Содержание
КЛЕВЕТА
Пишете, что… были возмущены духом против бесславных слухов, клевет на вас, но… наша христианская обязанность неотложно требует, по возможности… находящее претерпевать и этим Бессмертному нашему Создателю и Искупителю подражать, и это во блаженствах упоминается так: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, (и которые претерпят это, то) радуйтесь и веселитесь ибо велика ваша награда на небесах ( Мф. 5, 11–12 ) (прп. Лев, 20).
Мы не похвалимся какими-либо подвигами и трудами иноческими, то поне 140 терпением оглаголания 141 и лжи постараемся навершать недостатки наши и молиться за творящих нам напасть (прп. Макарий, 20).
Скорбишь и о том, что тебя клевещут напрасно. Вспомни, как клеветали Господа нашего Иисуса Христа, Царя славы! Кто ж мы? Он безгрешен, а мы хотя в том и невиновны, но в других случаях много повинны перед Богом, а за те-то невидимые грехи попускает Бог клевету ложную, чтобы ею очистить те грехи (прп. Макарий, 20).
Ты оклеветаема в том, в чем знаю, что ты невинна: то-то и хорошо, что невинна; люди клевещут, а Бог оправдает, а между тем надо веровать, что это попущено Божиим смотрением, чтобы терпением этого порицания ты очистилась от грехов другого рода, в неимении которых никто не похвалится, да скорби те восполнят недостаток подвигов твоих монастырских… Когда смиришься, то и успокоишься, и молись за оскорбляющих тебя, и во всех скорбях твоих старайся находить себя виновной, если не чем другим, то тем, что не понесла, не терпела и не исполнила заповедь любви к ближнему (прп. Макарий, 20).
Не смущайся, но полагайся на волю Божию, и ежели тебя поносят ложной клеветой, то особенно радуйся и принимай это врачеванием твоих душевных страстей, и как сама сознаешь, что это есть воздаяние за слова или дела, которыми оскорбляла твоих ближних, и за прочее преступление заповедей Божиих… Радуйся, что сподобляет тебя Господь благотворить столь причинившим тебе обиду, и не оскверняй исполнения этой заповеди злопомнением. Когда же видишь неотступность от тебя этого змия, повергай свою немощь перед Богом и проси Его помощи (прп. Макарий, 20).
Ты пишешь, что тяжко переносить клевету. Что хотят, то говорят, хорошо, что ты невинна. Пора тебе научиться: чистое к поганому не пристанет; случаи эти научают нас терпению и смирению через познание наших немощей, а ты старайся более быть приветливой с теми, кто тебе благодетельствует 142 , и быть благодушной и молиться за них (прп. Макарий, 20).
Что ты пишешь о некоторых лицах, которые сшивают на тебя ковы, то и сам ты согласишься с тем: они могут сделать только то, что угодно будет попустить Богу; и будь в этом утвержден, что и волос с головы нашей не пропадет без воли Его ( Лк. 21, 18 ). Если же и угодно Ему попустить тебе потерпеть какое-либо искушение и скорбь, то все это по благости Его и любви к тебе. Он или веру твою испытует, или ищет твоего терпения. Скорби бывают нам полезны, они нас невольно смиряют, а всегдашнее благоденствие возвышает; но когда Господь видит нашу немощь, то и щадит нас, и избавляет от искушений или, посылая скорби, скоро подает и утешение и через скорби научает нас опытности в жизни, дабы сохранялись впредь от вредящего нас. А за тех людей, которые стараются тебя очернить, молись Богу и от души прощай их, да и сам получишь от Бога прощение грехов твоих (прп. Макарий, 20).
Слабый молится, чтобы его не клеветали, а мужественный молится, чтобы Бог помог ему других не клеветать ни словесно, ни мысленно (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
Вот и вышли мы все монахи дельные: целую кучу клевет набрали, да наприбавляли, да других переклепали, а мним о себе, что мы угнетенные страдальцы, обиженные, оскорбленные, на самом же деле не меньше фарисея всех уничижаем донельзя, и уничижаем по одним догадкам и подозрениям, забывая слова Писания: Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы ( Авв. 2, 15 ).
