Молитва чтобы отпустить душу умершего

Молитва чтобы отпустить душу умершего в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Как отпустить близкого умершего человека

Как отпустить близкого умершего человека, как смириться с его смертью.

Смерть близкого человека – это всегда большое горе. Не возможно принять факт страшной потери, не пережив этого состояния и не отстрадав в полной мере. Это может быть ощущение бессмысленности существования, опустошённости, тоски, а также чувство гнева и даже стыда (например, за способ ухода близкого человека). Но чаще всего, присутствует ощущение вины: « Почему я не …, ведь тогда бы, этого не случилось». Тут возможно множество вариаций.

Очень часто мы незаслуженно обижаем тех, кого больше всего любим. Можем в сердцах наговорить лишнего, обидеть словом, или же невниманием. А потом вспоминаем всё это и виним себя за то, что должным образом не ценили человека тогда, когда он был ещё жив.

Нельзя защититься от горя, если стараться (искусственно) всё забыть. Надо помнить о том, что «непроработанное» горе даже спустя годы может проявиться тяжелейшей депрессией, что приведёт к серьёзным проблемам со здоровьем. Переживание горя – процесс довольно длительный. В целом, продолжается он от 6 до 12 месяцев. Смысл работы «печали» — оторвать вашу психическую энергию от утраченного навсегда любимого человека. Известны четыре этапа «горевания»:

До 9 дней – шок и оцепенение.

До 40 дней – отрицание.

До полугода – проживание боли, принятие потери.

До года – облегчение боли. Кажется, что в данный период человек уже в состоянии управлять своим горем. Но мягкое повторение всех этих этапов продолжается в течение всего второго года. В это время возможен ещё один (последний) всплеск чувства вины. Обычно «горевание» полностью завершается к концу второго года. Это не значит, что считается нормальным больше не вспоминать и не грустить об умершем человеке. Просто теперь мы научились жить без него, но храним о нём светлую и добрую память.

Все эти этапы «горевания» довольно условны. Кому-то в силу своей личности удастся справиться с этим быстрее, кому-то гораздо медленнее. Но, если «горевание» и не умение жить без умершего человека затянулось, то в этом случае нужно непременно обратиться к специалисту. Трудно давать какие-то общие рекомендации, надо рассматривать каждый случай отдельно. Специалист поможет вам сначала справиться со своими чувствами и осознать довольно важные вещи. Затем, поможет измениться на столько, чтобы даже сильная утрата не смогла послужить причиной того, что вы решите пустить СВОЮ жизнь под откос.

Оглянитесь, сколько вокруг вас ЖИВЫХ людей нуждающихся в вашем внимании и помощи. Они живы, и также как когда-то ваш близкий человек, испытывают чувство радости, печали, боли, тоски (от одиночества и безысходности) и т. д. Главное, что им-то ещё можно помочь, окружить их заботой и вниманием, чтобы потом не корить и не винить себя, когда будет уже поздно.

Попробуйте заняться медитацией о любви. Ведь узы любви не разрушаются никогда, а только перемещаются уже на другие уровни. Закройте глаза, подумайте о каком-либо дорогом вашему сердцу человеке (не умершем и не находящемся при смерти), с которым вы не можете всегда быть вместе. Это может быть человек, с которым вы уже давненько не виделись. Постарайтесь понять, как вы думаете о нём? Где мысленно вы можете представить этого человека? Что слышите? Ясную ли картинку вы видите? Далеко ли она находится?

Теперь, по мере того, как ваши глаза будут открываться, полностью перенесите неординарную личность (себя) в этот реальный мир, и пусть по незримым нитям между вами и другими людьми идёт постоянный обмен светлым чувством любви. Дышите, живите, принимайте любовь и дарите свою любовь!

Ну а в заключение дам несколько заговоров.

Облегчить вашу боль поможет следующий заговор:

На утренней или вечерней заре нужно умыться тыльными сторонами своих ладоней (можно у реки, ручья, озера, но можно и под краном), произнося заговор:

Смывать тоску-кручинушку
(умойтесь и читайте дальше)
Ключева вода, царица-водица,
Возьми с меня, с рабы Божьей (имя),
Смой мою тоску-кручинушку в сине морюшко».

Тоску можно вывести на закатную зарю. Встать к зарнице левым плечом и проговорить:

«Как ты, вечерняя заря,
По заре утренней не горюешь,
О солнце и месяце не тоскуешь,
Так бы и (такая то) не тосковала,
По рабу (такому то) не горевала.
Будьте, все мои слова, крепки, лепки, неизменны.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь».

Вот ещё один заговор от постоянных дум об умершем человеке:

Нужно выйти в поле и, не глядя собирать любую траву вокруг себя. Класть её надо себе за пазуху и туда, где она будет укрыта от посторонних глаз. Следует рвать траву и говорить:

«Никто тебя, травушка, не сеял, Бог тебя дал, ветер тебя раскидал. Так бы и мою тоску ветер взял, забрал и по полю вольному раскидал. Как по тебе, трава, ни одна душа не болит, ни у кого сердце не ноет, не щемит, так чтобы и мне, Божией рабе (имя), по рабу Божию (имя) не страдать, не плакать, не рыдать и с каждым днем Божиим забывать. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Затем траву эту нужно бросить возле своего дома и душа ваша вскоре должна успокоиться.

