История о молитве

История о молитве в полной и расширенной версии, специально для Вас.

О молитве

Архимандрит Серафим (Розенберг)

Докучать надо молитвами Господу и святым Его.

В молитве своей поведай Всецарю прошение твое. Принеси Богу в молитве исповедывание грехов, сокрушение, проси Его о милости. Искренне благодари в ней Бога за благодеяния, прославляй совершенства Божии.

Собираясь произнести слово молитвы, — затаи над каждым дыхание. Молитва — дыхание духа. Через нее — сердечное умиление.

Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Господу: чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией и прочее.

Сердце надо принести Богу в молитве, и Он не даст тебе поколебаться. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику (Пс 54, 23). Слова таких твоих молитв — как бисер многоценный (как драгоценный жемчуг) для Бога.

Молитва — непобедимая победа. Молитва же без надежды грешна.

Настоящий молитвенник око ума выну имея протяженно к Богу, зрит «умными очесы» Бога.

Молитва — непрестанное обращение ума к Господу в сердце. Сила Иисусовой молитвы — от веры и глубокого с Ним сочетания сердца и ума. При молитве Иисусовой ум заключай в сердце.

Не давай уму быть праздным — молись. Ум, властвуй над помыслами. В молитве и добрые мысли отгоняй, не внимай им — тать прячется под ними, чтобы отвлечь тебя. Перекрести уста — если враг не дает молитву выговорить.

Следует молиться, не внимая бесовским помыслам.

Не ленись и не малодушествуй; но прежде чем заснешь, многие сотвори молитвы в сердце своем и противостой помыслам и покушениям диавола водить тебя по воле своей — да восприимет тебя Бог. Сколько сил есть — заботься о том, чтобы засыпать с псалмами (слова для молитв часто берутся из Священного Писания, Псалтири) в устах и умным поучением, и никак не позволяй по нерадению уму своему принимать чуждые помыслы, но с какими помышлениями молился ты, в тех поучаясь — склонись и на одр, чтобы и ко­гда будешь спать, они прибывали в тебе, и когда пробудишься, собеседовали с тобою. Проговаривай также и святый Символ православной веры прежде чем заснешь; ибо православствовать о Боге есть источник и охрана всех благ.

Бог вездесущий есть и в нас. Потому‑то необходимы страх Божий, отрешение земных благ, чистота совести. Господь близ и внимает тебе, молитве твоей, Он — ближе воздуха.

Нудь себя на молитву, молись о ней.

Я здесь, Господи! Лица Твоего, Господи, взыщу! Продли, Господи, лета жизни моея, да потружусь во Спасение, да не в погибель умру, яко заслужил ад душе своей, да потерплю Тя, поборюсь — с Твоею помощью — во очищение себя от страстей мерзких и постыдных, по милости Твоей великой.

Молись за всех от сердца. Порой забывай себя. Спаси их всех, Господи!

И за еретиков молись — не покаются ли как‑нибудь. Но их самих бегай, с ними не разговаривай — отрежь.

Кто всем сердцем желает обратиться к Богу, того Сам Бог научит, как молиться.

Но молись — даже и тогда, если, кроме трудов, не видишь утешения в ней, прилежно, усердно. Легко молиться в несчастии — не упусти такого случая. Молитва есть беседа с Богом. Одна опора у нас — милость Божия. Предстой в молитве Страшному Суду. Помни сказанное: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей: и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс 142, 1 – 2). И еще: Помяни убо, откуду спал еси, и покайся, и первая дела сотвори; аще же ни, гряду тебе скоро и двигну светильник твой от места своего, аще не покаешися (Откр 2, 5). И слово Апостола: Или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его

(Рим 2, 4 – 6). Добрые же наши дела немногие перемешаны в нас с грехом.

Господь Крестом совершил наше Спасение. У Него сила и власть. Я же нищ. Я — непотребен и безответен пред Богом. Чувствующий свою внутреннюю бедность не престанет молиться. Я — бесплодная смоковница, достойная посечения. Помилуешь — буди благословен — слава милосердию Твоему! Накажешь — буди благословен — слава правосудию Твоему. Слава Тебе, Господи, за всё!

Молись терпеливо, и дастся тебе. Вспомни евангельскую притчу о вдовице и судие неправедном (см. Лк 18, 1 – 8).

Слепый звал: сыне Давидов, помилуй мя (хоть слеп был — звал как мог). Господь внял его молитве — нищего и слепого — просветил очи его, и бывший слепец по Иисусе иде (Мк 10, 52), славя Бога (познав Его как Господа — «познал Его быти Бога»).

В молитве следует хранить ум безвидным; не давать воли воображению; быть в присутствии Божием, предстоять Господу — но не воображать Господа. Внимать всецело словам молитв — умом, чтобы ум погружался, заключался и вмещался (чуждый всякого мечтания) в словах молитвы, — причем сердце обыкновенно сочув­ствует уму душеспасительным чувством печали о грехах. Здесь следует избегать самочиния. Нужно отвергать все образы, рисующиеся в способности воображения, потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Те, которые в молитве не видят ничего, — как раз и видят Бога.

На православных иконах — лик темен, бесстрастен чертами; здесь и есть образ немечтательной молитвы.

Видения не принимай — как недостойный; пребудь в сознании своего ничтожества; враг преобразуется даже и в Ангела света; скажи ему с мужеством: «Возвратись, окаянный, во тьму свою; как недостойному — мне не подобают видения и откровения. Одно мне нужно — безмерное благоутробие Господа моего Иисуса Христа, молитвы и заступления Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Святых».

