Содержание
Как молиться за некрещеных живых и умерших?
Православная церковь призывает всех верующих христиан к постоянной молитве. Конечно же, чаще всего мы молимся за близких нам людей, родственников, друзей. Но бывают ситуации, когда человек, нуждающийся в молитвенной помощи, не был крещен в православной церкви. Какой тогда должна быть молитва за некрещенных живых и усопших?
Важность Таинства крещения для человека
Крещение является одним из семи Таинств церкви, и его без преувеличения можно назвать основополагающим. Духовная жизнь православного христианина невозможна, если он рано или поздно не принял церковное крещение. Почему же оно так важно для человека и что оно дает?
Прежде всего, крещение соделывает человека полноправным членом Церкви Христовой. Принимая Таинство, человек исповедует веру в распятого Иисуса Христа и показывает свое намерение по жизни следовать за Ним. Кроме того, в этом Таинстве с человека смывается печать первородного греха, которая присуща каждому из нас.
Сам обряд крещения водой восходит своими истоками еще к Евангельским временам. Так, Предтеча Господень Иоанн крестил народ в реке Иордан. Там же принял Таинство и Сам Господь Наш Иисус Христос во время своей земной жизни.
О других православных таинствах:
Таким образом можно сказать, что принимая данное Таинство, человек становится открытым к Божьей благодати и может смело идти за Христом в полноте церковной жизни.
Особенности молитвы за некрещенных живых людей
В случае если человек по каким-либо причинам не принимает Таинства крещения, он не может быть полноправным членом церкви. Выражается это, прежде всего, в возможности участвовать в Божественной Литургии.
Интересно! Некоторое время назад некрещенные люди не могли входить в храм дальше притвора, а также должны были покинуть Богослужение в определенной его части.
На сегодняшний день такое строгое ограничение снято, но все же некрещенный человек не может участвовать в богослужении как равный.
Главной особенностью молитвы за некрещенных людей является то, что их нельзя поминать на Божественной Литургии.
Священник в алтаре приносит бескровную жертву, символически обозначающую жертву Иисуса Христа. В это время из просфор вынимаются частички за каждое имя, поданное на поминовение. Эти частички далее отправляются в Чашу и становятся великой святыней — Телом Христовым.
Читайте о церковных правилах:
Если же человек сознательно избегает крещения, то Христова жертва за него становится бессмысленной. Именно поэтому для участия в Таинстве Причастия, да и вообще в полноте Литургии необходимо крестится в церкви.
Но что делать, если некрещенным оказывается близкий нам человек, судьба которого небезразлична? Поминать в храме его нельзя, но нет никаких препятствий для сугубой личной молитвы. Дома, перед домашним иконостасом, мы можем молиться о всех близких нам людях, даже если они не были крещены.
Молитва за некрещенных младенцев
Свои особенности имеет и молитва за деток, которые совсем недавно родились и их еще не успели окрестить. Существует традиция крестить детей после 40 дня с момента рождения, однако на самом деле малыш может быть окрещен сразу же, как только появится на свет Божий. Так, если у мамы были тяжелые роды и ребенку угрожает опасность — очень желательно как можно скорее малыша крестить. Во многие родильные дома и детские больницы можно беспрепятственно пригласить священника, а кое-где есть даже действующие храмы на территории лечебного заведения.
Если же семья принимает решение крестить малыша позже, то все время до совершения Таинства о ребенке молятся в тесной связи с матерью. Считается, что в это время у мамы и малыша один на двоих Ангел-Хранитель, и только лишь после Крещения у ребеночка появляется свой собственный.
О таких детках можно молится и в храме, но только в записочке указывается не отдельное имя малыша, а имя мамы с припиской «со чадом». К примеру, если маму зовут Мария, то записочку следует подавать так: «О здравии рабы Божьей Марии со чадом». После Крещения можно в записочку писать уже имя самого ребенка с припиской «младенец».
О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.
Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.
Молитва за некрещенных усопших
Любому православному христианину тяжело осознавать, что кто-то из близких людей умер, так и не став полноправным членом Церкви Христовой. Впадать в уныние не стоит, Промысел Божий есть и о таких людях. Но искренняя сердечная молитва поможет душе умершего человека, даже если тот не успел глубоко познать Бога.