Какая молитва поможет отпустить человека

В нашей земной жизни нет ничего вечного. И практически каждый человек рано или поздно переживает боль из-за утраты любимого человека. Неважно, произошла ли эта утрата в результате разлуки, смерти или иных непреодолимых обстоятельств, отпустить того, кто дорог тебе, бывает очень трудно. И православным людям в этом помогут усиленные молитвы.

Разрыв отношений — как быть

При расставании человека одолевают навязчивые мысли. Он то вспоминает романтичные моменты, то начинает обвинять в разлуке самого себя или своего бывшего партнера. Часто человек даже начинает упрекать Бога в своем расставании, забывая, что каждый из людей обладает свободной волей и не является нашей собственностью.

Важно избавиться от всех негативных мыслей и со смирением относится к сложившийся ситуации:

  • Вы можете молиться о даровании вам сил достойно принять текущее положение вещей.
  • Можно просить о человеке, с которым вы расстались, а также и о том, чтобы вы снова соединились.

Но в последнем случае не забывайте о том, что все события нашей жизни происходят по воле Божией. И если вы просите о воссоединении, то не забывайте добавлять: если на то будет Твоя воля.

Ведь мы не знаем, какие события нам уготованы в жизни, может быть в скором времени вы встретите другого человека, с которыми будете более счастливы. Пусть Высшие силы решат, нужно ли вам снова быть вместе с тем, с кем вы расстались, или для вашей души спасительно одиночество, а может, вас ждет иная судьбоносная встреча.

Почему так трудно отпустить человека

Когда мы расстаемся с близкими людьми, особенно если разлука происходит по их инициативе, мы чувствуем себя незаслуженно обиженными. Нас пугает будущее, мы испытываем ревность и отчаяние.

Эти чувства возникают потому, что мы воспринимаем другого как свою неотъемлемую собственность.

Важно отпустить любимого, молиться и за него, и за себя. Помните: с вами Бог, и он не оставит вас без Своего заступничества.

Как правильно расставаться с любимыми

Расставаясь с любимыми, старайтесь отпускать их без злобы и обид. Помните, что они не являются вашей собственностью. Испытывайте благодарность за то, что они дарили вам счастливые моменты и помогали, чем могли, пока вы были вместе.

Читайте так же:  Иисусова молитва полный текст на русском

Правильно расстаться вам поможет понимание того, что каждый человек свободен и волен в своих поступках. Молитесь искренне и усердно, и Господь дарует вам успокоение и смирение.

Молитвы после расставания

Чтобы прошла боль от расставания, чтобы отпустить человека и простить его, существуют короткие молитвы-благословения. Они помогут избавиться от навязчивых мыслей, победить уныние, жалость к себе и нежелание жить.

»зменить шрифт
Слава тебе, Господи, достойное по делам моим приемлю!

Молясь о том, с кем мы расстались, вы приносите душевную пользу и тому человеку, и себе самому.

Вот что говорит протоиерей Максим Хижий на вопрос о том, кому и как молиться, чтобы забыть и отпустить человека:

«В таких случаях необходима исповедь или хотя бы личный разговор со священником. Надо все расставить на свои места: почему не суждено, почему расстались, где нагрешили. Словом, нужна «работа над ошибками». Поэтому уместно читать 50-й псалом, Покаянный канон Спасителю.»

Молитва, чтобы забывать бывшего мужа

Тяжело расставаться людям, которые считали себя женихом и невестой. Но еще сложнее, когда расстаются супружеские пары. Нет такой молитвы, чтобы забыть бывшего мужа. Этот человек оставил значительный след в вашей судьбе, и он навсегда останется в вашей памяти.

Но вы можете молиться о том, чтобы прошла ваша боль от утраты, чтобы вы снова обрели душевное спокойствие.

Молитва, чтобы забыть бывшую жену

Также как жена не сможет забыть бывшего мужа, так и муж не сможет вычеркнуть из памяти покинувшую его супругу. Молитесь о ней и о себе молитвой-благословением, и ваша боль со временем уйдет.

Для уменьшения же душевной боли необходимо читать утешительный Кондак с Икосами к Пресвятой Богородице:

В нуждах душеспасительная Управительнице, и в опасностях непостыдная Предстательнице, Ты, едина Богомати и непорочная, вонми молитве моей, – мне, вопиющему к Тебе скорбно: «Разгони печаль души моея».

1. Что мне будет дано, и что будет прибавлено, когда я с сердечным воплем должен просить оставления грехов? Ибо душу свою я осуетил прегрешениями, а плоть осквернил грехопадениями, приумножив лукавые деяния, жестокосердый я, как никто из земнородных, почему со стенанием вопию: «Богородице Пречистая, не презри мене, но скоро спаси мя, и освобождая от многих грехов, разгони печаль души моея».

2. Ты, гора Божия, усыренная5 в пресветлой чистоте Своей, как проповедует Давид (Пс. LХVII, 16), и Мати Господа моего, умилосердись, пощади, исцели меня, и от всякия нужды избави мя; ибо я, окаянный, зная теплое Твое предстательство, умоляю Тебя, да обрящу чрез Тебя умилостивление. Вонми, Чистая, молению моему, и, исполнив меня Своею благодатию, разгони печаль души моея.

