Молитва в каабе

Молитва в каабе в полной и расширенной версии, специально для Вас.

История о том, как стала киблой (направлением в молитве) — Кааба

Ещё на заре Ислама мусульмане совершали утром и вечером по два ракаата намаза. Они молились, совершая поклоны в сторону Байт аль-Мукаддаса до того момента, когда Аллах повелел мусульманам совершать пять намазов каждый день. После утверждения пятикратного намаза все стали молиться в сторону Байт аль-Мукаддаса через Каабу, то есть она была в качестве киблы. Хотя киблой был Байт аль-Мукаддас, почёт к Каабе (Байтуллах) Пророк (мир ему и благословение) продолжал проявлять.

По прибытии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) со сподвижниками в Медину после хиджры Всевышний оставил ту же киблу. Когда Пророк (мир ему и благословение), совершая намаз, смотрел в сторону Байт аль-Мукаддаса, Кааба оказывалась за его спиной. Это очень угнетало Пророка (мир ему и благословение). Любовь Мухаммада (мир ему и благословение) к Каабе не проходила, и он желал, чтобы Господь сделал киблой её. Всевышний, видя надежду Посланника (мир ему и благословение), ниспослал аят об изменении киблы. Когда Пророк (мир ему и благословение) совершал обеденный намаз, после второго ракаата архангел Джабраил (мир ему) сообщил ему об изменении киблы. Пророк (мир ему и благословение) тут же повернулся в сторону Каабы и оставшиеся оба раката совершил уже в этом направлении.

Таким образом, в одном намазе применили две киблы, и была в этом мудрость.

То, что Всевышний для Пророка (мир ему и благословение) определил киблой Байт аль-Мукаддас, было сделано для успокоения сердец неверных, так как их киблой тоже было это направление. Таким образом были проверены сердца иудеев. Из-за зависти иудеи возгордились и стали злословить, говоря, что «Мухаммад (мир ему и благословение) соблюдает свою религию, а киблой пользуется – нашей».

Посланник (мир ему и благословение) понял их зависть и очень желал изменения киблы. И был приведён к желаемому – Аллах сделал ему киблой Каабу, как и было у предков. Когда Пророк (мир ему и благословение) в намазе повернулся в сторону Каабы, повернулись и все молившиеся за ним мусульмане.

Для лицемеров, и особенно для иудеев, это было тяжёлым ударом. Некоторые люди со слабым иманом засомневались в религии и впали в неверие. Но вера муминов ещё более укрепилась, и идущие за Посланником (мир ему и благословение) стали более достойными.

Изменение киблы неверные рассматривали как самостоятельное решение и ошибку Мухаммада (мир ему и благословение). В этом и было их лицемерие. Они открыто стали отрицать всё это, чтобы мусульмане засомневались. Они говорили, что умершие при старом направлении, при прежней кибле, получаются умершими в неверии. Наговаривали на Посланника (мир ему и благословение), что он впал в неверие, изменив действительную киблу. Говоря так, они замалчивали содержание Торы, потому что в ней были описаны признаки будущего пророка. После изучения этих признаков они должны были бы уверовать в Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Те же, кто из гордости не уверовали, знали о том что будет изменена кибла из той же Торы.

Как моют Каабу?

Кааба – почитаемое всеми мусульманами мира здание, в сторону которого обращаются все верующие в молитве. Казалось бы о Каабе всё известно достаточно подробно. Но знаем ли мы о процедуре мытья Каабы, кто её моет и как? Об этом в нашем материале.

Вначале следует упомянуть о хранителях ключей от Каабы, без разрешения которых ни один человек, даже правитель, не может войти в эту святыню.

Когда Пророк ﷺ освободил Мекку от власти язычников, ему были вручены ключи от Каабы. Но Пророк ﷺ не оставил их себе, а вернул Усману ибн Тальхе из рода Бани Шайба, семья которого являлась хранителем ключей от Каабы в течение многих столетий. Посланник Всевышнего ﷺ утвердил за ними эту почётную роль до конца времён. И теперь все (от простого смертного до правителей мира), чтя решение Пророка ﷺ , спрашивают разрешения войти в Каабу у этой небольшой мекканской семьи. Сегодня эту почётную миссию выполняет Салих бин Таха Аль-Шайби, который является 109 по счёту хранителем ключей после Усмана ибн Тальхи.

