Содержание
О молитве
Архимандрит Серафим (Розенберг) |
Докучать надо молитвами Господу и святым Его.
В молитве своей поведай Всецарю прошение твое. Принеси Богу в молитве исповедывание грехов, сокрушение, проси Его о милости. Искренне благодари в ней Бога за благодеяния, прославляй совершенства Божии.
Собираясь произнести слово молитвы, — затаи над каждым дыхание. Молитва — дыхание духа. Через нее — сердечное умиление.
Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Господу: чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией и прочее.
Сердце надо принести Богу в молитве, и Он не даст тебе поколебаться. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику (Пс 54, 23). Слова таких твоих молитв — как бисер многоценный (как драгоценный жемчуг) для Бога.
Молитва — непобедимая победа. Молитва же без надежды грешна.
Настоящий молитвенник око ума выну имея протяженно к Богу, зрит «умными очесы» Бога.
Молитва — непрестанное обращение ума к Господу в сердце. Сила Иисусовой молитвы — от веры и глубокого с Ним сочетания сердца и ума. При молитве Иисусовой ум заключай в сердце.
Не давай уму быть праздным — молись. Ум, властвуй над помыслами. В молитве и добрые мысли отгоняй, не внимай им — тать прячется под ними, чтобы отвлечь тебя. Перекрести уста — если враг не дает молитву выговорить.
Следует молиться, не внимая бесовским помыслам.
Не ленись и не малодушествуй; но прежде чем заснешь, многие сотвори молитвы в сердце своем и противостой помыслам и покушениям диавола водить тебя по воле своей — да восприимет тебя Бог. Сколько сил есть — заботься о том, чтобы засыпать с псалмами (слова для молитв часто берутся из Священного Писания, Псалтири) в устах и умным поучением, и никак не позволяй по нерадению уму своему принимать чуждые помыслы, но с какими помышлениями молился ты, в тех поучаясь — склонись и на одр, чтобы и когда будешь спать, они прибывали в тебе, и когда пробудишься, собеседовали с тобою. Проговаривай также и святый Символ православной веры прежде чем заснешь; ибо православствовать о Боге есть источник и охрана всех благ.
Бог вездесущий есть и в нас. Потому‑то необходимы страх Божий, отрешение земных благ, чистота совести. Господь близ и внимает тебе, молитве твоей, Он — ближе воздуха.
Нудь себя на молитву, молись о ней.
Я здесь, Господи! Лица Твоего, Господи, взыщу! Продли, Господи, лета жизни моея, да потружусь во Спасение, да не в погибель умру, яко заслужил ад душе своей, да потерплю Тя, поборюсь — с Твоею помощью — во очищение себя от страстей мерзких и постыдных, по милости Твоей великой.
Молись за всех от сердца. Порой забывай себя. Спаси их всех, Господи!
И за еретиков молись — не покаются ли как‑нибудь. Но их самих бегай, с ними не разговаривай — отрежь.
Кто всем сердцем желает обратиться к Богу, того Сам Бог научит, как молиться.
Но молись — даже и тогда, если, кроме трудов, не видишь утешения в ней, прилежно, усердно. Легко молиться в несчастии — не упусти такого случая. Молитва есть беседа с Богом. Одна опора у нас — милость Божия. Предстой в молитве Страшному Суду. Помни сказанное: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей: и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс 142, 1 – 2). И еще: Помяни убо, откуду спал еси, и покайся, и первая дела сотвори; аще же ни, гряду тебе скоро и двигну светильник твой от места своего, аще не покаешися (Откр 2, 5). И слово Апостола: Или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его
(Рим 2, 4 – 6). Добрые же наши дела немногие перемешаны в нас с грехом.
Господь Крестом совершил наше Спасение. У Него сила и власть. Я же нищ. Я — непотребен и безответен пред Богом. Чувствующий свою внутреннюю бедность не престанет молиться. Я — бесплодная смоковница, достойная посечения. Помилуешь — буди благословен — слава милосердию Твоему! Накажешь — буди благословен — слава правосудию Твоему. Слава Тебе, Господи, за всё!
Молись терпеливо, и дастся тебе. Вспомни евангельскую притчу о вдовице и судие неправедном (см. Лк 18, 1 – 8).
Слепый звал: сыне Давидов, помилуй мя (хоть слеп был — звал как мог). Господь внял его молитве — нищего и слепого — просветил очи его, и бывший слепец по Иисусе иде (Мк 10, 52), славя Бога (познав Его как Господа — «познал Его быти Бога»).
