Содержание
Земной поклон (суджуд)
Обязательные действия земного поклона
Земной поклон делают семью частями тела: обе ноги (пола должна касаться хотя бы малая часть нижней части пальцев ног); оба колена; обе руки (хоть небольшая часть ладони должны касаться пола); лоб (без преграды часть лба должна касаться пола). Если на лбу есть повязка, закрывающая рану и если при ее снятии боль усиливается, то можно делать суджуд и с повязкой. Эти семь частей тела должны касаться пола во время совершения земного поклона.
Например, если до приложения лба поднять ноги, то суджуд не считается. Тяжесть головы при этом давит на место суджы, т.е. пол. Если до пола дотронуться лбом и сразу поднять его, то суджуд не засчитывается. Земной поклон должен быть сделан только для выполнения элемента намаза и без какой-либо другой цели. К примеру, если, падая вниз, коснувшись там, совершить суджуд, то это не засчитывается, нужно заново подняться и с намерением опуститься на суджуд. В земном поклоне таз человека должен быть выше плеч. Если плечи и таз находятся на одном уровне или плечи выше, то суджуд не засчитывается. (Имеющий уважительную причину должен совершить поклон как сможет.)
В земном поклоне, приложив все семь частей тела к полу (земле), необходимо задержаться на время, достаточное для произнесения «Субханаллах». При поклоне лоб нельзя класть на одежду, которая находится на молящемся и может двигаться вместе с ним.
Суджуд имеет шесть условий: совершение поклона семью частями; не поклоняться с другой целью, кроме как для выполнения суджуда; задержание в суджуде; чтобы таз был выше плеч; вес головы должен давить на лоб; не совершать суджуд на чём-либо, что двигается при нашем движении в намазе. Если не будет доставать хотя бы одного из этих вышеприведенных условий, то суджуд не засчитается. Будьте особенно внимательны при суджуде.
Совершенный порядок суджуда
При начале поклонения произносится «Аллаху акбар». При приложении лба завершается его произношение. Уходя на суджуд, представляют величие Аллаха и своё ничтожество. Сначала опускаются на колени, затем кладут руки, затем лоб (при этом нос тоже касается пола). Руки и ноги кладут на пол без преграды. Суджуд – это прикладывание самой высшей твоей части (головы) на самое низшее (землю).
Нахождение в суджуде есть самое приближённое время раба к Аллаху. Поэтому его нужно проделывать и при этом нужно читать побольше ду‘а на арабском. По возможности все пальцы ног ставятся по направлению к Кибле, пальцы рук без преграды кладутся на пол (землю). Руку кладут, разжав пальцы и направив их к Кибле. Между обеими ногами, обеими коленями и руками оставляют расстояние, равное пяди. Руки кладутся напротив плеч. Локти отделяются от боков на среднее расстояние, так же и живот отделяется от колен на среднее расстояние, глаза же остаются открытыми при совершении суджуда.
Женщине же следует ноги, колени и локти держать прижатыми к телу, т.е. она всегда должна быть собранной во время всего намаза. В суджуде не следует локти ставить на пол. Необходимо держать их чуть приподнятыми и женщине, и мужчине. В суджуде читаются желательные тасбих и дуа.
Какие молитвы желательно читать в суджуде?
В суджуде желательно трижды прочитать: «СубхIана раббияль агIла ва бихIамдигьи». Но если человек совершает намаз отдельно, или молящиеся за имамом согласны, то желательно это чтение увеличить до 5, 7, 9, 11 разов.
Также им желательно трижды прочитать: «СубхIанака Аллагьумма ва бихIамдика. Аллагьуммагъфир ли» и «СуббухIун къуддус раббуль малаикати ва ррухI». После этого желательно прочитать это ду‘а: «Аллагьумма лака сажадту ва бика аманту ва лака асламту, сажада важгьия лиллази халакъагьу ва савварагьу ва шакъкъа самгIагьу ва басарагьу бихIавлигьи ва къувватигьи табаракаллагьу ахIсануль халикъин».
