Содержание
- 1 Молитва на праздник курбан байрам
- 2 Молитва при жертвоприношении на праздник Курбан-байрам
- 3 Праздничный намаз по ханафитскому мазхабу. Спросите имама
- 4 Время молитвы на Курбан-байрам в Москве в 2019 году
- 5 В Курбан-байрам принято поздравлять мусульман
- 6 Как совершают праздничный намаз (салят уль-ид)?
- 7 Курбан-байрам 2019: история, суть и традиции мусульманского праздника
- 8 Праздничная молитва в день Курбан-байрама
Молитва на праздник курбан байрам
Дуа в Курбан байрам (дуа при жертвоприношении)
При жертвоприношении обязательно надо произнести имя Аллаха (например, сказать: «Бисмиллях» или «Бисмилляхи Р-рахмани Р-рахим», «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»).
Читать какую либо молитву не обязательно, это желательное деяние.
Дуа при жертвоприношении
بِسْمِ اللهِ واللهُ أَكْبَرُ اللَّهُمَّ مِنْكَ ولَكَ اللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنِّي على كلّ شيءٍ قدير
Транслит: Би-сми-Лляхи, ва-Ллаху акбару, Аллахумма, мин-кя ва ля-кя, Аллахумма, такаббаль минни
Перевод смысла: С именем Аллаха, Аллах велик, о Аллах, от Тебя и Тебе, о Аллах, прими от меня!
Дуа при закалывании курбана (жертвенного животного)
Транслит: Ваджахту ваджхийа лиллази фатарас-самавати Валь-арза ханифан муслиман ва ма анна миналь-мушрикин. Инна салат ива нусуки ва махйайа ва мамати лилляхи раббиль-алямин. Ля шарикя ляху ва бизалика умирту ва анна миналь-муслимин. Аллахумма минка вял як. Бисмилляхи Валлаху акбар!
Перевод смысла: Как мусульманин, верующий в единое Божество, обращаюсь к Создателю (Аллаху) небес и Земли. Я не многобожник. Мой намаз, моя жертва, жизнь и смерть во имя Аллаха. У Него нет сотоварищей. Мне дан такой указ (указ уверовать), и я один из мусульман. Мой Аллах, эта жертва от Тебя и для Тебя. Режу во имя Аллаха, Аллах превыше всего!
Дуа после жертвоприношения
Транслит: Аллахумма тагаббал минни
Перевод смысла: О Аллах, прими от меня эту жертву!
Дуа при жертвоприношении
Стоя рядом с жертвенным животным 3 раза произносят следующий такбир: “Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха иллялаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лилляхиль хамд”.
Перевод смысла: Аллах Велик, Аллах Велик, нет Бога, кроме Аллаха, и Аллах Велик. Аллах Велик, хвала Аллаху!
Затем, подняв руки, возносят мольбу:
Аллахумма иння саляти ва нусуки ва махйяйя ва мямяти лилляхи раббиль алямин, ля шяриикя лях. Аллахумма тякаббял минни хязихи-ль-удхыйятя
Перевод смысла: О Аллах, воистину моя молитва и жертвоприношение, моя жизнь и смерть принадлежат Тебе – Господу миров, Который не имеет равного. О Аллах, прими от меня это жертвенное животное!
Молитва при жертвоприношении на праздник Курбан-байрам
Курбан-байрам ежегодно отмечается мусульманами по всему миру. Длится этот праздник три дня, на протяжении которых правоверные мусульмане посещают мечеть, чтобы совершить утренний намаз, поминают умерших, восхваляют Аллаха и приносят жертвоприношения во славу Аллаху.
У Курбан-байрама нет фиксированной даты, каждый раз дату праздника определяют при помощи лунного календаря. Потому каждый год этот праздник приходится на разные даты.
Закалывание ритуального животного на Курбан-байрам
Основной традицией Курбан-байрама считается приношение в жертву животного. Каждый год роль жертвенного животного достается барану или корове. Ритуал закалывания жертвенного животного позволяется проводить в любой из трех дней Курбан-байрам, но чаще всего ритуал закалывания проводят на второй день праздника.
Пропускать этот ритуал разрешено только несовершеннолетним детям. Некоторые мусульмане проводят его у себя дома на заднем дворе. Но в некоторых странах по закону запрещено убивать животное во дворе или на улице. Для этого в городах оборудовали специальные бойни, которые можно найти недалеко от мечети.
Процесс жертвоприношения имеет более глубокий смысл, чем просто убийство животного. Жертва животного перекрывает собой человеческую жертву. Как это было с пророком Ибрагимом и его сыном. Но на сегодняшний день, к большому сожалению, не все мусульмане придерживаются всех правил шариата, закалывая жертвенное животное в Курбан-байрам: место закалывания зачастую выглядит просто ужасно, многие из жертвенных животных травмируются в дороге.
