Молитва Святому пророку и Боговидцу моисею

Молитва Святому пророку и Боговидцу моисею в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Молитва Святому пророку и Боговидцу моисею

П роро́ка Твоего́ Моисе́я па́мять, Го́споди, пра́зднующе, / тем Тя мо́лим: // спаси́ ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 2:

Н а высоту́ доброде́телей возше́л еси́, проро́че Моисе́е;/ и сего́ ра́ди сподо́бился еси́ ви́дети сла́ву Бо́жию./ Скрижа́ли благода́тныя Зако́на прия́т,/ и начерта́ний благода́ть в себе́ нося́,/ и проро́ков был еси́ честна́я похвала́,// и благоче́стия вели́кое та́инство.

Л ик проро́ческий с Моисее́м и Ааро́ном весе́лием днесь весели́тся,/ я́ко коне́ц проро́чествия их на нас испо́лнися;/ днесь сия́ет Крест, и́мже нас спасл еси́.// Тех моли́твами Христе́ Бо́же поми́луй нас.

Новости

    13 Ноябрь 2019

Обновления на сайте

В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлены:

Обновления на сайте

Добавлены молитвословия в разделы:

* Новомученикам и исповедникам XX века

* Мученикам

Объявления

    08 Июль 2014

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Святому пророку и боговидцу Моисею.

Тропа́рь, гла́с 2:

Проро́ка Твоего́ Моисе́я па́мять, Го́споди, пра́зднующе, те́м Тя́ мо́лим: спаси́ ду́ши на́ша.

Или се́й, гла́с то́йже:

На высоту́ доброде́телей возше́л еси́, проро́че Моисе́е, и сего́ ра́ди сподо́бился еси́ ви́дети сла́ву Бо́жию, скрижа́ли благода́тныя Зако́на прия́т, и начерта́ний благода́ть в себе́ нося́, и проро́ков бы́л еси́ честна́я похвала́, и благоче́стия вели́кое та́инство.

Кано́н проро́ка. Гла́с 4.

Пе́снь 1.

Ирмос: Мо́ря чермну́ю пучи́ну невла́жными стопа́ми дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль, крестообра́зныма Моисе́овыма рука́ма Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.

Моисе́й проро́ков да восхва́лится пе́рвый, я́ко пред Бо́гом бесе́довал пе́рвый я́ве лице́м к лицу́, не в гада́ниих рече́ний, но я́ко в ви́де пло́ти ви́дев Того́.

Яко боже́ственна народоводи́теля и изба́вителя тя́ ро́ду твоему́ Изра́илю, Моисе́е богови́дче, даде́ Бо́г, Отцу́ я́коже помоли́ся, обетова́ния пома́занием провозвеща́я твое́ рожде́ние.

Му́дрости тя́ сокро́вище обрето́ша ро́дныя доброде́тели, сокрове́но зна́нием Бо́жиим, я́коже в ковче́зе, богови́дче Моисе́е; те́м тя́ воспита́ше цари́ца и Боже́ственный Про́мысл.

Богородичен: Устраши́ся Моисе́й, ви́дев пресла́вное в пе́рвых виде́ние, купине́ и пла́меню стра́нное смеше́ние, Бо́га из Де́вы Ма́тере прообразу́ющее Нетле́ннаго, Его́же, мину́в времена́, ви́де пло́тию.

Пе́снь 3.

Ирмос: Лу́к си́льных изнемо́же, и немощству́ющии препоя́сашася си́лою, сего́ ра́ди утверди́ся в Го́споде се́рдце мое́.

Весьма́ неизрече́ннаго зна́ния испо́лнился еси́, богови́дче, Ду́х Святы́й чрез Ангела дре́вних научи́ тя́ зна́нию я́сно.

Нося́й све́тло Боже́ственныя зари́, богозна́меньми удиви́л еси́ Еги́пет, претворя́я стихи́й пресла́вне естество́, прему́дре.

Озаря́ет кра́сное добро́ты твоея́, от Боже́ственныя зари́ све́тлое, блаже́нне, жи́тельство и к Боже́ственней несы́тно вся́ привлече́ красоте́.

Богородичен: Взя́лся еси́ стра́шным виде́нием ко ужа́сному зре́нию, прему́дре, но возбрани́ гла́с Го́спода, ро́ждшагося из Де́вы пло́тию.

Седа́лен проро́ка, гла́с 4:

Проро́ков все́х тя́ пе́рваго я́ко су́ща, благоче́стно ве́дуще, восхваля́ем ве́рнии: пе́рвый бо Бо́га ви́дел еси́, я́коже мо́щно бя́ше челове́ку ви́дети.

Пе́снь 4.

Ирмос: Вознесе́на Тя́ ви́девши Це́рковь на Кресте́, Со́лнце пра́ведное, ста́ в чи́не свое́м, досто́йно взыва́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Гугна́нию язы́ка и гла́са твоего́ уясни́вшуся Боже́ственным Про́мыслом, богови́дче, вити́я та́ин Бо́жиих яви́лся еси́ глаго́лы, и ра́нами я́звил еси́ Еги́пет.

Ко́ль пресла́вно зва́ние твое́, о богови́дче! Ко́ль стра́шна дела́ твои́х чуде́с! Яви́ся бо Сы́й тебе́ Бо́г, и сла́вою возвы́сив тя́, Изра́илю спаси́теля посла́.

