Содержание
- 1 Чем отличается кондак от икоса и что такое акафист?
- 2 Что такое икос в молитве
- 3 У православных молитв есть разные названия – что они означают?
- 4 Словарь православных гимнографических терминов
- 5 Что такое икос?
- 6 Церковные непонятности: что такое тропарь, кондак, канон, ирмос, акафист?
- 7 Какие молитвы входят в молитвослов в Православии
- 8 Что такое кондак и икос, в чем их различие и схожесть?
- 9 Что такое икос в молитве
Чем отличается кондак от икоса и что такое акафист?
Словом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте.При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить. Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».
Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся», воспевающие того, кому посвящен акафист.
Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак – тема, а икос – развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.
Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.
Акафист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.
Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” – краткая хвалебная песнь; “икос” – пространная песнь).
Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).
При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.
Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.
Что такое икос в молитве
Акафист — (в переводе с греч. — «неседальное пение») — молитвословие, состоящее из 1-го кондака, который поётся, и из 12 кондаков и икосов (поровну), которые читаются. Таким образом, акафисты состоят из 25 отдельных песнопений — 13 кондаков и 12 икосов. Из них 1-й кондак и все икосы оканчиваются восклицанием «радуйся». а 12 кондаков припевом «аллилуия». Происхождение слова «акафист» указывает на то, что означенные песнопения исполняются молящимися стоя.
Кондак — (в переводе с греч. — «домик»)- краткая песнь в похвалу святого или праздника.
Икос — (в переводе с греч. — дом) — церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы вместе с кондаками составляют акафист. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак — тема, а икос — развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один. По изъяснению Марка Эфесского, икосы ( с греч. «дом») получили своё название потому, что пелись в тех домах, где проводил ночи в молитве преп. Роман Сладкопевец, первый составитель икосов.
Канон — соединение многих священных песнопений (ирмосов и тропарей) в один стройный состав (нынешнюю форму приобрёл в VIII веке., благодаря Иоанну Дамаскину, составителю нескольких канонов для воскресной церковной службы). Канон обыкновенно состоит из 9 частей-песен, заключающих в себе каждая по 1 ирмосу и несколько тропарей. Представляя или прозаическую или стихотворную форму, каждый канон по содержанию своему выражает суть празднуемого события и внутреннее его значение. Каноны бывают полные (из 9 песен) и неполные — состоящие из одной, двух, трёх, четырёх песен. В таком случае канон надписывается так: двупесенец, трипесенец, четверопесенец.
Тропарь — краткая песнь, в коей прославляются дела Бога или святых Его. Это слово в обширном смысле означает всякое церковное песнопение, хотя бы оно и имело другое, отличное наименование. В теснейшем смысле тропарь есть песнопение, составленное в честь праздника или святого.
Ирмос — ( от греч. «связываю», «соединяю») — так называется первый тропарь в ряду других тропарей, составляющих одну какую-либо песнь канона. Ирмос есть образец, по которому составлены все прочие тропари той же песни, так что все они сходствуют с ирмосом числом предложений и слов, напевом, а иногда и содержанием и самыми оборотами речи и потому составляют с ним одно целое, для которого ирмос служит связью. Зная напев ирмоса, всегда можно правильно петь все тропари, за ним следующие; посему ирмос полагается в начале всякой песни канона, чтобы по образцу его петь прочие тропари, составляющие песнь. В древности весь канон (т.е. как ирмосы, так и тропари) пелся; в настоящее же время обычай этот сохранился только при исполнении пасхального канона, во всех прочих канонах поются только ирмосы, а тропари вычитываются. Главные мысли и даже выражения ирмосов избраны большею частью из песен ветхозаветных, прославляющих события, которые были прообразами событий нового завета.
Объяснения взяты из «Полного церковно-славянского словаря» и «Полного православного богословского энциклопедического словаря»
У православных молитв есть разные названия – что они означают?
Зачем верующим столько разных молитв?
Что такое акафист?
