Содержание
Молитвы преподобным Антонию и Феодосию Печерским
Тропарь, глас 4 *
Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вшия на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́ сим воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́, Анто́ние с Феодо́сием богому́дрым,// при́сно моля́щиися о возсле́дствующих и чту́щих па́мять ва́шу.
Перевод: Духовные звезды, просиявшие на Церковном небе, монашества российского основание песнопениями, люди, почтим, радостные похвалы им воздающе: «Радуйтесь, преблаженные отцы, Антоний с Феодосием богомудрым, всегда молящиеся о последователях и почитающих вашу память».
Кондак, глас 8 **
Возложи́в себе́ Бо́гу, па́че всех возлю́бленному от ю́ности, преподо́бне,/ Тому́ от всея́ души́ любо́вию после́довал еси́;/ ми́ра же тле́нная нивочто́же вмени́в, в земли́ пеще́ру соде́лал еси́,/ и в ней до́бре проти́ву неви́димаго врага́ ко́зней подвиза́вся,/ я́ко светоза́рное со́лнце во вся концы́ земли́ возсия́л еси́,/ отону́дуже веселя́ся преше́л еси́ к Небе́сным Черто́гом./ И ны́не со А́нгелы Влады́чню Престо́лу предстоя́,/ помина́й нас, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, Анто́ние, о́тче наш.
Перевод: Вверив себя Богу, больше всех возлюбленному с юности, преподобный, Ему от всей души с любовью ты последовал, всем тленным в мире пренебрег и, сделав пещеру в земле, в ней прекрасно подвизался против козней невидимого врага, как яркое солнце воссиял во всех концах земли, оттуда же с радостью перешел в Небесные Чертоги. И сейчас с Ангелами предстоя Престолу Владыки, вспоминай нас, почитающих память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, Антоний, отче наш».
Молитва 1-я,
преподобному Антонию Печеpскому **
Молитва 2-я,
преподобному Феодосию Печеpскому ***
Молитва 3-я,
преподобным Антонию и Феодосию Печеpским
Молитвы святым
Память: 3 май / 16 мая, 10 июля / 23 июля, 14 августа / 27 августа (перенесение мощей), 28 августа / 10 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских), в Дальних пещерах — преподобного Феодосия, почивающих), 2 сентября / 15 сентября, 28 сентября / 11 октября преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах — преподобного Антония почивающих
Преподобный Феодосий является одним из основателей русского монашества и устроителем Киево-Печерской Лавры. Покровитель русских монахов и благотворителей, собирающих средства для больных и малоимущих. К нему обращаются в молитве для помощи в обуздании страстей, приобретения смирения и аскетизма.
Тропарь преподобного Феодосия Печорского, глас 8
Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру и, украсив житие твое пощением и светлостию, в молитвах, яко безплотен, пребывал еси, в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Феодосия Печорского, глас 3
Звезду Российскую днесь почтим, от востока возсиявшую и на запад пришедшую, всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны содеянием и благодатию монашескаго устава, блаженнаго Феодосия.
Тропарь преподобного Антония Печорского, глас 4
От мирскаго мятежа изшед, отвержением же мира евангельски Христу последовал еси и, равноангельное житие пожив, в тихое пристанище Святыя Горы Афона достигл еси, отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед и тамо трудолюбно жизнь совершив, Отечество твое просветил еси и, множеству монашествующих стезю, ведущую к Небесному Царствию, показав, Христу сия привел еси, Егоже моли, Антоние преподобне, да спасет души наша.
Кондак преподобного Антония Печорского, глас 8
Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности, преподобне, Тому от всея души любовию последовал еси, мира же тленная ни во чтоже вменив, в земли пещеру соделал еси и, в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався, яко светозарное солнце, во вся концы земли возсиял еси, отонудуже, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом. И ныне со Ангелы Владычню престолу предстоя, поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Антоние, отче наш.
Тропарь преподобных отцов Киево-Печерских, глас 4
Мысленное солнце и светлую луну, первоначальных Печерских, со всем собором преподобных днесь почтим, тии бо, церковную твердь озаряюще, просвещают во тьме страстей бедствующих, и подают от Христа Бога молитвами своими помощь во всех скорбех, и душам нашим просят избавления.
