Содержание
Преподобная Макрина
Преподобная Макрина, сестра святителей Василия Великого и Григория Нисского, родилась в Каппадокии в начале IV века. Ее мать, Емилия, видела во сне Ангела, назвавшего еще не родившуюся Феклой, в честь святой первомученицы Феклы. Святая Емилия исполнила волю Божию и назвала дочь Феклой. Другие же родственники именовали девочку Макриной, в честь бабушки, пострадавшей во время гонения на христиан при императоре Максимиане Галерии.
Кроме Макрины в семье было еще девять детей. Святая Емилия сама руководила воспитанием и образованием своей старшей дочери, учила ее грамоте по Священным книгам и псалмам Давида, выбирая те примеры из Святых книг, которые назидали в благочестии и богоугодной жизни. Святая Емилия приучила свою дочь посещать церковные службы и совершать домашние молитвы. Макрина была научена также правильному ведению домашнего хозяйства и различному рукоделию. Она никогда не оставалась праздной и не участвовала в детских играх и забавах.
Kогда Макрина выросла, родители обручили ее с благочестивым юношей, но жених вскоре скончался. Многие молодые люди стремились к браку с ней, но Макрина всем отказывала, избрав девственную жизнь и не желая изменять памяти умершего жениха. Преподобная Макрина жила в доме своих родителей, помогая им исполнять домашние работы вместе со служанками как старшая: она тщательно следила за воспитанием и образованием младших братьев и сестер. После смерти отца она стала главной опорой для семьи.
Когда все дети выросли и покинули родной дом, святая Макрина убедила свою мать, святую Емилию, оставить мир, отпустить рабов на свободу и удалиться в девичий монастырь. Некоторые из служанок-рабынь последовали их примеру. Приняв иноческий постриг, они жили вместе, одной семьей, вместе молились, вместе работали, имели все общее, ничем не отличаясь друг от друга в образе жизни.
После смерти матери святая Макрина руководила сестрами обители. Она пользовалась глубоким уважением всех знавших ее. Строгость к себе и воздержание во всем были присущи святой в течение всей жизни. Спала она на досках и не имела никакой собственности. Святая Макрина была удостоена дара чудотворения. Был случай (рассказанный сестрами обители святому Григорию Нисскому после смерти святой Макрины), когда она исцелила девочку, у которой на глазу было бельмо, поцеловав этот больной глаз. По молитвам святой, в ее обители во время голода не оскудевала пшеница, необходимая для пропитания сестер.
Умерла святая Макрина в 380 году, до последнего вздоха вознося благодарственные молитвы Господу за полученные от Него в течение всей ее жизни благодеяния. Похоронена преподобная в одной могиле с родителями.
Преподобная Макрина
Сестра святого Василия (память 1 января) и святого Григория Нисского (память 10 января), Макрина была старшей из десяти детей в этой семье святых. Перед рождением девочки некое небесное создание трижды являлось ее матери, святой Емилии, повелевая дать ребенку имя святой Феклы – первомученицы, ставшей примером для христианских дев (память 24 сентября). Однако мать сохранила это имя в тайне, назвав дочь как бабку, Макрину Старшую, ученицу святого Григория Чудотворца (память 17 ноября), жившую в лесах Понта во времена великого гонения.
Мать начала обучать ее не мирским пустым вещам, обычным для людей ее положения, но всему тому в богодухновенном Писании, что подобало возрасту и нравственному воспитанию, в особенности книгам Премудрости и Притчей Соломоновых. Псалмы Давида сопутствовали всем делам Макрины: когда она поднималась утром, когда бралась за работу, когда завершала ее, перед трапезой и после нее, перед отходом ко сну и посреди ночи, когда она вставала, чтобы помолиться.
Когда Макрине исполнилось 12 лет, ее красота стала явной для всех, и отец обручил Макрину достойному юноше с хорошей репутацией и образованием. Жених обещал ждать свадьбы до тех пор, пока Макрина не достигнет надлежащего возраста. Но Бог забрал его к себе еще раньше. Это позволило святой исполнить свое тайное желание: сохранить девство для Господа. Многие юноши хотели взять Макрину в жены, но девушка предпочитала считать себя вдовой, не познав радостей и наслаждений супружеской жизни. Веруя во всеобщее воскресение, она утверждала, что ее супруг отправился в далекое путешествие.