Акафист (в переводе с греческого «молитва, которую читают стоя»). Подробно рассказывает о жизни святого или событиях праздника. Состоит из 13 коротких текстов (кондаков), которые заканчиваются возгласом «Аллилуйя», и 13 длинных (икосов), в каждом из которых содержится 12 хвалебных обращений к святому, начинающихся словом «Радуйся».
Что такое канон?
Канон (в переводе с греческого «правило, образец») – это большая молитва, посвященная Христу, Богородице или святому. Обычно она состоит из 9 частей (песен), каждая из которых начинается коротким песнопением, связанным с определенным событием из Ветхого Завета (ирмос). Потом читается несколько (от 2 до 4) коротких текстов, посвященных святому или празднику.
Что такое ирмос?
Ирмос (в переводе с греческого «связь, соединение») – молитва, которая поется в начале каждой песни канона. Ирмос показывает, на какого персонажа из Ветхого Завета похож святой или к какому ветхозаветному событию отсылает церковный праздник. Задача этой молитвы – связать более поздние исторические события с «образцами» из Библии.
Что такое тропарь?
Тропарь (в переводе с греческого «обращение») – самая главная короткая молитва праздника. Он рассказывает о событиях из жизни Христа, Богородицы или святых. В тропаре прямо говорится о том, какие поступки сделали человека святым или какие события (Рождение Христа, явление иконы Богородицы и т. п.) стали поводом для церковного торжества.
Что такое кондак?
Кондак (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») – вторая важная молитва праздника. Она рассказывает о том же человеке или событии, что и тропарь, но несколько подробнее. В кондаке раскрываются исторические или богословские причины поступков святых. Тропарь рассказывает о том, что случилось, а кондак – о том, почему это произошло.
Что такое икос?
Икос (в переводе с греческого «дом») – благодарственная молитва, которая прославляет, хвалит Христа, Богородицу или святых, рассказывая о событиях из их жизни. 12 икосов входят в состав акафиста и состоят из вступления, 12 прошений, начинающихся словом «Радуйся», и завершающего обращения к святому («Радуйся, Николае, великий чудотворче»).
Что такое стихира?
Стихира (в переводе с греческого «стихотворение») – песнопение, которое поется после коротких отрывков из псалмов. Число стихир на Всенощном бдении может быть разным. Чем важнее праздник, тем больше этих молитв поется. Стихиры обычно различают по названию псалмов, с которыми они связаны (стихиры на «Господи возвах», стихиры на «Хвалитех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на стиховне).
Что такое кафизма?
Кафизма (в переводе с греческого «сидение») – название частей Псалтири, объединяющих несколько псалмов. Название происходит от обычая сидеть во время чтения кафизм в храме. Всего существует 20 кафизм, и они последовательно за несколько дней или недель прочитываются в храме во время богослужения или в составе домашних молитв.
Словарь православных гимнографических терминов
Гимнография (от греч. hymno — торжественная песнь и graphein — писание) — раздел литургики, изучающий богослужебные песнопения. Основными понятиями православной гимнографии являются формы богослужебных песнопений: Антифоны, Ипакои, Тропарь, Кондак, Акафист, Стихира, Канон, Ирмос, Катавасия, Акростих, Седален, Светилен, Прокимен, Аллилуарий, Причастен, Полиелей, Непорочны; а также три типа метрических (и мелодических) форм: Самоподобен, Самогласен, Подобен.
«Богословский подход к науке о богослужении, то есть стремление построить литургическое богословие и систематизировать богословские идеи нашего богослужения, обращают внимание, главным образом, на внутреннее содержание богослужебного материала. А так как он содержится преимущественно в богослужебных песнопениях или в гимнографии, то изучение этой последней представляет для литургиста особый интерес. Это изучение должно совершаться, конечно, в исторической перспективе, почему история песнопений, их развитие и прекращение тех или иных форм их, равно как и история песнопевцев, стоит в центре нашего внимания».
Аллилуиарий (греч. άλληλουιαριον от аллилуйя») — стихи псалмов, произносимые и воспеваемые на литургии после чтения Апостола в сопровождении пения «аллилуйя».
