Молитва поклонному Кресту

Молитва поклонному Кресту в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Молитва “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…”

Слова этой молитвы знакомы каждому православному христианину, который регулярно посещает богослужения в храме. Торжественное пение этой песни можно услышать на вечернем богослужении перед днем празднования изнесения Древ Честного Креста Господня. Чем же особенна эта молитва и какой ее смысл?

Значение молитвы

Третья неделя Великого Поста, когда празднуется праздник Креста Господня, является половиной подготовительного пути к Пасхе. Тут прослеживается определенный символизм — несение Креста Господня предваряет грядущую смерть Христа и последующее Светлое Воскресение.

Этот праздник изначально появился в великой православной империи — Византии. Существует версия, что поклоняться Кресту Господнему начали во время эпидемий, который в 9 веке постоянно бушевали в империи. Люди стали молиться Богу и просить у Него защиты от недуг. Для этого приняли решение обходить со святыней Креста Господня город, с молитвами и песнопениями.

Сегодня в каждом храме Крест для поклонения выносится на середину храма под торжественное пение:

Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Честное Воскресение Твое поем и славим.

Такое поклонение означает, что мы благоговейно почитаем пришедшего в наш мир Христа, который умер на Кресте за каждого из нас, тем самым даровав спасение для всего человечества. Из орудия позорной иудейской казни Крест стал настоящим символом спасения для души.

Вторая часть молитвы, где славится Воскресение Христово, показывает нам, что за страданиями и смертью идет несоизмеримо большее благо — Воскресение и жизнь вечная. В середине поста это особенно актуально, когда постящиеся люди уже немного устали, а до Пасхи еще довольно далеко.

Торжественный праздник Креста Господня вселяет надежду на грядущее Воскресение, поддерживает духовные силы, подкрепляет на пути. Своей крестной смертью Христос победил эту же самую смерть, дав возможность каждому из нас наследовать жизнь вечную.

Как и когда читать молитву

Торжественную песнь Кресту Господнему принято читать именно на Крестопоклонной неделе Великого Поста. В другие дни также мы не забываем про это орудие нашего спасения — так, в утреннем правиле мы каждый день читаем молитву Кресту.

Это говорит о том, что значение Креста в жизни каждого христианина очень велико. Мы и молимся ему, и с благоговением носим на теле этот символ.

Интересно! Особенно торжественно песнь Кресту звучит в храме, на богослужениях Крестопоклонной недели, когда она поется церковным хором. Но можно ее прочитывать и дома — встав перед иконами домашнего иконостаса.

Молясь дома, можно зажечь свечу или лампаду, обойти жилище с ладаном. Эти действия помогут настроиться на молитвенный лад. Молиться нужно не спеша, пропуская через сердце каждое слово. Не никакого смысла в быстром вычитывании молитвенных текстов, поскольку их сила не в форме, а во внутреннем состоянии молящегося.

Читайте так же:  Молитва Матроне Московской от рака

Глава 39. Чи́н благослове́ния и освяще́ния новосооруже́ннаго Креста́

Поста́влену бы́вшу столу́ че́стно покрове́нну пред святы́ми враты́, иере́й в епитрахи́ль и фело́нь оде́ян, исхо́дит, и крестообра́зно покади́в но́вый кре́ст, начина́ет обы́чно: Б лагослове́н Бо́г на́ш: Ли́к пое́т: Ц арю́ небе́сный. Чте́ц: Трисвято́е. О́ тче на́ш: и по я́ ко твое́ е́сть Ца́рство: Г о́споди поми́луй, 12. Сла́ва, и ны́не: П рииди́те, поклони́мся: три́жды.

