Содержание
Творения Оригена
биография Оригена
Библейская критика
«Экзаплы»
Свод шести различных текстов книг Ветхого Завета. Текст помещен в шести колонках для удобства сравнения.
* | ** | *** | **** | ***** | ****** | ||
еврейский текст книг В.З. | существовавшие переводы книг В.З. на греческий | ||||||
Древне-еврейский текст с масоретской вокализацией (еврейский, записанный еврейскими буквами) |
Древне-еврейский текст в греческой транслитерации (еврейский, записанный греческими буквами) |
Перевод Акилы | Перевод Симмаха | LXX (Перевод 70-ти) |
Перевод Феодотиона + найденные им варианты перевода LXX. |
||
* | ** | *** |
Октаплы.
В отдельных местах количество столбцов увеличивалось до 8-ми (октаплы). Это вставки найденных Феодотионом вариантов перевода LXX.
Тетраплы. (τετραπλά γράμματα)
Сокращением экзапл являются тетраплы — в них оставлены только четыре последних перевода.
Этот огромный труд Ориген исполнял в течение 30-ти лет и окончил лишь в Кесарии ок. 244 го г.
Рукопись Оригена хранилась в Кесарийской библиотеке и ок. 600 г. погибла вместе с библиотекой.
С этого текста не было сделано ни одной полной копии, хотя делались некоторые частичные копии.
До нашего времени дошли очень небольшие отрывки из «Гекзапл» Оригена. Например, при раскопках одной древней синагоги в Каире был найден текст «Гекзапл», воспроизводивший 22 псалом.
Впервые отрывки из «Гекзапл» были собраны и изданы Монтфоконом (Montfaucon) в 1713(4?) г.
Издания:
Montfaucon (Париж, 1713)
Bahrdt (Лейпциг, 1769)
Field (Оксфорд, 1873)
Библейская экзегетика
Ориген изъяснил почти все Свящ. Писание в трех видах или формах: схолиях, гомилиях и комментариях.
Схолии
Это краткие заметки на трудные места в Свящ. Писания.
Сохранились лишь небольшие фрагменты на греческом языке и в переводе Руфина.
Гомилии
- представляют собой богослужебные проповеди с истолкованием Свящ. Писания в назидательном духе.
- Относятся почти все к периоду после 244 го г., когда Ориген, достигнув 60-ти летнего возраста, позволил записывать свои проповеди.
- В гомилиях Ориген истолковал все канонические книги Ветхого Завета.
- Гомилий сохранилось больше, чем схолий, хотя преимущественно в латинском переводе Руфина и блаж. Иеронима.
Комментарии
- Целью комментариев служило научное истолкование Свящ. Писания. Толкование в комментариях Ориген вел так подробно, что в некоторых из них не успел пойти дальше первых глав.
- Изъяснения — преимущественно аллегорические.
Содержат так же филологический анализ, исторические, археологические и пр. справки. - От комментариев сохранились лишь некоторые фрагменты.
(Например, фрагменты комментариев на Матфея и Иоанна, на посл. к Римлянам, на книги Бытия и Песнь Песней.)
Комментарии на Песнь Песней.
Сохранились в латинской версии Иеронима.
Комментарии на Евангелие от Иоанна:
первые четыре книги — период пребывания в Александрии (
203-230), начал работу вероятно между 225 и 229 гг.
пятая — во время путешествия в Палестину (230–231)
Гностик Гераклеон (последователь Валентина) составил толкования к Евангелию от Иоанна
(среди прочего Ориген подробно цитирует толкования Гераклеона и затем опровергает их).
32 книги (согласно 33-му письму бл. Иеронима)
До нас дошло в общем счете только 9.
книга I:
(39 глав)
(“В начале было Слово”).
Догматика
«О началах»
Пερίάρχών (пэри архон)
De principiis (дэ принципиис).
Первый опыт христианской догматической системы.
Время написания:
конец пребывания Оригена в Александрии — 228–230 гг.
Выпущено оно было без ведома и вопреки желанию Оригена его другом Амвросием.
- Переработка Руфина (IV век), на латинском языке (цель переработки – смягчение осужденного учения Оригена).
- два обширных отрывка III и IV книг в хрестоматии, составленной Василием Великим и Григорием Назианзином, под именем Φιλοκαλια (добротолюбие)
Все сочинение разделено на четыре части или книги:
1 книга. О мире духовном (Бог, Логос, Святой Дух, ангелы).
2 книга. О материальном мире и человеке.
3 книга. О свободе воли, о грехе, искуплении и эсхатологии.
4 книга. О Свящ. Писании и принципах его понимания.
— Не совсем удачный план (есть повторения; изложение ведется эпизодически; связь между главами не ясна).
— Состав системы не полон: нет учения о Церкви (таинствах, иерархии), об антихристе, Втором Пришествии и Страшном Суде.
— Нецерковные мнения (вечность мира, предсуществование душ, апокатастасис и др.).
Но для своего времени система Оригена была верхом совершенства.
«О воскресении»
Ориген проводил здесь взгляд о тождестве воскресшего тела с земным лишь по форме и отрицал тождество по самой материи.
Сохранились лишь фрагменты (?)
«Строматы»
Содержали в себе много схолий на Свящ. Писание.
Сохранились лишь фрагменты (?)
«Диалог с Гераклитом»
Найдено в числе др. христианских рукописей в 1941 году, во время раскопок возле Каира.
