Никиты столпника молитва

Никиты столпника молитва в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Никиты столпника молитва

П равосла́вным смы́слом ю́ношская возжеле́ния возненави́дев / и до́блественныя нра́вы восприи́м, врага́ победи́л еси́, / и во благоразу́мии Бо́гу угоди́л еси́, / и свы́ше от Него́ прие́м дар чуде́с, / бе́сы прогоня́ти, неду́ги исцеля́ти, / Ники́то пресла́вне, // моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 4:

Х ристо́ву му́ченику тезоимени́т был еси́, преподо́бне, / мно́ги по́двиги и труды́ претерпе́л еси́ Христа́ ра́ди, / Его́же ра́ди вери́ги носи́л еси́, блаже́нне, / Того́ ны́не о нас моли́, Ники́то преподо́бне, / душе́вныя на́ша и теле́сныя стра́сти уврачева́ти, / и́же ве́рою и любо́вию // почита́ющих при́сно па́мять твою́.

Х риста́ ра́ди от твои́х рабо́в ну́ждную смерть претерпе́л еси́ / и вене́ц нетле́ния от Него́ восприя́л еси́, / приходя́щим же с ве́рою от честна́го твоего́ гро́ба подае́ши цельбы́, / о Ники́то преподо́бне, // моли́твенниче о душа́х на́ших.

Молитва преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу

Икона Образ Преподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец

Молитва преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу

Тропарь преподобному Никите, столпнику Переславльскому

Тропарь, глас 4:
Православным смыслом юношская возжеления возненавидев и доблественныя нравы восприим, врага победил еси, и во благоразумии Богу угодил еси, и свыше от Него прием дар чудес, бесы прогоняти, недуги исцеляти, Никито преславне, моли Христа Бога, да спасет души наша.

ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 4:
Христову мученику тезоименит был еси, преподобне, многи подвиги и труды претерпел еси Христа ради, Егоже ради вериги носил еси, блаженне, Того ныне о нас моли, Никито преподобне, душевныя наша и телесныя страсти уврачевати, верою и любовию почитающих присно память твою.

КОНДАК, ГЛАС 8:
Христа ради от твоих рабов нуждную смерть претерпел еси, и венец нетления от Него восприял еси, приходящим же с верою от честнаго твоего гроба подаеши цельбы, о Никито преподобне, молитвенниче о душах наших.

Акафист преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу .

Другие молитвы

Все молитвы .

Никита Столпник Переславский

Только великий Творец и Спаситель способен ярого гонителя христиан Савла преобразовать в апостола Павла, ревностного язычника Владимира сделать крестителем Руси, жестокого сборщика податей сделать русским святым. Никита Столпник Переславский — старец 12 столетия, причисленный к лику святых из-за подвига столпничества.

Жизнеописание

Юрий Долгорукий получил в наследство Ростово-Суздальскую землю и начал строить Божьи города, монастыри и храмы. Посетив при объезде земель монашескую обитель около Плещеева озера, князь пожелал возвести в городке каменный храм в честь Преображения Господня на берегу реки Трубеж.

Великим княжеским планам не суждено было сбыться при жизни князя, внезапная смерть Юрия Долгорукова стала причиной остановки строительства города и храма. Дело отца продолжил сын князь Андрей Боголюбский, при правлении которого была освящена церковь в Переславле.

Строительство требовало усиленных затрат, которые покрывались податями, лежащими непосильной ношей на плечах переславцев. Для сбора податей требовались жестокие люди, не испытывавшие жалости к жителям городка. Самым жестоким среди сборщиков слыл Никита, который умудрялся параллельно со сбором податей грабить людей для собственной наживы.

Его изворотливый ум помогали всегда выйти сухим из любых ситуаций, роскошными пирами и ценными подарками сборщик купил власти города. На протяжении нескольких лет корыстолюбивый, алчный сборщик податей терроризировал город, пока Сам Господь не взялся за грешника, желая спасти его для славы Божьей.

Чудо покаяния

Как все русские люди, Никита время от времени заходил в церковь, и однажды грешную душу коснулись слова из книги Исайи (Ис.1:16-17), о том, что надо очиститься от лукавства для чистоты, и всегда творить добро, в первую очередь защищая сироту и вдову.

Жестокое сердце грешника буквально наполнило раскаяние, взглянув на святые образа, некогда жестокий палач увидел лица притесняемых ним людей. Вместе церковного пения в ушах грешника стояли стоны и плач обездоленных. Сердце выскочившего из церкви Никиты трепетало, он побежал домой, где провел ночь без сна.

Наутро, пытаясь забыться, сборщик податей собирает прежних друзей на веселую пирушку, но то, произошло на его кухне, навсегда изменило грешную душу. Во время пира раздался крик жены сборщика податей, стоящей у плиты, хозяин бросился к котлу и увидел в нем в крови плавающие части человеческого тела.