Кондак преподобных отцов Киево-Печерских, глас 8
Избраннии от всех родов угодницы Божии, святии преподобнии Печерстии, на сих горах добродетельми просиявшии, вас земля не потаила есть, но Небо отверзеся вам и райское селение. Темже мы похвальныя песни Богу, прославльшему вас, в памяти вашей приносим; вы же, яко имущии дерзновение, ваш собор почитающих от всех бед молитвами вашими заступайте, яко заступницы наши и к Богу ходатаи.
Молитва преподобным Антонию и Феодосию Печерским:
О угодницы Христовы, преподобнии отцы наши Антоние и Феодосие и вси святии Киево-Печерстии, светильницы пресветлые, святостию иноческаго жития первые просиявшие на земле Российстей, покровители града Киева и всего отечества нашего! К вам, молитвенникам теплым и предстателям непостыдным, усердно притекаем, в нуждах и скорбях наших утешения и помощи просяще. Помозите нам, рабам Божиим (имена), заступницы наши! Утвердите нас в вере святей, сохраните Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научите нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная, будите нам благосердые отцы и теплые молитвенницы, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.
Собор Святых храмоздателей
Почитание святых является догматом Православной Церкви. Оно выражается в молитвенном призывании их на помощь, как наших ходатаев, заступников и молитвенников пред Богом, а также в написании их икон.
Икона Собора святых храмоздателей. На иконе изображены храмоздатели ветхозаветного и новозаветного периодов, окружающие Богоматерь с Младенцем, на фоне православного храма. Образ осеняет изображение Христа Спасителя как Бога, Творца Вселенной.
Для православного христианина святые — не только посредники между ним и Творцом. Сама их жизнь служит высоким нравственным примером. В Церкви распространено почитание не только отдельных угодников Божиих, но и групп святых. Существует в Церкви и почитание святых – патронов отдельных профессий. Так, например, мученики Флор и Лавр издавна считаются покровителями животных и скотоводов, их изображают на иконах с лошадьми (хотя в земной жизни по профессии эти святые были камнетесами).
Сотворение мира. Книжная миниатюра, XIII в.
Бог
Понятие о Боге как о Великом Архитекторе Вселенной часто встречается в христианской литературе и богослужении. Господь – Творец и Создатель мира, премудро «расположивший все числом, мерою и весом», Он влагает разум и вдохновение в людей, благоукрашающих мироздание своими трудами.
Веселеил и Аголиав
Царь Давид
У Орны-иевусиянина Давид купил гору Мориа. Здесь, на месте бывшего гумна, он воздвиг жертвенник богу Яхве. Гора Мориа – особое место. Авраам, согласно Библии, хотел принести Исаака, своего сына, в жертву Богу именно здесь. Давид решил на этом месте возвести Храм. Однако замысел осуществил лишь его сын, Соломон. Давид, тем не менее, многое сделал для его строительства: заготовил сосуды из меди, серебра и золота, полученные в дар или добытые в войнах, а также запасы металлов. Ливанские кедры и тесаные камни для храма доставлялись из Финикии по морю.
Соломон
Соломон начал строительство в 966 г. до н.э. Он обратился к Хираму, царю Тирскому, и тот прислал ремесленников, плотников, а также зодчего Хирама-Абиффа. При возведении величественного здания Храма был использован самый дорогой материал того времени – кипарисы и кедры из Ливана. Применялся также песчаник. Его обрабатывали каменотесы из Гебала, финикийского города. В готовом виде блоки доставляли на место строительства. Для утвари и храмовых колонн использовали медь, добытую в Эдоме в медных копях Соломона. На украшение Храма пошло немалое количество золота и серебра. На его возведении трудилось около 30 000 израильтян, а также примерно 150 000 финикиян и ханаанеев.
Пресвятая Богородица
Особое место среди православных святых занимает Пресвятая Богородица как «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». По слову святителя Григория Паламы: «Она Единая является границей между тварной и несотворенной природами, и никто не пришел бы к Богу, если только через Нее не был бы истинно озарен Божественным озарением». В Киево-Печерский патерик включен рассказ зодчих о том, как Пресвятая Богородица явилась им и повелела возвести храм в честь Ее славного Успения (это повествование вы прочтете чуть ниже).