Представляет собой стенографическую запись диспута Оригена с Ираклидом.
Диспут имел место в 40х годах III века, в так называемой Аравии.
— Речь шла об учении о Святой Троице.
— На диспуте присутствовали представители двух партий — сторонников Ираклида и его противников.
— Ираклида обвиняли в модализме, в том, что он сливает Лица Святой Троицы.
— В этом споре ярко проявился суббординационизм Оригена; он убеждает своего оппонента признать формулу «два Бога» (речь идет об Отце и Сыне).
— Ориген склоняет его к принятию этой формулы, и спор заканчивается мирным соглашением.
В этом трактате Ориген излагает учение о Святой Троице настолько двусмысленно, что в IV веке во времена арианских споров на него ссылались как еретики, так и православные.
Апологетика
«Против Цельса»
(Сontra Celsum)
(Κατά Κέλσον)
«самое совершенное произведение
апологетической литературы I–III вв.»
Проф. Епифанович
Читать: пред., книга 1, книга2, книга 3, книга 4.
(перевод с греч. на рус. язык только четырех книг был сделан Л. Писаревым в 1912 г.)
Апологетическое сочинение в 8-ми книгах, направленное против «Истинного слова» — сочинения языческого философа Цельса.
- Цельс написал в 178 году
- Здесь были собраны все возражения против христианства, которые могли сделать язычники во второй половине II го века.
- (Сочинение Цельса отдельно не сохранилось, но Ориген в своем опровержении приводит последовательно почти весь текст Цельса. Все издания книги Цельса представляют собой только выбранные цитаты из Оригена.)
- [В трактате один раз упомянут Эмпидокл, 3 раза — Софокл, 7 раз — Пифагор, 9 раз — Гераклит и 28 раз Платон.]
В свою очередь Ориген как бы собрал в своем ответе все, что ранее высказывали апологеты в защиту христианства.
Книгу «Против Цельса» Ориген написал (
248 г.) по просьбе Амвросия.
1) опровергаются обвинения против христианства, которые Цельс вложил в уста иудея и выставил на основании иудейских мессианских верований (I–II); здесь Ориген имеет дело с искажением евангельской истории.
2) Разбираются нападки самого Цельса на чаяния иудеев и основные положения христианства (III–IV).
3) Защищаются отдельные пункты христианского вероучения, которые Цельс считал заимствованием из эллинской философии (VI–VII, 61).
4) Опровергаются аргументы Цельса в защиту государственной религии (VII 62).
Назидание
Не навлекли на себя подозрений в неправомыслии и потому дошли в целом виде на греческом языке.
«О молитве»
(33 главы)
Написано по просьбе Амвросия и его супруги Татьяны.
Переведено на русский Н. Корсунским
Ориген. О молитве и Увещание к мученичеству. Пер. и коммент. Н. Корсунского. – СПб.: Издание И.Л. Тузова, 1897.
Репринтное переиздание: Самара, 1992.
Дата написания:
вероятно, по переселении Оригена в Кесарию, после 231г.
Содержание:
- §1. Что невозможно человеку без Бога, то возможно с Богом
- §2. То же можно сказать и о молитве
Часть 1. О молитве вообще (§§3–17).
- §§3–4. Что значит слово «молитва»
- §5. Возражения еретиков против необходимости молитвы
- §§6–7. Опровержение
- §§8–10. Как должно приготовляться к молитве
- §§10–11. За нас молятся и Христос, и ангелы, и святые
- §12. Как часто следует молиться
- §13. Полезность молитвы
- §14. Четыре рода молитвы: молитва просительная, молитва смиренного преклонения пред Богом, ходатайственная и благодарственная
- §15. поклонение должно быть воздаваемо единому Богу Отцу
- §§16–17. рекомендуется просить более о дарах и благах духовных, чем о земных
Часть 2. О молитве Господней (§§18–30).
- §31: О положении тела при молитве и о местах, где приличнее молиться
- §32: О той стране мира, к которой необходимо обращаться при молитве
- §33: Автор просит о снисходительном отношении к его творению
«Увещание к мученичеству»
Λογος προτρεπτιχος εις μαρτυριος
Дата написания: в гонение Максимиана Фракианина в 235 м г.
Представляет собой воодушевленный гимн мученичеству.
(Ориген обращается к Амвросию и Протоктету, томившимся в тюрьме, с целью поддержать его мужество и утешить его).
Переведено на русский Н. Корсунским
В древности существовали сборники писем Оригена, Евсевий собрал их свыше ста. Но до нашего времени сохранилось только два:
к Юлию Африкану
Доказывается подлинность тех частей греческой версии кн. пророка Даниила, которые не содержатся в еврейском тексте (история Сусанны, рассказ о Виле и драконе), в то время как Юлий высказывается в пользу позднего происхождения истории Сусанны.
св. Григорию Чудотворцу
содержится увещание не охладевать в изучении Свящ. Писания, а для уразумления его молиться о помощи свыше.
[о Григории Чудотворце]
«О чём молчат тринитологи? Ориген. О молитве.»
Интересно, тринитологи всеми силами пытаются доказать, что вся церковь верила в Триединого Бога — Троицу вплоть до IV века, а потом вдруг появился некий Арий, который вдруг стал утверждать, что «Христос не тот же самый Бог, что и Отец, а если Сын когда-то родился, то значит, до рождения его не было». Потом собрался никейский Церковный собор и дружно осудил еретика Ария, и дальше все жили дружно и счастливо.
