Как на службе понять молитвы

Как на службе понять молитвы в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Как заканчивается служба в храме

Православные люди регулярно молятся дома и посещают службы в храме, совместно восхваляя Господа Иисуса Христа. Спасение христианину дарует церковь, поэтому не избегайте совместных служб.

В богослужении есть внутренняя логика, предполагающая начало и завершение действа в отведенное время. Необходимо узнавать концы православных служб, чтобы действовать в унисон с остальными прихожанами.

Молитва и ее значение в православии

Православная традиция наделяет молитву важной добродетелью — бесстрастностью. Перечитайте Евангелие, в котором звучит важная мысль Сына Божия. Эта мысль сводится к отстранению всего суетного на периферию человеческого сознания.

Во время чтения молитв из разума изгоняются:

Эмоциональные всплески мешают осознанности, четкому пониманию роли храма в нашей жизни. Подобную ошибку уже совершали коринфские христиане, пытавшиеся изливать чувства на нескольких языках и заниматься пророчествами. Этих людей призывал к благоразумию апостол Павел. Святой рекомендовал читать молитвенные тексты с умом, контролируя свои действия.

Значение молитв в православии очень велико. Хвалы Господу возносятся утром и вечером, совместно и поодиночке. Когда мы поем совместно с церковным хором или возносим благодарственные речи Отцу и Сыну, то очищаемся внутреннее, готовимся стойко переносить любые испытания. Обращали внимание, что диакон размеренно читает святые тексты? Подобное занятие не терпит суеты, чрезмерных восторгов или пролитий слез. Господь даровал вам разум, пользуйтесь им.

Совместные молитвы в храме

В храмах совместной молитве придается особое значение. Церковь — это не сборище одиноких верующих, это единый организм, действующий в общем духовном порыве. Совместная молитва — это инструмент единения с Богом, который незримо присутствует в любом храме.

Помните, что существуют церковные таинства, проводить которые может лишь священнослужитель. Чтением молитв подобные таинства не ограничиваются.

Общая молитва наиболее актуальна во время великих богослужений. Верующие поклоняются не только Иисусу Христу, но и Богородице, а также известным святым, внесшим существенный вклад в развитие христианства. Если кто-то из прихожан отвлекается от службы, остальные продолжают молиться. И в этом кроется сила коллективных песнопений Богородице и другим святым.

Вот основные моменты в церковных службах, на которые стоит обратить внимание:

  1. Восхваления Святому Духу возносят священник и диакон (второй выступает в роли помощника).
  2. Молитву произносят специально подготовленные люди — чтецы.
  3. Пение также присутствует в православной традиции.
  4. Если Богородицу славят не совсем понятными для вас словами — проявите терпение и внимательность. Вскоре смысл дойдет до вас.
  5. Подпевать хору не возбраняется, только старайтесь не мешать остальной пастве.
  6. Известен также мирянский чин — служба суточного круга (здесь участие священника не требуется).

Богослужебные молитвы

Существуют молитвенные действия двух типов. К первому относятся службы, проводимые внутри храмов только священнослужителями. Молитва, которую читают прихожане со своим пастырем, относится к числу совместных богослужений. Текст должен произноситься без ошибок, так что постарайтесь выучить его наизусть. Среди подобных молитв стоит отметить:

  • «Отче наш…»;
  • Символ Веры;
  • обращение к причастному стиху;
  • песнь о Воскресении Христовом;
  • возгласы на службах во время Пасхи.

К категории богослужебных молитв относятся тропари, стихиры и кондаки. Подобные тексты можно читать и в домашних условиях, но лучше делать это, присоединившись к верующим в храме.

А знаете ли вы, какими молитвами занимается только священник? Вот их перечень:

  • светильничные;
  • для осуществления треб либо таинств;
  • Ефрема Сирина;
  • Евхаристическая.

Значение служения в храме

Молиться Богородице можно и дома — тогда не придется ждать конца богослужения. Так почему же совместными молитвами интересуется столь огромное количество верующих людей?

Икона «Царь Славы».

Всё просто — Господь рассматривает Церковь как единый организм. Иисус и Богородица завещали нам любить ближних, а ближние собираются в храме. Православных христиан молитва сближает, настраивает на общий лад. Кроме того, совместные устремления позволяют сделать службу более эффективной.

Духовные наставники рекомендуют следить за временем, поскольку дьявол искушает нас иллюзиями «чрезмерной продолжительности» служб. В среднем, молитвами мы занимаемся не более 8-10 минут ежедневно. Кто-то славит Богородицу, кто-то — святого покровителя. Важно держать эти действия под контролем, даже если вы отправились на службу в церковь.