Макрина отреклась от мира и пребывала с матерью, прислуживая ей во всех домашних делах, даже тех, которые обыкновенно выполняют рабы, а также помогая в воспитании братьев и сестер. После смерти отца (341) Макрина приняла на себя управление всеми семейными имениями в Понте, Каппадокии и Армении. Собственным образом жизни святая подавала матери пример, призывая обратиться к нетленным благам – созерцанию Господа и подлинной мудрости. Вместе они проводили подвижническую жизнь, читали Писание, размышляли над ним – и Макрина стала для всех одновременно покровительницей, наставницей и примером добродетели.
Когда Емилии уже не надо было более заботиться о воспитании детей, она разделила между ними свое имущество и превратила семейное имение в Аниссе в монастырь, причем рабыни стали их сподвижницами в аскезе. Ее старший сын святой Василий возвратился из Афин, блистательно завершив учебу, и Макрине удалось убедить брата отречься от многообещающей карьеры ритора и избрать апостольскую жизнь. Поблизости от женского монастыря, разраставшегося благодаря вдовам из благородных семей, была основана мужская община под руководством самого младшего из братьев Макрины, Петра, будущего епископа Севастии. Другой брат, святой Навкратий (память 8 июня), удалился в пустынь, которую после займет святой Василий, на другом берегу реки Ирис, и помогал неимущим старикам тем, что ему удавалось добыть охотой.
Освобожденные от пут телесных нужд и забот мирской жизни, Макрина и ее сподвижницы проводили в уединении жизнь на грани человеческой и ангельской. Между ними не возникало ни гнева, ни ненависти, ни зависти, ни высокомерия – все тщеславные желания изгонялись. Их наслаждением было воздержание, их славой – быть никому не известными, их богатством – ничего не иметь. Они жили трудом своих рук, но были свободны от забот, ибо их истинный труд заключался в размышлении над божественным, в непрестанной молитве и пении псалмов и гимнов. Для них не существовало разницы между ночью и днем: ночью они были заняты делами света, в то время как их день отсутствием жизненных тревог был подобен ночному отдыху. Тело святой Макрины, очищенное аскезой, стало таким, каким оно будет после воскресения. Она пролила столько слез, сколько принимала питья, и все ее чувства были обращены к божественным делам, так что святая легко парила в высях среди небесных сил. Прилежание в истинном учении Христовом через распятие всех плотских вожделений позволило ее добродетели непрестанно возрастать до вершины совершенства.
Пришел день, когда Макрину поразила тяжелая болезнь: у нее образовалась опухоль. Несмотря на мольбы матери, она отказалась от помощи лекаря, считая, что обнажить перед мужчиной часть своего тела пагубней самой болезни. Святая провела ночь в церкви, усердно молясь и проливая на землю слезы, а потом помазала больное место землей, смешанной со слезами. Утром она попросила Емилию начертать знак креста на ее груди – и нарыв исчез, оставив лишь небольшой шрам.
Она достигла такого бесстрастия усердием в божественных делах, что после смерти Навкратия от несчастного случая на охоте явилась для матери и всей семьи примером самообладания и веры в жизнь вечную. В непрерывных скорбях, постигавших общину, она показывала величие души. Неколебимая, словно подвергаемый ударам атлет, стояла Макрина у смертного ложа Емилии. Когда почил святой Василий (379), солнце Православия, если она и была удручена, то не потерей брата, но видом Церкви, которая потеряла наставника и опору. Во время голода, обрушившегося на Каппадокию в 368 году, Анисский монастырь стал истинным городом милосердия, где находило убежище и утешение население всей округи. По молитвам святой запасы зерна, раздаваемые всем нуждающимся, чудесным образом не истощались.
Некоторое время спустя после кончины святого Василия святой Григорий Нисский узнал, что сестра тяжело больна, и через девять лет отсутствия посетил Макрину в монастыре. Лихорадка сразила ее тело, но дух остался свободным в созерцании небесных благ и потому, словно роса, освежал ее тело. Вспоминая о Василии, святая Макрина не стала предаваться скорби, но начала беседовать с братом о природе человека, смысле творения, душе и телесном воскресении [1] . Речь ее текла, словно вода из источника, легко и не встречая препятствий. До последнего мгновения не переставала она рассудительно говорить о сделанном ею выборе: о любви невидимого Супруга, с которым она спешила соединиться, так что никакая привязанность этой жизни не могла бы ее удержать.