Омовение Каабы – это сунна Посланника Божьего ﷺ , который омыл Дом Аллаха после освобождения Мекки.

Сегодня в этом процессе может принять участие далеко не каждый. В наши дни руководит церемонией мытья Каабы саудовский монарх или кто-то из его доверенных лиц. В ней также принимают участие известные исламские учёные, политические и общественные деятели Саудовской Аравии и зарубежных стран, а также представители дипломатических миссий.

В начале церемонии омывания король или уполномоченный им представитель заходит внутрь Каабы. Там он молится на месте, где молился Пророк ﷺ . После этого для молитвы в Каабу заходят остальные участники.

Непосредственно сама церемония мытья Каабы длится в среднем 1-2 часа. Как рассказал предыдущий хранитель ключей от Каабы шейх Абдул Кадир бин Таха Шайби (ум. 2014 г.), стены святыни моют изнутри 45 литрами воды Зам-зам с добавлением 50 тулей (1 туля = 12 мл) масла роз, специально выращиваемых в провинции Таиф, и камбоджийского уда (дорогого растительного благовония).

Читайте так же:  Господи боже мой молитва

Тканью, пропитанной этой ароматизированной жидкостью, очищают стены Каабы. Пол святыни обливают водой зам-зам смешанной с розовой водой, протирая её голыми руками и пальмовыми листьями.

После завершения мытья присутствующие совершают обряд обхода вокруг Каабы (таваф), а затем исполняют двухракаатный намаз-сунна.

В прежние годы Каабу мыли дважды в год, но с недавних пор это стали делать в год один раз.

Не игнорируй коллектив, встань в ряд молящихся

Наверняка многие заметили, что перед пятничным намазом некоторые прихожане мечети не совершают джаназа-намаз (молитву за покойного) вместе со всеми.

У каждого возникает вопрос, почему они не встают на молитву и в чём причина?

Давайте для начала поясним, что погребальный намаз является общественной обязанностью (фарз аль-кифая). Это означает, что если хотя бы один человек совершит намаз за умершего, то грех отпадает от всех мусульман, хотя остальным желательно всё-таки его совершить.

Мусульмане практически ежедневно сталкиваются со смертью родных, близких, друзей и знакомых, и практикующий мусульманин немало наслышан о значимости и важности джаназа-намаза (заупокойной молитвы).

Заупокойная молитва – это своего рода свидетельство за умершего, Пророк ﷺ сказал: «Усопший, за которого три ряда мусульман совершили заупокойную молитву, заслуживает. » (Тирмизи). Абу Давуд прокомментировал этот хадис как «заслуживает Рая», а Байхаки – как «заслуживает прощения грехов».

В другом же хадисе передаётся: «По кому бы из покойных ни совершила заупокойную молитву община мусульман, по численности своей достигающая ста человек, каждый из которых будет ходатайствовать за него, их ходатайство непременно будет принято» (Муслим).

Как мы отметили выше, сегодня некоторые прихожане в мечетях не присоединяются к джаназа-намазу и остаются на своих местах, в то время как все остальные коллективно становятся в ряды за имамом.

Если допустить, что некоторые из наших братьев не знают, как совершается джаназа-намаз, то это можно исправить. За короткое время можно научиться этому у знающих людей.

Это только одна из причин, и чтобы сразу исключить её, мы вкратце приведём здесь порядок выполнения джаназа-намаза:

1. встаньте лицом к Каабе;

2. во время произнесения вступительного «Аллаху Акбар» сделайте намерение: «Я намереваюсь совершить обязательный джаназа-намаз (погребальный намаз) за этого умершего (имя) ради Аллаха». Если знаете имя усопшего, то лучше в намерении отметить его имя и имя его отца.

Совершающему погребальный намаз за имамом достаточно сделать намерение так: «…за того (за тех), за кого сделал намерение имам».

3. опустив руки и сложив их на нижней части груди, как в обычном намазе, прочтите суру «Аль-Фатиха». Затем произнесите «Аллаху Акбар», подняв руки до уровня ушей так же, как в обычном намазе.

4. опустив руки и сложив их на нижней части груди, как и ранее, прочтите «Салават»: «Аллахумма салли ‘аля саййидина Мухаммад, ва ‘аля али саййидина Мухаммад». Однако будет лучше, если вы прочитаете полностью «Ас-Салят аль-Ибрахимийя».