Грешник понял, что ведет себя, как убийца, в отчаянии и страха он бежал из дома в мужскую обитель. Припав к ногам настоятеля, некогда жестокий сборщик податей стал просить о спасении души. Чтобы испытать смиренность и искренность раскаявшегося грешника, игумен приказал ему на протяжении трех дней около монастырских ворот каяться за свои грехи перед каждым входящим,

Посланный через три дня инок не нашел грешника около ворот, но обнаружил покрытого мошкой и кровью искусанное тело в болоте. Добровольный страдалец покорил смирением и послушанием сердце настоятеля, который омыл его и совершил монашеский постриг.

Подвиг столпничества

Осознавая тяжесть беззаконий, совершенных в прошлой жизни, молодой монах надевает на себя огромные цепи из железа и шапку, вырезанную из камня. Он проводит в молитвах и постах круглые сутки.

Вначале монах выкопал колодцы для проживания, а потом ужесточил свое проживание, вырыв круглую яму в виде столпа, где умерщвлял плоть от страстей и наполнялся духом Божьим. Подтверждением того, что Всевышний принял жертвенное покаяние монаха стал дар исцелять больных и освобождать зависимых.

Чудеса исцелений

Преподобный Столпник, житие которого складывалось от греховного времяпровождения до полного покаяния и подвига столпничества, стал местной достопримечательностью. Молва об исцеляющих способностях Столпника достигла владений великого князя черниговского Михаила Всеволодовича, страдающего болезнью ног от рождения.

Князь принял решение отправиться к преподобному за исцелением. По пути к Переславлю княжеская свита остановилась для отдыха, разбив походные палатки. Вскоре к палаточному городку подошел инок из близлежащей обители, и опечалил князя своим высказыванием, о том, что Никита простой льстец и обманщик, и помощи ждать от него напрасно.

Читайте так же:  Молитва для причащения

После ушедшего инока появился следующий, он снова повторил слова предыдущего странника, но князь продолжил путь, следующий привал был перед самым Переславлем, к Столпнику отправился боярин Феодор, но перед этим к княжьей палатке подошел немолодой крестьянин с лопатой, сообщивший, что старец умер, и он лично похоронил его, так сатана останавливал паломников.

Чтобы лично увидеть могилу Столпника боярин Феодор поспешил в монастырь, где был встречен преподобным в столпе, с металлическими цепями и в каменной шапке, пребывающим в молитве.

Последующие действия преподобного Столпника удивили боярина, ибо старец передал для немощного ногами князя собственный посох, наказав тому лично явиться в монастырь.

Радость и удивление наполнили палатку в тот момент, когда князь, взяв в руки посох, в тот же час сделал первые шаги, и сам смог дойти до обители. Историки запечатлели чудо исцеления князя Михаила Всеволодовича от 16 мая 1186 года.

В 1702 году на месте княжеской палатки недалеко от Чернигова, в которой тот получил исцеление, возвели часовню.

Мученическая смерть

Чудо исцеления князя стало известно по всей округе, к столпу потянулись больные, немощные и страдающие припадками люди. Преподобный монах никому не отказывал в просимом. В одну из ночей к столпу за помощью обратились родственники, но прельстившись сиянием вытертых до блеска о кожу святого цепей, приняв их за серебро, решили убить монаха.

Убийцы, гонимые страхом и радостью от приобретения добычи, добежали до берега реки, где решили осмотреть «богатство», их ужасу и разочарованию не было предела, когда при открытии было обнаружено железо вместо серебра. Со злостью и отчаянием убийцы выбросили добычу, цена которой была смерть преподобного, в реку.

24 мая 1186 года пономарь с игуменом нашли тело сподвижника, завернутое в грубый холст, но при нем не было цепей, крестов и посоха. Пролежавшее ночь мертвое тело не имело запаха тления, оно благоухало.

Пение и горение множества свечей сопровождало захоронение честного тела столпника около храма святого Никиты. Все присутствующие на похоронах были исцелены.

Мощи Святого Никиты Столпника

Неведомая сила привели старца Симеона Петропавловской обители в Ярославле на берег реки для молитвы, как вдруг он увидел три светящихся луча, побежал в монастырь и сообщил о чуде игумену. Настоятель монастыря, священство, все насельники, городские старейшины и горожане вышли к реке и стали свидетелями явления трех крестов с веригами над водной гладью.

Под молитвенные песнопения святые предметы были вынесены на берег и доставлены в обитель Петра и Павла. Все присутствующие при явлении чуда получили исцеления, которые не прекращались при перенесении вериг с крестами к гробу Никиты.

По благословению святителя митрополита Московского Фотия в 1425 году было решено вскрыть мощи святого.

После молебна могилу Никиты Столпника раскопали, достали завернутое в бересту нетленное тело, как вдруг яму с телом накрыл земляной вал, над присутствующими разразился настоящий ураган, раскидавший копавших от могилы. Многие присутствующие были травмированы, некоторые потеряли рассудок.

До начала третьего тысячелетия святые мощи не трогали. В 2000 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил обретение святых мощей преподобного Никиты, которые и поныне хранятся в храме Благовещения Богородицы и открыты для поклонения прихожан. Рядом с раком преподобного находятся кресты и цепи Столпника.