С этими словами святая перекрестила себе глаза, уста и сердце. В молчании присутствовала она на вечерне, а потом ее молитва прекратилась вместе с жизнью глубоким вздохом. Святой Григорий возглавил обряд погребения, на нем присутствовало множество людей. Духовная красота святой Макрины сияла на ее теле, которое было облачено в украшения невесты. С пением гимнов, как на праздники в честь мучеников, она была погребена в Иворе, в могиле, где покоились ее родители, в церкви 40 мучеников.
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
Преподобная Макри ́ на Каппадокийская , Новая , Младшая
День памяти
Житие
Житие преподобной Макрины Каппадокийской, сестры святителя Василия Великого
Преподобная Макрина, сестра святителей Василия Великого и Григория Нисского, родилась в Каппадокии в начале IV века. Ее мать, Емилия, видела во сне Ангела, назвавшего еще не родившуюся Феклой в честь святой первомученицы Феклы. Святая Емилия исполнила волю Божию и назвала дочь Феклой. Другие же родственники именовали девочку Макриной в честь бабушки, пострадавшей во время гонения на христиан при императоре Максимиане Галерии.
Кроме Макрины в семье было еще девять детей. Святая Емилия сама руководила воспитанием и образованием своей старшей дочери, учила ее грамоте по священным книгам и псалмам Давида, выбирая те примеры из святых книг, которые назидали в благочестии и богоугодной жизни. Святая Емилия приучила свою дочь посещать церковные службы и совершать домашние молитвы. Макрина была научена также правильному ведению домашнего хозяйства и различному рукоделию. Она никогда не оставалась праздной и не участвовала в детских играх и забавах.
Kогда Макрина выросла, родители обручили ее с благочестивым юношей, но жених вскоре скончался. Многие молодые люди стремились к браку с ней, но Макрина всем отказывала, избрав девственную жизнь и не желая изменять памяти умершего жениха. Преподобная Макрина жила в доме своих родителей, помогая им исполнять домашние работы вместе со служанками как старшая: она тщательно следила за воспитанием и образованием младших братьев и сестер. После смерти отца она стала главной опорой для семьи.
Когда все дети выросли и покинули родной дом, святая Макрина убедила свою мать, святую Емилию, оставить мир, отпустить рабов на свободу и удалиться в девичий монастырь. Некоторые из служанок-рабынь последовали их примеру. Приняв иноческий постриг, они жили вместе, одной семьей, вместе молились, вместе работали, имели все общее, ничем не отличаясь друг от друга в образе жизни.
После смерти матери святая Макрина руководила сестрами обители. Она пользовалась глубоким уважением всех знавших ее. Строгость к себе и воздержание во всем были присущи святой в течение всей жизни. Спала она на досках и не имела никакой собственности. Святая Макрина была удостоена дара чудотворения. Был случай (рассказанный сестрами обители святому Григорию Нисскому после смерти святой Макрины), когда она исцелила девочку, у которой на глазу было бельмо, поцеловав этот больной глаз. По молитвам святой, в ее обители во время голода не оскудевала пшеница, необходимая для пропитания сестер.
Умерла святая Макрина в 380 году, до последнего вздоха вознося благодарственные молитвы Господу за полученные от Него в течение всей ее жизни благодеяния. Похоронена преподобная в одной могиле с родителями.
См. также: «Свв. Эмилия, Макрина и Феозевия» свт. Филарета Черниговского.
Преподобная Макрина
Сестра святого Василия (память 1 января) и святого Григория Нисского (память 10 января), Макрина была старшей из десяти детей в этой семье святых. Перед рождением девочки некое небесное создание трижды являлось ее матери, святой Емилии, повелевая дать ребенку имя святой Феклы – первомученицы, ставшей примером для христианских дев (память 24 сентября). Однако мать сохранила это имя в тайне, назвав дочь как бабку, Макрину Старшую, ученицу святого Григория Чудотворца (память 17 ноября), жившую в лесах Понта во времена великого гонения.
Мать начала обучать ее не мирским пустым вещам, обычным для людей ее положения, но всему тому в богодухновенном Писании, что подобало возрасту и нравственному воспитанию, в особенности книгам Премудрости и Притчей Соломоновых. Псалмы Давида сопутствовали всем делам Макрины: когда она поднималась утром, когда бралась за работу, когда завершала ее, перед трапезой и после нее, перед отходом ко сну и посреди ночи, когда она вставала, чтобы помолиться.