Читайте так же:  Молитва за здравие больного человека самая

Несколько историй о молитве

Каждый человек на Пути к Богу подобен путешественнику, который отправился в неизведанные земли, про которые лишь слышал или читал где-то. Каждому здесь суждено стать первооткрывателем и совершить множество удивительных открытий, получив свой собственный опыт. Одним из таких открытий является молитва и её возможности. Обратиться со своей необходимостью к Бесконечной Силе, которая созидает мириады миров и. получить ответ. Выглядит невероятно, но вся красота в том, что такая возможность существовала у каждого человека с начала времён и существует по сей день. Это – одно из проявлений Милости Бога по отношению к людям.

Я бы хотел напомнить об этой возможности, поделившись опытом и рассказав несколько историй, случившихся со мной в 2016-м году. Речь пойдёт не о ритуальной молитве, а о личной, сформулированной своими словами. О молитве, в которой мы выражаем Богу свою искреннюю необходимость.

Духовная жажда

Жертва

Я начал молиться два-три раза в месяц, и все эти молитвы были исключительно о духовном и возвышенном. Один раз я просил Бога забрать у меня всё, что мешает мне на пути к Нему, и в какой-то момент начал представлять то, чем готов пожертвовать. В итоге, в ходе молитвы, я пришёл к тому, что самое ценное, что у меня есть – это жизнь. В порыве страсти, её я и предложил Богу. Следующие два дня прошли в ожидании смерти. Я думал, что Бог в любой момент может забрать мою жизнь (я ведь сам её предложил Ему в качестве жертвы), поэтому прожил их как последние. На третий день я был по-прежнему жив. Вместе с чувством облегчения, пришло сопротивление Мастеру и практикам, а любые книги на духовные темы вызывали неприятие. Проходив в этом сопротивлении две недели, я начал всерьёз беспокоиться о том, что могу потерять Путь. Когда я рассказал Мастеру об этой молитве и её последствиях, он помог мне понять, что причина всему – страх смерти. Было очень наивно с моей стороны полагать, что я не боюсь смерти, предлагая свою жизнь Богу. Сопротивление всему, что связано с внутренней работой, начало отступать (а затем и вовсе исчезло) с того момента, как я принял, что боюсь смерти и хочу жить. С тех пор я больше не предлагал воображаемые жертвы и стал более искренним с собой.

Поиск работы

После того разговора у меня внутри рухнула невидимая стена. Мне будто развязали руки. Теперь можно было молиться каждый день, налаживая взаимодействие с Богом.

Ежедневная молитва

Выполнять каждый день ритуальную молитву довольно просто, но мне хотелось молиться искренне, а не механически. Это оказалось сложнее. Такая молитва может получиться только если есть необходимость, которую нужно выразить, а вместе с ней и подходящее состояние. Тут-то и начинаются проблемы. Первая сложность, с которой я столкнулся, – это то, что моё состояние (совокупность состояний трёх тел: физического, эмоций, ума) каждое утро разное. Мало того, оно ещё и меняется в течение дня. Поэтому мои попытки начинать каждый новый день с молитвы были обречены на провал. Вдохновившись, я продержался два дня, а на третий утренняя молитва стала механической.

С необходимостью тоже всё непросто, потому что она вычерпывается по мере её выражения через молитву. Тогда наступают дни, когда у вас вроде бы всё хорошо и просить Бога ни о чём не хочется.

Я начал отслеживать свою необходимость в течение дня и, когда её накапливалось достаточно для молитвы, выражать. Так практика молитвы приобрела спонтанный характер и больше не была привязана к определённому времени. Правда, вдохновения хватило на месяц ежедневной молитвы. Дальше внешнее и внутреннее на какое-то время пришло в равновесие, и просить каждый день мне было в общем-то не о чем, да и вдохновения поубавилось.

С тех пор прошло больше двух лет, и многое, конечно же, изменилось. Однако молитва для меня так и осталась самой сильной мистической практикой. Практикой, которой ни в коем случае нельзя пренебрегать, если есть необходимость, требующая выражения. Ведь это – возможность живого взаимодействия с Богом здесь и сейчас, доступная каждому человеку. Это – шаг навстречу к Нему.

Напоследок приведу 15-й хадис Пророка, в котором Господь говорит:

«Я оправдаю все ожидания Моего слуги. Если он (постоянно) поминает имя Моё в своей душе, Я поминаю его в Моей; и если он поминает Меня вслух на собрании людей, Я поминаю его на собрании гораздо более значимом, чем это. И если он приближается ко Мне на одну пядь, Я приближаюсь к нему на два локтя, а если он приближается ко Мне на два локтя, Я приближаюсь к нему на морскую сажень, и если он идёт ко Мне умеренным шагом, Я ускоряю Мой шаг.» (по свидетельству Абу Хурейра, Бухари и Муслим)

Три истории о молитве

Борис Ганаго

Почему при встрече люди пожимают друг другу руки? Это теперь есть танки, пушки и бомбы. А раньше люди воевали камнями и палками. И если встречались миролюбивые, то один из них показывал другому ладонь: смотри, у меня в руке ничего нет. Другой в ответ разжимал пальцы — и у меня тоже. Они радовались, что угроза миновала, и пожимали друг другу руки.

Витя и Юра жили в одном дворе и всегда играли вместе. Но однажды они поссорились и стали при встрече делать вид, будто не видят друг друга. Мальчики уже и вспомнить не могли, из-за чего вышла ссора, но мириться первому? Ни за что!