В 2004 году при поддержке благотворителей и прихожан был восстановлен собор великомученика Никиты Столпника, радуя окружающих сиянием золотых крестов.

История хранения вериг и крестов

Святые цепи и кресты до революции хранились в Никитском монастыре, последним настоятелем которого был отец Феофан. Его из-за возраста, слепой жены и душевнобольного сына не арестовали сразу, что позволило священнику спрятать святыни в доме сторожа обители.

В 1939 году храм Животворящей Троицы, в котором служил отец Феофан, закрыли, священника арестовали, но перед этим он успел передать священные вериги двум монахиням, Алфее и Глафире.

Немолодые женщины, рискуя свободой и жизнью, в скитаниях с трепетной нежностью хранили святыни, завернутые в берест, позволяя знакомым христианам прилагаться к ним. Приношения, оставленные верующими, спасли монахинь от голодной смерти.

В 1942 году после подлого убийства Алфеи Глафира передала вериги и кресты в Покровскую церковь, отцу Алексею Громову. После убийства монахини Глафиры опеку над священными предметами взяла на себя монахиня Покровского храма, который не закрывался в тревожное время.

Отец Алексей смалодушничал и присоединился е обновленцам. Этот факт отвернул от прихода верующих, но война сделала свое черное дело, люди, получившие похоронки, приходили в единственный в городе храм на отпевание погибших. Покаявшийся в 1949 году священник Алексей уехал, с 1953 года храм был под опекой архимандрита Тавриона (Батозского).

К тому времени большие вериги находились в музее Переславля, а малые вскоре были перевезены в латвийский город Елгаву, куда был переведен отец Таврион.

Хранителем святыни стала Спасо-Преображенская пустынь, после возвращения Никитского монастыря Православной Церкви, малые вериги и кресты перевезли в Никитскую обитель. Большие вериги были переданы храму директором музея Михаилом Семеновым.

В чем помогает Святой Никита Столпник

Святой мученик чтится в православии 5 июня в Соборе Ярославских святых, а 6 июля — Собор Владимирских святых. Мальчиков, рожденных в ближайшие к дням памяти преподобного Столпника, называют Никитами.

Читая молитву Никите Столпнику, христиане просят:

  • об изгнании бесов и очищении души от страстей;
  • о физическом исцелении;
  • о даровании сна и освобождении от бессонницы;
  • о возвращении аппетита.

Посмертные чудеса Никиты Столпника

В 1515 году рассудок покинул переславского дьякона Евстафия, но как только на него положили железные святыни Столпника, разум возвратился.

Страдающий телесной слабостью Иван Турков в 1884 году засвидетельствовал полное исцеление после чтения молитвы святому.

Прибывший в обитель Яков Оханов, приняв иночество с именем Иоаким, был поставлен на переписывание святого писания, но впал в искушение и начал заниматься колдовскими книгами, волхвовать. Господь разгневался на самоуверенного инока, который взялся за исцеление бесноватого, приведенного родственниками к мощам Никиты Столпника.

Читайте так же:  Что такое молитва созерцания

Люди пожаловались на Иоакима игумену, но инок отрицал свою принадлежность к волхованию. В тот момент, когда бесноватый с целованием наклонился над веригами святого, лицемерный монах был брошен на землю неведомой силой, долго вопил и умер, а бесноватый Иларион получил исцеление.

Иван Лопаткин не только потерял рассудок, но онемел при расслаблении членов тела. Его жена перепробовала все средства и травы, в отчаянии и надежде повела больного мужа в Никитский монастырь.

При приближении к мощам преподобного Иван почувствовал приближение смерти, но жена не отчаялась, а начала усердно молиться, осталась с умирающим мужем на Литургию. При пении Трисвятого Лопаткин сделался недвижимым, но как только зазвучала Херувимская песнь, задышал, самостоятельно осенил себя крестом, встал на ноги и поклонился святым мощам, дарующим исцеление по вере и силе молитвы. Здоровье и разум Ивана Лопаткина полностью восстановились.

Во времена царя Ивана Грозного на строительстве храма работал некий Симеон, имеющий бесноватую жену. Испробовав все молитвы и народные средства, Симеон с женой отправились к Никитской могиле, около которой бесы так атаковали больную, что ее не смогли удержать несколько сильных мужчин.

Игумен монастыря распорядился надеть на бесноватую святые вериг, пять дней дьявол не отпускал душу Евдокии, но, в конце концов, сдался, и женщина со слезами на глазах молилась в храме, прося Бога об очищении от лукавого.

Уснув во время молитвы у столпа святого, она во сне увидела Никиту Столпника, который велел молиться Спасу. Проснувшись, Евдокия рассказала о сне мужу, они отправились на Литургию, после принятия причастия женщина получила полное исцеление.

Никитская обитель хранит не одно свидетельство исцелений, дарованных как царским особам, там и простым людям.