«Считаясь священнее Апостола, Евангелие должно иметь пред собою и превосходнейшее подготовление. Если на утрене таким подготовлением к нему служит прокимен, то на литургии, где последний предшествует Апостолу, Евангелие должно иметь пред собою что-нибудь более исключительное. Таким и является положенная пред литургийным Евангелием песнь аллилуиа. По Апокалипсису, это будет небесная песнь вечности.
Антифо́ны (от греч. άντί и φονέω, звук, голос, что означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора, букв. «противо-гласник») — древнее понятие литургической практики, отражающее способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов, когда они поются попеременно постишно двумя хорами.
Кроме этого значения, как способа пения, слово антифон используется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала.
Главные случаи употребления этого термина:
1. Антифоны Псалтири
2. Антифоны изобразительные или вседневные
3. Степенные антифоны
4. Праздничные антифоны.
Акафист — (греч. akathistos, от греческого а — отрицательная частица и kathizo — сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») — особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.
Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов («кондак» — краткая хвалебная песнь; «икос» — пространная песнь).
Икосы заканчиваются восклицанием «радуйся» а кондаки — «Аллилуйя» (на еврейском — «хвалите Бога»). При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия. Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия в 626 году.
Акростих (греч. aκρος — крайний, στaχος — стих, слав. краестрочие, краегранесие) — богослужебное песнопение, начальные буквы которого складываются в слова.
«Акростих или «краегранесие», «краестрочие» представляет собою характерную отличительную особенность нашей гимнографии, в частности, творчества канонов.
Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения. Это — чисто внешнее, техническое украшение канона, или иной гимнографической поэмы. Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона.
Не имея никакого богослужебного употребления и никак не выделяясь заметным образом для слуха молящихся, он, тем не менее, важен, как свидетельство о времени написания или же о самом поэте. Ясно, что «краегранесия» заметны и доступны только в греческом оригинале песнопений».
Глас — мотив (лад) в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на 4 главных (прямых, или высоких) и 4 побочных (косвенных, или низких); вместе они образуют осмогласие — систему восьми гласов.
Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).
Икос (в переводе с греч. – дом) — церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы вместе с кондаками составляют акафист.
Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак — тема, а икос — развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.
Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.
Из составителей кондаков и икосов особенно известен Роман Сладкопевец, живший в V веке.
Ипакои (от греч. глагола ύπακούω — прислушиваться, отвечать, откликаться, быть послушным) — песнопение в виде припева или подпевания, которое слушают стоя, посвященное Воскресению Христову или событиям праздников.
Одно из древнейших церковных песнопений и один из древнейших гимнографических терминов в истории христианства.
«Происходя от глагола υπακούω, прислушиваться, иногда — отвечать, откликаться, это слово (кроме литургического языка употребляется только в Новом Завете в значении «послушание») в качестве литургического термина имеет значение «припев».
Катавасия (греч. καταβασία — схождение, от глагола сходить, спускаться) — название ирмоса, который поется в окончании песни канона (после каждой, либо после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й).
Само название происходит от предписания Устава, где сказано, что для пения катавасии певцам двух хоров (клиросов) надо спуститься со своих мест и сойтись в середине храма.
Канон (греч. κανών, «правило, мерило, норма») — форма церковной молитвенной поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4 — 6) — тропарями. Пришел на смену кондаку в VIII веке . Канон сопоставляет ветхозаветные образы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета…
Кондак (греч. κόντάκιον от κοντός — палочка, на которую наматывался свиток пергамента) — небольшое песнопение (в одну-две строфы), в параллель тропарю раскрывающее сущность праздника.
В каноне помещается после 6-й песни и сопровождается икосом.
Древние кондаки — многострофные (ок. 20-30) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением. Первая строфа являлась вступлением, последняя — обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ.
Основоположником кондаков является Роман Сладкопевец (556г.), непревзойденный автор большинства кондаков.
Непорочны (греч. «Αμωμος) — понятие православной гимнографии, обозначающее важный для богослужения 118-й псалом по его словам «Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господни. «.
Полиелей (греч. πολυέλεοσ – многая милость, «многомилостивое» в древнерусских Уставах) — торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Госповеди»).