В нас какая-то смесь: мнимся и Промысел Божий признавать, и других не перестаем обвинять, будто бы препятствующих и сопротивляющихся нашим предприятиям. Когда мы резко говорим о других, то это ничего, извиняем себя тем, что мы говорим просто, дружелюбно, от ревности к благу. Если же слышим, что другой сказал что-либо вопреки нас, тогда негодуем и возводим это до великих степеней клеветы, забывая проповедуемое Православной Церковью, что каждый от своих дел или прославится, или постыдится и каждый сам о себе воздаст слово Богу (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
Во время скорби читай 32 псалом, Господь и избавит тебя, и прежде всего будет умиротворять твой дух. Впрочем, если бы попущением Божиим и удалось противникам улучить свою волю, и тогда будет правильнее и благонадежнее по сказанному: Блаженны изгнанные за правду ( Мф. 5, 10 ). Но видно, что они и сами опасаются и не дерзают на это, а хотят угрозами тебя изгнать, чтобы сама ушла. Поэтому и не советую тебе, чтобы ты сама решилась исполнить волю и желание противников твоих, вернее предаваться во всем воле Божией, и силен Господь избавить нас, как древле избавил неповинную Сусанну от ее противников и клеветников (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
Верую, и ты веруй, что все, что не от нас, а от Бога, то зело добро. Ты не сама накликала клевету, а Бог попустил. И будет ти благо и отпущение грехов, которым мы все повинны… Знай и твердо веруй, что бесчестие есть монаха истинная честь и слава. Я радуюсь, что тебя винят, в чем ты неповинна, за то Господь избавит тебя от других опасностей. Когда я поступил в монастырь, моим родным сказали, что я спился с кругу: а я пил в год по два стакана пива в трапезе: на Рождество и Пасху. Мужайся, и да крепится сердце твое. Потерпи Господа и мужайся. Читай этот весь псалом: «Господь просвещение мое…» 143 каждый день по крайней мере по два раза и в туге 144 повторяй. А злоречие развеется как пыль (прп. Анатолий, 18).
Kлеветы много бояться нечего. Пусть клевещут, что хотят. Хорошо, что нечего в правду сказать. Не надо только обиды держать на обидящих. Этой келейнице прямо говори, чтобы она на других не врала матушке. А если не исправится, то надо сказать матушке как-нибудь сторонкой, чтобы она не слишком доверяла ей (прп. Иосиф, 19).
Опасайтесь женского пола. С ним надо быть чрезвычайно осторожным. Так сплетут, так сплетут. и смысла-то никакого нет. Недаром святой пророк Давид поет: Избавь меня от клеветы человеческой, и буду хранить заповеди Твои ( Пс. 118, 134 ). Значит, клевета препятствует даже совершению заповедей (прп. Варсонофий, 32).
Молитвы при клевете и несправедливых притеснениях
Молитва ко Господу
Ты, Го́споди, прине́с Себя́ в кре́стную же́ртву для моего́ спасе́ния. Могу́ ли и я отве́ргнуться тя́гостей несправедли́вых сужде́ний о мне люде́й? Соде́лай, Го́споди Иису́се, что́бы, помышля́я о тех поруга́ниях и злосло́виях, каки́я Ты за меня́ претерпе́л, научи́лось се́рдце мое́ терпе́нию, и не то́лько без раздраже́ния, но да́же с благодаре́нием, охо́тно переноси́ло оби́ды и осужде́ния други́х. Об одно́м умоля́ю Тебя́, Го́споди, не оста́вь враго́в мои́х навсегда́ в слепоте́ их, но озари́ наконе́ц и их луче́м благода́ти Твое́й. Ами́нь.
Псалом 3
Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми? Мно́зи востаю́т на мя, мно́зи глаго́лют души́ моей: несть спасе́ния ему в Бо́зе его. Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, слава моя и вознося́й главу́ мою. Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́. Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Господь засту́пит мя. Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя. Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зубы гре́шников сокруши́л еси. Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твоих благослове́ние Твое.
