Содержание
- 1 Молитвы святым
- 2 Молитва елисавете и Варваре
- 3 Молитва елисавете и Варваре
- 4 Молитвы преподобномученицам великой княгине Елисавете и инокине Варваре
- 5 Приход во имя святой Елисаветы Феодоровны
- 6 Церковные записки о здравии и упокоении
- 7 Молебен и молитва преподобномученице Елизавете и инокини Варваре
- 8 Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна
- 9 Как преподобномученица Елизавета и инокиня Варвара свои земли обходили
Молитвы святым
Память: 14 / 27 февраля, 21 мая / 3 июня (Собор Уфимских святых)
Блаженная Варвара Скворчихинская стала одним из столпов Православия в Башкирии в советские годы гонений на Церковь. С приходом безбожной власти молодая сельская учительница взяла на себя подвиги нищеты, затвора, непрестанной молитвы и поста, хранения девства и телесного утеснения, ночного бдения, голода, холода и гонения от властей. Господь через нее великую силу Божию, проявлявшуюся дарами прозорливости и исцелений, чудесами и чудесными знамениями.
Блаженную Варвару просят помочь перенести тяжелые искушения, гонения и нищету, защите от притеснителей и воров, ей молятся о хранении девства, о помощи в аскетических подвигах, исцелении болезней.
Тропарь святой блаженной Варваре Скворчихинской, глас 5
Образ Христова смирения стяжала еси, святая блаженная наша мати Варваро, молитву к Богу чистейшую и любовь к людем нелицемерную имела еси, благодать Божию за люди ходатайствовати стяжала еси, ныне в нетленных мощах почиваеши и у Престола Божия предстоиши, Господа лицезрети сподобилася еси, моли о нас милостиваго Бога да спасет души наша.
Кондак святой блаженной Варваре Скворчихинской, глас 5
Избранной страны Уфимския новой дивной угоднице ныне радостно приносим ти, о, мати, хвалебная пения, ты же, яко имеяй дерзновение ко Христу Богу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, всехвальная Варваро, затворница блаженная.
Втрой кондак блаженной Варваре Скворчихинской, глас 2
Блаженная Варваро, премудрая угоднице Божия, разум свой отвергши, разум Христов прияла еси, в подвизех суровых совлекшися ветхаго человека, благодатию Святаго Духа одеялася еси, моли Человеколюбца Бога, да помилует и спасет души наша.
Молитва святой блаженной Варваре Скворчихинской
О, святая блаженная мати Варваро! Подвигом добрым подвизалася на земли, восприяла еси на небесех венец правды, егоже уготовал Господь всем любящим Его. Темже предстояще раце честных мощей твоих, радуемся о преславнем скончании земнаго жития твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойнии есмы, видети благая на земли живых, славяще единого во святых Своих славимого Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Величание
Величаем тя, святая блаженная мати наша Варваро, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.
Молитва елисавете и Варваре
С мире́нием досто́инство кня́жеское сокры́вши, / богому́драя Елисаве́то, / сугу́бым служе́нием Ма́рфы и Мари́и / Христа́ почти́ла еси́. / Милосе́рдием, терпе́нием и любо́вию себе́ предочи́стивши, / я́ко же́ртва пра́ведная Бо́гу принесла́ся еси́. / Мы же, чту́ще доброде́тельное житие́ и страда́ния твоя́, / я́ко и́стинную наста́вницу усе́рдно про́сим тя: / свята́я му́ченице вели́кая княги́не Елисаве́то, // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.
Ин тропарь, глас 2:
В красоте́ земне́й красоту́ Небе́сную показа́ла еси́, свята́я преподобому́ченица Елисаве́то, и жена́м-мироно́сицам Мари́и и Ма́рфе подража́ла еси́, в служе́нии Бо́гу и лю́дем стра́ждущим. Те́мже просла́ви тя Христо́с Бог, я́ко еди́ну от святы́х жен росси́йских, да́рующих вам мир и ве́лию ми́лость.
