Содержание
- 1 UniZagovor.Ru
- 2 Молитва умирающему чтобы облегчить его страдания
- 3 Молитва чтобы человек не мучился перед смертью
- 4 Как помочь умирающему пожилому человеку молитвой
- 5 Сильная молитва на смерть близкого человека
- 6 Православная молитва об избавлении от мучений умирающего, выполнить последнюю просьбу, облегчить уход
- 7 Как молиться о человеке в первые дни после смерти
- 8 Как помочь умирающему
- 9 Молитва о терпении в уходе за больным
- 10 О чём разговаривать с умирающим
UniZagovor.Ru
Уникальная коллекция заговоров
Какую молитву следует читать над умирающим
Бывает, что не только в деревнях нет возможности пригласить священнослужителя отчитывать предсмертную молитву и сотворить соборование, но и в городе не всегда есть возможность это сделать. Причины тому разные, например: батюшка занят, поехать некому, нет средств, да мало ли что еще.
В таких случаях не возбраняется самим сделать отчитку. Очень многие просят научить этому. Особенно много писем приходит после того, как я написала «У порога вечности».
Люди тяжело переносят смерть родных и близких. Но кроме душевных страданий возникает масса вопросов, которые обязательно нужно разрешить: как правильно молиться об умершем, чтобы Господь простил усопшего, как проводить его в последний путь.
Как всегда, я откликаюсь на ваши просьбы. Сегодня я расскажу о том, какие молитвы следует читать о новопреставленных и давно умерших людях.
Если человек при смерти (в сознании или же без сознания), следует читать вслух, но не очень громко, по возможности четко и без слез, ибо вы являетесь ходатаем за умирающего человека перед Всевышним. Если Ангел смерти в эту минуту находится возле умирающего, он передаст молитву Господу Богу нашему Иисусу Христу. Не следует прерываться на полуслове, отвлекаться на разговоры с кем-либо. Нехорошо, если в это время в доме будет лаять собака. Нужно заранее позаботиться о тишине и животных убрать.
Помните! Вашим языком умирающий говорит с Богом!
А теперь молитвы:
• Когда я, удрученный болезнью, восчувствую приближение кончины земного бытия моего: Господи, помилуй меня.
• Когда бедное сердце мое при последних ударах своих будет изнывать и томиться смертными муками: Господи, помилуй меня.
• Когда очи мои в последний раз орошаются слезами при мысли, что в течение моей жизни оскорблял я Тебя, Боже, грехами своими: Господи, помилуй меня.
• Когда частое биение сердца станет ускорять исход души моей: Господи, помилуй меня.
• Когда смертная бледность лица моего и холодеющее тело мое поразит страхом близких моих: Господи, помилуй меня.
• Когда зрение мое помрачится и пресечется голос, окаменеет язык мой: Господи, помилуй меня.
• Когда страшные призраки и видения станут доводить меня до отчаяния в Твоем милосердии: Господи, помилуй меня.
• Когда душа моя, пораженная воспоминаниями моих преступлений и страхом суда Твоего изнеможет в борьбе со врагами моего спасения, силящимися увлечь меня в область мрака мучений: Господи, помилуй меня.
• Когда смертный пот оросит меня и душа с болезненными страданиями будет отдаляться от тела: Господи, помилуй меня.
• Когда смертный мрак закроет от мутного взора моего все предметы мира сего: Господи, помилуй меня.
• Когда в теле моем прекратятся все ощущения, оцепенеют жилы и окаменеют мышцы мои: Господи, помилуй меня.
• Когда до слуха моего не будут уже доходить людские речи и звуки земные: Господи, помилуй меня.
• Когда душа предстанет лику Твоему, Боже, в ожидании Твоего назначения: Господи, помилуй меня.
• Когда стану внимать праведному приговору суда Твоего, определяющего вечную участь мою: Господи, помилуй меня.
• Когда тело, оставленное душою, сделается добычей червей и тления и наконец весь состав мой превратится в горсть праха: Господи, помилуй меня.
• Когда трубный глас возбудит всех при Втором Твоем пришествии и раскроется книга деяний моих, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного раба Твоего (имя). В руце Господи предаю дух мой. Аминь.
Далее надо спросить у умирающего, если он еще в сознании:
1) Всех ли он простил и примирился со всеми ли.
2) Есть ли неотпущенный тайный грех при исповеди.
3) Есть ли слово, которое хочет умирающий сказать кому-либо.
