Содержание
Псалом 130
Песнь степеней
Песнь ступеней, Давида.
1 Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои, ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене.
1 Господи, не возвысилось сердце моё, и не превознеслись очи мои, и не вошёл я в великое, ни в дивное, что выше меня.
2 Аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою, тако воздаси на душу мою.
2 Если я не смиренномудрствовал, но возвысил душу мою, как отнятое от груди дитя на мать свою, так и воздашь Ты душе моей.
3 Да уповает Израиль на Господа, отныне и до века.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и до века!
Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои, ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене. Аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою, тако воздаси на душу мою. Да уповает Израиль на Господа, отныне и до века.
Псалом 130
Псалом 130 повествует нам историю о камне преткновения, которым стало важное для Давида событие – перенесение Кивота Завета. Мельхола не приняла должным радость своего супруга царя Давида, осудив его. Текст псалма 130 и содержит ответ его, где он признает, что готов и впредь унижаться и устраивать танцы перед Богом, настолько сильна его любовь и вера. Такое значение подтверждает еврейская, греческая, латинская и православная Библии.
Текст молитвы псалом 130
На церковнославянском языке
1 Го́споди, не вознесе́ся се́рдце мое́, ниже́ вознесо́стеся о́чи мои́, ниже́ ходи́х в вели́ких, ниже́ в ди́вных па́че мене́.
2 Аще не смиреному́дрствовах, но вознесо́х ду́шу мою́, я́ко отдое́ное на ма́терь свою́, та́ко возда́си на ду́шу мою́.
3 Да упова́ет Изра́иль на Го́спода, отны́не и до ве́к
На русском языке
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? Душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Для чего читают псалом 130?
Псалмы можно исполнять не только в церквях во время служб на старославянском языке, но и читать дома при свете лампадки на русском языке, когда ваше душевное состояние нуждается в помощи сакральных истин Псалтыря.
Псалом 130 относится к тем кафизмам, которые читают на потребу души, когда у верующего возникают вопросы духовного характера, принять решение по которому достаточно сложно. Покаяться и получить право на надежду, дабы спастись – вот основные причины для чтения этого короткого, но такого важного для обретения мира в душе псалма. Главное читать псалом 130 вдумчиво, расположившись перед ликами святых и отрешившись от мирских проблем, и тогда великая суть Псалтыря станет ясной и поможет в решении проблемы.
Толкование
Псалом 130 наполнен смирением и любовью царя Давида к Богу. Он не боится реакции и мнения окружающих его людей, его не пугает клевета и недопонимание близких, ведь покаяние и надежда спасут его, позволят приблизиться душой к Создателю, заслужить его расположение. Этот короткий псалом наполнен глубоким смыслом и искренними чувствами верующего человека. Давид заложил сакральную мысль о том, что верующий человек не сможет жить без милости Божьей, так же как и младенец не сможет выжить без молока матери.
Псалом 130 текст молитвы для чего читают
Песнь восхождения. Давида
По надписанию в еврейской, греческой и латинской Библиях этот псалом приписывается Давиду. Поводом к его написанию из обстоятельств жизни этого царя можно считать его ответ на порицание Мелхолы при перенесении Кивота Завета в скинию Сионскую. Последняя в плясании царя пред этой святыней видела унижение его царского достоинства, которое, очевидно, полагала в строго рассчитанных и методически важных поступках царя, а не в таком простом, искреннем и безыскусственном поведении, каким отличался здесь Давид. Ответ его Мелхоле (см. 2 Цар VI:20-22) очень близок к содержанию данного псалма, где Давид говорит о своем смирении.
Господи, я никогда не был горд и искусственно надменен: это мне чуждо. Я как дитя, смиренно отдавался воле Господа. Да уповает также и Израиль на Него (1-3).
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
1. «Я не входил в великое и до меня недосягаемое» — то же, что «не надмевалось сердце мое», т. е. я не старался искусственно поддерживать свое достоинство, показывать в себе не то, что есть, а что хотелось бы видеть другим в возвышении моего достоинства. Давид всегда жил тем, что в нем было, так и в данном случае, искренно радуясь перенесению Ковчега Завета, он свою радость показывал в безыскусственных действиях.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
2. Ребенок, отнятый от груди и матери, привыкший к другой пище, спокойно сидит на ее руках, ничего от нее не требуя. С таким ребенком сравнивает себя Давид, с полной верой полагавшийся на помощь Божию и не предъявлявший к Нему никаких требований.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
3 ст. вероятно, представляет литургическую прибавку позднейшего времени.