Подобное отношение к ритуалу ставит под вопрос безупречность Курбан-байрама. Жертвенное животное обязательно должно быть в меру упитанным, здоровым и без внешних недостатков. Категорически запрещается приносить в жертву старых, слепых, беззубых, хромых животных с отрезанными языками и хвостами.
Жертвенное животное нельзя убивать на глазах у других животных. Недопустимым также считается точить нож на глазах у животного, которого приготовили к ритуалу. Человек, проводящий ритуал должен побеспокоиться о том, чтобы животное умерло быстро и не мучилось.
Позволяется ли совершать жертвоприношение без чтения молитвы
Ритуал закалывания жертвенного животного обязательно сопровождается чтением Дуа (молитвы). Сегодня большинство мусульман уверены, что достаточно произнести: «Бисмиллях» или «Бисмилляхи Р-рахмани Р-рахим», «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» перед тем, как убить животное.
Но есть правоверные мусульмане, которые уверены, что ритуал нельзя считать правильным, если на протяжении всего ритуала мусульманин не читает Дуа. Прежде чем начать ритуал, мусульманин должен произнести:
«С именем Аллаха, Аллах велик, о Аллах, от Тебя и Тебе, о Аллах, прими от меня!». После этого нужно произнести: «Как мусульманин, верующий в единое Божество, обращаюсь к Создателю (Аллаху) небес и Земли. Я не многобожник. Мой намаз, моя жертва, жизнь и смерть во имя Аллаха. У Него нет сотоварищей. Мне дан такой указ (указ (уверовать)), и я один из мусульман. Мой Аллах, эта жертва от Тебя и для Тебя. Режу во имя Аллаха, Аллах превыше всего!»
Нельзя обойтись без чтения Дуа непосредственно перед самым закалыванием животного. Прежде чем убить животное, мусульманин должен стать над ним и три раза сказать:
«Аллах Велик, Аллах Велик, нет Бога, кроме Аллаха, и Аллах Велик. Аллах Велик, хвала Аллаху!».«О Аллах, воистину моя молитва и жертвоприношение, моя жизнь и смерть принадлежат Тебе – Господу».
По завершению ритуала обязательно нужно прочесть Дуа:
«О Аллах, прими от меня эту жертву!».
Только при прочтении Дуа ритуал жертвоприношения можно считать правильным.
Праздничный намаз по ханафитскому мазхабу. Спросите имама
Все, что необходимо знать о правилах совершения ид-намаза. Об условиях и нормах праздничной молитвы, согласно ханафитскому мазхабу, рассказывает имам Центральной Соборной мечети Нижнекамска (Татарстан), преподаватель академии «Медина» Салимджан-хазрат Домнин.
Для регистрации в онлайн-академии «Медина», рекламу которой вы видели в этой передаче, пройдите по ссылке.
У жителей Медины было два дня, в которых они развлекались. И когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у них, что это были за дни, они сказали: «Это дни, в которые мы развлекались во времена джахилии, т.е до ислама«. И Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах заменил их вам лучшими днями — это день разговения и день жертвоприношения«. И поэтому Ураза байрам и Курбан байрам являются праздниками мусульман.
Совершение в эти дни праздничной молитвы является обязательным (ваджиб). Аллах Субхана ва Тааля сказал: «И выстаивай же молитву ради твоего Господа и закалывай жертвенное животное» (сура Аль-Каусар (Изобилие), 2-й аят). Также Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «И праведные халифы, которые жили после Пророка постоянно совершали эти праздничные молитвы», — и это указывает на обязательность совершения этих молитв.
Совершение этих праздничных молитв является обязательным тем людям, которым является обязательным совершение пятничной молитвы.
Праздник Ураза-Байрам
Что касается дня разговения, Ураза байрам, то в этот день желательно поесть финики или что-нибудь сладкое перед выходом в мечеть. Во-вторых, желательно почистить зубы мисваком, в третьих, — совершить гусль, надеть лучшую одежду. Один из сподвижников сказал: «Я видел Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) произносящего хутбу в этот праздничный день, и на нем были две зеленые накидки«. Также желательно, чтобы человек, который идет на праздничную молитву, шел одной дорогой, а возвращался другой. Сунной является то, чтобы человек шел пешком на эти праздничные молитвы. Передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) шел на праздничную молитву пешком и возвращался тоже пешком. Желательно произносить по пути в мечеть такбиры.
Что касается дня разговения, Ураза байрам, то перед совершением намаза мусульманину обязательно нужно выплатить садака аль-фитр. О том, что это такое, мы поговорим на следующих уроках.
