Содержание
Святыни Киево-Печерской Лавры: шапка Марка Гробокопателя
О преподобном Марке Гробокопателе, святом, который повелевал мертвыми, следующее рассказывает Киево-Печерский Патерик.
Преподобный Марк подвизались в Киево-Печерской обители в конце XI и самом начале XII вв.
Занятием преподобного Марка было копать пещеры и готовить каморы – места для погребения братии (оттого он назывался Печерник, то есть живущий в пещере). Но и при таком простом труде подвижник достиг необычайно духовного совершенства. Живя в пещере, преподобный своими руками копал такие могилы и на своих плечах выносил вон землю. День и ночь трудясь для Господа, преподобный приготовил много мест для погребения братии. Подвижник не брал за свой труд ничего; если же кто добровольно давал ему что-нибудь, он принимал и все раздавал нищим. В безмолвии трудясь и бодрствуя день и ночь, прп. Марк однако не удовлетворялся этими трудами и подвигами. Смиряя плоть свою постом, бдением и молитвой, для полного умерщвления ее он возложил на чресла свои тяжелые вериги и воздерживался даже в употреблении воды: когда мучила жажда, он пил воды лишь столько, сколько вмещалось в его медном кресте, который он всегда носил с собою.
Богу угодны были непрестанные труды и подвиги прп. Марка, и Он сподобил Печерника такой чудесной силы, что даже мертвецы слушались его голоса.
Однажды Марк, по обычаю копая могилу, утомился до изнеможения и оставил место тесным и нерасширенным. Случилось, что в этот же день умер один болевший инок и для него не нашлось другой могилы, кроме этой узкой и неудобной. Тогда же было в обычае хоронить тело умершего в день его смерти. Поэтому скоро принесли мертвого в пещеру к недоконченной каморе и вследствие тесноты с трудом уложили его. Ни убрать мертвого, ни поправить на нем одежд, ни даже возлить на него елей оказалось совершенно невозможным, настолько узким и неудобным было место. Тогда братия возроптали на Марка. Печерник же со смирением низко кланялся всем и говорил: «Простите меня, отцы святые, за немощью не докончил я». Но братия еще больше бранили и укоряли его. Тогда Марк, обратившись к мертвому, сказал ему: «Брат, место тесно; так потрудись ты сам, возьми масло и возлей на себя». И мертвый, приподнявшись немного, простер руку, взял масло, возлил его крестообразно на грудь и лицо свое и, отдавши сосуд, сам перед всеми прибрал себя, лег и уснул. Страх и трепет объяли всех, видевших такое чудо.
Другой брат после долгой болезни помер. Один из друзей его отер губкой тело покойного и пошел в пещеру посмотреть место, где будет лежать тело усопшего. Он спросил об этом Марка Печерника, но блаженный отвечал ему: «Пойди и скажи брату: подожди до завтра, пока ископают тебе место, тогда и отойдешь от жизни на покой». «Отче, – возразил Марку пришедший инок, – кому говорить ты велишь? Я уже губкою отер его мертвое тело». Но преподобный снова повторил ему: «Ты видишь: место еще не готово. Я велю тебе – иди и скажи умершему: грешный Марк говорит тебе: проживи еще этот день, а завтра отойдешь к желаемому тобою Христу, Господу нашему. Когда приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобою».
Повинуясь прп. Марку, инок возвратился в монастырь. Здесь все братия совершали погребальное пение над усопшим. Тогда инок встал перед ними и обратился к покойному с такими словами: «Марк говорит тебе, что место тебе еще не приготовлено, подожди до утра». Все удивлялись этим словам. Но еще более изумительно было то, что по этому слову душа усопшего возвратилась в тело его; он открыл глаза и всю ночь оставался живым, с открытыми глазами, только не говорил ничего. На другой день друг его опять пошел в пещеру узнать, готово ли место. Блаженный Марк встретил его и сказал: «Пойди и скажи ожившему: Марк говорит тебе: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; готово место для тела твоего. Дух свой предай Богу, а тело твое будет положено здесь, в пещере со святыми отцами».
Брат пошел и передал ожившему другу слова прп. Марка. Тот на глазах у всех, пришедших посетить его, тотчас смежил очи и предал дух свой Богу. Он был погребен в пещере, на приготовленном для него месте. И все дивились этому чуду.
Мощи прп. Марка Гробокопателя
В настоящее время над мощами прп. Марка, которые размещены для поклонения в Ближних пещерах, висят тяжелые вериги, свидетельствующие о подвигах и трудах преподобного, и памятник воздержания его – медный крест, из которого он пил воду. И многие, с верою приходящие ко святым мощам прп. Марка и с благоговением пьющие воду из его медного креста, освященного его устами, по молитве святого получают исцеление от всех недугов и болезней.