Когда Макрине исполнилось 12 лет, ее красота стала явной для всех, и отец обручил Макрину достойному юноше с хорошей репутацией и образованием. Жених обещал ждать свадьбы до тех пор, пока Макрина не достигнет надлежащего возраста. Но Бог забрал его к себе еще раньше. Это позволило святой исполнить свое тайное желание: сохранить девство для Господа. Многие юноши хотели взять Макрину в жены, но девушка предпочитала считать себя вдовой, не познав радостей и наслаждений супружеской жизни. Веруя во всеобщее воскресение, она утверждала, что ее супруг отправился в далекое путешествие.
Макрина отреклась от мира и пребывала с матерью, прислуживая ей во всех домашних делах, даже тех, которые обыкновенно выполняют рабы, а также помогая в воспитании братьев и сестер. После смерти отца (341) Макрина приняла на себя управление всеми семейными имениями в Понте, Каппадокии и Армении. Собственным образом жизни святая подавала матери пример, призывая обратиться к нетленным благам – созерцанию Господа и подлинной мудрости. Вместе они проводили подвижническую жизнь, читали Писание, размышляли над ним – и Макрина стала для всех одновременно покровительницей, наставницей и примером добродетели.
Когда Емилии уже не надо было более заботиться о воспитании детей, она разделила между ними свое имущество и превратила семейное имение в Аниссе в монастырь, причем рабыни стали их сподвижницами в аскезе. Ее старший сын святой Василий возвратился из Афин, блистательно завершив учебу, и Макрине удалось убедить брата отречься от многообещающей карьеры ритора и избрать апостольскую жизнь. Поблизости от женского монастыря, разраставшегося благодаря вдовам из благородных семей, была основана мужская община под руководством самого младшего из братьев Макрины, Петра, будущего епископа Севастии. Другой брат, святой Навкратий (память 8 июня), удалился в пустынь, которую после займет святой Василий, на другом берегу реки Ирис, и помогал неимущим старикам тем, что ему удавалось добыть охотой.
Освобожденные от пут телесных нужд и забот мирской жизни, Макрина и ее сподвижницы проводили в уединении жизнь на грани человеческой и ангельской. Между ними не возникало ни гнева, ни ненависти, ни зависти, ни высокомерия – все тщеславные желания изгонялись. Их наслаждением было воздержание, их славой – быть никому не известными, их богатством – ничего не иметь. Они жили трудом своих рук, но были свободны от забот, ибо их истинный труд заключался в размышлении над божественным, в непрестанной молитве и пении псалмов и гимнов. Для них не существовало разницы между ночью и днем: ночью они были заняты делами света, в то время как их день отсутствием жизненных тревог был подобен ночному отдыху. Тело святой Макрины, очищенное аскезой, стало таким, каким оно будет после воскресения. Она пролила столько слез, сколько принимала питья, и все ее чувства были обращены к божественным делам, так что святая легко парила в высях среди небесных сил. Прилежание в истинном учении Христовом через распятие всех плотских вожделений позволило ее добродетели непрестанно возрастать до вершины совершенства.
Пришел день, когда Макрину поразила тяжелая болезнь: у нее образовалась опухоль. Несмотря на мольбы матери, она отказалась от помощи лекаря, считая, что обнажить перед мужчиной часть своего тела пагубней самой болезни. Святая провела ночь в церкви, усердно молясь и проливая на землю слезы, а потом помазала больное место землей, смешанной со слезами. Утром она попросила Емилию начертать знак креста на ее груди – и нарыв исчез, оставив лишь небольшой шрам.
Она достигла такого бесстрастия усердием в божественных делах, что после смерти Навкратия от несчастного случая на охоте явилась для матери и всей семьи примером самообладания и веры в жизнь вечную. В непрерывных скорбях, постигавших общину, она показывала величие души. Неколебимая, словно подвергаемый ударам атлет, стояла Макрина у смертного ложа Емилии. Когда почил святой Василий (379), солнце Православия, если она и была удручена, то не потерей брата, но видом Церкви, которая потеряла наставника и опору. Во время голода, обрушившегося на Каппадокию в 368 году, Анисский монастырь стал истинным городом милосердия, где находило убежище и утешение население всей округи. По молитвам святой запасы зерна, раздаваемые всем нуждающимся, чудесным образом не истощались.
