Молитва при солнечном затмении

Молитва при солнечном затмении в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Намаз, совершаемый при затмении солнца или луны

Солнце излучает свет, а Земля и Луна отражают солнечный свет. При движении вокруг Земли Луна может оказаться между Землёй и Солнцем или Земля – между Луной и Солнцем. В этих случаях наблюдаются солнечные и лунные затмения. Во время лунного затмения Луна попадает в тень, отбрасываемую Землёй. Во время солнечного затмения тень, отбрасываемая Луной, падает на Землю.

Солнце и Луна являются большими чудесами Всевышнего Аллаха, подтверждающими Его Всемогущество. Без солнечного света и тепла на Земле не было бы жизни. Затмения Луны и Солнца – тоже предупреждение Всевышнего всему живому.

Оживление Сунны

Во время солнечных и лунных затмений Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз-сунна.

Намаз, совершаемый при затмении Солнца или Луны, является настоятельной сунной Пророка (мир ему и благословение).

Тем не менее, в последнее время она тоже оказалась заброшенной, многие не обращают на неё внимания.

В хадисе, приводимом Байхаки, о вознаграждении тех, кто оживляет заброшенную сунну Пророка (мир ему и благословение), говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто держится моей сунны в то время, когда разложилась моя умма, получит воздаяние, равное воздаянию ста шахидов (т. е. погибших в борьбе на пути Аллаха)».

В достоверном хадисе, который приводят Ибну Маджих и Тирмизи, также говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто бы ни оживил хоть одну мою сунну, заброшенную людьми после меня, тот получит столько вознаграждения, сколько получают все последовавшие этой сунне люди, ничуть не уменьшая их вознаграждения».

Время намаза, совершаемого при затмении Солнца или Луны, наступает с началом затмения Солнца или Луны и завершается с полным окончанием затмения или с заходом Солнца или Луны.

Порядок совершения намаза затмения по мазхабу имама Абу Ханифы

Намаз затмения Солнца совершают как обычные два ракаата или как два ракаата джума-намаза, но без чтения хутбы. Намаз затмения Солнца является суннатун-муаккадом, к нему азаном не призывают и не читают икамат. Вместо них читают «Ассалата джамиа». Можно совершить его коллективом и индивидуально. Если совершают коллективом, то необходимо, чтобы был имам, совершающий джума-намаз. В каждом ракаате читают суры «аль-Фатиха» и др. Читать нужно про себя, не спеша, растягивая слова, такими же долгими должны быть и руку’ и суджда. После намаза читают дуа – до того как встанет солнце. Дуа читают, сидя лицом к Каабе, или стоя, повернувшись к джамаату.

Последнее даже лучше. Если нет имама, то каждому нужно совершать намаз у себя дома и усердствовать в дуа, пока солнце не встанет.

При затмении Луны намаз в четыре ракаата совершают каждый отдельно у себя дома. Намаз совершают как обычный суннат, но это не является суннат-муаккадом.

Порядок совершения намаза затмения по мазхабу имама Шафии

Этот намаз состоит из двух ракаатов. Намерение перед молитвой произносится так: «Я намерен совершить молитву затмения Солнца (Луны) Всевышнему Аллаху, Аллаху акбар». Затем читают суру «аль-Фатиха» и совершают руку’ (поясной поклон), как обычно. Выпрямившись после поклона, опять читают «Фатиха» (второй раз), затем ещё раз совершают поясной поклон. После него, как обычно, совершают два земных поклона (суджда), делая паузу между ними. Выпрямившись после второго земного поклона, завершают первый ракаат.

Точно так же совершают и второй ракаат.

Завершается намаз, как обычно, чтением молитвы «Ташахуд» («Ат-тахиййату. ») и произнесением «Салама» с поворотом головы сначала в правую, затем в левую стороны.

Таким образом, этот намаз отличается от других обычных намазов только тем, что его ракаат состоит из двух поясных поклонов и в нём дважды читают суру «аль-Фатиха».

После каждого чтения суры «Фатиха» рекомендуется читать и другую суру или аяты. Но совершить намаз можно и без чтения другой суры после «Фатиха», можно даже совершить обычный двухракаатный намаз с намерением на молитву по случаю затмения Солнца или Луны.

Здесь приведён тот вариант намаза, который в состоянии совершить любой мусульманин. Более подробно о молитве при затмении Солнца или Луны читайте в книге «Аль-фикху ала мазахибил арбаата» (т. 1, стр. 366) и в других шариатских книгах.

Эту молитву также желательно совершать коллективно, это сунна Пророка (мир ему и благословение).