А затем скажите «Аллаху Акбар», как и ранее, подняв руки.

5. опустив и сложив руки, как и в предыдущий раз, прочтите дуа по умершему мусульманину:

اَللّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ

«Аллахумма-гфир ляху вархамху».

Затем в четвёртый раз скажите: «Аллаху Акбар»;

6. после этого рекомендуется сказать:

اَللّهُمَّ لا تَحْرِمْنا أَجْرَهُ وَلا تَفْتِنّا بَعْدَهُ وَاغْفِرْ لَنا وَلَهُ

«Аллахумма ля тахримна аджраху ва ля тафтинна ба‘даху вагфир ляна ва ляху»;

7. скажите: «Ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматуллахи ва баракатух», повернув голову направо, а затем то же самое – налево.

Однако встречаются и те, кто прекрасно знает, как совершить этот намаз, но продолжают относиться к нему небрежно. При анализе ситуации выясняется, что есть ещё два аспекта, из-за которых люди игнорируют этот намаз.

Первые предполагают, что неизвестно, являются ли вообще мусульманами те умершие, за которых выполняется джаназа-намаз, следовательно, они проявляют пренебрежение с подобным убеждением.

Вторые же имеют мнение, что молитва по усопшим на расстоянии (то есть если тело умершего находится в другом городе или населённом пункте) не совершается.

Мы же, в свою очередь, попытаемся разобраться в этих двух аспектах: насколько это верно и как будет правильней поступить ради единения рядов мусульман, чтобы никто ни на кого косо не смотрел.

Разберём мнение первых

Джаназа-намаз запрещено совершать по немусульманам (кафирам). Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَلَا تُصَلِّ عَلَى أَحَدٍ مِنْهُمْ مَاتَ أَبَدًا

«(О Мухаммад), не совершай погребальную молитву ни за одного из покинувших этот мир вечной смертью (то есть умерших кафиров и лицемеров)» (сура Ат-Тавба: 84).

«Нам однозначно запрещено совершать джаназа-намаз за неверующего. Также запрещено совершать джаназа-намаз за того, кто был в неверии и есть сомнения в том, что он принял Ислам, в отличии от того, кто считался мусульманином даже при свидетельстве одного свидетеля, хотя этим (одним свидетелем) не устанавливается принятие Ислама человеком. («Тухфат аль-мухтадж»).

Мы живём в демократической стране, и у каждого есть свобода выбора религии. Нет государственного или частного давления, чтобы кому-то вынужденно пришлось обезопасить себя, лицемерно приняв Ислам.

Разве список имён, за которых имам совершает джаназа-намаз – список имён немусульман?! Раз они носят имена мусульман, то они и являются мусульманами. Если бы они себя таковыми не считали, то хотя бы сменили имена.

Более того, покойные, согласно Исламу, оставляют завещание и направляют последние пожертвования в мечети, медресе, на дороги и прочее. Они ведь не оставляют завещание в пользу синагоги, церкви или идолов. Родственники умерших обращаются именно к имамам, а не к кому-то другому. Родственникам виднее, был умерший мусульманином или нет, и каковы были последние пожелания покойного и т.д.

Читайте так же:  Молитва для грибника

Почему люди, не разобравшись, относят человека к немусульманам от того, что они не в курсе, как жил усопший, хотя в Дагестане 95% населения – мусульмане-сунниты. Разве это напутствие Пророка ﷺ , разве к такому разделению он призывал?

Давайте разберёмся в этом вопросе и с канонической точки зрения: например, если возникло сомнение насчёт умершего – мусульманин он или нет, то по этому поводу учёные шафиитского мазхаба пишут следующее:

«Если перемешались мёртвые мусульмане с немусульманами и невозможно их различить, то всем проводят ритуальное омовение, а затем по ним совершают погребальный намаз. В таком случае джаназа-намаз можно совершить двумя способами: первый – можно совершить джаназа-намаз за всех мёртвых, в этом случае намерение следует делать следующим образом: «О Аллах, прости мусульман, которые среди них»; согласно второму способу, джаназа-намаз совершается индивидуально за каждого покойного, и в этом случае полагается сказать: «О Аллах, прости его, если он был мусульманином». («Тухфат аль-мухтадж»).