Та́же, псало́м 59:

Б о́же, отри́нул ны́ еси́, и низложи́л еси́ на́с: разгне́вался еси́, и уще́дрил еси́ на́с. Стря́сл еси́ зе́млю, и смути́л еси́ ю́: исцели́ сокруше́ние ея́, я́ко подви́жеся. Показа́л еси́ лю́дем твои́м жесто́кая, напои́л еси́ на́с вино́м умиле́ния. Да́л еси́ боя́щымся тебе́ зна́мение, е́же убежа́ти от лица́ лу́ка. Я́ко да изба́вятся возлю́бленнии твои́, спаси́ десни́цею твое́ю, и услы́ши мя́. Бо́г возглаго́ла во святе́м свое́м: возра́дуюся, и разделю́ сики́му, и юдо́ль жили́щ разме́рю. Мо́й е́сть галаа́д, и мо́й е́сть манасси́й, и ефре́м кре́пость. главы́ моея́, иу́да ца́рь мо́й. Моа́в коно́б упова́ния моего́: на идуме́ю простру́ сапо́г мо́й, мне́ иноплеме́нницы покори́шася. Кто́ введе́т мя́ во гра́д огражде́ния? или́ кто́ наста́вит мя́ до идуме́и? Не ты́ ли Бо́же отри́нувый на́с? и не изы́деши Бо́же в си́лах на́ших? Да́ждь на́м по́мощь от ско́рби, и су́етно спасе́ние челове́ческо. О Бо́зе сотвори́м си́лу, и то́й уничижи́т стужа́ющыя на́м.

Та́же, псало́м 98:

Г оспо́дь воцари́ся, да гне́ваются лю́дие: седя́й на херуви́мех, да подви́жится земля́. Госпо́дь в сио́не вели́к, и высо́к е́сть над все́ми людьми́. Да испове́дятся и́мени твоему́ вели́кому: я́ко стра́шно и свя́то е́сть. И че́сть царе́ва су́д лю́бит: ты́ угото́вал еси́ правоты́, су́д и пра́вду во Иа́кове ты́ сотвори́л еси́. Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, и покланя́йтеся подно́жию но́гу его́, я́ко свя́то е́сть. Моисе́й и ааро́н во иере́ех его́, и саму́ил в призыва́ющих и́мя его́: призыва́ху Го́спода, и то́й послу́шаше и́х. В столпе́ о́блачне глаго́лаше к ни́м: я́ко храня́ху свиде́ния его́ и повеле́ния его́, я́же даде́ и́м. Го́споди Бо́же на́ш, ты́ послу́шал еси́ и́х: Бо́же, ты́ ми́лостив быва́л еси́ и́м, и мща́я на вся́ начина́ния и́х. Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, и покланя́йтеся в горе́ святе́й его́: я́ко свя́т Госпо́дь Бо́г на́ш.

Сла́ва, и ны́не: Аллилу́иа, три́жды.

Г о́споди поми́луй, три́жды.

И тропа́рь, гла́с 1:

С паси́ Го́споди лю́ди твоя́, и благослови́ достоя́ние твое́, побе́ды благове́рному импера́тору на́шему никола́ю алекса́ндровичу на сопроти́вныя да́руя, и твое́ сохраня́я кресто́м твои́м жи́тельство. Три́жды.

Сла́ва, конда́к, гла́с 4:

В ознесы́йся на кре́ст во́лею, тезоимени́тому твоему́ но́вому жи́тельству, щедро́ты твоя́ да́руй Христе́ Бо́же: возвесели́ си́лою твое́ю благове́рнаго импера́тора на́шего никола́я алекса́ндровича, побе́ды дая́ ему́ на сопоста́ты, посо́бие иму́щу твое́ ору́жие ми́ра, непобеди́мую побе́ду.

Читайте так же:  21 сентября какой православный праздник молитвы

И ны́не, гла́с то́йже:

Ж ивотворя́щий кре́ст твоея́ бла́гости, его́же дарова́л еси́ на́м недосто́йным, Го́споди, тебе́ прино́сим в моли́тву, спаси́ царя́ и ве́рныя лю́ди Богоро́дицы ра́ди, о на́с тебе́ моля́щыяся, еди́не человеколю́бче.