Вся́каго перворо́дна порази́л еси́ еги́петскаго, я́ко Христо́с де́монов умертви́ держа́ву: о́браз бо бу́дущаго тобо́ю де́йствуемая и́стинно бы́ша, сла́вне.

Богородичен: Не приближа́йся се́мо, Моисе́й слы́шав, Бо́жию гла́су вопию́щу из пла́мене купины́: свя́то бо ме́сто в ле́поту преднаписа́, пло́тию роди́тися Христу́ из Чи́стыя.

Пе́снь 5.

Ирмос: Ты́, Го́споди мо́й, Све́т, в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения ве́рою воспева́ющия Тя́.

Ударя́еши Чермно́е, и твори́ши разделе́ния мно́гая жезло́м твои́м, о богови́дче! да пока́жеши в се́м Креста́ Боже́ственную си́лу.

О, дерзнове́ния прелюбе́знаго! О, простоты́ души́ чи́стыя! Аще позна́л еси́ мя́ па́че все́х, — к Бо́гу богови́дец рече́, — разу́мно мне́ яви́ся.

Ка́менем покры́вся, не ви́дел еси́ Бо́жия лица́, я́ко утае́на, о богови́дче, воплоще́ние же позна́л еси́ Сло́ва, я́ко за́дняя.

Богородичен: Вше́л еси́ чу́вственне во мра́к, и навы́кл еси́ неизрече́нная, о богови́дче, я́ко хо́щет из Де́вы Бо́г пло́тию роди́тися, Спа́с.

Пе́снь 6.

Ирмос: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися, ра́ди ми́лоcти от ре́бр Твои́х исте́кшею кро́вию.

Во́инство стяжа́в Бо́жие Изра́иль си́льное, се́дмь у́бо зло́бы ханане́йския язы́ки погуби́л еси́, лю́дем ты́ в насле́дие да́в зе́млю и́х.

Неизглаго́ланно вше́д во мра́к Боже́ственный, Моисе́е, иде́же Бо́г бя́ше, зовы́й тя́, пи́санныя скрижа́ли пе́рстом Его́ зако́нныя прия́л еси́, я́ко вели́к уго́дник Его́.

Поста́ви послу́шати Бо́г гла́са Своего́, богови́дца Моисе́я, Себе́ Сама́го ему́ яви́в, да пока́жет стра́шное со сла́вою та́инство Свое́.

Богородичен: Ма́нием Боже́ственным Тя́ преднапису́ет Моисе́й сла́вный, ковче́г Богоро́дице, заря́ми Ду́ха всю́ду, я́ко зла́том, покрове́н в сла́ву Бо́жию.

Конда́к проро́ка, гла́с 2:

Ли́к проро́ческий с Моисе́ем и Ааро́ном весе́лием дне́сь весели́тся, я́ко коне́ц проро́чествия и́х на на́с испо́лнися: дне́сь сия́ет Кре́ст, и́мже на́с спа́сл еси́; те́х моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй на́с.

Пе́снь 7.

Ирмос: В пещи́ Авраа́мстии о́троцы перси́дстей, любо́вию благоче́стия па́че, не́жели пла́менем опаля́еми, взыва́ху: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

В боговиде́ниих неизглаго́ланных боже́ственный писа́тель бы́в, ве́сь му́дрый ви́д ски́нии ты́ сло́вом ухи́трив, началозда́телю Веселеи́лу предложи́л еси́ дея́ние, богови́дче Моисе́е.

Свяще́нствовати дерзну́в Корре́й с тобо́ю, яви́ся низше́д во а́д жи́в, всежре́бийно Бо́гу тебе́ честно́е, Моисе́е, храня́щу, ца́рствия и свяще́нства вку́пе.

Воево́дствующу тебе́ иуде́йскому язы́ку дре́вле, Моисе́е, яви́ся Михаи́л, нача́льник небе́сных, и те́ла твоего́ боже́ственный храни́тель: злонача́льника бо противоглаго́люща то́й посрами́.

Богородичен: Ааро́нов Тя́ боже́ственный же́зл прозя́бнути показа́ все́м, Богоро́дице, реше́ние грехо́в, очище́ние бо земны́м была́ еси́, я́коже ропта́вшим на Бо́га, о́но стра́шное преще́ние.

Пе́снь 8.

Ирмос: Ру́це распросте́р Дании́л, льво́в зия́ния в ро́ве затче́; о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Го́сподня, Го́спода.

Читайте так же:  Молитва о дружбе брата и сестры

Уго́дник и́стинно Бо́жий, я́ко кро́ток, слы́шал еси́ и де́лы бы́л еси́. Те́м позна́н бы́сть тебе́ Госпо́дь па́че все́х проро́ков, Моисе́е, и, всели́вся в тя́, ве́рно пе́ти научи́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Яко таи́нник Бо́жий и служи́тель и ца́рь Изра́илев, Моисе́е богови́дче, я́влься, Христа́ пропове́дал еси́ приити́ в пло́ти, прописа́в Его́ в себе́ стра́шное и Боже́ственное Прише́ствие, Его́же и о́браз одушевле́н яви́лся еси́ я́ве, и проро́к ве́рен.

