Молитва жертвоприношения пост Богослужение это культ

Молитва жертвоприношения пост Богослужение это культ в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Элементы и структура религии

Под элементами религии следует понимать важнейшие взаимосвязанные, составляющие весь религиозный комплекс, части. Структура же религии подразумевает внутреннее иерархическое построение, аналогичное, как правило, государственной или иной светской организации.

В развитых религиозных системах выделяются следующие важнейшие элементы религии:

В основе религиозного сознания лежит вера в сверхъестественное. В целом она включает веру в сверхъестественные существа, связи между явлениями и процессами, сверхъестественные качества и свойства, приписываемые реальным природным объектам. Понятие «сверхъестественное», с точки зрения богословия и верующих людей, обозначает нечто, не подчиняющееся законам природы, общества и мышления, противостоящее земному, реальному и выпадающее из цепи причинно — следственных связей и зависимостей. Важнейшим признаком или критерием религиозного сознания является религиозная вера, которая включает в себя знания и, принятые в качестве истинных, религиозные идеи, представления, мифы, легенды и предания.

Религиозная вера рассматривается различным образом: по одной традиции — это неотъемлемое свойство человеческой души, по другой — дарованное богом человеку благодать — особая божественная сила, ниспосылаемая человеку, чтобы он мог преодолевать греховность и обрести спасение в загробном мире. Вера объявляется также высшим проявлением человеческого сознания, нравственной ценностью, более высокой, чем разум, формой познания.

Центральной идеей религии является идея бога. Религиозная вера включает также идеи: бессмертия души, предопределения судьбы человека богом; представления о сотворении мира и человека, величественные и вызывающие восхищение в воображении описания рая, страшные, вызывающие страх и отчаяние картины ада и многое другое, затрагивающее интересы и чаяния человека.

Следует также отметить, что религиозная вера предполагает особое эмоциональное отношение к сверхъестественному: верующий человек не только верит в его реальность, но и эмоционально переживает свое отношение к нему, что обусловлено верой в существование двусторонних отношений между человеком и сверхъестественным, и что оно может влиять на его жизнь, судьбу.

Религиозная деятельность, или религиозный культ, является одним из важнейших элементов религии и представляет собой практическую реализацию самой религии в повседневной жизни. В сущности своей культ — это совокупность символических, преимущественно, магических действий, с помощью которых верующие пытаются воздействовать на сверхъестественные и реальные объекты. Это: различные обряды, ритуалы, богослужение, молитвы, жертвоприношения, паломничество, посты и др. Культ включает в себя также материальные объекты и предметы: храмы, святилища, священные реликвии и др.

Основным смыслом и содержанием этих действий является стремление человека достичь желаемых ему результатов или предотвратить различные бедствия и невзгоды. В этом плане любые действия религиозного характера направлены к соответствующим данной религии сверхъестественным силам или высшим существам. Например, в шаманизме, шаман, якобы обладающий способностью общения с духами, с помощью экстатических танцев, пения, заклинаний, непонятных обычным людям звуков и слов, пытается оградить людей от их злонамеренных действий. В развитых религиях с представлениями о богах, управляющих судьбами мира и людей, возникает умилостивительный культ в виде молитв, направленных на то, чтобы задобрить богов, добиться их милости и помощи.

Религиозный культ, особенно коллективное его исполнение, способствует укреплению религии, сплочению общины верующих, тем более, что в культовой деятельности, например, в христианстве, широко используются богато украшенные храмы, причудливые, отделанные драгоценными камнями и металлами одеяния духовенства, музыка, пение, живопись и т.д., которые оказывают дополнительное религиозно — эстетическое воздействие на психологию верующих.

Религиозные отношения — это особые отношения людей, формирующиеся в процессе религиозной деятельности. Являясь сферой духовной деятельности, эти отношения определяются и реализуются в культовой, а также во вне культовой деятельности. Рассматривая их как взаимодействие субъекта и объекта, можно выделить два типа отношений: отношения между верующими индивидами и отношения между индивидами и сверхъестественным.

Внекультовые отношения, или деятельность между отдельными индивидами, группами людей или религиозными организациями, осуществляется в различных формах: в сфере материального производства, религиозно — художественном творчестве, в обмене информацией и т.д.

Отношение человека с объектом поклонения и почитания занимает важное место в религии. Оно вытекает не только из веры в реальное существование сверхъестественного, но и веры в возможность непосредственного общения с ним. Существует два основных вида такого общения: коллективное, которое выражается и осуществляется в различных коллективных обрядах богослужения, в церковных праздниках, массовых формах паломничества и т.д.