Пророк (мир ему и благословение) также читал при суджуде: «Аллагьуммагьфир ли замби куллагьу дикъкъагьу ва жиллагьу ва аввалагьу ва ахирагьу ва гIаланиятагьу ва сиррагьу» или «Аллагьумма инни агIузу биризака мин сахатIика ва бимугIафатика мин гIукъубатика ва бика минка ла ухIси санаан гIалайка анта кама аснайта гIала нафсика».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Как совершить молитву тем, кто не может совершить поклоны в намазе
Человек, который может стоять и может совершить поясной поклон (руку‘), но не может сделать земной поклон (суджуд), выполняет намаз следующим образом:
1. Он стоит лицом к Кибле и произносит вступительный такбир «Аллаhу акбар» с намерением совершить соответствующий намаз.
2. Читает суру «Аль-Фатиха» стоя.
3. Совершает поясной поклон как обычно, чтобы ладони были на уровне колен, и задерживается в этом положении на время, достаточное для произнесения «Субханаллаh».
4. Возвращается в положение стоя и задерживается в этом положении на некоторое время (тумаънина).
5. Затем молящийся садится на стул (в кресло, на скамью), предварительно подготовленный для этого, и совершает земной поклон, то есть наклоняется вперед так, чтобы лоб был впереди колен, и находится в этом положениинекоторое время. При этом молящийся читает те же молитвы, которые обычно читаются при совершении земного поклона.
6. После этого необходимо сидеть между двумя земными поклонами, то есть вернуться в положение сидя и задержаться в этом положении на некоторое время.
7. Совершает второй земной поклон: наклоняется так же, как при первом земном поклоне, и находится в этом положении некоторое время.
8. Затем молящийся встает для выполнения второго ракаата.
9. Повторяет все пункты как в первом ракаате, но после второго земного поклона не встает, а сидя читает «Ташаhhуд» и «Салават», если он совершал утренний намаз. После этого он выходит из намаза, то есть завершает его, произнеся «Ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматуллаh», при этом рекомендуется повернуть голову сперва вправо, а затем влево. Этим он завершает свой намаз.
Таким же образом он выполняет остальные намазы, добавляя соответствующее количество ракаатов.
Порядок выполнения намаза для тех, кто может стоять, но не может совершить поясной и земной поклоны
Кто может стоять при выполнении намаза, но не может совершить поясной и земной поклоны, тот делает следующее:
1. Он стоит лицом к Кибле и произносит «Аллаhу акбар» вместе с намерением для совершения соответствующего намаза.
2. Стоя читает суру «Аль-Фатиха» так, чтобы слышать себя.
3. Садится в кресло (на стул), совершает поясной поклон, то есть наклоняется вперед так, чтобы лоб был впереди колен, и находится в этом положении, в состоянии покоя, в течение времени, необходимого для произнесения «Субханаллаh».
4. Затем садится и задерживается в этом положении на время, необходимое для произнесения «Субханаллаh».
5. Совершает первый земной поклон, т.е. наклоняется вперед больше, чем наклонялся при совершении поясного поклона.
6. Возвращается в положение «сидя», находится в этом положении некоторое время.
7. Совершает второй земной поклон так же, как и первый, находится в этом положении в состоянии покоя столько, сколько необходимо для произнесения «Субханаллаh».
8. Встает для совершения второго ракаата, выполняет все так же, как и в первом ракаате, но после второго земного поклона сидит для чтения «Ташаhhуда» и «Салавата», если молящийся совершал утренний намаз.
9. После этого он заканчивает намаз произнесением «Ас-Саляму ‘аляйкум».
Таким же образом он выполняет остальные намазы, добавляя соответствующее количество ракаатов.
Порядок выполнения намаза для тех, кто не может стоять
Человек, который не может совершать намаз стоя, выполняет его сидя.
Молящийся сидит лицом к Кибле.
Говорит «Аллаhу акбар» вместе с намерением выполнять соответствующий намаз и читает суру «Аль-Фатиха» сидя.
Делает поясной и земной поклоны так же, как описано выше, но так как он не может стоять, выполняет все сидя.
