Молитва на могиле праведника

Молитва на могиле праведника в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Сила молитвы на могиле праведника

Раби Яаков Левкивкер из Бней-Брака многим обязан молитве на могиле раби Леви-Ицхака.

Тысячи евреев проходят ежедневно мимо центра ХаБаДа на центральной автобусной станции Тель-Авива. Здесь их встречает старик с белой бородой, предлагающий наложить тфиллин. Многие признаются, что не могут отказать ему, как бы они ни торопились.

Раби Яаков Левкивкер стоит на этом посту уже более десяти лет, с тех пор, как вышел на пенсию.

Он не любит рассказывать о себе. С большим трудом удалость вытянуть из него подробности истории, которая произошла с ним сорок лет назад в бывшем Советском Союзе.

Он с женой и тремя детьми жил тогда в Ташкенте. К 1969 году они остались последними из всей большой семьи за железным занавесом. Уже много раз подавали просьбу о выезде и всякий раз получали отказ. Причина – глава семьи был судим и отсидел 7 лет в лагерях.

Левкивкерам говорили прямо, что они никогда не получат разрешения, но мысль о том, что они навсегда останутся в России, была так невыносима что они продолжали с упорством отчаяния подавать просьбы каждые полгода.

У раби Яакова был друг, раби Йосеф Немотин. Он жил в Алматы и присматривал за могилой раби Леви-Ицхака. И вот однажды раби Яакову пришла в голову мысль попросить друга помолиться за него на могиле праведника, чтобы их семья смогла в конце концов вырваться на свободу.

На следующий день раби Йосеф позвонил другу в Ташкент и рассказал ему, что выполнил просьбу – помолился на могиле раби Леви-Ицхака, и было у него при этом такое ясное ощущение, что молитва принята, что, выходя с кладбища, он мысленно попрощался с другом и лишился чувств от горя.

Сестра раби Яакова, жившая тогда в США, рассказала ему потом, что как раз в это время она хотела отправить ему посылку и написала об этом Любавическому Ребе – сыну раби Леви-Ицхака. К её удивлению, Ребе ответил: «Не нужно, они скоро уедут оттуда». Через несколько дней после этого семья Левкивкеров получила разрешение на выезд.

Молитва на могиле праведника

Обычай молиться на могилах праведников неоднократно упоминается в Талмуде, мидрашах, а также в каббалистических источниках. Давайте приведем некоторые из них:

— Талмуд (Сота 34 б) упоминает о том, что Калев отправился в Хеврон молиться на могилах наших праотцов для того, чтобы уберечься от участия в «заговоре разведчиков», которые были посланы для исследования Земли Израиля. Как известно, это помогло ему, ведь в результате только двое — Калев и Йеошуа (которого благословил Моше Рабейну) смогли устоять в этом испытании.

— Талмуд (Таанит 16а) говорит, что во время засухи отправляются на кладбище. Посещение кладбища преследует две цели:

а) побудить общество к раскаянию, ведь в противном случае все живущие присоединятся к лежащим в могилах;

б) попросить лежащих в могиле молиться о страдающих живых и просить для них милости.

— Мидраш приводит спор между Яаковом Авину и его сыном Йосефом о месте захоронения праматери Рахели. Из объяснения Яакова видно, что повеление о захоронении Рахели по дороге в Бейт-Лехем исходило от Самого Всевышнего. Это захоронение должно было стать особенным местом для молитвы.

— Книга Зоар говорит о том, что вдова пророка Овадьи молилась на его могиле, чтобы он заступился за своих детей-сирот. В ответ на молитву она получила указание обратиться к пророку Элише.

Таким образом, мы видим, что молитва на могилах праведников — это не «нововведение», а устоявшийся в еврейском народе обычай. Кроме того, об обычае посещения кладбища и молитвы там неоднократно говорится в Шулхан Арухе и у Рамо.

В этом контексте правомерен Ваш вопрос. Почему, например, молитва на могиле праведников не является отступлением от одной из тринадцати основ веры, которые сформулированы Рамбамом: «Безоговорочно верю в то, что молиться можно только Всевышнему, благословенно его Имя, и нельзя молиться никому другому». Или, например, нарушением запрета обращения к мертвым, который приводится в Торе (Дварим 18:11).