Флор и Лавр
Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Хорватия). По ремеслу братья были камнетесами. Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим. Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при строительстве, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест.
Двенадцать греческих зодчих, строителей Лавры Печерской
Преподобные зодчие Печерской Лавры
В Православии покровителями строительства и строителей почитают преподобных Зодчих Печерских. Соборная Успенская церковь Киево-Печерской лавры, заложенная прпп. Антонием и Феодосием в 1073 году, 15 лет возводилась греческими зодчими и иконописцами. Память этих 12 греков-строителей совершается 27 февраля. Они прославлены в лике святых.
Божия Матерь благословляет греческих мастеров на строительство Великой Печерской церкви
Преподобный Антоний Печерский, к которому прибыли мастера, услышав их рассказ, прославил Бога и сказал: «О, чада, великой благодати Христос удостоил вас, ибо вы Его воли вершители. . Благословен приход ваш, и добрую спутницу имеете вы, эту честную икону Госпожи, и Она даст вам, как обещала, чего ухо не слышало и что на сердце человеку не всходило: этого никто не может дать, кроме Нее и Сына Ее, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, пояс Которого и венец, принесенные сюда варягами, являются мерой ширины, и длины, и высоты той пречестной церкви, – голос с неба известил это от великой славы».
Греки же со страхом поклонились святым и спросили: «Где то место? Покажите». Антоний же сказал: «Три дня будем молиться, и Господь обозначит нам». Три дня молился святой, и Господь указывал ему место: то росой, то огнем. Этот рассказ – живая иллюстрация того, сколь значимым и священным делом было для наших предков возведение храма Божия.
12-ти греков , строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры
День памяти
Житие
Кратко о 12-ти греках, строителях соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры
Соборная Успенская церковь Киево-Печерской лавры, заложенная прпп. Антонием и Феодосием в 1073 году, 15 лет возводилась греческими зодчими и иконописцами. Память этих 12 греков-строителей совершается 27 февраля.
Икона с частицами их святых мощей пребывает в петрозаводском храме во имя св. ап. Иоанна Богослова.
В Киево-Печерский патерик включен рассказ зодчих о том, как Сама Пресвятая Богородица повелела им возвести церковь: «Однажды, когда мы спали в своих домах, рано на восходе солнца, пришли к каждому из нас благообразные юноши и сказали: «Зовет вас Царица во Влахерну». Мы пошли, взявши с собою друзей и ближних своих. Пришли мы все в одно время и, расспросивши друг друга, узнали, что ту же речь Царицы слышал каждый из нас, и одни и те же посланные были за всеми нами. Наконец увидали мы Царицу и при ней множество воинов.
Мы поклонились Ей, и Она сказала нам: «Хочу Я построить себе Церковь на Руси, в Киеве, и вот вам велю это сделать. Возьмите золота на три года». Мы же, поклонившись, сказали: «Госпожа Царица! Посылаешь Ты нас в чужую страну, – к кому мы там придем». Она же сказала: «Я вас посылаю вот с ними, с Антонием и Феодосием». Мы же сказали: «Зачем же, госпожа, на три года золота нам даешь? Им и прикажи о нас, – что нам есть и что пить; а подаришь нас, чем сама знаешь».
Царица же сказала: «Этот Антоний только благословит и отойдет из этого света в вечный покой; а этот, Феодосий, через два года после него отойдет. Итак, берите золота до избытка. А что до того, чтобы почтить вас, то никто не может так, как Я: дам вам, чего и ухо не слыхало, и глаз не видал, и что на сердце человеку не входило. Я сама приду видеть церковь и в ней жить буду». Дала Она нам также мощи святых мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора, и сказала: это положите в основание».
Мы взяли золота больше, чем нам нужно было, и Она сказала: «Выйдите на двор, посмотрите величину церкви». Мы вышли и увидели церковь на воздухе. Вошедши опять к Царице, мы поклонились и сказали: «Госпожа Царица, какое имя церкви?» Она же сказала: «Я хочу назвать ее своим именем». Мы не смели спросить, как Ея имя, а Она сказала опять: «Богородицына будет церковь». И, давши нам эту икону, сказала: «Она будет в ней наместной». Мы поклонились Ей и пошли в дома свои, неся с собой икону, полученную из рук Царицы».
