Содержание
Какую молитву читают на 40 дней у мусульман
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Его Посланнику, а также всей его семье и сподвижникам.
В последние годы в среде мусульман Татарстана идут жаркие непрекращающиеся споры по поводу традиции проводить межлисы на 3, 7 и 40 день после смерти покойного. И поскольку верующие не могут прийти к единому мнению, то эта проблема с каждым днем становится все более актуальной.
В связи с этим предлагаю вместе с читателями сайта провести анализ этого обычая. Хочу начать с доводов противников этой традиции.
Что касается Корана или сунны то в них нет четких и ясных доказательств (кат и ад-диляля) в пользу запрещенности этих межлисов. Ни Коран, ни хадисы не диктуют: «О верующие, остерегайтесь» или «Будьте далеки от подобного деяния». В связи с этим, выводить хукм харам мы не в праве, осознанное выведение такого хукма может ввести его автора в неверие.
Как известно, слово «сунна» в арабском языке несет смысл — путь, дорога, традиция. Следовательно, традиции могут быть как позитивными, так и негативными.
После рассмотрения доводов противников упомянутой традиции, предлагаю провести ее объективный анализ.
Как известно, она состоит из следующих действий:
Обычно на этих межлисах присутствуют родные покойного, иногда они приезжают из отдаленных регионов. Т.е. это способствует их общению и укреплению родственных связей.
Какое же место в шариате занимает поддержание родственных связей? На этот вопрос может ответить даже самый малограмотный мусульманин — это фарз. Коран по этому поводу сообщает: «А тем, которые нарушают заключенный с Аллахом завет и разрывают то, что Аллах велел соединять, и творят нечестие на земле, — уготовано им проклятие и наихудшая обитель» 13:25.
Естественно, при встрече эти люди приветствуют друг друга. Какой же хукм в исламе имеет приветствие? Как известно, тот, кто приветствует первым, выполняет сунну, а тот, кто отвечает, выполняет фарз. Коран по этому поводу повелевает: «Когда вас приветствуют, вы тоже ответствуйте лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах ведет счет всему сущему» 4:86.
Конечно же все, кто приходит, высказывает соболезнование семье усопшего. Согласно шариату это действие является сунной Пророка (с.а.с.). По этому поводу есть многочисленные хадисы, в частности в одном из них, приведенном в сборнике ан-Наса’и, рассказывается о человеке, который посещал уроки Пророка (с.а.с.) со своим маленьким сыном. Когда сын умер, этот сподвижник не пришел на урок и Пророк (с.а.с.) спросил о нем. Узнав о смерти его сына, Пророк (с.а.с.) отправился к нему, чтобы высказать свои соболезнования.
Во время межлиса имам должен рассказать проповедь, выступить с каким-либо наставлением. В Коране сказано: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием» 16:125, и поскольку основная масса мусульман малограмотна, то имам, читая им проповедь, призывает их к пути Аллаха, что является обязательным (фарз).
Это действие является сунной, в сборнике имама Муслима приводится хадис: «Читайте Коран, ведь в Судный день он будет заступником (для тех, кто его читал)».
Аллах в Коране сказал: «Ваш Господь повелел: «Взывайте ко Мне, и Я удовлетворю вашу мольбу» 40:60. В зависимости от ситуации, эта мольба может быть желательной (если человек просит о чем-либо хорошем), добровольной (если он просит о чем-либо разрешенном) или обязательной (если он просит о чем-либо обязательном).
Ее хукм в основном сунна и Пророк (с.а.с.) побуждая к ней сказал: «Уберегите себя от огня даже (пожертвовав) бороздкой на косточке финика». Т.е. речь идет о столь незначительном подаянии.
Это действие также является сунной, один из хадисов нам сообщает: «О люди, распространяйте приветствие, кормите, поддерживайте родственные связи, исполняйте ночные молитвы, когда люди спят, и вы войдете в Рай без какой-либо опаски».
Теперь, если мы сделаем обзор всех хукмов перечисленных элементов межлисов, то придем к выводу, что у нас хукмы от сунны до фарза. Однако предлагаю не спешить с окончательным выводом и поразмышлять о функции, этих межлисов.
С моей личной точки зрения, при правильном подходе межлисы 3, 7 и 40 дней выполняют функцию сходную с функцией СМИ или каких-либо важных общественных собраний.
Как известно, в мекканский период призыва Пророк (с.а.с.), чтобы довести Ислам до большего числа людей, использовал период хаджа, когда различные племена съезжались в Мекку, другими словами Пророк (с.а.с.) использовал большое скопление народа.
В наше время возможностей распространять Ислам стало намного больше — это и газеты, и журналы, и радио, и телевидение, и интернет и мобильная связь, и пр. Но вместе с ними упомянутые межлисы тоже занимают свою нишу в средствах призыва. И наши дедушки с бабушками, а также родители были непосредственными свидетелями, как эти межлисы сохранили Ислам в среде татар. Эту функцию они выполняют и сегодня.
В связи с этим хочу подвести следующий итог: межлисы 3, 7 и 40 дней представляют собой хороший инструмент, все зависит от того, как мы ими воспользуемся. Точно также как ножом мы можем нарезать хлеб для ифтара или убить человека, точно также этими межлисами мы можем довести Ислам до людей или же оттолкнуть их. Все зависит от намерения конкретного имама.