Для разрешения возникшего, на первый взгляд, противоречия можно найти три основных пути:

1. Специфика молитвы на могилах праведников в том, что это место обладает особой святостью, поскольку там покоятся праведные люди. Т.е. благодаря их заслугам это место приобретает особую чистоту и святость, соответственно, оттуда молитва принимается легче. Этот объяснение можно встретить у ученика Маарама из Ротенбурга, рава Хаима Палтиэля, оно встречается также у Рана и Маариля и приводится в Мишна Бруре (581:27).

Еще одной особенностью этих мест является то, что свою святость они получают и от множества молитв, которые люди произносят здесь. Даже если, скажем, существуют определенные сомнения в том, действительно ли это могила того или иного праведника, сам факт, что люди приходят туда, изливают душу и молятся со слезами, придает этому месту особую святость, и молитва оттуда принимается легче.

Иными словами, в соответствии с этим принципом, безусловно, в молитве мы обращаемся только к Всевышнему и ни коем случае не к самому праведнику, просто это место обладает особой святостью и у молитвы оттуда «больше шансов».

2. Второй путь в большой мере подобен первому: в молитве мы обращаемся только к Всевышнему, но мы также можем просить Всевышнего, чтобы молитва была принята ради заслуг праведников, покоящихся здесь (Маариль, Хаей Адам, Мишна Брура 581:27). У праведников — особые заслуги перед Всевышним, и мы просим на их могилах, чтобы наша молитва была принята ради их заслуг.

3. Третий путь: мы можем обращаться в молитве к праведникам, но только для того, чтобы они помогли нашей молитве подняться к Всевышнему и были нашими заступниками (мелицей йошер) перед ним (Респонс Маарам Шик, Минхат Элиэзер, Минхат Ицхак 8:53). Иными словами, «конечный адрес» — это, безусловно, Сам Всевышний, и только Он может либо принять, либо отвергнуть нашу молитву. Но мы можем просить у праведников, чтобы они были нашими «посредниками» и заступниками перед Всевышним.

Читайте так же:  Молитва о счастье дочери в браке

«Общий знаменатель» здесь: молитва обращена к Всевышнему, и ни к коем случае не следует думать, что можно молиться самим праведникам, чтобы они ответили на наши молитвы и выполнили наши просьбы и желания. Каждый может поступать в соответствии с обычаями своей общины, но, как мы видим, наш основной галахический авторитет — Мишна Брура — отдает предпочтение именно второму подходу.

Известно также, что особую силу имеет молитва на могиле праведника в устах человека, который усердно изучает труды покойного, «его Тору». Благодаря этому между ними возникает особая духовная связь, потому молитва принимается легче. Именно поэтому есть обычай вспоминать слова Торы, сказанные праведником, когда мы приходим на его могилу. Талмуд (Бава Меция 85 б) сообщает, что один из амораим пришел на могилу Раби Хии и упомянул в молитве, что он изучает Тору раби Хии. И излечился — благодаря этой заслуге.

Отсюда видно, что посещение могил праведников — это не просто экскурсия, а своего рода духовная работа. Поэтому вызывает недоумение, что иногда, к сожалению, это превращается в обыденную увеселительную поездку, а часто даже может граничить с осквернением Имени Всевышнего.

В заключение приведем следующий рассказ. Однажды Хазон Иша, который, как известно, долгое время прожил в Вильно, спросили, ходил ли он тогда молиться на могиле Виленского Гаона, похороненного там. Хазон Иш ответил отрицательно и добавил, что он не видит в этом необходимости: ведь он встречается с Гаоном, изучая его комментарий к Шулхан Аруху, «Беур а-Гро».

И хотя на нашем уровне мы часто чувствуем необходимость посетить могилы праведников и излить там душу перед Всевышним, стоит заранее продумать, как правильно организовать свою поездку, чтобы она помогла дальнейшему духовному росту.

Могилы праведников

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Праведники [↑]

Всевышний, творя Мир, поставил условие, что он сможет существовать только в заслугу праведников. Своими добрыми делами праведники поддерживают Мир и охраняют его от злых влияний. И не только при жизни, но и после смерти.

Более того, после смерти они влияют на благополучие Мира еще больше, чем при жизни, как это сказано в книге «Зоар» (Ваикра, 71а).

Источники обычая посещать могилы праведников [↑]

Испокон веков у евреев было принято посещать могилы праведников и молиться Творцу, чтобы Он отвел беды и исполнил желания в заслугу похороненных там.

