Содержание
- 1 Поминальная кутья молитва
- 2 Поминальная трапеза
- 3 Как правильно приготовить кутью на поминки из риса
- 4 Молитва над кутиею (коливом) в память усопших
- 5 Меню на 40 дней после смерти
- 6 Поминальный стол на 9 дней
- 7 Родительские субботы и кутья
- 8 Кутья поминальная
- 9 Как правильно приготовить кутью из риса с изюмом. Рецепты кутьи поминальной с изюмом и рождественской кутьи
Поминальная кутья молитва
Г дcи бж7е на1шъ, u3упова1ніе всё1хъ призыва1ющихъ тz2 и3 почита1ющихъ и4мz твое2 прест7о1е, и4же въ па1мzть почи1вшагw раба2 твоегw2 и4м>къ во ст7ёй цр7кви твое1й предложе1нное ко1лmво и3 приношe1ніz сіz6 бл7гослови2. И# є3гw1же ра1ди сіz6 принесe1нна су1ть, во странё2 живы1хъ всели2, w3слабле1ніе томY и3 согрэшe1ніемъ проще1ніе пода1ждь. Е$й, влdко, человё1ческую не1мощь свё1дый, не вни1ди въ су1дъ съ рабо1мъ твои1мъ, и4же съ вё1рою и3 наде1ждею къ тебё2 пресе1льшемусz. Да1ждь на1мъ твори1ти во ст7ы1ни за1пwвэди твоz2 и3 помина1ти всё1хъ t вё1ка тебё2 преста1вльшихсz въ наде1жди воскрcніz и3 жи1зни вё1чныz. Ћкw ты2 є3си2 воскрcніе, и3 живо1тъ, и3 поко1й u3со1пшихъ рабw1въ твои1хъ, хрcте2 бж7е на1шъ, и3 тебё2 сла1ву возсыла1ем со безнача1льнымъ твои1мъ nц7е1мъ и3 съ прест7ы1мъ, бл7ги1мъ и животворz1щимъ твои1мъ дх7омъ, ны1нэ и3 при1снw, и3 во вё1ки вэкw1въ. Ґми1нь.
Поминальная трапеза
Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем. преломлять для них хлеб ( Иер. 16: 7 ). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных.
Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.
В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших.
Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в
первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и
близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.
Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье).
Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.
Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.
Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон.
Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?
За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.
Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.
Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы.
«Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный.
Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».
На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».
Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой день поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.
Следующие молитвы читают в любые дни поминок.
«Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой».
«Богородице Дево, радуйся. »
В конце трапезы попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».
«Вечная память» (трижды).
Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил Свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».
Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если этого нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед (или изюм) – сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.
Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.
После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш. », «Достойно есть. »
Но самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Что же, поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание наше за души умерших шло от сердца нашего. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как было рассказано ранее.
Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18: 20 )
Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21: 22 ).
Во время поминок оставляют во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд: это очень древний обычай.
Во время похорон существует еще один обычай – закрывать в доме зеркала материей. Это делают из чувства благочестия, дабы ничто лишнее не рассеивало скорби и печали о грехах перед Богом.
Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.
Как правильно приготовить кутью на поминки из риса
«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)
Кутья – это традиционное блюдо походит еще от наших предков, они готовили ее на поминки и Рождество. Кутья являет собой кашу, которая сварена зачастую из пшеницы, но сегодня мы узнаем как правильно приготовить кутью на поминки из риса. У этого блюда есть множество разных вариантов, начиная с различных добавок, и заканчивая заправкой, ей может выступить мед, глюкозный сироп или простой сахар.
История поминальной кутьи
Слово кутья произошло от греческого слова кокос – зерно, оно прямым образом связано еще с одним блюдом, которое имеет название коливо. Эти два блюда сильно похожи между собой, отличаются только тем, что коливо не такое сладкое. Эти названия двух блюд часто путают и смешивают между собой.
Традиции приготовления кутьи начинаются еще до того как появилось христианство. Много ученых говорят о том, что кутья это языческое блюдо, которое напрямую имеют связь с обрядами жертвоприношения и погребением.
Издавна считалось, что усопший сохраняет потребности живого человека и ему необходима пища, поэтому славяне готовили кашу из пшеницы и приносили её на могилу к умершему. Также с древних времен свое начало берет и коливо. Впервые о нем узнали из манускриптов V-VI века до н.э.