В молитве следует хранить ум безвидным; не давать воли воображению; быть в присутствии Божием, предстоять Господу — но не воображать Господа. Внимать всецело словам молитв — умом, чтобы ум погружался, заключался и вмещался (чуждый всякого мечтания) в словах молитвы, — причем сердце обыкновенно сочувствует уму душеспасительным чувством печали о грехах. Здесь следует избегать самочиния. Нужно отвергать все образы, рисующиеся в способности воображения, потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Те, которые в молитве не видят ничего, — как раз и видят Бога.
На православных иконах — лик темен, бесстрастен чертами; здесь и есть образ немечтательной молитвы.
Видения не принимай — как недостойный; пребудь в сознании своего ничтожества; враг преобразуется даже и в Ангела света; скажи ему с мужеством: «Возвратись, окаянный, во тьму свою; как недостойному — мне не подобают видения и откровения. Одно мне нужно — безмерное благоутробие Господа моего Иисуса Христа, молитвы и заступления Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Святых».
Несколько историй о молитве
Каждый человек на Пути к Богу подобен путешественнику, который отправился в неизведанные земли, про которые лишь слышал или читал где-то. Каждому здесь суждено стать первооткрывателем и совершить множество удивительных открытий, получив свой собственный опыт. Одним из таких открытий является молитва и её возможности. Обратиться со своей необходимостью к Бесконечной Силе, которая созидает мириады миров и. получить ответ. Выглядит невероятно, но вся красота в том, что такая возможность существовала у каждого человека с начала времён и существует по сей день. Это – одно из проявлений Милости Бога по отношению к людям.
Я бы хотел напомнить об этой возможности, поделившись опытом и рассказав несколько историй, случившихся со мной в 2016-м году. Речь пойдёт не о ритуальной молитве, а о личной, сформулированной своими словами. О молитве, в которой мы выражаем Богу свою искреннюю необходимость.
Духовная жажда
Жертва
Я начал молиться два-три раза в месяц, и все эти молитвы были исключительно о духовном и возвышенном. Один раз я просил Бога забрать у меня всё, что мешает мне на пути к Нему, и в какой-то момент начал представлять то, чем готов пожертвовать. В итоге, в ходе молитвы, я пришёл к тому, что самое ценное, что у меня есть – это жизнь. В порыве страсти, её я и предложил Богу. Следующие два дня прошли в ожидании смерти. Я думал, что Бог в любой момент может забрать мою жизнь (я ведь сам её предложил Ему в качестве жертвы), поэтому прожил их как последние. На третий день я был по-прежнему жив. Вместе с чувством облегчения, пришло сопротивление Мастеру и практикам, а любые книги на духовные темы вызывали неприятие. Проходив в этом сопротивлении две недели, я начал всерьёз беспокоиться о том, что могу потерять Путь. Когда я рассказал Мастеру об этой молитве и её последствиях, он помог мне понять, что причина всему – страх смерти. Было очень наивно с моей стороны полагать, что я не боюсь смерти, предлагая свою жизнь Богу. Сопротивление всему, что связано с внутренней работой, начало отступать (а затем и вовсе исчезло) с того момента, как я принял, что боюсь смерти и хочу жить. С тех пор я больше не предлагал воображаемые жертвы и стал более искренним с собой.
Поиск работы
После того разговора у меня внутри рухнула невидимая стена. Мне будто развязали руки. Теперь можно было молиться каждый день, налаживая взаимодействие с Богом.
Ежедневная молитва
Выполнять каждый день ритуальную молитву довольно просто, но мне хотелось молиться искренне, а не механически. Это оказалось сложнее. Такая молитва может получиться только если есть необходимость, которую нужно выразить, а вместе с ней и подходящее состояние. Тут-то и начинаются проблемы. Первая сложность, с которой я столкнулся, – это то, что моё состояние (совокупность состояний трёх тел: физического, эмоций, ума) каждое утро разное. Мало того, оно ещё и меняется в течение дня. Поэтому мои попытки начинать каждый новый день с молитвы были обречены на провал. Вдохновившись, я продержался два дня, а на третий утренняя молитва стала механической.
С необходимостью тоже всё непросто, потому что она вычерпывается по мере её выражения через молитву. Тогда наступают дни, когда у вас вроде бы всё хорошо и просить Бога ни о чём не хочется.
