Толкование на молитву Господню максим исповедник

Толкование на молитву Господню максим исповедник в полной и расширенной версии, специально для Вас.

Толкование на молитву Господню максим исповедник

Слова из молитвы Отче наш «…и не введи нас во искушение» что подразумевают? Есть ли толкование отцов Церкви на это? Спасибо.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Молитву Господню изъясняли многие святые отцы. Приведу некоторые толкования.

Святитель Иоанн Златоуст: «“И не введи нас во искушение”. Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом и для нас победа будет блистательнее, и для дьявола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными.

“И не введи нас во искушение”. Подлинно много скорбей причиняется нам от диавола, много и от людей, или явно оскорбляющих, или тайно злоумышляющих. И тело, иногда восставая на душу, наносит тяжкий вред; а иногда подвергаясь различным болезням, причиняет нам скорби и страдания. Посему так как многие и различные бедствия нападают на нас со многих сторон, то мы научены испрашивать у Бога всех избавления от них. Ибо при его запрещении прекращается всякое смятение, буря превращается в тишину и пристыженный лукавый удаляется; как некогда, оставив людей, он удалился в свиней, даже не осмелившись сделать и это без приказания (Mф. 8: 31). А кто не имеет власти даже над свиньями, тот как может овладеть людьми, охраняемыми Богом?».

Преподобный Иоанн Кассиан: «Итак, слова молитвы: “не введи нас во искушение” — не то значат, что “не попусти нам когда-либо искуситься”, но “не допусти нам быть побежденными в искушении”. Искушаем был Иов, но не введен в искушение, ибо “не даде безумия Богу” (Иов. 1: 22) — и не осквернил уст богохулением, к чему хотел привлечь его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф, но ни тот, ни другой из них не введен был в искушение, ибо ни один не исполнил воли искусителя».

Преподобный Максим Исповедник это прошение связывает с предшествующим: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Этим словами Писание показывает, что кто полностью не примирился с согрешающими [против него] и не представил Богу сердце, чистое от скорби и просвещенное светом примирения с ближними, тот не только не получит благодати тех благ, о которых молился, но и предан будет праведным судом искушению и лукавому, чтобы ему научиться очищаться от прегрешений, устраняя свои жалобы на других. Искушением же называется закон греха — его не имел первый человек, приведенный в бытие [Богом], а под «лукавым» подразумевается диавол, который привмешал этот [закон] к человеческому естеству и обманом убедил человека направить [все] стремления [своей] души к недозволенному вместо дозволенного, а тем самым склониться к нарушению Божественной заповеди, вследствие чего он потерял нетление, дарованное ему по благодати».

Блаженный Феофилакт: «Мы люди слабые, посему не должны подвергать себя искушениям; но если впали во искушение, то должны молиться, чтоб оно не поглотило нас и чтобы Бог даровал нам помощь и терпение. Ибо только тот вовлекается в бездну напасти, кто побежден: но кто впал в искушение и победил его, тот достоин венцев и славы».

Иоакимо — Анновский храм Можайска

Официальный приходской сайт

Молитва преподобному Максиму Исповеднику

Память: 21 января / 3 февраля, 13 августа / 26 августа (Перенесение мощей)

Преподобный Максим Исповедник — монах, богослов и философ. Создатель и защитник христологической доктрины диофелитства — учения о двух волях во Христе. Один из ведущих оппонентов политике византийских императоров по объединению Вселенской церкви вокруг доктрины монофелитства — учения об одной воле во Христе.

В юности он получил разностороннее образование, быстро поднялся карьерной лестнице до первого секретаря императора. Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель, где принял иноческий постриг, и через некоторое время был избран игуменом монастыря. По просьбе будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония, преподобный Максим оставил обитель и уехал в Северную Африку для противодействия ересям монофизитства и монофелитства, где стал ярким апологетом Православия. При императоре-еретике Констансе II вместе римским папой Мартином подвергся тюремного заключению, истязаниям, после отрезания языка и правой руки с двумя учениками был сослан в грузинскую Колхиду, где и скончался.