Что символизирует кутья на поминках
Некоторые интересуются, особенно те, кто далек от веры «Почему на поминках едят кутью?». Как и любое другое традиционное блюдо, она несет в себе некий символизм, благодаря ингредиентам, которые входят в состав. Зерно — в любом виде означает возрождение из мира мертвых. Если его положить в землю, оно вырастает, и на свет появляется новая жизнь. Само же зерно пропадает. Так же происходит и с телом умершего человека.
В свою очередь мед и сухофрукты наши предшественники считали символами богатства и здоровья. Они напоминают о сладостном пребывании в Царстве Божьем.
Таким образом, два самых простых составляющих кутьи обозначали тогда вечную жизнь, воскрешение и достаток. Другие компоненты также имеют некий символизм:
- Мед являет собой умиротворение, которое умерший получит на небесах.
- Сушеные яблоки и курага — райские плоды.
Итак, зачем кутья на поминках? Ответ очень прост, каша, которую пришедшие делят между собой, объединяет и поддерживает в горе. Это не просто обед, а воспоминание о хороших и добрых делах умершего.
Молитва над кутиею (коливом) в память усопших
Молитва над кутиею (коливом) в память усопших
Го?споди Бо?же наш, упова?ние всех призыва?ющих Тя и почита?ющих и?мя Твое? Пресвято?е, и?же в па?мять почи?вшаго раба? Твоего? (имярек) во святе?й це?ркви Твое?й предложе?нное ко?ливо и приноше?ния сия? благослови?. И его?же ра?ди сия? принесе?нна суть, во стране? живы?х всели?, ослабле?ние тому? и согреше?нием проще?ние пода?ждь. Ей, Влады?ко, челове?ческую не?мощь све?дый, не вни?ди в суд с рабо?м Твои?м, и?же с ве?рою и наде?ждею к Тебе? пресе?льшемуся. Даждь нам твори?ти во святы?ни за?поведи Твоя? и помина?ти всех от ве?ка Тебе? преста?вльшихся в наде?жди воскресе?ния и жи?зни ве?чныя. Я?ко Ты еси? воскресе?ние и живо?т, и поко?й усо?пших рабо?в Твои?х, Христе? Бо?же наш, и Тебе? сла?ву возсыла?ем, со безнача?льным Твои?м Отце?м, и с пресвяты?м и благи?м и животворя?щим Твои?м Ду?хом, ны?не и при?сно, и во ве?ки веко?в. Ами?нь.
Похожие главы из других книг
Молитва об усопших
Молитва об усопших Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи,
Молитва за усопших приятна им
Молитва за усопших приятна им «В годовой день по кончине своей родной матери я присутствовал на богослужении в одной из Стародубских церквей, причем немалочисленным почитателям почившей, собравшимся в храме помолиться за усопшую, сказал вылившееся от сыновнего чувства
Молитва об усопших.
Молитва об усопших. Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г), переоблачавший мощи,
Глава 9. Молитва за ближних и усопших
Глава 9. Молитва за ближних и усопших Молитесь друг за друга. Иак. 5,
Чин над кутией в память усопших
Молитва за усопших
Молитва за усопших Почему псалтиpь читают над умеpшим?Мы читаем псалтирь над покойником, над усопшим, как бы выpажая всю его жизнь, весь диапазон тех чувств, котоpые могли в нем быть: и покаянных, и яpых, и умиленных, и пpекpасных, и темных, – все это мы пpиносим Богу как бы от его
ЧИН НАД КУТИЕЙ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ
ЧИН НАД КУТИЕЙ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ Иное дело частное поминовение по просьбе отдельных богомольцев, совершающих память своих усопших сродников. Усердствующие должны озаботиться и о кутии, ибо день поминовения, день “памяти” того или иного усопшего для поминающих своего
ЧТЕНИЕ СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ
ЧТЕНИЕ СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ Чтение и других книг Священного Писания в память живых и усопших может быть также полезно и плодотворно и для читающих и для тех, за кого читается, особенно чтение Св. Евангелия. Люди, опытные в духовной жизни, советуют читать
Молитва об усопших
Молитва об усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.Вместо кратких молитв можно читать следующий
Доброделание в память об усопших
Доброделание в память об усопших Милостыню за души усопших братьев всегда приносила воинствующая Церковь Христова. «Апостольские правила», предписывающие поминовения на третий, девятый, сороковой и годовой день, добавляют: пусть верующий даст от своего имущества
12. МОЛИТВА ЗА УСОПШИХ
12. МОЛИТВА ЗА УСОПШИХ Мы должны молиться не только за тех наших ближних, которые живы, но и за тех, кто уже отошел в мир иной.Молитва за усопших необходима прежде всего нам, потому что, когда уходит близкий человек, у нас возникает естественное чувство утраты, и от этого мы
Молитва за усопших внезапною (скоропостижною) смертию
