Содержание
Молитва Анны
Проповедь «Молитва Анны», 03 марта 2012г, Гончар П.В.
Комментарии
Комментировать
Медиа
1. Открытие богослужения
2. Общее пение Псалом №25
из сборника Гимны надежды
В Слове Божьем ищи утешенье, друг мой,
В непрерывной житейской борьбе;
Если больно порой, если страшно тебе,
Прибегай к Нему всею душой.
Припев:
Лишь на Христа
В Слове Божьем взирай,
Каждый день, о друг мой,
Слово Божье читай.
В Слове Божьем ищи
путь к спасенью, друг мой,
Через веру в Иисуса Христа;
Кровь святая Его, что стекала с креста,
Даст прощенье тебе и покой.
Припев:
Лишь на Христа
В Слове Божьем взирай,
Каждый день, о друг мой,
Слово Божье читай.
Слово Божье всегда будет светом тебе
На нелёгкой дороге твоей,
Маяком среди бурь и житейских скорбей,
Другом верным на грешной земле.
Припев:
Лишь на Христа
В Слове Божьем взирай,
Каждый день, о друг мой,
Слово Божье читай.
4. Субботняя школа Урок № 1 «Всеобщее восстановление»
6. Общее пение Псалом №256
из сборника Гимны надежды
Господь ведёт меня всегда
По слову правды и добра,
Во всех местах, средь всех забот
Его рука меня ведёт.
Припев:
Господь ведёт меня всегда.
Да, Он, мой Бог, ведёт меня —
За Ним пойду, где Он идёт.
Да, Он, Господь, меня ведёт.
Ведёт Он радостным путём,
Ведёт и скорбным день за днём,
Хоть свет, хоть тьма — иду вперёд,
Его рука меня ведёт.
Припев:
Господь ведёт меня всегда.
Да, Он, мой Бог, ведёт меня —
За Ним пойду, где Он идёт.
Да, Он, Господь, меня ведёт.
Пусть жизнь бушует, и шумит,
И мне погибелью грозит,
Я не страшусь — средь бурь греха
Господь ведёт меня всегда.
Припев:
Господь ведёт меня всегда.
Да, Он, мой Бог, ведёт меня —
За Ним пойду, где Он идёт.
Да, Он, Господь, меня ведёт.
Когда же путь придёт к концу
И я войду в мой дом к Отцу,
Там вечно буду с Богом жить
И радостно Ему служить.
Припев:
Господь ведёт меня всегда.
Да, Он, мой Бог, ведёт меня —
За Ним пойду, где Он идёт.
Да, Он, Господь, меня ведёт.
8. Ходатайственная молитва
9. Музыкальное служение
10. Объявление пожертвований
11. Общее пение Псалом №237
из сборника Гимны надежды.
Я слышу нежный зов Христа:
«О страждущий, приди!
Найдёшь ты отдых у Меня,
Прильни к Моей груди!»
На нежный зов Его любви
Таков, как есть, иду.
И я в Его святой Крови
Омыл вину мою.
Я слышу нежный зов Христа:
«О жаждущий, приди!
Бери и пей без серебра
Струю живой воды».
К живой воде на зов иду —
В ней жажду утолить
И изнемогший, слабый дух
Вновь силой обновить.
Я слышу нежный зов Христа:
«Я — Истина и Свет.
Ходи во свете, верь в Меня,
Вступи со Мной в завет».
Я поднял взор свой на Христа —
И Он в пути моём,
Как путеводная звезда,
Ведёт в Отцовский дом.
15. Общее пение Псалом №111
из сборника Гимны надежды
Возьми меня за руки
И Сам веди
Долиной скорби, муки
В земном пути.
И если Ты со мною,
Спаситель мой,
Тернистою тропою
Пойду с Тобой.
Пошли благословенье,
Пребудь со мной;
И от тревог, волнений
Дай мне покой.
К Тебе я прибегаю,
Твоё дитя;
Тебе я доверяю —
Веди меня.
Когда мне в жизни трудно
И силы нет,
Тогда сияет чудно
Во тьме Твой свет.
