Содержание
Вопросы о молитве
Что такое Господняя молитва, и должны ли мы молиться ею?
Господняя молитва – это молитва, которой Иисус научил Своих учеников, как записано в Матфея 6:9-13 и Луки 11:2-4. Текст в Евангелии от Матфея 6:9-13 гласит: «Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого»». Многие ошибочно полагают, что эти слова должны быть молитвой, которую мы должны произносить слово в слово. Некоторые люди воспринимают Господнюю молитву почти как магическую формулу, как будто бы сами слова имели некую особую силу или влияние на Бога.
Библия учит нас противоположному. Бог намного больше заинтересован в происходящем в наших сердцах во время молитвы, нежели в наших словах. Матфея 6:6 учит нас: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». 7-й стих продолжает: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». В молитве нам следует изливать свои сердца перед Богом (Филиппийцам 4:6-7), а не просто пересказывать Ему заученные слова.
Господняя молитва должна восприниматься как пример, образец того, как следует молиться. Господняя молитва учит нас молиться. Она дает нам «составляющие», которые должны входить в молитву: «Отче наш, сущий на небесах…» учит нас, к кому обращать свои молитвы – к Отцу. «Да святится имя Твое…» говорит нам поклоняться Богу и славить Его за то, Кем Он является. Фраза «…да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» напоминает нам, что мы должны молиться о Божьем плане в нашей жизни и во всем мире, а о наших собственных планах. Мы должны просить, чтоб исполнилась воля Божья, а не наши желания. Нам следует просить Бога о вещах, в которых мы нуждаемся, так: «хлеб наш насущный дай нам на сей день». «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» указывает нам на исповедание наших грехов перед Богом и отвращение от них, а также на прощение других, как Бог простил нас. Заключение Господней молитвы: «…и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» ¬– это мольба о помощи в достижении победы над грехом и просьба о защите от нападок дьявола.
Итак, еще раз, Господняя молитва – это не молитва, которую мы обязаны заучивать наизусть и повторять Богу. Это только пример того, как нам следует молиться. Есть ли что-нибудь плохое в запоминании Господней молитвы? Конечно же, нет! Есть ли что-то плохое в повторении ее Богу? Нет, если мы вкладываем наше сердце в нее и действительно подразумеваем то, что говорим. Помните: в молитве Бог намного сильнее заинтересован в том, чтобы мы обращались к Нему от всего сердца, нежели в конкретных словах, используемых нами. В Послании к Филиппийцам 4:6-7 говорится: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Детям о православии: 5 вопросов о молитве
Зачем нужно молиться? Почему Бог не слышит молитву? Какая молитва самая главная? О том, как на эти и другие вопросы ответить ребенку, вы узнаете, прочитав книгу «Детям о Православии. О молитве» . Делимся отрывками из нее!
1. Зачем нужно молиться?
Когда я учился в семинарии (так называется школа будущих священников), то должен был вместе с другими студентами молиться утром и вечером. Помню, как некоторые из нас жаловались. Говорили: «Как так? Нельзя молиться по расписанию!»
Меня этот вопрос тоже мучил. И я спросил одного старого священника, что он думает о молитве по расписанию? Ответ меня удивил. Тот батюшка сказал, что молитва не должна быть в тягость. Пусть она станет похожа на разговор с родителями, по которым соскучился. Помню, что в семинарии я каждый день звонил домой — в одно и то же время, как раз по расписанию. Но это и мне, и маме было только в радость. С того момента молитва для меня тоже стала «звонком» — Отцу Небесному — и перестала быть обузой.
«Если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности), как же ты хочешь, чтобы Бог услышал её?» Святитель Иоанн Златоуст
2. Какая молитва самая главная?
Наверное, тебе это вопрос покажется странным. Но представляешь, существует молитва, автором которой является не человек, а Сам Бог. Молитва эта называется по первым своим словам — «Отче наш. ». Её впервые произнёс Спаситель Иисус Христос по просьбе Своих учеников — апостолов. Апостолы были простыми рыбаками, людьми не слишком образованными. Им хотелось узнать, как правильно обращаться к Богу. И вот Христос дал им молитву. Она начинается с удивительного выражения — «Отец наш». До Христа никто из людей не смел называть Бога Отцом. Спаситель открыл людям, что Господь любит их совсем как отец. Поэтому и называть Его нужно именно так — «Отче наш», или «наш Отец».
