О прекрасная невесто Христова, чистая голубице, позлащенная Духом Святым, девственная похвало и пещерная собеседнице ангелов, под спудом мира сего скрывшаяся, но на свещнице церковнем высоце самим Богом поставленная, преподобная мати Досифее!
Что достойное в дар тебе принесем кроме смиренных и грешных молений наших, яже приимши, очисти я святыми твоими молитвами и принеси к Жениху твоему, Христу Богу нашему.
Ублажаем тя, обители Китаевския украшение, наша заступнице и хранительнице во тьме греховней блуждающым, яко звезда путеводная путь ко Христу указующая.
Ты яко храбрый воин Христов в борьбу с духом злобы вступила еси, немощь женскую презирая, и мужеством от Бога укрепляема, сохранила еси цвет девства и чистоту целомудрия твоего, между мужами житие провождая и Досифеем ради сокрытия от мира нарекшаяся.
Моли Бога о нас, о преподобная мати, да не яростию своею обличит нас Господь, ниже гневом своим накажет нас за премногия грехи нашя, но милостию своею да оградит нас и да дарует нам время на покаяние и исправление.
О преподобная Досифее! Всех собравшихся во храме сем и с любовию чтущих святую память твою, твоим заступлением осени, и испроси у Царя сил, Емуже со ангелы предстоиши, коемуждо благоприятная во временней жизни сей, паче же помози нам небеснаго Царствия достигнути твоими теплыми молитвами и ходатайством ко Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.
Главный редактор — протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор — Елена Блайвас, Технический редактор — Александр Перехрестенко
Досифея киевская молитва
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
Главная
История
Святыни Храма
Устройство Храма
Фото
Проповеди
Видео
Контакты
День за днем
Православный календарь
Расписание богослужений
Газета «Колокол»
Библейская группа
Вопрос священнику
Просьбы молитв
Наши священники
Паломнические поездки
Нужды Храма
Объявления
Православная кухня
Новое на сайте
О смысле
Читаем Евангелие
Таинства
Богослужения
Пост
Библиотека
Библиотека Храма
Молитвослов
Акафисты
Жития святых
Духовная сокровищница
Статьи
Словари
Психология
Воскресная школа
История
Расписание занятий
Милосердие
Дети-сироты
Сервисы сайта
Экспресс-связь
Карта сайта
Ссылки
Главная >>Иконы Храма >>Иконостас >>Верхний ярус >> Икона и житие преподобного Досифея Киевского
Икона и житие преподобного Досифея Киевского
Читайте также:
Молитвы преподобному Досифею Киевскому
Акафист преподобному Досифею Киевскому
Иконография святых
Дни памяти: 10 / 23 июня (прославление); 4 / 27 июля день, 25 сентября/ 8 октября (преставление)
В Киево-Китаевской пустыни подвизалось немало великих старцев, но самым знаменитым был преподобный Досифей, прославившийся в ХVIII веке своими великими подвигами. Никто и не подозревал, что под именем старца Досифея долгие годы скрывалась православная подвижница Дарья!
Родилась она в 1721 году в семье богатых и знатных рязанских дворян Тяпкиных. Род свой вели они от героя Куликовской битвы Василия Варгоса, ставшего потом любимым окольничим Димитрия Донского.
Неразрывные духовные связи соединяли дворян Тяпкиных с родом святого князя. Бабушка Дарьи ушла под старость из мира в женский Свято-Вознесенский монастырь, находившейся в Московском Кремле, и стала мантийной монахиней Порфирией.
Когда Даше было два года, родители привезли ее в Москву погостить у бабушки. Монахиня Порфирия сразу полюбила кроткую светлую девочку, почувствовала в ней избранницу Божью и наотрез отказалась расставаться с внучкой.
Пятилетняя Дарья строго держала посты, по средам и пятницам вкушала только хлеб и воду. Рано выучилась грамоте и вечерами читала бабушке Евангелие.
Дарье было девять, когда ее вернули в родительский дом. Все там было чужим и ненужным. Жизнь в миру оказалась мелкой и суетной. Чужд был богатый родительский дом, полный гостей, болтовня сестер, глупые мечты о завидных женихах, украшениях и нарядах.
Ненужно было Дарье и светское образование, которое непременно хотели дать ей родители-дворяне. Для этого предполагалось выписать для юной затворницы из столицы бойкую учительницу- француженку.
Последней каплей стали разговоры о знатном женихе. И Дарья сделала свой выбор. В мае 1736 года она тайно покидает родителей и пешком идет в Москву, в Свято-Вознесенский монастырь, к любимой бабушке. Но увидеть старицу Порфирию довелось только издалека.
По канонам церкви нельзя было девице поступить в монастырь без родительского благословения. Беглянок сразу выдавали родителям.