Также приведём для полной ясности изречение авторитетов из так именуемых на сегодняшний день «салафитов»:

«Ибн Кайим передаёт от своего учителя Ибн Таймийи, что он видел во сне Пророка Мухаммада ﷺ . Ибн Таймия стал расспрашивать о некоторых сомнительных для него вопросах. Из этих вопросов следовало, что приносят труп человека для совершения погребального намаза, но имеются сомнения, был ли он мубтади (нововведенцем), над которым не совершают молитву, или же последователем сунны. На что Пророк ﷺ дал во сне ответ: «Тебе следует придерживаться шарта (условия), о Ахмад. Условие – это слова: «О Аллах, прости и смилуйся над ним, если он верующий по сунне«».

Приводя данные изречения, мы понимаем, что можно совершить эту молитву с определёнными словами, что и избавляет нас от недопонимания и лишних взглядов.

Ответ на мнение вторых

Напомним, что они утверждают, что джаназа-намаз на расстоянии (то есть если тело умершего находится в другом городе или населённом пункте) не совершается.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Пророк ﷺ известил жителей Медины о кончине Ан-Наджаши (правителя Эфиопии) в день его смерти. Затем Посланник Аллаха ﷺ вышел с ними на место молитвы, построил ряды и совершил четыре такбира (то есть джаназа-намаза) (Бухари).

В другой версии хадиса сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Сегодня этот мир покинул праведный человек, встаньте и совершите намаз за вашего брата Асхамата (имя правителя Эфиопии») (Бухари).

Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис в своей книге «Шарх ʻаля Муслим», пишет, что это является доводом для тех, кто утверждает об установлении шариатом джаназа-намаза за покойного, находящегося в другом населённом пункте.

Мнение шафиитов может разниться с другими мазхабами по данному вопросу.

Каждый умерший мусульманин нуждается в наших молитвах, так же и мы будем нуждаться в них после нашей смерти. Поэтому не будем из-за ничем не подкреплённых сомнений лишать умерших мусульман нашей молитвы.

Абдулла Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Можно ли совершать намаз внутри Каабы?

Кааба – это дом, построенный впервые на земле именем Аллаха для поклонения Ему и служащий признаком Его Единственности. Эта главная святыня Ислама и сердце Заповедной Мекки как архитектурное сооружение являет собой необычайно выразительную, хотя и чрезвычайно простую по форме и конструкции постройку. Каабу построил пророк Ибрахим (мир ему) с сыном Исмаилом (мир ему) по велению Всевышнего Аллаха.

Назвав Каабу своим Домом, Всевышний Аллах возвеличил её и сделал все её окрестности заповедником и святыней, запрещая охотиться на местную дичь или уничтожать деревья и растения. Но прежде всего Кааба – это здание, в направлении которого совершают намаз все мусульмане мира.

Что же касается намаза внутри Каабы, то сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз внутри неё. Поэтому и нам не только можно совершить там намаз, более того, желательно часто заходить в Каабу, чтобы совершать там намаз, читать дуа и другие молитвы.

Ибн Хаджар Аль-Хайтами пишет об этом следующее:

«Желательно заходить внутрь Каабы и делать это как можно чаще, если же не получается зайти в Каабу, то желательно зайти в Хиджр Исмаиля (мир Ему), который также считается внутренней частью Каабы. Также желательно сделать много дуа и совершить много намазов в разных местах внутри Каабы, проявляя внутреннюю и внешнюю смиренность и опустив глаза». («Тухфат аль-мухтадж»)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Хиджр Исмаиля (мир ему) – полукруглая стена, имеющая с обеих сторон входы, расположена на западной стороне Каабы в стороне Шама и Ирака. Эта стена и то, что она окружает, также считаются внутренней частью Каабы, ибо это место раньше входило в Каабу. Поэтому намазы, дуа, молитвы и другие поклонения, совершённые в Хиджре Исмаиля, считаются совершёнными внутри Каабы.