У одного юноши спросили: «Как ты думаешь, есть на свете такая молитва, которая была бы важнее и нужнее других?» — «Конечно, есть! — не задумываясь, ответил тот. — Это молитва, которой научил людей Сам Господь: «Отче наш»». — «Какие же слова тут важнее других?» — «Да будет воля Твоя». — «Отчего ты так думаешь?» — «Оттого что никогда не знает человек, что для него лучше, что полезнее. Поэтому мы и просим, чтобы воля Господа была и на Небесах, и с человеком на земле».
3. Когда Бог не слышит молитву?
Случается, что Бог не слышит молитву человека. Так происходит не потому, что Господь упрямится или у Него на нас не хватает времени. Совсем нет. Бог не отвечает на молитву, если мы на кого-то злимся и не хотим этого человека простить. Помнишь, мы выяснили — молитва произносится не только губами, ртом. Прежде всего, она идёт из сердца. Как ты думаешь, сможет ли сердце, охваченное обидой, хорошо молиться? Приятно ли Богу разговаривать с таким сердцем? Чтобы Господь слышал нашу молитву, нам надо жить в мире с собой и окружающими людьми. Учиться прощать и не держать зла. Тогда и с Богом общение прерываться не будет.
Один монах был кем-то сильно обижен. Он пришёл к старцу и сказал: «Меня обидел один человек, и я хочу отомстить за себя». Старец отвечал ему: «Нет, сын мой, пусть Бог Сам всё рассудит. А ты прости своего обидчика». Но монах никак не мог успокоиться. Тогда старец сказал: «Давай помолимся Богу вместе». Во время молитвы старец начал говорить вслух: «Боже! Ты больше нам не нужен. Мы сами станем судить людей и мстить им за обиды!» Услышав это, монах испугался. Он понял свою ошибку и сказал: «Прости меня! Бог для меня дороже всего. Если нужно выбирать между Господом и местью, то я прощу своего обидчика. И не буду мстить за себя».
4. Где лучше молиться — дома или в храме?
Помнишь, мы говорили, что молитва — это разговор. Разговор человека с Богом. Как ты прекрасно понимаешь, общаться с кем-то можно по-разному. Например, ты решил поговорить с другом. Ты можешь позвонить ему по телефону, а можешь пойти к нему в гости. По телефону слышен будет только голос человека, а при личной встрече общение будет совсем другим. Более полным и цельным. Так и в молитве. Конечно, Господь с радостью слушает домашние молитвы, но ещё с большей радостью принимает всех нас в гости, когда мы приходим в храм. Храм ведь — это дом Бога. Там Его присутствие ощущается яснее всего. Поэтому обязательно молись дома (утром и вечером), но и в храм не забывай приходить. Господь приглашает тебя в гости.
Рыбак перевозил на лодке человека. Пассажир увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом — «трудись». «Зачем это?» — спросил он. «Для памяти, — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться». — «Ну, трудиться, понятно, всем надо, а вот молиться. это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву?» — «Не нужно?» — спросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. «Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперёд».
5. Литургия — общая молитва
Есть такая молитва, которую нельзя произносить одному. Когда Христос жил в нашем мире, Он оставил Своим ученикам-апостолам задание. Спаситель попросил их молиться вместе и вспоминать о Его жизни и смерти. Эта общая молитва со временем стала целым богослужением. Называется оно литургия. Это слово греческое и переводится на русский язык так: «общее дело». На литургии священник молится вместе со своими прихожанами. Вместе они вспоминают подвиг Христа. Во время литургии совершается главное таинство Церкви — Святое Причастие, когда хлеб и вино таинственным образом становятся Телом и Кровью Христовыми. Это чудо происходит только по общей молитве. В ней и ты можешь принять участие, если придёшь на литургию.
Цитаты и иллюстрации из книги «Детям о Православии. О молитве» священника Антония Борисова.
