Молитва евфросина повара

Молитва евфросина повара в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Евфросин Палестинский, прп.

Преподобный Евфросин, инок одного из Палестинских монастырей, нес послушание на кухне, работая поваром. Трудясь для братии, преподобный Евфросин постоянно думал о Боге, молился и постился. Он всегда помнил, что послушание – первая обязанность монаха, и потому смиренно повиновался монастырскому начальству. Терпение инока изумляло всех: когда его укоряли, он не роптал, а невозмутимо переносил все увещевания. Своей внутренней, скрытой от людей добродетелью святой Евфросин угодил Господу, который однажды открыл монастырской братии духовную высоту их скромного собрата…

Один из монастырских пресвитеров в молитве просил Бога показать ему блага, уготованные праведникам в вечной жизни. Как-то во сне увидел он, что находится в раю и созерцает со страхом и радостью его неизреченную красоту. Там же священник узрел и инока своей обители, повара Евфросина. Удивившись этой встрече, пресвитер спросил Евфросина, как он здесь оказался, и тот ответил, что находится в раю по великой милости Божией. Тогда старец поинтересовался: может ли Евфросин дать ему на память что-нибудь из окружающих красот. Преподобный Евфросин предложил священнику выбрать то, что ему хочется. Старец показал на прекрасные яблоки, росшие в райском саду. Преподобный сорвал три яблока, завернул их в платок и подал собеседнику.

Проснувшись до начала утрени, священник принял видение за обыкновенный сон, но вдруг заметил около себя платок с завернутыми в нем райскими плодами, издававшими дивное благоухание. Тогда он нашел в церкви преподобного Евфросина и спросил его, где он был ночью. Святой ответил, что находился там же, где и священник. Затем преподобный сказал, Что Господь, исполняя молитву пресвитера, показал ему рай и подал райские плоды через него, «худого и недостойного раба Божия Евфросина».

После утренней молитвы священник рассказал обо всем братии монастыря, подчеркивая особо духовную высоту инока Евфросина, сокровенного угодника Божия, и показал благоухающие райские плоды. Глубоко растроганные услышанным, иноки пошли в поварню, чтобы поклониться преподобному Евфросину, но не застали его там – избегая славы человеческой, святой ушел из обители. Место, куда он скрылся, осталось неизвестным, но иноки всегда помнили, что их собрату, преподобному Евфросину, был открыт рай, и они, если на то будет милость Божия, встретят его там. Райские яблоки монахи свято хранили и частичками раздавали верующим на благословение и исцеление.

Преподобному Евфросину молятся при приготовлении пищи: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами преподобного Евфросина-повара помоги мне приготовить пищу сию во славу Твою. Аминь.

Память преподобного Евфросина

Память 11 сентября

Преподобный Евфросин 5745 происходил от незнатных родителей, но своими добродетелями превзошел и всех благородных по происхождению. Многие при знатности своего рода не имеют никаких добродетелей, и посему впадают в глубину ада. Напротив нередко люди простого происхождения, при своем благодетельном смирении, возносятся в рай Божий. Так и сей преподобный Евфросин был узрен в видении находящимся в раю, который он и наследовал своим святым житием.

В монастыре Евфросин служил братии в поварне, и служил не как людям, но как бы Богу, – в великом смирении и повиновении. Трудясь день и ночь на послушании, он никогда не оставлял молитвы и поста. Терпение его было изумительно: ибо он претерпевал большие неприятности, поношения, поругания и частые досаждения. Возжигая в поварне огонь вещественный, он распалялся духовным огнем любви к Богу, и к Нему пламенело сердце его. Приготовляя пищу братии, он своим добродетельным житием уготовлял себе трапезу в Царствии Божием, дабы насытиться там небесным блаженством с теми, о которых сказано: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием» ( Лк.14:15 ). Он служил Господу втайне, дабы воздано ему было явно, как это действительно и исполнилось.

Вот каким образом показал Господь то, чего заслужил раб Его Евфросин.

Некий иерей, живший в одном монастыре с Евфросином, всегда молил Бога показать ему в чувственном виде те будущие блага, которые уготованы любящим его. И вот в одну ночь он имел такое видение: ему представилось, что он стоит в раю, со страхом и радостью созерцая его неизреченную красоту; там он увидал повара своего монастыря Евфросина.

Приблизившись к нему, иерей спросил:

– Брат Евфросин, – что это? Неужели это рай?

– Да, отче, это рай.

Иерей опять вопросил его:

– По великой милости Божией я поселился здесь жить, ибо сия есть обитель избранных Божиих.

– Имеешь ли ты какую-нибудь власть над этими красотами?

– Сколько могу, столько и даю из того, что видишь.

– Не можешь ли и мне дать что-нибудь из сих благ?

– По благодати Бога моего, возьми, что хочешь.

