Содержание
Библия. Псалтирь
Псалом 136
1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских».
4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
5 Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя;
6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!
Псалом 136
Текст молитвы псалом 136 известен больше как «На реках Вавилонских». Благодаря тому, что художественная культура напомнила о хвалебной песне, Псалом получил вторую жизнь. Он используется в кино и литературе, в эстрадной и академической музыке.
Текст молитвы псалом 136
Самыми популярными версиями текста псалма 136 являются еврейская, старославянская и латинская. В храмах используют церковнославянский вариант, а в домашних условиях верующий может зачитывать текст на русском языке.
На церковнославянском языке с ударениями
1 На река́х Вавило́нских, та́мо седо́хом и пла́кахом, внегда́ помяну́ти нам Сио́на.
2 На ве́рбиих посреде́ eго́ обе́сихом орга́ны на́ша.
3 Я́ко та́мо вопроси́ша ны пле́ншии нас о словесе́х пе́сней и ве́дшии нас о пе́нии: воспо́йте нам от пе́сней Сио́нских.
4 Ка́ко воспое́м песнь Госпо́дню на земли́ чужде́й?
5 А́ще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́.
6 Прильпни́ язы́к мой горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́ Иерусали́ма, я́ко в нача́ле весе́лия моего́.
7 Помяни́, Го́споди, сы́ны Едо́мския, в день Иерусали́мль глаго́лющыя: истоща́йте, истоща́йте до основа́ний eго́.
8 Дщи Вавило́ня окая́нная, блаже́н и́же возда́ст тебе́ воздая́ние твое́, е́же воздала́ еси́ нам.
9 Блаже́н и́же име́т и разбие́т младе́нцы твоя́ о ка́мень.
На русском языке
1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских».
4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
5 Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя;
6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!
История написания
Во многих вариациях авторство царя Давида не подписано. В греческом и латинском варианте все же есть имя царя. Псалмы были написаны во времена правления царя Давида.
Тогда иудейский народ переживал непростые времена. Данная хвалебная песнь рассказывает о жизни евреев в момент падения Иерусалима. Случилось это в VI веке до Рождества Христова. Войско Вавилона силой вторглось в древний город, уничтожив при этом все, даже Храм Господень. Это был единственный храм, в котором поклонялись Богу. Все жители города были пленены. Люди были потеряны, они лишились не только своего дома, но и религии.
Толкование псалма 136
Текст молитвы псалом 136, толкование которого мы предлагаем, несет в себе боль всего еврейского народа. В каждой строчке чувствуется пустота и плач людей.
Стихи 1-3: Рассказывается о быте вавилонян. Описывается удивительная природа рек Евфрат и Тигр. И берега этих рек стали излюбленными для еврейских племенников. Многие знают, что евреи были очень музыкальны. Они с песней засыпали и просыпались. Почти все песни и стихи народа прославляли Господа и были религиозны.
Стихи 4-6: Каждый еврей не может позволить себе забыть свой город и дом. Первая и самая главная мечта народа – восстановить свой город, чтобы с ним расцвела и жизнь.
Стихи 7-9: Не смотря на то, что еврейский народ всегда был добр и не воинственен, у него всегда были враги. Одними из них является народ идумеяне. Они злорадствовали при падении Иерусалима.
Правила чтения
Все Псалмы разделены на кафизмы. Псалом 136 «На реках Вавилонских» является частью 19-й кафизмы. Текст зачитывается в Православной церкви каждую неделю во время утренней пятничной молитвы. Также песнь используется в богослужениях к Великому посту. В домашних условиях можно читать текст на русском языке еженедельно.
Псалом 134
Сборник Псалтырь имеет несколько частей. Часть малый галлел заканчивается как раз молитвой псалом 134. Это религиозные гимны, которые заканчиваются словом «аллилуйя». Текст псалма 134 является связующей частью молитв 133 и 135. Хвалебные песни направлены на хвалу Господу, чтобы быть благодарным ему из-за дня в день.
Текст молитвы псалом 134
Песнь исполняется в храмах на церковнославянском, но можно читать Псалом 134 на русском языке.
На церковнославянском языке с ударениями
1 Хвали́те и́мя Госпо́дне, хвали́те, раби́ Го́спода,
2 стоя́щии во хра́ме Госпо́дни, во дво́рех до́му Бо́га на́шего.
