Содержание
- 1 Соловки Энциклопедия
- 2 Молитвы новомученикам и исповедникам Российским
- 3 Соловки – славянская «Голгофа». Памяти всех пострадавших от гонений посвящается
- 4 Собор новомучеников и исповедников Соловецких
- 5 Иосиф (Братищев), архим. Проповедь в день памяти Собора новомучеников и исповедников Соловецких
- 6 Молитва новомученикам и исповедникам соловецким
- 7 Молитва новомученикам и исповедникам соловецким
- 8 Молитва новомученикам и исповедникам соловецким
Соловки Энциклопедия
Книга 7, Глава 1.
СВЯТЫЕ СОЛОВКИ. ПРАВОСЛАВИЕ
Соловецкие иконы, молитвы, акафисты, тропарион, праздники
Соловецкие иконы
Молитвы
Акафисты
Тропарион
Праздники
Молитва: Новомученикам и исповедникам Соловецким
О достохвальнии и великоименитии новомученицы и исповедницы соловецтии! Вы гонения, хлад, глад, наготу, поношения, поругания и ярость мучителей со смирением претерпевающе, веру твердую, упование непосрамленное и любовь истинную к Богу, ближним и гонителем вашим явили есте.
Сего ради ныне, предстояще Престолу Владыки Христа, молите о благостоянии святыя Церкве Русския, да избегнет гонений, расколов, ересей, распрей и мятежа мирскаго, да восприимет архипастыри и пастыри добрыя, пекущияся о спасении душ, да украсится иноки честными, старцы мудрыми, мужы добронравными и девы чистыми, во еже в мире глубоце тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
Рис.1. Икона Новомучеников и исповедников Соловецких
Аще же приидет и наш час пострадати за веру Православную, утвердите ны, недостойныя сродники ваша, в терпении, даруйте нам мужество и крепость исповедати пред человеки Христа, истиннаго Бога, да сподобимся с Вами воспевати пречестное и животворящее имя Отца и Сына Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Служба «Собор новомучеников и исповедников Соловецких»
Месяца августа в 10-й день. На велицей вечерни
На Господи, воззвах: стихиры праздника и святых, глас 1:
Приидите, вернии,/ хвалу воздадим собору новомучеников,/ за Христа на островех Соловецких пострадавших,/ веру же истинную до конца сохраньших./ Тии бо, муки велия претерпевше,/ на Небесех ныне наслаждаются радости неизреченныя,/ Соловецтей земли явльшеся сокровище безценное/ и миру всему проповедание покаяния.
Первым мучеником за Христа уподобистеся,/ страстотерпцы соловецтии:/ тии бо гонения и мучения/ от язык нечестивых и зловерных претерпеваху./ Вы же страдания и смерть/ от богоотступник страны нашея приясте,/ не убоявшеся мучителей, телеса ваша терзающих,/ душ же не могущих убити:/ тем вечныя жизни сподобистеся/ и со всеми святыми упокоения.
Узницы незлобивии священнии,/ вы, поругание и истязания претерпевше,/ любве ради божественныя не устрашистеся смерти лютыя./ Злобы же не имуще о убийцех ваших,/ тех озлоблению и беззаконием просисте оставления/ и, крест мученический на себе кротце подъемше,/ преподобным отцем соловецким приложистеся.
Что нищета и скорби нашя,/ с верою мученицы вопияху?/ Что болезни и муки от человек бываемыя,/ силе божественней вся превозмогающей?/ Во Христе бо распеншемся за ны и воскресшем/ крепость наша, живот и упование,/ умерщвляеми Его ради Царствие Божие обретаем.
Молитвы новомученикам и исповедникам Российским
Тропарь, глас 4 *
Днесь ра́достно лику́ет Це́рковь Ру́сская,/ я́ко ма́ти ча́да, прославля́ющи новому́ченики и испове́дники своя́:/ святи́тели и иере́и,/ ца́рственныя страстоте́рпцы, благове́рныя кня́зи и княги́ни,/ преподо́бныя мужи́ и же́ны и вся правосла́вныя христиа́ны,/ во дни гоне́ния безбо́жнаго/ жизнь свою́ за ве́ру во Христа́ положи́вшия/ и кровьми́ и́стину соблю́дшия./ Тех предста́тельством, Долготерпели́ве Го́споди,// страну́ на́шу в Правосла́вии сохрани́ до сконча́ния ве́ка.