А́бие же посе́м пою́т три́жды тропа́рь се́й, гла́с 6:

П осли́ благода́ть твою́ жизнода́вче, и кре́ст се́й освяти́, и все́м лю́дем твои́м яви́ его́ бы́ти по́мощь и утвержде́ние:

Диа́кон: Г о́споду помо́лимся.

Ли́к: Г о́споди поми́луй.

Иере́й чте́т моли́тву сию́:

Иере́й: М и́р все́м.

Ли́к: И ду́хови твоему́.

Диа́кон: Г лавы́ ва́шя Го́сподеви приклони́те.

Ли́к: Т ебе́ Го́споди.

Иере́й же чте́т та́йно моли́тву сию́:

Б о́же и о́тче Го́спода на́шего Иису́са Христа́, и́же кресто́м его́ диа́вола победи́в и сме́рть умертви́в, ро́д челове́ческий от ле́сти и мучи́тельства его́ свободи́л еси́: при́зри ны́не на моли́тву на́шу и на зна́мение сие́ кре́стное, в сла́ву тебе́ Бо́га отца́ и единосу́щнаго твоего́ Сы́на и соесте́ственнаго твоего́ ду́ха, и в воспомина́ние о́ныя бы́вшия пресла́вныя над диа́волом, сме́рти же и а́да побе́ды, и на́шего избавле́ния сооруже́нное, ду́хом твои́м святы́м, в окропле́нии воды́ сея́ свяще́нныя благослови́ и освяти́. И изле́й на не́ благослове́ние твое́ свято́е и си́лу, ю́же окропле́нием кро́ве и пригвожде́нием те́ла возлю́бленнаго Сы́на твоего́ о́но преблагослове́нное дре́во стяжа́ло е́сть: и тому́ пода́ждь, во е́же бы́ти ве́рным лю́дем твои́м в сте́ну и покро́в, и в сто́лп кре́пости от лица́ вра́жия, во отгна́ние же вся́каго зла́ сопроти́внаго, и во исцеле́ние душе́вных, и теле́сных неду́гов, и во е́же услы́шанным бы́ти мольба́м и моле́ниям все́х ве́рно пред си́м зна́мением моля́щих ти ся.

И возглаша́ет: Т ы́ бо еси́ Бо́г ми́лости, и щедро́т, и человеколю́бия, и тебе́ сла́ву возсыла́ем, со единоро́дным твои́м Сы́ном, и с пресвяты́м, благи́м, и животворя́щим твои́м ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Иере́й же кропи́т свяще́нною водо́ю, глаго́ля:

О свяща́ется кре́стное сие́ зна́мение благода́тию Пресвята́го Ду́ха, окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя, во и́мя отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ами́нь. Три́жды.

И а́бие посе́м ста́в благогове́йно пред святы́м кре́стным зна́мением, кади́льницу же взе́м кади́т е́ крестообра́зно, поя́ сия́ стихи́ры, гла́с 8:

К ре́ст храни́тель все́й вселе́нней, кре́ст красота́ церко́вная: кре́ст царе́м держа́ва: кре́ст ве́рным утвержде́ние: кре́ст а́нгелом сла́ва, и бесо́м я́зва.

Сла́ва, и ны́не, гла́с 4: О тебе́, треблаже́нне и жизнода́вче кре́сте, лю́дие пита́еми спра́зднуют: с безпло́тными ли́ки, чи́н архиере́йский благогове́йно пое́т: мно́жество же и́ночествующих и по́стников покланя́ется, Христа́ же на тебе́ распе́ншагося вси́ прославля́ем.

Посе́м поя́ стихи́ру сию́ два́жды: К ресту́ твоему́ покланя́емся Влады́ко, и свято́е воскре́сние твое́ сла́вим.

Покланя́ется благогове́йно до земли́, и лобза́ет честны́й и свяще́нный кре́ст. По лобза́нии же па́ки, трети́цею поя́ то́жде, покланя́ется.