3 Хвали́те Го́спода, я́ко Благ Госпо́дь, по́йте и́мени Его, я́ко добро́:
4 я́ко Иа́кова избра́ Себе́ Госпо́дь, Изра́иля в достоя́ние Себе́.
5 Яко аз позна́х, я́ко Ве́лий Госпо́дь, и Госпо́дь наш над все́ми бо́ги.
6 Вся ели́ка восхоте́ Госпо́дь, сотвори́ на небеси́ и на земли́, в моря́х и во всех бе́зднах.
7 Возводя́ о́блаки от после́дних земли́, мо́лнии в дождь сотвори́, изводя́й ве́тры от сокро́вищ Свои́х.
8 И́же порази́ пе́рвенцы Еги́петския, от челове́ка до скота́.
9 Посла́ зна́мения и чудеса́ посреде́ Тебе́, Еги́пте, на фарао́на и на вся рабы́ его́.
10 И́же порази́ язы́ки мно́ги и изби́ цари́ кре́пки:
11 Сио́на, царя́ Аморре́йска, и Ога, царя́ Васа́нска, и вся ца́рствия Ханаа́нска,
12 и даде́ зе́млю их достоя́ние, достоя́ние Изра́илю, лю́дем Свои́м.
13 Го́споди, и́мя Твое́ в век и па́мять Твоя́ в род и род:
14 я́ко суди́ти и́мать Госпо́дь лю́дем Свои́м, и о рабе́х Свои́х умо́лится.
15 И́доли язы́к, сребро́ и зла́то, дела́ рук челове́ческих.
16 Уста́ и́мут, и не возлаго́лют, о́чи и́мут, и не у́зрят,
17 у́ши и́мут, и не услы́шат, ниже́ бо есть дух во усте́х их.
18 Подо́бни им да бу́дут творя́щии я́, и вси наде́ющиися на ня.
19 До́ме Изра́илев, благослови́те Го́спода, до́ме Ааро́нь, благослови́те Го́спода, до́ме Леви́ин, благослови́те Го́спода.
20 Боя́щиися Го́спода, благослови́те Го́спода.
21 Благослове́н Госпо́дь от Сио́на, живы́й во Иерусали́ме.
На русском языке
1 Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни,
2 стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего.
3 Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно,
4 ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою.
5 Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов.
6 Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах;
7 возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих.
8 Он поразил первенцев Египта, от человека до скота,
9 послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его,
10 поразил народы многие и истребил царей сильных:
11 Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского, и все царства Ханаанские;
12 и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему.
3 Господи! имя Твое вовек; Господи! память о Тебе в род и род.
14 Ибо Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится.
15 Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих:
16 есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; Твоей.
17 есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их.
18 Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них.
19 Дом Израилев! благословите Господа. Дом Ааронов! благословите Господа.
20 Дом Левиин! благословите Господа. Боящиеся Господа! благословите Господа.
21 Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме! Аллилуия!
История написания
Считается, что хвалебная песнь написана во время возрождения Второго Иерусалимского храма. Это важное событие для всего еврейского народа.
Для чего читают псалом 134?
Молитва зачитывается для благодарности и хвалы Господа.
Толкование
Рассмотрим толкование 134 псалма. Для этого разберем его по стихам:
- Стихи 1-4: Хвалите Господа при любой возможности. Автор побуждает всех к псалмопению. Народ Израиля призван восхвалять Всевышнего.
- Стихи 5-8: Господь велик на море и на суше. Божья сила велика, может смешивать огонь и воду. Если веры нет или она слаба, то Господь может не слышать молитв, не реагировать на страдания. Он превыше всех евреев.
- Стихи 9-12: Звучит история создания Израиля, все его взлеты и падения, войны и радости.
- Стихи 13-14: Пророчества звучат, которые рассказывают о могуществе Всевышнего.
- Стихи 15-18: Автор описывает бесполезность других богов. Ведь они созданы по человеческому подобию.
- Стихи 19-21: Певец еще раз призывает жителей Израиля и остальных людей восхвалять дела Господни.
Псалом 139
Хвалебная песнь Псалом 139 относится к молитве для сложных бед, напастей и тяжелых обстоятельств. Для каждого верующего эта одна из самых важных молитв. Именно в этом тексте заложено правильное отношение человека к испытаниям и угрозам.