Перевод: Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего. Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге». Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое. *
Молитва против клеветы
Псалом 119
Мы внезапно покинули обширный континент сто восемнадцатого псалма и оказались на островах и островках песней восхождения. Длинные и развернутые молитвы хороши в особых случаях, но они никоим образом не должны умалять святой лаконичности, которая возвеличивает богоугодную жизнь день за днем. Тот, кто стал вдохновителем самого длинного псалма, был также и автором следующих за ним коротких сочинений.
Заглавие
«Песнь восхождения». Песен с таким заглавием всего пятнадцать, и они составляют маленькую псалтирь внутри Псалтири. Почему они объединены в отдельную группу и что означает их общее название, нам точно не известно. Предположений очень много, но они все – лишь догадки. Скорее всего, сам Давид собрал эти псалмы вместе, а в последующие века их использовали паломники на пути в храм Господень. Я не уверен в том, что эти песни всегда предназначались для исполнения в группах, поскольку многие из них написаны от первого лица единственного числа. Как известно, паломники путешествовали не только совместно, но и в одиночку, и для этих случаев у них, вполне вероятно, были заготовлены особые псалмы.
По мнению одного из библейских экзегетов, этот гимн был написан обыкновенным израильтянином, отправившимся на поклонение в Иерусалим. Пострадав от клеветы соседей, этот благочестивый человек с радостью покинул свой дом, чтобы в торжественной атмосфере священных празднований отдохнуть от досужих сплетен. Может быть, этот автор и прав, однако мне кажется, что благочестивые люди не настолько безрассудны, чтобы, оставляя свои дома без присмотра на несколько дней, во всеуслышание жаловаться на дурное поведение своих соседей. Намеренно раздражать тех, с кем мы живем бок о бок, распевая песни об их злодействах, было бы верхом безумия, если, конечно, нам не все равно, что будет с нашим имуществом, и если, вернувшись домой, мы не желаем оказаться среди врагов.
Почему данная ода стоит первой среди песен восхождения, сказать сложно, и я не рискну строить собственные догадки. Любому смелому предположению я предпочту заглавие, данное переводчиками Псалтири: «Жалоба Давида на Дойка Идумеянина». И если речь в псалме идет именно об этом, то понятно, почему Давид сочинил его в доме Аведдара, где находился ковчег Господень. Давид пришел сюда для того, чтобы перенести ковчег в Иерусалим, однако мысли его перекинулись на Дойка, и он излил перед Господом свои сетования. Псалмопевец вспоминал о том, как жестоко он был оклеветан, и, думая о ложных обвинениях своих преследователей, испытывал чувство горечи. Он воззвал к великому Судье неба и земли, зная, что Тот никогда не позволит клевете восторжествовать.
Истолкование
1 К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня. 2 Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого. 3 Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый? 4 Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми. 5 Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских. 6 Долго жила душа моя с ненавидящими мир. 7 Я мирен: но только заговорю, они – к войне.
1. «В скорби моей». Клевета ранит нас в самое сердце. Те, кого кольнул чей?то острый язык, знают, что он острее меча. Несправедливые обвинения вызывают в нас негодование, однако мы часто чувствуем себя неспособными бороться с этим злом. Удар меча мы еще могли бы отразить, но против лживого языка мы бессильны. Мы не знаем, с кого началась ложь, откуда она явилась, куда исчезла, как проследить ее путь и как противостоять ее разрушительной силе. Клевета ошеломляет нас, и мы не знаем, что с ней делать. Она подобна нашествию мух в Египте: сбивает с толку и приводит в смущение. Злословие ранит нас до глубины души, задевает за живое и оставляет в сердце яд, который потом трудно удалить. «Клевета – это самое омерзительное порождение греха»; проникая в сердце, она доставляет нам нестерпимую боль и страдания. Но даже во время таких страданий мы должны без колебания обращаться к Богу, ибо лучший способ исцелиться от ран, нанесенных клеветой, – это молчать перед людьми и молиться Богу.