Возьми меня с Собою
И Сам веди
Тернистою стезёю
В земном пути.
Проповедь молитва анны
После того как маленький Самуил был отнят от материнской груди – ребенок, которого так долго ждала Анна – она пошла с ним вновь в Силом, где находилась в это время скиния Господня. Там она встретила первосвященника Илия, который знал о ее желании иметь ребенка и обещал, что «Бог Израилев исполнит прошение» ее. Ему она и поведала о своем обете:
«О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его – служить Господу» (1 Царств 1:27,28).
И после расставания со своим долгожданным первенцем, Господь благословил ее еще пятерыми детьми за ее веру (2:21). Но прежде чем оставить своего ребенка на служение Господу, она произнесла молитву, которая свидетельствовала о ее глубокой вере в Бога, и которая воспроизведена для нас в первых десяти стихах второй главы 1-й книги Царств.
Совершенно ясно, что Анна имела огромную любовь к Слову Божьему в том виде, в котором оно существовало тогда, и имела хорошие знания о нем. Например, во втором стихе своей молитвы она говорит: «Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш». Здесь она свидетельствует о своем знании песни избавления Моисея, где он говорит: «Кто, как Ты, Господи, между богами?» (Исход 15:11), «ибо заступник их не таков, как наш Заступник» (Второзаконие 32:31). Сказанное дальше (ст.7): «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает»», – указывает на знание книги Иова: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (1:21), и «униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение» (5:11).
В своей жизни Анне пришлось преодолевать множество проблем. В виду своей бесплодности, ей приходилось мириться с издевательствами первой жены своего мужа Феннаны (1Царств 1:4-6). Поэтому неудивительно, что она постоянно «была в скорби души» (ст.10). И, тем не менее, все это не могло отвратить ее от Бога и Его Слова. Подчас проблемы принимают характер навязчивых идей, выметая все из головы; они могут иногда явиться причиной отпадения человека также и от Истины. Не так было с Анной, она продолжала размышлять над Словом Божиим, и это должно быть примером для нас.
Медитации Анны привели ее к заключению, которое она высказала высокими словами: «Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя». Она жила в обществе, где суеверие и идолопоклонство цвели пышным светом, о чем свидетельствует Книга Судей, говоря, что, поселившись в земле обетованной, Израиль часто служил идолам других народов. Даже обстановка в доме Господнем в Силоме была далека от идеальной, о чем говорит нам шокирующее поведение двух сынов Илия. Но Анна была выше этих вещей – пример того, как вполне реально стать выше нечестивого окружения, что так актуально для нас в эти последние дни.
Анна также постигала способность Бога знать обо всем, видеть через наружную внешность человека его истинную сущность: «Ибо Господь есть Бог ведения, и дела у него взвешены» (ст.3). Это то, о чем нам следует постоянно помнить, и служит предупреждением о том, что мы с некоей долей успеха можем скрыть нечто непотребное от своих товарищей, но не можем ничего скрыть от Бога. В то же время из этого можно получить и ободрение, ибо мы можем быть уверены, что хотя подчас наши поступки и поведение могут быть неправильно поняты или восприняты нашими братьями и сестрами, Бог всегда знает истинную природу содеянного нами.
Но возможно самое поразительное в молитве Анны – это признание великих вещей, которые лежат за пределами этой настоящей жизни. Она знала, что Бог всевластен изменить нынешнее положение вещей, возвысить бедного и уничтожить беззаконника (ст.8-10). Это может случиться и в этой жизни, хотя очень часто и не происходит. Но это обязательно произойдет в конце этого мира: достигшие высокого положения в обществе ныне в своей основной массе не будут допущены в Царство Божие, в то время как смиренные, презренные в глазах сильных мира сего, но верующие, насладятся благами со Христом, когда Он будет править землей в Своем величии.