Сло́ва проро́чествием лю́ди и Зако́на повеле́ньми наста́вил еси́ ве́рно, зна́меньми и чудесы́ напра́вив и чуде́с показа́нии: от Бо́га бо показа́вся нача́льник, богови́дче Моисе́е; те́м приложи́лся еси́ ко отце́м твои́м со сла́вою мно́гою.

Богородичен: Никто́же предуслы́ша пре́жде тебе́, богови́дче сла́вне Моисе́е, уго́дниче Христо́в, зане́ вся́ изре́кл еси́ Де́вы смотре́ния, пропису́ющия Тоя́ Боже́ственное рождество́, в пла́мени бо купины́ ви́дел еси́ зра́к неви́димый.

Пе́снь 9.

Ирмос: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́ Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся, Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́; те́м веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.

Бы́л еси́, богови́дче, самови́дец Госпо́день и по сме́рти, не во мра́чных гада́ниих, я́ко в ка́мени пе́рвее, но в челове́честей пло́ти Христа́ ви́дев, облиста́юща Божество́м.

Гора́ Фаво́р просла́вися па́че Сина́йския бога́тно, иде́же Моисе́й из ме́ртвых, и Фесви́тянин от стра́н живу́щих Христа́ со апо́столы зря́ху преобразу́ющася, я́ко Су́що Бо́га.

Спаси́ мя́ ми́лостивною твое́ю моли́твою, и моли́тв дерзнове́нием, я́ко Изра́иля от бе́д, Моисе́е богови́дче, и лю́тых, и ну́ждных, христиа́н исполне́ние от вся́каго вре́да, пою́щих Тя́.

Богородичен: Ста́мну Тя́ злату́ю, и скрижа́ль, и Боже́ственную трапе́зу, Де́во, пе́рвее Моисе́й написа́в, я́ве пока́зоваше Бо́га роди́тися из Тебе́. Его́же ви́девше пло́тию, ве́рно пе́снь скончава́ем Твою́.

Молитва пророка Моисея, человека Божия

Господи! Ты нам прибежище в род и род!

Моисей был вдохновенным автором трех религиозных духовных сочинений. Прежде всего, мы видим Моисея как поэта, воспевающего песнь, в которой, кстати, имя его соединено с именем Иисуса, в Откровении, где сказано: «Песнь Моисея и Агнца». Стал он поэтом по случаю гибели фараона и его войска в водах Чермного моря: «и избранные военачальники его потонули в Чермном море».

Следуя дальше по его жизни, мы открываем его в качестве проповедника – и тогда речь его падала, как роса, и учение его лилось, как дождь, в этих главах, исполненных славных поэтических образов, которые вы найдете в книге Второзакония. И теперь, в Псалмах, мы находим его в качестве автора молитвы: «Молитва Моисея, человека Божия».

Счастливое сочетание поэта, проповедника и мужа молитвы! Где сходятся такие три качества, человек становится подлинным гигантом, возвышающимся над своими собратьями. Зачастую бывает, что у человека, который проповедует, недостает поэзии, а поэт не способен проповедовать и читать свои стихи перед большими собраниями, а годится только на то, чтобы писать их. Редко истинная религиозность, поэтический дух и красноречие соединяются в одном человеке.

В данном псалме вы увидите чудесные глубины духовности и заметите, как поэт исчезает в человеке Божьем и как, растворившись в самом себе, он воспевает о своей бренности, провозглашает Божью славу и просит о том, чтобы всегда иметь благословение своего Небесного Отца, пребывающим на своей главе.

Этот первый стих вызывает особый интерес, если вспомнить место, где находился Моисей, когда он так молился. Он был в пустыне; не в каких-нибудь покоях фараона, не живя в земле Гесем – но в пустыне. И возможно, взирая с вершины холма на колена Израилевы, как они снимают свои шатры и проходят маршем, он подумал: «Бедные странники! Редко они находятся где-нибудь в покое; нет у них никакого постоянного жилища, где могли бы они обитать. Здесь они не имеют постоянного града» — но, подняв свой взор к небу, сказал: «Господи! Ты нам прибежище в род и род».

Окидывая взглядом историю, он увидел один великий храм, где пребывал Божий народ, и своим пророческим оком, закатившимся в священном исступлении, он мог видеть, что на протяжении всех будущих времен избранные Божии смогут петь: «Господи! Ты нам прибежище в род и род».

Беря этот стих в качестве темы для нашей беседы на страницах этого сайта, мы должны, прежде всего, разъяснить его, а затем мы попытаемся сделать и сделаем то, что старые пуритане называли «усовершить» его, имея в виду не улучшение текста, но улучшение, до некоторой степени, людей – благодаря размышлению над этим стихом.

Во-первых, мы попытаемся немного пояснить его. Здесь находится жилище: «Господи, Ты наше прибежище»; и во-вторых, если я могу воспользоваться таким обычным словом, здесь присутствует срок его аренды: «Ты нам прибежище в род и род».

Итак, во-первых, здесь жилище: «Господи, Ты наше прибежище». Этот могучий Иегова, наполняющий Собою все, Вечный, Неизменный, Великий, «Я есмь», не запрещает образных сравнений в отношении Себя. Хотя Он так высок, что взор ангела не охватывает Его, так превознесен, что крыло херувима не достигает Его, так велик, что отдаленнейшие просторы, по которым путешествуют бессмертные духи, никогда не обнаруживали пределов Его, — Он не возражает, чтобы Его народ говорил о Нем так фамильярно: «Иегова, Ты нам прибежище».