Я начал отслеживать свою необходимость в течение дня и, когда её накапливалось достаточно для молитвы, выражать. Так практика молитвы приобрела спонтанный характер и больше не была привязана к определённому времени. Правда, вдохновения хватило на месяц ежедневной молитвы. Дальше внешнее и внутреннее на какое-то время пришло в равновесие, и просить каждый день мне было в общем-то не о чем, да и вдохновения поубавилось.
С тех пор прошло больше двух лет, и многое, конечно же, изменилось. Однако молитва для меня так и осталась самой сильной мистической практикой. Практикой, которой ни в коем случае нельзя пренебрегать, если есть необходимость, требующая выражения. Ведь это – возможность живого взаимодействия с Богом здесь и сейчас, доступная каждому человеку. Это – шаг навстречу к Нему.
Напоследок приведу 15-й хадис Пророка, в котором Господь говорит:
«Я оправдаю все ожидания Моего слуги. Если он (постоянно) поминает имя Моё в своей душе, Я поминаю его в Моей; и если он поминает Меня вслух на собрании людей, Я поминаю его на собрании гораздо более значимом, чем это. И если он приближается ко Мне на одну пядь, Я приближаюсь к нему на два локтя, а если он приближается ко Мне на два локтя, Я приближаюсь к нему на морскую сажень, и если он идёт ко Мне умеренным шагом, Я ускоряю Мой шаг.» (по свидетельству Абу Хурейра, Бухари и Муслим)
Три истории о молитве
Борис Ганаго
Почему при встрече люди пожимают друг другу руки? Это теперь есть танки, пушки и бомбы. А раньше люди воевали камнями и палками. И если встречались миролюбивые, то один из них показывал другому ладонь: смотри, у меня в руке ничего нет. Другой в ответ разжимал пальцы — и у меня тоже. Они радовались, что угроза миновала, и пожимали друг другу руки.
Витя и Юра жили в одном дворе и всегда играли вместе. Но однажды они поссорились и стали при встрече делать вид, будто не видят друг друга. Мальчики уже и вспомнить не могли, из-за чего вышла ссора, но мириться первому? Ни за что!
Погода стояла великолепная, солнышко так и звало на улицу порезвиться. Но не играть же одному. Вот и сидели бывшие друзья по домам, словно заключенные. Гордость их как цепью сковала, особенно Витю. Ему казалось, что если он первым подойдет мириться, то у него слетит с головы корона. Правда, настоящей короны у него не было, но он всегда боялся показаться таким же, как другие дети, вот и задирал нос повыше. Пусть все думают, что он принц заморский. Конечно, Витя жалел о разбитой дружбе, но корона была дороже.
А Юра очень переживал и при каждой случайной встрече с Витей держал руку готовой для рукопожатия. Но увидев задранный нос, он тоже отворачивался и делал вид, что застёгивает пуговицу.
Дни каникул прошли безрадостно, с камнем гордыни за пазухой. Вскоре небо заволокло тучами, пошли дожди и наступили холода. Холодно было и на душе у ребят. Однажды Юра даже пробовал помолиться, но у него ничего не получилось. Да и не могло получиться: Бог не принимает молитву тех, у кого нет мира в душе.
Встревожились родители Вити, что сын на улице не бывает, и завели собаку. Решили, что гуляя с ней, мальчик не только свежим воздухом дышать будет, но и познакомится с кем-нибудь, раз уж с Юрой у них ссора вышла. Но пёс оказался злым — никого к Вите не подпускал.
Увидели Юрины родители, что Витя собаку выгуливает, и тоже купили сыну щенка. Тот оказался ласковым и всем хвостиком вилял, хотел подружиться.
И вот однажды Витя со своим злым псом встретил Юру с радостным щенком. Как ни тянули ребята собак в разные стороны, ничего у них не получилось: здоровенный Витин пёс решил с Юриным щенком познакомиться. А тот только этому и рад — аж повизгивает от удовольствия. Стали они играть. Поводочки у собак переплелись, и мальчики оказались рядом. Тут уж и Вите пришлось заметить своего бывшего друга, тем более, что тот первый сказал ему:
В этот момент Витя почувствовал, что корона слетела с его величественной головы, и он чуть слышно произнёс:
Помолчав, ребята заговорили о своих любимцах. Мир робко восстанавливался. А собаки мгновенно подружились и не хотели расставаться. Вот и сговорились мальчики выводить их на прогулку одновременно. А прощаясь, даже пожали друг другу руки. На душе было светло и радостно.