Погода стояла великолепная, солнышко так и звало на улицу порезвиться. Но не играть же одному. Вот и сидели бывшие друзья по домам, словно заключенные. Гордость их как цепью сковала, особенно Витю. Ему казалось, что если он первым подойдет мириться, то у него слетит с головы корона. Правда, настоящей короны у него не было, но он всегда боялся показаться таким же, как другие дети, вот и задирал нос повыше. Пусть все думают, что он принц заморский. Конечно, Витя жалел о разбитой дружбе, но корона была дороже.

Читайте так же:  Какую молитву читать чтобы удачно сын женился

А Юра очень переживал и при каждой случайной встрече с Витей держал руку готовой для рукопожатия. Но увидев задранный нос, он тоже отворачивался и делал вид, что застёгивает пуговицу.

Дни каникул прошли безрадостно, с камнем гордыни за пазухой. Вскоре небо заволокло тучами, пошли дожди и наступили холода. Холодно было и на душе у ребят. Однажды Юра даже пробовал помолиться, но у него ничего не получилось. Да и не могло получиться: Бог не принимает молитву тех, у кого нет мира в душе.

Встревожились родители Вити, что сын на улице не бывает, и завели собаку. Решили, что гуляя с ней, мальчик не только свежим воздухом дышать будет, но и познакомится с кем-нибудь, раз уж с Юрой у них ссора вышла. Но пёс оказался злым — никого к Вите не подпускал.

Увидели Юрины родители, что Витя собаку выгуливает, и тоже купили сыну щенка. Тот оказался ласковым и всем хвостиком вилял, хотел подружиться.

И вот однажды Витя со своим злым псом встретил Юру с радостным щенком. Как ни тянули ребята собак в разные стороны, ничего у них не получилось: здоровенный Витин пёс решил с Юриным щенком познакомиться. А тот только этому и рад — аж повизгивает от удовольствия. Стали они играть. Поводочки у собак переплелись, и мальчики оказались рядом. Тут уж и Вите пришлось заметить своего бывшего друга, тем более, что тот первый сказал ему:

В этот момент Витя почувствовал, что корона слетела с его величественной головы, и он чуть слышно произнёс:

Помолчав, ребята заговорили о своих любимцах. Мир робко восстанавливался. А собаки мгновенно подружились и не хотели расставаться. Вот и сговорились мальчики выводить их на прогулку одновременно. А прощаясь, даже пожали друг другу руки. На душе было светло и радостно.

Пришёл Юра домой, стал молиться и почувствовал, что Бог слышит его.

Бабушка учила Леночку молиться, ещё когда внучка была совсем маленькая. Показывала на горящую свечку и говорила:

— Вот и ты встань пряменько-пряменько, запали в сердце огонёк веры, вознеси мысли к Богу и молись.

Леночка смотрела, как трепещет огонёк, и замирала, словно созерцала какую-то тайну. И останавливалось время, уходили обиды, забывались горести, все становились родными, всех хотелось согреть своим огоньком.

А ещё бабушка читала ей сказки. В одной из них рассказывалось, как в Рождественскую ночь на холодной улице оказалась замерзающая девочка. Малютка одну за другой зажигала спички, чтобы согреться. Когда все спички сгорели, девочка замёрзла.

Но бабушка говорила, что огонёк веры может согревать и без обычного огня.

Однажды в страшные сталинские времена в лагере для заключенных бандиты проиграли в карты старца Сампсона. Они вывели его из барака на мороз, раздели и оставили на всю ночь. Как же были потрясены злодеи, когда увидели утром, что старец остался жив. Всю ночь он согревал себя молитвой, и этот пламень веры оказался сильнее холода и пурги.

Шли годы. Бабушки не стало. Лена повзрослела, вышла замуж и родила сына. Когда началась война, её муж ушёл на фронт, и ей пришлось одной управляться с маленьким Ваней. В трудные минуты по привычке, заложенной в неё бабушкой, она говорила:

Однажды, незадолго до захвата Ставрополя фашистами, ей понадобилось сходить на рынок за покупками. Лена завернула малыша в одеяло, поручила домашнему псу Трезору его охранять, перекрестилась и произнесла своё обычное:

— Господи, спаси и сохрани.

Рынок был недалеко, и Лена надеялась вернуться, пока её Ваня спит. Но не успела она сделать покупки, как раздался гул самолётов. Начался очередной фашистский налёт. Почти задевая крыльями крыши, штурмовики расстреливали безоружных людей. Все бросились врассыпную, а Лена побежала к дому.

Ещё издалека она увидела, что бомба попала в хлебный магазин. Но он же совсем рядом! И несчастная женщина закричала:

— Господи, спаси Ванечку! Господи, сохрани!

Все стёкла в их доме выбило взрывной волной, а ведь Ваня спит у самого окна! Торопливо открыв двери, Лена вбежала в комнату и замерла. На детской кроватке лежал большой осколок от бомбы. Но где же её сынок? Взгляд метнулся в дальний угол. А там. На полу спокойно спал завёрнутый в одеяло мальчик, а большой лохматый пёс закрывал его собой.

Лена бросилась целовать их. Потом, придя в себя, она подошла к иконе Спасителя, упала на колени и от всего сердца прошептала:
— Слава Тебе, Господи! Слава Тебе!

Хорошо учился Гриша, да вот беда — хотелось ему быть самым лучшим учеником в классе. А тут появился у них новенький, и, как назло, отличник. Когда он отвечал, Гриша места себе не находил — так ему хотелось, чтобы тот ошибся.