Также ученые говорят: «Условия действительности праздничных молитв те же, что и условия действительности пятничной молитвы, кроме хутбы: она относительно праздничных молитв не является условием действительности выполнения этих молитв«. Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Мы прочитали намаз, и тот, кто хочет остаться на хутбу, пусть остается, а кто хочет уйти, то пусть уходит«. И поэтому, если человек решил уйти после совершения молитвы, то это не возбраняется.
Курбан-Байрам и праздничная молитва Ид-намаз
Время совершения праздничных молитв начинается с того момента, как солнце после восхода достигнет высоты одного копья или же двух, и продолжается до времени послеполуденной молитвы — молитвы зухр.
Праздничные молитвы совершаются без азана и без икамата. Порядок совершения праздничной молитвы таков: во-первых, делается такбир приветствия (такбир аль-ифтитах), после этого читается вступительная дуа (дуа Ас Сана), и после этого произносится три такбира, и на каждом поднимаются руки до уровня ушей. На втором же ракаате, после прочтения суры и до поясного поклона молящиеся произносят три такбира, а на четвертый такбир они уходят в поясной поклон руку’. Нежелательно читать дополнительные молитвы до праздничного намаза дома и на месте проведения праздничной молитвы.
Что касается чтения дополнительных молитв, то после совершения праздничной молитвы это не возбраняется. Также начиная с утреннего намаза дня Арафат и до икенде-намаза (послеполуденного аср-намаза) последнего дня Ат-Ташрик, желательно произносить такбиры, и в итоге это включает 23 намаза. Это касается Дня жертвоприношения — Курбан байрам, т.е день Арафат — это за день до Курбан байрама, и еще три дня Ташрика, еще плюс три дня ко дню жертвоприношения.
Также следует отметить: праздничные молитвы в день Ураза байрам или же Курбан байрам должны проводиться в тот день, когда это делают люди. Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Фитр, т.е праздник разговения, делается тогда, когда люди разговляются. И день жертвоприношения — тогда, когда люди закалывают жертвенных животных«.
Время молитвы на Курбан-байрам в Москве в 2019 году
Праздник Курбан-байрам ежегодно отмечается мусульманами по всему миру, в том числе в Москве. Празднование длится 3 дня. В 2019 году праздник жертвоприношения приходится на 10-12 августа.
Основной ритуал во время Курбан-байрама — намаз. Это коллективная молитва, которая в 2019 году будет совершаться ранним утром 11 августа. С целью совершения намаза мусульмане смогут прийти в любую из мечетей столицы. Кроме того, молитвы будут проводиться на специально выделенных альтернативных местах. Указанная мера принимается с учетом того, что мечети не могут вместить всех желающих прийти на праздник. Главным местом празднования Курбан-байрам в Москве по традиции станет Соборная мечеть в Выползовом переулке. Молитва назначена на 7:00.
Курбан-байрам в Москве в 2019 году, что за праздник
Праздник Курбан-байрам знаменует окончания хаджа – паломничества — и уходит «корнями» в историю жизни пророка Ибрахима, который доказал свою преданность Всевышнему и был освобождён от необходимости убивать единственного сына. В этот день последователи ислама воздают хвалу Аллаху и совершают намаз.
Само название отсылает к истории о пророке Ибрагиме (Авраам), события которой описаны в 37 суре Корана (вообще Ибрагиму в Коране уделяется много внимания). Как-то раз ему во сне явился ангел Джабраил (отождествляется с библейским архангелом Гавриилом) и передал, что Аллах велит принести в жертву сына. Речь шла о старшем сыне Исмаиле (в Ветхом Завете фигурировал Исаак).
Ибрагим, несмотря на душевные терзания, все-таки согласился зарезать родного человека. К слову, сын тоже был готов умереть по воле Бога. Но когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, а жертва сына была заменена бараном. Это было испытание веры, и Ибрагим успешно прошел его.
Курбан-байрам в Москве в 2019 году, традиции
Этот праздник наступает через 70 дней после ещё одного важнейшего дня — Уразы-байрама (окончание поста в месяц Рамадан) . Поэтому праздники ежегодно встречают не в один установленный день, а в разные.
Ключевая часть Курбан-байрама — жертвоприношение. После праздничной молитвы верующие закалывают барана (можно еще верблюда, корову, буйвола или козу), вспоминая о подвиге пророка Ибрагима. При этом у обряда есть строгие правила.
Если в жертву приносят верблюда, ему должно быть пять лет. Крупный рогатый скот (корова, буйвол) должен быть двухгодовалым, а овцы — годовалыми. У животных не должно быть болезней и серьезных недостатков, портящих мясо. При этом верблюда можно заколоть за семерых человек. Но если позволяют средства, лучше принести в жертву семь овец — по овце на верующего.