Ин тропарь, глас 4:
С трастоте́рпица преподо́бная Варва́ро, в напа́стех с наста́вницей свое́ю да́же до сме́рти пребы́вшая, Христо́во бо Ева́нгелие испо́лнив, положи́ла еси́ ду́шу свою́ за дру́ги своя́. Ны́не же предстоя́ с собо́ром святы́х жен росси́йских, моли́ оставле́ние грехо́в дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Ин тропарь, глас 4:
К ро́тость и смире́ние и любо́вь всели́вши в ду́шу свою́, усе́рдно послужи́ла еси́ стра́ждущим, страстоте́рпице свята́я княги́не Елисаве́то, та́же с ве́рою претерпе́ла еси́ страда́ния и смерть за Христа́, с му́ченицею Варва́рою. С не́ю же моли́ о всех с любо́вию почита́ющих вас.
В ели́чие по́двига ве́ры кто пове́сть: / во глубине́ земли́, я́ко в раи́ све́тлости, / страстоте́рпица вели́кая княги́ня Елисаве́та / со А́нгелы во псалме́х и пе́ниих ра́довашеся / и, убие́ние претерпева́ющи,/ о безбо́жных мучи́телех взыва́ше: / Го́споди, прости́ им грех сей, / не ве́дят бо, что творя́т. / Тоя́ моли́твами, Христе́ Бо́же, // поми́луй и спаси́ ду́ши на́ша.
Ин кондак, глас 5:
О т сла́вы ца́рственныя, взе́мши Крест Христо́в, прешла́ еси́ к сла́ве Небе́сней, моля́щи враго́в, и обрела́ еси́ ра́дость ве́чную, свята́я му́ченице княги́не Елисаве́то, с Варва́рою му́ченицею. Те́мже мо́лим вас: моли́те о душа́х на́ших.
Ин кондак, глас 4:
В оспое́м днесь сла́ву святы́м новому́ченицам Росси́йским, благове́рной княги́не Елисаве́те с Варва́рою ве́рною, в Гефсимани́йстей ве́си погребе́нным, о́браз бо вам показа́вшим му́жества духо́внаго во испове́дании ве́ры Правосла́вныя. Те́мже мо́лим вас, моли́теся Христу́ Бо́гу, да изведе́т на жа́тву де́латели Своя́, просвети́ти све́том и́стинныя ве́ры страну́ ея́же возлюби́ли есте́, и спасе́т ду́ши на́ша.
Молитва елисавете и Варваре
В арва́ру святу́ю почти́м:/ вра́жия бо се́ти сокруши́,/ и я́ко пти́ца изба́вися от них,// по́мощию и ору́жием Креста́, всечестна́я.
Ин тропарь, глас 4:
А ́гнице всеблаже́нная Варва́ро,/ Боже́ственне озари́вшися Све́том Святы́я Тро́ицы Трисо́лнечным/ и в купе́ли утверди́вшися,/ в побежде́ние ле́сти оте́ческия/ ве́ру испове́дала еси́ Христо́ву./ Тем, всечестна́я, свы́ше благода́ть тебе́ дарова́ Бог/ исцеля́ти неду́ги и боле́зни вся./ Его́же моли́, великому́ченице,// да спасе́т ду́ши на́ша.
В Тро́ице благоче́стно пева́емому,/ после́довавши Бо́гу, страстоте́рпице,/ и́дольская притупи́ла еси́ чти́лища;/ посреде́ же по́двига страда́льчествующи, Варва́ро,/ мучи́телей преще́ния не устраши́лася еси́, мужему́дренная,/ велегла́сно пою́щи при́сно:// Тро́ицу чту, Еди́но Божество́.