Индивидуальной формой общения является молитва, обращенная верующим непосредственно к богу. И хотя в реальности такое общение носит иллюзорный, односторонний характер, верующий человек уверен, что бог слышит его мольбы и просьбы о ниспослании блага и отвращении зла.

Религиозная организация — это объединение людей, возникающее на основе общности верований и обрядов и удовлетворяющее религиозные потребности верующих. В разные исторические эпохи религиозные организации, в зависимости от существующих религиозных представлений, степени их развитости, принимали и соответствующие формы. В первобытную эпоху примитивная религиозная организация совпадала и соответствовала родоплеменной структуре общества. В культе, который выражался в основном в жертвоприношениях духам природы, принимали участие все члены рода или племени.

С дальнейшим развитием общества, расширением производственной деятельности, социальной дифференциации, развитием и усложнением религиозных представлений и верований, появляется прослойка людей, возглавлявшая культовую деятельность: знахари, шаманы, колдуны, затем жречество. Постепенно за ними закреплялись эти функции, которые зачастую обретали наследственный характер.

Особое значение культ приобретает в монотеистических (единобожие) религиях, в которых усложняется организационная структура, расширяются функции служителей, усиливается борьба за чистоту вероучения, требования строгого соблюдения канонов и культовых действий.

С возникновением мировых религий возникают и соответствующие им церковные организации, с унифицированными, жестко фиксированными системами вероучения и культа, религиозная община делится на духовенство — профессиональных служителей культа, получивших специальную подготовку и рядовых верующих.

С течением времени, социальное расслоение общества, классовое господство, идеологические противоречия в самих религиозных системах и ряд других причин повлекли за собой многочисленные расколы в отдельных религиях, которые привели к возникновению противостоящих друг другу направлений, течений и сект — объединений верующих, противопоставлявших себя господствующей религиозной системе в целом. В современном мире сложилась такая ситуация, что ни одна традиционная религия не может назвать себя единой, цельной религией. В этой ситуации правомерно говорить о множественности религиозных организаций или объединений в системе одной, изначально базировавшейся на относительно цельной общности вероучения и культа религии, но со временем расколовшейся и размежевавшейся, но сохраняющей общее, исконное название.

Читайте так же:  Молитва на красоту сильная

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Религиозный культ: содержание и функции

Признание религиозного сознания в качестве ведущего элемента ре­лигиозного комплекса является доминирующей., но не единственной точкой зрения в религиоведении. Уже в 80-х годах XIX столетия анг­лийский антрополог Р. Маретт показал, что есть религии, которые не столько представляются (то есть связаны с определенным представ­лением), сколько «танцуются». Иначе говоря, в этих религиях верова­ния выражаются в ритуальных движениях, танцах. Дальнейшее изу­чение показало, что это относится не только к примитивным религи­ям, но также может в полной мере применено к развитым религиям. Отсюда последовал вывод, что наличие веры в любые объекты, в том числе и в священное, сверхъестественное и в возможность установ­ления с ними связи, взаимоотношения само по себе еще не является показателем наличия религии. Такая вера может присутствовать в мифологии, в искусстве и т. д. Эта вера приобретает религиозный ха­рактер, становится элементом религии в том случае, если она вклю­чается в систему религиозных действий и отношений, иначе говоря включается в религиозную культовую систему.

По мнению Маретта,основным элементом религии, придаю­щий ей своеобразие, то есть отличающим от других форм общест­венного сознания и социальных институтов, являетсякультовая си­стема. Следовательно, специфика религии проявляется не в особом характере верования, или в каком-то особом предмете, или объекте верования, а в том, что эти представления, понятия, образы включа­ются в культовую систему, приобретают в ней символический ха­рактер и в качестве таковых функционируют в социальном взаимо­действии.

Из этого следует, что между религиозным сознанием и религи­озными действиями существует органическая взаимосвязь.Религи­озный культ есть ничто иное, как социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Те или иные взгляды и представления, образующие мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает им духовно-практический характер.

Культовая система, прежде всего, представляет собой сово­купность определенных обрядов. Поэтому для уяснения особеннос­тей религиозного культа необходимо уяснить, что представляют собой обряды.Обряд — это совокупность стереотипных действий уста­навливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общ­ности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и пред­ставления. Обряд выполняет в обществе важные социальные функ­ции. Одной из главных социальных функций обряда являются аккумуляция и передача опыта как индивидами друг другу, так и от поколения к поколению. В обряде аккумулируется и приобретает на­глядность опыт социальной деятельности многих поколений, как бы концентрируется человеческая деятельность и общение. Но обряд не является единственной формой закрепления и передачи опыта. Су­ществуют и другие традиционные способы трансляции культуры:

непосредственное обучение, орудийный (предметный), языково-знаковый и т. д. В общей системе социального взаимодействия обряд фиксирует наиболее важные, узловые моменты в жизнедеятельнос­ти социальной группы. По всей видимости, обряд функционирует прежде всего там, где для обеспечения жизнедеятельности общины обычных способов передачи опыта, приобщения к коллективным обычаям и традициям недостаточно, где требуются особые средства взаимодействия и особые санкции. В связи с этим большую роль иг­рает эмоциональная сторона обрядового действия и его норматив­ный характер, связанный с вырабатываемым обществом регламен­том обрядового действия и общественной санкции.