И Дарья покинула монастырь. Но домой не вернулась. Коротко остригла волосы, надела купленный на базаре мужской наряд, превратилась в худенького крестьянского мальчика и в толпе паломников направилась в Троице-Сергиевую Лавру.
По примеру древних греческих подвижниц, святых Ефросинии и Александры, долгие годы скрывавшихся под мужскими именами в мужских монастырях, она назвалась беглым крестьянином Досифеем. (По-гречески, Досифей означает «богом данный»).
Никто не узнает, каких неимоверных трудов стоило шестнадцатилетней беглянке скрывать свою тайну. Постоянно находиться среди братии, работать на самых тяжелых послушаниях. Прожить так целых три года можно было только с помощью Божьей.
Однажды в Лавру в поисках пропавшей дочери приехала мать Дарьи. Долго молилась она у мощей святых угодников Божьих, умоляя приоткрыть завесу исчезновения беглянки. Но встретиться с Дарьей Тяпкиным не удалось.
В ту же ночь она тайно покинула Лавру. Начался беспримерный подвижнический путь послушника Досифея на родину иночества в Киево-Печерскую Лавру.
Через два месяца он уже стоял перед ее настоятелем, архимандритом Илларионом Негрембецким и рассказывал, что с раннего детства мечтал стать монахом. История повторилась. Беспаспортного беглеца отказались принять в число братии.
В поисках убежища Досифей приходит в окруженную лесами Китаевскую пустынь, где издавна селились православные подвижники. Досифей поднялся на самый верх горы и руками вырыл себе в земле пещеру. В ней он прожил 17 лет.
Питался он только хлебом, который изредка приносили ему иноки из Китаевой пустыни, мхом и корнями.
Слава о прозорливом и мудром отшельнике разлеталась по городам и весям Российской империи. Тысячи людей приходили к нему за помощью. Вельможи и нищие, старики и подростки прибегали к этому великому утешителю. Но никто из паломников не видел его лица.
Все это время дворяне Тяпкины не переставали искать свою дочь по разным обителям России. Однажды к прозорливому старцу приехала на гору — Китай его родная сестра Агафья, чтобы узнать о судьбе пропавшей Дарье. Через узкое окошечко благословил Досифей свою сестру и успокоил: Дарья стала монахиней, служит Господу, живет высокой духовной жизнью. У нее свой путь, и искать ее больше не надо.
Он никогда не покидал пещеры и никого не впускал к себе. С приходящими к нему за советом и благословением беседовал только через маленькое окошечко. Исключение было сделано только для Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, посетившей киевские святыни в 1744 году вместе с наследником престола Петром Федоровичем и его невестой Екатериной, будущей Императрицей.
Чтобы императрица смогла пешком подняться наверх Китай-горы в пещеру Досифея, монахи срочно вбили в узкую тропинку множество деревянных ступенек.
Долгое время беседовал преподобный Досифей с царицей. Читал и прозревал старец в ее сердце. Поведал ей много такого, от чего содрогнулась властная и страстная душа императрицы. На всю жизнь запомнила она свою покаянную исповедь у таинственного затворника и его советы о будущем трона, о выборе престолонаследника и его роли в истории России.
Досифей пользовался большим уважением у киевских архиереев и монашеской братии, но даже не был пострижен в рясофор — первый чин монашества. Елизавета Петровна повелела немедленно совершить обряд пострижения и сама присутствовала на нем. При постриге подвижнику было дано то же самое имя — Досифей.
За день до своей кончины преподобный Досифей вышел из затвора и пошел по кельям: прощаться с братией. Перед каждым иноком падал старец на колени и со слезами просил прощения.
Простившись со всей обителью, он затворился в своей келье, чтобы провести последние часы в молитве. Скончался Досифей 25 сентября 1776 года на 56-м году жизни. Напрасно наутро стучал послушник в его дверь. Никто не откликнулся. Когда же монахи вошли в келию, глазам их представилась поразительная картина: тихо теплилась лампада, перед иконой стоял на коленях Досифей и как будто молился (точно также в 1833 году отойдет к Господу и Преподобный Серафим Саровский) — правая рука почившего старца поднята вверх в крестном знамении.
В левой — зажата записка, адресованная братии: «Тело мое приготовлено к отшествию в вечную жизнь. Молю вас, не открывая, предать его погребению».
Завещание старца исполнили в точности. Никто не посмел обнажить многотрудное тело и обмыть его. С благоговением погребли его иноки в монастырской ограде на северной стороне Свято-Троицкой церкви.
Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Спустя несколько лет Агафья Тяпкина снова приехала в Китаевскую пустынь, очень расстроилась, не застав старца в живых. Попросила взглянуть на его портрет, узнала свою сестру Дарью и потеряла сознание.