Молитва за усопших внезапною (скоропостижною) смертию Неисповедимы судьбы Твои, Господи! Неизследимы пути Твои! Даяй дыхание всякой твари и вся от не сущих в бытие приведый, Ты овому посылаеши Ангела смерти в День, егоже не весть, и в час, егоже не чает; оваго же исхищаеши из
Молитва о усопших
Молитва о усопших Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диаволаупразднивый и живот миру Твоему даровавый, Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих (имена) (раба Твоего, рабы Твоея) (имя) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюду же отбеже болезнь, печаль
Молитва об усопших
Молитва об усопших Помяни, Господи, от жития сего отшедшия святейшия патриархи, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, во иерейстем же и в причте церковнем,и монашестем чине Тебе послужившия, и в вечных Твоих селениих со святыми упокой
Молитва детей об усопших родителях
Молитва детей об усопших родителях Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирот хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель.Прибегаю к тебе я, сирота, стеная и плача, и молюсь Тебе: услышь моление моё и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слёз очей
Молитва обо всех усопших христианах
Молитва обо всех усопших христианах Боже духов и всякой твари, смерть победивший и диавола низвергнувший[33], и жизнь миру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой души усопших рабов Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во
Меню на 40 дней после смерти
«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)
Традиционные христианские поминальные дни – это своеобразные рубежи, которые проходит душа перед тем, как оказаться в вечном сиянии небесных чертогов. В ряду этих событий сороковины являются решающим днем, своеобразным судом, на котором окончательно решается попадет ли душа в рай после поседения рая и ада. На этой третьей аудиенции с Господом душа умершего требует поддержки родных и близких, которые собираясь за столом молятся и дорогом усопшем и вспоминают о нем самое хорошее. Важно помнить, что поминки – это не званый пир, а семейный скорбный день, поэтому поминальная трапеза на 40 дней должна быть скромной и по-домашнему простой.
Поминать душу умершего за столом могут не только родственники, а также друзья и знакомые. Поддержка всех близких важна и желанна в этот день.
Что приготовить на поминальный обед 40 дней
Меню в дни поминовения безусловно зависит от региона и предпочтений семьи умершего, но есть основные моменты, на которых держится трапеза в сороковины.
- Кутья или канун пришла в христианские традиции еще из Византии, рецепт ее практически не изменился и в наши дни. Блюдо готовят из пшеничных зерен или риса, добавляют мед, орехи, изюм. Считается, что злаки символизируют воскрешение, а мед и изюм показывают как сладко душе живется в святом месте. Традиционно кутью берут руками, через касание становясь причастными. Но в современном мире из соображений гигиены, особенно после посещения кладбища, съедают три ложки.
- Блины, которые достались в наследство от языческий веры и являются метафорой на солнце, символизирующее новое рождение, часто заменяют пирогами с капустой.
- Кисель варят обязательно с молоком. Все же помнят легенду о молочных реках и кисельных берегах, именно это блюдо является символом этих райских ландшафтов.
Меню поминального обеда на 40 дней мало чем отличается от других дней поминовения. Как и на 3 и на 9 дней на стол ставят:
- борщ, свекольник или капустник,
- гречневую или рисовую кашу,
- мясное блюдо: котлеты, подливу, гуляш,
- свежие овощи или соления, в зависимости от сезона,
- салаты,
- мясные нарезки,
- блюда из рыбы,
- блины, пирожки или пироги,
- кисель и кутью,
- компоты, узвар, медовые напитки.
Не рекомендуется включать в поминальный обед на 40 дней блюда, которые едят руками. Так, например, мясо на кости лучше заменить отбивными или котлетами, рыбу – заливным, запеченным филе или сварить юшку.
По усмотрению семьи можно приготовить любимое блюдо умершего и поставить для него отдельный прибор. Рядом поставить стакан с водой, ломоть черного хлеба и свечу. Наливать водку в стакан умершего не стоит.
Священнослужители единогласно придерживаются мнения, что поминальная трапеза не время для пьянства. Вместо алкоголя лучшим решением будет прочесть молитву в память об усопшем. Но если никак не обойтись без крепких напитков, то лучше отдавать предпочтения простым не сладким их разновидностям. Лучше всего подойдет кагор или красное вино, коньяк и водка.