Пришёл Юра домой, стал молиться и почувствовал, что Бог слышит его.
Бабушка учила Леночку молиться, ещё когда внучка была совсем маленькая. Показывала на горящую свечку и говорила:
— Вот и ты встань пряменько-пряменько, запали в сердце огонёк веры, вознеси мысли к Богу и молись.
Леночка смотрела, как трепещет огонёк, и замирала, словно созерцала какую-то тайну. И останавливалось время, уходили обиды, забывались горести, все становились родными, всех хотелось согреть своим огоньком.
А ещё бабушка читала ей сказки. В одной из них рассказывалось, как в Рождественскую ночь на холодной улице оказалась замерзающая девочка. Малютка одну за другой зажигала спички, чтобы согреться. Когда все спички сгорели, девочка замёрзла.
Но бабушка говорила, что огонёк веры может согревать и без обычного огня.
Однажды в страшные сталинские времена в лагере для заключенных бандиты проиграли в карты старца Сампсона. Они вывели его из барака на мороз, раздели и оставили на всю ночь. Как же были потрясены злодеи, когда увидели утром, что старец остался жив. Всю ночь он согревал себя молитвой, и этот пламень веры оказался сильнее холода и пурги.
Шли годы. Бабушки не стало. Лена повзрослела, вышла замуж и родила сына. Когда началась война, её муж ушёл на фронт, и ей пришлось одной управляться с маленьким Ваней. В трудные минуты по привычке, заложенной в неё бабушкой, она говорила:
Однажды, незадолго до захвата Ставрополя фашистами, ей понадобилось сходить на рынок за покупками. Лена завернула малыша в одеяло, поручила домашнему псу Трезору его охранять, перекрестилась и произнесла своё обычное:
— Господи, спаси и сохрани.
Рынок был недалеко, и Лена надеялась вернуться, пока её Ваня спит. Но не успела она сделать покупки, как раздался гул самолётов. Начался очередной фашистский налёт. Почти задевая крыльями крыши, штурмовики расстреливали безоружных людей. Все бросились врассыпную, а Лена побежала к дому.
Ещё издалека она увидела, что бомба попала в хлебный магазин. Но он же совсем рядом! И несчастная женщина закричала:
— Господи, спаси Ванечку! Господи, сохрани!
Все стёкла в их доме выбило взрывной волной, а ведь Ваня спит у самого окна! Торопливо открыв двери, Лена вбежала в комнату и замерла. На детской кроватке лежал большой осколок от бомбы. Но где же её сынок? Взгляд метнулся в дальний угол. А там. На полу спокойно спал завёрнутый в одеяло мальчик, а большой лохматый пёс закрывал его собой.
Лена бросилась целовать их. Потом, придя в себя, она подошла к иконе Спасителя, упала на колени и от всего сердца прошептала:
— Слава Тебе, Господи! Слава Тебе!
Хорошо учился Гриша, да вот беда — хотелось ему быть самым лучшим учеником в классе. А тут появился у них новенький, и, как назло, отличник. Когда он отвечал, Гриша места себе не находил — так ему хотелось, чтобы тот ошибся.
Как-то вызвали Гришу доказывать теорему по математике. Он ответил на «отлично” и успокоился: знал, что пятёрок у него много, и на следующий день его не спросят. А потому даже урок готовить не стал.
Видео (кликните для воспроизведения). |
На этот раз вызвали новичка. Тот начал бойко отвечать. Гриша смотрел на него и шептал про себя:
— Ну, ошибись, ошибись. Но новенький говорил без запинки. Тогда Гриша стал к Богу взывать:
— Господи, сделай так, чтобы этот задавала ошибся. Господи, Ты — Всесильный. Пусть ему влепят тройку, а ещё лучше — двойку.
В этот момент новичок действительно запнулся, заволновался и, наконец, замолк. Учитель обратился к Грише:
— Ну-ка, помоги ему.
Наш герой даже дар речи потерял.
— Ну что же ты, отличник? Иди к доске! Гриша покраснел и не двинулся с места.
— Что с тобой? Не выучил? Мальчик повесил голову.
И через секунду Гриша увидел в дневнике жирную двойку.
Шёл он домой и с упрёком говорил:
— Почему же так получилось, Господи? Я же просил Тебя, чтобы новичку двойку поставили, а поставили — мне. И что теперь делать? Пятёрки в четверти не видать, мама будет переживать, папа — ругать. Ведь Сам говорил: «Просите, и дано будет вам”.