Вопросы о молитве
. Нужно приходить к службам до звона, чтобы звон заставал вас уже в храме. Почему так? Потому что в это время Матерь Божия входит в храм. Это я читал где-то прежде. Потом читал про киевского отца Паисия. Это был подвижник-монах юродствовавший. Однажды он пришел к вечерне, когда отзвонили. В храме нет никого. Пономарь, оправив все, вышел из храма. Остался он один. Вдруг он слышит шелест, как будто кто идет. Он посмотрел и видит Величественную Жену высокого роста в сопровождении св. апостола Петра и еще кого-то. Она оглянула храм и произнесла такие слова: «К вечерне отзвонили, а монахов нет». Затем обратилась к отцу Паисию, благословила его, осенив широким крестным знамением, и пошла из храма, поднимаясь в то же время от земли. Отец Паисий вышел за Ней из храма, провожая ее взглядом. Она поднималась все выше и выше, пока не исчезла совсем из глаз отца Паисия.
На вопрос о молитве: «Как молиться Иисусовой молитвой, как за сердцем следить?» Старец ответил таким наставлением: «Простодушно взывай ко Господу; за простоту Господь пошлет сердечную молитву; взывай и взывай к Нему, и пошлет тебе».
Во всякое время, что бы вы ни делали: сидите ли, идете ли, работаете ли, читайте с сердцем: «Господи, помилуй!»
Когда будут скорби и вы будете не в силах перенести их, тогда от всего сердца обратитесь к Господу, Матери Божией, Святителю Николаю, святому, имя которого носите, и скорбь облегчится.
При разных неудачах говори: «Господи, верю, что терплю должное и получаю то, что я заслужил. Но Ты, Господи, по милосердию Твоему, прости и помилуй меня», — и так повторяй, пока не почувствуешь мир в душе.
Казалось бы, нам в молитве довольно один раз сказать: «Господи, помилуй», а мы говорим и три, и двенадцать, и сорок раз. Это за тех страдальцев, которые даже не могут вымолвить: «Господи, помилуй». Вот Церковь за них и молится.
Как найдет на тебя раздражение, тверди только: «Господи, помилуй». Молитвой всякая скверна очищается.
Молись, чтобы Господь воцарился в сердце твоем, тогда преисполнится оно великим ликованием и радостью, и никакая печаль не в силах будет потревожить его.
Как скажешь: «Вси святии, молите Бога о мне!» — так все святые воскликнут на небе: «Господи, помилуй!» — и будет тебе приобретение.
Врага и приносящие искушения злые мысли отгоняйте молитвою: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Молитва эта может совершаться при всех занятиях.
Положение Иова — закон для каждого человека. Пока богат, знатен, в благополучии. Бог не откликается. Когда человек на гноище, всеми отверженный, тогда является Бог и Сам беседует с человеком, а человек только слушает и взывает: «Господи, помилуй!»
Хорошее житейское общение можно иметь и с неверующими, только молитвенного общения с ними нельзя иметь, и споров о религии нельзя заводить, чтобы имя Божие в споре не оскорблялось.
Сила молитвы не в многословии, а в искренности молитвенного вздоха.
Если кому-то удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, то надо говеть: «Твоим благословением, Господи, совершил я это!».
Бывает, что когда стоим на молитве, встречается дело благотворения, недопускающее промедления. В таком случае надо предпочесть дело любви. Ибо любовь больше молитвы, так как молитва есть добродетель частная, а любовь объемлет все добродетели.
Да не обольщает нас горделивое усердие, побуждая прежде времени искать того, что придет в свое время.
Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении, средина же в том, чтобы ум заключался в словах, которые говорим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу.
Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия, ибо занятия, освященные молитвою, будут благотворны для нашего душевного спасения.
Ты, верно, понимаешь, что хотя мы и должны молиться друг за друга, но не должны приписывать молитве своей чудодейственную силу, не должны думать, что просимое мной всегда Господом исполнится. Это мнение исходит от гордости и ведет в прелесть.
Во время молитвы неполезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только в смысл вникать произносимых слов, внимательно молиться, и тогда, со временем, Господь даст и озарение духовное, и умиление сердечное.
Лучше прочитать не все молитвенное правило, по недостатку времени, но со вниманием. Страшные слова сказаны в Священном Писании: Проклят всяк, творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10).
Частой молитвой истребляется пленение греховным и суетным мечтанием, а нерадение о ней, вкрадывающееся мало-помалу, есть мать забывчивости.