Так, стало известно, что великий затворник Китаевской пустыни был не мужчиной, а девицей — преподобной Досифеей. По сей день на могилу святой затворницы стекаются тысячи паломников.
В православном опыте духовной жизни известно, что помощь великих подвижников не прекращается и после смерти.
Так и старица Досифея после своей смерти вымаливает каждого, кто обратится к ней за помощью.
По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.
Главный редактор — протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор — Елена Блайвас, Технический редактор — Александр Перехрестенко
Преподобная Досифея, затворница Киевская
25 сентября / 8 октября
Преподобная Досифея, затворница Киевская
Прп. Досифея[1] родилась в 1721 г. в Рязани в дворянской семье. Начальное образование она получила у своей бабушки Порфирии в Москве, которая была монахиней Вознесенского монастыря. Она привила девочке любовь к подвижнической жизни и святым добродетелям. Когда Порфирия постриглась в великую схиму, внучка вернулась в родительский дом. Но и здесь она продолжала жить как в монастыре, ибо ничто в мирской жизни ее не привлекало. Родителей беспокоило ее поведение, и они хотели как можно скорее выдать ее замуж. Но святая избежала этого. В пятнадцатилетнем возрасте она переоделась в мужскую одежду и ушла в Троице-Сергиеву лавру, где назвалась крестьянским сыном Досифеем. Ее приняли послушником и поставили пономарем.
Через три года святая тайно бежала из лавры, чтобы родители не нашли ее. Она отправилась в Киево-Печерскую обитель, но там ее не приняли, так как у нее не было паспорта. Не имея другого выхода, она с тех пор стала жить отшельницей в пещере близ Китаевой пустыни.
Досифея питалась хлебом и водой, которые оставлял у входа в ее пещеру один монах. На время Великого поста она затворялась и вкушала только дикие травы, росшие поблизости. Полностью устремленная к Богу в подвиге и непрестанной молитве, она в изобилии удостоилась даров пророчества и прозорливости, благодаря которым вскоре стала известна в окрестностях Киева. Многие христиане стекались к «затворнику Досифею», чтобы благоговейно выслушать его советы и слова утешения через маленькое окошко, в которое не было видно даже его лица. В 1744 г. императрица Елизавета Петровна (1741-1761) посетила отшельника и ходатайствовала о его постриге в иноческий чин.
За некоторое время до этого прп. Досифею посетил юный Прохор Машнин — будущий прп. Серафим Саровский [2 ян.]. Предвидя судьбу, уготованную ему Господом, святая благословила его и направила в Саровский монастырь, дав наставление постоянно хранить на устах и в сердце Иисусову молитву, чтобы Святой Дух пребывал в нем. Однажды родная сестра прп. Досифеи пришла к «старцу» и спросила, что стало с ее сестрой. Не назвавшись ей, святая отвечала, что не надо больше искать Досифею, ибо она скрывается, чтобы служить Господу.
Когда производилась конфискация монастырских земель по императорскому указу, прп. Досифея укрылась в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Но там она не могла обрести покоя из-за слишком большого числа людей, приходивших к ней с разными просьбами. Через четыре года она поселилась в отдаленной келье Китаевой пустыни.
В последние годы жизни келейником и учеником прп. Досифеи был монах Феофан, которого она отправила в Молдавию к прп. Паисию Величковскому [15 н.] — великому подвижнику, возродившему исихазм и внутреннюю молитву. По возвращении в Россию Феофан был при прп. Досифее до самой ее смерти. Затем, исполняя волю святой, он ушел вести отшельническую жизнь в Соловецкий монастырь, где много сделал для возрождения традиции умного делания, полузабытой в России.
В пятьдесят пять лет прп. Досифея почувствовала, что настал час ее отшествия из этой жизни, и пошла проститься с братией обители. Вернувшись в келью, она провела ночь за чтением псалмов. Утром 26 сентября 1776 г. ее нашли на коленях перед иконой. В руках ее была записка: «Мое тело готово к погребению. Прошу вас, не трогайте его и похороните по обычаю». Только после смерти прп. отшельника Досифея стало известно, что это была женщина.
Досифея (Тяпкина), Киевская, затворница — история Святого имени
В пятнадцатом веке на южных подступах к Киеву, на Китай-горе монахи Киево-Печерской Лавры создают пещерный монастырь, а затем и Лаврский скит. Подвизалось здесь немало великих старцев, но самым знаменитым был преподобный Досифей, прославившийся в ХVIII веке своими великими подвигами. Никто и не подозревал, что под именем старца Досифея долгие годы скрывалась православная подвижница Дарья!