Вот еще несколько причин, по которым стоит находиться в храме:

  1. Чувство единения с Богом и другими людьми.
  2. Возможность пообщаться со священником и другими прихожанами (когда служба закончится).
  3. Близость к священным реликвиям.
  4. Приятная умиротворяющая атмосфера.

Порядок проведения богослужений

Совместная молитва в храме читается по распорядку, в строго отведенное время. Регламентирует службу церковный устав. В церквях и монастырях много молитв, и читаются они ежедневно.

День в храме условно делится на три части:

  1. Утренняя служба.
  2. Божественная литургия (основная часть).
  3. Вечернее богослужение (то, которое начинается в районе 18.00-19.00).

Стоит отметить, что четких хронологических границ на службах не существует. Всё зависит от текущего времени суток, а вот продолжительность мероприятия канонами не ограничивается. Поэтому не стоит интересоваться у прихожан концами богослужений — четких ответов вы не получите. Лучше подумайте о Богородице или жертве Иисуса, пострадавшего за наши грехи — вот кто действительно умел терпеть. Если же вы хотите представить приблизительные границы служб, то ориентируйтесь на полтора-два часа. В ряде случаев молитва может растянуться на три часа.

Попав в храм, вы должны различать службу годичную, седмичную и суточную. Во всех случаях священники читают молитву той же Богородице неоднократно. Суточные богослужения замыкаются в кольцо на протяжении суток, аналогичная картина повторяется с седмичными и годичными циклами. В ежедневных мероприятиях существует базовая основа, регламентированный порядок действий. Прочие ритуалы строго не оговариваются.

Интересуясь молитвами, обратите внимание на следующие детали:

  1. Суточный круг. События из биографии Спасителя соответствуют каждому часу цикла. Приближаясь к храму, вы должны хоть немного разбираться в жизненном пути Иисуса. Также стоит поинтересоваться Богородицей.
  2. Седмичный круг. Здесь Священная История связывается с определенными днями недели, и эта связь отражается на каждой прочитанной молитве.
  3. Годовой круг. Здесь стоит рассматривать не только жизнь самого Иисуса, но и биографии его сподвижников (апостолов), а также святых. Важная роль отводится и Богородице. Каждое событие связывается с конкретным днем года.
Читайте так же:  Молитва от снятия давления

Интересуясь православным храмом, учитывайте важную деталь — здесь существует понятие богослужебных суток.

Любую молитву начинают произносить вечером — такой порядок именуется вечерней службой. Следующий этап — утреня, после чего наступает время Божественной Литургии. В воскресные и праздничные дни все компоненты объединяются, и прихожане участвуют во всенощном бдении.

Особое внимание стоит уделить Литургии, в рамках которой проводится одно из ключевых православных таинств — Евхаристия. Тут молитвой дело не ограничивается, поскольку священник организует сложный ритуал, наполненный глубоким символизмом. Речь идет о Причащении. Верующие вкушают хлеб и вино — эти продукты ассоциируются с плотью и кровью Спасителя.

Евхаристия. Таинство причастия.

В Литургии можно выделить три главных компонента:

  1. Проскомидия (Святые Дары должны быть подготовлены к освящению).
  2. Литургия оглашенных (на данном этапе поются псалмы, люди славят Иисуса и Богородицу, озвучиваются выдержки из Писания, поминаются молитвами усопшие родственники).
  3. Литургия верных (Дары подвергаются освящению, происходит само таинство, верующие причащаются).

Молитвы для проведения службы

Важное место в Литургии занимает Евхаристическая молитва. Текст, именуемый анафорой, произносится священником над Дарами — делается это в пределах алтаря тайно. Современные храмы не позволяют полностью скрыть происходящее, поэтому некоторые возгласы служителя достигают ушей прихожан. В самом начале действа зажигается свет, а по окончании таинства свечи должны быть погашены.

Подготовка к Анафоре

Стоит отметить, что молитв в православии очень много, и перечислять их тексты можно до бесконечности. Верующие преклоняются перед Богородицей, апостолами и значимыми фигурами святых. Так, на всенощном бдении читаются следующие тексты (приведены лишь некоторые):

  • «Девятый час»;
  • «Малая вечерня»;
  • «Великая ектения»;
  • «Лития»;
  • «Благословение хлебов».

Есть свои особенности и в утренней молитве. Тут может восславляться Богородица, Иисус либо кто-то из апостолов, но существует определенный набор текстов, без которых не обойтись. Вот лишь некоторые примеры:

  • «Шестопсалмие»;
  • «Великая ектения»;
  • «Всякое дыхание»;
  • «Воскресение Христово»;
  • «Канон».

Помимо всего перечисленного в утренних службах участвуют стихиры и выдержки из тропаря. Ныне и присно будет существовать молитва «Окончание утрени», известная как «Великий отпуст». Помимо этого используются кондаки для первого молитвенного часа.