Некоторое время спустя после кончины святого Василия святой Григорий Нисский узнал, что сестра тяжело больна, и через девять лет отсутствия посетил Макрину в монастыре. Лихорадка сразила ее тело, но дух остался свободным в созерцании небесных благ и потому, словно роса, освежал ее тело. Вспоминая о Василии, святая Макрина не стала предаваться скорби, но начала беседовать с братом о природе человека, смысле творения, душе и телесном воскресении [1] . Речь ее текла, словно вода из источника, легко и не встречая препятствий. До последнего мгновения не переставала она рассудительно говорить о сделанном ею выборе: о любви невидимого Супруга, с которым она спешила соединиться, так что никакая привязанность этой жизни не могла бы ее удержать.
С этими словами святая перекрестила себе глаза, уста и сердце. В молчании присутствовала она на вечерне, а потом ее молитва прекратилась вместе с жизнью глубоким вздохом. Святой Григорий возглавил обряд погребения, на нем присутствовало множество людей. Духовная красота святой Макрины сияла на ее теле, которое было облачено в украшения невесты. С пением гимнов, как на праздники в честь мучеников, она была погребена в Иворе, в могиле, где покоились ее родители, в церкви 40 мучеников.
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
Молитва Преподобная макрина
Преподобной Макрине, сестре святителя Василия Великого (тропари и кондак)
Ж ениха́ твоего́ смерть ви́девши, / разсмотре́ла еси́ тле́нную жизнь и су́етие ми́ра, / отвсю́ду вину́ прии́мши, / Нетле́нному Обру́чнику уневе́стилася еси́, / посто́м и смире́нием любо́вь Того́ постига́ющи. / Тем ны́не ра́дуется со А́нгелы, // преподо́бная Макри́но, дух твой.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ин тропарь, глас 8:
В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу: / прии́мши бо Крест, после́довала еси́ Христу́ / и, де́ющи, учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо, / прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней. // Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Макри́но, дух твой.
Б о́га Блага́го всем се́рдцем возлюби́ла еси́, / Макри́но преподо́бная, / и, Сего́ Крест Честны́й на ра́мо прие́мши, / усе́рдно после́довала еси́ Ему́, // отону́дуже согреше́ний обрела́ еси́ проще́ние.
Новости
-
13 Ноябрь 2019
Обновления на сайте
В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлены:
Обновления на сайте
Добавлены молитвословия в разделы:
* Новомученикам и исповедникам XX века
* Мученикам
Объявления
-
08 Июль 2014
Внимание!
Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.
ПОИСК ПО САЙТУ
Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.
Преподобная Макрина
Преподобная Макрина, сестра святителей Василия Великого и Григория Нисского, родилась в Каппадокии в начале IV века. Ее мать, Емилия, видела во сне Ангела, назвавшего еще не родившуюся Феклой, в честь святой первомученицы Феклы. Святая Емилия исполнила волю Божию и назвала дочь Феклой. Другие же родственники именовали девочку Макриной, в честь бабушки, пострадавшей во время гонения на христиан при императоре Максимиане Галерии.
Кроме Макрины в семье было еще девять детей. Святая Емилия сама руководила воспитанием и образованием своей старшей дочери, учила ее грамоте по Священным книгам и псалмам Давида, выбирая те примеры из Святых книг, которые назидали в благочестии и богоугодной жизни. Святая Емилия приучила свою дочь посещать церковные службы и совершать домашние молитвы. Макрина была научена также правильному ведению домашнего хозяйства и различному рукоделию. Она никогда не оставалась праздной и не участвовала в детских играх и забавах.
Когда Макрина выросла, родители обручили ее с благочестивым юношей, но жених вскоре скончался. Многие молодые люди стремились к браку с ней, но Макрина всем отказывала, избрав девственную жизнь и не желая изменять памяти умершего жениха. Преподобная Макрина жила в доме своих родителей, помогая им исполнять домашние работы вместе со служанками как старшая: она тщательно следила за воспитанием и образованием младших братьев и сестер. После смерти отца она стала главной опорой для семьи.
Когда все дети выросли и покинули родной дом, святая Макрина убедила свою мать, святую Емилию, оставить мир, отпустить рабов на свободу и удалиться в девичий монастырь. Некоторые из служанок-рабынь последовали их примеру. Приняв иноческий постриг, они жили вместе, одной семьей, вместе молились, вместе работали, имели все общее, ничем не отличаясь друг от друга в образе жизни.