С вята́я сла́вная и всехва́льная великому́ченице Варва́ро! Со́браннии днесь в хра́ме твое́м Боже́ственном лю́ди, ра́це моще́й твои́х поклоня́ющиися и любо́вию целу́ющии, страда́ния же твоя́ му́ченическая, и в них само́го Страстополо́жника Христа́, да́вшаго тебе́ не то́чию е́же в Него́ ве́ровати, но и е́же по Нем страда́ти, похвала́ми ублажа́юще, мо́лим тя, изве́стная жела́ния на́шего хода́таице: моли́ с на́ми и о нас, умоля́емаго от Своего́ благоутро́бия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, прося́щих Его́ благосты́ню, и не отста́вит от нас вся ко спасе́нию и житию́ ну́жная проше́ния, и да́рует христиа́нскую кончи́ну животу́ на́шему — безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну, Боже́ственных Тайн прича́стну, и всем, на вся́ком ме́сте, во вся́кой ско́рби и обстоя́нии тре́бующим Его́ человеколю́бия и по́мощи, вели́кую Свою́ пода́ст ми́лость, да благода́тию Бо́жиею и твои́м те́плым предста́тельством, душе́ю и те́лом всегда́ здра́ви пребыва́юще, сла́вим ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Изра́илева, не удаля́ющаго по́мощи Своея́ от нас всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.
С вята́я великому́ченице Христо́ва Варва́ро! Моли́ с на́ми и о нас, раба́х Бо́жиих (имена), умоля́емаго от Своего́ милосе́рдия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, прося́щих Его́ благосты́ню, и не отста́вит от нас вся ко спасе́нию и житию́ ну́жная проше́ния, христиа́нскую же кончи́ну жития́ на́шего безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну и Боже́ственных Тайн прича́стну да да́рует, да благода́тию Бо́жиею и твои́м те́плым предста́тельством, душе́ю и те́лом всегда́ здра́ви пребыва́юще, сла́вим ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Изра́илева, не удаля́ющаго по́мощи Своея́ от нас, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитвы преподобномученицам великой княгине Елисавете и инокине Варваре
Тропарь, глас 1 *
Смире́нием досто́инство кня́жеское сокры́вши,/ богому́драя Елисаве́то,/ сугу́бым служе́нием Ма́рфы и Мари́и/ Христа́ почти́ла еси́./ Милосе́рдием, терпе́нием и любо́вию себе́ предочи́стивши,/ я́ко же́ртва пра́ведная Бо́гу принесла́ся еси́./ Мы же, чту́ще доброде́тельное житие́ и страда́ния твоя́,/ я́ко и́стинную наста́вницу усе́рдно про́сим тя:/ свята́я му́ченице вели́кая княги́не Елисаве́то,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.
Перевод: В смирении скрыв княжеское достоинство, Богомудрая Елисавета, особым служением Марфы и Марии ты почтила Христа. Милосердием, терпением и любовью себя предочистив, как жертва праведная ты принесла себя Богу. Мы же, почитая добродетельное житие и мучения твои, как истинную наставницу усердно просим тебя: «Святая мученица великая княгиня Елизавета, моли Христа Бога о спасении и просвещении душ наших».
Кондак, глас 5
От сла́вы ца́рственныя, взе́мши Крест Христо́в, прешла́ еси́ к сла́ве Небе́сней, моля́щи за враго́в, и обрела́ еси́ ра́дость ве́чную, свята́я му́ченице княги́не Елисаве́то, с Варва́рою му́ченицею. Те́мже мо́лим вас: моли́те о душа́х на́ших.
Перевод: От царственной славы (земной), подняв Крест Христов, ты перешла к славе Небесной, молясь о врагах, и обрела ты радость вечную, святая мученица княгиня Елисавета, с мученицей Варварой. Потому молим вас: «Молите о душах наших».
Молитва 1-я **
О, вели́кая княги́не, свята́я преподобному́ченице Елисаве́то, Росси́йская похвало́, гра́да Москвы́ пресла́вное украше́ние и Святы́я Земли́ свяще́нное достоя́ние!
Т ы во дни жития́ твоего́ ве́ру, наде́жду, любо́вь нело́жны стяжа́вши, милосе́рдием к стра́ждущим све́тло просия́ла еси́. Терпе́нием же скорбе́й и искуше́ний о́браз смире́ния бли́жним яви́вши, изгна́нием и страданьми житие́ увенча́ла еси́ и во Ца́рствии Небе́снем ны́не пребыва́еши.