В качестве важнейшего признака обряда исследователи этой социальной формы называют егосимволический характер. Разбе­ремся, что же представляет собой символ? В философской литерату­ре существует традиция рассматриватьсимвол как особую разно­видность знаков — «иконический знак», обладающий частичным сходством с обозначаемым предметом. Знак и символ имеют анало­гичную структуру, включающую в себя: 1) материальную форму, 2) замещаемый (обозначаемый) предмет, 3) значение или смысл. Ос­новное функциональное свойство этих социальных форм также ана­логично, Они предназначены репрезентировать (представлять во вне) отличное от их форм содержание. Вместе с тем у знака и символа имеются существенные различия.Знаки — это искусственные обра­зования. Их материальная форма в значительной степени произ­вольна и не влияет существенно на функционирование. Знак не вос­производит объект, а лишь его замещает. Напротив, форма символа обладает частичным сходством с обозначаемым предметом. Она игра­ет важную роль в раскрытии содержания, так как сама по себе ин­формирует о содержании, оказывает влияние на воспринимающего. И этот факт значительно меняет функциональное свойство символов.

Знаковые системы лишь обозначают предмет. Обозначение знаком носит внешний, формальный характер. Оно есть процесс внешнего выражения оформленного смысла. В символе же обозначение в значительной степени носит содержательный характер. Это образное обозначение, в известной мере воспроизводящее символи­зируемое содержание. Следовательно, на уровне символа происхо­дит качественно новый процесс, который уже нельзя характеризо­вать просто как обозначение, а следует назвать символизацией. Символизацию можно определить как способность сознания по­средством определенных чувственно воспринимаемых объектов об­разно репрезентировать (представлять во вне) другие объекты или явления действительности.

С этих позиций, по нашему мнению, иобряд можно рассматри­вать какразновидность символа. Цель и содержание обрядовых дей­ствий заключается не в самих этих действиях, не в их материально-вещественном выражении, а в том идеальном содержании, которое стоит за этими действиями. В обряде любое движение, жест, слово, все вещественные объекты наполнены определенными значениями, которые вне этой взаимосвязи, то есть за пределами знаково-символической ситуации перестают быть обрядовыми действиями. Поэтому смысл, значение и функцию обряда можно определить лишь в том случае, если будет расшифровано, переведено из знаково-символической в содержательную форму его значения, то есть выяв­лены образы, представления, идеи, которые он представляет.

Религиозный культ базируется на вере в наличие между че­ловеком и предметом его веры возможности установления опреде­ленных взаимоотношений. Приведенный нами пример очиститель­ного обряда является одной из разновидностей таких отношений. Но наиболее ярко эти отношения обнаруживаются вумилостивлительных действиях, начиная от примитивных форм жертвоприношения и кончая высоко духовными молитвами. Жертвоприношения появ­ляются на заре человеческого общества. Этнографы зафиксировали разнообразные формы жертвоприношений духам, богам. Время от времени их «кормили»: мазали кровью, окуривали чадом горящего мяса или жира и т. д. По мере развития и усложнения религиозных систем усложняется и система жертвоприношений. В религиях Древнего Востока жертвоприношения рассматривались как ядро религиозного культа. Насколько важное значение имели жертво­приношения в иудаизме можно убедиться, прочитав некоторые кни­ги Ветхого Завета Библии, в частности книгу «Левит».

Христианство отказывается от непосредственных жертво­приношений. В культовой системе христианства прежние жертво­приношения приобретают все более преобразованную, вторичную символическую форму. Характерным примером этого является ри­туал возжигания свечей и лампад перед иконами и другими священ­ными изображениями.

Читайте так же:  Молитва о личной жизни Ксении петербуржской

В недельном — «седьмичном» круге каждый день недели по­священ «особым воспоминаниям». Так, в воскресенье вспоминается воскресение Христа, в понедельник — ангелы божьи, во вторник — пророки, в среду — предательство Христа Иудой, в четверг — святи­тели христианства, в пятницу — распятие Христа на кресте, в суббо­ту — все святые христианской церкви и «умершие в надежде на жизнь вечную». На каждый из дней недели предназначены особые молитвы и песнопения. В субботу и воскресенье они носят торжест­венный характер, в среду и пятницу — печальные.

