Содержание
Что значит апокрифическая молитва
Молитвы апокрифические — (в индексе отреченных книг ложные молитвы ) составлены по образцу церковных, но с многочисленными вставками народных поверий, заговоров и заклинаний. Сохранившиеся в старинных рукописях апокрифические М. отличаются сравнительно более церковным… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
АЛМАЗОВ Александр Иванович — Александр Иванович (15.08.1859, с. Замартынье Лебедянского у. Тамбовской губ. 15.03. 1920, Москва), литургист, канонист, историк Церкви. Род. в семье диакона. Учился в Лебедянском приходском уч ще (1867 1868), в Липецком ДУ (1868 1874) и… … Православная энциклопедия
АПОКРИФЫ — [греч. ἀπόκρυφος тайный, скрытый, сокровенный], произведения религ. лит ры (иудейской и христ.), посвященные по преимуществу событиям и лицам священной (ветхо и новозаветной) и церковной истории, не включенные в канон Церковью (а ветхозаветные… … Православная энциклопедия
Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II — Предстоятели ГПЦ Епископы Картли (Мцхетские): Иоанн I (20 60 е гг. IV в.); Иаков (60 70 е гг. IV в.); Иов (70 90 е гг. IV в.); Илия I (90 е гг. IV в.); Симеон I (нач. V 20 е гг. V в.); Моисей (20 е гг. V в.); Иона (20 е гг. V в.); Иеремия (20 е… … Православная энциклопедия
ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I — [греч. Εὐχαριστία], главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία приобщение; μετάληψις принятие)… … Православная энциклопедия
Порфирьев, Иван Яковлевич — профессор словесности Казанской Духовной Академии, автор «Истории русской словесности», был сын сельского священника Вятской губернии, родился 23 го апреля 1823 года; образование получил в Вятской Семинарии и Казанской Академии.… … Большая биографическая энциклопедия
ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… … Православная энциклопедия
БОГОРОДИЦА — [Греч. Θεοτόκος], Дева Мария, родившая Иисуса Христа. Житие Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Свящ. Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Здесь присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью… … Православная энциклопедия
Апокрифическая молитва что это такое
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подёргаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
- Сохранившиеся в старинных рукописях апокрифические молитвы отличаются сравнительно более церковным характером, чем записанные со слов народа.
- Апокрифические молитвы встречаются во всех сборниках заговоров.
- Эти апокрифические молитвы , переписанные на бумагу, могли даже не читать над ребёнком, а просто подложить под его изголовье.
- (все предложения)
Сохранившиеся в старинных рукописях апокрифические молитвы отличаются сравнительно более церковным характером, чем записанные со слов народа.
Апокрифические молитвы встречаются во всех сборниках заговоров.
Эти апокрифические молитвы , переписанные на бумагу, могли даже не читать над ребёнком, а просто подложить под его изголовье.