Постный поминальный обед на 40 дней
Нам не приходится выбирать даты рождения и даты смерти, часто так случается, что сороковины припадают на дни поста. Если так произошло, то поминальный обед обязательно должен быть постным, несмотря на то, поститься семья и приглашенные или нет. Это значит, что на столе не должно быть мяса, рыбы, яиц, словом никаких продуктов животного происхождения.
Какие блюда подойдут для постного поминального обеда:
Поминальный стол на 9 дней
«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)
Христианская вера достаточно серьезно относится к проведению поминок, этот акт совершается как для души усопшего, так и для родственников, нуждающихся в утешении. При проведении поминального обеда на 9 дней стоит строго соблюдать правила и традиции, потому что именно этот день определит всю дальнейшую судьбу души в загробном мире. Если в семье не сохранилась информация о традициях, что часто бывает в городской суете, то стоит спросить совета у священнослужителя, а не соседей и дальних бабушек.
Поминальная трапеза на 9 дней
В 9 день со дня смерти как правило проводятся первые поминки (если обряд захоронения произведен по традиции на 3 день). Именно в этот день душа умершего нуждается в помощи родных и близких. Побывав на «экскурсии» в раю, душа в сопровождении ангелов идет на поклон в Господу, который решит ближайшую судьбу. Праведные души сразу же остаются в святом месте, а души грешные и не раскаявшиеся отправляются в ад, где до 40 дня могут видеть и ощущать все мучения, что должно способствовать раскаянию.
Молитвы живых и поминание добрых дел умершего зачтутся в момент принятия решения. А ангелы, сопровождавшие душу, будут выступать защитниками и своего рода адвокатами. Поэтому на 9 день молитвы возносят и девяти ангельским чинам, дабы те смогли умолить Господа о милости.
На поминальный обед девятого дня никого не приглашают, родственники, друзья, коллеги умершего должны сами узнавать где и когда будет проходить поминовение. Значение этой традиции в том, что Господь наблюдает сколько людей искренне хотят помянуть усопшего и помочь ему обрести райское блаженство.
Лучше всего проводить поминки в доме покойного, но в реалиях современного мира удобнее это делать в кафе или другом заведение. Ничего страшного в этом нет, если соблюдены все правила и каноны поминовения усопших в 9 день.
Что должно быть на столе
Принято, чтобы поминальный стол на 9 дней содержал четное количество блюд, которые выставляются сразу, исходя из того, что смена не предусмотрена. Христианские каноны запрещают какие-либо алкогольные напитки, но это запрет часто обходят, так как алкоголь немного снимает стресс у близких, и ставят красное вино, коньяк и водку.
В начале трапезы все присутствующие стоя молятся за усопшего, съедают три ложки кути и садятся за поминальный стол, который включает в себя:
Родительские субботы и кутья
Родительские субботы и кутья
Матерь Церковь установила также вселенские панихиды дважды в год: в субботу мясопустную и в субботу перед великим праздником святой Пятидесятницы.
В субботу перед мясопустной Неделей Церковь совершает панихиду по всех почивших в Бозе. Этот обычай был установлен богоносными отцами со времен первых христиан по той причине, что иных «постигла безвременная смерть» в чужой стране вдали от родных, в море, в пропастях и неприступных горах, иные умерли от голода или инфекционных болезней или пали в сражении, сгорели в огне, замерзли или погибли во время стихийных бедствий. Люди могли не получить блага «положенных псалмопений и поминовений от Церкви». Следовательно, эта вселенская панихида предоставляет возможность помолиться о них и обо всех, «в какой бы стране ни нашли они себе могилу».
Эта Родительская суббота установлена и по другой причине. Как известно, на следующий день, то есть в мясопустную Неделю, наша Церковь вспоминает Второе и нелицеприятное Пришествие Господа нашего Иисуса Христа. И как бы поэтому в субботу мы просим «страшного Судию» явить милость не только нам, еще живущим, но и прежде отшедшим нашим братьям во время страшного и славного Его Пришествия.
Канон этой субботы и тропари благодарственных молебнов содержат назидательные рассуждения о таинстве смерти, как и Последование погребения. Они напоминают нам о тщете мирского и ничтожестве человеческой природы, но они напоминают также о человеколюбии Судии и о Господнем Воскресении из мертвых, Которым был побежден ад и Которым человеческому роду дарованы были жизнь и воскресение [[944.