Вспомните хадис: «Все дела по намерениям». Если имама на межлисе интересует только пища и садака и его поведение не симпатично простым верующим, то он их отталкивает от Ислама и, конечно же, такое поведение недопустимо и запретно, и может быть классифицировано как бида. Но если имам искренне выполняет свою функцию и посещает межлисы, чтобы призывать людей к Аллаху, если он, мудро подбирая необходимые аяты, хадисы и истории, рассказывает людям хорошую проповедь, делает красивое дуа и благодаря его действиям люди тянутся к вере, то такой межлис может достигнуть и степени фарза.
Надеюсь, что подобная позиция позволит примирить обе спорящие стороны и что правильное использование межлисов позволит нам сохранить и усилить роль Ислама в среде нашего народа.
Рамиль (Абдулла) АДЫГАМОВ,
Адыгамов Рамиль Камилович, кандидат исторических наук, декан факультета исламских наук Российского исламского университета, член Совета улемов Республики Татарстан.
Дата и место рождения: 02.04.1975, г. Алматы
В 1993 году закончил Алматинский технологический техникум легкой промышленности и бытового обслуживания.
1999-2001 – обучение в Татарско-американском региональном институте, на факультете лингвистики. Специальность: лингвистика арабского языка.
С 2004 года научный сотрудник Института истории при АН Республики Татарстан, отдел истории общественной мысли и исламоведения.
С 2006 года – декан факультета исламских наук исторического факультета.
С 2010 года – член Совета улемов Республики Татарстан.
Адыгамов Р.К. Исламское вероучение – Казань: 2001 – 74 с.
Адыгамов Р.К. Основы исламского права – Казань: 2003 – 123 с.
Утыз-Имяни Г. Избранное / Утыз-Имяни Г. Сост. автор введ., перев. с араб. Р. Адыгамов – Казань: 2007 – 320 с.
Знание языков: татарский, казахский, русский, английский, арабский
Правила чтения мусульманских молитв
Мусульманские молитвы — это обращения к Аллаху, выражающие благодарность за полученные блага, просьбы о помощи, защите. В Исламе правоверные используют дуа из Корана, которые разрешено произносить в любое время по велению души.
Что такое мусульманская молитва и ее значение
В Исламе через священные строки люди говорят с Господом, заручаются его поддержкой, получают нужные знания, чтобы уберечься от греховного образа жизни. Аллах слышит слова, произнесенные вслух, в уме. Намаз — обязательное действо, оно позволяет сохранить связь мусульманина с Богом, проводится 5 раз в день. Дуа разрешено произносить по мере необходимости.
Распространенные молитвы из книги Корана и Сунн имеют разное предназначение:
- на благословение Господа;
- для защиты верующего мусульманина от сглаза врагов;
- дуа, способствующие разрешению проблем;
- слова от порчи;
- провоцирующие исполнение желаний;
- от недугов, физической, душевной боли;
- молитвы на могиле мусульманского кладбища;
- на богатство, везение в работе, торговле;
- для познания любви, гармонии, спокойствия в семье;
- благодарственные строки.
Ритуальные мусульманские действия не являются обязательным атрибутом во время произнесения молитвы, они показывают серьезное отношения к традициям. Уважение к Аллаху проявляется через совершение земного поклона: опускаются на колени, замирают, поцеловав пол.
Особенности и обзор сильных молитв с переводом
Аллах слышит обращения, созданные мусульманским народом, на всех языках, рекомендуется произносить дуа на арабском, татарском или башкирском. Если молящийся незнаком с особенностями речи, предварительно изучают перевод дуа. Важную роль играет осознанность, понимание произнесенных слов: в выражениях идут отсылки к сунам, аятам, правоверные усваивают первоисточники.
Молитвы мусульмане заучивают наизусть, допустимо читать с листочка, если в тяжелый момент забыли текст, обращаются к Господу в произвольной форме.
На татарском
Намаз принято читать на арабском, человек, впустивший Аллаха в свое сердце, почитающий Коран, посещающий мечеть, воспроизводящий молитвы мусульманские на татарском языке, будет признан правоверным.
У татар сильны традиции, тексты прошений передаются от родителей к детям, которых учат правильному произношению звуков, темпу речи. Молитвенные мусульманские строки несут мощную энергетику, способны влиять на судьбу, изменять сознание. Сакральные слова не относят к колдовству, все в мире происходят по воле Аллаха.
Для наступления светлой полосы произносится мусульманская сильная молитва, приносящая успех. Правильная транскрипция:
Понять смысл молитвы, созданной мусульманским пророком, поможет перевод текста:
“Во имя Аллаха, исполненного милосердия! Мое приветствие, счастие — заходи в жилище, появись, радость, как песня, как солнечный день, светило. Орошай благословенным ливнем, приходи ко мне, молящемуся к тебе, как снега зимой, как ожидаемая холодная пора после осенних месяцев, приноси благодать. Раскрывай окошки, ворота изысканные для добра, благодарственные лучики озарят всех. Приходи, счастье!”
