Содержание
Молитвы утренние кришне
ПРАНАМА — утренняя молитва духовному учителю:
Перевод молитвы: «В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который очень дорог Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа.
О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, мы склоняемся перед тобой в глубоком почтении.. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, в которых широко распространился имперсонализм и философия пустоты» Эту молитву мы читаем сразу после пробуждения ото сна, не вставая с постели кланяемся в поклоне и когда открываем алтарь.
Молитву Господу Чайтанье читаете сразу после пранамы Шриле Прабхупаде:
Молитвы утренние кришне
«Информация на этом сайте выставлена в целях ознакомления, а так же для тех, у кого нет возможности купить или заказать аудио лекции»
Тексты утренней службы
Шри Шри Гурв-аштака — молитвы, прославляющие духовного учителя
«Тот, кто в брахма-мухурту со всем вниманием громко произносит эту прекрасную молитву, обращённую к духовному учителю, в момент смерти обретает чистое преданное служение Шри Кришне, повелителю Вриндаваны».
самсара-даванала-лидха-лока
транайа карунйа-гханагханатвам
праптасйа калйана-гунарнавасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Духовный учитель получает благословение из океана милости. Подобно тому, как облако, проливающее дождь, гасит лесной пожар, духовный учитель гасит пылающий огонь материального существования и спасает людей, охваченных этим пламенем. Такой учитель — океан благочестивых качеств, и я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам.
махапрабхох киртана-нритйа-гита
вадитра-мадйан-манасо расена
романча-кампашру-таранга-бхаджо
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Движение санкиртаны Господа Чайтаньи Махапрабху – источник непреходящей радости для духовного учителя, который порой повторяет святой имя, порой танцует, охваченный экстазом, а порой поет и играет на музыкальных инструментах. Его ум наслаждается нектаром чистой преданности, и волосы на его теле временами встают дыбом, по телу пробегает дрожь, а слезы ручьями льются из глаз. В глубоком почтении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя.
шри-виграхарадхана-нитйа-нана
шрингара-тан-мандира-марджанадау
йуктасйа бхактамш ча нийунджато пи
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Всегда занятый поклонением Шри Шри Радхе и Кришне в храме, духовный учитель вовлекает в него также своих учеников. Они облачают Божества в прекрасные одежды, надевают на Них украшения, моют Их храм и занимаются другими видами служения, поклоняясь таким образом Господу. В глубоком почтении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя.
чатур-видха-шри-бхагават-прасада
свадв-анна-триптан хари-бхакта-сангхан
критваива триптим бхаджатах садаива
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Духовный учитель предлагает Кришне чудесную пищу четырех видов. И когда духовный учитель видит, что преданные, вкусив бхагават-прасада, полностью удовлетворены, он испытывает радость. В глубоком почтении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя.
шри-радхика-мадхавайор апара
мадхурйа-лила-гуна-рупа-намнам
прати-кшанасвадхана-лолупасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Духовный учитель всегда жаждет слушать повествования о бесчисленных любовных играх Радхики и Мадхавы. Их имена и описания Их качеств и форм и всегда готов воспевать Их. Духовный учитель жаждет наслаждаться этим непрестанно, и потому я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя.
никунджа-йуно рати-кели-сиддхйаи
йа йалибхир йуктир апекшанийа
татрати-дакшйад ати-валлабхасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Духовный учитель очень дорог Господу Кришне, ибо он очень умело помогает гопи, которые, проявляя необыкновенное искусство, делают в рощах Вриндаваны различные приготовления, чтобы довести любовные игры Радхи и Кришны до совершенства. В глубочайшем смирении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя.
сакшад-дхаритвена самаста-шастраир
уктас татха бхавйата эва садбхих
кинту прабхор йах прийа эва тасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Духовному учителю следует оказывать то же почтение, что и Верховному Господу, ибо он- Его ближайший слуга. Так гласят все богооткровенные писания, и этому указанию следуют все авторитеты. Духовный учитель истинный представитель Кришны, и я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам.
йасйа прасадад бхагавад-прасадо
йасйапрасадан на гатих куто пи
дхйайан стувамс тасйа йашас три-сандхйам
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Благословение Кришны можно обрести лишь по милости духовного учителя. Без его милости любые попытки достичь совершенства обречены на провал. Поэтому я всегда должен помнить о своем духовном учителе и прославлять его. Не меньше трех раз в день я должен склоняться в глубоком почтении к лотосным стопам своего духовного учителя.
Шри Нарасимха Пранама, молитвы Господу Нарасимхе
намас те нарасимхайа
прахладахлада-дайине
хиранйакашипор вакшах
шила-танка-накхалайае
В глубоком почтении я склоняюсь перед Господом Нарасимхой, который доставляет радость Прахладе Махараджу, и чьи когти, подобно резцам, вонзаются в каменную грудь демона Хираньякашипу.
