Содержание
- 1 Молитвы преподобномученицам великой княгине Елисавете и инокине Варваре
- 2 Католическая Церковь 74
- 3 Архив метки: Елизавета Венгерская
- 4 Святая Елизавета Венгерская, монахиня
- 5 СО СВЯТЫМИ КО СПАСЕНИЮ: Св. Елизавета Венгерская
- 6 Рихард Вагнер
- 7 Католическая Церковь в Ялте
- 8 Святая Елизавета Венгерская
- 9 Католическая Церковь в Ялте
- 10 Святая Маргарита Венгерская
Молитвы преподобномученицам великой княгине Елисавете и инокине Варваре
Тропарь, глас 1 *
Смире́нием досто́инство кня́жеское сокры́вши,/ богому́драя Елисаве́то,/ сугу́бым служе́нием Ма́рфы и Мари́и/ Христа́ почти́ла еси́./ Милосе́рдием, терпе́нием и любо́вию себе́ предочи́стивши,/ я́ко же́ртва пра́ведная Бо́гу принесла́ся еси́./ Мы же, чту́ще доброде́тельное житие́ и страда́ния твоя́,/ я́ко и́стинную наста́вницу усе́рдно про́сим тя:/ свята́я му́ченице вели́кая княги́не Елисаве́то,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.
Перевод: В смирении скрыв княжеское достоинство, Богомудрая Елисавета, особым служением Марфы и Марии ты почтила Христа. Милосердием, терпением и любовью себя предочистив, как жертва праведная ты принесла себя Богу. Мы же, почитая добродетельное житие и мучения твои, как истинную наставницу усердно просим тебя: «Святая мученица великая княгиня Елизавета, моли Христа Бога о спасении и просвещении душ наших».
Кондак, глас 5
От сла́вы ца́рственныя, взе́мши Крест Христо́в, прешла́ еси́ к сла́ве Небе́сней, моля́щи за враго́в, и обрела́ еси́ ра́дость ве́чную, свята́я му́ченице княги́не Елисаве́то, с Варва́рою му́ченицею. Те́мже мо́лим вас: моли́те о душа́х на́ших.
Перевод: От царственной славы (земной), подняв Крест Христов, ты перешла к славе Небесной, молясь о врагах, и обрела ты радость вечную, святая мученица княгиня Елисавета, с мученицей Варварой. Потому молим вас: «Молите о душах наших».
Молитва 1-я **
О, вели́кая княги́не, свята́я преподобному́ченице Елисаве́то, Росси́йская похвало́, гра́да Москвы́ пресла́вное украше́ние и Святы́я Земли́ свяще́нное достоя́ние!
Т ы во дни жития́ твоего́ ве́ру, наде́жду, любо́вь нело́жны стяжа́вши, милосе́рдием к стра́ждущим све́тло просия́ла еси́. Терпе́нием же скорбе́й и искуше́ний о́браз смире́ния бли́жним яви́вши, изгна́нием и страданьми житие́ увенча́ла еси́ и во Ца́рствии Небе́снем ны́не пребыва́еши.