Мы лучше поймем этот образ благодаря контрасту с состоянием Израиля в пустыне, а во-вторых, упоминая о некоторых вещах путем сравнения того, что характерно для нашего дома и чем мы никогда не сможем наслаждаться, если не являемся обладателями собственного жилища. Прежде всего, мы сопоставим эту мысль – «Господи, Ты наше прибежище» — с тем особым положением, в котором находились израильтяне, странствуя по пустыне.

Во – вторых, отметим, что они должны были находиться в состоянии великого беспокойства. С наступлением сумерек, или когда облачный и огненный столп останавливался, они раскидывали шатры и располагались на отдых. Возможно, назавтра же, еще прежде восхода солнца, поутру трубила труба, и, поднимаясь со своих постелей, они обнаруживали, что ковчег уже отправляется в путь, и огненно – облачный столп вел их через узкие горные ущелья наверх или по бесплодной и сухой пустыне.

Едва успев разместить свои немногочисленные пожитки в своих шатрах и поудобней устроить все для себя, они слышали: «Прочь! Прочь! Дальше отсюда! Это не есть ваш покой; вы должны идти, продвигаясь вперед, к Ханаану!»

Читайте так же:  Молитвы и заговоры как выйти замуж

Они не могли засеять даже небольшой клочок земли вокруг своего шатра; они не могли привести в порядок свой дом и разместить свои пожитки; они не могли привязаться к этому месту на земле. Хотя бы они только что похоронили своего отца в месте, где задержался на время их шатер, они должны были уходить. Они не должны были привязываться к этому месту, не должны были иметь что-либо из того, что мы называем удобствами, покоем и миром, но всегда были в дороге, всегда в пути. Более того, они были настолько не защищены, что никогда не могли быть по-настоящему спокойными в своих шатрах. То горячий самум гнал песок, который проникал в шатер, угрожая заживо похоронить их; то их обжигало палящее солнце, от которого едва ли могли защитить шатры; то дул колючий северный ветер, принося стужу, так что они сидели, дрожа и съежившись, вокруг костров в своих шатрах.

Они имели мало покоя; но посмотрите, как в противоположность этому Моисей, человек Божий, с благодарностью отмечает: «Ты не являешься нашим шатром, но жилищем. Хотя нам здесь нелегко, хотя нас бросают из стороны в сторону беды, хотя мы идем по пустыне, и находим, что это трудный путь; хотя, сидя здесь, мы не знаем, что такое покой и уют, — Господи, в Тебе мы обладаем всеми удобствами, которые может дать дом; мы имеем все, что роскошный особняк или дворец могут дать князю, который может нежиться на своем ложе и покоиться на своей перине. Господи, в Тебе наш покой и уют; Ты являешься нашим домом и жилищем».

17 сентября — память Пророка и Боговидца Моисея

Великий пророк и законодатель израильтян происходил из колена Левиина. Родился в Египте приблизительно в 1570 году до Р. X. и воспитан дочерью фараона. Во всех своих начинаниях и поступках Моисей являлся орудием в руках Всевышнего.
Моисей был человеком, которому Бог открыл тайны бытия: сотворение мира и человека. На горе Синайской он принял от Бога 10 заповедей Его. Силой Божией творил великие знамения и чудеса. Преставился 120-ти лет в стране Моавитской. Погребен в долине близ Веффегора, но «никто не знает места погребения его даже до сего дня».
Жизнь святого Пророка и Боговидца Моисея, в отличие от многих праведников Ветхого Завета, достаточно хорошо описана в Библии (Исх.2 – Втор.). Однако, несмотря на это, мы, к сожалению, не так уж и часто обращаемся к добродетели святого, удостоившегося лицом к лицу зреть славу Божию. Возможно, тяготит над образом Пророка его ветхозаветное происхождение, которое нам кажется не содержащим в полной мере добродетелей, доступных обновленному во Христе человечеству. Между тем святитель Григорий Нисский именно пример добродетелей святого Боговидца Моисея избирает для того, чтобы «по ним познать совершенную жизнь, какая доступна людям» (О жизни Моисея Законодателя).