1 Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои, ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене.
1 Господи, не возвысилось сердце моё, и не превознеслись очи мои, и не вошёл я в великое, ни в дивное, что выше меня.
2 Аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою, тако воздаси на душу мою.
2 Если я не смиренномудрствовал, но возвысил душу мою, как отнятое от груди дитя на мать свою, так и воздашь Ты душе моей.
3 Да уповает Израиль на Господа, отныне и до века.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и до века!
Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои, ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене. Аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою, тако воздаси на душу мою. Да уповает Израиль на Господа, отныне и до века.
1 Песнь восхождения Давида.
Пс. 130 В этой краткой, изложенной простым языком, но при этом исполненной самого глубокого смысла молитве Давид выразил свое нерушимое упование на Господа. В каждой фразе звучит ощущение близких, личностных отношений с Богом, что объективно причисляет псалом к песням восхождения (см. вводные замечания к Пс. 119). В жизни Давида было много моментов, когда он обращался к Господу с полным упованием на Него. Так, спасаясь от Саула, он не торопил события и не поднимал руку на нечестивого, ожидая изъявления Божественной воли.
Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119. Давида. См. Введение: Автор.
130:1 сердце мое. очи мои. не входил в великое и. недосягаемое. В этом стихе выражено троекратное отречение от гордыни: в душе («сердце»), в восприятии («очи») и в акте познания («великое и. недосягаемое»).
130:2 как дитяти, отнятого от груди. Псалмопевец использует образ грудного младенца, чтобы выразить полноту своего упования на Бога и безграничность доверия к Нему.
130:3 Да уповает Израиль. Как и в Пс. 129, глубоко личная молитва здесь завершается так, как если бы она возносилась от имени всего народа Божиего.
2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.
Псалом 139
В конец, псалом Давиду
К исполнению. Псалом Давида.
1 Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя,
1 Спаси меня, Господи, от человека злого, от мужа неправедного избавь меня:
2 иже помыслиша неправду в сердце, весь день ополчаху брани,
2 они замыслили неправду в сердце, целый день готовились к битвам;
3 изостриша язык свой, яко змиин, яд аспидов под устнами их.
3 заострили язык свой, как у змеи, яд аспидов во устах их.
4 Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя.
4 Сохрани меня, Господи, от руки грешника, от людей неправедных избавь меня, которые задумали поколебать стопы мои.
5 Скрыша гордии сеть мне, и ужы препяша сеть ногама моима.
5 Скрыли гордые сеть для меня, и верви натянули, силки ногам моим;
6 При стези соблазны положиша ми.
6 преткновения на пути положили мне.
7 Рех Господеви: Бог мой еси Ты, внуши, Господи, глас моления моего.
7 Я сказал Господу: «Бог мой – Ты; услышь, Господи, глас моления моего!»
8 Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани.
8 Господи, Господи, сила спасения моего, Ты осенил над головою моею в день битвы.
9 Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся.
9 Не предай меня, Господи, против желания моего грешнику. Замыслили против меня, не оставь меня, чтобы им никогда не возвыситься.
10 Глава окружения их, труд устен их покрыет я.
10 Главное для круга их – труд уст их – покроет их;
11 Падут на них углия огненная, низложиши я в страстех, и не постоят.
11 падут на них угли огненные, Ты низвергнешь их в мучениях, и не устоят.
12 Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление.
12 Муж злоязычный не преуспеет на земле, мужа неправедного зло уловит в погибель.
13 Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим.
13 Я познал, что совершит Господь суд нищим и тяжбу бедных.
14 Обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим.
14 Так, праведные прославят имя Твоё, и прямодушные поселятся пред лицом Твоим.
Слава:
Слава:
Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя, иже помыслиша неправду в сердце, весь день ополчаху брани, изостриша язык свой, яко змиин, яд аспидов под устнами их. Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя. Скрыша гордии сеть мне, и ужы препяша сеть ногама моима. При стези соблазны положиша ми. Рех Господеви: Бог мои еси Ты, внуши, Господи, глас моления моего. Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани. Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. Глава окружения их, труд устен их покрыет я. Падут на них углия огненная, низложиши я в страстех, и не постоят. Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление. Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим. Обаче праведнии исповедятся Имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим.