С его́ ра́ди мо́лим тя, страстоте́рпице свята́я, моли́твами твои́ми да́руй нам се́рдце смире́нное и покая́нное, милосе́рдие неоскудева́ющее, служе́ние бли́жним же́ртвенное, терпе́ние непоколе́блемое, му́жество в ско́рбех и обстоя́ниих неослабева́ющее, в стра́шный же час сме́ртный упова́ние тве́рдое на Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м, и Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2-я **
О, святы́я новому́ченицы Церкви Русския, вели́кая княги́не Елисаве́то и пречестна́я и́нокине Варва́ро, ку́пно ева́нгельския за́поведи де́лом во оби́тели милосе́рдия соверши́вшия, ве́ры ра́ди правосла́вныя до сме́рти подвизавшияся и до́брый плод в терпе́нии страсте́й Христу́ прине́сшия! Моли́теся Ему́, я́ко победи́телю сме́рти, да утверди́т Це́рковь Ру́сскую Правосла́вную и Оте́чество на́ше. Се бо лука́вый враг вооружа́ется на ны, хотя́ нас погуби́ти в междоусо́бных бра́нех, ско́рбех, печа́лех, боле́знех, ну́ждах и беда́х лю́тых. Умоли́те Го́спода низложи́ти вся не́мощныя де́рзости его́; ве́ру в сердца́х люде́й православных укрепи́те, нам же мужества дар низпослите, да, отве́ргшеся себе́ и взе́мше крест свой, после́дуем Христу́, распина́юще плоть свою́ со страстьми́ и похотьми́. Сохрани́те нас от вся́каго зла, освяти́те пути́ жи́зни на́шея, да́руйте покая́ние нелицеме́рное, тишину́ и мир душа́м на́шим, испроси́те у Го́спода всем нам мыта́рств го́рьких и ве́чныя му́ки изба́витися и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми святы́ми, от века угоди́вшими Бо́гу, да ра́дующеся воздади́м хвалу́, честь и поклоне́ние Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Католическая Церковь 74
Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в городе Челябинске
Архив метки: Елизавета Венгерская
Святая Елизавета Венгерская, монахиня
Святая Елизавета Венгерская, монахиня
Легенда и житие святой Елизаветы
Житие святой Елизаветы пронизано легендами – плод почитания, восхищения и фантазии, – подчеркивающими важные аспекты ее личности. Однако более всего нас интересует история, сокрытая под покровом преданий. Мы желаем узнать ее личность, ее уникальную, провокационную святость. Легенды, окружающие ее личность, – не что иное, как живые краски ее образа, метафоры событий; конечно, мы не можем отбросить их.
Кем была Елизавета? Венгерской принцессой, родившейся в 1207 году у короля Эндре II и Гертруды из рода Андехс-Мерано. Согласно венгерской традиции, Елизавета родилась в крепости Шарашпатак, в одном из любимых замков королевской семьи, на севере Венгрии. Согласно распространенному преданию, это случилось 7 июля. Точно известен лишь год ее рождения.
По обычаю средневекового общества, Елизавета была помолвлена с немецким принцем Тюрингии. В четыре года (1211) девочку передали немецкому посольству, прибывшему, чтобы забрать ее, в Пресбург, самый южный, в то время, город Венгерского королевства.
Как было принято в те времена, Елизавета воспитывалась при тюрингском дворе, как дети ландграфа, вместе с тем, кто станет много лет спустя ее супругом. В четырнадцать лет она обвенчалась с Людовиком IV, ландграфом или князем, Тюрингии. У них было трое детей. В двадцать лет Елизавета осталась вдовой. В 1231 году, в возрасте 24-х лет, она умерла. В 1235 году папа Григорий IX прославил ее в лике святых, чтобы сделать неувядающим примером самоотречения и самопожертвования ее насыщенную и «распятой» жизни, достигшую высот святости.
В христианском народе глубоко укоренилось заблуждение, обязанное своим происхождением легендам и неточным популярным биографиям, согласно которым Елизавета была королевой Венгрии. Однако же она никогда не была королевой ни Венгрии, ни Тюрингии, но принцессой Венгерской и ландграфиней Тюрингской (Германия). Традиционно Елизавету изображают в короне, указывающей не на то, что она была королевой, но на то, что была принцессой и ландграфиней.
СО СВЯТЫМИ КО СПАСЕНИЮ: Св. Елизавета Венгерская
17 ноября:
П АМЯТЬ СВ. Е ЛИЗАВЕТЫ В ЕНГЕРСКОЙ, МОНАХИНИ
Елизавета родилась в 1207 г. и была третьей дочерью короля Венгрии Андраша II и Гертруды, сестры св. Ядвиги Силезской. В 4 года была обручена с Людовиком IV, наследным ландграфом Тюрингии. Вместе с ним воспитывалась в замке Вартбург. В соответствии с намерениями своего отца, через десять лет вышла за него замуж в 1221 г., в возрасте 14 лет. Брак был счастливым; у супругов родилось трое детей: Герман, София и Гертруда, однако 6 лет спустя, в 1227 г., Людовик умер во время крестового похода, находясь в Бриндизи, в Италии. Так в 20 лет Елизавета осталась вдовой.