Перевод: Сегодня радостно торжествует Церковь Русская, как матерь прославляя своих чад — новомучеников и исповедников: святителей и иереев, царственных страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, преподобных мужей и жен и всех православных христиан, во дни гонений безбожных жизнь свою за веру во Христа отдавших и кровью истину сохранивших. Их защитой, долготерпеливый Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания времен.
Кондак, глас 3 *
Днесь новому́ченицы Росси́йстии в ри́зах бе́лых предстоя́т А́нгцу Бо́жию/ и со а́нгелы песнь побе́дную воспева́ют Бо́гу:/ благослове́ние, и сла́ва, и прему́дрость,/ и хвала́, и честь, и си́ла, и кре́пость// на́шему Бо́гу во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: Сегодня новомученики Российские в белых одеждах предстоят Агнцу Божию и с ангелами воспевают победную песнь Богу: «Благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Аминь».
Молитва 1-я *
Молитва 2-я
Соловки – славянская «Голгофа». Памяти всех пострадавших от гонений посвящается
7 февраля по новому стилю будет поминаться Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Иерей Андрей Чиженко
Соловки. В XVIII преподобным Иовом Анзерским на одном из Соловецких островов – Анзер – был основан Голгофо-Распятский скит. По преданию, святому явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит… Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки».
Слова Девы Марии оказались пророческими. Соловки стали воистину славянской «Голгофой» XX века.
В данной статье мы не ставили задачу описать историю Соловецкого монастыря или подробности житий мучеников и исповедников, томившихся в многотысячной северной тюрьме. Наша цель – передать атмосферу Соловецкой тюрьмы особого назначения, обозначавшейся в советских бюрократических документах аббревиатурой «СТОН».
Воистину «СТОН» Святой Руси…
Соловки – это архипелаг, состоящий из шести островов, общей площадью до 350 километров. Они находятся на севере России – в Белом море. Климатические условия там сложные. Лето короткое, тучи комариного гнуса грызут человека до крови. Зимы длинные – морозы за тридцать градусов. Монахам Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря было очень непросто молиться и трудиться в условиях русского Севера на благо родной обители и во спасение собственной души. В мае 1920 года монастырь закрыли. В течение нескольких лет богатства, накопленные веками, грабили. Выковыривали драгоценные камни из окладов икон, митр. Позже над Спасо-Преображенским собором – главным храмом обители – повесили красный флаг. В церквях и других помещениях монастыря устроили арестантские палаты. Изо всех концов Советского Союза начали свозить в лагерь архиереев, священников, монахов, дворян, бывших заводчиков, купцов, крестьян, политических оппонентов и всех тех, кто стал неугоден режиму.
Начальник лагерей А. П. Ногтев говорил: «…У нас здесь власть не советская, а соловецкая».
Сначала было конвоирование по этапу. Долгое плавание к острову в корабельной удушливой закрытой камере на нарах. Потом, чтобы сломить волю и психику новоприбывших, изможденных, промерзших до костей, голодных и жаждущих заключенных, проводилась перекличка. Первое имя. Человек выходит из строя. Выстрел. И он падает. Труп охранники оттаскивают в сторону. Те, кто выжил в этих лагерях, рассказывают, что на каждой перекличке совершали один-два произвольных расстрела. И люди не знали, кто может оказаться следующим.
За «невыполнение норм выработки» зимой «зэка» могли ночью оставить в деревянной голубятне без отопления, а утром вытащить замерзшее тело. Летом за тот же проступок «ставили на комарики»: раздевали человека и оставляли связанным в лесу; за несколько дней гнус съедал его заживо.
Каторжное население Соловков колебалось от 15 до 20 тысяч человек. За каждую зиму от цинги, туберкулеза и истощения умирало 7-8 тысяч.
В феврале 1929 года роту заключенных, около ста человек, за невыполнение плана по сооружению дороги загнали на костер, они сгорели живьем.