Другие статьи о молитве за упокой:
Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя.
Важно! Как и в случае с еще живущими людьми, в храме на поминовение подавать записочки с именами некрещенных людей нельзя.
Причина та же — человек за свою жизнь по той или иной причине не успел войти в Церковь Божию. Тем важнее для такой души, чтобы был человек, который в своей личной домашней молитве поминал умершего. Ведь за крещенных людей на каждой литургии молится вся Церковь, а за некрещенных молятся только те, кто берет на себя это бремя в личном делании.
Какие именно молитвы читать за некрещенных умерших
В православном богослужении есть специальная служба — панихида — во время которой поминаются все от века почившие православные христиане. Подавать записочки можно только о тех, кто в свою жизнь успел прийти к Богу и Его Святой Церкви. Однако это не значит, что всех остальных нужно оставить без молитвенного поминовения.
Чаще всего за упокой душ некрещенных людей молятся мученику Уару. Есть специально составленный канон этому святому, который жил в ІІІ веке и всю свою жизнь вымаливал тех несчастных, которые остались вне покрова Церкви Христовой. И по сей день искреннее обращение к этому подвижнику приносит большое облегчение душам по смерти.
Воинством святых страстотерпец страждущие законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 4
Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша
Молитва
О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.
Отдельно за мертворожденных или некрещенных младенцев можно помолится молитвой митрополита Новгородского Григоиря или же иеромонаха Арсения Афонского. Если в семье случилась такая беда, и умер ребенок до принятия Таинства Крещения, то особая молитвенная поддержка нужна как его душе, так и родителям и семье. В молитве и уповании на Божий Промысел о каждом человеке будет легче пережить потерю и горе.
Помяни, Человеколюбче Господи, души oтшeдшиx раб Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченной Твоею благостию.
Следует помнить, что молитва — это всегда труд. А личная молитва без поддержки церкви — труд особый. Поэтому если мы беремся за вымаливание близких нам некрещенных людей — надо быть готовым к различным искушениям и препятствиям на этом пути. И только с Божьей помощью и смирением можно преодолеть этот путь.
Почему нельзя молиться за некрещенных?
Бабушка моего бывшего мужа тоже мне говорила, что за меня молиться не будет, так как я некрещенная (я вообще мусульманка). А вот когда я была на сессии при учебе на заочном отделении в институте, я жила на квартире у одной верующей православной бабульки. Я жила у нее месяц, будучи на 9-ом месяце беременности, после сессии приехала домой и через 3 дня родила. Когда приехала на следующую сессию уже с ребенком, она рассказала мне, что ходила в церковь, молилась за меня и ставила свечки. То-то и я, и весь медперсонал роддома удивлялись, как это я так быстро и легко родила такого крупного (4200 грамм) ребенка, ведь это были тем более первые роды. Так что, молиться нужно. Даже если недостаточно верит человек, если желать кому-то здоровья, все равно эти положительные мысли дойдут до того человека, кому они предназначены, и дойдут как нужно. Я спрашивала у той бабульки, а разве можно было за меня молиться, я ведь некрещенная? Она мне в ответ рассмеялась и говорит: «Какая разница, какая у тебя вера, все мы под одним небом ходим». Выходит, что не только можно, но и нужно.
Можно ли читать молитву по соглашению не крещеному
За кого вообще можно молиться по соглашению? Не грех ли молиться за некрещеных, за иноверцев? И не опасна ли такая молитва?
Ответ: давайте вспомним определение греха. Есть два определения (две школы) — западная и восточная. Западная определяет грех однозначно, как нарушение заповеди Бога. Нарушил закон — согрешил (юридический подход). Восточное восприятие греха — это рана, которую человек наносит своей душе, травма. Бог заранее озвучил, что может причинять для человека травму, и если человек Бога не послушался, человек как бы сам себя травмирует.
Заповедь Бога, раскрываемая через апостольские послания однозначна. Молитесь друг за друга. Это изложено в соборном послании Иакова, 5-16 «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного».