«К Господу воззвал я». Псалмопевец поступил мудро. Рассказывать друзьям о клевете бесполезно: чем больше об этом говоришь, тем больший круг людей начинает тебя обсуждать. Взывать к совести клеветников бессмысленно: они бессовестны, и любые наши мольбы о справедливости только усилят их злобу и станут поводом к новой клевете. Умолять жестокосердных клеветников – это все равно, что умолять гиен и волков. Взывание к Богу – это свидетельство нашей силы, а взывание к человеку – признак нашей слабости. К кому еще должны взывать дети, как не к своему отцу? Если злоречие врагов побуждает нас вставать на колени и взывать к Богу, то оно – великое благословение.
«И Он услышал меня». Воистину Господь слышит нас. Он Бог живой, и обращаться к Нему с молитвой разумно и полезно. Псалмопевец сохранил в памяти этот случай ответа на молитву, и теперь он рассказывает о нем, чтобы прославить Бога и укрепить братьев. «Праведные взывают, и Господь слышит их». Господь не глух к нашим мольбам, Он слушает нас внимательно и ловит каждый стон, вырывающийся из наших сердец. Все дети Божьи единодушно восклицают: «Он услышал меня!» Как радостно, что Господь знает наши сердца и никогда не верит клевете наших врагов. Он никогда не склоняет ухо к произнесенной против нас лжи, но всегда прислушивается к произнесенным нами молитвам о защите от лжи.
Если песни восхождения пелись израильтянами во время перенесения ковчега на гору Сион, а впоследствии – паломниками, восходившими в Иерусалим на ежегодные праздники, а также по возвращении израильтян из вавилонского плена, то нам не составит особого труда выявить причину, по которой данный псалом стал первой песнью восхождения. Разве Давид не встретил Дойка Идумеянина в то время, когда будущий царь встретился со священником Авиафаром? И разве не предал его Доик Саулу? Это событие оставило в памяти Давида неизгладимый след, и, прежде чем вознести ковчег Божий на гору Сион, он излил перед Господом сердце свое, сетуя о злодеяниях «пса Дойка» (в англ. языке присутствует игра слов «dog of a Doeg». – Примеч. ред.), как остроумно назвал его Трэпп. Некоторые поэты и проповедники намеренно начинают свои сочинения с сетований, чтобы потом постепенно перейти к более радостным темам. Следующий псалом звучит уже намного веселее. Выслушивая злобные речи врагов, мы можем утешаться тем, что не одиноки в своей печали: Давид прошел по этой скорбной дороге до нас.
2. «Избавь душу мою от уст лживых». Чтобы защитить человека от этого смертельного оружия, требуется божественная сила. Уста, как известно, мягки, но ложь их смертоносна, как заточенная бритва; она лишает жизни всякого, кого касается ее лезвие. Тот, кто клевещет на добрых людей, подобен зверю, чья пасть обагрена кровью невинной жертвы; из праведных уст не должно исходить ни слова клеветы. «Избавь душу мою»: лживые уста подвергают душу человека, то есть саму его жизнь, опасности. Яд кобры не опаснее яда злословия, демоны ада не безжалостней гнусной лжи. Для некоторых ложь – это просто забава. Уста таких людей стоило бы запечатать раскаленным железом. Однако последователи Иисуса Христа никогда не воздают злом за зло. Поистине, немое поколение гораздо лучше лживого! Дар речи становится проклятием, когда он превращается в оружие, разящее человека предательски, со спины. От клеветы нас может спасти лишь Господь. Только Он обуздает злые языки и восстановит наше доброе имя.
«От языка лукавого». Коварный язык гораздо хуже неприкрытой лжи. Льстецы и притворщики, таящие в сердце вражду, поистине отвратительны. Они – порождения лукавого, их действия – плод дьявольской злобы. Лучше встретиться с дикими зверями и змеями, чем с коварными злодеями: эти чудовища вышли из адской бездны и вернутся в нее в день отмщения. Лжецы и нечестивцы должны одуматься, видя, как все честные люди молятся против них и даже дурные люди страшатся их коварства. Что же касается верующих, то для них злословия врагов – еще один повод для молитвы. Прошение «избавь нас от лукавого» особенно уместно, когда человек испытывает подобную скорбь. Всемилостивейший Боже, избавь нас от клеветников, доносчиков, анонимщиков, пасквилянтов и прочих лжецов!