Чем завершается служба

После вечери, прославления Иисуса и Богородицы, в православных храмах отправляется повечерие. Суть этого мероприятия сводится к общественным молитвенным действиям, напоминающим пастве о сошествии Иисуса в ад. Здесь важно вспомнить, что человек освободился от власти Сатаны и теперь должен почитать Господа.

С наступлением полуночи начинается так называемая полуношница — третье богослужение суточного цикла. А вот утреня служится непосредственно перед рассветом и плавно перетекает в часы, коих насчитывается шесть. Все перечисленные процессы имеют строгую последовательность и собственные окончания. Чтобы разобраться в нюансах, посещайте церковь, читайте духовную литературу и разговаривайте со священниками.

Как проходит литургия в Православной Церкви

Служба начинается с чтения Часов – краткого богослужения, молитвенно освещающего определенное время суток (с шести часов утра до шести часов вечера). Пока чтец и прихожане молятся, священник совершает проскомидию. Это первая часть Литургии, состоящей из трех: Проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.

Часы прочитаны, начинается Литургия оглашенных. Свое название она получила потому, что на ней могли присутствовать не только члены Церкви, но и те, кто только готовился принять Крещение. С благословения иерея дьякон с амвона провозглашает начало службы. Священник гласом прославляет Святую Троицу, хор попеременно то левым, то правым хором (антифонно) поет псалмы, произносится Великия ектения (прощение у Бога милости и благ). По окончанию пения священник вместе с дьяконом , у которого в руках напрестольное Евангелие, выходят на амвон. Символическими действиями дьякон напоминает верующим, что сейчас они услышат святое Евангелие и поэтому должны стоять прямо (об этом напоминает возглас – «Премудрость, прости (прямо)). Так совершается Малый вход, обозначающий выход Иисуса Христа на проповедь – каждое обрядовое действие в Церкви глубоко символично и несет в себе глубокий смысл. После чтения Апостола и Евангелия совершается сугубая ектения, и это вторая возможность, когда можно помолиться за тех, кто нам дорог. Далее возносится ектения об оглашенных, и в древности, после этого все некрещеные удалялись из храмов. Сейчас же эта традиция не соблюдается.

Начинается Литургия верных. Дары с жертвенника переносятся на престол. Священник втайне молится, чтобы Господь сделал его достойным совершать это великое Таинство. В это время хор поет песнопение, которое называется Херувимская песнь. Потом священник, неся перед собой Святую Чашу, вместе с дьяконом выходит на амвон и произносит молитву о Патриархе, епископах и всех православных. После чего они совершают Великий вход в алтарь.

Раздается призыв возлюбить Святую Троицу, и верующие поют «Символ веры», которые напоминает о том, в чем состоит надежда и упование Церкви. Затем начинается «Святое Возношение». Верующие кланяются, благодарят Господа за все его блага и милость Его. Священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Своего Святого Духа на людей в церкви и на Предложенные Дары. Также возносятся молитвы, чтобы верующие укрепились в добре, чтобы Бог позволил им обращаться к Себе со своими нуждами. Вслух священник благословляют присутствующих, и начинается просительная ектения. Поется молитва «Отче наш» всеми присутствующими.

Диакон опоясывается орарем, возглашает «Вонмем», и завеса Царских Врат задергивается, тем самым напоминая о камне, который был привален ко Гробу Господню. Священник, поднимая Святой Агнец, возглашает «Святая – святым». Верующие отвечают : «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца», тем самым сознавая свое недостоинство.

Первыми причащаются священнослужители. Священник разламывает Агнец на четыре части: часть с надписью “IC” опускается в чашу, затем туда же наливается горячая вода (теплота). Другая часть с надписью “ХС” – для причастия священнослужителей, части с надписями “NI” и “КА” – для мирян.

Пока причащаются священнослужители, поется так называемый Запричастный канон. Наконец открываются Царские врата. Выходит священник с Чашей в руках, произносит особую молитву, причастники подходят, сложа руки крестообразно на груди и называя свое имя. После Причащения верующим дают запивку (вино, смешанное с горячей водой). Это нужно для того, чтобы во рту не остались частички Святых Даров. Священник заносит чашу в алтарь и опускает в нее частицы из принесенных просфор с молитвой, чтобы Господь омыл грехи всех, кто поминался на Литургии. Это последний раз, когда мы можем молитвенно помянуть своих сродников и братьев и сестер по вере. Совершается Отпуст, верующие подходят и целуют крест в руках священника. Желательно провести остаток дня благоговейно, храня полученную благодать и памятуя о Боге.

Читайте так же:  Молитвы в день Ангела Екатерины

Можно ли читать во время богослужений собственные молитвы?