Сказали наши мудрецы («Сота», 34б), что когда Моше (пророк Моисей) отправил разведчиков в Землю Обетованную, один из них, Калев бен Ифунэ, почувствовав, что готовится заговор против вхождения в Святую Землю, отправился в Хеврон на могилы праотцов, чтобы просить Создателя оберечь его от участия в этом завете.

Сила молитвы на могиле праведника [↑]

О великой силе молитвы на могиле праведника можно учить из слов раби Хамы бар Ханины, приведенных в Вавилонском Талмуде. Там сказано так: «Почему Всевышний скрыл от людей могилу Моше-рабейну? Потому что открыто перед Ним, благословен Он, что в будущем Иерусалимский Храм будет разрушен и еврейский народ будет изгнан из своей земли. Если бы евреи знали место захоронения Моше, они могли бы прийти на его могилу и просить его помолиться за них. И если бы Моше помолился, Творцу “пришлось” бы отменить все свои приговоры, ибо любимы Им праведники после смерти еще более чем при жизни» («Сота», 13б).

Почему посещают могилы праведников и молятся на них [↑]

В трактате «Таанит» (16а) сказано: «Почему во время засухи идут молиться на могилах праведников? Чтобы они [праведники] просили Всевышнего смилостивиться над нами и дать нам дожди».

В мидраше («Берешит Раба», 72:10) говориться, что наш праотец Яаков похоронил свою жену праматерь Рахель по пути к Ефрате, потому что он пророчески предвидел, как в будущем его потомки, изгнанные из Святой Земли, будут проходить по этой дороге, и Рахель будет молить Творца сжалиться над ними.

Книга «Зоар» (Шмот, 16б) пишет, что, если усопшие не просили бы Всевышнего за живых, мы не смогли бы продержаться и половины дня. В другом месте Зоара (Ваикра, 70б) сказано: «В час, когда Мир находится в беде, особо достойные представители народа оповещают об этом души праведников и плачут на их могилах. Тогда пробуждаются души праведников, собираются вместе и идут, и взлетают к “спящим” в Хевроне и рассказывают им о беде. Тогда они все вместе входят в “тот самый вход” и оповещают о беде “Дух”. Те “Духи”, которые коронуются в Эденском саду, высшие ангелы идут и рассказывают все “Душе”, а “Душа”, в свою очередь — Всевышнему. И все просят о милосердии к живым. И Всевышний во имя них (просящих) проявляет милосердие к Земле».

В «Сефер Хасидим» (п. 450) сказано: «Барзилай а-Гилади завещал похоронить его в его городе, т.к. усопшим доставляет наслаждение, когда их близкие посещают их могилы и молятся за благо их души и в Грядущем Мире и им становится хорошо. Так же когда их просят, они молятся за живых».

Великий законоучитель Маариль (см. «Даркей Моше», «Орах Хаим», п. 581) пишет, что кладбище — это место, где покоятся праведники. Поэтому это место свято и чисто, а молитва принимается Творцом тем больше, чем более свято место, где она была произнесена. Человек не просит праведников, но молится Всевышнему о том, чтобы Он проявил нам Свою милость в их заслугу.

Посещая кладбище, человек лишний раз задумывается о том, что жизнь не вечна, о том, что в какой-то момент всем нам придется предстать перед Творцом, чтобы дать ответ за наши поступки. О том, что надо спешить творить добро и отдалиться от зла.

Изучение Торы на могиле праведника, упоминание его слов и деяний [↑]

Велико то учение, которое человек устраивает на могиле праведника, упоминая его слова и добрые деяния. В мидраше «Псикта» («Захор», п.1) сказано, что, проходя рядом с могилой праведника, следует вспомнить его хорошие поступки.

Читайте так же:  Молитва о дочери к Богородице

Радаль прибавляет к словам мидраша: «Поэтому в Земле Израиля на могилах праведников принято читать или рассказывать о событиях, связанных с ними».

В Талмуде («Евамот», 96б; «Бхорот», 31б) приведены слова раби Шимона бар Йохая о том, что когда слова мудреца (который умер) упоминают в этом мире, его уста шевелятся в могиле.