4. «Изощренные стрелы сильного». Суд будет скорым, неизбежным и суровым. Слова клеветников подобны стрелам, таким же будет и их наказание. Господь позаботится о том, чтобы их наказание было словно острая стрела, которая летит, со всей силой пущенная сильным человеком из стального лука. Чтобы покарать этот тяжкий грех, одного наказания недостаточно. Клеветник должен испытать такие же мучения, как человек, сгорающий на дроковых углях, которые вспыхивают быстро, жгут беспощадно и тлеют долго. Он должен почувствовать, как вонзаются острые стрелы и опаляют языки пламени. Ужасный приговор! Все лжецы окажутся в огненном озере, горящем серой. Червь их не умирает, и огонь их не угасает. Дроковые угли сохраняют жар в течение долгого времени, а огонь в геенне горит вечно, и лживым языкам не стоит обманывать себя надеждой избежать огня, который они сами же и разожгли. Насколько же велико это преступление, если Всемогущий уготовил за него столь ужасное наказание! Будем же ненавидеть ложь всем сердцем своим. Лучше стать жертвой клеветы, чем ее источником. В отличие от стрел Господа, стрелы лжи не попадут в цель: угли зла остынут, а огонь правосудия – нет. Бегите клеветы так же, как вы бежите преисподней.
5. «Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских». Праведных людей ужасают слова нечестивцев. Нашему поэту стало не по себе среди лжецов–соседей, ему показалось, что он живет среди дикарей и людоедов. Окружавшие его предатели напоминали ему вероотступников, предавших свою религию. Он восклицает: «Горе мне!» Их грех ужасает его, их враждебность угнетает его. Он утешался мыслью, что живет в Мосохе лишь временно. Но года шли, время тянулось медленно, и он боялся, что ему придется остаться жить в Кидаре навсегда. Кочующие племена в тех местах постоянно воевали между собой и поэтому были всегда вооружены до зубов. Он сравнивает с ними нападавших на него вероломных соседей. Порочащие праведных хуже каннибалов, так как дикари едят людей только после их смерти, а клеветники съедают заживо.
6. «Долго жила душа моя с ненавидящими мир». Долго, слишком долго был он в изгнании среди этих варваров. Блаженны миротворцы и прокляты ненавидящие мир, оставаться на ночь с последними в одном жилище опасно, а жить с ними ужасно. Этот стих может относиться к кому?то из недругов псалмопевца, присутствие которого он больше не может выносить. Возможно, наш певец не сразу понял сущность этого человека, вероятно, искусного обманщика. А когда понял, уже не мог избежать его общества и был вынужден жить с ним. Нам вспоминаются Доик, Саул, Ахитофел и сыновья Саруины. Последние не были врагами Давиду, но, будучи неистовыми воинами, они зачастую досаждали Давиду. Какой контраст для Божьего человека между спокойствием пасущихся овец и вихрем сражения! Как он, должно быть, желал сменить свой скипетр на посох пастуха! Ему казалось, что время, которое он прожил с этими вздорными людьми, тянулось слишком долго. И терпел он лишь потому, что, как сказано в молитве, был вынужден жить там.
7. «Я мирен». Точнее: «Я есть мир». Я жажду мира, я спокоен, кроток, я – воплощение мира. Но только заговорю, они – к войне. Какие бы добрые слова я ни говорил, они, похоже, лишь подталкивают их схватиться за мечи. Им невозможно угодить: если я молчу, они считают меня замкнутым и угрюмым, когда я что?то говорю, они придирчиво возражают. Пусть те, кому приходится находиться в обществе таких людей, утешаются тем, что Давид и Господь Давида тоже прошли через это. Праведники сталкиваются с недоброжелателями даже у себя дома. Такова их участь. Некоторые из них живут под властью тиранов. Других бросали в яму со львами. И пусть живущие ныне в тишине и покое будут благодарны за это Богу. Господь даровал нам этот покой. Не причиним же другим те страдания, от которых защищены мы сами.