По́лно о 12-ти греках, строителях соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры
Великолепная церковь Лаврская была устроена волей и Промыслом Самого Господа Бога по молитвам первоначальников Печерской обители – преподобных Антония и Феодосия.
Согласно определению Царицы Небесной, прп. Антоний через несколько времени, в самый год основания церкви, мирно скончался, а прп. Феодосий усердно заботился о построении храма и через год, когда уже стены церкви были подняты над фундаментом, также мирно почил. Постройка церкови была окончена в третий год игуменства святого Стефана (1074–1094), преемника прп. Феодосия.
Окончив украшение храма иконами и живописью, иконописцы остались жить в Печерской Лавре, упражняясь в молитве и украшая себя подвигами и добродетельной жизнью. Приняв иноческое пострижение, они и скончались в обители в глубокой старости. Так исполнилось предсказание, которое слышали блаженные иконописцы от иконы Пречистой Богоматери, Которая им сказала: «Не уйдете оттуда, но, постригшись там, окончите свою жизнь».
Греческие мастера – и зодчие, и иконописцы, – потрудившиеся при создании Успенской церкви в Киево-Печерской обители, погребены в пещере преподобного Антония, где до сих пор лежат нетленными. Они положены в особом затворе (пещере) рядом, один подле другого, между нетленно почивающими мощами прп. Авраамия Затворника и Исаакия. Вероятно, память их положена 14/27 февраля, как в день, посвященный прп. Исаакию, почивающему близ сих праведных здателей. Память их отмечается также 28 сентября/11 октября.
Молитвы святым
Память: 20 мая / 2 июня
Довмонт — непобедимый воин, охранявший западные границы Руси, мудрый и справедливый князь, благочестивый христианин: щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно любил богослужение, покровительствовал храмам и монастырям. Покровитель Пскова, государевых людей и православного воинства. К нему в молитве обращаются за обретением мудрости, помощи в ратном деле и управленческих делах.
Тропарь благоверному князю Довмонту Псковскому, глас 8
Иже отчее нечестие возненавидев, преблаженне княже Доманте, и нощи страстныя избег, еже к идолом тщание, прииде мыслию к Солнцу славы — Христу, озарився благодатию Божественнаго Крещения, и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя, моли Христа Бога сохранити и спасти православныя люди и град твой от безбожных агарян, и латин нашествия, и междоусобныя брани и спастися душам нашим.
Ин тропарь благоверному князю Довмонту Псковскому, глас 4
Духом Божиим наставляемь, отчее нечестие отвергл еси, святый благоверный княже Тимофее, потщался еси приити в богоспасаемый град Псков, в немже душу твою благодатию святаго Крещения просветив, верою и любовию обитель в себе сотворил еси Пресвятей Троице, Ейже непрестанно молися даровати душам нашим мир и велию милость.
Ин тропарь благоверному князю Довмонту Псковскому, глас 4
Иже отчее нечестие возненавидев, преблаженне княже Довмонте, и нощи страшныя избегше, еже к идолам тщание, прииде мысленно к солнцу славы Христу, озарився благодатию божественнаго крещения, и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя, моли Христа Бога сохранити и спасти страну нашу, люди и град твой и спасти души наша.
Кондак благоверному князю Довмонту Псковскому, глас 8
Любовию Христовою уязвися, преблаженне княже Доманте, ум вперив зарею Духа, идольскую прелесть отеческаго нечестия возненавидев, порождением святьш купели Тимофей наречен еси, слезами и милостынею ко Христу присвоився, и жизни сей течение добре скончав, веру непорочну соблюд, и ныне молим тя: моли Пресвятую Троицу и Пречистую Богородицу за град Псков и за всех, притекающих к раце мощей твоих, избавитися нам от всяких зол, да тебе вси, яко тепла заступника, непрестанно почитаем.