С его́ ра́ди мо́лим тя, страстоте́рпице свята́я, моли́твами твои́ми да́руй нам се́рдце смире́нное и покая́нное, милосе́рдие неоскудева́ющее, служе́ние бли́жним же́ртвенное, терпе́ние непоколе́блемое, му́жество в ско́рбех и обстоя́ниих неослабева́ющее, в стра́шный же час сме́ртный упова́ние тве́рдое на Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м, и Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2-я **
О, святы́я новому́ченицы Церкви Русския, вели́кая княги́не Елисаве́то и пречестна́я и́нокине Варва́ро, ку́пно ева́нгельския за́поведи де́лом во оби́тели милосе́рдия соверши́вшия, ве́ры ра́ди правосла́вныя до сме́рти подвизавшияся и до́брый плод в терпе́нии страсте́й Христу́ прине́сшия! Моли́теся Ему́, я́ко победи́телю сме́рти, да утверди́т Це́рковь Ру́сскую Правосла́вную и Оте́чество на́ше. Се бо лука́вый враг вооружа́ется на ны, хотя́ нас погуби́ти в междоусо́бных бра́нех, ско́рбех, печа́лех, боле́знех, ну́ждах и беда́х лю́тых. Умоли́те Го́спода низложи́ти вся не́мощныя де́рзости его́; ве́ру в сердца́х люде́й православных укрепи́те, нам же мужества дар низпослите, да, отве́ргшеся себе́ и взе́мше крест свой, после́дуем Христу́, распина́юще плоть свою́ со страстьми́ и похотьми́. Сохрани́те нас от вся́каго зла, освяти́те пути́ жи́зни на́шея, да́руйте покая́ние нелицеме́рное, тишину́ и мир душа́м на́шим, испроси́те у Го́спода всем нам мыта́рств го́рьких и ве́чныя му́ки изба́витися и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми святы́ми, от века угоди́вшими Бо́гу, да ра́дующеся воздади́м хвалу́, честь и поклоне́ние Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Приход во имя святой Елисаветы Феодоровны
Подписка
Нужна ваша помощь:
Последние новости:
Последние статьи:
- О служении
- Новости
- Наши подопечные
- Наши нужды
- Статьи
- Пожертвования
- Контакты
- Cв. Елисавета
- Житие
- Акафист
- Молитва
- Фотоальбом
- Фотогалерея
- Добровольцы
- Социальное такси
О милосердии
Конечно же, я недостойна той безграничной радости, что Господь позволяет мне работать для Него. Но я буду стараться, и Он, который весь Любовь, простит мои ошибки, ведь Он видит, как я хочу служить Ему и Его чадам
святая Великая княгиня Елисавета Феодоровна
На праведном Суде, когда Господь призовет к Себе праведных, первое место займет благотворящий. Питатель других первенствует между удостоенными почестей, напитавший алчущего призывается прежде всех и преимущественно перед другими праведниками вводится в Царствие Небесное.
В житии святого Иоанна Милостивого рассказывается, что милостивый патриарх очень часто служил больным, посещая больницы два или три раза в неделю. О святом Феофилакте, епископе Никомидийском, известно, что в устроенной им Никомидийской больнице он часто сам служил больным, слепым, хромым и немощным, а также, ходя по улицам городским, носил сосуд с отваром теплого укропа, и где находил прокаженных — омывал их своими руками, нисколько не гнушаясь послужить им, сколько мог.
(Протоиерей Валентин Мордасов.)
Сегодня:
Евангельские чтения дня:
Молитва
Молитва ко Святым Преподобномученицам Великой Княгине Елисавете и Инокине Варваре
Молитва святой преподобномученице великой княгине Елисавете
О святая преподобномученице великая княгине Елисавето! Приими молитву и пение, любовию тебе приносимые. Несмы достойны заступничества твоего перед Господем, но ты всегда милостива и любвеобильна бе ко всем убогим и бедствующим, не рассуждая аще достойни суть любве твоея. Не возгнушайся и ныне нас, грешных и немощных, но буди нам скорая помощница и ко Господу ходатаица.
Испроси нам у Христа прощение грехов, научи нас верными пребыти и даже до смерти Ему последовати, вземши крест свой. Научи нас в ближних образ Божий видети и служити, яко древле Марфа, и молитися благую часть избравше, якоже Мария, сии бо образы ты возлюбила еси и миру вновь явила еси в чудном житии твоем и кончине мученичестей.