Как-то вызвали Гришу доказывать теорему по математике. Он ответил на «отлично” и успокоился: знал, что пятёрок у него много, и на следующий день его не спросят. А потому даже урок готовить не стал.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На этот раз вызвали новичка. Тот начал бойко отвечать. Гриша смотрел на него и шептал про себя:

— Ну, ошибись, ошибись. Но новенький говорил без запинки. Тогда Гриша стал к Богу взывать:

— Господи, сделай так, чтобы этот задавала ошибся. Господи, Ты — Всесильный. Пусть ему влепят тройку, а ещё лучше — двойку.

В этот момент новичок действительно запнулся, заволновался и, наконец, замолк. Учитель обратился к Грише:

Читайте так же:  Упражнение молитва для груди

— Ну-ка, помоги ему.

Наш герой даже дар речи потерял.

— Ну что же ты, отличник? Иди к доске! Гриша покраснел и не двинулся с места.

— Что с тобой? Не выучил? Мальчик повесил голову.

И через секунду Гриша увидел в дневнике жирную двойку.

Шёл он домой и с упрёком говорил:

— Почему же так получилось, Господи? Я же просил Тебя, чтобы новичку двойку поставили, а поставили — мне. И что теперь делать? Пятёрки в четверти не видать, мама будет переживать, папа — ругать. Ведь Сам говорил: «Просите, и дано будет вам”.

Не понимал, о чём можно просить Спасителя, а о чём нельзя, и один крестьянин в прошлом веке. Тогда в Вятской губернии случился неурожай, и цены на хлеб сильно подскочили. Жадные люди, не жалея голодающих, использовали это, чтобы обогатиться. Так и этот крестьянин, у которого были большие запасы зерна, дождался, когда цены станут совсем высокими, и повёз его в Вятку продавать. Получив огромную прибыль, он на радостях зашёл в собор и заказал благодарственный молебен святителю Николаю за удачную торговлю. Кроме того, он стал молить Господа, чтобы голод продолжался и цены выросли ещё больше.

Возвращаясь домой, крестьянин узнал, что в тот момент, когда он произносил молитву о несчастии народа, в его хозяйстве вспыхнул пожар. Перекинувшись на амбары с зерном, огонь превратил злую мечту в пепелище.

История о молитве

Истории и примеры о молитве

Сколько весит молитва?

Единственный человек, который, как я слышал, пробовал взвесить молитву, всё ещё не знает ответа на этот вопрос.

Одно время он думал, что знает. Это было тогда, когда он владел маленьким бакалейным магазином. Однажды в магазин вошла несчастная женщина с измождённым лицом и попросила бакалейщика дать ей продукты, чтобы она смогла приготовить обед для своих детей. Он спросил женщину, сколько у неё денег.

‒ Мой муж погиб на войне. И у меня ничего нет, кроме маленькой молитвы.

Торговец признался, что в те дни он был не очень сентиментален и полагал, что его бакалейная лавка ‒ не место бесплатной раздачи хлеба неимущим. Он небрежно бросил:

‒ Напишите её на листе бумаги, ‒ и снова взялся за работу.

К его удивлению, женщина вынула из кармана кусок бумаги и протянула его бакалейщику через прилавок. Она сказала:

‒ Я сделала это ночью, когда присматривала за своим больным ребёнком.

Не успев опомниться от неожиданности, бакалейщик взял клочок бумаги, но тут же пожалел, что сделал это: как же ему теперь поступить и что ответить?

Вдруг у него появилась идея. Даже не прочитав молитву, он положил листок бумаги на весы и сказал:

‒ Посмотрим, чего он стоит.

К его удивлению, когда он положил на другую чашу весов буханку хлеба, стрелка весов даже не шелохнулась. Он ещё больше смутился оттого, что стрелка продолжала стоять на месте, хотя он быстро накладывал продукты на весы, потому что на него смотрели покупатели. Бакалейщик попытался быть грубым, но безуспешно. Он покраснел, и поэтому ещё больше разозлился. В конце концов, он пробормотал:

‒ Ну, это всё, что могут выдержать весы. Вот пакет. Вам придётся всё это упаковать самой. Я занят.

Издавая звуки, похожие на негромкое всхлипывание, женщина взяла кулёк и начала упаковывать еду, вытирая слёзы рукавом всякий раз, когда высвобождалась рука.

Бакалейщик попытался было не смотреть, но мельком заметил, что дал женщине довольно большой пакет, в котором оставалось ещё немного места. Поэтому, ничего не сказав, он бросил на прилавок большую головку сыра. Он не увидел робкой благодарной улыбки, сверкнувшей в её влажных глазах в ответ на доброту бакалейщика, которая опровергла первое обманчивое впечатление о его скупости.

Когда женщина ушла, бакалейщик подошёл к весам, почёсывая голову и покачивая ею в недоумении. Позже он нашёл разгадку. Весы были сломаны.

Шли годы. Бакалейщик часто вспоминал этот случай и не знал, была ли правильной та разгадка, которую он нашёл. Почему молитва той женщины была уже написана и готова для того, чтобы удовлетворить его неожиданное требование? Почему бедная женщина пришла именно тогда, когда весы были сломаны? Что так сбило его с толку, чтобы он даже не заметил этой поломки и продолжал накладывать продукты, когда на чаше весов лежал лишь клочок бумаги? Он чувствовал себя глупцом и едва понимал, что делал.

Да, во всяком случае, вера ‒ вещь странная. И молитва тоже.