В истории нашей Церкви есть аналогичный эпизод. Женщина спасла Иверскую икону, в которую солдат ударил копьем. Кровь потекла из доски, из лика Богоматери. Благочестивая христианка взяла икону, отправила её по волнам Босфора — икона уплыла. Она её отдала на волю Божию. Вот так и мама отдала на волю Божию своего ребенка. Можете себе представить скорбь материнского сердца! Мама отправила его в неизвестность, и он попал в царский дом.
Однажды дочь фараона выходит купаться в окружении своих девушек — помощниц, которые её окружают, телохранители стоят на берегу. И вдруг она видит на берегу корзинку, а в корзинке — милого, красивого ребенка. Она берет его с собой как подарок. Видит, что ребенок еврей, видно, он был обрезан, потому что обрезание практикуется у евреев ещё от Авраама. Этот обрезанный мальчик, возможно, еврей. Она ищет ему кормилицу среди еврейских женщин, и получается так, что родная мама становится кормилицей собственного сына, и ей ещё за это платят. Простите меня за шутку, это получается совсем по-европейски: ребенок спасся, родная мать его кормит собственным молоком и ещё получает за это деньги. На самом деле это очень красиво, это так Бог делает. Это Божьи дела, тут спорь — не спорь, Господь — хозяин.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вот так примерно и в истории Моисея. Он уже старый человек, 80 лет ему, и Господь его избирает на то, чтобы вывести Израиль из печи египетской, из дома рабства. Избирают его при Купине. На Синайской горе Моисею является видение: куст горит, но не сгорает. Он подходит ближе к этому странному зрелищу, и Господь говорит с ним из этого куста: «Разуй ноги свои из сапог своих. Земля, на которой ты стоишь, святая». Моисей разувается и с Ним разговаривает, Кто ему вещает из пламени горящего куста? Господь говорит: «Ты пойдешь в Египет и выведешь Мой народ, Я — Сущий, Я, Яхве, посылаю тебя туда». Моисей сопротивляется, он не хочет, он боится. Это нормальная реакция. Он отвечает: я гугнивый, я косноязычный.
Бог отвечает: «Аарон будет при тебе, брат поможет тебе. Я скажу тебе, ты скажешь Аарону, а Аарон скажет всем остальным». Но Моисей боится, и Господь говорит ему: «Засунь руку за пазуху». Потом достает. Видит: рука белая от проказы, как снег. Говорит: засунь обратно — он засовывает. Высунь — высовывает. Видит: рука чистая, как у младенца. Господь ему говорит: «Я буду с тобой, Я умерщвляю и оживляю, низвожу до ада и взвожу, Я всё могу, Я буду с тобой, иди».

Дальше они вышли и пошли. И началось то, что описывается в книге Чисел, в книге Левит, в книге Второзаконие, т.е. они ходили и ходили. Они умирали, роптали, воевали, бесновались, молились и каялись, побеждали и проигрывали — там было всё, что хочешь.
Это хождение по пустыне было интересное, потому что они ходили по кругу. Вокруг одной и той же горы. Питались манной, т.е. небесная пища была дана им в снедь, как написано: хлеб ангельский дал им Господь. Интересно, что обувь у них не ветшала, и ноги никто не натер. Они ходили и ходили по земле страшной, сухой, потрескавшейся. По земле, где бегали скорпионы и змеи, но они были хранимы Богом. Главное было — не роптать, но они роптали.
Они роптали по разным поводам. Например, они сказали Моисею: что ты нас увел из Египта? С какой стати мы вообще ушли из Египта и пошли в пустыню? Что будет дальше? И они начали говорить ему: в Египте мы ели — и там перечисляется: дыни, чеснок, репчатый лук, рыбу — мы это всё ели, а здесь мы только манную едим. Надоела нам манна, дай нам другого чего-нибудь. Он говорит: что я вам дам? Они: мы хотим мяса. Говорит: слушайте, сколько надо мяса, чтобы накормить такую ораву? Они — нет, дай нам мяса.

Читайте так же:  Молитва как найти мужа

И Моисей только издалека, с вершины горы Фасга увидал красивую землю, которая течет молоком и медом. Где всё красиво, где реки, где каналы, где дома, виноградники, где всё свято, красиво и благодатно. Но он туда не вошел, он умер. Было ему 120 лет, ни один зуб у него не выпал. Глаза у него были ясно зрящие, острые, как у молодого человека и физическая крепость его, его физическая сила была, как у молодого человека, как у юноши или молодого мужчины, который силен, крепок и никого не боится. Он был крепок и мог прожить ещё 200 лет. Но Господь сказал: всё, хватит. Сорок, сорок, ещё плюс сорок — хватит, и он умер.
Место погребения его скрыто. Охранитель могилы Моисея — Архангел Михаил. Как мы знаем из Писания, дьявол хотел возбудить в евреях желание найти тело Моисея, чтобы из этого тела сделать для себя предмет культа, а Бог этого не разрешил, и поэтому дьявол хотел открыть евреям, а Архангел Михаил запретил дьяволу. Говорит: да запретит тебе Господь, и не позволил.

«Радуйся, честный и славный Пророче, Боговидче Моисее»

Вопрос: — В книге Владимира Солоухина «Смех за левым плечом» он пишет, что один германский ученый высказал такую мысль. Технический и промышленный прогресс должен быть оплачен постоянно усиливающимся оскудением гуманного начала в человеке. Наука может уничтожить Луну, но она не может научить добру. Я поняла так, что у Моисея сначала было обучение, он изучал, как и вы говорили, всевозможные науки. Затем была встреча с Господом. Затем он уже сам обучал людей. Так вот если с современной жизнью сравнивать — как человеку определить где, на каком этапе своей жизни он может для себя переломить этот прогресс? Сейчас очень много людей занимается наукой, но наука бывает иногда безнравственной.

Тропарь пророку Боговидцу Моисею, глас 2:
Пророка Твоего Моисея память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша».
Ин тропарь, глас 2:
На высоту добродетелей возшел еси, пророче Моисее, и сего ради сподобился еси видети славу Божию. Скрижали благодатныя Закона прият, и начертаний благодать в себе нося, и пророков был еси честная похвала и благочестия великое таинство.