С мужеством исправляй то, что требует исправления. Только от чистоты может приноситься истинная молитва к Богу.
Всячески старайся понуждать себя в молитве, чтобы Господь даровал тебе простосердечие и незлобие и избавил от противоположных страстей.
Если богопротивный помысел приблизится к твоему сердцу, то молитва твоя да не будет о разнообразных предметах, но извлекай слезный меч против того, кто нападает на тебя.
Положись в молитвенном подвиге твоем вполне на Бога, без Которого невозможно ни малейшее преуспеяние. Каждый шаг к успеху в этом подвиге есть дар Божий.
Учитель молитвы — Бог; истинная молитва — дар Божий.
Святой Иоанн Лествичник признает значительным преуспеянием в молитве, если ум будет пребывать в словах ее. Молитва молящегося постоянно и усердно, при заключении ума в слова молитвы, из чувства покаяния и плача, непременно осенится Божественной благодатью. Тогда. вся душа повлечется к Богу непостижимой духовной силой, увлекая с собою и тело.
Диавол с демонами, после того, как через преслушание сделал человека изгнанником из рая, отлученным от Бога, получил доступ мысленно колебать разумную силу всякого человека и днем и ночью, иного сильно, иного не очень, а иного слишком сильно. И не иначе можно оградиться от этого, как непрестанной памятью о Боге, которая, запечатлевшись в сердце силою Креста, утвердит ум в непоколебимости. К этому ведут все труды мысленного подвига, которым должен подвизаться на поприще веры каждый христианин, и если не так у него идет дело, то напрасно он подвизается. Ради этого подвига предпринимаются и все разнообразные духовные упражнения каждым христианином, ищущим Бога путем произвольных лишений, чтобы преклонить благоутробие Всеблагого Бога, и Он снова даровал подвижнику прежнее достоинство, и чтобы Христос запечатлелся в уме его, как говорит апостол: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал. 4, 19).
Страсти — те же скорби, и Господь не отделил их, но сказал: призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс. 49, 15). И потому в отношении всякой страсти ничего нет полезнее, как призывать имя Божие. Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову, ибо страсти, как сказано, суть демоны и уходят от призывания этого имени.
Вопросы о молитве
Что такое молитва?
«Молитва есть восхождение ума и сердца к Богу»
Преподобный Нил Синайский
«Во время молитвы мы беседуем с Богом»
Святитель Иоанн Златоуст
«Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения»
Праведный Иоанн Кронштадтский
Зачем нужна молитва?
Для соединения человека с Богом.
«Надлежит молиться, чтобы еще на земле приять Духа Божия»
Преподобный Макарий Великий
«Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом».
«Основание молитвы – стремление образа к Первообразу, как подобного к подобному»
Праведный Иоанн Кронштадтский
Чем христианская молитва отличается от молитв иных религий?
Действием Божественной благодати, Святого Духа.
«Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа»
Преподобный Серафим Саровский
Зачем молиться святым?
Ради их ходатайства за нас пред Богом.
«Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» Евр.12:22-23
Как надо молиться?
От чистого и искреннего сердца, со смирением и усердием, без гнева и памятозлобия, без тщеславия и не напоказ, на всяком месте (Тим. 2:8) и во всякое время (Еф.6:18).
«Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но душевной теплоты и усердия»
Святой Тихон Задонский
Мы идём в гору. Царствие Божие на горе. Остановиться – покатиться назад. Этот духовный закон в полном объёме касается молитвы.
Какую заповедь исполняет человек молитвой?
Первую заповедь: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим” (Лк. 10:27).
«Степень любви нашей к Богу мы усматриваем с особенной ясностью при молитве, которая служит выражением этой любви и очень правильно названа в отеческих писаниях зеркалом духовного преуспеяния. Молитва есть по преимуществу исполнение первой и главнейшей заповеди».
Епископ Игнатий (Брянчанинов)
О чем просить Бога в молитвах?
О том, что необходимо для спасения души в вечности, предоставляя все прочее воле Божьей.
«В молитве проси только правды и Царствия, то есть добродетели и ведения, а прочее все приложится тебе (Мф.6:33). Молись, во-первых, об очищении от страстей; во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления».