Бакалейщик никогда больше не видел этой женщины. Но ведь он никогда не видел её и до этого. И всё-таки до конца своей жизни он помнил её лучше, чем любого другого покупателя.

Он знал, что тот случай не был плодом его воображения, потому что у него всё ещё хранится клочок бумаги, где была написана молитва той женщины: «Пожалуйста, Господь, подай нам хлеб наш насущный».

Рассказывают, как однажды во сне одна сестра христианка видела трёх молящихся женщин. Когда они стояли на коленях, к ним приблизился Господь. Он нежно склонился над первой из них: улыбка Его излучала любовь, обращённая к ней речь, звучала, как музыка. Затем Он подошёл к следующей, но ограничился лишь тем, что прикоснулся к её склонённой голове и подарил ей взгляд, полный ободрения. Мимо третьей, Он прошёл, ни сказав ни слова, даже не взглянув на неё.

Видевшая сон подумала: «Как велика Его любовь к первой! Второй Он только выразил Своё одобрение, третья же, должно быть, глубоко Его оскорбила. Желала бы я знать, что она совершила, что Господь так резко с ней обошёлся?»

В этот момент Сам Господь предстал перед ней и сказал: «О женщина, как превратно ты истолковала Мои действия. Первая коленопреклонённая женщина нуждалась во всей Моей нежности и заботе, иначе не устояла бы на узком пути. У второй больше веры и более глубокая любовь, она будет уповать на Меня при всех обстоятельствах, но нуждается в ободрении, которое поможет ей не смотреть на людей. Третья же имеет совершенные веру и любовь. Она так хорошо знает Меня и настолько доверяет Мне, что не нуждается в видимых проявлениях Моего ободрения. Она не смущается и не падает духом от обстоятельств через которые Я провожу её. Она твёрдо знает, что Я довожу до совершенства начатое Мною в ней дело для вечности…

Читайте так же:  Молитва от муравьев в квартире

По Своей Любви Я храню молчание, потому что Моя Любовь превыше слов, выражающих её. Ради вас Я молчу, дабы вы научились любить Меня и доверять Мне. Я хочу, чтобы, наученные Духом, вы могли откликнуться на Мою Любовь без всякого к тому принуждения извне».

Постиг ли ты тайну Его молчания? Если да, Он сотворит чудеса, и ты будешь ещё больше хвалить Его!

МОЛИТВА

МОЛИТВА (от гла­го­лов «мо­лить», «умо­лять») — об­ра­ще­ние че­ло­ве­ка к выс­шим ду­хов­ным си­лам, об­ще­ние с ни­ми; уни­вер­саль­ная фор­ма ре­лигиозной жиз­ни.

Вер­баль­ная молитва мо­жет со­че­тать­ся с пе­ни­ем, тан­ца­ми, осо­бы­ми жес­та­ми и другими об­ря­до­вы­ми дей­ст­вия­ми.

Молитва — од­но из ха­рак­тер­ных от­ли­чий ре­ли­гии от ма­гии (кол­дов­ст­ва). В от­ли­чие от кол­ду­на, мо­ля­щий­ся об­ра­ща­ет­ся к выс­ше­му на­ча­лу с прось­бой, бла­го­да­ре­ни­ем, вос­хва­ле­ни­ем, счи­тая ад­ре­са­та сво­ей молитвой не­за­ви­си­мым и пре­вос­хо­дя­щим его са­мо­го, сво­бод­ным от­ве­тить или не от­ве­тить на молитву.

Эво­лю­цио­ни­ст­ская тео­рия Дж. Фрэ­зе­ра, ут­вер­ждаю­щая, что ре­ли­гия воз­ни­ка­ет из ма­гии и, со­от­вет­ст­вен­но, молитва — из ма­гического за­кли­на­ния, ны­не име­ет ма­ло сто­рон­ни­ков. Её оп­ро­вер­га­ет прак­ти­че­ски до­ка­зан­ное со­су­ще­ст­во­ва­ние ма­гии и ре­ли­гии у всех на­ро­дов, при­сут­ст­вие за­кли­на­ний и молитва во всех ре­лигиозных прак­ти­ках.

Так­же не­мно­го сто­рон­ни­ков у тео­рии ани­миз­ма Э. Тай­ло­ра, по­ла­гаю­щей, что пер­во­на­чаль­но молитвы име­ли ис­клю­чи­тель­но про­си­тель­ный ха­рак­тер и ка­са­лись зем­ных благ, час­то сле­дуя прин­ци­пу взаи­мо­об­ме­на. Су­ще­ст­вую­щие во всех ре­лигиозных прак­ти­ках про­си­тель­ные молитвы обыч­но со­еди­ня­ют­ся с молитвами вос­хва­ле­ния, бла­го­да­ре­ния, им час­то пред­ше­ст­ву­ют по­ка­ян­ные молитвы и пла­чи.

Су­ще­ст­во­ва­ние молитв в глу­бо­кой древ­но­сти у лю­дей до­пись­мен­ной эпо­хи кос­вен­но под­твер­жда­ет­ся изо­бра­зительными па­мят­ни­ка­ми: от­пе­чат­ки ла­до­ней на сте­нах пе­щер (верх­ний па­лео­лит), ко­то­рые мо­гут трак­то­вать­ся как знак лич­ной при­ча­ст­но­сти свя­ты­не; изо­бра­же­ния лю­дей в ха­рак­тер­ных для молитвы по­зах (рос­пи­си Ча­тал-Хюю­ка; сред­ний не­олит).