В храме «Живоносный Источник» служатся молебны с одеванием шапки преподобного Марка Гробокопателя
Шапка (металлический головной убор весом в четыре килограмма) преподобного постоянно находится в храме «Живоносный Источник». Ежедневно, с понедельника по пятницу, в 8.30, в субботу — в 10.30 (кроме воскресенья) совершаются молебны о здравии с надеванием в конце моления на головы молящихся шапки преподобного Марка (расписание молебнов может меняться, уточняйте на сайте Киево-Печерской Лавры).
Верующие, надевая головной убор, который носил Печерский подвижник, просят у него молитвенной помощи в несении своего креста, просят исцеления от недугов, крепости в вере.
При чем молятся гробокопателю
11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах
15 марта (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов
О преподобных Марке Гробокопателе, Феофиле Плачливом и Иоанне (XI–XII) рассказывает Киево-Печерский Патерик. Два брата-инока, преподобные Феофил и Иоанн, так любили друг друга, что упросили преподобного Марка приготовить им одну могилу.
Преподобные Марк, Иоанн и Феофил подвизались в Киево-Печерской обители в конце XI и самом начале XII вв.
Занятием преподобного Марка было копать пещеры и готовить каморы – места для погребения братии (оттого он назывался Печерник, то есть живущий в пещере). Но и при таком простом труде подвижник достиг необычайно духовного совершенства. Живя в пещере, преподобный своими руками копал такие могилы и на своих плечах выносил вон землю. День и ночь трудясь для Господа, преподобный приготовил много мест для погребения братии. Подвижник не брал за свой труд ничего; если же кто добровольно давал ему что-нибудь, он принимал и все раздавал нищим. В безмолвии трудясь и бодрствуя день и ночь, прп. Марк однако не удовлетворялся этими трудами и подвигами. Смиряя плоть свою постом, бдением и молитвой, для полного умерщвления ее он возложил на чресла свои тяжелые вериги и воздерживался даже в употреблении воды: когда мучила жажда, он пил воды лишь столько, сколько вмещалось в его медном кресте, который он всегда носил с собою.
Богу угодны были непрестанные труды и подвиги прп. Марка, и Он сподобил Печерника такой чудесной силы, что даже мертвецы слушались его голоса.
Брат пошел и передал ожившему другу слова прп. Марка. Тот на глазах у всех, пришедших посетить его, тотчас смежил очи и предал дух свой Богу. Он был погребен в пещере, на приготовленном для него месте. И все дивились этому чуду.
Сказав это, Ангел поставил сосуд перед Феофилом и стал невидим. Блаженный Феофил тотчас призвал игумена и поведал ему явление Ангела и речи его. Показав игумену оба сосуда: один полный слез, а другой – благовония, несравнимого ни с какими ароматами, преподобный просил вылить их при погребении на его тело.
В настоящее время над мощами прп. Марка висят тяжелые вериги, свидетельствующие о подвигах и трудах преподобного, и памятник воздержания его – медный крест, из которого он пил воду. И многие, с верою приходящие ко святым мощам прп. Марка и с благоговением пьющие воду из его медного креста, освященного его устами, по молитве святого получают исцеление от всех недугов и болезней.
Память святых угодников Божиих преподобных Марка Печерника-гробокопателя, Иоанна и Феофила Плачливого издавна празднуется всей Русской Церковью.
Святые выступали не только посредниками между частными верующими и Богом, донося до него молитвы, они скрепляли различные сферы жизни с христианством. Они организовывали жизнь и наглядно показывали, какие занятия подходят для верующего, а какие – нет. А так как телесная смерть с точки зрения христиан неизбежна, то нет ничего удивительного в том, что у людей, ухаживающих за могилами и организующих похороны, есть и свои святые-покровители.
В Русской Православной Церкви покровителем всех причастных к похоронному делу можно назвать преподобного Марка Печерского, или Марка Гробокопателя. Согласно церковному преданию, он был монахом в Киево-Печерской Лавре на рубеже XI – XII вв. Преподобный Марк не был богословом или выдающимся проповедником – Церковь утверждает, что его подвиг веры состоял в искреннем благочестии, а также в самоотверженном служении ближнему.
Именно на Марка в обители легла обязанность копать могилы для умерших членов братии. Нужно помнить, что Киево-Печерская Лавра расположена на плато над пещерами, и любая работа, связанная с землёй, давалась там очень тяжело. Но Марк, видимо, посвятил ей большую часть своей жизни с таким усердием и смирением, не требуя для себя никакой награды, что столь незамысловатое, на первый взгляд, занятие позволило ему снискать святость.
Именно с работой могильщика связаны и чудеса Марка, обязательный атрибут почитаемого праведника:
- Согласно церковным преданиям, однажды Марк не успевал выкопать могилу для умершего монаха, и попросил того воскреснуть и немного подождать. Мертвец удовлетворил просьбу, и сутки просидел молча, пока Марк заканчивал работу.