Преподобный Максим Исповедник – небесный покровитель ученых, богословов, студентов и семинаристов, миссионеров и апологетов. У него просят помощи в учебе, понимания православного вероучения. К преподобного Максиму Исповеднику молитвенно обращаются при гонениях за веру, для вразумления и обращения к Православию иноверующих, маловерующих, раскольников и сектантов.

Тропарь преподобному Максиму Исповеднику, глас 8

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих Богодухновенное удобрение, Максиме премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Максиму Исповеднику, глас 6

Свет Трисиянный, всельшийся в душу твою, сосуд избран показа тя, всеблаженне, являюща Божественная концем, неудобопостижных разумений ты сказуяй, блаженне, и Троицу всем, Максиме, возпроповедуяй ясно, Пресущную, Безначальную

Читайте так же:  Молитва перед принятием Св воды

Молитва преподобному Максиму Исповеднику

Преподобне отче Максиме! Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш, Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Толкование на молитву Господню максим исповедник

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Аминь.

Первая часть, предисловие: Отче наш, Иже еси на небесех! , учит следующему.

1) Молящийся должен приходить к Богу не только как создание Его, но и как сын Его по благодати.

2) Он должен быть сыном Православной Церкви.

3) Не должен сомневаться в получении просимого от Премилосердного Отца.

4) Так как Бог — это Отец всех, то и мы должны жить, как братья.

5) Слово «на небесех» наставляет нас возводить наш ум от земного к небу. Кроме этого нужно сказать, что хотя Бог и везде присутствует, но на небесах особенно сияет Его благодать, насыщающая праведных, и богатство дивных Его дел.

Вторая часть — это прошения, которых семь:

1. Да святится имя Твое.

В этом прошении мы умоляем, во-первых, о даровании нам жизни благочестивой и добродетельной, чтобы всякий, смотря на нее, прославлял имя Божие; во-вторых, о том, чтобы неведущие обратились к православной вере и прославили бы с нами Отца Небесного; и, в-третьих, о том, чтобы носящие имя христианина, но препровождающие жизнь во зле и мерзостях, отстали от своих пороков, которыми злословится вера и Бог наш.

2. Да приидет царствие Твое.

Этим мы просим, чтобы не грех, а Сам Бог царствовал во всех нас Своей благодатью, правдой и благоутробием. Кроме этого, прошение содержит и ту мысль, что человек, находясь под благодатью Божией и чувствуя небесное веселие, презирает мир и желает получить Божие царство. Наконец, здесь мы молим и о том, чтобы ускорено было Его Второе Пришествие.

3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Мы умоляем здесь о том, чтобы Бог не попустил нам препровождать жизнь нашу по нашей воле, но чтобы управлял ею, как Ему угодно, и чтобы не было у нас противления воле Его, но чтобы повиновались Ему во всем. Кроме того, здесь имеется в виду и та мысль, что без попущения воли Божией не может прийти на нас ничто, ни от кого и никогда, лишь бы только мы жили по воле Его.

4. Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

Мы просим здесь, во-первых, чтобы Бог не лишил нас проповеди и познания Своего святого слова, ибо слово Божие — это душевный хлеб, без которого человек погибает; во-вторых, чтобы сподобил Он нас общения Тела и Крови Христовой; и, в-третьих, чтобы даровал нам все необходимое для жизни и соблюл все это в мире этом в достатке, но без излишества. Слово же «днесь» означает время нашей настоящей жизни, ибо в будущем веке мы будем наслаждаться лицезрением Божиим.

5. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

Здесь мы просим о том, чтобы Бог даровал нам прощение грехов, ибо под долгами здесь разумеются грехи. Это прошение учит нас тому, чтобы мы сами прощали долги нашим должникам, то есть, чтобы прогневавшим и озлобившим нас мы прощали все их преступления. Кто не прощает ближнему, тот всуе творит молитву сию, ибо тогда ему и Богом не прощаются грехи, и даже сама молитва его является грехом.

6. И не введи нас во искушение.

Этим мы просим, во-первых, чтобы мы были свободны от искушений, приходящих от мира, плоти и дьявола и движущих нас ко греху, и от еретиков, гонящих Церковь и прельщающих наши души лживыми учениями и другими способами; и, во-вторых, чтобы в случае страдания за Христа Бог укрепил нас благодатью Своей к претерпению мук даже до конца, дабы мы приняли конец мучения и дабы не попустить страдать выше сил наших.