Призывают к коллективному совершению намаза затмения словами «Ас-салата джамиат» («Все на молитву!»).

А после коллективной молитвы имам читает хутбу (обращение-проповедь), как во время пятничной молитвы. В хутбе имам призывает правоверных к раскаянию, раздаче милостыни, поминанию Аллаха и чтению дуа.

Суру «Фатиха» в молитве при затмении Солнца имам читает про себя, а при затмении Луны – вслух.

Если этот намаз не совершается коллективно, его следует совершать хотя бы индивидуально. Есть учёные-богословы, которые говорят, что это необходимая молитва (ваджиб).

Из истории

Раньше арабы связывали затмения Солнца или Луны со смертью известного, великого человека. Затмение Солнца было и в день смерти сына Пророка (мир ему и благословение) Ибрахима. Среди жителей Медины распространился слух, что затмение произошло из-за смерти сына Пророка (мир ему и благословение). Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Затмение Солнца или Луны – это одно из многочисленных знамений Аллаха, подтверждающих могущество Аллаха. Из-за смерти или рождения человека затмения Солнца или Луны не происходят. Когда вы увидите это (затмение), вы старайтесь поминать Аллаха, раскаиваться и просить у Него прощения и совершать намаз».

Затмения Солнца и Луны являются также признаками, предшествующими появлению имама Махди. Перед его появлением будет затмение Луны в первую ночь месяца рамадан и затмение Солнца в середине этого месяца.

От Ибну Масуда передают: «Во времена Пророка (мир ему и благословение) случилось солнечное затмение. Это было как раз в тот день, когда умер его сын Ибрахим. Ему исполнилось ровно 18 месяцев. У Пророка (мир ему и благословение) в этот день были слёзы на глазах. Когда его спросили: «Разве пророк плачет?» – он ответил: «Это слёзы от печали, но мы никогда не делаем того, на что гневается Всевышний Аллах».

Читайте так же:  Молитва Матроне на торговлю

Ещё от Ибн Аббаса передают: «(Когда) при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение) произошло солнечное затмение, он совершил молитву.

(Сначала) он долго стоял, примерно столько, что этого времени хватило бы, чтобы прочитать суру «Бакара», потом надолго склонился в поясном поклоне, потом выпрямился и (снова) стоял долго, но меньше, чем в первый раз, потом совершил долгий поясной поклон, занявший меньше времени, чем первый, после чего (дважды) склонился в земном поклоне. Потом он (встал и) долго стоял, но меньше, чем в первый раз, потом совершил поясной поклон, который был короче первого, потом (выпрямился и) долго стоял, но меньше, чем в первый раз, потом совершил поясной поклон, который был короче первого, потом (выпрямился и дважды) склонился в земном поклоне, после чего, когда уже показалось Солнце, закончил (молиться).

Тогда он сказал: “Поистине, Солнце и Луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, а затмения их не происходят ни из-за смерти, ни из-за жизни кого бы то ни было из людей, и поэтому, если вы увидите (подобное), то поминайте Аллаха!”»

Подготовил Мухаммад Алимчулов

Что делал Пророк ﷺ при затмении Солнца и Луны?

Затмения Солнца и Луны – интереснейшие явления природы, знакомые человеку с глубокой древности. Они происходят сравнительно часто, но видны не из всех местностей земной поверхности и поэтому многим кажутся редкими. Были ли затмения Солнца или Луны при жизни Пророка ﷺ и как он поступал в таких случаях, об этом в нашем материале.

Для начала немного расскажем о сути этого явления

Солнечные затмения происходят в новолуния, когда Луна, обращаясь вокруг Земли, оказывается между Землей и Солнцем и полностью или частично заслоняет его. Луна расположена ближе к Земле, чем Солнце, почти в 400 раз, и в то же время ее диаметр меньше диаметра Солнца также приблизительно в 400 раз. Поэтому видимые размеры Луны и Солнца почти одинаковы, и Луна может закрыть собой Солнце.

Лунное затмение — затмение, которое наступает, когда Луна входит в конус тени, отбрасываемой Землёй. Бывает в полнолуние. Луна в этот момент наиболее удалена от Солнца, т.е. по отношению к Солнцу оказывается за Землей. Когда Луна во время затмения полностью входит в тень Земли, говорят о полном лунном затмении, когда частично — о частном затмении.

Как же поступал Пророка ﷺ при затмениях?