Молитва благоверному князю Довмонту (Тимофею) Псковскому
О, дивный во святых угодниче Божий, Святый благоверный княже Довмонте! Услыши нас, к тебе прибегающих и помощи твоея просящих. Вемы бо, яко сильна есть молитва твоя пред Богом, и велика есть твоя любовь к людем твоим. Сею молитвою во дни жития твоего дивныя творил еси чудеса храбрости, сею любовию твоею к людем вдохновлял еси шествовати за тобою, тебе во всем подражати, тебе, яко отца своего слушати и волю Господню всегда творити. Тако и ныне по смерти твоей не остави нас сирыми, без твоего отеческаго заступления, не отыми от нас любви твоея за наше нерадение к тебе, яко ко отцу нашему, Богом нам дарованному. Буди печальным — утешитель благий, беззащитным — щит и ограждение, беспомощным — помощь и заступление. Егда же врази наши видимые и невидимые начнут с нами брань свою, твоими молитвами, якоже древле покровом своим град Псков, душу нашу огради, и наложи на них страх, да отпадут они от мыслей своих деяти нам злая. Препояши и нас, якоже мечем своим на отражение сих врагов, молитвою, постом и добрыми делами. Да преуспевающе в делании духовнем возблагодарим Господа Бога, давшего нам тя, молитвенника и заступника за нас, таковаго учителя нашего, и поклонимся Ему, живущему во вся веки. Аминь.
Вторая молитва благоверному князю Довмонту (Тимофею) Псковскому
О святый угодниче Христов, благоверный княже Довмонте! Ведуще твое к Богу дерзновение, в сокрушении сердца смиренно просим тя: молися о нас грешных и непотребных рабех (имена) и испроси нам молитвами твоими прощение грехов, исправление жития нашего, от болезней и всяких недугов исцеление, от наветов и козней диавольских избавление, паче же спасение душам нашим подаждь и небесных благ восприятия сподоби благодатию и человеколюбием Пресвятыя и Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских
День памяти
15 марта (переходящая) – 2-я Неделя Великого поста
Житие
Во 2-ю неделю Великого поста празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних (преподобного Антония) и Дальних (преподобного Феодосия) пещерах. Канон, вошедший в службу этого праздника, составлен иеромонахом Мелетием Сиригом во второй половине XVII века.
Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пещерах, празднуется отдельно 28 сентября/11 октября. Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, т. е. после 21 сентября/4 октября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста относится к 1670 году. При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста.
В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября/11 октября в соответствии с совершаемым 28 августа/10 сентября празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2/15 сентября.
В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят:
Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября/11 октября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9-я, тропарь 4-й), о котором иеромонах Афанасий Кальпофийский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей прп. Илии Муромца; прп. Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 7-я, тропарь 3-й).
Видео (кликните для воспроизведения). |
В «Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского» 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: прп. Иероним, затворник и чудотворец, прп. Меладий, святой старец и чудотворец, прп. Пергий, святой старец, прп. Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: прп. Мелетия, прп. Серапиона, прп. Филарета, прп. Петра. В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года на сводах были найдены надписи XI века: «Господи, помози рабу Своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника – Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой дощечке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена Печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн.
Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах, празднует угодников Божиих, подвизавшихся в основном в XIII–ХV веках. Помимо общей памяти 28 августа/10 сентября, каждый преподобный имеет свою память:
Во 2-м тропаре 9-й песни канона иеромонаха Мелетия Сирига упоминаются святители: Леонтий, епископ Ростовский (обретение мощей в 1164 г.; память 23 мая/5 июня); Стефан, епископ Волынский († 1094; память 27 апреля/10 мая); Герман, епископ Новгородский (1078–1096, память 10/23 февраля); Нифонт, епископ Новгородский († 1156; память 8/21 апреля); Марин, вероятно, епископ Юрьевский (1091–1095); Евфимий и Лаврентий – неизвестно какие епископы; Симон, или Симеон (в светильне службы на 28 сентября/11 октября между иерархами упоминаются Симеон, а не Симон), не Суздальский епископ, а епископ Переяславский, окончивший свою жизнь мученической смертью, как видно из канона иеромонаха Мелетия Сирига (песнь 9-я, тропарь 3-й).
На старинной иконе Печерских святых изображен в святительском одеянии «святый Симеон, епископ Переяславский». По летописям, святитель Симон окончил свои дни страдальчески при нападении татар на Переяславль в 1339 году; Дионисий, архиепископ Суздальский († 1385; память 26 июня/9 июля).
Священномученик Макарий, митрополит Киевский († 1497; память 1/14 мая) (канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 9-я, тропарь 4-й). Мощи его почивают в соборе в честь святого равноапостольного князя Владимира.