Псалом 113
Сборник Псалтырь написан царем Давидом, но его авторство псалма 113 не подтверждено. Это удивительная хвалебная песнь о еврейском народе, о его стенаниях и гонениях. Неверующие же глухи и слепы. Все муки людей описаны в одной молитве.
Текст молитвы псалом 113
В православных храмах следует читать молитву на церковнославянском языке. Дома можно читать псалом 113 на русском языке.
На церковнославянском языке с ударениями
1 Во исхо́де Изра́илеве от Еги́пта, до́му Иа́ковля из люде́й ва́рвар,
2 бысть Иуде́а святы́ня Его́, Изра́иль о́бласть его́.
3 Мо́ре ви́де и побе́же, Иорда́н возврати́ся вспять,
4 го́ры взыгра́шася, я́ко о́вни, и хо́лми, я́ко а́гнцы о́вчии.
5 Что ти есть, мо́ре, я́ко побе́гло еси́? И тебé, Иорда́не, я́ко возврати́лся еси́ вспять?
6 Го́ры, я́ко взыгра́стеся, я́ко овни́, и хо́лми, я́ко а́гнцы о́вчии?
7 От лица́ Госпо́дня подви́жеся земля́, от лица́ Бо́га Иа́ковля,
8 обра́щшаго ка́мень во езе́ра водна́я и несе́комый во исто́чники водны́я.
9 Не нам, Го́споди, не нам, но и́мени Твоему́ даждь сла́ву, о ми́лости Твое́й и и́стине Твое́й.
10 Да не когда́ реку́т язы́цы: где есть Бог их?
11 Бог же наш на небеси́ и на земли́, вся ели́ка восхоте́, сотвори́.
12 И́доли язы́к сребро́ и зла́то, дела́ рук челове́ческих.
13 Уста́ и́мут, и не возглаго́лют, о́чи и́мут и не у́зрят.
14 у́ши и́мут, и не услы́шат, но́здри и́мут, и не обоня́ют,
15 ру́це и́мут, и не ося́жут, но́зе и́мут, и не по́йдут, не возглася́т горта́нем свои́м.
16 Подо́бни им да 6у́дут творя́щии я́, и вси наде́ющиися на ня.
17 Дом Изра́илев упова́ на Го́спода: Помо́щник и Защи́титель им есть.
18 Дом Ааро́нь упова́ на Го́спода: Помо́щник и Защи́титель им есть.
19 Боя́щиися Го́спода упова́ша на Го́спода: Помо́щник и Защи́титель им есть.
20 Госпо́дь помяну́в ны благослови́л есть нас, благослови́л есть дом Изра́илев, благослови́л есть дом Ааро́нь,
21 благослови́л есть боя́щыяся Го́спода, ма́лыя с вели́кими.
22 Да приложи́т Госпо́дь на вы, на вы и на сы́ны ва́шя.
23 Благослове́ни вы Го́сподеви, сотво́ршему не́бо и зе́млю.
24 Не́бо небесе́ Го́сподеви, зе́млю же даде́ сыново́м челове́ческим.
25 Не ме́ртвии восхва́лят Тя, Го́споди, ниже́ вси низходя́щии во ад,
26 но мы, живи́и, благослови́м Го́спода отны́не и до ве́ка.
На русском языке
1 Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова — из народа иноплеменного,
2 Иуда сделался святынею Его, Израиль — владением Его.
3 Море увидело и побежало; Иордан обратился назад.
4 Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы.
5 Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад?
6 Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?
7 Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева,
Видео (кликните для воспроизведения). |
8 превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.
9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.
10 Для чего язычникам говорить: «где же Бог их»?
11 Бог наш на небесах и на земле; творит все, что хочет.
12 А их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих.
13 Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
14 есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;
15 есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.
16 Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.
17 Дом Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
18 Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
19 Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит.
20 Господь помнит нас, благословляет [нас], благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов;
21 благословляет боящихся Господа, малых с великими.
22 Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим.
23 Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю.
24 Небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим.
25 Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;
26 но мы живые будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуия.