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что она однажды хотела войти в Каабу и совершить там намаз, но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) за руку завёл её в Хиджр и сказал:

صَلِّي فِي الحِجْرِ إِنْ أَرَدْتِ دُخُولَ البَيْتِ، فَإِنَّمَا هُوَ قِطْعَةٌ مِنَ البَيْتِ

Читайте так же:  В каком порядке читать молитвы перед причастием

«Если желаешь войти в Каабу, поистине, это место является частью Каабы». (Тирмизи, 876)

Абдульхамид Аш-Ширвани в своих комментариях к «Тухфат аль-мухтадж» разъясняет слова Ибн Хаджара:

«»Желательно заходить внутрь Каабы», то есть в том случае, если это не будет создавать давку, толкотню и тому подобные препятствия. Также желательно при входе в Каабу разуться, не поднимать взор к потолку Каабы и не смотреть на её пол, возвеличивая этим Всевышнего Аллаха и проявляя скромность. Также желательно совершить внутри Каабы хотя бы двухракаатный намаз, и лучше всего совершить его именно в том месте, где совершил намаз Пророк (мир ему и благословение Аллаха)». («Хашия Аш-Ширвани»)

Конечно же, в наше время не у каждого человека есть возможность зайти в Каабу, более того, такая возможность предоставляется единицам. Хвала Аллаху, если постараться, любой человек может попасть в Хиджр Исмаиля и совершить там намаз и другие поклонения. А Хиджр Исмаиля, как передаётся в хадисе от Айши (да будет доволен ею Аллах) является частью Каабы, следовательно, намаз и другие поклонения, совершённые в этом месте, приравниваются к богослужениям, совершённым внутри Каабы.

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

В какую сторону правильно молиться мусульманину

При совершении молитвы в исламе нужно располагаться, строго ориентируясь относительно определённого направления. Разберёмся, куда молятся мусульмане и как самостоятельно определить сторону независимо от места вашего нахождения.

Почему важно направление

Праведные мусульмане при совершении молитвенных и ритуальных действий должны строго соблюдать определённый набор правил. Среди них ключевое место занимает кибла или кыбла. С арабского языка это слово переводится как «направление».

Под термином кибла понимается точное направление в сторону священной Каабы. При выполнении религиозных обрядов правоверный должен строго придерживаться киблы, т. е. располагаться лицом в сторону священной Каабы.

Кибла служит ориентиром для всех мусульман при совершении молитвы. Она символ духовного единения всех правомерных, независимо от их местонахождения и проживания. Ориентация, учитывающая расположение Каабы, имеет существенное значение при возведении мечетей.

Почему в сторону Каабы? Аль-Кааба аль-Мушаррафа «Досточтимая Кааба» — главная мусульманская святыня, которая представляет собой постройку в форме куба, расположенную во внутреннем дворе Запретной Мечети в городе Мекке.

Сура 2:142 Корана: «И где бы ты ни оказался, обращай лицо в сторону Заповедной Мечети. Вот она, истина от Господа твоего, и Аллах ведает о том, что вы вершите. И где бы ты ни оказался, обращай лицо к Заповедной Мечети, и где бы вы ни оказались, обращайте лица к ней, чтобы у людей, если только они не нечестивцы, не было довода против вас».

7 способов для определения киблы

В прошлом определение ориентации для молитвы было ключевой задачей, которая ставилась в мусульманском научном мире. Без умения определить нужное направление невозможно правильно провести молитвенные обряды. Для путешественников и людей в чужой местности проблема определения киблы была трудновыполнимой. Так, мусульманину было трудно сориентироваться, находясь в пустыне. Стремление точно определять направление для молитвы стало катализатором развития географии, математики, астрономии.

При разрешении проблемы, дающей возможность быстро определять, в какую сторону молиться мусульманину, стоит определить координаты и месторасположения Каабы.

  • широта — 21°2520 северной широты;
  • долгота — 39°4934 восточной долготы.

Есть семь основных способов, позволяющих быстро определить, в какую сторону молиться правоверному мусульманину, где бы он ни находился.

Математический

Раньше в условиях отсутствия соответствующего инструментария проблему определения направления мудрецы пытались решить вычислением точных координат местонахождения и расчётом соотношения этих координат с местонахождением Мекки. Для этого на основе тригонометрии и геометрии высчитывалась широта и долгота различных географических пунктов. На основе этих данных составлялись специальные таблицы, в которых указывались направления расположения Каабы относительно различных географических пунктов. Аналогичные таблицы по конкретным географическим пунктам составлялись в привязке к географическим и астрономическим ориентирам.

Специальные астрономические таблицы в исламе называются зидж. С их помощью можно находить географические координаты места и азимут (угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет) киблы.