Можно ли читать во время богослужений собственные молитвы?

Мир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Одна православная женщина задала следующий вопрос, который волнует многих людей, не понимающих слов молитв и песнопений богослужений:

«В одном из духовных журналов я прочитала, что не разрешается в церкви читать про себя собственных молитв, а также молитвы православные по книжкам отдельно от церковного пения, особенно на всенощной, когда так читается всё быстро и неразборчиво, что нельзя уловить смысла молитв. Когда я молюсь за литургией, которую хорошо знаю, то я могу не пользоваться другими молитвами, но за всенощной — иное дело. Я должна читать про себя хоть Иисусову молитву, что раньше мне и разрешал мой духовник: он мне говорил, что какой-то святитель (забыла имя) говорил, что «если вы в церкви не понимаете чтения, тогда нужно читать молитву Иисусову». Что же теперь? Я, значит, не могу ходить ко всенощной, если я не понимаю чтения? Раньше я читала другие молитвы, и мое внимание не разбивалось».

Отвечает архиепископ Аверкий (Таушев):

«В храме совершается общественное Богослужение. Это — общая молитва всех верующих, которые объединяются духовно в этой общей молитве об одном и том же — об общих своих нуждах духовных и телесных. Поэтому неправильно поступает тот, кто, приходя в храм на Богослужение, не желает участвовать в этой общей молитве, которая должна совершаться « едиными усты и единем сердцем», а молится сам по себе, отдельно от обще-церковной молитвы. Лишь в этом смысле и только в этом запрещается в православном храме молитва отдельная, своими особыми молитвами, по молитвенным книжкам, как это принято, например, у римо-католиков, которые не участвуют в общей церковной молитве, как мы, православные.

НО СЛЕДИТЬ ЗА БОГОСЛУЖЕНИЕМ ПО ТАК НАЗЫВАЕМОМУ «ВЕЛИКОМУ СБОРНИКУ» ИЛИ ПО ДРУГИМ БОГОСЛУЖЕБНЫМ ИЛИ МОЛИТВЕННЫМ КНИГАМ, СОДЕРЖАЩИМ В СЕБЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ, КОНЕЧНО, НИСКОЛЬКО НЕ ПРЕДОСУДИТЕЛЬНО, А, НАОБОРОТ, ПОХВАЛЬНО, ИБО МЫ И ДОЛЖНЫ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, ЧТО ЧИТАЕТСЯ И ПОЁТСЯ, И МОЛИТЬСЯ ТЕМИ ЖЕ СЛОВАМИ, КАКИМИ МОЛИТСЯ ВСЯ ЦЕРКОВЬ.

Тем более это естественно, когда чтение и пение бывает неразборчиво. Ведь мы, православные верующие, все должны сознательно участвовать в Богослужении, на что ясно указывает и наш Устав, когда говорит, что в ответ на возглас священника «МЫ» или «ЛЮДИЕ» отвечаем: «АМИНЬ» или «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ» и прочее, и петь в церкви, по ясному смыслу уставных указаний, как и по самой идее нашего Богослужения, являющегося «общим делом», должен, собственно говоря, не хор, как что-то совершенно отдельное от молящихся, а все молящиеся.

Итак, должно быть ясно, что чтение по молитвенникам своих особых молитв во время Богослужения это — одно, а следить за ходом Богослужения по богослужебному тексту это — совсем другое. И насколько первое — предосудительно, настолько второе заслуживает только одобрения и поощрения.

Читать при неразборчивом чтении и пении Иисусову молитву вполне допустимо, тем более, что по уставу этой молитвой можно даже заменять все виды суточного Богослужения, как это указано в Следованной Псалтири. Само собою, должно быть понятно, что лучше творить про себя Иисусову молитву, чем, не понимая и не разбирая того, что читается и поётся на клиросе, позволять уму своему блуждать невесть где. Ум, ничем не занятый, естественно предаётся рассеянности, и вот это уже будет несомненный тяжкий грех».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как правильно и как неправильно молиться

12 правил протоиерея Павла Великанова

На вопрос читателя отвечает протоиерей Павел Великанов – настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, главный редактор портала
Богослов.ru

1. У хорошей молитвы всегда надежный первоисточник

В большинстве молитвословов находятся молитвы, написанные святыми людьми и проверенные многовековым опытом практики церковной жизни. Эти молитвы помогают настроить душу на верную тональность общения с Господом Богом и святыми. Но часто люди ищут «простых» и «доступных» молитв, через которые рассчитывают решить какие-то личные проблемы.