Круг суточного богослужения в православии включает в себя девять служб: вечерня, повечерня, полуношница, утренняя, а также четыре дневных: первого, третьего и шестого часа. Центральное бо­гослужение называется в православии литургия. Литургия совер­шается во все воскресенья и праздничные дни.

Американский психолог Дж. Леуба различал два типа молит­вы. Психологической основой первого типа является своеобразная «сделка с Богом», выпрашивание у него тех или иных благ, и соответ­ственно, обещание выполнить все божественные предписания. Це­лью молитвы второго типа является само «общение с Богом», сбли­жение и растворение верующего в Боге.

Молитвы бывают коллективные и индивидуальные. Со­вершение молитв происходит во время богослужений в храмах, мо­литвенных домах, на кладбищах и т. д. Они совершаются организо­ванно. В процессе этих молитв участники богослужения испытыва­ют воздействие друг на друга как психологическое, так и контроли­рующее. Участие в коллективной молитве может происходить по различным мотивам, в том числе и не по религиозным. Человек может присоединиться к такой молитве в процессе богослужения как говорится «за компанию», чтобы не показаться «белой вороной» или просто потому, что пришел в храм, в молитвенный дом, на какое-то торжественное мероприятие, типа освящения вновь построенного здания, сооружения. Индивидуальная, уединенная молитва, как правило, происходит только на основе религиозной мотивации. Поэтому многие социологи считают ее важным признаком подлин­ной религиозности.

Во время богослужения осуществляется чтение священных книг, хоровое песнопение, проповеди, коллективные молитвы, со­вершение обрядов, коленопреклонение, отбивание поклонов и т. д. Значительную роль в культовой системе играетэстетическая сторо­на. Как правило, культовые действия происходят в специально пост­роенных и оформленных культовых сооружениях. Архитектура храмов, их интерьер призваны мобилизовать религиозные чувства. Входя в культовое здание, человек попадает в особым образом орга­низованное социальное пространство, в котором его внимание кон-

центрируется на религиозных предметах, действиях, образах, сим­волах и т. д. Уже само здание храма, его освещение и внутреннее уб­ранство определенным образом воздействуют на человека, форми­руют у него религиозные чувства. Эти чувства усиливаются под воз­действием коллективных молитв, песнопений или органной музыки, церемониальных действий священнослужителей и поведения окру­жающих людей.

Как отмечают исследователи религии, в процессе богослуже­ний с помощью культовых действий в сознании верующих воспроиз­водятся религиозные образы, символы, мысли, возбуждаются соот­ветствующие эмоции. В результате происходит трансформация отрицательных эмоций в положительные: исчезает состояние по­давленности, беспокойства, неудовлетворенности, внутреннего дис­комфорта, и на смену им приходят чувства облегчения, удовлетво­рения, успокоенности, радости, прилива сил.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Христианские таинства, праздники, посты. Культ святых. Таинства.

Крещение — таинство, которое символизирует принятие человека в лоно христианской Церкви. Ритуал крещения состоит либо в погружении

новорождённых в купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме).

В протестантских церквях, как правило, крестят уже совершеннолетних.

Миропомазание — таинство, тесно связанное с крещением. Его целью является наделение человека божественной благодатью. Ритуал миропомазания состоит в смазывании лба, глаз, ушей и других частей лица и тела верующего ароматическим маслом — миром.

Причащение (евхаристия) — таинство, при котором верующих потчуют хлебом и вином, символизирующими «тело и кровь» Христа. «Причащение Христовых тайн» призвано духовно изменить человека.

Покаяние (исповедь) — раскрытие верующим своих грехов священнику (исповедывающийся должен искренне раскаиваться в этих грехах) и получение от него «отпущения грехов» именем Хрипа. При этом Церковь гарантирует тайну исповеди.

Священство — таинство, посредством которого совершается возведение в сан священнослужителя.

Брак – таинство, совершающееся при заключении церковного Замка. Благодать соединяет супругов по образу союза Христа с Церковью.

Елеосвящение (соборование) — таинство, совершаемое над больным и заключающееся в произнесении определённых молитв, которые сопровождаются помазанием освящённым елеем лба, щёк, губ, груди и рук. От человека требуется вера и покаяние. При этом условии ему отпускаются грехи.

Праздники и посты.