Читайте так же:  По молитвам Ксении вышла замуж

Та́кожде и вси́ предстоя́щии покланя́ются, и лобза́ют Честны́й Кре́ст:

Ли́ку пою́щу стихи́ру сию́, гла́с 2:

П рииди́те ве́рнии, креста́ си́ле поклони́мся: дре́во бо в раи́ сме́рть прозябе́, сие́ же жи́знь процвете́, безгре́шна иму́щее пригвожде́нна на себе́ Го́спода. от него́же вси́ язы́цы нетле́ние объе́млюще, зове́м: кресто́м сме́рть упраздни́вый, и на́с от пре́лести и мучи́тельства диа́воля свободи́вый, Го́споди сла́ва тебе́.

А́бие же посе́м твори́т отпу́ст, ре́кшу диа́кону:

И ли́ку: Ч естне́йшую херуви́м. Сла́ва, и ны́не: Г о́споди поми́луй, три́жды. Благослови́.

Иере́й: И́ же на дре́ве кре́стном спасе́ния на́шего ра́ди распны́йся, и сме́рть подъя́ти изво́ливый, и тридне́вно из ме́ртвых воскресы́й: Христо́с и́стинный Бо́г на́ш, моли́твами пречи́стыя своея́ ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, и все́х ра́ди святы́х свои́х, поми́лует и спасе́т на́с, я́ко бла́г и человеколю́бец.

Иере́й же, взе́м кре́ст, вно́сит его́ в олта́рь Ца́рскими враты́, и обра́щься к лю́дем, благословля́ет и́х кресто́м, глаго́ля:

С паси́ Го́споди лю́ди твоя́, и благослови́ достоя́ние твое́:

И поставля́ет кре́ст на Престо́ле, и отхо́дит благодаря́ Бо́га.

Источник: Тексты приводятся по изданию: Тре́бник. В дву́х частя́х. — Москва́. Синода́льная типогра́фия. 1906.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Молитвы в бесовских напастях и искушениях

Молитва Честному Кресту 1

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Или кратко:

Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохрани́ мя от вся́каго зла.

Псалом 90

Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся, рече́т Го́сподеви: Засту́пник мо́й еси́ и Прибе́жище мое́, Бо́г мо́й, и упова́ю на Него́. Я́ко То́й изба́вит тя́ от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна: плещма́ Свои́ма осени́т тя́, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя́ и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни́, от ве́щи во тме́ преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма́ одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты́, Го́споди, упова́ние мое́: Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло́, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́ : я́ко А́нгелом свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя́ во все́х путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя́, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́: на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва́ и зми́я. Я́ко на Мя́ упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне́, и услы́шу его́: с ни́м е́смь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́: долгото́ю дни́й испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.

Читайте так же:  Защита молитва от врагов

Перевод: Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». 2

Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню

О, ди́вный чудоде́йственною си́лою четвероконе́чный и трисоста́вный Кре́ст Христо́в! У подно́жия твоего́ во пра́х распросте́ртый, поклоня́юся ти́, честно́е Дре́во, отгоня́ющее от на́с вся́кое де́монское стреля́ние и освобожда́ющее на́с от все́х бе́д, скорбе́й и напа́стей. Ты́ бо еси́ Дре́во жи́зни, ты́ еси́ очище́ние возду́ха, освяще́ние свята́го хра́ма, огражде́ние на́шего жили́ща, охране́ние одра́ моего́, просвеще́ние ума́ моего́, се́рдца и все́х мои́х чу́вств. Твое́ свято́е зна́мение огражда́ет мя́ со дня́ моего́ креще́ния, оно́ со мно́ю и на мне́, во вся́ дни́ живота́ моего́, на су́ше и на вода́х, оно́ же сопровожда́ть мя́ бу́дет до моги́лы, осени́т и пра́х мо́й, оно́ бо, свято́е зна́мение чудоде́йственнаго Креста́ Госпо́дня, возвести́т все́й вселе́нной о часе́ всео́бщаго воскресе́ния ме́ртвых и после́дняго стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Бо́жия.
О, Кре́сте Всечестны́й! Осене́нием твои́м вразуми́, научи́ и благослови́ мя, недосто́йнаго, всегда́ несомне́нно ве́рующаго в непобеди́мую си́лу твою́, огради́ мя от вся́каго врага́ и супоста́та, исцели́ вся́ неду́ги моя́ душе́вныя и теле́сныя.
Г о́споди, Иису́се Христе́ Сы́не Бо́жий! Си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ Твоего́ поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго. Ами́нь.