Сам Христос прямо сказал «где двое или трое согласятся просить о всяком деле, будет дано им, чего не попросят с верою». Ни в одном месте Евангелия, ни в одном месте апостольских посланий вы не найдете ни строчки, ни полстрочки даже с намеком, что молитва о другом человеке (о его спасении!) может быть в грех. А ведь молитва по соглашению как раз и реализует логику «двое или трое согласились просить. «
Как молиться — это уже другой вопрос. Вот представьте такую ситуацию. Все знают, что милосердие — это хорошо. Бывают люди, делающие милосердие делом своей жизни. Врач едет в Африку делать прививки детям. Хорошее дело? Ну конечно. Никто не скажет, что «врач поступает плохо». Другое дело, что врач должен быть готов к местным трудным условиям — анти-санитарии, дефициту чистой питьевой воды, жаркому климату.
Вот так и молитва по соглашению «Доброуст» — это как в Африку поехать. Хорошее дело? Однозначно. Но — надо вооружиться. Во первых, молиться только через хорошо организованные системы молитвы по соглашению, например «Доброуст» или акафисты в г. Болгар (почему — тема отдельного разговора — Почему безопаснее молиться через системы молитвы по соглашению? )
Сам молящийся по соглашению должен вести добродетельную жизнь православного христианина. Почему? Потому что молитва за других (проверено практикой) обостряет собственные страсти. Пьешь? Пить захочется сильнее. Блудишь? Блудить захочется чаще и изощреннее. Поэтому молящийся по соглашению должен часто причащаться и исповедоваться.
Враг объективно будет мешать. И делать двумя путями — угрожать (через прямые нападки типа полтергейста, страхований, ссор с другими людьми) и подогревать ваши страсти. Страсти реализуются в грех, грех отводит от Бога, от благодати. Меньше благодати — больше доступа врагу, меньше желания молиться.
Молится за некрещеных, за иноверцев — это доброе дело, это — «ехать в Африку». Просто подготовьтесь. Врага шапками не закидаешь.
Советуем ознакомиться молитва не крещеному с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Но, тем не менее, и некрещённый человек может молиться. Если сильная энергетика и правильно сформированная мыслеформа намерения – результат получите. Но вообще лучше воспользоваться услугами специально обученного мага-оператора в этой традиции (называется “священник” в терминологии христианства) – например, заказать сорокоусты в нескольких храмах, на ту задачу, которая Вам нужна. Отработка будет более качественной, результат будет “чище” и быстрее.
Бог отношения к церковным ритуалам и действиям не имеет.
P.S. обидеть канонических последователей христианских конфессий не хочу. Личное.
Скажите, пожалуйста, как Церковь относится к тому, что некрещенный человек присутствует на службе и осеняет себя крестным знамением? Как мне поступать, если я знаю, что рядом со мной стоит такой человек?
Надо радоваться и благодарить Бога, что Он привел его в храм. Таких людей в древней Церкви называли оглашенными. Оглашаемые разделялись на три степени. Первую степень составляли слушающие, т. е. заявившие о желании вступить в Церковь и получившие право входа в храм для слушания св. Писания и поучений. Оглашаемые второй степени, припадающие или преклоняющие колена, имели право присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных. Третью степень оглашенных составляли требующие, т. е. готовые принять таинство крещения. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения – о Пресвятой Троице, о Церкви и т. д. Перед святой Пасхой, желавшие принять крещение, вносили свои имена в список крещаемых.
Предполагаю, что могут и не допытываться (в православных храмах тоже совсем не во всех допрашивают, был крещен или не был, в нашем храме все записки складываются в общий ящик, за которым никого нет и допрашивать некому, так что теоретически можно точно так же подать кого угодно), но предполагается, что человек сам знает.
zaika (17 April 2013 – 17:04) писал:
у меня выборка помногим городам России и нигде Батюшки не разрешают в стенах храма молиться о некрещеных, о католика
х и тд, и неважно умершие они или нет. Более того, те кто молятся – грешат . Вот что говорят священники РПЦ.
Перечислите, пожалуйста, все храмы, в которых Вы у настоятелей об этом спрашивали и Вам ответили то, что Вы здесь говорите?
Mari!a (17 April 2013 – 17:09) писал:
Хараим (17 April 2013 – 17:02).
Цитата(blackinmind @ Tue, 12 December 2006, 12:02) [snapback]164838[/snapback]
Вопрос по п.1: т.е., если человек по неведению (или по умыслу) подаст записку о некрещенном на литургию или молебен, то священник все равно её прочтет, но силы это не будет иметь никакой. Так?