Благовещение Пресвятой Богородицы — праздник, связанный с христианским преданием о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии «благую весть» о грядущем рождении у Неё Божественного Младенца. Отмечается 25 марта (7 апреля).

Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник в память вступления трёхлетней Марии в Иерусалимский храм, куда Она была отдана родителями на воспитание. Отмечается 21 ноября (4 декабря).

Вознесение — праздник в честь вознесения Христа на небо. Празднуется на 40-й день после Пасхи.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — праздник в честь въезда Христа в Иерусалим. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой.

Крестовоздвижение — праздник посвящен событиям IV в., когда святая Елена нашла в Иерусалиме Крест Господень. Отмечается 14 (27) сентября.

Крещение Господне (Богоявление) — праздник в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. Отмечается 6 (19) января.

Обрезание Господне — отмечается 1(14) января.

Пасха — главный христианский праздник в честь воскресения распятого на кресте Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому стилю.

Покров Пресвятой Богородицы — праздник в память явления в X в. во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, которая распростёрла своё покрывало над христианами, тем самым благословив их на победный бой с сарацинами. Отмечается 1 (14) октября.

Преображение Господне — праздник в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою Божественную природу. Отмечается 6 (19) августа.

Рождество Иоанна Предтечи — отмечается 24 июня (7 июля).

Рождество Пресвятой Богородицы — праздник в честь рождения Девы Марии, матери Христа. Отмечается 8 (21) сентября.

Рождество Христово — один из главных христианских праздников, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря, православные церкви отмечают этот праздник 7 января (по григорианскому стилю).

Сретение Господне — праздник в честь встречи (сретения) пра-иедником Симеоном Мессии — ребёнка-Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2 (15) февраля.

Видео удалено.
Читайте так же:  Молитвы Матроне Московской чтобы забеременеть
Видео (кликните для воспроизведения).

Троица (русское название дня Пятидесятницы) — праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи.

Успение Богородицы — праздник в память кончины Девы Марии. Отмечается 15 (28) августа.

Основные христианские посты:

Весенний (Великий) — начинается с первого понедельника после Масленицы и продолжается вплоть до Пасхи.

Летний (Петров) — начинается в первый понедельник после Духового дня и оканчивается 29 июня (12 июля), в день святых апостолов Петра и Павла.

Осенний (Успенский) — 15 дней перед праздником Успения.

Зимний (Рождественский или Филиппов) — начинается с 15 (28) ноября и длится 40 дней перед Рождеством Христовым.

Культ святых.

КУЛЬТ СВЯТЫХ — молитвенное почитание лиц, наделенных Богом за свою веру способностью творить чудеса и выступать в качестве помощников. Приверженцы христианской церкви верят, что святые — это посредники между богом и людьми, небесные покровители живущих на земле, и обращаются к ним с просьбами о помощи в земных делах.

Из года в год церковный календарь пополнялся все новыми именами. В настоящее время в христианской церкви насчитывается около 190 тыс. святых.

Христианские церковники, создавая свой пантеон святых, пошли по наиболее простому пути. Прежде всего они обратились к античной мифологии. Многие герои древних мифов, получив новые имена, стали христианскими святыми. Церковь причисляла к лику святых языческих богов, которые были довольно ловко „обращены» в христианств

Когда сложилась церковная иерархия, в число святых стали попадать представители высшего духовенства. Причем для канонизации было вполне достаточно того, что новоявленный святой занимал высокое место на иерархической лестнице.

Церковь канонизировала светских правителей, которые поддерживали христианство, а последнее, в свою очередь, освящало их власть, окружало их божественным ореолом

Церковь выделяет среди них ангелов, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, праведных.

Ангелы — это, по религиозным представлениям, бесплотные, сверхъестественные существа, „небесные служители бога», наделенные божественной силой. Они разделены на три разряда, или на три так называемых лика.

Следующая категория святых в православии — так называемые пророки, лица, которые были якобы наделены богом даром пророчества и которым приписывается авторство ветхозаветных пророческих книг. Утверждение о пророческом даре удостоенных божьей благодати лиц — религиозный вымысел, с помощью которого церковь затемняет сознание доверчивых людей.

В особый разряд церковь выдвигает апостолов, учеников Христа, будто бы посланных им проповедовать евангелия.

Значительное место в христианском пантеоне святых заняли мученики, т. е. лица, якобы пострадавшие за веру, принявшие жестокие мучения, но не отступившие от христианства.

К святым относятся и так называемые святители, иерархи церкви, которые были канонизированы благодаря своему положению. За святителями в списке святых идут мученики, лица, пострадавшие за веру Христову.

