Содержание
Молитва – мать всех добродетелей
Молитва по своей благотворности именуется царицею и ликоначальницею в лике добродетелей. Ни об одной добродетели так много не сказано, как о молитве. Она есть возвышение ума и сердца к Богу. Ею человек вступает в сонм Ангелов и делается участником их блаженства, озаряется мудростию. Молитва есть фимиам, благоприятнейший Богу, мост для прохождения искушений, необоримая стена верующих, безопасное пристанище, Божественная одежда, облекающая душу в великое благообразие и красоту. Молитва есть дыхание души, ее пища и питие.Молитва – мать всех добродетелей, хранительница целомудрия. печать девства, верная оборона против всех ухищрений исконного врага нашего диавола.
Поражай супостатов именем Христовым, т. е. молитвою, ибо крепче сего оружия нет ни на небе, ни на земле. Молитва – утверждение мира, умилостивление Бога о грехах, не обуреваемая волнами пристань, просвещение ума, секира отчаянию, разрушение печали, рождение надежды, утишение гнева, заступница судимых, спасение погибающих: она и кита сделала домом Ионе, Иезекииля от врат смертных возвратила к жизни, отрокам вавилонским пламень превратила в росу; молитвою св. Илия заключил небо: «Не одожди по земли лета три и месяц шесть» (Иак. 5, 17). Когда даже и самые св. апостолы не могли изгнать нечистых духов, то Господь сказал им: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф. 17, 21).
В жизни человека нет ничего драгоценнее молитвы, она и невозможное делает возможным, трудное – легким, неудобное – удобным. Молитва столько же необходима для человеческой души, сколько воздух для дыхания или вода для растения. Молитва – свет для души.
Кто не молится, тот лишается общения с Богом и уподобляется сухому бесплодному дереву, которое посекается и в огнь вметается (Мф. 7:19). Кто не молится, тот не получает благословения Божия на дела свои, по реченному: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий» (Пс. 126, 1).
Чтобы провести день весь совершенно, свято, мирно и безгрешно, для этого единственное средство – самая искренняя, горячая молитва утром, по восстании от сна. Она введет в сердце Христа со Отцем и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла.
Несчастие для слепца – не видеть света, но гораздо больше несчастие для христианина – потерять расположение к молитве, лишить душу свою Божественного Света; в такой душе водворяется тьма, а по исходе из тела уделом ее будет тьма вечная.
Говорят: нет охоты, так не молись, – это лукавое мудрование плотское. Не стань только молиться, так и совсем отстанешь от молитвы; плоть того и хочет. Царствие Божие нудится; без самопринуждения к добру не спасешься. Вот почему надобно не тогда только молиться, когда есть расположение к молитве, но молиться и тогда, когда не хочется молиться, когда лень, сон, заботы, суета и прочее удаляют нас от молитвы. И если, несмотря на все это, мы молимся, подвизаемся, понуждаем себя, боремся с собою, то такая молитва проникнет небеса и предстанет пред Престолом Господа.
Во время молитвы всезлобный враг с особой силой восстает на молящихся, подвергает их многим искушениям и напастям.
Искушения вражии во время молитвы бесчисленны: он в эти минуты приводит на память такие дела, исполнение которых представляется необходимым и неотложным, – не слушай его, благодать Божия во всем поможет после молитвы.
Во время молитвы непременно должно отложить всякое земное попечение, не внимая никаким помыслам, которые во время молитвы восстают с особою силою. Ты, как воин, отражай все.
Молитва – это не механическое делание, а предстояние пред Богом, беседа с Ним.
Царица добродетелей
Беседа о значении, силе и достоинстве молитвы, и бедственном положении, в котором находятся люди, пренебрегающие беседой с Господом.
«Непрестанно молитеся. О всем благодарите» ( 1Сол. 5, 17–18 ).
«И вся, елика аще воспросите в молитве, верующе, приимите» ( Мф. 21, 22 ).