Немалая часть молитв, нацеленных на удовлетворение тех или иных практических нужд — например, о рождении детей, о замужестве, об успехе на работе, — была написана именно в ответ на такой запрос. Совершенно неочевидно, что авторы этих молитв — святые, духовно опытные люди. Едва ли не все «проверенные опытом» молитвы имеют автора. А в последнее время «анонимных» молитв, составленных непонятно кем и непонятно где, написанных зачастую с грубейшими догматическими ошибками и с неправильными нравственными, духовными установками, становится все больше.

На книгах, в которых печатаются молитвословия, должен стоять гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Этим грифом сама Церковь гарантирует, что содержание молитв соответствует традиции духовной жизни православной Церкви. Можно также встретить книги с грифом «Допущено к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Такой гриф означает, что ничего, нарушающего внутренний мир человека или противоречащего христианскому вероучению, в этом молитвослове не будет, но при этом в нем можно встретить молитвы, которые не имеют общецерковного признания.

Молитвы, найденные в Интернете, обязательно проверяйте по печатным изданиям, в которых есть эти грифы. Есть множество сайтов, распространяющих молитвы весьма сомнительного содержания.

2. Не стоит увлекаться поиском новых молитв

Важно помнить, что самая главная и самая нужная молитва христианина — евхаристическая (то есть центральная и наиболее важная часть Литургии, во время которой совершается таинство Божественной Евхаристии). Это не выпрашивание у Бога каких-то благ для себя и для своих близких. Это соучастие в становлении Царства Божия здесь и сейчас — что и происходит, когда мы служим Литургию, когда причащаемся, когда становимся способными вместить в себя огонь Божества и нести его окружающему нас миру. Человек, который любит и понимает службу, не будет заниматься поиском или придумыванием каких-то новых молитв, чтобы удовлетворить какую-нибудь свою конкретную просьбу, потому что все то, о чем человек может просить у Бога, — и даже больше — есть в наших богослужениях.

Читайте так же:  Молитва об усопшем до 40 дней мамы

3. Совместную молитву стремитесь совершать в стенах храма

Совместные молитвы, или так называемые молитвы по соглашению, вне стен храма возможны и желательны в двух случаях: первое, если это молитва «малой Церкви», семьи, и второе — если по тем или иным причинам нет возможности помолиться в храме (болезни, дальние расстояния и прочее). Если же люди без серьезных оснований, без благословения священника собираются у кого-то на квартире или договариваются читать молитвы в одно и то же время, возникает вопрос: почему нельзя сделать это в храме, во главе со священником?

Важно понимать: в прямом смысле слова по соглашению мы молимся, когда приходим в храм на службу. Мы собираемся «в церковь» (1 Кор 11:18) — и через совместную молитву, участие в Литургии, становимся евхаристической общиной. Не стоит также забывать, что кроме главной, литургической, молитвы, в храмах совершаются молебны, акафисты, панихиды и другие богослужения, которыми тоже не стоит пренебрегать.

4. Результат молитвы — смирение и послушание, а не самодовольство и эгоизм

По своей природе молитва должна приближать человека к Богу. Что это значит? Бог Свят. Соответственно, приближение к Богу — это и есть приближение к святости. Плод настоящей, правильной молитвы будет выражаться в появлении двух вещей. Первая — желание слушаться Бога, то есть послушание. Вторая — смирение, то есть понимание своего бессилия в деле спасения, и острая потребность помощи Божией во всех иных делах. Смирение — это не самоуничижение, не удовольствие от того, что ты чувствуешь себя всегда и во всем виноватым. Это устремленность от себя к Богу и предание себя в руки Божии с тем, чтобы Он пришел и начал управлять твоей жизнью так, как Он считает нужным.

Если человек в результате своего моления становится самодовольным, эгоистичным и в нем не разрушается кокон самодостаточности — это неправильная, ложная молитва.

5. В молитве не может быть самовозбуждения

Если во время молитвы мы впадаем в излишнюю эмоциональность, слезливость, состояние умиленности, «душевности» — вполне возможно, что мы на прямом пути к тому, что в Православии называется «прелестью» — состоянию духовного «короткого замыкания» на самом себе, само­обольщению. В таком состоянии может показаться, что, раз молитва так нас умиляет, значит, мы уже духовно исцелены и близки к святости. К подобным искажениям человека нередко подталкивает дьявол — чтобы лишить спасительного плода правильной молитвы. Конечно, в молитве случаются и особые, возвышенные состояния — когда сердца человека касается Божественная благодать, — но эти состояния не могут быть «спрогнозированы» или тем более достигнуты искусственным путем самовозбуждения.

6. Молитва не должна приводить человека в состояние экстаза

Не стоит объяснять, что «танцы с бубнами» во время чтения молитв недопустимы. Важнее будет сказать о том, что нельзя заниматься механическим, постоянным, бессмысленным повторением какой-то молитвы, без понимания ее содержания, без покаянного чувства, подобно чтению мантр или заклинаний — до тех пор, пока не наступит состояние экстаза, измененного сознания.