3. Вознеси меня уничиженнаго, Ты, воздвигшая падшее древле прельщением древа естество человеческое, ибо я лишился райскаго делания, и обнажился от богатства добродетелей, бедностию души своей уподобившись блудному сыну. Посему Ты мне даруй благодать, просвещение, милость, радость; призри на худость раба Твоего, и всегда избавляя мя от искушений, разгони печаль души моея.

4. Возстави меня падшаго, Ты, поистине оживотворившая Еву, падшую клятвою снеди. Ибо объемлет меня пучина греховная, и потопляет море безумных страстей, меня, превзошедшаго беззаконием древний народ Содомский. Ибо Тебя единую я знаю, как сильное заступление пред Богом. Приими, Чистая, моление мое, и всегда разгоняй печаль души моея.

5. Просвети меня помраченнаго, Ты, прогнавшая древле тьму заблуждения Божественным рождением Твоим; ибо погасил я сияние света, не исткав себе хитона благих дел, весь покрытый срамотою, неблагодарный, мрачный и безобразный, я, оказавшийся таковым от безумнаго своего порыва и, подлинно, от негоднаго безстыдства своего. Виждь скорбь мою, Владычице, и очищая мои плотския страсти, разгони печаль души моея.

6. Простри мне руку помощи, Ты, спасшая до конца народы от бури коварнаго врага; ибо я утопаю в треволнениях страстей, и возмущаюсь порывом греховных прельщений. Но подай мне силу избегнуть скверных сетей врага, от тенет его всегда меня избавляя молитвами Твоими. Виждь срамоту мою, Владычице, и, скоро утишив бурю искушений, разгони печаль души моея.

7. Возвесели меня угнетеннаго скорбию, Ты, подающая Божественную радость миру; ибо враги меня притесняют; избави мя от языка льстива (Пс. CXIX, 2), и от злокозненнаго навета исхити мя. Не попусти умереть мне среди вихря лукавнующих; молитвами Своими избави мя от рова лжи и злословия; приими моление раба Твоего, – разгони печаль души моея.

8. Управи ум мой и нрав, Ты, рождшая Слово – Христа для обожения человеков; направи стопы моя (Пс. CXVIII, 133), и руководи впредь жизнию моею. Скоро избави мя от оскорблений, от угрозы и гнева, да похвалюся о Тебе, моей Предстательнице: укроти возмущение сердца, и исполнив меня Своей радости, разгони печаль души моея.

9. Умертви плотския мои страсти, Ты, убившая змия, непрестанно на нас враждующего; услыши меня в час моей молитвы, и в день нужды помози мне, всегда избавляя мя от мужа лукава, неправедна (Пс. CXVIII, 133); буди всегда мне Стеною, защищая во время искушения: ибо я прибегнул под покров Твой, и, дерзая (в уповании) на силу Твою, вопию: «Разгони печаль души моея».

10. Одожди мне росу здравия, Ты, исполняющая все нестерпимым светом и лучшею небесною славою; ибо сила моя ослабела, и согнили раны (Пс. XXXVII, 6) души моей; не презри воздыханий меня немощнаго и всегда прискорбнаго; прииди, поспешая с высоты; облегчи великую скорбь мою; источи на меня елей исцеления, и даруя мне от Себя жизнь, разгони печаль души моея.

11. Соделай здравым меня болящаго, дланию Своею изливая ныне на мя токи исцелений; воздвигни мя от одра скорби и, укрепляя мои ступни и колена (Деян. III, 7), сподоби укрепиться мне душею навсегда. Ибо Ты едина целительница болезней душевных и телесных; приими моление раба Твоего, усердно взывающаго с плачем: «Разгони печаль души моея».

Молитва, чтобы отпустить умершего

Тяжело, когда расставание происходит по вине одного из супругов, но еще тяжелее, когда любящих людей разлучает смерть, и уже нет надежды воссоединиться в этом мире.

Смерть близкого – это большое горе, но нельзя забывать, что в этом мире мы все находимся лишь временно. Нужно молиться о том, чтобы Господь простил новопреставленному все грехи, и взял человека в Царствие Свое, где вы встретитесь с ним после того, как завершите собственный земной путь.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.

Читайте так же:  Молитвы от избавления от сущности

Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего (или: душу рабы Твоея; о многих же: души раб Твоих), на Тя бо упование возложи (или о многих: возложиша), Творца и Зиждителя и Бога нашего. Слава, и ныне: Тебе и Стену и Пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение

Молитва, чтобы забыть предательство

Бог велел нам прощать наших обидчиков. И тех, кто предал нас, мы также должны простить ради спасения собственной души. Снова почувствовать радость жизни и забыть обиды поможет вам следующая молитва:

Заговор, чтобы разлюбить

Истинно верующие православные христиане не применяют заговоры. Ведь используя магию, к помощи привлекаются потусторонние силы, не имеющие отношения к Господу. Если вы не можете справиться со своими чувствами, молитесь Богу, Он не оставит вас и дарует душевный покой.