4) Обещайте донести волю умирающего до того лица, к кому обращался умирающий.
5) Спросите, чего бы он искушал или испил.
6) Дайте умирающему святой воды или яблоко (яблоко вложите в руку или положите на грудь).
7) Дайте ему поцеловать икону или же крест.
Далее следует петь от лица человека, с душой разлучающегося и не могущего говорить, и петь канон молебный Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице при разлучении души от тела православного.
Яко по суху путешествовав Израиль по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песню поим, вопияще.
Пресвятая Богородица, спаси нас. Каплям, подобно дождевым, злии и малые дни мои, летним обхождением оскудевшие, помалу исчезают уже, Владычица, спаси нас. Твоим благоутробием и многими щедротами Твоими, Владычица, преклоняема, естественно, в час сей ужасный предстани ми, Помощнице Непоборимая. Содержит ныне душу мою страх велик, трепет неисповедим и болезнен есть, всегда изыти ей телеси, Пречистая, Юже утеши. СЛАВА: Грешным и смиренным известное прибежище, о мне извести Твою милость, Чистая, и бесовские избави руки, яко же бо пси мнози обступиша мя. И НЫНЕ: Се время помощи, се время Твоего заступления, се, Владычице, время, о немже день и нощь припадах и молимся Тебе.
Если умирающий не сможет прочитать ее сам, то читают родные.
Господи, сердце мое трепещет. Силы мои меня покидают. Кровь в моих жилах холодеет. Отец мой, если нельзя мне задержаться здесь, если я должен прийти к Тебе, Господи, облегчи мне предстание мое. Зачти мне, Всемилостивый, веру мою. Ужасаюсь я, Господи, пощади меня. Все и всех оставлю я. И в дорогу не беру с собой ничего. И никто не сможет удержать меня, ибо Ты позвал меня к Себе, мой Отец.
За умирающего читают его родные.
Бури жизни миновали, страдания земные окончены, бессильны враги с их злобою, но сильна любовь, избавляющая от вечного мрака и спасающая всех, о ком возносится к Тебе молитва моя.
Молитва умирающему чтобы облегчить его страдания
Чтобы облегчить страдания умирающего человека, читайте православную молитву, обращенную к Николаю Чудотворцу. Вам и ему станет значительно легче.
Часто болит душа от того, что Вы не силах помочь болящему раком.
Родные мои, у каждого из нас своя продолжительность жизни и Небесами установленная дата смерти.
Очень Вас прошу до последнего верить в благодать и заступничество Господа Бога.
Пожалуйста, не отказывайтесь от назначенного докторами лечения.
Купите в православном Храме шесть свечей.
Три из них поставьте к иконе Николая Угодника.
Накладывая на себя крестное знамение, неслышно произнесите эти коротенькие строчки.
Николай Чудотворец, умоляю тебя облегчить страдания умирающего, последние дни доживающего. Аминь.
Набираете святую воду и возвращаетесь назад.
Когда появится свободное время, уединитесь в запертой комнате. Зажгите оставшиеся свечи. Рядом поставьте икону Николая Угодника и графин со святою водой.
Вы переживаете нелегкое бремя. Быть может, Ваш самый близкий человек страдает от рака, или другой, неизлечимой, болезни.
Наберитесь мужества и приступайте к неторопливому чтению православной молитвы.
Николай Чудотворец, прошу тебя, смилуйся, избавь от тяжких страданий болящего, в мир иной уходящего. Попроси у Господа Бога послабления, чтобы (называете имя) не покинуло терпение. Прости все злые деяния, им/ей сотворенные, и не накажи за мысли, грехом порожденные. Пусть святая вода убавит страдания, и мои безутешные рыдания. Не прогневайся на нас, к тебе взывающим, молитву православную читающим. Даруй бессмертие души, путь ко Христу укажи. Да будет воля твоя. Аминь.
Трижды перекреститесь. Когда все свечи угаснут, отнесите их огарки в православный Храм. Пейте святую воду и окропите ей лобик и уста тяжелобольного человека.
Да поможет Вам Бог пережить все Земные страдания!
Молитва чтобы человек не мучился перед смертью
Чтобы неизлечимо больной человек не мучился перед смертью, читайте православную молитву, обращенную к Господу нашему Иисусу Христу.
Дорогие читатели, будьте уверены в том, что моё сострадание находится рядом с Вами. Да, я вспыльчив и нетерпим, но несмотря на эти пороки, я хочу помочь Вам справиться с трудностями жизни.