Преподобный Нил Синайский
«Предметы молитвы нашей должны быть духовные и вечные, а не временные и вещественные. Основная и первоначальная молитва должна состоять из прошений о прощении грехов. Не будь безрассуден в прошениях, чтобы не прогневать Бога малодушием твоим: просящий у Царя царей чего-нибудь ничтожного – унижает Его. Воспрещено нам плотское многословие и витийство в молитве; воспрещены прошения о земных благах и преимуществах, прошения, которыми только и преисполнены молитвы язычников и подобных язычникам плотских людей».
Епископ Игнатий (Брянчанинов)
«Молитвою не наводи на себя негодование, но проси того, что достойно Бога. А прося достойного, не отступай, пока не получишь. В молитве должно просить не исполнения собственной своей воли, но предоставлять все Богу, домостроительствующему полезно».
Святитель Василий Великий
«Не проси того у Бога, что Он Сам дает нам без прошения нашего, по Своему промышлению, что дает не только Своим и возлюбленным, но и чуждым познания Его».
Преподобный Исаак Сирин
В чем заключается истинная молитва?
В обращении к Богу ума и сердца.
«Истинная молитва состоит не в словах и произнесении их, но истинная молитва состоит «в духе и истине» (Ин.4:23). Когда молимся Богу, должно пред Ним стоять не только телом, но и духом; и молитву произносить не только устами, но и умом, и сердцем; и не только голову и колени преклонять, но и сердце наше пред Ним; и к Нему умные очи наши возводить со смирением. Ибо всякая молитва должна исходить из сердца; и что язык глаголет, ум и сердце должны глаголать».
Святитель Тихон Задонский
Видео (кликните для воспроизведения). |
Какие бывают виды молитвы?
Молитвословия условно можно разделить на просительные, благодарственные, покаянные и славословия.
Чем отличается молитва от заговора?
Молитва – это обращение к Богу, а заговор – обращение к падшим духам.
Каковы плоды молитвы?
Исполнение евангельских заповедей и приобретение христианских добродетелей.
«Плоды искренней молитвы: простота, любовь, смиренномудрие, терпение, незлобие и тому подобное. Все это и прежде вечных плодов произращает здесь плод в жизни старательного»
Святитель Григорий Нисский
«Плоды истинной молитвы: светлый мир души, соединенный с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений; любовь к ближним, не отделяющая для любви добрых от злых. но ходатайствующая обо всех пред Богом, как о себе».
Епископ Игнатий (Брянчанинов)
В чём причины рассеянности и искушений в молитве?
Действие падших духов и падшего человеческого естества. Противление этому называется духовной борьбой.
«Итак, прилежный к молитве должен просить ее и знать, что в столь важном деле он со многим старанием и усилием должен выдержать тяжкую борьбу, поскольку с особенной силой нападает на них дух злобы, стремясь ниспровергнуть наше старание. Отсюда ослабление тела и души, изнеженность, беззаботность, нерадение и все прочее, что губит душу, терзаемую по частям и предающуюся врагу своему. Итак, нужно, чтобы душою управлял разум, как мудрый кормчий, указывая прямой путь к горней пристани и предавая душу неповрежденной вверившему ее Богу»
Святитель Григорий Нисский
Для чего нужны иконы?
Иконы – это средство для восхождения ума к небесному и очищения от суетных образов.
Можно ли молиться своими словами?
Нужно! Одно не исключает другого, более того, и молитвословия, составленные святыми, могут претворяться в свои собственные.
«Навыкаем мы молиться по молитвенникам, – молясь посредством готовых молитв, переданных нам Господом и святыми отцами, преуспевшими в молитве. Но на этом одном останавливаться не должно; надо далее простиратся и, навыкнувши умом и сердцем обращаться к Богу с стороннею помощию, надо делать опыты возношения к Нему – и своего собственнаго, доходить до того, чтоб душа сама своею, так сказать, речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, и Ему себя открывала и исповедывала, что есть в ней и чего желательно ей.
Ибо как из сосуда – переполненного – сама собою изливается вода; так из сердца, посредством молитвословий исполнившегося святых чувств, сама собою начнет исторгаться своя к Богу молитва»
Св. Феофан Затворник
Допускаются ли во время молитвы метафоры, гиперболы, поэтический язык?