Как в естественном состоянии младенец не вдруг делается взрослым, но полной зрелости достигает мало-помалу, так и в состоянии духовном человек не вдруг из плотского и греховного может сделаться духовным, богоугодным, но восходит на эту высоту постепенно, подвизаясь в добродетелях, во главе коих стоит молитва, ибо молитвой мы все испрашиваем у Бога, по сказанному Им: «Просите, и дастся вам»; а если не будем просить, то и не получим ничего; ни одной добродетели не совершим, если не обратимся с молитвой ко Господу, прося Его помощи.
Но прежде, нежели приступим к молитве, мы должны знать, что есть молитва? Как и о чем надобно молиться? Что есть молитва? Молитва есть благоговейное стремление души человеческой к Богу или сердечная беседа человека с Богом, во время которой человек, представляя Бога невидимо при себе находящимся, изливает пред Ним чувствования души своей и желания своего сердца.
В Ветхом и Новом Завете есть множество указаний на необходимость молитвы и рассказов о ее высоком значении, которое вполне подтверждается примерами из жизни Спасителя и Его Апостолов, проводивших дни и ночи в молитве. Последователи их, упражнявшиеся в этой высокой добродетели, опытно изведав необходимость и благотворность молитвы, именовали ее царицей и ликоначальницей в лике добродетелей. Ни об одной добродетели так много они не сказали, как о молитве: она есть возвышение ума и сердца человека к Богу, благодаря ей человек вступает в сонм Ангелов и делается участником их блаженства, озаряется их мудростью.
Молитва есть фимиам, благоприятнейший Господу, надежнейший мост для прохождения житейских волн искушений, необоримая стена всех верующих, безопасное пристанище, божественная одежда, облекающая душу в великое благообразие и красоту. Молитва – мать всех добродетелей, хранительница целомудрия, печать девства. Верная оборона против всех ухищрений исконного врага нашего – диавола. Поражай супостатов именем Христовым, т. е. молитвой, как поучают св. отцы, ибо крепче этого оружия нет ни на небе, ни на земле.
Молитва – утверждение мира, умилостивление Бога о грехах, необуреваемая волнами пристань, просвещение ума, секира отчаяния, разрушение печали, рождение надежды, утомление гнева, заступница судимых, спасение погибающих. Она и кита сделала домом Ионе, Езекию от врат смертных возвратила к жизни, отрокам Вавилонским пламень превратила в росу. Молитвой св. Илия заключил небо: «не одожди по земли лета три и месяц шесть» ( Иак. 5, 17 ). Даже и самые св. Апостолы, когда не могли изгнать нечистых духов, то Господь сказал им: «Этой род не исходит, токмо молитвой и постом» ( Мф. 17, 21 ).
В жизни человека нет ничего драгоценнее молитвы; она и невозможное делает возможным, трудное легким, неудобное удобным. Молитва столько же необходима для человеческой души, сколько воздух для дыхания или вода для растения. Кто не молится, тот лишается общения с Богом и уподобляется сухому бесплодному дереву, которое посекается и в огонь ввергается ( Мф. 7, 19 ). Кто не молится, тот не получает благословения Божия на дела свои, по реченному: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» ( Пс. 126, 1 ).
Несчастие для слепца не видеть света, но гораздо большее несчастие для христианина потерять расположение к молитве, лишить душу свою Божественного света. В такой душе водворяется тьма, а по исходе из тела уделом ее будет тьма вечная.
Вот в кратком очертании значение и сила молитвы, и вместе ее достоинства, и бедственное положение, в котором находятся люди, чуждые духа молитвенного.
Источник: Публикуется по книге: «Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве». Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 14. Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2015.