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Правила и каноны [7] | ||
Приведем тот из современных вариантов этой молитвы, который, по нашим наблюдениям, является одним из самых популярных (орфография и пунктуация текста оставлены нами без изменений): Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имярек). Защити, Архангеле, нас от всяких врагов, видимых и невидимых. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый Князь и Воевода Небесных Сил – Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егда услышишь нас, грешных, молящихся Тебе, и призывающих имя Твое Святое. Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным (имярек) и избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла, от врага льстиваго, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя. Однако в церковной традиции обращаться с подобным прошением можно только к Господу! Складывается впечатление, что в сознании субъекта молитвы Архангел Михаил занимает место Бога. В отличие от апокрифических текстов, церковное вероучение не допускает какого-либо смешения ангелов с Господом – Творцом ангелов. Во всех такого рода случаях мы встречаемся с суеверной убежденностью в том, что можно достичь земного благополучия и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила. Нет никаких достоверных источников, которые могли бы подтвердить истинность этой версии происхождения молитвы. [2] См., напр.: Молитва Архангелу Михаилу, грозному воеводе небесных сил // П. С. Ефименко. Заклинания, наговоры, обереги. М.: 1878. Ч. 2. Народная словесность. С. 164—165. ; Молитва архангелу Михаилу // Там же. С. 165. ; Молитва Архистратигу Михаилу Грозному воеводе небесной силы // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. Отд. II. С. 83—84. ; Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Там же. С. 11—12. . [4] Там же. См. также: Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного). . [6] Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11. . [8] Молитва Ангелу Хранителю. Из канона Ангелу Хранителю // Православный молитвослов и Псалтирь. Издание Свято-Данилова монастыря, 1995. С. 70. [9] Молитва 9-я, ко Ангелу Хранителю. Из молитв утренних // Там же. С. 16. [10] Молитва Преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу // Там же. С. 211. [11] Молитва Святителю Николаю // Там же. С. 215. [12] Молитва ко святому Иоанну Предтече. Из канона святому Иоанну Предтече // Там же. С. 81. [14] Архимандрит Евлогий (Гутченко), ректор Одесской Духовной Семинарии. Основные условия правильной молитвы. . [15] Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного). . [17] Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11. . [19] Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Н. Виноградов.Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 11—12. . [23] См., напр.: Алексий, свт., митр. всея Руси. . [24] А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо. . [26] Цит. по: А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо. . [28] Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного). . [29] Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11. . Апокрифическая молитва можно ли читатьОбычному человеку, далекому как от активной церковной жизни, так и от оккультизма и всего, что с этим связано, трудно в этом разобраться. Известно, что далеко не все священные тексты являются признанными официально, на уровне конфессии. Такие тексты называют апокрифическими (от греческого апокрифос – тайный, подложный), т.е. отвергнутыми на уровне целостного церковного учения, неканоническими. Признанными (каноническими) являются только четыре евангельских текста – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна [2]. Именно эти тексты издаются Церковью под общим названием Евангелие. Первые три текста называют синоптическими, они содержат много параллельных мест и были отдельно изданы впервые Иоганном Яковом Грисбахом в 1776 г. под заглавием Синопсис [3]. Евангелие от Иоанна значительно отличается от прочих текстов и по некоторым данным было записано на несколько лет поздее прочих — в качестве дополнения. Состав книг Священного Писания (куда вошли эти четыре Евангелия) был окончательно зафиксирован Церковью только в IV веке, т.