Но вот если мы захотим проследить историю от апостолов до Афанасия vs Ария, то обнаруживаем артефакты христианской веры, которые показывают, что не всё было, так как нам хотят преподнести.
Известно, что все т.н. отцы и учителя церкви до Никеи были крайними субординистами, скорей всего, потому что на них ещё до сих пор влияла Библия и апостольский пример. Сам по себе субординизм противоречит идеи о Триедином Боге — Троице, в какую бы обвёртку его не заворачивали, – хоть субординизм «ариан» или «полуариан», — хоть субординизм Оригена или других.
К примеру, коснёмся Оригена.
Ориген пытался синтезировать христианское учение с учением Платона. Ссылаясь на подобные размышления Оригена — тринитологи хотят нам внушить что Ориген и другие т.н. учителя церкви исповедовали Триединого Бога — Троицу.
Но вот хотим мы посмотреть, во что на самом деле верил Ориген, и тут начинается самое интересное:
Что до нас дошло из сочинений Оригена? А из того что дошло, может ли любой человек прочитать?
Попробуйте поискать в поисковых системах интернета: «Ориген сочинения», вы найдёте кучу ссылок на описание его произведений. Но что можно реально скачать и почитать? Различные интернет библиотеки, как т.н. ортодоксов, так и других, — просто завалены такими книгами как «О Началах». Немного исследовав можно узнать следующее:
«О началах… Сохранилось:
Переработка Руфина (IV век), на латинском языке (цель переработки – смягчение осужденного учения Оригена).
два обширных отрывка III и IV книг в хрестоматии, составленной Василием Великим и Григорием Назианзином, под именем Φιλοκαλια (добротолюбие)»
Взято с сайта: Ориген. Творения.
Т.е. – то, что нам предлагают читать о взглядах Оригена, — на самом деле это поздняя тринитарная переработка. Но на большинстве сайтах нет предупреждений о данном факте. И незадачливый читатель воспринимает данные произведения как оригинал. И только Бог знает, какие ещё труды т.н. отцов и учителей церкви были переработаны тринитариями. Другие же произведения были попросту уничтожены.
Но всего скрыть нельзя, всё равно до нас доходят, по крупицам, реальные факты о взглядах христиан до тринитарного периода.
Ориген. «О молитве» § 15-16. Стр. 56-60:
Подобно тому теперь как тот, кто разумеет нечто в правом образе молитвы, не может с молитвою обращаться к тому, кто сам молится, а обращается с нею к Тому, Кого наш Господь Иисус Христос в молитве научил именовать Отцом; точно так же ни одной молитвы не должны мы обращать и к Отцу помимо Сына, на что Сам Сын дает определенное указание в словах: Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам, доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна (Иоанн. XVI, 23,24). Не сказал Он: «Просите Меня», не сказал и того: «Просите одного Отца», а сказал: просите Отца во имя Мое и даст вам. Доколе Иисус не преподал этого учения, никто не обращался с молитвою к Отцу во имя Сына; и Его слово: Доныне вы ничего не просили во имя Мое было истиной; после же того истиной стало другое Его слово: просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна.
Если же кто-нибудь, сбиваемый с толку понятием поклонения (προσκυνειν), держаться будет того мнения, что должно к Самому Христу обращаться с молитвами, и сошлется перед нами на место из книги Второзакония, несомненно относящееся ко Христу, место гласящее так: Поклонитесь Ему все ангелы Божии (Второзак. XXXII, 43), то нужно будет возразить против того, что ведь и Церкви, от пророка называемой Иерусалимом, поклоняются цари и царицы в качестве питателей ее и кормилиц, о чем свидетельствуют следующие слова: Вот Я подниму руку Мою к языческим народам и выставлю знамя Мое перед племенами, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах; и будут цари почитателями твоими, и царицы их кормилицами твоими, с преклоненным к земле лицом будут кланяться тебе (προσκυνήσουσι) и лизать прах ног твоих; и узнаешь, что Я Господь и что не должна ты стыдиться (Ис. XLIX, 22, 23).
И к чему другому можно приравнять слова Христовы: Что ты называешь Меня благим: никто не благ, как только один Бог Отец, как не к следующим: «Что молишься Мне? Только Отцу следует молиться, которому и Я молюсь, как вы из свящ. Писания то усмотреть можете. Потому что не к Тому вы должны обращаться с молитвами, Который Отцом поставлен для вас первосвященником и Который от Отца облечен званием ходатая (1Иоанн. II, 1), но при посредстве первосвященника и ходатая молиться, Который может сострадать Вам в немощах ваших, потому что Он подобно вам искушен во всем, но благодатью Отца среди искушений не согрешил (Евр. IV, 15). Познайте, следовательно, какую великую благодать вы получили от Отца Моего, через возрождение свое во имя Мое вы получили дух сыновства, так что называетесь чадами Божиими и Моими братьями. Ведь читали Вы слово, Мною через Давида о вас сказанное Отцу: Буду возвещать имя Твое братиям Моим, посреди собрания восхвалять Тебя (Пс. XXI, 23). Но неразумно славы удостоенных иметь одного и того же со Мной Отца, обращаться с молитвами к своему брату; к одному Отцу со Мной и через Меня должны вы воссылать молитвы».