Из книги «Намаз — опора религии»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Когда креститься, когда кланяться… 1
Когда креститься, когда кланяться…
Или: Внешнее благочестие. Часть 1
Несколько дней назад совершаем Великий вход. У меня в руках Чаша, диакон держит дискос. Хор поет умилительные песнопения, прихожане благоговейно взирают на нашу процессию. Кто-то из прихожан встает на колени. Другие чувствуют себя неловко, потому что не знают, как себя вести. Кто-то тоже опускается на колени, кто-то принимает согбенное положение. Иные просто, растерявшись, поглядывают по сторонам – как вести-то себя правильно.
Произношу положенные молитвы, вхожу в алтарь и думаю: как же плохо у нас знают прихожане Устав поведения в храме. Лукавый услужливо подбрасывает мысли на эту тему. Стараюсь отогнать их, всецело сосредоточившись на молитве. Но даю себе слово подумать об этом на досуге и написать об этом очерк. Этот очерк – перед вами.
Итак, молитвенные жесты. В какое время прихожанин должен осенять себя крестным знамением (то есть креститься), а в какое время должен кланяться? Об этом – наш сегодняшний разговор.
Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, что и как делают священнослужители. Я имею в виду, что и как делают на службе. Потому что в жизни прихожане как раз очень внимательно следят за батюшками – на какой машине он ездит, как одета его жена и дети и многое другое.
А надо бы быть внимательными к тому, что и как делает священник не в своей мирской жизни – лишь Бог судья всякому человеку, а за богослужением, потому что тут священник представляет собой не обычного человека, а служителя Божьего.
Впрочем, мы отвлеклись.
Поговорим на нашу тему: молитвенное поведение за богослужением.
Длительное коленопреклонение во время чтения особых молитв за вечерней, в День Святой Троицы.
Поклоны
Существует три вида поклонов:
1. Простое преклонение головы;
2. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола.
3. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли. Потом встаем.
В соответствии с правилами церковного Устава во время богослужения употребляются в соответствующих случаях все три типа поклонов. В какое время – какие, мы сейчас расскажем:
Преклонение головы
Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:
А. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием...; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
Б. На слова церковных песнопений: припадем, поклонимся.
В. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)
Г. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.
Д. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.
За священнослужителями преклоняют колени и все богомольцы.
Длительное преклонение головы
При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.
Е. Мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.
Ж. Во время чтения Святого Евангелия.
Поясной поклон
Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!
Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:
А. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.
Б. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.
В. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Г. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).
Д. После пения Честнейшую Херувим.
Е. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем.
Ж. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
З. Перед началом пения Символа Веры (на Литургии).
И. Перед началом чтения Апостола (на Литургии).
К. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).
Л. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.
М. В начале пения молитвы Отче наш.
Н. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.
Мы сказали о том, когда земные поклоны отменяются. Что же сказать про то, когда они, наоборот, положены?
Всех случаев, когда земные поклоны положены, не привести, их много. Важно вот что: всегда, когда молящихся призывают положить земной поклон, этот поклон делают сами священнослужители. Таких случаев много в Великом посту. Смотрите за священниками – и не ошибетесь.
Прекрасная древняя традиция: ставить свечи перед иконами. Возжигая свечу, мы мысленно воздаем дань любви Первообразу, то есть тому, кто на иконе изображен.
Стояние на коленях
Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Этого не знают и иные батюшки. Смотришь, иной раз начинается Евхаристический канон – и все в алтаре встают на колени и остаются в таком положении. Друзья: молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:
А. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров – когда во время этой Литургии положено вставать на колени, читайте в фотоальбоме https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/liturgija-prezhdeosvjashhennykh-darov-08079
Б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;
В. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.
Г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.
Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
А. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается во время утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.
Шестопсалмие состоит из шести псалмов. В середине, после трех псалмов, чтец провозглашает:
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Шестопсалмие совершается в глубокой тишине и благоговении. Эти шесть избранных псалмов говорят об ожидании человечеством Мессии – Спасителя. Тишина здесь обозначает то состояние, в котором пребывало древнее человечество накануне Пришествия Христова: сосредоточенное ожидание избавления от греха.