7. Но избави нас от лукаваго.

Здесь мы умоляем, во-первых, о том, чтобы сохранил нас Бог от всякого греха и от дьявола, возбуждающего ко греху; во-вторых, о том, чтобы Он избавил нас в этой жизни от всяких бедствий; в-третьих, чтобы во время смерти Он отогнал от нас врага, желающего поглотить души наши, а нам послал Ангела, хранящего нас.

Читайте так же:  Молитва о помощи Иоанну воину

Третья часть, или заключение: Яко Твое есть царство и сила, и слава во веки. Аминь.

Это заключение согласно с предисловием, ибо как предисловие учит, что мы получим просимое от Отца Премилосердного, так и заключение это показывает, что мы получим требуемое у Него. Ведь Его весь мир, Его — сила и Его — слава, для которой мы и должны просить. Слово же Аминь означает: «Да будет так», или «Ей, ей». Это заключение может говорить и простолюдин наедине, без иерея.

Православные молитвы ☦

Молитва преподобному Максиму Исповеднику

Оглавление:

Молитва преподобному Максиму Исповеднику

«Преподобне отче Максиме! Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш, Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Тропарь преподобному Максиму Исповеднику, глас 8

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих Богодухновенное удобрение, Максиме премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Максиму Исповеднику, глас 6

Свет Трисиянный, всельшийся в душу твою, сосуд избран показа тя, всеблаженне, являюща Божественная концем, неудобопостижных разумений ты сказуяй, блаженне, и Троицу всем, Максиме, возпроповедуяй ясно, Пресущную, Безначальную

Ин кондак преподобному Максиму Исповеднику, глас 8

Троицы рачителя и великаго Максима, научающа ясно вере Божественней, еже славити Христа, во дву естествах, волях же и действах суща, в песнех достойных, вернии, почтим, взывающе: радуйся, проповедниче веры.

Величание преподобному Максиму Исповеднику

Ублажаем тя, преподобне отче Максиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитвы святым

Память: 21 января / 3 февраля, 13 августа / 26 августа (Перенесение мощей)

Преподобный Максим Исповедник — монах, богослов и философ. Создатель и защитник христологической доктрины диофелитства — учения о двух волях во Христе. Один из ведущих оппонентов политике византийских императоров по объединению Вселенской церкви вокруг еретической доктрины монофелитства.

В юности он получил разностороннее образование, быстро поднялся карьерной лестнице до первого секретаря императора. Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель, где принял иноческий постриг, и через некоторое время был избран игуменом монастыря. По просьбе будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония, преподобный Максим оставил обитель и уехал в Северную Африку для противодействия ересям монофизитства и монофелитства, где стал ярким апологетом Православия. При императоре-еретике Констансе II вместе римским папой Мартином подвергся тюремного заключению, истязаниям, после отрезания языка и правой руки с двумя учениками был сослан в грузинскую Колхиду, где и скончался.

Преподобный Максим Исповедник – небесный покровитель ученых, богословов, студентов и семинаристов, миссионеров и апологетов. У него просят помощи в учебе, понимания православного вероучения. К преподобного Максиму Исповеднику молитвенно обращаются при гонениях за веру, для вразумления и обращения к Православию иноверующих, маловерующих, раскольников и сектантов.

Тропарь преподобному Максиму Исповеднику, глас 8

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих Богодухновенное удобрение, Максиме премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Максиму Исповеднику, глас 6

Свет Трисиянный, всельшийся в душу твою, сосуд избран показа тя, всеблаженне, являюща Божественная концем, неудобопостижных разумений ты сказуяй, блаженне, и Троицу всем, Максиме, возпроповедуяй ясно, Пресущную, Безначальную

Молитва преподобному Максиму Исповеднику

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Преподобне отче Максиме! Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш, Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Bookitut.ru