Молитва мать добродетелей
На чем основано мнение, что материнская молитва обладает особой силой? Не является ли это только благочестивым поверьем?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Господь не только дал родителям особую власть над своими детьми, но и возложил на них сугубую ответственность, чтобы они пользовались этой властью только во благо своих чад. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6: 4). Известны случаи, когда со временем сбывались во гневе произнесенные родителями худые пожелания своему ребенку. Но из этого не значит, что может иметь духовную силу зложелательство. Нет, Милосердный Бог положил пределы возможному употреблению родительской власти во зло. Мы знаем, что слово Божие запрещает проклинать даже личных врагов, ибо суд принадлежит только Господу: Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк. 6: 27–28). Тем более запрещено родителям проклинать детей, которые являются Божиим достоянием. То, что кажется сбывшимся как родительское проклятие, имеет причины в самом человеке. Его худое устроение души и отсутствие родительского благословения приводят со временем к бедственным последствиям. Эту трагедию мы наблюдаем сейчас, когда задумываемся над жизнью современного молодого поколения.
Родители не могут дать то, чего сами не имеют. Поэтому они, если хотят, чтобы их дети были защищены родительской молитвой, должны сами жить в той благодатной традиции, в которой скристаллизовалось все истинное, доброе и жизнеспособное.
Молитва матери о своих детях
Боже! Создатель всех тварей, прилагая милость к милости, Ты соделал меня достойной быть матерью семейства; благодать Твоя даровала мне детей, и я дерзаю сказать: они Твои дети! Потому что Ты даровал им бытие, оживотворил их душою бессмертною, возродил их крещением для жизни, сообразной с Твоей волей, усыновил их и принял в недра Церкви Своей.
Господи! Умудри меня напечатлеть неизгладимыми чертами в уме и сердце детей моих опасение содружеств с не знающими страха Твоего, внушить им всемерное удаление от всякого союза с беззаконными; да не внимают они гнилым беседам; да не слушают людей легкомысленных; да не совратят их с пути Твоего дурные примеры; да не соблазнятся они тем, что иногда путь беззаконных благоуспешен в сем мире.
Отче Небесный! Даруй мне благодать всемерно беречься подавать детям моим соблазн моими поступками, но, постоянно имея в виду их поведение, отвлекать их от заблуждений, исправлять их погрешности, обуздывать упорство и строптивость их, воздерживать от стремления к суете и легкомыслию; да не увлекаются они безумными помыслами; да не ходят вслед сердца своего; да не забудут Тебя и Закона Твоего. Да не погубит беззаконие ума и здоровья их, да не расслабят грехи душевных и телесных сил их. Окропи их росою благодати Твоей; да преуспевают в добродетели и святости; да возрастают в благоволении Твоем и в любви людей благочестивых.
Отче щедрот и всякого милосердия! По чувству родительскому я желала бы детям своим всякого обилия благ земных, желала бы им благословения от росы небесной и от тука земного, но да будет с ними святая воля Твоя! Устрой судьбу их по Твоему благоволению, не лиши их в жизни насущного хлеба, ниспосылай им все необходимое во времени для приобретения блаженной вечности; будь милостив к ним, когда согрешат перед Тобою; не вменяй им грехов юности и неведения их; приведи в сокрушение их сердца, когда будут противиться руководству благости Твоей; карай их и милуй, направляя на путь, благоугодный Тебе, но не отвергай их от лица Твоего! Принимай с благоволением молитвы их; даруй им успех во всяком добром деле; не отврати лица Твоего от них во дни скорби их, да не постигнут их искушения выше сил их. Осеняй их Твоею милостью; да ходит ангел Твой с ними и сохранит их от всякого несчастия и злого пути.
Всеблагий Боже! Соделай меня матерью, веселящеюся о детях своих, да будут они отрадою моею в дни жизни моей и опорою мне в старости моей. Удостой меня, с упованием на Твое милосердие, предстать с ними на Страшном суде Твоем и с недостойным дерзновением сказать: Вот я и дети мои, которых Ты дал мне, Господи! Да совокупно с ними, прославляя неизреченную благость и вечную любовь Твою, превозношу пресвятое имя Твое, Отче, Сыне и Душе Святый, во веки веков. Аминь. (Составлена преподобным Амвросием Оптинским).
Предложения со словосочетанием «молитва матери»
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.