Никитский целительный источник

По преданию преподобный старец выкопал источник собственноручно, с 12 столетия местные жители, паломники приходят и приезжают к святым водам за исцелением. Колодец на студеном потоке расположен к низине, спуститься к нему можно по деревянной лестнице. Около источника можно помолиться в каменной часовне и окунуться в закрытых купальнях.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Благодатное тихие место наполняет покоем, местные жители советуют расстояние в 800 метров от монастыря пройти пешком, пребывая в молитве к святому. Направляясь на машине из Москвы, надо проехать Переславль, затем повернуть к Синему камню и Александровой горе, откуда до источника ведет 1 км грунтовой дороги.

Никиты столпника молитва

Древний город Переяславль Залесский… Тихо шепчет вода Плещеева озера, сияют золотом купола Никитского монастыря, названного так в честь древнего святого – великомученика Никиты. А в храме обители хранятся под спудом мощи другого святого Никиты, преподобного столпника, прославившего своим покаянным подвигом город и монастырь.

Жил Никита в двенадцатом веке, и начало жития его было отнюдь не святым. Он был сборщиком налогов, причём требовал с людей больше положенного, забирал излишек себе. Не жалел ни вдовы, ни сироты, силой отнимал последнее, сам же жил в довольстве и роскоши. Боялись Никиту переяславцы и не любили.

— Не найти на него управы – судачили меж собой – сильного уластит, слабого удавит, а совести у него нет…

Но совесть – искра Божия – живёт в душе каждого человека, и нет у людей власти затушить её. Тлеет в сердце светлый уголёк, заваленный горами греховного мусора, ждёт своего часа. А не дождётся в земной жизни – вспыхнет грозным пламенем на страшном Суде Господнем, станет чёрным огнём, вечно пожирающим поправшую искру Божию душу…

Однажды вечером зашёл Никита в храм Божий. Покосились на него прихожане, посторонились.

— Ишь, душу свою чёрную в церковь принёс… — шепнул кто-то.

Вдруг страшный, раздирающий душу женский крик раздался в доме. Стремглав бросился Никита в поварню. «Никак жена обварилась, опрокинула на себя кипящее варево?!» Вбежал в полутёмную клетушку. Огляделся. Жена, живая и невредимая, стоит, забившись в угол и дрожит мелкой дрожью, причитает что-то.

— Да что с тобой, дура-баба – разозлился Никита – что тебе почудилось?!

— А т-ты вз-з-зглян-ни – робко протягивает она руку, указывая на клокочущий на печи котёл – с-сам вз-згляни, что там! Ой, горюшко горькое…

Никита подошёл к котлу, приподнял крышку и …отшатнулся в ужасе. Густая алая жидкость бурлила в котле, распространяя характерный удушливо-сладковатый запах. Руки, ноги, головы человеческие всплывали со дна, крутились на поверхности и вновь исчезали в кипящем вареве… За ними появлялись другие. «Господи!» – пронзительно закричал Никита и, закрыв лицо руками, бросился прочь из дома. «Господи, сколь много согрешил я!» – повторял он снова и снова и бежал всё дальше от дома – «Господи!» Долго бежал Никита, вот уже остались позади деревянные избушки окраины. Впереди, за полем – Свято-Никитский монастырь. Здесь Никита пошёл медленнее. «Господи! – молится он – спаси душу мою, омой её от крови человеческой!» А в уме уже вновь раздаётся противный голос: «Да пройдёт это у тебя! Что б твою душу – да отмыть – это как каяться надо? Где сил таких взять. » Но уже гонит Никита помысл вражий, уже боится и подумать о том, чтобы вернуться к прежнему… Вот и монастырские ворота. Осенил себя крестом Никита, вошёл внутрь. А вот и игумен – как раз выходит из храма. Быстро подошёл Никита к честному старцу, рухнул перед ним на колени:

— Отец, спаси погибающую душу!

Изумился игумен, внимательно оглядел пришельца. Неужто явил чудо Господь?! Известный всей округе притеснитель, не знавший меры злобе и гордости своей, стоит на коленях у ног монаха, глаз поднять не смеет, и крупные слёзы текут по лицу его. Молчит игумен.

— Спаси! – с мольбой простонал Никита.

Читайте так же:  Рожистое воспаление молитва

— Вот что. – Решил наконец настоятель монастыря –Если ты действительно решил оставить прежнее и покаяться пред Господом – встань у монастырских ворот… Или сядь в пыли… И у каждого – слышишь? – у каждого проходящего – будь то дитя, или последний нищий, проси прощения и молитв, исповедуй грехи твои. Три дня проведи так.

Поднялся Никита с колен, пошёл к вратам святой обители. Горько плакал он, горячо молился, отгонял от себя стыд и страх. Люди-то все знакомые – в маленьком городке все друг друга знают – все им обиженные. Кто с сочувствием смотрит, кто с насмешкой, а кто и со злобой, скажет ещё: «А, напился людской кровушки – теперь спастись захотелось?!» Но что до людских слов тому, кто решил жизнь положить – но очиститься от греховной скверны. А страшнее человеческих слов – бесовские помыслы. «Что ты затеял Никита?! – зудят они в мозгу, как назойливые комары – игумен смеётся над тобой… На позор выставил! А Бог – простит ли тебя?» Вот и три дня минуло. «Господи, помоги! Есть ли мне прощение?!» – молится Никита. А злые помыслы всё сильнее, гонят прочь от монастыря. Ну как одолеют?! Вдруг встал с земли Никита, пошёл прочь от монастырских ворот – но не к Переяславлю, а в другую сторону, к заросшему тростником берегу Плещеева озера. Пошёл, не разбирая дороги к воде, продрался, изрезавшись в кровь, сквозь высокую осоку. Начал снимать с себя одежду. «Господи! – молится – Если я – кровопийца, если толстел, жилы из других вытягивая – пусть теперь льётся кровь моя, пусть пьют её мошки и слепни – только Ты не отринь меня, омой, очисти душу мою окаянную!»