В древности арабские племена связывали затмения Солнца или Луны со смертью известного, великого человека. И так было предписано Господом, что в день смерти сына Пророка Мухаммада ﷺ Ибрахима случилось солнечное затмение. Среди жителей Медины стали ходить разговоры, что причиной затмения стала смерть сына Посланника Божьего ﷺ . Тогда Пророк ﷺ сказал, что «Затмение Солнца или Луны – это одно из многочисленных знамений Аллаха, подтверждающих могущество Аллаха. Из-за смерти или рождения человека затмения Солнца или Луны не происходят. Когда вы увидите это (затмение), вы старайтесь поминать Аллаха, раскаиваться и просить у Него прощения и совершать намаз».

В другом хадисе, который приводит имам аль-Бухари, сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «(Однажды) рано утром Посланник Аллаха ﷺ сел (на свою верблюдицу и куда-то поехал, но через некоторое время) началось солнечное затмение, и он вернулся назад ещё до полудня. Посланник Аллаха ﷺ прошёл мимо комнат (своих жён) и встал на молитву, а люди встали позади него. (Сначала) он долго стоял, потом надолго склонился в поясном поклоне, потом выпрямился и (снова) стоял долго, но меньше, чем в первый раз, потом совершил (ещё один) долгий поясной поклон, занявший меньше времени, чем первый, после чего выпрямился и (дважды) совершил земной поклон. Затем он (снова) встал и стоял долго, но меньше, чем в первый раз, а потом совершил долгий поясной поклон, длившийся меньше первого. Затем он (выпрямился и) стоял долго, но меньше, чем в первый раз, потом совершил долгий поясной поклон, длившийся меньше первого, потом выпрямился, (дважды) совершил земной поклон и закончил (молиться). Потом он сказал то, что было угодно Аллаху, а потом велел (людям) молить Аллаха о защите от мучений могилы».

Богословы утверждают, что намаз, совершаемый при затмении Солнца или Луны, является настоятельной Сунной, которая, к сожалению, оказалась заброшенной в наше время. И здесь следует отметить, что за возрождение Сунны Посланника Господа ﷺ обещана большое вознаграждение. «Тот, кто держится моей сунны в то время, когда разложилась моя умма, получит воздаяние, равное воздаянию ста шахидов (т. е. погибших в борьбе на пути Аллаха)», – говорится в хадисе приводимом аль-Байхаки.

Порядок совершения намаза затмения по мазхабу имама Абу Ханифы

Намаз затмения Солнца совершают как обычные два ракаата или как два ракаата джума-намаза, но без чтения хутбы. Намаз затмения Солнца является суннатун-муаккадом, к нему азаном не призывают и не читают икамат. Вместо них читают «Ассалата джамиа». Можно совершить его коллективом и индивидуально. Если совершают коллективом, то необходимо, чтобы был имам, совершающий джума-намаз. В каждом ракаате читают суры «аль-Фатиха» и др. Читать нужно про себя, не спеша, растягивая слова, такими же долгими должны быть и руку’ и суджда. После намаза читают дуа – до того как встанет солнце. Дуа читают, сидя лицом к Каабе, или стоя, повернувшись к джамаату.

Последнее даже лучше. Если нет имама, то каждому нужно совершать намаз у себя дома и усердствовать в дуа, пока солнце не встанет.

При затмении Луны намаз в четыре ракаата совершают каждый отдельно у себя дома. Намаз совершают как обычный суннат, но это не является суннат-муаккадом.

Порядок совершения намаза затмения по мазхабу имама Шафии

Минимум этого намаза – совершение двухракаатного намаза с намерением совершить суннат-намаз затмения. При этом эту молитву желательно совершать коллективно. Призывают к коллективному совершению намаза затмения словами «Ас-салята джами’а» («Все на молитву!»).

Вступив в намаз, читают суру «аль-Фатиха» и совершают руку’ (поясной поклон), как обычно. Выпрямившись после поклона, опять читают «Фатиха» (второй раз), затем ещё раз совершают поясной поклон. После него, как обычно, совершают два земных поклона (суджда), делая паузу между ними. Выпрямившись после второго земного поклона, завершают первый ракаат.

Читайте так же:  Как убрать напарницу с работы молитва

Точно так же совершают и второй ракаат.

Завершается намаз, как обычно, чтением молитвы «Ташахуд» («Ат-тахиййату. ») и произнесением «Салама».

Таким образом, этот намаз отличается от других обычных намазов только тем, что его ракаат состоит из двух поясных поклонов и в нём дважды читают суру «аль-Фатиха».