О все­общ­но­сти молитвы сви­де­тель­ст­ву­ют пер­вые тек­сты и вос­по­ми­на­ния ран­них письменных ци­ви­ли­за­ций о до­пись­мен­ном вре­ме­ни. Так, со­глас­но английскому из­да­те­лю шу­мер­ских ли­тур­гических тек­стов С. Лан­гдо­ну (начало XX века), мо­лит­вен­ные тек­сты на шу­мер­ском, древ­ней­шем письменном язы­ке Ме­со­по­та­мии (III тысячилетие до н. э.), на­мно­го ча­ще име­ют про­си­тель­ный, по­ка­ян­ный или хва­леб­ный ха­рак­тер, чем бо­лее позд­ние тек­сты на се­мит­ских язы­ках Ме­со­по­та­мии (ес­ли это не пе­ре­во­ды с шу­мер­ско­го), в ко­то­рых пре­об­ла­да­ют ре­че­ния ма­гического ти­па.

Древне-египетские ли­тур­гичекие тек­сты III тысячилетия до н. э. (Тек­сты пи­ра­мид) не со­дер­жат молитвы, од­на­ко обыч­но от­но­си­мые к это­му же вре­ме­ни египетские ди­дак­тические тек­сты го­во­рят о молитве как о не­об­хо­ди­мом мо­мен­те в от­но­ше­ни­ях че­ло­ве­ка и Бо­га («По­уче­ние Ге­рак­ле­о­поль­ско­го ца­ря сво­ему сы­ну ца­ре­ви­чу Ме­ри­ка­ра»). В древне-египетских гим­нах Сред­не­го цар­ст­ва (начало II тысячилетия до н. э.) о молитве го­во­рит­ся уже впол­не оп­ре­де­лён­но, ещё бо­лее пол­но сви­де­тель­ст­ву­ют о молитве гим­ны Но­во­го цар­ст­ва (конец II тысячилетия до н. э.). Ряд гим­нов Риг­ве­ды (II тысячилетие до н. э.), осо­бен­но об­ра­щён­ные к Ва­ру­не, име­ют яр­ко вы­ра­жен­ный мо­лит­вен­ный ха­рак­тер (7:88, 89).

Во всех современных ре­ли­ги­ях, где при­сут­ст­ву­ет объ­ект молитвы (его нет в буд­диз­ме тхе­ра­ва­ды), молитва не толь­ко ре­ко­мен­ду­ет­ся, но и пред­пи­са­на. «Бодр­ст­вуй­те на вся­кое вре­мя и мо­ли­тесь», — го­во­рит апо­сто­лам Ии­сус Хри­стос (Лк. 21:36). «Мо­ли­тесь не­пре­стан­но», — учит пер­вых хри­сти­ан апостол Па­вел (1 Фес. 5:17). «Вспо­ми­най­те Бо­га час­ты­ми вос­по­ми­на­ния­ми: хва­ли­те Его ут­ром и ве­че­ром, Его, Ко­то­рый бла­го­слов­ля­ет вас», — по­ве­ле­ва­ет Ко­ран (33:41–42).

Молитва мо­жет быть кол­лек­тив­ной и лич­ной. Ши­ро­кий спектр мо­лит­вен­ных прак­тик пред­став­лен в ин­ду­из­ме: от молитвы как эле­мен­та ри­туа­ла до мол­ча­ли­вой молитвы, со­вер­шае­мой толь­ко ды­ха­ни­ем (рит­мом вдо­хов и вы­до­хов — пра­ны и апа­ны) в пол­ном уе­ди­не­нии. Лич­ные и об­щественные молитвы име­ли ме­сто в Вет­хом За­ве­те.

В современном иу­да­из­ме ка­ж­дую ут­рен­нюю и ве­чер­нюю служ­бы чи­та­ют­ся молитвы бла­го­сло­ве­ния («Бар­ху»), три раза в день чи­та­ет­ся ами­да, со­стоя­щая из 18 бла­го­сло­ве­ний, — главная об­ще­ст­вен­ная молитва иу­да­из­ма.

В Еван­ге­лии Хри­стос, с од­ной сто­ро­ны, ре­ко­мен­ду­ет мо­лить­ся тай­но, за­тво­рив две­ри сво­ей ком­на­ты и не упо­доб­ля­ясь ли­це­ме­рам, мо­ля­щим­ся на­по­каз (Мф. 6:6), с другой сто­ро­ны, Он го­во­рит: «Ес­ли двое из вас со­гла­сят­ся на зем­ле про­сить о вся­ком де­ле, то, че­го бы ни по­про­си­ли, бу­дет им от От­ца Мое­го Не­бес­но­го, ибо, где двое или трое со­б­ра­ны во имя Мое, там Я по­сре­ди них» (Мф. 18:19–20).

В Русской пра­во­слав­ной церк­ви в XX веке во­шли в прак­ти­ку кол­лек­тив­ные молитвы всех со­брав­ших­ся в хра­ме: пе­ние всем со­б­ра­ни­ем, а не толь­ко хо­ром «От­че наш», других молитв, час­то об­щее чте­ние (не толь­ко свя­щен­ни­ком) за­клю­чи­тель­ной молитвой пе­ред при­ча­ще­ни­ем («Ве­рую, Гос­по­ди, и ис­по­ве­дую…»).