Некоторые законы, связанные с посещением кладбища [↑]

В канун Рош а-Шана принято посещать могилы праведников (Маариль, «Законы постов»). В книге «Яд Эфраим» (п. 5) сказано: «Существует обычай идти на кладбище в канун новомесячья, в особенности в канун новомесячья Элуль и весь месяц Элуль до Йом Кипура. Там просят Всевышнего о самом заветном и насущном и проливают в молитвах слезы».

Коэнам запрещено посещать любые могилы, включая могилы праведников, ибо умерший человек является источником ритуальной нечистоты, а коэнам по Торе запрещено посещать места, где они могут принять на себя ритуальную нечистоту.

Тот, кто более тридцати дней не был на еврейском кладбище, благословляют «Ашэр Яцар Отхэм ба-Дин» («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 224:11).

Принято произносить также благословение «Мехае Метим» из молитвы восемнадцати благословений, не упоминая в нем Имени Б-га («Маавар Ябок», «Сифтей Ранэнот», п. 20), а также дополнительные молитвы, приведенные в молитвенниках. Благословление произносят, находясь в непосредственной близости к кладбищу или на самом кладбище.

На одиночные могилы не произносят благословление. Принято не благословлять на могилы, праотцов, находящиеся в Хевроне, на могилы раби Шимона бар Йохая и его сына раби Элазара, похороненных в Мироне и некоторые другие могилы праведников, находящиеся вне общего кладбища.

Приблизившись к могиле, кладут левую руку на памятник и произносят несколько стихов из книги Тэилим. В память об усопшем принято класть на могилу камешек. Сфарадим целуют памятник, в знак любви и уважения к покойному.

На кладбище не вносят свиток Торы («Нода бэ-Йеуда», «Орах Хаим», таньяна, п. 119). Запрещено облокачиваться или садиться на памятники, тем более наступать на них. Запрещено есть, спать, курить, производить расчеты. Запрещено пройти через кладбище, чтобы сократить путь. Не справляют естественные нужды. Не произносят приветствия, в которые входит слово «шалом».

При входе на кладбище следует спрятать нити цицит, но у одиночных могил праведников разрешено молиться, будучи облаченным в тфилин и талит («Циц Элиэзар», ч. 19, п. 3).

Нежелательно читать надписи на могилах, по крайней мере, если надпись выпуклая. При выходе с кладбища, необходимо как можно скорее сделать омовение рук. Выливают воду из сосуда поочередно на каждую руку три раза. Сосуд, с помощью которого делают омовение, опорожняют полностью. Его не передают из рук в руки, а оставляют, и другие берут его сами. Руки после этого омовения не вытирают. После омовения рук, некоторые ополаскивают также и лицо. Не заходят в помещение до того, как сделают омовение рук.

Выезд за пределы Израиля для посещения могил праведников [↑]

Принятый закон гласит, что жителям Израиля запрещено его покидать, даже на короткое время («Шулхан Аруха», «Орах Хаим», 531:4). Исключение составляют поездки ради исполнения заповедей и в целях заработка, когда это невозможно осуществить в Израиле.

Разрешено ли выезжать за пределы Израиля для того, чтобы посетить могилы праведников?

Ответ на этот вопрос зависит от того, является ли посещение могил праведников исполнением определенной заповеди.

Автор «Питхей Тшува», комментария к «Шулхан Аруху» («Йорэ Дэа», 372:2) от имени автора респонс «Бейт Кеуна» пишет, что это не является определенной заповедью, а автор респонс «Сдэ а-Арэц» (ч. 3, «Эвен а-Эзэр», п. 11) считает, что, возможно, является.

Автор книги «Сдэ Хэмед» (ч. 6, маарэхэт 11, п. 1) замечает, что слова автора книги «Сдэ а-Арэц» относятся исключительно к ситуациям, когда посещение могил праведников никак не может помешать служению Творцу при исполнении других заповедей. Он также пишет, что чем тратить средства на поездку за границу для того, чтобы посетить могилы праведников, более правильно было бы эти их пожертвовать неимущим.

В книге «Пеат а-Шулхан» (1:3) приводится, что молитвы, произносимые в Эрец Исраэль, принимаются Всевышним с большим желанием, чем произносимые в странах диаспоры, которые для того, чтобы достичь престола славы Творца, должны предварительно «пройти» через Эрец Исраэль. Согласно этому нет особого смысла выезжать за границу для того, чтобы молитвы были приняты Всевышним с большим желанием.