Анна даже знала о воскресении мертвых, что видно из ее слов: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (ст.6). Эта доктрина не находит яркого выражения в ранних книгах Библии, хотя, как Иисус указывал неверующим в воскресение Саддукеям, она зачастую подразумевается, иначе как Бог мог объявить Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, после того как они уже давно умерли (Матфей 22:31,32)? Вера в то, что Бог готов причислить нас к праведникам, должна включать веру, что наступит время, когда все будет соделано правым, когда оставшиеся верными Богу в этой жизни будут воскрешены из мертвых, чтобы получить обещанную награду. Подобная вера помогает нам справиться с вечно возникающими проблемами и незаслуженным обращением. Что за беда, если мы что-то теряем в этой жизни, если перед нами лежат будущие вечные блага Царства Божьего?
Но есть нечто еще замечательное, сказанное этой глубоко верующей женщиной. В конце своей молитвы она говорит о Боге: «Господь… даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего» (ст.10). Но у Израиля не было царя на данном этапе истории. Может быть она думала о царе грядущем, который будет править вечно? Ее упоминание о помазаннике Божьем предполагает, что так оно и есть. Это первое упоминание в Библии, относящееся к Мессии или Христу, что означает, как мы знаем, помазанника. Намеки о грядущем царе были и прежде; вспомним о предсмертном пророчестве Иакова, который предсказал приход царя из племени Иуды (Бытие 49:10). Возможно, именно об этом думала Анна. В начале своей молитвы она говорит о радости от спасения Божьего. Здесь тоже слова, которые найдут свое полное осуществление в Иисусе Христе, ибо само имя «Иисус» говорит о работе Божьей по спасению людей через Него (Матфей 1:21).
Итак, мы имеем глубокую связь между этой главой и обетованием о грядущем Мессии, который сначала принесет с собой спасение людям и затем установит свое правление. Удивительная способность Анны рожать детей после стольких лет бесплодия предвестило еще более удивительное чудо, когда Мария родила обетованного ребенка и воспела по этому случаю прекрасный гимн, воспроизведенный у Луки 1:46-55, который служит отражением молитвы Анны. Вторая связь лежит в сыне Анны – Самуиле. О нем сказано: «Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей» (1Царств 2:26). И, в сущности, эти же самые слова мы находим у Луки 2:52 о мальчике Иисусе, указывающие, что в свои юные годы Самуил являл образ того, о приходе которого предвещала его мать.
Но мы не можем сейчас останавливаться на этих вещах и должны перейти к сегодняшнему чтению из Нового Завета, где Иисус уже вознесся на небо и находится с правой стороны Своего Отца: «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов», который победил мир (Откровение 5:5), заплатив за наше спасение Своей жизнью. Именно благодаря Его победе над грехом осуществились слова молитвы Анны о возвышении смиренных и наказании нечестивых – слова, которые в первую очередь относятся к самому Иисусу и к тем, кто отверг Его благую весть и убил Его. И как напоминание об этом нам изображают Его как закланного Агнца. Мы вспоминаем сейчас Его за хлебом и вином, признавая, что именно благодаря тому, что Он совершил, мы имеем надежду на грядущие благословения. Мы можем с уверенностью повторить прекрасный стих из Откровения 5:12:
«Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение».
Три победы Анны (1 Цар.1:1-20)
В нашей жизни мы не раз оказываемся в трудных жизненных обстоятельствах, не видя выходя из них. Например, мы можем жить вместе с людьми, которые думают только о себе, не понимают и оскорбляют нас. О том же самом немало рассказывается и в Библии. В ней мы встречаемся не только с непростыми жизненными ситуациями, но и с ответом на то, как выйти из них победителем.
Вашему вниманию я предлагаю библейскую историю, рассказывающую о тяжелом положении в одной семье и о том, как оно было разрешено. История рассказывает о победителе не на передовой боевой позиции, а в тылу, в семье. Таким победителем был не одаренный полководец или отважный солдат, а скорбящая женщина. Местом ее сражения были дом, где она жила, святилище, где она молилась Богу, и ее собственное сердце.
Эта история записана в 1 Цар 1, 1-17. Послушаем ее: «Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана…; у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей.
И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были [Илий и] два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа.