Родилась она в 1721 году в семье богатых и знатных рязанских дворян Тяпкиных. Род свой вели они от героя Куликовской битвы Василия Варгоса, ставшего потом любимым окольничим Димитрия Донского. Неразрывные духовные связи соединяли дворян Тяпкиных с родом святого князя. Бабушка Дарьи ушла под старость из мира в женский Свято-Вознесенский монастырь, находившейся в Московском Кремле, и стала мантийной монахиней Порфирией. Когда девочке исполнилось два года, родители с маленькой Дарьей отправились на богомолье в Сергиеву Лавру. Проездом через Москву они навестили в Вознесенском монастыре бабушку, монахиню Порфирию, которая упросила родителей оставить внучку при ней, дабы молитвами управить благой путь жизни ребенка. Монашеская жизнь с раннего детства оставила глубокий след в сознании Дарьи и повлияла на всю ее дальнейшую жизнь, тем более что душа у девочки была до крайности чуткой и трепетной, милосердной ко всем. Молилась Дарья, как взрослая, никаких поблажек: выстаивала длинные монастырские службы вместе со всеми, клала поклоны сколько надо, осеняя себя крестным знамением. Пятилетняя Дарья строго держала посты, по средам и пятницам вкушала только хлеб и воду. Рано выучилась грамоте и вечерами читала бабушке Евангелие.
В монастыре Дарья прожила семь лет. А потом пришло время забрать девочку домой на светское воспитание, как и положено было при ее дворянском происхождении. Новая жизнь обрушилась на Дарью бессмысленным, никчемным грузом. Пустая трата времени пришлась девочке не по сердцу и вызывала лишь жалость ко взрослым. Окружающие ее люди, в свою очередь, тоже недоумевали: богатая, а ходит, как крестьянка, барыня, а спит на доске, под голову сено кладет да еще с бедняками трапезу делит и разговаривает как с равными. Чужд был богатый родительский дом, полный гостей, болтовня сестер, глупые мечты о завидных женихах, украшениях и нарядах. Не нужно было Дарье и светское образование, которое непременно хотели дать ей родители-дворяне. Для этого предполагалось выписать для юной затворницы из столицы бойкую учительницу – француженку. Последней каплей стали разговоры о знатном женихе. И Дарья сделала свой выбор.
Однажды в солнечный майский день Дарья попросилась пойти с сестрами в лес. Для нее это было единственной возможностью уйти из дома. И она, ни о чем не сожалея, ушла навсегда – от дома, от родителей, от близких ей людей… от чуждой ей жизни. Сколько ни звали ее сестры, сколько ни аукали, так и вернулись в слезах домой без младшей сестры.
Сначала решила она пойти в Вознесенский монастырь к своей бабушке. Но подумав, что родственники найдут ее там и силой вернут назад, поступила иначе. Дарья остригла волосы, приобрела на базаре мужскую одежду и, переодевшись в простого крестьянского мальчика, направилась в Троице-Сергиеву Лавру. Долгое путешествие изменило ее лицо, оно огрубело, стало смуглым от палящего солнца, голос охрип, тело исхудало до невозможности. Теперь никто не смог бы признать в ней прежнюю красавицу Дарью. Она назвалась беглым крестьянином Досифеем (по-гречески Досифей означает «богом данный»). Посоветовавшись, старцы разрешили ей пребывать в Лавре тайно, но не иноком, а просто послушником. Сколько осторожности, сколько силы воли потребовалось Дарье, чтобы никто не догадался, что она девушка.
Так прошло три года. Однажды в Лавру в поисках пропавшей дочери приехала мать Дарьи. Долго молилась она у мощей святых угодников Божьих. Во время службы заметила молодого послушника. Материнское сердце безошибочно угадало любимое чадо, и она попросила монахов, чтобы юный послушник пришел к ним после службы в гостиницу. Но решительная Дарья, не подавая виду, мигом собралась, накинула котомку на плечи и снова пустилась в путь.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
Начался беспримерный подвижнический путь послушника Досифея на родину иночества, в Киево-Печерскую Лавру. Через два месяца он уже стоял перед ее настоятелем и рассказывал, что с раннего детства мечтал стать монахом. Беспаспортного беглеца отказались принять в число братии. В поисках убежища Досифей приходит в окруженную лесами Китаевскую пустынь, где издавна селились православные подвижники. Досифей поднялся на самый верх горы и руками вырыл себе в земле пещеру. В ней он прожил 17 лет. Питался он только хлебом, который изредка приносили ему иноки из Китаевой пустыни, мхом и корнями.