Молитва на могилах праведников

Да будет Твоя воля, Г-сподь, наш Б-г и Б-г наших отцов, чтобы Ты смилостивился над (перечисляют имена детей и родных) и даровал им удачу, чтобы благоденствовали телом и душой — в богатстве, в почете и в долголетии. И удостой их породить кашерных и праведных детей, и да не умрет никто из их сыновей и дочерей при их жизни.

А я пожертвую, не давая зарока, на масло для светильника — во имя вознесения души праведника (называют имя покоящегося в этом месте), и его заслуги, и заслуги всех праведных и благочестивых людей помогут (моим детям и родным) преуспеть во всех их делах. И да продлятся их дни и их годы, в благополучии и приятном расположении духа — все дни их жизни. И да удостоимся мы все вместе увидеть приход праведного Избавителя — в скором времени, в наши дни. Амен.

Вийи рацон милефанэха Адойной Элоэйну вэЭлоэй авотэйну, шетэрахэм аль (здесь перечисляются дети и родственники) вэтацлиах отам бэацлахат агуф вэанэфеш, бэошер вэхавод ваарихут ямим вэшаним, утэзакем леолид баним кшерим вэцадиким, вэло ямут шум эхад мибнэйэм увнотэйэм бэхайеэм. Ваани митнадэв (бли нэдэр) шемен ламаор авур илуй нишмат ацадик (имя праведника) узехуто узехут коль ацадиким вэахасидим яамод лаэм, шеяцлиху бэхоль маасэ йедэйэм, вэяариху йемэйэм ушнотэйэм батов уванэимим коль йемэй хайейэм, вэнизке лиротам кулану яхад бэво гоэль цэдек бимеэра бэямэйну амэн.

Чем молитва на могилах праведников отличается от поклонения «святым мощам»?

Знаю, что в последнее время стало довольно популярно посещать и молиться на могилах праведников, возьмем хотя бы ежегодное паломничество в Умань или на могилу Раби Шимона в Лаг ба-Омер. Но хотелось бы узнать, как обосновывается такое поведение, чем это отличается, например, от поклонения мощам «святых», которое есть, допустим, в христианстве? Спасибо. Реувен

Читайте так же:  Молитва животворящему Кресту на русском текст
Отвечает рав Яков Шуб

Спасибо, что обратились к нам. Ваш вопрос вполне правомерный и требует достаточно подробного ответа. Давайте поэтому сделаем небольшое вступление.

Обычай молиться на могилах праведников неоднократно упоминается в Талмуде, мидрашах, а также в каббалистических источниках. Давайте приведем некоторые из них:

— Талмуд (Сота 34 б) упоминает о том, что Калев отправился в Хеврон молиться на могилах наших праотцов для того, чтобы уберечься от участия в «заговоре разведчиков», которые были посланы для исследования Земли Израиля. Как известно, это помогло ему, ведь в результате только двое — Калев и Йеошуа (которого благословил Моше Рабейну) смогли устоять в этом испытании.

— Талмуд (Таанит 16а) говорит, что во время засухи отправляются на кладбище. Посещение кладбища преследует две цели:

а) побудить общество к раскаянию, ведь в противном случае все живущие присоединятся к лежащим в могилах;

б) попросить лежащих в могиле молиться о страдающих живых и просить для них милости.

— Мидраш приводит спор между Яаковом Авину и его сыном Йосефом о месте захоронения праматери Рахели. Из объяснения Яакова видно, что повеление о захоронении Рахели по дороге в Бейт-Лехем исходило от Самого Всевышнего. Это захоронение должно было стать особенным местом для молитвы.

— Книга Зоар говорит о том, что вдова пророка Овадьи молилась на его могиле, чтобы он заступился за своих детей-сирот. В ответ на молитву она получила указание обратиться к пророку Элише.

Таким образом, мы видим, что молитва на могилах праведников — это не «нововведение», а устоявшийся в еврейском народе обычай. Кроме того, об обычае посещения кладбища и молитвы там неоднократно говорится в Шулхан Арухе и у Рамо.

В этом контексте правомерен Ваш вопрос. Почему, например, молитва на могиле праведников не является отступлением от одной из тринадцати основ веры, которые сформулированы Рамбамом: «Безоговорочно верю в то, что молиться можно только Всевышнему, благословенно его Имя, и нельзя молиться никому другому». Или, например, нарушением запрета обращения к мертвым, который приводится в Торе (Дварим 18:11).