Не понимал, о чём можно просить Спасителя, а о чём нельзя, и один крестьянин в прошлом веке. Тогда в Вятской губернии случился неурожай, и цены на хлеб сильно подскочили. Жадные люди, не жалея голодающих, использовали это, чтобы обогатиться. Так и этот крестьянин, у которого были большие запасы зерна, дождался, когда цены станут совсем высокими, и повёз его в Вятку продавать. Получив огромную прибыль, он на радостях зашёл в собор и заказал благодарственный молебен святителю Николаю за удачную торговлю. Кроме того, он стал молить Господа, чтобы голод продолжался и цены выросли ещё больше.
Возвращаясь домой, крестьянин узнал, что в тот момент, когда он произносил молитву о несчастии народа, в его хозяйстве вспыхнул пожар. Перекинувшись на амбары с зерном, огонь превратил злую мечту в пепелище.
История о молитве
Истории и примеры о молитве
Сколько весит молитва?
Единственный человек, который, как я слышал, пробовал взвесить молитву, всё ещё не знает ответа на этот вопрос.
Одно время он думал, что знает. Это было тогда, когда он владел маленьким бакалейным магазином. Однажды в магазин вошла несчастная женщина с измождённым лицом и попросила бакалейщика дать ей продукты, чтобы она смогла приготовить обед для своих детей. Он спросил женщину, сколько у неё денег.
‒ Мой муж погиб на войне. И у меня ничего нет, кроме маленькой молитвы.
Торговец признался, что в те дни он был не очень сентиментален и полагал, что его бакалейная лавка ‒ не место бесплатной раздачи хлеба неимущим. Он небрежно бросил:
‒ Напишите её на листе бумаги, ‒ и снова взялся за работу.
К его удивлению, женщина вынула из кармана кусок бумаги и протянула его бакалейщику через прилавок. Она сказала:
‒ Я сделала это ночью, когда присматривала за своим больным ребёнком.
Не успев опомниться от неожиданности, бакалейщик взял клочок бумаги, но тут же пожалел, что сделал это: как же ему теперь поступить и что ответить?
Вдруг у него появилась идея. Даже не прочитав молитву, он положил листок бумаги на весы и сказал:
‒ Посмотрим, чего он стоит.
К его удивлению, когда он положил на другую чашу весов буханку хлеба, стрелка весов даже не шелохнулась. Он ещё больше смутился оттого, что стрелка продолжала стоять на месте, хотя он быстро накладывал продукты на весы, потому что на него смотрели покупатели. Бакалейщик попытался быть грубым, но безуспешно. Он покраснел, и поэтому ещё больше разозлился. В конце концов, он пробормотал:
‒ Ну, это всё, что могут выдержать весы. Вот пакет. Вам придётся всё это упаковать самой. Я занят.
Издавая звуки, похожие на негромкое всхлипывание, женщина взяла кулёк и начала упаковывать еду, вытирая слёзы рукавом всякий раз, когда высвобождалась рука.
Бакалейщик попытался было не смотреть, но мельком заметил, что дал женщине довольно большой пакет, в котором оставалось ещё немного места. Поэтому, ничего не сказав, он бросил на прилавок большую головку сыра. Он не увидел робкой благодарной улыбки, сверкнувшей в её влажных глазах в ответ на доброту бакалейщика, которая опровергла первое обманчивое впечатление о его скупости.
Когда женщина ушла, бакалейщик подошёл к весам, почёсывая голову и покачивая ею в недоумении. Позже он нашёл разгадку. Весы были сломаны.
Шли годы. Бакалейщик часто вспоминал этот случай и не знал, была ли правильной та разгадка, которую он нашёл. Почему молитва той женщины была уже написана и готова для того, чтобы удовлетворить его неожиданное требование? Почему бедная женщина пришла именно тогда, когда весы были сломаны? Что так сбило его с толку, чтобы он даже не заметил этой поломки и продолжал накладывать продукты, когда на чаше весов лежал лишь клочок бумаги? Он чувствовал себя глупцом и едва понимал, что делал.
Да, во всяком случае, вера ‒ вещь странная. И молитва тоже.
Бакалейщик никогда больше не видел этой женщины. Но ведь он никогда не видел её и до этого. И всё-таки до конца своей жизни он помнил её лучше, чем любого другого покупателя.