В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части; Анне же давал часть особую, [так как у нее не было детей], ибо любил Анну [более, нежели Феннану], хотя Господь заключил чрево ее. Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее. Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала [и сетовала] и не ела. И сказал ей Елкана, муж ее: Анна! [Она отвечала ему: вот я. И сказал ей:] что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей? И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме, [и стала пред Господом]. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень.
И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи [Всемогущий Боже] Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его, [и вина и сикера не будет он пить,] и бритва не коснется головы его. Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее; и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною.
И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего [и иди от лица Господня]. И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе. И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него».
Как видно из прочитанного, Анна находилась в очень сложном положении и, не смотря на это, смогла одержать четыре блистательных победы. Какие же это победы?
1. Победа над Феннаной
Видео (кликните для воспроизведения). |
Феннана совершенно не соответствовала значению своего имени «жемчуг». Она называется в Библии СОПЕРНИЦЕЙ Анны. В этом названии сосредоточено все отношение Феннаны к ней. У Феннаны возникло сильное чувство ревности и соперничества к Анне, которую нежно и трогательно любил их муж Елкана. Хотя Бог не предусмотрел полигамию для семьи, она терпелась в Израиле, но официально не призвалась. Очевидно, Елкана женился на Феннане потому, что Анна была бесплодной. От несправедливого отношения к себе со стороны второй жены Елканы Анна сильно страдала. Ей было не просто год за годом жить вместе с Феннаной в одном доме.
Библия не говорит о том, что Феннана справедливо ругала Анну, например, из-за того, что та не справлялась с домашним хозяйством и заставляла ее работать еще больше. Но она поносила ее из-за того, в чем Анна была совершенно невиновна. Феннана возгоралась гневом и побуждала Анну к ропоту на Бога за то, что Он заключил ее чрево, и она оставалась бесплодной.
Феннана постоянно пыталась поразить Анну в самое чувствительное место, не взирая на то, что Анна проливала немало слез и сильно страдала из-за выпавшего на ее долю жребия, который во времена Ветхого завета считался проклятием. Обидные слова, произносимые Феннаной, пронзали ее сердце. Феннана сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее. Так бывало каждый год, когда она ходила в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала и не ела» (с. 6). Когда Феннана огорчала ее, то это были очень болезненные стрелы, направляемые в уязвимое место.
Но КАК победила Анна свою соперницу? – Не прекословием, не взаимным оскорблением. Она научилась молчать и безмолвно переносить страдания. Именно безмолвием она смогла поносить свою соперницу! Ужасный характер Феннаны стал оселком, точильным камнем для оттачивания терпения Анны. Если бы и мы могли сносить оскорбления людей так, как это делала Анна! Сколько бы тогда оказалось побежденных врагов!
2. Победа над священником Илием
Когда Анна, придя в святилище в город Силом, где находились ковчег завета и скиния собрания народа Божьего, изливала свою скорбь, носитель высокого первосвященнического звания Илий «счел ее пьяной» (ст. 13). Так как в Израиле молитвы в общественном месте произносились вслух, а Анна молилась про себя, то Илия посчитал, что она пьяна. Насколько же мало этот «знаток» душ человеческих понимал страдания человеческой души! Если бы Анна позаботилась о внешнем исполнении предписаний Божественного закона, например, принесла бы жертвоприношения за свои грехи, то Илия ее не осудил бы. Но из-за того, что она долго и беззвучно молилась, он горько и несправедливо упрекает ее. И это перенести было тоже трудно для нее. Это была НОВАЯ стрела, стрела иного вида, направленная в ее сердце.
КАК же Анна победила Илию? Ответила ли она на его оскорбление «мерой утрясенною?» Или, оскорбившись, ушла в себя и занялась самосостраданием? Может быть, она назвала его наемником, не пасущим доверенных ему Богом овец, а стригущим с них шерсть? Укорила ли она его в том, что он не понимает самое важное в своем священническом служении – важность сокровенной молитвы, молитвы в тиши сердца? Не сказала ли она ему о том, чтобы лучше видел грехи собственных сыновей – Офния и Финееса, а не осуждал других, указывая на них пальцем?