Слыша это от Самого Иисуса, будем лишь через Его посредство возносить к Богу молитвы, все говорить одно и то же (1Кор. I, 10), и не будем из-за рода образа молитвы разделяться. Потому что разве это не было бы разделением, если бы одни из нас воссылали молитвы ко Отцу, а другие – к Сыну? В грех неведения впадают те, которые в великой своей простоте без рассуждения и без расследования молятся Сыну, происходит ли это так, что они к Отцу молятся или к Отцу не молятся.»
(Творения учителя Церкви Оригена. О молитве и Увещание к мученичеству. Перевод и примечания Н. Корсунского, редактора Ярославских Епархиальных Ведомостей. СПб.: «Сам Вен», 1992. Репринт издания СПб., 1897.) [ стр. 56-60 ]
Из этих двух глав видно, что Ориген, как жёсткий субординист, придерживался истинного христианского взгляда на молитву: «нужно молится только Отцу, но во имя/через Христа», нельзя молиться ни Сыну и вообще никому из рождённых/сотворённых, ни святым, ни через них, в общем — совсем не так как учат т.н. ортодоксы.
Тот факт что «нельзя молится Сыну, но только Отцу» не оставляет от учения «о триединстве Бога» и мокрого следа.
Как они тогда могут быть триедиными и равными? И разве молясь второму лицу Бога-Троицы — Сыну, ты не молишься всему Богу?
«В грех неведения впадают те, которые в великой своей простоте без рассуждения и без расследования молятся Сыну».
Это ещё можно понять, когда бывшие язычники, которые привыкли каждому столбу молиться — «впадают в грех неведения», но тринитологи точно знают чему их учит Христос через Библию. Если им Христос говорит: «Что молишься Мне? Только Отцу следует молиться, которому и Я молюсь, как вы из свящ. Писания то усмотреть можете», то тогда тринитологи вводят христиан в преднамеренный грех.
Также в духе Библии трактуется Оригеном понятие «поклониться», что поклониться Христу, это не то же самое что поклонятся Отцу как единственному истинному Богу.
Итак, ближе к теме: «О чём молчат тринитологи? Ориген. О молитве.»
Кажется несправедливым, что переработки тринитария Руфина книг Оригена «О Началах» заполонили весь интернет, а книгу «О молитве» до недавнего времени нельзя было найти. Теперь есть возможность скачать эту книгу в переводе Н. Корсунского на русском языке. Что позволит любителям тринитарной догматики, ссылающихся на различных древних учителей Церкви, — иметь более реалистичный взгляд на их произведения.
Вызывает большое недоумение, почему столь влиятельный учитель Церкви не подвергался нападкам за свою явную нетринитарную позицию, которая изложена в книге «О молитве», если бы в то время не было бы достаточно большого количества христиан, которые считали бы также. И здесь не идёт речи о какой-нибудь ‘призрачной’ душе, речь идёт о самом главном — о Боге.
О ереси Оригена
[1] Подробное изложение этой биографии см.: Сидоров А.И. Жизненный путь Оригена // Патристика. Новые переводы, статьи. Нижний Новгород, 2001, с.290-332. Правда, в настоящее время, в связи с нашим кардинальным изменением отношения к Оригену, мы бы изложили его жизненный путь в совсем другом ракурсе.
[2] См.: Grant R.M. Early Alexandrian Christianity // Church History, v.40, 1971, p.133-135.
[3] Творения блаженнаго Иеронима Стридонскаго, ч.I. Киев, 1893, с.175.
[4] См.: Сидоров А.И. Библейско-критический труд Оригена «Гекзаплы» // Патристика, 2001, с.333-341.
[5] Подробно см.: Сидоров А.И. Экзегетические труды Оригена: Гомилии // Патристика. Труды отцов церкви и патрологические исследования. Нижний Новгород, 2007, с.258-351. Сидоров А.И. Экзегетические труды Оригена: Толкования на Ветхий Завет // Альфа и Омега, № 1 (42), 2005, с.80-93, № 2 (43), 2005, с.76-90. Сидоров А.И. Экзегетические труды Оригена: Толкования на Новый Завет // Альфа и Омега, № 1 (51), 2008, с.4-61, № 2 (52), 2008, с.33-50.
[6] Kannengiesser Ch -Boston, 2006, p.536-577.. Handbook of Patristic Exegesis. The Bible in Ancient Christianity. Leiden
[7] Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви, т.I. М., 1996, с.178.
[8] Ср.: «Надо заметить, что у нас неправильно называют учителями церковных писателей, которые погрешали в истории и не удостоены имени святых отцов, между тем, как наименование “учитель Церкви” более почтено, чем “отец Церкви” и усвоено немногим из них, которые были корифеями и вождями в борьбе против ересей». Епифанович С.Л. Лекции по патрологии (Церковная письменность I — III веков). Спб., 2010, с.46.
[9] См.: «первый систематический богослов». Скворцев К. Философия отцов и учителей Церкви. Период апологетов. Киев, 1868, с.245. Также см.: «He is the most outstanding theologian of pre-Nicene times». Cross F.I. The Early Christian Fathers. London, 1960, p.122.
[10] См.: Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности, т.1. М., 2011, с.11-13.