Он знал, что тот случай не был плодом его воображения, потому что у него всё ещё хранится клочок бумаги, где была написана молитва той женщины: «Пожалуйста, Господь, подай нам хлеб наш насущный».
Рассказывают, как однажды во сне одна сестра христианка видела трёх молящихся женщин. Когда они стояли на коленях, к ним приблизился Господь. Он нежно склонился над первой из них: улыбка Его излучала любовь, обращённая к ней речь, звучала, как музыка. Затем Он подошёл к следующей, но ограничился лишь тем, что прикоснулся к её склонённой голове и подарил ей взгляд, полный ободрения. Мимо третьей, Он прошёл, ни сказав ни слова, даже не взглянув на неё.
Видевшая сон подумала: «Как велика Его любовь к первой! Второй Он только выразил Своё одобрение, третья же, должно быть, глубоко Его оскорбила. Желала бы я знать, что она совершила, что Господь так резко с ней обошёлся?»
В этот момент Сам Господь предстал перед ней и сказал: «О женщина, как превратно ты истолковала Мои действия. Первая коленопреклонённая женщина нуждалась во всей Моей нежности и заботе, иначе не устояла бы на узком пути. У второй больше веры и более глубокая любовь, она будет уповать на Меня при всех обстоятельствах, но нуждается в ободрении, которое поможет ей не смотреть на людей. Третья же имеет совершенные веру и любовь. Она так хорошо знает Меня и настолько доверяет Мне, что не нуждается в видимых проявлениях Моего ободрения. Она не смущается и не падает духом от обстоятельств через которые Я провожу её. Она твёрдо знает, что Я довожу до совершенства начатое Мною в ней дело для вечности…
По Своей Любви Я храню молчание, потому что Моя Любовь превыше слов, выражающих её. Ради вас Я молчу, дабы вы научились любить Меня и доверять Мне. Я хочу, чтобы, наученные Духом, вы могли откликнуться на Мою Любовь без всякого к тому принуждения извне».
Постиг ли ты тайну Его молчания? Если да, Он сотворит чудеса, и ты будешь ещё больше хвалить Его!
МОЛИТВА
МОЛИТВА (от глаголов «молить», «умолять») — обращение человека к высшим духовным силам, общение с ними; универсальная форма религиозной жизни.
Вербальная молитва может сочетаться с пением, танцами, особыми жестами и другими обрядовыми действиями.
Молитва — одно из характерных отличий религии от магии (колдовства). В отличие от колдуна, молящийся обращается к высшему началу с просьбой, благодарением, восхвалением, считая адресата своей молитвой независимым и превосходящим его самого, свободным ответить или не ответить на молитву.
Эволюционистская теория Дж. Фрэзера, утверждающая, что религия возникает из магии и, соответственно, молитва — из магического заклинания, ныне имеет мало сторонников. Её опровергает практически доказанное сосуществование магии и религии у всех народов, присутствие заклинаний и молитва во всех религиозных практиках.
Также немного сторонников у теории анимизма Э. Тайлора, полагающей, что первоначально молитвы имели исключительно просительный характер и касались земных благ, часто следуя принципу взаимообмена. Существующие во всех религиозных практиках просительные молитвы обычно соединяются с молитвами восхваления, благодарения, им часто предшествуют покаянные молитвы и плачи.
Существование молитв в глубокой древности у людей дописьменной эпохи косвенно подтверждается изобразительными памятниками: отпечатки ладоней на стенах пещер (верхний палеолит), которые могут трактоваться как знак личной причастности святыне; изображения людей в характерных для молитвы позах (росписи Чатал-Хююка; средний неолит).
О всеобщности молитвы свидетельствуют первые тексты и воспоминания ранних письменных цивилизаций о дописьменном времени. Так, согласно английскому издателю шумерских литургических текстов С. Лангдону (начало XX века), молитвенные тексты на шумерском, древнейшем письменном языке Месопотамии (III тысячилетие до н. э.), намного чаще имеют просительный, покаянный или хвалебный характер, чем более поздние тексты на семитских языках Месопотамии (если это не переводы с шумерского), в которых преобладают речения магического типа.