Нужно всегда различать точное Богословие и сферу литургических текстов. Ошибочно объём Литургики на 100% совмещать с Богословием. В Литургике всегда есть элемент поэтической гиперболы, усиления, преувеличения. Например, мы обращаемся к Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси нас! – Богословски это неверно, неточно, некорректно; литургически – вполне уместно. То же и с молитвой Кресту. Этот момент нужно всегда учитывать, тогда не будет никаких смущений
Игумен Пётр (Мещеринов)
Когда молитва может быть не исполнена?
Когда просимое неполезно душе молящегося или ему необходимо приобрести смирение и терпение.
«Уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно. Господь – премудрый Раздаятель. Он заботится о пользе просящего и, если видит, что просимое вредно или, по крайней мере, бесполезно ему,- не исполняет просимого и отказывает в мнимом благодеянии. Он выслушивает всякую молитву, и тот, чья молитва не исполняется, получает от Господа столь же спасительный дар, как и тот, чья молитва бывает исполнена. Поэтому будь уверен, что всякое прошение, которое не бывает исполнено, несомненно, вредно, а то прошение, которое услышано,- полезно. Дарующий праведен и благ и не оставит твоих прошений неисполненными, потому что в благости Его нет злобы и в правде Его – зависти. Если Он медлит с исполнением, то не потому, что раскаивается в обетовании, напротив. Он хочет видеть твое терпение».
Преподобный Ефрем Сирин.
«Прежде всего надо знать, что не всего, чего хотим, позволительно нам просить и что не во всяком случае мы умеем просить полезного. С великой осмотрительностью должно делать прошения, сообразуя их с волей Божией. А неуслышанным надо знать, что необходимо или терпение, или усиление молитвы».
Святитель Василий Великий
«Иногда немедленно бывает услышано наше прошение, иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас, то есть не скоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения. Когда прошение твое не будет исполнено Богом, покорись благоговейно воле Всесвятого Бога, Который по неведомым причинам оставил твое прошение неисполненным».
Епископ Игнатий (Брянчанинов)
Согласно Евангелию, одним из условий услышанности молитвы является примирение с ближними. В Евангелии говорится: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24). Поэтому надо понимать, что примиренность – это условие услышанности молитвы.
Вопросы о молитве
Молитва есть восхождение ума и сердца к Богу.
преподобный Нил Синайский
Во время молитвы мы беседуем с Богом.
святитель Иоанн Златоуст
Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения.
Для соединения человека с Богом.
Надлежит молиться, чтобы еще на земле приять Духа Божия.
преподобный Макарий Великий
Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом.
Основание молитвы – стремление образа к Первообразу, как подобного к подобному.
праведный Иоанн Кронштадтский
Молитвословия условно можно разделить на просительные, благодарственные, покаянные и славословия.
Молитва – это обращение к Богу, а заговор – обращение к падшим духам.
Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа.
преподобный Серафим Саровский
Ради их ходатайства за нас пред Богом.
Плоды истинной молитвы: светлый мир души, соединенный с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений; любовь к ближним, не отделяющая для любви добрых от злых… но ходатайствующая обо всех пред Богом, как о себе.
епископ Игнатий (Брянчанинов)
От чистого и искреннего сердца, со смирением и усердием, без гнева и памятозлобия, без тщеславия и не напоказ, на всяком месте(Тим. 2. 8) и во всякое время(Еф. 6.18).
Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но душевной теплоты и усердия.
святой Тихон Задонский
Мы идём в гору. Царствие Божие на горе. Остановиться – покатиться назад. Этот духовный закон в полном объёме касается молитвы.
Действие падших духов и падшего человеческого естества. Противление этому называется духовной борьбой.
Итак, прилежный к молитве должен просить ее и знать, что в столь важном деле он со многим старанием и усилием должен выдержать тяжкую борьбу, поскольку с особенной силой нападает на них дух злобы, стремясь ниспровергнуть наше старание. Отсюда ослабление тела и души, изнеженность, беззаботность, нерадение и все прочее, что губит душу, терзаемую по частям и предающуюся врагу своему. Итак, нужно, чтобы душою управлял разум, как мудрый кормчий, указывая прямой путь к горней пристани и предавая душу неповрежденной вверившему ее Богу.