В ис­ла­ме тай­ная молитва, час­то без про­из­не­се­ния слов (зикр), обя­за­тель­но со­че­та­ет­ся с кол­лек­тив­ной молитвой. На­ли­чие об­ще­ст­вен­ной и лич­ной (час­то тай­ной) форм молитвы мо­жет счи­тать­ся ука­за­ни­ем на два ас­пек­та лич­но­сти мо­ля­ще­го­ся — как час­ти це­ло­куп­но­сти ми­ра и че­ло­ве­че­ст­ва и как ин­ди­ви­ду­аль­ной ду­ши, ве­ду­щей диа­лог с Бо­гом (в ин­ду­из­ме — Ат­ма­на, ин­ди­ви­ду­аль­но пе­ре­жи­ваю­ще­го свою иден­тич­ность с Брах­ма­ном).

Со­глас­но боль­шин­ст­ву уче­ний о молитве, Бог ждёт от мо­ля­ще­го­ся толь­ко от­да­ния Ему сво­ей во­ли (ду­ши), все же воз­мож­ные про­ше­ния и иные сло­ва Бог зна­ет ещё до то­го, как они про­из­не­се­ны. «Зна­ет Отец ваш, в чём вы имее­те ну­ж­ду, пре­ж­де ва­ше­го про­ше­ния у Не­го» (Мф. 6:8). «На од­но твоё сло­во — Ал­лах! — Моё — Вот Я» (перс. су­фий, по­эт-мис­тик Джа­лал ад-Дин Ру­ми, XIII век).

Прак­ти­че­ски во всех ре­лигиозных прак­ти­ках со­вер­шен­ной счи­та­ет­ся молитва, тво­ря­щая­ся по­сто­ян­но, при­чём не ус­та­ми, а всем ес­те­ст­вом че­ло­ве­ка (серд­цем), столь же не­от­тор­жи­мая от не­го, как и ды­ха­ние. «Ко­гда серд­це стран­ст­ву­ет в по­ми­на­нии, а язы­ку по­ве­ле­ва­ет мол­чать, — цен­ность та­ко­го по­ми­на­ния из­вест­на толь­ко Бо­гу» (му­сульманский мис­тик Абу Са­ид Ах­мад аль-Хар­раз, вторая половина IX века).

Читайте так же:  Молитвы заговоры от позвоночной грыжи

В от­ли­чие от ма­гических прак­тик, молитва, со­вер­шае­мая толь­ко сло­ва­ми без пол­но­го внутреннего со­сре­до­то­че­ния на объ­ек­те молитвы, счи­та­ет­ся бес­по­лез­ной. Для пол­но­го со­сре­до­то­че­ния на молитве, ко­то­рая долж­на ис­хо­дить из серд­ца мо­ля­ще­го­ся да­же во вре­мя сна, в различных ре­лигиозных тра­ди­ци­ях ис­поль­зу­ют­ся вспо­мо­гательные пси­хо­фи­зические сред­ст­ва со­сре­до­то­че­ния, например пра­во­слав­ная прак­ти­ка Ии­су­со­вой мо­лит­вы.

От молитвы сле­ду­ет от­ли­чать со­зер­ца­ние (ме­ди­та­цию), грань ме­ж­ду ко­то­ры­ми час­то бы­ва­ет очень тон­кой.

В современном ре­ли­гио­ве­де­нии раз­ли­ча­ют три ас­пек­та молитвы: молитва-текст, молитва-действие и молитва-при­чи­на.

Молитва как текст — это соб­ст­вен­но сло­ва молитвы, про­из­не­сён­ные или за­пи­сан­ные (мо­лит­вен­ни­ки; молитвы, за­пи­сан­ные эт­но­ло­га­ми; молитвы, вкра­п­лен­ные в различные про­из­ве­де­ния; за­пи­си бо­го­слу­жеб­ных по­сле­до­ва­ний). Молитвы как дей­ст­вие — это весь кон­текст молитв, прак­ти­че­ски со­став­ляю­щий всю ре­лигиозную прак­ти­ку той или иной куль­ту­ры: пред­пи­са­ния для по­ло­же­ния те­ла во вре­мя молитвы, ри­ту­аль­ные об­стоя­тель­ства, пред­ше­ст­вую­щие, со­пут­ст­вую­щие и по­сле­дую­щие молитвы (чис­то­та, пост, фор­ма оде­ж­ды и др.), фор­мы кол­лек­тив­ных мо­лит­вен­ных со­б­ра­ний, по­ме­ще­ния для мо­лит­вы и т. д. Молитва как при­чи­на (объ­ект) — это всё то, что ска­за­но и на­пи­са­но о ней са­ми­ми мо­ля­щи­ми­ся и бо­го­сло­ва­ми той или иной ре­лигиозной тра­ди­ции.

ИИСУСОВА МОЛИТВА

ИИСУСОВА МОЛИТВА — особый вид углублённой молитвы, известной у восточных подвижников с V века.

По ут­вер­жде­нию неко­то­рых цер­ков­ных пи­са­те­лей, Иисусова молитва бы­ла да­на апо­сто­лам са­мим Иису­сом Хри­стом. Со­глас­но Гри­го­рию Па­ла­ме, Иисусову молитву со­вер­ша­ла в от­ро­че­ские го­ды Де­ва Ма­рия.