Б. При начале пения Символа веры;
Г. В начале чтения Апостола, Евангелия (на Литургии, на Всенощном бдении);
Д. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)
Е. При произнесении священником слов Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).
В ночь Святой Пасхи священник кадит верующих и приветствует их возгласом: Христос Воскресе! Верующие отвечают: Воистину Воскресе! Осеняют себя крестным знамением и кланяются в ответ.
О поклонах при Богослужении
О поклонах при всяком богослужении*
Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:
— при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;
— на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся…»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;
исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;
— на «Отче наш…» (в начале) — поклон;
— в конце «Достойно есть…» (или Задостойника) – поклон;
— при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;
— на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;
— на каждом иерейском возгласе — по поклону.
О поклонах во время всенощного бдения
В начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);
— в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» – 3 крестных знамения (без поклонов!);
— во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) – по земному поклону;
— на «Слава Тебе Господи…» перед чтением Евангелия и после чтения – по поклону;
— перед целованием святого Евангелия или святой иконы – 2 поклона;
— после целования – 1 поклон;
— на каноне, при всех припевах всех девяти песен – по поклону;
— на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» – по поклону;
— на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон;
— после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.
О поклонах во время Божественной Литургии
За всеми ектениями на всех прошениях — по поклону; исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует;
– на всех иерейских возгласах — по поклону;
— после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон;
— на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона;
— на «Господи, спаси благочестивыя» – поклон;
— на возглас диакона «И во веки веков» — поклон без крестного знамения;
Видео (кликните для воспроизведения). |
— на Трисвятом – 3 поклона;
— на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него – по поклону;
— при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» — поклон без крестного знамения;
— по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» – 3 поклона;
— в начале Символа веры – крестное знамение без поклона;
— в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых…» – поклон;
— на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон;
— на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися…» – земной поклон;
— при Господних словах: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» — по глубокому поясному поклону;
— по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) – земной поклон;
— после «Достойно есть» или Задостойника – поклон;
— на «Отче наш», в начале — земной поклон;
— на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лукаваго») — поклон;
— на возгласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;
— при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим…» — земной поклон;
— после чтения молитвы ко Причастию «Верую, Господи, и исповедую…», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непричащающиеся – поясной;
— при втором явлении Святых Даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно…» все непричащавшиеся – земной поклон, а причащавшиеся – поясной;
— при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.
Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:
При возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», когда священник благословляет народ, – преклонить голову, без крестного знамения;
— при отпусте без Креста – преклонить голову, без крестного знамения;
— при чтении Евангелия – стоять с преклоненной головой;
— при каждении – отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;
— при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» – преклонить голову;
— при отпусте с Крестом – поклон с крестным знамением;
— при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;
— при осенении молящихся свечами или рукою – поклон без крестного знамения.
Текст приводится по изданию: Патриарший Православный календарь. Наставления святых отцов о молитве. 2008. Автор-составитель Е.Ю. Голов. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 5-9 февраля.
* Правила о земных поклонах не относятся к воскресным дням.
Подробнее: О недопустимости земных поклонов в дни воскресные.
Мольба-ду‘а в земном поклоне молитвы-намаза
Ханафитские богословы считают, что как в земном, так и в поясном поклонах в намазе не произносятся иные мольбы, кроме тех слов восхваления Господа, которые при совершении молитв произносил последний Его посланник. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Выполняйте молитву так, как вы видели меня выполняющим ее»[1].
Преследуя цель сохранить целостность ежедневной пятикратной молитвы, трепетно относясь к ее «классической» форме, заповеданной Пророком, боясь нарушить ее различными словесными излишествами, богословы ханафитского мазхаба считают возможным использование дополнительных ду‘а при земном поклоне в дополнительных молитвах (нафиля), но не в обязательных (фард) молитвах, несмотря на некоторые свидетельства из Сунны о допустимости этого.
Шафиитские ученые допускают во время намаза обращение с мольбой (ду‘а) в состоянии земного поклона.
В качестве аргументов они приводят следующие хадисы:
Хадис 1.
Пророк сказал: «Наиболее близок раб Божий к Господу в положении земного поклона. Больше молитесь [взывайте к Нему], находясь в земном поклоне, и будете достойны ответа [Господа]!»[2];
Хадис 2.