Заговор, чтобы не думать о человеке

Не стоит прибегать к заговору и в том случае, если вы не можете избавиться от мыслей о человеке, который бросил вас или не отвечает на ваши чувства. Только искренняя молитва способна творить чудеса и идет на пользу нашей душе. Просите Господа за себя и за того, кого вы хотите забыть. В скором времени вы обязательно найдете успокоение и избавитесь от всех обид и разрушительных навязчивых мыслей.

Видео «Что делать, когда болит душа»

Предлагаем вашему вниманию видео-повествование что же делать, когда болит душа, от Архимандрита Амвросия Юрасова, духовника Свято-Введенского женского монастыря г. Иваново:

Молитва с любовью поможет покойному

Автор статьи

Протоиерей Игорь Гагарин

К сожалению, в земной жизни любовь далеко не всегда торжествует, часто она бывает гонима, преследуема, а ненависти и зла зачастую больше в этой жизни. Но если, несмотря на все это, человек устоял в любви и сумел вырастить в себе любовь, тогда смерть является для него переходом в неизмеримо более прекрасное будущее.

Но если человек жил злобой, был проникнут эгоизмом, то он приходит туда, где эта злоба становится атмосферой, в которой ему придется пребывать вечно. И большинство из нас несвободны от этой злобы.

Если сейчас наша жизнь в наших с вами руках, то «там» в наших руках уже ничего не будет. Когда человек уже перешел грань смерти, от него уже ничего не зависит.

Если бы в этой ситуации человеку никак нельзя было бы помочь, это было бы очень печально. В этом отношении именно православное понимание демонстрирует больше оптимизма, чем другие конфессии. У нас есть молитвы за усопших – и Церковь бы не установила их, если не было возможности повлиять на то, что будет с человеком после его смерти. У умершего остается только одна надежда – на наши молитвы, которые многое могут. И поэтому очень важна молитва за наших близких. Мы все время молимся: наши «родительские субботы», наши поминовения усопших – конечно, в этом выражается вера Церкви в то, что можно повлиять на вечную жизнь человека уже после его ухода.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Я бы сказал, что молитва за них – это в какой-то степени продолжение их жизни. Я подаю милостыню, и мысленно обращаюсь к Господу: «Прими эту милостыню в память о конкретном человеке». Не звучит ни «я», ни «мне», а именно: «в память о человеке». Ведь он уже потерял возможность действовать, а мы даем ему эту возможность, совершая свои действия, свои добрые дела в память о нем. В таком случае, это доброе дело является добрым делом этого человека.

Молитва за какого-то человека может реально повлиять на его будущую жизнь. Но в какой степени? Если он был негодяем, допустим, совершенно недостойным человеком, безнравственным, а я начал за него писать записочки, ставить свечки, тем самым, спасая его из этой ситуации. И что же, он, несмотря на то, что негодяй, будет спасен?

Здесь не все так просто. Молитва молитве рознь. Дело не в том, как часто я поминаю этого человека, и не в том, какие суммы жертвую. Принципиально влияет лишь чувство, с каким я за него молюсь. Потому что молитва – это не слова или другие внешние формы, молитва – это чувства. Слова – только «одежда» молитвы, а поэтому не так важно, какие слова вы произносите во время молитвы, а важно именно – с каким чувством.

Простой пример: у жены был муж, который ей изменял, её бил, мучил детей, но с ним что-то случилось, и он умер. Жена в глубине души не чувствует никакой скорби и боли от потери, наоборот, она чувствует, что наконец освободилась от этой муки. Но при этом, она настоящая христианка и понимает, что надо молиться за человека. Она делает положенное – приходит в церковь, заказывает за него сорокоусты, отпевает его, регулярно посещает кладбище, ставит свечки. Но делает это не потому, что так велит её сердце, а потому, что это её супружеский долг.

Я думаю, что такая молитва, несмотря на всю её правильность, вряд ли будет иметь решающее значение для усопшего. Хотя, конечно, это хорошо, и это надо делать.

И другой пример. Человек был с очень серьезными недостатками, но есть на свете кто-то, кто его действительно любит – горюет о его смерти и с любовью о нем молится. Такая молитва может очень многое. Это может быть даже молитва ребенка. Ведь это значит, что человек хотя бы в одном сердце сумел пробудить любовь. А все знают, что Бог есть любовь, и присутствие в чем бы то ни было любви означает присутствие Бога. Так что, если хоть один человек на свете будет молиться не по долгу, а именно потому, что сердце его будет скорбеть, то значит, жизнь уже прожита не зря.

Поэтому, когда приходит ко мне женщина и со слезами говорит: «Батюшка, я молюсь за своего брата, а можно ли ему помочь? Он такой был непутевый, наркотики употреблял, и такой и матершинник был, и то, и другое и третье. Но мне его так жалко, ведь у него были все-таки хорошие черты, у меня так душа за него болит». Я всегда отвечаю, что «если у вас душа за него действительно болит, и вы его любите, значит, его положение не безнадежно». Это огромная сила, которая действительно может помочь.

Умерших нужно отпускать

Автор статьи

Рахимова Ирина Анатольевна

– Одни люди после смерти близкого человека быстро приходят в себя и возвращаются к нормальной жизни, другие мучаются месяцами и даже годами, доходят до физических болезней и психических нарушений. Является ли такое чрезмерное страдание нормальной реакцией на это событие?