Кондак, глас 2:
Лик пророческий с Моисеем и Аароном веселием днесь веселится, яко конец пророчествия их на нас исполнися: днесь сияет Крест, имже нас спасл еси. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Величание
Величаем тя, пророче Божий Моисее, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Пророк и Боговидец Моисей: любовь и ответственность

Мы не должны забывать о великой ответственности, которая лежит на тех, кого слышит Бог.

Действительно, удивительно человеколюбие Божие, удивительно Его внимание к Своему созданию. Среди раскатов грома и величественных картин природных стихий Бог слышит даже самый тихий голос Своего раба, Он готов умалить Свою славу, ограничить всемогущество для того, чтобы привести к Себе человека. Он слышит – и отвечает. Но также Он ждет ответа и от нас. Жизнь Боговидца Моисея показывает нам, что милосердие нашего Творца – это не всепрощающее угодничество, не слепая мягкость. Нет, это нечто другое. Милосердие нашего Бога – проявление Его всемогущества, Его силы и самодостаточности. Он слышит тех, кто с сокрушенным сердцем к Нему взывает, Он проявляет милосердие и любовь к ищущим Его, но Он требует и ответа от тех, к кому обращается. Мы не должны забывать о великой ответственности, которая лежит на тех, кого слышит Бог. Ведь Он также обращается к нам. И Его слово не может быть попрано или пренебрежено. Это слово Творца мира! Таким оно должно остаться и в нашей жизни. И если даже такой великий праведник, как Моисей, не вошел в землю обетованную за опрометчивый ропот (см.: Чис. 20: 10–12), то каков будет суд над теми, кто, приобщаясь Самому Богу, пренебрегает Его словом.

Пророк Моисей

Когда ему исполнилось сорок лет, он вышел к своим братьям. Увидев, что египтянин бьет еврея, он, защищая собрата, убил египтянина. Опасаясь преследования, Моисей бежал в Мадиамскую землю и был принят в доме местного жреца Рагуила (он же — Иофор), который выдал за Моисея свою дочь Сепфору.

В Мадиамской стране Моисей прожил сорок лет. За эти десятилетия он обрел ту внутреннюю зрелость, которая сделала его способным совершить великий подвиг — с помощью Божией освободить народ от рабства. Это событие воспринималось ветхозаветными людьми как центральное в истории народа. В Священном Писании оно упоминается более шестидесяти раз. В память об этом событии установлен главный ветхозаветный праздник — Пасха. Исход имеет духовно-прообразовательное значение. Египетский плен является ветхозаветным символом рабского подчинения человечества диаволу до искупительного подвига Иисуса Христа. Исход из Египта знаменует духовное освобождение через новозаветное Таинство крещения.

Исходу предшествовало одно из самых важных за всю историю избранного народа богоявлений. Моисей пас овец своего тестя в пустыне. Он дошел до горы Хорив и увидел, что терновый куст охвачен пламенем, но не сгорает. Моисей стал приближаться к нему. Но Бог воззвал к нему из среды куста: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх 3, 5–6).

Читайте так же:  Текст утренней молитвы оптина пустынь

Внешняя сторона видения — горящий, но не сгорающий терновный куст — изображал бедственное положение евреев в Египте. Огонь, как сила истребляющая, указывал на тяжесть страданий. Как куст горел и не сгорал, так и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий. Это является прообразом Боговоплощения. Святая Церковь усвоила символ Неопалимой Купины Божией Матери. Чудо заключается и в том, что этот терновый куст, в котором Господь явился Моисею, сохранился до наших дней. Он находится в ограде синайского монастыря Святой великомученицы Екатерины.

Явившийся Моисею Господь сказал, что вопль страдающих от египтян сынов Израиля дошел до Него.

Бог посылает Моисея совершить великую миссию: выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх 3, 10). Моисей смиренно говорит о своей немощи. На эту нерешительность Бог отвечает ясными и полными всепобеждающей силы словами: Я буду с тобою (Исх 3, 12). Моисей, принявший от Господа высокое послушание, спрашивает имя Пославшего. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Исх 3, 14). Словом Сущий в синодальной Библии передается сокровенное имя Божие, начертанное в еврейском тексте четырьмя согласными (тетраграмма): YHWH. Приведенное место показывает, что запрет произносить это сокровенное имя появился гораздо позже времени исхода (может быть, после вавилонского плена).

Во время чтения вслух священных текстов в скинии, храме, а позже в синагогах произносилось вместо тетраграммы другое имя Божие — Адонаи. В славянском и русском текстах тетраграмма передается именем Господь. На библейском языке Сущий выражает личностное начало абсолютного самодостаточного бытия, от которого зависит существование всего тварного мира.

Господь укрепил дух Моисея двумя чудесными действиями. Жезл превратился в змею, а рука Моисея, покрывшаяся проказой, была исцелена. Чудо с жезлом свидетельствовало, что Господь вручает Моисею власть вождя народа. Внезапное поражение руки Моисея проказой и исцеление ее означало, что Бог наделил избранника Своего силою чудотворений для исполнения своей миссии.

Моисей сказал, что он косноязычен. Господь укрепил его: Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить (Исх 4, 12). Бог дает будущему вождю в качестве помощника его старшего брата Аарона.