После смерти мужа Елизавета с детьми оставила замок Вартбург и поселилась сперва в находящемся неподалёку Эйзенахе, а затем в Марбурге, где основала госпиталь, в котором сама ухаживала за больными. Посвятила себя воспитанию детей, молитве, делам покаяния и милосердия. Её исповедниками были францисканец Рудигер и норбертанин Конрад из Марбурга, знаменитый проповедник и германский инквизитор, муж весьма суровый, который вёл свою подопечную путём чрезвычайного покаяния. В 1228 г. Елизавета принесла обет отречения от мира и стала одной из первых терциарок св. Франциска .
Последние годы провела в крайней нищете, без остатка отдавая себя больным и бедным. Умерла в ночь с 16 на 17 ноября 1231 г. Слава её святости была так велика, что на её могилу стали приходить паломники. Конрад из Марбурга, пользуясь своим положением инквизитора, написал её жизнеописание и обратился в Рим с просьбой о канонизации. Папа Григорий IX, не откладывая, прислал комиссию для исследования жизни Елизаветы и чудес, которые совершались на её могиле. Было подтверждено ок. 60 необычайных событий. Дело поддержали также архиепископ Майнца и св. Раймунд Пеньяфортский. Уже через 4 года Григорий IX в булле от 27 мая 1235 г. торжественно провозгласил её святой. Она является покровительницей Сестёр св. Елизаветы — конгрегации, основанной в 1842 г. в Нысе Доротой Кларой Вольф и очень распространённой в Польше, а также III ордена св. Франциска, Германии и Венгрии. Её именем назвались несколько монашеских общин и католических учреждений .
В иконографии св. Елизавета изображается в королевском убранстве либо с охапкой роз в переднике, поскольку существует легенда, якобы муж запретил ей раздавать бедным деньги и хлеб. Однажды, заметив, что она несёт в своем переднике хлебы, он велел ей показать, что у неё там, и увидел, что это розы, несмотря на то, что стояла зима. Её атрибутами являются также горсть монет и Розарий.
Источник : ILG
Соборная молитва дня (Collecta)
Deus, qui beátæ Elísabeth tribuísti
in paupéribus Christum cognóscere ac venerári,
da nobis, eius intercessióne,
egénis et tribulátis iugi caritáte servíre.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Боже, блаженной Елизавете даровавший
познавать и почитать Христа в убогих,
её предстательством нам даруй
бедным и обременённым служить с неослабным милосердием.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.
Рихард Вагнер
Содержание
Опрос
Партнёры сайта
Эротическая Мадонна. Святая Елизавета Венгерская —
Опубликовано abbegaliani в Втр, 2015-12-22 01:35
- Тангейзер
патронесса пекарей, нищих и кружевниц — в вечном хит-параде католиков всегда входила в десятку. Популярная и известная санитарка, символ предельного смирения, самоуничижения и милосердия. К сожалению, имя её связано с началом инквизиции в Германии. Общая информация вполне доступна, поэтому мы здесь заглянем в её спалнью, посмотрим в небо и спросим Рихарда: почему он в неё влюбился?
____________________
Антон Менгс:
Мадонна из Ауссига
(Копия Карло Дольчи)
Вагнер был восхищен
картиной,она
вдохновила
его на образ
Элизабет
___________________
В повести Гофмана «Состязание певцов» Клингзор прочёл по звёздам о её рождении, браке с Людвигом (младшим сыном тюрингского ландграфа ) и канонизации. В 1211 г. её, четырёхлетнюю, послали в Тюрингию, чтоб впоследствии выдать замуж за старшего сына ландграфа Германа. Но этот сын умер до того, как она созрела для брака. Поэтому Элизабет, когда ей исполнилось 14 лет, выдали замуж за Людвига.
Оба были знакомы с детсва, Людвиг был на 10 лет старше. Есть свидетельства, что брак был счастливый. Молодые люди много забавлялись вместе, называли друг друга «брат» и «сестра». Она родила троих детей.
И муж и жена были религиозны. Они учредили больницу для бедных. Но всё-таки в их супружеской жизни заметны кое-какие странности. Ночью Элизабет покидает постель и отправляется в дальнюю комнату, чтобы её там пороли специально проинструктированные служанки, и чтобы Людвиг не слышал её воплей. Вот это называется смирение! Религиозное. За что она наказывает себя? За чрезмерное сладострастие, слишком большое счастье? Депрессии во время беременности — ей надоело рожать? Или соединились боль и похоть? Ей было 16 лет — что делают сегодня девушки, в переходном возрасте — и позже?