IX. ТОЛКОВАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА В СВЕТЕ ЕГО СОБСТВЕННОЙ ТРИАДОЛОГИИ

Триадология преподобного Максима почти не развернута. Вопрос об исхождении Святого Духа затронут только в четырех местах его творений и в очень коротких отрывках. Лаконизм Исповедника поддерживается, без сомнения, его заботой о том, чтобы сохранить таинство реальности, которая ускользает от всякого человеческого понимания, заботой, которую в высокой степени равно проявляют и его учителя: святитель Григорий Богослов[164], священномученик Дионисий Ареопагит, а также святитель Василий Великий. В «Амбигве», большая часть которой посвящена триадологии, он утверждает, что рождение Сына неизреченно[165]; он не высказывается при этом об исхождении Святого Духа и, что касается Божественных Лиц, он открыто отказывается касаться этиологии (amoloyla) [166]. И лишь в предыдущих творениях — «Quaestiones et dubia», «Толкование на Молитву Господню», «Вопросоответы к Фалассию» и «Различные богословские и домостроительные главы» — преподобный Максим кратко обращается к этому вопросу.

Читайте так же:  Молитва чтобы желание исполнилось быстро

В Различных богословских и домостроительных главах он пишет:

«Един Бог, единого Сына Родитель, Отец, и единого Святого Духа Источник; Единица неслиянная и Троица нераздельная; Ум безначальный, единственный и сущностным образом (сущий) Родитель единственного и безначального Слова (цбши novoq огхжобак; avdpxou Лбуои Tevviyraop); Источник единственной и вечной Жизни, то есть Святого Духа (цбут^ at Stow Ztofiq, fjyow Пуейца–гск; осуши, jntyfj)» [167].

Очевидно, что в этом отрывке преподобный Максим, с одной стороны, считает Отца единственным Источником Святого Духа, а с другой — представляет как параллельные и симметричные рождение Сына и исхождение Святого Духа, иначе говоря, Сын не может быть посредником в исхождении Святого Духа.

В «Толковании на Молитву Господню» преподобный Максим так объясняет слова Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое:

Здесь преподобный Максим подчеркивает, что Сын и Святой Дух существуют превечно от Отца и в Нем. Этим он указывает, что Сын не стал существовать после Отца и что Дух Святой не существовал после Отца и Сына.

Другой отрывок из «Толкования Молитву Господню» также заслуживает внимания:

«Весь Отец и весь Дух Святой существенно и совершенным образом пребывали во всецелом воплощаемом Сыне, не воплощаясь сами, но Один благоволя, а Другой содействуя в Воплощении самодействующему Сыну. Слово пребывало разумным и живым, никем другим не постигаемое по сущности, кроме Одного Отца и Духа, и ипостасно соединившись по Человеколюбию (Своему) с плотию» [173].

Этот текст выявляет взаимоотношения Божественных Лиц: это не только Святой Дух, Который есть (или существует) в Сыне (как иногда односторонне акцентируют комментаторы в пользу доктрины Filioque в целях утвердить независимость Духа по отношению к Сыну), но Отец и Сын, которые пребывают в Святом Духе. Это взаимный переход или обоюдное проникновение Лиц по причине единичности и общности их сущности, как указывает преподобный Максим в уточнении: «сущностным образом» или «по сущности». Исповедник открыто подчеркивает дважды, что этот переход относится как к плану икономии (как в рассматриваемом отрывке), так и к плану богословия, где, как он говорит в другом месте: «Весь Отец совершенным образом пребывает во всецелом Сыне и всецелом Духе; весь Сын совершенным образом пребывает во всецелом Отце и всецелом Духе; и весь Святой Дух совершенным образом пребывает во всецелом Отце и всецелом Сыне» [174].

Толкование на Псалтирь, Глава 18, Максим Исповедник преподобный

«Амбигвы к Иоанну» XV (V,11).

«Вопросы и затруднения».

Вопросоответы к Фалассию. Вопрос 10

Блаженный Давид, понимая, что страх, преимущественно перед другими чувствами, входит в состав любви к Богу, говорит: Страх Господень чист, пребываяй в век века; очевидно, что он отличает этот страх от другого, то есть от страха наказания за грехи, так как этот последний с появлением любви изгоняется из сердца и совершенно исчезает, как свидетельствует об этом в одном месте своих посланий великий Евангелист Иоанн, говоря: Любовь изгоняет страх ( 18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. 1 Ин. 4:18). А этот страх, наоборот, сам естественным образом начертывает в сердце закон настоящей любви, навечно сохраняя нетленной у святых людей, посредством благоговейного стыда, их любовь к Богу и друг к другу, которая блюдется ими как священное установление и как образ жизни.