Конечно, у Анны нашлись бы соответствующие ответы на несправедливый упрек Илия. Однако, вместо этого она отвечает ему спокойно, уравновешенно и СМИРЕННО: «… нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе» (ст. 15.16). Такой ответ обезоружил священника, и он был вынужден благословить ее и сказал: «…иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него» (ст. 17).
В чем же секрет победы Анны над Илием? В том, что тот, кто по-настоящему, непрестанно молится в тишине и смирении, тот получает силу переносить оскорбления и несправедливость, не огорчаясь при этом. И наоборот: огорченные душою люди никогда не побеждают других, но смиренные побеждают тысячи.
3. Анна победила Господа
Если Господь говорит Иакову: «Ты боролся с Богом и человеков одолевать будешь» (Быт 32, 28), если пророк Осия говорит об Иакове, что «…он боролся с Ангелом и превозмог, плакал и умолял Его» (Ос 12, 4), то об Анне в связи с этим можно сказать, что она тоже победила Господа, закрывшего ее чрево по Своему мудрому предведению.
Насколько бесконечна любовь Бога к нам, людям, что Он позволяет побеждать Себя настойчивой и непрестанной молитвой! Древнееврейское имя «Анна» означает «помилованная» или «согбенная». Она была помилована Богом, потому что часто склонялась перед Ним! Одна такая победа молитвы в очах Божьих стоит существенно больше, чем множество побед полководцев! И появившийся на свет Самуил, имя которого с еврейского языка означает «услышанный Богом», явился знаком победы, одержанной молитвенницей Анной. Пусть этот пример Анны побудит наших сестер к настойчивой молитве, мимо которой не проходит милующий Господь!
Но Анна победила не только свою соперницу Феннану, священника Илия и Самого Бога.
4. Анна победила себя
Анна одержала три победы, но самая последняя – четвертая победа – была самой большой и сложной. Это победа над самой собой. То, что она выдержала нападки Феннаны, не ответила упреками священнику Илии и не роптала на Бога доказывает то, что с помощью Господа она победила свою греховную природу, свое нетерпение и свой гнев. Такая победа стала возможной потому, что Анна была истинной МОЛИТВЕННИЦЕЙ и получала силу свыше, так необходимую для нее.
В связи со сказанным я хотел бы напомнить другую ветхозаветную историю – об одержавшем много блистательных побед сирийском генерале Неемане. Он сильно разгневался из-за того, что пророк Божий предложил ему окунуться семь раз в Иордане, чтобы избавиться от проказы. Но когда его гнев прошел, «и пошел он и окунулся в Иордане семь раз… и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» (4 Цар 5, 14). Когда он оставил свой эгоизм и высокомерие, свои представления о том, как должен бы поступить с ним пророк Божий, то тогда пережил Божественное исцеление, победив самого себя.
В сердце человеческом господствует стремление стать героем, стать победителем. Оно происходит большей частью от высокомерия. Но такие герои, как Анна, побуждают нас покорять других людей терпением и смирением, побеждать даже Самого Бога, стоя с молитвой на коленях. Такие победы имеют непреходящую ценность, а венцы таких победителей вечны. И таким помогает Господь. Будем подражать этим героям веры! Аминь.
Богоотцы
Слово в день памяти святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В сегодняшний воскресный день мы совершаем память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.
Память о них неразрывно связана с Девой Марией, Которая родила Богочеловека Иисуса Христа. Раз от Ее утробы воплотился и явился миру Сын Божий, значит, и Она родила не просто человеческую природу Сына, но Саму Личность, Лицо и Ипостась нетленного Бога Слова. А раз Мария – Богородица, то и Ее родители не просто дед и бабка Иисуса, но – родители Самой Богородицы и, таким образом, сами – Богоотцы.
В богослужебных текстах сегодняшнего праздника оба они – Иоаким и Анна – нередко обозначаются одним словом – родители, святая двоица, Богоотцы. Хотя рождает только Анна, но Иоаким как будто рождает вместе с ней; хотя отцом в собственном смысле слова является только Иоаким, но Анна, как неразлучная с ним, поминается в том же слове – Богоотец. Двое – как одно, святая двоица рождает, питает, воспитывает и вводит в храм Божественную Отроковицу.