Призри на скорби и страдания Отечества нашего, уже бо кровию святых Божиих напиталася земля наша, по делом своим и наказание приемлем. Еще мало и погибнути можем, во тьме беззаконий блуждающе. Но помолися о нас ко Господу, ты бо рекла еси, яко Русь Святая не можаше погибнути. Ей, преподобномученице, да не попустит того Господь, яко благ есть. Да не оставит заблудших в похотех своих прочее ходити, своя бо воля рабство есть греху. Но да подаст нам веру и покаяние и обратит неверных к Церкви Своей святей, и да спасет всех нас, научая волю Его творити.
Укрепи нас на добрые дела, да и мы, на твои теплые молитвы уповающе, достигнем Царствия Пресвятые Троицы, Аминь.
С мир е нием дост о инство кн я жеское сокр ы вши, богом у драя Елисав е то, суг у бым служ е нием М а рфы и Мар и и Христ а почт и ла ес и . Милос е рдием, терп е нием и люб о вию себ е предоч и стивши, я ко ж е ртва пр а ведная Б о гу принесл а ся ес и . Мы же, чт у ще доброд е тельное жити е и страд а ния тво я , я ко и стинную наст а вницу ус е рдно пр о сим тя: свят а я м у ченице Вел и кая Княг и не Елисав е то, мол и Христ а Б о га спаст и и просвет и ти д у ши н а ша.
О т сл а вы ц а рственныя, вз е мши Крест Христ о в, прешл а ес и к сл а ве неб е сней, мол я щи за враг о в, и обрел а ес и р а дость в е чную, свят а я м у ченице княг и не Елисав е то, с Варв а рою м у ченицею. Т е мже м о лим вас, мол и те о душ а х н а ших.
В елич а ем вас, свят и и страстот е рпицы Елисав е то и Варв а ро, и чтим честн а я страд а ния в а ша, я же за Христ а претерп е ли ест е .
Церковные записки о здравии и упокоении
Молебен и молитва преподобномученице Елизавете и инокини Варваре
Преподобномученица Елизавета — княгиня Русского императорского двора, настоятельница Марфо-Мариинской обители, зверски убита революционными солдатами. Прославилась делами милосердия, благотворительностью и работой в госпиталях, среди народа снискала звание “Матушка”. Инокиня Варвара, которая была келейницей Елизаветы, отказалась покинуть свою настоятельницу и так же приняла мученическую смерть.
Преподобномученице Елизавете и инокине Варваре молятся:
- о здравии;
- о помощи в родах и при вынашивании ребенка;
- об укреплении здоровья недоношенных детей;
- в исцелении онкологии, особенно — при женских заболеваниях;
- если необходимо проявить смирение, терпеть обиды и незаслуженную жестокость;
- для укрепления в несении креста, при страдании, терпении боли и муки.
Тропарь, глас 1
Кондак, глас 2
Величие подвига веры кто повесть: во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со Ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.
Молитва
Житие
Святая преподобномученица Елизавета Федоровна родилась в семье великого герцога Гессен-Дармштадского и дочери английской королевы в древнейшем историческом и культурном центре Германии. Великая княгиня считалась лучшей невестой Европы, была образована и ослепительно красива. Будучи истинной христианкой, занималась благотворительностью, покровительствовала деятелям культуры и искусства, помогала нуждающимся .
Елизавета Федоровна вступила в брак с русским князем Сергеем Александровичем, хотя несколько претендентов на ее руку и сердце получили отказ. Впоследствии Алиса, сестра Елизаветы Федоровны, стала супругой императора Николая II и последней Российской императрицей.
В России Елизавета Федоровна изучила культуру и язык. После двухлетнего размышления вопреки воле отца приняла Православие. За благотворительность, дела милосердия и личное участие в судьбе русских людей её называли Матушкой и Белым Ангелом.
В 1905 году взрывом бомбы террорист убил супруга Елизаветы Федоровны. С этого дня преподобномученица не снимала траур и держала строгий пост. Она раздала большую часть своих денег, построила обитель милосердия — с амбулаторией и аптекой для лечения простых людей и стала её настоятельницей. Преподобномученица учредила сиротские дома, дома для инвалидов и ветеранов, собирала посылки на фронт, лично работала в госпитале.