Разрешено включать видео-, аудиозаписи с молитвами. Приступают к мусульманскому ритуалу, умыв лицо водой, очистив сознание, избавившись от посторонних мыслей. Заниматься бытовыми хлопотами, употреблять пищу во время прослушивания дуа запрещено.
На арабском
Чтобы преодолеть трудности, избавиться от проблем, начать новый этап жизни, произносят мусульманский текст молитвы на арабском:
“Альхамду-лил-льахи-рабиль-а-альамиин, аса-алюкьа-му-уджибати-рахматик, ва-аза-аима-магфиратик, валь-и-исмата-мин-кули-занб, валь-ганимата-мин-кули-бир, вас-сальамата-мин-кул-ли-исм, льа-а-тада-а-ли-и-занбан-илльа-гафартах, ва-льа-хам-ман-ильа-фараджтах, ва-льа-ха-аджатен-хийа-льакьа-ридан-ил-льа-кадайтаха-а, йа-архамар-ра-ахими-ин”.
Понять смысл, который несет катем мусульманская молитва, поможет перевод на русский:
“Воистину восхваления достоин Господь, владыка миров. Молю, Аллах, подари милость, проявление божественного прощения, убереги от грешного, приведи к праведному. Прошу оградить от ошибочных действий. Не оставляй греха, даруй прощение, избавь от волнения, удовлетвори нужду. Ты — Наимилостивейший”.
Произносится молитва по мере необходимости, при возникновении у мусульманина желания приблизиться к Богу. Обязательно во время воспроизведения дуа благодарить Аллаха, это помогает в праведных делах.
Для заключения счастливого брака совершается 2 ракаата, произносится мусульманский священный текст:
«Алаахума-иннакьа—такдир-ва-льа-а-акдир-ва-та-альам-ва-льа-а-альам-ва-антэ-альа-йамуль-гуюб, фа-ин-ра-аита-ана (молящийся называет имя девушки/парня) хайрун-ли-и-фи-и-ди-и-ни-и-ва-дуньа-а-ва-а-ахырати-и-факдурха-а-ли, ва-ин-кьанэт-гайруха-а-хаиран-ли-и-минха-а-фи-и-ди-инии-ва-дуньйа-а-ва-а-ахырати-и-факдурха-а-ли-и».
Для понимания смысла используют перевод мусульманской действенной молитвы:
«Аллах, все подвластно Тебе, я не могу ничего поделать. Ведаешь скрытое от людей, мне неизвестно ничего. Если Ты знаешь, что (имя избранника/избранницы) — наилучшее для сохранения мусульманской веры, счастья в земном мире, будущем, окажи помощь молящему к тебе, дабы он/она стал мне мужем/женой. Коль иная лучшая для сохранения веры, счастья в мире, окажи помощь, сделай иную моей женой/мужем».
Мусульмане верят: судьба передается в волю Аллаха, если женщина/мужчина не подходит, молитва поможет найти другого человека для создания семьи.
На башкирском
Правоверные, проживающие в Республике Башкортостан, могут читать мусульманскую молитву на родном языке. Чтобы полноценно отдохнуть ночью, набраться сил, привлечь удачу, дуа произносятся перед сном.
Сначала, как заповедал пророк Мухаммад, нужно дунуть на ладошки трижды, произнести 3 суры (112-114) на башкирском:
- молитва “Аль Ихлас”;
- мусульманский сокровенный фрагмент “Аль-Фаляк”;
- “Ан-Нас”.
Тексты, предназначенные для достижения успеха в делах, здоровья, обретения счастья, любви, согласно мусульманской религии, можно произносить на башкирском. Если правоверный знает арабский, он придерживается канона, Аллах оценит его старания, возблагодарит.
Первые слова мусульманской молитвы
В Исламе существует понятие “басмала”, обозначающее первые слова сур — “Бисмиллях”, эти строки в 9 главе Корана отличаются.
Молитва на мусульманском языке начинается с произнесения имени Всевышнего, восхваления Аллаха. Перед обращением к Творцу с просьбами разрешить проблемы, даровать здоровье, счастье, земные блага, выражают почтение, демонстрируя искреннюю веру в Милосердного Бога. Поблагодарив за дарованное в жизни, человек осознает свое истинное богатство, щедрость Вседержателя.
Какие мусульманские молитвы можно читать на татарском языке
Мусульманские молитвы на все случаи жизни – это комплекс обращений к Всевышнему, содержащий восхваления и просьбы об улучшении жизненных обстоятельств. При регулярном повторении человеку с искренней душой, его окружению они помогают исполнять желания, вызывают полезные изменения в судьбе. Усилить эффект помогут переводы священных текстов на родной язык, использование татарских версий.
Правила чтения универсальных полезных дуа
Мусульманские сильные молитвы принесут пользу во всех случаях жизни, если будут прочитаны по правилам. Если иное не указано в описании к дуа, то можно использовать следующие рекомендации:
- молиться надо в чистой одежде, после омовения;
- предварительно покаяться;
- начинать стоит с зикра (упоминания Бога);
- молиться надо постоянно, не забывая о намазе;
- мусульманские священные тексты надо класть на новую, чистую ткань.