Для разрешения возникшего, на первый взгляд, противоречия можно найти три основных пути:

1. Специфика молитвы на могилах праведников в том, что это место обладает особой святостью, поскольку там покоятся праведные люди. Т.е. благодаря их заслугам это место приобретает особую чистоту и святость, соответственно, оттуда молитва принимается легче. Этот объяснение можно встретить у ученика Маарама из Ротенбурга, рава Хаима Палтиэля, оно встречается также у Рана и Маариля и приводится в Мишна Бруре (581:27).

Еще одной особенностью этих мест является то, что свою святость они получают и от множества молитв, которые люди произносят здесь. Даже если, скажем, существуют определенные сомнения в том, действительно ли это могила того или иного праведника, сам факт, что люди приходят туда, изливают душу и молятся со слезами, придает этому месту особую святость, и молитва оттуда принимается легче.

Иными словами, в соответствии с этим принципом, безусловно, в молитве мы обращаемся только к Всевышнему и ни коем случае не к самому праведнику, просто это место обладает особой святостью и у молитвы оттуда «больше шансов».

2. Второй путь в большой мере подобен первому: в молитве мы обращаемся только к Всевышнему, но мы также можем просить Всевышнего, чтобы молитва была принята ради заслуг праведников, покоящихся здесь (Маариль, Хаей Адам, Мишна Брура 581:27). У праведников — особые заслуги перед Всевышним, и мы просим на их могилах, чтобы наша молитва была принята ради их заслуг.

3. Третий путь: мы можем обращаться в молитве к праведникам, но только для того, чтобы они помогли нашей молитве подняться к Всевышнему и были нашими заступниками (мелицей йошер) перед ним (Респонс Маарам Шик, Минхат Элиэзер, Минхат Ицхак 8:53). Иными словами, «конечный адрес» — это, безусловно, Сам Всевышний, и только Он может либо принять, либо отвергнуть нашу молитву. Но мы можем просить у праведников, чтобы они были нашими «посредниками» и заступниками перед Всевышним.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Общий знаменатель» здесь: молитва обращена к Всевышнему, и ни к коем случае не следует думать, что можно молиться самим праведникам, чтобы они ответили на наши молитвы и выполнили наши просьбы и желания. Каждый может поступать в соответствии с обычаями своей общины, но, как мы видим, наш основной галахический авторитет — Мишна Брура — отдает предпочтение именно второму подходу.

Известно также, что особую силу имеет молитва на могиле праведника в устах человека, который усердно изучает труды покойного, «его Тору». Благодаря этому между ними возникает особая духовная связь, потому молитва принимается легче. Именно поэтому есть обычай вспоминать слова Торы, сказанные праведником, когда мы приходим на его могилу. Талмуд (Бава Меция 85 б) сообщает, что один из амораим пришел на могилу Раби Хии и упомянул в молитве, что он изучает Тору раби Хии. И излечился — благодаря этой заслуге.

Отсюда видно, что посещение могил праведников — это не просто экскурсия, а своего рода духовная работа. Поэтому вызывает недоумение, что иногда, к сожалению, это превращается в обыденную увеселительную поездку, а часто даже может граничить с осквернением Имени Всевышнего.

В заключение приведем следующий рассказ. Однажды Хазон Иша, который, как известно, долгое время прожил в Вильно, спросили, ходил ли он тогда молиться на могиле Виленского Гаона, похороненного там. Хазон Иш ответил отрицательно и добавил, что он не видит в этом необходимости: ведь он встречается с Гаоном, изучая его комментарий к Шулхан Аруху, «Беур а-Гро».

И хотя на нашем уровне мы часто чувствуем необходимость посетить могилы праведников и излить там душу перед Всевышним, стоит заранее продумать, как правильно организовать свою поездку, чтобы она помогла дальнейшему духовному росту.

Читайте так же:  Франциска ассизского молитвы

Молитвы на кладбище, как поминать усопшего

Молитвы на кладбище — как поминать усопшего

Потеря близкого — тяжелый момент. Все, чем мы можем помочь душе умершего человека — это молитва. Поминать усопшего можно в храме или келейно, молитвы на кладбище тоже не запрещены, а наоборот поощряются Церковью. Был даже написан специальный Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище.