е. спустя несколько сотен лет после Рождества Христова. До этого момента не существовало сколь бы то ни было точного мнения о том, в какой степени тот или иной текст является каноническим. Помимо известных всем канонических текстов существует несколько апокрифических евангелий: от египтян, от ессеев, от Петра, от Марии, от Никодима, Филиппа, Иуды, Фомы и другие. Например, из текста Евангелия от Иуды [4] следует, что Иуда Искариот вовсе не был предателем Христа. Напротив, он всегда поступал точно так, как велел ему Учитель. Именно Христос, как следует из текста, велел ему рассказать о своем местонахождении. В этом же тексте прямо указывается на то, что Иуда был избранным Христом среди всех, наиболее посвященным. Среди немалого количества жизнеописаний Христа именно люди (священники и собрания иерархов — соборы) выбрали только те, которые в наибольшей степени соответствовали уже сложившемуся мнению, и в наименьшей степени противоречили этому мнению и друг другу. Церковь с первых веков нашей эры взяла на себя роль цензора, отсекая неугодные тексты, объявив их апокрифическими. И это несмотря на то, что подлинность апокрифов иногда не вызывала сомнений. Неугодные тексты столетиями уничтожались. Но не все – очень много апокрифов хранится в библиотеке Ватикана, но доступа к ним, понятное дело, нет. Спрашивается – как отличить действенную молитву от порчи, сглаза, болезни и т.д. — от прочих? А никак. Это знают те, кто использует такие тексты в работе – знахари, целители. Помимо простого чтения требуется еще много чего, что в сборниках не написано. В обиходе лучше ограничиться следующими молитвами: 1Богородице Дево, радуйся, 2Благодатная Марие, Господь с Тобою; 3благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, 4яко Спаса родила еси душ наших. [6] 1Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5И воскресшаго в третий день по Писанием. 6И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11Чаю воскресения мертвых, 12и жизни будущаго века. Аминь. [7] Тут, как говорится, занавес. Серьезная порча молодым обеспечена. Иконы, свечи, черные полотна, медная цепь, родовой рушник. Причем все это объединяется в единый обряд явно приворотного типа. Никакая это не благодать, что очевидно. Но люди покупают, читают, а некоторые и выполняют обряды, вероятно. Можно ли следовать рекомендациям, данным в подобных сборниках? Конечно, нет. Любое магическое, и тем более обрядовое действие, требует выполнения следующих важных условий: 1. Наличие посвящения или хотя бы личной силы у выполняющего обряд. 2. Разрешение Свыше на выполнение магических обрядов вообще. 3. Разрешение Свыше на выполнение обрядов принуждения в частности. А приведенный выше пример призван ограничить свободу молодых (на верность и от измен), т.е. является обрядом принуждения, приворотом. Заговор является результатом индивидуального (подчеркиваем) творчества одного человека – колдуна, знахаря, целителя. Заговоры тоже могут быть результатом озарения, влияния неких сил – темных или светлых, в зависимости от цели. Но чаще всего заговоры получают методом проб и ошибок, практической работы, а это процесс небыстрый. Но вот, наконец, специалист доводит заговор до совершенства, вышлифовывает его тщательно, как драгоценный камень огранки кабошон. В этот заговор вложен не только опыт специалиста, не только значительное количество его личного времени, но и часть его жизненной энергии. Как вы думаете, появится ли такой заговор в печати? Разумеется, нет. В том числе потому, что настоящий специалист не может себе позволить вывалить на всеобщее обозрение тексты, в которых содержится его Ци [9]. Каждое чтение такого заговора потребует восполнения содержащейся в тексте энергии Ци. Если напечатать такой заговор в книге, он очень быстро иссякнет с энергетической точки зрения и перестанет работать. Заговоры же, предназначенные для целей нападения, наоборот, могут начать забирать жизненную энергию у читающих. Специалистам известно о существовании заговоров, работающих по принципу вирусов-троянцев. Т.е. специалист может создавать (и распространять) заговоры, настоящей задачей которых является отъем жизненной энергии у использующих текст заговора. При этом внешне такие заговоры могут выглядеть вполне обычно и даже безобидно. К работе по составлению сборников подключают этнографов и лингвистов. Они шерстят областные библиотеки и архивы, выуживая пыльные рукописи и дореволюционные издания. Большое количество рукописей были собраны в свое время еще советскими специалистами, и долго лежали на полках невостребованными. Кроме того, существуют некоторые правила составления заговоров, которые узкому кругу специалистов хорошо известны. Для человека, знающего эти правила и хорошо знакомого с родным языком, создать новый заговор несложная задача. Тем более, если нет необходимости гарантировать его работу и применять на практике. Я раба Божия (Имя) тёмно встаю. 3. Синопсис – издание параллельными столбцами. По такому тексту было удобно следить за сходством и отличиями в текстах. Известно, что Евангельских текстах, несмотря на многочисленную богословскую правку, существуют некоторые различия. С конца II века н. э. для указания на то, что различия между Евангелиями не нарушают единства христианского вероучения, священномученик Ириней Лионский говорит о них, как о едином Евангелии, данном христианам в четырех видах. 