Обзор мусульманских молитв на все случаи жизни
Молитва мусульманская на удачу и здоровье на татарском, арабском, других языках принесет позитивные изменения при правильном подборе материала. Значение имеют:
- искренняя вера в силу и власть Бога;
- сильное желание получить его поддержку;
- глубокая концентрация на волнующей ситуации.
На удачу
Мусульманские сакральные молитвы для удачи во всех случаях жизни на татарском, арабском, других языках помогают исправить материальное положение, добиться денежного благополучия, успеха в работе. Для этого достаточно обращаться к Богу с мольбами 1 раз в сутки каждый день. Предварительно можно подать милостыню у храма для улучшения состояния дел в торговле.
Для избавления от проблем надо читать утром и вечером по 7 раз следующие слова молитвы, переданные мусульманскому народу Пророком Мухаммадом:
Молитва для всех случаев жизни на татарском | Перевод мусульманского текста |
Тиңдәше юк, отличного иңгән. Ул – минем надежда хуҗасы һәм Ґәреш. | Нет Бога, отличного от Аллаха. Он – моя надежда, хозяин Трона. |
Прервать период неудач поможет мусульманская священная молитва для всех случаев жизни на арабском или татарском языке для возвращения удачи. Ее читают ежедневно:
Текст на татарском | Перевод мусульманского текста |
Мин — Аллаһуның колы. Сорыйм турында воздаянии сабырлыклары җиңүе өстендә. | Я — раб Аллаха. Прошу о воздаянии за терпение победой над бедами. |
На здоровье
Мусульманские священные молитвы для улучшения здоровья во всех случаях жизни на любом языке (в том числе – татарском) дарят силы для борьбы с любыми недугами. Они же предотвращают развитие сглаза, порчи, помогают с рождением ребенка.
Попросить о помощи Господа в исцелении можно через короткую мусульманскую дуа:
Текст на татарском | Перевод на русский язык |
Аллаһы Тәгалә мине гафу, эшләмәячәк бер өлеше лаеклы җәмгыяте. | Пусть Аллах простит меня, сделает частью достойного общества. |
Допустимо использование другой мусульманской сильной молитвы от болезней на все случаи жизни, представленной в татарском или арабском языке:
Текст на татарском | Значение мусульманского текста |
Аллаһ – бердәм ходай. Ул владыка барлыгы, ул көчлерәк, барлык. | Аллах – единый бог. Он – владыка всего, который сильнее всех. |
Ритуальные
Мусульманские молитвы на татарском для всех случаев жизни используют в религиозных ритуалах. Ими сопровождают праздничные мероприятия, подготовку к намазу.
При совершении омовения читают следующие слова:
Мусульманская сильная молитва на татарском | Значение мусульманского текста |
Бердәм Аллаһ, Пәйгамбәребез Мөхәммәд аның. | Едины Аллах, Пророк его Мухаммад. |
Прими минем тәүбә һәм очищение, Ходай. | Прими мое покаяние и очищение, Бог. |
Аллаһуга мактау булсын Аллаһугадыр, далекому нче җитешсезлекләрне. Кабул итәчәк булсын минем прошение турында прощении, тәүбә. | Хвала Господу, далекому от недостатков. Примет пусть мое прошение о прощении, покаяние. |
Вечерние приемы пищи во время месяца Рамадан (ифтар или разговение) сопровождают другими мусульманскими сакральными молитвами для всех случаев жизни на татарском:
Текст молитвы на татарском | Перевод мусульманского текста молитвы |
Постился өчен Әфәнделәр, разговелся благами аны веря һәм билалет. Булсын гафу минем үз. Аллаһуга мактау булсын аңа. | Постился для Господа, разговелся благами его, веря и надеясь. Пусть простит меня со своей безграничной милостью. Хвала ему. |
Другие
Мусульманские сильные молитвы на татарском, других языках для всех случаев жизни помогут и в других ситуациях.
Улучшить сон помогут мусульманские священные молитвы на арабском и татарском языках из Корана для всех случаев жизни. Надо читать вечером 2 завершающих аята суры Аль-Бакара:
Татарские слова молитвы | Значение мусульманского правоверного текста |
Сезләрдән диненнән расүлне. Саклаганнар алар фәрештәләр, Писание Аллаһуның. Диләр: «Повинуемся һәм тыңлыйбыз, гафу сорыйбыз, көтәбез, кайт к Ходайга». | Верующие уверовали в посланника. Верят они в ангелов, Писание Аллаха. Говорят: «Повинуемся и слушаем, просим прощения, ждем возвращения к Богу». |
С помощью мусульманских сакральных молитв для всех случаев жизни на татарском или арабском языке можно установить защиту от негативного магического воздействия, зла шайтана. Они помогут обезопасить дорогу и дом, успешно разрешить спорную ситуацию. Достаточно прочесть:
Мусульманский текст молитвы на татарском языке | Значение |
Аллага шөкер, ул коткарыр барлык от шайтана, башка явыз. | Слава Аллаху, который защитит всех от шайтана, другого зла. |
Для очищения дома от негативной энергетики, развития духовности у обитателей используют свечу и особые слова на татарском. Превратит в крепость квартиру следующая мусульманская сильая молитва для всех случаев жизни:
Текст молитвы на татарском | Перевод |
Аллага шөкер, ул сохранит торак от начар кешеләр. | Слава Аллаху, который сохранит жилище от сглаза, плохих людей. |
Тексты татарских дуа на все случаи
Мусульманские молитвы для всех случаев жизни стоит читать в оригинале на арабском или татарском языках. Допустим перевод на родной для себя язык, что облегчит понимание.