Начнется великий праздник с утренней молитвы. В каждой из мечетей совершится намаз, после чего начнется главная часть праздника — жертвоприношение. Детей на молитвы брать необязательно.
Положено одну треть жертвенных животных отдать беднякам или детским домам, одну треть раздать гостям и родственникам, и еще одну треть оставить семье. А еще в этот день принято навещать близких и молиться за умерших. Также верующие должны раздавать милостыню.
В Курбан-байрам принято поздравлять мусульман
Курбан-байрам – один из главных мусульманских праздников. Он длится три дня и сопровождается масштабными празднованиями. Часто верующие мусульмане поздравляют друг друга фразой «Ид мубарак!» с ударением на последний слог. Стоит отметить, что эта фраза на арабском языке означает «С праздником!». Помимо прочего, часто выходцы из среднеазиатских стран, татары и башкиры поздравляют друг друга фразой «Курбан-байрам белән!». На тюркских языках эта фраза означает «С Курбан-байрамом!». Вместе с тем, можно поздравить верующих и по-русски, дабы избежать недопонимания.
Мусульманский праздник отмечается в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджа и длится 2-3 дня. Он не имеет постоянной даты, и каждый год выпадает на разные числа.
В день Курбан-байрама желают крепкой веры, здоровья, чистых помыслов, щедрости, любви и благополучия. Этот праздник в первую очередь религиозный, а потому принято желать духовного роста. Это время духовного очищения и благих дел. Для мусульман этот праздник имеет огромную важность и является выходным днем. Мусульмане во всем мире желают друг другу, чтоб их никогда не оставил Аллах, помогал идти правильными дорогами и выбирать верные решения.
Как отмечают Курбан-Байрам?
Курбан-байрам (тюрк.) или Ид аль-Адха (араб.) — дословно переводится как «праздник жертвы». Он отмечается мусульманами всего мира через 70 дней после завершения священного месяца Рамадан. Празднество посвящается пророку Ибрахиму. Ему явился ангел Джабраил и сказал о том, что Ибрахим должен принести в жертву своего сына Исмаила. Ибрахим был сокрушён волей Всевышнего, но ослушаться не мог. Вместе с тем, Джабраил заменил Исмаила жертвенным бараном. Ибрахим был предан Аллаху, и Всевышний оценил его преданность. С тех пор мусульмане совершают заклание скота.
Наиболее масштабные празднования проходят в Мекке. Мероприятия начинаются с самого утра. Уже на рассвете верующие следуют в мечеть для того, чтоб помолиться. Но молитве обязательно предшествует ритуал омовения. Оно должно быть полным. Также стоит одеть самую лучшую и обязательно чистую одежду. Некоторые мусульмане наносят благовония на тело.
Перед молитвой нельзя есть. После совершения утреннего намаза верующие возвращаются домой. В большинстве своём, позже они собираются на улицах для того, чтоб вместе петь такбир – славословие Аллаху. После песнопений мусульмане посещают мечеть или другую площадку для празднования, дабы послушать проповедь муллы и имама-хатыба. Особая праздничная проповедь является особенно важной.
После этого многие мусульманские мужчины совершают заклания жертвенного скота. Это является обязательной частью праздника. После заклания скота принято накормить малоимущих и голодных. Ритуальное угощение носит название худойи или садака и проводится для того, чтоб избежать несчастий и болезней.
Помимо прочего, в этот праздничный день мусульмане дарят друг другу подарки и посещают родных и близких для того, чтоб разделить с ними праздник жертвоприношения. Посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.
Как совершают праздничный намаз (салят уль-ид)?
В преддверии наступающего праздника Курбан-байрам (Ид-уль-Адха) предлагаем читателям ознакомиться с материалом, раскрывающим особенности совершения праздничной молитвы (салят-уль-ид или ид-намаза), которая является важной составляющей этого дня.
По мазхабу имама Абу Ханифы
‘Ид — это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.
Оба ‘ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних — это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).
Праздничный намаз должен совершать каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Эта молитва имеет те же условия, что и пятничная, т.е. два ракаата и хутба. При этом в праздничной молитве, в отличие от пятничной, хутбу читают после намаза, и чтение её является сунной, тогда как в пятничном намазе – это фарз.
Время совершения праздничного намаза
Время для праздничного намазов наступает, когда солнце поднимется над горизонтом на высоту копья, что приблизительно спустя 30 минут после восхода солнца. Это также время начала зуха-намаза. Срок же истекает до наступления полуденной молитвы, т.е. до зенита.
Порядок совершения ‘ид-намазов
Начинается намаз с произнесения слов «Ассаляту джами’а», что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение для праздничного намаза.