Все мы когда-то умрём, но это не означает, что жизнь прекращается. Перед Вами смертельно мучается родной человек, так знайте же, что Господь рядом с Вами.
В перерывах между беспросветными хлопотами, хотя бы по одному разу, читайте специально подобранную молитву, облегчающую участь стенающего.
Если есть свободное время, посетите православный Храм. Купите сколь угодно свечей. Отложите хотя бы одну для домашнего моления.
Поставьте свечи к образу Спасителя. Накладывая на себя крестное знамение, едва слышно произнесите эти молитвенные строчки.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, смилуйся, и ослабь мучения человека, перед смертью стоящего, о спасении души безмолвно просящего. Да будет воля твоя. Аминь.
С благочестивым смирением, возвращайтесь назад.
В любое время дня и ночи, уединитесь в запертой комнате. Ибо незачем тревожить умирающего. Зажгите оставшиеся свечи. Рядом поставьте икону Господа Бога.
Измотавшись от нерешенных проблем, Вы непомерно устали. Кажется, что выхода нет, и впереди безысходность. Но пусть Ваши непримиримые уста прошепчут эту молитву.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти грядущей, помоги же страдальцу, вездесущий. Чтобы человек отходящий шибко не рыдал, с невыносимой болью совладал. Избавь его от телесных мучений и душевных ранений. Прими его в Райский покой, а нас от печали укрой. Придай терпения и не накажи за скорбящие волнения. Облегчи участь умирающего, на этот мир последние минуты взирающего. Прости ему все греховные деяния, ошибки жизни и скупые покаяния. Когда сердце раба Божьего остановится, пусть он в Царствии твоем упокоится. Славим мы тебя и веруем смиренно, всё, что ты создал – вечно и нетленно. Да будет воля твоя. Аминь.
Перекреститесь три раза подряд. Когда все свечи угаснут, отнесите их огарки обратно в православный Храм.
Да поможет Вам Бог справиться с непомерной ношей. Пожалуйста, берегите себя!
Как помочь умирающему пожилому человеку молитвой
В своей известной книге «Переход» П. Калиновский пишет: «…Жизнь человека на земле — это только начало, только подготовка к тому, что ждет нас всех после смерти тела. Начатое здесь будет продолжаться там; [за порогом смерти нас] …ждут …ответственность и возмездие за сделанное во время земной жизни. Об этом говорят все великие религии. [Поэтому] …очень важно перейти порог в состоянии беззлобности, умиротворенности и покоя, не унося с собой ни одного темного пятна на своей совести.
Христианство всегда знало это, поэтому и советовало каждому перед смертью исповедаться и причаститься. Состояние личности в момент смерти важнее всей предыдущей жизни человека.
Об этом говорит и евангельское повествование от Луки (см.: Лк. 23, 32–33, 39–43) о разбойниках. Вот оно: Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Жизнь разбойника была плохой, но раскаяние в последние часы перед смертью обещает хорошее начало будущего существования » [1]
Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения. Родственники тяжелобольного обязаны позаботиться о том, чтобы во все протяжение болезни член Церкви не оставался лишенным этих христианских Таинств. Если болезнь продолжительна, нужно попросить священника из ближайшего храма посещать больного для регулярного совершения над ним Таинств. Когда же конец жизни человека видимо приближается, нужно срочно позвать священника для напутствия умирающего в жизнь вечную.
У одра умирающего священник заботится о том, чтобы у него не осталось на совести какого-либо забытого или неисповеданного греха или злобы к кому-либо из близких. Поэтому, если умирающий находится в сознании, священник задает ему соответствующие вопросы для исповеди в такой форме, чтобы ответ мог быть односложным. Конечно, такая исповедь в форме вопросов не может быть полной и всеобъемлющей: она должна быть заключительной, последней, которой предшествовало бы подробное и полное очищение совести больного в те дни, когда он был еще способен на тщательную исповедь. И об этом также должны были позаботиться родственники умирающего.
После совершения Таинства Покаяния священник приобщает умирающего запасными Святыми Дарами, которые он приносит в специальной дароносице. Церковные каноны, заботясь о доброй христианской кончине человека и соединении его со Христом Спасителем, в предсмертные часы дозволяют причащать умирающих даже после принятия лекарств и вкушения пищи [2], а женщин — и в период месячного или родильного очищения (чего не дозволяется совершать над лицами, не находящимися в смертельной опасности).