Для любой ситуации подойдет универсальное обращение к Богу на татарском языке:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Повторять мусульманскую священную молитву для всех случаев жизни для достижения счастья надо по 7 раз за день. Дополнять ее можно татарскими дуа на все случаи жизни, их переводами в русский язык.
Изменит жизнь к лучшему русскоязычный аналог мусульманской татарской молитвы для всех случаев, которую можно читать или слушать:
«Именем Аллаха заклинаю на счастье. Пусть оно будет покровителем по жизни, станет защитой от бед. Пусть прольется в жизни дождь изобилия, принесет благополучие».
При регулярном использовании мусульманские слова на татарском, арабском или русском языках принесут успех во всех случаях жизни, исцелят тело, душу.
Мусульманские молитвы на арабском, татарском, русском, других языках привносят в жизнь всех молящихся людей размеренность, порядок. Они наделяют уверенностью в случае регулярного повторения, открывают истинный путь, избавляют от зла, ненависти, зависти.
Как правильно упокоить душу умершего: чтение дуа
Дуа за умершего — это особый вид исламской молитвы, которую произносят за умершего человека. Родные покойного просят Аллаха о помещении души усопшего в райский сад и прощении всех прижизненных грехов. Неизбежность ухода в загробный мир трактует нормы поведения, которым должен следовать каждый верующий.
Почему важно читать дуа за умерших
Умершим родителям и родственникам необходимо, чтобы живые читали за них дуа. Земной путь окончен, в загробную жизнь покойный отправляется с грузом своих греховных деяний. Через молитвы из Корана за усопшего можно донести до Аллаха просьбу простить умершему его проступки, даровать вознаграждения за благие дела.
Дуа, прочитанные родными, способствуют отпущению грехов покойного и облегчают его участь в ином мире. Началом пути считается помещение тела умершего в могилу. Происходит отделение души от физической оболочки, но мертвый все чувствует, видит, радуется, грустит. Поддержка близких для души усопшего через чтение дуа и сур является лучом света.
Посланником Аллаха Абу Давуд, сказано, что все дела умершего прекращаются. Исключением являются непрерывные милостыни, получаемые людьми знания, несущие полезность для общества, молитвы детей о своих родителях.
Тексты на арабском и как читать дуа по умершему мусульманину
Все возносимые дуа с обращением за умерших лучше делать в момент наибольшей вероятности быть услышанными Аллахам. Благоприятными для мольбы являются пятница, курбан-байрам, восход и закат солнца каждого дня. Пророк Мухаммад произносил их при совершении джаназа-намаза (заупокойной молитвы), допустимо совершение молебен за умершего близкого в любое подходящее время.
Читать дуа на похоронах у мусульман следует по подобию мольбы Пророка, ведь его слова сунны содержат правильные изречения по воле Аллаха, являются самыми точными и верными.
Перед смертью
Для умирающего человека перед смертью необходимо читать дуа на арабском языке, чтобы облегчить путь к вечной жизни. Текст молитвы:
«АллахуммаГфир ЛяХу (ЛяХа), ВаРхам-Ху (Ха), ВаАфиХи (Ха), ВаФу ‘АнХу (Ха), ВаАкрим НузуляХу (Ха), ВаВасси’ МудхаляХу (Ха), ВаГсиль-Ху (Ха) БиЛьМа’и, ВаС-сальджи ВаЛьБаради, ВаНак-КыХи (Ха) МинАль-ХатайаКя-МаНаккайтаС-СаубаЛьАбйада МинАдДанаси, ВаАбДильХу (Ха) ДаранХайран МинДариХи (Ха), ВаАхлянХайран МинАхлиХи (Ха), ВаЗауд-ЖанХайран МинЗауджиХи (Ха), ВаАдхыльХу (Ха) ЛьДжанната ВаА’ызХу (Ха) МинАзабиЛьКабри ВаАзабиН-нари».
В тексте молитвы дуа возносятся просьбы Аллаху простить, помиловать, избавить от мучений умирающего мужчину (женщину). Милостью Всевышнего молящийся взывает даровать благословение на просторную могилу, омываемую водами, отпустить все прегрешения, а в раю дать приют, семью, лучших жен. Перевод повествует о просьбе защитить умершего от мук прибывания на кладбище и сожжения огнем.
Для избавления от мучений умирающего и дарования безболезненной смерти произносится дуа:
«Аллахумма, ‘АбдуКя ВаБну АмаТиКя ИхтаджяИляРахматиКя, ВаАнта ГанийунАн ‘АзабиХи! ИнКянаМухсииан, ФаЗидФи ХасанатиХи, ВаИнКяна МуСи’ан, ФаТаджаваз ‘АнХу».
При соболезновании
Соболезнование родственникам умершего принято выражать в первые дни смерти до погребения, когда горе и посетившая беда являются морально тяжелым испытанием для близких. Пророк Мухаммад говорил, что выразившим сочувствие даруется вознаграждение. В хадисе сказано, что если принесены соболезнования от родных по крови или вероисповеданию через дуа, то Всесильный в День Суда покроет его одеждами, олицетворяющими великодушие человека.