Тогда иерей, указав рукою на яблоки, попросил их. Евфросин, сорвав три яблока, положил их иерею в платок, говоря:

– Возьми то, чего просил, и насладись.

В это время начали ударять в церковное било к утрене. Иерей, проснувшись и придя в себя, счел виденное за сон, но, протянув руку к платку, нашел в нем те яблоки, которые получил в видении от Евфросина, и ощутил неизреченное благоухание от них и посему находился в изумлении. Встав с постели и положив на нее яблоки, он пошел в церковь и увидел там Евфросина стоящим на утренней службе. Подойдя к нему, иерей клятвенно упрашивал его открыть ему, где он был в нынешнюю ночь.

– Прости меня, отче, в нынешнюю ночь я был там, где ты меня видел.

– Потому-то я и заклял тебя объявить дела Божии, чтобы ты не утаил правды.

Тогда смиренномудрый Евфросин сказал:

– Ты, отче, просил у Господа показать тебе в чувственном виде воздаяния избранникам Его, и Господь благоизволил твоему преподобию показать сие чрез меня, худого и недостойного, и вот ты увидел меня в раю Бога моего.

– А что ты дал мне, отче, в раю, когда я просил у тебя?

Читайте так же:  Сильные очищающие молитвы

– Я дал тебе три яблока – те самые, которые ты положил в келлии своей на одре, но прости меня, отче, ибо я червь есмь, а не человек.

По окончании утрени, иерей собрал братию и, показав ей три райских яблока, подробно рассказал то, что видел. Тогда все ощутили от тех яблок неизреченное благоухание и радость духовную и в умилении дивились тому, о чем поведал иерей. Они пошли в поварню к Евфросину, дабы поклониться рабу Божию, но уже не нашли его, ибо он вышел из церкви и скрылся, избегая славы человеческой, и никак не могли его найти. А куда именно он скрылся, – об этом нет нужды много допытываться: ибо если для него был открыт рай, то куда же он мог скрыться? Яблоки те братия разделили между собою и раздавали многим на благословение, в особенности же – для исцеления: ибо больные, вкушавшие от них, исцелялись от своих болезней. И много пользы все получили от такого дара святого Евфросина и, сохраняя описанное дивное видение не только на хартиях, но и в сердцах своих, стремились к великим подвигам и благоугождали Богу.

Молитвами преподобного Евфросина да сподобит Господь и нас райских обителей! Аминь.

Жил и подвизался в IX веке в странах Амморейских, в Палестине, близ Иордана.

Редкие Богослужебные тексты

здесь выкладываются редкие Богослужебные тексты, переводы Богослужебных текстов на церковно-славянский язык. Пока еще не все они утверждены Боголсужебной комиссией. Публикуем только службы, тропари, кодаки и акафисты.

Евфросин Повар прп. Тропарь

Преподобному Евфросину Повару

Тропарь, глас 5.
Подобен: Собезначальное Слово:
Смире=нием се=рдца, отче Евфроси=не,/ в пова=рне принося=й служе=ние твое,/ испо=лнися вои=стину Святаго Духа,/ сего= ради священником преподобным/ яви= нам твою славу Бог,/ ея=же и нас, богоно=се,/ прича=стники покажи молитвами твоими.

  • 2194 3
  • 2

Здравствуйте, а не подскажете, где найти акафист Евфросину-повару? Заранее благодарю.

Здравствуйте, а не подскажете, где найти акафист Евфросину-повару? Заранее благодарю.

к сожалению нет, и сомневаюсь, что он существует.

Молитва евфросина повара

Последняя декада сентября в этом отношении яркая: Богоотцы Иоаким и Анна, первомученик Стефан, святитель Иоанн Златоуст, великомученица Евфимия Всехвальная, мученица Людмила Чешская, мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София, преподобные Макарий Оптинский, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, Иосиф Волоцкий, Силуан Афонский, Сергий и Герман Валаамские, праведный Симеон Верхотурский. Не говоря уже о двух великих праздниках — Рождества Пресвятой Богородицы и Воздвижения Креста Господня.
Два последних дня месяца особенно обращают на себя внимание в России, где множество православных девушек и женщин — Людмилы, Софии, Веры, Надежды и Любови — празднуют именины. Поэтому фокус нашего внимания в эти дни обычно сосредоточен именно на этих достославных святых.

В то же время мы порой даже не знаем, какие святые с любовью пекутся о нас, о нашем спасении, с трепетной молитвой следят за нами и оберегают. Свидетельства этого мне попадались в различных источниках, к сожалению, ссылки сейчас привести не могу. Но суть в том, что порой люди с удивлением узнавали о том, что те или иные святые особым образом заботятся о них.