Читайте так же:  Сильные молитвы для снятия порчи и сглаза

Псалом 45

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Бо́г на́м Прибе́жище и Си́ла, Помо́щник в ско́рбех обре́тших ны́ зело́. Сего́ ра́ди не убои́мся, внегда́ смуща́ется земля́, и прелага́ются го́ры в сердца́ морска́я. Возшуме́ша и смято́шася во́ды и́х, смято́шася го́ры кре́постию Его́. Ре́чная устремле́ния веселя́т гра́д Бо́жий: освяти́л е́сть селе́ние Свое́ Вы́шний. Бо́г посреде́ его́, и не подви́жится: помо́жет ему́ Бо́г у́тро зау́тра. Смято́шася язы́цы, уклони́шася ца́рствия: даде́ гла́с Сво́й Вы́шний, подви́жеся земля́. Госпо́дь си́л с на́ми, Засту́пник на́ш Бо́г Иа́ковль. Прииди́те и ви́дите дела́ Бо́жия, я́же положи́ чудеса́ на земли́: отъе́мля бра́ни до коне́ц земли́, лу́к сокруши́т и сло́мит ору́жие, и щиты́ сожже́т огне́м. Упраздни́теся и разуме́йте, я́ко А́з е́смь Бо́г: вознесу́ся во язы́цех, вознесу́ся на земли́. Госпо́дь си́л с на́ми, Засту́пник на́ш Бо́г Иа́ковль.

Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их. Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего. Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра. Восшумели народы; двинулись царства: [Всевышний] дал глас Свой, и растаяла земля. Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш. Придите и видите дела Господа, – какие произвел Он опустошения на земле: прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем. Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова. 2

Текст и значение молитвы “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко”

Значение молитвы «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»

Молитва представляет собой тропарь, который в церкви поется вслух. Он прославляет Животворящий Крест, Бога, его земные чудеса и те свершения, которые он продолжает творить на небесах.

На этом Кресте, который представляет собой деревянный столп, был распят Иисус. В 326 году он стал главным символом христианства, поклонение ему совершается в середине Четыредесятницы.

Молитва помогает оградить себя и своих близких от болезней, зла, порчи, опасных дел и горя.

При этом поклонение совершается не только символу деревянного Креста, который представляет собой средство для казни, но и Божьему образу на нем. Это символ Воскресения Христа, оружие против лукавого.

Песнопение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» имеет большое значение для каждого верующего. В ней вспоминается самое главное событие в жизни христианства – святое Воскресение, когда Бог поднялся на небеса и явил миру свое естество после продолжительных страданий за грешников, а также подчеркивается важность почитания этого праздника и важность обращения к Спасителю.

Видео «Молитва «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»

В этом видео вы можете прослушать аудиозапись молитвенного песнопения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Почему мы поклоняемся Кресту (аудио+видео)

Молитва на поклонение Кресту — «Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, и святое воскресение Твое славим» — 3 лучших аудио:

«Кресту Твоему…» Православный солдатский хор при Свято-Смоленской Зосимовой пустыни

«Кресту Твоему…» Мужской хор под упр. Гринденко

Дивна Любоевич и хор «Мелодии» (Divna Ljubojević). «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»

Тропарь

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твоё, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Тропарь Воздвижению Креста. Мужской хор Минской Духовной Семинарии

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия. Величаем Тебя, Податель жизни Христе, и чтим Крест Твой святой, которым Ты спас нас от рабства врагу.