Они уже не двое, но одна плоть (см.: Мф. 19: 6). Святые Иоаким и Анна являют пример исполнения заповеди, которую Бог дал Адаму в Раю: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2: 24).
При этом они были не только единой плотью, но и единой душей и единым духом. Их брак был не иудейской обязанностью продолжения рода, не долгом перед обществом о решении демографической проблемы. Их соединяло благодатное, не поддающееся описаниям, глубокое взаимное безоглядное романтическое чувство, которое мы называем любовью. Их взаимная любовь длилась до глубокой старости, до самой смерти.
Эти черты человеческой любви между мужем и женой очень трогательно изображаются на православных иконах. Иконописцы создали удивительный и как бы совсем не религиозный образ супружеского единения и слияния – не только духовного, но и плотского. Портрет святых Богоотцов Иоакима и Анны – уникальный случай, когда Церковь прославляет в красках супружескую любовь.
Вот в маленьком изображении вокруг иконы новгородского письма «Введение во храм Пресвятой Богородицы с житием» мы видим, как первосвященник изгоняет из храма Иоакима за бездетность, в последующих двух изображениях Иоаким и Анна порознь тоскуют: он в пустыне, а она в лесу. Иоаким, как проклятый, уходит в пустыню, поскольку священник не принял его жертвы. Птицы, вьющие гнезда на древесных ветвях, напоминают Анне то, о чем она плачет. Но их страдание поодиночке в пустыне и в лесу облегчается видением ангела-утешителя, возвещающего грядущую радость.
На иконах типа «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» Иерусалима Иоаким и Анна представлены в полный рост, устремленными навстречу друг другу, их руки сомкнуты в объятии, лики соприкасаются, словно в поцелуе.
На иконе «Зачатие Анны» сугубо интимный смысл сцены, благодаря целомудрию образа, не кажется стыдным. Созерцая икону, зритель не испытывает чувства неловкости и не ощущает себя подглядывающим за завесу балдахина супружеской спальни. От объятия святых супругов веет невероятной чистотой, и поэтому лицезрение иконы «Зачатие Анны» оказывается даже поучительным для тех, кому предназначен этот урок любви.
На старинных иконах псковских храмов в изображении «Рождества Пресвятой Богородицы» можно видеть, как Иоаким и Анна ласкают новорожденного младенца и белые голуби слетаются смотреть на семейную радость. Домашние птицы – гусь и утка – сообщают картине характер счастливой семейной идиллии, в центре которой – взаимная любовь мужа и жены.
Как солнце от солнца и луна от луны, рождается Святая Мария от святых, исполненных любви родителей. Богослужебные песнопения праздника ставят Иоакима и Анну выше всех других родителей на земле. Они преодолевают ветхозаветную зависимость счастья супругов от факта наличия или отсутствия детей. А во времена Христа, между прочим, муж мог дать разводную, если жена всего лишь пересолит еду.
По мысли старца Паисия Святогорца, Христос пришел бы на землю и раньше, если бы раньше на земле появилась такая чистая целомудренная супружеская пара, какой были святые Иоаким и Анна. При этом старец Паисий Святогорец называл их самой бесстрастной супружеской парой, поскольку «у них не было мирского мудрования». Святые Богоотцы были уже в преклонных летах, им было более 60 лет, когда они зачали Марию. В их взаимном влечении уже не было юношеской страстности. Они страдали от того, что у них не было детей, и поэтому горячо молились Богу о том, чтобы Он даровал им ребенка. После молитвы и благовестия от ангела они сошлись как супруги «не по плотской похоти, – писал Паисий, – но по послушанию Богу».
Судя по древним преданиям, святые Иоаким и Анны любили друг друга безраздельно, но бесстрастно. Их любовь характеризуется такими словами, как верность, сострадание и нежность друг к другу. Они хотели ребенка не от похоти плоти, а от взаимной любви.