Слава о прозорливом и мудром отшельнике разлеталась по городам и весям Российской империи. Тысячи людей приходили к нему за помощью. Вельможи и нищие, старики и подростки прибегали к этому великому утешителю. Но никто из паломников не видел его лица. Он никогда не покидал пещеры и никого не впускал к себе. С приходящими к нему за советом и благословением беседовал только через маленькое окошечко. Исключение было сделано только для государыни императрицы Елизаветы Петровны, посетившей киевские святыни в 1744 году вместе с наследником престола Петром Федоровичем и его невестой Екатериной, будущей императрицей. Чтобы императрица смогла пешком подняться наверх Китай-горы в пещеру Досифея, монахи срочно вбили в узкую тропинку множество деревянных ступенек.
Долгое время беседовал преподобный Досифей с царицей. Читал и прозревал старец в ее сердце. На всю жизнь запомнила она свою покаянную исповедь у таинственного затворника и его советы о будущем трона, о выборе престолонаследника и его роли в истории России.
Досифей пользовался большим уважением у киевских архиереев и монашеской братии, но даже не был пострижен в рясофор – первый чин монашества. Елизавета Петровна повелела немедленно совершить обряд пострижения и сама присутствовала на нем. При постриге подвижнику было дано то же самое имя – Досифей.
Все это время дворяне Тяпкины не переставали искать свою дочь по разным обителям России. Однажды к прозорливому старцу приехала на гору Китай его родная сестра Агафья, чтобы узнать о судьбе пропавшей Дарье. Через узкое окошечко благословил Досифей свою сестру и успокоил: Дарья стала монахиней, служит Господу, живет высокой духовной жизнью. У нее свой путь, и искать ее больше не надо. Именно от преп. Досифеи получил в Китаево благословение идти в Саровскую обитель будущий великий старец преп. .
Когда в Российской империи было запрещено отшельничество, преподобная переселилась на Дальние пещеры в Лавре, где ей назначили келейника по имени Феофан (будущего известного соловецкого подвижника). Однажды Досифей послал Феофана принести ладану и стал раздавать его по кусочкам каждому из приходящих. «Люди станут падать на дороге, умирать как мухи… Но вы не падайте духом, дети, а молитесь. » И действительно, в конце 1770 года на Украине случилась моровая язва. Многих скосила она, даже иноки в Лавре не спаслись. Уцелели только те люди, которым Досифей подал ладан и благословил молиться.
За день до своей кончины преподобный Досифей вышел из затвора и пошел по келлиям: прощаться с братией. Перед каждым иноком падал старец на колени и со слезами просил прощения. Простившись со всей обителью, он затворился в своей келлии, чтобы провести последние часы в молитве. Скончался Досифей 25 сентября 1776 года на 56-м году жизни. Напрасно наутро стучал послушник в его дверь. Никто не откликнулся. Когда же монахи вошли в келлию, глазам их представилась поразительная картина: тихо теплилась лампада, перед иконой стоял на коленях Досифей и как будто молился (точно так же в 1833 году отойдет к Господу и преподобный Серафим Саровский) – правая рука почившего старца поднята вверх в крестном знамении. В левой – зажата записка, адресованная братии: «Тело мое приготовлено к отшествию в вечную жизнь. Молю вас, не открывая, предать его погребению».
Завещание старца исполнили в точности. Никто не посмел обнажить многотрудное тело и обмыть его. С благоговением погребли его иноки в монастырской ограде на северной стороне Свято-Троицкой церкви.
Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Спустя несколько лет Агафья Тяпкина снова приехала в Китаевскую пустынь, очень расстроилась, не застав старца в живых. Попросила взглянуть на его портрет, узнала свою сестру Дарью и потеряла сознание. Так стало известно, что великий затворник Китаевской пустыни был не мужчиной, а девицей – преподобной Досифеей.
Молитва преподобной Досифее затворнице Киевской
Молитва Досифее Китаева пустынь
Молитва Александра Сергеевича Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны» вдохновил на эту Молитву Св.Досифее Киевской(Китаева пустынь):
Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но не одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Все чаще мне она приходится на уста И, падшего, крепит неведомою силой: Владыка дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей, Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. 1836
Из преподобных, Досифей иль Досифея, Свое предназначение имея, Призвание — в нем сердцем не остынь, Взвела под Киевом — Китаеву пустынь, В монахи же благославила летом, Императрийца свет Елизавета, К ней Серафим Саровский приходил, Благословения в Саров испросил, Противостала миру в стане хрупком, Всей чистотою помыслов, поступков, Затворницей жить научена, С Христом на век была обручена, Ниц упадем пред ней благоговея, Твоя святая кротость Досифея, Подвижнический подвиг на слуху, Молись за грешных нас твоему Жениху.
Досифея
Ребёнком маленьким, невинным Отдали в монастырский скит, Где бабушка,вдова, Порфирия Решила совершить постриг.