В 1918 году Елизавету Федоровну арестовали и перевезли в Пермь, затем в Алапаевск. Сопровождать ее разрешили двум келейницам, одна из них, Варвара Яковлева, прошла крестный путь со своей настоятельницей до конца.
Достоверно неизвестно, откуда происходила родом инокиня Варвара. Худенькая и невысокая, словно ребенок, она постоянно находилась рядом с Елизаветой Федоровной. При исполнении обязанностей келейницы была аккуратна и предупредительна, со всеми остальными — приветлива и добра. Свою крестную смерть приняла в 35 лет. После прибытия в Пермь красноармейцы убеждали ее оставить наставницу, пугали пытками. Варвара ответила твердо, что свое желание разделить судьбу великой княгини она готова подписать кровью.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В ночь на 18 июля 1918 года вместе с членами императорского двора в глубокий заброшенный рудник палачи столкнули Елизавету Федоровну и инокиню Варвару. Затем шахту закидали гранатами. Встречая мученическую смерть преподобномученица молилась за своих убийц словами распятого Христа — “Прости их Господи, они не ведают, что творят!”.
Новомученики умирали мучительно, страдая от жажды и ран. Окрестные крестьяне свидетельствуют — несколько дней из шахты доносилась Херувимская, её пели умирающие мученики. Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ, рядом с князем Иоанном. Умирая, она пыталась перевязать его раны.
Спустя год армия адмирала Колчака заняла город, из шахты извлекли тела мучеников. Оказалось, что пальцы Елизаветы Федоровны и инокини Варвары сложены для крестного знамения. Отступая, белогвардейцы по железной дороге увезли с собой гробы преподобномучениц Елизаветы и Варвары. Они были доставлены в Иерусалим и захоронены у Елеонской горы, как этого хотела Елизавета Федоровна.
Праздник
Память преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5 (18) июля и в день Собора Новомучеников и Исповедников Российских.
Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора
Российского Александра III.
Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос — какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.
Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.
После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.
5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.
В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.
Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.
10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; + 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители.
Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир …но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих«.
В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.
С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.
В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы… должны устремить свои мысли к Небесному Царствию… и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».
Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.
С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.
5(18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!».
Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь — это пели мученики.
Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.
При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к Великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее.
В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра — Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее. Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35 лет.
Память преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
Великая княгиня Елисавета была прославлена Русской Церковью Заграницей в 1981 году, а в 1992 году она была прославлена Архиерейским Собором Русской Церкви.
Как преподобномученица Елизавета и инокиня Варвара свои земли обходили
Это сейчас у нас в Покровском постоянно пребывают своими мощами настоятель нашего храма священномученик Сергей Увицкий, преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна и инокиня Варвара, святой праведный Симеон Верхотурский, и никто этому особо не умиляется, а раньше мы о таком и мечтать не смели. Визиты великих святынь, особенно в больших городах, совершаются постоянно, и попасть к ним может любой желающий. А тогда святые мощи привозили порой буквально на час, и люди бросали все свои дела, отпрашивались с работы, забирали детей из школ и садиков и бежали в храм. И сейчас бегут.
«Слышал, к нам в Екатеринбург пояс Пресвятой Богородицы привезут, а у меня с партнерами в бизнесе проблемы, надо обязательно пойти помолиться!» «Ивановна, ты давно на боли в ногах жалуешься, тебе надо идти обязательно!» Здоровье, деньги, хорошая работа, удачная покупка (продажа), сиюминутные проблемы, снова здоровье и снова деньги – это каждый из нас слышал возле святынь не раз и не два. И если скажешь современному человеку, что такое, мягко говоря, утилитарное отношение к святым лишает нас действительно важного и нужного для души и спасения, рискуешь натолкнуться на непонимание. Это как прямая линия с президентом, где ему рассказывают о местных коммунальщиках, хамоватых начальниках, грязных подъездах и очередях в садиках. А иначе зачем вообще президент нужен, если не решит вопрос с моим грязным подъездом?