Текст молитвы псалом 139
Чаще всего используются в чтении текст молитвы Псалом 139 на русском языке, хотя в храмах священнослужители зачитывают его на старославянском.
На церковнославянском языке с ударениями
В коне́ц, псало́м Дави́ду.
1 Изми́ мя, Го́споди, от челове́ка лука́ва, от му́жа непра́ведна изба́ви мя,
2 и́же помы́слиша непра́вду в се́рдце, весь день ополча́ху бра́ни,
3 изостри́ша язы́к свой, я́ко змии́н, яд а́спидов под устна́ми их.
4 Сохрани́ мя, Го́споди, из ру́ки гре́шничи, от челове́к непра́ведных изми́ мя, и́же помы́слиша запя́ти стопы́ моя́.
5 Скры́ша го́рдии сеть мне, и у́жы препя́ша сеть нога́ма мои́ма.
6 При стези́ собла́зны положи́ша ми.
7 Рех Го́сподеви: Бог мои́ еси́ Ты, внуши́, Го́споди, глас моле́ния моего́.
8 Го́споди, Го́споди, си́ло спасе́ния моего́, осени́л еси́ над главо́ю мое́ю в день бра́ни.
9 Не преда́ждь мене́, Го́споди, от жела́ния моего́ гре́шнику: помы́слиша на мя, не оста́ви мене́, да не когда́ вознесу́тся.
10 Глава́ окруже́ния их, труд усте́н их покры́ет я́.
11 Паду́т на них у́глия о́гненная, низложи́ши я́ в страсте́х, и не постоя́т.
12 Муж язы́чен не испра́вится на земли́: му́жа непра́ведна зла́я уловя́т во истле́ние.
13 Позна́х, я́ко сотвори́т Госпо́дь суд ни́щым и месть убо́гим.
14 Оба́че пра́веднии испове́дятся и́мени Твоему́, и вселя́тся пра́вии с лице́м Твои́м.
На русском языке
К исполнению. Псалом Давида.
1 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:
2 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
3 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
4 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.
5 Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге,
6 преткновения на пути положили мне.
7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
9 Не предай меня, Господи, против желания моего грешнику. Замыслили против меня, не оставь меня, чтобы им никогда не возвыситься.
10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.
13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным.
14 Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.
История написания
Автором произведения является царь Давид, если верить писаниям на еврейском, латинском и греческом. Песнь написана во времена угрозы от хитрых и коварных врагов. Если верить писаниям, то псалом был написан в момент предательства сына Давида Авессалома. Даже настолько близкий человек может совершить зло и предательство. Авессалом собрал войско против отца. Подговорил близких знакомых и друзей, тем самым заставив Давида бежать. Царь был очень расстроен поведением сына, а также он был беспомощным против врагов. В момент слабости он и обратился к Господу с хвалебной песней-прощением.
Для чего читают псалом 139?
С давних времен все верующие обращались за помощью к милости и мудрости Господа. Зачитывая текст псалма 139, человек отдает всю душу и веру Богу, уповает на его помощь в любых сложных ситуациях. Христиане читают псалом 139 на русском языке для:
- Защиты от врагов;
- В сложных житейских ситуациях;
- Чтобы получить поддержку и опору от Господа;
- Надежды на благоприятный исход;
- Выйти на правильный путь.
Толкование псалма 139
Стихи 1-4: Давид рассказывает Господу о своих врагах, об их действиях и том зле, которое творят. Царь описывает все творения Авессалома, в словах которого только ложь и клевета.
Стихи 5-7: Давид говорит, что скован ложью по рукам и ногам. Что все отвернулись от царя, что привело к бегству. Вокруг только преграды и препятствия. Давид просит о милости Господа.
Стихи 8-11: Царь просит сил у Господа пережить сложные времена. Автор не может остаться без поддержки Всевышнего, ведь только он может помочь в борьбе с врагами и предателями. Пусть на них попадают огненные камни.
Стихи 12-14: Господь не покинет в трудную минуту, если верить всем сердцем. Праведные прославят имя Бога.
Правила чтения
Молитву читают два раза во время Великого поста. В храмах священнослужители зачитывают текст на церковнославянском. Дома верующий может проговаривать песнь в любое время. Псалом 139 читают 40 раз, чтобы отвадить врагов, выйти на правильный путь в любой ситуации, если есть угроза жизни.