С 1223 г. исповедник у неё францисканец, и в 1226 г. в её жизни появляется Конрад фон Марбург, который получил приказ и полномочия от Папы: очистить церковь, следить за верностью догме и бороться с еретиками. Ему дали право обходить обычные суды и самому назначать наказания. Аскетичный фанатик, священник отнёсся к своей миссии всерьез и вскорости запылали костры. К тому же он преследует личную цель: хочет сделать Элизабет святой.
Он постоянно призывает к новому крестовому походу; он убедил Людвига истребить мусульман (в этом случае, вероятно, Людвиг бы погиб), и Элизабет в присутствии мужа торжественно обещает Конраду абсолютное повиновение и вечное целомудрие. Едва разлучившись с любимым мужем, Элизабет начинает подозревать недоброе. Вначале никто при дворе не смеет ей сообщить о смерти Людвига и Элизабет, которая не любит придворные и политические интриги, хочет оставить двор и раздарить все богатсво.
Конрад помогает и начинает отчуждать её от общества: она должна жить в свинарнике. Потом он устраняет её камеристок и подруг, а потом даже и её детей. В 1228 г. Конрад утащил её с собой далеко в Марбург, где он впоследствии устроил больницу на деньги, полученные ею в наследство. Элизабет становится монахиней и работает простой санитаркой, прядёт шерсть и заботится о прокаженных. Она становится ещё радикальней и отказывается от нового брака, предложенного семьёй, угрожая отрезать себе нос.Несмотря на это, Конрад ведёт слежку за ней и налагает суровые телесные штрафы. Тяжёлые мучения она долго не выдержала и спустя три года, в 1231 г., умерла. Ей не было и двадцати четырёх лет. Стараниями Конрада через четыре года она была причислена к лику святых. Это стало сенсацией — первая замужняя женщина, первая недевственница, ставшая святой!
Конрад, кажется, достигает своей цели. Призывы к новому крестовому походу были услышаны, везде поджариваются еретики. Но однажды он хватил слишком высоко: наябедничал, что Рейнландский правитель — друг еретиков, а тот обратился к королю, обошел инквизицию и был оправдан обычным судом. Грустный Конрад шёл из судебной палаты, но несколько уже подживавших дворян убили его по дороге домой, и так инквизиция в Германии закончилась. Иногда всё это так просто!
Со второй половины 12 века христианский энтузиазм в Европе вступает в новую эру: оживились экономика и торговля, люди устремились в города, готические колокольни росли в высоту. Человек утвердился в мире и направил взгляд на небо, вверх, в бесконечность и трансцендентность. Каждый сумел почувствовать присутствие Бога и божественную субстанцию. Хотя дьявол и могуч, а его бесы — настоящие и живые. Живущие в то время не удивились бы, сделав неверный шаг ощутить когти сатаны на плечах, как мы не удивились бы сегодня, сбей нас машина, если мы идём на красный. А в Москве и на зелёный.
В России церковные купола тяжёло давили на головы, взгляды устремлялись на беспредельную плоскость. Европейцы же смотрели смиренно вверх, но действовали в смысле личной ответственности — перед Богом и миром. Близилась не только эпоха открытий, но и эпоха религиозного пробуждения, с которым распространялась и проповедь бедности. Эти еретики (катары, вальденсы и.пр.) отвергали церковь и духовенство как слишком светское (т.е.свинское), они были манихеи и дуалисты: земной мир — зло, благо и спасение состоят в нищете и воздержанности, надо отвернуться от мира и обратиться к Иисусу.
Наряду с резнёй, католическая церковь ответила еретикам слиянием двух орденов: доминиканцев (охраники веры и инквизиторы) и нищенствующих францисканцев. Еретики же своими обетами нищентсва представляли идеологическую конкуренцию.
Как и другие, Элизабет прониклась духом времени и стала эталоном самоотречения, смирения, отрицания плотских желаний, примером милосердия и т.д. От этого духа мы сегодня очень далеки, и уж совсем трудно нам постичь его тогдашнее значение для верующих и его размах. Но читая о подробностях мученичества Элизабет, мы всё-таки удивленно поднимаем брови: она часто жаловалась на своё вожделение. Постоянно, из-за самих маленьких проступков, она должна была обнажаться, и Конрад стегал её плетью.