Эта неутомимая любовь святых, которые в духе видят наши немощи и препятствия на пути к спасению, наши скорби и нужды, открывает нам мир единства во Христе, к которому все мы призваны.
И каждому из нас, наверное, знакомо чувство какой-то особой внутренней тяги к тем или иным праведникам, стремление к особому их почитанию.
И еще посещает чувство, что, если бы не забота Матери Божией, Ангела-Хранителя, «своего» святого и, возможно, еще каких-либо святых, пропал бы уже раз 20. Или 100. Или больше.
Создать этот дневник меня побудили следующие обстоятельства — особенное чувство к некоторым святым, о которых будет сказано ниже, поздравление Мелитины (редкое имя и малоизвестная нам святая!) и «открытие», что 29.09, помимо памяти святой Людмилы, совершается память вызывающей благоговение великомученицы Евфимии Всехвальной (позор мне, все время путаюсь в последних днях сентября!), а также праведного Алексия Мечева (в честь него наречен мой племянник, вчера был второй день памяти, перенесение мощей). Про преподобного Кукшу Одесского Александра написала в дневнике ниже.
А еще в этот день вспоминаются наши новомученики, пострадавшие при советской власти: священномученики Григорий Раевский и Сергий Лосев.

Хорошая видеоверсия, на мой взгляд. Также рассказывается, почему именно великомученицу Евфимию называют Всехвальной.
В наши дни, по свидетельству преподобного Паисия Святогорца, великомученица Евфимия являлась ему.

Преподобный Паисий говорил: «Святая — такая хруп­кая, слабенькая — и как она только выдержала страш­ные муки? Ладно, если бы она была женщина крупная, сильная. А то ведь — в чём только душа держалась».

«Когда она рассказывала мне о своих мучениях за Христа, я не просто слышал, но как бы видел, переживал эти мучения. Мною овладел тре­пет, ужас! О, что за мучения она пережила.

«Как же ты выдержала такие муки?» — спросил я её. «Если бы я знала о том, в какой славе пребывают Святые, то сделала бы всё возможное, чтобы подверг­нуться ещё большим мукам», — ответила она.

Кстати, преподобный Евфросин — покровитель православных поваров. Перед приготовлением пищи читают молитву: «Господи, благослови приготовить пищу сию во славу Твою по молитвам Евфросина повара».
.
Вси святии, молите Бога о нас!
P. S. Простите меня за большой дневник; возникла потребность написать (и то пришлось сократить желаемое). Понимаю, что все хорошо в должное время, начала еще вчера, но не успела вовремя завершить.

Преподобный Евфросин – покровитель поваров

Преподобный Евфросин — покровитель поваров. Повара в греческих монастырях хорошо знают его житие и всегда молятся этому удивительному подвижнику. Перед приготовлением пищи читают молитву: «Господи, благослови приготовить пищу сию во славу Твою по молитвам Евфросина повара».

В IX в. в одном из общежительных монастырей Египта жил монах по имени Евфросин. Он происходил от незнатных родителей, но своими добродетелями превзошел самых благородных по происхождению.

Монастырь, в котором этот святой подвизался, насчитывал в ту пору четыреста монахов. Пищу для братии готовил Евфросин. Он нес послушание повара в великом смирении и терпении.

Читайте так же:  Мощная молитва на любовь девушки

В силу своего послушания Евфросин ходил вечно грязный от копоти, перепачканный в саже, распространяя запахи кухни. Поэтому братия относились к нему с пренебрежением и, более того, многие насмехались и издевались над ним. Евфросин смиренно терпел, никому не жалуясь. Единственное, что утешало его душу,— это молитва, неустанная умная молитва: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Непрестанно молился смиренный Евфросин, и непрестанно работали его руки, не знавшие праздности. Он служил Господу втайне, чтобы воздано ему было явно, как это действительно и исполнилось.

На смирение Евфросина обратил внимание игумен монастыря. Он предположил, что, должно быть, грязный, чумазый Евфросин, от которого никто никогда не слышал ни одного слова, имел дар от Бога, но вот только какой. Игумен помолился Богу и вечером имел такое видение. Словно он находится в раю, как его изображает Священное Писание. Там он видит яблоню и протягивает руку, чтобы сорвать яблочко. Однако, как только он протягивает руку к яблоне, дерево поднимает ветви. Это повторялось несколько раз: протянет игумен руку, а яблоня поднимет ветви, отведет руку — опустит ветви. Тут откуда ни возьмись появляется Евфросин и спрашивает игумена: «Игумен святой, что ты здесь делаешь?». А игумен отвечает: «Пытаюсь, отец Евфросин, яблочко сорвать, но яблоня мне не дает этого сделать». Тогда Евфросин протянул руку и сорвал для игумена три яблочка. В этот миг игумен очнулся и с удивлением обнаружил, что держит в руках яблочки, которые получил в видении от Евфросина.