Название восходит к частому повторению слов «Яко во век милость Его» в 135 псалме.
Прокимен (греч. προκείμενος — «предлагаемый вперед») – стих из псалмов, который чтец или диакон возглашает перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паримий, — а хор вторит ему.
В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими.
Видео (кликните для воспроизведения). |
«Прокимен — προκείμενος, предлежащий, т. е, стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием, например, в память апостолов.
Псалтирь (от греч. псалтирион, ψαλτήριον — название струнного музыкального инструмента) — книга, входящая в состав Библии, которая состоит из 150 песней или псалмов.
В Православной Церкви Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении.
Светилен (греч. φωταγωγικόν) — богослужебное песнопение, исполняемое в окончании утрени, после 9-й песни канона.
«Исполняемое по чину «Бог Господь» песнопение «Свят Господь» служит подготовлением к светильну, который занимает здесь, по 9-й песни канона, такое же положение, какое занимает по 3-й песни седален, а по 6-й кондак.
Если кондак превосходит торжественностью седален, то самое место светильна в заключении канона, после такой песни, как 9 песнь, заставляет ждать от него еще большей торжественности.
Светилен, действительно, занимает исключительное положение на богослужении. Это нигде более не повторяющаяся песнь утрени. Как показывает самое название его (светилен, φωταγωγικόν), он воспевает Бога как свет и Подателя света; так, светильны постной утрени все наполнены понятием свет.
Седален (греч. κάφισμα от глагола сидеть) — богослужебное песнопение, во время которого допускается сидеть.
«Седален, как показывает само наименование, есть песнопение, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения. И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся.
Исключением, правда, являются особые седальны, на которых «не седим, за еже кадити священнику св. алтарь, но стояще поем я». Это те седальны, которые поются на утрени Великого Пятка между чтениями 12 страстных Евангелий.
Стихира (греч. στιχηρά — «многостишие») — богослужебное песнопение, написанное стихотворным размером.
«Современный церковный устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения. Это:
1. Стихиры на «Господи воззвах»,
2. Литийные стихиры,
3. Стихиры на стиховне,
4. Стихиры на «Хвалитех».
В древности под именем τά στιχηρά то есть βιβλία подразумевались учительные книги Ветхого Завета, написанные стихотворным размером; иногда так назывались ветхозаветные песни. Вероятно, что отдельные стихи этих песен и были первоначальных обликом стихир».
Тропарь (от греч. τροπάριον — тон, лад, мелодия, или трофей) — краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые).
Тропарь — одно из древнейших церковных песнопений, с которого христианская гимнография начала свое развитие.
Так же называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия.
Что такое икос?
В качестве примера предлагаем первый икос из Акафиста Пресвятой Богородицы – родоначальника жанра акафиста:
Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Радуйся, Еюже рaдocть возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, Невесто Неневестная.
На заставке Ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы
Церковные непонятности: что такое тропарь, кондак, канон, ирмос, акафист?
Часто в православных календарях или молитвословах можно встретить слова «тропарь святому» или «кондак праздника». Порой такие надписи встречаются на обороте небольших иконок. Давайте попробуем разобраться, что эти слова значат. Это поможет человеку чувствовать себя уверенней в церковной жизни.
Говоря просто, тропарь и кондак – это небольшие молитвословия, которые содержат в себе не только саму молитву, но и краткое объяснение праздника или прославление святого. Поются они в тот день, когда вспоминается святой или случается праздник. Обычно, тропарь и кондак составляют парное песнопение, исполняемое хором на службе.
Канон – крупная форма
В молитвословах есть и каноны, которые отличается от тропаря и кондака. Это более длинное произведение, состоящие из девяти песен. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (первая строфа) и тропарей (4-6 последующих строф). В основе этих песен лежат девять песен из Священного Писания. Канон знаком почти всем верующим – три канона (Господу, Богородице и Ангелу Хранителю) входят в правило к Причастию.