После произнесения вступительного такбира «Аллаhу акбар» складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субẍанака Аллаhума табарака исмука ва та’ала джаддука ва ла иляhа ґайрука»). Затем имам начинает читать такбиры, их ещё называют добавленными. Читают три такбира, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаhу акбар» или прочитать «Субẍаналлаhи валẍамдулилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар».
После произнесения третьего добавленного такбира руки складывают на животе. Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «А’ля» вслух, затем совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат.
Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и в предыдущем ракаате, три раза. Прочитав четвёртый такбир совершают поясной поклон. Далее совершают земные поклоны, читают «Ат-тахийят» и, завершают намаз произнесением саляма.
После этого остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы, а затем проповедь о праздничном дне.
Такбир, читаемый в дни ташрика
Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.
Порядок чтения такбира таков: «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар. Аллаhу акбар валилляhиль хамд». Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать — сунна.
Желательные действия в оба дня
В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.
По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения — про себя, в Курбан-байрам — вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться — другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.
Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха.
Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.
Некоторые решения, связанные с обоими праздниками
Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время ‘ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку’ за ним. Если не успевает на руку’ за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку’, такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку’а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.
Порицательно до или после ‘ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый — 9 раз, второй — 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаhу акбар кабиран вальхамдулилляhи касиран ва субханаллаhи букратан ва асиля ля иляhа илляллаhу вахдаhу садака ва’даhу ва нассара ‘абдаhу ва а’аза джундаhу ва газамал ахзаба вахдаhу ля иляhа илля ллаhу валя на’буду илля иййяhу мухлисина лаhуддина ва ляв кариhал кафируна. Аллаhумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин ва ‘аля асхаби Мухаммадин ва ‘аля азваджи Мухаммадин ва саллим таслима».
Зайнула Гамзатов
По мазхабу имама аш-Шафии
Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я НАМЕРЕВАЮСЬ СОВЕРШИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАМАЗ-СУННА В ДВА РАКААТА ВО ИМЯ АЛЛАХА». Если намаз читается коллективно (в джамаате) то добавляете «СЛЕДУЯ ЗА ИМАМОМ».
После произнесения такбира вступления в намаз «Аллаhу акбар» желательно прочитать молитву «Ваджжаhту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести такбир «Аллаhу акбар». После первых шести такбиров читают молитву «Субẍаналлаhи валь-ẍамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар». А после седьмого «Аллаhу акбар» приступают к чтению суры «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтёт вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ля».
Далее совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат, произнося «Аллаhу акбар». После этого читают такбир пять раз. После первых четырёх такбиров читают молитву «Субẍаналлаhи валь-ẍамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар». А после пятого «Аллаhу акбар» приступают к чтению суры «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтёт вслух, а мамумы прочтут потом). После желательно прочесть суру «аль-Камар» или «аль-Гашия».
Далее совершают поясной и земные поклоны, читают сидя молитву «Ат-тахият», и завершают намаз произнесением саляма.
Если намаз совершают коллективно, то после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.
Если человек не может прочитать намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз (салят-уль-‘ид) и читает обычный намаз-сунна в два ракаата.
И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.
Курбан-байрам 2019: история, суть и традиции мусульманского праздника
Один из основных исламских праздников — Курбан-байрам (Ид аль-Адха) мусульмане всего мира отмечают 10 числа 12 месяца мусульманского лунного календаря – зуль-хиджа. В 2019 году по григорианскому календарю праздник начинается 11 августа.
Курбан-байрам является завершающей частью хаджа — ежегодного паломничества мусульман в Мекку. Отмечают праздник в долине Мина вблизи Мекки, и длится он три дня.
Во время Курбан-байрама верующие приносят в жертву барана или другой крупный рогатый скот.
История
Возникновение праздника связано с жизнью и деяниями пророка Ибрахима, в библейской традиции известного под именем Авраам.
Пророк до 86 лет не имел детей, пока у него не родился первый сын, Исмаил. Однажды во сне Ибрахим увидел, что Всевышний просит его принести в жертву единственного сына.
Не посмев противиться желанию Аллаха, он пришел в долину Мина, где позже был построен город Мекка. Здесь он сделал все необходимые приготовления. Исмаил не сопротивлялся отцу, также будучи послушным воле Бога.
В последний момент, когда пророк уже был готов принести жертву, Аллах снизошел к нему, сказав, что он прошел испытание, доказав свою покорность и преданность. Жертва была заменена на барана. Так в исламе и зародилась традиция принесения жертвы.
Именно из-за событий, произошедших в те далекие времена и получил свое нынешнее название Курбан-байрам, или по-иному — праздник жертвоприношения.
Суть праздника
Мусульманские богословы по-разному трактуют суть праздника Ид аль-Адха, однако все сходятся в том, что главным в нем является не сам процесс жертвоприношения, а покорность и исполнение воли Аллаха.