- В другой раз ему не удалось завершить труд из-за усталости – преподобный просто уснул неподалёку от незаконченной могилы. В результате мертвеца в неё положили неудобно, так, что не могли совершить обязательный ритуал осенения его крестом из елея. Но когда монахи начали роптать, мертвец по просьбе Марка самостоятельно зачерпнул елей и разлил его на себя в форме креста.
Любопытно, что цельность образа Марка Печерского, у которого и биография, и творимые им чудеса отсылают к сфере, которой он покровительствует – скорее исключение, чем правило. Зачастую святые становятся покровителями той или иной сферы жизни или профессии по косвенным признакам: из-за одного конкретного чуда, детали биографии, по аналогии с другими профессиями или даже из-за конкретной детали иконографии. Типичным примером этого может служить святой Антоний Великий, который чаще всего выступает покровителем гробокопателей в Римской Католической Церкви.
К работе гробовщика святой Антоний имел небольшое отношение, но того факта, что самые важные события в его жизни происходили в гробнице, оказалось достаточно для признания его святым покровителем этой профессии в католицизме. Хотя связь Антония с могилами является скорее специфическим мотивом Католической Церкви, его также почитают и православные, так как он удостоился своего титула задолго до церковного раскола.
В католической церкви существует ещё один святой, покровительствующий могильщикам и кладбищам – святой Рох. Родившийся в семье французского аристократа в начале 14 века, Рох, согласно житию, раздал всё имущество бедным и отправился в Италию, где долгие годы работал в госпитале. Хотя затем он отправился в лес, где стал жить в качестве отшельника, на его образ святого повлияла в первую очередь забота о больных.
Через сто лет после смерти святого Роха Европу захлестнула эпидемия чумы, известной как Чёрная Смерть. По некоторым оценкам, она унесла жизни около трети европейцев того периода. Это повлияла на экономику, политику, культуру и, разумеется, религию. Множество людей искало защиты в Церкви, изменяя и переосмысляя традиции почитания предшествующих святых. Одним из них стал святой Рох.
Первоначально ему молились, как целителю, и даже включили в так называемых Четырнадцать святых помощников, особо покровительствовавших больным чумой. Но люди, заражавшиеся страшной болезнью, умирали так часто, что связь между ней и смертью стала нерушимой. В результате и святые, покровительствующие борьбе с ней, сами стали ассоциироваться со смертью.
На изображениях Роха в эпоху после чумы часто можно найти символы смерти, так называемые memento mori, а его самого начали изображать не в виде лекаря, а в виде больного, страдающего вместе с простыми верующими. Тогда же среди профессий, которым он покровительствует, появились и организаторы похорон.
С течением веков похоронное ремесло менялось, как менялись и похоронные традиции. На смену гробовщикам и гробокопателям пришли распорядители похорон и ритуальные службы. Но хотя похороны и изменились, святые-покровители тех, кто помогает людям упокоится с миром, остались прежними. В XXI веке верующие христиане, работающие в похоронной сфере, считают своими покровителями святых Марка Печерского, Антония Великого и Роха.
Возможно, вам будет интересно:
Не зря солнцем Киева называют Киево-Печерскую лавру. Вокруг нее веками вращается история Киевской Руси. Ее сияние началось с тихого света лампад, что загорелись в пещерах лавры почти десять веков назад. Сегодня мощи святых подвижников покоятся в г
робах ближних и дальних пещер. Святые мощи Марка Гробокопателя тоже относятся к их числу. Всего их – 120.
Этот святой подвижник после принятия святого ангельского образа жил в пещере во времена святого отца Феодосия в конце XI — начале XII века. Подражая подвигам святых печерских отцов, он утончал свою плоть великим воздержанием, дневной мерой воды для него служил его медный полый крест, куда он ее вливал, а пищей — сухой хлеб, который монах вкушал не каждый день. Преподобный ископал целые улицы в пещерах и не только для молитв, но и для погребения умершей братии. В этом заключалось его особое послушание.
Непрестанно трудясь в своем богоугодном деле, он не имел никакого желания получать земные блага, находясь в ожидании великой награды на Небесах. И даже если ему и давали какую-нибудь плату, он сразу же раздавал ее бедным и убогим.
Много очень интересных историй связано со святым Марком Гробокопателем. Однажды он изнемог, утрудившись, и сделал одну из могил узкой. В этот же день один из монахов по болезни почил, а так как другой могилы не было, его положили с большим трудом в это тесное место. Братии это не понравилось, и она стала роптать на монаха Марка, так как не смогла возлить елея на умершего.