Псалом 135
Аллилуиа
Аллилуиа.
1 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.
1 Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его;
2 Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его.
2 прославляйте Бога богов, ибо вовек милость Его;
3 Исповедайтеся Господеви господей, яко в век милость Его.
3 прославляйте Господа господ, ибо вовек милость Его.
4 Сотворшему чудеса велия единому, яко в век милость Его.
4 Одного, сотворившего чудеса великие, ибо вовек милость Его,
5 Сотворшему небеса разумом, яко в век милость Его.
5 сотворившего небеса разумно, ибо вовек милость Его,
6 Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его.
6 утвердившего землю на водах, ибо вовек милость Его.
7 Сотворшему светила велия единому, яко в век милость Его.
7 Одного, сотворившего два великих светила, ибо вовек милость Его:
8 Солнце во область дне, яко в век милость Его.
8 солнце – чтобы властвовать днём, ибо вовек милость Его,
9 Луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его.
9 луну и звёзды – чтобы властвовать ночью, ибо вовек милость Его.
10 Поразившему Египта с первенцы eго, яко в век милость Его,
10 Поразившего Египет с первородными его, ибо вовек милость Его,
11 и изведшему Израиля от среды их, яко в век милость Его.
11 и выведшего Израиль из среды их, ибо вовек милость Его,
12 Рукою крепкою и мышцею высокою, яко в век милость Его.
12 рукою крепкою и мышцею высокою, ибо вовек милость Его.
13 Раздельшему Чермное море в разделения, яко в век милость Его.
13 Разделившего Красное море на две части, ибо вовек милость Его,
14 И проведшему Израиля посреде eго, яко в век милость Его.
14 и проведшего Израиль посреди него, ибо вовек милость Его,
15 И истрясшему фараона и силу eго в море Чермное, яко в век милость Его.
Видео (кликните для воспроизведения). |
15 и стряхнувшего фараона и войско его в Красное море, ибо вовек милость Его.
16 Проведшему люди Своя в пустыни, яко в век милость Его.
16 Проведшего народ Свой по пустыне, ибо вовек милость Его,
17 Поразившему цари велия, яко в век милость Его,
17 поразившего царей великих, ибо вовек милость Его,
18 и убившему цари крепкия, яко в век милость Его:
18 и убившего царей крепких, ибо вовек милость Его,
19 Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его,
19 Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его,
20 и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его.
20 и Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его,
21 И давшему землю их достояние, яко в век милость Его.
21 и давшего землю их в наследие, ибо вовек милость Его,
22 Достояние Израилю, рабу Своему, яко в век милость Его.
22 в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его.
23 Яко во смирении нашем помяну ны Господь, яко в век милость Его.
23 Ибо в унижении нашем вспомнил нас Господь, ибо вовек милость Его,
24 И избавил ны есть от врагов наших, яко в век милость Его.
24 и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его.
25 Даяй пищу всякой плоти, яко в век милость Его.
25 Он дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его;
26 Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его.
26 прославляйте Бога небесного, ибо вовек милость Его.
Псалом 136
Давиду Иеремием
Давида, через Иеремию.
1 На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.
1 У рек Вавилонских там мы сели и заплакали, когда вспомнилось нам о Сионе.
2 На вербиих посреде eго обесихом органы наша.
2 На ивах посреди него повесили мы органы наши,
3 Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских.
3 ибо там спросили нас пленившие нас о словах песен и уведшие нас – о пении: «Пропойте нам из песен Сионских».
4 Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?
4 Как споём мы песнь Господню на земле чужой?
5 Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.
5 Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забыта будет десница моя!
6 Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.
6 Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если не вспомню тебя, если не поставлю Иерусалима в самом начале веселья моего.
7 Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований eго.
7 Вспомни, Господи, сынов Эдома в день Иерусалима, говорящих: «Разоряйте, разоряйте до оснований его».
8 Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам.
8 Дочь Вавилона злосчастная, блажен, кто воздаст тебе возмездие твоё, которым ты воздала нам;
9 Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.
9 блажен, кто схватит и разобьёт младенцев твоих о камень!
Слава:
Слава:
На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде его обесихом органы нашя. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень.
Псалом 137
Псалом Давиду, Аггеа и Захарии
Псалом Давида. Аггея и Захарии.