Желательные действия намаза

После вступления в намаз затмения желательно прочесть молитву «ваджахту» – дуа аль-ифтитах. Далее читают суру «аль-Фатиха», после неё желательно прочесть суру «аль-Бакара», а после неё – примерно двести аятов из «аль-Бакара», после третьего – сто пятьдесят аятов, а после четвёртого – сто аятов. Также желательно в первом поясном поклоне (рукуъ) произнести тасбих, равное по количеству примерно ста аятам из суры «аль-Бакара», во втором руку – 80 аятам, в третьем – 70, а в четвертом – 50. Каждый раз, поднимаясь из поясного поклона, говорят, как обычно «Сами’аллаhу лиман хамидаh, раббана ляка-ль-хамд». Земные поклоны (сажда) желательно удлинить, ровно так, как удлиняются поясные поклоны (рукуъ).

При затмении Луны сура «аль-Фатиха» и суры после неё имам читает вслух, а при затмении Солнца всё это читается про себя.

После совершения этого намаза желательно прочитать две такие же хутбы, какие читают перед джума-намазом. Но в хутбе намаза затмения особенно желательно призвать присутствующих к покаянию и раздаче милостыни. Желательно также предостеречь присутствующих от беспечности и от обмана мирскими благами. Если женщины совершают этот намаз отдельно в своём джамаате, им нежелательно совершать хутбу, но одна из них может выйти и произнести речь или прочитать простую проповедь.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

МОЛИТВА ПО СЛУЧАЮ ЗАТМЕНИЯ

МОЛИТВА ПО СЛУЧАЮ ЗАТМЕНИЯ

автор bint_abu_bakr в Пт Мар 20, 2015 3:07 pm

C именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Молитва во время солнечного или лунного затмения

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Многие русскоязычные мусульмане не сталкивались с таким положением, как «молитва по случаю затмения солнца или луны», и не совершали ее никогда. А некоторые даже и не слышали о такой молитве.
В связи с этим хотелось бы с дозволения Аллаха ознакомить русскоязычных мусульман с этой молитвой и положениями, связанными с ней.

Затмение солнца и луны – из числа знамений Всевышнего Аллаха

Абу Бакрат (да будет доволен им Аллах) сказал: “Однажды, когда мы находились у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) началось солнечное затмение. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднялся с места, и направился к мечети, волоча за собой свою накидку, и вошел туда. Мы также вошли в мечеть, где он совершал с нами молитву в два рака’ата до тех пор, пока солнце не появилось снова. Закончив же молиться, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, солнечные и лунные затмения происходят не потому, что кто-то умирает, однако посредством этого Всевышний Аллах устрашает Своих рабов. А поэтому, когда вы увидите подобное, молитесь и взывайте к Аллаху, пока затмение не закончится»”. аль-Бухари 1040.
‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды произошло затмение солнца и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву и сказал: «Мне было показано пламя Ада, и я никогда не видел более ужасного зрелища, какое видел сегодня!»” аль-Бухари 431, Муслим 907.

Что такое молитва затмения?
Многие имамы называют молитву затмения солнца и луны «салят аль-кусуф», не делая в именовании между ними разницы, поскольку «аль-кусуф» – это исчезновение света одного из светил: солнца или луны, которое покрывается в этот момент темнотой. См. “Асна аль-маталиб” 1/385.
Также было сказано, что «аль-кусуф» – это когда свет исчезает по причине затмения полностью, а «аль-хусуф» – когда исчезает частично. См. “Фатхуль-Бари” 2/535.
Некоторые же имамы говорили, что «аль-кусуф» касается именно затмения солнца, тогда как затмение луны именуется «аль-хусуф», и это более распространено в арабском языке. См. “Лисан аль-‘араб”, “Джами’ аль-усуль” 6/164.
А некоторые имамы считали, что нет проблем говорить на молитву по причине затмения солнца, как «салят аль-кусуф», так и «салят аль-хусуф», ибо оба выражения передаются в хадисах от сподвижников.
Что касается шариатского определения, то под «салят аль-кусуф» речь идет о совершении определенной молитвы, в определенном исполнении, в момент затмения солнца или луны. См. “Мауахиб аль-джалиль” 2/199, “Нихая аль-мухтадж” 2/394.

Как следует призывать людей на молитву затмения?
При затмении луны или солнца нет для этой молитвы ни произнесения азана, ни икъама, однако можно возвестить о ней словами: «Общая молитва!» (ас-Саляту джами’а).
‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло солнечное затмение, был возглашен следующий призыв: «Общая молитва!»” аль-Бухари 1045, Муслим 910.
Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид говорил: “Не следует произносить слова азана для молитвы затмения по единогласному мнению ученых. А этот хадис указывает на то, что к этой молитве призывают словами: «Общая молитва!» И в этом доказательство для тех, кто считал это желательным”. См. “Шарх аль-‘Умда” 3/158.