Тогда преподобный попросил усопшего брата немного сдвинуться и из-за тесноты ложа самому возлить на себя елей. Вдруг по слову монаха каким-то чудесным образом усопший немного приподнялся, взял в свою руку елей и крестообразно возлил его на себя. Затем, вернув сосуд и оправившись, лег и почил. При виде такого всех объял поразительный страх и трепет.
Был и другой случай, когда святой Марк Гробокопатель не успел приготовить место для новоприставленного инока. Другой же инок, обтерев усопшего губкой, отправился в пещеру посмотреть на то место, где будет покоиться его тело.
Встретив на своем пути Марка, он поинтересовался о том, готово ли место. Но тот попросил передать усопшему подождать еще немного. Но инок удивленно произнес, что уже обтер мертвое тело монаха и ушел. Придя в монастырь, он увидел, как братия совершала пение по усопшему. Тогда он сказал мертвому брату все слова, которые передал ему прп. Марк, что место еще не готово и надо подождать.
Как только он произнес переданные блаженным Марком слова, к усопшему мгновенно вернулась душа. Он открыл глаза, не разговаривая, и прожил тот срок, о котором так просил Марк. Утром, когда место было готово, тело усопшего было положено, и дух сразу же отправился к Богу.
Вот и еще одна история, которая была связана с прп. Марком. Однажды он приготовил могилу для братьев Феофила и Иоанна, последнего Господь призвал ранее другого брата, и его похоронили на месте, которое должен был занять старший — Феофил. Оно находилось немного выше по своему расположению.
Феофила в монастыре в это время не было, его отправили выполнять послушание. Вернувшись, сначала он омыл слезами скорбь по ушедшему брату, а потом очень возмутился, увидев, что брата положили на его место, и вознегодовал на монаха. Тогда прп. Марк попросил мертвеца немного сдвинуться вниз, и тот сразу же исполнил просьбу преподобного. Пораженный увиденным, Феофил сильно раскаялся и потом всю жизнь вел себя благочестиво, в памяти смертной каждый день проливая слезы и доведя себя таким образом до физиологической слепоты, но воззрев духовно. Теперь мощи святых братьев Феофила и Иоанна покоятся рядом с мощами прп. Марка.
Блаженный Марк Гробокопатель изнурял себя ношением тяжелых железных вериг. Он день и ночь проводил в непрестанной молитве с соблюдением строгого поста, как Сам Господь.
Бог открыл преподобному время его кончины, а когда оно наступило, он позвал инока Феофила, вместе с ним они долго постились и молились. Прп. Марк сам себе ископал могилу и после смерти был похоронен в Ближних пещерах. Его святыми реликвиями стали вериги, шапка и чудотворный медный крест, которыми он своими устами и освятил.
Результат антропологических исследований показал, что прп. Марк представился в возрасте около 40 лет.
Теперь же многие приходящие к его святым мощам по молитве своей получают исцеление и разрешение разных судьбоносных дел.
Печерские подвижники стали носителями благодати Духа Святого и совершенной нравственности. Их нетленные мощи в лаврских пещерах — это дар Божией Милости за особенную любовь к ближним и святость жизни.
Православная церковь торжественно поминает его имя в составе Собора Киево-Печерских преподобных почивающих в Ближних пещерах 11 января и 11 октября по новому календарю.
Никогда не надо забывать о наших святых небесных защитниках, которые, слыша наши молитвы, в любую минуту готовы донести их до Господа.
Некоторые люди вместе с нательным крестом или по особым дням носят нательную иконку преподобного Марка Гробокопателя или иконку какого-нибудь другого святого покровителя близкого по духу. Так верующие пытаются защититься от козней нечистой силы, получают исцеление от недугов, закаляются стойкостью духа в различных житейских ситуациях.
Святый преподобный отче Марке, моли Бога о нас!
Преподобный Марк Гробокопатель: житие, икона, молитва
Не зря солнцем Киева называют Киево-Печерскую лавру. Вокруг нее веками вращается история Киевской Руси. Ее сияние началось с тихого света лампад, что загорелись в пещерах лавры почти десять веков назад. Сегодня мощи святых подвижников покоятся в г
робах ближних и дальних пещер. Святые мощи Марка Гробокопателя тоже относятся к их числу. Всего их – 120.
Марк Гробокопатель. Житие
Этот святой подвижник после принятия святого ангельского образа жил в пещере во времена святого отца Феодосия в конце XI — начале XII века. Подражая подвигам святых печерских отцов, он утончал свою плоть великим воздержанием, дневной мерой воды для него служил его медный полый крест, куда он ее вливал, а пищей — сухой хлеб, который монах вкушал не каждый день. Преподобный ископал целые улицы в пещерах и не только для молитв, но и для погребения умершей братии. В этом заключалось его особое послушание.