История написания
Если верить историческим сведениям, дошедшим до нас, то текст псалма 113 был написан во время исхода из рабства египетского. Именно этот момент был знаковым для создания еврейской церкви и объединения народа. Авторство не подтверждено.
Для чего читают псалом 113?
Многие верующие читают псалом 113 на русском языке для того, чтобы очиститься душой, чтобы вера спасла от настигающего зла. Рекомендуется также читать текст в следующих случаях:
- при надвигающейся опасности;
- ради спасения и здоровья;
- о здравии детей;
- за страдающих серьезными заболеваниями.
Толкование псалма 113
- Стихи 1-5: Рассказывается, как египтяне вторглись в священные земли еврейского народа. Евреи ведь не простой народ, они служители Божьи, его дети. Описывается переход святого Моисея через море. Перед чудесами Господними все безвластны. Поклоняются ему моря, горы, океаны.
- Стихи 6-10: Никто не может свергнуть гору, так не следует на нее и прыгать. Перед лицом Господним все трепещут, каются и боятся. Если Бог разгневается, то сотрясется земля. Да пошлет еврейскому народу Творец свою милость.
- Стихи 11-15: Для человека нечестивого важны золото да серебро. Они глухи и слепы, даже если видят и слышат. Языческие идолы полностью бессильны перед Всевышним. Так и пусть и весь народ египетский будет также беспомощен.
- Стихи 16-20: Боящиеся благословляют Господа, а верующему человеку Господь изливает все свои блага и милости. Чтобы вера крепла, нужно объединить весь еврейский народ.
- Стихи 21-26: Все живые, ни мертвые, должны восхвалять Творца. И тогда Господь услышит молитвы.
Правила чтения
Читать псалом 113 на русском языке нужно в тишине и спокойствии, чтобы все мысли были чисты. Можно заучивать текст наизусть или читать со сборника Псалтырь.
Псалом 133
Песни псалтыри различаются по жанровым разновидностям. Псалом 133 относится к псалмам восхождения. После возвращения в благословенную Палестину из вавилонского плена евреи стали заботиться о восстановлении правильного богослужения, в соответствии с законом Моисея. Одним из видов этого богослужения обязательно должна быть ночная молитва.
По христианской традиции надписание «псалмы восхождения» объясняется не только восхождением евреев, вышедших из плена, в Иерусалим. Этому надписанию придается и иной глубокий смысл: человек, читающий эти песни, настраивается на правильный путь и повышает свой духовный уровень, то есть говоря иными словами он словно «восходит».
Текст молитвы псалом 133
На церковнославянском языке с ударениями
1 Се ны́не благослови́те Го́спода вси раби́ Госпо́дни, стоя́щие в хра́ме Госпо́дни, во дво́рех до́му Бо́га на́шего,
2 В но́щех воздежи́те ру́ки ва́шя во свята́я, и благослови́те Го́спода.
3 Благослови́т тя Госпо́дь от Сио́на, сотвори́вый не́бо и зе́млю
На русском языке
1 Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, [во дворах дома Бога нашего,] во время ночи.
2 Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа.
3 Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю. Аллилуия.
Когда и для чего читают псалом 133?
В соответствии с древними монашескими традициями книга Псалмов полностью прочитывается во время богослужений в течение недели по частям, называемым кафизмами. Псалом 133 входит в состав XVII кафизмы и звучит в храме на субботней утрене на церковнославянском языке.
При домашней молитве разрешается читать псалом 133 на русском языке. Это дает возможность молящемуся человеку лучше понять глубокий смысл псалма.
Преподобный Арсений Каппадокийский рекомендовал читать псалом 133 для защиты от бедствий и стихий, о сохранении от всяких опасностей.
Толкование
В тексте псалма 133 говорится о том, что, прожив в рассеянии несколько десятков лет, еврейский народ утратил свои молитвенные традиции. И псалмопевец призывает людей вспомнить их и вернуться к ним.
Для более подробного толкования псалма 133 следует рассмотреть его стихи по отдельности:
- Стих 1: автор призывает благодарить и благословлять Господа, стоя в храме божьем.
- Стих 2: псалмопевец призывает праведных просыпаться ночью и, подняв руки, молиться Богу. Ведь именно в ночное время человек отрешается от земных дел и его молитве ничто не будет мешать.
- Стих 3: в нем говорится о том, что Господь является творцом всего, что нас окружает.