Древне-египетские литургичекие тексты III тысячилетия до н. э. (Тексты пирамид) не содержат молитвы, однако обычно относимые к этому же времени египетские дидактические тексты говорят о молитве как о необходимом моменте в отношениях человека и Бога («Поучение Гераклеопольского царя своему сыну царевичу Мерикара»). В древне-египетских гимнах Среднего царства (начало II тысячилетия до н. э.) о молитве говорится уже вполне определённо, ещё более полно свидетельствуют о молитве гимны Нового царства (конец II тысячилетия до н. э.). Ряд гимнов Ригведы (II тысячилетие до н. э.), особенно обращённые к Варуне, имеют ярко выраженный молитвенный характер (7:88, 89).
Во всех современных религиях, где присутствует объект молитвы (его нет в буддизме тхеравады), молитва не только рекомендуется, но и предписана. «Бодрствуйте на всякое время и молитесь», — говорит апостолам Иисус Христос (Лк. 21:36). «Молитесь непрестанно», — учит первых христиан апостол Павел (1 Фес. 5:17). «Вспоминайте Бога частыми воспоминаниями: хвалите Его утром и вечером, Его, Который благословляет вас», — повелевает Коран (33:41–42).
Молитва может быть коллективной и личной. Широкий спектр молитвенных практик представлен в индуизме: от молитвы как элемента ритуала до молчаливой молитвы, совершаемой только дыханием (ритмом вдохов и выдохов — праны и апаны) в полном уединении. Личные и общественные молитвы имели место в Ветхом Завете.
В современном иудаизме каждую утреннюю и вечернюю службы читаются молитвы благословения («Барху»), три раза в день читается амида, состоящая из 18 благословений, — главная общественная молитва иудаизма.
В Евангелии Христос, с одной стороны, рекомендует молиться тайно, затворив двери своей комнаты и не уподобляясь лицемерам, молящимся напоказ (Мф. 6:6), с другой стороны, Он говорит: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19–20).
В Русской православной церкви в XX веке вошли в практику коллективные молитвы всех собравшихся в храме: пение всем собранием, а не только хором «Отче наш», других молитв, часто общее чтение (не только священником) заключительной молитвой перед причащением («Верую, Господи, и исповедую…»).
В исламе тайная молитва, часто без произнесения слов (зикр), обязательно сочетается с коллективной молитвой. Наличие общественной и личной (часто тайной) форм молитвы может считаться указанием на два аспекта личности молящегося — как части целокупности мира и человечества и как индивидуальной души, ведущей диалог с Богом (в индуизме — Атмана, индивидуально переживающего свою идентичность с Брахманом).
Согласно большинству учений о молитве, Бог ждёт от молящегося только отдания Ему своей воли (души), все же возможные прошения и иные слова Бог знает ещё до того, как они произнесены. «Знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). «На одно твоё слово — Аллах! — Моё — Вот Я» (перс. суфий, поэт-мистик Джалал ад-Дин Руми, XIII век).
Практически во всех религиозных практиках совершенной считается молитва, творящаяся постоянно, причём не устами, а всем естеством человека (сердцем), столь же неотторжимая от него, как и дыхание. «Когда сердце странствует в поминании, а языку повелевает молчать, — ценность такого поминания известна только Богу» (мусульманский мистик Абу Саид Ахмад аль-Харраз, вторая половина IX века).
В отличие от магических практик, молитва, совершаемая только словами без полного внутреннего сосредоточения на объекте молитвы, считается бесполезной. Для полного сосредоточения на молитве, которая должна исходить из сердца молящегося даже во время сна, в различных религиозных традициях используются вспомогательные психофизические средства сосредоточения, например православная практика Иисусовой молитвы.
От молитвы следует отличать созерцание (медитацию), грань между которыми часто бывает очень тонкой.
В современном религиоведении различают три аспекта молитвы: молитва-текст, молитва-действие и молитва-причина.
Молитва как текст — это собственно слова молитвы, произнесённые или записанные (молитвенники; молитвы, записанные этнологами; молитвы, вкрапленные в различные произведения; записи богослужебных последований). Молитвы как действие — это весь контекст молитв, практически составляющий всю религиозную практику той или иной культуры: предписания для положения тела во время молитвы, ритуальные обстоятельства, предшествующие, сопутствующие и последующие молитвы (чистота, пост, форма одежды и др.), формы коллективных молитвенных собраний, помещения для молитвы и т. д. Молитва как причина (объект) — это всё то, что сказано и написано о ней самими молящимися и богословами той или иной религиозной традиции.
ИИСУСОВА МОЛИТВА
ИИСУСОВА МОЛИТВА — особый вид углублённой молитвы, известной у восточных подвижников с V века.