Непрестанно трудясь в своем богоугодном деле, он не имел никакого желания получать земные блага, находясь в ожидании великой награды на Небесах. И даже если ему и давали какую-нибудь плату, он сразу же раздавал ее бедным и убогим.
Блаженный Марк Гробокопатель окончательно победил «похотствующего на дух» врага рода человеческого, умертвив свою плоть, не только заточением в пещере, но бдением, постом, воздержанием от сна, голодом, тяжелым физическим трудом и железным опоясанием. Он, практически как ангел, явил себя бесплотным на деле и поэтому не боялся смерти, а точнее, она боялась его, как гласа и архангельской трубы, потому что этого святого подвижника Господь наделил такой мощной силой чудотворения, что его слушались даже мертвые, и все это подтверждали происходящие чудеса.
Чудесные деяния
Много очень интересных историй связано со святым Марком Гробокопателем. Однажды он изнемог, утрудившись, и сделал одну из могил узкой. В этот же день один из монахов по болезни почил, а так как другой могилы не было, его положили с большим трудом в это тесное место. Братии это не понравилось, и она стала роптать на монаха Марка, так как не смогла возлить елея на умершего.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Тогда преподобный попросил усопшего брата немного сдвинуться и из-за тесноты ложа самому возлить на себя елей. Вдруг по слову монаха каким-то чудесным образом усопший немного приподнялся, взял в свою руку елей и крестообразно возлил его на себя. Затем, вернув сосуд и оправившись, лег и почил. При виде такого всех объял поразительный страх и трепет.
Воскрешение монаха
Был и другой случай, когда святой Марк Гробокопатель не успел приготовить место для новоприставленного инока. Другой же инок, обтерев усопшего губкой, отправился в пещеру посмотреть на то место, где будет покоиться его тело.
Встретив на своем пути Марка, он поинтересовался о том, готово ли место. Но тот попросил передать усопшему подождать еще немного. Но инок удивленно произнес, что уже обтер мертвое тело монаха и ушел. Придя в монастырь, он увидел, как братия совершала пение по усопшему. Тогда он сказал мертвому брату все слова, которые передал ему прп. Марк, что место еще не готово и надо подождать.
Как только он произнес переданные блаженным Марком слова, к усопшему мгновенно вернулась душа. Он открыл глаза, не разговаривая, и прожил тот срок, о котором так просил Марк. Утром, когда место было готово, тело усопшего было положено, и дух сразу же отправился к Богу.
Братья Фефил и Иоанн
Вот и еще одна история, которая была связана с прп. Марком. Однажды он приготовил могилу для братьев Феофила и Иоанна, последнего Господь призвал ранее другого брата, и его похоронили на месте, которое должен был занять старший — Феофил. Оно находилось немного выше по своему расположению.
Феофила в монастыре в это время не было, его отправили выполнять послушание. Вернувшись, сначала он омыл слезами скорбь по ушедшему брату, а потом очень возмутился, увидев, что брата положили на его место, и вознегодовал на монаха. Тогда прп. Марк попросил мертвеца немного сдвинуться вниз, и тот сразу же исполнил просьбу преподобного. Пораженный увиденным, Феофил сильно раскаялся и потом всю жизнь вел себя благочестиво, в памяти смертной каждый день проливая слезы и доведя себя таким образом до физиологической слепоты, но воззрев духовно. Теперь мощи святых братьев Феофила и Иоанна покоятся рядом с мощами прп. Марка.
Подвижнические святые реликвии
Блаженный Марк Гробокопатель изнурял себя ношением тяжелых железных вериг. Он день и ночь проводил в непрестанной молитве с соблюдением строгого поста, как Сам Господь.
Бог открыл преподобному время его кончины, а когда оно наступило, он позвал инока Феофила, вместе с ним они долго постились и молились. Прп. Марк сам себе ископал могилу и после смерти был похоронен в Ближних пещерах. Его святыми реликвиями стали вериги, шапка и чудотворный медный крест, которыми он своими устами и освятил.
Результат антропологических исследований показал, что прп. Марк представился в возрасте около 40 лет.
Шапка прп. Марка
Теперь же многие приходящие к его святым мощам по молитве своей получают исцеление и разрешение разных судьбоносных дел.
Печерские подвижники стали носителями благодати Духа Святого и совершенной нравственности. Их нетленные мощи в лаврских пещерах — это дар Божией Милости за особенную любовь к ближним и святость жизни.
Преподобный Марк Гробокопатель носил шапку в железном обрамлении икон, которая была весом 4 кг. Сегодня она хранится в Лавре в храме «Живоносный источник». С понедельника по пятницу в 8:30, в субботу в 10:30, кроме воскресенья, в этом храме совершаются молебны с надеванием шапки. В это время у святого подвижника просят помощи и заступничества.