4. Евангелие от Иуды – (Кодекс Чакос) древний египетский папирус на коптском языке, содержащий ранние христианские гностические тексты, датируемые приблизительно III веком нашей эры. В Кодексе Чакос содержится первый из известных существующих экземпляров Евангелия от Иуды, текст, который был отвергнут как ересь в начале становления христианской церкви, и был найден спустя 1700 лет. Евангелие от Иуды упоминается и резюмируется отцом Иринеем Лионским в его работе по борьбе с ересью. Это доказывает, что само Евангелие Иуды старше Кодекса, т.е. было записано по некоторым данным как перевод с греческого во II веке. Таким образом получается, что текст этого Евангелия записан примерно в то же время, что и канонические евангельские тексты. 7. Символ Веры – молитвенное обращение принято на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году. В 381 году он был расширен и дополнен Вторым Вселенским собором в Константинополе, после чего стал называться Никео-Константинопольским. Приведенная в статье редакция перевода на церковнославянский язык была принята Собором Русской Церкви в 1654 году. Обратите внимание, что редакция эта – дониконовская. 3 Апреля 2012 г. Все о религии и вере — «что значит апокрифическая молитва» с подробным описанием и фотографиями. (греч.) — сочинения, которые изъяты из церковного употребления, потому что церковь по разным причинам не ставит их на одну ступень с принятыми ею книгами. В самом выражении не заключается понятия подложности, точно так же, как не заключается в нем и мало-помалу развившееся догматическое представление, что сочинения эти не писаны по внушению Святого Духа, что они, следовательно, дело рук человеческих. Апокрифам противополагаются канонические книги, т. е. внесенные в список признанных церковью и употребляемых поэтому при богослужении книг — составлены по образцу церковных, но с многочисленными вставками народных поверий, заговоров и заклинаний. Сохранившиеся в старинных рукописях апокрифические М. отличаются сравнительно более церковным характером, чем записанные со слов народа. Очень часто приходится слышать, что I Никейский собор предвзято отнесся к большинству первых христианских текстов, позднее названых апокрифами. Как правило, данное утверждение выставляется в виде тезиса, не подкрепленного какими-либо доказательствами. Основной причиной называется желание Константина укрепить собственную власть, поэтому и каноническими признаны только те Евангелия, которые подходили в той или иной мере к его собственным взглядам. Сторонники этого утверждения считают, что христианство для Константина явилось всего лишь политическим инструментом. Но имеет ли данное утверждение какую-нибудь основу под собой? Приведем тот из современных вариантов этой молитвы, который, по нашим наблюдениям, является одним из самых популярных (орфография и пунктуация текста оставлены нами без изменений): В отличие от апокрифических текстов, церковное вероучение не допускает какого-либо смешения ангелов с Господом – Творцом ангелов.
Видео удалено.
Во всех такого рода случаях мы встречаемся с суеверной убежденностью в том, что можно достичь земного благополучия и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила. [2] См., напр.: Молитва Архангелу Михаилу, грозному воеводе небесных сил // П. С. Ефименко. Заклинания, наговоры, обереги. М.: 1878. Ч. 2. Народная словесность. С. 164—165. ; Молитва архангелу Михаилу // Там же. С. 165. ; Молитва Архистратигу Михаилу Грозному воеводе небесной силы // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. Отд. II. С. 83—84. ; Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Там же. С. 11—12. . [4] Там же. См. также: Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного). . [6] Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11. . [8] Молитва Ангелу Хранителю. Из канона Ангелу Хранителю // Православный молитвослов и Псалтирь. Издание Свято-Данилова монастыря, 1995. С. 70. [9] Молитва 9-я, ко Ангелу Хранителю. Из молитв утренних // Там же. С. 16. [10] Молитва Преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу // Там же. С. 211. [11] Молитва Святителю Николаю // Там же. С. 215. [12] Молитва ко святому Иоанну Предтече. Из канона святому Иоанну Предтече // Там же. С. 81. [14] Архимандрит Евлогий (Гутченко), ректор Одесской Духовной Семинарии. Основные условия правильной молитвы. . [15] Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного). . [17] Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11. . [19] Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 11—12. . [23] См., напр.: Алексий, свт., митр. всея Руси. . [24] А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо. . [26] Цит. по: А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо. . [28] Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного). . [29] Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11. . Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе «Категория» необходимо выбрать интересующий Вас подраздел). Сомнения ваши верны. Забудьте всю эту совершенно нецерковную и нездоровую мистику. Для молитвы архангелу Михаилу используйте канонические молитвы (напр., эту или эту), а не этот «бабкин наговор». Также и что касается времени молитвы — молиться можно в любое время. Сила молитвы зависит от сердечной веры, чистой совести и любви к Богу, а не от того во сколько читать. Печально, что подобное исходит даже от священников. Обычно такое мракобесие советуют священники не имеющие систематического духовного образования, а учившиеся «понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Рекомендую к прочтению о ложной (апокрифической) молитве Архангелу Михаилу. Значение словосочетания «апокрифическая молитва»Значение слова «апокрифический»АПОКРИФИ́ЧЕСКИЙ , —ая, —ое. Лит. Прил. к апокрифы. Апокрифическая литература. (Малый академический словарь, МАС) Значение слова «молитва»МОЛИ́ТВА , -ы, ж. 1. Действие по глаг. молиться (в 1 знач.). (Малый академический словарь, МАС) Делаем Карту слов лучше вместе
Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов. В каком смысле употребляется прилагательное глубокий в отрывке:
Синонимы к словосочетанию «апокрифическая молитва»Предложения со словосочетанием «апокрифическая молитва»
Понятия со словосочетанием «апокрифическая молитва»Отправить комментарийПредложения со словосочетанием «апокрифическая молитва»:Сохранившиеся в старинных рукописях апокрифические молитвы отличаются сравнительно более церковным характером, чем записанные со слов народа. Апокрифические молитвы встречаются во всех сборниках заговоров. Эти апокрифические молитвы , переписанные на бумагу, могли даже не читать над ребёнком, а просто подложить под его изголовье. Синонимы к словосочетанию «апокрифическая молитва»Карта слов и выражений русского языкаОнлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка. Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов. Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии. Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу«Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» является, вероятно, одной из наиболее распространенных в наши дни апокрифических молитв 1 . Она часто называется просто «Молитва Архангелу Михаилу» (ее не следует смешивать с молитвами Архангелу Михаилу, не содержащими апокрифических элементов). Приведем тот из современных вариантов этой молитвы, который, по нашим наблюдениям, является одним из самых популярных (орфография и пунктуация текста оставлены нами без изменений): Этот текст представляет собой несколько измененную версию широко распространенной в народной среде в XVI – нач. XX вв. «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» 2 . В 1913 г. А. И. Яцимирский опубликовал несколько списков этой апокрифической («ложной») молитвы и указал на русское происхождение этого текста 3 . Один из вариантов молитвы («Молитва к Господу нашему Исусу Христу, ко святому архангелу Михайлу») был опубликован Д. С. Лихачевым по списку XVII века из Библиотеки Российской Академии наук. Д. С. Лихачев считал, что данная молитва была написана в 1572 или 1573 г. Иваном Грозным под псевдонимом Парфений Уродивый вместе с Каноном Ангелу Грозному воеводе 4 . Однако А. А. Турилов и А. В. Чернецов указали на сомнительность подобной атрибуции. Они обнаружили список молитвы, составленный не позднее середины XVI в. Кроме того, исследователи отметили, что данная молитва была очень популярна в письменности XVI–XIX вв. и сохранилась в сотнях списков, нередко она включалась в сборники заговоров 5 . Одним из вариантов «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» является «Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам» 6 . Распространенные в наши дни варианты «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» не особенно отличаются друг от друга. Различия могут быть вызваны ошибками и искажениями при копировании. Так, вместо сотвори их яко овцы мы можем найти сотвори их яко выцы. Разнится также степень «осовременивания» языка молитвы. Церковнославянские языковые формы (посли, сокрушителю, княже, воеводо, Пресвятыя, льстиваго, мечем 7 ) могут заменяться русскими (пошли, сокрушитель, князь, воевода, Пресвятой, льстивого, мечом). В последние годы «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» распространяется также под названием «Молитва за президента России». В этом варианте «имярек» заменяется на имена и В. В. Путина, и Д. А. Медведева: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Своим Димитрию и Владимиру; или: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Своему Владимиру (Димитрию). Субъект «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» просит