Вторая вселенская ежегодная панихида, установленная нашей Церковью, совершается через девять дней после Вознесения во плоти Спасителя нашего Иисуса Христа, то есть в субботу перед святой Пятидесятницей. В эту Родительскую субботу Церковь поминает «всех благочестиво от века усопших в надежде воскресения к Вечной Жизни». Таким образом, в этот день мы молимся не только за христиан, ведь во времена от Адама до Христа христиан не было. Мы молимся о всех умерших от Адама и поныне и послуживших непорочной жизнью Богу, мы молимся о всяком человеке, «все в жизни хорошо совершившем и к Богу многими разнообразными способами преставившемся». О них о всех Матерь Церковь молится, чтобы они имели «добрый ответ в час Суда» и чтобы они улучили «одесную Бога стояние в радости, в части праведных и святых и светлом жребии» и стали таким образом достойными Царства Небесного [[945. Очевидно, что те, о ком мы так молимся, — это праведники времен до Христа, добродетелью и святостью получившие часть в спасении, дарованном миру Господом. О всех усопших христианах мы молимся Господу Иисусу и в шестой молитве (3–я статия) коленопреклоненного последования Пятидесятницы [[946.
Во время панихид, как известно, предлагается и кутья, или коливо. Обычай раздачи колива прослеживается с середины IV века. До того на панихиду приносились хлеб и вино с маслинами, а также сыр или рис. Эта раздача заменяла милостыню, и получавшие приношения желали усопшему «блаженной памяти». Потому эти дары назывались «блаженствами», происхождение же свое они вели от поминальных трапез, о которых говорят «Апостольские правила» [[947.
Кутья (вареные семена пшеницы), возобладавшая в конце концов над прочими дарами, содержит в себе глубокий и поучительный смысл. Она символизирует воскресение тел из мертвых. Она напоминает нам, что человек — это семя, во время смерти погребаемое в земле, как семя пшеницы. Это семя вновь воскреснет силою Божией. Поэтому, как замечает святитель Симе он Солунский, в коливо добавляются и разные другие семена (изюм, орехи и т. д.). Но основным элементом всегда остается пшеница [[948, ибо Сам Спаситель уподобил ей Свое Пречистое Тело и Воскресение из мертвых, говоря: «…если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24) [[949, так и Я [как бы подразумевает Господь. — Ред.], если умру, по определению Бога Отца Моего, то принесу плод спасения человеческого рода. Это слово Владычне прекрасно дополняет божественный Павел, когда говорит о Воскресении мертвых (1 Кор. 15, 35–49).
Кутья поминальная
1 стакан риса или пшеницы, 1 стакан изюма без косточек, 100 г меда, сахар, соль по вкусу.
Сварить рис в большом количестве подсоленной воды, откинуть на сито, промыть холодной водой. Выложить в глубокую емкость, добавить мед, сахар, тщательно перемешать. Изюм перебрать, промыть, положить в сито и обдать крутым кипятком. Смешать с рисом.
Похожие главы из других книг
Кутья
Кутья 500 г pиса пpомыть и залить холодной водой, довести до кипения, откинуть на сито и пpомыть холодной водой. Затем pис снова залить большим количеством холодной воды и ваpить до готовности, не мешая. Воду слить, pис охладить. Ошпаpенный кипятком сладкий миндаль pастеpеть,
КУТЬЯ С МИНДАЛЕМ
КУТЬЯ С МИНДАЛЕМ Рис хорошо промыть. Заложить в кастрюлю, залить водой, довести до кипения, откинуть на сито, промыть холодной водой, затем снова заложить в кастрюлю и варить в большом количестве подсоленной воды до мягкости. Откинуть на сито и остудить. Миндаль ошпарить,
КУТЬЯ ИЗ ПШЕНИЦЫ
КУТЬЯ ИЗ ПШЕНИЦЫ Пшеницу перебрать, промыть, всыпать в кипящую воду. Когда вода закипит, пшеницу откинуть на дуршлаг, промыть холодной водой. Заложить пшеницу в кастрюлю, залить холодной водой, вскипятить, накрыв крышкой, поставить в горячую духовку. Когда каша упреет до
Кутья пшеничная
Кутья пшеничная 60 г пшеницы, 200 г меда, 800 г воды (на 1 кг пшеницы — 6–7 л воды).Целые зерна пшеницы перебрать, промыть, залить холодной водой, сварить до размягчения и откинуть на дуршлаг.Мед развести водой, залить им сваренную пшеницу, довести до кипения и