Придя к фараону, Моисей и Аарон от лица Господа потребовали отпустить народ в пустыню для совершения праздника. Фараон был язычником. Он заявил, что не знает Господа и народ Израилев не отпустит. Фараон ожесточился на народ еврейский. Евреи выполняли в это время тяжелые работы — изготовляли кирпичи. Фараон приказал утяжелить их труд. Бог вновь посылает Моисея и Аарона объявить Свою волю фараону. При этом Господь повелел совершить знамения и чудеса.

Аарон бросил жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. Мудрецы и чародеи царя и волхвы египетские сделали то же своими чарами: бросили свои жезлы, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы.

На другой день Господь повелел Моисею и Аарону сотворить еще одно чудо. Когда фараон шел к реке, Аарон ударил жезлом перед лицом царя по воде и вода превратилась в кровь. Кровью наполнились все водоемы в стране. У египтян Нил был одним из богов их пантеона. Происшедшее с водой должно было вразумить их и показать силу Бога Израилева. Но эта первая из десяти казней египетских лишь еще больше ожесточила сердце фараона.

Вторая казнь совершилась семь дней спустя. Аарон простер руку свою на воды египетские; и вышли жабы и покрыли землю. Бедствие побудило фараона просить Моисея помолиться Господу, чтобы Он удалил всех жаб. Господь исполнил прошения Своего угодника. Жабы вымерли. Как только царь почувствовал облегчение, он вновь впал в ожесточение.

Последовала пятая казнь — моровая язва, которая поразила весь скот египетский. Еврейский же скот бедствие миновало. Эту казнь Бог также совершил непосредственно, а не через Моисея и Аарона. Упорство фараона осталось прежним.

Восьмая казнь была очень страшной. После того как Моисей простер над землей египетской жезл, Господь навел с востока ветер, продолжавшийся день и ночь. Напала саранча на всю землю Египетскую и поела всю траву и всю зелень на деревьях. Фараон вновь раскаивается, но, по-видимому, как и раньше, раскаяние его поверхностно. Господь ожесточает его сердце.

Особенность девятой казни в том, что она была вызвана символическим действием Моисея, простершего руки к небу. На три дня установилась густая тьма. Наказав египтян тьмой, Бог показал ничтожество их идола Ра — бога солнца. Фараон опять уступил.

Десятая казнь была самой страшной. Наступил месяц авив. Перед началом исхода Бог повелел совершить Пасху. Этот праздник стал главным в ветхозаветном священном календаре.

Господь сказал Моисею и Аарону, чтобы каждая семья в десятый день авива (после вавилонского плена этот месяц стал называться нисан) взяла одного агнца и содержала его отдельно до четырнадцатого дня этого месяца, а затем заколола. Когда агнец будет заколот, пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут его вкушать.

В полночь на 15-е число авива Господь поразил в земле Египетской всех первенцев, а также все первородное домашнего скота. Первенцы евреев не пострадали. Поскольку косяки и перекладины их домов были помазаны кровью жертвенного агнца, Ангел, поражавший первенцев египетских, прошел мимо. Установленный в память этого события праздник получил название Пасха (евр. пэсах; от глагола, означающего перескочить через что-то, пройти мимо).

Кровь агнца была прообразом искупительной Крови Спасителя, Кровью очищения и примирения. Опресноки (пресный хлеб), которые должны были вкушать евреи в пасхальные дни, имели также символическое значение: в Египте евреям грозила опасность заразиться языческим нечестием. Однако Бог вывел еврейский народ из страны порабощения, сделал народом духовно чистым, призванным к святости: И будете у Меня людьми святыми (Исх 22, 31). Он должен отринуть прежнюю закваску нравственной порчи и начать чистую жизнь. Пресный хлеб, который приготовляется быстро, символизировал ту быстроту, с которой вывел Господь Свой народ из страны порабощения.

Читайте так же:  Молитва в середу

Пасхальная трапеза выражала общее единение участников ее с Богом и между собой. Символическое значение имело и то, что агнец приготовлялся целиком, с головой. Кость не должна была сокрушаться.

Канон пророку Моисею Боговидцу (Каноны святым)

Песнь 1.

Ирмос:

Моисей пророков да восхвалится первый, яко пред Богом беседовав первый яве лицем к лицу, не в гаданиих речений, но яко в виде плоти видев Того.

Яко божественна народоводителя и избавителя тя роду твоему Израилю, Моисее боговидче, даде Бог, Отцу якоже помолися, обетования помазанием провозвещая твое рождение.

Мудрости тя сокровище обретоша родныя добродетели, сокровено знанием Божиим, якоже в ковчезе, боговидче Моисее; тем тя воспиташе царица и Божественный Промысл.

Богородичен: Устрашися Моисей, видев преславное в первых видение, купине и пламеню странное смешение, Бога из Девы Матере прообразующее Нетленнаго, Егоже, минув времена, виде плотию.

Песнь 3.

Ирмос:

Весьма неизреченнаго знания исполнился еси, боговидче, Дух Святый чрез ангела древних научи тя знанию ясно.

Носяй светло Божественныя зари, богознаменьми удивил еси Египет, претворяя стихий преславне естество, премудре.

Озаряет красное доброты твоея, от Божественныя зари светлое, блаженне, жительство и к Божественней несытно вся привлече красоте.

Богородичен: Взялся еси страшным видением ко ужасному зрению, премудре, но возбрани глас Господа, рождшагося из Девы плотию.