[11] Bardy G. Origène. Paris, 1931, p.13. Известный католический теолог Ганс Урс фон Бальтазар замечает, что значение Оригена для истории христианской мысли вряд ли можно переоценить, и сравнивает его с блаж. Августином и Фомой Аквинатом. См.: Urs von Balthasar H. Оrigenes. Geist und Feuer. Ein Aufbau aus seinen Schriften. Salzburg, 1938, S.11. Примечательно, что Бальтазар, «реконструируя образ александрийца, не стремился “христианизировать” его, очистить его труды от предполагаемых ересей. Ересь, если она вообще есть у Оригена — это всегда не последнее, не окончательное. В конечном итоге за всеми ошибками обнаруживается вполне христианский смысл». Гуерьеро Э. Ханс Урс фон Бальтазар. М., 2009, с.47. Подобная идеализация образа Оригена Бальтзаром вообще характерна для многих западных исследователей и теологов.
[12] Писарев Л.И. «Против Цельса». Апология христианства Оригена, учителя Александрийскаго // Православный Собеседник, 1912, т.с.59.
[13] Певницкий В. Ориген и его проповеди // Труды Киевской Духовной Академии, 1879, №2, с.178.
[14] Елеонский Ф. Учение Оригена о Божестве Сына Божия и Духа Святаго и об отношении Их к Отцу. Спб., 1879, с.176.
[15] См.: Болотов В.В. Троякое понимание учение Оригена о Святой Троице // Христианское Чтение, 1880, т.I, с.68-76.
[16] Следует констатировать, что хотя «расцвет» этой ереси приходится на III век, но в истории Церкви «парадигма монархианского мышления» постоянно возрождалась. См.: Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения, т.I. Возникновение кафолической традиции (100 — 600). М., 2007, с.168-173.
Видео (кликните для воспроизведения). |
[17] Kelly J.N.D . Early Christian Doctrines. London, 1985, p.129.
[18] Болотов В.В. Троякое понимание…, с.75.
[19] Подробно см. фундаментальную монографию В.В.Болотова «Учение Оригена о Св. Троице»: Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов, т. I. М., 1999, с.375-411.
[20] Оригеном предполагается, что «первоначально созданная Богом полнота разумных существ есть прежде всего полнота духов ограниченных, по сравнению с нынешним человеком бесплотных, на самом же деле облеченных совершенно одинаковыми тончайшими и чистейшими телами, составляющими их естественное ограничение и отличие от Творца — Духа бесконечного — абсолютного». Малеванский Г. свящ. Догматическая система Оригена // Труды Киевской Духовной Академии, 1870, № 3, с.535.
[22] См.: Crouzel H. Origen. Edinburgh, 1985, p.192-193.
[23] Снегирев В. Указ. соч., с.280.
[24] Орлов А. К характеристике христологии Оригена // Богословский Вестник, 1909, № 7, с.391.
[25] См.: Там же, с.391-392.
[26] Снегирев В. Указ. соч., с.391-392.
[27] Мы оставляем в стороне гипотезу происхождения души из тела («эдукционизм»), очень мало распространенную. О ней см.: Малеванский Г. свящ. Указ. соч., с.548-549.
[28] См.: Cadiou R. Introduction au système d’Origène. Paris, 1932, p.25-31.
[29] Ориген. О началах. Против Цельса. Спб., 2008, с.208-209.
[30] См.: Danielou J. Origène. Paris, 1948, p.215-217.
[31] Ориген. О началах. Против Цельса, с.629.
[33] Малеванский Г., свящ. Указ. соч., с.534. Соответственно нравственное приложение этого тезиса предполагает, что отделение души от греха есть отделение ее от земного тела и вещественности. См.: Gruber G. ZWH. Wesen, Stufen und Mitteilung des wahren Lebens bei Origenes. München, 1962, S.44.
[34] Малеванский Г. Указ. соч., с.525.
[35] См.: «Если сказать, что Бог творит в вечности, то нужно признать, что творение совечно Творцу. Это мнение высказывалось Оригеном, и было Церковью отвергнуто». Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. М., 2005, с.160
[36] Ориген. О началах. Против Цельса, с.127-128.
[37] Ср. замечание А.Ф.Лосева: «Уже на стадии философского учения о вечном движении и вечном возвращении можно догадаться о том, что и античное понимание историзма будет складываться по типу вечного круговращения небесного свода, т.е. будет тяготеть к тому типу историзма, который мы выше назвали природным историзмом. Здесь именно природа будет моделью для истории, а не история — моделью для природы». Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977, с.19.
[38] См.: Cullmann O. Christus und die Zeit. Die urchristliche Zeit— und Geschichtauffassung. Zürich, 1962, S.6—68. Здесь же имеется одно интересное наблюдение: для того, чтобы постигнуть раннехристианское представление о вечности, следует мыслить нефилософски настолько, насколько это возможно (so unphilosophisch wie möglich zu denken). Ibid., S.71.
[39] Ср.: «разрушение мира, которое совершится в конце времен, не будет возвращением этого мира к небытию. Книга Откровения (21 гл.) говорит, что на смену ныне существующему миру явится новое небо и новая земля, т.е произойдет трансформация, и творение перейдет на новый уровень своего существования, но ни в коем случае не аннигилирует». Священник Олег Давыденков. Указ. соч., с.158.