– Когда человек теряет близкого, вполне естественно, что он страдает. Страдает по многим причинам. Это и скорбь по тому человеку, любимому, близкому, родному, с которым он расстался. Бывает, что жалость к себе душит того, кто потерял опору в человеке, ушедшему из жизни. Это может быть чувство вины из-за того, что человек не может отдать ему то, что хотел бы отдать или задолжал, потому что не считал нужным в свое время делать добро и любить.

Проблемы возникают тогда, когда мы не отпускаем человека. С нашей точки зрения смерть несправедлива, и очень часто многие люди даже бросают упрек Богу: «Как ты несправедлив, почему Ты отнял у меня его?» Но на самом деле, Бог призывает к себе человека именно в тот момент, когда он готов перейти в жизнь вечную. Очень часто бывает так, что человек не хочет отпустить близкого, не хочет мириться с тем, что его уже нет, что его не вернуть. Но смерть нужно принять, как данность, как факт. Его не вернуть, и всё тут. А человек начинает возвращаться обратно, к нему, понимаете? Это вещи из ряда вон выходящие, но они не так редко случаются. Совершенно бессознательно человек начинает горевать, и он хочет его как бы заместить. В нас так сильна тяга к смерти. Нам нужно тянуться к жизни, а мы, как это ни странно, тянемся к смерти. Когда мы цепляемся за человека умершего, мы хотим быть с ним. Но нам еще надо жить здесь, у нас есть задачи. Мы ему можем помочь только здесь, понимаете?

Читайте так же:  Молитва на удачу в экзамене в гаи

Неверующему человеку сложнее отпустить умершего, потому что он даже, может быть, не осознает, что ему так сложно расстаться с этим близким в силу того, что он не может его даже отдать Богу. А верующий человек привык всё возлагать на волю Божью, потому что встречи и расставания сопровождают человека всю жизнь.

В Библейской истории есть сюжет, который оказывает потрясающее терапевтическое воздействие на людей, столкнувшихся со стрессом, со смертью. Речь идет о нескольких жизненных фрагментах одного глубоко верующего человека по имени Иов. Всякий раз, потеряв что-то очень важное, а их было много значительных утрат, он повторял: «Бог дал, Бог взял» . В итоге, Бог видя в нем крепкую веру, возвращает все сполна. Эта притча о том, что преодолевая тоску по ушедшему, мы становимся стойкими и сильными. Человек, на самом деле, от самого рождения своего учится расставаться. Он учится быть вместе с другими, отождествляя себя с социумом. Но вместе с тем, всякий раз происходит процесс разотождествления, то есть отсоединения, расставания. Маленький человек учится расставаться со своей собственностью ещё в песочнице: «Моя лопатка, моя корзиночка». Отбирают – он плачет, ему очень тяжело расставаться со своим. А на самом деле ничего нашего на свете нет, понимаете? Ведь, что значит «моё»? Моё, оно ведь только до некоторой степени моё. В каждый момент нашей жизни мы должны быть готовы расстаться со всем, что мы считаем своим. С точки зрения психологии это такой вот феномен психической жизни человеческой, приобретение навыков к утрате.

Есть люди, которые замыкаются в себе и концентрируются на этой потере. Они в себе эти чувства как бы нагнетают, и не могут остановить поток страдательных эмоций. С детства мы привыкаем расставаться со скорбью. Кто-то зацикливается на этом: «Это моё, и всё тут!» Так велика притягательная сила этого эгоистического чувства. А более зрелый человек умеет расставаться без боли, без таких надрывов.

– Получается, что зрелый человек более спокойно воспринимает смерть?

– Он спокойно передает умершего в руки Того, Кто имеет большее на него право. Почему? Потому что зрелость определяется той силой духа, с которой мы воспринимаем все сложные обстоятельства жизни. Чтобы ни случалось, мы должны всё воспринимать равнодушно, равно-душно. Так Св. преп. Серафим Саровский говорил. Нужно, чтобы душа ко всему относилась равномерно, или, как бы, одинаково, и к скорбям, и к радостям. Это такое абсолютное спокойствие во всем, и на самом деле это очень трудно.

Восприятие утраты, скорби духовного и душевного человека отличается тем, что душевность сопряжена надрывом, эмоциональным изломом, страстностью, чувственностью. Напротив, духовное отношение ровное, в нем любовь помогающая, тихая. Вспоминаю, как умерла моя мама. Это было вообще неожиданное событие. Мы с ней попрощались, она уезжала в другой город, и на следующий день мне позвонили, что она приехала, легла спать и умерла. Ей было 63 года всего, я провожала здорового человека. Для меня это был шок. Потому что я потеряла любимого человека совершенно неожиданно. Но она умерла по-христиански, спокойно, так умереть каждый мечтает. Я слышала не раз: «Вот бы, лечь и умереть». Вот она приехала, легла в свою постель и умерла. И когда я пришла в церковь, встретила своего батюшку, – он тоже знал мою маму, – я ему рассказала, а он мне говорит: «Ты, самое главное, воспринимай эту смерть духовно».