Самым страшным местом в лагере считалось место пыток Секирная Гора, или «Секирка». Арестанты о ней вспоминают следующее…
…Там в двухэтажном соборе были устроены карцеры, где арестанты должны были сидеть неподвижно весь день на жердях толщиной в руку, протянутых от стены до стены. Высота жердей была такова, что ноги не доставали до пола, и удержать равновесие удавалось с трудом. Сорвавшихся жестоко избивали или сбрасывали с лестницы в 365 ступеней, привязанных к бревну. На ночь разрешалось устраиваться на полу. В 30-градусный мороз помещение не отапливалось. Чтобы как-то сохранить тепло, люди вынуждены были устраиваться на ночь «штабелями», т. е. один ряд на другом, набрасывая сверху оставленные им обрывки одежды. Урезанная до микроскопических размеров «пайка», неподвижное сидение на жердях вкруг под дулом часового увеличивали статистику смертей не меньше, чем произвол самих конвойных.
В одном из таких «штабелей» замерз или задохнулся ночью полтавский батюшка Никодим. Он был лагерным исповедником. Часто его по бельевой веревке спускали в крошечные оконца камер, бывших ранее монашескими кельями, чтобы Господь мог через священника разрешить грехи страдальцев.
Кстати говоря, служились в лагерях и Литургии. Об этом очень хорошо написал в своей книге «Несвятые святые» архимандрит (ныне епископ) Тихон (Шевкунов).
Один из батюшек раздевался до пояса и ложился на спину. Так как любой священник получает благодать Святого Духа в Таинстве Хиротонии, то считалось, что он освящен Богом. Потому его грудь служила Престолом, на котором совершалась Евхаристия. Служили на клюквенном соке и черном хлебе, за неимением просфор и вина. К слову, сэкономить и эти продукты в виду опасности голодной смерти уже являлось подвигом. Кроме того, за совершение Божественной литургии можно было легко попасть на Секирную Гору.
О своем пребывании в тюрьмах, в том числе и на Соловках, уроженец Одесского края священномученик епископ Дамаскин (Цедрик) говорил: «А что же, там люди хорошие, я и сейчас готов опять, туда», – считая, как и многие архиереи, что на свободе в это время было нравственно хуже, чем в заключении.
Священнослужители в «СТОНе» сохранили иерархию. Они образовали орган – Собор соловецких епископов. Иерархи и духовенство представляли собой организованную группу заключенных, во главе которой стоял правящий епископ Соловецкий. Последовательно ими избирались священномученики: епископы Евгений (Зернов) и Прокопий (Титов), архиепископы Иларион (Троицкий) и Петр (Зверев).
В 1926 году Собором соловецких епископов был совершен поступок огромного мужества. Правительству СССР направлено «Соловецкое послание», в котором, в частности, есть такие слова:
« Это расхождение лежит в непримиримости религиозного учения Церкви с материализмом, официальной философией коммунистической партии и руководимого ею правительства Советских республик.
Никакими компромиссами и уступками, никакими частичными изменениями в своем вероучении или перетолкованиями его в духе коммунизма Церковь не могла бы достигнуть такого сближения».
«СТОН» была ликвидирована в 1939 году. Около трех четвертых священнослужителей-заключенных расстреляли в 1937-м.
Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 25 марта 2000 года было установлено 10 августа по старому стилю (23 августа н. ст.) праздновать день памяти Собора новомучеников и исповедников Соловецких.
Всего в этом Соборе семьдесят имен известных нам святых. Среди них – 16 человек, родившихся или служивших в Украине. Вообще известно, что на Соловках отбывали наказание около 80 архиереев и около четырехсот священнослужителей.
Писатель Борис Ширяев, бывший арестантом Соловецких лагерей и описавший тамошнюю жизнь в повести «Неугасимая лампада», рассказывает о том, что однажды в лесу неподалеку от лагеря он наткнулся на отшельническую келью монаха-подвижника. Этот аскет, возможно, был, последним духовным воином Соловецкой обители. Перед лампадой согбенный старец исполнял свое молитвенное правило. И эта светлая келья навсегда стала для Ширяева символом победы молитвы над смертью.
Для нас Соловецкий монастырь, ставший тюрьмою, и тюрьма, снова преобразованная в храм, пусть будет символом победы новомучеников и исповедников Церкви Русской, Которая стояла, стоит и будет стоять, выкупленная Кровью Христа и омытая кровью наших предков, отдавших за Нее жизнь. И это воистину Пасха Красная!
Святии новомученики и исповедники Соловецкие, молите Бога о нас!