[40] По мнению Оригена возможно, «что многие из разумных существ, находящиеся на высших ступенях лестницы духовного мира, сохранят свое нравственное состояние не только во втором, но и в третьем и четвертом мирах. Другие же из них потеряют только незначительную часть своего нынешнего совершенства и положения. Наконец, третьи ниспадут в бездонную глубину зла. Бог же при устройстве новых миров с каждым из разумных существ поступит так, как это будут требовать его заслуги. Отсюда кто из разумных существ превзойдет всех остальных нечестием и совсем сравняется с землей, тот в другом мире будет диаволом, началом противления Господу, так что над ним будут насмехаться ангелы, потерявшие первоначальную добродетель». Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. М., 1996, с.180.
[41] См.: Башкиров Владимир, протоиерей. Апокатастасис в Священном Писании, у раннехристианских отцов Церкви и Оригена // Эсхатологическое учение Церкви. Материалы Богословской Конференции Русской Православной Церкви. М., 2007, с.254-256.
[42] Башкиров Владимир, протоиерей. Учение об апокатастасисе до его осуждение на Вселенских соборах // Богословские труды, сб. 38, М., 2003, с.250.
[43] Климент Александрийский. Строматы. Книги 1 — 3. Подготовка текста к изданию, перевод с древнегреческого, предисловие и комментарии Е.В.Афонасина. Спб., 2003, с.122.
[44] Daley B.E , 1991, p.47.. The Hope of the Early Church. A Handbook of Patristic Eschatology. Cambridge
[45] Климент Александрийский. Строматы. Книги 6 — 7. Спб., 2003, с.201-202. Перевод Е.ВАфонасина нами слегка изменен по греческому тексту: Там же, с.270.
[46] См.: Сидоров А.И. Гностицизм и философия (учение Василида по Ипполиту) // Религии мира. Ежегодник 1982. М., 1982, с.175-176.
[47] Ср.: «Апокатастасис Оригена — совсем не разновидность христианского апокатастасиса, поскольку в основе первого лежит идея предсуществования душ». Иванов М.С. Богословский сборник, т.2. М., 2011, с.94.
[48] Ориген. О началах. Против Цельса, с.325.
[50] Crouzel H . Origen, p.265.
[51] Ориген. О началах. Против Цельса, с.127.
[52] Отсюда и некоторые противоречивые высказывания его на сей счет, встречающиеся преимущественно в гомилиях. См.: Norris F.N. Universal Salvation in Origen and Maximus // Universalism and the Doctrine of Hell. Ed. by Nigel M. de S.Cameron. Grand Rapids, 1991, p.35-62.
[53] Crouzel H Весьма важен контекст этого отстранения: Ориген пишет, что он в живом диспуте с гностиком Кандидом опровергал его взгляды на диавола как злого по своей сущности и обреченного поэтому на гибель. Сам Ориген утверждал, что диавол зол не по природе, а по своей воле, но отрицал мнение, приписываемое ему оппонентом, будто диавол обладает природой, которая должна быть спасена.. Les fins dernièrs selon Origène/ London, 1990, p.135-150.
[54] Ориген. О началах. Против Цельса, с.130-131.
[55] Башкиров Владимир, протоиерей. Апокатастасис в Священном Писании, у раннехристианских отцов Церкви и Оригена, с.262.
[56] Они тщательно собраны и проанализированы в работе: Малеванский Г. свящ. Указ. соч. // Труды Киевской Духовной Академии, 1870, № 6, с.498-510.
[59] См. наблюдение: «Истина о том, что тела спасаемых воскреснут подобными прославленному телу Христову, для святоотеческой эсхатологии является общей и очень значимой. По мысли древних Святых Отцов, именно благодаря такому образу воскресшей телесной природы праведников она и обретет те духовные богодарованные свойства, что позволят в будущем веке христианам совоссесть со Христом одесную Бога Отца — по данному дару богоусыновления. В этом прославлении произойдет не только духовное, но и телесное преображение человека, в котором он обретет равноангельскую жизнь и по дару благодати станет причастником тех Божественных свойств, которыми Бог извечно и неизменно обладает по Своей природе. Залогом подобного грядущего прославления, обожения тел праведников в их будущем воскресении является наша мистическая жизнь в Теле Христовом — Церкви, наше полноценное участие в Церковных Таинствах, а также личная устремленность к духовному союзу с Христом — через молитвенное общение и смиренное духовное “страстотерпевство” как жертвенное сораспятие с Господом на путях христианской жизни». Малков П. Образ воскресения человеческих тел по учению святых отцов древней Церкви // Эсхатологическое учение Церкви, с.289-290.
[60] См.: Crouzel H. Les fins dernières selon Origène, VI, p.175-200, 241-266.
[61] Это влияние ясно проявляется в диалоге «Пир» св. Мефодия. См.: Patterson L.G. Methodius of Olympus. Divine Sovereignty, Human Freedom, and Life in Christ. Washington, 1997, p.123-140.
[62] Михаил (Чуб), архиепископ. Святой священномученик Мефодий и его богословие // Богословские труды, сб.X, 1973, с.48.
[63] Там же // Богословские труды, сб.XI, с.48.
[64] Crouzel H . Origen, p.149; Patterson L.G. Op. cit., p.185.
[65] См. анонимную статью: А.С. Эсхатология Оригена (общая или экзотерическая) // Вера и разум, 1916, № 3, с.214-235.
[66] Ориген. О началах. Против Цельса, с.42.