Вышел игумен к святым вратам, огляделся. Нет пришельца.

— Неужто не выдержал, ушел? – спросил у чинившего ограду инока – А вчера ещё так молился, так кланялся проходящим…

— Отче святый – ответил игумену инок – Никита ушёл, но не в город, а к озеру, скрылся среди осоки.

Созвал игумен монахов, бросились искать Никиту. Вдруг не выдержал покаяния, впал в отчаяние, утоп в озере? Грех-то какой… Не допусти, Господи! Долго искали Никиту. Наконец один из иноков услышал шорох в тростниках. Посмотрел. Позвал настоятеля. Никита лежал в прибрежной грязи, сплошь покрытый мошками и комарами, огромное жужжащее облако кружилось над ним… Кровь ручьями текла по распухшему телу.

— Отец, спаси погибающую душу. – едва смог прохрипеть он, увидев игумена.

Слава об угоднике Божием вышла за пределы Переяславля. Тяжко заболел князь города Чернигова, благочестивый Михаил. Ослабело его могучее прежде тело, лежал князь на постели, не мог ни шагу ступить. Молился Богу. Услышал от кого-то о подвизающемся в Переяславле монахе – и велел везти себя к нему. Долог путь от Чернигова до Переяславля, но сильна вера князя. Ярятся злые бесы, не желают допустить Михаила до святого Никиты. Когда подъезжал князь к переяславской земле, встретил его демон в образе монаха, завёл разговор с путником. Расспросил, куда и зачем тот едет. Не понял князь обмана, всё рассказал мнимому иноку. А тот и отвечает:

— Зря ты едешь князь! Я живу в монастыре, куда ты с таким трудом добираешься. Злой обманщик Никита, грешник он страшный, и ничего более. Не видать тебе, княже, исцеления.

Опечалился князь, но не повернул назад. Снова явился ему бес – уже в другом образе – и опять начал отговаривать его идти в Никитский монастырь. Но Михаил, помолясь Богу, продолжил свой путь. Близок, близок уже Переяславль, но совсем ослабел больной князь, растрясло его в дальней дороге. Жарко палит полуденное солнце. Велел Михаил остановить повозку, раскинуть в поле шатёр. Послал одного из своих бояр в монастырь – известить о прибытии, а сам решил немного отдохнуть. Только прикрыл князь глаза – входит в шатёр монах с лопатой в руке. И как его пропустили? Смотрит недобрым глазом (а второй-то закрыт…) и говорит насмешливо:

— Долго шёл ты, князюшко, опоздал маленечко! Помер, помер твой Никита; я его похоронил.

Понял князь, что не человек, а бес перед ним, перекрестил незванного гостя, воскликнул:

— Молитвами святого отца Никиты, столпника Переяславского, стой здесь, злой демон и не смей слова молвить, не моги с места двинуться!

Замер бес на месте, застыл, как прикованный. В это время пришёл посланный от старца Никиты, постучался в княжий шатёр, протянул больному посох, переданный подвижником. С верой принял его князь, приложился, как к святыне, к сухому дереву. И – о чудо! – почувствовал, как силы возвращаются к нему, поднялся с постели, встал на ноги.

Пешим пришёл князь Михаил в святую обитель, словно и не было его тяжкой болезни. Поклонился святому Никите, рассказал ему о пути своём, о том, как являлся ему бес, как хотел поколебать веру его. Помолился святой – и вдруг демон, стоявший в княжьем шатре в образе одноглазого монаха, появился перед ним.

— Именем Божьим повелеваю тебе, нечистый – со властью изрёк подвижник – стой здесь, у столпа моего, пред всеми явно, чтобы знали люди о кознях твоих.

Три часа простоял скованный святым бес, а затем отпустил его Никита, взяв с лукавого клятву не делать зла людям. А князь Михаил, пробыв некоторое время в обители, здоровым отправился в свой город.

Много чудес сотворил святой Никита при жизни своей, многих исцелил богоугодной молитвой, немало душ привёл к покаянию. Но непреложен духовный закон: взявший меч – от меча и погибнет. Немало жизней погубил по жадности Никита в дни своей греховной молодости, и во искупление этого греха ждала его мученическая кончина. Конечно, мог бы Господь и без этого спасти угодника своего, простить его, омывшего душу свою многолетним покаянным подвигом… Но… Быть может, смиренный Никита сам молился о том, что бы сподобиться кровью омыть грехи юности. Бог весть.