Апостол Павел писал, что если в одном теле «страдает член, страдают с ним все члены, и если прославляется один член, с ним радуются и все члены тела» (см.: 1 Кор. 12: 26). Из жития святых Богоотцов мы видим, как трогательно они прячут боль друг от друга (и Иоаким уходит в пустыню, и Анна – подальше от дома) и как счастливы делиться друг с другом радостью (бегут навстречу друг другу и сжимаются в объятьях).
Как их портрет не похож на то, что мы видим сегодня!
Умы многих в наши дни заражены той идеей, что идеал мужчины – мешок с деньгами, а женщины – топ-модель с обложки журнала. На рождение ребенка, а это, как говорят, иногда происходит «случайно», толкает страсть, но отнюдь не любовь. Слова «верность» и «преданность» сейчас не в моде, главное – чтобы мне «было с ним хорошо». И если уж и решаются молодые люди «связать себя законным браком» (обратите внимание на негативный смысл каждого слова: себя, связать, закон, брак), то семья становится не центром счастья, а пространством, где каждый по-своему «отдыхает» от внешнего мира. Во вне, на работе в трудовом коллективе, каждый старается держать себя «в рамках», казаться «хорошим». Но дома, в четырех стенах небольшой квартиры, каждый позволяет себе «разряжаться», метать молнии на свою же второю половину, убивая тем и ее, и себя.
Почти в каждую третью семейную исповедь нам, священникам, доводится слышать жалобную историю о предстоящем разводе. Нередко такая исповедь не стремление укрепиться в желании сохранить семью, не быстрая реакция на то, что на миллиграмм изменились взаимные чувства, но – попытка найти в священнике достойного совоздыхателя своим жалобам, когда всё уже фактически решено. И при этом вполне возможно, что жалобщик в силу внутренней духовной слепоты когда-то сам постепенно убил чувства в своей второй половине. Он или она, ожидая любви от другого, сами не имеют уже ни грамма любви в себе.
«Любовь не ищет своего, не радуется неправде, всё переносит, всё покрывает, всему верит», – писал апостол Павел (см.: 1 Кор. 13: 5–7). Если бы у нас был такой образ мыслей: «я верю ему, потому что он мой муж», «я покрываю его проступок, так как я могу ошибаться», «я переношу его недостатки, так как сама далеко не ангел», «я не радуюсь его недостаткам, так как его боль – это и моя боль», «я желаю ему счастья и ради этого дарю ему свою любовь», – то, возможно, такая семья не оказалась бы на грани развода.
Супружество Иоакима и Анны – это пример вневременного, непрестанного обращения друг к другу, постоянной друг к другу устремленности, которая, вопреки враждебности мира, остается такой до конца жизни. Всё, что происходит вокруг святых супругов (новости, общество, работа), – всё вторично в сравнении с их отношением друг к другу. Каждый из супругов ищет себя в своей второй половине, в ней «самореализовывается», хочет всю гармонию мира видеть в ее лице, хочет себя ей подарить.
Образ такой устремленности друг ко другу – это образ Божественной любви. Бог ищет в человеке Свой образ, Бог хочет отразиться в человеке, Бог желает человеку Себя подарить.
Если мы сможем в себе изыскать любовь, хоть немного подобную любви Иоакима и Анны, мы станем на одну волну с любовью Божественной. Но если мы подыскиваем себе молитовки «о супругах» и при этом хладнокровно брезгуем своей второй половиной – мы напрасно тратим время и свое, и священника. Бог не глуп, и Он видит, есть ли в нашем сердце хоть капля любви. Если же в глубине души супруги или супруга уже царит «развод» – Бог не может ничего ей или ему больше дать.
Пусть же, дорогие братья и сестры, пример святых праведных Иоакима и Анны, которых мы ежедневно поминаем на богослужебном отпусте, будет для нас образцом того, какая должна быть любовь супругов: любовь вне пространства и времени, любовь до седых волос, любовь вечная.
Святые Богоотцы Иоакиме и Анно, молите Бога о нас!