Посланник наставлял своего сподвижника: «О Му‘аз! Когда опускаешь ты лик свой в земном поклоне, говори:
«Аллахумма, а‘инни ‘аля зикрикя ва шукрикя ва хусни ‘ибадатикь»
اللَّهُمَّ أَعِنيِّ عَلىَ ذِكْرِكَ وَ شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِباَدَتـِكَ
«О Аллах, помоги мне помнить о Тебе, быть благодарным Тебе и наилучшим образом поклоняться Тебе» ;
Хадис 3.
Совершая земной поклон, Пророк говорил:
«Аллахумма-гфир ли занби куллях, диккаху ва джиллях, авваляху ва ахырах, ва ‘аляниятэху ва сиррах»
اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي ذَنْبِي كُلَّهُ ، دِقَّهُ وَ جِلَّهُ ، أَوَّلَهُ وَ آخِرَهُ ، وَ عَلاَنِيَتَهُ وَ سِرَّهُ .
«О Аллах, прости мне все мои грехи! Малые и большие, давние и последние, явные и сокрытые»[4];
Имам ‘Али говорил: «Наибольшее довольство Господа вызывают сказанные во время земного поклона слова молящегося:
رَبِّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي ، فَاغْفِرْ لِي .
«Рабби, инни залямту нафси, фа-гфирлии»
«О Господи, я согрешил (у меня есть промахи). Прости меня!»[5].
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из своих последних обращений к сподвижникам, когда из-за его недомогания Абу Бакр выполнял обязанности имама в коллективной молитве, сказал: «О люди! Воистину, не осталось ныне [в мире] истинного пророчества [предсказания], кроме вещего сна, что снится мусульманину. Прислушайтесь, воистину, запрещено читать Коран в поясном и земном поклонах. Но возвеличивайте Господа в поясном поклоне[6], а в поклоне земном проявляйте усердие в молитве-ду‘а[7]: велика вероятность того, что [Он] ответит вам»[8].
С учетом мнений авторитетных богословов по данному вопросу, наиболее оправданным (лишь Мудрый Аллах знает Истину!) представляется использование в намазе только тех молитвенных формул, которые применялись самим пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), и только на арабском языке[9]. Ведь посланник Господа предупреждал: «Воистину, это – молитва [намаз], в которой не допускается все то, что подобно словам человеческим. Эта [молитва] – прославление Господа (тасбих), восхваление Его (такбир, тахмид) и чтение Корана»[10].
Касательно хадисов, в которых говорится о том, что именно в молитвенном положении земного поклона раб Божий находится в наибольшей близости к Господу своему, то смысл, заключенный в этих хадисах, не ограничивается только молитвой-намазом. Различные мольбы (ду‘а) можно и лучше возносить не в обязательных (фард) молитвах, а в дополнительных (нафиля). А еще лучше – читать ду‘а не во время намазов, а в любое другое подходящее и удобное для этого время, что позволит обратиться ко Всевышнему на любом языке[11], прося благ в этой жизни и в жизни будущей для себя, своих родных и всех мусульман.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 541, хадис № 1658, «сахих».
[2] Св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда.
[3] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Са‘ида ибн Мансура.
[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и Абу Дауда.
[5] Св. х. Са‘ида ибн Мансура.
[6] В поясном поклоне во время намаза трижды проговариваются слова «Субхана раббияль-‘азым» (хвала Великому Господу моему).
[7] Все богословы единодушны в том, что данный призыв означает возможность (мандуб) совершения этого, но никак не обязательность (ваджиб, фард). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 259.
[8] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 258, хадис № 739.
[9] Исламские богословы едины во мнении относительно того, что молитва-ду‘а в намазе может быть только на арабском языке. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 910.
[10] Хадис от Му‘авия; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи, Абу Дауда, Ибн Хаббана и аль-Байхакы. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 335, хадис № 824.
[11] В том числе и в состоянии земного поклона.
Поклон
Покло́н – символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и благоговение перед Богом.