    Крест сделал нас прекрасными

    «Крест воздвизаем, на нем Вознесеннаго страсть пречистую пети повелевает твари всей: на том бо убив нас убившаго, умерщвлeнныя оживил eсть, и удобри, и на небесех жити сподоби яко милосерд, премножеством благости. Тем радующеся, вознесем имя Eго, и Того возвеличим крайнее снизхождение» ( Стихира на «Господи воззвах») .

    Возвышаемый Крест побуждает всё творение воспевать пречистое страдание Вознесенного на нём Христа . Ибо Христос , Умертвивший* на нём нашего убийцу — диавола — оживил умерщвлённых грехом , и сделал их прекрасными, и удостоил иметь гражданство на небесах, как милосердный, по преизбытку благости. Потому, радуясь, вознесем Его имя и возвеличим Его крайнее (самое большое, какое может быть) снисхождение.

    * Искупив на Кресте все грехи человечества, Господь наш Иисус Христос свёл «на нет» все ухищрения диавола по укоренению власти греха над человеком. Люди, конечно, и в наше время грешат, но у нас есть Христос, Который Своим воплощением на земле, распятием и воскресением дал нам Себя, чтобы, причащаясь Его Божественных Тела и Крови, мы имели возможность победить грех, освободиться, следуя путём, указанным Им в Евангелии.

    Крест — мой мощный покров

    «Ты мой покров державен еси, тричастный кресте Христов. Освяти мя силою твоею, да верою и любовию поклоняюся и славлю тя» ( Стихира на «Господи воззвах») .

    Ты мой мощный покров, трехчастный* Крест Христов, освяти мен силою твоею, чтобы я с верою и любовию поклонялся и славил тебя!

    * Дерево, из которого сделан Честной Крест, как известно из Священного предания, было посажено Лотом после разрушения Содома. Лот посадил в одну лунку кусочки посохов трех Ангелов, явившихся Аврааму: кедр, сосну и кипарис, которые переплелись в один мощный ствол. Дерево было срублено царем Соломоном для строительства Храма, однако не подошло ни к чему и было оставлено на земле. Впоследствии этот ствол выбросили в Овечью Купель, где его заносило илом, и именно его раз в год очищать от ила сходил Ангел Господень. Тогда бурлила вода и исцелялся первый, бросившийся в купель. Когда бревно достали, оно было пропитано водой. И поэтому Христу так тяжело было его нести вдобавок к немощи после истязаний.

    Повергает в трепет Божие промышление о нас, царских созданиях

    «Приидите вси языцы, благословенному Древу поклонимся, имже бысть вечная правда: праoтца бо Адама прельстивый древом, Крестом прельщается, и падает низвержен падением странным, мучительством одержавый царское здание. Кровию Божиею яд змиев отмывается, и клятва разрушися осуждения праведнаго, неправедным судом Праведнику осуждену бывшу: Древом бо подобаше древо исцелити, и страстию Безстрастнаго, яже на Древе, разрешити страсти осужденнаго, но слава Христе Царю, eже о нас Твоему мудрому смотрению, имже спасл eси всех, яко Благ и человеколюбец» ( Стихира на «Господи воззвах») .

    Придите, все народы, благословенному Древу поклонимся, чрез которое настала вечная правда. Ибо праотца Адама древом обольстивший Крестом* уловляется; и, низвергшись, падает падением неудержимым насильно завладевший царским созданием**. Кровию Божией отмывается яд змия, и уничтожено проклятие праведного осуждения, когда Праведник осужден был судом неправедным***. Ибо Древом надлежало древо исцелить и страданием Бесстрастного на Древе уничтожить страсти осужденного. И слава, Христос Царь, Твоему повергающему в трепет промышлению о нас, которым Ты спас всех, как благой и Человеколюбец.

    *Соблазнивший Адама вкушением плода от древа познания добра и зла, сатана ничего не может сделать против силы Креста.