ито нрисимхах парато нрисимхо
йато йато йами тато нрисимхах
бахир нрисимхо хридайе нрисимхо
нрисимхам адим шаранам прападйе
Нрисимха и здесь, и там, куда бы я ни бросил взгляд. Господь Нрисимха везде: Он в сердце и вовне. Источник всего сущего и высшее прибежище, Господь Нрисимха, я предаюсь Тебе.
тава кара-камала-варе накхам адбхута-шрингам
далита-хиранйакашипу-тану-бхрингам
кешава дхрита-нарахари-рупа джайа джагадиша харе
О Кешава! О Повелитель вселенной! О Господь Хари, принявший образ полульва получеловека! Слава Тебе! С лёгкостью, какой человек может раздавить осу, прижав её ногтями, Ты Своими острыми когтями разорвал тело осоподобного демона Хираньякашипу.
Шри Туласи Пранама
вриндайаи туласи девйаи
прийайаи кешавасйа ча
кришна-бхакти-праде деви
сатйаватйаи намо намах
Вновь и вновь склоняюсь я перед Вриндой, Шримати Туласи деви, которая очень дорога Господу Кешаве. О богиня, ты, знающая высочайшую истину, даруешь всем преданное служение Господу Кришне.
Шри Туласи Киртан
намо намах Туласи кришна-прейаси
радха-кришна-Сева пабо эй абхиласи
О туласи, возлюбленная Кришны, желая обрести служение Шри Шри Радха-Кришне, я вновь и вновь склоняюсь пред тобой.
дже томара шарана лой тара ванча Пурна хой
Крипа кори коро таре бриндавана-баси
Ты исполняешь все желания того, кто избрал тебя своим прибежищем. Проливая на него свою милость, ты делаешь его жителем Вриндаваны.
мор эй абхилас билас кундже дио вас
найане херибо сада джугала-рупа-раши
Позволь же и мне поселиться в рощах Вриндавана-дхамы, и тогда я смогу постоянно созерцать прекрасные игры Радхи и Кришны.
эй ниведана дхаро сакхир анугата коро
сева-Адхикара дийе коро ниджа даси
Молю тебя: сделай меня последователем пастушек Враджа. Даруй мне привилегию преданно служить Господу и сделай меня твоей служанкой.
дина кришна-дасе кой эй джена мора хой
Шри-радха-Говинда-преме сада джена бхаси
Я, падший и недостойный слуга Кришны, молю даровать мне возможность вечно плавать в океане любви Шри Шри Радхи и Говинды.
Шри Туласи прадакшина Мантра
йани кани ча папани
Брахма-хатйадикани ча
тани тани пранашйанти
прадакшина паде паде
Обходя вокруг Шримати Туласи Деви, человек с каждым шагом избавляется от всех грехов, какие только возможны, даже от убийства брахмана.
Поклонение Шри Гуру
шри-гуру-чарана-падма, кевала-бхакати-садма,
бандо муи савадхана мате
джахара прасаде бхаи, э бхава торийа джаи,
кришна-прапти хой джаха ха те
Лотосные стопы духовного учителя – единственный путь обретения чистого и преданного служения. Я с благоговением и великим почтением склоняюсь к его лотосным стопам. Только по милости духовного учителя мы можем пересечь океан материального существования и обрести милость Кришны.
гуру-мукха-падма-вакйа, читтете корийа аикйа
ар на корихо мане аша
шри-гуру-чаране рати, эи се уттама-гати,
дже прасаде пуре сарва аша
Единственное, чего я хочу, — это чтобы наставления, исходящие с лотосных уст духовного учителя, очистили мое сознание. Привязанность к его лотосным стопам– это совершенство. По его милости исполняются все желания.
чакху-дан дило джеи, джанме джанме прабху сеи,
дивйа-джнан хрде прокашито
према-бхакти джаха хоите, авидйа винаша джате,
веде гай джахара чарито
Он вернул мне зрение и вложил в мое сердце трансцендентное знание, и по этому он мой господин из жизни в жизнь. Он источает экстатическую прему и рассеивает мрак невежества. Ведические писания воспевают его возвышенные качества.
шри-гуру каруна-синдху, адхама джанара бандху,
локанатх локера дживана
ха ха прабху коро дойа, дехо море пада-чхайа,
эбе джаша гхушук трибхувана
О духовный учитель, о океан милости и друг падших душ, ты наставник и господин преданных. О господин! Будь милостив ко мне и позволь мне укрыться под сенью твоих лотосных стоп. Пусть слава о тебе разнесется по всем трем мирам!
Пранама мантра Шриле Прабхупаде
Нама Ом Вишну-падайа кршна-прештхайа бху-тале
Шримате бхактиведанта свами ити намине
В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милостью А.Ч Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который очень дорог Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа.
Намас те сарасвати деве гаура Вани-прачарине
Нирвишеша шуннйавади-пашчатйа-деша-тарине
О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, мы склоняемся перед тобой в глубоком почтении. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньи и несешь освобождение странам Запада, в которых широко распространился имерсонализм и философия пустоты.