Читайте так же:  О мій ісусе молитва

Пришли к Никите родственники его, прослышавшие о святой жизни бывшего мытаря, просили его молитв и благословения. Дивились его суровому житию, тяжким веригам. А выйдя из монастыря, заговорили меж собой:

— Странно это… Неужто можно вот так – оставить всё, и молиться денно-нощно?

— Да и помним мы Никиту! Зол был и жаден до жизни. Как он мог измениться? – Неверием в силу Божию, грешных спасающую, звучали голоса говоривших. Запачканная неправдой душа судит по себе, не желает признать в других чистоты и святости. Вот уже и смеяться стали кощунники, шутить над святым подвижником.

— Понял! – вдруг воскликнул один из них – Братцы, я догадался, как этот старый лис обманывает нас!

— Как?! – подались к нему остальные.

— Цепи-то его, вериги-то! – захохотал говоривший – Видели вы, как они блестят? Да он ж серебряные! В них прячет Никита своё богатство! Небось, немалые денежки получает с приходящих…

— Вот именно! – Зашептались, сгрудились в кучку злодеи, обсуждая страшный замысел.

Темная ночь. Ни луны, ни звёзд. Накрапывает мелкий дождик, едва шевелятся под лёгким весенним ветром листья деревьев. Чёрные тени приближаются к святой обители, перебираются через деревянную ограду. Спит монастырь в глухие часы, коротким сном забылись монахи между полунощницей и утреней. Вот и столп святого Никиты. Приподняли злодеи закрывающие яму доски, спрыгнули внутрь… Мгновение – и бездыханное тело подвижника лежит на земляном полу, а изуверы стаскивают вериги с натруженных рук и ног. Справившись, наконец, с тяжёлым железом, завернули его в холстину и, гонимые страхом, бросились прочь. Долго бежали убийцы, лишь у берега Волги остановились они. Развернули ткань, стали разглядывать свою добычу, тускло поблёскивавшую в свете начинающегося утра. Тяжкие цепи, обруч, три креста… Сколько же в них будет серебра? Посмотрели повнимательнее и …поняли, как обманулись. Страх и отчаяние объяли злодеев. Бросив вериги в воду, они стремглав кинулись в разные стороны, гонимые беспощадной совестью.

Монахи же, увидев, что верх столпа разобран, заглянули внутрь и нашли убиенного старца. Дивное благоухание исходило от мощей преподобного. Святого Никиту отнесли в церковь, совершили положенные молитвы и торжественно похоронили на почётном месте близ алтаря. Множество недужных получили исцеление во время погребения праведника.

А вериги святого Никиты не пошли ко дну, как это свойственно тяжёлому железу. Дивное чудо явил на них Господь. Подобно сухому дереву плавали тяжкие цепи и кресты на поверхности воды, и яркое сияние исходило от них, столпами света поднимаясь к небу. Увидели чудо монахи стоявшего близ Волги Петропавловского монастыря, возблагодарили Бога, взяли вериги в свою обитель. Многие больные стали приходить к святыне, прикладываться к ней, получать исцеление от недугов. А некоторое время спустя, явился святой Никита одному из монахов Пертропавловской обители и сказал, указывая на вериги:

— Пусть сей честный знак моих подвигов будет перенесён отсюда и положен на гробе моём.

И по сей день хранятся вериги преподобного Никиты над гробом его, в храме Свято-Никитского монастыря города Переяславля Залесского. Прикладываются люди к древней святыне, получают благодать Божию по молитвам святого.

Преподобне отче Никито, моли Бога о нас!

Молитва преподобному Никите Столпнику, Переславскому

О, всечестная главо, преподобне отче преблаженне, Никито! Не забуди нищих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах к Богу и не забуди присещати чад своих. Моли за ны, отче благий и избранниче Христов, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, и не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.

Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся за нас ко Христу Богу: тебе бо дана бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя и соблюдая нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския, заступниче и молитвенниче наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя Бога достойно веселится. Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем, и тебе молимся, и милися деем, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, и горьких мытарств, и воздушных князей, и вечныя муки избавится нам, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Ему, Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Никиты столпника молитва

М у́ченик Твой, Го́споди, Ники́та / во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего: / име́яй бо кре́пость Твою́, / мучи́телей низложи́, / сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости. / Того́ моли́твами // спаси́ ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 4:

К рест Христо́в, я́ко не́кое ору́жие усе́рдно восприи́м,/ и к боре́нию враго́в прите́кл еси́,/ и за Христа́ пострада́в,/ последи́ огне́м свяще́нную твою́ ду́шу Го́споду пре́дал еси́:/ отону́дуже и даро́в исцеле́ния / от Него́ сподо́бился еси́ прия́ти,/ великому́чениче Ники́то./ Моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.

П ре́лести посе́к держа́ву стоя́нием твои́м,/ и побе́ды прии́м вене́ц во страда́льчествех твои́х,/ со А́нгелы сла́вне ра́дуешися,/ Ники́то тезоимени́те,// с ни́ми Христа́ Бо́га моля́ непреста́нно о всех нас.