Собор новомучеников и исповедников Соловецких
День памяти
Житие
Собор новомучеников и исповедников Соловецких празднуется 10 / 23 августа. Празднование установлено указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 25 марта 2000 года.
По иронии судьбы место подвижничества великих русских святых – Соловецкие острова в Белом море – в годы большевистских репрессий стало местом мученичества для миллионов невинно осужденных людей, насильственно помещенных в нечеловеческие условия, из которых вела только одна дорога – к смерти. Но как бы ни были жестоки их истязатели, как свет от неугасимой лампады, над землей архипелага поднималась к небу молитва о России. И внутренней, духовной свободы на Соловках в годы самых лютых репрессий было больше, чем «на свободе» в СССР.
Святой остров
«…Соловки – дивный остров молитвенного созерцания, слияния духа временного, человеческого с духом вечным, Господним. Темная опушь пятисотлетних елей наползает на бледную голубизну студеного моря. Между ними лишь тонкая белая лента едва заметного прибоя. Тишь. Покой. Штормы редки на Полуночном море. Тишина царит и в глуби зеленых дебрей, где лишь строгие ели перешептываются с трепетно-нежными – таких нежных нигде, кроме Соловков, нет – невестами-березками. Шелковистые мхи и густые папоротники кутают их застуженные долгой зимой корни. А грибов-то, грибов! Каких только нет!…» Такой запомнил природу острова один из немногих чудом выживших узников Соловецкого лагеря особого назначения – писатель Борис Ширяев.
Земля, овеянная преданием… В XV веке монах Кирилло-Белозерского монастыря, по имени Савватий, ставший отшельником, отплыл на пустынную соловецкую землю вместе со своим сподвижником – монахом Германом. Поселились они возле Секирной горы, воздвигли крест, поставили келлию. Позднее на это место пришел и другой святой подвижник – монах Зосима, а уже за ним – череда отшельников, искавших только молитвенного уединения и служения Богу.
Нелегкой была эта земля для жизни: зимой морозы под сорок, летом гнус. Трудами и спасались братия. Камень за камнем из века в век воздвигали они стены святой обители, Соловецких соборов и храмов. Натруженные узловатые руки иноков тянули сети, разбивали гряды под огород, тесали бревна. И между трудом в поте лица совершалась непрестанная, не развлекаемая молитва о Руси. Не прерывалась духовная связь, не прекращалась череда подвижников.
По преданию, преподобный Зосима, помолившись однажды, изгнал с острова волков – не должна земля святая быть запятнанной кровью ни людей, ни животных – творений Божиих…
Но спустя века невероятный изгиб воображения руководителей нового Советского государства превратил святую землю Соловков в один из самых страшных лагерей смерти. Над древним Преображенским собором был водружен красный флаг, по стенам расставлены конвойные, а внутри был устроен настоящий ад. С 20-х гг. до включения лагеря в систему советского «планового экономического производства» он был лишь местом бессмысленного каторжного труда и физического истребления.
«Властители»
Видео (кликните для воспроизведения). |
…Промерзшие, голодные, изможденные от жажды, после долгих часов, проведенных на нарах, люди сходили на землю последнего своего земного прибежища.
Начиналась перекличка. Начальник, вернее, «владыка» острова тов. Ногтев и его помощник Васьков сверяли списки. Приветствие к заключенным: «Здорово, грачи!» сопровождалось пояснением: «…у нас здесь власть не советская, а соловецкая!»
Первое имя. Вот из строя новоприбывших выходит военный средних лет, спокойно, достойно, как прежде входил он с докладом в генеральный штаб армии. И вдруг на глазах у шеренги заключенных он падает. Выстрела они не слышали и поняли, что произошло, только когда Васьков подозвал конвойного, чтобы оттащить тело убитого. А затем вот так, под дулом убийцы, на волосок от смерти, проходит по перекличке вся партия, и среди них заключенный Борис Ширяев. И так – каждый раз, один-два расстрела на месте просто для того, чтобы сломить в людях саму память о том, что еще недавно они «были людьми».