Святые, в отличие от президента, общаются с народом по прямой связи не раз в год, а ежедневно с утра до вечера и помогают во всякой нужде просящей смиренной души, ибо кто как не они знает о сострадании и милости Божией. Поэтому очереди к их мощам в больших городах растягиваются на часы и километры.
Но это в больших городах, а в провинции, где порой человек занят элементарным выживанием, таких проблем вообще нет, как у того, кто лежит в глубокой коме. Какая духовность, если мне есть нечего? И не надо поминать о бабушках, которые всю жизнь проходили в одних туфлях и за все Бога благодарили. Эти бабушки, прошедшие революции и войны, для нас как звезды на небе, а мы избалованные, изнеженные и слабые.
В моем родном Камышлове с населением около тридцати тысяч три храма, куда постоянно ходит от силы несколько сотен человек. Но перед каждым из них я готов поклониться, потому что вера в маленьком городе давно стала исповедничеством. Верующий – значит, с ним бесполезно обсуждать передачу «Давай поженимся» или бесконечные слезливые сериалы, потому что он их просто не смотрит. И перемывать косточки начальству он не станет, так же как и обсуждать соседей. Неудобные они для современного мира, неправильные какие-то.
Когда я говорю сыновьям своего друга-настоятеля, что мы собираемся прийти к ним в школу, они морщатся и просят не приходить. На мой удивленный вопрос они честно говорят, что к священникам среди одноклассников отношение не очень. Другое дело, если бы папа был известным спортсменом, важным чиновником или бизнесменом каким-нибудь!
Тогда все бы завидовали, а так лучше не надо. Что уж говорить о святых, чьи имена большинство даже правильно выговорить не может?
Когда по благословению епископа Каменского и Алапаевского Мефодия с 11 октября, дня обретения мощей Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, нового общецерковного праздника, преподобномученица Великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара в ковчеге своими святыми мощами стали обходить Каменскую епархию, я решил поехать с ними. И не куда-нибудь, а в самую что ни на есть глубинку.
В рабочем поселке Пышма, куда я сначала приехал, проживает около пяти тысяч человек, а храм Богоявления находится в самом его центре. Чтобы почтить память Великих Заступниц и Покровительниц уральской земли, пришли человек пятнадцать, половина из которых были работниками храма, трое священников и один заезжий журналист. Было бы воскресенье – пришло бы больше.
Пока служили акафист и молебен, народ стал подходить. Вот в храм вбежала запыхавшаяся мама с мальчиком, которого она крепко держала за руку. Она быстро перекрестилась, а затем стала что-то шептать мальчику на ухо, указывая на ковчег с мощами. Мальчик слушал и кивал, глядя на него широко открытыми глазами. После акафиста подошел к мощам, приложился, а потом без подсказок опустился перед святыней на колени.
Затем появился рабочий в комбинезоне, долго смотрел на ковчег, потом прошептал: «Это та самая княгиня, которую большевики в шахту живой сбросили?» Получив утвердительный ответ, он скривился, как от зубной боли, купил белую розу – символ жертвенного служения Великой княгини Елизаветы и поставил в вазу рядом с мощами. Храмовые бабушки шептали ему, чтобы он приложился, а он стоял, никого не слушая, и напряженно смотрел на ковчег.
Какая-то женщина привела бабушку с палочкой в огромном пуховом платке и халате под тяжелым пальто. Перед ковчегом она сразу начала утирать слезы, а потом подвела бабушку к мощам и показала, что надо приложиться. Бабушка послушно приложилась, женщина отвела ее в сторону, а сама бухнулась на колени и стала о чем-то жарко просить. Вволю наплакавшись, утерла слезы, купила большой календарь и увела бабушку из храма.
Когда мощи привезли в Савино, в храме святой великомученицы Параскевы был престольный праздник, поэтому встреча святыни была торжественной и долгой. Все вставали перед ковчегом с мощами на колени, многие плакали. Было много детей.