защитить его от лукавого (избави нас от всякия прелести диавольския; отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя). Молящийся хочет получить защиту от всяких врагов, видимых и невидимых (запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра; избавь нас… от врага льстиваго). Он стремится обеспечить собственную безопасность в разных жизненных ситуациях, которые подробно перечисляются (буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище; избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла). Отметим, что в тексте «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» отсутствуют такие обычные для канонической молитвы прошения, как, например, следующие: «Царствия Божия причастника мя сотвори» 8 , «настави мя на путь спасения,… молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем» 9 , «испроси… падшим возставление» 10 , «умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов» 11 , «возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием» 12 . Прошений о даровании покаяния, об оставлении грехов нет и в другой распространенной апокрифической молитве – современной «Молитве задержания» 13 . Но там, где нет истинного покаяния и самоуничижения, там не может быть и правильного молитвенного настроения. Искание «Царства Божия и правды Его» ( Мф. 6:33 ) вытесняется из сознания субъекта молитвы заботой о земном и страхом перед видимыми и невидимыми врагами. Одно из прошений «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» звучит так: Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил. Однако в церковной традиции обращаться с подобным прошением можно только к Господу! Складывается впечатление, что в сознании субъекта молитвы Архангел Михаил занимает место Бога. Епископ Сумской Евлогий (Гутченко) замечает: «В этой молитве неизвестными сочинителями приписывается Архангелу Михаилу чуть ли не Божеское достоинство, к нему молится Матерь Божия и святые угодники. Православное вероучение ставит Богородицу выше Херувимов и Серафимов и всех Небесных Сил. Матерь Божия, святые архангелы и ангелы и угодники Божии совершают свою молитву о нас не перед Архангелом Михаилом, а перед Господом Богом». Таким образом, в «Молитве Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» имеет место откровенное искажение учения Церкви 14 . В отличие от апокрифических текстов, церковное вероучение не допускает какого-либо смешения ангелов с Господом – Творцом ангелов. В некоторых вариантах «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» сопровождается приписками, свидетельствующими о том, что она могла играть роль оберега: «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию, того дня не прикоснется к нему диавол, ни злой дух, и той человек будет иметь на души и сердци своем веселие. И аще который человек преставится от жития сего, то ад душу его не примет» 18 ; «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию и того дни не прикоснется к нему дьявол незлой человек ниленостию блазнится сердце его аще или человек преставится от жития сего, то над душой его не примет силы» 19 . Из подобных «инструкций» следует, что владельцу молитвы нет необходимости стремиться к жизни во Христе, соблюдая заповеди. Действительно, зачем нужно жить «достойно благовествования Христова» ( Флп. 1:27 ), если достаточно лишь ежедневно читать «молитву сию», и избавление от ада и «на души веселие» гарантированы. В народной среде функциями оберега наделялась не только «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», но и другие апокрифические тексты, например, «Сон Богородицы»: «Кто этот сон станет по трижды в день читати, на главе держати и в чистоте носити, тот человек от Бога спасение получит» 20 ; «И аще кто его в пути своем с собою носит, тому человеку во всяком пути не прикоснется диявол, ни злой человек, ниже нечистой дух. И еще который человек сон твой, Богородице, в дому у себя держит, и тому человеку ни татьбы, ни разбойникам; в том дом – рабом здравие и скотом житие, господину прибыток; по водам – тихое пристанище и во беседе – честь» 21 ; «Аще которой человек при смерти своей помянет или прочитает, или кому даст прочитать, и кто с верой послушает сего Божественнаго писания, тот человек муки вечной и огня палящаго, и тартарара преисподняго избавлен будет… Аще который сему листу будет верить и при себе иметь будет, или кто напишот, или кто с верою послушает сего Божественнаго писания,… и тот человек иметь себе будет отпущение грехов, и восприимут душу его ангелы господни из тела его, и донесут до царствия небеснаго Аврааму в рай» 22 . Во всех такого рода случаях мы встречаемся с суеверной убежденностью в том, что можно достичь земного благополучия и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила. Порой к тексту «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» делаются следующие примечания: «Сия молитва написана на паперти Архангела Михаила в Москве, яже именуется Чудов монастырь»; «Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре, взорванном вскоре после октябрьского переворота». Нет никаких достоверных источников, которые могли бы подтвердить истинность этой версии происхождения молитвы. Здесь мы имеем дело со стремлением создателей и распространителей апокрифических произведений вызвать доверие к сомнительным текстам. Скажем, ссылка на имя святого подвижника должна придать апокрифам больше веса в глазах читателей. «Молитва Киприана», например, связывается с именем сщмч. Киприана, епископа Антиохии Писидийской (память 2/15 окт.), одна из редакций апокрифического «Сказания о двенадцати пятницах» – с именем сщмч. Климента, папы Римского, «Молитве задержания» приписывается происхождение из сборника молитв афонского старца Пансофия. Попытка связать происхождение «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» именно с Чудовым монастырем объясняется, вероятно, тем, что этот монастырь был основан свт. Алексием Московским при храме, освященном во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех 23 . В тех списках «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», которые были распространены в XVI – нач. XX вв., встречались заговорные формулы: «соблюди раба Божия в бедах и в скорбех и в печалех, на распутиях, на реках, и в пустынях, в ратех, в царех, и в князех, в вельможах, и в людех, и во всякой власти» 28 , «сотворите мя честна у царя и у властей, и у князей, и у вельмож и у людей» 29 . В вариантах молитвы, имеющих хождение в наши дни, фольклорные элементы стали менее заметны. И все же «оцерковить» текст, изначально бывший нецерковным, не удается. Отсутствие подлинно христианского молитвенного настроения вкупе с ложным представлением об Архангеле Михаиле продолжают свидетельствовать об апокрифическом происхождении «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил». 1 Об апокрифических, или неканонических, молитвах см.: «Молитва задержания». 2 См., напр.: Молитва Архангелу Михаилу, грозному воеводе небесных сил // П. С. Ефименко. Заклинания, наговоры, обереги. М.: 1878. Ч. 2. Народная словесность. С. 164—165. ; Молитва архангелу Михаилу // Там же. С. 165. ; Молитва Архистратигу Михаилу Грозному воеводе небесной силы // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. Отд. II. С. 83—84. ; Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Там же. С. 11—12. 3 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005. 4 Там же. См. также: Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного). 5 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005. 6 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11. 7 Здесь и далее цитаты из «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» выделены курсивом. 8 Молитва Ангелу Хранителю. Из канона Ангелу Хранителю // Православный молитвослов и Псалтирь. Издание Свято-Данилова монастыря, 1995. С. 70. 9 Молитва 9-я, ко Ангелу Хранителю. Из молитв утренних // Там же. С. 16. 10 Молитва Преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу // Там же. С. 211. 11 Молитва Святителю Николаю // Там же. С. 215. 12 Молитва ко святому Иоанну Предтече. Из канона святому Иоанну Предтече // Там же. С. 81. 14 Архимандрит Евлогий (Гутченко), ректор Одесской Духовной Семинарии. Основные условия правильной молитвы. 15 Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного). 16 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005. 17 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11. 18 Цит. по: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005. 19 Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 11—12. 20 Сон Пресвятыя Богородицы («Мати моя возлюбленная, где ты была-побывала. ») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 81. 21 Сон Пресвятыя Богородицы («Пресвятыя Владычицы, Мати Христа Бога нашего спала еси…») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 18—19. 22 [Сон Пресвятыя Богородицы] («Опочивала еси Владычица наша…») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 87—88. 23 См., напр.: Алексий, свт., митр. всея Руси. 24 А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо. 25 Молитва («…помилуй нас и всех людей твоих. ») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 85. 26 Цит. по: А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо. 27 Е. Н. Квилинкова. Варианты «эпистолий» о воскресном дне, зафиксированные в гагаузских селах юга Молдовы. 28 Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного). 29 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11. Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства. Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта. |