Многозначность «канона»
Трудность, с которой сталкиваются неподготовленные люди – это то, что в разных ситуациях одни и те же слова могут значит разные вещи. Это явление есть и в церковном мире. Каноном называют правила, принятие церковные соборами. Кроме того, говорят об иконописном каноне – это устоявшийся образец для написания иконы. Наконец, каноном (или кану́ном) иногда называют столик для поминальных свечей. Нужно учитывать многозначность слова, чтобы правильно понимать его значение.
Акафист
Каким бы древним и устоявшимся не казалось богослужение, гимнография постепенно развивается. В XIX и XX веке в Русской церкви получил большое распространение жанр акафиста. Строфы в нём начинаются со слова «радуйся» и общее настроение акафиста обычно радостное, а тематика – похвальба святому или прославление Бога. Хотя жанр пользуется большой народной популярностью, в церковное богослужение входит только один Великий акафист (Пресвятой Богородице), написанный в глубокой древности и слабо связанный с современными текстами. Он поется в субботу 5-й седмицы Великого Поста, один раз в год.
Пришли из истории
Сами слова эти пришли из греческого языка.
«Тропарь» переводится как тон, лад или мелодия. Упоминания о пении тропарей находятся в древнейших христианских летописях, датируемых IV и V веком. Это самый древний вид церковных песнопений.
«Кондак» в переводе означает палочку, на которую наматывался свиток из пергамента. В древности кондаки представляли собой не одну строчку, а длинную поэму, посвященную православному празднику. Первый сочинитель таких «поэм» – святой Роман Сладкопевец. С течением времени, в службе остались только первые строчки тех поэм – они и называются кондаками теперь.
Собор Александра Невского в центре Софии
На смену им пришли другие длинные тексты – это были каноны. «Канон» переводится с греческого как правило, мерило или норма. В богослужении он появился примерно в VIII.
Слово «акафист» буквально можно перевести как «не сижу». Иногда их обозначают «неседальными песнями» в противовес «седальнам», другому виду песнопений.
Гимнография – церковная песенная поэзия
Можно сказать, что тропарь, кондак, канон и акафист – это жанры церковной песенной поэзии, иначе называемой гимнографией. Есть и множество других видов песнопений и возгласов. Мы лишь приподняли завесу тайны над красотой и гармонией церковных наук и богослужебных понятий. Надеемся, что эта статья поможем вам подружиться с миром православного богослужения.
Значение праздника Сретения Господня, ирмосы, тропарь, кондак и величание
Молитвы каноны акафисты
Акатисти, тропари, молитве
Какие молитвы входят в молитвослов в Православии
Книги для домашних молитв, чаще всего называемые молитвословами, имеют между собой много сходства, ибо содержат одни и те же молитвословия. В молитвословах помещены молитвы на сон грядущим и молитвы утренние, акафист Сладчайшему Иисусу, акафист Пресвятой Богородице, акафист святителю Николаю Чудотворцу, канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии, канон Ангелу-хранителю, последование пред святым причащением и молитвы по святом причащении.
Слово акафист происходит от греческого акафистос гимнос — «неседальный гимн», гимн, который поется стоя. Акафист — это созерцание чуда, это как бы словесная икона священного лица или благодатного события, чем и объясняется его статичность. Акафист состоит из 12 двойных песен — последовательно чередующихся икосов и кондаков. Кондак — это короткое православное песнопение, в котором изложено догматическое или историческое значение празднуемого события или лица, в кондаке раскрывается какой-либо момент учения Церкви об одной из тайн Божиих. Каждый кондак завершается возгласом «Аллилуиа». За кондаком следует икос, который раскрывает содержание кондака, заключает более пространное развитие темы, содержащейся в кондаке.
Канон — одна из форм православного гимна. Канон состоит из девяти песен, устроенных в благодарение и хвалу Богу. Песнь канона делится на ирмос (от греческого глагола «связываю», «соединяю») и несколько тропарей (песнь, изображающая образ жизни святого или торжество праздника). Канон Ангелу-хранителю содержит молебен Ангелу-хранителю, канон молебный ко Пресвятой Богородице — моление для отвращения внутренних душевных и телесных болезней и в особенности— для исцеления греховных язв, поражающих душу, как показывает само содержание песней и стихов канона.