Православная церковь торжественно поминает его имя в составе Собора Киево-Печерских преподобных почивающих в Ближних пещерах 11 января и 11 октября по новому календарю.
Небесные покровители
Никогда не надо забывать о наших святых небесных защитниках, которые, слыша наши молитвы, в любую минуту готовы донести их до Господа.
Некоторые люди вместе с нательным крестом или по особым дням носят нательную иконку преподобного Марка Гробокопателя или иконку какого-нибудь другого святого покровителя близкого по духу. Так верующие пытаются защититься от козней нечистой силы, получают исцеление от недугов, закаляются стойкостью духа в различных житейских ситуациях.
В своей постоянной молитве Марк Гробокопатель обращался к любимому Господу с призыванием: «Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе Христе, Царю мой Пресвятый!».
Тропарь прп. Марку начинается со слов: «Умертвив плотские похоти многим воздержанием…».
Кондак святому звучит так: «Врача изрядна и чудотворца любовию, вернии, ублажим, просяще его…».
Святый преподобный отче Марке, моли Бога о нас!
11 января – день памяти Марка Гробокопателя. Житие и чудеса прп. Марка
Житие преподобных Марка Пещерника и Феофила Плачливого 29 декабря по ст.ст. / 11 января по н.ст. в изложении святителя Димитрия Ростовского.
Гравюра из Киево-Печерского Патерика с изображением преподобного Марка Печерского, Гробокопателя
— Простите меня, отцы, по немощи моей не докончил я могилы.
Но они еще сильнее продолжали упрекать и укорять его. Тогда блаженный сказал мёртвому:
— Брат, так как место тесно, то сам подвинься и, принявши елей, возлей на себя.
Мертвый тотчас протянул руку и, немного приподнявшись, принял елей, возлил его крестообразно на лицо и грудь себе, и снова возвратил сосуд, а сам, на глазах у всех, возлег, оправил себя и почил.
При виде такого поразительного чуда, всех объял сильный страх и трепет.
В другой раз случилось, что один брат скончался после долгой болезни. Один из его друзей, обтёр его по обычаю губкою, а потом пошел в пещеру, желая видеть место, где будет положено тело его любимого друга и спросил об этом блаженного пещерника Марка.
Блаженный же ответил ему:
— Пойди, скажи брату, чтобы он подождал до утра следующего дня, пока я выкопаю для него могилу, и тогда он отойдет в покой вечной жизни.
— Отче, — ответил пещернику брат, — я уже обтёр губкою его мёртвое тело; кому же ты велишь мне сказать это?
— Ты видишь, что место еще не готово, — снова сказал ему Марк, — и я говорю тебе: пойди, скажи умершему: так говорит тебе грешный Марк: брат, побудь здесь еще этот день, пока я приготовлю для тебя могилу, и тогда возвещу тебе, и завтра ты отойдешь к желанному тобой Христу.
Брат повиновался и, придя в монастырь, застал всю братью совершающей обычное пения над умершим. Тогда он сказал умершему:
— Брат! Марк говорит, что могила еще не готова для тебя; подожди поэтому здесь до завтра.
Едва он произнес эти слова к удивлению всех, как мёртвый немедленно открыл глаза, и душа его вернулась в него. И пробыл он тот день и следующую ночь живым, не говоря ни с кем ни слова, но только взирая открытыми глазами. А утром тот же брат снова пошел в пещеру узнать, приготовлено ли место. Святой Марк сказал ему:
— Пойди, скажи ожившему: говорит тебе Марк: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; отдай дух твой Богу, тело же твое пусть будет положено здесь в пещере со святыми отцами. Ибо вот уже могила готова для тебя.
Брат, вернувшись, передал всё это ожившему; тот немедленно смежил свои очи, предал дух свой в руки Божии, и был с честью положен в пещере в приготовленной могиле. И все изумлялись сему преславному чуду, как мёртвый ожил по слову блаженного и снова умер по его же слову, и усердно прославили Бога.
В другой раз случилось следующее. Были в том же Печерском монастыре два брата Иоанн и Феофил, имевшие друг к другу самую сердечную любовь; от дней юности своей они были во всем единомысленны и с одинаковой ревностью служили Богу. Они упросили блаженного Марка вырыть общую могилу для погребения их, когда повелит им Господь умереть. Спустя долгое время, старший брат Феофил отлучился куда-то по нуждам монастыря, а младший Иоанн, угодивши Богу, заболел, умер и был положен в пещере в приготовленном месте. Через несколько дней Феофил возвратился и, узнав о смерти брата, сильно скорбел. Взяв с собой некоторых из братий он пошел в пещеру, желая увидать на каком месте положен усопший. Увидав же, что он положен в их общей могиле на верхнем месте, Феофил пришел в негодование и стал сильно роптать на Марка, говоря:
— Зачем ты положил брата на моем месте, ибо я старше его!