Максим Исповедник: познав своё ничтожество, познаешь многие великие и дивные вещи

Великий богослов и защитник православия от ересей, Максим Исповедник оказался противником царя и патриарха. Он стойко и неустрашимо защищал истину. Страдания, которые перенес святой за православие, не поддаются описанию.

Его истязали князья и прилаты, оплевывала чернь, били солдаты. Преследовали и ввергали в темницы власти. Под конец жизни, с отрезанным языком и отрубленной рукой, его осудили на пожизненное изгнание в чужую страну.

Юность и отрочество. Великолепные способности и блестящее образование

Подробности детства и юности преподобного Максима история не сохранила. Известно, что он родился в 580 году в Константинополе, в знатной семье. Имея незаурядный ум и редкие способности к философии, он получил блестящее образование, и выбрал политическую карьеру.

В 610 году император Ираклий оценил умственные способности и христианские добродетели Максима, и назначил его своим первым секретарем.

Преподобный с юности имел большое желание к иноческой жизни. Его не смогли удержать слава, богатство и власть. Через 3 года он оставляет свою многообещающую для мирской жизни должность, и становится монахом.

Начало монашеского пути. Борьба со страстями, молитва и безмолвие

Монашескую жизнь Максим начал под Константинополем, в Хрисополе, в обители Богородицы. Он быстро восходил по духовной лестнице, трудясь над изучением отцов Церкви и Священным писанием. Молодой инок с помощью молитвы претерпевал духовную брань и обуздывал страсти. Терпением и воздержанием боролся он с раздражительностью, и постепенно поднимался к высоте созерцания.

Многолетним трудом, в тишине кельи, Максим пришел к видению в самом себе тайну спасения человека.

Он узрел единение Божественной и человеческой природы, расколотые самолюбием. Максим созерцал бесконечную любовь Слова Божьего к людям, возвратившую это единство жертвой на кресте. Проведя десять лет в молитве и безмолвии, преподобный познал Божью любовь, восстанавливающую союз с человеком.

Читайте так же:  Молитва о трезвости мужа

Преподобный со своим учеником Анастасием перебрался в Георгиевский монастырь в Кизике. В нем Максим положил начало своих первых аскетических произведений о молитве, бесстрастии и милосердии.

В 626 году Константинополь атаковали персы и авары. Это послужило причиной оставления монахами обители.

Борьба с ересью монофелитства. Скитания, перенесение скорбей и мучений ради истины

Преподобный Максим Исповедник поселился на Крите, где прожил некоторое время. Там он начал борьбу с монофелитскими богословами. Поселившись В 632 году на Кипре в Карфагене, он познакомился с преподобным святителем Софронием, богословом. исповедником православной веры. Софроний стал его духовным учителем.

Основы учения преподобного Максима Исповедника о предназначении человека

Преподобный Максим, прежде чем приступил к сражению с ересью, детально изучил и расширил учение об обожении тварной природы, исходя из фундаментальных принципов православной духовности. Творения Максима Исповедника изобилуют сложнейшими трактатами о сложных местах Священного Писания, о Божественной литургии и сложных к пониманию мест трудов святителя Григория Богослова и Дионисия Ареопагита.

Согласно сложной философской системы, возведенной Максимом, — человек, помещенный Божественным промыслом в мир, — это священник космической литургии. В диалоге свободной любви, он призван собирать смыслы всех существ, и преподносить их Первопричине, или Божественному слову. Предназначение человека — в приведении всей вселенной к ее совершенству во Христе Иисусе, ради чего человек и создан.

В трудах преподобного описано, что Слово Божие восприняло человеческую природу. По любви и уважению к своему творению, Господь не умаляет его свободу. Христос — воплотившееся Божество, добровольно пошел на смерть как человек, — имея человеческую природу и волю. Тем самым Он открыл дверь для спасения всего человечества.

Преподобный Максим Исповедник на своем молитвенном опыте познал концепцию Боговоплощения. Он первый изложил глубину доктрины о двух природах Христа, о понятии человеческой свободы, и единения ее с Божественным естеством.