После смерти матери святая Макрина руководила сестрами обители. Она пользовалась глубоким уважением всех знавших ее. Строгость к себе и воздержание во всем были присущи святой в течение всей жизни. Спала она на досках и не имела никакой собственности. Святая Макрина была удостоена дара чудотворения. Был случай (рассказанный сестрами обители святому Григорию Нисскому после смерти святой Макрины), когда она исцелила девочку, у которой на глазу было бельмо, поцеловав этот больной глаз. По молитвам святой, в ее обители во время голода не оскудевала пшеница, необходимая для пропитания сестер.
Умерла святая Макрина в 380 году, до последнего вздоха вознося благодарственные молитвы Господу за полученные от Него в течение всей ее жизни благодеяния. Похоронена преподобная в одной могиле с родителями.
Молитва Преподобная макрина
ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
Подвизался в Киево-Печерском монастыре; о нем известно то, что он был связан единомыслием и братской любовью с преподобным Меркурием (XIV в.; память 19 июля/1 августа). Святые были неразлучны, жили в одной келлии, а после смерти были положены в один гроб. В настоящее время мощи их почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
Дни памяти: Июль 19, Август 28 (Печер.(Д))
БЛАЖЕННЫЙ СТЕФАН, КОРОЛЬ СЕРБСКИЙ
Блаженный Стефан был сыном Лазаря, князя Сербского (память 15 июня). В тяжелое время турецкого ига святой Стефан стал великим благодетелем порабощенных единоплеменников. Он строил города, созидал храмы и тратил свою казну на помощь нуждающимся. Многих властителей превзошел святой Стефан мудростью, милосердием и верой. Умер он мирно в 1427 голу.
День памяти: Июль 19
СВЯТАЯ МИЛИЦА, КНЯЖНА СЕРБСКАЯ
Дни памяти: Июль 19, Август 30 (Серб.)
Молитва Преподобная макрина
Святитель Григорий Нисский. Аскетические сочинения
Послание о жизни преподобной Макрины
IV. Подрастая среди таких и подобных занятий, а кроме того, приучив руку к искусному прядению шерсти, достигла она двенадцатого года жизни, возраста, когда неудержимо начинает распускаться цветок юности. И здесь приходится только подивиться, что красота ее, будучи сокрыта от взоров, все-таки не утаилась от людей и что, казалось, во всем ее отечестве не находилось такого чуда красоты и изящества, которое могло бы сравниться с ней; не было и живописца, мастерство которого способно было бы изобразить нечто подобное. Но никакие ухищрения искусства, с помощью которых художники посягают на великое, так что и образы самих стихий способны запечатлеть, не могли бы передать всю прелесть ее наружности. По этой причине целый рой искателей ее руки одолевал родителей. Тогда отец (а он поистине был благоразумен и умел оценить подлинно прекрасное), выделив из прочих одного юношу, славного родом и отличавшегося целомудрием, только закончившего образование, решил обручить с ним дочь, как только она достигнет брачного возраста. Юноша в то время подавал большие надежды и как один из желанных свадебных даров преподносил отцу девушки свои успехи в красноречии, выступая с речами в защиту обиженных. Но зависть пресекла светлые надежды, похитив его из жизни в достойной сожаления юности.
VI. Когда же мать благополучно устроила судьбу сестер в соответствии с желанием каждой, вернулся из училищ, где долгие годы обучался наукам, достославный Василий, брат нашей героини. И несмотря на то, что она столкнулась с его крайним самомнением по поводу своей учености, и пренебрежением ко всем принятым правилам, и надменным сознанием превосходства над всеми славными людьми провинции, она с такой быстротой наставила его на стези истинного любомудрия, что он, забыв мирское тщеславие и презрев желание вызывать восхищение ученостью, сам сделался ревнителем той же трудовой и самосозидательной жизни и в совершенном нестяжании беспрепятственно устремился на путь добродетели. Впрочем, житие его и последующие деяния, которыми он стал известен во всей земле, простирающейся под солнцем, и славой затмил всех просиявших добродетелью, потребовали бы пространного описания и долгого времени. Мне же лучше вернуться к предмету моего рассказа.