1 Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред Ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих.
1 Я прославлю Тебя, Господи, всем сердцем моим и пред Ангелами воспою Тебе, ибо Ты услышал все слова уст моих.
2 Поклонюся ко храму святому Твоему и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей, яко возвеличил еси над всем имя Твое святое.
2 Поклонюсь ко храму святому Твоему и прославлю имя Твоё за милость Твою и истину Твою, ибо возвеличил Ты над всем имя Твоё святое.
3 Воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя: умножиши мя в души моей силою Твоею.
3 В день, когда я призову Тебя, скоро услышь меня: попечение обо мне Ты умножишь, о душе моей – силою Твоею.
4 Да исповедятся Тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих,
4 Да прославят Тебя, Господи, все цари земные, ибо услышали они все слова уст Твоих,
5 и да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня,
5 и да воспоют на путях Господних, ибо велика слава Господня,
6 яко Высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть.
6 ибо высок Господь, и дольнее озирает, и высокое издали знает.
7 Аще пойду посреде скорби, живиши мя, на гнев враг моих простерл еси руку Твою, и спасе мя десница Твоя.
7 Если я пойду посреди скорби, Ты оживишь меня, на гнев врагов моих простёр Ты руку Твою, и спасла меня десница Твоя.
8 Господь воздаст за мя. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри.
8 Господь воздаст за меня. Господи, милость Твоя вовек, дел рук Твоих не презри.
Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред Ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих. Поклонюся ко храму святому Твоему и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей, яко возвеличил еси над всем имя Твое святое. Воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя: умножиши мя в души моей силою Твоею Да исповедятся Тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих, и да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня, яко Высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть. Аще пойду посреде скорби, живиши мя, на гнев враг моих простерл еси руку Твою, и спасе мя десница Твоя. Господь воздаст за мя. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри.
Библия. Псалтирь
Псалом 34
1 Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною;
2 возьми щит и латы и восстань на помощь мне;
3 обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я — спасение твое!»
4 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло;
5 да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их;
6 да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их,
7 ибо они без вины скрыли для меня яму — сеть свою, без вины выкопали ее для души моей.
8 Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл для меня, да уловит его самого; да впадет в нее на погибель.
9 А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него.
10 Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»
11 Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня;
12 воздают мне злом за добро, сиротством душе моей.
13 Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.
14 Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.
15 А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;
16 с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.
17 Господи! долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов — одинокую мою.
18 Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя,
19 чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно;
20 ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы;
21 расширяют на меня уста свои; говорят: «хорошо! хорошо! видел глаз наш».
22 Ты видел, Господи, не умолчи; Господи! не удаляйся от меня.
23 Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой!
24 Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною;
25 да не говорят в сердце своем: «хорошо! [хорошо!] по душе нашей!» Да не говорят: «мы поглотили его».
26 Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастью; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною.
27 Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!»
28 И язык мой будет проповедовать правду Твою и хвалу Твою всякий день.
Псалом 22
Псалом 22. Текст молитвы
1 Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:
2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,
3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.
5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
6 Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.
Толкование на Псалом 22
- «Господь пастырь мой» — пишет Царь Давид, воздавая Богу благодарность за защиту от греха, покровительство, обозначая то, что он согласен следовать за Богом. Это — пример величайшего доверия.
- «Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим» — «Злачны е пажит и»- луга, на которых пасутся стада, богатые питательной и вкусной травой. «Вод ы тихи е» — неиссякаемые источники. Бурные реки часто пересыхают, а тихие воды вечны.
- « подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего» — человек не может достичь святости исключительно своими усилиями. Бог же Совершенен, без Его подкрепления и помощи человек не справится с силами, которые тащат его душу в ад. Поэтому псалмопевец благодарен Господу, не оставляющему его на этом трудном пути, направляющим на стези правды, ведущие в рай.
- « Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» — Жезлом и посохом пастух охраняет свое стадо. У Господа в этом псалме образ Пастыря, он укрывает человека, конечно, посох и жезл — лишь образы. Господь не нуждается в них, чтобы охранить человека, свое творение.
- «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена» — на востоке голову умащивали елеем в знак великой радости, благодарности, которую человек испытывает к своему Небесному Отцу.