Святые мученики Антоний, Иоанн, Евстафий, Виленские мученики († 1347; память 14/27 апреля) (канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 7-я, славник).
Святая равноапостольная Ольга (в Святом Крещении Елена) († 969; память 11/24 июля); святой равноапостольный Владимир (в святом крещении Василий) († 1015; память 15/28 июля) и чада его святые благоверные Борис (в святом крещении Роман), князь Ростовский († 1015; память 24 июля/6 августа), и Глеб (в Святом Крещении Давид), князь Муромский († 1015; память 5/18 сентября). (Канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 1-я, славник). В каноне на 28 сентября/11 октября они также упоминаются (песнь 9-я, тропарь 6-й). В служебниках и других церковных книгах, печатанных в Киево-Печерской лаврской типографии, вместе со святыми Борисом и Глебом воспоминается святой благоверный великий князь Игорь Киевский и Черниговский († 19 сентября 1147 года; перенесение мощей 5 июня 1150 г.), но в обоих канонах Печерским святым имя его не находится.
Святая великомученица Варвара († ок. 306; память 4/17 декабря), честные мощи которой почивают в Киевском соборе в честь святого равноапостольного князя Владимира, прославляется в службе на 28 сентября/11 октября вместе с прп. Евфросинией Полоцкой († 1173; память 23 мая/5 июня) и праведной девой Иулианией Ольшанской (обретение мощей в XVI в., память 6/19 июля) (песнь 9-я, слава).
Нет сомнения, что известны далеко не все имена преподобных отцов Киево-Печерских. В икосе службы на 28 сентября/11 октября об этом сказано так: «Восхвалити по единому, кто возможет святыя Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, яви им мольбы наша».
Молитвы святым
Память: 1 июня / 14 июня, 28 сентября / 11 октября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих)
Агапит Печерский — смиренный аскет и искусный врач-травник. Исцелил от тяжелой болезни Владимира Мономаха, чудесным образом избежал отравления от завистливого врача-армянина, который позже, видя святость Агапита, покаялся и принял монашество. Один из небесных покровителей благочестивых врачей. К преподобному Агапиту обращаются с молитвой в болезнях и скорбях.
Тропарь преподобному Агапиту Печерскому, глас 5
Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию, аки некиим врачевством, зелием снедным исцелял еси болящия, преподобне Агапите, тем и врача неверна уверив, наставил еси на путь спасения. Уврачуй и наша болезни и молися Господеви о воспевающих тя.
Второй тропарь преподобному Агапиту Печерскому, глас 2
Велия веры исправления, в пещернем затворе, яко на воде упокоения, преподобне отче Агапите, радовался еси, огнем бо любве Божественныя распаляем, бдением и молитвою безстрастия достигл еси и явился еси равноангельный на земли. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Кондак преподобному Агапиту Печерскому, глас 6
Врач сый изряден, чудне, являя несумненную твою веру, обличая же армениново неверие и приводя его к благочестию, себе, близ смерти бывшу, испросил еси от Бога продолжение живота и, сим чудом того уверив, привел еси Христови, Емуже в веселии предстоя, молися о нас, преподобне.
Величание преподобному Агапиту Печерскому
Ублажаем тя, преподобне отче наш Агапите, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Молитва первая преподобному Агапиту Печерскому, врачу безмездному
Молитва вторая преподобному Агапиту Печерскому, врачу безмездному
Небесные и поднебесные покровители строителей
Строители с начала времен стремятся к небу, ибо всегда строительное искусство и архитектурная наука считались теми областями знаний, которые находятся под особым небесным покровительством. Во глубине души, строители полагают себя не просто творцами зданий и сооружений, но той силой, которая постигает, перенимает и воплощает в зримые формы невидимые непосвященному взгляду неземные проекты.
Кому поклонялись строители в древности
В древности человек верил не только в богов неба, солнца и луны, грома и молнии, но и во многих других – каждый предмет и каждое явление природы или культуры могли иметь своих особенных божеств. Божественные покровители были, естественно, и у строительного искусства – синтетического проявления человеческой культуры, материальной и духовной.