святитель Григорий Нисский
Иконы – это средство для восхождения ума к небесному и очищения от суетных образов.
Нужно! Одно не исключает другого, более того, и молитвословия, составленные святыми, могут претворяться в свои собственные.
Навыкаем мы молиться по молитвенникам, – молясь посредством готовых молитв, переданных нам Господом и святыми отцами, преуспевшими в молитве. Но на этом одном останавливаться не должно; надо далее простиратся и, навыкнувши умом и сердцем обращаться к Богу с стороннею помощию, надо делать опыты возношения к Нему – и своего собственнаго, доходить до того, чтоб душа сама своею, так сказать, речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, и Ему себя открывала и исповедывала, что есть в ней и чего желательно ей.
Ибо как из сосуда – переполненного – сама собою изливается вода; так из сердца, посредством молитвословий исполнившегося святых чувств, сама собою начнет исторгаться своя к Богу молитва.
св. Феофан Затворник
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим.
О том, что необходимо для спасения души в вечности, предоставляя все прочее воле Божьей.
Предметы молитвы нашей должны быть духовные и вечные, а не временные и вещественные. Основная и первоначальная молитва должна состоять из прошений о прощении грехов. Не будь безрассуден в прошениях, чтобы не прогневать Бога малодушием твоим: просящий у Царя царей чего-нибудь ничтожного – унижает Его. Воспрещено нам плотское многословие и витийство в молитве; воспрещены прошения о земных благах и преимуществах, прошения, которыми только и преисполнены молитвы язычников и подобных язычникам плотских людей.
епископ Игнатий (Брянчанинов)
Молитвою не наводи на себя негодование, но проси того, что достойно Бога. А прося достойного, не отступай, пока не получишь. В молитве должно просить не исполнения собственной своей воли, но предоставлять все Богу, домостроительствующему полезно.
святитель Василий Великий
Нужно всегда различать точное Богословие и сферу литургических текстов. Ошибочно объём Литургики на 100% совмещать с Богословием. В Литургике всегда есть элемент поэтической гиперболы, усиления, преувеличения. Например, мы обращаемся к Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси нас! – Богословски это неверно, неточно, некорректно; литургически – вполне уместно. То же и с молитвой Кресту. Этот момент нужно всегда учитывать, тогда не будет никаких смущений.
игумен Пётр (Мещеринов)
В обращении к Богу ума и сердца.
Истинная молитва состоит не в словах и произнесении их, но истинная молитва состоит «в духе и истине» (Ин. 4:23). Когда молимся Богу, должно пред Ним стоять не только телом, но и духом; и молитву произносить не только устами, но и умом, и сердцем; и не только голову и колени преклонять, но и сердце наше пред Ним; и к Нему умные очи наши возводить со смирением. Ибо всякая молитва должна исходить из сердца; и что язык глаголет, ум и сердце должны глаголать.
святитель Тихон Задонский
Когда просимое неполезно душе молящегося или ему необходимо приобрести смирение и терпение.
Уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно. Господь – премудрый Раздаятель. Он заботится о пользе просящего и, если видит, что просимое вредно или, по крайней мере, бесполезно ему,- не исполняет просимого и отказывает в мнимом благодеянии. Он выслушивает всякую молитву, и тот, чья молитва не исполняется, получает от Господа столь же спасительный дар, как и тот, чья молитва бывает исполнена. Поэтому будь уверен, что всякое прошение, которое не бывает исполнено, несомненно, вредно, а то прошение, которое услышано,- полезно. Дарующий праведен и благ и не оставит твоих прошений неисполненными, потому что в благости Его нет злобы и в правде Его – зависти. Если Он медлит с исполнением, то не потому, что раскаивается в обетовании, напротив. Он хочет видеть твое терпение.
преподобный Ефрем Сирин
Видео (кликните для воспроизведения). |
Прежде всего надо знать, что не всего, чего хотим, позволительно нам просить и что не во всяком случае мы умеем просить полезного. С великой осмотрительностью должно делать прошения, сообразуя их с волей Божией. А неуслышанным надо знать, что необходимо или терпение, или усиление молитвы.
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.