Некоторые психические расстройства мы можем определить, психическое здоровье — нет. Сегодня мы склоняемся к мнению, что всё, что происходит между двумя людьми – нормально, и нормально все склонности — просто потому что они существуют, и содержат намного больше оттенков чем 50.
Что бы мы ни думали об отношениях Конрада и Элизабет – а были уже и в то время слухи и сплетни — мы видим молодую женщину 22 лет и мужчину возможно на 15 лет старше, и оба совершенно нормальны. Может быть, они чуть-чуть больше горели верой, чем их современники. Мы видим, что вытесняемые и демонизированные плотские желания и мысли не исчезают, а так или иначе всплывают на поверхность.
Жизнь Элизабет из-за быстрой канонизации пересказана во многих преданиях, сказках, рассказах. Она стала мифическим образом, так понравившимся Вагнеру. Хотя он не изобразил её христианской святой: вначале он видит в ней, как в Мадонне Менгса, эротическую конкурентку Венеры. Но он поднял её на более высокую ступень мифического поклонения Эросу. Аскеткой она станет позже. Самопожертвование Элизабет ему особенно нравилось, вместе с Папой они ставят его на пьедестал, и Вагнер, собственно, делал это неоднократно с другими своими героинями.
С другой стороны, как драматург, музыкальный психолог и мужчина он был заинтересован в правдоподобности. В той правдоподобности, в которой проявляют себя его Cента, Элизабет, Эльза, Брунгильда, в светских аспектах характера, которые существуют в начале сюжетов, в полном соответствии с мыслью Фейербаха. В начале интерес как автора с его героем, так и зрителей, основывается на женственности и эротичности этих образов. „Духовный рост“ героинь начинается по сюжету позже.
Идея самопожертвования женщины, возможно, пленила и Конрада. Но так уж ли интересно спекулировать о сходстве обеих сексуальных фантазий? И полезно ли это для понимания опер?
Видео (кликните для воспроизведения). |
Об этом идёт речь. На примере Элизабет мы видим, что женщины Вагнера загрунтованы эротикой и в этом свете переливаются.
Заманчивость и очарование проявляются в игре между утаиванием и открытыем, неприкосновенностью и преданностью, обещаниями, отказами и удовлетворением. Они сулят страх, страдание, наслаждение. Как и сегодня.
„Какими тупицами выставляют себя критики, которые
„обогатились духом“ в мире современного разврата
и которые в моём „Тангейзере“ вычитывают некую
специфически христианскую, импотентную,
выхолощенную возвышенность!“
(Р. Вагнер, „Разговор с друзьями“)
- Страница для печати
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Великолепная история
Вот, значит, какова была та, что стала прообразом очаровательной и невинной племянницы графа у Вагнера. Нельзя не заметить, что в опере эта история сильно упрощена и сдвинута в любимую Вагнером сторону. Конрад в этом отношении был, пожалуй что, почестнее — спасать себя он своей протеже не предлагал. И насчёт самопожертвования — это, конечно, спорный вопрос. Что молодая графиня была равнодушна к мирскому богатству, безусловная заслуга — это самоотречение будет сиять в её нимбе вечно. Но сейчас такую Элизабет затуркали бы в прямо противоположную сторону, заставляя отречься от своего способа веры и мыслей, к которым она пришла, по-видимому, ещё до появления сурового инквизитора. Семья, дети, ты должна, ты не имеешь права — вот так это было бы в наше толерантное время. А тогда она должна была только богу, её выбор уважали.
Вообще в своём первоначальном виде — как концепция контроля рождаемости и народонаселения — христианство было в определённом смысле более милосердно к человеку, чем последующая помесь из модификации этой веры, многоуровневого общественного контроля и глобальных стереотипов. Оно не заставляло человека трястись над своей драгоценной жизнью на всём её протяжении вдобавок к имеющемуся инстинкту. Именно это современному человеку трудно себе представить, а не проповедь бедности, которая в некоторых странах сохранилась до сих пор.