В каком смысле употребляется прилагательное животный в отрывке:
Её вдруг охватил животный ужас, отчаянное стремление бежать.
Неточные совпадения
Цитаты из русской классики со словосочетанием «молитва матери»
- Вот наконец мы пришли; смотрим: вокруг хаты, которой двери и ставни заперты изнутри, стоит толпа. Офицеры и казаки толкуют горячо между собою: женщины воют, приговаривая и причитывая. Среди их бросилось мне в глаза значительное лицо старухи, выражавшее безумное отчаяние. Она сидела на толстом бревне, облокотясь на свои колени и поддерживая голову руками: то была мать убийцы. Ее губы по временам шевелились: молитву они шептали или проклятие?
Значение слова «молитва»
Существует большое число определений моли́твы, которые не во всём совпадают друг с другом. (Википедия)
Значение слова «материть»
1. разг. ругать матом, матерно (Викисловарь)
Значение слова «матерь»
МА’ТЕРЬ, и, ж. (книжн. торж. устар.). То же, что мать. (Толковый словарь Ушакова)
Значение слова «мать»
Мать (мама; уменьшительно-ласкательное мамочка) — женщина-родитель по отношению к своему ребёнку. Многозначный термин различного восприятия в социальном, культурном или религиозном контексте. (Википедия)
Отправить комментарий
Значение слова «молитва»
Существует большое число определений моли́твы, которые не во всём совпадают друг с другом.
Значение слова «материть»
1. разг. ругать матом, матерно
Значение слова «матерь»
МА’ТЕРЬ, и, ж. (книжн. торж. устар.). То же, что мать.
Значение слова «мать»
Мать (мама; уменьшительно-ласкательное мамочка) — женщина-родитель по отношению к своему ребёнку. Многозначный термин различного восприятия в социальном, культурном или религиозном контексте.
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Молитва мать добродетелей
Пост и молитва – это два крыла, которые возносят христианина в Царствие Небесное, – говорят Святые Отцы Православной Церкви. В нынешние спасительные дни Великого Поста мы побеседовали о молитве с монахом Виктором, насельником одного из монастырей Русской Православной Церкви.
– Отец Виктор, что такое молитва? Какова ее роль в духовной жизни христианина?
– Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, – говорит святитель Филарет Московский. Она есть щит для верующего и его оружие, утешение и обличение, врач душевных и телесных недугов, ходатай для него всех благ земных и небесных. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет:
«Молитва есть созерцание Бога, дерзновенная беседа твари с Творцом, благоговейное стояние души пред Ним, как пред Царем и Само-Животом, дающим всем живот; забвение для Него всего окружающего нас, пища души, воздух и свет, животворная теплота ее, очищение грехов, благое иго Христово, легкое бремя Его.
Молитва – постоянное чувство своей немощи, или нищеты духовной, освящение души, предвкушение будущего блаженства, блаженство ангельское, небесный дождь, освежающий, напояющий и оплодотворяющий землю души, сила и крепость души и тела, очищение и освежение мысленного воздуха, просвещение лица, веселие духа, златая связь, соединяющая тварь с Творцом, бодрость и мужество при всех скорбях и искушениях жизни, светильник жизни, успех в делах, равноангельное достоинство, утверждение веры, надежды и любви.
Молитва – сообщество с Ангелами и святыми, от века Богу угодившими.
Молитва – исправление жизни, мать сердечного сокрушения и слез; сильное побуждение к делам милосердия; безопасность жизни; уничтожение страха смертного; пренебрежение земными сокровищами; желание небесных благ; ожидание всемирного Судии, общего воскресения, жизни будущего века; усиленное старание избавиться от вечных мучений; непрестанное искание милости (помилования) у Владыки; хождение пред очами Божиими; блаженное исчезание пред всесоздавшим и всеисполняющим Творцом; живая вода души, вмещение в сердце всех людей любовью; низведение неба в душу; вмещение в сердце Пресвятой Троицы, по сказанному: „к нему приидем и обитель у него сотворим“».