Особое место в пантеоне святых занимают преподобные. К ним церковь относит верных последователей христианства, отказывавшихся от всех благ жизни, уходивших в монастыри, бежавших от „мира», от людей. С помощью аскетического отрешения от жизни они стремились заслужить божье внимание, быть отмеченными божьей благодатью. Среди святых большое количество представителей монашества. Так, из 166 святых, канонизированных в период от первого Макарьевского собора до октября 1917 г., 97 были основателями и настоятелями монастырей

Последней категорией лиц, которую церковь выделяет в пантеоне святых, являются праведные. По церковным представлениям, это люди, которые не спасались в монастырях, не уходили от „мира» в отшельничество, а продолжали жить в „миру». Однако своим праведным поведением, непоколебимой верой в бога они, по словам православных священнослужителей, заслужили спасение и особое к себе расположение господне.

50 Ислам, его происхождение. Мусульманская мораль….

Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек.

Основатель ислама Мухаммед — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульманКоран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играетСунна — сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда иШариат —свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:

§ произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;

§ совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);

§ соблюдение поста в месяц рамадан;

§ раздача милостыни бедным;

§ совершение паломничества в Мекку (хадж).

51 Коран

Коран — священная книга ислама. Согласно учению большинства суннитов и шиитов-двунадесятников, Коран является прямым, вечным и несотворённым словом Божьим. Коран был ниспослан Богом на Седьмое Небо, а затем ангел Джабраил передавал его по частям пророку Мухаммеду путём Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности. Коран является Аманатом для всех мусульман.

Слово «Коран» происходит от арабского кыраа («чтение вслух, наизусть»). Коран состоит из 114 сур (глав) и более 6200 аятов (стихов). Хронологически выделяют мекканские и мединские суры. В мекканских сурах основное внимание уделяется доктринам пророчества, эсхатологии, духовности, а также этическим проблемам. Важнейшим постулатом и лейтмотивом всего содержания Корана является доктрина Единобожия (таухид). В Откровениях мединского периода больше места отводится социальным, экономическим вопросам, проблемам права, семейным отношениям, повествуется о древних пророках и т. д. Коран был ниспослан не только арабам, но и остальному человечеству — «Мы направили тебя, Мухаммед, посланником только как милость к обитателям всех миров»

Читайте так же:  Молитва к Ксении Петербургской о любви

Мусульмане считают, что Коран содержит в себе новый Закон Бога, имеющий значительные отличия от предыдущих Законов, что Коран служит средством различения истины, содержащейся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок и добавлений.

Хадж (паломничество в Мекку)

Ка́аба — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной Мечети (Мекка). Это одно из основных мест, собирающее согласно кораническим предписаниям паломников во время хаджа. Кааба в переводе с арабского носит символическое имя аль-Бэйт аль-Харам, что означает «священный дом». Кааба служит киблой — ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы Впервые, по мусульманскому преданию, Кааба была построена пророком Адамом. Согласно Корану его основания, однако, заложил патриарх Авраам. В Коране говорится, что это первое сооружение возведенное людьми непосредственно для поклонения Аллаху.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8489 —

| 8078 — или читать все.

5.44.169.10 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Религиозный культ как «движущий» элемент религиозной практики

Одним из центральных видов религиозной практики является религиозный культ (от лат. cultus — уход, почитание) — совокупность практических действий и вспомогательных средств, посредством которых верующие сообщаются или пытаются сообщаться с миром сверхъестественного, установить с ним контакт, воздействовать на него.

Религиозный культ — неотъемлемый компонент любой религии. Важная задача религиозного культа — поддержка психики человека в его привычном состоянии, своевременном освобождении его от излишних невротических напряжений, повышение степени психологической адаптации человека к текущим социальным условиям. Психологи, анализируя механизм культа, пришли к выводу, что культ наиболее устойчивый и одновременно самый «движущий» элемент религиозной практики. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, эталоны, предписания, что и как нужно делать.

К культовой практике относятся все виды действий верующих, связанные с религиозными представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, мистерии, посты, молитвы и т. д. Но культ, это не только поведение, образ жизни верующего, но и материальные предметы, специально оборудованное помещение, святилища, храмы, священные реликвии, утварь, одеяние священно-служителей и т.д. С этими внешними действиями и материальными принадлежностями культа неразрывно связаны системы религиозных верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церковная организация). Все это приобретает в культе особый мистический смысл, вызывает особое психологическое состояние.

Внешней формой культа является ритуал — индивидуальные или совместные действия, преследующие религиозные цели. Религиозный ритуал (обряд) имеет двойной смысл: с одной стороны, он соотносит события и факты человеческой жизни с Богом как трансцендентной реальностью, имеющей решающее значение для человека; с другой — формирует и поддерживает социально-психологические структуры сознания на основе общепризнанных в данном сообществе религиозных ценностей.