Однако есть и такие вполне современные теории, которые предлагают оценивать жизнь человека не по длине, не по общепринятым показателям качества и не по гормональному фону «доволен — не доволен», а по количеству (и отчасти по разнообразию) полученного нового опыта. То есть по конкретным событиям там примерно одинаково получается, если человек выигрывает миллион в телешоу или попадает в тюрьму — и оба эти варианта круче, чем, например, каждый год ездить в кругосветное путешествие. Система, конечно, не без минусов, но и не глупая — и вот по такому критерию Элизабет Венгерская прожила жизнь очень даже замечательную. За свои 24 года она раскрутила её спираль намного интенсивнее, чем имела бы возможность за положенные ей тогда в среднем 45 лет, оставшись в привычном окружении.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Смерть Элизабет
Элизабет Вагнера ищет смерти, чтобы спасти любимого.
А как умерла историческая Элизабет?
И почему она искала смерти?
Хрупкий баланс между миром и верой сломался после гибели
любимого мужа? Неистовая вера была у неё и надежда от
самой себя избавиться?
А если она потеряла интерес к миру, потому что помогала и
ухаживала за другими?
При дворе её критиковали из-за малой преданности —
она чувствовала себя чужой и обособленной?
Управлять страной — чрезмерное требование для неё?
Четырёхлетним ребёнком была выброшена семьёй и всегда была
предметом интересам других — она хотела сама распоряжаться
своей жизнью?
Были у неё с самого начала психические проблемы, которые
предопределили бегство в религиозную манию?
Она попала в зависимость от Конрада?
(Кальдерон Филипп Гермоген «Святая Елизавета Венгерская, великий акт самоотречения»)
Конрад не только стегал её, а навязал чрезвычайный объём
работы и, незадолго до её смерти, лишил всех подруг.
Конрад был ответственный за бремя, телесное и психическое,
под которым Элизабет страдала, и за недостаточное питание
и гигиенические условия.
С другой стороны она и сама искала смерти: интерес к миру
умер, пренебрегала собой, и одеждой, питанием и здоровьем.
Больных она целовала в открытые и заразные раны.
Её болезнь не описана подробно — но мы до сих пор же и
не знаем, что это такое „Фризельфибер“, от которой Моцарт умер.
В последние 12 дней до её смерти, она замолчала и не проронила
ни одного слова. Только в своём воображении она увидела чей-то
образ у постели и закричала: „Исчезни! Исчезни!“.
Она увидела её мужа, Людвига, или влюблённого кайзера Фридриха II,
или Конрада? Или хотела предостеречь того от покушения?
Что происходило у неё в голове? К счастью, я даже не знаю,
что происходит в голове моей подруги.
Я предпочитаю интерпретацию Вагнера: Элизабет самостоятельная,
cильная духом женщина, она приняла решение и пошла своим путём.
По существу ей для этого не надо ни Конрада, ни Вольфрама.
Католическая Церковь в Ялте
Местная Религиозная организация Римско-католического прихода «Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии» в г. Ялте
Святая Елизавета Венгерская
Принцесса Елизавета родилась 7 июля 1207 года по одним источникам в Братиславе, по другим в Шарошпатаке. Она была третьим ребёнком венгерского короля Андраша II и его первой жены, Гертруды. С четырёхлетнего возраста Елизавета жила при дворе ландграфов Тюрингии в Марбурге и замке Вартбург близ Эйзенаха, и рассматривалась как будущая жена принца Людвига. Когда Елизавете исполнилось 14 она и Людвиг, ставший к тому времени правителем Тюрингии, были обвенчаны. Брак оказался счастливым, всего у Людвига и Елизаветы было трое детей: Герман, София и Гертруда.
В 1223 году францисканские монахи познакомили Елизавету с идеалами бедности и милосердия, проповедуемыми их орденом. Францисканство произвело на Елизавету сильное впечатление, и она решила жить в соответствии с его духом, помогая бедным и нищим. В Эйзенахе благодаря ландграфине была построена большая больница для бедных. Всё свободное время Елизавета отдавала служению обездоленным.
Некоторые представляют её мужа человеком грубым, корившим жену за то, что она зря расточает деньги и продукты, запретившим ей заниматься благотворительностью, после того, как разнесся слух, что ландграфиня хочет продать замок, чтобы помочь нуждающимся. Житие Елизаветы повествует о том, как однажды муж встретил её на улице, когда она несла хлеб в переднике, чтобы передать его бедным. Когда он раскрыл передник, чтобы посмотреть, что в нём, то нашёл его полным роз. Легенда о её милосердии рассказывает, что однажды она положила прокажённого младенца в свою постель. Её муж, вернувшись домой, в гневе отбросил покрывало и обнаружил не больное дитя, а Младенца Христа, лежащего там. После этих чудес, по преданию, ландграф разрешил жене продолжать благотворительную деятельность.