В Коране сказано: «Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!»
Суть праздника состоит в приближении к Богу, обращении к нему. Само слово «курбан» в мусульманской традиции означает приближение. По традиции, в дни Курбан-байрам верующий должен проявлять любовь и милосердие к ближним, помогать нуждающимся.
Одна треть от мяса жертвенного животного отдается беднякам в качестве милостыни.
Традиции и обряды
Первые десять дней месяца зуль-хиджа являются высокочтимыми и ценными для мусульман всего мира, в эти дни следует поститься и стремиться делать как можно больше благих деяний. К благим делам относятся как молитвы и милостыня, так и дополнительные посты.
Поэтому желательно соблюдать пост в первые девять дней месяца, особенно в День Арафат — девятый день месяца зуль-хиджа, который в 2019 году мусульмане отмечают 10 августа. Пророк Мухаммад сказал, что пост в День Арафат искупает грехи предыдущего и следующего года.
В Курбан-байрам поститься запрещено.
В первую очередь — праздником Курбан-байрам заканчивается священный хадж. Отмечают же его по истечении 70 дней после исламского праздника Ураза-Байрам.
В тех странах мира, где проповедуется ислам – это обязательный выходной день. Накануне данного праздника мусульман рабочий день сокращается на один час.
Хадж завершается праздником жертвоприношения Курбан-байрам, особо почитаемый и важный для любого правоверного мусульманина.
Следуя главным постулатам ислама, каждый верующий мусульманин обязан хотя бы один раз в жизни совершить паломничество в Мекку, самое священное для ислама место, расположенное на аравийском полуострове в арабской стране Саудовской Аравии.
На протяжении целых суток мусульмане стоят у этой священной горы, проводя все это время в молитвах.
При праздновании Курбан-байрама мусульманам следует совершить полное омовение и надеть чистую и праздничную одежду. В мечети совершается праздничная молитва, после которой читается проповедь (хутба). Она обычно начинается с прославления Аллаха и пророка Мухаммеда, затем разъясняется происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения.
Жертвоприношение
Жертвой может быть баран, верблюд или корова. Жертве должно быть не менее полугода, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Если позволяют средства, то желательно принести в жертву одну овцу или козу за человека, или корову (верблюда) — не более чем от семи человек, но также можно принести в жертву одну овцу (козу) за всю семью.
Обычай допускает принесение жертвы за усопших, если они завещали сделать это. От одной семьи производится заклание одного барашка.
Обычно шкуры жертвенных животных отдаются в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает имам.
Пророк Мухаммед призывал мусульман к совершению жертвоприношения. Он говорил: «В день Суда жертвенное животное будет на чаше добрых дел со своими рогами, шерстью и копытами. Кровь, пролитая в этот день, достигает своего места пред Аллахом, прежде чем она достигнет земли. Так очищайте ею ваши души».
Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. С рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде желательно совершить ритуальное омовение-гусль, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями.
Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утренней молитвы верующие возвращаются домой. Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу).
После праздничной молитвы мусульмане, которые имеют возможность принести жертву, делают это.
Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки.
Исламские праздники для правоверных мусульман — неотъемлемая часть их быта, верований и жизни. Их чтут и строго придерживаются вот уже на протяжении многих столетий, а сами они по своей сути за это время практически не изменились, не претерпели каких-то кардинальных перемен.
Материал подготовлен на основе открытых источников.
Праздничная молитва в день Курбан-байрама
Автор: IslamSib.RU Дата: 28 октября 2011 .
Проведение особых молитв в день праздника жертвоприношения (‘ид аль-адха, курбан-байрам — десятый день месяца зу-ль-хиджжа) было вменено в обязанность мусульманам в 1-м году хиджры (622 г.).Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день разговения и в день жертвоприношения Посланник Аллаха всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления. Если же после этого он хотел послать куда-нибудь военный отряд, то делал это, и если хотел приказать сделать что-то, то приказывал, а затем уходил» (Аль-Бухари).
Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что в день праздника жертвоприношения и в день праздника разговения Посланник Аллаха, мир ему, всегда совершал молитву, после чего читал хутбу (Аль-Бухари).
Суждение о праздничной молитве
Участие в праздничных молитвах обязательно для каждого, кому предписано участвовать в пятничных молитвах , поскольку Пророк, мир ему, сам принимал участие в этих молитвах и повелевал людям являться на них. Сообщается, что Умм ‘Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В день праздника нам всегда велели являться (на молитву), и на неё приходили даже девушки, сидевшие за занавесками, и женщины, у которых были месячные. Они стояли позади всех, произнося слова “Аллаху акбар” и обращаясь к Аллаху с мольбами, подобно другим, ибо надеялись на благодать этого дня и очищение от грехов» (Аль-Бухари).