Советы проповедникам
Стих 1. Воспоминания.
1. Три события прошлого: скорбь, молитва, избавление.
2. Тройное действие воспоминаний: пробуждают во мне надежду, побуждают меня к молитве и вызывают во мне чувство благодарности.
Стих 2. Оклеветанные ободряют себя не только мыслью об отомщающем величии их Господа, но и множеством других размышлений:
а) сознание своей невиновности;
б) обещание Божьей милости. «Я укрою тебя от бича языка»;
в) слова утешения. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать»;
г) ложь, как правило, недолговечна;
д) наконец, время лечит.
Стих 2. Молитва против лжи. Нам надлежит молиться. Ложь наносит нам глубокие раны и причиняет сильную боль, но никто, кроме Господа, не защитит и не спасет нас от нее.
Стих 3. Воздаяние за клевету. Каким оно может быть? Каким оно должно быть? Каким оно было?
Стих 3.
1. Какой вред причиняет другим оскорбляющий.
2. Какой вред он наносит себе.
3. Как поступит с ним Господь.
Стих 4. Природа лжи и наказание за нее.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Стих 4.
1. Язык острее стрелы.
а) Наносит внезапный удар.
в) Прикрывается лицемерной добротой.
г) Ранит в самое уязвимое место.
2. Язык разрушительнее огня. Наветы распространяются с огромной быстротой. Они уничтожают то, что не может поглотить огонь, а погасить их намного сложнее. «Язык – огонь, – говорит апостол, – воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны». Огненная стрела нечестивца.
Стих 5. Неудобное место жительства. С нечестивцами могут жить лишь нечестивцы. Жизнь среди них – это испытание, но оно может быть обращено на пользу: а) им; б) нам: оно является испытанием нашей праведности, заставляет проявить характер, умерить гордыню, молиться и стремиться домой.
Стих 5.
1. Никто, кроме нечестивцев, не может вынести окружение нечестивцев.
2. Никто, кроме признающих только мирские ценности, не может долго пребывать в обществе людей, поглощенных лишь земными заботами.
3. Никто, кроме праведных, не может по достоинству оценить общество праведных.
Стих 6.
1. Невыносимое окружение.
2. Поведение, вызывающее восхищение.
3. Нежелательные последствия: «Только заговорю, они – к войне».
Стих 7. Характер Божьего человека. Он спокоен. Он стремится к миру. Он миролюбив. Он обретет мир.
Молитвы против колдовства
Тропарь Кресту и молитва за Отечество 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя/ и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов православным христианам, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты. 2
Св. Архистратигу Божию Михаилу
О, святы́й Михаи́ле Арха́нгеле, поми́луй нас, гре́шных, тре́бующих твоего́ заступле́ния, сохрани́ нас, рабо́в Бо́жиих (имена), от всех ви́димых и неви́димых враг, па́че же подкрепи́ от у́жаса сме́ртнаго и от смуще́ния диа́вольскаго, и сподо́би нас непосты́дно предста́ти Созда́телю на́шему в час стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Его́. О, всесвяты́й, вели́кий Михаи́ле Архистрати́же! Не пре́зри нас, гре́шных, моля́щихся тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м в ве́це сем и бу́дущем, но сподо́би нас та́мо ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва от чародейства
Священномученику Киприану и мученице Иустине
О, святи́и священному́чениче Киприа́не и му́ченице Иусти́но! Внемли́те смире́нному моле́нию на́шему. А́ще бо вре́менное житие́ ва́ше му́ченически за Христа́ сконча́ли е́сте, но ду́хом от нас не отступа́ете е́сте, при́сно по за́поведем Госпо́дним ше́ствовати нас науча́юще и крест свой терпели́во нести́ нам посо́бствующе. Се, дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу и Пречи́стей Его́ Ма́тери стяжа́ли е́сте. Те́мже и ны́не бу́дите моли́твенницы и хода́таи о нас недосто́йных (имена). Бу́дите нам засту́пницы креп́ции, да заступле́нием ва́шим сохраня́еми, невреди́мы от бесо́в, волхво́в и от челове́к злых пребу́дем, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Псалмы
Псалом 3
Го́споди, что́ ся умно́жиша стужа́ющии ми́? мно́зи востаю́т на мя́, мно́зи глаго́лют души́ мое́й: не́сть спасе́ния ему́ в Бо́зе его́. Ты́ же, Го́споди, Засту́пник мо́й еси́, сла́ва моя́, и вознося́й главу́ мою́. Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя́ от горы́ святы́я Своея́. А́з усну́х, и спа́х, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя́. Не убою́ся от те́м люди́й, о́крест напа́дающих на мя́. Воскре́сни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мо́й: я́ко Ты́ порази́л еси́ вся́ вражду́ющыя ми́ всу́е, зу́бы гре́шников сокруши́л еси́. Госпо́дне е́сть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние твое́.
Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге». Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое. 3
Псалом 26
Псалом 36
Псалом 37
Псалом 39
Псалом 53
Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми. Бо́же, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ глаго́лы у́ст мои́х: я́ко чу́ждии воста́ша на мя́, и кре́пцыи взыска́ша ду́шу мою́, и не предложи́ша Бо́га пред собо́ю. Се́ бо, Бо́г помога́ет ми́, и Госпо́дь Засту́пник души́ мое́й: отврати́т зла́я враго́м мои́м: и́стиною Твое́ю потреби́ и́х. Во́лею пожру́ Тебе́, испове́мся и́мени Твоему́, Го́споди, я́ко благо: я́ко от вся́кия печа́ли изба́вил мя́ еси́, и на враги́ моя́ воззре́ о́ко мое́.
Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня. Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих, ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою. Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою. Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их. Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо, ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.
Псалом 58
Псалом 63
Услы́ши, Бо́же, гла́с мо́й, внегда́ моли́тимися к Тебе́: от стра́ха вра́жия изми́ ду́шу мою́. Покры́й мя́ от со́нма лука́внующих, от мно́жества де́лающих непра́вду: и́же изостри́ша я́ко ме́чь язы́ки своя́, напряго́ша лу́к сво́й, ве́щь го́рьку, состреля́ти в та́йных непоро́чна: внеза́пу состреля́ют его́, и не убоя́тся. Утверди́ша себе́ сло́во лука́вое: пове́даша скры́ти се́ть, ре́ша: кто́ у́зрит и́х? Испыта́ша беззако́ние: изчезо́ша испыта́ющии испыта́ния: присту́пит челове́к, и се́рдце глубоко́. И вознесе́тся Бо́г: стре́лы младе́нец бы́ша я́звы и́х, и изнемого́ша на ня́ язы́цы и́х: смути́шася вси́ ви́дящии и́х. И убоя́ся вся́к челове́к: и возвести́ша дела́ Бо́жия, и творе́ния Его́ разуме́ша. Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде и упова́ет на Него́: и похва́лятся вси́ пра́вии се́рдцем.
Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага; укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев, которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой – язвительное слово, чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся. Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит? Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца. Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены; языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них. И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело. А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.