Исходя из толкования, текст псалма 133 рассматривается богословами как размышления псалмопевца над божьим благодеянием, которое выразилось в избавлении еврейского народа от многолетнего плена. Автор видит проявление неуважения к Богу в отказе евреев совершать ночную молитву. И своей песней-призывом предостерегает иудейский народ, чтобы он своими грехами не вызвал снова грех Спасителя.
Псалом 130
По надписанию в еврейской, греческой и латинской Библиях этот псалом приписывается Давиду. Поводом к его написанию из обстоятельств жизни этого царя можно считать его ответ на порицание Мелхолы при перенесении Кивота Завета в скинию Сионскую. Последняя в плясании царя пред этой святыней видела унижение его царского достоинства, которое, очевидно, полагала в строго рассчитанных и методически важных поступках царя, а не в таком простом, искреннем и безыскусственном поведении, каким отличался здесь Давид. Ответ его Мелхоле ( 2Цар. 6:20–22 ) очень близок к содержанию данного псалма, где Давид говорит о своем смирении.
Господи, я никогда не был горд и искусственно надменен: это мне чуждо. Я как дитя, смиренно отдавался воле Господа. Да уповает также и Израиль на Него (1–3).
Пс.130:1 . Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
«Я не входил в великое и для меня недосягаемое» – то же, что «не надмевалось сердце мое» , т. е. я не старался искусственно поддерживать свое достоинство, показывать в себе не то, что есть, а что хотелось бы видеть другим в возвышении моего достоинства. Давид всегда жил тем, что в нем было, так и в данном случае, искренно радуясь перенесению Ковчега Завета, он свою радость показывал в безыскусственных действиях.
Пс.130:2 . Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
Ребенок, отнятый от груди и матери, привыкший к другой пище, спокойно сидит на ее руках, ничего от нее не требуя. С таким ребенком сравнивает себя Давид, с полной верой полагавшийся на помощь Божию и не предъявлявший к Нему никаких требований.
Пс.130:3 . Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Вероятно, представляет литургическую прибавку позднейшего времени.
Псалом 130
Пс.130:1 . Господи! не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои
этот псалом Давид написал о самом себе; он рассказывает в нем, какое смирение он имел, по освобождении от искушений. Вместе с сим он учит в нем и народ еврейский, возвратившийся из рабства вавилонского – смиряться подобно ему (Давиду) и не надеяться на свои подвиги и добродетели, но только на Господа: Господи! говорит, сердце мое не возносилось от самомнения и гордости и не возвышались и не смотрели вверх глаза мои от недуга высокомерия. (1) Что же пророк сими словами хвалит себя? Так, по словам Златоуста, он хвалится: потому что когда требует того время и необходимость, должно и хвалиться подвигами своими, и тогда сия похвала будет не для тщеславия и хвастовства, но для пользы слушателей и для привлечения их к подражанию подобной добродетели. (2) А сказывая сначала, что не возносилось сердце мое, а потом, что не возвышались глаза мои, Давид сим показал, что во первых возносится и гордится сердце, а потом поднимаются вверх и глаза, т. е. смотрят высоко и поднявшись. (3)
(1) Слова Великого Василия: Одинаковые с гордым худые свойства имеет высокоумный и превозносящийся, различается же от него только по видимому: ибо один употребляет против других наглость и кичливость, а другой будучи и наедине превозносит себя и возвышается и гордится суетою ума своего. И чтобы ты не представлял основательного мечтательным, то вспомни о себе во время суетности в молодые лета свои, если ты будучи наедине размышлял о жизни и образах жизни, как ты легко в мечтательности ума получал начальство за начальством, власть за властно, везде обогащался, строил домы, золото и сребро собирал и прочее. Такой ум есть возносящийся и кичливый, он ни на чем не утвержден. Посему превозношение есть грех. И послушай, что говорит Господь: не превозноситесь ( Лук. 12:22 ). И блаженный Давид удаление от мечтательности и возношения (высокоумия) поставляет в числе добродетелей.
(2) Златословесного: Не везде запрещено хвалиться, но бывает случай, когда и необходимо. Ибо кто не хвалится крестом, тот глупее всех; кто не хвалится верою, тот несчастнее всех. Посему и Павел говорит: хвалящийся хвались Господом. Когда же похвала самого себя есть зло? Когда мы это делаем, как фарисей оный.