О вели́кий Христо́в страстоте́рпче Ники́то! Услы́ши моли́тву нас, гре́шных, и изба́ви нас (имена) от вся́кия печа́ли и находя́щия напа́сти, от внеза́пныя сме́рти и от вся́каго зла: в час же разлуче́ния души́ от те́ла отжени́, страстоте́рпче, вся́кую лука́вую мысль и лука́выя бе́сы, я́ко да прии́мет ду́ши на́ша с ми́ром в ме́сто све́тло Христо́с Госпо́дь Бог наш, я́ко от Него́ очище́ние грехо́в, и Той есть спасе́ние душ на́ших, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте так же:  Молитва о примирении с человеком

Преподобный Никита Столпник , Переяславский

Дни памяти

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

6 июля – Собор Владимирских святых

Житие

Житие преподобного Никиты Столпника, Переяславского

Пре­по­доб­ный Ни­ки­та Столп­ник Пе­ре­я­с­лав­ский был уро­жен­цем го­ро­да Пе­ре­я­с­лав­ля-За­лес­ско­го и за­ве­до­вал сбо­ром ка­зен­ных по­да­тей и на­ло­гов. В 1152 го­ду князь Юрий Дол­го­ру­кий пе­ре­нес го­род Пе­ре­я­с­лавль и ка­мен­ный храм во имя Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са на но­вое ме­сто. В свя­зи с рас­хо­да­ми по стро­и­тель­ству го­ро­да и хра­ма был про­из­ве­ден уси­лен­ный сбор по­да­тей с жи­те­лей го­ро­да. Ни­ки­та, ру­ко­во­див­ший эти­ми сбо­ра­ми, нещад­но гра­бил жи­те­лей, со­би­рая огром­ные сум­мы де­нег для се­бя. Так дли­лось мно­го лет. Но ми­ло­серд­ный Гос­подь, же­ла­ю­щий всех греш­ни­ков спа­сти, и Ни­ки­ту при­вел к по­ка­я­нию.

Од­на­жды он при­шел в цер­ковь и услы­шал сло­ва про­ро­ка Ис­а­ии: «Из­мый­те­ся, и чи­сти бу­де­те, отьи­ми­те лу­кав­ства от душ ва­ших. на­учи­те­ся доб­ро тво­ри­ти. из­ба­ви­те оби­ди­ма­го, су­ди­те си­ру (за­щи­ти­те си­ро­ту) и оправ­ди­те вдо­ви­цу» (Ис.1,16-17). Слов­но гро­мом, был по­тря­сен он эти­ми сло­ва­ми, про­ник­ши­ми в глу­би­ну серд­ца. Всю ночь Ни­ки­та про­вел без сна, вспо­ми­ная сло­ва: «Из­мый­те­ся и чи­сти бу­де­те». Од­на­ко утром он ре­шил при­гла­сить дру­зей, чтобы в ве­се­лой бе­се­де за­быть ужа­сы про­шед­шей но­чи. Гос­подь вновь при­звал Ни­ки­ту к по­ка­я­нию. Ко­гда же­на ста­ла го­то­вить обед для уго­ще­ния го­стей, то вдруг уви­де­ла в ки­пя­щем кот­ле то всплы­вав­шую че­ло­ве­че­скую го­ло­ву, то ру­ку, то но­гу. В ужа­се по­зва­ла она му­жа, и Ни­ки­та уви­дел то же са­мое. Вне­зап­но в нем про­бу­ди­лась уснув­шая со­весть, и Ни­ки­та яс­но осо­знал, что сво­и­ми по­бо­ра­ми он по­сту­па­ет как убий­ца. «Увы мне, мно­го я со­гре­шил! Гос­по­ди, на­ставь ме­ня на путь Твой!» – с та­ки­ми сло­ва­ми вы­бе­жал он из до­ма.

В трех вер­стах от Пе­ре­я­с­лав­ля сто­ял мо­на­стырь во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты, ку­да и при­шел по­тря­сен­ный страш­ным ви­де­ни­ем Ни­ки­та. Со сле­за­ми он при­пал к но­гам игу­ме­на: «Спа­си по­ги­ба­ю­щую ду­шу». То­гда игу­мен ре­шил ис­пы­тать ис­крен­ность его по­ка­я­ния и дал пер­вое по­слу­ша­ние: три дня сто­ять при мо­на­стыр­ских во­ро­тах и ис­по­ве­до­вать всем про­хо­дя­щим гре­хи свои. С глу­бо­ким сми­ре­ни­ем Ни­ки­та при­нял пер­вое по­слу­ша­ние. Через три дня игу­мен вспом­нил о нем и по­слал од­но­го ино­ка по­смот­реть, что он де­ла­ет у мо­на­стыр­ских во­рот. Но инок не на­шел Ни­ки­ту на преж­нем ме­сте, а об­на­ру­жил его ле­жа­щим в бо­ло­те; он был по­крыт ко­ма­ра­ми и мош­ка­ми, те­ло его бы­ло в кро­ви. То­гда сам игу­мен с бра­ти­ей при­шел к доб­ро­воль­но­му стра­даль­цу и спро­сил: «Сын мой! что ты де­ла­ешь с со­бой?» «Отец! Спа­си по­ги­ба­ю­щую ду­шу», – от­ве­чал Ни­ки­та. Игу­мен одел Ни­ки­ту во вла­ся­ни­цу, сам ввел в мо­на­стырь и по­стриг в мо­на­ше­ство.