Отсюда следует, что Бог осознанно останется глух к упоминанию имени его создания при литургии. Так?
Нет. Грубый пример. В интернет могут выйти только те, кто к нему подключен. Остальные, открывают они IE 10 или 50 раз, все равно в инет выйти не смогут. И причина ведь не в том, что провайдер злой. Он (провайдер) наоборот рад каждому .
Цитата(tetra @ Tue, 12 December 2006, 12:23) [snapback]164847[/snapback]
. Так почему же тогда, скажем, в христианском храме нельзя помолиться за здравие мусульманина?
Можно, пожалуйста молитесь.
Отправлено: 2012.06.16 23:24:11. Заголовок: Можно ли некрещёному читать молитву Господню?
Можно ли некрещёному читать молитву Господню? Точнее, крещён во младенчестве в МП и не имею свидетелей правильности крещения.
Отправлено: 2012.06.16 23:26:14. Заголовок: Можно.
Спаси Христос: 1
Отправлено: 2012.06.17 15:21:50. Заголовок: Благодарю за ответ. ..
Благодарю за ответ.
Этот вопрос возник после прочтения книги Сысоева о приготовлении к крещению. Непонятно тогда, откуда.
Например у меня так получилось(аудиозапись псалмов так по папкам и разложил):
5. Обращение к Богу:
7. обращение Бога:
8. о делах Божиих:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Существует на личные средства и добровольные пожертвования.
По вопросам сотрудничества и рекламы пишите
И вопрос, выведенный в заглавие статьи и являющийся для многих из нас животрепещущим и острым (ведь мы родились и воспитывались в атеистическом советском государстве), напрямую касается любви.
И потому, конечно же, молиться можно о всех людях, включая еретиков, раскольников и некрещеных. Но только в домашней келейной молитве.
Примеры молитвы за некрещеных, раскольников и еретиков, мне кажется, подает нам сам Господь.
Вспомним также и некоторые жития святых. Например, преподобного Макария Египетского. Когда однажды с ним в пустыне заговорил череп языческого египетского жреца, который благодарил угодника Божия за то, что он молится о них, пребывающих в аду. Его молитва благодатью Божией облегчает их мучения. На этом примере мы видим действенность и благодатную помощь людям такой молитвы.
Вспомним определение Таинства Крещения… Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. То есть Крещение – это духовное рождение человека.
Кроме того, из чисто житейских соображений хочется сказать, что взрослый некрещеный человек в нашей православной стране не крестился либо по твердой атеистической, еретической, раскольнической или языческой убежденности, либо по особому леностному нерадению-небрежению о своей душе. Потому, конечно же, он сам по своей воле отлучил себя от Чаши Евхаристической и от общения в лоне Церкви Христовой.
Нет веры, нет и спасения. По крайней мере, пока для таких людей.
Можно попросить священника в храме совершить вышеупомянутую службу не для самоубийцы, но для утешения сродников. Ее нельзя путать с Чином православного погребения. Это скорее молебен о живых.
Если есть сведения (справка от врача) о психической болезни самоубийцы, то можно поехать к Правящему Архиерею вашей епархии и испросить у него благословения на заочное отпевание. Но даже и после него в храмах поминать самоубийцу нельзя.
Но в домашней молитве вы можете молиться о человеке, совершившем суицид. Только на это, как, впрочем, и на молитву о некрещеных, еретиках, язычниках, раскольниках, нужно взять благословение у духовника или у другого священника.
Поэтому, дорогие братья и сестры, будем внимательно исследовать Писания, каноны Церкви и с Божьей помощью наполнять сердца наши любовью ко всем людям и послушанием Матери Церкви, Глава Коей Христос. Таков путь единственный спасительный для нас.
13 октября 2016 г.
скрыть способы оплаты
скрыть способы оплаты
Рассылка выходит два раза в неделю:
- В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
- Новые книги издательства Сретенского монастыря.
- Специальная рассылка к большим праздникам.