Чин литии, совершаемой дома и на кладбище

Мо­ли́т­ва­ми свя­ты́х оте́ц на́­ших, Го́с­по­ди Иису́­се Хрис­те́, Бо́­же наш, по­ми́­луй нас. Ами́нь.

Сла́­ва Те­бе́, Бо́­же наш, сла́­ва Те­бе́.

Ца­рю́ Не­бе́с­ный, Уте́­ши­те­лю, Душе́ и́с­ти­ны, И́же везде́ сый и вся ис­пол­ня́­яй, Со­кро́­ви­ще бла­ги́х и жи́з­ни По­да́­те­лю, прииди́ и все­ли́­ся в ны, и очи́с­ти ны от вся́­кия скве́р­ны, и спа­си́, Бла́же, ду́­ши на́­ша. (молитва Святому Духу не читается от Пасхи до Дня Святой Троицы)

Свя­ты́й Бо́­же, Свя­ты́й Кре́пкий, Свя­ты́й Безсме́ртный, по­ми́­луй нас. (три́жды)

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Пре­свя­та́я Тро́­ице, по­ми́­луй нас; Го́с­по­ди, очи́с­ти гре­хи́ на́­ша; Вла­ды́­ко, прости́ без­за­ко́­ния на́­ша; Свя­ты́й, посети́ и ис­це­ли́ не́­мо­щи на́­ша, и́ме­не Тво­его́ ра́­ди.

Го́с­по­ди, по­ми́­луй (три́жды)

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

О́т­че наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рст­вие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на не­бе­си́ и на зем­ли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́­ви нам долги́ на́­ша, я́ко­же и мы оставля́ем должнико́м на́­шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но из­ба́­ви нас от лу­ка́­ва­го.

Го́с­по­ди, по­ми́­луй. (12 раз)

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́­ше­му Бо́­гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Хри­сту́, Царе́ви на́­ше­му Бо́­гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Хри­сту́, Царе́ви и Бо́­гу на́­ше­му.

Псалом 90

Жи­вы́й в по́­мо­щи Вы́ш­ня­го, в кро́­ве Бо́­га Не­бе́с­на­го водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́, и При­бе́­жи­ще мое́, Бог мой, и упова́ю на Не­го́. Я́ко Той из­ба́­вит тя от се́­ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́­жи­ем обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стре́лы летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от стра­ны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю те­бе́, к те­бе́ же не прибли́жится: оба́­че очи́­ма твои́ма смо́триши, и воз­дая́­ние гре́ш­ни­ков у́зриши. Я́ко Ты, Го́с­по­ди, упо­ва́­ние мое́, Вы́ш­ня­го положи́л еси́ при­бе́­жи­ще твое́. Не прии́дет к те­бе́ зло, и ра́на не прибли́жится те­ле­си́ тво­ему́. Я́ко а́н­ге­лом Сво­и́м запове́сть о те­бе́, сохрани́ти тя во всех путе́х тво­и́х. На ру­ка́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́­мень ногу́ твою́. На а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́, и изба́влю и; покры́ю и, я́ко по­зна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́; с ним есмь в ско́р­би, изму́ его́, и просла́влю его́; долгото́ю дний испо́лню его́, и явлю́ ему́ спа­се́­ние Мое́.

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Алли­лу́иа, алли­лу́иа, алли­лу́иа, сла́­ва Те­бе́, Бо́­же. (три́жды)

Тропа́рь, глас 4-й:

Со ду́хи пра́­вед­ных сконча́вшихся, ду́­шу раба́ Тво­его́, Спа́­се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́з­ни, я́же у Те­бе́, Че­ло­ве­ко­лю́б­че.

В поко́ищи Тво­е́м, Го́с­по­ди, иде́­же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́­шу раба́ Тво­его́, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху.

Ты еси́ Бог, соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́мый, Сам и ду́­шу раба́ Тво­его́ упоко́й.

И ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Еди́на Чи́с­тая и Непоро́чная Де́­во, Бо́­га без се́мени ро́жд­шая, мо­ли́ спас­ти́­ся душе́ его́.

Седа́лен, глас 5-й:

По­ко́й, Спа́­се наш, с пра́­вед­ны­ми раба́ Тво­его́, и се­го́ всели́ во дворы́ Твоя́, я́ко­же есть пи́сано, презира́я, я́ко Благ, прегреше́ния его́ во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Че­ло­ве­ко­лю́б­че.