Панча-таттва — маха мантра
Джая шри Кришна Чайтанья прабху нитьянанда
Шри Адвайта-Гададхара- Шривасади Гоура бхакта вринда
Харе Кришна маха-мантра
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Источник жизни
Молитва «Харе Кришна».
«Человек никогда не выздоравливает, пока он не молится Мне и не принимает Меня».Кришна
С помощью веры и сильной молитвы человек может избавиться от грехов, совершенных в прошлом и может приблизиться к Г осподу.
Самая сильная молитва, пришедшая к нам прямо из духовного мира от Верховного Господа Кришны звучит так: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Хааре Рама, Рама Рама, Харе Харе. Если человек использует эту молитву, он может избавиться от всех грехов, совершенных в прошлом и может вернуться домой, к Верховному Господу Кришне.
Каждый человек, который действительно хочет подняться к Г осподу должен вставать каждое утро в определенное время и молиться Господу. Самой сильной молитвой, принятой Господом является молитва, произнесенная между 2 и 5 часами утра.
Вечером, перед сном, поклоняемся Господу у алтаря и просим Его разбудить нас в 2 часа утра, чтобы мы смогли воспевать имя Господа Кришны, просим позволения воспевать Его имя. После этого молимся, делаем 16 кругов на четках (один круг означает повторить 108 раз молитву «Харе Кришна»),
Перед молитвой и после каждых 2 кругов повторяем следующую молитву: «Господь, успокой, пожалуйста, мой разум, укрепи мою веру, освяти меня и прости. Пожалуйста, помоги мне думать только о Тебе».
После этого благодарим Господа за то, что Он нам позволил воспевать Его имя: «Благодарю Тебя, Кришна, за то, что помог мне воспевать Твое имя и освятил мой разум», потом просим у Господа энергию. Можно делать медленные движения руками, так мы заряжаемся энергией.
Мы должны дойти до того, чтобы не делать различий между днем и ночью, не должны считать себя уставшими после молитвы и гимнастики. После этого можем отдохнуть немного или можем идти на работу. Все что мы делаем утром является для нас обязательством от Господа Кришны, если мы хотим дойти до конца пути, т.е. до Господа.
Если мы встаем утром, воспеваем имя Господа, весь день чувствуем себя легкими и веселыми. Если человек хочет молиться Господу, по-настоящему хочет вернуться к Нему, он может молиться и дома, в каком-то уголке или в любом месте, главное, быть услышанным Кришной и таким образом Он поможет ему.
Не бойтесь и не обижайтесь на тех, которые смеются над вами за то, что вы идете по пути Господа. Они смеются не над вами, а над собой, потому что не знают, что происходит вокруг.
Кришна и Рама — настоящие имена Господа.
Кришна означает «всепривлекающий», Рама — «всерадующий», а Харе — это обращение к энергии преданного служения Господу. Таким образом, эта молитва означает: «О, всепривлекающий, о, всерадующий Господь, о, энергия Господа! Прошу, позволь мне преданно служить Тебе».
Эту молитву следует произносить так, как она звучит, если произносить ее в переводе, она теряет свою силу. Где бы мы ни находились, мы должны постоянно повторять эту молитву, громко или про себя.
Когда человек воспевает имя Господа, он может чувствовать разные ощущения. Он может зевать, отрыгивать, может чувствовать легкие приятные головокружения, чувство полета, иногда потеря сознания; человек может заснуть, смеяться или плакать, может без конца говорить, чихать; может потерять равновесие и др. Бывают приятные ощущения и неприятные. Иногда некоторые люди ощущают себя чуть ли не Господом. Такие люди очень далеки от Кришны. Настоящий преданный и подумать не смеет, что он может занять место Кришны.
Когда человек славит имя Господа на четках, он сжигает свои прошлые грехи и настоящие. Спустя некоторое время надо поменять четки на новые. Начинающий человек может делать себе четки из любого дерева, но настоящий преданный должен иметь четки из здоровых, прямых деревьев (например, орех). Не все люди доходят до Кришны, потому что все они разные. Все зависит от того, как протекала жизнь людей в прошлом, от их поступков, хороших или плохих.
В прошлом люди, монахи молились днем и ночью, чтобы дойти до Господа. Не Господь отворачивается от нас, а мы от Него, потому что не прославляем Его и не слушаем Его советы.
Люди, которые убивают животных в этой жизни, получают проклятия и в других жизнях будут наказаны Господом. В момент смерти в таких людях собирается все зло, совершенное на протяжении многих лет и в будущих жизнях они получат тела по своим заслугам. Больше всего такие люди мучаются на старости, когда избавляются от грехов, пройдя через боли и страдания. Тогда они спрашивают: «Господь, что же я сделал?», но будет уже поздно, потому что человек не осознает вовремя: что посеешь, то и пожнешь.
Чтобы не грешить в этой жизни, надо быть внимательным и терпеливым. Прежде чем начать работу, надо подумать о Кришне, попросить у Него позволения, потом приступить к работе.