О совершении женщинами молитвы по причине затмения в коллективе с мужчинами
Так назвал главу в своем Сахихе имам аль-Бухари, который привел под ней следующий хадис:
Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды я зашла к ‘Аише во время затмения, когда люди совершали молитву, и она совершала молитву, и спросила ее: “Что происходит с людьми?” В ответ она указала рукой на небо и сказала: «Субхана-Ллах!» Я спросила: «Знамение?» И она кивнула мне головой. Тогда я тоже приступила к молитве и молилась, пока не начала терять сознание, из-за чего мне пришлось полить себе голову водой”. аль-Бухари 86, 1053, Муслим 905.
Также и ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Когда наступило затмение, я вышла вместе с женщинами (для совершения молитвы)”. Муслим 903.

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей» (Коран, 4: 116).

«Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (Коран, 72: 18).

Читайте так же:  Молитва в память об умершем отце

«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» (Коран, 4: 36).

ВОПРОС-ОТВЕТ

Молитва Затмения

Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.

Молитва Затмения

Re: Молитва Затмения

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

Описание молитвы, совершаемой во время солнечного затмения /кусуф/

Дата публикации : 16-08-2017

Вопрос

Передается от Абу Мас‘уда аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, которыми Он устрашает Своих рабов. Поистине, солнце и луна не затмеваются из-за смерти кого-то из людей. И если вы увидите подобное, то совершите молитву, пока затмение не закончится [1] .

Сообщается от Абу Мусы, да будет доволен им Аллах: Когда произошло солнечное затмение, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в страхе встал (со своего места), опасаясь, что настал Час этот, пришёл в мечеть и стал молиться. И я никогда прежде не видел, чтобы он стоял и склонялся в поясных и земных поклонах так долго, (а после) он сказал: „Эти знамения, посылаемые Аллахом, не происходят из-за смерти или рождения кого-то из людей. Но этими (затмениями) Аллах внушает страх Своим рабам, а потому, когда вы увидите что-нибудь подобное, начинайте поминать Его, взывать к Нему с мольбами и просить Его о прощении“ [2] .

Образ совершения молитвы при солнечном затмении следующий: первый такбир со словами Аллаху акбар /такбирату-ль-ихрам/, дуа истифтах[3], произнесение слов обращения к Аллаху за защитой от шайтана[4].

После этого следует прочесть суру аль-Фатиха , а потом длинный отрывок из Корана.

После этого совершается долгий поясной поклон /руку‘/.

Поднимаясь из поясного поклона, следует произнести: Аллах услышал того, кто его восхвалил [5], а потом: О Господь наш, хвала Тебе .

После этого вновь читается сура аль-Фатиха , длинный отрывок из Корана, но не настолько длинный как до этого.

Потом совершается второй длинный поясной поклон, но не настолько долгий, как первый.

Выпрямляясь после поясного поклона, вновь следует произнести: Аллах услышал того, кто его восхвалил , а потом: О Господь наш, хвала Тебе . После этого следует долго простоять в этом положении.

После этого совершаются два долгих земных поклона, при этом между поклонами также выдерживается долгая пауза в положении сидя.

Потом следует подняться на второй ракаат и повторить те же действия, что и в первом: два поясных поклона и т.д. Однако каждое действие в этом ракаате следует совершать менее долго, чем в предыдущем. По завершении второго ракаата следует сесть для последнего сидения, произнести все то, произносится в ташаххуд, а после сказать приветствие в конце молитвы.

См.: аль-Мугни Ибн аль-Кудамы (Т. 3. С. 323), аль-Маджму‘ ан-Науауи (Т. 5. С. 48).

На такой порядок действий указывает хадис, переданный от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, произошло солнечное затмение, он вышел в мечеть и построил людей в ряды позади себя. После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произнес такбир и долго читал отрывки из Корана. Потом он вновь произнес такбир и совершил долгий поясной поклон. После он сказал: „Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его“.

Потом он выпрямился и не стал совершать земной поклон, а вновь стал долго читать из Корана, но не настолько долго как до этого.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

После этого он произнес такбир и совершил долгий поясной поклон, но не настолько долгий как предыдущий.

После этого он сказал: „Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его. О Господь, Тебе хвала“, а потом опустился в земной поклон. В следующем ракаате он произносил (совершал) все то, что и в первом.

И он совершил четыре поясных и четыре земных поклона»[6] .

А Аллаху ведомо лучше.

[1] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 1041; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 911; приводится версии Муслима.

[2] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 1059; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 912.