В это время ударили в церковное било — братия собралась на службу полуношницы и утрени, а Евфросин остался в поварне — он должен был готовить еду. Но в этот день игумен потребовал позвать Евфросина, а если откажется, то привести его в храм насильно. И вот, к удивлению всей братии, повар был приведен в храм. Прежде чем начать полуношницу, игумен обратился к Евфросину: «Где ты был вчера вечером?». Смиренномудрый Евфросин молчал, но игумен велел оказать послушание и ответить. Тогда Евфросин сказал: «Игумен святой, ведь мы были вместе». Игумен, держа в руках благоухаюшие яблочки, изумленно спросил: «Ты узнаешь эти яблоки?» — «Да, святой игумен! — отвечал повар.— Это те яблочки, которые я сорвал для вас. Ты, отче, просил Господа показать тебе в чувственном виде воздаяние рабам Его, и Господь благоволил твоему преподобию показать сие через меня, худого и недостойного, и вот ты увидел меня в раю». Игумен с чувством покаяния положил земной поклон перед Евфросином, а за ним стали просить прощения у повара и монахи, которые на протяжении долгих лет насмехались и издевались над ним. Затем игумен на святом дискосе разрезал райские яблочки на маленькие кусочки и раздал их братии в знак благословения вместо антидора.

Так Евфросин принес плод чистоты, послушания и смирения, ибо все годы жил смиренно и с молитвой на устах. В тот же день Евфросин тайно ушел из монастыря: он желал прожить жизнь, избегая славы человеческой, и стремился лишь к одному — возносить свои молитвы к Богу.

Преподобный Евфросин пострадал за Господа и был удостоен венца от Бога. Святой Евфросин — истинный повар, покровитель всех православных поваров. Его память празднуют 11 (24) сентября.

Молитва евфросина повара

Постимся по-гречески: Постные блюда греческой монастырской традиции

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 12-201-0004

Перевод на русский язык Никифоровой А.Ю.

с издания: Θωμαις Κιζιριδου. ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΔΙΑΤΡΟΦΗ.

ΤΑΜΗΣΤΙΣΙΜΑ ΤΗΣ ΜΟΝΑΣΤΗΡΙΑΚΗΣ ΚΟΥΖΙΝΑΣ

Θεσσαλονικη, 2001; ISBN 9608184096

В оформлении обложки были использованы иллюстрации из альбома ΑΘΩΝΙΚΕΣ ΣΤΙΓΜΕΣ,

Ιερα Μονη Φιλοθεου− Αγιον Ορος, 1994

В основу книги положены необычные по замыслу записки греческой журналистки Фомаиды Кизириду «Православное питание. Постные блюда монастырской кухни», Фессалоники, 2001, которая во время своих паломнических поездок по греческим мужским и женским обителям собирала рецепты постной монастырской кухни. В предисловии автор поясняет: «Православное монашество – это, бесспорно, надежный оплот греческого православного духа. Образ жизни и питания в монастырях, в этих благословенных оазисах Божественной благодати, уникален, благотворен и невероятно светел. Поэтому, движимая любовью, благоговением и благодарностью к нашим обителям, я изучила, собрала, записала рецепты и теперь предлагаю их вашему вниманию. Паломничество по мужским и женским монастырям было для меня весьма интересно. Больше всего меня поразило, и это я видела своими глазами, что даже во время приготовления пищи повар-монах или монахиня непрестанно молится. Наверное, поэтому монастырская еда имеет Божественное благоухание и Божественный вкус».

Принятые единицы измерения и обозначения

чашка – чайная чашка (150 мл);

чашечка – кофейная чашечка (100 мл);

стакан – стакан воды (200 мл);

стаканчик – стаканчик вина (150 мл).

м – рецепт с маслом;

бм – рецепт без масла;

м+бм – рецепт с маслом и без масла.

О постах Православной Церкви

Среда и пятница

В среду и пятницу мы постимся в знак скорби. Ибо в среду совершился беззаконный суд над Господом нашим, а в пятницу Он пострадал плотью на Кресте ради нашего спасения, как говорит священномученик Петр Александрийский: «Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые дни благословно заповедано нам поститься, по преданию. В среду – по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас» (Петр Александрийский. Правило 15).

Существуют и другие свидетельства относительно поста по средам и пятницам в Апостольских Постановлениях. Из них явствует, что Сам Господь дал заповедь об этом посте: «Повелел нам Сам Господь поститься в среду и пятницу», а также Апостолы (Апостольские Правила. Правило 69).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Святая Четыредесятница и Страстная Седмица

В Святую Четыредесятницу мы постимся, потому что Сам Господь постился в пустыне: …и постившись сорок дней и сорок ночей… (Мф. 4, 2).

С Чистого понедельника до Страстной Субботы сухоядение и разрешение на елей. 25 марта (7 апреля) и в Неделю ваий бывает разрешение на рыбу и вино.

Читайте так же:  Заговоры привороты молитвы на любовь девушки читать

Со дня после Недели Всех святых до навечерия праздника святых апостолов Петра и Павла, 28 июня (11 июля). Рыба разрешается, кроме среды и пятницы.