Я думаю, если человек просто тихо прекратил участвовать в соборной молитве по соглашению, то — нет. Это скорее «упущенная возможность». Просто мы очень наивно думаем о жизни. Вот посмотрите на ленту пабликов молитвенной помощи. Того убили, этот в унынии и депрессии, у того онкология, у этой онкология, ребенок потерялся — найти не могут, ищут добровольцы и милиция.
Жизнь очень хрупка. И упущенный день не вернется больше никогда. Это день, когда ты мог, но не сделал добро. А кто знает, будет ли еще день? А вдруг именно того, упущенного добра в итоге и не хватит, чтобы преклонить Господа на милость?
Я всегда открыто говорю — читать записки с именами и вообще молиться за других трудно. Это сопровождается странными побочными эффектами вроде тяжести на душе или уныния. Поэтому желание увести себя «из под удара» — это естественная защитная реакция психики. Как, кстати, естественное желание спрятаться в окопе и не бежать вперед на врага с криками «ура», когда вокруг свистят пули. На войне солдат, реально в бою сходивший под себя — объективная реальность. Страшно.
В соборной молитве тоже бывает страшно. Просто надо уметь «с этим работать». Во первых, знать — «мое текущее состояние это не результат того, что у меня все плохо, это результат того, что я молюсь за других, это так и должно быть, это ноют трудовые мозоли». Во вторых, надо реально уметь себя отвлекать.
Ответ на вопрос: нет, бросать соборную молитву не греховно. Это упущенная возможность.
Греховно вот что. Иногда люди, бросающие молитву по соглашению, как бы чувствуют, что «делают что-то не то» (ну, как минимум, переживают). И чтобы защитить свою психику от распада «я плохой, я не справился, оказывается, я этого не могу» они начинают ругать саму идею молитвы по соглашению или конкретный проект подобной молитвы. Вот это уже греховно, потому что это прямой грех гордости — «как это, я не справился, а другие вон читают, молятся».
«Нет, я не читаю, не потому что я не могу или не справился, а потому что разобрался — система плохая, эта молитва не работает, мы занимаемся не тем». Это как раз уже ярко выдает духовную гордость и тщеславие. Ничего. Это лечится, это обычная, типичная болезнь тех, кто занимается каким-либо духовным деланием, духовной практикой.
Собственно, все мы должны стремиться к обычной, житейской трезвости. Некой форме твердого, земного ума. Мне тяжело? Мне хочется бросить? Почему так? Потому что «молитва работает». Это означает, что «целевое действие выполняется». Молитва в самом деле помогает, что-то происходит в духовном мире.
Но мы не фокусники. Мы чем-то жертвуем в этой молитве. Например, комфортом. Приходится нырять в глубокие придонные воды, где много ила, мало света и нет воздуха. Нам и должно быть тяжело. Устал? Ну не ругай систему молитвы по соглашению, а просто отдохни немного. И с новыми силами. Используй время, отпущенное Господом, для творения добрых дел.
И решения собственных проблем, кстати говоря.
Может ли молиться некрещеный? Имеет ли право?
Конечно может! И в Писании этому есть замечательный пример. Об этом повествует вся 10 глава деяний Святых Апостолов. Сотник Корнилий был даже не иудей, но как написано, через его молитвы и милостыни спасение пришло ко всей его семье. Весь его дом был крещён апостолом Павлом. На начальной стадии христианской жизни Богу не важно, крещён человек, или нет, какое у него прошлое и настоящее. Богу важен наш внутренний мир, наши желания и стремления. И если человек начал молиться, значит в его сердце появилась жажда по Богу. А опять таки в Писании, в Евангелии от Иоанна в стихах с 35 по 40 написано, что приходящего к Господу, Он не изгоняет вон.
Молитва — разговор человека с Богом! Никто не может запретить не крещенному человеку общаться с Богом! И крещенные и не крещенные в трудную минуту жизни с надеждой обращаются к Богу и получают помощь и это значит, что Бог слышит всех!
Не крещенный имеет право молится. На это запрета нет, как собственно и посещать церковь. Если к человеку приходит желание молится, значит это уже его первый, осознанный, шаг к крещению. Есть первая часть Литургии — «Литургия оглашенных» как раз и предполагает присутствие и назидание оглашенных, т.е. только готовящихся к Таинству Крещения.