При высказывании слов поддержки близким умершего следует произнести текст дуа при соболезновании на арабском языке:
«ИннааЛилЛяяхи ВаИннаа ИляйхиРааджи‘уун».
В Священном Писании Корана говорится, что человеческая жизнь непременно будет подвержена испытаниям, приносящим слезы, поможет выявить нравственный уровень души и осознанность совершаемых деяний. Пророк говорит, что стойких и непоколебимых Господь оберегает. В случае наступления беды следует произнести слова дуа:
«Мы во власти Бога. К нему и возвратимся».
Усопшим родителям до 40 дней
Поминание умершего на 40 день после похорон проходит в виде трапезы в 2 помещениях – отдельно для мужчин и женщин. Переговариваться и выставлять напоказ слезы не принято, но почитается тихое произнесение молитвы при условии совершенного накануне намаза.
Мусульманские дуа усопшим родителям до 40 дней может звучать в 3 вариантах:
«ЛяИляхаИлляЛлахуЛь—’АзымуЛьХалиму, ЛяИляха ИлляЛлаху, РаббуЛь-‘АршиЛь—’Азыми, ЛяИляхаИлляЛлаху, РаббуСсамавати, ВаРаббуЛьАрдиВа РаббуЛь-‘Арши-ЛьКярими».
«Аллахумма, РахматакяАрджу, ФаЛяТакильни ИляНафси ТарфатаАйнин ВаАслих ЛиШа’ниКулляху, ЛяИляха ИлляАнта».
«АллахуАллаху, РаббиЛя УшрикуБихиШай’ан».
За упокой
Дуа произносится, когда умершему закрывают веки. Молящийся просит у Всевышнего простить, возвысить душу покойного для правильного пути, направить его в рай, а могилу сделать просторной:
«Аллахуммягъфир (имя умершего) УарфягъДяраджятаху ФильМадийиня УахлюфхуФииА’къыбихи ФильГъабирииняУагъфирляня УаЛяхуЙя РаббяльАляямиин. УафсиЛяхуФии КъабрихиУаНяууир ЛяхуФиих».
При посещении кладбища над могилой произносят дуа за упокой душ матери, отца или других родственников:
«АссалямуАлейкум! ДарраКауминМукъминина, УаАтакум МаТуадуна, ГаданМуаджжалюна, УаИння, Иншаллах, БикумЛяхикун. АллахумАгфирли АхлиБакиильГаркад».
Данная молитва служит приветствием умерших в их последнем пристанище. Дуа повествует о том, что на все произошедшее воля Аллаха. Молящиеся при помощи данной мольбы просят простить прегрешения усопшим.
Еще один текст за упокой произносится так:
«АссалямуАлейкум, ЙааАхлиль-Кубур. ЯгфирулляхуЛя НауаЛякум. АнТум Саляфуна, УаНахНу БильАсаар».
Молящийся данными словами приветствует находящихся под землей и просит у Всевышнего простить умерших за их грехи.
За умершего родственника после похорон
Когда погребение состоялось необходимо совершение погребальной молитвы с прочтением дуа. Джаназа-намаз совершается в несколько этапов:
- Ритуальное омовение.
- Произнесение мольбы:
«CубханакаллахуммаУаБихамдика, УаТабаракасмука, УаТааляДжаддука, УаЛяИляхаГайрук».
Восхваляется Аллах и обозначается как единственный достойный поклонения и наделенный силой.
Читается дуа с просьбой благословления Пророка и его семьи Аллахом, как единственным достойным восхваления:
«АллахуммаСалли ‘АляМухаммадинУа ‘АляАлиМухаммад. КямааСаляйта ‘АляИбрахиимаУа ‘АляАлиИбрахиима, ИнНакяХамийидунМаджиид. АллахуммаБарик ‘АляМухаммадинУа ‘АляАлиМухаммад. КямааБаракта ‘АляИбрахиима Уа ‘АляАлиИбрахиима, ИнНакяХамийидунМаджид».
«АллахуммаГфир ЛяхуУархамх, УаАафихиУагъфу‘Анх, УаАкримНузуляху УаУасси‘ Мудхаляуу, УагсыльхуБильМа’иУасСалджи УальБарад. УаНаккыхи Миналь-ХатайаКямяЮнака-С-СаубульАбъяду МинадДанас. ВаАбдильхуДаран ХайранМинДаарих, УаАхлянХайранМинАхлих, УаАдхыльхулДжаннатаУа КыхиФитнатальКабэри УаГазабанНар».
На поминках
Когда погребение умершего совершилось, следует прочесть дуа к Великому:
Данный текст в переводе с арабского языка трактуется как прошение Аллаха простить усопшего.
На поминках умерших родителей родственники произносят специальное дуа:
«АллахуммяГъфир ЛихийяняУаМяййитиня УаШяхидиняУага-И-БиняУа СагъыириняУаКябииириня УаЗякяриня УяУнсяня. АллахуммяМян АхйайтяхуМиння Фя-АхйихиА’ляль-Ислями УаМян ТяуяффяйтяхуМиння ФятяуаффяхуА’ляль-Имян. Аллахуммя ЛяТяхримня АджрахуУаЛя ТудылляняБя’дях».