Однако правила запрещают причащать Святых Таин людей, впавших в беспамятство или безумие, до их выздоровления, кроме смертных случаев [3]. В исключительных случаях можно приобщать и беснуемых, при условии, если они в бесновании не богохульствуют [4].
Как во время болезни, так и пред самой кончиною, над христианином целесообразно совершать Таинство Елеосвящения, предавая в руце Божии жизнь болящего. Болен ли кто из вас,— пишет апостол,— пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15). По верованию Православной Церкви, Елеосвящение — это Таинство, в котором при помазании освященным елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. В этом Таинстве христианину прощаются те грехи, о которых он забыл или которых по неведению и невниманию не считает за грех. Вот что пишет о Таинстве Соборования Московский святитель Филарет: «Из слов Апостола (Болен ли кто из вас… и т. д. — Иак. 5, 14–15) видно, что Таинство Елеопомазания имеет двоякий плод: 1) отпущение грехов, и 2) выздоровление болящего: и воздвигнет его Господь. Таким образом, на точном основании Священного Писания Православная Церковь учит, что Елеопомазание может быть совершаемо как над приближающимся к смерти для испрошения ему прощения грехов, так и над всяким больным для испрошения ему прощения грехов и выздоровления от болезни » [5].
Канон на исход души
Видео (кликните для воспроизведения). |
Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в молитвах. Может быть, умирающий уже не слышит молитвословий, но, как при крещении младенца отсутствие у него сознания не умаляет благодатного действия Таинства, так и затухание сознания не препятствует спасению отходящей души по вере и молитве близких, собравшихся у его смертного одра.
Церковь, имевшая попечение о каждом православном с момента его рождения, не может оставить его и в этот последний страшный час. В лице духовника умирающего она спешит к его одру и прежде всего прилагает старание о том, чтобы у умирающего не осталось на совести какого-либо неисповеданного греха, в особенности злобы к кому-либо из братий. А затем духовник от лица человека, с душою разлучающегося и не могущего глаголати, глаголет «Канон молебный ко Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице, Матери Господней». Уста умирающего молчат и язык не глаголет, но сердце вещает: Огнь бо сокрушения внутрь возгорается и гласы немолчными призывают прежде всего Матерь Господню [6]. Канон на исход души преисполнен этими вещаниями от сердца умирающего, который хорошо сознает, что «нощь смертная постиже (его) неготова, мрачна же и безлунна, препущающи неприготовлена к долгому оному пути страшному» [7]. По 6-й песни канона — кондак Великого канона, побуждающий душу умирающего воспрянуть, пока еще не поздно, как разбойник благоразумный в последний момент воздохнуть о своих грехах и воззвать ко Господу, да пощадит Христос Бог: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши, конец приближается, и нужда ти молвити: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, Иже везде сый и вся исполняяй» [8].
За кондаком следует и икос того же Великого канона, утешающий трепещущую душу тем, что «Христова врачебница всем открыта», всем дана возможность очищать душу свою исповеданием грехов своих и Таинством Покаяния [9], что и сам диавол, видя эту «врачебницу… пострадав уязвися», и в сознании своего бессилия признается: «убивает мя Вифлеемлянин, Иже везде сый и вся исполняяй» [10].
Все последование заканчивается молитвою от иерея, глаголемой на исход души, о разрешении ее от всяких уз, освобождения от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.
Чин на разлучение души от тела
Кроме «Канона на исход души» в Большом Требнике и в «Иерейском молитвослове» есть другой умилительный канон, творение Андрея Критского, который входит в «Чин, бываемый на разрешение души от тела, внегда человек долго страждет». Большие страдания умирающего побуждают усилить молитву: душа долго страждущего молитвенно ищет помощи у всей Церкви небесной и земной, призывает «ангельстии собори, и человецы вси христолюбцы» [11], «всех благочестиво в житии поживших», призывает «вси земнии концы совоздохнуть и соплакать». В особенности обращается она к добрым друзьям и знакомым, к возлюбленным братиям, просит их в «память еже к ним дружбы» молить Христа о ней, просит всех их явить благоутробие, оказать милосердие к ней, злосчастной и окаянной, ибо она верит в силу молитвы Церкви: «Если бы вси единем гласом провещали бысте к Владыце, тьмы избавили мя бысте».
Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут (и должны) быть прочитаны у одра умирающего мирянином, разумеется, с соответствующей заменой возгласов и опущением молитвы, предназначенных для чтения только от иерея. И кроме положенных в богослужебных книгах канонов близким умирающего должно молиться об отходящем брате.
По книгам:
1. Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М., 1991. С. 169–176;
2. Со святыми упокой: О церковном поминовении усопших: Сборник / Сост. мон. Иулиания (Самсонова). Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2007.
[1] Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М., 1991. С. 37–38.
[2] Кормчая книга. Ч. II; Номоканона пункт 166.
[3] Служебник. Известие учительное о подаянии и приятии Божественных Таин.
[4] Правило 3-е Тимофея, архиеп. Александрийского (Кормчая книга. Ч. I).
[5] Филарет, митр. Московский и Коломенский. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т. Т. V. Ч. 2. СПб., 1888. С. 558.
[6] См.: Канон на исход души. Песнь 6, тропарь 1.
[7] Ср.: Канон на исход души. Песнь 7, тропарь 1.
[8] Кондак по 6-й песни канона, творение прп. Андрея Критского.
[9] Ср. с увещанием пред исповедью: «Пришел еси во врачебницу».
[10] Канон на исход души. По 6-й песни икос.
[11] Здесь далее цитаты из «Канона на разлучение души…»..
Сильная молитва на смерть близкого человека
Специально для тяжелобольного и близкого Вам человека существует сильная молитва родственников, читаемая на скорейшую смерть. Она поможет ему отойти.
Невыносимо смотреть на страдания обреченного. Дорогие мои, Вы боролись до конца. Подорвали собственное здоровье, исчерпали последние силы.
Вы хотите возмутиться, дескать, негоже желать родному, ещё живому человеку, смертельного исхода. Пожалуйста, самостоятельно примите это непростое решение.
Любая кончина происходит по велению Всевышнего. И если он воспротивится этому, Ваш родственник продолжит отсчитывать дни. А Вы созерцать его участь.
Неважно в какой день, ступайте в православный Храм и купите шесть свечей. Половину из них отложите для домашнего моления.
Поставьте свечи к иконе Спасителя. Накладывая на себя крестное знамение, едва слышно произнесите эти молитвенные строчки.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, не суди меня за недостойное прошение, но воздай рабу твоему (называете имя умирающего) скорейшего освобождения. Да будет воля твоя. Аминь.
Смиренной поступью, возвращаетесь назад.
Когда выпадет свободная минутка, уединитесь в запертой комнате. Зажгите оставшиеся свечи. Рядом поставьте икону всемилостивого Спасителя.
Не терзайте себя и не обвиняйте в греховности. Да простит меня Господь Бог, но в данном случае, Вы не убиваете, а пытаетесь спасти близкого Вам человека. Иногда смерть – это единственный выход, позволяющий избавиться от нестерпимых раковых мук.
Приступайте к многократному и неторопливому чтению православной молитвы.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, каюсь и терзаюсь, плачу и скорбно маюсь. Прости, великодушный, за то, что прошу, и тяжкую долю на сердце ношу. Не силы меня покидают, а близкие люди страдают. По непререкаемой воле твоей, пусть тяжелобольной умрёт поскорей. Облегчи участь его безнадежную, и успокой душу мою тревожную. Прими умирающего, в болях стенающего, о пощаде устами взывающего. Не прогневайся на молитву грешную и жизнь мою безутешную. Не за смертью к тебе обращаюсь, я помочь близкому пытаюсь. Не суди его строго, у своего небесного чертога. Помилуй и возведи в свое Царство, подари вечный Рай, а не мытарство. Да будет воля твоя, и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь.
Осените себя крестным знамением три раза подряд. Когда все свечи угаснут, бережно отнесите их огарки обратно в православный Храм.
И пусть стойкость Вас не покинет. В тяжелый и горестный час, вера в Бога не сгинет.
Пожалуйста, не осуждайте себя. Ибо Вы сделали всё, что могли!
Православная молитва об избавлении от мучений умирающего, выполнить последнюю просьбу, облегчить уход
Иногда человек болеет долго, и если он окружен любовью, заботой — умирать легко, и все-таки страшно. Очень плохо, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его кровати, не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; его болезнь, как темная туча, висит над нами; поскорее бы он умер. И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну, как тебе? ничего? тебе что-нибудь нужно? ничего не нужно? ладно; ты знаешь, у меня свои дела, я еще вернусь к тебе». И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили только потому, что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением.