И монастырские уставы В тебе взрастили крепкий нрав. Мечтала о священной славе, Суетность жизни всей поправ.
Смерть бабушки. Отроковицей Вновь поселилась в отчий дом, Но светской жизни вереницы Не манят, думы о другом.
Решенье принято: мужские Одежды на себя надев, Ты едешь в Киев монастырский, Жизнь светскую навек презрев.
И там, среди природы щедрой, Где Днепр приветливый течёт, В Китаево, в пещере темной Твой дух покой вновь обретёт.
Идёт молва о старце Досифее, Сама царица встречи ждёт. И Прохор Мошнин, сильный в вере, Напутствие здесь обретёт.
Надгробная плита у церкви, Тут Досифея с миром спит. Её портрет, на барельефе В поклоне Мошнин слово бдит.
Идут к ней на поклон миряне, Влюблённые сюда спешат. И верьте: счастье будет с Вами, Коль Досифея даст свой лад.
Голосиевские были. Досифея Киевская
Тропарь Досифеи Киевской. Иже Духом Святым издетска Христу обручена была еси, И, сокрывши себе отмира в подобии мужестем, Пещерное затворение сладостно восприяла еси. Молися о нас, Досифея славная, Жениху твоему, Да избавит нас от мрака греховного И спасет души наша
В Голосиевских озерах тонут, тонут купола, То Китаевская пустинь, смотрит в божьи зеркала. Стежка дней осенних, теплых, шорох листьев, как мольба. Вот затворников пещера, монастырская гора.
Голосиевская осень, тайны лет былых храня, Помнит молодую Дарью, — юродивую Христа, В рубище мужском, сбежавши, от сестры, и от отца, Обменяла та дворянство, и родимые места, На пещеру земляную, что без света и огня.
Царской милостью, монахом, рясофорным, стрижена. Подвиг старчества принявши, позабыв о свете дня, Сладострастному служению отдала себя сполна. Так в молитвах, в день Сергия, дух свой Богу предала.
По завету, не касаясь,… братьями погребена, Чтоб не знал никто из братьев, что- то девица была. Перед смертью, слез прощенья тайна вскрылась лишь едва, На надгробном камне белом пролила слезу сестра. Здесь узнала на портрете милой Дарьюшки глаза.
Голосиевская осень улетала в облака. Тайну мощей Досифеи бдит Китаевска гора. В темной келье преподобной вечная горит свеча. А над пустинью распевом льются строки тропаря.
Память 25 сентября, в Соборах Киевских и Рязанских святых
В миру Дария Тяпкина, родилась в 1721 году в богатой и знатной семье рязанских дворян Тяпкиных. С 2 до 9 лет она жила в келье своей бабушки, насельницы московского Вознесенского монастыря мон. Порфирии. За это время она настолько привыкла к монашескому образу жизни, что не смогла приспособиться к мирскому по возвращении домой. В 15-летнем возрасте Дарья «скрылась» во время прогулки с сестрами в роще.
Она остригла волосы, приобрела на базаре мужское крестьянское платье и, переодевшись, направилась в Троице-Сергиеву лавру, где представилась беглым крестьянином Досифеем и была принята на послушание.
Три года длилось пребывание подвижника в монастыре, однако родители Дарьи, обыскавшиеся её к тому времени, заехав как-то в святую Лавру, издалека приметили Досифея и организовали с ним встречу. Опознав ждущих встречи родных, Досифей не стал дожидаться разоблачения и тотчас направился в Киев.
В Киеве, как беглый, Досифей не смог поступить ни в один монастырь. Тогда он выкопал для себя небольшую пещеру за пределами Киева — на Китай-горе, близ лаврской Китаевской пустыни, и долгое время подвизался «в великом воздержании». Питался Досифей хлебом, водой и подножным кормом и никогда не держал в пещерной келии огня. В то же время слава об удивительном подвижнике стала распространяться в округе.
В документах сведения о подвижничестве Досифея впервые встречаются в запросе 1744 г. киевского генерал-губернатора М. И. Леонтьева «о жительствующих при Китаевской пустыни в ямах Досифею и Гавриилу, в кого они исповедуются и причащаются» [3]. Хронологически запрос совпадает с посещением Киева имп. Елизаветой Петровной. Государыня жила в доме архимандрита Киево-Печерской обители, где, вероятно, могла слышать о пещерниках. Согласно рукописи, опубликованной Лашкевичем, во время визита имп. Елизаветы состоялась ее беседа с Досифеем. После этой встречи государыня распорядилась постричь пещерника в рясофор. На следующий же день состоялся постриг, но Досифей продолжал жить в пещере.