Кутья
Кутья Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Мед предварительно можно развести в воде в пропорции 1:2 и в растворе
Кутья с мармеладом
Кутья с мармеладом Понадобится: 2 стакана пшеницы, 1 стакан изюма, 1 стакан очищенных грецких орехов, ? стакана меда, 200 г мармелада, ? стакана сладкого миндаляПшеницу и изюм отварить вместе в слегка подсоленной воде. Остудить, выложить на блюдо, смешать с миндалем и
Кутья рисовая
Кутья рисовая Ингредиенты300 г риса, 100 г изюма, 2 столовые ложки сахара, миндаль, корица.Способ приготовленияРис перебирают, промывают, заливают холодной водой, доводят до кипения, затем процеживают, снова заливают холодной водой и ставят на огонь. Воды наливают столько,
Кутья из пшеницы
Кутья из пшеницы Ингредиенты200 г пшеницы, 100 г изюма, 100 г меда, 50 г грецких орехов, 100 г мармелада.Способ приготовленияПшеницу перебирают, промывают и отваривают до мягкости. Изюм очищают от плодоножек, моют и добавляют в кашу незадолго до конца варки. Кашу обдают холодной
Кутья рисовая
Кутья рисовая КомпонентыРис – 1 стакан Вода – 2,5 стакана Орехи грецкие – 100 г Вода для орехов -1-1,5 стакана Изюм – 100 г Мед – 4–5 столовых ложек Соль – по вкусуСпособ приготовленияРис насыпать в керамический горшок, залить горячей подсоленной водой. Горшок накрыть и
Кутья рисовая
Кутья из пшеницы
Рождественская кутья
Рождественская кутья Ингредиенты300 г пшенной крупы, 100 г мака, 70 г молотых грецких орехов, 30 г цельных ядер грецких орехов, 4 ст. л. меда, 3 ст. л. сахара, 500 мл воды.Способ приготовленияКрупу отварите в воде с сахаром. Мак смешайте с медом и молотыми орехами, добавьте в крупу,
Как правильно приготовить кутью из риса с изюмом. Рецепты кутьи поминальной с изюмом и рождественской кутьи
Кутья с изюмом — это постная каша, которую готовят на поминальный стол или перед Рождеством.
Традиционно, ее готовят из пшеницы, но вы можете сварить ее из перловки, овса или даже приготовить кутью из риса с изюмом.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кутью поминальную с изюмом готовят на поминальные обеды или определенные дни, когда люди собираются вместе, чтобы через совместные молитвы просить у Всевышнего упокоить душу усопшего.
Зерна пшеницы символизируют воскресенье.
Чтобы дать всходы, зерно должно попасть в землю и истлеть. Мед и изюм — символ духовных благ жизни вечной.
Кутья — это олицетворение нашей веры в бессмертии души.
Кутью с изюмом готовят не только в канун, но и на Новый год и Крещение.
Перед Рождеством готовят Бедную кутью, то есть постную, так как еще идет пост.
А уже на Новый год варят Богатую кутью, в которую можно уже добавить сливочное масло и сливки.
Кутья с изюмом — основные принципы приготовления
Кутья — это сваренные пшеничные зерна или отварной рис, сдобренный медом, орехами, изюмом и маком. Главное, чтобы в кутье зерна крупы оставались целыми.
Наши предки готовили кутью только из пшеницы, сейчас многие варят это кушанье из перловой, ячной или рисовой крупы.
Есть такое поверье, что чем богаче будет кутья на Новый год, тем щедрее и благополучнее будет весь год. В такую кутью, кроме меда и изюма, добавляют орехи, сливки, цукаты, мак, мармелад и варенье.
Кутья из риса с изюмом сегодня очень популярна, так как готовиться крупа быстрее, а само кушанье получается нежнее, нежели кутья, сваренная из пшеницы.
Перед приготовлением кутьи, крупу несколько раз промывают. Если вы готовите из пшеницы или овса, их нужно обязательно замочить на несколько часов, чтобы крупа быстрее сварилась. Затем ее отваривают до готовности.
Сахар или мед разводят в воде или варят из них узвар и заливают им отваренную крупу. Можно не разводить водой и добавить сразу в кашу. Затем добавляют сухофрукты, орехи, мак и ли цукаты и перемешивают. Кутью из риса с изюмом варят аналогично, только рис не требует такого длительного замачивания.
Кутью перекладывают в красивую посуду и обязательно украшают сверху орехами, цукатами или сухофруктами.