Причина распространения ереси монофелитов — желание императора объединить народ в единую веру

В то время в Византии пришел к власти император Ираклий, который решил уберечь империю от расколов. Причиной послужили вторжения персов на территорию державы. Ираклий, помимо административных и военных реформ, решил установить христианское единство. Цель реформ — остановить переход многочисленных монофелитов на сторону арабов и персов.

Для этого перед Константинопольским патриархом поставлена задача нахождения догматического компромисса, который бы удовлетворил монофелитов. Патриарх предложил учение об моноэнергизме. По сути, учение повторяло монофелитскую ересь в завуалированной форме, с измененными терминами.

В 633 году в Александрийской церкви, под давлением императора, подписана уния с монофелитами.

Борьба преподобных Софрония и его ученика Максима Исповедника с монофелитами

Императорская власть ополчилась против учения православной церкви, и насаждала еретические взгляды. В защиту истины двух природ Христа подал единственный голос учитель Максима —святитель Софроний.

После долгих дискуссий Софронию запретили полемику о энергиях и природах Христа. Святителя Софрония народ принимает как защитника православия, и его избирают Иерусалимским патриархом.

Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский, учитель Максима Исповедника

Преподобный Максим, живя в Карфагене, постепенно втягивался в борьбу за истину, защищая своего духовного отца. Император в 638 году издал указ, принуждающий христиан верить в то, что Христос предан одной воле Отца, не имея воли человеческой. Максим Исповедник вынужден публично выступить в защиту верного учения.

В том же году умирает святитель Софроний. Самым авторитетным исповедником в православии остался преподобный Максим, от которого зависело спасение истины.

В 638 году новый патриарх Пирр оказался неистовым поборником ереси монофелитов. Христиане, не смотря на притеснения, сопротивлялись декретам императора, направленным против правой веры.

В 641 году, во время смены власти, Пирр пал в немилость, скрылся в Африке, и впоследствии запрещен в служении.

В 648 году Император Констант II издал Типос, запрещающий говорить христианам о природах Христа.

Свт. Мартин Исповедник Римский, соратник Максима Исповедника. Миниатюра 985 г. Рим, Ватиканская библиотека

В угоду политическим соображениям, в Византии начались гонения на христиан, держащихся истинной веры. Новый папа Римский Мартин I поддерживал православие, и в 649 году собрал собор, который отменил императорский вердикт, и осудил монофелитство.

Раздраженный император приказал силой доставить Мартина в Константинополь. Святого папу Мартина Исповедника осудили как преступника, и сослали в Херсонес, где в 655 году он скончался.

Суд и необоснованные обвинения в отношение преподобного Максима, ссылка и дальнейшая борьба за правую веру

Власти арестовали преподобного Максима со своим верным учеником Анастасием, и представителем папы Мартина, тоже имевшего имя Анастасий. Максим, после нескольких месяцев тюрьмы, предстал перед судом.

Его обвинили в пособничестве арабам, противлении императору и причинении церковного раскола. Максим Исповедник со спокойствием отвечал на клевету, – что не пойдет на сделку с совестью в угоду политическим амбициям.

Все трое обвиняемых приговорены к ссылке. Максим — в Визию (Фракия), его ученик — в Перверу, а второй Анастасий — в Месемврию.

Икона «Максим Исповедник перед императором»

Новый папа Евгений I решил пойти на компромисс, и принять новую формулировку о третьей энергии, действующей во Христе. Узнав об этом, преподобный Максим послал письмо, разрушающее еретические взгляды. Народ поддерживает Максима.

Разгневанный император понимает, что ему не удастся склонить христиан на свою сторону без помощи Максима. Он посылает к нему делегацию из епископа и придворных богословов.

Читайте так же:  Молитва 13 в пятницу

Преподобный Максим аргументировано низвергает ложные догматы, и призывает патриарха и императора к покаянию. Представители императора с яростью осыпали Максима оскорблениями и плевками.

Второй суд над Максимом Исповедником и его учеником, казнь, ссылка и блаженная кончина

Преподобного Максима переводят в Перверу, где пребывал его ученик Анастасий. В этом месте святой Максим оставался шесть лет.

В 662 году Константинопольский патриарх собирает новый суд против Максима Исповедника.