Смиренный же пещерник кланялся ему и говорил:
— Прости меня, брат, я согрешил.
Затем, обратившись к умершему, сказал:
— Брат, встань и уступи это место твоему старшему брату, сам же ляг на нижнем.
И тотчас по слову блаженного мёртвый встал и лёг на нижнем месте. Все пришедшие с Феофилом видели это чудо и пришли в сильный страх и ужас. Брат же, роптавший на блаженного Марка, упал к ногам его, прося прощения:
-Согрешил я, отче, заставив брата сдвинуться с места, — говорил он, — молю тебя: повели ему снова лечь на прежнем месте.
Но блаженный ответил ему:
— Сам Господь устроил так, что тело сего умершего показало, какую любовь он и по смерти сохранил к тебе, подчиняясь твоему старшинству и удаляясь из верхней части приготовленной для вас обоих общей могилы. Господь устроил так, чтобы прекратить вражду, возникшую между нами из-за твоего ропота, и чтобы ты не имел злобы и вражды ко мне. Воскрешать же мёртвых — дело Божие; а я человек грешный, и поэтому не могу сказать сему умершему: восстань и ляг снова на верхнем месте. Повели ему ты: не послушает ли он тебя? Знай также и то, что надлежало тебе уже больше не выйти из пещеры, чтобы немедленно наследовать свое старшинство и сейчас же быть положенным здесь. Но так как ты еще не готов для исхода, то пойди, позаботься о спасении твоей души и, спустя несколько дней, будешь принесен сюда.
Услышав это, Феофил стал сильно скорбеть, полагая, что тут же упадет и умрёт и даже не надеялся дойти до монастыря. С трудом придя в себя, он вернулся в свою келлию и предался неутешному плачу. Он роздал все свои вещи, оставив себе только рубашку и мантию. Каждый день ожидал он смертного часа, и никто не мог удержать его от горького плача; хотевшие же утешить повергали его в еще большие рыдания. И никогда не могли принудит его отведать вкусной пищи: слёзы его день и ночь служили ему хлебом (Пс.41:4). Когда наступал день, он омывал лицо свое слезами и говорил:
— Не знаю, доживу ли до вечера.
Когда же наступала ночь, он снова омрачал слезами свет очей своих, говоря:
— Кто знает, доживу ли до утра! Многие, восставши утром от сна, не достигли вечера или другого сна, кроме смерти; и многие, уснувши, не вставали со своего ложа. Как же могу надеяться остаться в живых я, получивший извещение, что мне скоро предстоит скончаться?
И непрестанно плача и постясь, он молился, да подаст ему Господь, по неизмеримой щедрости Своей, время покаяния. Поступая так в течения многих лет, он в такой степени изнурил свою плоть, что можно было сосчитать его кости, и от многих слёз лишился зрения. Преподобный же отец наш Марк, провидев час отшествия своего ко Господу, призвал Феофила и сказал ему:
— Прости мне, брат, что я причинил тебе такую тяжкую печаль и моли Бога о мне, ибо вот я уже ухожу из сего мира. Если же буду иметь дерзновение, не забуду молить о тебе Господа, чтобы Он сподобил нас обоих узреть Его пресвятое Лицо, увидеть там друг друга и пребывать вместе с преподобными отцами нашими, Антонием и Феодосием Печерскими.
Фееофил же со слезами ответил ему:
— Зачем ты покидаешь меня, отче? Или возьми меня с собою, или подай мне здесь прозрение. Знаю, что по грехам моим я пал бы мёртвым в пещере перед тобою, когда ты воскресил умершего брата моего; но, ради святых молитв твоих, Господь пощадил меня, ожидая моего покаяния. И ныне ты можешь даровать мне то, о чем молю тебя: чтобы мне или отойти с тобою ко Господу, или прозреть.
— Не скорби, брат, — ответил ему преподобный Марк, — что ты ослеп телесными очами Господа ради, ибо духовными очами ты прозрел и имеешь истинный разум, и я считаю за благо быть виновником твоего ослепления: я предрек тебе смерть, желая полезного для души твоей, и желая привести в смирения твое плотское высокоумие, ибо «сердца сокрушенного и смиренного» (а не хвалящегося старшинством) «Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). Поэтому нет тебе нужды видеть сей кратковременный свет, но проси у Господа, чтобы узреть тебе славу Его в присносущном свете. И не желай смерти: она наступит, хотя бы и против твоего желания. Но да будет тебе сие знамением твоего отшествия: за три дня до твоей кончины исцелится твоя слепота, и ты зрячим отойдешь ко Господу и узришь там нескончаемый свет и неизреченную славу.