Роль молитвы огромна. Она является матерью всех добродетелей, т. к. Господь сказал: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7–8).
– Что такое молитвенное правило? Обязательно ли оно должно быть у каждого христианина? Является ли грехом невыполнение утренних и вечерних молитв, содержащихся в православных молитвословах?
– Молитвенное правило – свод обязательных для выполнения ежедневных молитв. По своему размеру правила бывают разные, от совсем кратких до многочасовых. Совершенные же христиане всю жизнь проводят в непрестанной молитве. Для них вся жизнь – молитвенное правило.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если попытаться объяснить значение молитвенного правила через земные аналогии, можно сравнить его с утренней гимнастикой. Когда человек ежедневно делает по утрам зарядку, он бывает бодрым и здоровым. Но если он начинает лениться, то постепенно расслабляется, и к нему прилепляются различные болезни.
Так и молитвенное правило – это ежедневная гимнастика нашего внутреннего человека ради его духовного здоровья. Кроме того, правило дисциплинирует, помогает развить силу воли, когда христианин молится, вопреки своему нежеланию и лени.
Вначале молитвенное правило представляет для верующего определенную трудность, но затем превращается в минуты успокоения и духовного утешения.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет:
«Разве мы всуе ежедневно читаем по несколько раз „Трисвятое“, и „Отче наш“, и прочие молитвы утренние и вечерние? Разве не очищаемся посредством их от грехов наших, скверн наших, разве не избавляемся от искушений, бед и обстояний? Разве всуе остается изображение крестного знамения? О, нет! Оно непрестанно действует благотворно на нас и на тех, на ком с верою изображаем оное, особенно священническое благословение».
Наконец, утренние молитвы помогают человеку провести день, а вечерние – сохраниться от ночных искушений.
«Чтобы провести день весь совершенно свято, мирно и безгрешно, – наставляет Кронштадтский пастырь, – для этого единственное средство – самая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна. Она введет в сердце Христа со Отцом и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла; только хранить сердце свое надобно».
В свете приведенных слов Святого ясно, что оставление утренних и вечерних молитв, как и вообще молитвенного правила, в первую очередь лишает человека помощи и защиты Божией, что само по себе должно почитать большой потерей. Ну, и, конечно же, это грех, в котором надо приносить покаяние на Исповеди.
– Что Вы можете сказать о чтении Псалтири, Евангелия, Апостола? В миру, к сожалению, многие христиане совсем не читают эти душеспасительные книги…
– Псалтирь, Евангелие, Апостол есть Слово Божие, Священное Писание. Чтение Священного Писания является Заповедью Божией. В молитвах мы изливаем наши прошения Богу, а через Писания Господь нам отвечает. Когда мы их читаем, Сам Бог беседует с нами. Чтение и изучение Библии, а особенно Евангелия и Псалтири, очищает душу, низводит на нее милость Божию, укрепляет и подает силу к противостоянию искушениям.
– Расскажите, пожалуйста, о поклонах. Какую роль они играют в домашней (келейной) молитве?
– Поклоны – выражение нашего смирения. Если мы кланяемся человеку, смиряемся перед ним. Если кланяемся Богу, это знак нашего смирения перед Господом. Священномученик Петр Дамаскин говорит:
«Поклоны суть коленопреклонения, и выражают, что в образе раба, без возношения, повергается [человек] пред Богом и людьми, когда погрешил в чем-либо. Чтобы было место оправданию его, когда он вовсе не противоречит».
Святые Отцы наставляли, что утруждение своего тела поклонами необходимо в молитвенном подвиге. Преподобный Никодим Святогорец указывал: «Недостаточно молитвы, когда кто не приутрудит на ней тело свое поклонами».
– Что такое молитва Иисусова? В чем ее особенности? Почему она особенно похваляется Святыми Отцами?