Седален, глас 4:

Пророков всех тя перваго яко суща, благочестно ведуще, восхваляем вернии: первый бо Бога видел еси, якоже мощно бяше человеку видети.

Богородичен: Пречистыя руки Твоя, Дево Мати, простерши, покрый уповающия на Тя, и Сыну Твоему зовущия: всем подаждь, Христе, милости Твоя.

Крестобогородичен: На Древе видящи воздвижена Сына Твоего, Пречистая, утробою матернею растерзаема, жалостно взывала еси: увы Мне, како зашел еси, Свете Мой безлетный?

Песнь 4.

Ирмос:

Гугнанию языка и гласа твоего уяснившуся Божественным Промыслом, боговидче, вития таин Божиих явился еси глаголы, и ранами язвил еси Египет.

Коль преславно звание твое, о боговидче! Коль страшна дела твоих чудес! Явися бо Сый тебе Бог, и славою возвысив тя, Израилю спасителя посла.

Всякаго первородна поразил еси египетскаго, яко Христос демонов умертви державу: образ бо будущаго тобою действуемая истинно быша, славне.

Богородичен: Не приближайся семо, Моисей слышав, Божию гласу вопиющу из пламене купины: свято бо место в лепоту преднаписа, плотию родитися Христу из Чистыя.

Песнь 5.

Ирмос:

Ударяеши Чермное, и твориши разделения многая жезлом твоим, о боговидче! да покажеши в сем Креста Божественную силу.

О, дерзновения прелюбезнаго! О, простоты души чистыя! Аще познал еси мя паче всех, — к Богу боговидец рече, — разумно мне явися.

Каменем покрывся, не видел еси Божия лица, яко утаена, о боговидче, воплощение же познал еси Слова, яко задняя.

Богородичен: Вшел еси чувственне во мрак, и навыкл еси неизреченная, о боговидче, яко хощет из Девы Бог плотию родитися, Спас.

Песнь 6.

Ирмос:

Воинство стяжав Божие Израиль сильное, седмь убо злобы хананейския языки погубил еси, людем ты в наследие дав землю их.

Неизглаголанно вшед во мрак Божественный, Моисее, идеже Бог бяше, зовый тя, писанныя скрижали перстом Его законныя приял еси, яко велик угодник Его.

Постави послушати Бог гласа Своего, боговидца Моисея, Себе Самаго ему явив, да покажет страшное со славою таинство Свое.

Богородичен: Манием Божественным Тя преднаписует Моисей славный, ковчег Богородице, зарями Духа всюду, яко златом, покровен в славу Божию.

Кондак, глас 2:

Лик пророческий с Моисеем и Аароном веселием днесь веселится, яко конец пророчествия их на нас исполнися: днесь сияет Крест, имже нас спасл еси; тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Песнь 7.

Ирмос:

В боговидениих неизглаголанных божественный писатель быв, весь мудрый вид скинии ты словом ухитрив, началоздателю Веселеилу предложил еси деяние, боговидче Моисее.

Священствовати дерзнув Коррей с тобою, явися низшед во ад жив, всежребийно Богу тебе честное, Моисее, хранящу, царствия и священства вкупе.

Воеводствующу тебе иудейскому языку древле, Моисее, явися Михаил, начальник небесных, и тела твоего божественный хранитель: злоначальника бо противоглаголюща той посрами.

Богородичен: Ааронов Тя божественный жезл прозябнути показа всем, Богородице, решение грехов, очищение бо земным была еси, якоже роптавшим на Бога, оно страшное прещение.

Песнь 8.

Ирмос:

Угодник истинно Божий, яко кроток, слышал еси и делы был еси. Тем познан бысть тебе Господь паче всех пророков, Моисее, и, вселився в тя, верно пети научи: благословите, вся дела Господня, Господа.

Яко таинник Божий и служитель и царь Израилев, Моисее боговидче, явлься, Христа проповедал еси приити в плоти, прописав Его в себе страшное и Божественное Пришествие, Егоже и образ одушевлен явился еси яве, и пророк верен.

Слова пророчествием люди и Закона повеленьми наставил еси верно, знаменьми и чудесы направив и чудес показании: от Бога бо показався начальник, боговидче Моисее; тем приложился еси ко отцем твоим со славою многою.

Богородичен: Никтоже предуслыша прежде тебе, боговидче славне Моисее, угодниче Христов, зане вся изрекл еси Девы смотрения, прописующия Тоя Божественное рождество, в пламени бо купины видел еси зрак невидимый.

Песнь 9.

Ирмос:

Был еси, боговидче, самовидец Господень и по смерти, не во мрачных гаданиих, яко в камени первее, но в человечестей плоти Христа видев, облистающа Божеством.

Гора Фавор прославися паче Синайския богатно, идеже Моисей из мертвых, и Фесвитянин от стран живущих Христа со апостолы зряху преобразующася, яко Сущо Бога.

Спаси мя милостивною твоею молитвою, и молитв дерзновением, яко Израиля от бед, Моисее боговидче, и лютых, и нуждных, христиан исполнение от всякаго вреда, поющих Тя.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Богородичен: Стамну Тя златую, и скрижаль, и Божественную трапезу, Дево, первее Моисей написав, яве показоваше Бога родитися из Тебе. Егоже видевше плотию, верно песнь скончаваем Твою.

Молитва Святому пророку и Боговидцу моисею
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here