Рецепт 1. Кутья с изюмом из перловки
Ингредиенты
стакан перловой крупы;
треть стакана меда;
треть стакана грецких орехов;
треть стакана изюма.
Способ приготовления
1. Вскипятить в чайнике воду. Перловую крупу хорошо помыть и залить ее кипящей водой. Оставить минут на десять. Затем поставить кастрюльку с крупой на небольшой огонь и варить до мягкости.
2. Изюм промыть и замочить его в горячей воде на четверть часа. Мак измельчить в кофемолке.
3. Готовую перловку переложить в глубокую миску. В горячую кашу добавить сахар и мед. Перемешивать, пока они полностью не растворятся.
4. Орехи растолочь скалкой. Добавить в сладкую кашу изюм, слив с него воду и слегка отжав, мак и орехи. Еще раз перемешать. Сверху можно украсить ломтями свежего яблока.
Рецепт 2. Кутья из риса с изюмом и курагой
Ингредиенты
жидкий мед — 80 мл;
грецкие орехи — полстакана.
Способ приготовления
1. Несколько раз промыть рисовую крупу, чтобы вода стала прозрачной. Поместить промытый рис в казан и залить его кипятком, чтобы вода на два пальца была выше уровня крупы. Добавить щепотку соли. Казан закрыть крышкой и готовить рис на умеренном огне четверть часа. Главное, чтобы рисовая крупа не разварилась полностью и не превратилась в клейкую массу. Рис должен получиться рассыпчатым, но при этом не сырым. Спустя 15 минут выключить огонь, и оставить казан с рисом еще на четверть часа.
2. Мак замочить в кипятке. Остывшую воду слить, а мак два-три раза перемолоть на мясорубке.
3. Изюм и курагу промыть. Залить сухофрукты кипятком и замачивать 20 минут. Как только они распарятся, воду слить, а курагу и изюм обсушить на салфетке. Курагу разрезать тонкими полосками, а изюм оставить целиком. Орехи поломайте на несколько частей.
4. Развести мед в небольшом количестве питьевой воды, и влить его в рис. Затем добавить орехи, мак, курагу и изюм. Хорошо перемешать и переложить в глубокие пиалы. Сверху украсить орехами и полосками кураги.
Рецепт 3. Кутья поминальная с изюмом в мультиварке
Ингредиенты
полкилограмма зерен пшеницы;
100 г грецких орехов;
два литра питьевой воды;
Способ приготовления
1. Перебрать и помыть под струей холодной воды зерна пшеницы. Промытые зерна поместить в емкость мультиварки. Залить крупу фильтрованной водой. Включить режим «Варка» и готовить полчаса. Затем оставить пшеницу в режиме «Подогрев» еще на час. Переложить крупу в сито и промыть еще раз холодной кипяченой водой.
2. В отдельные пиалы выложить мак и изюм. Залить их кипятком и оставить на час.
3. Зерна пшеницы переложить в салатник. Сверху положить поломанные орехи и изюм. Мак смешать с половиной порции меда и взбить блендером на протяжении двух минут. Добавить медово-маковую смесь в кашу.
4. Все хорошенько перемешать, добавить оставшийся мед и влить теплой воды, чтобы получилась консистенция густой сметаны. Сверху украсить орехами, маком и мелкими конфетками.
Рецепт 4. Кутья из риса с изюмом, орехами и сухофруктами
Ингредиенты
длиннозернистый рис — стакан;
50 г сахара-песка;
50 г сливочного масла;
70 г жидкого меда;
смесь чернослива, кураги и сушеной вишни — 100 г;
по 100 г сушеных яблок с грушами и изюма;
по 100 г мака и ядер грецкого ореха.
Способ приготовления
1. Нарезать небольшими полосками яблоки, чернослив, груши и курагу. Выложить измельченные сухофрукты в сотейник, добавить вишни и залить все двумя стаканами питьевой воды. Поставить сотейник на огонь, вскипятить, и варить на слабом огне минут десять.
2. Мак пересыпать в глубокую пиалу и залить его кипятком на сорок минут. Затем слить жидкость, а мак измельчить в блендере, пока он не побелеет.
3. Промыть рис под струей холодной воды несколько раз. Высыпать рис на сухую сковороду, и непрерывно помешивая, просушите крупу. Затем добавить масло сливочное и продолжать жарить, постепенно подсыпая сахар, пока рис не станет слегка золотистым.
4. Рисовую крупу переложить в кастрюлю, добавить изюм и залить все заранее сваренным узваром с сухофруктами. С момента вскипания варить кутью четверть часа на слабом огне.