[67] History of Theology, v.I. The Patristic Period. Ed. by A.Di Berardini and B.Studer. Collegeville, 1997, p.282-283.
[68] Малеванский Г. свящ. Указ. соч. // Труды Киевской Духовной Академии, 1870, № 6, с.495-496.
[69] Подробно см.: Berner U. Origenes. Darmstadt, 1981, S79-94.
[70] См.: Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998, с.85-108.
[71] См.: Crouzel H. Origène et la “connaissance mystique”. Paris, 1961, p.524-530.
[72] Преподобный Викентий Леринский. О Священном Предании Церкви. Спб., 2000, с.61-65.
Алексей Сидоров,
профессор, доктор церковной истории
Ориген
Священное Писание Ветхого Завета
Священное Писание Нового Завета
Детские и юношеские годы
Ориген родился в благочестивой христианской семье, предположительно в 185 или 186 году, в Египте, в Александрии. Отец Оригена, грамматик Леонид, умер за веру в гонение Севера, когда сыну не было ещё и семнадцати лет.
Ориген с детства выделялся успехами в обучении и высокой самодисциплиной. Сказывались и прирожденные дарования, и хорошее родительское воспитание. Наряду с общеобразовательными дисциплинами, особо внимательно он изучал Священное Писание, запоминая отдельные места наизусть. При этом Ориген не довольствовался поверхностным восприятием текста, а стремился постичь глубину содержания, задавая отцу не по-детски серьёзные вопросы, чем ставил его в затруднительное положение. Бывало, что Леонид указывал сыну, чтобы тот довольствовался простым, очевидным смыслом, между тем, в глубине сердца, конечно же, радовался его любознательности и благодарил Бога.
С юных лет Ориген посещал занятия в Александрийском Катехизическом училище, прославленное трудами Пантена и Климента.
После того, как во время гонения на Церковь отца заключили под стражу, Ориген воспылал ещё большею ревностью о Господе. Мать, зная насколько сильно сын пренебрегает опасностью, не раз умоляла его пожалеть её материнское чувство. Случалось, что она прятала от него одежду, стремясь удержать при себе. Движимый пламенным душевным порывом, Ориген писал отцу, убеждая его не отрекаться от своих мыслей из-за боязни за семью.
После того как Леонид принял мученическую смерть, имущество семьи конфисковали, оставив её без средств к существованию. В этот период Ориген нашёл приют у одной сочувствовавшей ему знатной женщины. Всё бы хорошо, но эта женщина проявляла внимание к еретикам. Ориген чуждался проводимых в её доме молитвенных собраний и через какое-то время покинул его.
По смерти отца Ориген продолжал повышать свой образовательный уровень. А вскоре он стал преподавать грамматические науки в частном порядке. Этим он зарабатывал средства на поддержание осиротевшей семьи.
Деятельность Оригена как христианского учителя
Когда, в результате гонения, Александрийская Катехизическая школа лишилась руководителя, многие, движимые желанием постижения истин христианского вероучения, стали обращаться за помощью к Оригену.
Известность молодого учителя росла с каждым днём. Кроме его образованности, этому способствовало и его поведение: он, не страшась угроз идолопоклонников, словно бросая им вызов, регулярно посещал узников-христиан, присутствовал при оглашении приговоров, мужественно сопровождал их до мест осуществления казней. Язычники не раз пытались организовывать нападения на собрания, организуемые вокруг Оригена, и он вынужден был менять места таких встреч.
Епископ Александрийский Димитрий, оценив по достоинству ревность и способности молодого учителя, официально призвал его и предложил должность главы Катехизической школы в Александрии.
Ориген предложение принял. Он продал накопленные им с большим трудом книги. Человек, приобретший их, стал платить ему ежедневно по четыре овола, что составляло в то время плату обыкновенного поденщика. Строгая аскетическая жизнь позволяла ему довольствоваться столь незначительной суммой.
Вообще же Ориген добровольно и осознанно стремился к бедности. Можно сказать, что он жил «святой бедностью». Спал Ориген прямо на голой земле, ел мало, ходил босым. Ученики не раз выражали готовность поделиться с ним своим имуществом, но Ориген отвечал категорическим отказом. Он и действительно близко воспринимал призыв Христа об оставлении всего и следования за Ним.
Согласно преданию, Ориген подверг себя добровольному оскоплению. Считается, что он решился на этот непростой шаг буквально восприняв слова Искупителя о скопцах ( Мф.19:12 ). Между тем есть основания полагать, что он это сделал и с целью отвести от себя возможные подозрения в недозволительных отношениях с женщинами, которые входили в круг его учеников.
Приблизительно около 211-212 года Ориген, движимый добрым стремлением увидеть «древнейшую Церковь», отправился в Рим, а по возвращении из этого путешествия вновь предался учительству.
В какой-то момент, ввиду большого количества оглашаемых, он вынужден был взять себе помощника. Выбор пал на Иракла, брата Плутарха, принявшего смерть за Христа. С тех пор Иракл преподавал новоначальным первичные знания, а сам Ориген занимался с более подготовленной аудиторией.
Со временем известность Оригена стала привлекать к нему и философов, и даже еретиков, желавших узнать его мнение по тому или иному вопросу.