Карманный компас

Для применения компаса нужно знать приблизительное расположение места вашего пребывания и Мекки на географической карте. Основываясь на этих знаниях, компас поможет определить киблу. Так, Москва находится на севере относительно Мекки. Для молитвы в западных регионах России нужно определить по компасу юг — туда и направлена кибла.

Географическая карта

Определить ориентир для молитвы можно с помощью карты. Нужно посмотреть расположения места пребывания и определить его отношение к Мекке.

Москва, Архангельск и Ростов находятся на севере относительно Мекки. Для молитвы в этих городах нужно смотреть на юг. В Омске, Иркутске и Красноярске нужно смотреть на юго-запад, т. к. они находятся на северо-востоке относительно Мекки.

Молитва в Москве на Проспекте мира

Определить направление север-юг поможет компас или расположение солнца (звёзд). Для определения сторон света по солнцу нужно в полдень выйти на улицу и стать спиной к светилу. Лицо будет направлено на юг. Это правило действует в Северном полушарии. Ночью, при ясной погоде, север можно определить по Полярной звезде. Она находится в хвосте созвездия Малая Медведица (самая яркая звёздочка малого ковша). От звезды нужно провести вертикальную линию к горизонту. Это и будет направление на север.

Механические часы

В солнечную погоду, зная своё местоположение на географической карте, можно воспользоваться часами. Они помогут определить стороны света. Для этого их аккуратно кладут на горизонтальную поверхность часовой стрелкой на солнце. Биссектриса (луч из вершины угла, разделяющий угол на две равные части) угла между стрелкой и отметкой двенадцать часов будет указывать направление на юг. При определении юга до наступления двенадцати часов дня юг будет располагаться с правой стороны от солнца, после двенадцати часов — с левой стороны от солнца.

Читайте так же:  Святые отцы об Иисусовой молитве

Интернет-приложения

Электронные карты, компьютерные программы и приложения — самый простой и современный способ. Программы с помощью спутниковой навигации легко определят местонахождение и укажут направление киблы.

Интернет приложение в поиске киблы

Расположение мечетей

Находясь рядом с мечетью, проблемы, в какую сторону молиться, не возникнет. При строительстве мечетей в стене ближайшей к Мекке оборудуется специальная ниша — михраб. В эту нишу становится имам при совершении коллективных обрядов. Михраб ориентирован так, что указывает направление в сторону главной мусульманской святыни. Для совершения молитвы мусульмане становятся лицом к михрабу.

В ситуациях, когда ориентировка расположения мечети была ошибочной, для определения направления в помещении определённым образом располагаются ковры. Для арабских стран характерны таблички, которые стрелочками указывают направление расположения Мекки.

Грех ли молитва в другом направлении

При отсутствии надёжных ориентиров, когда самостоятельно установить киблу не получается, можно спросить о направлении у другого мусульманина. Такие действия будут восприняты нормально. Неправильная ориентация во время молитвы из-за ошибки «подсказчика» не будет считаться грехом для спрашивающего человека.

В экстренных ситуациях и случаях, когда присутствует угроза жизни, молящийся человек может произвольно выбирать направление для молитвы. Ошибка в таких условиях не будет считаться грехом.

Порядок и этика совершения заупокойной молитвы

Порядок становления имама рядом с покойным для совершения по нему намаза

Для совершения погребального намаза носилки с телом ставят на землю перед имамом (или человеком, который сам один совершает намаз), который встаёт лицом в направлении Каабы.

Во время намаза имам (или совершающий намаз в одиночку) стоит у головы, если умерший – мужчина. Некоторые учёные-богословы пишут, что голова умершего мусульманина должна располагаться слева от имама, т. е. обратившись в сторону востока, а ноги (туловище) – справа от него. А другие пишут, что наоборот.

Если же умершая является женщиной, то имам (или совершающий намаз индивидуально) стоит посередине тела. Голова умершей мусульманки располагается справа от имама, т. е. обратившись в сторону запада, а ноги (туловище) – слева от него. Так пишут учёные-богословы аш-Шабрамулси и аль-Буджайрими.

Но в какую бы сторону ни была обращена голова умершего мусульманина или мусульманки, всё равно, если тела умерших находятся впереди, намаз по ним считается действительным.