Конда́к, глас 8-й:

Со свя­ты́­ми упоко́й, Хрис­те́, ду́­шу раба́ Тво­его́, иде́­же несть бо­ле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь без­ко­не́ч­ная.

И́кос:

Сам Еди́н еси́ Безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый че­ло­ве́­ка, земни́и у́бо от зем­ли́ созда́хомся, и в зе́м­лю ту́южде по́йдем, я́ко­же повеле́л еси́, Созда́вый мя и реки́й ми: я́ко земля́ еси́, и в зе́м­лю отъи́деши, а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное ры­да́­ние творя́ще песнь: алли­лу́иа, алли­лу́иа, алли­лу́иа.

Досто́йно есть я́ко во­и́с­тин­ну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Приснобла́же́нную и Пренепоро́чную и Ма́­терь Бо́­га на́­ше­го. Чест­не́й­шую Хе­ру­ви́м и сла́в­ней­шую без срав­не́­ния Се­ра­фи́м, без истле́ния Бо́­га Сло́ва ро́ждшую, су́­щую Богоро́дицу Тя ве­ли­ча́­ем.

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Го́с­по­ди, по­ми́­луй (три́жды), благослови́.

Мо­ли́т­ва­ми свя­ты́х оте́ц на́­ших, Го́с­по­ди Иису́­се Хрис­те́, Бо́­же наш, по­ми́­луй нас. Ами́нь.

Во блаже́нном успе́нии ве́чный по­ко́й по­да́ждь, Го́с­по­ди, усо́пшему рабу́ Тво­ему́ (и́мя), и со­тво­ри́ ему́ ве́ч­ную па́­мять.

Ве́ч­ная па́­мять. (три́жды)

Душа́ его́ во бла­ги́х водвори́тся, и па́­мять его́ в род и род.

Читайте также

Как молиться об усопшем на кладбище

Как вести себя во время посещения кладбища

Наших умерших мы называем усопшими и верим, что они не погибли и не обратились в небытие, но некогда восстанут из гробов в жизнь вечную. Они лежат в земле, потому что то, что взято из земли, в землю же и возвращается.

Помня об этом, мы должны относиться к местам их упокоения бережно.

60-м правилом Карфагенского собора на кладбищах запрещается производить пиршества и пьянство, и потому нельзя оскорблять память почившего распитием спиртных напитков, лить водку на могилу. Лучше затеплить свечку, прибрать могилу, посадить цветы. При желании можно позвать священника, чтобы он отслужил панихиду, или же самому прочесть литию, чин которой может совершать и мирянин.

Читайте так же:  Молитва Св давиду

Чин литии, совершаемой мирянином
дома и на кладбище

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй (12 раз)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохраните тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душе его.

Кондак, глас 8-й:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды), благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.

Вечная память (трижды).

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Почему надо подавать милостыню за усопших

Милостыня, по словам праведного Товита, «избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму» (Тов. 4, 10).

Еще в ветхозаветные времена творили милостыню в память усопших, но только с некоторыми ограничениями. «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, — наставляет сына праведный Товит, — но не давай грешникам» (Тов. 4, 17).

Всеобъемлющая христианская любовь уничтожает эти рамки. Преподобный Феодор Студит советует творить милостыню и за еретиков, а преподобные Оптинские старцы заповедуют то же делать и за самоубийц.

Святитель Иоанн Златоуст так говорит о пользе поминовения милостыней:

«Есть, есть, братие, средства облегчить мучения души грешника, если захотим. Если мы будем творить частые молитвы о нем, если будем раздавать милостыню, то хотя бы он и не был достоин милостей Божиих, но нами Бог умолен будет. Если Он ради Павла других спас, если ради других пощадил многих, как же ради нас Он не сделает того же? От имений его, от собственных стяжаний, откуда восхощь, помоги. Чем большим грехам повинен брат твой, тем больше требует милостыни за себя».

Милостыня может быть разнообразной— и деньгами, и едой, и в том, что вы раздадите неимущим одежду усопшего.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Усердная помощь ближним, окружающим тебя людям также умилостивляет Господа нашего Иисуса Христа и вменяется Им как милостыня за усопшего.

Молитва на могиле праведника
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here