Бывают поклоны великие, называемые также земными, – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые, или поясные, – поясное преклонение главы и тела.
Церковь никогда не отделяла души от тела. Поклоны – это молитва тела.
«Надо нудить себя и против воли делать усердные поклоны; это нужно против гордости нашей, гнездящейся в глубине сердца. Гордость не любит кланяться».
праведный Иоанн Кронштадтский
Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На богослужении, когда священник благословляет рукой, малый поклон делается без крестного знамения.
Великие постовые поклоны – троекратные земные поклоны с крестным знамением и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, разделенной на три стиха.
Церковный Устав требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Поклоны, коленопреклонения надо совершать по окончании каждого краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время его чтения или пения. Недопустимо класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения.
О недопустимости земных поклонов в дни воскресные
Не положены земные поклоны в дни воскресные (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов) и великих праздников, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения ( см. обсуждение на форуме).
Также см. в Типиконе: «[Не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и владычний праздник, и в пятьдесятницу всю, колена не преклоняют]».
Глава 2. Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя, в нейже и чин о Панагии. Типикон. М.: Издательский совет РПЦ, 2002. — С. 25.
Стояние на коленях ни во время Литургии, ни во время Всенощного бдения Уставом не предусмотрено. Следует различать поклоны и в целом неправославный обычай стояния на коленях. Преклоняя колени в земном поклоне мы выражаем смирение и благоговение перед Творцом вселенной, сразу же поднимаясь мы исповедуем, что Господь уже совершил наше искупление (дал нам всё необходимое для спасения).
святитель Филарет, митрополит Московский:
«Если, стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это церковный устав, стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Небесному, иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя ( Мф.6:6 )».
свящ. Андрей Лобашинский:
«Мне кажется, что отличием, особенностью православного христианства как раз и является тот факт, что оно не ставит людей на колени, а наоборот – поднимает их с колен. Именно в восстании с колен и состоит суть христианства. Когда мы становимся на колени, мы свидетельствуем о том, что мы падаем, что мы грешны. Грех ставит нас на колени. Но когда мы поднимаемся с колен, мы говорим о том, что Господь прощает нам и делает нас своими любимыми детьми, любимыми сынами и друзьями.
В Евангелии Христос говорит ученикам: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Эти слова подтверждаются всем духовным опытом Православной Церкви. Конечно, прежде всего здесь имеется в виду духовная свобода, внутреннее освобождение. Но и во внешних проявлениях – а христианство постоянно подчеркивает связь внутреннего и внешнего – наблюдается то же самое. Если мы посмотрим внимательно все церковные уставы, церковные постановления, то увидим, что стояние на коленях – это, по сути говоря, традиция неправославная».
митрополит Антоний Храповицкий:
«Много раз я говорил вам о поклонах земных и отвращал вас от еретического обычая стоять на коленях, как сидят кошки. В основе правила стоять перед Богом на молитве или падать ниц в земном поклоне лежит то, что мы призваны ко спасению. Господь сказал Апостолам «други Мои», и потому мы стоим перед Ним. Но мы помним нашу греховность и Божие величие, перед которым мы падаем ниц, как бы молясь: прости и восстави, и вот мы снова выпрямились и стали. Так молимся мы «восстави» на вечерне Пятидесятницы. Поэтому еще раз: не становитесь на колени, происхождение этого обычая не благодатно, создали его еретики. В православной молитве нет правильного соответствующего ему настроения. Надо различать: покаяние и падение ниц перед величием Божиим – в православном земном поклоне; рабское, теплохладное поклонение – стояние на коленах и, наконец, полное надежды предстояние. Мы осуждаем не жест, а непослушание Церкви, руководимой Святым Духом. И мы даже не осуждаем, но просим понять и напоминать себе, как далек этот обычай от православного духа и церковного понимания предстояния перед Богом, православного покаяния и поклонения Богу».
святитель Симеон Солунский:
«Нет ничего маловажного в Церкви Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и ничего в ней не допускается без значения; ибо она есть Церковь Самого Живаго Слова; всё здесь имеет глубокий смысл. Как же дерзать, по собственному произволу, совершенно презирать уставы, положенные в основание Богом Словом, и делать самого себя законоположником для уничтожения их?».