Вот какой ответ на подобный вопрос дает иеромонах Иов (Гумеров):
-«Надо радоваться и благодарить Бога, что Он привел его в храм. Таких людей в древней Церкви называли оглашенными. Оглашаемые разделялись на три степени. Первую степень составляли слушающие, т. е. заявившие о желании вступить в Церковь и получившие право входа в храм для слушания св. Писания и поучений. Оглашаемые второй степени, припадающие или преклоняющие колена, имели право присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных. Третью степень оглашенных составляли требующие, т. е. готовые принять таинство крещения. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения – о Пресвятой Троице, о Церкви и т. д.»
Что можно некрещеному человеку
Некрещеный человек находится вне Церкви. Почему его не пускают туда? Ему не хватает чего-то, он словно и не полноценный? Или сам он не хочет зайти в храм, понять и разобраться? Еще сложнее ситуация, когда близкий умер некрещеным. Можно ли некрещеного отпеть, как молиться за него, ставить свечку, поминать, отпевать? И главное: почему Церковь, призванная всех любить, так немилосердна к некрещеным людям? На эти и другие вопросы отвечают опытные священники разных регионов России.
Можно ли ставить свечку за некрещеного человека?
священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Буквальный смысл свечи – это наш дар Богу. И это понятно, потому что цена свечей – условная копейка за пучок. И когда мы кладем за свечной ящик сколько-то рублей, то это именно наш дар Богу. Поэтому, думаю, неправильно говорить “свечка ЗА кого-то”. Вот милостыню за кого-то дать можно. И Святые Отцы об этом говорят при ответе на вопрос о том, как помочь некрещеному человеку. Они призывают подавать милостыню за него. Это такой способ замолить и свои грехи, преодолеть их – подавать милостыню.
Свеча – символ нашей молитвы. Церковь – не буддийский монастырь, в котором есть колесо, как мельница, барабан которого с текстом молитвы нужно повернуть, и таким образом как будто молитва совершена. У нас не так. Мы должны прочитать, увидеть эту молитву, произнести вслух по возможности, осознать его. И то же со свечкой: мы не можем ее ставить без молитвы. свеча – это не “повернуть круг”, она сама по себе ничего не значит. А молиться за некрещеных можно, своими словами и про себя. В такой ситуации, когда мы соединяем свечу с нашей молитвой, можно поставить ее и с молитвой о некрещеном.
Можно ли креститься некрещеному человеку?
(речь идет о крестном знамении)
иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва
Тем более если человек верит в Бога, стремится ко крещению, ему можно креститься, потому что он уже верит во Христа и хочет быть с Ним. В Церкви есть институт оглашенных – это люди, которые готовятся к принятию святого крещения. Если сейчас, в наше время, этот период достаточно короткий, то в древности он длился несколько лет.
Важно предупредить того, кто решился встать на путь подготовки ко крещению, чтобы он был последовательным и целеустремленным, постарался реализовать свое благое намерение, не откладывал. Дело в том, что темные силы не хотят отпускать человека от себя, могут неожиданно возникнут затруднения и препятствия, которые мы называем искушениями. Люди, далекие от Церкви, могут считать эти обстоятельства “знаками” и придавать им особое значение. Не стоит этого делать – важно быть решительным на пути ко Христу.
Можно ли некрещеному ходить в церковь?
протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших” при молодежном центре “Экклезиаст” г. Липецк
Можно ли некрещеному носить крест?
Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области
Некрещеному носить крест можно. Но зачем? Если для украшения, то нет в этом никакого смысла, только лишний повод для кощунства. Крест – это все-таки не украшение, а символ того, что мы христиане и следуем за распятым Христом.
Господь создал человека со свободной волей. Если человек чего-то хочет, то никто не может запретить ему это сделать. Он может что угодно делать, тем более носить крест. Вопрос – для чего, с какой целью.
Если человек не крещен, но собирается креститься, проходит так называемый обряд оглашения, подготовки, то конечно, ему не возбраняется носить крест. В древние времена этот период мог продолжаться от года и больше, сейчас это все условные сроки: чаще всего человек сначала крестится, а потом уже входит в храм. Но ему можно многое: и заходить в церковь, и молиться, помазываться маслом освященным. Некрещеный человек только не участвует в таинствах церковных. А если он проходит период оглашения, то Церковь за него молится: есть специальная ектинья об оглашенных.
