ее, расширял, заполнял собой и среди людей, Россию населявших, все чаще появлялись умы нетерпеливые, не знающие жалости, свою родину презирающие и считающие отсталой, темной и несчастной, страстно мечтающие ее преобразовать и берущие себе в учителя тех, кто с юности сделал свое тело и душу вместилищем мысленного волка, был им поглощен и ему уподоблен.

Молитва златоуста мысленный волк
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here