Причем, культ порой их трудно отграничить от ритуала. Как правило, ритуалы группируются вокруг того или иного культа, являясь как бы религиозно-практическим его выражением [30, с. 317]. Через ритуалы люди говорят на языке символов, нагруженных чувственным опытом. Символический язык указывает на ту идеальную сторону реальности, о которой, не обращаясь к символам, говорить невозможно. Вера широких масс, в отличие от духовной элиты, использующей медитативные техники, в большей мере опирается на символы. При этом, любое ритуальное действие приобретает религиозный характер лишь постольку, поскольку оно оказывается связанным с определенными верованиями и представлениями. Например, в христианстве культ — это совокупность определенных церковными канонами и традицией ритуалов и обрядов, дающих, с точки зрения верующих, возможность непосредственного общения с богом и святыми. Центром христианского культа является храм, пышное убранство которого подчеркивает сакральность культа и культовой практики. Храм украшается живописными произведениями на религиозные темы, перед ними возжигаются лампады. В храме совершается центральное культовое действие — богослужение, а также различные таинства. Для христианского культа характерно почитание святых и реликвий.

Психология людей такова, что им очень трудно обходиться без внешних атрибутов. Ритуальные действия облегчают им переход от восприятия внешнего к внутреннему переживанию. Символы помогают понять природу мира, помещая негативный опыт в рамки общей картины мироздания, где он получает объяснение и за счет этого несет эмоциональное утешение. Так как, то что получило объяснение, всегда не так страшит и может даже помогать жить. В этом плане религиозные символы предлагают осмысленный контекст, в котором негативный опыт человека, благодаря помещению его в более грандиозную структуру мироздания, воспринимается иначе, может быть объяснен и оправдан. Таким путем система символов помогает выразить невыразимое, в какой-то мере обозначить в слове чувства, не укладывающиеся в принятые понятия и эмоции. Например, обряд крещения как ритуальное омовение наряду с телесно-духовной чистотой имеет в основе идею духовного рождения, ибо вода служит в мире символом начала всех вещей и материнского лона.

Кроме символов, существенная часть религиозных представлений коренится в традициях, созданных и поддерживаемых обществом. Эта часть влияния религии на личность осуществляется через общепринятое мировоззрение, социальные нормы и активизацию мистических чувств, с помощью ритуалов культа. Например, ритуал инициации — суровая проверка на социальную пригодность, осуществляемая для подготовки кандидата к взрослой жизни в качестве полноправного члена общины. Она делает человека полноценным членом общества, обязывая его соблюдать традиции, блюсти священные ценности и нормы [6, с. 357].

Таким образом, культ — это специфическое опредмечивание религиозного миропонимания как особого отражения мира, адаптации человека к нему; это социальная форма объективации религиозного сознания, воплощение религиозной веры в деятельности социальных образований, групп или отдельных индивидов. Различного рода представления, формирующие мировоззренческие конструкции, трансформируясь в культовую систему, приобретают характер вероучения, поэтому носят духовно-практический характер.

Читайте так же:  Молитва за здравие молитвослов

Культ проявляет себя через систему культовых практик. Культовая практика представляет собой набор определенных обрядов. Под обрядом понимается совокупность стереотипных действий, которые устанавливаются обычаем или традицией той или иной социальной общности и которые символизируют те или иные идеи, нормы, идеалы и представления.

Как показали результаты, те кто до этого разбирал фразы с «божественной» терминологией, его выдержка и самоконтроль заметно повышались. Он выпивал в два раза больше невкусного сока и с большей вероятностью соглашался подождать неделю, чтобы получить более крупное вознаграждение. При этом, большинство принимавших участие в исследовании были агностиками или атеистами, то есть явные религиозные чувства (или их отсутствие) тут роли не играли. Таким образом, рассуждают авторы, религиозная лексика оставляла след в подсознании и оттуда как-то повышала самоконтроль личности. Можно принять это за доказательство того, что божественный след есть в каждом из нас, независимо от убеждений, и время от времени он напоминает о себе.

Другое объяснение заключается в том, что в этот момент происходит напоминание о всевидящей силе, от которой не скроется ни один дурной поступок. То есть, независимо от того, верим ли мы в эту силу или нет, существует ли она на самом деле или нет, с понятием о всеведущем божестве мы сталкиваемся с самого детства. Мы совершаем много нехороших поступков, вредим другим и себе, но стоит только подумать о том, кто всё это видит, как мы начинаем действовать с оглядкой. И когда, например, приходит Великий пост, человек использует «божественную» силу, чтобы побороть собственные пищевые пороки и хотя бы на время сократить поток калорий в организм — и таким образом сделать свою жизнь более правильной. Таким образом, мысли о религии могут укрепить дух в борьбе с соблазнами и пороками.