Я тогда еще только воцерковлялась, и для меня эти вопросы жизни и смерти были, так скажем, малопонятны. Тогда я еще никого не хоронила из близких людей. Я всё думала, что же значит воспринимать духовно? Из литературы, в которой раскрывается тема отношения к смерти я поняла, что относиться духовно, значит- не скорбеть.

Если ты чего-то не смог дать этому человеку, ты чувствуешь вину. Часто очень люди зацикливаются и страдают от того, что они недодали что-то любимому человеку. Осталось нечто, что их начинает тревожить. «Почему я не додал? Почему не сделал? Ведь я бы мог», – и вот на этом они уходят в иные круги восприятия, уходят в депрессию.

Человек, в таком случае начинает пребывать в чувстве вины. А чувство вины не должно быть мазохистским, оно должно быть конструктивным. Конструктивный подход такой: «Я себя поймал на мысли, что я застреваю на чувстве вины. Нужно духовно разрешить эту проблему». Духовно – это значит, нужно сходить на исповедь и признать перед Богом свой грех перед этим человеком. Нужно сказать: «Я виноват в том, что я ему то-то и то-то недодал». Если мы в этом каемся, то человек это чувствует.

Например, я бы подошла к маме при ее жизни и сказала: «Мам, ты прости, я тебе того-то и того-то недодала». Не думаю, что мама меня не простит. Точно также этот вопрос я могу решить, даже если этого человека нет рядом со мной. Ведь у Бога нет мертвых, у Бога все живы. В Таинстве исповеди происходит освобождение.

– А зачем в церковь идти, если можно дома все рассказать Богу? Бог ведь и так всё слышит.

– Для неверующего человека можно начать хотя бы с этого, нужно признать свою вину. В психологической практике используются такие методы: письмо близкому, родному человеку. То есть, нужно написать письмо о том, что я был неправ, что я недостаточно уделял внимания, я тебя не любил, я тебе недодал чего-то. Можно начать с этого.

Кстати, очень часто в первый раз люди приходят в церковь именно в связи с этим обстоятельством, чьей-то смертью В первый раз человек может прийти в храм на похороны. А многие из них уже могут знать, что духовная дань – это на канон положить какие-то продукты, свечку поставить и помолиться за этого человека. Молитва – это связь между нами и ушедшим человеком.

Один из синонимов слова «кладбище» — «погост». «Погост» от слова погостить, ведь мы приезжаем сюда погостить. Погостили немножко, и вперед, на родину, ведь наша родина там.

В головах у нас всё перевернуто. Мы путаем, где наш дом. А ведь наш дом – это там, рядом с Богом. А сюда мы только лишь пришли погостить. Наверное, тот человек, который не хочет оставлять умершего, не осознает, что какое-то свое назначение здесь этот человек уже выполнил.

Почему мы не отпускаем наших близких? Потому что очень часто бываем привязаны к физическому. Мне, если говорить о своих чувствах, недоставало мамы: очень хотелось прижаться, прикоснуться к этому мягкому, родному человеку, вот именно не хватало рядышком её, не хватало физической близости. Но мы знаем, что этот человек продолжает жить, ведь душа человеческая бессмертна.

Читайте так же:  Молитва или заговор от пьянки

Когда умерла моя мама, я решила для себя вопрос духовного восприятия этого события, и мне удалось быстро восстановиться. Я признала, что я чего-то не сделала. Я покаялась, и попыталась реально сделать то, чего я не сделала в свое время маме. Я взяла и сделала это другому человеку. Еще помогает чтение Псалтыри, сорокоусты, ведь общение с родным человеком, даже если его нет рядом, не прекращается.

Другое дело, что нельзя уходить в диалог. Бывает иногда, люди даже заболевают психически, они начинают советоваться с умершим. В какой-то трудный момент можно попросить: «Мам, ну ты помоги мне, пожалуйста». Но это, когда очень трудно, а так лучше не беспокоить все-таки, молиться, молиться за близких. Когда мы делаем что-то для них, тогда мы помогаем им. Поэтому нужно делать все возможное, что в наших силах.

Когда я для себя решила эту проблему, и мне удалось быстро восстановиться, то однажды прихожу я к своей знакомой бабушке. И мама тоже была у нее в гостях когда-то пару раз. Где-то спустя сорок дней после смерти мамы, может быть, чуть больше, я прихожу навестить эту бабушку, а она начинает успокаивать меня, утешать. Она, наверное, думала, что я скорблю, переживаю сильно, а я ей говорю: «Вы знаете, меня не тяготит уже это. Я знаю, что маме там хорошо, и единственное, чего мне недостает – это того, что её нет рядом со мной физически, но я знаю, что она всегда рядом со мной». И вдруг, вижу, на столе у нее какая-то вазочка была, как у всех бабушек, с цветочками какими-то и ещё чем-то, и я, совершенно машинально, вытаскиваю оттуда бумажку. Вытаскиваю, а там маминым почерком написана молитва. Я говорю: «Вот видели! Она рядом со мной всегда. Даже сейчас она рядом со мной». Моя знакомая очень удивилась. Вот такая у нас связь, понимаете?

Надо отпускать, потому что, когда мы их не отпускаем, им тягостно, они тоже страдают. Потому что мы связаны, так же как здесь, на земле, когда не даем человеку свободы, тянем его, начинаем контролировать, звоним: «Ты где? А может быть там то? А может тебе плохо? А может быть тебе слишком хорошо?» По тому же самому принципу строятся наши отношения с усопшими близкими.