Разговор о богах строительства полагается начинать с шумерского бога Энки имя которого дословно означает «господин земли». В глубокой древности Энки почитался организатором всей цивилизованной жизни на территории Месопотамии то есть в междуречье Тигра и Евфрата.
По шумерским преданиям Энки взял да поднял со дна океана первый шумерский город Эреду – дословно «добрый город» и стал его покровителем. Что удивительно, археологи установили существование города уже в шестом тысячелетии до новой эры, то есть восемь тысяч лет назад.
Более всего Энки прославился как создатель первого рукотворного строительного материала. Там где жили шумеры дерево было редкостью, а Энки создал форму для кирпича.
В Египте величайшим архитектором, равным богу, считался Имхотеп, около пяти тысяч лет назад спроектировавший первую египетскую пирамиду.
По сообщению египетского жреца Манефона, Имхотеп был основателем каменного строительства, как такового. Ему же приписывалось создание одного из древнейших «поучений», и поэтому он считался покровителем письменности и образования. Позже зодчего стали считать также пророком и целителем, даже богом медицинского искусства, и отождествлять с греческим Асклепием (Эскулапом).
Имя архитектора Имхотепа зафиксировано в одной из надписей на постаменте статуи фараона Джосера. Этот зодчий спроектировал и пирамиду фараона Сехемхета, открытую только в середине ХХ века.
В китайской мифологии покровитель строительства – Лу Бань. Его имя часто упоминается в древнекитайских текстах. Мастерство Лу Баня было так велико, что боги даже поручили ему ремонтировать столбы, подпирающие само небо.
Он изобрел различные инструменты, научил людей навешивать двери, организовал постройку многих знаменитых сооружений, в том числе угловых башен императорского «Запретного города» в Пекине.
Одна из легенд рассказывает о том, как Лу Бань «одолжил» у морского дракона дворец и прикрепил его к земле – отсюда в Китае традиция строить дворцы с изображениями драконов.
И поныне, при постройке зданий в Китае совершаются обряды и молитвы в честь этого божественного мастера.
У древних греков основателем и строителем городов почитался бог Аполлон. Покровительницей строителей и других мастеров была и Афина, которая по преданиям сама основала город своего имени. Точнее, она совершила обряд основания Афин. Строителем города Коринфа считался знаменитый Сизиф, имя которого означает «премудрый».
Героем критских мифов очень часто является легендарный Дедал. Это образ не менее популярный и не менее загадочный, чем знаменитый Минотавр. Дедал (имя которого, по одной из версий, означает «искусный») является именно тем мастером, в котором, согласно легендам, совмещались «гений и злодейство». Будучи внуком афинского царя, он был вынужден бежать на остров Крит после того, как убил своего племянника, который, к огорчению мастера Дедала, был более талантливым.
На Крите мастер был принят царем Миносом и по его заказу построил дворец со множеством запутанных ходов (лабиринт), соорудил много деревянных статуй, в том числе движущихся. Но на гостеприимство критского царя он ответил неблагодарностью – помог прибывшему из Афин Тесею убить главное священное животное острова Крит (Минотавра). Может быть, этим он старался искупить вину за убийство племянника перед родным городом – Афинами, попавшими под власть Крита.
Мастеру Дедалу пришлось снова бежать – на сей раз на Сицилию, потеряв по дороге сына Икара. В погоне за мастером погиб на Сицилии сам царь Минос.
Дедала считают не только строителем, но и проводником человеческих душ в потустороннее царство, которое символизирует лабиринт.
В период позднего средневековья возникла легенда о связи со строительством и такого древнегреческого бога, как Дионис. Согласно этой легенде, в древности существовало своеобразное братство строителей – «дионисийских архитекторов», хранивших в тайне секреты своего ремесла.
В это братство принимались мастера, посвятившие себя культу бога Диониса (Вакха). Одним из таких мастеров будто бы был выдающийся римский архитектор Витрувий.
Утверждается, что сооруженные «дионисийскими архитекторами» здания были «проповедями в камне» и строились по законам астрономического, космического совершенства.
Ладный дом славян
Если обратиться к миропониманию наших предков славян, то мы увидим, что всё мироздание для них строилось по принципу подобия, где малое — Яр, отражает великое — Ярг. Так и дом был подобием Вселенной, своеобразным мирозданием, творимым хозяином и связующим его с внешним миром. Но, чтобы дом стал подобием живой Вселенной надо наполнить его Жизненной Силой — Жилом.