Теперь узники знают: от изломов похмельной фантазии «властей» завит каждый их шаг и сама жизнь. За «проступки», например, невыполнение «нормы выработки» – срубить и обтесать десять деревьев в день – их могут поместить на всю ночь лютой зимой в бывшую деревянную голубятню, лишив верхней одежды… К утру оттуда извлекали замерзший труп… А летом «поставить на комарики» – оставить без одежды связанными в лесу; за несколько дней гнус буквально съедал человека заживо.
Каторжное население Соловков в первые годы их существования колебалось от 15 до 25 тысяч. За зиму тысяч семь-восемь умирало от цинги, туберкулеза и истощения. Во время сыпнотифозной эпидемии 1926–27 гг. умерло больше половины заключенных. С открытием навигации в конце мая ежегодно начинали приходить пополнения, и к ноябрю норма предыдущего года превышалась. Такова была повседневная жизнь людей, по большей части без вины оказавшихся в заключении, сокрытая от «нового поколения советских граждан».
Мученики
…Они были разными. Среди соловецких исповедников уже к 1926 г. оказалось 29 архиереев Русской Православной Церкви. В лагерных условиях они образовали церковный орган – Собор соловецких епископов. Иерархи и духовенство представляли собой достаточно организованную группу заключенных, во главе которой стоял правящий епископ Соловецкий.
В 1926 г. собором был предпринят поступок огромного мужества: составлено обращение к правительству СССР (знаменитое «Соловецкое послание»), в котором открыто были заявлены факты гонения на Церковь и несовместимого с конституционными нормами вмешательства во внутрицерковные дела:
Авторы обращения заявляли о необходимости практического воплощения декларируемого властями принципа разделения церкви и государства, строгого разграничения их сфер. Дух документа был непоколебимым в отношении всего, что касается свободы церковной. Это было свидетельство правды в узах, под угрозой пыток и физического уничтожения…
Многим священнослужителям не суждено было остаться в живых. Смерть не выбирала между епископами и приходскими священниками. В стационаре на Анзере, славившемся особо жестоким обращением медперсонала с больными, во время сыпнотифозной эпидемии скончался архиепископ Петр (Зверев), а владыку Илариона (Троицкого), бывшего для тысяч «соловчан» духовной опорой, примером христианского благодушия и любви даже к врагам, тиф настиг уже при возвращении из лагеря.
Расстрелы, болезни, голод, истощение… а кто-то попал в число мучеников «Секирки», как полтавский батюшка Никодим, о чьем духовническом подвиге свидетельствовал Б. Ширяев. Старец, которому никто не присылал посылок и писем (возможно, потому, что неизвестно было место его заключения), однако необходимый всем верующим на Соловках. Его на веревке протаскивали в крошечные оконца камер-келлий и проводили под видом актера на репетиции «ХЛАМа», чтобы он мог за краткое время исповедовать бывших проституток, обратившихся к Богу, благодаря терпеливому и кроткому общению с ними …фрейлины трех русских государынь. В одну из ночей о. Никодим задохнулся или замерз, угодив в нижний ряд «штабелей».
А сколько верующих из числа мирян осталось лежать в братских могилах, в топях, на склонах Анзера и у подножья Секирной Горы! Аристократы, генералы, ученые и крестьяне… Среди пострадавших на Соловках был, например, простой русский мужик Петр Алексеевич, которого односельчане-старообрядцы за глубокую веру и праведность жизни … выбрали царем, узнав об убийстве законного государя Николая Александровича Романова. Этот могучий Петр Алексеевич и на острове самоотверженно «нес бремя государева правления»; одного появления «народного царя» было достаточно, например, для того, чтобы оголтелая лагерная шпана отступила от своих жертв и вернула отобранные вещи. Тиф не пощадил и его. Была среди них и та самая 70-летняя старушка-фрейлина, которая предварила приход о.Никодима к своим соседкам по бараку, смиренно принимавшая участь «каторжанки» и до последнего вздоха самоотверженно во славу Божию облегчавшая страдания больных в сыпнотифозном сарае-изоляторе…
Их сотни тысяч…
Святые новомученики
Александр Сахаров, протоиерей (†1927)
Александр Орлов, протоиерей (†1937)
Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (†1937)