[3] Мольба, которая произносится в начале молитвы, до чтения суры аль-Фатиха . Все фразы в молитве произносятся на арабском языке.

[4] Слова Прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями (проклятого) . Здесь и далее приводится лишь перевод этих фраз – прим. пер.

[5] Фраза произносится по-арабски. Здесь и далее приводится только перевод фраз – прим. пер.

[6] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 1046; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 2129.

Описание молитвы, совершаемой во время солнечного затмения /кусуф/

Дата публикации : 16-08-2017

Вопрос

Передается от Абу Мас‘уда аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, которыми Он устрашает Своих рабов. Поистине, солнце и луна не затмеваются из-за смерти кого-то из людей. И если вы увидите подобное, то совершите молитву, пока затмение не закончится [1] .

Сообщается от Абу Мусы, да будет доволен им Аллах: Когда произошло солнечное затмение, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в страхе встал (со своего места), опасаясь, что настал Час этот, пришёл в мечеть и стал молиться. И я никогда прежде не видел, чтобы он стоял и склонялся в поясных и земных поклонах так долго, (а после) он сказал: „Эти знамения, посылаемые Аллахом, не происходят из-за смерти или рождения кого-то из людей. Но этими (затмениями) Аллах внушает страх Своим рабам, а потому, когда вы увидите что-нибудь подобное, начинайте поминать Его, взывать к Нему с мольбами и просить Его о прощении“ [2] .

Образ совершения молитвы при солнечном затмении следующий: первый такбир со словами Аллаху акбар /такбирату-ль-ихрам/, дуа истифтах[3], произнесение слов обращения к Аллаху за защитой от шайтана[4].

Читайте так же:  Читать молитву о продаже квартиры

После этого следует прочесть суру аль-Фатиха , а потом длинный отрывок из Корана.

После этого совершается долгий поясной поклон /руку‘/.

Поднимаясь из поясного поклона, следует произнести: Аллах услышал того, кто его восхвалил [5], а потом: О Господь наш, хвала Тебе .

После этого вновь читается сура аль-Фатиха , длинный отрывок из Корана, но не настолько длинный как до этого.

Потом совершается второй длинный поясной поклон, но не настолько долгий, как первый.

Выпрямляясь после поясного поклона, вновь следует произнести: Аллах услышал того, кто его восхвалил , а потом: О Господь наш, хвала Тебе . После этого следует долго простоять в этом положении.

После этого совершаются два долгих земных поклона, при этом между поклонами также выдерживается долгая пауза в положении сидя.

Потом следует подняться на второй ракаат и повторить те же действия, что и в первом: два поясных поклона и т.д. Однако каждое действие в этом ракаате следует совершать менее долго, чем в предыдущем. По завершении второго ракаата следует сесть для последнего сидения, произнести все то, произносится в ташаххуд, а после сказать приветствие в конце молитвы.

См.: аль-Мугни Ибн аль-Кудамы (Т. 3. С. 323), аль-Маджму‘ ан-Науауи (Т. 5. С. 48).

На такой порядок действий указывает хадис, переданный от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, произошло солнечное затмение, он вышел в мечеть и построил людей в ряды позади себя. После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произнес такбир и долго читал отрывки из Корана. Потом он вновь произнес такбир и совершил долгий поясной поклон. После он сказал: „Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его“.

Потом он выпрямился и не стал совершать земной поклон, а вновь стал долго читать из Корана, но не настолько долго как до этого.

После этого он произнес такбир и совершил долгий поясной поклон, но не настолько долгий как предыдущий.

После этого он сказал: „Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его. О Господь, Тебе хвала“, а потом опустился в земной поклон. В следующем ракаате он произносил (совершал) все то, что и в первом.

И он совершил четыре поясных и четыре земных поклона»[6] .

А Аллаху ведомо лучше.

[1] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 1041; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 911; приводится версии Муслима.

[2] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 1059; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 912.

[3] Мольба, которая произносится в начале молитвы, до чтения суры аль-Фатиха . Все фразы в молитве произносятся на арабском языке.

[4] Слова Прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями (проклятого) . Здесь и далее приводится лишь перевод этих фраз – прим. пер.

[5] Фраза произносится по-арабски. Здесь и далее приводится только перевод фраз – прим. пер.

[6] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 1046; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 2129.

Описание молитвы, совершаемой во время солнечного затмения /кусуф/

Дата публикации : 16-08-2017

Вопрос

Передается от Абу Мас‘уда аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, которыми Он устрашает Своих рабов. Поистине, солнце и луна не затмеваются из-за смерти кого-то из людей. И если вы увидите подобное, то совершите молитву, пока затмение не закончится [1] .