В 1226 году Людвиг уехал в Кремону, где он представлял императора Фридриха II в рейхстаге Священной Римской империи. Елизавета приняла в свои руки правление в Тюрингии, где бушевал голод и эпидемии, вызванные мощным наводнением. Елизавета велела раздавать по всей подвластной её территории щедрую милостыню. На помощь нуждающимся пошли даже собственные наряды ландграфини и церковная утварь.
Годом позже Людвиг принял участие в шестом крестовом походе, но в итальянском городе Отранто заразился чумой и умер. После его смерти регентом при малолетнем Генрихе стал его дядя, брат Людвига Генрих. Елизавета была удалена от двора, однако не стала возвращаться в Венгрию и не ушла в монастырь. Вместо этого она принесла обет безбрачия и решила служить обездоленным, вступив в третий францисканский орден, став, таким образом, первой германской францисканской терциаркой.
В 1228 году она основала в Марбурге больницу для бедных, где трудилась наравне с другими. Она ухаживала за больными, а в остальное время собирала подаяние на нужды госпиталя. 17 ноября 1231 года Елизавета умерла в Марбурге в возрасте всего 24 лет.
В 1235 году папа Григорий IX причислил Елизавету Венгерскую к лику Святых.
День памяти Святой Елизаветы Венгерской – 17 ноября.
Католическая Церковь в Ялте
Местная Религиозная организация Римско-католического прихода «Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии» в г. Ялте
Святая Маргарита Венгерская
Девочке было недостаточно того, что она живет в доме Божием; она попросила монашеские облачения и в четыре года получила их. Она по своей воле стала принимать участие в различных аскетических практиках — постах, ношении власяницы, ночных бдениях; быстро выучила наизусть все богослужения и пела духовные песнопения за игрой. Никто так всерьез, как сама Маргарита, не принимал идею о ее пострижении в монахини, поскольку для ее отца было более выгодным удачно выдать ее замуж.
Вопрос встал ребром, когда Маргарите было двенадцать лет. Она знала, что посвящена Богу еще до рождения, и, поскольку была намерена сдержать обещание, принесла монашеские обеты на руки Генерального Магистра Ордена Проповедников, Гумберта Романского. Когда Маргарите исполнилось восемнадцать лет, отец сделал попытку разубедить ее, поскольку король Богемии просил ее руки. Король Венгрии даже получил диспенсацию (освобождение от обетов) от Папы Римского, но Маргарита ответила: «Я намного больше почитаю Царя Небесного и дорожу непостижимым блаженством обладать Иисусом Христом, чем короной, которую предлагает мне король Богемии». Сказав, что ее интересует лишь один престол — небесный, она с огромной радостью вернулась в монастырь и начала еще более ревностную жизнь, чем раньше.
Королевское происхождение Маргариты было, конечно же, предметом разговоров в монастыре, но принцессе всегда удавалось перевести разговор с себя на святых, с которыми она была связана кровью — святого короля Стефана, св. Ядвигу, св. Елизавету Венгерскую. Она не хвалилась богатством или родством, но старалась подражать святым в добродетели. Маргарита работала на кухне и в прачечной, делала грязную работу, от которой ее хотели освободить ради ее происхождения. Ее особенно любили больные, для которых у нее всегда было слово утешения и прекрасная улыбка.
Маргарита особо почитала Пресвятую Богородицу, и накануне ее праздников читала по тысяче «Радуйся, Мария». Поскольку для монахини было невозможным поехать ни в Святую Землю, ни в Рим, она рассчитала, сколько миль отделяет ее от святых мест, и решила отправиться туда в духе, читая «Радуйся, Мария» за каждую милю пути туда и обратно. В Страстную Пятницу она так проникалась Страстями Господними, что плакала целый день. Маргарита нередко пребывала в экстазе и очень смущалась, когда ее святость открывалась кому-то другому.
Еще при жизни Маргарита сотворила немало чудес, а после смерти — еще больше. Остров, на котором находился ее монастырь, даже переименовали в «Остров Маргариты». Она отдала душу своему Небесному Жениху 18 января 1270 года, в возрасте тридцати лет. День памяти Святой Маргариты Венгерской — 18 января.