Пост святых Апостолов мы держим в их честь, чтобы подражать им, постившимся и хранившим воздержание до смерти.

Заглянем в книгу Деяний Апостолов и увидим, что Апостолы, прежде чем принять любое решение относительно того, как им поступить, постились и молились: Тогда они, совершив пост и молитву, и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3).

С 1 по 14 августа (с 14 по 27 августа). Разрешение рыбы 6 (19) августа – в праздник Преображения Господня.

По поводу этого поста святитель Симеон Фессалоникийский говорит: «Этот пост установлен в честь Матери Слова Божия, Которая, зная о Своем святом преставлении от сего мира, всегда заботилась о нас и постилась, хотя в посте не нуждалась, ибо была чиста и непорочна, живя ангельски. Поэтому мы должны молиться и воспевать Богородицу, подражать Ее жизни, чтобы побудить Ее молиться за нас» (Ответ 50).

Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября)

В этот день мы постимся в знак скорби об убийстве величайшего из пророков – Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

Воздвижение Креста Господня 14 (27) сентября

Мы постимся, потому что на службе в этот день читается Евангелие Страстного Пятка.

С 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января). Разрешается рыба с 15 (28) ноября до 17 (30) декабря, кроме среды и пятницы. По словам блаженного Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Крещенский сочельник 5 (18) января

В Крещенский сочельник Церковь установила пост, чтобы мы в чистоте и духовном трезвении встретили Крещение Господне.

Дни сухоядения (строгого поста)

14 (27) сентября – Воздвижение Креста Господня

24 декабря (7 января) – Рождественский сочельник

5 (18) января – Крещенский сочельник

29 августа (11 сентября) – Усекновение главы Иоанна Предтечи

Если вышеперечисленные дни совпадают с субботой или воскресеньем, разрешается вино и елей.

Среды и пятницы, в которые разрешается рыба

8 (21) сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

21 ноября (4 декабря) – Введение во храм Пресвятой Богородицы

2 (15) февраля – Сретение Господне

24 июня (7 июля) – Рождество Иоанна Предтечи

29 июня (12 июля) – святых первоверховных апостолов Петра и Павла

6 (19) августа – Преображение Господне

15 (28) августа – Успение Пресвятой Богородицы

Мытаря и фарисея (от Недели о мытаре и фарисее до Недели блудного сына), Сырная (Масленица), Пасхальная (Светлая), Троицкая, Святки.

Преподобный Евфросин повар

Преподобный Евфросин – покровитель поваров. Повара в греческих монастырях хорошо знают его житие и всегда молятся этому удивительному подвижнику[1].

В IX в. в одном из общежительных монастырей Египта жил монах по имени Евфросин. Он происходил от незнатных родителей, но своими добродетелями превзошел самых благородных по происхождению.

Монастырь, в котором этот святой подвизался, насчитывал в ту пору четыреста монахов. Пищу для братии готовил Евфросин. Он нес послушание повара в великом смирении и терпении.

В силу своего послушания Евфросин ходил вечно грязный от копоти, перепачканный в саже, распространяя запахи кухни. Поэтому братия относились к нему с пренебрежением и, более того, многие насмехались и издевались над ним. Евфросин смиренно терпел, никому не жалуясь. Единственное, что утешало его душу, – это молитва, неустанная умная молитва: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Непрестанно молился смиренный Евфросин, и непрестанно работали его руки, не знавшие праздности. Он служил Господу втайне, чтобы воздано ему было явно, как это действительно и исполнилось.

Перед приготовлением пищи можно прочитать молитву: «Господи, благослови приготовить пищу сию во славу Твою по молитвам Евфросина повара».

Молитва евфросина повара

О т ю́ности твоея́ впери́в ум твой к Бо́гу, / блаже́нне Евфроси́не, / ми́ра же отве́ргся, / всели́лся еси́ в пусты́ню непроходи́мую, / и та́мо, от Го́спода укрепля́емь, / в моли́твах и поще́ниих до́блественне пожи́л еси́, / и жизнь твою́ страда́льчески / убие́нием от сыно́в противле́ния сконча́л еси́, / сего́ ра́ди со преподо́бными и му́ченики венча́лся еси́, / с ни́миже и ны́не предстои́ши Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы. / Сию́ моли́, мо́лим тя, / оставле́ние пода́ти согреше́ний на́ших // и дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 1:

О т ю́ности впери́в ум свой к Бо́гу, / блаже́нне Евфроси́не, / и бе́гая суеты́ ми́ра сего́, / дости́гл еси́ в пусты́ню непроходи́мую, / иде́же Бо́гу, тя укрепля́ющу, / а́нгельское житие́ стяжа́в, / порабо́тал еси́ дово́льно Влады́це своему́ Христу́ / в поще́нии, и в моли́твах, и во всено́щных бде́ниях / и сподо́бился еси́ да́ра Ду́ха Пресвята́го, / е́же прорица́ти бу́дущая, / наставля́я на стезю́ покая́ния / притека́ющих к тебе́ и послу́шающих тя. / Те́мже Всеблаги́й Бог, ви́дя вели́кую твою́ к Себе́ ве́ру, / нелицеме́рную любо́вь и несумне́нную наде́жду, / дарова́ тебе́ не то́чию е́же ве́ровати в Него́, / но е́же и страда́ти по Нем, / егда́ от проти́вных сыно́в в то́йже пусты́ни кровь твоя́ неща́дно излия́ся. / И досе́ле, я́ко А́велева, вопие́т к Бо́гу, / свиде́тельствующу о сем нетле́нием моще́й твои́х. / На ня́же взира́юще, уми́льно вопие́м: / сла́ва Христу́, дарова́вшему тебе́ благода́ть толи́ку, // Его́же и моли́ о нас.

П одража́я житию́ дре́вних отце́в, / Богому́дре о́тче Евфроси́не, / красоту́ ми́ра сего́ возненави́дел еси́, / и, в пусты́ню всели́вся, / ве́ру Христо́ву, я́коже щит, в се́рдце твое́ прия́л еси́, / с не́юже изше́л еси́, я́ко до́бр во́ин Царя́ Небе́снаго, / не на брань проти́ву пло́ти и кро́ве, / но на брань проти́ву ко́зней неви́димаго врага́, / и сего́ вознесе́нную горды́ню, / по да́нней тебе́ от Ду́ха Свята́го благода́ти, / глубо́ким смире́нием твои́м низложи́л еси́, / и от Небе́снаго Мздовозда́теля неувяда́емым венце́м побе́ды венча́лся еси́. / Сего́ ра́ди, соше́дшеся любо́вию, вопие́м ти: // ра́дуйся, о́тче Евфроси́не, пусты́нное украше́ние.

О святы́й преподобному́чениче Евфроси́не! Услы́ши усе́рдное на́ше, приноси́мое тебе́ моле́ние. Огради́ и сохрани́ святы́ми моли́твами твои́ми весь сию́ и вся ве́си и гра́ды правосла́внаго оте́чества на́шего от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников, междоусо́бныя бра́ни и смертоно́сныя я́звы, от вся́кия беды́, ско́рби и зла. Умоли́ Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего дарова́ти мир Це́ркви Его́, под зна́мением Креста́ во́инствующей, архипа́стырем и па́стырем на́шим пра́во пра́витии сло́во и́стины Ева́нгельския хада́тайством твои́м помози́ и всем правосла́вным христиа́ном проще́ние согреше́ний их во́льных и нево́льных испроси́, в неду́зех же пребыва́ющим пода́ждь предста́тельством твои́м от неду́гов исцеле́ние, да тебе́ ра́ди сла́вится пречестно́е и великоле́пое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте так же:  Матфей апостол молитвы

Молитва перед приготовлением пищи

Преподобный Евфросин – покровитель поваров

Преподобный Евфросин — покровитель поваров. Повара в греческих монастырях хорошо знают его житие и всегда молятся этому удивительному подвижнику. Перед приготовлением пищи читают молитву: «Господи, благослови приготовить пищу сию во славу Твою по молитвам Евфросина повара».

В IX в. в одном из общежительных монастырей Египта жил монах по имени Евфросин. Он происходил от незнатных родителей, но своими добродетелями превзошел самых благородных по происхождению.

Монастырь, в котором этот святой подвизался, насчитывал в ту пору четыреста монахов. Пищу для братии готовил Евфросин. Он нес послушание повара в великом смирении и терпении.

В силу своего послушания Евфросин ходил вечно грязный от копоти, перепачканный в саже, распространяя запахи кухни. Поэтому братия относились к нему с пренебрежением и, более того, многие насмехались и издевались над ним. Евфросин смиренно терпел, никому не жалуясь. Единственное, что утешало его душу,— это молитва, неустанная умная молитва: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Непрестанно молился смиренный Евфросин, и непрестанно работали его руки, не знавшие праздности. Он служил Господу втайне, чтобы воздано ему было явно, как это действительно и исполнилось.

На смирение Евфросина обратил внимание игумен монастыря. Он предположил, что, должно быть, грязный, чумазый Евфросин, от которого никто никогда не слышал ни одного слова, имел дар от Бога, но вот только какой. Игумен помолился Богу и вечером имел такое видение. Словно он находится в раю, как его изображает Священное Писание. Там он видит яблоню и протягивает руку, чтобы сорвать яблочко. Однако, как только он протягивает руку к яблоне, дерево поднимает ветви. Это повторялось несколько раз: протянет игумен руку, а яблоня поднимет ветви, отведет руку — опустит ветви. Тут откуда ни возьмись появляется Евфросин и спрашивает игумена: «Игумен святой, что ты здесь делаешь?». А игумен отвечает: «Пытаюсь, отец Евфросин, яблочко сорвать, но яблоня мне не дает этого сделать». Тогда Евфросин протянул руку и сорвал для игумена три яблочка. В этот миг игумен очнулся и с удивлением обнаружил, что держит в руках яблочки, которые получил в видении от Евфросина.