Псалом 67
Псалом 139
Изми́ мя, Го́споди, от челове́ка лука́ва, от му́жа непра́ведна изба́ви мя́: и́же помы́слиша непра́вду в се́рдцы, ве́сь де́нь ополча́ху бра́ни: изостри́ша язы́к сво́й я́ко змии́н: я́д а́спидов под устна́ми и́х. Сохрани́ мя, Го́споди, из руки́ гре́шничи, от челове́к непра́ведных изми́ мя, и́же помы́слиша запя́ти стопы́ моя́. Скры́ша го́рдии се́ть мне́ и у́жы, препя́ша се́ть нога́ма мои́ма: при стези́ собла́зны положи́ша ми́. Ре́х Го́сподеви: Бо́г мо́й еси́ Ты́, внуши́, Го́споди, гла́с моле́ния моего́. Го́споди, Го́споди, си́ло спасе́ния моего́, осени́л еси́ над главо́ю мое́ю в де́нь бра́ни. Не преда́ждь мене́, Го́споди, от жела́ния моего́ гре́шнику: помы́слиша на мя́, не оста́ви мене́, да не когда́ вознесу́тся. Глава́ окруже́ния и́х, тру́д усте́н и́х покры́ет я́. Паду́т на ни́х у́глия о́гненная, низложи́ши я́ во страсте́х, и не постоя́т. Му́ж язы́чен не испра́вится на земли́: му́жа непра́ведна зла́я уловя́т во истле́ние. Позна́х, я́ко сотвори́т Госпо́дь су́д ни́щым и ме́сть убо́гим. Оба́че пра́веднии испове́дятся и́мени Твоему́, и вселя́тся пра́вии с лице́м Твои́м.
Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя: они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань, изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их. Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои. Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня. Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих! Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани. Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся. Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их. Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали. Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель. Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным. Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.
Молитва при клевете и несправедливых притеснениях
Ты, Господи, принес Себя в крестную жертву для моего спасения. Могу ли и я отвергнуться тягостей несправедливых суждений о мне людей? Соделай, Господи Иисусе, чтобы, помышляя о тех поруганиях и злословиях, какия Ты за меня претерпел, научилось сердце мое терпению, и не только без раздражения, но даже с благодарением, охотно переносило обиды и осуждения других. Об одном умоляю Тебя, Господи, не оставь врагов моих навсегда в слепоте их, но озари наконец и их лучем благодати Твоей. Аминь.
Псалом 3
Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.
Молитва о избавлении от искушений
Не попусти на меня, Владыко Господи, искушение или скорбь, или болезнь свыше силы моей, но избавь от них, или даруй мне крепость перенести их с благодарением.
По свидетельству духовной дочери старца Георгия, прозорливой старицы схимонахини Олимпиады (Ивановой), преподобноисповедник Георгий явился ей во сне после смерти и сказал, как надо молиться:
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Преподобный Серафим Саровский говорил, что божия Матерь называется «язвою бесов», ибо нет возможности бесу погубить человека лишь бы только человек не отступил от прибегания к Божией Матери.
Надежда всем концем земли, Пресвятая Владычица Богородице, не грушайся мене скверного во дерзновенных молениях уст моих и помози мне угасить пламень греховный, очисти ум мой от лукавых помыслов, исцели и облегчи недуги моя, утиши бурю злых нападений. Пречистая Владычица, утоли печали, сокрушающие мое сердце, и защити покаянием от мрака греховного, Ты бо еси возведение роду человеческому и в печалех Скорая Утешительница. За толикия Твои милости до последнего моего издыхания славословити Тя имам. Пресвятая Богородица, спаси мя грешного. Аминь.
О Всемилостивая Владычице! Огради мя от злых бесов, искушающих мя, и от лукавых человек и дай мне познать их лукавство.
О, Пресвятая госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и избави мя, грешного раба Твоего, от напрасные клеветы, от всякия беды и напасти и внезапные смерти. Помилуй мя в дневных часех, и во утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя; стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякого злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, необоримая стена и крепкое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех: но от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная. Пречистая Богородице спаси нас. Владычице, прими молитвы раб Твоих, и избави ны от всякия нужды и печали.
Всемилостивая Владычице моя, Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дево, Богородице Марие, Мати Божия, несумненная и единственная моя Надеждо, не гнушайся мене, не отвергай мене, не остави мене, не отступи от мене; заступись, попроси, услыши; виждь, Госпоже, помози, прости, прости, Пречистая!
Видео (кликните для воспроизведения). |
Преподобный Серафим Саровский явился страцу Сампсону за три часа до его ареста. Вошел неслышно в светлом балахончике в келлию, склонился над спящим и медленно, очень внятно стал читать молитву, которую иеромонах Сампсон назвал «Всемилостивой». Он прежде этой молитвы не знал, но сразу понял, Она, всемилостивая, спасет и сохранит.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.