…В древности коленопреклонения перед принятием причастия на самом деле никогда не было, не говоря уже про все традиции. Характерным древним жестом благоговения перед принятием причастия было не коленопреклонение, а поклон и наложение крестного знамения, что до сих пор мы видим в византийских обычаях. Коленопреклонение — знак покаяния. Обычай становиться на колени является средневековой западной практикой, которая постепенно вошла в обиход Латинской церкви между XI и XVI столетиями. И, конечно, постепенно греко-католики, угнетаемые собственным комплексом неполноценности, переняли это у латинян; чтобы показать последним, что, имитируя латинские инновации, они уже не вполне православные, а становятся «более католиками».
архимандрит Роберт Тафт SJ
О поклоне на возгласе: «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните»
Это самый простой пример, но он-то и озадачивает: если прихожанам неведом смысл простейшей ектении, то какое же значение придается другим, более сложным, моментам службы, какой вкладывается в них смысл, каков вообще уровень понимания церковных священнодействий?
Что уж говорить о безразличии к священным уставным нормам, когда, например, не только несведущие миряне, но и пастыри и иноки пренебрегают каноническим чином временной отмены земных поклонов и коленопреклонений 4) . А ведь такие ограничения не внешняя формальность. «Не преклонять колен» в определенные моменты свт. Василий Великий относит к нормам «сакраментальной и литургической жизни Церкви» 5) . Все в православном ритуале несет в себе глубокий богословский и аскетический смысл, здесь затрагивается таинственное внутреннее взаимодействие между душой и телом. Поскольку не только ум, но «все душевно-телесное существо человека участвует в богослужении», важна адекватность каждого движения. Отсюда особый символический язык жеста, который «Церковь включила в богослужение как органичную часть молитвы», к нему относятся и поклоны, и коленопреклонения – «безгласный язык, где слово заменяется движением» 6) . Поэтому так важно осмысленное исполнение ритуальных действий и строгое следование каноническому чину 7) .
Нарушение чина поклонов далеко не мелочь. Не признак ли это выхолащивания церковной жизни, зарождения культа обрядоверия, когда чинопоследование превращается в «бессодержательные внешние действия» 8) или, хуже того, когда им придается лжеритуальное суеверное значение. Отцы предупреждают, что, «не углубляя своих познаний в этой области, человек легко может впасть в привычку, мертвящую и опустошающую». Чтобы духовная жизнь не вырождалась в бессмысленную обрядность, «необходимо непрестанно возрастать в познании Божием и не допускать, чтобы литургия превратилась в деталь нашего благочестивого быта. Именно оттого, что она вместо литургии стала обедней, был пережит всеми нами глубокий кризис» 9) .
Приблизиться к умному деланию позволяет глубокая воцерковленность.
Примечания
[1] Оглашенные – те, кому было оглашено, т.е. преподано, учение Церкви, люди, уверовавшие во Христа и готовящиеся к таинству крещения.
[4] Типикон, на основании Канонического Правила VI Вселенского Собора № 90, что подтверждено уставом свт. Василия Великого (прав. № 91) и др. постановлениями, налагает категорический запрет на земные поклоны и коленопреклонения в воскресные и праздничные дни и в определенные моменты богослужения (Херувимская, Шестопсалмие, Честнейшая, Великое славословие). Значительно то, что этот уставной запрет не есть плод человеческого изобретения, но получен свыше. Еще в III в. он был дан Богом в откровении через ангела прп. Пахомию Великому: «С вечера субботнего до вечера воскресного, равно как и во дни Пятидесятницы, не преклоняют колен». Казанский П.С. История православного мон-ва… Т. 1. С. 238.
[7] Богословско-аскетическое значение коленопреклонений и смысл запрета на земные поклоны – эти темы рассматриваются в наст. изд., т. 2, 4.
[9] Софроний (Сахаров), архим. Письма в Россию. Essex; М., 2003. С. 68.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы в 4 т. Т.1. Глава «Тайна Таинств». С. 80-83. Новиков Н.М.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.