Если молитва совершается одновременно за умерших мужчину, женщину, мальчика и девочку, то их тела ставят в следующем порядке: перед имамом – тело мужчины, дальше – тело мальчика (имам стоит на уровне их голов), затем – тело женщины и за ней – тело девочки (таким образом, чтобы имам стоял на уровне середины их тел). За имамом рядами стоят собравшиеся на погребальный намаз мусульмане.

Лицо, достойное руководить погребальной молитвой

Погребальным намазом руководит имам мечети или лицо, заменяющее его. Но лучше, если намаз в качестве имама выполняет соблюдающий религию близкий родственник умершего. Из числа родственников самым достойным руководить погребальной молитвой является отец умершего, затем дедушка (со стороны отца) и далее его предки по этой линии. После них – сын умершего, его внук (сын сына) и далее его потомки по этой линии. Далее – брат (родной по отцу и матери), брат только по отцу, племянник (сын брата, родного по отцу и матери), племянник, являющийся сыном брата, родного только по отцу. Затем следуют дяди: брат отца, родной по отцу и матери, брат отца, родной только по отцу. А далее другие родственники умершего по отцовской стороне. За ними приоритетными занять место имама в заупокойной молитве являются, согласно книге «Шарх ар-Рамали», правитель мусульман – султан или его заместитель, т. е. это в случае, если есть действующая общественная казна (байт аль-маль). Далее следуют близкие родственники со стороны матери, среди которых также соблюдается приоритетность.

Некоторые учёные-богословы говорят, что предпочтение перед султаном отдаётся близким родственникам умершего по материнской линии. Так пишется и в книге «И‘анатат-талибин». Согласно первому, прежнему (кадим) слову имама аш-Шафии и по мазхабу имама Абу Ханифы, приоритетность отдаётся руководителю мусульман (султану), затем имаму мечети данной местности, а затем близкому родственнику.

Первенство перед посторонними (не родственниками) для женщины людьми отдаётся так же её мужу. Если же за мужчину совершают намаз только женщины, то предпочтение отдаётся его жене.

Для женщин-родственниц существует тот же порядок выбора имама, что и для мужчин, т. е. если нет мужчин для совершения намаза, то в качестве имама выбирают родных женщин умершего, потом – его жену, и далее – посторонних женщин (не родственниц). Так пишет аль-Кальюби.

Если имеются два человека одного уровня, например два сына или два брата и т. п., и оба пригодны для руководства молитвой, то предпочтение отдаётся тому из них, кто более справедлив, благочестив, вырос в Исламе (соблюдая его предписания), нежели тому, кто обладает большими религиозными знаниями. Потому что целью данного намаза является чтение мольбы для умершего, и на принятие мольбы того из них, кто вырос, скрупулёзнее соблюдая предписания Ислама, есть больше надежды.

Читайте так же:  Заговоры и молитвы чтобы с не уволили с работы

Что касается посторонних людей, т. е. не являющихся родственниками для умершего, то из них имам выбирается по тому же принципу, что и для других намазов.

Если достойный (по приоритетности) быть имамом человек назначит руководить молитвой вместо себя другого, то предпочтение отдаётся последнему, нежели постороннему.

Желательно (сунна) соблюдать приоритетность в указанном нами выше порядке. Однако даже если при наличии более достойного человека намазом будет руководить менее достойный, то всё равно намаз считается действительным, и в этом нет ничего запретного.

Если умирающий завещает, чтобы, нарушив приоритетность, погребальной молитвой руководил другой человек (т. е. из-за того, что последний является более праведным), то данное завещание не приводится в исполнение. Потому что руководство молитвой, как и распределение наследства, является правом родственника умершего. Однако для родственника подобает, исполняя желание покойного, уступить право руководить молитвой тому, кому завещал умерший. Так пишет богослов аль-Курди (шейх Мухаммад бин Сулайман аль-Курди аль-Мадани, ум. в 1194 г. Х.).

Шейх Умайра отмечает, что в пользу предоставления права руководить погребальной молитвой тому, кому покойный завещал делать это, нежели родственнику умершего, также есть определённый слабый путь (довод).

Особенности погребальной молитвы

Отличие намаза-джаназа от обычных намазов состоит в том, что в данном случае не совершаются ни поясной поклон (руку‘), ни земной поклон (саджда). Мудрость этого кроется в том, чтобы невежественные в вопросах религии люди не подумали, что совершающие намаз молятся покойным. Так передал аль-Буджайрими, ссылаясь на Ибн ‘Уммада.