Но в чем же должно заключаться истинно христианское отношение к умирающему? Как, проявив христианскую любовь и мудрость, облегчить страдания близкого человека? А если он находится на грани смерти, но сам еще не чувствует этого, — стоит ли ему говорить об этом или постараться сделать так, чтобы он только в последний момент понял, что пути назад уже нет?
Есть одна склонность у христиан, которую они заимствуют у неверующих людей мира: это стремление скрыть от умирающих близких серьезность их положения и близость смерти. Господь посылает длительные предсмертные болезни как последнее средство, служащее для спасения души. Он хочет, чтобы в это время человек задумался над жизнью, заглянул в себя, осознал свою нечистоту и непригодность для вечного блаженства, ужаснулся своему недостоинству, в страхе вспомнил о Боге и с покаянием и надеждою устремил к Нему свое сердце. Этому благому Промыслу Божию часто мешают близкие тяжело больных. Оптинские старцы считали, что врач обязан предупреждать больного о приближении смерти. И, очевидно, не надо скрывать опасность от больного христианина.
Есть случаи из жизни праведников, когда они предсказывали скорую смерть кому-либо из близких, причем эти предсказания потом не оправдывались. Но те, кому они предсказывали, были впоследствии им глубоко благодарны. Это предсказание заставляло их вовремя покаяться, изменить образ жизни и в усиленных духовных подвигах приготовить себя к переходу в иной мир.
В тех случаях, когда хотят прекратить или облегчить предсмертные страдания больного, надо прибегать к усиленной молитве о нем. Преподобный Афанасий Афонский в тех случаях, когда узнавал, что какому-либо больному иноку его монастыря нет воли Божией исцелиться, совершал всенощное бдение и просил Бога, чтобы Он упокоил его, избавил от мучений, а окружающих — от тяжести длительного ухода за больным. И к утру, когда молящиеся заканчивали свои молитвы, расставался с жизнью и больной. Однако, молящимся следует заканчивать свою просьбу так, как заканчивал Свою молитву Господь в Гефсиманском саду: «Да будет воля Твоя» (Мф. 26, 42).
Как молиться о человеке в первые дни после смерти
Когда тело усопшего омыто и одето, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела». Это последование положено читать священнику, для чего он призывается в дом умершего.
Если таковой возможности нет, то последование могут прочитать ближайшие родственники и знакомые. Выше приведена ссылка на канон в версии для чтения мирянином. Если человек умер вне дома и тела его в квартире нет, то в час сообщения о смерти все равно нужно прочитать этот канон и далее читать Псалтирь.
Если смерть наступила в Пасхальную седмицу (8 дней от Пасхи до вторника Фоминой недели – Радоницы), то помимо «Последования по исходе души от тела» читается Пасхальный канон.
В Православной Церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом покойного вплоть до его погребения. Псалтирь нужно читать сразу по кончине, если даже тело усопшего находится вне дома. Псалтирь читается и в дальнейшем в молитвенную память о почившем, в дни поминовения, а особо усиленно в первые сорок дней по кончине. Мнение, что смерть в Страстную седмицу усугубляет грехи усопшего, а в Пасху или Светлую седмицу облегчает – неверно.
Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Именно Псалтирь воспроизводит все многообразие движения нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешения и ободрения в наше сердце. Чтение Псалтири – молитва Господу об усопшем – утешает скорбящих и помогает душе новопреставленного в ее загробных странствиях.
Псалтирь разделена на 20 больших частей – кафизм (от греческого слова «кафизо» – «сижу», что означает возможность сидеть при чтении Псалтири). Каждая кафизма делится на группы псалмов, отделяемых словом «Слава». Псалтирь – составная часть Библии, однако, обрести Псалтирь можно и в отдельном издании, и в некоторых молитвословах.
Если Псалтирь читает мирянин, то чтение начинается с прошения «Молитвами святых отец наших…», затем предначинательные молитвы: «Царю Небесный», «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш» и далее по порядку. Каждая кафизма начинается молитвословием: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу», «Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу», «Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему».
Затем читаются псалмы до слова «Слава», что означает «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». На каждой «Славе» читается молитва «Помяни, Господи Боже наш…», находящаяся в конце «Последования по исходе души от тела» с упоминанием имени усопшего. Затем продолжается чтение псалмов до следующей «Славы». По окончании кафизмы читают «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш», тропари и молитву, положенную после каждой кафизмы. Возбраняется при чтении Псалтири добавлять молитвы неизвестного происхождения и вообще любые молитвы, не находящиеся в Богослужебных книгах.