– Получается, что за сорок дней вы пришли в себя от кризиса, то есть сорок дней – это своего рода приемлемый срок. А какие сроки будут неприемлемыми?

– Если человек год скорбит и это затягивается и дальше, то конечно это неприемлемо. Максимум полгода, год, можно поболеть, так скажем, а больше — это уже симптом болезни. Значит, человек впал в депрессию.

– А если он просто не может выйти из этого состояния?

– Не помогает, значит пришла пора исповедать еще одну свою ошибку. Почему уныние входит в семь смертных грехов? Печалиться, унывать, нельзя, это малодушие, это болезнь духовная. Вера – это самое сильное и надежное лекарство.

– А есть ли какой-нибудь психологический способ себя подвигнуть к тому, чтобы сделать первый шаг? Ведь некоторое люди прямо так вот и думают: «Я по нему так долго скорблю, и таким образом я ему храню верность». Как это преодолеть?

– Обязательно нужно что-нибудь делать для усопшего. Прежде всего, молиться за него подавать записочки в храм. А дальше – больше, снова появятся силы. Путь из депрессии обязательно связан с какими-то действиями, хоть чуть-чуть, понемножечку. Можно просто хотя бы сказать: «Как же я люблю его, Господи! Помоги Ты ему, Господи!» – всё. «Я за него страдаю, я за него переживаю. Вот он ушел в никуда, но я знаю, что он там не один, что он с Тобой». Нужно хотя бы что-нибудь говорить, делать ради этого человека, но только не бездействовать.

Как «отпустить» душу погибшего мужа?

Здравствуйте! Подскажите мне, пожалуйста, что значит «отпустить» умершего? У меня погиб мой любимый муж, мой дорогой человек. Полгода прошло, плачу каждый день. Молитвы сейчас об упокоении его души читаю, наверное, действительно это помогает — легче становится. Но самой страшно, что ничего не радует в жизни. А еще мне все не верилось, что муж действительно погиб, думала, что это кошмарный сон, скоро проснусь. А теперь мне не верится, что было это счастье у меня в жизни — моя прошлая жизнь. Вы знаете, мы ведь каждый день счастливы были, осознавали это счастье, чувствовали его, проживали его, и говорили друг другу «спасибо». Время не лечит, и по-другому уже я себя без него ощущать не смогу.

Здравствуйте! Соболезную Вам в Вашем горе и надеюсь помочь Вам словом утешения. Можно подойти к этому вопросу с разных сторон, и поэтому я кратко, в виде тезисов изложу основные мысли и аргументы, которые позволят вам «отпустить умершего» и самой обрести смысл жизни. А дальше Вы можете глубже продумать то, о чем будет сказано. Буду отвечать вам, как христианке, и в начале напомню слова Спасителя Исуса Христа:

Исус сказал ей (Марфе, сестре Лазаря): Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир (Ин. 11:25-28).

Аминь, аминь говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Аминь, аминь говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5:24-25).

Аминь, аминь говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин. 6:47).

1. Мы рождаемся в этот мир от смертных родителей, рождаемся с плачем и скоро сталкиваемся с утратой близких и узнаем, что неминуемо настанет момент нашей смерти. Но, конечно, одно дело умереть своей смертью, а другое — уйти раньше времени, оставляя вдовой супругу, сиротами детей. Еще тяжелее родителям хоронить своих деток. Скорбь была бы неутешной, если бы за порогом смерти ничего не было.

Апостол Павел утешает нас: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Исус умер и воскрес, то и умерших в Исусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами» (1 Фес. 4:13-18).

2. Надо твердо веровать, что все происходит с нами по благому Божию Промыслу. Вам необходимо понять, что раз так случилось, то такова воля Божия относительно мужа, Вас и всех тех людей, с которыми он был связан родственными узами или просто общался. Мы видим только сегодняшний момент, а Бог просчитывает на далёкую перспективу. Мы не можем достоверно знать, почему это происходит. Но Господь хочет всем спастись (1 Тим. 2:4) и со временем очами веры мы увидим, что именно так должно было быть, это воля Господня.

Читайте так же:  Как помогают молитвы умершим

3. Мы меряем все происходящее с нами только мерками и ценностями этой земной жизни, ищем земного, заведомо временного счастья. Как будто бы мы жили на земле вечно. А Господь устраивает все, заботясь о вечной нашей участи. И перед лицом вечности и наследования Царствия Небесного лишение земных благ, утрата близких часто становится приобретением. «Почитающие несчастьем для отходящих от жизни …и тяжко скорбящие об отошедших от здешней жизни к жизни духовной и бестелесной, кажется мне, не обращают внимания на то, какова наша жизнь, но страдают недостатком большинства людей, кои, по какой-то неразумной привычке, свое настоящее, каково бы оно ни было, любят как благо…» (святитель Григорий Нисский).