Молящий взывает даровать жизнь по нормам ислама, а мертвым – покой в веровании. Всевышнего просят не лишать наград за терпеливое нахождение в испытаниях.
Можно ли с помощью дуа помочь умершему
Существуют как приверженцы идеи, что дуа может помочь умершему, так и противники. В качестве примера в пользу необходимости произнесения молитв приводится аят Корана, в котором говорится о сострадательности и милосердии Господа к людям, которые приобщены к вере раньше молящихся. Аят является подтверждением того, что за покинувших мир предков можно попросить о прощении, эффективность молитвы доказана.
Среди противников теории о возможности повлиять на путь души умершего при помощи молитв представлены аргументы:
- мусульманин не должен надеяться на получение собственных благ за счет дуа от другого верующего;
- умершие получают только те награды, которых достигли сами;
- согласно трактовке сур Корана в день Суда потомки возложат на чашу весов своих предков праведные деяния.
Каждый человек вправе рассчитывать после смерти на дуа и доброе слово из уст своих детей, но важнее пройти жизненный путь, не поддавшись искушениям и грехопадению. Любовь к Богу и гармоничное сосуществование с людьми откроют дорогу на пути в рай.
Как дуа может помочь умершему человеку
Тема смерти – одна из ключевых в любой религии. И это неудивительно, ведь именно мысли о неизбежном уходе в Вечный мир во многом определяют поведение верующих в земной жизни.
В исламе большое внимание уделяется заботе о том, чтобы человек удостоился лучшей участи после смерти. Родственники, друзья и близкие покойного, как правило, молят Всевышнего поместить душу умершего в райские сады и простить его прегрешения. Этой цели служат различные дуа, тексты которых приведены ниже. Оказывшись рядом с умирающим человеком, в момент, когда покойному закрывают глаза, желательно обратиться к Аллаху со следующей мольбой:
«Аллахуммягъфир (назвать имя покойного) уарфягъ дяраджятаху филь-мадийиня уахлюфху фии а’къыбихи филь-гъабирииня уагъфирляня уа ляху йя раббяль аляямиин. Уафси ляху фии къабрихи уа няууир ляху фиих»
Перевод смысла: «О, Аллах! Прости (имя покойника), возвысь его степень среди ведомых правильным путём, стань его преемником для тех, кто останется после него, прости нас и его, о Господь миров! И сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»
Многим мусульманам известна фраза, которую следует произносить, услышав весть о чьей-либо кончине:
إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ
Иння лиЛляхи, вя иння иляйхи раджигун
Поистине, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!
Непосредственно после погребения желательно обратиться к Всевышнему со следующими словами:
«Аллахуммя-гъфир ляхуллахуммя сяббитху»
Перевод смысла: «О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!» В жизнеописании Милости миров Мухаммада (с.г.в.) упоминается, что обычно по завершению погребения Пророк (с.г.в.) стоял несколько минут у могилы, а затем обращался к собравшимся: «Молите (своего Творца) о прощении для вашего брата (сестры) и просите, чтобы Аллах (его либо её) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему (ей) задают вопросы» (Абу Дауд и аль-Байхаки). В дальнейшем, вспоминая ушедших в иной мир братьев и сестёр, мусульмане прибегают к специальным дуа –их можно читать как на родном языке, так и на арабском. Вот некоторые примеры таких молитв:
«Аллахуммягъфир-ляху уархямху уагафихи уагъфу а’нху уа акрим нузулляху уа уасси’ мудхъаляху уагъсильху биль-мя-и уассяльджи уабяради уа някъкыхи миняль-хъатаайа кямя някъкайтяль-сяубяль-абйяда миняд-дяняси уа абдильху дяран хъайран мин дярихи уа ахлялЬ хъайран мин ахлихи уазяуджян хъайран мин зяуджихи уа-аджильхуль-джяннятя уа агъинзху мин а’зябиль-кабри уа а’зябин-няр»
Перевод смысла: «О, Аллах, прости его и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость. И окажи ему хороший приём, и сделай место его входа (имеется ввиду могила – прим. Islam.Global) просторным, и омой его водой, снегом и градом (т.е. метафорически выражается просьба об оказании покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения – прим. Islam.Global), и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня!» (Такой текст дуа приведён в хадисе, переданном Муслимом)
«Аллахуммя-гъфир лихийяня уа мяййитиня уа шяхидиня уага-и-биня уа сагъыириня уа кябииириня уа зякяриня уя унсяня. Аллахуммя мян ахйайтяху миння фя-ахйихи а’ляль-ислями уа мян тяуяффяйтяху миння фятяуаффяху а’ляль-имян. Аллахуммя ля тяхримня аджраху уа ля тудылляня бя’дях»
Перевод смысла: «О, Аллах, прости нашим живым и мёртвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О, Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О, Аллах, не лишай нас награды на него (то есть награды за терпение во время испытаний – прим. Islam.Global) и не сбивай нас с пути после него (т.е. после его смерти)!» (Встречается в сборниках хадисов Ибн Маджи и Ахмада).