Амфилохий (Скворцов), епископ Енисейский (†1937)
Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский и Херсонский
Антоний (Панкеев), епископ Белгородский (†1937)
Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий (†1937)
Василий (Зеленцов), епископ Прилукский (†1930)
Владимир (Лозина-Лозинский), протоиерей (†1937)
Владимир Медведюк, протоиерей (†1937)
Герман (Ряшенцев) (†1937)
Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский (†1937)
Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский (†1937)
Евгений (Зернов), митрополит Нижегородский (†1937)
Захария (Лобов), архиепископ Воронежский (†1937)
Игнатий (Садковский), епископ Скопинский (†1938)
Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (†1929)
Иоанн Скадовский, священник
Иоанн Стеблин-Каменский, протоиерей (†1930)
Иосаф (Жевахов), епископ Могилевский (†1937)
Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский (†1937)
Николай Восторгов, протоиерей (†1930)
Никодим (Кононов), епископ Белгородский (†1918)
Николай (Правдолюбов), протоиерей (†1941)
Онисим (Пылаев), епископ Тульский (†1937)
Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (†1929)
Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский (†1937)
Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский (†1937)
Священноисповедники
Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский (†1932)
Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский (†1962)
Виктор (Островидов), епископ Глазовский (†1934)
Николай (Лебедев), протоиерей (†1933)
Петр Чельцов, протоиерей (†1972)
Роман (Медведь), протоиерей (†1937)
Сергий (Голощапов), протоиерей (†1937)
Сергий (Правдолюбов), протоиерей (†1950)
Преподобномученики
Вениамин (Кононов), архимандрит (†1928)
Иннокентий (Беда), архимандрит (†1928)
Никифор (Кучин), иеромонах (†1928)
Преподобноисповедники
Никон (Беляев), иеромонах (†1931)
Мученики
Анна Лыкошина (†1925)
Вера Самсонова (†1940)
Владимир Правдолюбов (†1937)
Стефан Наливайко (†1945)
Иосиф (Братищев), архим. Проповедь в день памяти Собора новомучеников и исповедников Соловецких
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Всех вас, дорогие о Господе отцы, братья и сестры, я поздравляю с Днем памяти Святых новомучеников и исповедников Соловецких.
Милостью Божией Господь последние десятилетия судил нам жить в мире. Может быть, мы не совсем материально обеспечены, как бы это хотелось нам, но, к великому счастью нашему, мы не знаем, что такое война. Мы не знаем, что такое гонения. Мы не знаем, что такое преследование за веру Христову — не за преступность, — а преследуют лишь потому, что ты верующий человек, который не вписывается в образ мышления того общества, которое окружает тебя, и это общество всячески стремится избавиться от тебя.
А вот Господь судил новомученикам и исповедникам Соловецким быть краеугольным камнем исповедания веры Христовой. Безусловно, Господь видел глубину, силу и значение их веры. И потому именно этому периоду в истории нашего Отечества Господом было попущено страшное испытание действительно глубины веры во Христа.
Соловецкая обитель, в течение пяти веков призывала сюда людей, которые приходили добровольно, самостоятельно, для того чтобы здесь от силы в силу восходить в горний Сион, — и великий сонм святых Преподобных Соловецких прославился до начала прошлого века. Исчислить его никто никогда не сможет, ибо то, что прославлено церковью на сегодняшний день, это лишь малая толика от того величайшего сонма, который в действительности здесь прославлял Бога в душах и телесах своих, как говорит святой апостол Павел (1 Кор 6. 20). И многие подвижники смогли на этой соловецкой земле, одухотворяясь, восходить к Богу.
Но 20-е годы прошлого века история повернула иначе. Соловецкая обитель стала местом восхождения в горний Сион по принуждению: сюда ссылали всех — и простых мирян православных, и священнослужителей, и иерархов. И все здесь были равны. Страшное уничижение, безмерный труд и многие другие притеснения пришлось испытать нашим предкам в стенах этой обители в 20-е и 30-е годы прошлого столетия. И к великому сожалению, церковь находилась в то время в ужасных условиях, она не могла засвидетельствовать и говорить о том, что свершалось вокруг нее.