    **Адам — как человек — был создан как царь над всеми живущими на Земле.

    ***Когда Христос был неправедно осуждён и распят, было искуплено от греха всё человечество. Все остальные противопоставления-параллели в стихире нужно рассматривать как эти.

    Его же бо любит, Господь, наказует

    «Сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай от Него обличаемый. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Блажен человек, иже обрете премудрость, и смертен, иже уведе разум. Лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища. Честнейшая же есть камений многоценных, не сопротивляется ей ничтоже лукавое, благоразумна есть всем любящим ю: всякое же честное недостойно ея есть. Долгота бо жития, и лета жизни в деснице ея. В шуйце же ея богатство и слава: из уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит. Путие ея, путие добры, и вся стези ея с миром. древо живота есть всем держащимся ея, и восклоняющимся на ню, яко на Господа, тверда» (Притчей чтение, глава 3)*.

    Наставления Господня, сын мой, не отвергай, от упрёков Его не отвращайся. Ведь Господь порицает того, кого любит, как отец — драгоценного сына. Счастлив человек, обретший мудрость, человек, достигший разумения. Лучше мудрость обрести, чем серебро, ибо она золота ценнее, дороже она, чем самоцветы, ничто желанное с ней не сравнится. В правой руке у неё — долгоденствие, а богатство и почёт — в левой. Дороги её — дороги радости, все её пути благополучны. Она — древо жизни для тех, кто ей привержен, и блажен, кто с ней неразлучен.

    Почему строки о премудрости читаются в этот праздник? Потому что заключительные слова притчей о «древе живота» Церковь относит ко Кресту Христову. В Кресте Господнем (Его распятии) людям открылась любовь Божия к каждому отдельному человеку и к человечеству в целом. Высшая премудрость земли – это умереть со Христом для рабства греху, отвергнуть вражию гордыню, креститься «в смерть Его», чтобы и воскреснуть для жизни в Нем и с Ним.

    Крест воздвигается — и демоны бегут

    «Честнаго Креста Христе, действо прообразив Моисей, победи противнаго Амалика в пустыни Синайстей: eгда бо простираше руце, Креста образ творя, укрепляхуся людие: ныне же вещей сбытие в нас исполнися. Днесь Крест воздвизается, и демони бегают. Днесь тварь вся от тли свободися: вся бо Креста ради возсияша нам дарования. Темже радующеся вси припадаем Тебе глаголюще: яко возвеличишася дела твоя, Господи, слава Тебе» (Стихира на литии) .

    Моисей, предначертав действие священного Креста, Христе, в бегство обратил враждебного Амалика в пустыне Синайской*; ибо когда распростирал он руки, образ Креста творя, народ укреплялся; ныне же исход этих событий на нас исполнился: сегодня Крест воздвигается – и демоны бегут; сегодня все творение от тления освободилось; ибо благодаря Кресту нам засияли все благодатные дары; потому все мы, радуясь, припадаем к Тебе, возглашая: «Как величественны дела Твои, Господи! Слава Тебе!»

    *«И пришли Амаликитяне (синайские бедуины, непримиримые враги Израиля, впоследствии совершавшие набеги на Палестину) и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх. 17: 8-13).

    Этот отрывок из Ветхого Завета – один из прообразов Креста Господня.

    Ад отпускает того, кого алчно поглотил

    «Токмо водрузися Древо, Христе, Креста Твоего, основания поколебашася смерти, Господи: Егоже бо пожре желанием ад, отпусти трепетом; явил еси нам спасение Твое, Святый, и славословим Тя, Сыне Божий, помилуй нас» (Седален после кафизмы на Утрени) .

    Только лишь было водружено древо Креста Твоего, Христе, – и поколебались основания смерти, Господи: ибо Того, Кого алчно поглотил ад, он отпустил с трепетом*. Ты показал нам спасение Твое, Святой, и мы славословим Тебя: «Сын Божий, помилуй нас!»