VII. Итак, когда иссякло все, что вносило в их жизнь многопопечительность, Макрина убедила мать оставить привычный уклад и внешнюю пышность и помощь прислуги, к которой та привыкла за прошедшие годы, сравняться образом мыслей с большинством домочадцев и самим раствориться в среде девушек, которых имели при себе, из рабынь и служанок сделав их сестрами и ровней. Однако здесь я хотел бы добавить нечто малое к основному повествованию, чтобы не обойти вниманием то событие, в котором еще яснее проявилась сила духа этой девы.
IХ. И уже пятый год проводил он таким образом, живя жизнью истинного мудреца и доставляя великое утешение матери и тем, что собственную жизнь украшал целомудрием, и тем что прилагал усилия для исполнения любой просьбы родительницы. Но затем матери пришлось пережить как мне думается по злоумышлению вражьему тяжелое и трагическое событие, которое и всю семью повергло в скорбь и печаль. Внезапно он был исхищен из жизни, притом, что ни предшествующая болезнь не предвещала несчастья, ни какая другая подобная причина из числа обычных и известных, какие могут вызвать смерть молодого человека. Он же отправился на охоту, посредством которой доставлял пропитание своим престарелым подопечным, а обратно был доставлен к своему жилищу мертвым, и с ним его сотоварищ по жизни, Хрисафий. Мать была вдали от места происшествия, находясь от него на расстоянии трех дней пути, но кто-то пришел к ней с известием о несчастье. Она же, хотя и совершенна была во всех добродетелях, но все же естество ее возобладало, и рассудок (λογιομος) уступил страданию (παθος) (или можно и как страсть малодушия, неверия в Промысел Божий), горестная весть сбила ее с ног так благородный атлет бывает сражен неожиданным ударом.
X. Тогда-то и проявилась доблесть достославной Макрины, когда, выставив против страдания рассудок, она и сама и пала духом, и, став опорой матери в ее немощи, воздвигла ее из пучины скорби, примером собственной твердости и не сгибаемости как ребенка обучая душу матери мужеству. Поэтому и мать не была поглощена своим горем и не отдавалась ему по-женски малодушно так, чтобы в голос оплакивать свою беду, или рвать на себе одежду, или причитать о несчастье, или скорбными песнопениями усиливать рыдания. Она молча подавляла порывы естества, превозмогая их помощью доводов собственного рассудка, и тех, которые приводила дочь для облегчения боли. Вот когда сильнее всего раскрылась великая и возвышенная душа этой девы, потому что и ее естество испытывало те же побуждения. Братом ведь был ей, и из братьев любимейшим тот, кто был похищен смертью, да еще так внезапно. Однако, сама став над естеством, она и мать подняла вместе с собой своей рассудительностью и поставила выше страдания, собственным примером направляя ее к терпению и мужеству. Впрочем, само житие ее, всегда возвышавшееся добродетелью, не давало матери случая, чтобы сокрушаться о потерянном более, нежели радоваться об уцелевшем.
XIII. В это время мать, достигнув старости маститой, отошла ко Господу, испустив последний вздох на руках обоих детей. Достойны увековечения слова ее благословения, какими она напутствовала детей, ибо она не забыла и всех отсутствующих, каждого помянув в свой черед, так что никто не оказался обделен благословением, в особенности же присутствующих, препоручив их Богу в молитве. И в то время, как они с двух сторон сидели возле ее ложа, она, взяв их обоих за руки, обратила к Богу свои последние слова: «Тебе, Господи, приношу начаток и Тебе жертвую десятину от плодов чрева. Вот эта перворожденная, начаток родовых мук, а этот последний, их завершение. Тебе посвящаются оба по закону, они суть приношение Тебе. Да снизойдет благословение на сей мой начаток и на сию десятину», с этими словами она поочередно указала на дочь и на отрока. А затем, вместе с благословением окончила и жизнь, завещав детям положить ее тело в отеческой гробнице. Они же, выполнив ее последнюю волю, устремились еще выше к цели любомудрия, соревнуясь со своей прежней жизнью и побивая собственные достижения все новыми и новыми.
XVI. Когда я прибыл на место, то, поскольку молва заранее возвестила братству о моем прибытии, весь строй мужей с мужской половины вышел мне навстречу в их обычае было чествовать желанных гостей такой встречей. Сонм же дев с женской половины чинно ожидал нашего приближения в церкви. И когда завершились молитва и благодарение, и девы, преклонив головы под благословение, скромно удалились, возвращаясь каждая к себе, и ни одной из них не осталось возле нас, я, оценив увиденное, а именно то, что настоятельницы среди них не было, проследовал за провожатым в дом, где находилась сама достославная. Провожатый распахнул передо мной двери, и я очутился внутри святой этой обители. Больная была уже в тяжелом состоянии, однако лежала не на ложе каком-нибудь или на мягкой постели, но на полу, на доске, покрытой мешковиной, с другой доской, положенной под голову, заменявшей подушку, закрепленная наклонно, она поддерживала в удобном положении шею и голову.