Сообщается от Абу Мусы, да будет доволен им Аллах: Когда произошло солнечное затмение, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в страхе встал (со своего места), опасаясь, что настал Час этот, пришёл в мечеть и стал молиться. И я никогда прежде не видел, чтобы он стоял и склонялся в поясных и земных поклонах так долго, (а после) он сказал: „Эти знамения, посылаемые Аллахом, не происходят из-за смерти или рождения кого-то из людей. Но этими (затмениями) Аллах внушает страх Своим рабам, а потому, когда вы увидите что-нибудь подобное, начинайте поминать Его, взывать к Нему с мольбами и просить Его о прощении“ [2] .

Образ совершения молитвы при солнечном затмении следующий: первый такбир со словами Аллаху акбар /такбирату-ль-ихрам/, дуа истифтах[3], произнесение слов обращения к Аллаху за защитой от шайтана[4].

После этого следует прочесть суру аль-Фатиха , а потом длинный отрывок из Корана.

После этого совершается долгий поясной поклон /руку‘/.

Поднимаясь из поясного поклона, следует произнести: Аллах услышал того, кто его восхвалил [5], а потом: О Господь наш, хвала Тебе .

После этого вновь читается сура аль-Фатиха , длинный отрывок из Корана, но не настолько длинный как до этого.

Потом совершается второй длинный поясной поклон, но не настолько долгий, как первый.

Выпрямляясь после поясного поклона, вновь следует произнести: Аллах услышал того, кто его восхвалил , а потом: О Господь наш, хвала Тебе . После этого следует долго простоять в этом положении.

После этого совершаются два долгих земных поклона, при этом между поклонами также выдерживается долгая пауза в положении сидя.

Потом следует подняться на второй ракаат и повторить те же действия, что и в первом: два поясных поклона и т.д. Однако каждое действие в этом ракаате следует совершать менее долго, чем в предыдущем. По завершении второго ракаата следует сесть для последнего сидения, произнести все то, произносится в ташаххуд, а после сказать приветствие в конце молитвы.

См.: аль-Мугни Ибн аль-Кудамы (Т. 3. С. 323), аль-Маджму‘ ан-Науауи (Т. 5. С. 48).

На такой порядок действий указывает хадис, переданный от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, произошло солнечное затмение, он вышел в мечеть и построил людей в ряды позади себя. После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произнес такбир и долго читал отрывки из Корана. Потом он вновь произнес такбир и совершил долгий поясной поклон. После он сказал: „Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его“.

Потом он выпрямился и не стал совершать земной поклон, а вновь стал долго читать из Корана, но не настолько долго как до этого.

После этого он произнес такбир и совершил долгий поясной поклон, но не настолько долгий как предыдущий.

Читайте так же:  Псалом 90 защитная молитва

После этого он сказал: „Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его. О Господь, Тебе хвала“, а потом опустился в земной поклон. В следующем ракаате он произносил (совершал) все то, что и в первом.

И он совершил четыре поясных и четыре земных поклона»[6] .

А Аллаху ведомо лучше.

[1] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 1041; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 911; приводится версии Муслима.

[2] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 1059; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 912.

[3] Мольба, которая произносится в начале молитвы, до чтения суры аль-Фатиха . Все фразы в молитве произносятся на арабском языке.

[4] Слова Прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями (проклятого) . Здесь и далее приводится лишь перевод этих фраз – прим. пер.

[5] Фраза произносится по-арабски. Здесь и далее приводится только перевод фраз – прим. пер.

[6] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 1046; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 2129.

Молитва, совершаемая при затмении солнца и луны

Ученыеединогласны во мнении о том, что молитва по поводу затмений являетсязакрепленной сунной, как за мужчинами, так и за женщинами. Лучшесовершать её коллективно (в джама’ате), хотя это и не являетсяобязательным её условие. Призывая к ней будут произнесены следующиеслова: «ас-солата джами’а» /что означает: — на коллективную молитву/.Большинство ученых считает, что она состоит из двух рак’aтов и что вкаждом рак’ате нужно совершить два поясных поклона (вместо одногообщепринятого).