Перевод смысла: «О, Аллах, поистине (имя покойного) находится под Твоим покровительством и защитой, упаси же его от искушения могилы и мучений огня. Ведь Ты исполняешь обещания и проявляешь справедливость! Прости же его и помилуй его, поистине, Ты – Прощающий, Милосердный!» (Эта дуа приведена в хадисах от Ибн Маджи и Абу Дауда).
«Аллахуммя а’бдукя вябню амятикя ихтяджя иля рахмятикя уа антя гъаниййун а’н а’зябихи ин кяня мухсинн фязид фии хясянятихи уа ин кяня мусии-ан фятяджяузз а’нху»
Перевод смысла: «О, Аллах! Раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» (Текст дуа по хадису, переданному аль-Хакимом).
Существует также отдельное дуа, к которому прибегают в ситуации вознесения заупокойной молитвы за умершего ребёнка:
«Аллахуммя-джа’лху ляня фяратан уа сяляфян уа аджран»
Перевод: «О, Аллах, сделай так, чтобы он опередил нас (в раю) и стал нашим предшественником и наградой для нас!»
Дуа на кладбище
Известно, что мусульмане регулярно навещают могилы своих близких и предков. Посещение кладбищ входит также в традицию проведения главных исламских праздников – Ид аль-Адха (Курбан-байрам) и Ид аль-Фитр (Ураза гает).
Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) рассказывала, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) нередко ходил на погост Аль-Баки и произносил такой текст дуа при входе на кладбище:
«Ассаляму алейкум! Дарра каумин мукъминина, уа атакум ма туадуна, гадан муаджжалюна, уа иння, иншАллах, бикум ляхикун. Аллахум-агфирли ахли Бакииль-Гаркад» (хадис от Муслима)
Перевод смысла: «Мир вам! О те, кто пребывает в обители правоверных, наступило обещанное, а завтра придёт черёд и нам, и, воистину, будь на то воля Господа, мы придём к вам. О, Всевышний! Прости грехи погребённым на Баки».
Кроме того, во время пребывания в местах массового захоронения людей можно произнести слова:
«Ассаляму алейкум, йаа ахлиль-кубур. ЯгфируЛляху ля науа лякум. Ан-тум саляфуна, уа нах-ну биль-асаар» (Тирмизи)
Перевод смысла: «Мир вам, находящиеся под землёй (в могилах). Пусть простит Всевышний как вас, так и нас. Вы перешли в мир иной раньше, а мы будем следующими».
Доводы тех, кто выступает «за»
Для начала необходимо привести аргументы, которые позволят утвердительно ответить на поставленный выше вопрос: 1. В Священном Коране приводится аят, в котором описывается, как новые поколения мусульман будут просить прощения за своих умерших предшественников:
«А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный»» (59:10)
Аргументы противников мольбы за умерших
Можно привести ещё множество других доводов в пользу необходимости совершать от имени умершего благие поступки. Однако представители мутазилитской школы в Средние века решительно выступали против этого. Приведём некоторые их аргументы: 1) Мутазилиты, проповедовавшие в своих трудах необходимость опираться исключительно на разум при изучении Священного Корана, приводят следующий аят:
«Каждый человек является заложником того, что он приобрёл» (74:38)
Они утверждают, что человек не может рассчитывать на успех за счёт других людей. Однако мутазилиты упускают из внимания тот факт, что в аяте речь идёт только о греховных деяниях. На благие поступки аят не распространяется. 2) Частым инструментом в руках мутазилитов выступал другой аят Священного Корана:
«Человек получит только то, к чему он стремился» (53:39)
Из этого следует вывод, что раб Аллаха не может рассчитывать на деяния, совершённые другими людьми. Однако ответить на этот довод мутазилитов можно сразу с нескольких позиций. Начнём с того, что приведённый аят является отменённым. Его правовая составляющая заменена аятом из суры «Гора»:
«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (52:21)
Исламские богословы трактуют этот текст Священного Писания в том русле, что в Судный день праведные дети родителей смогут утяжелить их чашу весов, в которой будут находиться благие поступки. Об этом же говорится в приведённом выше хадисе о трёх вещах, которые будут приносить человеку божье воздаяние после смерти. Далее стоит отметить, что в приводимом мутазилитами аяте речь идёт о неверных и тех, кто лицемерно прикрывался исламом. В некоторых риваятах приводится, что человеком, который упоминается в аяте, является Абу Джахль, принесший много вреда первым мусульман и ушедший из этого мира в неверии. Таким образом, мутазилитский взгляд на рассматриваемый вопрос отвергается подавляющим большинством мусульманских учёных.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ассаляму аляйкум. Знакомые попросили читать суру «Ясин» своему умершему родственнику. Какое количество надо читать: 40 или 41? И еще один вопрос: если не успеваешь прочитать данное количество до 40 дней, можно ли в день читать по 2 раза суру «Ясин», чтобы уложиться с количеством до 40 дней?
Собираю молитвы и прочие священные тексты с целью их сохранения. Вся информация представлена «как есть» и не преследует цель оскорбить Ваши чувства.
Вопросы по работе ресурса или модерации размещенной информации, принимаются через контактную форму сайта.