По утверждению некоторых церковных писателей, Иисусова молитва была дана апостолам самим Иисусом Христом. Согласно Григорию Паламе, Иисусову молитву совершала в отроческие годы Дева Мария.
Иисусова молитва, творимая духом, с концентрацией ума в сердце, в виде «умного делания», была известна ещё в древней Церкви. Более или менее ясные указания на неё встречаются в III веке у Климента Александрийского, в IV веке — у Василия Великого и Иоанна Златоуста, в V веке — у Диадоха Фотикийского и др. На Афон Иисусова молитва перенёс в XIII веке Григорий Синаит. Мистический смысл молитвы был описан в XIV веке в трудах Никифора Отшельника и др., которые дали полное изложение связанного с этой молитвой метода концентрации ума в сердце, включающего соритмизацию дыхания и самого биения сердца с ритмикой формулы творимой умом молитвы.
Практика Иисусовой молитвы сохранилась только в восточной Церкви. Необходимым условием совершения Иисусовой молитвы святые отцы считают покаяние и смирение (Иоанн Лествичник и Паисий Величковский). Молитва тесно связана с методом; повторение молитвы должно быть ограничено определённым числом по чёткам. Формула и содержание молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»; сокращённые формулы: «Господи Иисусе, помилуй мя» или «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Вторая половина Иисусовой молитвы — формула «помилуй мя» — имеет корень в Ветхом Завете и часто встречается в псалмах царя Давида. Широкую известность получила т. н. исихастическая молитва, которая практиковалась афонскими и византийскими монахами в XIII-XIV веках (смотрите Исихазм).
Первые данные о распространении Иисусовой молитвы на Руси связаны с именем преподобного Антония Печерского. О беспрестанной молитве говорится в кратких житиях печерских монахов Никона Черноризца, Григория Чудотворца и др. Исихастом-практиком был преподобный Сергий Радонежский. В поучениях преподобного Серафима Саровского о молитве нельзя не обратить внимания на то, что великий старец цитирует таких столпов исихазма, как святые Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, а также Дионисия Ареопагита, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Макария Великого.
детям о молитве
Что такое молитва?
Человек создан Богом таким, что общение для него имеет очень большое значение. Вспомните, как тягостно и грустно бывает когда вы долго находитесь одни. Вам хочется с кем-то поговорить, поделиться своими проблемами, хочется чтобы вас выслушали или самим послушать кого-то. Хочется поделиться новостями, радостью или горем, ищете тех, кто мог бы разделить с вами ваши чувства и переживания, ободрить, пожалеть или наоборот направить и подсказать что-то.
Общение возможно между разумными существами. Только от безысходности люди разговаривают с животными или растениями, но это скорее разговор в одну сторону, без ответа.
Молитва -наше общение с Богом. Это особая встреча с Ним, к которой нужно стремиться, готовиться и дорожить. Это не разговор по душам, как с другом, это не жалоба и не кляуза. Ведь даже с начальником или учителем мы выбираем более возвышенную или вежливую форму общения. (Молитва эта ещё и та форма общения, которая уместна по отношению к Богу.)
Поэтому молитва не простой разговор, а особенный, не похожий на обычную беседу.
Молясь, мы понимаем, что Бог нас знает таких, какие мы есть на самом деле, бесполезно надувать щеки, или принимать важные позы, наигранно лить слезы, или оправдываться. Молитва начинается именно с понимания того, что про нас все известно от А до Я.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Молитва- общение с Богом,оно как и общение с людьми вносит в нашу жизнь что-то новое. Помните пословицу: « с кем поведешься от того и наберешься»? очень мудрая пословица, ведь те с кем мы дружим, разговариваем, проводим время, влияют на нас. От тех с кем общаемся мы перенимаем не только новые словечки, меняемся игрушками или скачиваем картинки на мобильный телефон, мы вольно или невольно подражаем и их поведению, перенимаем доброе или злое.
Молитва, как общение с Богом тоже влияет на нашу жизнь. Молясь, мы постепенно день ото дня, год от года наполняемся искорками Божиими, Его благодатью. Чем больше этих искорок, тем ярче и светлее становится наша душа, тем неприятнее нам становится грех, тем отвратительнее грубые слова и гадкие поступки. Вот почему нужна человеку молитва. Чтобы стать ближе к Богу, более похожими на Него, чтобы понимать для чего мы пришли в этот мир.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.