Вероятно, после указа о запрете отшельничества (середина 1760-х) Досифей оставил китаевскую пещеру и получил келью возле Дальних пещер Киево-Печерской лавры.
В 1766 году монах Досифей был вновь переведен в Китаевскую пустынь. К этому времени он «не только в Киеве, но везде, чуть не по всей России, разглашен затворником и немалым святцем». Причиной перевода в пустынь стала жалоба на Досифея бунчукового товарища Федора Савича, который утверждал, что его жена в результате бесед со старцем решила принять монашество, оставила дом и поселилась в Киевском Вознесенском Флоровском монастыре. После разбора жалобы Савича духовный собор Киево-Печерской обители постановил перевести Досифея снова в Китаевскую пустынь «с тем, чтоб он там жил не затворнически, но в келии… дабы ж он не с кем и разговоров никаких уединенно без присутствия другого брата не имел, о том, как и о всем выше писанном, в надлежащих обстоятельствах накрепко предложить тамошнему отцу начальнику иметь непрестанное наблюдательство и, что происходить будет, рапортовать» [4]. Датировка этого документа (1766) не совпадает с данными рукописи из архива Лашкевичей. В последней говорится, что после указа о запрете отшельничества Досифея по распоряжению лаврского начальства поселился как затворник в Дальних пещерах лавры, а в 1774 г. «по совету» Киевского митр. Гавриила (Кременецкого) архим. Зосимой (Валкевичем) был переведен в Китаевскую пустынь, где жил в уединенной келье у пруда.
По церковному преданию, именно прп. Досифей благословил на постриг прп. Прохора Мошнина (буд. прп. Серафима Саровского).
Спустя 20 лет сестра Дарьи-Досифея посетила Китаевскую пустынь и беседовала со старцем, который посоветовал «не допытываться, если кто из родных скрылся ради Господа». Лица монаха она не увидела. Приехав спустя некоторое время в Китаево, она не застала старца в живых и опознала Дарью по портрету старца.
Год кончины прп. Досифея разные источники указывают от 1775 [5] до 1778 г. [6]. Киевский митрополит Евгений (Болховитинов) впервые привел надпись на могиле Дорофея в Китаевской пустыни: «На… гипсовом гробе написано словами: 1776 года сентября 25 умре Досифей М.» [7]. В книге записи погребений лавры за 1890 г. зафиксирована др. надпись на могиле: «Здесь покоится тело почившаго схимонаха Досифея, скончавшегося в 1776 [или 1778] году Сентября 25» [8].
Православная энциклопедия считает наиболее достоверной датой кончины 25 сентября 1777 г., на который указывает дело из лаврского архива. 26 сентября 1777 г. послушник Григорий Черневский сообщил лаврскому архим. Зосиме о смерти Досифея. В резолюции предлагалось «монаха Досифея тело внесть в церковь и, отправив обыкновенное монашеское погребение, погребсти его по левую сторону каменной [Троицкой] церкви» и составить опись оставшемуся по умершему имуществу, что и было исполнено [9].
В 1993 году Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал для местного почитания «прп. Досифея, Киевского, рясофорного монаха» [1].
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя «преподобной Досифеи (Тяпкиной), Киевской затворницы» включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [2].
Мощи преподобной Досифеи пребывают под спудом с северной стороны приходской Свято-Троицкой церкви на территории Китаевской пустыни. Три попытки их обретения оказались неудачными. В начале 1990-х гг. на разоренном кладбище Китаевской пустыни, возрождаемой после закрытия в советскую эпоху, по уцелевшим преданиям было определено приблизительное место уничтоженного надгробия прп. Досифеи и воздвигнуто новое. В пещерном храме Собора Пресвятой Богородицы, построенном на месте подвигов Досифеи и других подвижников, оборудована т. н. «келья Досифеи», где каждый может почтить память преподобной.
Источники
Прп. Досифей Китаевский. Икона, XX в.
Первоначальное житие было составлено, вероятно, в конце XVIII века. Анонимное рукописное жизнеописание Досифея конца XVIII в. на полулисте синей бумаги было обнаружено в семейном архиве А. Лашкевича и опубликовано им в журнале «Киевская старина» [10].
В 1873 г. в Соловецком патерике впервые была опубликована информация, что Досифей на самом деле являлся девицей. Согласно приведенному в патерике житию пустынника Феофана [11], который являлся келейником Досифея, последний скончался после 30-летнего затворничества в Китаевской пустыни в 1778 г., на 53-м году жизни.