Около 212 или 213 года Промысл Божий свёл Оригена с Амвросием. До их знакомства Амвросий был адептом одной из гностических сект. Ориген сумел найти нужные слова и обратить его к Свету и Истине. Вскоре между ними завязалось партнёрство. По взаимной договорённости Амвросий организовал запись речей Оригена и взял на себя материальные издержки. При этом он получил право распоряжаться составленными рукописями. Помимо скорописцев Амвросий держал переписчиков, тиражировавших тексты для распространения.
Около 214 года Ориген, с благословения епископа Димитрия, предпринял путешествие в Аравию, куда его пригласил тамошний префект. В Аравии он находился относительно недолго.
Деятельность Оригена в Палестине
После того как в Александрии вспыхнуло народное волнение, которое было подавлено властью, город подвергся разграблению воинами, а затем из него были изгнаны пришельцы. Амвросий, будучи Антиохийцем и вынужденно покинув Александрию, переселился в Кесарию Палестинскую. В этот период в Кесарию перебрался и Ориген.
Здесь он наладил отношения с духовенством, в том числе с Кесарийским епископом Феоктистом. Ввиду уважения и доверия, Оригену, как к христианскому учителю, предоставили возможность публично проповедовать в Церкви. Узнав об этом епископ Александрийский Димитрий вознегодовал. В своем послании тамошнему церковному руководству он настаивал, что, мирянину негоже проповедовать в присутствии архиереев. В ответном послании епископы возразили и напомнили Димитрию, что даже апостолы привлекали для проповеди способных (на это) людей из народа.
Вскоре епископ Димитрий, нуждаясь в Оригене как в учителе, послал за ним людей и потребовал немедленного возвращения. Ориген, повинуясь воле архиерея, вернулся в Александрию.
Через несколько лет (вероятно, около 230 года) Ориген был направлен епископом Димитрием в Грецию, с поручением по церковным делам. В этот период произошло ещё одно событие, вызвавшее в Димитрии негодование.
То ли по старой памяти, то ли в связи с какими-то другими причинами Ориген проложил свой маршрут через Палестину и задержался там. Епископы Александр и Феоктист оказали ему теплый, радушный приём. Более того, памятуя о прошлых недоразумениях, связанных с проповедничеством Оригена (как мирянина), его посвятили во священника.
Епископ Димитрий, изначально изумлявшийся решению Оригена подвергнуть себя оскоплению, и словно не видевший в этом ничего противоречащего благочестию, вдруг заговорил об этом как о каноническом препятствии к священству.
Есть основания полагать, что Димитрий испытывал к Оригену банальную зависть. В 231 году он инициировал созыв Собора. На Соборе присутствовали египетские епископы и Александрийские священники. Определение, вынесенное ими в отношении Оригена, было достаточно жестким: от учительства отстранить, проживание в Александрии запретить. Очередной Собор, созванный через несколько месяцев, объявил посвящение Оригена в пресвитера незаконным.
Последующее время Ориген жил и трудился в Палестине под покровительством друзей. После смерти Димитрия Александрийскую кафедру занял Иракл, и Ориген рассчитывал было на изменение отношения к нему, но его ожидания не сбылись.
Образованная Оригеном в Кесарии Богословская школа вскоре стала одним из центров просвещения. Слава Оригена достигала даже и до императорского двора. Мать императора Александра, Маммея, приглашала его к себе, желая слушать его речь.
Последний период жизни Оригена был насыщен проповедничеством и литературной деятельностью.
Во время очередного гонения против Церкви, развернутое в правления Декия, Ориген был схвачен и заточен в темницу. Ему пришлось испытать за Христа унижения и пытки. На его шею была надета цепь, а ноги, в течении многих дней, находились растянутыми на специальном орудии. Кроме всего, Оригену угрожали сожжением. Он выдержал и даже получил свободу, однако последствия от мучений были настолько болезненными, что он умер. Произошло это в 253 или 254 году.
Научная и писательская деятельность
Несмотря на прижизненное уважение, аскетическую жизнь, исповедничество, Ориген не был причислен к сонму святых отцов Церкви. Это связано с его отступлением от чистоты вероучения по ряду существенно важных вопросов, касающихся учения о Пресвятой Троице, творении мира, Лице Господа Иисуса Христа, будущей участи грешников. Между тем, он признан одним из выдающихся и наиболее плодотворных церковных писателей.
В числе приоритетных направлений научно-богословского творчества Оригена было исследование Священного Писания. В этой связи Ориген даже выучил еврейский язык. Плодом его многолетних изысканий стало фундаментальное произведение «Экзаплы» (Гекзаплы), содержащее свод библейских текстов, представленных как на еврейском языке, так и в различных переводах. К сожалению, до наших дней этот труд так и не дошёл.
Из разъяснений на Книги Писания дошли отдельные фрагменты сочинений: Беседы на Песнь Песней, Гомилии на книгу пророка Исаии, Комментарии на Евангелие от Иоанна и др.
Известнейшим догматическим сочинением Оригена является произведение О началах. Эта работа содержит много интересных рассуждений, но вместе с тем — и такие идеи, которые идут вразрез с догматическим учением Церкви.
Особого внимания заслуживает труд Против Цельса, опровергавшего и хулившего веру и Бога. В данном сочинении Ориген приводит множество здравых аргументов, изобличающих ложные обвинения и нападки, выдвигавшиеся язычниками против христиан.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кроме того мы имеем в наличие и такие важные труды как Увещание к мученичеству, О молитве.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.