Можно ли молиться за некрещеных живых?
Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва
Если человек хочет, чтобы за него молились и просит об этом, тогда можно это делать.
Можно ли поминать некрещеного?
священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Церковь устанавливает очень строгое правило участия человека в священнодействиях. Оно может быть только добровольным, потому что Господь, создавая человека, дал ему не только свой образ и подобие, может быть, внешнее, не только дар слова, не только способность любить или творить – все это свойства богоподобия человека. Не только бессмертие, которое человека утратил в результате грехопадения. Но Он даровал и то, что человек сохранил, и Господь никогда не будет нарушать. Бог дал человеку свободную волю. И настолько высоко поставил Свое творение, человека, так Он его любит и уважает дарованную ему волю, свободу, что даже после смерти мы эту волю нарушить не можем. И
если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем писать в Церкви записки на службах о его упокоении. Поминать общецерковной молитвой мы его не можем.
Но это не запрещает любящему человеку о своем умершем некрещеном родственнике или друге молиться. Молиться можно частным образом. И мне кажется, что не только можно, но и должно христианину молиться о своих умерших некрещеными сродниках.
Кроме того, церковное Предание сохранило память о замечательном святом, мученике Уаре, который почитается как молитвенник за усопших, умерших некрещеными. И в Церкви, по благословению священноначалия, совершаются молебны этому святому. Это не молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах этого молебна, посвященного мученику Уару, есть просьба о том, чтобы он был заступником перед Богом об умерших некрещёными.
Из жития святого, подробно изложенном святителем Димитрием Ростовским, известно, что мученик Уар жил в IV веке, был тайным христианином и славным воином. Он командовал когортой, большим воинским подразделением и несколько сотен человек было у него в подчинении. То были времена гонений на христиан, и Уар хотя и был верующим, но боялся открыто исповедовать свою веру. К христианам, которых наместник Египта осуждал на пытки за отказ поклонится богам, будущий мученик тайно приходил, подкупая стражу, чтобы омыть их раны, накормить и попросить святых молитв.
Однако это не означает возможность церковного поминовения некрещеных умерших, что противоречило бы церковным устоям и смыслу свободы человека. Обращаясь в молитве к мученику Уару, мы просим его ходатайствовать перед Богом за близких нам, умерших некрещеными. Почему церковное поминовение о некрещеных невозможно? Потому что мы не можем всей Церковью молиться о тех, кто при жизни не стал частью Церкви. Это было бы насилием над их волей и свободным выбором. Но важно и возможно личное поминовение — келейная, домашняя молитва о тех, кого мы любим.
Таким образом, есть два способа молиться о некрещеных усопших: самим молиться и просить мученика Уара быть заступником за этих людей. умерших некрещеными.
Можно ли молиться за некрещеного человека?
Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва
Конечно, можно и нужно молиться за человека, умершего некрещеным, потому что мы все – дети Божии. Если мы хотим как-то облегчить его участь, мы, конечно, можем просить об этом нашего Отца, который любит нас вне зависимости от того, приняли ли мы Его или не приняли в своей жизни.
Это может быть как домашняя молитва, так и молитва своими словами в Церкви.
Другое дело, что общецерковное поминовение некрещеного человека на литургии не совершается в силу того, что он не стал членом Христовой Церкви, членом Тела Христова. То есть подавать записки для поминовения на литургии за некрещеного человека нельзя.
Можно ли отпевать некрещеного человека?
священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Мы же не спрашиваем, можно ли кости крестить: пойти на кладбище и крестить всех подряд мы не станем. Если человек при своей жизни не принял веру, не принял Христа, зачем же его принуждать к этому, когда он уже не может этому воспрепятствовать физически? Это все равно что дождаться, пока некрещеный родственник окажется немощным, чтобы связать его руки и ноги и крестить насильно.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Понятно, что такая ситуация невозможна. Волю человека нарушать нельзя как при жизни, так и после смерти. Таково правило, установленное в Церкви: любой человек может участвовать в священнодействиях только добровольно. Господь даровал нам Свой образ и подобие, способность любить и творить, но и свободную волю, которую Сам никогда не будет нарушать. И если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем подавать записки о его упокоении.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.