– Отвечу Вам словами святителя Симеона Солунского:
молитва Иисусова есть «и обет, и исповедание Веры, подательница Духа Святаго, Божественных Даров, сердца очищение, бесов изгнание, Иисуса Христа вселение, духовных разумений и божественных помыслов источник, грехов отпущение, душ и телес врачевание; и еще божественного просвещения подательница, милости Божией источник, смиренным даровательница откровений тайн Божественных, единственная спасительница, яко имя Спасителя нашего Бога в себе носящая, имя Иисуса Христа, Сына Божия. И несть иного имени под небом, имже подобает спастися нам».
Особенность Иисусовой молитвы заключается во многократном, а со временем и непрестанном ее повторении. Сама же она является принадлежностью исключительно православных христиан. Творение ее еретиками или иноверцами приводит, как правило, к плачевным последствиям.
– Обязательно ли монахам творить Иисусову молитву?
– Для монаха молитва Иисусова – обет. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Монах, не имеющий Иисусовой молитвы, – обожженная головешка».
– Могут ли молиться этой молитвой миряне?
– Не только могут, но и обязаны. Однако не надо стремиться сразу к высоким молитвенным состояниям и созерцаниям. Устная молитва, внимательно творимая в покаянном духе, – превосходное занятие для каждого православного христианина, особенно тогда, когда под рукой нет молитвослова или нет возможности по нему молиться. Современный делатель Иисусовой молитвы иеросхимонах Рафаил (Берестов) советует всем православным читать Иисусову молитву.
– Нужно ли брать благословение на молитву именем Господним?
– Конечно! Вообще, на всякое делание духовное православный христианин обязан благословляться у своего духовника или хотя бы у приходского священника.
– Расскажите о степенях Иисусовой молитвы. Как происходит возрастание молящегося в ней?
– Преподобный Варсонофий Оптинский разделяет возрастание в Иисусовой молитве на четыре ступени.
«Первая ступень – молитва устная, когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большие усилия, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение.
Вторая ступень – молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувство заодно. Тогда молитва совершается безпрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал – молитва все совершается.
Третья ступень – это уже молитва творческая, которая способна передвигать горы одним словом. Такую молитву имел, например, преподобный Марк Фраческий.
Наконец, четвертая ступень – это такая высокая молитва, которую имеют Ангелы и которая дается, может быть, одному из всего человечества».
Возрастание в молитве происходит постепенно и незаметно. Святые Отцы предостерегают молитвенника от измерения той ступени, на которой он находится. «Измерять свое состояние, – говорит преподобный Варсонофий, – было бы фарисейской гордостью». Необходимо стараться лишь о возгревании в душе покаянных чувств и о внимательном, неспешном произношении слов молитвы. А Господь Сам, в известное Ему время, возводит молящегося на более высокую ступень молитвенного подвига.
– Нужны ли какие-то особенные условия для упражнения в молитве Иисусовой, например, уединение, ограниченное общение с ближними и т.п.?
– Святые Отцы советуют, в первую очередь, стараться поддерживать мир с ближними своими. Преждевременное уединение новоначальным они запрещают, чтобы они не возмечтали о себе, как о безстрастных. Конечно, лучше творить молитвенное правило в уединенной комнате. Затворничать же не следует. Это не наша мера.
– Многие Святые Отцы пишут о вещественных пособиях при занятиях Иисусовой молитвой: творя ее, садиться на низком стуле, стеснять дыхание, закрывать глаза и т.д. Что Вы можете сказать по этому поводу?
– Святитель Игнатий признавал такие способы исключением из правил и советовал следовать общему порядку, усердствуя лишь о том, чтобы заключать ум в слова молитвы.
– Многие не приступают к Иисусовой молитве, опасаясь впасть в прелесть. Действительно ли существует такая опасность и является ли она уважительной причиной, чтобы не заниматься этой молитвой? Как уберечься от сетей вражиих?
– Сейчас многие и без молитвы Иисусовой пребывают в прелести. «Зараженные прелестию „мнения“ встречаются очень часто, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате или предании произвольно, по своему усмотрению или по учению инославному, находится в этой прелести. Степению уклонения и упорства в уклонении определяется степень прелести». Разумеется, таким людям ни в коем случае не следует браться за молитву Иисусову, прежде покаяния в заблуждениях.