Примечание. Среди некоторых людей бытует мнение, что принимавший участие в заупокойном намазе не имеет права принимать участия в погребении. Однако это неверно: совершившие погребальный намаз могут принимать участие и в погребении, и за это возможно получить большое вознаграждение от Всевышнего Аллаха.

Коротко о порядке совершения погребальной молитвы

Перед началом молитвы имам или его помощник произносит: «Ас-Саляту ‘аляль-маййит!» («Собирайтесь на молитву за умершего!») Перед молитвой имам обращается к собравшимся на намаз и к родственникам умершего с вопросом, имеются ли за ним долги, не выплаченные им при жизни (или, наоборот, остался ли кто-нибудь ему должен), а также оставил ли он завещание, которое обязаны выполнить родственники (наследники) – конечно, кроме того, что запрещено по Шариату. Также имам просит присутствующих простить умершему обиды, нанесённые им.

Итак, порядок совершения погребальной молитвы следующий:

1. Встаньте лицом к Каабе.

2. Во время произнесения вступительного такбира, т. е. слов «Аллаху акбар», сделайте намерение: «Я намереваюсь совершить обязательный намаз-джаназа (погребальный намаз) за этого умершего мусульманина ради Аллаха». Если знаете имя усопшего, то лучше в намерении отметить его имя и имя его отца. Совершая погребальный намаз за имамом, можно сделать намерение и так: «…за того (за тех), за кого сделал намерение имам».

3. Опустив руки и сложив их на нижней части груди, как в обычном намазе, прочтите суру «Аль-Фатиха». Затем произнесите «Аллаху акбар», подняв руки до уровня ушей так же, как в обычном намазе.

4. Опустив руки и сложив их на нижней части груди, как и ранее, прочтите «Салават»:

اللهم صل على سيدنا محمد وعلى آل سيدنا محمد

Однако лучше, если вы прочитаете полностью «Ас-Салят аль-Ибрахимийя» (см. ниже). А затем скажите «Аллаху акбар», как и ранее, подняв руки.

5. Опустив и сложив руки, как и в предыдущий раз, прочтите мольбу умершему мусульманину:

اللهمَّ اغفرله وارحمه

Так необходимо читать, если умерший является мужчиной. Если умершей была женщина, то читайте: «Аллахумма-гфир ляха вархамха».

Если намаз совершают за многих умерших, то говорите: «Аллахумма-гфир ля хумвархамхум». То есть в зависимости от рода и числа меняется только окончание. Смысл этой молитвы следующий: «О Аллах! Прости его (её, их) и смилуйся над ним (ней, ними)».

Однако вместо вышеприведённого дуа можно прочитать и эту более длинную молитву, ибо желательно упомянуть в своей молитве и других мусульман:

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لحَيِّنَا وَمَيِّتِنَا وَشَاهِدِنَا وَغَائِبِنَا وَصَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا وَذَكَرِنَا وَأُنْثَانَا، اللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا ، فَأَحْيِهِ عَلَى الإِسْلامِ ، وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الإِيمَانِ

«О Аллах! Прости наших живых и мёртвых, тех, которые присутствуют и отсутствуют, наших молодых и старых, наших мужчин и женщин. О Аллах! Даруй тому, кто остался в живых, исповедовать Ислам, а умирающему даруй смерть с верой».

Затем в четвёртый раз скажите: «Аллаху акбар».

6. После этого рекомендуется сказать:

اللَّهُمَّ لَا تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ ، وَلَا تَفْتِنَّا بَعْدَهُ واغفر لنا وله

«О Аллах! Даруй нам вознаграждение за молитву, прочитанную ему (ей, им), и огради нас от заблуждений после него (неё, них), и прости нам и ему (ей, им) грехи».

السلام عليكم ورحمة الله

«Мир вам и милость Аллаха», повернув голову направо, а затем, поворачивая голову налево, повторите то же самое.

По завершении намаза ещё раз читают мольбу (дуа) за умершего.

Во время намаза необходимо выполнять все его обязательные составные части (арканы) и условия (шуруты) и избегать любых причин, которые нарушают его.

Мухаммад Фахрудин

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Молитва в каабе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here