Что такое кондак и икос, в чем их различие и схожесть?
Людей, которые регулярно посещают церковные службы, умиляют услышанные песни. Конечно, можно просто подпевать, не вдаваясь в последовательность мелодических оборотов и слов, но прихожанин, стремящийся вникнуть в суть библейских истин, непременно поинтересуется, что такое кондак и икос.
История возникновения
Кондак в переводе из греческого языка означает небольшую песню, воспевающую Господа, Матерь Божию или одного из святых. Вначале кондаком называли кусочек пергаментной бумаги, содержащий запись церковных песнопений. Сегодня – это благодарность верующих, переведенная в звуки.
Но не сразу кондак из нот превратился в хвалебную оду. Некогда святой Роман Сладкопевец служил дьяконом, затем псаломщиком в соборе. Все попытки улучшить положение оставались без внимания. Однажды, усердно молясь о помощи, он обратился к Пресвятой Богородице. Ночью она пришла к нему во сне, принесла свиток и велела его проглотить.
Проснувшись утром, Роман почувствовал прилив сил и невероятное желание передать свое настроение посредством звуков. Так возник знаменитый кондак, рассказывающий о Рождестве Христовом. Важное событие, которое сочетает молитву и мелодические обороты, подтверждает свою значимость в жизни людей, пришедших к Господу Богу.
Кондак в древности был намного объемнее по количеству слов. 20–30 строф, взаимосвязанных между собой, постепенно приводили к главной теме. Первые буквы строк выстраивались в акростих, подчеркивая главную мысль всего кондака. Это было поэтическое произведение, самостоятельное и цельное.
Сейчас кондак – это одна строфа, являющаяся частью канона. Он исполняется на литургии и во время вечерней службы. За ним следует икос (в переводе с греческого языка – «дом»). Это одновременное песнопение и прославление святого или важного церковного события. Кондак и икос – составляющие акафиста.
Схожесть и различия
Кондак и икос одинаковы по содержанию и по типу изложения. Кондак задает тему церковного праздника, а икос ее развивает. Поэтому кондак значительно короче. Икос не является самостоятельным стихом и следует после кондака. Они очень взаимосвязаны и располагаются после шестой песни канона.
Эти песнопения оканчиваются одними и теми же словами. Стихотворный размер, общая мысль помогают подчеркнуть событие, о котором поется. В икосе присутствует припев и приветствия «Радуйся», уточняя то, чему посвящен акафист. Икос подводит итог, и его сила в повторении. Несколько раз произнесенное «Радуйся» помогает понять смысл воспевания: праздник или святой образ.
Слова, входящие в состав определенной молитвы, расставлены по определенному порядку. Они имеют свою определенную последовательность, при изменении которой теряется чудодейственная сила. Все священное писание изложено великими людьми. Ничего добавлять или сокращать не надо. Читая слово в слово, вы сохраняете смысл, заложенный дар.
Как читаются кондак и икос?
- Сохраняется очередность: вначале кондак, затем икос.
- Существует возрастание: кондак 1, икос 1, кондак 2, икос 2 и т. д.
- В конце акафиста повторяется последний кондак и возвращается кондак 1 и икос 1.
- Слов в кондаке значительно меньше, поэтому они более глубокие и прямолинейные. Прочитав их, можно понять, чему посвящен определенный акафист.
- В икосе изложение не такое уточненное, но чтобы вникнуть в суть, помогают повторяющиеся слова «Радуйся».
Существуют самостоятельные кондаки, не входящие в состав акафиста. Они посвящены знаменательным событиям: Рождеству Христову, Сретению Господнему, Светлому Воскресению. Это настоящая поэма, рассказывающая о конкретном празднике. Содержание последовательное и расширенное.
Если вы не знаете определенные слова, произносимые во время церковной службы, – это не страшно. Для прихожанина, стремящегося соединиться с Божьими правилами, обязательно наступит время, когда сложное станет простым. Важнее всего быть честным по отношению к самому себе: что хочешь понять, каким путем следует идти, каков будет заключительный этап. Главное не останавливаться на достигнутом уровне и, проповедуя Божье слово, с удовольствием делиться о том, что такое кондак и икос.