В это время ударили в церковное било — братия собралась на службу полуношницы и утрени, а Евфросин остался в поварне — он должен был готовить еду. Но в этот день игумен потребовал позвать Евфросина, а если откажется, то привести его в храм насильно. И вот, к удивлению всей братии, повар был приведен в храм. Прежде чем начать полуношницу, игумен обратился к Евфросину: «Где ты был вчера вечером?». Смиренномудрый Евфросин молчал, но игумен велел оказать послушание и ответить. Тогда Евфросин сказал: «Игумен святой, ведь мы были вместе». Игумен, держа в руках благоухаюшие яблочки, изумленно спросил: «Ты узнаешь эти яблоки?» — «Да, святой игумен! — отвечал повар.— Это те яблочки, которые я сорвал для вас. Ты, отче, просил Господа показать тебе в чувственном виде воздаяние рабам Его, и Господь благоволил твоему преподобию показать сие через меня, худого и недостойного, и вот ты увидел меня в раю». Игумен с чувством покаяния положил земной поклон перед Евфросином, а за ним стали просить прощения у повара и монахи, которые на протяжении долгих лет насмехались и издевались над ним. Затем игумен на святом дискосе разрезал райские яблочки на маленькие кусочки и раздал их братии в знак благословения вместо антидора.

Так Евфросин принес плод чистоты, послушания и смирения, ибо все годы жил смиренно и с молитвой на устах. В тот же день Евфросин тайно ушел из монастыря: он желал прожить жизнь, избегая славы человеческой, и стремился лишь к одному — возносить свои молитвы к Богу.

Преподобный Евфросин пострадал за Господа и был удостоен венца от Бога. Святой Евфросин — истинный повар, покровитель всех православных поваров. Его память празднуют 11 (24) сентября.

​Свой небесный покровитель может появиться у российских поваров

Российский шеф-повар и кулинар Максим Сырников, широко известный своей деятельностью по возрождению традиционной русской кухни, составил открытое письмо в адрес Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором попросил патриарха утвердить святого покровителя для российских поваров.

«Представители многих профессий, имеют своих небесных покровителей, — пишет М. Сырников на своей странице в Facebook. — Моряки — святителя Николая. Военные — Архангела Михаила, Георгия Победоносца, пророка Илию, врачи — великомученика Пантелеимона, студенты — мученицу Татиану, иконописцы — преподобного Андрея Рублева, певцы — Романа сладкопевца».

Он отмечает, что в России растет интерес к возрождению и сохранению традиций русской кухни и гостеприимства. Кулинар обращается к патриарху Кириллу с просьбой утвердить покровителем русских поваров священномученика Иоанна Плеханова (1879—1938).

Выбор кандидатуры не случаен: Иоанн Плеханов по принятия священного сана в 1920 году был профессиональным поваром и работал в известных московских ресторанах, а около 1918 года стал личным поваром патриарха Тихона.

К своему письму М. Сырников добавил житие священномученика Иоанна и его икону.

Он обратился к коллегам по цеху с призывом присоединяться к этой инициативе. «Дорогие друзья! Кулинары, повара, кондитеры, рестораторы и примкнувшие к ним! Те, кто разделяет вот это обращение к Святейшему — распечатайте, пожалуйста, страницу для подписей. Распишитесь сами и предложите заполнить единомышленникам. Дело сугубо добровольное — не хотите, не подписывайте, никто, конечно, никого не осудит. Но дело благое, как нам кажется», — пишет кулинар.

Читайте так же:  Утренние молитвы песнопение

Ими были выбраны святые мученики Маркиан и Мартирий, которые при жизни были секретарями у патриарха Павла Исповедника.

Иоанн Плеханов: путь от ученика повара до священнослужения и исповедничества

Иоанн Гаврилович Плеханов родился 11 сентября 1879 года в деревне Филипково Переяславского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. Мальчик получил начальное образование в церковно-приходском училище.

В 1892 году в тринадцатилетнем возрасте Иоанн стал учеником повара. Освоив профессию, он работал поваром сначала в Большом Патрикеевском трактире на углу Воскресенской и Театральной площадей — знаменитом московском ресторане Тестова, который упоминает в своей книге Владимир Гиляровский, затем в других местах.

После революции 1917 года был заведующим столовой, а затем нес послушание повара у Патриарха Тихона.

В 1920 году патриарх Тихон рукоположил Иоанна Плеханова в сан диакона. Местом служения ему был назначен храм Троицкого Патриаршего подворья на Самотеке. О. Иоанн служил здесь до ареста патриарха и захвата патриаршего подворья обновленцами. После освобождения патриарха Тихона из заключения сотрудники ОГПУ с особенным усердием принялись собирать сведения о том, как относятся церковные люди к освобождению патриарха и к его опубликованным в советской прессе заявлениям. Особенно интересовали их мнения людей, входящих в ближайший круг патриарха.