5. Мед растворить в теплой воде и залить этой смесью кутью. Добавить поломанные орехи и мак. Осторожно перемешать содержимое кастрюльки. Переложить в красивую посуду и подавать кутью полностью остывшей.
Рецепт 5. Кутья поминальная с изюмом и черносливом
Ингредиенты
цельная перловая крупа — 200 г;
сахар-песок и мед;
30 мл растительного масла;
орехи очищенные и изюм — по 50 г;
чернослив — 100 г.
Способ приготовления
1. Перловку промыть и замочить в холодной питьевой воде на ночь. На следующий день крупу промыть. Переложить перловку в казан, добавить растительное масло, влить два стакана фильтрованной воды и варить, периодически снимая пену. Кашу посолить, скрутить огонь и варить около часа, пока крупа не станет мягкой.
2. Сухофрукты и миндаль промыть. Чернослив и изюм разложить в отдельные тарелки и залить кипятком. Оставить замачиваться на час. Мак так же замочить в кипятке. Миндаль замочить минут на десять, затем снять с него кожицу, выложить на сухую сковороду и подсушить.
3. Слить с мака воду, а крупинки растолочь в ступе. С сухофруктов слить воду, выложить их на салфетку и обсушить. Затем нарезать сухофрукты небольшими полосками.
4. Мак, миндаль и сухофрукты выложить в перловку, добавить сахар и мед. Все хорошенько перемешать и выложить на блюдо горкой. Украсить кутью и подавать ее охлажденной.
Рецепт 6. Рождественская кутья с изюмом
Ингредиенты
питьевая вода — три стакана;
обжаренные грецкие орехи — 100 г;
растительное масло — 30 мл;
сухофрукты — 200 г;
питьевая вода — два стакана.
Способ приготовления
1. Переберите и хорошо промойте пшеницу. Замочите крупу на несколько часов. Переложите зерна пшеницы в казан, залейте их водой, посолите и влейте растительное масло. Крупу варите около двух часов.
2. Мак замочите в кипятке на час. Затем откиньте его на сито и подождите, пока стечет вся вода. Перемелите мак в блендере, пока он не побелеет.
3. Залейте изюм кипятком и замачивайте 20 минут. Затем воду слейте и обсушите изюм на салфетке.
4. Сухофрукты промойте, переложите их в сотейник и залейте двумя стаканами питьевой воды. Поставьте сотейник на медленный огонь. С момента вскипания варите узвар минут десять. Затем остудите его до теплого состояния, слейте всю жидкость в отдельную посуду и добавьте мед и перемешивайте, пока он полностью не растворится. Сухофрукты не выбрасывать!
5. Зерна пшеницы переложите в миску и остудите. Добавьте к ним измельченные и слегка обжаренные орехи, перетертый мак и нарезанные сухофрукты из узвара. Влейте в кутью медовый узвар и перемешайте. Украсьте кутью орехами и цукатами.
Рецепт 7. Кутья из риса с изюмом и орехами
Ингредиенты
300 г рисовой крупы;
100 г жидкого меда;
250 г — миндаля, грецких орехов и фундука;
по 170 г — изюма и мака.
Способ приготовления
1. Рис хорошенько промыть под струей воды и отварить, придерживаясь инструкции на упаковке. При этом следить, чтобы он не превратился в клейкую массу. Каша должна быть рассыпчатой.
2. Орехи высыпать на сухую сковороду и слегка обжарить. Очистить их от шелухи и поломать на несколько частей.
3. Залить мак кипятком и замачивать полчаса. После чего слить воду, а мак пропустить дважды через мясорубку или перемолоть в блендере.
4. Изюм замочить в кипятке на полчаса. Затем воду слить, а изюм обсушить на салфетке.
5. Горячую рисовую кашу соединить с орехами, изюмом и маком. Мед растворить в неполном стакане теплой воды и залить этой смесью кутью. Перемешать, выложить в глубокую тарелку, украсить орехами и полностью остудить.
Кутья из риса с изюмом — советы и хитрости
Чтобы рис не превратился в клейкую массу, готовьте кутью из длиннозернистого шлифованного риса.
Налейте в рис сначала немного меньше воды, чем указано в рецепте. В процессе приготовления попробуйте рис, если серединка сыровата, влейте еще немного воды.
Чтобы изюм стал сочным и мягким, обязательно замачивайте его в кипятке.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Для кутьи используйте только жидкий мед. Если у вас мед засахарился, растопите его на водяной бане.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.