Без помощи Господа невозможно выполнить любую работу. Когда нам что-то не удается сделать, никто в этом не виноват, кроме нас, потому что забыли о Кришне и вовремя не попросили у Него совета и помощи.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Настоящим преданным Кришны может стать каждый, надо только преданно служить Ему, по- настоящему служить. Человек не должен быть
жадным. Надо быть честным, все что делает — должен делать ради Кришны, с любовью. Такого человека Кришна одаривает и помогает ему.
В хорошо охраняемый сад злоумышленники не могут войти. Так и сильно верующий человек находится под защитой Господа.
Утренняя молитва.
«Спасибо Тебе, Кришна (Господь), что услышал мою просьбу перед сном и прошу Тебя, помоги мне сегодня быть под твоей защитой, так как Ты желаешь».Повторяем один раз молитву «Харе Кришна».
Молитва для сопровождения.
«Кришна (Господь), я знаю, что Ты постоянно рядом со мной и не смею Тебя просить сопровождать меня, но, пожалуйста, прости и сопроводи меня».
Повторяем один раз молитву «Харе Кришна».
Когда предлагает еду Кришне, настоящий преданный Господа Кришны повторяет следующие молитвы:
1. Когда берет тарелку с алтаря, чтобы предложить Господу еду:
«О, Кришна (Господь), прости меня, грешного. Пожалуйста, позволь мне поклониться у алтаря и предложить Тебе все, что Ты нам дал».
Повторяет один раз молитву «Харе Кришна».
2. Молитва перед предложением еды и даров, данных нам Верховным Господом:
«Благодарю Тебя, Кришна (Господь), что Ты позволил мне поклониться Тебе у алтаря и что доверяешь мне. Прости меня, грешного, и угощайся, пожалуйста, дарами, которые Ты нам дал, освяти их, чтобы мы смогли угостить других, чтобы они также получили Твой свет».
Повторяет один раз молитву «Харе Кришна».
3. Когда берет еду (дары) с алтаря (через 10- 15 мин.):
«О, Кришна (Господь), благодарю Тебя за то, что Ты послушал мою просьбу и освятил эту еду (дары)».
Повторяет один раз молитву «Харе Кришна».
Молитва, адресованная Верховному Господу перед сном.
«Кришна (Господь), прости меня, пожалуйста, ведь только Ты можешь меня простить. Прости меня, может я сегодня чем-то согрешил перед Тобой и не послушался Твоего слова. Прошу Тебя, помоги мне успокоиться, чтобы я смог отдохнуть этой ночью. Прости нас, грешных, за то что мы не осознаем, что Ты — отец наш и не слушаем Тебя. Я готов принять любое наказание от Тебя. Сделай меня, пожалуйста, таким как ты желаешь».Стандарты служб в МОСК
Стандарты служб в МОСК: Молитвы и порядок проведения служб
Основывая общество сознания Кришны, Шрила Прабхупада установил стандарты для проведения служб. Во время этих служб преданные возносят молитвы, которые ввёл Шрила Прабхупада. Хотя молитва основывается на чувствах преданного, всё же, на ступени садханы, следует идти по стопам ачарьев и возносить авторитетные молитвы. Согласно «Шримад-Бхагаватам», молитвы преданных — это результат милости Бога. Молиться, будучи обладателем чистой любви к Богу, не составляет труда, однако садхака не чувствует в себе такого побуждения постоянно. Поэтому молиться на ступени садханы необходимо словами ачарьев.
Заключения, которые приводятся ниже, основываются на высказываниях Шрилы Прабхупады, касающихся именно проведения киртанов.
«Когда мы предлагаем свои молитвы Кришне, это не обычные слова. Поэтому те, кто не являются освобождённой душой, не могут в действительности возносить молитвы. Мы вынуждены повторять молитвы, которые возносят освобождённые души, а не обычные люди. Поскольку он — ещё не уттама, он пока ещё не на трансцендентном уровне. Поэтому мы не позволяем исполнять какие-то другие песни, которые не пели освобождённые души, подобные Бхактивиноду Тхакуру или Нароттаму дасу Тхакуру».«Нужно петь песни, которые оставлены учителями, принадлежащими к авторитетной духовной традиции. Согласно «Бхагавад-гите», прославление Господа обладает духовной силой лишь в том случае, если человек следует по стопам духовных учителей прошлого, эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух . От неавторитетных песен или книг нет никакой пользы. Но если человек поёт песни или пересказывает повествования, оставленные предыдущими ачарьями (махаджано йена гатах са пантхах) , он получит огромное благо, и делать это совсем нетрудно».
Авторитетные песни — значит песни, которые пели или сочинили осознавшие себя ачарьи. Вайшнавский этикет содержит предписание, что неавторитетные песни или утверждения никогда не следует слушать. Приводится сравнение, что молоко, хоть это и очень питательный продукт, если его коснулся язык змеи, начинает действовать как яд. Преданные на уровне садхана-бхакти должны научиться через парампару тому, как петь в наиболее приятной для Кришны манере. Для преданных МОСК это, в частности, означает проведение киртанов в соответствии с указаниями Шрилы Прабхупады.