17 ноября. Св. Елизавета Венгерская. Память
17 ноября в Католической Церкви – день памяти св. Елизаветы Венгерской.
Однажды в церкви Елизавета обратила внимание на большое распятие. Немного поразмыслив, она сняла со своей головы корону, полагая, что рабе Господней не подобает носить золотой, украшенный драгоценностями головной убор, в то время как Сам Господь носит терновый венец.
Для беззащитных детей, прежде всего сирот, она основала ещё одну больницу на 28 коек, каждый день кормила сотни человек и посылала помощь в другие области владений своего жениха. Семья Людвига и его сверстники начали осуждать молодую принцессу за общение с простолюдинами и за якобы безумную благотворительность, однако она переносила эти нападки спокойно, ни разу не ответив на них со злостью, и, вероятно, пользовалась тайной поддержкой Людвига.
По-разному сложились их судьбы. Герман умер в 19 лет, будучи ландграфом Тюрингии. София вышла замуж за герцога Брабантского, Генриха II, и прожила до 60 лет. Гертруда стала настоятельницей монастыря в Альтенбурге и позднее была причислена к лику блаженных.
На годы жизни Елизаветы пришлось становление Францисканского ордена. Св. Франциск умер спустя шесть лет после ее замужества. На духовность Елизаветы оказал заметное влияние один из францисканцев – брат Роже, поведавший ей о пути св. Франциска, о проповедуемом им идеале «святой нищеты». Под влиянием этих рассказов Елизавета стала мечтать о монашеском подвиге. Однако её исповедник Конрад Магдебургский умерил её стремление стать нищенствующей монахиней и сдерживал её щедрость к бедным. В 1225 г. она при свекрови дала Конраду обет послушания во всём, кроме супружеских прав.
Так или иначе, Елизавете пришлось очень многое пережить, пока, наконец, её с детьми не приютила её тетка Матильда, настоятельница монастыря в Китцингене. Позднее она перебралась к своему дяде Эккемберту, епископу Бамберга, предоставившему свой замок Поттенштейн в её распоряжение. Елизавета направилась туда с сыном Германом и маленькой Гертрудой, оставив дочь Софи монахиням Китцингена. Эккемберт планировал вновь выдать Елизавету замуж, но она решительно отказалась: ведь они с Людвигом пообещали друг другу никогда не вступать в повторный брак.
Но у Елизаветы была и еще одна, более важная причина отказаться от замужества: она мечтала служить одному только Богу и быть вполне свободной для этого.
Она усыновила маленького сироту с хронической болезнью и проявляла о нем трогательную заботу, мыла его, обрабатывала его гноящиеся раны, меняла ему одежду. В какой-то момент она принялась ходить от двери к двери, прося милостыню (делая это, главным образом, из смирения), но Конрад Магдебургский быстро пресёк эту практику. Он также запретил Елизавете подавать нищим более определённой суммы в день и заразить себя проказой. Вообще методы духовного руководства, применявшиеся Конрадом, можно назвать сверхжесткими.
Пока ей позволяло здоровье, она вела напряженную трудовую жизнь: шила и латала одежду для бедняков, убирала в их домах, лично ловила рыбу, чтобы накормить своих подопечных. Однажды в Марбург приехал венгерский дворянин и застал Елизавету в богадельне за пряжей в простом сером одеянии Ордена Раскаяния. Он предложил ей вернуться к Венгерскому двору и вести жизнь в соответствии со своим статусом, но она отказалась. Между тем, здоровье Елизаветы стремительно ухудшалось. Она скончалась 17 ноября 1231 г. в Марбурге, когда ей еще не исполнилось 24 лет.
В 1842 г. четыре молодых женщины – Клара Вольф, Матильда Меркерт, блаж. Мария Луиза Меркерт и Франциска Вернер – основали в Силезии монашескую конгрегацию с целью служения одиноким больным и бедным и назвали ее именем св. Елизаветы Венгерской. Ныне сестры-монахини этой конгрегации служат Богу в лице нуждающегося человека в 19 странах мира.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В августе 2018 года сестры-елизаветки отметили славный юбилей — 25 лет присутствия своего Ордена в России.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.