Но если гонения на веру, по милости Божией, прекращены в настоящее время, это не означает, дорогие мои, совершенно того, что мы должны расслабиться и считать, что мы уже все спасены: то есть, Господь без нас сделал все для нас… Нет, дорогие мои. Путь исповедничества, — он реален и на сегодняшний день. Несмотря на то, что со стороны государства нет преследований, зато в настоящее время враг рода человеческого более жестоко изощряется против Православия. Самые различные деструктивные секты вторгаются в пределы нашего Отечества, отторгая православных людей от лона Церкви Христовой. Враг рода человеческого предлагает современной молодежи самые изощренные развлечения: безнравственность, наркотики, сатанизм и прочие. И многие, к великому сожалению, внимают и следуют за этим. И видя то, что происходит вокруг нас, молчать об этом, — это означает быть соучастником тех, которые разделяют хитон Христов и отторгают овец Христовых из стада Божия. Поэтому в настоящее время на каждом из нас лежит долг исповедничества, — несения в сердца людские того благодатного семени веры Христовой, которую посеяли апостолы, которые, по слову святого апостола Павла, «поливали святые отцы, и которые взращает Дух Святый» (1 Кор 3. 6-7).
Поэтому и в настоящее время для каждого православного человека не прекращен еще путь исповедничества. И, безусловно, враг рода человеческого восстает против тех, кто пытается нести слово Христово в сердца людей, отходящих от Церкви Христовой. И, безусловно, каждому тому человеку предлежит испытание — и суровое испытание: насколько серьезно, действительно этот человек глубоко верен сам Завету Христову и насколько действительно он желает спасения окружающим его.
Если мы в нашей жизни и деятельности будем полагаться лишь на свой разум, на свои силы, на свои способности и возможности, безусловно, это нас приведет, прежде всего, к прелести и к окончательной погибели. Совершать свой путь спасения и спасения ближних своих возможно лишь только тогда, когда мы уповаем на великую и всесильную помощь Божию, призываем Бога в своих молитвах. Будем призывать святых новомучеников и исповедников, чтобы они укрепили наши слабые немощные оскудевающие силы, исполнили нас той благодатной ревности о спасении своей души и окружающих нас, насколько были исполнены они.
И, безусловно, если мы из глубины сердца будем просить их об этом, то они по всеведению, потому что они сегодня находятся там, где «отбеже болезнь, печаль и воздыхание», они могут прежде нашего прошения знать трудности наши, и они готовы помочь нам, лишь бы наши сердца не очерствели, не охолодели, не остыли, а были подготовлены для вмещения благодати Дара Духа Святаго.
В этот знаменательный день памяти великих страдальцев за наше Отечество, которые своим подвигом прославились в Царствии Небесном: прославились сами, прославили наше Отечество, — и их кровь явилась тем благодатным семенем, которое восходит в настоящий день. Их святыми молитвами Господь утверждает стопы наши к деланию заповедей Господних. Аминь.
Молитва новомученикам и исповедникам соловецким
Д несь ра́достно лику́ет Це́рковь Ру́сская, / прославля́ющи новому́ченики и испове́дники своя́: / святи́тели и иере́и, / ца́рственныя страстоте́рпцы, / благове́рныя кня́зи и княги́ни, / преподо́бныя му́жи и жены́ / и вся правосла́вныя христиа́ны, / во дни гоне́ния безбо́жнаго / жизнь свою́ за ве́ру во Христа́ положи́вшия / и кровьми́ и́стину соблю́дшия. / Тех предста́тельством, долготерпели́ве Го́споди, / страну́ на́шу в Правосла́вии сохрани́ // до сконча́ния ве́ка.
Д несь новому́ченицы Росси́йстии / в ри́зах бе́лых предстоя́т А́гнцу Бо́жию / и со А́нгелы пе́снь побе́дную воспева́ют Бо́гу: / благослове́ние, и сла́ва, и прему́дрость, / и хвала́, и честь, / и си́ла, и кре́пость / на́шему Бо́гу // во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В елича́ем вас, / святи́и новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии, / и чтим честна́я страда́ния ва́ша, / я́же за Христа́ // претерпе́ли есте́.
Молитва новомученикам и исповедникам соловецким
В зыску́юще Христа́ вожделе́ннаго би́сера во страну́ полу́нощную востекли́ есте́, и по́двигом первонача́льников Солове́цких поревнова́вше, леса́ и пусты́ни облагоуха́ли есте́ свои́ми Богоуго́дными моли́твами. Тем же и Христо́с вас просла́ви, и мы вам вопие́м: вси святи́и Солове́цтии, моли́те Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Д ухо́внаго жи́тельства жела́юще, устреми́стеся в суро́выя о́стровы Беломо́рия, и безбе́дно преплы́вше жите́йское мо́ре, собла́знов мирски́х избего́сте и в ра́дости ве́лией водвори́стеся. Непреста́нным у́мным восхожде́нием Бо́га дости́гли есте́ и нас у́чите небе́сному восхо́ду.