Вероятно, история из Соловецкого патерика, объединенная со сведениями, почерпнутыми из опубликованной в «Киевской старине» рукописи, легла в основу позднейшего жизнеописания Досифея, составленного послушником Киево-Печерской лавры Владимиром Зноско, — «Рясофорный монах (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской лавры и первый руководитель-наставник прп. Серафима Саровского» (К., 1906). Книга была издана типографией Киево-Печерской лавры вскоре после прославления прп. Серафима Саровского. Именно это житие получило наибольшее распространение и известность, в XX — нач. XXI в. вышло несколько брошюр с пересказами этого предания с искажениями исходного варианта.
В 1994 г. издательский отдел УПЦ МП переиздал книгу Зноско, дополнив портретом, на котором преподобный изображен безбородым старцем. Вероятно, портрет перепечатан из 1-го издания книги Зноско 1906 г., возможно, выполнен специально для него или в период подготовки к канонизации прп. Серафима Саровского (Зноско не уточнил происхождение портрета). Упоминания о более ранних изображениях Досифея неизвестны. Нет подтверждений и словам Зноско о том, что среди почитателей преподобного имел хождение список с его более раннего портрета.
В 2003 г. в Киеве издано Житие с акафистом и молитвой преподобной Досифее. Новая редакция выполнена по переизданию 1911 книги тогда уже свящ. В. Зноско с некоторыми изменениями и дополнениями.
Молитвословия
Я́же Ду́хом Святы́м изде́тска Христу́ обруче́на была́ еси́,/ и сокры́вши себе́ от ми́ра в подо́бии му́жестем,/ пеще́рное затворе́ние сла́достне восприя́ла еси́./ Моли́ся о на́с, Досифе́е сла́вная, Жениху́ твоему́,/ да изба́вит на́с от мра́ка грехо́внаго// и спасе́т ду́ши на́ша.
А́ще у́бо и не наста́ вре́мя обре́тения честна́го те́ла твоего́,/ но ве́мы вои́стинну твое́ пребыва́ние ду́хом с на́ми./ На твои́ бо моли́твы наде́емся и вопие́м ти́ усе́рдно:// ра́дуйся, хода́таица на́ша пред Бо́гом и оби́тели Кита́евския украше́ние.
Литература
Болховитинов Е. Описание Киево-Печерской лавры. К., 1826. С. 190;
Соловецкий патерик. СПб., 1873. С. 137-141;
Лашкевич А. C. Киевский пещерник ХVIII ст. // Киев. старина. 1884. № 7. С. 541-543;
Зноско В., свящ. Рясофорный мон. (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской лавры и первый руководитель-наставник прп. Серафима Саровского. К., 1906;
ЖПодв. Сент. С. 255-270;
Титов Ф. И. Рус. царствующий дом Романовых в отношениях его к Киево-Печерской лавре: 1613-1913. К., 1913. С. 100;
Никодимов И. Н. Восп. о Киево-Печерской Лавре: 1918-1943 гг. К., 1999. С. 99-100;
Степовик Д. В. Iсторiя Києво-Печерськоï лаври. К., 2001. С. 244-245;
Прп. Досифея, затворница Киевская: Житие с акафистом / Под ред. иером. Сисоя (Савченко) и др. К., 2003;
Крайняя О. А. Св.-Троицкий Китаевский мон-рь. К., 2004. С. 86-92;
она же. Джерела з iсторiï Китаïвськоï пустинi ХVIII ст.: Нове прочитання деяких ключових моментiв // Православ’я — наука — суспiльство: Питання взаємодiï: Мат-ли 3 Всеукр. наук. конф. (20-21 жовтня 2005 р.). К., 2006. С. 39-42;
она же. К биографии прп. Досифея Китаевского (Киевского): обзор архивных источников и историографии // Вестник церковной истории. М. 2007. № 2(6). С. 235-250:
https://www.sedmitza.ru/lib/text/688451/ ;
Кагамлик С. Р. Києво-Печерська лавра: Свiт правосл. духовностi i культури (ХVII-ХVIII ст.). К., 2005. С. 342.
Использованные материалы
Крайняя О. А., «Досифей Китаевский (Киевский)» // Православная энциклопедия, т. 16, с. 79-81
http://www.pravenc.ru/text/180355.html
Владислав Дятлов. «Преподобный Досифей Киевский – «он» или «она»?»
http://2010.orthodoxy.org.ua/node/57294
«Досифей или Досифея? 12 фактов из жизни преподобного затворника Киевского»
[1] Заседание Священного Синода УПЦ 27 июля 1993 года, журнал №14 — http://orthodox.org.ua/node/4263
[2] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html .
[3] ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 3 общ. Д. 1-а
[4] ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 2 мон. Д. 57. Л. 1-10
[5] по рукописи из архива Лашкевичей, преподобный умер в возрасте ок. 100 лет
[6] Соловецкий патерик. СПб., 1873. С. 137-154
[7] Евгений (Болховитинов). Описание. 1826. С. 190