Всем серд­цем при­няв мо­на­ше­ские обе­ты, пре­по­доб­ный Ни­ки­та про­во­дил дни и но­чи в мо­лит­ве, пе­нии псал­мов и чте­нии жи­тий свя­тых по­движ­ни­ков. По бла­го­сло­ве­нию на­сто­я­те­ля он воз­ло­жил на се­бя тя­же­лые вери­ги и на ме­стах сво­их мо­на­ше­ских по­дви­гов ис­ко­пал два глу­бо­ких ко­лод­ца. Вско­ре пре­по­доб­ный уси­лил свой по­двиг – он вы­ко­пал глу­бо­кую круг­лую яму и там, воз­ло­жив на гла­ву ка­мен­ную шап­ку, стал, по­доб­но древним столп­ни­кам, на пла­мен­ную мо­лит­ву. Толь­ко го­лу­бое небо да ноч­ные звез­ды ви­дел он со дна сво­е­го стол­па-ко­лод­ца, да уз­кий под­зем­ный ход вел под цер­ков­ную сте­ну – по нему пре­по­доб­ный Ни­ки­та хо­дил в храм на бо­го­слу­же­ние.

Так, под­ви­за­ясь доб­рым по­дви­гом в оби­те­ли ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты, пре­по­доб­ный Ни­ки­та и сам за­вер­шил жизнь му­че­ни­че­ской кон­чи­ной. Од­на­жды но­чью род­ствен­ни­ки свя­то­го, при­хо­див­шие к нему для бла­го­сло­ве­ния, пре­льсти­лись его бле­стев­ши­ми ве­ри­га­ми и кре­ста­ми, при­няв их за се­реб­ря­ные, и ре­ши­ли овла­деть ими. В ночь на 24 мая 1186 го­да они разо­бра­ли по­кры­тие стол­па, уби­ли по­движ­ни­ка, сня­ли с него кре­сты и вери­ги, за­вер­ну­ли их в гру­бую хол­сти­ну и убе­жа­ли.

Пе­ред утрен­ним бо­го­слу­же­ни­ем по­но­марь, при­шед­ший за бла­го­сло­ве­ни­ем к свя­то­му Ни­ки­те, об­на­ру­жил разо­бран­ную кры­шу и со­об­щил об этом игу­ме­ну. Игу­мен с бра­ти­ей по­спе­шил к стол­пу пре­по­доб­но­го и уви­дел уби­то­го свя­то­го, от те­ла ко­то­ро­го ис­хо­ди­ло бла­го­уха­ние.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Меж­ду тем убий­цы, оста­но­вив­шись на бе­ре­гу ре­ки Вол­ги, ре­ши­ли по­де­лить до­бы­чу, но с удив­ле­ни­ем уви­де­ли, что это не се­реб­ро, а же­ле­зо, и бро­си­ли вери­ги в Вол­гу. Гос­подь про­сла­вил и эти ви­ди­мые зна­ки тай­ных по­дви­гов и тру­дов свя­то­го. В ту же ночь Си­ме­он, бла­го­че­сти­вый ста­рец Яро­слав­ско­го мо­на­сты­ря во имя свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, уви­дел над Вол­гой три яр­ких лу­ча све­та. Он со­об­щил об этом на­сто­я­те­лю мо­на­сты­ря и ста­рей­шине го­ро­да. Со­бор свя­щен­ни­ков и мно­го­чис­лен­ные го­ро­жане, со­шед­ши­е­ся к ре­ке, уви­де­ли три кре­ста и вери­ги «яко дре­во в во­дах волж­ских пла­ва­ю­щие». С бла­го­го­ве­ни­ем и мо­лит­ва­ми пе­ре­не­се­ны бы­ли вери­ги в оби­тель ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты и по­ло­же­ны на гроб пре­по­доб­но­го Ни­ки­ты. При этом про­изо­шли ис­це­ле­ния. Око­ло 1420–1425 гг. свя­ти­тель Фо­тий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, бла­го­сло­вил от­крыть мо­щи свя­то­го Ни­ки­ты. Игу­мен мо­на­сты­ря с бра­ти­ей со­вер­шил мо­ле­бен, за­тем от­кры­ли бе­ре­сту, ко­то­рой бы­ло обер­ну­то нетлен­ное те­ло, но вдруг мо­ги­ла за­кры­лась зем­лей, и мо­щи оста­лись под спу­дом. В 1511–1522 гг. был воз­двиг­нут при­дел во имя пре­по­доб­но­го Ни­ки­ты, а в XIX ве­ке про­то­и­е­рей А. Сви­ре­лин со­ста­вил ака­фист свя­то­му.

Никиты столпника молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here