Мангала-арати
Утренний киртан должен включать в себя следующие молитвы:
- «Шри Шри Гурваштака»
Эта молитва написана Шрилой Вишванатхой Чакраварти Тхакуром, ачарьей нашей цепи ученической преемственности. Всем, кто воспевает эту молитву, он дарует благословения: «тот, кто со всем вниманием громко возносит во время брахма-мухурты эту прекрасную молитву, обращённую к духовному учителю, в момент смерти получит возможность непосредственно служить Кришне, Господу Вриндавана».
Прежде чем начать свой день, преданный должен молиться о милости гуру и прославлять его. Вся утренняя программа подобна настройке на сознание слуги в течение дня. И молитвы духовному учителю — это первые слова ученика утром, потому как именно по милости гуру мы получаем возможность заниматься преданным служением, и даже Самого Кришну.
- Пранама-мантра Шрилы Прабхупады
Поётся один раз после «Шри Шри Гурваштаки». Сам Шрила Прабхупада начинал петь Панча-таттва-мантру. Но он не возражал, когда киртан вёл его ученик и перед Панча-таттва-мантрой пел пранама-мантру Шрилы Прабхупады. Хотя он не вводил такого прави¬ла лично, всё же из любви к нему все члены МОСК поют его пранама-мантру в начале киртана.
- Панча-таттва Маха-мантра
Далее, не более трёх раз, мы молимся о милости Господу Чайтанье, Нитьянанде Прабху и Их спутникам о благословениях, воспевая Панча-татва-мантру. Об этой мантре уже было сказано выше, в шестой главе.
Киртан на утреннюю мелодию
По крайней мере, половину времени киртана нужно петь Харе Кришна маха-мантру. О том, как проводить киртан на утреннюю мелодию, также было описано выше, в седьмой главе.
Это отзвук любви. Когда киртан окончен, самый старший из присутствующих вайшнавов произносит Према-дхвани, название которого говорит о том, что сейчас будет прославляться то, что нам дороже всего. Поэтому все вайшнавы в поклоне восторженно вторят «Джая!». «Джая» переводится как «слава» или «победа».Также преданные добавляют прославление места, в котором происходит киртан или важное событие, прославляют дни явления и ухода ачарьев, а также праздники и экадаши.
- Молитва Нрисимхадеву
Эта молитва состоит из двух частей: Шри Нрисимха пранамы и стиха из «Даша-аватара-стотры» Джайадева Госвами. В последней строчке этого стиха «джайа джагадиша харе» поётся трижды. Шрила Прабхупада ввёл эти молитвы, когда начались препятствия в проповеди по миру. Именно это и делает Господь Нрисимхадев — Он устраняет препятствия на пути преданного служения в сердце садха-ки и в его внешней деятельности.
- Молитвы Туласи-деви
Эта служба проводится при закрытом алтаре. Шрила Прабхупада ввёл это правило на основании «Бхакти-расамрита-синдху», где говорится о том, что никого нельзя обходить перед Божеством.
Молитвы, обращённые к Туласи-деви, состоят из трёх частей:
«Шри Туласи-пранама» (вриндайаи туласи-девйаи...). Читается при поклоне.
«Шри Туласи-киртан» (намо намах туласи! кришна прейаси. ). Поётся во время арати.
«Шри Туласи прадакшина мантра» (йани кани ча папани. ). Поётся при обходе туласи по часовой стрелке. В ведической культуре преданные совершают деятельность по часовой стрелке, а асуры или демоничные люди — против часовой. Это касается многих аспектов жизнедеятельности.
Каково же значение поклонения Туласи-деви, которое ежедневно проходит в храмах и общинах Движения сознания Кришны?
Тот, кто предлагает ей благовония и светильник с гхи, обретает её благословения. Увидев Шримати Туласи-деви, человек избавляется от грехов; касаясь её, обретает освобождение; молясь ей, избавляется от всех болезней, а поливая её — от всех страхов. Туласи-деви благословляет всех, кто обращается к ней за чистым преданным служением. В духовной обители Кришны, Вринда-деви по утрам собирает всех преданных, участвующих в подготовке игр Кришны, и раздаёт служение на каждый день. Также, примерно в это время, ранним утром, мы просим у неё милости: «Пожалуйста, займи нас чистым преданным служением Шри Шри Радха-Кришне!». Если петь молитвы Туласи-деви осознанно, проникаясь смыслом этих слов, то можно обрести её безграничную милость.
В конце киртанов стало принято петь «Джайа Прабхупада», имена Божеств, которые есть в храме, и «Нитай-Гаура Харибол». Это было принятой практикой в период личного присутствия Шрилы Прабхупады, и он никогда не высказывал своё неодобрение по этому поводу.
Важно обратить внимание на правильное произношение санскритских и бенгальских стихов. Часто мы можем слышать ошибки во время пения молитв. Поэтому необходимо быть внимательным и петь осознанно. Тогда можно легко избежать всех ошибок.