У наших предков славян было своё искусство обустройства дома, складывавшееся на протяжении тысячелетий и созвучное нашему родовому Духу. В древнем славянском волховском искусстве «ВойЯрг» был целый раздел, посвящённый устройству и обустройству дома, который именовался «Ладный дом» или «Дом-оберег».
В южной стороне дома располагали так же гостиную и кухню, поскольку южная сторона — сторона плодородия, блага и здоровья. Причём гостиная смыкалась с восточной стороной, ибо восточная сторона несёт потоки бродяжные, кочевые — как раз гостей привечать.
Покровительствовали гостиной Белобог — устроитель явной жизни и Стривер — хозяин пространства, Отец ветров. Потому и решались в гостиной все важные семейные дела, велись семейные советы и здесь же привечались пришедшие в дом гости.
Кухня смыкалась со стороной западной, поскольку запад несёт потоки материального достатка и стабильности. Находится кухня под управлением Числобога — хранителя времени, чисел и божества счёта и расчётов и Макоши — небесной пряхи, покровительницы женщин.
Пространство кухни от печи до южной стены именовалось женским кутом — тут женщина была полноправной хозяйкой. В кухне же находится и одно из самых значимых мест силы дома — печь. По древним славянским преданиям первое, что сварганил небесный коваль Сварог — была печь. И первыми словами его были: «Да будет огонь в этом очаге!». А свет, уже от огня, сам по себе появился.
Первым печником был бог Сварог, оттого все Мастера печные – Свароговы братья. Печь – это ворота в Навь – древний мир человечества. За каждой печью живет бог начала, наш первопредок. Он и сейчас там живет, только люди забыли про это, кто с печью дружит, тот Его увидеть может. Обычно Он появляется в пламени в виде Огневика.
Женское лоно устроено по образу той печи, внутри которой Сварог поместил огонь Животворящий. Вкладываешь в неё сырое, а получаешь готовое, с Духом и Душою. Печь из смерти в жизнь переводит, из минувшего в будущее. Очаг в доме — жизнь в доме. Дом без очага вовсе не дом, даже во временном доме есть очаг. В современных квартирах на кухнях стоят газовые, электрические, но печи. У огня всякая может быть природа. Любая печь – дитя той Божественной Первопечи. Любой огонь, у которого греешься и на котором еду готовишь, дом в храм превращает.
С очагом обращаться нужно с пониманием, по всем правилам: содержать в чистоте, как содержишь в чистоте свое тело, каждый день протирать. Если печь хорошо попросить, она и дом сохранит от всякой нечисти, и болезнь прогонит, и печаль всякую. В печи можно печаль свою сжечь, любую беду прогнать. А еще огню печному можно дурные сны рассказывать, предчувствия нехорошие. Печь – почти как бог – всемогуща! Прабог живет в мире, называемом Навь, там живут Навьи — Души Предков, и туда после смерти уйдем и мы. Оттуда же в мир приходят новые Души. Печь это образ Матери-Земли. У печи молят о будущих детях и перепекают недоношенных и больных. В печи дикий огонь превращается в ручной и служит человеку.
Первобытные, наивные, языческие представления о потусторонних силах – помощниках человеческих строителей сегодня активно достраиваются и домысливаются современными мистиками, и уже перестают нести этнографическую ценность – не стоит к ним относится серьезно.
Небесные покровители – кому нужно молиться православным строителям
Покровителя профессий выбирают по деяниям святого. Эта традиция существует с незапамятных христианских времен. В Православии покровителями всякого строительства и строителей называют преподобных Зодчих Печерских. Святая Церковь почитает совместный день памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских – 2/15 сентября.
Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране.
Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 году. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам.
Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.
Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви.
Московскими строителями особо почитаем святитель Алексий, митрополит Московский и Всея Руси.
Также небесным покровителем зодчих почитается Преподобный Сергий Радонежский. Этот святой по праву считается покровителем строительной профессии — с его именем связано восстановление православной русской церкви после монголо-татарского ига.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В католической традиции покровителями архитекторов, строителей, плотников, каменщиков, геометров и других строительных рабочих почитаются Апостол Петр и Апостол Фома.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.