На суде преподобному задавали вопросы, на которые он отвечал с твердой верой. Ему угрожали смертной казнью, если он не примет доктрину об одной воле при двух началах во Христе. На это он ответил:

«Пусть исполнится то, что прежде всякого века определено обо мне Богом, и принесет Ему славу, определенную прежде всякого века».

Члены церковного суда осыпали Максима и его последователей проклятиями и оскорблениями. Они передали узников правителю города. Правитель назначил исповедникам наказание – бичевание и отсечение языка и правой руки, как органов исповедования.

Окровавленных святых провели по улицам города. Затем правитель приказал заточить их на Кавказе в разных крепостях. Преподобный Максим направлен в крепость Схимар, где закончил свое житие. Преставился святой исповедник 13 августа 662 года, в возрасте 82 лет.

Над его гробницей, по преданию, каждую ночь сами зажигались три лампады. Правая десница преподобного Максима, сохраненная правоверными христианами, находится на Афоне, в монастыре святого Павла.

Правая рука прп. Максима Исповедника. Монастырь св. Павла, гора Афон

Память преподобному Максиму Исповеднику празднуется 26 августа (13 августа по старому стилю).

Творения преподобного Максима Исповедника – бесценное наследие православных христиан

Перечень творений Максима Исповедника со ссылками на интернет-издания:

  • ТолкованияСвященного Писания

Толкование на молитву Господню максим исповедник

Слова из молитвы Отче наш «…и не введи нас во искушение» что подразумевают? Есть ли толкование отцов Церкви на это? Спасибо.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Молитву Господню изъясняли многие святые отцы. Приведу некоторые толкования.

Святитель Иоанн Златоуст: «“И не введи нас во искушение”. Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом и для нас победа будет блистательнее, и для дьявола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными.

“И не введи нас во искушение”. Подлинно много скорбей причиняется нам от диавола, много и от людей, или явно оскорбляющих, или тайно злоумышляющих. И тело, иногда восставая на душу, наносит тяжкий вред; а иногда подвергаясь различным болезням, причиняет нам скорби и страдания. Посему так как многие и различные бедствия нападают на нас со многих сторон, то мы научены испрашивать у Бога всех избавления от них. Ибо при его запрещении прекращается всякое смятение, буря превращается в тишину и пристыженный лукавый удаляется; как некогда, оставив людей, он удалился в свиней, даже не осмелившись сделать и это без приказания (Mф. 8: 31). А кто не имеет власти даже над свиньями, тот как может овладеть людьми, охраняемыми Богом?».

Преподобный Иоанн Кассиан: «Итак, слова молитвы: “не введи нас во искушение” — не то значат, что “не попусти нам когда-либо искуситься”, но “не допусти нам быть побежденными в искушении”. Искушаем был Иов, но не введен в искушение, ибо “не даде безумия Богу” (Иов. 1: 22) — и не осквернил уст богохулением, к чему хотел привлечь его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф, но ни тот, ни другой из них не введен был в искушение, ибо ни один не исполнил воли искусителя».

Преподобный Максим Исповедник это прошение связывает с предшествующим: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Этим словами Писание показывает, что кто полностью не примирился с согрешающими [против него] и не представил Богу сердце, чистое от скорби и просвещенное светом примирения с ближними, тот не только не получит благодати тех благ, о которых молился, но и предан будет праведным судом искушению и лукавому, чтобы ему научиться очищаться от прегрешений, устраняя свои жалобы на других. Искушением же называется закон греха — его не имел первый человек, приведенный в бытие [Богом], а под «лукавым» подразумевается диавол, который привмешал этот [закон] к человеческому естеству и обманом убедил человека направить [все] стремления [своей] души к недозволенному вместо дозволенного, а тем самым склониться к нарушению Божественной заповеди, вследствие чего он потерял нетление, дарованное ему по благодати».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Блаженный Феофилакт: «Мы люди слабые, посему не должны подвергать себя искушениям; но если впали во искушение, то должны молиться, чтоб оно не поглотило нас и чтобы Бог даровал нам помощь и терпение. Ибо только тот вовлекается в бездну напасти, кто побежден: но кто впал в искушение и победил его, тот достоин венцев и славы».

Толкование на молитву Господню максим исповедник
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here