Во время служб важно медитировать на значение этих стихов и держать в памяти перевод. Можно периодически петь с песенниками на службах и проверять себя, допускаются ли ошибки при пении молитв, и сохранилось ли в памяти значение этих текстов. Механичности в молитве нет места.
Приветствие Божеств
Во время приветствия Божеств в центрах МОСК проигрывается запись «говиндам ади-пурушам» в исполении Ямуны деви даси. В это время все преданные возносят свои молитвы, стоя перед Божествами со сложенными ладонями. Подробнее об этом объяснялось в седьмой главе.
Гуру-пуджа
Мы поклоняемся ачарье-основателю, Шриле Прабхупаде, как главному гуру-спасителю, патита-паване. Все последующие гуру являются его помощниками и слугами. Поэтому мы оказываем ему особые почести и выделяем особое место в нашей жизни. Мы должны хорошо понимать смысл этой молитвы и воспевать её в правильном умонастроении. Также необходимо придерживаться текста из песенника. В Бенгалии вайшнавы иногда добавляют какие-то словосочетания, поскольку это их родной язык. Это доходит до нас не всегда в первоначальном виде. В любом случае, мы следуем за автором этой молитвы.
В зависимости от местных стандартов, уровень поклонения Шриле Прабхупаде может отличаться, но основные элементы Гуру-пуджи остаются теми же с тех времён, когда он лично присутствовал на планете. Перед Гуру-пуджей Шриле Прабхупаде предлагают чаранамриту от Божеств и гирлянду (или павитру если нет цветов). После этого начинается арати и преданные, один за другим (вначале старшие), предлагают пушпу (лепестки цветов или цветы) Шриле Прабхупаде.
Предлагайте лепестки или цветы стопам Шрилы Прабхупады (по правилам Панчаратры цветы или пушпа предлагаются круговыми движениями три-семь раз). Их нужно класть рядом со стопами Шрилы Прабхупады. Если есть пада-питхи (отпечатки стоп), то можно класть на них.
После этого нужно предложить аштанга-пранам, сопровождаемый пранама-мантрой Шрилы Прабхупады. Кланяйтесь так, чтобы не закрывать другим вайшнавам проход к Шриле Прабхупаде.
Во Вриндаване прабху и матаджи предлагают пушпу одновременно, подходя с разных сторон. Это сздает атмосферу равенства в служении. В некоторых храмах матаджи предлагают пушпу уже после того, как прошла Гуру-пуджа. В этот момент начинается уже другая церемония и Шрила Прабхупада принимает участие также и в ней. Поэтому следует укладываться во время пения «Гуруванданы».
На больших фестивалях и в храмах на праздниках очень много людей, желающих предложить пушпу Шриле Прабхупаде, поэтому кланяются у мурти Шрилы Прабхупады только саннйаси и ученики Шрилы Прабхупады, а все остальные вайшнавы, выразив почтение, отходят и кланяются в любом удобном месте.
После Гуру-пуджи поётся пранама-мантра Шрилы Прабхупады, Панча-таттва мантра и далее Харе Кришна киртан.
Пробуждение
Господь Чайтанья попросил Санатану Госвами описать в своей книге, какие процедуры должен проводить преданный рано утром: «Утром преданному следует почистить зубы, принять омовение, вознести молитвы Господу и служить духовному учителю. Также как наносить на различные части тела урдхва-пундру (тилаку) и святые имена Господа или символы, такие как диск и булава. После этого тебе следует показать, как преданному надо украшать свое тело гопи-чанданой, надевать на шею бусы из туласи, собирать листья с туласи, стирать одежду, мыть алтарь и свою комнату, и, наконец, отправляться в храм и звонить в колокольчик для привлечения внимания Господа Кришны. (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 24.332-333)».
Цель этих процедур, или правил пробуждения (очищение языка и тела, завязывание шикхи, омовение, одевание и украшение тела) в том, чтобы свести на нет тамастическое влияние сна, который, хотя и необходим для поддержания здоровья, приносит физическое и ментальное осквернение, и настроиться на служение.
Время подъема
Господь Кришна на Своем примере показывает регулируемую деятельность, называемую абхигамана, рано утром: «Господь Кришна немедленно покидал постель при наступлении брахма-мухурты. После подъема Господь Кришна омывал Свой язык, руки и ноги и тотчас же садился медитировать на Себя. Однако это не означает, что мы тоже должны садиться и медитировать на себя. Нам следует медитировать на Кришну, Радха-Кришну. Такова правильная медитация. После медитации Господь регулярно принимал омовение чистой, освященной водой. Затем Он переодевался в свежую одежду, покрывал Себя накидкой и занимался Своей повседневной религиозной деятельностью. Первым делом Он совершал жертвоприношение священному огню, тихо повторяя мантру Гаятри. Господь Кришна, как идеальный домохозяин, безукоризненно выполнял все религиозные обязанности. Когда показывался рассвет, Господь Кришна приносил специальные молитвы богу Солнца (Кришна «Повседневная деятельность Господа Кришны»)».