4. У Бога нет мертвых, Он — Бог живых (Мф. 22:32), и ваш супруг перешел в вечность к Богу. «…Если бы надежды христиан ограничивались сею жизнью, то справедливо было бы признать прискорбным раннее разлучение с телом. Но если для живущих по Богу началом истинной жизни есть разрешение души от сих телесных уз, то для чего нам печалиться, как не имеющим упования? Итак, послушайся моего совета и не падай под тяжестью горя, но покажи, что ты выше его и не поддаешься ему» (святитель Василий Великий. Письмо 97(101)).

«По видимости ты верная, но стараешься подражать эллинам и уподобляться неверным. Ибо если несомненно веруешь, что по скончании настоящего века будет воскресение всех умерших, то почему плачем непрестанно и неутешно терзаешь себя?» (Преподобный Нил Синайский. Письмо 2.160).

Об умершем должна быть теплая память, а не долгая безутешная печаль. Он только опередил нас. Но он воскреснет в будущем веке. Переключитесь на то, что ему там хорошо. А когда молитесь, молитесь не для того, чтобы стало легче Вам, а о нем, чтобы стало легче ему.

5. Молитесь Богу не только за упокой души мужа. Молитесь ему и о своей душе тоже. Просите его дать Вам сил перенести постигшее вас горе, это искушение, эту скорбь. Просите мудрости и вразумления. Обратитесь к Спасителю Христу Богу, как и сам Он призывает нас: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30).

6. Вы прекрасно понимаете, что ваша неутешная печаль не угодна Богу. Христиане так сильно не должны скорбеть. Преподобный Феодор Студит пишет: «У нас все ино, не по-мирски. Так, когда случится смерть, здесь не бывает плача и воплей, как у животолюбивых, но в тишине совершается погребение почившего: ибо здесь ни жена не голосит, ни дети не кричат, ни родные не слагают плачевных песней, припоминая то одно, то другое, но и исход бывает с радостью, и вынос с благой надеждою; хотя и слезы бывают, по духовной любви к отшедшему: в чем ничего нет неуместного; так как и Господь плакал при гробе Лазаря, по свойству естества нашего (Ин. 11:35)».

Вера и христианские истины помогают естественной печали о смерти близких перемениться на утешающую и тихую христианскую радость. И будем надеяться, что милостью Божиею и наш разум озарится светом Истины, и мы сможем достойно званию христианина принять и свою смерть, и смерть наших близких.

7. Не угодна такая сильная печаль и вашему супругу. Ради него самого Вы должны не убиваться, а начать жить, посвятить жизнь какой-то высокой цели, делая добрые дела в память о муже.

8. Обратитесь искренне к Богу, принесите ему свою скорбь и свои силы, веру, таланты, жизнь. Приобретя Бога, Вы приобретете все. Не имея Бога, без Бога Вы не имеете ничего.

9. Прибегните к Богу с покаянием. Покаяние откроет вам глаза на все то, что было в вашей жизни. И поразмыслите, ведь если «радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся» (Лк. 15:7), то и мужу Вашему благочестие Ваше принесет радость.

10. Очевидно, что, безутешно скорбя об утрате мужа, вы ни ему не приносите пользы, ни себе, ни окружающим, ни Церкви, ни обществу. Но как обрести покой и силы для дальнейшей жизни? Это возможно, если только будет у вас настоящая цель, ради которой стоит жить и не страшно умирать. Это должно быть, что больше наших временных удовольствий и забот.

11. Люди тратят огромные деньги на памятники, а вы сделайте по-христиански скромную могилу. А в память об умершем жертвуйте на строительство и восстановление святых Божиих церквей. И вся Церковь будет молиться за вас.

12. Старайтесь больше читать, вдохновляться примерами святых и героев. Могу порекомендовать вам следующие святоотеческие творения:

Святое Евангелие и толкование на него святителя Иоанна Златоуста. Его же слова «К молодой вдове», «Об утешении при смерти»; святитель Григорий Нисский «Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную»; священномученик Киприан Карфагенский «Книга о смертности»; святитель Амвросий Медиоланский «О благе смерти»; преподобный Ефрем Сирин «Надгробные песнопения» и др. Не так давно мне в руки попала книга митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая «Там, где не видно Бога». В ней рассматриваются ситуации, когда человеку бросают вызов страдания и смерть, когда исчезает всякая надежда. Описываются драматические обстоятельства, в которые попадают родители, сталкиваясь со смертельной болезнью ребенка. Приводятся примеры людей, переживших трагедию смерти своих детей, и тех, кто преобразил ожидание собственной смерти в чаяние Царствия Божия.

Интересна повесть Клайва Стейплза Льюиса «Расторжение брака» (The great Divorce) — это аллегорическая повесть об аде и рае. Заглавие книги может ввести в заблуждение: на самом деле речь идет отнюдь не о разводе. Автор намекает на книгу английского художника и поэта Уильяма Блейка «Бракосочетание Неба и Ада» (1793). В ней утверждается, что Добро и Зло — только две стороны единого мира, что они необходимы друг другу, что они питаются друг от друга. В форме притчи-видения Льюис полемизирует с этой точкой зрения и показывает, что брак Добра и Зла невозможен.

Бог Вам в помощь, и простите меня, если я не справился с задачей. А в заключение приведу отрывок из слова святителя Иоанн Златоуста.

О разделе

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Молитва чтобы отпустить душу умершего
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here