История написания
Царь Давид, автор Псалма 22 — второй царь народа Израиля после Саула, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема), и это — удивительная личность в мировой истории. Даже, если отбросить библейскую историю, мы не знаем авторов Псалмов, как литературных произведений, равных ему. Царь Давид дал Иерусалиму настолько мощную духовную основу, что он стал религиозным центром, фактически это изменило ход мировой истории. Талант Царя Давида был не только политическим. Его псалмы стали частью христианской жизни, без них невозможно представить богослужения. Речь идет не только об их глубоком христианском содержании, но и о безусловном литературном таланте, с которым они написаны. Мы видим Божественный дар, которым не обладал ни один из современников царя Давида.
Царь Давид стал родоначальником гимнографической традиции Церкви. Пусть не каждый псалом Псалтири — его авторства, но именно царь Давид открыл эту традицию. На его произведениях выросла и построилась вся гимнография Церкви. Эта форма разговора с Богом, выражения благодарности и любви сохранилась до сих пор, остается образцом и классикой.
Избранность царя Давида отмечена и тем, что Христос — потомок Давида, еще при жизни царя пророк Нафан сказал ему, что от него произойдет Мессия (см.: 2 Цар. 7, 14–16).
Псалмы Царя Давида в большинстве своем — выражение счастья, радости, восторга перед величием Творца. Он ликует и славит Господа. Псалмы написаны словно для того, чтобы мы не забывали, кому обязаны своим бытием, существованием на земле и с благодарностью принимали все, что нам выпадет перенести.
Когда читают Псалом 22
- Перед Причастием;
- Во время покаяния;
- В знак благодарности Господу;
- В трудную минуту, когда человек чувствует, что идет «долиною смертной тени».
Святоотеческое толкование на 136 псалом
Гебхард Фугель (1863 — -1939) На реках Вавилонских
Начиная с Недели «О блудном сыне» и до первого дня Великого поста Святая Церковь поёт 136 псалом – «На реках Вавилонских». Наверное, самый тяжелый для понимания псалом, приводящий порой в глубочайшее смущение тех, кто читает его.
На реках Вавилонских. Гарольд Коппинг (1863—1932), брит. художник-иллюстратор
Давиду Иеремием, 136
Псалом Давиду, Духом Святым вдохновенный, предсказывал иудеям грядущее пленение вавилонское. Пророк Иеремия изъяснил это Давидово пророчество непокорному народу, который и был пленен Вавилонским царем Навуходоносором за свою нераскаянность. Здесь же содержится воздыхание и плач всякого человека, претерпевающего многие бедствия и искушения в плену греховного Вавилона и рыдающего при воспоминании Небесного Сиона. Дух Святый Давидовыми устами показывает, как через слезную воду, кораблем покаяния, окормлением благодати Иисуса Христа христианин достигает желаемого пристанища – возжеленного Небесного Отечества (Афанасий, Феодорит).
1 На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.
Плененные евреи сидели вне городов, в местах пустынных на берегах рек и там в сокрушении сердца и слезной молитве оплакивали свое бедствие. Как во время обладания благами и свободою они гордились и презирали их своими грехами, то посему и лишены были этих благ, чтобы опять возжелали их. Бог всегда так поступает с презрителями благ Его, чтобы они вразумились лишением их и опять старались приобрести их. Плененные вавилонским царем Навуходоносором иудеи изображают нас, плененных духовным Навуходоносором – диаволом. Реки Вавилонские – это реки страстей и увлечений греха. Евреи плакали о земном Иерусалиме, где был их храм истинному Богу; мы же должны плакать о Сионе духовном, граде Бога Живого, Иерусалиме небесном, истинном отечестве христиан, от которого удалились мы нерадением в исполнении заповедей Господних и равнодушием к небесной манне – Пречистому Телу и Крови Христовой (Златоуст, Иоанн Кронштадтский).
На реках Вавилонских, 1888. Артур Хакер (1858- 1919)
2 На вербиих посреде его обе́сихом органы нашя.
Ве̂рбие – дерево, подобное иве или ветле, растущее более при реках(Словарь церковно-славянского языка для толкового чтения Св. Евангелия, Псалтири и Богослужебных книг, М.,– 2010. Прим. — ред.сайта).
Обе́сити – повесить (Словарь церковно-славянского языка для толкового чтения Св. Евангелия, Псалтири и Богослужебных книг, М.,– 2010. Прим. — ред.сайта).