7. Молиться лучше перед святыми иконами

Возможно, не все знают — но в духовной традиции Православной Церкви не принято молиться с закрытыми глазами — если только в этом нет какой-то особой необходимости. Ум не терпит без-образности. Когда мы ни на что не смотрим, наш ум начинает создавать различные образы и представления. В каких-то случаях это может быть даже очень приятно — но если мы таким образом молимся, мы легко можем увлечься, и тогда наша молитва уйдет в мечтательную, фантазийную область. Именно поэтому существуют святые иконы, взирая на которые, мы направляем нашу мысль к Тому, к Кому мы и обращаемся.

8. У молитвы должен быть адресат

Такими с позволения сказать «адресатами» могут быть Господь Бог, в Святой Троице прославляемый, Пречистая Богородица, святые и небесные силы бесплотные. Никакие другие «адресаты» в молитве христианина недопустимы. К примеру, мы не молимся самим усопшим — мы молимся Господу Богу об их упокоении. Мы не можем обращаться к «матушке сырой земле», к голубому небу, зеленой травке, огню — и всему тому, что можно встретить в языческом ритуале. Даже если вы читаете молитвы с людьми вроде бы церковными, православными, но встречаете нечто подобное — необходимо остановиться и указать на недопустимость этого. К христианству такие «молитвы» не имеют никакого отношения.

9. Молитва не может ставить условий Богу

Молитва — это возможность словесного общения с Богом, которая есть только у человека. Да, все творение славит своего Творца, но лишь человеку дана исключительная возможность обращаться к Богу разумным словом. Молитва — это, прежде всего, общение между человеком и Богом. Но если в молитве человек начинает ставить условия Господу Богу — в ней будет больше языческого магизма, нежели христианского страха Божия и благоговения.

10. В молитве не может быть радости за чужие беды

Основных тональностей молитв — три. Это благодарение или прославление, прошение и покаяние. Всё, что выходит за пределы этого, всё, что является результатом страстного, гневного или обиженного состояния человека — совершенно недопустимо в молитве христианина. К примеру — желание отмщения, проклятия или просьба о том, чтобы Бог наказал какого-то человека, злорадство, ложная благодарность Богу за то, что послал человеку то или иное несчастье и другое подобное.

11. Молитва не должна быть формальной

Нельзя вычитывать святые слова абы как, ради того, чтобы поставить галочку: «я отчитался». Если молиться не хочется, если кажется, что на это нет времени, сил, возможности — в таком случае лучше не вычитать полного правила, лучше уделить молитве меньше времени — но обратиться к Богу искренне, как следует. Однако отмечу, что сокращение молитв не должно становиться правилом.

Читайте так же:  Православие молитва флору и лавру

Святые отцы говорили так: Бог не услышит те молитвы, которые мы сами не слышим. Понятно, что Господь знает все наши прошения еще до того, как мы начнем молиться — но если мы невнимательны, если мы безразлично вычитываем молитвы, просто чтобы выполнить некий обряд, некую формальность — разумеется, ценность наших слов близка к нулю.

12. Молитва не может быть бессмысленной

Прежде чем обратиться к Богу или к святым, мы должны хотя бы немножко подготовиться, поразмышлять о том, к кому мы направляем наши прошения и в чем их суть. Часто люди с многолетним опытом пребывания в Церкви настолько привыкают к молитве, что начинают читать ее автоматически. А от повторения слов, смысл которых абсолютно не понятен или «замылен» их привычностью, молитва сильной не станет. Молитва — это не магическое заклинание, которое само по себе обладает особой силой. Она не может быть бессмысленной, бездумной. Апостол Павел говорит: Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом (1 Кор 14:15). Необходимо стараться заключать ум в слова молитвы.

На заставке фрагмент фото Фото Ruud Hilgeman

В храме молится священник, а не я. Есть ли смысл ходить на службу? — отвечает протоиерей Павел Великанов

Неожиданный вопрос появился у читателя «Фомы» после статьи о том, почему молитвы лучше произносить самому, чем слушать их в наушниках.

«А как же в храме, на службе? Ведь там мы молитвы не читаем, а слушаем. Получается, это полезно только священникам?» — спрашивает читатель.

Ищем ответ вместе с протоиереем Павлом Великановым, кандидатом богословия, завкафедрой богословия МДА, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде.

Действительно, и все молитвы, и Библию можно прочесть дома. Зачем же тогда ходить в храм? Ответ прост: чтобы оказаться в другом пространстве, где все имеет причастность к божественному свету.