Иисусова молитва, тво­ри­мая ду­хом, с кон­цен­тра­ци­ей ума в серд­це, в ви­де «ум­но­го де­лания», была известна ещё в древ­ней Церк­ви. Бо­лее или ме­нее яс­ные ука­за­ния на неё встре­ча­ют­ся в III веке у Кли­мен­та Алек­сан­д­рий­ско­го, в IV веке — у Ва­силия Ве­ли­ко­го и Ио­ан­на Зла­то­ус­та, в V веке — у Диа­до­ха Фо­ти­кий­ско­го и др. На Афон Иисусова молитва пе­ре­нёс в XIII веке Гри­го­рий Си­на­ит. Мистический смысл мо­лит­вы был описан в XIV веке в тру­дах Ни­ки­фо­ра От­шель­ни­ка и др., ко­торые да­ли пол­ное из­ло­же­ние свя­зан­но­го с этой мо­лит­вой ме­то­да кон­цен­тра­ции ума в серд­це, вклю­чаю­ще­го со­рит­ми­за­цию ды­ха­ния и са­мо­го бие­ния серд­ца с рит­ми­кой фор­му­лы тво­ри­мой умом мо­лит­вы.

Прак­ти­ка Иисусовой молитвы со­хра­ни­лась толь­ко в восточной Церк­ви. Не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем со­вер­ше­ния Иисусовой молитвы свя­тые от­цы счи­та­ют по­кая­ние и сми­ре­ние (Ио­анн Ле­ст­вич­ник и Паи­сий Ве­лич­ков­ский). Мо­лит­ва тес­но свя­за­на с ме­то­дом; по­вто­ре­ние мо­лит­вы долж­но быть ог­ра­ни­че­но оп­ре­де­лён­ным чис­лом по чёт­кам. Фор­му­ла и со­дер­жа­ние мо­лит­вы: «Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя, греш­но­го»; со­кра­щён­ные фор­му­лы: «Гос­по­ди Иису­се, по­ми­луй мя» или «Ии­су­се, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя». Вто­рая по­ло­ви­на Иисусовой молитвы — фор­му­ла «по­ми­луй мя» — име­ет ко­рень в Вет­хом За­ве­те и час­то встре­ча­ет­ся в псал­мах ца­ря Да­ви­да. Ши­ро­кую из­вест­ность по­лу­чи­ла т. н. иси­ха­сти­че­ская мо­лит­ва, ко­то­рая прак­ти­ко­ва­лась афон­ски­ми и ви­зан­тий­ски­ми мо­на­ха­ми в XIII-XIV веках (смотрите Иси­хазм).

Пер­вые дан­ные о рас­про­стра­не­нии Иисусовой молитвы на Ру­си свя­за­ны с име­нем преподобного Ан­то­ния Пе­чер­ско­го. О бес­пре­стан­ной мо­лит­ве го­во­рит­ся в крат­ких жи­ти­ях пе­чер­ских мо­на­хов Ни­ко­на Чер­но­риз­ца, Гри­го­рия Чу­до­твор­ца и др. Иси­ха­стом-прак­ти­ком был преподобный Сер­гий Ра­до­неж­ский. В по­уче­ни­ях преподобного Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го о мо­лит­ве нель­зя не об­ра­тить вни­ма­ния на то, что ве­ли­кий ста­рец ци­ти­ру­ет та­ких стол­пов иси­хаз­ма, как свя­тые Иса­ак Си­рин, Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов, Гри­го­рий Си­на­ит, а так­же Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та, Ио­ан­на Зла­то­ус­та, Гри­го­рия Бо­го­сло­ва, Ма­ка­рия Ве­ли­ко­го.

детям о молитве

Что такое молитва?

Человек создан Богом таким, что общение для него имеет очень большое значение. Вспомните, как тягостно и грустно бывает когда вы долго находитесь одни. Вам хочется с кем-то поговорить, поделиться своими проблемами, хочется чтобы вас выслушали или самим послушать кого-то. Хочется поделиться новостями, радостью или горем, ищете тех, кто мог бы разделить с вами ваши чувства и переживания, ободрить, пожалеть или наоборот направить и подсказать что-то.
Общение возможно между разумными существами. Только от безысходности люди разговаривают с животными или растениями, но это скорее разговор в одну сторону, без ответа.
Молитва -наше общение с Богом. Это особая встреча с Ним, к которой нужно стремиться, готовиться и дорожить. Это не разговор по душам, как с другом, это не жалоба и не кляуза. Ведь даже с начальником или учителем мы выбираем более возвышенную или вежливую форму общения. (Молитва эта ещё и та форма общения, которая уместна по отношению к Богу.)
Поэтому молитва не простой разговор, а особенный, не похожий на обычную беседу.
Молясь, мы понимаем, что Бог нас знает таких, какие мы есть на самом деле, бесполезно надувать щеки, или принимать важные позы, наигранно лить слезы, или оправдываться. Молитва начинается именно с понимания того, что про нас все известно от А до Я.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва- общение с Богом,оно как и общение с людьми вносит в нашу жизнь что-то новое. Помните пословицу: « с кем поведешься от того и наберешься»? очень мудрая пословица, ведь те с кем мы дружим, разговариваем, проводим время, влияют на нас. От тех с кем общаемся мы перенимаем не только новые словечки, меняемся игрушками или скачиваем картинки на мобильный телефон, мы вольно или невольно подражаем и их поведению, перенимаем доброе или злое.
Молитва, как общение с Богом тоже влияет на нашу жизнь. Молясь, мы постепенно день ото дня, год от года наполняемся искорками Божиими, Его благодатью. Чем больше этих искорок, тем ярче и светлее становится наша душа, тем неприятнее нам становится грех, тем отвратительнее грубые слова и гадкие поступки. Вот почему нужна человеку молитва. Чтобы стать ближе к Богу, более похожими на Него, чтобы понимать для чего мы пришли в этот мир.

История о молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here