Вставать рано утром и немедленно очищать тело и ум необходимо для здоровья и режима. После самовосстановления на протяжении 6 часов сна, человеческое тело само активизируется до наступления рассвета. Поэтому, как мы омываем грубое тело от нечистоты и остатков сна, так и путем памятования о Господе и воспевания Его славы, мы очищаем тонкое тело от навеянных сном нечистых мыслей – сексуальных желаний, страхов и привязанностей.
Шрила Прабхупада пишет: «Раннее утреннее время за полтора часа до рассвета называется брахма-мухурта. Рекомендуется в период брахма-мухурты заниматься духовной деятельностью, ибо в это время она приносит наибольшую пользу, чем в остальное время дня («Шримад-Бхагаватам», 3.20.46 комм)».
В Ведах объясняется, что только в этот короткий промежуток до рассвета преобладает саттва. Соответственно, если мы бодрствуем в это время, то пропитываемся благостью, чего не так просто достичь в течение бурного дня. Если человек бодрствует в это время, то он синхронизируется с ритмами солнца, что дарует ему прилив энергии и умиротворение ума. Поэтому Шрила Прабхупада воодушевляет: «Вставайте рано – все остальное приложится».
Во Вселенском банке есть три счета. С восходом солнца открывается счет раджаса. После захода – счет тамаса. И только 1 час 36 минут открыт счет саттвы. В итоге, на какой счет больше вкладывает преданный, такая гуна в его жизни и превалирует. Неудивительно, что любители поспать получают тело медведя.
Брахма-мухурта является лучшим временем для оказания почтения старшим и гуру, вознесения молитв, медитации на Кришну и воспевания святых имен. Более того, такая деятельность в это время избавляет нас от непроявленной кармы и дарует все блага. Соответственно, если преданный пренебрегает ранним подъемом, то получает обратный эффект. «Богиня процветания отворачивается от того, кто надевает грязную одежду, не чистит зубы, позволяет себе толстеть, грязно выражается и встает после восхода солнца, даже если им будет Сам Нарайана» (Чанакйа-нити). Что это означает? От такого человека отворачиваются благополучие, здоровье, красота и свежесть.
Кара-даршанам
Этот ритуал заключается в том, чтобы щелкнуть пальцами и посмотреть на руки. В руках находятся три Божества: Лакшми, Сарасвати и Говинда. Господь и две Его энергии (знания и процветания). Это помогает понять, что они действуют, а не я. Нужно дотронуться до шеи и до лица, груди и талии, вернув сознание в тело.
Шрила Прабхупада пишет: «В ранние утренние часы (известные как брахма-мухурта) следует вставать и немедленно воспевать Харе Кришна мантру или, по крайней мере, «Кришна, Кришна,Кришна». Так человек будет помнить о Кришне. Также хорошо пропеть несколько молитв, или шлок, стихов на санскрите. Воспевая, человек сразу становится благоприятным и свободным от загрязнения материальными качествами. Вообще следует воспевать и помнить Господа Кришну 24 часа в сутки или насколько это возможно» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья 24.331 комм).
В «Чайтанья-чаритамрите» приводиться история о том, как вставал Сарвабхаума Бхаттачарья: «Как только Сарвабхаума Бхаттачария поднимался с постели, он отчетливо воспевал «Кришна, Кришна». Господь Шри Чайтанья Махапрабху был очень доволен
слышать от него воспевание святого имени Кришны» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья 6.22).
После пробуждения и воспевания имени Господа необходимо принести поклоны своему духовному учителю. Нужно прочитать пранама-мантру гуру (для тех, кто еще не принял прибежище у духовного учителя, можно прочитать пранама-мантру Шрилы Прабхупады). Предлагая поклоны после пробуждения, мы сосредотачиваемся на предании своей жизни в руки духовного учителя и служению Кришне. И, посредством этой сосредоточенности, все негативные мысли освобождают ум. Духовному учителю доступно блаженство сознания Кришны, кришнанандая-дхимахи. Медитируя на него, мы сможем целый день находиться рядом с тем, кто пребывает в блаженстве и сами чувствовать его.
радха-саммукха-самсактим сакхи-санга-нивасиним
твам ахам сататам ванде мадхавашрая виграхам
«О Гурудев! Снова и снова я предлагаю тебе свои поклоны. Ты всегда рядом со Шримати Радхарани и очень предан Ей. Ты всегда находишься в обществе Ее близких подруг, гопи, и ты – обитель любовной преданности Шри Мадхаве».