Органы (музыкальные инструменты), которыми в Иерусалиме евреи прославляли Бога, здесь оказались ненужными, потому что закон повелевал только в одном месте – Иерусалиме совершать богослужение и пение. Теперь уже они при течении рек рассуждали о скоротечности дел человеческой жизни, и свои органы скрывали на берегах, чтобы не видели их враги, а сами производили вместо псалмов рыдания, оплакивая лишения богослужения (Феодорит, Евсевий).
3 Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских.
Вавилоняне, насмехаясь над пленными, приказывали им петь, чтобы надругаться над святыми и божественными предметами. Но бывшие богоотступники и поправшие закон евреи на чужой земле вели себя столь строго, что даже не смотря на угрозы иноплеменников не дерзнули нарушить закон. Видишь ли, как скорбь делает людей сильными, сокрушенными, как смиряет душу? (Златоуст, Феодорит).
Иллюстрация к 136 псалму в Хлудовской псалтири
4 Како воспоем песнь Господню на земли чужде́й;
Почему же иудеям непозволительно было петь в чужой стране? – Потому что нечистым ушам не следовало слышать этих таинственных божественных песнопений. Мир этот есть область иного, князя века сего (Ин. 14, 30). Не освободившись от пристрастия к миру, душа не может любить Бога искренно. Ибо житейское пристрастие для нас есть как бы покрывало. Ибо, доколе мысль наша рассеивается и душа возмущается в себе страстями, дотоле не можем петь Богу чистую песнь. Ибо как мы можем петь песнь Господню в сердце, обладаемом страстями? Ибо сердце иносказательно называется землею, а песнь означает чистую и нерассеянную молитву (Златоуст, Григорий Богослов, Антиох, Серафим, Никита, Симеон Новый Богослов).
5 Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.
6 Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.
Да слышим это и вразумимся. Ибо как они, когда потеряли свой отечественный Иерусалим, тогда стали искать его, так и многие из нас поверят в то время, когда потеряют свой горний Иерусалим; но первые имели надежду на возвращение, а нам, когда лишимся своего вожделенного града, не возможно будет возвратиться снова: потому что червь их там не умирает, как говорит Писание. Посему должно так устроять настоящую жизнь, чтобы не быть изгнанниками из «вышняго града» (Златоуст).
7 Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его.
Просят наказания сынам Едомским, этим потомкам Исава (злейшим врагам евреев), которые находились в день разорения Иерусалима вместе с вавилонянами, требовали разрушения города даже без следов оснований его. Сыны Едомские это гонители святой Церкви и враги человеческого спасения – демоны, которые повелевают друг другу истощать богатство нашей души до основания (Афанасий, Феодорит, Псалтирь с толкованием).
8 Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам:
Это пророческое слово, и оно изображает падение Вавилона. Окаянная, т.е. злосчастная, достойная жалости, которая будет разграблена. Как есть обыкновение у иудеев называть человека сыном человеческим, так и дщерию Вавилона называют тот же Вавилон. Это выражение страсти пленников! Ибо если хочешь знать расположенность Давида, то послушай, что он говорит: аще воздах воздающим ми зла? – А это показывает, что он стоял выше позволяемой законом соразмерности. Ибо когда передает он страсти других, то изображает ярость и печаль, что и теперь сделал, выставив сильное желание иудеев (Феодорит, Златоуст).
9 Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Иудеи распространяют свой гнев и на незрелый возраст отроков, чтобы не произвели и они весьма много зла. Обрати внимание: как вавилоняне поступали жестоко с младенцами иудейскими, то Пророк предсказывает и им равное наказание. Но не таков Новый Завет; в нем повелевается нам поить и кормить врагов и молиться за творящих нам напасть, как ученикам кроткого и человеколюбивого Иисуса Христа. Младенцами вавилонскими о камень разбиваемыми непогрешительно можешь назвать семена зла и страстных помыслов, которые надлежит истреблять спасительным словом Иисусовой молитвы (ибо камень – есть Христос), чтобы не возрастало в нас зло и не очерняло светлейшую доброту души, и не приходило в действие, противозаконно заповедям любящего нас Кроткого и Смиренного Владыки – Господа нашего Иисуса Христа (Феодорит, Златоуст, Василий В., Нил, Дорофей).
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.