В «Аль-Джами‘ ас-сагир» праздничная молитва именуется «сунной», так как на её обязательность имеются указания в Сунне Пророка, мир ему.
В тех случаях, когда день праздника выпадает на пятницу, проводятся как праздничная, так и пятничная молитвы, поскольку первая не может служить заменой второй.
Время праздничной молитвы
Для проведения праздничной молитвы отводится тот же период, что и для добровольных духа молитв. Этот период начинается с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья и белеет, и продолжается почти до полудня. Если во время праздничной молитвы солнце станет клониться к закату, эта молитва станет недействительной. Недействительной является такая праздничная молитва, которая без уважительных причин проводится по истечении установленного для неё времени.
Что касается молитвы по случаю праздника жертвоприношения, то при наличии уважительных причин её можно откладывать в течение трёх дней. Это можно делать и без уважительных причин, но поступать так порицается. Достоверно известно, что Пророк, мир ему, назвал дни (пребывания) в Мине днями праздника (Аль-Бухари).
Как следует проводить праздничную молитву
Подобно пятничной, праздничная молитва является коллективной и состоит из двух рака‘атов. Перед праздничной молитвой также не возглашается ни азан, ни икамат. Передают со слов Ибн ‘Аббаса и Джабира бин ‘Абдyллаха, да будет доволен ими Аллах, что азан не возглашался ни в день разговения, ни в день жертвоприношения (Аль-Бухари).
Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В день праздника Посланник Аллаха совершил молитву без азана и икамата» (Ан-Наса’и).
Тому, кто пропустит праздничную молитву, не следует возмещать её в одиночестве. По возможности, он должен принять участие в такой молитве под руководством другого имама, так как праздничную молитву разрешается проводить в разных местах.
Во время праздничной молитвы обязательно произносить больше такбиров, чем обычно, а именно по три такбира во время каждого рака‘ата. После «ду‘а ас-сана» первого рака‘ата имам, за которым должны последовать все собравшиеся, произносит такбир в первый раз. Произнося такбир, имам должен каждый раз поднимать и опускать руки и хранить молчание между такбирами, пока такбир произносят другие участники молитвы. Не будет предосудительным, если имам скажет: «Свят Аллах; хвала Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик /Субхана-Ллаh; ва-ль-хамду ли-Лляh; ва ля иляhа илля-Ллаh; ва-Ллаhу акбар/».
Во время второго рака‘ата имам после чтения «аль-Фатихи» и суры произносит три такбира, однако можно произносить такбир и в начале каждого рака‘ата, поскольку относительно этого высказывались разные мнения.
Так поступали Ибн Мас‘уд и многие другие сподвижники. ‘Алькама и аль-Асвад передали, что, проводя праздничные молитвы, Ибн Мас‘уд произносил такбир девять раз: сначала он четырежды произносил такбир перед чтением Корана, потом произносил его один раз, потом совершал поясной поклон, потом переходил к чтению Корана во время второго рака‘ата, потом четырежды произносил такбир, а потом совершал поясной поклон (‘Абд ар-Раззак).
Передают, что во время первого рака‘ата Ибн ‘Аббас произносил такбир семь раз, а во время второго — пять. Это значит, что если имам произнесёт такбир более трёх раз, участники праздничной молитвы должны следовать за ним, поскольку так поступали и сподвижники Пророка, мир ему.
Если имам по невнимательности начнёт молитву не с такбира, а с чтения Корана, и вспомнит об этом до завершения чтения, ему следует остановиться и произнести такбир, после чего вернуться к чтению. Если же после завершения чтения он вспомнит о том, что допустил ошибку, ему следует не произносить такбир, а продолжать проводить молитву дальше. Если кто-либо присоединится к праздничной молитве в то время, когда имам уже произнесёт такбир, но ещё будет продолжать стоять, опоздавший должен сразу же произнести такбир, даже если имам приступит к чтению Корана. Если же он не произнесёт такбир, пока имам не склонится в поясном поклоне, ему также следует совершить поясной поклон и произносить такбир в таком положении, не поднимая рук.
Если опоздавший пропустит первый рака‘ат целиком, ему следует произнести такбир после чтения, когда он встанет для возмещения пропущенного рака‘ата.
Хутба праздничной молитвы
Согласно сунне после молитвы имам должен прочитать две хутбы, ненадолго присев на минбаре между первой и второй хутбой. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк встал и приступил к совершению молитвы, а потом прочитал людям хутбу, когда же Пророк Аллаха закончил читать её, он спустился вниз, подошёл к женщинам и стал наставлять их. Делая это, он опирался на руку Биляла, Билял же держал руками полу своей одежды, куда женщины складывали садаку» (Аль-Бухари).