О Боже́ственный по́лче, Небе́снии во́ини Христа́ Бо́га, преподо́бнии и богоно́снии отцы́ Солове́цтии! Вы пе́рвее ра́лом Ева́нгельских уче́ний ду́ши своя́ плодоно́сны яви́ли есте́, по́слежде и непло́дную пусты́ню сию́, я́ко благоцвету́щий рай соде́лали есте́. И яви́лися есте́ же́ртвы благоприя́тныя Бо́гу, преобрази́вшеся у́мным де́ланием, во Све́те Невече́рнем узре́ли есте́ бу́дущей жи́зни сла́ву. И Боже́ственным огне́м ду́ши своя́ возжего́сте восте́кли есте́ в Сио́н Го́рний и Нетва́рнаго Све́та причасти́лися есте́. Те́мже и нам, на земли́ су́щим, хода́тайствуете душа́м спасе́ние, земны́х плодо́в изоби́лие, времена́ ми́рна, бла́га, да и мы, недосто́йнии, направля́емии ва́шими моли́твами, поне́ на коне́ц на́шего многомяте́жнаго жития́, возлю́бим ве́чное па́че вре́меннаго, и в свой единонадеся́тый час порабо́таем с усе́рдием Небе́сному Домовлады́ке Христу́, и услы́шим Его́ благоуве́тливый глас: «Прииди́те, насле́дуйте угото́ванное вам ца́рство от сложе́ния ми́ра,» — и мы с серде́чным благодаре́нием пролие́мся слеза́ми неизрече́нной ра́дости и восхва́лим вели́кое и достопоклоня́емое и́мя Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Новости
-
13 Ноябрь 2019
Обновления на сайте
В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлены:
Обновления на сайте
Добавлены молитвословия в разделы:
* Новомученикам и исповедникам XX века
* Мученикам
Объявления
-
08 Июль 2014
Внимание!
Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.
ПОИСК ПО САЙТУ
Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.
Молитва новомученикам и исповедникам соловецким
Собору новомучеников и исповедников Соловецких (тропарь и кондак)
Д несь ото́цы Солове́тстии/ па́ки сла́вою от Го́спода венча́ются,/ я́ко ди́вных страстоте́рпец но́вых лик/ та́мо па́че звезд просиява́ет,/ очища́яй ны огнем страда́ний их,/ лю́те му́чимых и убие́нных./ Те́мже кре́пцею любо́вию притека́ем к вам,/ святоле́пное собра́ние святи́телей,/ иере́и же и и́ноци,/ и миря́н честны́х сосло́вие,/ за Христа́ на сих ото́цех пострада́вшии,/ я́ко мно́го дерзнове́ние стяжа́вшии,/ укрепи́те же приле́жными моли́твами и нас/ в ве́ре и́стинней и благоче́стии// ста́ти да́же и до кро́ве.
Х ристо́вою любо́вию распаля́еми, му́ченицы,/ и Того́ крест на ра́мо взе́мше,/ понесли́ есте́, боже́ственне претерпева́юще лю́тость мук,/ в соверше́ннем смире́нии/ во́ле Бо́жией предаю́ще себе́,/ непоколеби́ми пребы́сте/ во всех мы́слимых и немы́слимых беда́х:/ терза́еми, жего́ми, стру́жеми,/ те́мже благода́ть Госпо́дню прия́ли есте́/ утвержда́ти в ве́ре и благоче́стии всех,/ с любо́вию к вам притека́ющих,/ тем зове́м вам:// ра́дуйтеся, новому́ченицы и испове́дницы Солове́цтии.
Новости
-
13 Ноябрь 2019
Обновления на сайте
В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлены:
Обновления на сайте
Добавлены молитвословия в разделы:
* Новомученикам и исповедникам XX века
* Мученикам
Объявления
-
08 Июль 2014
Внимание!
Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.
ПОИСК ПО САЙТУ
Видео (кликните для воспроизведения). |
Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.