Оставив такое пророчество о кончине Феофила, преподобный отец наш Марк и сам окончил о Господе свою временную жизнь на земле и перешел в жизнь вечную на небесах, с Самим Первоначальником воскресения 5 Иисусом и со всеми святыми пророками, как повелевавший мёртвыми и пророчествовавший. Чудотворные мощи его положены в пещере, где он сам ископал себе могилу, и подают неоскудевающие исцеления всем с верою притекающим к его честной раке; тут же лежат и железные вериги, которые носил на себе преподобный и медный крест, из которого он пил воду, и который он столь освятил своими устами, что сообщил ему чудотворную силу. Ибо кто только с верою и постясь приходит и пьёт святую воду из этого честного креста,- все получают чудесное исцеление, вернее, чем от каких-либо врачебных вод.
Блаженный же Феофил удвоил свои рыдания, горько плача и о разлуке с отцом и наставником своим, преподобным Марком, и о своей кончине, которую ожидал каждый день. Вспоминая пророчество пещерника, он проливал источники слёз, но они у него от этого только умножались. Был у блаженного Феофила такой обычай, что, когда он упражнялся в молитве, и у него текли обильные слёзы, то он подставлял сосуд, над которым и плакал, и за много лет он наполнил его слезами до верху. Вскоре снова вернулось к нему зрение, согласно обещанию преподобного Марка. Тогда Феофил уразумел, что близка его кончина. Посему он начал усердно молиться Богу, чтобы угодны были Ему его слёзы и, воздевая руки к небу, говорил так:
— Владыка человеколюбец, Господи Иисусе Христе, Боже мой! не хотящий смерти грешников, но ожидающий обращения их, ведающий немощи наши, Царь пресвятой, Утешитель благой, здравие болящих, спасение грешных, укрепление изнемогающих, восстание падающих, молюся Тебе в час сей! Удиви на мне недостойном милость Твою, приими излияние горьких слёз моих! Излей на меня неисчерпаемую пучину благоутробия Твоего, и соделай так, чтобы не подвергнуться мне искушению в воздушных мытарствах 6 и не подпасть под власть князя тьмы, ради молитв великих угодников Твоих, преподобных отцов наших, Антония и Феодосия Печерских и всех святых от века Тебе благоугодивших.
Когда произнес блаженный Феофил сию молитву, Ангел Господень предстал ему во образе прекрасного юноши и сказал:
— Хорошо молишься ты, Феофил, но зачем превозносишься количеством собранных тобою слёз?
И Ангел показал ему свой сосуд, гораздо больший сосуда Феофила. исполненный благоухания, как бы от многоценного мира.
— Вот слёзы твои, — сказал при этом Ангел, — которые ты излил от сердца в молитвах к Богу и отёр рукой или полотенцем или одеждой, или же которые упали из глаз твоих на землю. Я собрал их все в этот сосуд и сохранил по повелению Владыки и Творца моего. И ныне я послан возвестить тебе радость, дабы ты с веселием отошел к Сказавшему: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).
Произнесши это и оставивши на месте сосуд, Ангел стал невидим. Блаженный же Феофил, призвав игумена, рассказал ему о явлении Ангела и о словах Его, а также показал и оба сосуда, наполненные слезами: один свой, а другой ангельский, издававший благоухание лучшее всех ароматов, и просил по преставлении своем излить их на его тело. На третий день по прозрении, он отошел ко Господу для созерцания Пресвятой Троицы. Честное тело его положили в пещере, рядом с любимым им братом, блаженным ИІоанном, близ преподобного Марка. И помазали его из сосуда ангельского, отчего вся пещера наполнилась благоуханием. Потом возлили на него и другой сосуд слёзный, дабы сеявший на земле со слезами, пожал на небе с радостью. Эту радость он и получил ходатайством преподобного наставника своего Марка пещерника и чудотворца, благодатью же Бога всякие утехи, Которому, в Троице восхваляемому, подобает всякая слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
1 Это было в 1091 году, когда мощи пр. Феодосия были перенесены из пещеры в церковь Успения Богородицы. Православная Церковь празднует сия события 14 августа.
2 У иноков Печерского монастыря был обычай удаляться в пещеры для уединенной молитвы. Для этого вырывали в стенах пещер углубления, которые и доселе можно видеть в пещерах.
3 Как это можно видеть из слов Господа Иисуса Христа об изгнании бесов: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).
4 Т. е. всегда желающего противного духу (Послан. к Гал. гл. 6, ст. 17).
5 Т.е. положившим начало воскресения, первым воскресшим.
Видео (кликните для воспроизведения). |
6 Мытарство собственно значит: мытница, где собирались пошлины; отсюда, далее, — место лихоимства, притеснений. В духовном смысле под именем мытарств разумеются истязания души по исходе из тела, прежде суда Божия над нею, производимые в воздушном пространстве злыми духами.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.