Рассказывают, о том, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

Аль-Бухарии Муслим также передали, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах,сказал: Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллахими обоими, сказал: «(Когда при жизни) посланника Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, произошло солнечное затмение, онсовершил молитву. (Сначала) он долго стоял, примерно столько, что этоговремени хватило бы для того, чтобы прочитать суру “аль-Бакъара”, потомнадолго склонился в поясном поклоне, потом выпрямился и (снова) стоялдолго, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил долгий пояснойпоклон, который был короче, чем первый, после чего склонился в земномпоклоне. Потом он встал и долго стоял, но меньше, чем в первый раз,потом совершил долгий поясной поклон, который был короче первого,потом он выпрямился и долго стоял, но меньше, чем в первый раз, потомон совершил земные поклоны, а потом закончил (молитву), когда ужепоказалось солнце. Тогда (пророк), да благословит его Аллах иприветствует, сказал: «Поистине, солнце и луна являются двумязнамениями из числа знамений Аллаха, и затмения их не случаются нииз-за смерти, ни из-за жизни (кого бы то ни было из людей), а поэтому,если вы увидите (подобное), поминайте Аллаха!» Этот хадис передали аль-Бухари 1052, Муслим 907, Абу Дауд 1181, ан-Насаи 3/127.

Ибн ‘Абдуль Барр сказал: «Эти два хадиса из самых достоверных сообщений, приведенных в этой главе».

Ибналь-Каййим сказал: “Достоверная, явная и совершенная Сунна,относительно салятуль-кусуф — это повторение поясных поклонов в каждомракаате. Это основано на хадисе от ‘Аиши, Ибн ‘Аббаса, Джабира, Убаййиибн Ка’ба, ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Ас, и Абу Мусы аль-Аш’ари. Всеони сообщили, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, оповторении поясных поклонов в одном рак’ате. Тех, кто находятправильным повторение поясных поклонов больше и являются онивлиятельными людьми, и они были близки к пророку, да благословит егоАллах и приветствует, чем те, кто умалчивал об этом.

Этого же мнения придерживались Малик, аш-Шафи’и и Ахмад.

АбуХанифа считал, что солатуль-кусуф состоит из двух рак’aтов, какпраздничные и пятничная молитвы, при этом он основывается на хадисеан-Ну’мана ибн Башира, который сказал:

«Вовремя затмения, посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, совершил с нами молитву, подобную одной из ваших молитв,совершая поясной и земной поклоны по два ракаата, и он обращался кАллаху с мольбами, пока вновь не появилось солнце».

В хадисе от Кабисы аль-Хиллали сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда вы увидите, что это произошло, [1] совершите молитву, такую же, как обязательная молитва, которую вы совершили недавно». Этот хадис передали Ахмад 5/60 и ан-Насаи 3/144. [2]

Чтение«аль-Фатихи» в каждом рак’ате является обязательным, и после неемолящийся выбирает что-то из Корана на свое усмотрение. Читать можнокак вслух, так и про себя, однако аль-Бухари сказал: «Чтение вслухявляется наиболее правильным».

Время для этой молитвы — от начала затмения до его окончания.

Молитва при затмении луны совершается так же, как и молитва при затмении солнца.

Аль-Хасан аль-Басри рассказывал:

«КогдаИбн ‘Аббас был амиром в Басре произошло затмение луны, он вышел ипомолился с нами в два рак’aта, совершая по два поясных поклона вкаждом рак’ате. Затем, он сел верхом и сказал: “Я молился точно так,как я видел пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда онсовершал молитву”». Этот хадис передал аш-Шафи’и в своем «Муснаде».

Вовремя затмения желательно произносить такбиры, обращаться с мольбами,раздавать милостыню/саадака/, и просить Аллаха о прощении.

Аль-Бухарии Муслим передали от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Солнцеи луна — знамения из числа знамений Аллаха и не бывает затмения из-засмерти или рождения кого-либо. Если вы увидите это, взывайте к Аллаху,возвеличивайте Его, раздавайте милостыню и совершайте молитву». Этот хадис передали аль-Бухари 1044 и Муслим 901.

Они также передали от Абу Мусы, да будет доволен им Аллах:

«Однажды,когда произошло затмение солнца, пророк, да благословит его Аллах иприветствует, встал и помолился и (затем) сказал: “Если вы увидитечто-то такого рода, спешите к поминанию Аллаха, обращайтесь к Нему смольбами и просите Его о прощении”». Этот хадис передали аль-Бухари 1059 и Муслим 24/912.

Автор: Саййид Сабик

Перевод с арабского: Саид Амин А.

Редактор: Абу Хамид ’Абд аль-’Азиз

[1] Имеется в виду затмение солнца или луны. Прим. пер.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

[2] Шейх аль-Албани сказал: «Это мнение (Абу Ханифы) является неправильным,поскольку хадисы (на которые он опирается) являются недостоверными. См.«Тамамуль-минна» 1/262, «аль-Ирваъ» 3/131.

Молитва при солнечном затмении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here