Во время Пасхальной недели (8 дней от Пасхи до вторника Фоминой недели – Радоницы) в церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона. Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить чтением Пасхального канона. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь, т.к. Псалтирь употребляется с первых времен христианства не только в одних скорбных случаях, но и в радостных, а Апостольские постановления указывают читать Псалтирь в 3-й день по кончине ради Того, Кто в 3-й день воскрес из мертвых. Отсюда следует заключить, что нет надобности отлагать чтение Псалтири над усопшим и в святые дни Пасхи. Для выражения же большей торжественности праздника, можно делать некоторые прибавления пасхальных песней, по прочтении каждой кафизмы и даже «Славы». Если к гробу умершего приглашен священник, то он совершает заупокойное богослужение – литию или панихиду. В первый же день нужно позаботиться о церковном поминовении усопшего. Желательно сразу же, в день смерти, заказать сорокоуст в тех храмах, где богослужение совершается ежедневно.
Если рядом несколько храмов, то хорошо в них подать записки с именем усопшего на Божественную литургию или на панихиду. Делать это можно и даже нужно еще до отпевания и погребения. Усопшие, со дня кончины которых не прошло 40 дней, называются новопреставленными.
Пока гроб с покойным находится дома, прощаться с усопшим приходят родственники, друзья, знакомые. И, в большинстве случаев, подойдя к гробу, не находят нужных слов для прощания. Самое уместное в этом случае, осенив себя крестным знамением, прочитать следующие краткие молитвы:
«Со святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего новопреставленного(имя), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная», или: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное».
При смерти женщины в молитвах соответственно читается «душу рабы Твоей новопреставленной (имя)».
Необходимо попросить прощения у почившего и простить ему все обиды.
Как помочь умирающему
Закон смерти — общий для всего человечества. Смерть неизбежна. Но если человек думает, что его жизнь оканчивается гробовой доской, он загоняет себя в тупик. Христиане знают, что смерти нет и нас ожидает жизнь вечная. Но как трудно бывает смириться с неизбежным, особенно если умирает близкий и любимый человек! Что можно сделать, чтобы облегчить его страдания и помочь ему достойно закончить свой жизненный путь?
Мы часто считаем, что умирающему нужны только уход и комфорт; это не так. Случается, что, когда заболел немолодой человек — отец, мать, муж или жена, родные, поняв, что болезнь неизлечима, быстро отправляют его или ее в больницу или другое учреждение. Старые люди, мужчины и женщины, подходят к самому важному часу своей жизни без любви, не успокоенными и не примиренными, а униженными, несчастными и иногда озлобленными.
Родственники считают, что там ему будет лучше, там знают, что делать. Время от времени жена или муж навестят больного и думают, что сделали все, что нужно и можно. Но видеть больного человека им трудно, и чем дальше заходит болезнь, тем труднее. Визиты делаются короче и реже. Дети тоже заняты своим; думают, конечно, и о больных отце или матери, но в общем, все это воспринимается, главным образом, как осложнение их собственной жизни.
Скоро все же придется решать вопрос, где умирать: в больнице или дома. Умирать трудно в любых условиях, но умирать у себя дома, когда около тебя те, кого ты любишь и кто тебя любит, легче. Подумайте каждый и каждая о себе; когда придет ваша очередь — где?
Молитва о терпении в уходе за больным
Господи, Иисусе Христе, Небесный Врачу душ и телес наших, исцеляяй всякий недуг и всякую язву в людех Твоих! Тебе припадаю, помози мне, недостойной рабе Твоей.
Призри, Многомилостиве, на делание и служение мое, даждь ми быти верною в мале; послужити болящим, Тебе ради, носити немощи немощных, и не себе, но Тебе Единому угождати во вся дни живота моего.
Ты бо рекл еси, о, Сладчайший Иисусе: «Понеже сотвористе единому от сих братий Моих меньших, Мне сотвористе». Да будет мне по глаголу Твоему, да сподоблюсь творить благую Твою волю.
Уязви душу мою Твоею любовию, вся терпящею и николиже отпадающею. Тогда возмогу, Тобою укрепляема, подвигом добрым подвизатися и веру соблюсти, даже до последнего моего издыхания.