Молитва Господу
пратах прабодхито вишно
хришикешена йат твайа
йад йат карайасишана
тат кароми тавагйайа
«О Вишну, О Ишана, О Хришикеша, Ты пробудил меня и теперь я готов исполнить любое Твое желание» («Вишну-дхармоттара», цитата из «Хари-бхакти-виласа» 3.91)
В «Шри Гарга-самхите» (8.10.7) мы находим указания о том что должен делат вайшнав ранним утром:
брахме мухурте коттхайа
рама-кришнети ча бруван
натва гурум бхувам чайва
тато бхмйам падам нйасет
«Следует встать в брахма-мухурту, воспевая святые имена Господа Кришны и Господа Баларамы. После этого следует поклониться своему гуру. Только тогда человек ступает на землю».
Прежде чем ступить на землю священные писания рекомендуют произнести молитву Земле, которая также является матерью для всех
людей.
Молитва матери Земле
самудра-васане деви
парвата-стана-мандите
вишну-патни намас тубхйам
пада-спаршам кшамасва ме
«О мать Земля, украшенная океанами и горами, я приношу свои смиренные поклоны тебе, как жене Господа Вишну. Пожалуйста, прости, что я ступаю по тебе».
Далее необходимо встать с места сна. Рекомендуется проветрить постель. Собрать ее и протереть полы в комнате. Шрила Прабхупада всегда протирал пол дважды. В начале с водой, а потом насухо. Также на постель следует побрызать воду. Во время сна образуется энергетический слепок тела человека, и если не разрушить его водой, то негативные сущности могут через него влиять на состояние человека в течение дня.
Стихи для утренней медитации на Господа
Следующие стихи в «Хари-бхакти-виласе» приводит Санатана Госвами для медитации в это время суток.
джайати джана-нивасо деваки-джанма-вадо
йаду-вара-паришат свайр дорбхир асйанн адхармам
стхира-чара-виджина-гхнах сусмита-шри-мукхена
враджа-пура-ванитанам вардхайан кама-девам
«Господь Шри Кришна известен как Джананиваса, высшее прибежище всех живых существ, к которому обращаются как к Девакинандане или Яшоданандане, сыну Деваки и Яшоды. Он – предводитель династии Яду, и Своими могучими руками Он устранят все зловещее и убивает всех нечестивцев. Просто благодаря Его присутствию все неблагоприятное уходит из жизни всех живых существ, как подвижных, так и недвижимых. Его счастливое улыбающееся лицо постоянно увеличивает любовные желания гопи Вриндавана. Да пребудет с Ним слава и счастье!» («Шримад-Бхагаватам», 10.90.48)
смите-сакала-калйана-
бхаджанам йатра джайате
пурушам там аджам нитйам
враджами шаранам харим
«Я принимаю прибежище у нерожденной, вечной Личности Бога, Шри Хари. Просто памятуя о Нем, человек обретает всевозможные благие качества» («Вишну Пурана», 5.17.17 (цитируется в «Бхакти-сандарбхе»))
видагдха гопала виласининам
самбхога чихнанкита сарва гатрам
павитрам амнайа гирам агамйам
брахма прападйе наванита чаурам
«Изучая Веды, не достичь озорного Господа Гопала. Он – Верховный Брахман и Он в высшей степени чист. Все Его тело покрыто отметинами от ногтей и зубов гопи Вриндавана. Я принимаю прибежище у Шри Кришны, воришки масла»
В такой медитации нет ограничений. Каждый может выбрать из священных писаний стихи, которые воодушевляют его на преданное служение, и читать их во время утренней медитации. Тогда каждый день мы будем начинать с памятования о Кришне. Вставая в брахма-мухурту и вознося молитвы Кришне, преданный синхронизирует себя с Ним и Его волей. В это время Кришна тоже просыпается в кунджах Вриндавана и начинает Свои божественные лилы.
«В окончании ночи, по распоряжению Вриндадеви, стая трансцендентных попугаев, самцов и самочек, будят Шри Радху и Кришну, декламируя поэзию. Хотя попугаи не могут вынести разрушения счастья и тесных объятий Радхи-Кришны даже на мгновение, им все же необходимо разбудить Их. Когда попугаи декламируют прекрасные стихи, Божественная Чета просыпаются, и, предупрежденные, что уже наступил конец ночи, быстро поднимаются со Своего цветочного ложа наслаждения. После этого приходят Лалита, Вишакха и другие близкие подруги Шримати Радхарани, каждая из своей кунджи. Их слова полны шуток и веселья. Доставляя огромную радость Божественной Чете, они наслаждаются этой трансцендентной игрой пробуждения. Но затем они слышат, как обезьяна Какхати произносит имя Джатилы, и пугаются. Переполненные страхом и тревогой, Радха и Кришна возвращаются по домам и ложатся на кровати, будто они были всю ночь в своих покоях».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Всех, кто практикует утреннюю медитацию, ожидает трансцендентный дар – памятование о Кришне в течение дня. Все эти правила и методы, которые были представлены в описании пробуждения, послужат тому, что постепенно преданный будет пропитываться саттвой, благостью, и в его сознании будет развиваться привязанность к духовному. Как говорится, как начнешь день, так его и проведешь. Сосредоточившись на Кришне утром, нам легче будет думать и помнить о Нем в течение всего дня.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.