    * Когда на Кресте скончался Господь Иисус Христос, многие умершие воскресли, восстали из гробов и явились живым в ознаменование всеобщего воскресения мертвых (Мф. 27, 51-53).

    Древо Креста — одежда жизни

    «В раи мя прежде древо обнажи, о вкушении враг принося умерщвление, Креста же Древо, живота одеяние человеком нося, водрузися на земли, и мир весь исполнися всякия радости. Егоже зряще возвышаема, Богу верою, людие, согласно возопиим: исполнь славы дом Твой». В раю меня некогда обнажило дерево, вкушением от которого враг приносит умерщвление; но древо Креста, одежду жизни людям приносящее, водружено было на земле, и весь мiр наполнился всякой радостью. Видя его возносимым, люди, Богу с верою согласно воззовем: «Полон славы дом Твой!».

    (Седален после полиелея) .

    Всё терпит ради меня Бог мой

    «Днесь Владыка твари и Господь славы на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает Сладость церковная, венцем от терния облагается покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания и заушается бренною рукою, рукою создавый человека, по плещема биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевания и раны приемлет, поношения и заушения, и вся терпит мене ради, осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко Благоутробен» ( Стихира на поклонение Кресту ).

    В этот день Владыка творения и Господь славы ко Кресту пригвождается и в ребра пронзается; желчи и уксуса вкушает Услада Церкви; венец из терний возлагается на Покрывающего небо облаками; в одежду посмеяния облекают и бьют по лицу созданной из земли рукою Создавшего Своей рукою человека; по спине бичуют Одевающего небо облаками; принимает оплевания и раны, оскорбления и удары и все терпит ради меня, осужденного, Искупитель мой и Бог, да спасет мир от заблуждения, как Милосердный*.

    *Значение этой стихиры очень велико для понимания праздника. В поэтических противопоставлениях показывается вся глубина падения человечества: на Кресте распяли и подвергли насмешкам и издевательствам – Кого?! – своего Бога и Творца! И теперь исправить это можно только терпеливой христианской жизнью, так как, греша, мы распинаем Христа еждневно и ежечасно. А участь распинателей Господа известна…

    Бог доступным мне становится

    «Неприкосновенный Существом прикосновен мне бывает и страждет Страсти, свобождаяй мя от страстей, свет подаваяй слепым от беззаконных устен оплевается и дает плещи за пленeнныя на раны. Сего Чистая Дева и Мати на Кресте зрящи, болезненно вещаше: увы Мне, Чадо Мое, что сие сотворил eси? Красный добротою паче всех человек бездыханный, беззрачный являешися, не имея вида, ниже доброты, увы Мне, Мой Свете, не могу спяща зрети Тя, утробою уязвляюся, и лютое oружие сердце Мое проходит; воспеваю Твоя страсти, покланяюся благоутробию Твоему, Долготерпеливе Господи, слава Тебе» ( Стихира на поклонение Кресту ).

    В этот день Неприступный по существу доступным мне становится* и терпит страдания Освобождающий меня от страстей; подающий свет слепым оплевывается беззаконными устами и за пленников подставляет спину ранам. Его видя на Кресте, чистая Дева и Матерь мучительно вещала: «Увы Мне, Дитя Мое, что Ты это сделал? Цветущий красотою более всех людей, бездыханным, невзрачным являешься, не имеющим ни вида, ни красоты. Увы Мне, Свет Мой, не могу спящим видеть Тебя, терзаюсь внутренно и страшный меч сквозь сердце Мое проходит. Воспеваю страдания Твои, поклоняюсь милосердию Твоему; долготерпеливый Господи, слава Тебе!».

    * По своему существу мы не можем быть Богом. Но уподобиться Ему и приблизиться к Нему мы можем: претерпев искушения этой жизни, сораспинаясь Христу в ней и соединяясь с Ним во Святом таинстве Причащения.

    Молитва поклонному Кресту
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here