Молитва Анны. 1 Царств 1:9-18
Молитва Анны. 1 Царств 1:9-18
И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме, [и стала пред Господом]. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень. И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи [Всемогущий Боже] Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его, [и вина и сикера не будет он пить, ] и бритва не коснётся головы его. Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста её; и как Анна говорила в сердце своём, а уста её только двигались, и не было слышно голоса её, то Илий счёл её пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего [и иди от лица Господня]. И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе. И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твоё, чего ты просила у Него. Она же сказала: да найдёт раба твоя милость в очах твоих! И пошла она в путь свой, и ела, и лицо её не было уже печально, как прежде.
Похожие главы из других книг
Молитва Анны. 1 Царств 1:9-18
Молитва Анны. 1 Царств 1:9-18 И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме, [и стала пред Господом]. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень. И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи [Всемогущий
Царствование Анны Иоановны
Царствование Анны Иоановны После смерти Петра I политика правительства в отношении церкви остается неизменной. Пренебрежительное отношение и гонение против церкви не ослабевают, а усиливаются. Меняются только формы этого гонения, которое в царствование Анны Иоанновны
Молитвы праведным Богоотцам Иоакиму и Анне
Тропарь, глас 1 *
И́же в зако́нней благода́ти пра́ведни бы́вше,/ Младе́нца богода́ннаго породи́ша нам Иоаки́м и А́нна./ Те́мже днесь све́тло торжеству́ет,/ ве́село пра́зднующи, Боже́ственная Це́рковь, честну́ю ва́шу па́мять,/ сла́вящи Бо́га,// воздви́гшаго рог спасе́ния нам в дому́ Дави́дове.
Перевод: Благодатно пребывая праведными в Законе, Младенца данного Богом породили нам Иоаким и Анна. Потому сегодня светло торжествует, радостно празднуя, Божественная Церковь, почитаемую память вашу, прославляя Бога, воздвигшего рог спасения нашего в доме Давида ( Пс.17:3 ).
Кондак, глас 2 *
Ра́дуется ны́не А́нна,/ непло́дства разреши́вшися соу́з,/ и пита́ет Пречи́стую,/ созыва́ющи вся воспе́ти/ Дарова́вшаго от чре́ва ея́ челове́ком// еди́ну Ма́терь и Неискусому́жную.
Перевод: Радуется сегодня Анна, освободившись от уз бесплодия, и питает Пречистую, созывая всех воспеть Даровавшего из чрева ее всем людям единственную Мать, мужа не Познавшую.
Молитва 1-я **
Молитва 2-я
О, святи́и пра́ведницы, Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно! Моли́те Милосе́рдаго Го́спода, я́ко да отврати́т от нас гнев Свой, по дело́м на́шим пра́ведно на ны дви́жимый, и да безчи́сленная прегреше́ния на́ша презре́в, обрати́т нас, раб Бо́жиих (имена), на путь покая́ния, и на стези́ за́поведей Свои́х да утверди́т нас. Та́же моли́твами ва́шими в ми́ре жизнь на́шу сохрани́те, и во всех благи́х благо́е поспеше́ние испроси́те, вся к животу́ и благоче́стию потре́бная нам от Бо́га да́рующе, от вся́ких напа́стей и бед и внеза́пныя сме́рти предста́тельством ва́шим нас избавля́юще и от всех враг ви́димых и неви́димых защища́юще, и та́ко в ми́ре вре́менное сие́ житие́ преше́дше в ве́чный дости́гнем поко́й, иде́же ва́шим святы́м умоле́нием да сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же, со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Краткое житие
День памяти 9/22 сентября
Видео (кликните для воспроизведения). |
До старости прожили в любви и благочестии, но так и не имели детей. Наконец, все отвернулись от них, так как бесчадие считалось позором в Израиле. Тогда прав. Иоаким и Анна наложили на себя пост и усилили молитвы, и Ангел Господень явился им и возвестил о скором появлении ребенка. Вскоре у них родилась дочь — Пречистая Дева Мария. Прав. Иоакиму и Анне молятся бездетные супруги, желающие иметь дитя.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.