Впадение же в прелесть при занятиях Иисусовой молитвой бывает при неправильном ее прохождении. Преподобный Варсонофий Оптинский говорит: «Да, действительно, бывали случаи, когда люди впадали в прелесть, но отчего? Оттого, что брались за эту молитву самочинно и, взявшись, сразу пытались, как говорится, влезть на небо. Ну, и срывались».
А преподобный Амвросий Оптинский учил, что при занятии устной Иисусовой молитвой случаи впадения в прелесть бывают нечасто, в то время как при упражнениях в умной и умно-сердечной молитве, особенно без опытного духовного руководства, они – не редкость.
Если же человек берется за молитву с благословения своего духовника, если старается сохранять ему послушание и все открывать, если не стремится к возвышенным духовным состояниям, а смиренно творит устную молитву и ищет в ней покаяния и прощения грехов, тогда такому молитвеннику его делание послужит только во спасение.
Кстати, духоносные старцы, сами стяжавшие высокие степени молитвы, иногда запрещали своим ученикам заниматься умной и умно-сердечной молитвой. Например, преподобный Паисий Величковский дал заповедь своему ученику иеросхимонаху Афанасию, старцу преподобного Макария Оптинского, всю жизнь творить устную молитву, и тот смиренно исполнял наставление своего учителя.
– Творения каких Святых Отцов о молитве вообще и Иисусовой в частности Вы бы посоветовали почитать новоначальным?
– В первую очередь творения наших русских Святых Отцов: святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобных Оптинских Старцев, святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника. Особенно подробно и доступно освещает молитвенное делание святитель Игнатий. Можно также посоветовать «Умное делание» игумена Харитона Валаамского и сборник о молитве игумена Тихона Вышенского, сподвижника святителя Феофана Затворника. В писаниях этих Святых Отцов можно почерпнуть все необходимые знания о молитве.
Го́споди, поми́луй.
1 Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечисти́вых и на пути́ гре́шных не ста, и на седа́лищи губи́телей не се́де,
2 но в зако́не Госпо́дни во́ля его́, и в зако́не Его́ поучи́тся день и нощь.
3 И бу́дет я́ко дре́во насажде́нное при исхо́дищих вод, е́же плод свой даст во вре́мя свое́, и лист его́ не отпаде́т, и вся, ели́ка а́ще твори́т, успе́ет.
4 Не та́ко нечести́вии, не та́ко, но я́ко прах, его́же возмета́ет ветр от лица́ земли́.
5 Сего́ ра́ди не воскре́снут нечисти́вии на суд, ниже́ гре́шницы в сове́т пра́ведных.
6 Яко весть Госпо́дь путь пра́ведных, и путь нечисти́вых поги́бнет.
Молитва – матерь всех добродетелей
Итак, делание умной молитвы состоит в том, чтобы принудить себя постоянно произносить молитву, непрерывно. В начале быстро: чтобы ум не успевал образовывать помысел рассеяния. Обращай внимание только на слова: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного”. Твори непрестанно молитву вместе и умом, и устно. Когда устает язык, молись умом, когда отяжелеет ум, пусть снова начинает язык, только не останавливайся. Когда будешь произносить эти слова долгое время, ум привыкает к ним и сам начинает их произносить. И начинаешь услаждаться так, как будто у тебя мед во рту. И постоянно хочется их произносить. Если оставляешь их, то чувствуешь себя очень стесненным.
Молитва мать добродетелей
Были напечатаны по благословению Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия Сохраняйте и распространяйте.
Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Воспитание»:
Стеною несокрушимою стани, Небесная Царица, чадом моим, да под Твоим блаженным Покровом возмогут содеяти множество благих дел, да с ними зову Тебе сице. Воспитай чад моих ведущими творити волю Сына Твоего и Бога. Воспитай чад моих ненавидящими грех и всякое беззаконие. Воспитай чад моих в чистоте непорочной. Воспитай чад моих восходящими по лествице живота своего на кийждо день. Воспитай чад моих в горести обрещающа очи свои к Твоему милосердию. Воспитай чад моих в послушании и целомудрии Тебе служащих. Воспитай, Владыце, чад моих (имена) достойна Небесного Царствия и наследниками вечных благ их сотвори. (Из акафиста)
Молитва Господу:
Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей детей моих (имена) и обрати их на покаяние. Спаси, Господи, и помилуй детей моих (имена) и просвети им ум светом разума Евангелия Твоего и настави их на стезю заповедей Твоих и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты есть Бог наш.
Молитва к Божией матери:
О пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещенных и безымянных, и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их во страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Носподу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.
Молитва об исцелении болящего ребенка:
О, Матерь Милосердная! Ты видишь жестокую скорбь, терзающую мое сердце! Ради той скорби, которою пронзалась Ты, когда страшный меч прошел в душу Твою при горьком страдании и смерти Божественного Сына Твоего, молю Тебя: помилуй бедное дитя мое, болящее и увядающее, и если не противно то воле Божией и его спасению, исходатайствуй ему здравие телесное у Всемогущего Твоего Сына, Врача душ и телес, Который исцеляет всякую болезнь и всякую немощь, и сжалившись над слезами матери, рыдавшей о потере единственнаго сына, возбудил его от смерти и отдал ей его. О, Любвеобильная Матерь! Воззри, как побледнело лицо моего детища, как горят от недуга все жилы его, и умилосердись над ним, да не похитит его смерть на заре жизни, но да спасется оно Божией помощью и послужит с радостию сердца Твоему Единородному Сыну, Господу и Богу своему. Аминь.
О воспитании детей в христианском благочестии (Мученице Софии):
О, многострадальная и премудрая великомученице Христова Софие! Ты душею на небеси у престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления; призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред мощами твоими, просящия твоея помощи;простри ко Господу святые молитвы твоя о нас, и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь; умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшном Суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Молитва о вразумлении детей:
Господи, Ты Един вся веси, все можеши и всем хочешь спастись и в разум Истины придти. Вразуми детей моих (имена) познанием Истины Твоея Святыя и укрепи их ходити по заповедям Твоим, и меня, грешную, помилуй.
Молитва на благословление учения:
Благослови Господи на всякое время низпослати на отрока сего ______ Духа премудрости и разума, и обрести ум и уста, и просвети сердце его от всякия скорби, заступи, спаси, помилуй и сохрани его, Боже, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Когда детям трудно дается учение:
Господи Иисусе Христе Боже наш, вселивыйся в сердца двунадесятих Апостолов нелицемерно, благодатию Всесвятаго Духа, сошедшаго в виде огненных язык, и сих устно отверзый, и начаша глаголати иными языки. Сам, Господи Иисусе Христе Боже наш, низпосли того Духа Твоего Святаго, на отроча сие, ______ и насади во ушеса сердца его Священныя Писания, яже рука Твоя пречистая на скрижалех начерта законоположнику Моисею, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва о благосостоянии детей в обществе и их жизненном устройстве (Святителю Митрофану Воронежскому):
О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Митрофане! Приими сие малое моление от нас грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего Иисуса Христа, яко да призрев на ны милостивно, подаст нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорбей и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносне и вся на пользу жития нашего потребная, да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его бесконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.
О целомудрии и благополучном замужестве дочерей (Святителю Николаю Чудотворцу):
О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче и везде в скорбех скорый помощниче! Помози ми, грешному и унылому в настоящем житии, умоли Господа Бога даровати ми, оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Ангелу-Хранителю:
Святый Ангеле-Хранителю моих чад (имена), покрый их твоим покровом от стрел демонов, от глаз обольстителя и сохрани их сердце в ангельской чистоте. Аминь.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Молитва на родительское благословение:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий благослови, освяти, сохрани сие чадо мое силою животворящего Креста Твоего.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.