Ты бо еси Источник исцелений душевных же и телесных, Христе Боже наш, и Тебе, яко Спасителю человеков и Жениху душ, грядущему в полунощи, славу и благодарение и поклонение возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Здесь мы собрали для вас краткие молитвы о помощи в самых трудных и необычных обстоятельствах: от болезни ребенка до молитвы, когда нет сил никому молиться.
А эксперты сайта Милосердие.ru ответят на самые актуальные вопросы, связанные со всеми этими темами.
О чём разговаривать с умирающим
Московский храм Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове уже долгое время окормляет пациентов хосписа №4. О том, как строится общение со смертельно больными людьми, и об опыте этой духовной работы рассказывает настоятель храма протоиерей Андрей Рахновский.
Что мешает правильно встретить кончину
— С какими проблемами сталкивается священник в общении с пациентами хосписа и их родными?
— А родным и близким больного человека как себя вести? Надо ли в любых случаях утешать и укреплять надежду?
— Говорить о смерти надо обязательно. Вопрос в том, как это сделать: какие подобрать слова и какой у тебя внутренний настрой. Если ты сострадаешь человеку и видишь, что он всё ещё на что-то надеется и эта призрачная надежда мешает ему осознать близость смерти и покаяться, то в таком случае ты должен прямо обо всём сказать. Но если человек постоянно кается, сознательно исповедуется, то я считаю, что нет необходимости заострять внимание на этой теме. В принципе такой человек готов к смерти.
«Господи!» — это уже молитва
— Какие молитвы уместнее читать человеку, оказавшемуся в критической ситуации?
— Молиться надо в любом случае, не важно, как и какими словами. Но если говорить конкретно о молитвенных текстах, в которых содержится то, что поможет человеку излить душу в скорби, на первом месте я бы назвал молебный канон к Пресвятой Богородице. Или, например, молитву старца Парфения Киевского — она очень глубокая, покаянная. Есть много хороших молитв. Но когда человек находится в тяжёлом состоянии, ему, как правило, чисто физически сложно что-либо читать. Поэтому лучше всего здесь подходят короткие молитвы: «Богородице Дево, радуйся», Иисусова молитва, «Господи, помилуй». Даже просто «Господи!» — это уже молитва.
— Бывают ли случаи чудесного возвращения людей из безнадёжного состояния к нормальной жизни?
— Много было таких случаев. Однажды меня позвали к умирающему дедушке, я его причастил. Через четыре года в наш храм приходит его дочка или внучка подать записку об упокоении новопреставленного. Я спрашиваю: «Почему новопреставленного? Он же четыре года назад умер». Женщина говорит: «Батюшка, что вы! Он после причастия в тот же вечер пришёл в себя и прожил ещё четыре года!»
Ждём добровольцев
— Нужна ли от мирян-прихожан помощь священникам, окормляющим хосписы? Чем можно помочь?
— Конечно, нужна! Без мирян, которые помогают в хосписе, нам было бы трудно. Священник обычно сильно загружен, он придёт поисповедовать и причастить. Часто бывает так, что пациенты просят почитать вслух Псалтирь или молитвы к причастию. И тут могут помочь верующие миряне.
Кроме того, добровольцы делают множество других дел: ухаживают за цветами, устраивают различные мероприятия для пациентов (концерты, угощения и т.д.), в хорошую погоду вывозят пациентов на улицу, проводят с ними время.
Также волонтёры в хосписе содержат в порядке кофейный уголок, который удалось организовать на средства, пожертвованные прихожанами храма Ризоположения Богородицы. Раньше это был заброшенный сестринский пост, которым никогда никто не пользовался, а сейчас это уютная зона отдыха с хорошей мебелью, где родственники больных могут выпить кофе, разогреть еду. Там даже отмечали день рождения. Для детей сделали уголок, где они могут поиграть. Не так давно была обустроена ещё одна зона, где теперь живут птицы, есть диван с креслами, небольшой комод и торшер.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Общими усилиями удаётся сделать это учреждение не казённым, а уютным, где комфортно находиться. Конечно, работы ещё много, но уже немало сделано. На сайте храма Ризоположения в Леонове мы публикуем сведения о нуждах хосписа, а также отчёты о проделанной работе. Если кто-то заинтересуется и захочет оказать помощь, мы будем очень рады, ведь помощь добровольцев — это большое подспорье как для пациентов и их родственников, так и для персонала хосписа.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.