Настоятель храма отец Алексий говорил, как важно в наше время иметь любящее сострадающее сердце, как у Великой княгини Елизаветы, которую Господь почтил мученичеством и великим дерзновением к Богу. И привел пример из собственной жизни, как легко забыть о ближнем и потерять мир душевный. Когда он приехал за мощами, к нему подошел человек, который очень хотел попасть к ним в храм, и просил батюшку рассказать о нем. А батюшка со святыней! И прихожане ждут, и все мысли только о том, как поскорей привезти святыню. И он от человека просто отмахнулся. А сейчас сильно переживал.
«Потому что, дорогие мои, – обратился он к народу, – все наши радости и утешения ничего не стоят, если мы, пускай даже и ненароком, кого-нибудь обидим и лишим милости Божией! Моя совесть меня обличила, и я каюсь в том, что этому человеку не помог и оттолкнул! Прошу вас быть внимательными и чуткими ко всем, кого вам посылает Господь, чтобы исполнять святую заповедь Христовой любви и быть христианином не только по званию, но и по существу, какой была Великая княгиня Елизавета!» Давно я не видел столько живой искренней радости, взаимных теплых слов и поцелуев, как в храме на этом молебне.
После Савино я встречал ковчег с мощами в Камышлове в храме Сорока Севастийских мучеников. Еще на остановке увидел наших прихожанок из Покровского. «Вы куда?» – «Как куда, в Сорока Севастийских, конечно, матушку Елизавету встречать!» – «Так ведь она через два дня к нам в храм приедет!» Они переглядываются и смеются. «Знаем, Денис, знаем! Но никаких сил ждать нет! Мы сейчас святой княгине Елизавете в Сорока Севастийских помолимся, а потом у нас в Покровском! Это же такая милость Божия, что не передать!»
Когда мы добрались до храма, отец Олег уже привез ковчег с мощами, поставил их на украшенный цветами аналой, а сам пошел готовиться к молебну в алтарь. Хотелось бы дальше написать, что народу собралось не протолкнуться, потому что и город родной, и храм, любимый с детства, и настоятель-друг, но это было бы неправдой.
Народу пришло человек тридцать, и народ это был больше церковный, который и в Алапаевск в монастырь Новомучеников возле шахты каждый год ездит, и крестными ходами по святым местам ходит. Каждый день они читают неумолкаемую Псалтирь и ездят, друг другу помогают. Летом картошку помогают бабушкам копать, огород чистят, зимой дрова колют и снег убирают. И в храме после службы устраивают вечери любви с домашними разносолами и пирогами.
Я смотрел на этих украдкой утирающих слезы, счастливых, в большинстве своем пожилых бедных людей, оставивших все свои дела и заботы ради встречи с преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой и инокиней Варварой, и думал о словах Евангелия, что «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:29).
Им, работящим, скромным и бедным, не мыслящим себя без храма, взаимной заботы и молитвы, Великая княгиня Елизавета была родной и любимой матерью, которая привезла великие дары любви, без которой человек уже не может пройти мимо чужой беды и остаться равнодушным. Это и есть начало святости, когда делание добра становится не просто естественным, а необходимым как воздух, без которого сердце задыхается и болит.
Молебен у мощей в Камышлове в храме Сорока Севастийских мучеников
На этом можно было бы поставить точку, если бы я случайно не заметил стоящую в углу неверующую маму своего товарища, которую и на великих праздниках в храме не встретишь. Сейчас она утирала слезы и время от времени крестилась, опустив голову и мало замечая происходящее вокруг.
А после молебна у меня зазвонил телефон. Это звонил настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Четкарино отец Димитрий. В их маленькую деревню ковчег с мощами везти не предполагалось, но прихожане собрались и сказали настоятелю, что им без матушки Великой княгини Елизаветы ну никак нельзя! Делай, говорят, отец, что хочешь, но княгиню Елизавету нам привези!
Видео (кликните для воспроизведения). |
Отец Димитрий немного оторопел от такой ревности своих прихожан, стал думать, молиться, как беде помочь, и Господь не оставил, вразумил! У нас в Покровском соборе есть писаная икона алапаевских мучениц с частицами их святых мощей. Эту икону отец Димитрий после литургии к себе в храм привез. На молебен половина деревни собралась, и стар, и млад, и был у них такой праздник, что ни словом сказать, ни пером описать!
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.