Что такое икос в молитве
Икос — название церковного песнопения, «содержащего в себе все обстоятельства праздника» или «жизнь известного святого» (Симеон Солунский, — Писание отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию богослужения, II т., стр. 419). По словам Марка Ефесского, подобное наименование усвоено песнопениям потому, что «первоначально они были петы в прекрасных покоях, домах ( οίκος ), в которых обычно совершал всенощную их первый составитель — Роман Сладкопевец» (ib >οἱκοω — подобен (подобен = ἑοικα от неупотребительного εἱκω ), видят в данном наименовании указание на то, что песнопение служит образцом, подобием для всего последования (Пособие к изучению устава богослужения, изд. 3-е, стр. 316, пр. 2). Кроме Романа Сладкопевца, авторами икосов были Анастасий, св. Косма, песнопевцы Арсений, Георгий, Иоанн Дамаскин, а равно и другие лица, имена которых остались неизвестными (Амфилохий, Кондакарий в греческом подлиннике XII—XIII ст., стр. 9, 18). По указанию данного памятника, число всех икосов, считая и кондаки, доходит до 1427; из них в служебных Минеях Триодях, Октоихе и Часослове напечатаны лишь 184 икоса (ibid. стр. 30).
В богослужебной практике различаются икосы канона и икосы акафиста. Первые обычно исполняются после шестой песни канона (см., напр., Типикон константинопольского Евергетидского монастыря по рукописи XII в. № 788 библ. Афинского университета, — Дмитриевский, Описание литургических рукоп., I т., стр. 264, 273, 276 и т. п.), а в некоторых случаях после третьей. Последнее явление наблюдается при совпадении в известное число памяти двух святых или двух празднеств, из коих каждому есть в богослужебных книгах по 3-ей песни седален и по 6-й кондак и икос. Тогда после 3-й поются седальны обоим святым и кондак или кондак и икос одного святого, а по 6-й кондак и икос другого святого. Кроме полных канонов, икосы полагаются на трипеснцах утрени великого понедельника и среды и двупеснце великого вторника (Дмитриевский, Богослужение страстной и пасхальной седьмиц во св. Иерусалиме по уставу IX—X в., стр. 37, 57, 69). В понедельник они исполняются дважды: после первой и восьмой песни (по современной практике только раз — после первой), во вторник после восьмой — пред чтением (по современной практике — после молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя»), в среду также дважды.
Икосами акафиста в современной его редакции называются те двенадцать песнопений, которые заканчиваются приветствием: «радуйся». Между тем в древности наименование икос усвоялось всем 24-м песням акафиста, о кондаках не было и речи. Так, напр., в греческой постной Триоди 1460 г. № 29 Севастьяновского собрания акафист называется «икосами Божией Матери». Подобное же название удержано и в славянской Триоди XV в. № 9 Московской епархиальной библ. (Амфилохий Кондакарий, стр. 15). Равным образом и в древних греческих и славянских уставах о пении акафиста в субботу пятой седмицы великого поста речь идет только о 24 икосах (Типикон константинопольского Евергетидского монастыря по рукописи XII в., — Дмитриевский, Описание, I т., стр. 537; греческий устав С. б. № 456, 1298 г., л. 110 об., устав той же библ. № 381, л. 146; синодальный устав № 330—380, янв., л. 17; славянская Триодь XII в. Синод. библ. № 319—423, л. 264). Следы подобного деления встречаются даже в славян. уставе 1682 г. В отделе о пении акафиста встречается в нем такое замечание: «тии же икоси суть по алфавиту сиесть 24» (Мансветов, Устав, стр. 354).
* Александр Васильевич Петровский,
магистр богословия, преподаватель
Спб. духовной семинарии.
Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 838. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г. Орфография современная.
Видео (кликните для воспроизведения). |
О неработающей ссылке сообщите нам на контактный e-mail
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.