Когда священник Павел Флоренский сказал, что единственный критерий церковности — это красота, он был ближе всего к определению той силы, которая подталкивает нас к переживанию божественного. И в храм человек приходит именно для того, чтобы наиболее остро пережить присутствие божественного и в своей жизни, и в жизни всех людей, о которых он молится.

Не может быть, чтобы он пришел в храм, ничего не понял и ушел глубоко разочарованным со словами: «Какая-то ерунда». Почему? Да потому что богослужение не лекция и не урок, где повторяют заученные наизусть слова. Это опыт живого присутствия в чем-то абсолютно ином и безупречно красивом.

Но зачем тогда нужны слова храмовых молитв? Да для того, чтобы нас определенным образом настроить. У нас есть способность воспринимать определенные посылы, выраженные посредством слова, звука, изображения, запаха. Все наши органы чувств — двери, через которые до нас доносятся смыслы.

Эти смыслы заложены и в архитектуре храма, и в иконописи, и в самой структуре богослужения. И когда человек находится в храме осознанно, он становится не просто «потребителем» тех смыслов, что его окружают, — он становится соучастником и сотворцом. Тогда и начинается то самое соработничество человека и Бога, для которого человеку дарованы разум, свободная воля, способность любить, чувствовать, переживать.

И максимальный результат от службы, от молитвы можно получить тогда, когда вы не просто впитываете всеми органами чувств то, что происходит в храме, а когда вы включаетесь в это.

Именно для такого включения, для соработничества и нужны храмовые молитвы. Но к большому сожалению, понимание этой их роли у нас часто отсутствует.

Не так давно у меня была очень эмоциональная дискуссия с нашими прихожанами. На Светлой седмице кто-то задал вопрос: «А можно ли на Пасху освящать мясо?» И я с ужасом понял, что все, кто приходили в Великую Субботу освящать куличи, не слышали слов молитв. Ведь молитва, которую мы читаем над куличом, вообще-то читается на освящение пасхального агнца, то есть барашка. Но прихожанам, оказывается, все равно. И если бы батюшка вместо этого прочитал молитву на освящение, например, соли, многие бы и не заметили и довольные пошли бы домой!

Я был в шоке, ведь это те самые прихожане, которые регулярно ходят в храм и каждый день читают молитвы… Но почти никто из них, оказывается, даже не задумывается, в чем их смысл.

У нас началось обсуждение и возник вопрос: а как понимать молитвы на непонятном языке? Но 70, 80, а может и 90 процентов слов и выражений молитв вполне понятны. Проблема в том, что у многих наших прихожан и мысли нет вслушиваться в те слова, которые читает священник. С их точки зрения, придя в храм, надо впасть в состояние интеллектуального ступора. А в таком состоянии уже не имеет значения, что там читается, что поется: раз читается и поется, значит, это полезно для души.

Происходит обессмысливание того, ради чего огромное число святых ученых мужей писали тексты, разрабатывали богословские системы и превращали все это в стройное, красивое, глубокое и интересное православное богослужение. И все ограничивается ритуальным присутствием: «Ты был в храме?» — «Был!» Получи галочку. «А сегодня в храм не ходил? Какое безобразие!»

А чтобы быть соработником, нужно знать, что именно происходит в каждый конкретный момент богослужения и слышать это. Ведь когда священник читает молитвы, он читает их не от своего лица, а от всех присутствующих в храме. И тут важно ощущать сонастроенность. Обычно она особенно чувствуется на богослужениях Страстной и Пасхальной седмиц, когда всех объединяет общий дух, единый порыв.

Но абсолютно то же самое должно происходить на каждом богослужении. Почему же мы в него не включаемся? Да потому, что мы не научились чувствовать свою личную ответственность за то, что происходит в храме. Пришел в церковь, написал записочку, поставил свечку, отдал денежку, стоишь, слушаешь, потом причащаешься.

А раз большая часть прихожан просто стоит наедине со своими мыслями, значит, собрание верующих в нашем храме не является общиной. Это собрание эгоистов — людей, пришедших со своими проблемами, чтобы с помощью Церкви их решить, а богослужение для них всего лишь фон. Сервис, который обслуживает индивидуальный трамплин для индивидуального взлета к индивидуальному Господу Богу. И это еще одна огромная проблема. Ведь такое собрание не являет собой единого Тела Христова, поскольку между людьми в нем нет практически никакой связи, они даже не знают друг друга: каждый просто вливается в общий поток и растворяется в нем.

Читайте так же:  Молитва для ученика сдающего экзамен

Но к литургии это не имеет никакого отношения. Это типичное языческое сознание, когда божественный мир воспримется не как желанная цель, а как некий инструмент, благодаря которому можно решать проблемы или получать блага.

Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы — сегодня для многих это просто красивые слова. А ведь для древних христиан это было свидетельством того, что они действительно любят друг друга. И таинство Причастия не даст вам ощущения божественной благодати, если в вашем сердце не будет такой же любви.