24 июля 1923 года ОГПУ арестовало о. Иоанна и его супругу. Они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. При обыске у диакона Иоанна был найден машинописный текст наставления монахам и мирянам, направленный против обновленцев. В нем говорилось, что с упадком общего благочестия в саму церковную среду проникнет много лжебратий, которые, будучи водимы своими пороками и привычкой к роскошной жизни, устроят гонение на всех желающих жить благочестиво.

За недоказанностью преступления, а также за отсутствием существенных сведений от осведомителей, ОГПУ распорядилось 24 сентября 1923 года диакона Иоанна освободить.

После кончины патриарха Тихона (1925) о. Иоанн нес послушание повара у Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра (Полянского).

В 1925 году о. Иоанна рукоположили в священный сан и назначили клириком храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках.

В 1936 году Пименовский храм захватили обновленцы. В ноябре этого года отец Иоанн был вынужден уйти за штат. Тогда же его как священнослужителя выслали за стокилометровую зону от Москвы, и некоторое время он жил в Волоколамске.

Вскоре священник получил назначение в храм Димитрия Солунского в с. Дмитриевское Переславского района Ярославской области. Отсюда он часто ездил в Москву закупить необходимые для церкви вещи и повидать своих духовных детей, которых у него появилось немало за время служения в Москве. Отец Иоанн бывал в некоторых московских храмах; об этих его приездах осведомители донесли в НКВД.

В двадцатых числах января 1938 года приехал в Москву, где был арестован как «участник контрреволюционной монархической группы» и заключен в Таганскую тюрьму. Показания о якобы антисоветской деятельности против о. Иоанна дали двое священников — некие Толузаков и Марков.

13 марта следствие было закончено. 15 марта тройка НКВД по Ярославской области приговорила отца Иоанна к расстрелу за «антисоветские высказывания».

Священник Иоанн Плеханов был расстрелян 25 марта 1938 года и погребен в общей могиле на Бутовском полигоне. В 1989 году был посмертно реабилитирован.

В августе 2000 года юбилейный Архиерейский собор Русской православной церкви причислил священника Иоанна Плеханова к лику новомучеников. Память его отмечается 12 марта, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Бутовских новомучеников.

Святой повар — преподобный Евфросин Палестинский

В истории Церкви был еще один святой подвижник, который имел профессию повара. Это преподобный Евфросин Палестинский.

Известно, что Евфросин происходил из бедной крестьянской семьи. Евфросина даже не обучили грамоте. Юноша овладел поварским искусством и поступил поваром в один из палестинских монастырей. По словам свт. Димитрия Ростовского, преподобный Евфросин «жил и подвизался в IX веке в странах Амморейских, в Палестине, близ Иордана».

Насельники обители невзлюбили Евфросина и придирались к нему. Каждый день братья монастыря заявляли, что еда плохо приготовлена, устраивали прочие козни. Подвижник смиренно претерпевал поношения и ругательства, не оставляя молитвы.

Один из пресвитеров обители в усердной ежедневной молитве просил Бога показать ему те будущие блага, которые уготованы любящим Его. И вот в одну из ночей у него было видение: ему представилось, что он стоит в раю, где он увидел повара своего монастыря, Евфросина.

Иерей побеседовал с Евфросином и в разговоре спросил, рай ли это. Евфросин ответил утвердительно. Тот вновь спросил, имеет ли Евфросин власть дать ему что-нибудь из окружающих их красот. Преподобный Евфросин предложил священнику выбрать, что ему хочется, и тот показал на прекрасные яблоки, росшие в райском саду. Преподобный сорвал три яблока, завернул их в платок и подал собеседнику.

Проснувшись до начала утрени, священник принял видение за обыкновенный сон, но вдруг заметил около себя платок с завернутыми в нем райскими плодами, издававшими дивное благоухание. Священник, найдя в церкви преподобного Евфросина, спросил его под клятвой, где он был ночью. Святой ответил, что находился там, где был и священник. Затем преподобный сказал, что Господь, исполняя молитву священника, показал ему рай и подал райские плоды через него, «худого и недостойного раба Божия Евфросина».

По окончании утрени священник рассказал обо всем братии монастыря, указывая на духовную высоту инока Евфросина, и показал благоухающие райские плоды. Глубоко растроганные слышанным, иноки пошли в поварню, чтобы поклониться преподобному Евфросину, но не застали его там: избегая славы человеческой, святой ушел из обители.

Место, куда он скрылся, осталось неизвестным. Райские яблоки свято хранились в монастыре, их частичками раздавали на благословение и исцеление.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Память прп. Евфросина отмечается 11 сентября.

Молитва евфросина повара
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here