(3) Того же: Не вознеслось сердце мое, и не коснулось меня то душевное лукавство, которое есть причина других зол и корень крайнего беззакония. И не возвысились глаза мои: я не поднимал, говорит, бровей и не возносил шею вверх; ибо сей недуг, преизливаясь из источника внутренней страсти, дает и телу вид по подобию внутреннего воспаления.
Ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене
Я, говорит, Господи, не обращался с теми людьми, которые больше и удивительнее меня; и не жил с теми, которые выше моего состояния, как изъясняет Златоуст, почитая себя недостойным обращения с ними, кроме того случая, когда другие принуждали меня входить в сообщество с ними и против воли моей. Или великими и удивительными называет тех, которые сами себя почитают такими (великими и удивительными), т. е. надменных и высокоумных, и говорит как бы так: я не только убегал страсти высокомерия, но даже и не обращался с зараженными сею страстью. (1)
(1) Посему Златоуст сказал: Не малый подвиг этот – убегать высокомерия, ненавидеть гордецов, отвращаться от них, гнушаться ими. Напротив того величайшая безопасность для добродетели есть хранение величайшего смиренномудрия. А божественный Каллист Тиликудский в неизданных в печать Главах своих дает оборот словам псалма сего такой: Господи! если бы не возвысилось сердце мое, и не вознеслись глаза мои и я не ходил среди великих и дивных, превышающих меня, т. е. высоких и неизреченных таин Духа и не удостоился духовного созерцания Бога, то я не был бы смиренномудр, т. е. как и Исаия, когда удостоился высокого видения Бога, тогда истинно смирился и сказал: как я несчастен; а равно и Авраам уже при собеседовании с Богом сказал: но я земля и пыль; подобным образом и Иов. Ибо доколе не взойдет кто к духовному созерцанию беспредельности Божией, дотоле не может иметь истинного смирения.
Пс.130:2 . Аще не смиренномудрствовах, но вознесох душу мою (и не был) яко отдоенное на матерь свою (дитя); тако воздаси на душу мою .
Если, говорит, я не смиренно мыслил, как смиренно поступает при матери своей дитя, которое теперь отлучено от сосцов ее, а возносился и гордился, то, как я превозносился, так воздай, Господи, и мне, полагая мне приличное наказание за гордость мою. Или много воздай душе моей и накажи ее, и тогда ως , должно принимать за выражение высшей степени воздаяния. (1)
Пс.130:3 . Да уповает Израиль на Господа от ныне и до века
Пусть, заключает, уповает израильский народ на Господа отныне и на будущее время, подражая мне, надеющемуся на Господа и в бедствии и в спокойствии и во всякое время. При сем должно сказать, что этот псалом приличен новому Израилю, т. е. христианскому народу. Впрочем Давид, быть может, написал его и предыдущий псалом от лица благочестивейших из евреев, возвратившихся из рабства, в котором псалме народ сей излагает, какие молитвы он приносил, когда находился в искушениях, и какое имел смирение по освобождении своем от искушений, чтобы примером своим научить и нас христиан, как молиться во время искушений, и как смиряться нам, освободившимся от мысленного рабства страстям и бесам. (1)
(1) Ориген: В предыдущей песни сказано: от стражи утренней до ночи да уповает Израиль на Господа; а здесь – и то: доколе. Ибо отныне, говорит, и до века. Ибо после того уже можно получить те блага, которых надеемся, Феодорит: Сими словами пророк показал, для чего он изъяснил свои подвиги. Ибо не для того изображают свои добродетели, чтобы похвалить себя, но для того, чтобы других возбудить к подобной ревности. Потому то умоляет всех Израильтян всегда иметь сию надежду и непрерывно питаться ею и собирать происходящие из нее плоды.
Значение библейской молитвы псалом 130
По надписанию в латинской, еврейской, греческой и православной Библиях, псалом 130 относится к авторству царя Давида. Исследователи полагают, что его текст – ответ Мельхоле, дочери царя Саула, первой из своих жен, на ее упрек в адрес поведения Давида при перенесении Кивота Завета. Библейская история свидетельствует о том, что во время перенесения главной иудейской святыни пророк Давид плясал и скакал от радости, как ребенок, и Мельхола, увидев это, была смущена и упрекнула мужа.