После того как имам поднимется на минбар, он не должен садиться, пока не прочтёт хутбу, поскольку во время пятничной молитвы имам сидит на минбаре, ожидая, пока муаззин не закончит возглашать азан, который не возглашается во время праздничной молитвы.
Первую хутбу желательно (мустахабб) начать с произнесения девяти такбиров, а вторую — с семи, завершить же её желательно произнесением четырнадцати такбиров.
Сунны, которых желательно придерживаться в день праздника жертвоприношения
В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про себя слова «Аллах велик» и проявляя радость. Передают, что в дни праздников Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда надевал свои лучшие одежды (Аль-Байхаки).
Сообщается, что, направляясь на молитву в день праздника жертвоприношения, Ибн ‘Умар повторял такбир вслух, пока не приходил к месту молитвы, где он продолжал повторять его, пока не приходил имам (Аль-Байхаки; ад-Даракутни).
Ни перед молитвой, ни после неё не следует совершать никаких добровольных молитв до возвращения домой. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Пророк, мир ему, которого сопровождал Билял, пришёл на праздничную молитву в день разговения и совершил молитву в два рака‘ата, не помолившись ни до, ни после неё (Аль-Бухари).
Желательно идти на молитву и возвращаться с неё, как уже говорилось, разными путями, на что указывает хадис Джабира, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день праздника Пророк обычно возвращался с молитвы не тем путём, (которым он шёл на неё)» (Аль-Бухари).
В день жертвоприношения к трапезе обычно приступают после праздничной молитвы. Тому, кто направляется на молитву, по дороге следует произносить такбир вслух, как и в дни ташрика (11-й, 12-й и 13-й дни месяца зу-ль-хиджжа). Каждому совершеннолетнему и дееспособному мусульманину вменяется в обязанность (ваджиб) произнесение такбира после каждой предписанной молитвы, начиная с утренней молитвы в день ‘Арафата и до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика. На это указывают слова Аллаха Всевышнего: «Поминайте Аллаха в дни определённые» (Коран, 2:203). Аллах Всевышний также сказал: «. чтобы они могли удостовериться в том, (какую) пользу (это) им принесёт, и поминать имя Аллаха в установленные дни над тем (жертвенным) скотом, что Он даровал им» (Коран, 22:28).
Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, всегда начинал произносить такбир после утренней молитвы в день ‘Арафата и продолжал делать это не только до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика, но и после неё (Ибн Абу Шайба). Передают, что так же поступали Ибн ‘Аббас, Ибн Мас‘уд и ‘Умар бин аль-Хаттаб (Аль-Хаким).
В день праздника такбир произносится следующим образом: «Аллах велик, Аллах велик; нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик, Аллах велик, хвала Аллаху /Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, ля иляhа илля-Ллаhу, ва-Ллаhу акбар; Аллаhу акбар, ва ли-Лляhи-ль-хамд/».
Одни улемы считали, что произнесение этого такбира вслух относится к категории обязательных (ваджиб) действий, другие же относили его к категории действий, которые совершать желательно. Женщинам следует произносить такбир про себя.
В одном из сообщений с хорошим иснадом говорится, что так произносил такбир Ибн Мас‘уд. Передают со слов Абу-ль-Ахваса, что, произнося такбир в течение дней ташрика, ‘Абдуллах (бин Мас‘уд) говорил: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляhа илля-Ллаhу, ва-Ллаhу акбар, Аллаху акбар, ва ли-Лляhи-ль-хамд» (Ибн Абу Шайба).
Ибн Хаджар пишет: «Наиболее верными из сообщений сподвижников об этом являются сообщения ‘Али и Ибн Мас‘уда, согласно которым такбир следует начинать произносить после утренней молитвы в день ‘Арафата и продолжать делать это до завершения последнего дня пребывания в Мине».
В первые десять дней месяца зу-ль-хиджжа узаконено также произнесение такбира на рынках. В своём «Сахихе» аль-Бухари приводит сообщение о том, что однажды ‘Умар, да будет доволен им Аллах, находившийся в своём шатре в Мине, повторял слова «Аллаху акбар». Это услышали собравшиеся в мечети люди, которые также стали повторять такбир, а потом его подхватили люди на рынках, и рынки сотрясались от этого. Что касается Ибн ‘Умара, то во все эти дни он произносил такбир и в Мине, и после молитв, и на своём ложе, и в своём лагере, и находясь в собрании, и передвигаясь с места на место. В день жертвоприношения произносила такбир Маймуна. Известно также, что в течение дней ташрика произносили такбир женщины, которые вместе с мужчинами находились в мечети позади Аббана бин ‘Усмана и ‘Умара бин ‘Абд аль-‘Азиза.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Из книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье». Том 1;
Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. — Н. Новгород: ИД «Медина», 2007.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.