XVIII. И подобно тому, что слышим мы в истории Иова, как этот муж, покрытый по всему телу гнойными ранами, слившимися в одну гнойную язву, рассудком не позволял своим чувствам сосредоточиваться на боли, но, хотя тело его и страдало, сам он не утрачивал силы духа и не прерывал своего рассуждения о высших предметах, нечто подобное я увидел у оной достославной: притом что лихорадка сжигала все ее силы и гнала ее к смерти, она, как если бы тело ее охлаждалось росой, беспрепятственно устремляла свой ум к созерцанию высокого, не испытывая никакого ущерба от такого недуга. И если бы от этого повествование не растягивалось до бесконечности, я воспроизвел бы всю ее речь по порядку: как возвышенно и мудро она говорила нам о душе и излагала причины пребывания во плоти, вследствие чего и с какой целью создан человек, и почему он смертен, и откуда смерть, и каково освобождение от нее и возвращение к жизни. Обо всем этом, словно вдохновляемая силой Святого Духа, она говорила ясно, последовательно, речью, текущей в совершенной легкости, подобно воде, беспрепятственно изливающейся из источника и стекающей по склону.
XXI. Потом я стал рассказывать о своих бедах, которые претерпел: как вначале преследовал меня император Валент, а после этого церковное нестроение принесло нам труды и невзгоды. «Отчего не оставишь ты, воскликнула она, своего безрассудного пренебрежения к Божественным благам? Отчего не уврачуешь неблагодарную свою душу? Отчего не сравнишь свою участь с родительской? Хотя, конечно, по обычаю этого мира именно этим мы более всего гордимся: славным своим родом и рождением от благородных родителей. Великим, сказала она, в прежние времена считался наш отец по своей учености. Однако слава его не выходила за пределы местных судилищ. И впоследствии, когда он обучал риторскому искусству других, молва о нем не перешла границ Понта, но он довольствовался известностью в своем отечестве. Ты же, продолжала она, известен городам, и народам, и племенам, тебя Церкви призывают в союзники и Церкви посылают на защиту истинной веры и ты не видишь явной милости Божией? И ты не понимаешь причины всех этих благ: ведь это молитвы родительские возносят тебя на высоту, в то время как сам ты нисколько к этому не готов!»
ХХШ. И вот уже большая часть дня миновала, и солнце стало клониться к закату. Ее же вдохновение не убывало, но, напротив, чем ближе виделся исход, тем нетерпеливее, созерцая красу Жениха, в возрастающем влечении она устремлялась к желанному, обращая слова свои уже более не к нам, присутствующим, но к Самому Тому, Кого беспрепятственно лицезрела очами. Будучи на ложе своем обращена лицом к востоку, она прекратила разговор с нами и оставшееся время беседовала в молитве с Богом, воздевая руки и шепча слабеющим голосом, так что мы с трудом разбирали слова. Молитва же ее была такова, что, без сомнения, достигала Бога и была Им услышана.
XXIV. «Ты, сказала она, Господи, упразднил в нас «страх смерти» (Евр. 2, 15).1
Ты жизни истинной началом соделал нам конец здешней жизни.
Ты в положенный нам срок упокоеваешь сном тела и вновь пробуждаешь их «в последней трубе» (1 Кор. 15, 52).
Ты на время вверяешь земле землю нашу, ей же дал образ Своими руками и вновь взимаешь то, что вложил, нетлением и благодатью преображая смертное наше и безобразное.
Ты избавил нас от клятвы и греха, став тем и этим нас ради.
Ты «сокрушил еси главу змиеву» (Пс. 73, 14), зияющей пастью поглотившего человека чрез преслушание.
Ты указал нам путь к воскресению, разрушив врата ада и «упразднив имущего державу смерти» (Евр. 2, 14).
Ты «дал еси боящимся Тебе знамение» (Пс. 59, 6), образ святого Твоего креста на низвержение сопротивного и во утверждение жизни нашей.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ему же «привержена есмь от чрева матери» (Пс. 21, 11),
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.