Толкование 130 псалма говорит о том, что ответом ей было заявление Давида, в котором он признавался, что готов плясать и унижаться пред Богом еще сильнее.
Христианский псалом 130 — молитва о даровании покаяния
История гласит, что изначально Мельхолу и Давида связывало сильное чувство любви, однако она не разделяла столь выраженной любви мужа к Богу, что послужило поводом для угасания былой привязанности. Из толкования 130 псалма явствует, что Мельхола в юности спасла Давида от преследований своего отца Саула, но после случая с Кивотом Завета супруг стал холоден к ней, и она умерла бездетной.
В тексте 130 псалма, слушать онлайн и читать который издавна принято для дарования покаяния, царь сравнивает свое чувство с чувствами ребенка, отнятого от материнской груди, а завершает его призывом к Израилю во веки уповать на Господа.
Слушать на видео псалом 130 на современном русском языке
Читать текст христианской молитвы псалом 130
Песнь восхождения. Давида.
Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди. Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Православный Псалтырь, текст псалма 130 на церковно славянском языке
Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся oчи мои; ниже ходих в великих, ниже в дивных паче менe. Аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою, тако воздаси на душу мою. Да уповает Израиль на Господа отнне и до века.
Псалом 131
Песнь степеней
Песнь ступеней.
1 Помяни, Господи, Давида и всю кротость eго:
1 Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его,
2 яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю:
2 как поклялся он Господу, дал обет Богу Иакова:
3 аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея,
3 «Не войду я в шатёр дома моего, не взойду на устланное ложе моё,
4 аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима,
4 не дам сна очам моим, и векам моим – дремоты, и покоя вискам моим,
5 дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю.
5 пока не найду места Господу, обители Богу Иакова!»
6 Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы.
6 Вот, мы услышали о ней в Ефрафе, нашли ее на равнинах дубравных,
7 Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его.
7 войдём в обители Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его.
8 Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея.
8 Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей, –
9 Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются.
9 священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются.
10 Давида ради раба Твоего не отврати лице помазаннаго Твоего.
10 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.
11 Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем.
11 Клялся Господь Давиду в истине и не отречётся от неё: «От плода чрева твоего посажу на престоле твоём;
12 Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем.
12 если сохранят сыны твои завет Мой и эти свидетельства Мои, которым научу их, и их сыны до века будут сидеть на престоле твоём».
13 Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе.
13 Ибо избрал Господь Сион, назначил его в жилище Себе:
14 Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и.
14 «Это покой Мой во век века, здесь поселюсь, ибо Я избрал его.
15 Ловитву eго благословляяй благословлю, нищыя eго насыщу хлебы,
15 Добычу его благословением благословлю, нищих его насыщу хлебом,
16 священники eго облеку во спасение, и преподобнии eго радостию возрадуются.
16 священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.
17 Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему.
17 Там возращу рог Давиду, приготовил Я светильник помазаннику Моему:
18 Враги eго облеку студом, на немже процветет святыня Моя.
18 врагов его облеку стыдом, а на нём расцветёт святыня Моя».
Помяни, Господи, Давида и всю кротость его: яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю: аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима, дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю. Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы. Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея. Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются. Давида ради раба Твоего не отврати лице помазаннаго Твоего. Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем. Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем. Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе. Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и. Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы, священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются. Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему. Враги его облеку студом, на немже процветет святыня Моя.
Псалом 130 текст молитвы для чего читают
Двенадцатая песнь сподобившегося приять очищение учит не превозноситься в уповании на свое усовершение, но смиренномудрствовать.
Пс.130:1 . Господи, не вознесе́ся сердце мое. ниже́ ходих в великих, ниже́ в дивных паче мене , и проч.
Чтобы не превозноситься, для сего полезные всего, говорит Псалмопевец, упражняться в добродетели, противоположной превозношению, каковой учил и Спаситель, говоря: «аще не обратите́ся и будете яко дети, не внидите в царство небесное» ( Мф. 18, 3 ). Разумеет же детей, отнятых от матерней груди, изображая тем скорбь. Ибо ребенок не отстает от матери, болезнуя о том, что лишен молока. Так и я, говорит пророк, в несчастьях непрестанно молился Богу, без чего понес бы на себе самое тяжкое наказание.
Поделиться ссылкой на выделенное
Видео (кликните для воспроизведения). |
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.