Чтобы понять различие между соборной и личной молитвой, представьте себе большую семью из десяти человек, члены которой хотят непременно устроить семейный обед. Зачем? Ведь гораздо комфортнее поесть тогда, когда каждому удобно, и не ждать, пока соберутся все. Но они почему-то все равно хотя бы иногда стараются собраться вместе за общим столом. Вот так и с частной и общей молитвой: когда мы собираемся на общую молитву, мы чувствуем единство, которое невозможно ощутить в одиночку.

В соборной молитве мы по-иному сонастраиваемся и молимся не только о самих себе, но и об этих людях, с которыми мы связаны, которых любим. Да, у каждого своя проблема, но приходим мы все же именно ради этого единства — ведь мы не знаем, через кого Господь подаст нам руку помощи.

Здесь важен еще один момент: мы начинаем молиться тогда, когда перестаем осуждать. Если мы стоим на службе и думаем, сколько стоит облачение священника или почему в храме собирают пожертвования, от такой нашей «молитвы» не будет никакого толка. А вот когда человек учится смотреть вокруг глазами Божьими, то даже в самом отъявленном грешнике увидит человека, который тоже страдает. Только через это он сможет настроиться на молитвенный лад.

Самый простой способ преодолеть отстраненность и усталость от молитвы — смотреть на нее как на возможность устранить внутренний разлад и уловить правильную тональность отношений между вами и Богом. Церковная молитва позволяет приобщиться к пространству, в котором божественное переживается более остро, более реально.

Каждое богослужение — это событие. Поэтому в храмах всегда будет живая молитва пусть и плохо поющей бабушки, а не запись лучшего церковного хора. Главное здесь — присутствие. Настоящая молитва рождает в нас благостное, радостное ощущение близости и присутствия Бога именно здесь и сейчас.

P.S. Если у вас действительно есть желание разобраться в том, что такое соборная храмовая молитва, в чем смысл и красота церковных богослужений, если вы хотите перестать себя чувствовать на этих богослужениях чужими,

то посоветовал бы следующее:

Первое: подружиться с церковным календарем. Приходя в храм, вы будете понимать, чему посвящена сегодняшняя служба. Там же вы найдете указания на чтения из Евангелия, посланий апостолов, паремии — отрывки из Ветхого Завета.

Второе: совсем дерзкий совет — собрать вокруг себя группу людей, которые тоже интересуются качеством участия в богослужении. При некоторых храмах действуют Библейские группы или кружки — почему бы не появиться таким же, но о богослужении? Это необязательно должно быть с участием священника: ведь сегодня информация по литургической тематике вполне доступна, и любой разумный желающий сможет подготовить краткое сообщение по теме, важной для членов группы.

Для этого можно прочитать соответствующую литературу. Например, книги «Основы православия» протоиерея Фомы Хопко и «Православная Церковь» митрополита Каллиста (Уэра) дадут вам определенную базу, а книга «Евхаристия. Таинство Царства» протопресвитера Александра Шмемана поможет найти ответы на оставшиеся вопросы. А тем, кто хочет разобраться и понимать слова молитв, советую приобрести православный молитвослов на русском языке с поэтическим переложением канонических текстов.

Третье: не стесняться достать во время богослужения смартфон или планшет и по нему следить за ходом богослужения. Конечно, это хорошо работает именно на начальном этапе, когда важно преодолеть психологический барьер «непонятности» службы. Можно привести такое сравнение: пока юный пианист учится, он многократно играет гаммы — и это очень важно. Но это ещё вовсе не музыка. Так и молитва «по планшету» — это все же «предварение» настоящей молитвы, пусть и очень важный этап, но его надо пройти и двигаться дальше.

Четвертое:не бояться присматриваться к тому, как ведут себя во время службы окружающие. Ведь определённая «интерактивность» в службе по сей день осталась: люди преклоняют головы в определенные моменты службы, подходят под благословение или для помазания освященным елеем, вместе поют некоторые песнопения. Всё это способствует большей включенности каждого молящегося в общее дело — литургию или любое другое богослужение.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Пятое: и, конечно же, самое действенное, собирающее стоящих в храме в духовное единство, — это общее пение на протяжении всего богослужения. Например, у нас на подворье благодаря наличию двух храмов есть возможность одновременно служить в одном храме с профессиональным хором, а в другом — только с «народным» хором, в котором может участвовать каждый. Но я хорошо понимаю, что такая возможность есть далеко не у всех. Можно, например, выделить для такого пения субботнюю литургию или какой-то другой день — и через это постепенно развивать любовь к осознанному участию в богослужении и у всех остальных прихожан!

Как на службе понять молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here