Любопытную практику с позиции своего психологического содержания представляет такое религиозное действие, как исповедь. Психологическую потребность в исповеди для своей обрядовой стороны использует христианство. Здесь исповедь представляет особое таинство — важнейший обряд, посредством которого верующий может получить особую божественную благодать. Саму исповедь принимает священник, но он выступает лишь в качестве посредника между Богом и верующим. То есть, исповедь определяет нравственный критерий человека. Высказывание «наболевшего» помогает самому индивиду лучше понять свои проблемы. При их озвучивании уточняется природа и характер проблем посредством механизма вербализации мыслей и чувств. Если что-то вначале было не вполне ясно или представлялось смутным и неотчетливым, то в ходе исповеди оно проясняется, обретает более четкие черты, лучше осознается.

Неотъемлемым элементом и механизмом культовой практики, обладающим существенным психологическим значением, является молитва. Ее можно определить как переживание верующего, основанное на мысленном обращении к божественной сущности в состоянии обожания, благодарности и просьбы.

Молитва играет огромную роль в функционировании любой религии как системы, занимая важное место в жизни верующих. На сегодняшний день в религиозных практиках сложилась типология молитв: молитва смирения, молитва заступничества, молитва благодарения, молитва преклонения. В целом молитва может выполнять ряд психологических функций, которые играют значительную роль в жизни для верующего человека. Так молитва [28]:

  • — помогает осознанию потребности и реальности, раскаянию, даёт ощущение прощения;
  • — учит, что независимость — это самообман, пробуждает веру, надежду;
  • — приносит успокоение разуму, а следовательно, ведёт к уменьшению страха, тревоги и гнева;
  • — даёт перспективу решения проблем и помогает создать конкретный план действий;
  • — помогает выяснить цель, которой человек хочет себя посвятить, и концентрирует силы на её достижении;
  • — восстанавливает психическую энергию посредством контакта с Богом;
  • — вызывает сострадание к нуждам других людей и подвигает на альтруистические поступки;
  • — подтверждает наши ценности и готовит ко всему, что может случиться; объединяя людей через служение высшему началу.

Крайне важную роль в религиозном комплексе играет система культовых действий, которые в современных религиях соединены в сложную систему, включающую в себя богослужения, отправление особых обрядов — таинств, поклонение святым, иконам, соблюдение постов и т.д. В процессе богослужения с помощью культовых действий (обрядов, таинств, проповедей и т. д.) в сознании верующих в чувственно-конкретной форме воспроизводятся религиозные верования и идеи. Через участие в богослужении, в обрядах верующий возобновляет, усиливает и укрепляет свои верования. Следует отметить и тот факт, что у верующих участие в религиозных обрядах вызывает сильные эмоциональные переживания: вместо отрицательных эмоций (страх, беспокойство, тревога), с которыми они вошли в храм, где проходит богослужение, возникают положительные (подъем, радость или покой, умиротворение) [22, с. 318].

Таким образом, ритуальная и обрядовая сторона религий и религиозных практик имеет серьезное психологическое значение, на основе которых складываются определенные нормы, эталоны, т. е. предписания, что и как нужно делать. Религиозные практики являются одним из важнейших источников религиозного опыта. Наиболее устойчивый и одновременно самый «движущий» элемент религиозной практики — культ, формирование которого связано с социокультурными традициями, трудовой, бытовой жизнью людей, со смыслом жизни личности и предназначением человека.

Религиозный культ — это совокупность практических действий и вспомогательных средств, посредством которых верующие сообщаются или пытаются сообщаться с миром сверхъестественного, установить с ним контакт, воздействовать на него. При этом, к культовой практике относятся все виды действий верующих, связанные с их религиозными представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты, молитвы и т.д.

Содержание, смысл и символика религиозного культа определяются представлениями и идеями, заложенными в сакральном тексте, который читается или другими способами воспроизводится в культовом действе.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Результатом культовой деятельности является удовлетворение религиозных потребностей, укрепление веры, обновление религиозных чувств, ценностей, традиций, все то, что формирует ядро личности, влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с окружающим миром: на его мировоззрение, эстетическое, физическое, психическое и эмоциональное развитие; учит самоконтролю, самодисциплине, способности делать правильный нравственный выбор.

Молитва жертвоприношения пост Богослужение это культ
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here